Пугающие последствия раннего развития

Когда раннее развитие приводит к отставанию

Пугающие последствия раннего развития

О вреде раннего развития детей, всех этих бесконечных кружков по лепке, повышению интеллекта и освоению языков с шести месяцев наконец-то стали громко говорить.

Однако чаще всего специалисты ведут разговор в мягких тональностях: ребёнок не доиграет с родителями и утратит с ними связь, он будет уставать, потеряет мотивацию и навыки самостоятельности. Меж тем проблема перезанятости детей разнообразными курсами куда серьёзнее.

И чрезмерное увлечение ими может быть не только вредно, но и опасно. Разницу чувствуете? Есть на ночь пирожные вредно, а есть незнакомые грибы — опасно. Так и с ранним развитием.

Рассылка «Мела»

Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу

На мой взгляд, первая и главная опасность занятий для малышей заключается в их прекрасном маскировочном эффекте. Приведу пример из жизни.

Я знаю семью, у которой ребёнок в полтора года выучил названия многих экзотических животных: он знает жирафа, бегемота, кашалота, знает марки машин и даже делает попытки разобраться в видах динозавров. Всему этому его учат с шести месяцев по специальной программе.

Свободное время родители занимаются с ним по карточкам, водят на кружки. Однако выяснилось, что у ребёнка тяжёлые нарушения в работе мозга. Дело в том, что он узнавал животных только на конкретных карточках.

Когда же ему подарили несколько книг с авторскими иллюстрациями, он не смог узнать на них даже кошку. Ребёнок думал, что «жираф», «бегемот» и «кашалот» это названия карточек. На поверку оказалось, что у ребёнка трудности с абстрактным мышлением и воображением.

Этот пример иллюстрирует довольно частую проблему: родители считают, что залог успешного развития лежит в постоянной занятости. С ребёнком всё время занимаются, ребёнок демонстрирует чудесную память. На этом основании родители делают вывод, что воспитывают гения. На самом же деле их ребёнок отстаёт в развитии.

Вы замечали, что эрудитов на порядок больше, чем интеллектуалов? И что хорошая память при скромном уме встречается гораздо чаще, чем она же при уме блестящем? Всё потому, что запомнить гораздо легче, чем подумать.

Выучить 100 существительных легче, чем научиться использовать один глагол

А освоить глаголы действия «идти», «стоять», «сидеть» легче, чем такие выражающие личные потребности слова, как «пить», «есть», «писать». Ещё сложнее запомнить «нет». И уже совсем сложно — «да». Благодаря кружкам развития у нас появляются двухлетние дети, знающие наизусть весь атлас животного мира, но не способные попросить пить или сказать «нет».

Более того, я встречала детей, которые в два года не умели нюхать, дуть на горячее. Видимо, им не давали ароматную краюшку хлеба или красивый цветок, приговаривая «понюхай, как вкусно пахнет». Не учила мама, что нужно подуть, если не хочешь обжечься кашей. Встречала детей, которые не знают слов «больно», «болит», даже в форме «бобо».

И ладно бы речь шла только о запущенных случаях, где семьи детьми не занимаются. Нет, такие дети есть и среди тех, кого постоянно водят развиваться. Среди трехлеток имеются такие, кто знает несколько десятков и даже сотен иностранных слов, но не умеет одеваться, застёгивать липучки, вешать одежду на крючок и самостоятельно чистить зубы.

Играть действительно нужно

Люди не верят, когда им говорят, что ребёнок учится через игру. И учится от близких. Не верят, что для ребёнка в полтора года важнее «Школы семи гномов» является возможность потрогать кошку, собирать два часа пылинки с пола, измазаться в грязи и слепить свой первый снежок.

Не верят, потому что им просто и доступно никто не объясняет, а доверять априорным утверждениям наш человек не привык. В 2013 году ООН была вынуждена закрепить право на игру в Декларации прав ребёнка.

Основная задача поправки — борьба с коммерциализацией детства, сверхзанятостью ребёнка и некомпетентностью родителей.

Почему игра важна в жизни ребёнка

Возможно, родителям, которые не оставляют ребёнку свободного от занятий времени, стоит почитать немного о работе зоологов, этологов. Тех, кто изучают фундаментальные поведенческие законы всех живых существ. Тогда они узнают, что не удастся выпустить на волю хищников, которые с младенчества росли одни и не имели партнёров для игры.

Известный зоолог Ясон Бадридзе в ходе работы по воспитанию в неволе готовых к самостоятельной лесной жизни волков выяснил, что волки не смогут охотиться, если они не играют друг с другом в детстве. Более того, для игры им нужен максимально сложный ландшафт. Волчата, которые воспитывались у Бадридзе в пустом вольере, не могли научиться охоте.

Они элементарно не умели предугадывать, по какой траектории побежит олень, на какой скорости нужно его перехватывать. Они не могли организовать коллективную охоту, потому что ни один не научился рассчитывать свои силы. Зато волчата, которые играли друг с другом в догонялки посреди развалов камней, коряг, имитации леса, выросли в полноценных волков и сумели освоить охоту.

Чем интеллектуальней животное, тем важнее для него игра в детстве.

У нас, к сожалению, принято льстить себе утверждением, будто мы далеко ушли от животных. Да, в общем-то, нет. Не так далеко, как хотелось бы

И нам в детстве страшно нужна игра. Нужна возможность не просто играть, но и наигрываться вдоволь. До усталости, до удовлетворения. Особенно это важно для детей с творческим потенциалом.

И вместо художника получается солдат…

Второй опасный эффект кружков раннего развития в их режиме. Крайне удручают всевозможные «творческие» занятия, кружки лепки для годовалых, уроки рисования пальцами для полуторалетних. В таком возрасте эта деятельность должна быть свободной.

Недавно в одном популярном интернет-сообществе, посвящённом раннему развитию, родители обсуждали проблему: как заставить ребёнка заканчивать занятия лепкой или рисованием по часам, как сделать так, чтобы он потом не бегал по дому с массой для лепки и не мазал краску на обои. Детям год-полтора, а из них уже делают солдат с режимом. Но дело в том, что творчества по часам не бывает.

Это понимала даже советская власть. Она не могла загнать писателей, поэтов, музыкантов, художников, скульпторов и других на работу от звонка до звонка. Но и оставить их публично неработающими тоже не решалась — это стало бы ударом для всей советской трудовой идеологии. Поэтому в стране придумали разнообразные творческие союзы.

Они были созданы не только для контроля интеллигенции, но и с целью маскировки их незанятости. Даже Сталин понимал, что художник не будет работать по часам. А наши молодые мамы не понимают.

Сегодня творческие профессии приобрели огромный престиж, потому что впервые, пожалуй, в истории человечества свободный труд, возможность не иметь начальства, право самому распоряжаться собственным временем были открыто объявлены ценностью.

Людям свободных профессий общество всегда завидовало, но только сейчас стало делать это открыто. Российские родители делятся на три равные группы: одни хотят сделать из детей чиновников, другие — успешных учёных, а третьи — творческую элиту.

Знайте же, мамы и папы: большого учёного не вырастет без просиживания за книгами до глубокой ночи. Писателя не получится из того, кто в детстве не сидел за своими стихами и первыми рассказами до утра. И не станет художником ребёнок, которому выдают краски строго по часам

Хотите развить в ребёнке творческие способности? Не ограничивайте его в порыве рисования. И в любом другом порыве.

Вопреки обывательскому мнению, художниками становятся не те, с кем с пелёнок регулярно занимаются, но те, кто имел возможность по полдня складывать в коробочку собранные с пола пылинки, кто месил руками грязь или упоенно ловил в траве кузнечиков. Потому что у этих детей развита моторика, работает воображение и им знакомо чувство увлечённого нетерпения.

Детям, которые вместо свободной прогулки рисуют по команде в компании случайных людей кляксы, не знакомо ничего из этого.

Вашим ребёнком займутся выпускницы ПТУ

Третья опасность, с которой сталкивается отведённый в школу раннего развития ребёнок, заключается в низкой компетенции преподавателей. Как правило, работают в лучшем случае молодые выпускники педагогических или психологических вузов. Много преподавателей со средним профессиональным образованием.

Или вовсе без профильного образования. Правда такова: если у вас высшее образование, если ваша карьера позволяет вам тратить тысячи, а то и десятки тысяч рублей в месяц на занятия с ребёнком и развивающие игрушки, вероятно, вы более развиты, чем подрабатывающая в студии для малышей студентка педколледжа.

И, стало быть, общение с вами принесет ребёнку больше пользы. Я наблюдала за занятиями в нескольких кружках. И просмотрела много любительского видео из таких студий по всей России: увы, но часто преподаватели говорят с чудовищными ошибками, просторечиями, придерживаются устаревших методик.

Более того, в кружках и игровых комнатах чаще встречаются дешёвые однообразные игрушки и дешёвый раздаточный материал: пластик, яркие краски. Встречаются игрушки, которые Международной ассоциацией игры названы угнетающими: всевозможные говорящие звери, поющие микрофоны, малиновые жирафы и розовые львы.

С такими преподавателями и с такими игрушками ребёнок только деградирует.

Фрустрирующее обучение

Хуже занятий на пластиковых калабашках с 20-летней студенткой для ребёнка может быть разве что развивающее телевидение.

Надо сказать, что западный мир уже пережил бум популярности развивающих видео для самых маленьких. Так, Американская академия педиатрии с 1999 года рекомендует детям до двух лет не показывать никаких фильмов.

Войну развивающему видео давно объявили Канада, Великобритания, где объем рынка этих товаров к концу 2000-х годов оценивался в миллиарды долларов. Ролики для детей 0+ строятся по клиповому типу: яркие картинки быстро сменяют друг друга, периодически идут громкие звуки.

Это заставляет младенца завороженно следить за происходящим на экране. Любопытный анализ такого фильма публикует Центр психолого-педагогической экспертизы игр и игрушек МГППУ М. В. Соколова. Взята одна серия фильмов для детей «Я все могу», основанной якобы на методике «Вообрази-Сообрази-Преобрази».

Оказалось, что в 20-минутном фильме вмещаются 160-170 эпизодов на 70 сюжетов по каждой выбранной тематике. При этом в новостной программе, например, за 30 минут предлагают 70-90 сюжетов и пять-семь тем.

Как заложить основы успешного будущего и при этом не навредить ребёнку

Британская ассоциация педиатров назвала видео для младенцев глубоко опасным: оно фрустрирует ребёнка, негативно влияет на развитие мозга, портит зрение, а, главное, лишает ребёнка полезного общения со взрослыми.

Развивающие видеофильмы для детей угнетают его психику, фантазию и способность концентрировать внимание. Если вы сажаете ребёнка перед телевизором, польза от этого только одна — вы получаете свое собственное свободное время.

Ребёнок же недополучает игры, общения с родителями и с самим собой.

Право на одиночество

Да-да, ребёнок первых лет жизни должен иметь возможность вдоволь играть и вдоволь общаться с самим собой. Одиночество для ребёнка чрезвычайно важно. Потому что именно в одиночестве у него начинает работать фантазия, воображение.

Ребёнок, который все время занят, все время на виду у родителей, сверстников, педагогов, не имеет возможности подумать. Детей, которые не бывают заняты сами с собой, сразу видно.

Не поверите, но они хуже говорят, медленнее соображают, меньше выдумывают.

Один из главных врагов ребёнка — миф о необходимости социализации

О том, что он должен как можно раньше начинать общаться с чужими людьми. В итоге родители считают, что их ребёнку будет мало общения с тридцатью случайно подобранными людьми восемь часов в день, пять дней в неделю.

Они начинают с полугода водить ребёнка на курсы якобы для установки навыков общения. Если ребёнку повезло и он не идет хотя бы в ясли, то с полутора лет его вместо яслей обязательно поведут на кружки.

Чтобы учился и социализировался.

Скажите честно, у кого из вас есть потребность по восемь часов в день находиться в коллективе из 30 человек? С друзьями каждый день по столько часов у всех есть желание общаться? То-то же!

Чем меньше ребёнок, тем меньше у него потребностей в общении и тем важнее для него возможность быть одному и в привычной обстановке.

Те, кто лишает своего ребёнка права увлечься игрой в одиночестве, рискуют вырастить ребёнка не просто посредственного, но и отстающего в развитии. Что у такого ребёнка не будет воли, самостоятельности и интереса к жизни, это ещё полпроблемы.

Куда страшнее, что перегруженность общением, режим и строгие занятия могут сказаться на способности ребёнка думать, размышлять, воображать.

Он будет знать по картинкам все флаги мира и всех животных саванны, но не сообразит, что делать, когда потеряется в магазине.

Если вы хотите вырастить ребёнка умного и творческого, дайте ему время для свободы. Для лени. Для ничегонеделания. Хотя бы лет до десяти. Если вам нужен исполнительный солдат с набитой информацией, словно опилками, головой, самое время записаться в кружки развития.

7 вещей, которым классно учиться вместе с LEGO Education

8 отличных настольных игр из советского детства

6 странных (и не очень) способов лечить грипп

Источник: https://mel.fm/blog/anastasiya-mironova/4692-kogda-ranneye-razvitiye-privodit-k-otstavaniyu

Последствия раннего развития

Пугающие последствия раннего развития
12 Январь 2015      admin74       страница » Развитие детей        508

Многие молодые родители задают себе вопрос: стоит ли торопить события и заниматься с малышом по углубленным методикам с раннего возраста? Выбор таких методик сегодня просто огромен, и разнообразные студии и школы гарантируют высочайший результат в короткие сроки. Но они умалчивают, что последствия раннего развития ребенка зачастую непредсказуемы и могут быть как положительными, так и отрицательными.

Перспектива обучения малыша математике или чтению с двухлетнего возраста, с одной стороны, заманчива, ведь он гарантированно готовится к школе, овладевает необходимыми знаниями, удивляя родителей и знакомых своими успехами и значительно опережая сверстников.

С другой стороны, практика показывает, что далеко не каждый малыш, с которым начали заниматься по методикам раннего развития, становится гением. Нередко уже в начальной школе он сравнивается по знаниям и наличию навыков со сверстниками, а иногда и отстает от них.

Что обещают авторы методик раннего развития?

Авторы современных методик раннего развития детей в качестве аргументов «за» приводят их соответствие реалиям нового времени. Дескать, темп жизни увеличивается, научно-технический прогресс стремится вперед, и мозг человека должен быть подготовлен к восприятию сложной и многообразной информации. Если начать обучаться с шести – семи лет, можно просто не успеть освоить все!

Второй аргумент – опора методик раннего развития на последние научные достижения, которые доказывают, что современные дети не похожи на своих сверстников из предыдущих поколений. Они более любознательные, быстрее овладевают технологиями, потенциально способны удерживать в памяти много информации.

Третий – у детей много времени именно в раннем детстве, а потом традиционная школа не позволит применять высокоэффективные методики, так что сейчас или никогда!

Так ли это?

Дело в том, что компетентность человека состоит из знаний, умений и навыков. И если знания, и даже умения, можно преподать, то в навыки они преобразуются при самостоятельном использовании на протяжении длительного времени. Те знания, которые не используются, «стираются» из памяти.

Если следовать этой логике, то последствиями раннего развития ребенка должны становиться более высокие компетенции детей в тех видах деятельности, которые свойственны их ровесникам. Например, в игре. Но педагоги отмечают, что этого не происходит, хотя ребенок может лучше читать, считать, удивлять всех знанием иностранного языка.

Это говорит о том, что признаками развития нужно считать не только знания, но и навыки взаимодействия с людьми, познавательную активность, способность сопоставлять факты окружающего мира.

Иными словами, теоретически можно в три года прочитать «Сто лет одиночества», но какой в этом толк? Что ребенок поймет и сможет использовать в жизни?

Именно поэтому педагоги просят родителей подходить взвешенно к выбору средств развития своих детей.

Они рекомендуют больше времени уделять эмоциональной компетентности ребенка, развитию его чувств, воспитанию любви к миру, природе.

Важно непрерывно расширять его кругозор, поддерживая любознательность, активность. Такие занятия несут больше пользы, чем дорогостоящие уроки в школах раннего развития.

Нежелательные последствия раннего развития

Установлено, что самыми распространенными последствиями раннего развития детей становятся

  • высокая тревожность и боязнь проявить некомпетентность, сделать ошибку
  • более выраженная, чем у сверстников, зависимость от мнения родителей, наличие большого количества комплексов
  • низкий самоконтроль: сталкиваясь с критикой, такие дети сильно переживают и даже проявляют нежелание учиться, избегают ответов у доски, могут неадекватно реагировать на оценку ниже ожидаемой
  • трудности социализации: поскольку во многих школах раннего развития мало внимания уделяется игре, то дети сложнее социализируются, не стремятся развивать диалог со сверстниками, часто имеют необъективно завышенную самооценку

Таким образом, прежде чем «купиться» на заманчивые обещания фирм, занимающихся новейшими методиками раннего развития, задумайтесь о том, что с их «помощью» вы можете отнять у ребенка самое ценное – свободу самовыражения, инициативу, игровое общение с ровесниками. Без этих важных навыков он будет испытывать колоссальные сложности при обучении в общеобразовательной школе.

    активность, высокий, заниматься, знания, малыш, методика, навык, последствия, Последствия раннего развития, развитие, развитие детей, ранний, ребенок, родитель, сверстник, школа     

Источник: http://sonyaclub.ru/posledstviya-rannego-razvitiya/

Почему раннее развитие ребенка может привести к отставанию

Пугающие последствия раннего развития

[artlabel id=”135450″]

Много споров, противоречий и вопросов возникает при обсуждении программ раннего развития ребенка. Хороши ли они или вредны? Как и чем необходимо заниматься с ребенком, что бы не навредить его здоровью и при этом развивать его интеллектуально? А самое главное, в чем опасность раннего развития? Как не навредить малышу?

Источник: [email protected]_ksenia

Предлагаю разобраться, о чем конкретно мы говорим, когда ставим плюсы и минусы программам раннего развития. Разложим все, как говорится, по полочкам: игрушки – в одну сторону, книжки и тетрадки – в другую. Чаще всего все негативные нападки относительно вреда раннего развития, обращены в сторону раннего обучения.

Как правильно говорить «нельзя!» ребенку: советы психолога

По определению под обучением понимается процесс, во время которого ребенок приобретает знания и умения выполнять определенный вид деятельности, благодаря направленному воздействию взрослого.

Развитием мы называем процесс, во время которого взрослый определенным видом деятельности стимулирует познавательный интерес ребенка.

Мы употребляем в обоих случаях термин «раннее» ведя разговор о детях до 3-4 лет.

Развитие ребенка: лучше быть правшой или левшой?

Скажу откровенно, меня радует факт актуальности этого вопроса. Ведь он, возник, благодаря активности заботливых родителей. Часто не опытных, но заботливых, стремящихся и не равнодушных.
Заявлять однозначно о том, приносит раннее обучение вред или пользу было бы несправедливо. Существует большое количество сторонников обоих точек зрения. И каждый из них прав по-своему.

Раннее развитие против раннего обучения

Можно сказать, что лишь, при злоупотреблении, раннее обучение, может давать негативные результаты.

При мягком индивидуальном подходе, учитывая возможности своего малыша, вы сможете достигнуть хороших результатов. Основное правило безопасного раннего обучения: все должно быть индивидуально, своевременно и в меру.

А вот то, что раннее развитие гораздо безопаснее раннего обучения и является очень важным для крохи – это факт.

В прошлом, работая школьным психологом и психологом ПМПКП (психолого-медико-педагогическая консультация), мне часто, приходилось заниматься диагностикой детей для определения уровня готовности к обучению в школе. Процедура достаточно интересная, местами увлекательная, иногда осложненная напором родителей.

fotolia

Чем может быть опасно раннее обучение

Случается, что родители, переусердствовавшие с ранним обучением, напрочь забывают о важных особенностях раннего развития. Дети, в таких случаях, успешно сдают необходимые тесты. Ребенок может классифицировать транспорт, посуду, овощи и фрукты, и много еще чего может.

Вопрос же, для ответа на который необходимо выйти за рамки того, чему тебя научили, сравнить, найти новые пути решения, проявить творчество и сделать это самостоятельно, ставит его в тупик.

Как правило, такие дети, приходя в школу, быстро исчерпав потенциал имеющихся знаний, теряют интерес к учебе и из «подающих надежды» перемещаются в «могут, но не хотят».

Причиной такого результата может оказаться функциональная несформированность лобных отделов мозга. Такие нарушения, наступают как результат неадекватных, чрезмерных и не своевременных воздействий. Снижение пластичности мозга.

Развитие грамотности у ребенка: 15 советов от педагогов

Раннее образование может иметь ряд побочных эффектов, в частности снижение иммунитета и перегрузки центральной нервной системы ребенка, которая проявляется чрезмерной усталостью, ухудшением сна, энурезом, частыми соматическими заболеваниями, возможны различные нарушения работы эндокринной системы

Для предупреждения вредного воздействия:

  • Адекватно оценивайте возможности своего малыша.
  • Исходите из принципа « НЕ НАВРЕДИ». Действуйте во благо ребенка, заботясь о его здоровье.
  • Совмещайте процессы раннего обучения и развития.

Программы раннего развития способствуют формированию у ребенка внутренних алгоритмов, которые помогут ему в будущем овладевать знаниями, выстраивать внутренний план действий, применять полученные знания.

Развитие ребенка — 5 простых способов развить его интеллект

Контакт ребенка с близкими взрослыми способен влиять на формирование и развитие ребенка.

Еще в 1982 году профессор Хант Мак Викер, во время исследования, проходившего в иранском приюте, доказал, что можно значительно способствовать психосоциальному развитию детей, находящихся в детских учреждениях, применяя программу простого взаимодействия.

Дети, находившиеся в этом приюте, несколько отставали в развитии от своих сверстников.

В рамках этой программы воспитатели получали указания реагировать на потребности ребенка (сразу, как только они были определены), проявлять любовь, играть с ними и, кроме того, голосом подражать лепечущим детям, находящимся на их попечении. Дети из экспериментальной группы стали отзывчивыми и интересующимися, их языковое развитие достигло нормы. Более того, авторы исследования подчеркивают, что разница в показателях интеллекта с контрольной группой составила 47 пунктов.

Burda Media

Используйте программы простого взаимодействия

У каждого взрослого есть возможность получить результаты соей собственной «программы простого взаимодействия»

Для этого:

  • Разговаривайте с малышом. Проговаривайте все, что вы делаете с ним, что делает он, даже если некоторые вещи кажутся вам пустыми и не стоящими внимания.
  • Говорите о своих эмоциях и чувствах. Учите ребенка понимать эмоции.
  • Говорите о том, что важно для него. Это не означает, что мы постоянно заняты разговорами о нем. Это значит, что мы замечаем в каком он состоянии, в чем нуждается, подчеркивая его важность для нас.
  • Поддерживайте эмоциональную беседу с ребенком
  • Выступайте посредником между ребенком и окружающим миром, объясняя происходящее на понятном для малыша языке
  • Поддерживайте развитие творческого потенциала вашего крохи (читайте и рассказывайте сказки, играйте, рисуйте, лепите вместе)
  • Проживайте вместе с малышом различные эмоциональные переживания и состояния во время игры и совместной деятельности
  • Регулируйте ребенка положительно, объясняя запреты, учитывая способность ребенка понимать, предлагайте альтернативы

Родители принимают решения, исходя из желания, видеть детей, успешными и счастливыми. Ребенок растет таковым, когда удовлетворены его первичные потребности в любви, принятии, понимании. Общайтесь с ребенком, рассказывайте, объясняйте, проговаривайте, обнимайте, играйте, проживайте вместе. Это время, действительно очень ценное для формирования вашего малыша. Воспользуйтесь этой возможностью!

Истерика у ребенка: причины и способы преодоления. Советы психолога
Как вырастить музыканта: методика раннего развития Железновых

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора статьи.

Источник: https://www.moirebenok.ua/psihologiya/vospitanie/uvlechenie-rannim-razvitiem-rebenka-mozhet-byt-opasno-mnenie-psihologa/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.