Расскажите детям о войне

Содержание

Как детям рассказать о войне? Детям о Великой Отечественной войне

Расскажите детям о войне

Дети играют в “войнушку”. Кто-то «наши», кто-то фашисты. И всегда «наши» побеждают. Это естественно. Но все же как правильно преподнести детям информацию о настоящей войне?

Как, не травмируя нежные детские души, рассказать детям про войну? А, главное, донести до них всю боль людей и радость победы в Великой Отечественной.

Уходят ветераны..

Современным взрослым мамам и папам, наверно, все же более близка тема войны, ветеранов, 9 Мая. Ведь практически в каждой семье жили непосредственные участники Великой Отечественной войны.

Будучи маленькими, нынешние взрослые слушали достоверные рассказы дедушек и бабушек о жизни и тяготах того времени. В садиках, школах уделяли патриотическому воспитанию очень много времени.

Фильмы, книги, рассказы настоящих участников военных действий помогали детям прочувствовать всю ситуацию. И как часто случалось, что, играя в “войнушку”, ребята ни за что не соглашались быть фашистами, все хотели быть за “наших”.

Сейчас многие ветераны ушли от нас безвозвратно. Услышать из первых уст рассказы о блокаде и голоде уже невозможно. Но историю нельзя переписать. Детям необходимо в любое время знать и чтить подвиг своих предков.

В зависимости от возраста необходимо преподносить информацию детям о Великой Отечественной войне. В нашей стране очень торжественно празднуют День Победы. Малыши часто задают вопросы о том, что за праздник такой, кто кого победил, почему со слезами на глазах.

Поэтому необходимо рассказывать детям о Великой русской Победе. В этом помогут чтение соответствующих книг, просмотры фильмов.

Начните с азов

Все же война – тема очень неоднозначная и тяжелая. Соответственно возникает вопрос о том, как детям рассказать о войне, как объяснить малышам всю боль и ужасы, не травмируя и не пугая их.

Здесь необходимо прислушаться к словам детских психологов, которые советуют начинать с общей информации. Постепенно преподносить знания все более глубокие.

Главное – донести мысль, что вторая мировая – самая страшная и большая война в истории человечества, которая ставила целью поработить множество людей, а многих просто истребить.

Дети должны понять, что Советская армия и весь советский народ помогли справиться с фашистами, освободив не только русские земли и людей, но и многие государства Европы.

А война – это плохо?

Обдумывая, как детям рассказать о войне, важно ответить на обязательно возникший вопрос: “А война – это плохо?” Может сложиться впечатление, что воюя, можно получить выгоду.

Говоря детям о войне, стоит делать упор на том, что начинают ее, как правило, люди, стоящие у власти. Но не стоит думать, что, к примеру, вся немецкая нация плохая.

Преподнося информацию детям о Великой Отечественной войне, следует рассказать, что многим жителям Германии тоже жилось очень плохо. Не все люди поддерживали Гитлера, и за это они карались.

Современные дети, даже малыши, часто играют в компьютерные «стрелялки». Вот тут часто возникает заблуждение, что война – это как игра. Не понравился финал, начал все заново. Да и у игроков есть несколько жизней. Необходимо дать правдивую информацию детям про войну, рассказать и показать с помощью книг, фильмов, сколько людей погибло, и их не оживить.

Начинаем разговор

Начинать рассказывать о войне следует уже в дошкольном возрасте. Как рекомендуют психологи, не стоит показывать все ужасы и кровопролития.

Как детям рассказать о войне? Начинайте с самого понятия. Что это? Почему люди воюют и что хотят получить?

Покажите в фильмах, как во время войны живут обычные люди, что им приходится переживать.

Рассказав про суть, можно приступить к рассказу про Великую Отечественную. Ребенок должен чувствовать гордость и уважение за свой народ и свою принадлежность к славной нации.

Атрибуты победы

Как детям рассказать о войне так, чтобы они смогли понять, что это касается и их семьи? Наверняка во многих домах есть бережно хранящиеся медали, ордена дедушек и бабушек. Многие бережно хранят старинные фотографии, письма и другие вещи военных лет.

Покажите все это малышу. Расскажите, кто изображен на фотографиях, объясните, за что получены медали.

Если в вашем городе есть музеи военной славы, обязательно сводите туда ребенка. Опытные экскурсоводы поведают интересные рассказы о войне детям, да и вам тоже.

Посетив музей, можно наглядно показать ребенку военное обмундирование, увидеть землянки и военную технику. Так малыш реально может представить жизнь и быт солдат.

Праздник со слезами

Перед праздником 9 Мая многие родители начинают просветительные беседы и занятия с детьми. Детям начальных классов о войне также рассказывают в школе.

Очень хорошо действовать сообща с учителем. В классе ребята читают книги, слушают рассказы учителя, проводят различные мероприятия.

Дома также можно проводить тематические недельки. Обязательно найдите и прочтите стихи про войну детям. Можно даже выучить некоторые, самые интересные.

С малышами делайте поделки, обсуждайте прочитанные книги о войне. Детям необходимо прочувствовать праздничное настроение, гордость за русскую победу.

Обязательно подготовьтесь и сходите на Парад Победы. Положите вместе с малышом цветы к монументам, послушайте песни о войне. Детям интересно будет увидеть, как чтут ветеранов, как гордо шагают солдаты, какая существует военная техника для защиты государства.

Очень хорошо, если в вашем окружении живут ветераны. Вместе с ребенком сделайте подарок в виде открытки и подарите ее. Послушайте рассказы ветерана и предложите свою помощь в решении бытовых проблем.

Георгиевская ленточка

Наверняка дети, увидя на улицах красивые полосатые ленточки, спросят о том, для чего их надевают.

Это еще один повод рассказать детям об атрибутах праздника, для чего их носят и что они означают.

Георгиевская ленточка – символ нашей победы и символ праздника. Надевающие ее проявляют уважение к памяти погибших и показывают, что помнят и чтут ветеранов.

Совсем недавно появилась замечательная традиция, когда на улицах стали раздавать ленточки. Эта акция была проведена с целью напомнить людям о подвиге воинов, чтобы народ задумался и позаботился о ветеранах.

Традиция прижилась. Теперь наши дети тоже могут надеть георгиевскую ленточку и почувствовать себя частью большого праздника.

Обязательно расскажите малышам, почему георгиевские ленты такого цвета. Они выдавались совместно с медалью «За победу над Германией».

Оранжевый и черный цвета означают огонь и дым. Это доблесть, отвага и смелость солдата, получившего медаль.

Взрослые просто обязаны читать рассказы о войне детям, давать всю возможную для их понимания информацию. А, главное, ведь не найдется ни одной семьи, которой не коснулась Великая Отечественная война. У кого-то бабушка или дедушка воевали, кто-то трудился во блага фронта, кто-то пережил блокаду.

Домашние беседы

Достаньте старый семейный альбом. Там, где изображены ваши бабушки, дедушки. Расскажите, кто из них кем приходится. Поведайте интересный рассказ об их жизни во время военных действий.

Потом почитайте стихи про войну. Детям полезно будет услышать о том, как и когда фашисты напали на нашу родину. О том, что это произошло внезапно, под утро и без предупреждения.

Найдите и покажите картины или фотографии военной техники тех времен, солдатских шинелей, разгромленных городов и деревень.

Очень познавательно отмерить и показать 125 грамм хлебушка. Ведь это была еда на целый день и больше ничего нельзя было достать. И несмотря на это, приходилось каждый день ходить на завод и делать снаряды для фронта, обеспечивать тылы. Ведь без поддержки нельзя было победить. Весь народ встал на защиту Родины.

Затем обязательно дайте послушать песни о войне. Детям постарше можно предложить заучить некоторые наизусть. Посмотрите военный фильм. Только сначала просмотрите его сами. Не оставляйте ребенка один на один с книгой или фильмом. Обязательно будьте вместе и обсудите увиденное или прочитанное.

Не допускайте ошибок при разговоре

  1. Не нужно рассказывать слишком много ужасов и показывать кровопролития.
  2. Не стоит дошкольникам рассказывать о концлагерях, об истерзанных детях и голоде, когда ели собак и кошек. Из-за этого у малышей могут наблюдаться кошмары и нервные тики.

    А вот в старших классах школы уже необходимо давать подобную информацию.

  3. Не нужно давать недостоверную информацию. Конечно, дошкольникам главное – знать, что русский народ победил.

    А вот старшие дети уже должны понимать, что не все было так гладко, что русские совсем не были готовы к войне и даже чуть не сдали Москву.

  4. Не бойтесь проявить большую эмоциональность, показать, как эта тема может быть неприятна, как вы боитесь войны.

    И если всегда бесстрашный папа вдруг признается, что он боится начала войны, то на детей это произведет намного большее впечатление, чем просто рассказ о жизни солдат.

Учтите возраст ребенка

Главное при беседах и рассказах на такую тему, как война, учитывать возраст и психику ребенка. Рассказывая о такой теме, не обойти и понятие смерти. Тут важно понимать, что об этом дети готовы услышать не раньше 5-6 лет. Именно в этом возрасте малыш уже может и сам расспрашивать и задавать вопросы на эту тему. Не утаивайте правду, но и не нужно запугивать ребенка.

Задумайтесь, ведь наши дети уже практически не могут встретить настоящих ветеранов и услышать истинные рассказы. Малыши могут быть знакомы только с «детьми войны». Но они не могут много знать в силу возраста и передать всю боль и ужасы военных действий.

Да, почти всех семей коснулась война. Многие наши предки мужественно воевали с врагом, перенесли все муки и тягости. Это не должно больше никогда повториться. А чтобы этого не произошло, дети должны знать все о том времени. Не нужно молчать. Говорите детям о войне, о Великой Победе, о мужестве русского народа.

Беседы, книги, фильмы, редкие встречи с ветеранами – это все является той неразрывной ниточкой, которая помогает нас связывать с прошлым. Не разрывайте ее. Нужно помнить и чтить.

Источник: https://FB.ru/article/192380/kak-detyam-rasskazat-o-voyne-detyam-o-velikoy-otechestvennoy-voyne

Как рассказать ребенку о Великой Отечественной войне

Расскажите детям о войне

Рано или поздно вам придется рассказать ребенку о Великой Отечественной войне. О том, что такое война, почему в России отмечают праздник 9 мая. Как правило, первый раз родители в общих чертах говорят о войне с 4-5-летними детьми, но, разумеется, главным индикатором должен служить интерес самого ребенка к этой теме.

Удобным поводом для такой беседы может стать канун Дня Победы. О войне, естественно, нельзя рассказать за один раз, и вы будете периодически возвращаться к этой теме, отвечая на детские вопросы, рассказывая, по мере взросления ребенка, все больше и больше.

Прежде чем говорить непосредственно о войне, напомните или расскажите ребенку о том, что в мире есть много стран, их населяют разные люди, которые говорят на разных языках. Будет проще, если вы уже ездили вместе путешествовать, и ребенок имеет представление о существовании разных наций.

Не вдаваясь в подробности, особенно если вы говорите с совсем маленькими детьми, объясните, что у каждой страны есть правительство, которое в меру своих представлений о добре и зле управляет страной и её народом. Важно подчеркнуть, что война это конфликт правительств, а не народов, разрешаемый, однако, за счет населения стран.

Говоря о войнах в общем и Великой Отечественной войне в частности, стоит сделать акцент на том, что причина происходящего не в том, что одна из наций – «плохая».

Объясните ребенку, что огромные потери несет население всех стран, участвующих в войне, и, например, для мирного населения Германии Великая Отечественная война была такой же трагедией, как и для русских. В разговоре с маленькими детьми не стоит, конечно, подробно говорить о ужасах войны, о концлагерях.

Ваша задача – не напугать ребенка, дав ему пищу для неврозов и ночных кошмаров, а просветить. Говоря о блокаде Ленинграда, не надо вдаваться в подробности, достаточно будет сказать, что фашисты блокировали подъезды к городу, чтобы туда нельзя было доставить еду, и жители города вынуждены были голодать.

Расскажите о ваших предках, воевавших на той войне. Покажите ребенку портрет деда, прадеда в военной форме (такой портрет найдется практически в каждом семейном альбоме). Расскажите, что он совершил подвиг – не важно, был ли это подвиг в общеупотребительном смысле слова (подобный подвигу Зои Космодемьянской, например) или это был просто посильный вклад в победу.

Чтобы пробудить в ребенке интерес к теме войны, покажите ему существующие вокруг него свидетельства прошлого.

Даже если среди ваших родственников и знакомых нет ветеранов, которые, конечно, являются, лучшими рассказчиками, вы можете показать ребенку памятные мемориалы, возложите цветы к Вечному огню, внимательно рассмотрите надписи на каменных плитах и рассказать, что он всегда горит, напоминая людям о тех, кто погиб на войне.

Кроме этого принимайте совместное участие с детьми в мероприятиях (утренники, парады, митинги) на тему войны.

Участие в таких мероприятиях оставляет в душе ребенка глубокий след, заставляет прочувствовать и прожить кусочек той, военной жизни самому.

К тому же, наличие единомышленников и зрителей всегда сближает и помогает глубже окунуться в военную эпоху. Готовьтесь к подобному мероприятию вместе с ребенком – учите стихотворения ко Дню Победы, пойте песни военных лет.

Смотрите вместе ребенком тематические передачи по телевизору, мультфильмы и художественные фильмы о войне. Только здесь следует оговорка: нельзя смотреть всё подряд. Ребенок или подросток, просматривая фильм – «бойню», будет обращать внимание на боевые приемы, оружие, спецэффекты – на что угодно, кроме главного.

Вы не сможете донести до него всей сути, сформировать верное представление о войне и людях, уходивших на нее. Ребенок посмотрит, восхитится и забудет. Что мы посеем этим в детских душах? Только агрессивность.

Поэтому идеальными для просмотра все же остаются старые военные фильмы, в которых раскрыт смысл, которые несут в себе доброту, свет, веру в Победу, прекрасно раскрывают характер людей, отдавших свою жизнь за спасение Родины.

Этому способствуют старые советские фильмы о войне: «В бой идут одни старики», «Офицеры»,«Баллада о солдате», «Четыре танкиста и собака», «Сын полка», «Летят журавли» , «Зимнее утро» и другие.

А также есть мультфильмы – «Сказка сказок» (1979), «Солдатская лампа» (1984), «Василий Теркин» (2003), «Легенда о старом маяке» (1976), «Приключения красных галстуков» (1971), «Солдатская сказка» (1983), «Цель» (1989), «Стальное колечко» (1979), «Василек» (1973). А в праздничные дни посмотрите всей семьей военный парад, концерты военных песен.

Рассказывая о войне подросткам делайте упор на юный возраст солдат, ушедших на войну. Ребенку легче будет понять сверстника, он для них ближе. Постоянно упоминайте в рассказах о том, что те, кого сейчас называют героями, в то время были обычными ребятами того же возраста, как и ваши дети, с такими же интересами. Вы можете скачать информацию о подростках – героях Великой Отечественной войны.

Детям войны незнакомы игрушки,Слаще пирожных хлеба горбушки,Знали беду, и печаль, и разлуки.Сколько работали слабые руки!Дети войны, дети-сироты,Их принимали в солдатские роты.Часто бывало, они воевали,Дети повсюду отцов заменяли.Детство под градом военной картечи…Сколько свалилось на детские плечи!Память сквозь годы следом за вамиНочи взрывает тревожными снами.

В поле грузили картошку мешками,Все для Победы! – голодные сами.Раненых с фронта везли эшелоны,Дети в тылу разгружали вагоны.В госпиталях, фронтовых медсанбатахЮные девочки в белых халатах.Темная ночь да круги под глазами.Сколько без сна, уж не помнят и сами.

Им не забыть о потерянных годах,А у станка, на военных заводах,Часто совсем о себе забывали,

Будто и сами были из стали.

(Т. Фролова)

Также можно подобрать несколько книг, которые будут интересны ребенку. Детям наиболее близки и понятны будут произведения про участвовавших в войне детей или написанные от лица детей. Такие, как “Мальчиш-Кибальчиш” А.П.Гайдара, “Сын полка” В.П.Катаева, “Дорогие мои мальчишки” Л.А.

Кассиля, “Девочка из города” Воронкова Л.Ф. , «Васек Трубачев и его товарищи» Осеевой В., “ Галина мама” Георгиевской С., “Вот как это было” Ю.Германа, «Девчонка идет на войну» Маргариты Родионовой, сборники военных рассказов Леонида Пантелеева и многие другие повести и рассказы.

Более подробный список книг по возрастам вы найдете ниже.

Детям помладше можно вкратце пересказать эти произведения своим языком. Есть и совсем простые рассказы для детей 4-5 лет, например, “О блокадном ленинграде” или “О мальчике Тишке и отряде немцев”.

О блокадном ленинграде

Алёша, его мама и папа жили в Ленинграде. В тот жаркий летний день они все вместе пришли в зоопарк. Алёша ел мороженное и ходил от клетки к клетке, рассматривая слонов, жирафов, обезьян… Вдруг по радио объявили: «Началась война». С этой минуты изменилась жизнь каждого человека.

Папа  Алёши работал водителем и вскоре ушел на фронт воевать с фашистами. Он стал танкистом.

Через 2 месяца после начала войны немцы окружили город Ленинград. Они хотели, чтобы ленинградцы сдались, и каждый день бомбили  город. Вскоре в магазинах  совсем не осталось еды. Начался голод, а с наступлением зимы еще и холод. Но истощенные люди всё равно продолжали работать.

Мама Алёши целыми днями стояла у станка на заводе, изготавливая пули, снаряды и бомбы. Алёша ходил в детский сад. Там детей кормили жидкими кашами на воде и супами, в которых плавали несколько кусочков картошки. Когда начиналась бомбежка, детей уводили  в темный подвал.

Дети сидели, тесно прижавшись друг к другу, и слушали, как наверху ухают бомбы.

Ленинградцы в день получали маленький кусочек хлеб. За водой ходили к реке и от туда таскали тяжелые, полные воды ведра. Чтобы согреться, топили печки и сжигали в них книжки, стулья, старую обувь, тряпки.

Почти три года провели  люди в блокадном  Ленинграде. Но не сдались!

Алёша сейчас уже старый человек – Алексей  Николаевич. И каждый день он приходит к  памятнику Победы, чтобы поклониться тем, кто погиб во время войны.

О мальчике тишке и  отряде немцев

У мальчика Тишки была большая семья: мама, папа и  три старших брата. Деревня, в которой они жили, располагалась недалеко от границы. Когда немецкие солдаты напали на нашу страну, Тишке было всего 10 лет.

На второй день войны немцы уже ворвались в их деревню. Они выбрали самых крепких мужчин и женщин и отправили их к себе в Германию на работы. Среди них была и мама Тишки. А сами пошли дальше – завоевывать наши земли.

Папа Тишки, его  братья, Тишка и  другие мужчины  деревни ушли в  лес и стали  партизанами. Почти каждый партизаны то подрывали немецкие поезда, то перерезали телефонные провода, то раздобывали важные документы, то захватывали в плен немецкого офицера, то выгоняли из деревни немцев.

А для Тишки тоже была работа. Он ходил по деревням и высматривал, сколько у немцев пушек, танков и солдат. Потом возвращался обратно в лес и докладывал командиру. Однажды в одной из деревень Тишку поймали два немецких солдата. Тишка сказал, что идет к бабушке, но немцы ему не поверили: «Ты знаешь, где партизаны! Отведи нас к ним!».

Тишка согласился  и повел за собой большой немецкий отряд. Только шел он не к партизанам, а совершенно в противоположную сторону, к огромному топкому болоту. Болото было покрыто снегом и казалось огромным полем. Тишка шёл через болото только по одной ему известной невидимой тропинке. Немцы же, следовавшие за ним, проваливались в темную жижу. Так один мальчик уничтожил весь немецкий отряд.

Список книг о войне для дошкольного и младшего школьного возраста

  • Девочка из города. Воронкова Л.
  • Улица младшего сына. Дорогие мои мальчишки, Огнеопасный груз, Твои защитники. Кассиль Л.
  • Сын полка. Катаев В.
  • Васёк Трубачёв и его товарищи. Осеева В. А.
  • Сын артиллериста. Симонов К.
  • Девочки с Васильевского острова. Яковлев Ю.
  • Светлана. Артюхова Н.
  • Шел по улице солдат. Баруздин С.
  • Клятва Тимура, Сказка о Военной Тайне, о Мальчише-Кибальчише и его твердом слове. Гайдар А.
  • Рисунок на асфальте. Голявкин В.
  • Арбузный переулок. Драгунский В.
  • Я — солдат, и ты — солдат. Маркуша А.
  • Стальное колечко. Похождения жука-носорога. Паустовский К.
  • Валерий Волков. Соколовский А.
  • Витя Коробков. Суворина Е.
  • Крайний случай. Туричин И.
  • Как Серёжа на войну ходил. Яковлев Ю.
  • Вот как это было. Ю.Герман
  • Галина мама. Георгиевская С.
  • Зелёная шишка. Балл Г.
  • Рассказы о войне. Алексеев С.

Список книг о войне для учеников 5-7 классов

  • Иван. Богомолов В.
  • Витька с Чапаевской улицы. Козлов В.
  • Пионеры-герои. Лёня Голиков. Корольков Ю.
  • Дети капитана Гранина. Рудный В.
  • Тихий пост. Соболев А.
  • Девчонка идет на войну. Родионова М.
  • До свидания, мальчики! Балтер Б.
  • Зося. Богомолов В.
  • Четвертая высота. Ильина Е.
  • Последние холода. Лиханов А.
  • Письмо с фронта. Митяев А.
  • Рассказы о войне. Пантелеев Л.

Список книг о войне для учеников 8–9 классов

  • Блокадная книга. Адамович А., Гранин Д.
  • Ранние журавли. Айтматов Ч.
  • Навеки — девятнадцатилетние. Бакланов Г.
  • А зори здесь тихие… Васильев Б.
  • Повесть о настоящем человеке. Полевой Б.
  • Василий Тёркин. Твардовский А.
  • Судьба человека. Шолохов М.

Список книг о войне для учеников 10–11-х классов

  • Каратели. Адамович А.
  • Момент истины: В августе сорок четвёртого. Богомолов В.
  • Убиты под Москвой. Воробьёв К.
  • В окопах Сталинграда. Некрасов В.
  • Молодая гвардия. Фадеев А.
  • Они сражались за Родину. Шолохов М.
  • Батальоны просят огня. Бондарев Ю.
  • Сильные духом. Медведев Д.
  • Брестская крепость. Смирнов С.

Также хотела бы обратить Ваше внимание на книгу «Великая Отечественная война», выпущенную к 70-летию Победы. Книга доступно рассказывает детям хронологию войны, о том, как жила страна в те годы, как боролись и трудились их сверстники, знакомит с воинами и полководцами, показывает, каким оружием мы били врага и какие награды получали герои.

Великая Отечественная война — Никитина Е.Р. | Купить книгу с доставкой | My-shop.ru

Чтение книг о войне — это не развлечение, это серьезная работа, интеллектуальная и духовная, во многом сложная и тяжелая, особенно для детей. Не оставляйте ребенка наедине с его переживаниями. Многого он может не понять в силу разницы культур – тогдашней и современной, потребуются ваши объяснения. Кое-что ему может показаться очень страшным – будет нужна ваша поддержка.

Источник: http://mshishova.ru/kak-rasskazat-rebenku-o-velikoj-otechestvennoj-vojne/

Детям о войне 1941–1945 для школьников и день победы для детей дошкольного возраста: стихи и рассказы про войну

Расскажите детям о войне

При подготовке беседы с детьми важно ответить на вопрос: «Как влияет война на их душевный мир?» Существует мнение, что детям до определённого возраста лучше совсем не знать о том, что в мире есть кровопролитие, боль и страдание. Сторонники такого подхода в воспитании считают, что это поможет молодому поколению вырасти без травм и склонности к насилию. Так ли это?

С психологической точки зрения, уверенность человека базируется на знании о своих корнях. Всё, что происходило до нас, имеет в нашей жизни огромное значение. Неслучайно раньше люди составляли родословные, особо указывая на тех предков, которыми гордились. Неосознанно мы как бы видим в них частичку самих себя.

Пращуры служат для нас внутренней опорой. Потеря традиции сохранять родословные сильно подкосила чувство уверенности в себе у населения России. Сейчас в большинстве семей память о предках как раз и сохранилась максимум до поколения дедов и прадедов, участвовавших в ВОВ. Для многих современных детей знание, что прадедушка воевал, защищал Родину — повод гордиться своими корнями.

Другой аспект темы Великой Отечественной войны — её жестокость и трагизм, смерть миллионов советский людей, ужасы пожаров, бомбёжек и голода.

Стоит ли освещать эту сторону детям? Думаю, что это событие нельзя преподносить как праздник или что-то типа игры. Если мы хотим, чтобы этого никогда не повторилось, наши дети должны знать правду.

Конечно, подавать её надо с учётом возраста собеседника.

Важным в разговоре о ВОВ является воспитательный момент. На войне человек предстаёт таким, каков он есть на самом деле, преодолевая свои страхи и двигаясь во имя идеи к светлой цели или убегая от самого себя, отказываясь от того, во что верил.

Во времена СССР военные рассказы становились основой нравственного и морально-этического воспитания молодёжи. Сейчас мы не касаемся того, насколько это было верно и как именно это подавалось. Но в этом нет ничего предосудительного.

У детей обязательно должны быть герои и идеалы. И лучше, чтобы это были реальные люди, которыми, действительно, можно гордиться, нежели трансформеры или персонажи фильмов о вампирах.

Как детям донести информацию о войне 1941–1945 годов

Показать фильм

Советские фильмы о ВОВ всё ещё остаются прекрасными помощниками в разговорах на эту сложную тему.

  • «В бой идут одни старики»;
  • «Судьба человека»;
  • «А зори здесь тихие».

В них война живая, человеческая, в них показаны тяготы военного времени, боль реальных людей, их мужество и героизм.

С 7–8 лет школьники хорошо чувствуют и понимают такое кино. Фильмы нужно смотреть вместе со взрослыми. Реакция родителей и педагогов — важная сторона воспитания. Даже если сложная сюжетная линия останется непонятной ребёнку, ваши личные эмоции станут основой для формирования его отношения к войне.

При просмотре фильмов не спешите отвечать на детские вопросы. «Почему он плачет, он же остался жив?», «Почему они победили, а музыка всё равно грустная?». Спрашивайте: «А ты как думаешь? Как бы ты объяснил?»

Делайте паузы, дайте детям подумать и самостоятельно выстроить цепочку смыслов. Пусть ребята выскажутся: часто они дают довольно точные объяснения тому, что увидели на экране, проявляя огромное сочувствие.

Познакомить с хорошей книгой

Ещё один способ рассказать о Великой Отечественной войне — чтение художественных книг на военную тематику. Помните, что книги, как и фильмы, надо подбирать в соответствии с возрастом читателей.

Хорошо, когда один из героев повести или рассказа будет ровесником слушателей. Например, как в книге Анны Печерской «Дети — герои Великой Отечественной войны».

Знакомить малышей с книгами военной тематики можно с 3–4 лет. Конечно, им будут сложны для понимания крупные произведения, такие как повести или романы. Начинать стоит со стихов и небольших рассказов. Предварительно нужно подготовить ребёнка, поговорив с ним о том, что такое «война», объяснив слова, которые, возможно, малышу будут непонятны, например, «редут», «пехота», «батальон».

Для чтения младшим дошкольникам подходят следующие произведения:

  • «Отцовское поле» Владимира Куприна;
  • стихотворение «Победой кончилась война» Сергея Михалкова;
  • «Дедушкин орден» Анатолия Митяева.

Для старших дошкольников можно взять:

  • «Брестскую крепость» Сергея Алексеева;
  • рассказ «Война и дети» Аркадия Гайдара;
  • книгу «Генерал» Джанет Чартерс с иллюстрациями Майкла Формана.

Младшим школьникам будут интересны следующие произведения:

  • «Дорогие мои мальчишки» и «Рассказ об отсутствующем» Льва Кассиля;
  • «Арбузный переулок» и «Твои защитники» Виктора Драгунского;
  • «Рассказы о Великой Отечественной войне» и «Рассказы о полководцах» Сергея Алексеева;
  • «Девочка из города» Любови Воронковой;
  • «Сын полка» Валентина Катаева.

После чтения книги можно обсудить её сюжет, поговорив о том, какие чувства испытывали дети при прочтении, что их потрясло, что они посчитали важным для себя.

Прослушивание песен

В Монтессори-классах у дошкольников и младших школьников есть свободный доступ к дискам и музыкальному центру с наушниками. Примерно за 1–1,5 месяца до Дня Победы в музыкальном уголке размещаются песни и произведения военных лет.

Это помогает детям эмоционально погрузиться в то время, прочувствовать атмосферу. Важно подобрать композиции высокого качества как в плане содержания, так и звучания.

Например, это могут быть:

  • «Баллада о солдате» (музыка Василия Соловьёва-Седого, слова Михаила Матусовского);
  • «В землянке» (музыка Константина Листова, слова Алексея Суркова);
  • «Катюша» (музыка Матвей Блантера, слова Михаила Исаковского).

Беседы о Великой Отечественной войне

Во-первых, осветить тему ВОВ за одну встречу невозможно. Беседы должны проходить систематически, например, в течение месяца до и после Дня Победы. И конечно, нужно разговаривать об этом в течение всего года, например, в день освобождения своего родного города, в День снятия блокады Ленинграда.

Во-вторых, готовясь к беседе о Великой Отечественной войне, первое, что необходимо учитывать — возраст слушателей. Но при этом в разговоре с детьми любого возраста на эту тему вы должны донести мысль, что наш хрупкий мир прекрасен и его надо беречь и сохранять.

Необходимо затронуть причины, по которым в мире происходят войны. Чаще всего это борьба за новые территории. Но Вторая мировая имела важную особенность. Германия напала на Советский Союз и соседние страны ещё и потому, что их население было другой национальности. Все, кто не относился к арийской расе, должны были подчиниться нацистскому режиму.

Детям важно объяснить, что на территории самой Германии проживали разные национальности. К ним немецкое руководство применило карательные меры в первую очередь.

Важно отметить, что Германия напала на Советский Союз внезапно, когда люди мирно спали. Но жители СССР отказались покориться фашистам, вступив с ними в неравную борьбу. Благодаря мужеству и отваге наших дедов и прадедов, сражавшихся за Родину, а также тех, кто работал в тылу, страна одержала победу над врагом.

С младшими дошкольниками (3–4 года) проведите беседы о причинах ВОВ, о подвигах советских воинов, о том, как и почему мы празднуем 9 Мая. Сделайте тематические поделки, выучите военные стихи и песни.

Помните, что в 3–6 лет дошкольникам достаточно несколько раз услышать стихотворение или песню, чтобы запомнить. Не следует заставлять их насильно учить слова.

К старшим дошкольникам (5–6 лет) пригласите военных. Почитайте с детьми рассказы и стихи о подвигах советских людей. Для тех, кто уже начинает самостоятельно читать, подготовьте карточки с картинами и небольшими текстами (1–2 предложения).

С детьми 6–9 лет можно провести тематические беседы на следующие темы:

  • о битвах за Москву, Сталинград и сражение на Курской дуге;
  • защитниках Брестской крепости;
  • блокаде Ленинграда, подвиге юных героев ВОВ;
  • детях, которые трудились в тылу.

Младшим школьникам и подросткам будут интересные беседы о подвигах героев Великой Отечественной войны, развитии военной техники и оружия в военные годы.

Поездки и экскурсии

Мы можем познакомить детей с ветеранами или работниками тыла, которые расскажут о ВОВ. Такие встречи оставляют в душе ребят неизгладимый след на всю жизнь.

Важно посетить с детьми музеи боевой славы, памятники героям Великой Отечественной войны. Можно организовать выездные экскурсии к местам боёв, если ваш город находится недалеко от них. Или запланировать специальную поездку для детей младшего школьного возраста по местам боевой славы на несколько дней.

Важно, чтобы родители активно сотрудничали с педагогами, оказывая помощь в организации экскурсий, так как родительская позиция и пример в отношении к войне является самым важным для ребёнка.

День Победы в Монтессори-школе

В нашей Монтессори-школе «Алиса» подготовка к празднику начинается за 1–2 месяца. В уголке для чтения размещаются книги о войне в соответствии с возрастом детей, в музыкальном уголке — диски с подборками песен, которые педагоги готовят заранее.

Перед праздником дети украшают классы, приносят фотографии своих близких, участвовавших в ВОВ. Организуется «Стена Памяти». Заранее готовится классная «Книга Памяти», в которой рассказывается о сражавшихся родственниках учеников. Страницы «Книги Памяти» создаются каждой семьёй в отдельности, а затем сшиваются в общий альбом.

В канун 9 Мая проводятся мероприятия, посвящённые Дню Победы. С 3–4 лет каждый ребёнок знакомит одноклассников с фотографиями своих дедов или прадедов, участников войны, и рассказывает о его подвигах. Многие дети в этот день надевают военную форму в память о погибших солдатах и прикрепляют георгиевские ленточки к одежде, как дань уважения тем, кто защищал нашу страну.

Этот праздник и радостный, и грустный. Мы стараемся донести детям, почему победа была «со слезами на глазах». Поэтому 9 Мая дети зажигают свечи в память о погибших.

Ребята посещают Площадь Победы и различные мемориалы, которых в нашем городе много — оборона Воронежа была кровопролитной и тяжёлой. Возлагают цветы к Вечному огню. В эти дни в классах проходят встречи с военными, накануне детям показывают художественные военные фильмы.

Подводя итоги, хочется отметить, что позиция взрослых, их личный пример, интерес к событиям ВОВ и трепетное отношение к памяти предков передадутся детям, помогут им сформировать уважительное отношение к подвигам наших дедов и прадедов и гордость за прошлое и настоящее нашей страны.

На фото День Победы в Монтессори-школе «Алиса» (Воронеж)

Читать по теме:

Праздновать ли День Победы в Монтессори-саду?

Источник: https://mchildren.ru/kak-rasskazat-detyam-o-vojne/

Как рассказать ребенку о войне

Расскажите детям о войне

Как объяснить трехлетнему мальчику, почему вдруг в мирной городской жизни появляются танки и военная техника? Что ответить любопытному ребенку на вопрос: “А что такое война”? “РГ” поинтересовалась у столичных мам и пап, как они справляются с этой непростой задачей, как рассказывают о войне своим детям.

Папа, мама и двое сыновей-дошкольников деловито укладывают вещи в машину. Сегодня ночью они отправляются в путешествие: из Москвы в Брестскую крепость.

В Москве завершилась генеральная репетиция Парада Победы

– Мы хотели, чтобы дети своими глазами увидели историю, – объясняет мама Виктория. – Сейчас они еще маленькие, но я уверена, что впечатление останется на всю жизнь, а, значит, будет интерес, вопросы, память.

В прошлом году мы смотрели Парад на Красной площади, детям было очень интересно.

Пятилетний Степа долго не оставлял папу в покое: “А эти танки были на войне? А мой прадедушка на таком танке ездил? А где сейчас мой прадедушка?”.

Мама Наталья с 15-летним сыном Антоном останется в городе. Уже три года она вместе с сыном Антоном несут портрет дедушки в “Бессмертном полку”.

– Мой дед, ушедший на войну в свои 18-ть, сбежавший дважды из плена, про войну рассказывать не любил, – говорит Наталья. – Уже потом, после его ухода, мы, взрослые внуки с нашими мамами и папами, собирали по крупицам историю его Победы. И эту историю я рассказывала своему, теперь уже 15-летнему сыну.

Показывала черно-белые фотографии из семейного альбома и говорила пятилетнему сыну, что это его прадедушка, что он был на войне, и героем, весь в медалях, вернулся домой, мы читали его скупые письма-треугольнички, рассматривали медали.

Теперь мой почти взрослый сын с трепетом ждет 9 мая, чтобы в очередной раз пронести портрет своего прадеда в “Бессмертном полку”.

У мамы семилетней Лены, Евгении, личная история войны “скудная”.

В Сети появился клип ко Дню Победы с участием Поклонской

– Дедушка мой, профессор, был эвакуирован с научным институтом, на фронте не был, – рассказывает Евгения, – Но ужасы войны успел прочувствовать – тушил “зажигалки” на московских крышах, бабушка работала в госпитале. Так что наша семейная история не богата яркими военными сюжетами.

Но это совсем не значит, что не нужно помнить. Мы с ребенком стараемся обсуждать эту тему не только в канун 9 мая. В нашей мирной жизни, как ни странно, много поводов поговорить о войне. Играют мальчишки в войну, а им можно сказать, что война, на самом деле, не такое веселое занятие.

И тут же добавить конкретики: представь, света нет, тепла нет, в магазинах ничего нет. Дети это очень хорошо понимают.

Мы очень любим читать рассказы о войне, у нас есть книга “От Москвы до Берлина”, где собраны лучшие рассказы наших замечательных писателей: Лев Кассиль, Борис Полевой, Валентина Осеева…

А какие проникновенные песни о войне (только не в современном исполнении), можно брать любую и петь вместе с ребенком – “Синий платочек, “Катюша”, “Я сегодня до зари встану”… И, конечно, же фильмы.

Наши режиссеры умели снять так, чтоб не было на экране физиологических ужасов, но как эти фильмы обжигали горем, для маленьких детей они, конечно, слишком сложные, но дошкольнику смело можно показать “В бой идут одни старики”, “Неуловимые мстители”, там тоже есть военная тема.

Самое главное, говорить об этом не по случаю 9 мая, а все время, ведь уважение к памяти должно быть всегда.

“РГ” составила путеводитель по праздничной Москве

Надежда, мама 14-летней Насти и 13-летнего Саши, полна эмоций. Вместе с детьми она посмотрела школьный спектакль по поэме А.Т. Твардовского “Дом у дороги”.

– Ревела весь спектакль, – рассказывает Надежда. – Дети и подростки, с первого класса до одиннадцатого, все, как один, смотрели не отрываясь, на одном дыхании. В зрительном зале стояла гробовая тишина.

Простой и в то же время очень сильный сюжет: история семьи, любви… Тема войны и страданий очень доступно доносится до детского сердца. Такое не забудется.

Такие постановки – это очень правильный способ рассказать о том, что нужно знать и помнить.

Совет психолога

– Детям в 2-3 года рассказать о войне достаточно просто, – говорит педагог-психолог Надежда Абрамова. – Вашими помощниками могут стать танк, пилотка, пистолет, песня “День Победы”. Покатайте с малышом танк, наденьте пилотку, покажите ,как маршируют солдаты, спойте “День Победы”.

Дети 4-5-ти лет – это уже маленькие интеллектуальные личности, тут нужно постараться.

В помощь родителям будет тот факт, что дети этого возраста легко увлекаются, например, с ними можно попробовать написать письмо, сложить его треугольничком, как это делали их прадедушки, а заодно прочитать ребенку стихотворение, рассказать ему о войне.

Российские писатели рассказали о судьбах своих воевавших родственников

Говорить желательно простыми словами, не переходя на личности: “наступал враг, он хотел лишить нас жизни, нас защищали твои прадедушки, они хотели, чтобы нам с тобой жилось хорошо и спокойно”.

Про ужасы войны, сцены смерти говорить не нужно. Каждому возрасту – свое.

До семи лет в рассказе про войну желательно опираться на такие качества, как мужество, любовь к своей стране, уважение к старшим.

И не забывайте об активности маленьких открывателей и саморегуляции. Они найдут для себя точку опоры и возврата. Главное в воспитании – помнить о золотой середине и не мешать нашим детям узнавать мир, а помогать в этом деле.

Листайте семейные альбомы, читайте фронтовые письма, ходите в музеи, читайте стихи, рассказы, отправляйтесь в путешествие по историческим местам. Самое главное, культивировать память и уважение постоянно, а не только в День Победы.

Выбор “РГ”

Наташа

А. Барто

Почтальон проходит мимо И стучит не в нашу дверь. Почтальон проходит мимо, Мы не ждём его теперь. Он обходит все квартиры, Все соседние дома, Только нам четвёртый месяц Ни открытки, ни письма.

Всем приходят письма с фронта… У меня товарищ есть. Он вчера перед уроком Два письма мне дал прочесть. Наш учитель от танкиста Получил письмо вчера. Только нам не пишет с фронта Наша старшая сестра.

Но сегодня на рассвете

Вдруг соседи будят нас И читают нам в газете Напечатанный указ. Там написано, в указе, Кто получит ордена, Там сестра моя Наташа. Может, это не она?.. Говорят соседи маме: – Ну конечно, ваша дочь. Тут не может быть ошибки, И фамилия точь-в-точь.

Вслух сама читает мама: – “В марте, первого числа, Молодая санитарка Двадцать раненых спасла”. Мама плачет отчего-то, Младший брат кричит: “Ура!” Молодец сестра Наташа, Наша старшая сестра! Вдруг я вижу почтальона.

Я кричу ему в окно: – Вы не в пятую квартиру? Писем не было давно! На звонок выходит мама, Отворяет дверь сама. Почтальон даёт ей сразу

От Наташи три письма.

Песня

“Катюша”, слова Матвея Блантера, музыка Михаила Исаковского

“День Победы”, слова Владимира Харитонова, музыка Давида Тухманова

Фильм

“В бой идут одни старики”, режиссер Леонид Быков 

Источник: https://rg.ru/2016/05/07/kak-rasskazat-rebenku-o-vojne.html

Детям о Великой Отечественной войне

Расскажите детям о войне

Великая Отечественная война 1941—1945 гг. для детей современности — неведанное прошлое. На нас, родителях сегодняшних детей, лежит большая ответственность — передать по крупицам наши собственные знания о тяжелых годах бабушек и дедушке. Помочь сохранить историю в веках и поколениях. Чтобы помнили… чтобы гордились…

Загляните в мою любимую Галерею, посвященную Великой победе. Много мам вместе с детками вложили в нее свой вклад, чтобы память жила…

Поговорим сегодня о том, что и как рассказать детям о Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг. Действительно, очень важно рассказать своему чаду о тех печальных событиях, чтобы он имел представление о том, через что пришлось пройти людям в то время.

Это воспитывает в детях чувство гордости за свою страну, патриотизм, пробуждает желание быть смелым и сильным защитником не только своей Родины, но и своей семьи. Мальчики перенимают ту мужественность и ответственность, а девочки учатся сострадать, заботится о близких.

Все это необходимо для формирования в ребенке зрелой личности, благородного, надежного хорошего человека.

Эти суровые военные дни 1941—1945 гг.

Большинство войн начинается из-за желания забрать себе чужую территорию или из-за разногласий между руководителями стран. Однако Великая Отечественная война имела несколько иные причины.

На рассвете 22 июня 1941 года без предупреждения и объявления войны, разорвав тем самым Мирный договор, войска немецкого командующего Гитлера вторглись на территорию Советского Союза.  Гитлер не признавал другие национальности, по его мнению, они должны были либо подчиниться ему и стать рабами, либо умереть.

Такой порядок управления государством называется фашизмом. Гонениям подверглись евреи, русские, поляки, французы и многие другие нации, которые не собирались подчиняться фашистскому режиму Гитлера.  Первыми на очереди тем самым утром стали наши с вами предки.

Фашистская Германия переступила черту и напала на Россию.

На защиту нашей Родины встали все. И пусть силы были неравными, но каждый думал только об одном – не дать Гитлеру сломить боевой дух. Каждый мечтал о том, чтобы отстоять свою страну.

В войне участвовали все, и взрослые, и дети.

  Во время военных действий, войска Гитлера брали людей в плен и размещали их в специальных концлагерях смерти, где были просто невыносимые условия для существования и каждый день умирали тысячи ни в чем неповинных людей.

Практически в каждой семье кто-то погиб за свою Родину, но благодаря невероятному духу, героизму и объединению, нам удалось остановить Гитлера и вырвать победу из его рук. Начиная с 1943 года, наши войска шаг за шагом отвоевывали свои территории и наступали.

Были освобождены многие захваченные фашистами города, все силы брошены были на штурм столицы Германии города Берлин.  Цели удалось достичь, 8 мая 1945 года немецкие войска капитулировали, а Гитлер не выдержав, окончил свою жизнь самоубийством вместе с  женой и любимой собакой.

  Уже 9 мая 1945 года была объявлена победа, русский народ плакал от счастья, обнимался и ликовал.

Краткая хроника Великой Отечественной войны для детей отражена в этом видео. Посмотрите его вместе с детьми:

Около четырех лет вся страна сопротивлялась натиску противника, защищая свои семьи, землю, Отечество. Именно поэтому война имеет такое название – Великая Отечественная война 1941—1945 гг. Самая страшная война, унесшая около 26 миллионов жизней советских граждан.

День победы

Традиционно с тех пор День Победы празднуется в России 9 мая.

В этот день мы поздравляем всех ветеранов, защищавших Родину, преклоняем пред ними колена и благодарим их за героический поступок, совершенный ради того, чтобы мы с вами жили в мирное время. В этот день вспоминаются те горестные события войны.

Праздник сопровождается минутой молчания в честь погибших доблестных воинов,  военным парадом на Красной Площади и праздничным красочным салютом. Это священный праздник для всех – День Великой победы!

Стихи про День Победы

Пусть всегда будет солнце!

Георгиевская ленточка

Георгиевская ленточка — незаменимый атрибут праздника. Она олицетворяет как раз победу и всеобщий праздник.

Ее надевают, чтоб проявить уважение к памяти погибших героев, тем самым давая понять, что помнят и гордятся совершенным подвигом уважаемых ветеранов. Традиция совсем недавняя, но она уже прижилась.

  Каждый год перед праздником на улицах города раздают ленточки, чтобы мы с вами задумались о помощи ветеранам и обязательно их поздравили.

Георгиевская ленточка не случайно имеет именно такие цвета. Раньше такая ленточка выдавалась вместе с медалью «За победу над Германией». Оранжевый цвет – это цвет огня, а черный олицетворяет собой дым.  Эта медаль за отвагу, смелость и доблесть солдата!

Простые советы родителям

Вот простые советы для взрослых о том, как сделать рассказ о Великой Отечественной войне запоминающимся и интересным:

  1. Чтобы ребенок понял ваш рассказ и сделал для себя выводы, ваш рассказ должен быть, прежде всего, адаптирован под возраст ребенка. Если ребенок маленький, то лучше свести к минимуму сцены ужасов и кровопролития, не стоит рассказывать подробно о концлагерях, терзаниях детей и животных, голоде и смерти. И хотя эти понятия не обойти, постарайтесь сделать на них не очень явный акцент. А вот ребенку постарше можно рассказать наиболее полно.
  2. Не давайте детям недостоверную информацию. Да, русский народ оказался победителем в этой нелегкой схватке. Но какой ценой! Объясняйте своим чадам, что не все было так просто и гладко. Готовы к войне мы не были, в какой-то момент даже были близки к сдаче Москвы врагу. Но благодаря отваге и доблести, упорству и стремлению защититься, этого не произошло.
  3. Проявляйте при рассказе свои эмоции, не стесняйтесь. Пусть дети поймут, что тема войны неприятная, что бояться войны вполне нормально даже бесстрашному папе, но вместе с этим нужно быть в любой момент готовым защищать Родину, если это потребуется. Это произведет неизгладимое впечатление и поможет понять значение этой войны.
  4. Хорошо, если у вас есть старый семейный альбом с родственниками, прошедшими войну. При рассказе упомяните, кто и как из ваших бабушек и дедушек участвовал в военных действиях.
  5. Полезным будет разучить стихи про войну , научиться складывать треугольником военные письма, сделать поделки на военную тему, например, мемориал «Вечный огонь».
  6. Можно посмотреть документальные фильмы. Обсудите обязательно увиденное.
  7. Сходите в какой-либо доступный для вас музей, связанный с событиями 1941—1945 гг, там наверняка, найдутся самые интересные экспонаты, фотографии военных лет, боевая техника, амуниция и т.п. Посетите скверы Победы. Мы с семьей ежегодно обязательно посещаем парк «28 панфиловцев-гвардейцев»
  8. На День Победы пройдитесь всей семьей в составе Бессмертного полка в вашем городе. Это непередаваемая атмосфера и запоминающиеся эмоции…
  9. Не лишним будет назвать города-герои, а также кратко рассказать о военных профессиях и вооружении.
  10. Покажите ребенку 125 грамм хлеба, которые в то время выдавались на целый день. Это было суточным пайком, достать что-то еще было невозможно, при этом каждый день нужно было усердно работать и стоять на защите Родины.

Заключение

Война стала особо суровым и сложным испытанием в жизни нашей страны и в жизни наших бабушек и дедушек, которое потребовало от всего нашего народа силы духа и способности вместе сплоченными рядами противостоять врагу. Победа в этой войне далась тяжело, стоила миллионы человеческих жизней. Это действительно одна из самых важных дат в истории нашей страны.

Со времени окончания войны прошло уже множество лет, уже почти не осталось ветеранов, но мы всегда будем помнить их героический поступок и те жертвы, которые они принесли, чтобы мы с вами могли наслаждаться мирным голубым небом над головой…

Смотрите и другие статьи про Великую Отечественную войну:

Страница истории. 28 панфиловцев-гвардейцев

Стихи о Великой Отечественной войне для детей

Как сложить фронтовое письмо-треугольник

Поделка ко Дню Победы «Вечный огонь»

Галерея, посвященная Великой Победе

Голубь мира

Как рассказать ребенку о войне и победе

С любовью,

Алена и Людмила.

Источник: https://tsvetyzhizni.ru/uroki_s_mamoy/detyam-o-velikoj-otechestvennoj-vojne.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.