Раздельное обучение мальчиков и девочек

Содержание

Раздельное обучение: плюсы и минусы

Раздельное обучение мальчиков и девочек

Раз появились разговоры о раздельном обучении в школах мальчиков и девочек, то весьма высока вероятность воплощения в жизнь этой идеи. А нужно ли это ученикам, учителям и родителям? Переходы на раздельное обучение в России уже были. Давайте вспомним историю и попробуем сложить плюсы и минусы раздельного обучения.

Говорят, что новое — хорошо забытое старое. Раздельное обучение мальчиков и девочек в школах уже практиковалось в нашей стране. 

Совместное и раздельное обучение в дореволюционной России

В дореволюционной России школы назывались начальными училищами и делились на две большие группы: городские и сельские. В городских школах мальчики и девочки учились раздельно. А вот в сельских ситуация была иная. Основное население сёл — бедные крестьяне, которые не могли платить за обучение своих детей. Поэтому школы были церковно-приходскими и бесплатными.

В школах одновременно обучались и мальчики и девочки. Принимались на обучение дети от 8 до 12 лет. При этом крестьяне считали, что чем раньше ребёнок пойдёт в школу, тем лучше, а педагоги считали, что обучение эффективно лишь с 11-12 лет. Однако победило практичное крестьянское мнение.

Мало того, крестьянские дети с самого раннего возраста были помощниками в труде, а потому могли посещать школу только с октября по май. При этом мальчики старше 12 лет были практически полноценными работниками и их даже зимой родители на учёбу не отпускали.

Девочки же старше 12 лет часто становились невестами — их старались быстрее выдать замуж, чтобы не кормить «лишний рот», а потому в школу они уже не ходили. 
В 1874 году было принято положение о начальных народных училищах, которое узаконила два момента:

  • девочки старше 12 лет не допускались в группы совместного обучения;
  • преподавание велось только на русском языке.

На деле учителей и помещений не хватало, поэтому все классы были смешанными и девочки, достигшие 12 лет, прекращали посещать школы.

Городские школы, где материальная сторона вопроса была решена, практиковали раздельное обучение мальчиков и девочек, однако лишь потому, что считалось: детям разного пола требуются разные знания.

Мальчики изучали больше предметов и готовились к продолжению обучения.

Девочки готовились стать мамами, хозяйками, поэтому они изучали словесность, иностранные языки, домоводство, рукоделие, танцы и этикет.

Совместное и раздельное обучение при советской власти

Советская власть провозгласила всеобщее равенство, в том числе и равенство полов, поэтому образование стало единым для мальчиков и девочек и проводилось в одних и тех же классах, то есть, стало совместным. Девочки получили право поступать во все учебные заведения.

Ведущие педагоги того времени подчёркивали, что именно смешанное обучение формирует чувство товарищества между мальчиками и девочками. Эксперимент был успешным, однако в 1943 году, во времена Великой Отечественной войны вновь восстанавливается раздельное обучение мальчиков и девочек.

Это было связано с вполне реальными и практичными причинами. Мальчиков обучали быть воинами — защитниками Отечества, а девочек учили совмещать материнство и труд на благо Отечества, быть такой универсальной «матерью-труженицей».

Поэтому «профильные» предметы в школах вновь разделились: у мальчиков преобладала физкультура и начальная военная подготовка, у девочек домоводство, рукоделие, стенография, педагогика дошкольного воспитания.

Если в дореволюционный период были сильны традиции отношений полов и семей в целом, а потому обучение не играло первостепенной роли именно в воспитании людей, то в советский период родители детей полностью отдавали себя труду, а воспитанием занималась школа, и, конечно, не справлялась.

Мальчики и девочки, разделённые на период уроков, воссоединялись после школы и стремительно навёрстывали упущенные возможности, но уже «за глазами» учителей и родителей.

Поэтому уже в 1954 году правительство принимает решение о возвращении совместного обучения в школах, где развитие взаимоотношений полов будет под происходить приглядом педагогических работников.

В это же время вводится практика задавать много заданий на дом, только с единственной целью — минимизировать свободное время у школьников, сделать так, чтобы практически всё его они проводили за уроками. В летний период создаются трудовые лагеря и пионерские лагеря. 

Современные тенденции раздельного обучения

Большинство родителей недовольны сложившейся системой школьного образования в России. Родители утверждают, что девочки страдают от агрессивного поведения детей противоположного пола.

Поэтому с конца прошлого столетия в некоторых школах проводятся эксперименты по созданию классов раздельного обучения для мальчиков и девочек. При этом уроки у них проходят раздельно, а внеклассные мероприятия и праздники вместе. То есть, полного разделения нет, лишь на период уроков.

Масштаб введения раздельного обучения поражает — в 60 регионах России есть такие «экспериментальные» классы.

Плюсы или что говорят сторонники раздельного обучения

  1. Головной мозг у мужчин и женщин отличается. У девочек больше развито правое полушарие, поэтому они воспринимают знания через эмоции. У мальчиков — левое, поэтому им нужны доказательства и эксперименты.
  2. Половое созревание — сложный процесс, который лучше проходит в гомогенном классе.

    Это позволяет избежать насмешек одноклассников и неловких моментов, например, на уроках физкультуры.

  3. Дети на совместном обучении перенимают общие черты, девочки становятся мужеподобными, а мальчики — женоподобными. 
  4. Теряется романтика сексуальных отношений в будущем.

    Ещё в школе девочки перестают уважать мальчиков (и наоборот) и несут эти стереотипы во взрослую жизнь.

Минусы или что говорят противники раздельного обучения

  1. Дети различаются не только по половому признаку, но и по психотипу. Среди мальчиков есть тихони и забияки, среди девочек тоже.

    Будет ли комфортно спокойному мальчику, у которого превалирует правое полушарие, в классе, где всё обучение построено на то, что основное полушарие — левое? Ребёнок будет ощущать себя так же некомфортно, а, возможно, ещё хуже, так как он становится необычным, другим, то есть — изгоем.

  2. Раздельное образование подразумевает разный набор предметов.

    Но в нашем обществе нет чёткого разделения профессий на мужские и женские, так зачем искусственно обделять детей в школах?

  3. Результаты школьного воспитания в большей степени зависят от личностей окружающих детей учителей. Плохой учитель не даст ничего хорошего ребёнку ни при совместном, ни при раздельном обучении.
  4. В нашем обществе утерян «институт семьи».

    Родители десятилетиями отлучены от своих детей, зарабатывая деньги на пропитание, поэтому школа становится важным «институтом жизни». При совместном обучении дети вырабатывают стереотипы межполовых отношений в школе, при раздельном обучении это практически невозможно.

Совет

Какой бы тип обучения вы, как родители ребёнка, ни выбрали, помните — семья основной воспитатель. Не возлагайте ответственность за детей полностью на школу. Контролируйте процесс обучения и воспитания, будьте в курсе и вовремя принимайте меры — делайте всё для того, чтобы ребёнок был физически, психически и умственно полноценной личностью.

Источник: https://ros-obrazovanie.ru/articles/razdel-noe-obuchenie-pljusy-i-minusy.html

3 очень спорных аргумента за раздельное обучение мальчиков и девочек

Раздельное обучение мальчиков и девочек

На волне «возврата к традиционным ценностям» в России то и дело предлагают ввести раздельное обучение девочек и мальчиков в школах. А некоторые школы даже идут на такой эксперимент. Потому что так (якобы) повысится успеваемость. Надежда Макоева разобралась, какие аргументы приводят сторонники раздельного обучения.

Первый класс. Рассылка

Ценные советы и бесценная поддержка для родителей первоклассников

В Российской империи гендерную сегрегацию практиковали почти все учебные заведения. Потому что перед выпускниками и выпускницами стояли разные задачи в зависимости от их пола.

В новом порядке, установленном после 1917 года, пол стал второстепенным фактором: строить коммунизм предстояло всем без исключения. С 1918 года ввели обязательное смешанное обучение, которое с небольшим перерывом в годы Великой Отечественной таковым и оставалось всю историю СССР и продолжило традицию обучения и уже в современной России.

В начале 90-х появились первые экспериментальные школы с раздельными классами для мальчиков и девочек. Сегодня в России таких несколько сотен из 40 тысяч школ. Каждый год к эксперименту присоединяется всё больше школ. Сейчас в России есть два вида школ с раздельным обучением: традиционные (кадетские и религиозные) и экспериментальные.

1. Если разделить мальчиков и девочек — повысится успеваемость

Сторонники раздельного обучения придерживаются мнения, что учить одним и тем же вещам мальчиков и девочек следует по-разному. Потому у них разное устройство мозга и восприятие информации.

Ключевым постулатом обычно становится утверждение, что у мальчиков и девочек разные нейробиологические характеристики.

Это очень спорно, потому что очередные недавние исследования мужского и женского головного мозга показали, что мозг мужчины и женщины на самом деле очень похож, и разницу нельзя трактовать как половой диморфизм. Для каждой области, по которой у мужчин и женщин есть различия, есть и совпадения.

Остальные аргументы сторонников раздельного обучения обычно укладываются в такой список:

  • мальчикам нужна соревновательность, девочкам — командная работа;
  • девочки наблюдают, разбираются, затем действуют. Мальчики действуют и по ходу действия разбираются;
  • девочкам и мальчикам нужна разная система мотивации;
  • мальчикам нужно больше времени, чтобы сосредоточиться. Если девочкам можно начать объяснять тему в самом начале урока, то с мальчиками нужно подождать хотя бы 15 минут, чтобы они могли начать плодотворную работу;
  • мальчики стесняются в присутствии девочек, а девочки — мальчиков;
  • в первые годы учёбы девочки сильно обгоняют мальчиков в развитии.

Нейро- и психолингвист, доктор биологических и филологических наук Татьяна Черниговская в своей лекции «Как научить мозг учиться» говорит о том, что мужской и женский мозг всё же отличаются — не в сторону «лучше-хуже», а просто они разные. Поэтому условия обучения, вплоть до температуры в помещении, для мальчиков и девочек должны быть разными.

Мальчики лучше учатся в более низких температурах, им нужно пространство, движение, соревновательность и постоянное одобрение. Девочкам нужно много цвета, для них важны доверительные отношения с учителями и контролируемый риск — то есть умеренно-опасные условия, которые чему-то учат, но не вгоняют в стреcc.

Американская психологическая ассоциация опубликовала результаты анализа 184 исследований, в котором участвовали 1,6 миллиона учеников из 21 страны мира. Согласно ним, в школах в раздельным обучением ничуть образование не лучше, чем в смешанных.

Классы с раздельным обучением формируются, как правило, с согласия родителей. Под их же давлением могут расформировываться — как, например, произошло в гимназии-интернате № 664 в Санкт-Петербурге. Гимназия возвращается сейчас к смешанному обучению. По словам директора, родители не хотят и дальше разделять детей, несмотря на положительную динамику образовательного процесса.

«У нас сейчас две площадки: на одной обучаются мальчики, на другой девочки, чьи результаты мы отслеживали начиная с первого класса — сейчас они заканчивают восьмой класс. Те девочки, которые учатся отдельно, показывают очень хорошие результаты. Впрочем, как и мальчики. Успеваемость в смешанных классах несколько ниже».

Елена Кадина, директор школы № 664 в Санкт-Петербурге

2. У них будет меньше проблем со здоровьем — психологических и физических

В некоторых школах России популярна методика «здоровьесберегающего образования», разработанная педагогом-новатором Владимиром Базарным.

В борьбе с такими распространёнными последствиями традиционного школьного образования, как близорукость и сколиоз, Базарный предлагает использовать в классах специальную мебель, тренажёры для глаз, массажёры… и раздельное обучение мальчиков и девочек. Последнее — для психологического комфорта детей и формирования «правильных установок».

По мнению Базарного, «физиологические, психологические и социально — ролевые типы мальчиков и девочек имеют качественные различия, выполняющие в биогенетическом, эмоционально — смысловом, духовно-волевом и социальном плане разные жизнеутверждающие стратегии».

Он считает, что при смешанном обучении мальчики оказываются под влиянием учителей-женщин и более развитых девочек-одноклассниц, которые занимают доминирующую позицию и «навязывают мальчикам своё сугубо женское эмоциональное воззрение на мир смыслов и ценностей жизни».

Из-за этого «мальчикам приходится мучительно ломать дух мужского воображения, ломать мужские стереотипы и выстраивать женские». В свою очередь, «лидерство в воле и духе девочек оказалось для них развитием по мужскому типу.

Это сопровождается гормонально-эндокринными перестройками и, как следствие, информационно-генетическим хаосом на фоне появления новых (ранее сугубо „мужских“) заболеваний».

Да, с такими антинаучными взглядами у методики Базарного немало последователей по всей стране. Его взгляды созвучны с бестселлером 1873 года «Пол в образовании или Справедливый шанс для девочек», в котором академик Эдвард Кларк заявлял, что если бы девочкам пришлось во время менструации так же интенсивно учиться, как и мальчикам, их репродуктивные органы получили бы непоправимые увечья.

Психологический климат в однополом классе — тоже вопрос спорный.

«Я училась в женской гимназии. Это был ужас ужасный… Из-за отсутствия мальчиков девочки начинали искать врага внутри коллектива: заговоры, интриги, дружба против кого-то — настоящий террариум».

Ольга С.

3. Мальчики не будут отвлекаться на девочек, а ещё их научат «традиционным ценностям»

Школьный предмет «Нравственные основы семейной жизни» уже факультативно преподают, а «семьеведение» дорабатывается. Да, в некоторых школа серьёзно подходят к воспитанию «мужественности» и «женственности».

Вот, к примеру, что пишут в разделе об учебно-воспитательном процессе школы № 9 города Балашова в Подмосковье: «Важнейшей задачей сегодняшнего дня является воспитание мужества в мальчиках, привитие идеалов добра, красоты, целомудрия девочкам».

А школа № 14 в Екатеринбург опубликовала монументальный документ «Программа развития. Гендерный подход в воспитании и обучении учащихся основной школы на 2018–2021 годы». Вот цитата из него: «….

в детях необходимо воспитывать ориентацию на семью, её ценности. В мальчиках — развивать типично мужские качества характера: самостоятельность, стойкость, активность, независимость.

У девочек необходимо формировать типично женские черты: мягкость, заботливость, хозяйственность».

Даже в самых обычных смешанных школах всегда существовало разделение на уроках «Труда»: мальчики там сколачивали скворечники и что-то строгали, девочки должны были учиться «домоводству» — то есть шить и готовить, выбор никто не предоставлял. А ведь столярное ремесло, автодело или программирование — интересные и полезные навыки и для девочек тоже.

Считается, что при раздельном обучении мальчики и девочки меньше отвлекаются от учёбы на противоположный пол. Но гормоны отключить невозможно.

Поэтому объект для романтического увлечения так или иначе найдётся.

Живая иллюстрация к этому — исследование английских учёных, которые отмечают, что среди выпускников мужских школ существует больший процент разводов, нежели у тех, кто ходил в общую школу.

«Я учился в классе, где были только мальчики. У нас была очень сильная школа, каждый год кто-то из параллели участвовал в международной олимпиаде по химии, физике или математике.

Моё мнение, что раздельное обучение положительно сказывается на успеваемости. Но отрицательно сказывается на понимании как общаться с противоположным полом.

Мне этого навыка в жизни не хватает, и я считаю, что в этом вина именно раздельного обучения».

Пётр М.

В конечном итоге всё упирается в вопрос отношения к школе в целом. Для одних родителей (и их детей) школа нужна в первую очередь для учёбы, для других — это опыт социализации. Если в вопросах успеваемости половой состав класса большой роли не играет, то в социализации раздельное обучение — большой минус.

Даже без гендерного разделения школа — искусственная конструкция: никогда больше, кроме школы и армии, в жизни людям не приходится находиться только в окружении сверстников. Постоянно быть в окружении сверстников своего пола — совсем надуманная среда, далёкая от жизни.

Поэтому гендерный подход в обучении смотрится сильно устаревшим в контексте современных образовательных трендов, когда обучение становится персонализированным в зависимости от особенностей и потребностей каждого отдельного ученика. Безо всякой привязки к полу.

Источник: https://mel.fm/shkola/5617032-single_gender_education

Мальчики налево, девочки направо: школы в России вводят раздельное обучение

Раздельное обучение мальчиков и девочек

Амурская область, похоже, становится застрельщиком новой (хорошо забытой старой) формы школьного обучения — когда мальчики и девочки учатся раздельно. Эксперимент одного класса школы в городе Свободном уже подхватили 18 новых классов.

Мода ли это такая среди педагогов и родителей, или в раздельном обучении есть рациональное зерно? Ведь в СССР существовали мужские и женские школы, но после смерти Сталина от разделения отказались.

Явление природы

Идея разделить обучение по гендерному признаку совершенно не экзотическая, и она никогда не умирала, несмотря на то, что в течение десятилетий в советских, а затем российских школах было принято смешанное обучение, говорит председатель Московского городского родительского комитета Руслан Ткаченко.

«Отказ от раздельного обучения в СССР, во всяком случае, вообще изначально был продиктован не практическими, а идеологическими причинами. Партия ставила целью стирание в обществе всяких различий, от социальных до половых. „Нерушимое единство советского народа“ не должно было размываться даже на гендерном уровне», — сказал он «Ридусу».

Во всех учебных заведениях вводится совместное обучение учащихся обоего пола. В наименовании всех учебных заведений опускаются слова „мужская“ и „женская“. Все учебные заведения принимают на свои вакансии учащихся обоего пола на равных основаниях Постановление Народного Комиссариата Просвещения, 31 мая 1918 года

При этом от раздельного обучения в школах до конца так никогда полностью не отказались, хотя здесь были нелогичности и парадоксы, когда гендерные роли выворачивались наизнанку.

Например, уроки труда так и проводились для мальчиков и девочек по отдельности, хотя идеологема «нет труда мужского или женского» проводилась как на официальном уровне, так и на практике: женщины в оранжевых жилетах успешно клали асфальт (что Евгений Евтушенко образно назвал «апельсинами нашего позора»), а мужчины неплохо трудились в швейных цехах (варганя такие подделки джинсов Levy’s, что сам Леви Страусс не отличил бы от своих).

Но при этом на уроках физкультуры мальчики и девочки вместе бегали стометровки, кувыркались через голову и даже играли в футбол (кто сам не помнит, почитайте повесть Аркадия Минчковского «Футбол с девчонками»). Это при том, что в спорте официально соревнования проводятся отдельно среди мужчин и женщин.

Вратарем у них была Клавка. Здоровая девчонка. Выше меня. Она все мячи брала. Наш нападающий Валера идет раз через поле, тут ему под ноги мячик. Валера слегка разбежался и послал в правый верхний угол. Так эта Клава прыгнула и отбила кулаком. Валерка даже пожалел, что поддал слегка А. Минчковский «Футбол с девчонками»

В раздельном обучении нет ничего идеологического, это вопрос чистой физиологии, утверждает Ткаченко. Ведь одним из аргументов в пользу восстановления раздельного обучения в 1943 году как раз и стало утверждение о том, что природа детей в зависимости от половой принадлежности различна, поэтому девочек необходимо в школах готовить к будущей практической деятельности иначе, чем мальчиков.

Учитывая, что совместное обучение мальчиков и девочек создает некоторые затруднения в учебно-воспитательной работе с учащимися, что при совместном обучении не могут быть должным образом приняты во внимание особенности физического развития мальчиков и девочек, подготовки тех и других к труду, практической деятельности, военному делу и не обеспечивается требуемая дисциплина, ввести с 1 сентября 1943 г. раздельное обучение мальчиков и девочек всех неполных средних и средних школ, для чего организовать отдельные мужские и женские школы Постановление Совета Народных Комиссаров СССР, 31 мая 1943 года

Не виноватая я

«В Англии, где раздельное обучение — норма, даже температура воздуха в классах для мальчиков на несколько градусов ниже, чем в классах для девочек. Дело в том, что когда в помещении слишком тепло, мальчики начинают дремать, у них снижается внимание. А в прохладных классах девочки мерзнут. Ну разный метаболизм у мужского и женского организма, при чем тут идеология?» — говорит он.

Франко-канадский же психолог Жо Годфруа, напротив, убежденно утверждает, что разделение половых ролей в школьном возрасте носит не психофизиологический, а сугубо социальный характер, и в качестве доказательства приводит результаты соревнований между командами юношей и девушек… по футболу!

С 1 сентября 1954 года в советских школах раздельное обучение детей и подростков (за исключением уроков труда) было снова ликвидировано. Сколько раз еще будет качаться этот маятник, неизвестно. Потому что обе формы обучения, и смешанная, и раздельная, имеют право на существование. 

Какую выбрать, должны решать сами родители школьников. Тем более, как говорит Ткаченко, для этого пока не требуется никаких решений вышестоящих инстанций и каждая школа вправе сама выбирать, как рассаживать мальчиков и девочек.

Источник: https://www.ridus.ru/news/260182

Раздельное обучение: За и против

Раздельное обучение мальчиков и девочек

— по рубрикам — Образование ᄂОбразование

25 марта 2016, 00:00 | Катя Кожевникова

Казалось бы, раздельное обучение – это дело давно минувших дней, когда дворянских детей обучали в закрытых гимназиях и институтах благородных девиц. Но педагоги и психологи постоянно возвращаются к обсуждению вопроса, как мальчикам и девочкам все-таки лучше учиться: вместе или по отдельности.

Более того, в России, да и других странах, появляются экспериментальные школы и классы, практикующие раздельное обучение. В институтах принцип “раздельного обучения” часто складывается стихийно: девушки в основном поступают на гуманитарные факультеты, молодые люди – на технические. То есть формально разделения нет, но на практике оно порой складывается.

Давайте попытаемся разобраться, есть ли у этой идеи практический смысл.

История вопроса

До Революции в городских школах девушек и юношей обучали раздельно. Но надо понимать, что это было обусловлено в первую очередь неравноправным положением мужчин и женщин в обществе.

Если мальчиков готовили к продолжению учебы и службе, то барышень воспитывали как будущих мам, хозяек, светских львиц – в общем, дам, приятных во всех отношениях.

Естественно, набор дисциплин, качество и количество информации в мужских гимназиях и институтах благородных девиц был совершенно разным. Понятно, что сегодня такое разделение невозможно, да и совершенно не нужно.

После Революции мужчины и женщины получили равный доступ к образованию, вот обучение и стало совместным. Хотя во время войны мальчишек и девчонок снова разделили.

Это было связано с тем, что ребят готовили к роли защитников Отечества: в их обучении физкультура и начальная военная подготовка занимали важное место.

Впрочем, спустя десять лет этот эксперимент свернули, и мальчишки с девчонками снова сели за одни парты.

За

И все же у идеи раздельного обучения и сегодня находится много сторонников. Они говорят о том, что мальчики и девочки усваивают знания несколько по-разному, и, следовательно, при разном подходе способны учиться более эффективно.

К примеру, девочки быстрее развиваются, к тому же они прилежней, поэтому в начальных классах учатся лучше. Их чаще хвалят и спрашивают на уроках. В такой ситуации мальчишки, оказавшиеся в категории отстающих, теряют интерес к учебе.

При раздельном обучении можно выстроить работу таким образом, чтобы заинтересовать всех учеников.

Например, в “мальчуковых” классах делать упор на соревнование и исследовательскую деятельность, а в “девчачьих” – спокойно и последовательно переходить от теории к практике. Мужчинам в обучении важна новизна, а женщинам – повторение материала.

Кроме того, у девочек в массе своей лучше развит слух, так что громкий голос учителя они воспринимают, как крик. А мальчишки, когда учитель говорит тихо, теряют интерес и отвлекаются.

В старших классах часто складывается, что одни предметы больше интересны ребятам, а другие девчонкам. Так на уроках литературы в основном отвечают барышни, пока одноклассники-парни отсиживаются на задних партах. На физике и информатике – обратная ситуация. В раздельных классах и тем и другим не за кем прятаться.

Еще один аспект – социальный. Учителя, преподающие в “однополых” классах, уверяют, что при такой системе ученики не стесняются отвечать у доски или задавать вопросы, когда чего-то не поняли. Мол, при совместном обучении многие слишком бояться опозориться перед противоположным полом.

Сторонники раздельного обучения приводят доказательства своей правоты. Согласно исследованиям, в России ученики таких классов имеют более высокие оценки, выпускники в среднем выше своих сверстников и чаще поступают в вузы. К подобным выводам пришли и в Америке.

В Англии исследование показало, что у женщин, закончивших школы с раздельным обучением, карьера сложилась успешнее, чем у их сверстниц из смешанных школ.

А вот для мужчин, согласно тому же исследованию, в раздельном обучении плюсов никаких – зарабатывать больше сверстников они не стали, зато количество разводов в их семьях значительно выше.

Против

Но противников у такой системы значительно больше, чем сторонников. Результаты исследований они подвергают сомнению. И вот почему: сегодня раздельное обучение практикуется только в некоторых частных и специализированных школах. А успехи детей в спецшколах всегда в среднем выше, чем в общеобразовательных учреждениях. Так что дело тут, возможно, вовсе не в раздельном обучении.

Кроме того, гендерные различия в образовании не так уж сильны. У каждого ребенка свои психологические особенности, и не все дети подходят под стереотипные характеристики “мальчишек” и “девчонок”.

При совместном обучении мальчики и девочки учат друг друга разному подходу к материалу, помогают друг другу подтягивать свои слабые стороны. Ведь эффективность обучения человека зависит и от того, кто его окружает.

Скажем, если девочки всем классом не понимают математику, а мальчики спят на уроках литературы, эффективным такое обучение не будет, ведь низкий уровень знаний всеми принимается за норму.

Такую ситуацию часто можно наблюдать в математических и гуманитарных классах.

Психологи говорят еще и о том, что совместное обучение важно для социальной адаптации детей. Если с ранних лет девочек отделять от мальчиков, в будущем у них могут возникнуть проблемы в общении друг с другом.

На практике получается, что раздельное обучение в одних школах способствует укреплению гендерных стереотипов, а в других – их разрушению. В первом случае мальчиков идеологически воспитывают как богатырей и защитников, а девочек – как будущих жен и матерей.

При этом в каждом из классов делается упор на те предметы, которые больше соответствуют способностям тех и других. Во втором – в “однополых” классах детям пытаются помочь как раз с теми предметами, которые у них не так хорошо получаются.

Скажем, девочки при отсутствии конкуренции с мальчиками лучше успевают в технических науках и в результате чаще поступают в соответствующие вузы.

А как, по-вашему, раздельное обучение в современном мире имеет смысл? Во время обучения вы замечали, что девушки и молодые люди усваивают материал несколько по-разному?

Кстати…

Сторонники раздельного обучения жалуются, что с определенного возраста девушки начинают уделять больше внимания своей внешности, чем учебе. А, по-моему, желание понравиться однокурсникам только мотивирует на учебные успехи.

Le Teint Touche Eclat Тональная основа с эффектом сияния, Yves Saint LaurentErcin 6 Couleurs Fall 2015 Тени для век, GuerlainHigh Impact Lip Colour Помада интенсивного цвета, Clinique

Катя Кожевникова, iledebeaute.ru

Источник: https://iledebeaute.ru/ile-girl/education/2016/3/25/67693/

Несостоявшееся разделение мальчиков и девочек

Раздельное обучение мальчиков и девочек

1 сентября 2008 года мусульмане Дагестана обратились в Министерство образования и науки РД с просьбой ввести в ряде общеобразовательных школ республики раздельное обучение мальчиков и девочек и преподавание основ Ислама в качестве факультатива.

Тогда было собрано около 10 тысяч подписей, и вместе с официальным письмом были направлены в Министерство образования и науки РД.

Организаторами сбора подписей и авторами этого проекта в Дагестане были известный журналист Абдулла Алишаев и общественный и религиозный деятель, зам. Муфтия Дагестана Ахмад-хаджи Тагаев. На это обращение в Министерстве ответили отказом, ссылаясь на то, что религия и государство разделены у нас в стране.

3 сентября 2008 года был убит Абдулла Алишаев, а в мае 2009 и Ахмад-хаджи Тагаев (да смилуется над ними Всевышний).

После их смерти о раздельном обучении в Дагестане уже говорили только единицы.

Это все показало, что дагестанцам без разницы, как их дети обучаются и какие они получают знания. Лишь бы был аттестат и диплом. А вопрос-то решался легко, в рамках Законодательства, если бы в любой из школ родители изъявили желание, чтобы их дети обучались отдельно. Им обязаны создать такие условия.

В Дагестане школы с раздельным обучением давно бы, наверно, действовали, если бы этот вопрос не подняли религиозные деятели. Именно от того, что его проталкивали религиозные люди, был дан отпор. Некоторые восприняли это как навязывание Ислама.

Устно в поддержку этой идеи выступает большое количество жителей республики. В то же время никому это не нужно. Если какие-то вопросы касаются финансов или земли, люди начинают вести себя очень активно, подают в суды, перекрывают дороги и т.д.

А на деле оказалось, что раздельное обучение в Дагестане реально нужно только очень малому количеству людей.

Так что, уважаемые родители, всё зависит от нашего желания и от того, какими мы хотим видеть наших детей сегодня и завтра, ибо сказано в Коране (смысл): – «Всевышний не меняет положение людей, если они сами этого не захотят».

Абдурахман Алиев

Материал по теме:

Мальчики плюс/минус девочки: есть ли будущее у раздельного обучения?

При упоминании о мужских и женских школах в памяти всплывают Смольный институт благородных девиц и кадетские корпуса для юношей. Но «однополые» классы есть и в современной России, и споры о том, стоит ли отдавать детей в такую школу, не прекращаются.

Сегодня в России раздельное обучение существует на базе городских экспериментальных площадок – ГЭП. Ребята учатся не в разных школах (отдельно для мальчиков, отдельно для девочек), а в параллельных классах на базе одного учебного заведения. Именно такая форма позволяет избегать недостатков раздельного обучения, сохраняя его преимущества.

В Республике Коми в программе участвуют 400 школ, в Ставропольском крае около 100, в Москве – чуть более 10. Как правило, это не общеобразовательные, а школы с углубленным изучением отдельных предметов: иностранных языков, математики и т.д.

Эксперимент проходит под наблюдением психологов: они диагностируют детей, проводят тренинги для педагогов, встречаются с родителями, ведут индивидуальную работу с учащимися.

По их мнению, гендерное обучение (в психологии и сексологии понятие «гендер» употребляется в более широком смысле, подразумевая любые психические или поведенческие свойства, ассоциирующиеся с маскулинностью и фемининностью и предположительно отличающие мужчин от женщин (раньше их называли половыми свойствами или различиями)) особенно полезно детям, у которых есть проблемы со здоровьем, воспитанием и успеваемостью.

Идея раздельного обучения не нова: по этому принципу работали все дореволюционные учебные заведения. Мальчики могли учиться в гимназиях, лицеях и вузах, а для девочек существовали специальные образовательные учреждения, предлагающие своеобразный набор дисциплин – в основном по домоводству.

Недоступным для женщин до конца XIX века было и высшее образование. Поэтому во многом совместное обучение возникло на волне борьбы за равноправие, и с 1918 г. мальчики и девочки стали учиться вместе. Вернулись к разделению в 1943 г., но ненадолго: уже через 11 лет учащихся снова объединили.

Впрочем, оставались военные, спортивные, хореографические школы…

Кто «за» и почему…

Среди сторонников раздельного обучения – врачи, психологи, генетики, педагоги. Их главный аргумент: мальчики и девочки развиваются по-разному – у них разные интересы, игры, пристрастия. Поэтому учить ребят лучше порознь, учитывая физические возможности, период полового созревания и психологию восприятия.

Действительно, в биологическом и психологическом развитии мальчики отстают от девочек на два года, поэтому в начальной школе обычно хуже учатся.

Успеваемость девочек выше, их чаще хвалят учителя – и это может подавить у «сильной половины» класса стремление хорошо учиться. Простой пример – перемена: девочки усидчивы, они могут и на переменке продолжать работать, чтобы дописать начатое.

А мальчишек после звонка не удержать, лучше их отпустить, зато они быстрее концентрируются и легко нагоняют упущенное.

Некоторые учёные смотрят ещё глубже. По мнению Владимира Базарного, руководителя Научно-внедренческой лаборатории физиолого-здравоохранительных проблем образования администрации МО, при совместном обучении мальчики подражают девочкам и перенимают присущие им качества: прилежность, стремление услужить и понравиться, отсутствие протестных установок и т. д.

Другими словами, ценности мужского характера исчезают, природные задатки нивелируются – и мальчики развиваются по женскому типу, усваивая женский же эталон социального поведения.

Тогда как в раздельных классах они учатся налаживать отношения в своём коллективе, не прячась за спинами девочек, у них воспитываются типичные мужские черты: воля, смелость, решительность и т.п.

По статистике Института гигиены детей и подростков, 40 лет наблюдавших за состоянием здоровья учащихся некоторых школ Москвы, смешанное обучение отрицательно влияет на здоровье 94 % девочек: страдает кровеносная, пищеварительная и нервная системы, их преследуют постоянные простуды, из-за которых они часто пропускают уроки.

Разделяй и учи?

У мальчиков и девочек свои особенности мышления, восприятия новой информации.

Значит, нужно использовать разные приёмы и формы преподавания! Учителям рекомендуют, например, осторожно проводить в «девчоночьих» классах соревнования, потому что эмоциональные девочки иногда очень остро реагируют на неудачу, если проигрывают, а мальчишек, наоборот, соперничество может подстегнуть, заставить быстрее думать, искать правильный ответ. Речь не идёт о двух учебных программах. Просто одну и ту же дисциплину дети изучают разными темпами, часто по-другому строится и сам урок.

Розалия Чалимова, учитель физики высшей категории, ответственная за ГЭП в школе N 1257:

– Девочкам нужно подробно объяснить тему, привести примеры, а после этого проверить, как они усвоили материал, предложив решить задачку. Мальчикам свойственно искать новые пути, быть первооткрывателями. Им лучше предложить сначала справиться с заданием самостоятельно, а уже потом обобщить, рассказать, как и почему надо было действовать.

В школе N 1257 первый набор детей в раздельные классы начался 15 лет назад. В течение 11 лет в школе одновременно существовали смешанные и однополые классы.

Педагоги отмечают целый ряд преимуществ раздельного обучения:

*повысилась успеваемость: девочкам, которых в подростковом возрасте больше волнуют не уроки, а внешность, при раздельном обучении проще сосредоточиться на предмете;

*выросла работоспособность – можно «пройти» больше, подробнее разобрать сложные темы;

*легче поддерживать порядок и тишину, настроить ребят на учёбу;

*улучшилось психологическое состояние учеников, они более комфортно чувствуют себя в школе;

*дети не стесняются неправильно ответить или переспросить, если что-то не поняли;

*на уроках физкультуры девочки не комплексуют в бассейне, уверенно прыгают через «козла», а мальчики не боятся промахнуться мимо кольца, сделать меньше подтягиваний, отжиманий и т.д.

Ложка дёгтя

Несмотря на все положительные моменты, раздельное обучение имеет немало противников. Их главный аргумент: разница между полами сильно преувеличена, поэтому разделять детей незачем.

Хороших результатов можно добиться и в совместных классах, практикуя индивидуальный подход. Конечно, пол ребёнка определяет многое, но гораздо важнее его личностные характеристики.

Не все девочки аккуратны и усидчивы, так же, как и не все мальчишки от природы взбалмошны, гиперактивны, неряшливы и склонны к соперничеству.

Игорь Душенко, психолог-педагог психолого-педагогического центра «Интэтика»:

– У совместного обучения плюсов значительно больше. Главное – оно даёт сильный дополнительный стимул к учёбе и развитию. Нужно идти навстречу потребности детей в общении, а не бороться с ней.

Например, одна из форм интенсивного обучения – работа в микрогруппах – учитывает это. Основное внимание в школе следует уделять формированию дружеских отношений между детьми в классе, в том числе, между мальчиками и девочками.

В такой, правильно сформированной, сплочённой группе происходит развитие и «взаимообмен» позитивных качеств.

Дефицита общения нет!

Главный недостаток раздельного обучения, на который обращают внимание его противники – потеря навыка общения с противоположным полом.

Дети приходят в школу не только за знаниями, они учатся жить в большом коллективе, налаживать контакт с взрослыми и сверстниками – как девочками, так и мальчиками. В этом и заключается социальная роль школы, которая должна расширять возможности личности, а раздельное обучение их сужает и обедняет.

Детям из раздельных классов прочат трудности при обучении в вузах и в дальнейшей жизни: ведь за стенами школы никто не делит людей по половому признаку.

Этот упрёк в адрес раздельного обучения признают и его сторонники, делая всё для успешной социализации своих учеников: девочки и мальчики получают полноценное образование, а не ограниченное только «женскими» или «мужскими» предметами. Избегать дефицита общения помогает хорошо продуманная система досуга и внеклассных мероприятий: дети вместе ходят на экскурсии, выезжают в город, проводят праздники, общаются на переменах.

Школы разные нужны

Несмотря на то, что пока немногие педагоги поддерживают раздельное обучение, большинство всё же признаёт необходимость дифференцированного подхода к мальчикам и девочкам. Для этого нужны разные учебники по отдельным предметам и разные программы обучения. Но их пока нет.

В некоторых странах, например в Великобритании, раздельное обучение принято в основном в частных элитных школах. Так, из стен Итона вышли 19 премьер-министров, видные военачальники, парламентарии, деятели церкви

Прошло уже более десяти лет с момента возобновления раздельного обучения, но выводы пока делать рано, тем более категоричные и однозначные. Есть безусловные плюсы, но есть и упущения, над которыми предстоит работать.

Даже сторонники раздельного обучения признают, что распространить его на все общеобразовательные школы будет сложно, да и не нужно. Скорее, эта форма выгоднее учебным заведениям с профильным обучением и спецшколам – для повышения качества преподавания.

Раздельное обучение относят к здоровьесберегающим технологиям: оно позволяет регулировать нагрузку в зависимости от пола, чтобы, с одной стороны, добиться хороших результатов в учёбе, а с другой – избежать переутомления.

По мнению педагогов, раздельное обучение целесообразно начинать с 1 класса – тогда дети лучше адаптируются к учебному процессу.

Алена Казакова

Екатерина Савостьянова

Источник: http://IslamDag.ru/analitika/4721

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.