Развитие самостоятельности у детей в условиях большого города

Содержание

Развитие самостоятельности детей дошкольного возраста

Развитие самостоятельности у детей в условиях большого города

style=”display:block” data-ad-client=”ca-pub-2971630162946731″ data-ad-slot=”9213322149″ data-ad-format=”auto”
data-full-width-responsive=”true”>

Здравствуйте, дорогие посетители нашего блога! Тема нашей очередной беседы « Развитие самостоятельности детей дошкольного возраста».  Расскажем как и с какого возраста приучать детей к самостоятельным действиям. Узнаете почему самостоятельность и ответственность это две взаимосвязанные категории. Читайте подробности в статье!

Каждый взрослый в детстве был зависимым от родителей. Именно родители заботились, кормили, поили, одевали. Важно помнить, что самостоятельность должна проявлять по мере роста ребенка. Не нужно торопить. Важно и принимать во внимание темпы развития.

Первые шаги к самостоятельности

1.С маленького возраста можно приучать к самостоятельности. Когда малыш, к примеру, пытается поползти, его нужно поддержать. Когда уже стал самостоятельно ползать, то нужно дать ему простор, обезопасить место и дать волю. Игрушек можно дать на выбор несколько штук, пусть сам выберет понравившуюся.

2.Нужно положительно относиться ко всем действиям ребенка. Не надо оценивать, что он сделал хорошо или плохо. За старания можно похвалить, как и за то, что он без просьб сам что-то сделал. Если видно самостоятельность у ребенка в каких-то делах, то нужно хвалить.

3.Прежде чем ребенок что-то сделает, его же нужно научить. Научить нужно, как пользоваться ложкой, вилкой, ножницами, как рисовать. Когда так пару раз будет сделано, то можно уже дать самостоятельно это выполнить.

Развитие самостоятельности

  • Дети хотят родителям помочь в готовке, уборке, мытье посуды. Дети они ведь учатся от родителей, подражают. Не нужно за помощь ругать или от нее отказываться. Да, ребенок не так вымоет, да, будет пена, но он почувствует радость и удовольствие. Хорошо бы брать и выбирать продукты вместе, убираться вместе. Дети так приучаются к самообслуживанию. Ведь бывает, когда уже взрослый мужчина, а не может приготовить еду, вкрутить лампочку. Просто не научили.
  • Часто выходит так, что дитя что-то сделало, а родители за ним сразу переделывают. Нежелательно так скоро убирать. Сначала поблагодарить, затем незаметно исправить. Ведь ребенок старался.
  • Когда ребеночек очень долго, по мнению родителей, завязывает шнурки, собирает пазл, нужно терпеть и ждать. Он так приобретает знание и учится. Можно помочь, когда он только просит помощь или нужно быстро собраться.
  • Общение с ребенком. Не нужно указывать на какие-то промахи. На ошибках он учится и приобретает опыт. Еще, можно сделать график и для каждого будут свои обязанности. Кому-то убраться, кому-то приготовить. Маленькому можно убрать игрушки, разложить вещи. Очень хорошо учитывать мнение и уважать мнение. В одежде, секций, поездки.

Развитие самостоятельности детей старшего дошкольного возраста

Избегать постоянной опеки. Нужно дать немного свободы. Иногда родители боятся отпустить ребенка от себя, постоянно и везде с ним, указывают, куда сходить, с кем поиграть, где покататься. Чрезмерная забота не нужна. О какой самостоятельности в этом случае можно говорить? Ребенок будет с низкой самооценкой. Ребенок должен развиваться, общаться, играть.

Не нужно его принуждать к обязанностям всегда, у него должно оставаться время для себя. Даже если не получается у ребенка что-то сделать, нужно верить. Прям говорить: «все получится», «ты справишься».

style=”display:block” data-ad-client=”ca-pub-2971630162946731″ data-ad-slot=”9213322149″ data-ad-format=”auto”
data-full-width-responsive=”true”>

Если ребенок сделал что-то неправильно и можно исправить, то пусть сделает сам. К примеру, разлили акварельные краски. Нужно сказать, чтобы убрать. Если будет изворачиваться, то стоит объяснить какие будут последствия, если он не уберет. Он должен приучатся отвечать за свои поступки.

Ситуация такая: ребенок хочет играть, просит родителей с ним поиграть. Родителям некогда. Вот поэтому, ребенка нужно учить развлекать себя самому, находить себе занятия. Когда ребеночек совсем маленький, его нужно конечно развлекать, ну а потом, пусть придумывает занятия.

Еще момент, ребенок берет пример с родителей. Так что, родители, подавайте пример в самостоятельности. Самостоятельность нужна, она помогает себя обслуживать, без чьей-либо помощи. Дальше это послужит успешности.

Рекомендуем обязательно прочитать статью «Как стать другом своему ребенку». Узнаете для чего это нужно и как, действительно заполучить дружеское отношение к себе от собственных сына или дочери.

style=”display:block” data-ad-client=”ca-pub-2971630162946731″ data-ad-slot=”9213322149″ data-ad-format=”auto”
data-full-width-responsive=”true”>

Источник: https://superwoomen.ru/semya-i-deti/razvitie-samostoyatelnosti-detej-doshkolnogo-vozrasta.html

Самостоятельность детей в старшем дошкольном возрасте

Развитие самостоятельности у детей в условиях большого города

Под самостоятельностью часто понимают конкретное свойство индивида, которое помогает реализовать себя как личность.
В настоящее время развитию детской самостоятельности много внимания уделяют педагоги и психологи в период подготовки дошколят к началу обучения в школе. Это важнейший период в развитии личности ребенка.

Если ребенок самостоятелен, он инициативен, ответственно подходит к любой деятельности. У самостоятельных детей наблюдается некоторая независимость. Будь то игровая или познавательная деятельность.

Показатели самостоятельности у старших дошкольников

Развитие детской самостоятельности характеризуется следующими показателями проявления:

  • Если ребенок инициативен, и умеет действовать согласно собственной инициативе. Если ребенок замечает, что так действовать необходимо, что этого требуют условия и обстоятельства.
  • Когда ребенок способен выполнять привычные для него действия без помощи взрослого.
  • Самостоятельность проявляется, когда дети поступают осознанно в сложившейся ситуации.
  • Если ребенок умеет ставить цель по ситуации и осуществляет ее, то тут тоже можно говорить о его самостоятельности.
  • Если ребенок может контролировать свои поступки и действия, а также результаты, полученные в ходе деятельности.

Развитие детской самостоятельности в старшей и подготовительной группах

В старших и подготовительных группах дети более организованны, чем их младшие товарищи.

При выполнении требований взрослых или осуществления поставленных воспитателем творческих задач старшие дошкольники могут проявлять инициативу. Они делают это охотно и с присущим детским удовольствием.

Например, дети могут на занятиях предложить что-то нарисовать по-своему. Тут проявляется к тому же и самореализация.

Старший дошкольник обладает уже необходимым для самостоятельных действий количеством и качеством знаний, опыта, хоть и небольшого, но все же определенные навыки выполнения различных деяний у старшего дошкольника уже имеются.

Все мы знаем, как любят в этом возрасте дети повторять «Я сам!». То есть ребенок уже может и желает что-то делать без помощи со стороны. Ребенок пробует выполнять даже легкие трудовые поручения.

Если у детей что-то не получается сделать самостоятельно, все равно они неохотно передают эти обязанности другому.

Пытаются делать посильную и непосильную работу по не поймут, что это им еще не доступно.

Самостоятельность старших дошкольников очень разнообразна. Дети проявляют ее как в игре. Тут они выбирают роли, организуют игровые сюжеты.

В трудовой деятельности дети самостоятельно выбирают дело, которое им по душе. Например, девочки любят подметать пол, прибирать игрушки. Мальчиков привлекают конструкторы, и они с удовольствием собирают различные постройки, а в конце игры прибирают кубики. Им под силу поставить на место стульчики. После обеда детки уже могут собрать свои тарелочки и унести их в моечную.

Изобразительная деятельность позволяет старшим дошкольникам самостоятельно выбрать рисунок или конструкцию для изображения. Дети сами выбирают изобразительные средства, цвета, с помощью которых они хотят передать изображение.

Развитие самостоятельности требует от детей желания учиться выполнять различные задания и действия, мотивировать к их повторению. Чтобы развитие самостоятельности осуществлялось успешно, у ребят должны быть развиты на должном уровне критичность ума, логичность мышления, приобретены необходимые знания и умения для осуществления любой деятельности.

Когда ребенок начинает подражать, проявляет инициативу и желание выполнять задания воспитателя, в этот момент и начинается развитие самостоятельности старших дошкольников.

Затем ребенку начинает нравиться то, что он делает, появляется интерес к результату, что же там получится в конце. Это и есть те факторы, способствующие развитию самостоятельности у дошкольников.

Время от времени дети повторяют свои действия, у них появляется творческая активность, желание изменить что-то. Это также ведет к самостоятельности.

Есть легкий способ проверить, самостоятелен ли малыш. Уже в раннем детстве родители просят говорить «спасибо», когда ребенок что-то получает. Ребенка просят быть благодарным. Спустя какое-то время можно предложить ребенку угощение.

Если ребенок поблагодарит, значит, у него сформировался навык без просьбы взрослого самостоятельно выразить свою благодарность за угощение. Если же ребенок промолчит, значит, он еще не может сам непроизвольно благодарить.

Это повод и дальше работать над таким качеством малыша.

Развитие детской самостоятельности можно организовать на похожих примерах.

Когда ребенок научится анализировать свои поступки, принимать решение о выполнении деятельности, можно отметить, что зачатки самостоятельности у него уже есть.

Развитие контроля над собой возможно лишь в коллективе, будь то игровая или любая другая деятельность. Только сравнивая себя с другими у дошкольников появляется способность анализировать — правильно ли я поступил, может нужно сделать вот так, или иначе.

Хорошо, если к старшему дошкольному возраста у детей уже будут навыки произвольного поведения. Так как поступая произвольно, ребенок может направлять свои желания в определенное русло. Он знает, что хорошо и что не очень, если у ребенка развиты нравственные чувства. Согласно этим навыкам ребенок сможет делать осознанный выбор в своих делах и поступках.

Одними из самых первых навыков самостоятельности у будущих первоклассников можно наблюдать навыки самообслуживания. Ведь ни один старший дошкольник не идет на кухню, чтобы попить, по требованию взрослого. Это он делает самостоятельно. Дети в этом возрасте самостоятельно одеваются утром и раздеваются перед дневным сном в детском саду.

Развитие самостоятельной деятельности у старших дошкольников

Для развития детской самостоятельности в дошкольных учреждениях успешно используют продуктивную деятельность.Хочется в стихотворной форме сказать «Игры, творчество и труд у детей самостоятельность разовьют».

А теперь коротко рассмотрим средства развития самостоятельной деятельности у старших дошкольников.

Развитие детской самостоятельности в игре

Самостоятельность в игровой деятельности

Вообще, игра как ведущая деятельность старших дошкольников, является отличным средством для личностного развития детей. В игре можно формировать почти все полезные качества малышей.

Самостоятельность в игре развивается непроизвольно. Ведь в игре ребенок предоставлен самому себе, находится в среде таких же малышей. Тут не нужны просьбы и указания взрослого. Дети сами знают, что делать с игрушками.

А придумывая сцены и ситуации, дети незаметным для себя и других приобретают навыки самостоятельности.

В игровых ситуациях у ребенка повышается активность. Игровая активность ведет к тому, что ребенок сам ведет игровой сюжет в том направлении, которое кажется ему наиболее интересным.

Развитие детской самостоятельности через творческую деятельность

В творчестве самостоятельность развивается тоже очень эффективно.
На занятиях дети создают новые и оригинальные изделия, рисунки. При этом активизируются воображение. Дети реализуют свои замыслы, и это ведет к развитию самостоятельности.

Творческая самостоятельность

В своих рисунках дети применяют приобретенный ранее опыт. Предоставляя дошкольникам образец, мы вызываем в них интерес и желание нарисовать то же самое.

Стимулируем выполнить рисунок, используя другие цвета, или предлагаем что-то поменять на свое усмотрение. Обычно дети легко соглашаются пофантазировать.

В результате такой самостоятельной деятельности получаются замечательные рисунки.

До начала занятия дети охотно раскладывают пособия на столики, раскладывают кисточки и карандаши, другие материалы творчества. После проведения занятия дети самостоятельно прибирают пособия, ставят инструменты на свои места на полочках и в шкафчики.

Труд и развитие детской самостоятельности

Что касается труда дошкольников в процессе развития самостоятельности, то хочется отметить следующее.

В детском саду дети имеют возможность участвовать в дежурстве. Дети наводят порядок в игровом уголке, убирают за собой посуду, стирают кукольную одежку и другие. В процессе выполнения трудовых умений иногда бывают непредсказуемые ситуации.

И тогда ребенок имеет отличную возможность принять собственное решение и выполнить что-то самостоятельно. Например, во время дежурства дети должны вытирать пыль, поливать цветы. Иногда кто-то может нечаянно уронить какие-то игрушки.

В этой ситуации появляется необходимость собрать игрушки и расставить на места. Ребенок может не помнить, как стояли игрушки до этого и ставит их в таком порядке, как ему кажется красиво.

Самостоятельно принимая решение расставить игрушки ребенок учится быть самостоятельным в бытовом труде. Постоянно выполняя трудовые задания дети учатся проявлять самостоятельность и инициативу в быту.

Понятно, что детям надоедает изо дня в день выполнять одинаковые обязанности, например, стирать пыль с книжной полочки. Легче выполнять что-то разовое. Пока не пропал интерес к труду.

Когда няня в детском саду меняет постельное белье, она может попросить помощи у воспитанников. Дошкольники с удовольствием помогают взрослым. Девочки любят застилать простынки на кроватки и взбивать подушечки. Эти навыки позднее проявляются в том, что дети после дневного сна поправляют свои постельки.

Их и просить об этом не надо, они выполняют это самостоятельно.

Самостоятельность в труде

Приучая детей к аккуратности, воспитатель может предложить посмотреть вокруг. Если что-то в группе не в порядке, дети могут предложить сами, что нужно сделать.

Также у каждого ребенка в группе есть свой шкафчик для одежды. Можно дать задание детям навести порядок в своих шкафчиках.

Если они приучатся это делать, то всегда будут следить за порядком в шкафчике, и будут самостоятельно прибирать там. Это тоже относится к бытовому детскому труду.

Однако, стимулируя ребенка к выполнению такого рода заданий, мы создадим условия почувствовать себя самостоятельным, что пригодится ребенку в дальнейшем при обучении в школе.

Приемы обучения самостоятельности

Приучают детей старшего дошкольного возраста к самостоятельности в быту различными приемами. Лучше если это будет осуществляться посредством игровых приемов. Детям также нравится участвовать в деятельности совместно со взрослыми. Своим примером воспитатель в детском саду показывает детям, как нужно выполнять то или иное задание.

Хороший эффект развитие детской самостоятельности достигается через похвалу. Если что-то выполнено ребенком хорошо, то было бы правильно похвалить его при всех детях.

Это будет стимулом к дальнейшему проявлению самостоятельности как самого дошкольника, так и его товарищей. Ведь и другие дети тоже захотят получить слова похвалы.

Старшие дошкольники очень любят, когда воспитатель отмечает их успехи при всех детях.

Положительная оценка деятельности дошкольника помогает ребенку поверить в собственные силы. У него укрепляется желание и дальше поступать так же, проявляя самостоятельность.

Если понравилась статья, поддержите пятой звездочкой (1 votes, average: 5,00 5)
Загрузка…

Источник: https://podrastu.ru/vozrast/razvitie-detskoi-samostojatelnosti.html

Развитие самостоятельности у ребенка

Развитие самостоятельности у детей в условиях большого города

Развитие самостоятельности у ребенка – это одна из первостепенных целей любого родителя. Самостоятельность – ключ к успешности вашего чада, она делает вашего ребенка удачливым, а это залог вашего душевного спокойствия в будущем. Кроме того, самостоятельность ребенка позволяет родителям не становиться вечными донорами, спонсорами для своих отпрысков.

Что же такое самостоятельность ребенка? Под самостоятельностью я понимаю следующие два пункта:

1. Собственная инициатива в принятии решения, что и как делать, а также выполнение дел без посторонней помощи.

2. Полная ответственность за принятые (ребенком) решения, действия и поступки.

Другими словами, самостоятельный ребенок совершает какие-либо действия осознанно, по собственной инициативе. Например, берет книгу и садится читать, собирается и одевается без посторонней помощи и без уговаривания и др.

Если ваш сын или дочь школьники, то самостоятельность в данном случае можно понимать как некоторую автономность. Например, завтра у вашего чада экзамен по математике или физике, при этом ребенок сам готовится к занятиям, ложится спать пораньше и даже отказывается от каких-либо увеселительных мероприятий в пользу важного события.

Особенности развития самостоятельности

Перед любым родителем, рано или поздно, встает вопрос: как развить самостоятельность у ребенка? Казалось бы, все просто – пнул его, он и стал самостоятельным. Но! В любом деле, в том числе в деле образования, есть особенности, которые необходимо знать:

1. Ребенок может неверно рассчитать силы. Дети, в силу неопытности в житейских вопросах, зачастую не могут реально оценить свои силы для выполнения задачи. Родители в таких случаях должны, с учетом своего жизненного опыта, проконтролировать ситуацию, и либо дать ребенку разрешение на выполнение данного дела, либо, объяснить почему данная инициатива сейчас не уместна.

2. Инициатива приходит и уходит. Другими словами, если ребенок, что-либо, когда-либо, сделал по собственной инициативе, то это не повод думать, что он будет проявлять эту инициативу дальше.

Тут родителям надо принять решение, необходимо ли, чтобы ребенок все время действовал самостоятельно? Если да, то надо «вложить в голову» ребенка мысль, что данное дело теперь всегда будет выполняться им без посторонней помощи, даже если ему это неприятно. Один раз справился – справишься в другой.

3. Сегодня «Добро», завтра «Отказ». Это происходит сплошь и рядом. Сегодня родители разрешили ребенку сделать что-либо, а на завтра отказали.

Нет у родителей последовательности в решениях, что делать? Надо научиться самим быть последовательными: если ребенок может делать что-то сам, и он проявляет инициативу, но делает пока некачественно – просто требуйте улучшения качества! Ни в коем случае не переделывайте за него его работу! Если что-то было разрешено или запрещено, то это не должно отменяться просто так.

Приведенные выше особенности дают родителям понять, что с течением времени они должны превращаться из безусловных командиров и тиранов, в помощников и союзников детей. Надо просто твердо решить для себя, в какой мере вы будете делегировать ваши полномочия своему отпрыску.

Участие родителей в процессе развития самостоятельности

Если представить уровень участия родителей в жизни ребенка в виде линейной шкалы от 0 до 100, то в области 0 будет нулевое участие (решения исходят от ребенка), в области 100 будет гиперопека (мамки и няньки не дают и шагу ступить самостоятельно), но может быть и «золотая середина».

Памятка родителю

• Не подавляйте инициативу у ребенка.

• Не высмеивайте его идеи и фантазии.

• Не стремитесь предотвращать или исправлять ошибки. Пусть ребенок сам поймет обратную связь между действием и результатом и найдет правильное решение.

• Прививайте ребенку мысль о том, что его мнение важно, и он должен уметь отстаивать его.

• Давайте возможность для самостоятельной деятельности.

• Спрашивайте мнение ребенка как можно чаще: что он считает важным и почему.

• Позволяйте ребенку сталкиваться с отрицательными последствиями своих действий.

Нулевое участие

При нулевом участии в жизни ребенка, родители принимают на себя роль посторонних наблюдателей – бросили в воду и смотрят, выплывет или нет. Это плохой сценарий для развития событий.

Я лично его не одобряю, знаю, что это такое на своем опыте. Сейчас не то время для таких экспериментов. Ребенок нуждается в грамотном руководстве.

Вас ведь на вашем предприятии не бросают на произвол судьбы? У вас есть руководитель – он решает чему быть, а чему не быть. Почему надо делать иначе?

Родители, которые заняли позицию нулевого участия должны помнить следующие моменты:

  1. Результат можно требовать только после соответствующего обучения и тренировки. А обучение и тренировка – это первостепенная задача родителей.
  2. Ответственность должна передаваться ребенку постепенно.
  3. Необходима эмоциональная поддержка и участие. Ребенок должен знать, что вам небезразличны его действия и поступки.

Гиперопека

Родители, которые выбрали для себя вариант гиперопеки, по моему мнению совершают большую глупость. Во-первых, они излишне усложняют жизнь себе. Во-вторых, портят жизнь детям.

Занимаясь излишней гиперопекой, такие родители прикрывают свой страх потери контроля над ребенком, боязнь пустоты и одиночества. Любовью в таких случаях даже не пахнет.

Любящие родители не станут выращивать ребенка, который не может принять собственное решение, не может (или боится) проявить инициативу, не имеет лидерских качеств и задатков.

Излишняя опека может привести к следующим отрицательным последствиям:

  1. У ребенка вырабатывается привычка, что ему не надо думать и решать проблему самостоятельно.
  2. Ребенок привыкает не отвечать за свои поступки и за результаты своих поступков.
  3. Родители несут излишнюю родительскую ответственность, а также ответственность за действия своего ребенка, которую он должен нести самостоятельно. Другими словами, от гиперопеки плохо всем.

Правила «золотой середины»

1. Не вмешивайтесь, если ребенок занят делом и не просит о помощи!

Даже если вы видите, что ребенок не справляется со своим делом, обсуждение недостатков и «разбор полетов» надо отложить до конца занятия.

2. Если ребенку трудно и он просит вас о помощи и готов ее принять, помогите ему (когда предлагаете свою помощь, начните ее со слов «Давай вместе…».

В любом случае деятельность должна быть совместная. У вас должна быть роль тренера, а не младшего подмастерья. Грамотно помогая ребенку, вы, в будущем, расширяете зону дел, с которыми он в будущем справиться самостоятельно. Кроме того, при вашем участии ребенок затратит меньше времени на освоение нового навыка.

Применяя Правило №2, следует иметь в виду, что помощь родителей не должна иметь вид полного отстранения от начатого дела. Кроме того, если ребенок просит вас о помощи, надо оценить ситуацию: действительно ли ваша помощь необходима.

3. Предлагая помощь, будьте ласковы и терпимы, следите, каким тоном вы разговариваете с ребенком и какое у него настроение.

Не следует сводить помощь и участие к руководящим указаниям и критическим замечаниям, обидным для ребенка высказываниям, таким как: «Не так!», «Не здесь!», «Не видишь, что ли?», «У тебя что, руки не из того места растут?!». При таком подходе ребенку вряд ли захочется довести начатое дело до конца.

Недоброжелательный тон и критика, а также постоянные указания совершенно неприемлемы в совместных занятиях. Как только родители встают на пьедестал и оттуда руководят действиями ребенка, работа прекращается.

Начинаются препирательства – ребенок протестует и сопротивляется. Эффект будет обратный ожидаемому.

А между тем, а волне увлечения ребенка каким-либо делом можно передать ему множество полезных знаний, показать свой взгляд на вещи и обратить внимание на нюансы, которые ему еще неизвестны.

4. Передавайте «бразды правления» постепенно.

Процесс освоения любого дела проходит постепенно. Человек плавно переходит от неумелого новичка до мастера. Поэтому надо уметь поймать момент и «уйти в тень», оставив ребенка один на один с делом.

Как этот момент вычислить? Очень просто. Как только ребенок выходи на этап «Уверенный пользователь» надо передать ему «бразды правления». Он готов к самостоятельному выполнению порученного задания.

Далее вы не должны без крайней необходимости вмешиваться в рабочий процесс.

Рекомендуется выполнить следующие задания для самостоятельного выполнения:

Задание 1

1. Составьте список дел, с которыми ребенок может справиться сам, без вашей помощи.

2. Когда ребенок выполняет дело из списка, постарайтесь не вмешиваться. По завершении одобрите его старания, несмотря на результат.

3. Запомните ошибки, которые допустил ребенок при выполнении заданий. Спустя некоторое время, в спокойной обстановке и спокойным тоном расскажите ребенку, что, на ваш взгляд помешало ему справиться с заданием и обсудите возможные варианты решения.

Задание 2

1. Подумайте, что не очень хорошо получается у вашего ребенка. Предложите ему справиться с этим делом совместно, начав словами: «Давай вместе!». Посмотрите на реакцию: если ребенок проявит готовность, приступайте к сотрудничеству. Внимательно следите за тем, когда можно передать бразды правления ребенку.

2. Выберите несколько новых дел, которые вы хотели бы, чтобы ребенок делал сам. Проделайте путь, описанный в первом пункте. Не забудьте поздравить ребенка с успехом!

Развитие самостоятельности должно быть краеугольным камнем в воспитании детей. Как нулевое участие, так и чрезмерная опека вредны для вашего ребенка и для вас. Выполняя простые правила и рекомендации вы сможете развить самостоятельность вашего ребенка не в ущерб себе и ему.

Литературный источник:
1. Штайн, И. Что делать, чтобы ваш ребенок не вырос глупым, циничным, хамоватым бездельником / Ирма Штайн. – СПб: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2009

Читать про: развитие самостоятельности , воспитание , правила , ребенок

Сохранить на память!

Источник: https://good-tips.pro/index.php/raznoe/%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%B2%D0%B8%D1%82%D0%B8%D0%B5-%D1%81%D0%B0%D0%BC%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%8F%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8-%D1%83-%D1%80%D0%B5%D0%B1%D0%B5%D0%BD%D0%BA%D0%B0

Развитие самостоятельности у детей

Развитие самостоятельности у детей в условиях большого города

В статье рассказывается о том, как формируется и развиватеся самостоятельность у ребенка. О том чем вредна гиперопека, критика, вседозволенность в воспитании детей.

Ответственность и самостоятельность одна из основных проблем, с которыми сталкиваются родители. Как научить ребенка самому собирать рюкзак в школу и не забывать делать уроки, собирать игрушки и вещи?

Вот основные правила самостоятельности ребенка

  1. самостоятельность часть естественного развития ребенка;
  2. дети намного выносливее, чем кажутся;
  3. мнение взрослых определяет самоощущение ребенка;
  4. вседозволенность вредна.

Как формируется самостоятельность?

Формирование личной ответственности и самостоятельности естественный процесс. Ребенок учится этому, также как учиться сидеть, ходить, или говорить. На определенном этапе развития ребенок научится сам принимать решения, но чтобы это произошло, взрослые не должны мешать.

Гиперопека и родительские страхи, часто приводят к инфантилизму у ребенка и не желанию, что-либо делать самому. Казалось бы, мелочи, позволять ребенку есть самому, несмотря на то, что он все вокруг перепачкает, или одеваться, не думая о том насколько медленно он это делает.

Но эти мелочи основа будущей самостоятельности. А если постоянно делать все за детсадовца, то потом не стоит удивляться, что школьник не в состоянии собрать портфель.

Постепенно позволяя малышу все больше вещей делать самому без помощи – это залог естественного развития самостоятельности.

Большинство считает, что дети слабые и беззащитные существа, которых все время нужно опекать и защищать от всего мира. Но это не так. Попытка оградить ребенка от внешнего мира с постоянными «нельзя» и «это опасно» приводят к формированию тревожности и неуверенности в себе.

Организм ребенка очень хорошо адаптируется и восстанавливается. Поэтому в теплый солнечный день ребенок может пробежаться босиком. Нет ничего страшного в том, что ребенок выпьет стакан холодного молока или залезет на высокую лесенку.

Самостоятельность во многом зависит от понимания возможностей своего тела.

Какие ошибки родителей лишают детей самостоятельности?

Дети познают не только внешний мир, они также познают себя. И это познание своего внутреннего мира напрямую связано с тем, что слышит о себе ребенок от взрослых.

Если на любую попытку сделать, что-то самому или помочь маме, или папе, ребенок слышит «не надо, ты еще мал», то впоследствии это приведет к отсутствию желание делать что-то самому. И тогда ни о какой самостоятельности речи быть не может.

Взрослым нужно постараться контролировать себя и свои слова, обращенные к дочери или сыну, постараться избавиться от: «не лезь, а то упадешь», «ты все делаешь не так».

Бывает и так, что самостоятельность ребенка подсознательно пугает его мать. Мысли о том, что столько душевных сил и времени отданы ребенку, а он станет самостоятельным и перестанет нуждаться в маме.

Чаще от этого страдают женщины, не получающие помощи от родных и близких в заботе о ребенке. И самое сложное, что им нужно сделать – это понять, что роль матери не единственная, которую они могут играть в жизни. А их окружению почаще давать им возможность отдохнуть.

И тогда радость за успехи ребенка не будет смешивать со страхом потери.

О вреде гиперопеки было сказано выше, но и ее полная противоположность вседозволенность будет мешать естественному развитию самостоятельности.

Оказавшись «пупом мира» ребенок не совсем понимает, что же делать, ведь его жизненный опыт совсем мал.

Попытки угодить во всем и всегда и выполнить любой каприз дочери или сына, как не странно, формируют внутреннюю тревожность. Она и мешает развиться самостоятельности.

Еще один важный момент – это помощь. Никогда не нужно лезть к ребенку с помощью, если он о ней не попросил. Понятно, что речь идет о ситуациях, когда нет угрозе жизни.

Дочь или сын увлечено, что-то мастерят, а родителю кажется, что его помощь сделают поделку лучше, и он вмешивается в процесс. Это лишает ребенка уверенности в себе. Даже если, что-то не получается лучше дать шанс попробовать еще раз.

Лишь, когда ситуация тупиковая, стоит предложить помощь, спросив нужна ли она.

Спокойное отношение к ошибкам ребенка, залог его самостоятельности. Ошибки – часть процесса обучения чему-либо, опыт. Лучше объяснить дочери или сыну, что в неудачах нет ни чего страшного, чем критиковать и наказывать.

Ребенок обязательно станет самостоятельным, главное не мешать ему и поддерживать в трудную минуту.

Источник: https://xn--80aakeqfhfoqvpv.xn--p1ai/blog/osnovnye-pravila-samostoyatelnosti-rebenka/

Как научить ребенка самостоятельности?

Развитие самостоятельности у детей в условиях большого города

Воспитание самостоятельности у детей – один из самых актуальных вопросов для пап и мам, которые стремятся к тому, чтобы научить ребенка делать выбор, ставить цели, справляться с проблемами и преодолевать препятствия. Воспитанная в детях самостоятельность помогает им во взрослой жизни брать на себя ответственность за себя и близких.

Воспитание любого ребенка – сложный процесс, в котором родители нередко допускают ошибки, в том числе при попытках научить ребенка быть независимым.

Распространенные родительские заблуждения:

  • «Нашему малышу слишком рано что-то делать самому». Боязнь родителей, что отпрыск не справится с элементарными вещами, приводит к формированию капризного, беспомощного, избалованного маленького человека. Такое воспитание ребенка даст плачевный результат во взрослой жизни: неумение общаться с людьми, низкая приспособленность к жизни, неспособность принять самостоятельное решение. В такой ситуации не просто не будет самостоятельности в детях, но и родители станут жертвами, поскольку отпрыски будут требовать от них внимания и помощи из-за своей несостоятельности.
  • «Наш малыш должен всему научиться сам, и наша помощь ему не нужна». В детях самостоятельность не развивается без посторонней поддержки. И это ошибка, поскольку каждый вновь приобретенный навык является большим достижением для малыша, и он нуждается в похвале и внимании со стороны родителей. Модель воспитания ребенка, где на него не обращают внимания, порождает робость, страх перед людьми и неуверенность.
  • «Наш ребенок неумеха и учится слишком медленно, лучше мы сами сделаем все быстро». Результатом подобного заблуждения является абсолютная неприспособленность к жизни и возникающим препятствиям на пути к достижению целей. Хотя воспитание ребенка подобным образом вряд ли будет способствовать формированию каких-то конкретных целей.

Безжалостное пресечение в детях зачатков самостоятельности, как и небрежное отношение к отпрыску нивелируют шансы последнего на независимый успех.

Воспитание самостоятельности у детей: практические советы

Развитие у детей самостоятельности предполагает систематические и регулярные занятия с ними, а также терпение и мудрость.

Практические советы, которые помогут научить ребенка быть независимым и решительным:

  • Вдохновляйте малыша на новые свершения: не мешайте проявлять себя в попытках самостоятельности, поощряйте, хвалите, даже если у него пока не получается. Воспитывайте в ребенке уверенность и в следующий раз, приободренный вашими похвалами, он все сделает гораздо лучше.
  • Уделяйте больше времени малышу для оттачивания новых навыков, например, завязывать шнурки. Воспитание самостоятельности у крохи предполагает выполнение задачи не за него, а вместе с ним.
  • Ребенка научить чему-либо всегда легче с помощью игры. Монотонность дети не любят, а вот к занятиям с игровыми элементами всегда стремятся.
  • Самостоятельность в детях формируется и при помощи определения круга обязанностей, например, по дому. Это может быть уход за домашним питомцем, уборка игрушек или всей комнаты. Важно не поддаваться на капризы и отказы, иначе ребенок поймет, что вами легко манипулировать.
  • Воспитание у детей самостоятельности подразумевает объяснение, что такое ответственность и важность выполнения обещанного.
  • Научите ребенка делать выбор, предоставляйте ему возможность принимать решения: что надеть, что обуть, какую прическу сделать.
  • Просьбы родителей в чем-то помочь им развивают стойкую самостоятельность в детях. Попросите малыша помочь убрать вам на кухне, например. Обязательно хвалите за старания и поощряйте.
  • Научите ребенка жить по распорядку дня. Соблюдайте баланс между свободным времяпрепровождением и четкими режимными задачами. Контролируйте выполнение распорядка, самостоятельность в выполнении задач, но не навязчиво.

Помните, что ваш малыш – личность, а потому снисходительность при попытках научить ребенка быть инициативным неуместна. Покажите ему, как вы дорожите его мнением и самостоятельностью, и положительных результатов станет в разы больше.

Табу при воспитании самостоятельности у ребенка

Воспитание самостоятельности у детей подразумевает соблюдение родителями баланса процесса. Существуют запретные приемы, которые способны разрушить воспитательную концепцию, и родителям их лучше избегать:

  • Воспитание ребенка не предполагает постоянное его одергивание и демонстрацию ошибок. Не нужно оценивать и комментировать все действия вашего ребенка без крайней надобности – у него появится стойкое чувство неуверенности в себе и потребность в одобрении всех и каждого. Развитие у детей самостоятельности зависит, в том числе от того, позволите ли вы ему найти свой способ решения проблемы.
  • Не делайте все сами вместо своего отпрыска. Воспитание ребенка и формирование у него самостоятельности происходит с помощью проявления малышом инициативы. Пусть эта инициатива будет неумелой и на первом этапе ни к чему не приведет, но она должна быть.
  • Не ругайте малыша за медлительность – в воспитании ребенка важна неторопливость. Давление взрослых и постоянное поторапливание приведет к полному отказу что-либо делать.
  • Не «душите» отпрыска своей опекой и догматами воспитания, даже если вы боитесь за него. Научите ребенка смело смотреть в глаза препятствиям и преодолевать их. В воспитании ребенка важно быть увереннее, иначе чадо почувствует ваш страх и проникнется этим чувством.
  • Не вмешивайтесь в попытки вашего отпрыска решить проблему. Помогите советом, но не решением.

Хотите развить в детях самостоятельность? Наберитесь терпения, мудрости, чуткости и уверенности в своих силах, и возможностях вашего отпрыска.

Как мотивировать ребенка быть самостоятельным?

В детях самостоятельность воспитывать гораздо легче, если правильно их мотивировать. Несколько рекомендаций, как мотивировать ребенка и научить его быть самостоятельным:

  • Продемонстрируйте малышу последствия его лени. Воспитанию в детях самостоятельности поспособствует, например, ситуация с фломастерами: если они засохнут из-за того, что малыш забыл их упаковать, не торопитесь покупать новые. Пусть рисует карандашами, а при намеке на покупку новых фломастеров говорите, что не уверены в рациональности покупки, ведь новые тоже могут засохнуть. Воспоминания об отсутствии фломастеров впоследствии будут мотивировать его следить за своими вещами, даже если не хочется.
  • При воспитании ребенка будьте рациональны. Предположим, не заставляйте малыша раскладывать игрушки по местам после каждой игры. Дети дошкольного возраста возвращаются к прерванному виду деятельности через каждые 15-20 минут, потому уборка после игры будет занимать у него больше времени, чем все остальное. Попросите разложить игрушки по местам перед сном – один раз в день – это целесообразно, потому что они мешают комфортному передвижению в темноте. Такое объяснение будет понятно, а значит, ребенок научится полезной и разумной деятельности.
  • Воспитание предполагает конкретизацию обязанностей. Объясняйте малышу, зачем ему их выполнять. Например: «После ужина убери свою тарелку и помой ее, чтоб в следующий раз ты ел из чистой посуды».
  • Воспитывая в детях самостоятельность, четко формулируйте цель и смысл всего, что они делают. При воспитании ребенка не играйте на его самолюбии, откажитесь от выражений вроде «все дети сами обуваются» или «над тобой будут потешаться, когда увидят, что родители одевают тебя». Маленький человек не мотивируется негативом, лучше рассказать ему, сколько положительного принесет ему самостоятельность. Например: он успеет посмотреть начало мультфильма, нарисовать 5 картин, дольше покататься с горки.
  • Развить в детях самостоятельность помогает периодические просьбы рассказать, каковы дальнейшие планы у малыша. В близлежащей перспективе, конечно. Он обязательно задумается, чем бы ему заняться, тем самым принимая решение и делая выбор.

Научить ребенка самостоятельности возможно при помощи настойчивости, даже при отсутствии ожидаемых результатов на первом этапе. Неудачи не должны становиться поводом для отказа от поставленных целей воспитания. Для детей самостоятельность – это возможность продемонстрировать свои умения и навыки и шанс стать цельной личностью в будущем.

Источник: https://iqclub.ru/blog/2018/03/kak-nauchit-rebenka-samostoyatelnos/

Развитие самостоятельности у детей до года: правила передачи инициативы и личный пример, поведение родителей и вред гиперопеки

Развитие самостоятельности у детей в условиях большого города

Самостоятельность… Редко чего так ждут и одновременно так боятся родители, как все возрастающей самостоятельности малыша. Ведь каждая новая веха на этом пути означает, что наш кроха растет, и мы все меньше и меньше можем его контролировать.

Тем не менее, это формирование у ребенка самостоятельности, в который не стоит вмешиваться.

Мы не должны мешать, но в наших с вами силах сделать что-то важное, необходимое, чтобы этому процессу помочь — помочь ребенку стать более самостоятельным по сравнению с тем, каким он был еще недавно.

В процессе того, как воспитать в ребенке самостоятельность, нужно следовать нескольким правилам, которые полезно знать всем родителям.

Воспитание самостоятельности у детей младшего дошкольного и школьного возраста на личном примере

Важная часть развития самостоятельности у детей дошкольного возраста — это личный пример, который подают ребенку родители.

Когда вы сами делаете то, что необходимо, когда не откладываете, не переносите часть работы по дому, которая доступна и может быть выполнена здесь и сейчас, когда не пытаетесь переложить на плечи ребенка или мужа действия, которые являются вашими прямыми обязанностями и которые вы можете и в состоянии выполнять. Это личный пример склонности к порядку как составляющей развития самостоятельности.

В процессе формирования самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста обратите внимание, как и когда у ребенка появляется стремление самому наводить порядок, а не только помогать вам? У каждого ребенка имеется врожденная склонность к порядку. Вы можете вспомнить это или прямо сейчас понаблюдать за своим малышом.

До года у ребенка есть склонность складывать и снова высыпать различные предметы из любых емкостей — коробок, корзин, ведерок. Он может очень долго играть в эту игру. Чуть позже игрушкой номер один становятся матрешки и стаканчики-вкладыши, которые несут в себе некий предустановленный порядок.

Спустя какое-то время вы можете заметить, что ребенок бурно протестует, если вы ставите игрушки не на их привычное место, кладете ложку не с той стороны от тарелки или пытаетесь внести какие-то другие, незначительные, на ваш взгляд, изменения в быт и игры крохи. Все это проявления врожденной склонности к порядку.

Если мы не будем мешать этой потребности, а будем всячески ее поддерживать, она естественным образом перейдет в уже зрелую привычку, в стремление самому создавать и поддерживать порядок в своих вещах и игрушках.

А как развить самостоятельность у ребенка, если вы не замечаете за собой склонности к порядку? Вам нужно придумать другой творческий способ продемонстрировать это ребенку. Как минимум в процессе формирования самостоятельности у детей дошкольного возраста вашей задачей будет показать малышу, что уборка — это отнюдь не что-то противное, неприятное, обидное.

Развитие самостоятельности детей дошкольного возраста: передача инициативы

Как приучить ребенка к самостоятельности и не мешать ему делать что-то самому? Здесь, пожалуй, можно дать единственную правильную рекомендацию — позвольте ребенку развивать свою самостоятельность так, как это предусмотрено природой.

Самый распространенный пример передачи инициативы –с едой. В год-полтора ребенок проявляет естественный интерес к самостоятельному приему пищи — пытается взять ложку, лезет в тарелку руками, если вы ему ее не даете, и т.д.

Практически каждая мама может вспомнить этот момент, но, увы, очень многие этот сигнал игнорируют, а продолжают кормить ребенка самостоятельно.

В особо запущенных случаях, когда малыш проявляет излишнюю настойчивость в попытках завладеть ложкой, его нейтрализуют с помощью мультиков или дают в руки какую-нибудь занятную игрушку.

В результате вместо того, чтобы стать активным полноправным участником процесса кормления, ребенок только открывает рот. Из наблюдений и опыта известно, что если пропустить период естественного интереса ребенка к самостоятельному приему пищи, с большой долей вероятности кормить ребенка с ложечки маме придется до трех и более лет.

Безусловно, тут нет никакой драмы, и если вы не ждете очередного прибавления в семействе, не собираетесь выходить на работу, и не хотите спокойно есть свой обед во время общей трапезы, вы можете кормить ребенка хоть до самой школы.

Но, как правило, к двум годам такие кормления начинают серьезно напрягать маму, которая не может есть сама или заниматься какими-то своими делами, когда кормит ребенка. А в это время сверстники малыша прекрасно орудуют ложкой.

У них начинаются новые этапы формирование самостоятельности, дети раннего возраста к этому возрасту уже начинают пытаться есть вилкой.

Почему же не получается приучить к этому вашему ребенку? Потому что мама выбрала для себя более удобный вариант в тот момент, когда нужно было передать ребенку инициативу. Для развития инициативы и самостоятельности детей дошкольного возраста важно не упустить этот момент.

У ребенка был естественный и полагающийся ему по возрасту интерес, и задача внимательных родителей — его удовлетворить.

Так и в других ситуациях, когда ребенок проявляет интерес к самостоятельному выполнению того или иного действия, мы можем и должны передавать ему инициативу, постепенно устраняясь из процесса и позволяя ему делать то, что делать ему уже под силу.

Как развить самостоятельность и приучить к ней ребенка

В то же время при формировании самостоятельности у детей младшего возраста вы не должны требовать от ребенка невозможного, то есть того, что ему не под силу по причине недостаточного развития моторных навыков, усидчивости и т.д.

Ну не может ребенок почистить яйцо, не может разложить красиво и ровно сыр на бутерброды в 10 месяцев, просто потому, что он не может этого сделать! Но к 1,5-2-м годам после регулярных тренировок это уже будет ему доступно. Не может ребенок чисто, качественно почистить ботинки в 1,5 года и т.д. И мы не вправе от него этого ожидать, а тем более требовать.

Но он может начать это делать. Развитие самостоятельности детей – процесс планомерный, и вам нужно хорошо представлять, что доступно для ребенка в том или ином возрасте.

Показатели уровня самостоятельности детей: чему мы учим ребенка

Реализуя важную задачу под названием «учим ребенка самостоятельности», нужно четко представлять, что дети должны уметь в том или ином возрасте. Уровень самостоятельности детей в зависимости от возрастных критериев различен.

Ознакомиться с показателями самостоятельности ребенка дошкольного и младшего школьного возраста вы можете в следующей таблице:

ВозрастВозможные дела по дому
К 2-м годам
  1. относить свой использованный подгузник в мусорное ведро;
  2. относить и выбрасывать в ведро другой мелкий мусор;
  3. вытаскивать и складывать белье в стиральную машинку (не много);
  4. приносить по просьбе предметы из другой комнаты и относить их на место по словесной инструкции;
  5. класть на место книги и игрушки по завершении игры после напоминания;
  6. чистить мандарин, банан, вареное яйцо с незначительной помощью взрослого;
  7. аккуратно складывать свои вещи на стульчик;
  8. вытирать тряпочкой или губкой пролитую воду
К 3-м годам
  1. складывать игрушки на место;
  2. разбирать сумки из магазина (расставлять по местам консервы, коробки с крупами, убирать продукты в холодильник на низкие полочки);
  3. помогать сервировать стол (расставить тарелки, чашки, разложить столовые приборы);
  4. раскладывать на хлеб нарезанный сыр, ветчину;
  5. срывать зелень для салата с грядки, нарывать зелень для салата руками;
  6. после еды убирать свою посуду со стола в мойку;
  7. складывать посуду
  8. посудомоечную машину;
  9. протирать свою обувь специальной губкой
К 4-м годам
  1. подметать или пылесосить полы;
  2. вытирать пыль с мебели;
  3. поливать цветы после напоминания или с использованием наглядных материалов (календарь, график);
  4. менять воду в поилке и кормить домашних животных;
  5. развешивать на сушилке мелкое белье — трусики, носки, детские футболки;
  6. в магазине брать с полок и складывать в корзину продукты в упаковке;
  7. застилать свою кровать с небольшой помощью взрослых;
  8. насыпать в тарелку хлопья для завтрака;
  9. намазывать мягкое масло, паштет, плавленый сыр на бутерброд столовым ножом или обратной стороной ложки;
  10. взбивать смесь для омлета, жидкое тесто ложкой или венчиком;
  11. перемешивать салат;
  12. чистить руками вареные овощи (картофель, морковка);
  13. собирать ягоды с кустов
К 5-ти годам
  1. наливать в кружку компот из кувшина, сок или молоко из пакета;
  2. мыть овощи и фрукты;
  3. без помощи и подсказок взрослых сервировать стол;
  4. без помощи взрослых застилать постель;
  5. сортировать белье для стирки;
  6. выносить мусор с помощью взрослых;
  7. ухаживать за домашними животными и растениями без регулярных напоминаний взрослых
К 6-ти годам
  1. чистить сырые овощи;
  2. самостоятельно готовить простые блюда (омлет, вареные яйца, горячие бутерброды и т.п.);
  3. развешивать на сушилку белье — полотенца, детские брюки, рубашки;
  4. подметать двор;
  5. выгуливать собаку;
  6. поливать огород;
  7. запускать стиральную машинку
К 7-ми годам
  1. заваривать чай, кашу быстрого приготовления;
  2. собирать свой школьный ранец;
  3. поддерживать порядок на своем рабочем столе;
  4. гладить полотенца, футболки
К 9-ти годам
  1. мыть полы;
  2. чистить сантехнику и плиту (без применения химических веществ);
  3. пришивать пуговицы;
  4. красить стены, забор
К 10-ти годам
  1. ходить в магазин за мелкими покупками (по списку);
  2. самостоятельно менять постельное белье

Формирование самостоятельности у детей младшего и старшего дошкольного возраста: не торопить!

Не менее пагубно влияет на развитие самостоятельности родительский смех, даже если мы смеемся по-хорошему, по-доброму, как нам кажется. Или позволяем себе комментарии типа: «Ну вот, ты все опять разлил. Я же говорила, что ты не донесешь, я так и знала, что ты уронишь».

Такие комментарии тормозят развитие самостоятельности, понижая самооценку ребенка. Контролировать эти высказывания довольно сложно, особенно если вы нередко практикуете такой способ общения с взрослыми.

Если это так, то и в общении с ребенком у вас будут постоянно вылетать такие фразы и наносить вред развитию его личности и становлению самостоятельности.

Развитие самостоятельности у детей раннего возраста: не переделывать!

Если на словах вы восхищаетесь, какой он замечательный помощник, как он хорошо пропылесосил, но тут же за ним начинаете переделывать, не надо думать, что ребенок не поймет, что происходит. Может быть, не с первого раза, но ребенок снова построит ту же логическую цепочку — я помогал, маме не понравилось, ей пришлось переделывать, мама из-за меня устала, я плохой и так далее.

Или другой вариант — мама переделала, у мамы получается лучше, чем у меня, пусть мама делает это сама.

Источник: https://dp3.ru/beremennost/pokazateli-i-faktory-razvitiya-samostoyatelnosti-u-detej-do-goda.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.