Развитие речи у малышей 6-9 месяцев

Содержание

Как научить ребенка говорить? Развиваем речь уже до года

Развитие речи у малышей 6-9 месяцев

2014-10-23

В сегодняшней статье я хочу поговорить о развитии речи малыша. Думаю, эта тема волнует многих мам. Ведь окружающие довольно часто задают нам вопросы типа «А ваш что-нибудь уже говорит?», «Ну «мама» то уже сказал?». Степень развития речи является своеобразным мерилом общего уровня развития ребенка.

Как правило, ребенок начинает говорить первые слова примерно в возрасте 1 года. Поэтому, на первый взгляд может показаться, что до этого времени, задумываться о том, как научить ребенка говорить, слишком рано.

Однако формирование речи начинается задолго до появления первых слов. И лепет, и агуканье, и даже плач малыша – это уже первые этапы формирования речи.

Поэтому очень важно не упустить драгоценного времени и заниматься развитием речи малыша уже с самого рождения. Как же это делать?

Речь – это результат согласованной деятельности многих областей головного мозга, а потому на развитие речи оказывают влияние практически все стороны развития ребенка.

Широко известно, что наибольшее влияние на развитие речи оказывает мелкая моторика рук.

Но также важна и общая двигательная активность малыша, и объем информации, которую получает кроха через различные органы чувств (через уши, глаза, кожу).

Поэтому если вы постоянно общаетесь с ребенком, читаете ему книги, показываете картинки, занимаетесь упражнениями на развитие мелкой моторики, вы уже способствуете формированию речи малыша. В этой статье я расскажу о том, как еще можно стимулировать развитие речи ребенка, и какие правила при общении с малышом нужно знать.

1. Постоянно разговаривайте с ребенком

Любое взаимодействие с малышом должно сопровождаться обсуждением происходящего – собираетесь ли вы на прогулку, приступаете к трапезе, переодеваете штанишки.

Рассказывайте крохе обо всем, что вы делаете, называйте предметы, которые используете.

«А сейчас мы будем переодеваться! Мы наденем зеленые штанишки!» После неоднократного упоминания и демонстрации действий и предметов ребенок начинает понимать, что обозначают отдельные слова, а затем и короткие фразы.

Вот что нужно помнить во время общения с вашим чадом:

  • Избегайте двух крайностей: скупости на слова и многословия. Если вы будете без умолку говорить малышу все подряд, то за потоком слов потеряется то слово, которое ребенок должен запомнить, и вся ваша речь сольется для малыша в одно непонятное целое.
  • В разговоре необходимо выделять названия предметов и действий. Очень полезно разговаривать короткими предложениями (из двух слов) или просто односложно называть предметы и действия. «Это ложка» «Мишка кушает». Прежде чем вдаваться в более подробные описания, дайте ребенку время, чтобы он смог осмыслить ваши слова, познакомиться с новыми предметами, подержать их в руках.
  • Ваша речь должна совпадать с моментом показа предмета и действия.
  • Почаще рассказывайте малышу стишки и потешки, они эмоциональны и ритмичны, поэтому сразу привлекают внимание ребенка и усваиваются легче, чем обычная речь. После 6 месяцев очень полезно играть в самые простые жестовые игры.
  • Желательно, чтобы во время разговора кроха видел ваше лицо, ведь он не только слушает, но и внимательно следит за движением ваших губ. Разговаривайте выразительно, т.к. ребенок в первую очередь улавливает интонацию
  • В разговоре с ребенком постоянно задавайте ему вопросы и старайтесь дожидаться его реакции. «Какая красивая кукла, тебе нравится?» Ответ может быть в любой форме – смех, гуление, ворчание. К каждому ответу вы должны проявить интерес: «Правда?», «Вот как интересно!» Действуя таким образом, вы как бы приглашаете малыша вступить с вами в диалог, мотивируете его произнести свою реплику.
  • Жестикулируйте, это поможет крохе понять смысл ваших слов. Но не переусердствуйте! Не используйте надуманную жестикуляцию, а только те жесты, которыми вы бы сами естественным образом дополнили бы свое высказывание. Например, можно поднять высоко руки, чтобы показать, какая ваша дочка выросла большая, или зазывно помахать рукой, говоря «Ползи сюда!»

2. Расширяйте пассивный запас слов малыша

Вот несколько полезных занятий для расширения пассивного словаря ребенка:

  • Время от времени проводите небольшую «экскурсию» по дому. Показывайте и называйте ребенку окружающие его предметы быта, можно кратко объяснить, зачем они нужны. Кроватка, шторы, люстра, микроволновая печь, чайник – малышу все интересно. Четко и понятно произносите ребенку новые слова. При последующих «экскурсиях» просите малыша показать то, что изучили ранее.
  • На прогулке обращайте внимание ребенка на различные объекты, попадающиеся вам по пути. Малышу интересно буквально все: дерево, куст, пенек, трава, цветочек, шишка, собачка, кошка, снег, сосулька, скамейка, люк, светофор, карусель, урна, дом, фонтан и т.д… Кратко комментируйте все, что происходит перед малышом: «Смотри, собачка бежит», «Мальчик катается на качелях»
  • Изучайте с ребенком части лица и тела. В разговоре время от времени показывайте малышу, где ручки у него и у мамы, где глазки, носик, ножки и т.д. Когда самые простые элементы лица и тела будут освоены, можно переходить к тем, что посложнее – брови, щеки, подбородок.
  • Рассматривайте вместе с малышом картинки в книжках. Замечательным подспорьем в расширении словарного запаса ребенка послужат карточки Домана. Детки с удовольствием рассматривают их и быстро запоминают все, что на них изображено. Очень полезно после изучения предметов на картинках, демонстрировать их «вживую». Так у малыша будут формироваться ассоциативные связи.

3. Не бойтесь употреблять упрощенные звукоподражательные слова

Чаще используйте, такие слова как гав-гав, би-би, бух, кап-кап и т.д.

Рассматривая книги, рассказывайте, какое животное как говорит (мяу, беее, мууу), а также как звучат некоторые предметы (молоток – тук-тук, колокольчик – динь-динь, паровоз – чух-чух). Употребление таких слов способствует развитию активной речи малыша, т.

к. ребенку гораздо проще их произносить и легче понять. Не бойтесь того, что вы слишком упрощаете речь для ребенка. Введение облегченных слов до полутора лет является нормой.

Однако очень важно наряду с облегченной версией слова употреблять и полную («посмотри, это собачка, она говорит «гав-гав»», «ой, кукла упала – бух»), ни в коем случае нельзя общаться с малышом только посредством упрощенных слов!  Иначе потом будет очень тяжело переучивать ребенка на взрослую речь. Как объяснить ему, что гав-гав внезапно стало собакой? Малыш будет продолжать говорить «би-би» и «ням-ням», даже тогда, когда будет способен произнести полноценные слова.

Очень хорошие книжки, которые помогут малышу запомнить простые звукоподражательные слова — “Что как звучит?” (Ozon, My-shop, KoroBoom) и “Кто что делает?” (Ozon, My-shop, KoroBoom). Лично мне они очень нравятся тем, что в них нет ничего лишнего, картинки крупные, понятные маленькому ребенку. Дочка эти книжки просто обожала.

4. Устраивайте с ребенком «переклички»

Для этого взрослому нужно знать, какие звуки и слоги малыш уже умеет и любит произносить. Начинайте «перекличку» именно с этих слогов, произносите их, побуждая кроху повторять за вами.

Если ребенок начинает лепетать что-то сам, повторяйте за ним, тем самым показывая, что вы реагируете на его «слова». Затем постепенно подключайте новые звуки и слоги.

За одно занятие лучше не вводить более одного нового слога.

Для поддержания интереса малыша полезно использовать стихотворные строки. Не забывайте делать паузу после тех звуков и слогов, повторения которых вы ждете от ребенка! Приведу несколько самых простых стишков, которые помогали нам с дочкой поддерживать беседу.

5. Развивайте мелкую моторику рук

Как я уже говорила выше, на развитие речи ребенка огромное влияние оказывает мелкая моторика руки.

Поэтому очень важно уделять внимание занятиям, направленным на развитие кисти руки, делать игровой массаж пальчиков и ладошки, играть в жестовые игры, типа «Ладушки».

 В статье “Пальчиковые игры для малышей до года” вы найдете различные стишки-игры, которые будут побуждать ручки малыша активно работать.

Также рекомендую посмотреть статьи “Сенсорные коробки для малышей от 6 месяцев” и “Игры на развитие моторики от 9 месяцев. Часть 1. Часть 2″, в них вы найдете много развивающих игр.

Источник: https://jili-blog.ru/kak-nauchit-rebenka-govorit-razvivaem-rech-uzhe-do-goda.html

Как развивать речь ребенка в 9 месяцев – Рождение ребенка!

Развитие речи у малышей 6-9 месяцев

Развитие речи у ребёнка

Наступает новый период в развитии речи ребёнка: слова-фразы .

В возрасте 15-18-ти месяцев наступает новый период в развитии речи ребёнка: «слова-фразы». Он знает уже некоторое количество слов, но еще не умеет их соединить так, чтобы получилось целое предложение.

Вот и получается, что каждое слово приобретает сложный смысл, указывающий на определённое желание, просьбу¸ требование или жалобу. Малыш говорит «фебе» с особенной интонацией, и только заботливая мама прекрасно понимает, что эти два слога означают «Мамочка, дай мне хлеба!»

Словарный запас расширяется

Если к полуторагодовалому возрасту ребёнок знает 15–20 слов, то к двум годам его лексикон расширяется приблизительно до 50-60-ти слов.

В этот же период он начинает складывать слова в первые короткие предложения: «Мама ушла», «Идем гулять», «Это кукла Маши». Маша, в данном случае, имя владелицы куклы, которая именно таким образом её называет.

Все дети в этом возрасте говорят о себе в третьем лице, поскольку осознание собственного «Я» ещё не сформировано: «Малыш», «Он», «Саша», то есть, так, как их называют окружающие.

Трудности коммуникации

Бывает, что у 18-20-ти месячного ребёнка внезапно происходят вспышки гнева, истерики, когда он произносит непонятные взрослым слова. У этих припадков ярости есть объяснение: малыш хочет что-то до вас донести, но у него не получается, не хватает слов.

https://www.youtube.com/watch?v=o4wwzYANkPA

У 1, 5-2-х летних детей наблюдается большой разрыв между тем, что малыш уже понимает и тем, что способен выразить при помощи речи. Часто такой разрыв становится ещё больше, поскольку дети не желают разговаривать. Они попросту молчат до определённого момента.

О таких детках родители обычно говорят: «Всё понимает, но сказать не может», и это действительно так. Вербальные возможности малыша ещё очень ограниченны, зато при необходимости он всегда найдёт иные средства, чтобы заставить взрослых понять себя.

Как развить речь?

С двухлетним ребёнком нужно проводить занятия по развитию активной речи. Конечно, это должно происходить в игровой форме.

  • показывайте малышу различные предметы, чётко произнося их название;
  • показывайте простые действия, называя их — так малыш узнает новые глаголы;
  • показывайте иллюстрации с изображением разных предметов и действий;
  • учите с ребёнком короткие стишки, народные потешки, пересказывайте их вместе;
  • малыши очень любят скороговорки. Выучите самые интересные и доступные из них и упражняйтесь вместе с крохой;
  • играйте в развивающие игры-задания. найди, принеси, спрячь.

Не забывайте о том, что, произнося слово-название. нужно проговаривать его медленно, выразительно, с паузами, соответствующими жестами, многократно.

Ваша задача — обеспечить правильное и, желательно, быстрое восприятие малышом речи окружающих.

Для полноценного развития речи недостаточно говорить с малышом о том, что он видит в данный момент. Нужно побуждать его вспомнить то, что он видел недавно. К примеру: «Помнишь ту собачку, которую мы видели на прогулке?» или «Какие ягодки мы собирали в саду?»

Подавайте пример правильной речи

Совершенствуйте пассивную речь ребёнка: обогащайте свой личный словарный запас, пользуйтесь всеми частями речи, говорите правильно, произносите каждый звук в словах чётко.

Расширять пользование речью — это значит, уметь правильно поставить вопрос и правильно на него ответить, уметь передать словами свои впечатления, эмоции.

Воспитывать в ребёнке навыки культурной речи — это означает говорить не спеша, негромко, не жестикулируя и не слишком артикулируя.

Тренировка ого аппарата

Иногда малышу очень трудно воспроизвести отдельные звуки. Он присматривается к тому, как это делаете вы, старается, но это получается не сразу (особенно, если дело касается труднопроизносимых звуков).

Очень важна тренировка ого аппарата и обучение правильному произношению.

  • чаще побуждайте ребёнка к чтению стихов, разговору;
  • показывайте предметы, в названиях которых встречаются «р», «ш», «ж» и другие труднопроизносимые звуки;
  • прослушивайте вместе детские диски и видеодиски с записями стихов, песен в исполнении профессиональных актёров и певцов;
  • важным аспектом в формировании речи является умение различать звуки, которое появляется не сразу, проходя несколько этапов формирования. К примеру, двухлетние дети не различают слова «мак» и «бак». Вообще все сходные по звучанию звуки они различают плохо: б-н. б-п. м-н. с-з .

Пальчиковые игры

Многие специалисты уверены, что на развитие речевых навыков детей большое влияние оказывает развитие рук, а особенно пальцев.

Таких игр — с веселыми песенками, стихами, инструментальным музыкальным сопровождением, существует очень много. Например, вот игра, которая не только способствует развитию мелкой моторики, но и учит малыша считать:

В маленьком домике пять этажей (гладим и массируем все пальчики по очереди) Внизу живёт семейство ежей, На втором этаже — семейство зайчат; На третьем — семейка умных бельчат.

На четвёртом устроилась птица-синица , На пятом — сова, очень важная птица. Ну вот и пора нам обратно спуститься: На 5-ом — сова, на 4-ом — синица, Бельчатки на 3-ем.

зайчатки — 2-ом ,
На 1-ом ежи, мы к ним в гости идём.

Другие способы развития мелкой моторики — рисование пальчиковыми красками и лепка. Такие занятия развивают фантазию ребёнка, способности к творчеству и художественным способам самовыражения.

Позитивный настрой — главное условие занятий

И ещё одно важное условие: сохраняйте хорошее настроение во время игр и занятий с малышом. Хвалите кроху даже за самые незначительные успехи, никогда не принуждайте к тому, что ему не нравится и неинтересно.

И не сравнивайте его с другими детками, ведь каждый ребёнок начинает говорить в разное время. Кто-то переходит к предложениям уже к 18-ти месяцам¸ а есть молчуны, упорствующие до 3-х лет, а потом вдруг начинающие выдавать целые рассказы!

Просто занимайтесь, увеличивайте словарный запас малыша — это важно в любом случае.

Развиваем ребёнка в 9 месяцев – речь и шагательные рефлексы

9 месяцев – это возраст, когда пришла пора ребёнку самостоятельно осваивать близлежащее пространство.

В этот период важно не упустить время наступающей любознательности и продолжать развитие ребёнка в ключе познания окружающей действительности с целью научить его жить рядом с предметами, впервые оказавшимися на его жизненном пути. Количество объектов познания будет неуклонно расширяться вместе с его способностями познавать их и вы должны привить ребёнку умение правильно ими пользоваться.

Учимся ходить

Начинать развивать ребёнка в 9 месяцев нужно с того, чтобы учить его ходить. Для этого используйте специальные приспособления, а также, поддерживая его за руки или плечи, старайтесь развивать шагательные рефлексы.

Занимайтесь такими упражнениями регулярно, начиная с нескольких минут в день и вы поможете организму ребёнка быстрее окрепнуть для самостоятельной ходьбы. Каждую попытку сделать шаг одобряйте, произнося простые слова: иди , идём , шагаем и прочее. Такое ое сопровождение поможет малышу запоминать слова, а способность говорить – одна из главных особенностей человека.

Игрушки

Для ребёнка в этом возрасте важно выделить уголок, в котором будут сосредоточены простые игрушки, манипулируя которыми он будет развивать координацию движений, тактильную и зрительные системы.

Развиваем речевой аппарат

В данный период важно развивать речевой аппарат ребёнка, потому что в 9 месяцев он уже повторяет разные звуки и, хотя его речь ещё не развита, она уже эмоционально окрашена.

Общаясь с малышом, называйте предметы, на которые он обращает внимание, а особенно концентрируйте его внимание на регулярных бытовых событиях, постоянно их озвучивая. Это может касаться приёма пищи: обед, завтрак, ужин. Также время игры и купания, дневного и ночного сна, походов в туалет (горшок).

Важно выдержать рамки цикличности и используя их, развивать новые умения: пользоваться ложкой, самому проситься на горшок или купаться, играть, ползать или пытаться ходить. Не думайте, что 9 месяцев – это не тот возраст, в котором надо учить ребёнка. Если сейчас, что-то упустите, дальше будет сложнее.

Поделитесь этой статьёй с друзьями в соц. сетях:

Как развивать ребенка 9 месяцев?

Как развивать ребенка 9 месяцев правильно? Сложностей практически нет, так как ребенок находится на первой стадии развития многих способностей. Развитие ребенка в 9 месяцев сводится к совершенствованию двигательной активности, развитию речи и мелкой.

В 9 месяцев ребенок уже умеет достаточно много и пытается быть наравне с взрослыми. Это проявляется в способности повторять то, что делают родители, герои мультиков и т. д.

Ребенок уже требует некоторой самостоятельности, поэтому часто капризничает, когда мама, застав его за недозволенным занятием, отбирает интересный предмет.

Любознательность, внимание, речь и многие физические способности можно начинать развивать уже в этом возрасте. Развитие физических навыков

Для начала, нужно внимательно проследить за тем, что умеет малыш. Обычно к 9 месяцам дети умеют самостоятельно садиться, вставать и ходить у опоры, стремительно ползать, совать пальчики везде и всюду, играть с предметами разной величины. Все эти способности следует совершенствовать. Как развивать ребенка 9 месяцев правильно?

Чтобы ребенок быстро и уверенно зашагал ножками, нужно не забывать делать ему поглаживающий массаж. Он укрепит мышцы, подготовит их к нагрузкам.

Ребенок должен понимать, что ходить намного интереснее, чем ползать и совсем не опасно.

Мама и папа всегда должны быть начеку и не допускать опасных падений ребенка, иначе страх снова упасть и удариться может затормозить процесс становления на ноги.

Вездесущим пальчикам нужно найти полезное занятие. Это может быть элементарное пересыпание фасоли, гороха, макарон из одной посудинки в другую. Замечено, что малыши могут заниматься таким делом достаточно продолжительное время.

Если мама делает тесто, нужно оставить небольшой кусочек для игры. Малыша можно усадить на колени и в кусочек теста вдавливать крупные макароны, бобы, крупы.

Ребенок будет пытаться их доставать обратно, что чрезвычайно полезно для развития мелкой моторики. Таких простых упражнений довольно много – стоит только подключить фантазию.

Развитие внимания и любознательности

Развитие ребенка в 9 месяцев основано также на совершенствовании внимательного отношения к окружающим предметам и процессам на основе его врожденной любознательности. Можно поиграть в прятки, причем сначала нужно прятать игрушки, а затем предлагать ребенку их искать. Хорошо развивают внимание всевозможные пирамидки.

Следует разбросать их по кровати или на коврике и попросить кроху собрать правильно. Можно приобрести книги для самых маленьких, где есть простые картинки на развитие внимательности с яркими большими рисунками.

Развитие речи

К 9 месяцам дети пытаются говорить слоги. Это может быть однотипное «МА-МА-МА», «ЛЮ-ЛЮ-ЛЮ» и прочее. Ребенку нужно помогать составлять из этих слогов маленькие слова. Так, из повторяющегося «зя», можно предложить слово «зая».

Все зависит от «говорливости» ребенка. Когда родители часто рассказывают стишки, поют песенки, дети обязательно их запоминают. Сначала повторяют слоги, затем слова, а в конечном итоге целые фразы. Не стоит лениться самим учить детские стишки.

Это весело и полезно.

Источники: http://www.babyblog.ru/cr/sovety/cr20/prazvitie-rechi-urebjonkap, http://podskazchik.com/kak-razvivat-rebenka-v-9-mesyacev/, http://www.webkarapuz.ru/article/kak-razvivat-rebenka-9-mesyatsev-

У 9 месячного ребенка температура 38

У ребенка температура 38 У далее…

Профессиональный массаж грудничку 3 месяцев видео

Массаж грудничку 3 месяца: видео далее…

Популярные статьи

Овощной супчик для ребенка 7 месяцев (416)

Стих поздравление с 5 месяцев малышу (196)

Недоношенный ребенок 7 месяцев последствия (174)

9 Месяцев ребенку поздравления в стихах мальчику (170)

Ребенок родился 8 месячный последствия (136)

Простуда ребенка 5 месяцев (133)

Ребенок 2 месяца хрюкает носом и кашляет (124)

Как отучить ребенка спать с мамой комаровский (123)

Интересно

Почему годовалый ребенок часто

Ребенок часто писает Изменения в туалете ребенка являются одним из основных признаков заболеваний. По этой причине молодые родители обращают внимание на мочу и кал,…

Ребенку 10 месяцев набирает

Педиатр Онлайн-консультация Ребенок 10 месяцев не набирает вес с 6 месяцев. Плохо спит, почти не ест кроме ГВ Спасибо большое! Вы меня очень успокоили! Сейчас…

Сопли кашель высокая температура ребенка

Почему у ребенка сопли и температура и как их лечить? Сопли у ребенка и высокая температура зачастую застают многих родителей врасплох. При первых симптомах недомогания у малыша…

Источник: https://rozhdenie-rebenka.ru/rebenku-9-mesjacev/kak-razvivat-rech-rebenka-v-9-mesjacev.html

Как развивать речь ребенка в 1-2 года: нормы, упражнения, игры

Развитие речи у малышей 6-9 месяцев

Речь ребёнка — показатель его психического развития. Чем внятнее и точнее он произносит слоги и слова, тем быстрее окружающие реагируют на его просьбы.

Активный словарный запас помогает лучше познать мир, быстрее усвоить социальные нормы, развить память и мышление. Психологи не рекомендуют пускать этот процесс на самотёк: родители должны помогать малышу осваивать речевой навык.

Изначально дети учатся разговаривать методом подражания. Но если заниматься развитием речи  у детей от 1 до 2 лет, процесс можно значительно ускорить.

Развитие речи – важная веха психического развития детей 1-2 лет. Родителям важно помогать детям осваивать речевые навыки, создавая благоприятные условия для развития ребёнка.

Нормы речевого развития у малышей 1-2 лет

Для ребёнка 1 года жизни характерно освоение таких навыков:

  • повторение открытых слогов. Например, слово «нет» ребёнок 1 года не может произнести, но воспроизводит его как «нэ». Или говорит «да», «ту» и т. д.;
  • умение повторять звуки и слоги: произносит звуки, характерные для животных – «ав-ав», «мау», «ко-ко»;
  • выражает эмоции интонацией;
  • обозначает слогами предметы и действия;
  • воспринимает названия предметов, может указывать на них, понимать, о чём разговаривают взрослые.

Важно не только то, что и как произносят дети 1-2 лет, а ещё и способность запоминать названия предметов, их назначение.

От чего зависит развитие речи

Развитие речи ребенка зависит от множества факторов: особенностей физического развития, эмоциональной связи с родителями.

Развитие речи ребёнка зависит от 4 факторов, включающих в себя анатомический, физиологический, эмоциональный и социальный компоненты:

  1. Эмоциональная связь с родителями: для детей раннего возраста важно присутствие матери и отца, бабушек и дедушек. Безопасность, предсказуемость, понимание и уважение потребностей — всё это благоприятная почва для общего развития, включая и разговорный компонент.
  2. Удовлетворение потребности в общении с родителями. Сначала формируются невербальные навыки общения — мимикой, жестами, движениями тела, а потом следует вербализация. Поэтому важны не только игры для развития речи — эмоциональный отклик на плач, забавы, объятья, обращение к малышу, оклик его по имени — всё это предпосылки для того, чтобы ребёнок начал учиться разговаривать в 1 год.
  3. Развитие мелкой моторики. Существует прямая связь между развитием речевых центров мозга и мелкой моторикой рук. Зная эту физиологическую особенность, можно запустить развитие разговорных навыков через пальчиковые игры, тактильные анализаторы ладоней.
  4. Формирование речевого аппарата: правильное анатомическое строение языка, нёба, гортани и ых связок — важные предпосылки для развития речи у детей первых лет жизни. Иногда задержка разговорного навыка сопряжена с неправильным расположением уздечки языка: она больше, чем нужно, и он не достаёт к нёбу. В таких случаях делают в стационарных условиях надсечку уздечки. Также учитывается развитие круговых мышц рта, а также щёк. С детьми годовалого возраста нужно заниматься не только повторением звуков — важно научить пить из трубочки, дуть мыльные пузыри и резиновые шарики.

Только гармоничное сочетание этих четырёх компонентов гарантирует своевременное развитие речи у детей от 1 до 2 лет. Поэтому занятия должны включать комплекс разных игр с учётом особенностей малыша в год и старше.

Как развивать речь ребенка

Развивая речь ребенка важно учесть его возрастные особенности, а также индивидуальные психологические факторы, которые оказывают на него влияние.

Родители перед тем, как начать развивать речь у ребёнка в 1 год, должны учесть 3 важных правила:

  • упражнения нужно подбирать так, чтобы они соответствовали возрастным особенностям и психическому развитию каждого малыша в отдельности. У одного ребёнка в 1 год и 10 месяцев может не получаться то, что легко даётся другому в 1 год и 5 месяцев. Сложные игры только навредят: малыш потеряет интерес к ним или ещё хуже — будет потом противиться всему, что связанно с подобными заданиями;
  • учёт зоны ближайшего развития: учим говорить одно- и двуслоговые слова после того, как малыш начал произносить закрытые и открытые слоги. К фразам переходим после научения обозначать предмет или действие словами. Распространённая ошибка родителей — поддерживать разговор слогами, когда ещё не получаются простые слова;
  • понимание психических особенностей детей в промежутке один-три года: неустойчивое внимание длительностью до 10 минут — это нормально для детей такого возраста. В головном мозгу только формируются нейронные связи и перегрузка развивающими играми приведёт к нежелательным последствиям. Это может быть как головная боль, о которой малыш ещё не может сказать, а выражает плачем, так и стойкое отторжение развивающих занятий. Пять-десять минут — вот сколько должно длиться развивающие упражнение согласно возрасту.

Родителям важно помнить, что у всех детей разный темп развития и целью должно стать не говорение фразами ребёнка в полтора года, а планомерное освоение разговорного навыка.

Далеко не у каждой мамы есть возможность систематически готовиться к занятиям, учить прибаутки, разбирать пальчиковые игры. Эффективным будет обучение, которое сочетает и подготовленные упражнения, и те, которые проходят естественным образом для ребёнка в 1 год и 3 месяца или в 2 года.

Ежедневные занятия: 6 простых упражнений

Ежедневные простые упражнения помогут ребенку активно развивать речевые навыки. Достаточно уделять занятиям 15-20 минут в день.

  1. Учите дитя выражать эмоции звуками: удивлённое «ох» и «вау», недовольное «ай-я-яй», разочарованное «эх» — всё это поможет ему интуитивно понять функцию речи.

  2. Вместе пойте или разучивайте регулировку высоты голоса другим способом. Если малыш хорошо подражает, можно во время домашних дел перекликиваться звуками, постоянно повышая высоту звука после него. Он быстро уловит смысл игры. Особенно это интересно детям во время игры в прядки или когда взрослые находятся в другой комнате.

    Малыш поймёт, что высота звука обозначает желание, расстояние.

  3. Проговаривайте названия предметов, но только тогда, когда они находятся в поле детского внимания. До двух-трёх лет дети понимают о чём речь, если они их видят — наглядно-действенное мышление. Во время кормления говорим о тарелке, ложке, называем то, на что показывает ребёнок.

    При купании перечисляем то, чем играет карапуз. Также важно общаться с малышом полутора лет о том, что предстоит: ритуал укладывания в постель называть словом «спать», одевание для прогулки на улице — «гулять».

  4. Просите подуть на игрушечную крутилку с лопастями, предлагайте раздуть одуванчик.

    Также чаще давайте пить из трубочки — это помогает развивать артикуляционный аппарат. Учтите, что есть разница между питьём через соску и трубочку: в первом случае малышу не нужно работать губами и щеками, чтобы потекла жидкость — она льётся самотёком. А вот попить сок через трубочку сложнее — нужно втягивать.

    Именно поэтому специалисты по грудному вскармливанию говорят, что дети на ГВ раньше начинают говорить — подготовлены мышцы губ, щёк и выработан навык прикладывания языка к нёбу.

  5. Предлагайте для игры предметы с разной фактурой: мокрые и сухие крупы, влажные мягкие игрушки, сыпучие материалы (под присмотром).

    Особенно интересно деткам выковыривать интересные предметы из сортера.

  6. Поощряйте игры со старшими детьми. Понаблюдайте, как они между собой общаются: речь ребёнка в 1 год ещё не позволяет выразить нечто понятное 3-летнему малышу, поэтому второй провоцирует первого на поиск разных форм выражения желаемого.

    Играющим детям можно предложить забаву на взаимодействие: совместная постройка пирамиды, лепку куличей, поочерёдное катание машинки.

Родителям важно не столько знание, как научить ребёнка разговаривать в части методики, сколько желание. За 3-5 месяцев развитие навыка говорения продвинется только при подходе, основанном на бережном и терпеливом отношении к ошибкам и пробам малыша.

Игры для развития навыка говорения

Используйте логопедические упражнения и игры, направленные на формирование речевых навыков.

Есть много логопедических наработок, как развивать речь ребёнка в промежутке 1-2 года. Вот несколько самых доступных:

  • Для детей от 1 года до 1 и 3 месяцев: игры с игрушками в виде животных. Предлагайте их кормить, но сначала животное, например, собачка должна попросить кушать — «ав-ав» и т. д. В этот период важно, чтобы малыш активно подражал — повторял звуки и слоги.
  • Малышам с 1 года и 3 месяцев до 1 года и 6 месяцев: игры в строительство башен, катание машин, загрузка кузова. Нужно называть предметы и действия. Это поможет малышу научиться отличать процессы от названий.
  • Ребятам от полутора до двух лет, например, в 1 год и 10 месяцев, нужно расширять словарный запас: пояснять на картинке предметы, а потом попросить найти такой же среди игрушек или в комнате.

Перед тем, как учить ребёнка говорить, нужно определить уровень его понимания. Если сформирован понятийный компонент — он знает значение слов, но не говорит их, то задача родителя — подтолкнуть к говорению. Для этого не обязательно углубляться в психологию и логопедию: наблюдательность и тесный контакт с малышом — лучший способ понять своё дитя.

Источник: https://orechi.ru/razvitie-rechi/razvitie-rechi-detej-1-2-let

Развитие речи ребенка от 6 до 12 месяцев

Развитие речи у малышей 6-9 месяцев

Во втором полугодии жизни формируется ситуативно-деловое общение со взрослым, в котором главное для ребенка – совместная игра с предметами. Это общение остается главным примерно до 3-4 лет.

Период от 6-7 до 9-10 месяцев

В этот период ребенок впервые начинает понимать речь взрослого, что существенно меняет все его поведение, влияет на развитие действий, движений, активной речи.

К 7 месяцам по просьбе взрослого он находит взглядом предмет, который ранее неоднократно ему показывали и называли.

А в 8 месяцев по слову взрослого может показать несколько предметов, выполнять простые действия (без показа взрослого): хлопает ручками (“ладушки”), на слова “до свидания” машет ручкой.

Со второго полугодия (6-7 мес.) возникает новый тип общения между взрослым и ребенком.

Это общение на основе понимания речи взрослого при ознакомлении ребенка с окружающим, при организации его действий и при руководстве его поведением.

Форма обращения взрослого к ребенку не тождественна цели обращения, как это имеет место при эмоциональном общении. У ребенка надо вызвать ответ, который должен соответствовать не форме обращения, а его цели.

Дальнейшее развитие понимания у ребенка состоит во все большем отдалении форм обращения, которыми пользуется взрослый, от преследуемой обращением цели. То есть, пока ребенок не начинает выполнять соответственное движение и действие по одному только словесному требованию взрослого, т. е. пока понимание не превращается в чисто речевое понимание.

Отличие понимания от эмоционального общения состоит в том, что целью обращения взрослого к ребенку является не установление эмоционального контакта с ним, а выполнение ребенком какого-либо движения, действия или, напротив, воздержание от него.

Эмоциональный контакт с ребенком и здесь необходим, так как положительное отношение ко взрослому является для него основным мотивом его деятельности.

Потому ребенок очень охотно и радостно выполняет требуемое от него действие или движение.

Выполнение действия или движения в условиях такого общения содержит уже элементы произвольности, так как ребенок производит это действие или движение не по собственному влечению, а по требованию взрослого.

Понимание речи является одним из важнейших этапов подготовительного периода в развитии детской речи.

В понимании развивается смысловая сторона речи ребенка, которая на первых порах независима от развития его самостоятельной (звуковой) речи.

Смысловое содержание – указание на какое-либо лицо или действие, предмет, дающее возможность сообщить что-нибудь собеседнику, – является специфической особенностью человеческой речи.

Сейчас мы рассмотрим другой тип общения с ребенком – общение, которое направлено на какой-нибудь объект – лицо, предмет или действие. Только этот вид общения носит специфический характер человеческой речи. Речевое общение состоит из понимания чужой и самостоятельной речи.

Для развития у ребенка понимания речи требуется следующее:

1. В первую очередь приучить ребенка к общению по поводу него самого и другого лица, а также предмета и действия с ним. Этот тип общения развивается на втором полугодии.

2. Надо, чтобы ребенок первого года жизни не был безразличен к лицу и предмету, т. е. объект должен занимать какое-то место в его жизненной практике – это может быть близкий ребенку человек, интересная игрушка и т. п..

3. Этот осмысленный в совместной деятельности и в общении со взрослым объект (лицо, предмет, действие) должен быть соотнесен взрослым со словами – его названием.

4. Понимание речи как акт общения заключает в себе активное восприятие и ответ. Инициатива такого общения всегда на стороне взрослого. Однако не следует считать, что ребенок здесь пассивен, наоборот, восприятие речи является активным процессом. Но пока нет ответа со стороны ребенка, мы не можем быть уверенными в том, что он нас понял.

Развитие речи имеет два основных направления: пассивное владение словом, когда ребенок понимает обращенную к нему речь, но еще не умеет говорить, и активное использование речи. Пассивная речь опережает в своем развитии активную.

Примерно с 6-8 месяцев у ребенка начинается развитие пассивной речи, он учится различать и понимать первые простые слова, небольшие предложения. Если его спросят :”Где кукла? Где часы?”, ребенок поворачивает голову в сторону предмета или ищет его.

В этот период важную роль играет окружающая речевая среда. Чем больше говорят с ребенком, тем быстрее и лучше развивается его речь. Если же с ребенком общаются мало, то его речевое развитие будет идти медленно, с запозданием.

Важно также, чтобы ребенок слышал в этот период ясную, четкую, правильную речь. Вот почему нельзя с ним сюсюкать, подлаживаясь под его речь. Многократным повторением одних и тех же слов и соотнесением их с определенными предметами взрослые способствуют образованию у ребенка ассоциативной связи между словом и предметом. Таким образом, слово приобретает для него сигнальную функцию.

На 8-9 месяцах малыш начинает подражать незнакомым звукам. Его активность в этих случаях заслуживает одобрения и поддержки родителей. Он уже произносит удвоенные слоги: “ма-ма”, “па-па”. Когда его спрашивают о маме, папе или других членах семьи, ребенок уже может показать на них.

А услышав свое имя, ребенок живо реагирует на него. Первоначальная реакция рефлекторно связана со звучанием слов, но только таким путем ребенок сможет постепенно научиться понимать и смысл слова, реагируя на него соответствующим образом.

Поэтому, повторяя отдельные слова, малыша приучают к их звучанию.

Многие родители, чтобы ребенок скорее заговорил, пытаются дать малышу словесный образец: “Скажи – часы, скажи – ложка”. И к великой радости родителей многие малыши уже в 8-10 месяцев начинают отчетливо повторять за взрослыми те или иные слова, поражая всех своими “необыкновенными способностями”.

Стремление научить слову, конечно, появляется в играх, которые развивают у ребенка подражание. Долгое время принято было считать, что такие игры являются чуть ли не единственным источником, развивающим собственную активность ребенка. Однако прямой связи между подражанием и активной речью все же нет.

Ребенок может легко воспроизвести то или иное слово. Но вместе с тем никогда не использовать его в реальной жизненной ситуации, при взаимодействии с окружающими людьми. К тому же подражание у детей этого возраста носит отсроченный характер.

Так, ребенок может повторить слово лишь спустя некоторое время, когда даже взрослый забудет о том, что сам научил ему ребенка. Очень часто упорные попытки родителей добиться от своего малыша повторения кончаются ничем.

Так, например, в 8-10 месяцев ребенок произносит в ответ совершенно иную, но свою собственную вокализацию.

К 9 месяцам маленький ребенок понимает названия нескольких предметов, находит их в любом месте, знает свое имя. Также ребенок дает игрушку, находящуюся у него в руках, понимает слова, связанные с режимными процессами, выполняет по просьбе взрослого необходимые движения и действия (“садись”, “пей”, “дай ручку”). Так речь взрослого постепенно начинает регулировать действия ребенка.

Важным в развитии ребенка на этом возрастном этапе является приобретение им умения в лепете и действиях с предметами подражать взрослому. Без этого умения невозможно дальнейшее развитие малыша, его обучение и воспитание.

К 7 месяцам он повторяет отдельные слоги – лепечет. У каждого ребенка есть” свои” два-три слога, которые он произносит многократно и в разных сочетаниях.

В 8 месяцев, повторяя за взрослым, произносит уже новые слоги, новые сочетания гласных и небных или губных согласных звуков, которые до сих пор не произносил. Благодаря этому звуковой состав лепета расширяется.

Теперь свои движения, действия, общение со взрослыми и детьми малыш сопровождает лепетом.

Однако иногда, в период овладения новыми движениями и увлечения двигательной активности, возникают так называемые конкурентные отношения между развитие движений и лепетом.

Лепет как новое и еще не прочное умение угасает, если взрослые не создают специальных условий для его развития ( не вызывают подражания слогам, не перекликаются с ребенком). Он может не развиться у детей с пониженным слухом или с его отсутствием, с каким-либо не выявляемым ранее дефектом артикуляционного аппарата, речедвигательного анализатора.

При нормальном речевом общении ребенка с окружающими речевые реакции у детей образуются путем подражания и закрепляются путем рефлекторного повторения. Для нормального развития речи ребенка важно обогащение его словарного фонда путем общения с окружающими, исправление ошибок в произношении слов и тренировка в усвоении речевых стереотипов-шаблонов.

Таким образом, в процессе постепенного развития речи слово у ребенка постепенно начинает заменять условный раздражитель первой сигнальной системы и тем отвлекать его от действительности.

В раннем детстве речевые связи немногочисленны, но с возрастом они обрастают все большим количеством связей с раздражителями первой сигнальной системы, что расширяет сферу влияния окружающей среды на словесные сигналы.

Это сопровождается развитием правильного понимания ребенком смыслового значения слова при наличии постоянного корректирования его со стороны первой сигнальной системы.

Период лепетных псевдослов (9-10 мес. – 12-14 мес.).

В процессе операционного освоения цепей из сегментов восходящей звучности ребенок в конце периода раннего лепета переходит на более высокий уровень коммуникативно-познавательной активности.

Это обстоятельство благоприятствует скачку в развитии мотивационной сферы ребенка. Скачку, который его мать стимулирует спецификой своего эмоционального поведения.

Осуществляя эмоциональное взаимодействие с ребенком, она систематически обращает его внимание на различные объекты окружающей деятельности и тем самым “метит” их, своей эмоцией.

Ребенок усваивает эти эмоциональные метки предметов вместе с соответствующими им звуковыми образами. Подражая матери и используя уже доступные ему цепочки лепетных сегментов, он воспроизводит лепетные псевдослова, по форме все более приближающиеся к звуковой форме слов родного языка.

Наблюдения показывают, что первоначальные лепетные цепи из стереотипных вокализаций сменяются в 8-10 мес. цепями из стереотипных сегментов с шумовым началом (тя-тя-тя и т. п.); затем в 9-10 мес.

появляются цепи из сегментов со стереотипным шумовым началом, но с уже меняющимся вокальным концом (тё-тя-те и т. п.) и, наконец, в 10-12 мес.

появляются цепи из сегментов с меняющимися шумовыми началами (ва-ля, ма-ля, да-ля; па-на, па-па-на, а-ма-на, ба-ба-на и т. п.).

Примерно к концу первого года жизни ребенок уже понимает значение более чем десяти слов, а пять слов, возможно, уже произносит самостоятельно. Ему лучше удается повторять за родителями отдельные слоги или целые слова. Родители должны продолжать много говорить с ребенком, разглядывать вместе с ним книжки с картинками и комментировать их простыми словами.

На десятом месяце постепенно возникает понимание роли языка, т. е. ребенок начинает увязывать услышанное слово с определенными предметами. Такое понимание всегда предшествует говорению, причем малыш уже может осмысленно воспринимать простые команды.

Невнятный лепет, которым изъясняется ребенок в возрасте от 11 до 12 месяцев, и его часто непонятная речь до полутора лет, которую можно приравнять к произнесению отдельных слов, должны всячески поощряться родителями, причем необходимо всегда отвечать на попытки ребенка пообщаться.

Источник: vospitateli.ru

Источник: http://www.child-psy.ru/rechi/243.html

Как развивается ребенок с 6-9 месяцев

Развитие речи у малышей 6-9 месяцев

Для того, чтобы понимать, как лучше развивать вашего малыша, нужно обладать информацией, какими навыками уже обладает ребенок к возрасту 6-9 месяцев.

В статье вы узнаете о том, что ребенок уже умеет, чему учится в 6-9 месяцев, как облегчить и стимулировать процесс обучения.

Развитие малыша с 6-9 месяцев

К 6 месяцам жизни малыша длительность бодрствования увеличивается до 2-2,5 ч. Ребенок спит днем 3 раза. Продолжает формироваться пищевое поведение. Малыш пьет через край чашки, а к 9 месяцам уже слегка придерживает ее рукой. Держит в руках корочку хлеба.

К 9 месяцам формируется фактор опрятности (положительное отношение к горшку). Когда ребенок хорошо сидит, его начинают кормить за столом с высоким или низким стулом.

В это время ребенок проявляет формы поведения активной познавательной деятельности, формирующимися на основе зрительно-моторного манипулятивного поведения.

Продолжают формироваться реакции на новое лицо – в виде ориентировочной реакции, сменяющейся реакцией страха или радостного оживления. Ориентировочная реакция может переходить в познавательный интерес, минуя реакцию страха.

Формируется новый компонент – протягивание рук, который является начальным этапом общения со взрослым с помощью жестов. Ведущими в этом возрасте являются развитие движений, действий с предметами, понимаемой и активной речи.

Двигательная активность ребенка с 6-9 месяцев

Нормализуется мышечный тонус. Все движения ребенок выполняет легко в связи с синхронной работой мышц-антагонистов.

Дети сначала овладевают моторными функциями – движениями, связанными с изменениями положения тела в пространстве, с перемещением, а потом – статическими функциями – способностью сохранять определенное положение тела. Их надо учить садиться, а не сидеть, вставать, а не стоять.

Первой попыткой к передвижению является ползание. Важно чтобы к 7 месяцам ребенок ползал. Это меняет поведение ребенка.

Он становится более активным и самостоятельным, начинает ориентироваться в окружающем. Это расширяет его кругозор. Укрепляет мышцы рук, ног, брюшного пресса, шеи, формируется правильная осанка.

Ребенок нуждается в стимулировании игрушкой при обучении ползанию.

Ребенок 6-7 месяцев сидит непродолжительное время. Если потянуть лежащего ребенка за одну руку, то он тотчас садиться. Однако еще не всегда они могут вернуться в положение лежа. К 8-9 месяцам дети начинают ползать на четвереньках. Одной из важнейших функций является сидение.

В 8 месяцев происходит скачок в развитии движений – ребенок начинает принимать вертикальное положение. Если потянуть сидящего или стоящего на четвереньках ребенка за руки, то он встает прямо на вытянутые ноги.

Он пытается также встать самостоятельно, цепляясь за предметы. Он может также стоять недолго, придерживаясь руками за барьер, сам опускается. Может переступать ногами, держась за барьер. Здесь развивается равновесие.

К 9 месяцам ребенок может переходить от одного предмета к другому, слегка за них придерживаясь.

Взаимодейтсвие с предметами

На основе движений руки и понимаемой речи развиваются действия с предметами.

К 7-8 месяцам ребенок хватает игрушки одной рукой, размахивает ими, перекладывает из одной руки в другую. Может подолгу ими заниматься и разнообразно с ними действовать.

Начинает подражать действиям взрослого, а к 9 месяцам действует с предметами по-разному, в зависимости от их свойств (катает, вынимает, открывает, гремит, нажимает), т.е. начинает делать то, что подсказывает игрушка.

Затем подражает взрослому, выполняет новые действия с теми же игрушками, а затем – с другими.

Ведущая линия развития ребенка – становление понимаемой речи

Ребенок в 7 месяцев. Это является основой развития активной речи и меняет поведение ребенка, характер его деятельности. К 7 месяцам ребенок по просьбе взрослого находит взглядом предмет, находящийся на постоянном месте и который ему неоднократно показывали. Это еще не понимание речи, а условный рефлекс, проявляющийся зрительно-двигательной реакцией.

Ребенок в 8 месяцев. К 8 месяцам ребенок по слову взрослого находит 2-3 предмета на постоянных местах. Его учат делать «ладушки», давать ручку, махать рукой «до свидания», потом просят сделать это без показа. Это уже понимание речи.

Ребенок в 9 месяцев. К 9 месяцам ребенок находит предметы на постоянных местах и в любом месте, иногда показывает на них пальцем.

Он знает свое имя, откликается на него, дает игрушку, которую держит. Выполняет действия по слову взрослого: садись, дай, пей, дай руку. Так речь взрослого начинает регулировать действия ребенка.

Под плясовую музыку или пение ребенок выполняет плясовые движения.

Следующей ведущей линией является развитие активной речи. В основе ее становления лежит способность подражать, являющаяся основой обучения. У детей, не умеющих подражать, развитие задерживается.

В 7 месяцев  у ребенка уже развито самоподражание. Он повторно произносит одни и те же слоги, лепечет. При поддержке взрослым ой активности ребенка, у него появляется радостное оживление. Ребенок приглядывается к артикуляции взрослого и старается ему подражать.

К 8 месяцам ребенок начинает повторять слоги за взрослым, а к 9 месяцам повторять за взрослым новые слоги, которых нет в его лепете. Лепет обогащается новыми звуками, интонациями и становится постоянным на ое общение взрослого. Ребенок сопровождает им свои действия.

Для становления активной речи необходимо развитие понимаемой речи, слуха, артикуляционного аппарата, способности подражать. Совершенствуется тактильная чувствительность. Появляется реакции на щекотание и др. Становятся тоньше обонятельные и вкусовые восприятия. Ребенка трудно накормить новой пищей с непривычным вкусом и запахом.

Для полноценного развития ребенка 6-9 месяцев очень важна правильная организация бодрствования. Дети должны бодрствовать только в манеже или на полу со специальным теплым покрытием. Необходимы точки опоры для начинающих вставать и переступать. Одежда не должна стеснять движения.

Необходимы игрушки для ребенка с 6-9 месяцев

Игрушки  способствующие развитию движений, действий с предметами, понимаемой речи. Они должны быть разнообразными и безопасными – куклы, мячи, машины, животные, строительные материалы и т.д.

С помощью игрушек родители должны развивать координацию, ловкость и точность движения каждой руки, способность брать предмет «щипками» (двумя пальцами»). Это обеспечивает подготовку руки к рисованию и письму, стимулирует развитие активной речи.

Ребенка учат делать «ладушки». Родители должны перекликаться с ребенком, привлекать внимание к игрушкам, показывать действия с ними, подбирать такие из них, которые вызывают у малыша стремление повторять свои действия – катать, стучать , бросать, вынимать, вкладывать и т.д.

Источник: https://like-site.ru/deti/razvitie-detej-ot-6-9-mesyatsev/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.