Ребенок и свободное время: кто кого?

«Скажите, он лентяй, или это мы виноваты?»

Ребенок и свободное время: кто кого?

Большинство родителей хотят от своего ребенка все и сразу: он должен не только хорошо учиться в школе, но еще и спортом заниматься, и языками, и чем-то творческим. У одних все идет гладко — ребенок всюду успевает и всем доволен.

У других посещение секций, кружков и дополнительных занятий становится источником всевозможных проблем. Чтобы этих проблем избежать или хотя бы минимизировать, нужно учесть три фактора. Каких — рассказывает психолог Татьяна Никитина.

Рассылка «Мела»

Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу

1. Темперамент и характер ребенка

Как ни банально прозвучит, но к каждому ребенку нужен индивидуальный подход. Это необходимо помнить, потому что из-за игнорирования этой аксиомы и возникает большинство проблем. Приведу пример из собственной практики.

Мама 14-летнего Кирилла однажды пожаловалась мне: сын подруги каждый день до позднего вечера занят на всевозможных кружках и секциях, да еще и учиться хорошо успевает. Ее же «лентяй» дважды в неделю ходит на волейбол, а от всех остальных занятий под разными поводами увиливает.

Если родители начинают настаивать, становится раздражительным, нервным, жалуется на усталость и с трудом встает в школу. Дело дошло до врача, но таблетки, мобилизующие внимание и снимающие стресс, ощутимо не помогли.

«Скажите, это он лентяй, или мы в чем-то виноваты? Нужно ли настаивать на увеличении количества внеурочных занятий или стоит дать ему больше свободы?» — спросила меня мама.

ошибка этой мамы — сравнение своего ребенка с другим. Ошибка очень серьезная, но, к сожалению, распространенная — многим родителям свойственно оценивать своих детей в сравнении с их ровесниками или даже с собой в детстве. А когда это сравнение где-то оказывается не в пользу ребенка или не соответствует родительским ожиданиям, то дети еще и ярлыки получают: лентяй, трус, слабак.

Не исключено, что Кирилл и в самом деле склонен лениться, но прежде чем начать борьбу с этой ленью, нужно понять ее природу, а также принять тот факт, что все люди имеют разный темперамент и характер.

И родительские ожидания должны всегда соотноситься с этим фактом, особенно при выборе внешкольных нагрузок для ребенка. Забудьте об усредненных цифрах.

Рекомендованные Минздравом в прошлом веке «два часа отдыха после школы» и «час спокойного досуга перед сном» не имеют ничего общего с действительностью. Только индивидуальный подход.

Для того, чтобы определиться с количеством часов на учебу и отдых, постарайтесь понять, какой склад характера у вашего сына или дочки. В большей степени от этого (наряду со здоровьем) зависит, какие нагрузки и в каком количестве ребенок готов потянуть. Недостаточные нагрузки — это тоже плохо. А то, что для одних — нагрузки, для других — отдых.

Например, если ваш ребенок подвижный, энергичный, коммуникабельный, если он зачастую пребывает в приподнятом настроении, обладает хорошим аппетитом и крепко спит, то, скорее всего, он так называемый гипертим. А людям с чертами гипертима необходимо постоянно куда-то прикладывать свою энергию. Поэтому если такой подросток записывается во все новые секции и кружки — не стоит его ограничивать.

Гипертимам свойственно стремление к самостоятельности и свободе. Контроль и принуждение (в том числе в выборе секций и кружков) они переносят с большим трудом

При этом интересы у гипертима могут быть совершенно разными и часто меняться — этому тоже не стоит удивляться и пытаться сосредоточить его на чем-то одном. Такой ребенок воспринимает занятия, предполагающие любую активность, не как нагрузку, для него это скорее отдых. В этом случае родителям не стоит волноваться, что подросток перегружен.

А вот монотонная работа, требующая усидчивости и длительного сосредоточения, гипертимам дается тяжело. И если большинство дополнительных занятий у подростка будет подобного плана, то можно смело ожидать от него протеста: когда в занятиях нет мотивации, человек тратит значительно больше энергии, а значит, быстрее устает.

Совсем по-другому нужно вести себя с детьми «тревожного» типа. Они обладают слабой нервной системой, отличаются повышенной чувствительностью, быстрой нервной истощаемостью и хуже остальных справляются с нагрузками. Чаще всего это так называемые «домашние дети», склонные беспокоиться по любому поводу.

В отличие от гипертимов, эти дети не слишком стремятся к самостоятельности — брошенные в свободное плавание, они чувствуют себя неуютно

Особенно это касается мальчиков: нагружать их на полную катушку — «по-мужски» — очень опасно, это может привести к нервно-психическим заболеваниям.

Дети «тревожного» типа очень ответственные и старательные. Поэтому они более основательно подходят к изучению какого-то одного материала и не склонны к перемене увлечений. Добившись видимых результатов в любимом деле, они начинают получать удовольствие от занятий, а это, соответственно, уменьшает напряжение.

В то же время родители должны понимать, что слабость нервной системы таких детей и повышенная утомляемость не позволяют им добиваться выдающихся успехов в учебе и в спорте, поэтому опасно требовать от них «невозможного».

Предлагать новые занятия «тревожным» детям нужно осторожно и продуманно: они больше остальных чувствительны к критике и оценкам со стороны, из-за чего у них часто развивается неуверенность в себе. Они склонны оценивать себя как ни на что не способных неудачников.

Но быть неудачниками никому не по душе — поэтому такие дети и не стремятся к новым секциям и кружкам. Прежде чем уговорить их на новое занятие, родителем нужно убедить ребенка, что у него все получится.

Детей «тревожного» склада характера не привлекают шумные занятия и новые знакомства — ошибкой будет их навязывать. Они выбирают тихие увлечения — рисование, лепку, конструирование, исследовательскую работу. Если вы хотите, чтобы «тревожный» ребенок как можно дольше посещал занятия — находите поводы его хвалить. Перехвалить «тревожного» ребенка практически невозможно.

Если ваш ребенок подвижный, энергичный, очень коммуникабельный, пребывающий обычно в приподнятом настроении, обладатель хорошего аппетита и здорового сна, то, скорее всего, он так называемый гипертим

Дети «тревожного» типа обладают слабой нервной системой, отличаются повышенной чувствительностью и быстрой нервной истощаемостью. Они хуже всех остальных справляются с нагрузками, им недостает энергии

Гипертимами и «тревожными» детьми не исчерпывается многообразие типов характера. Восемь основных типов характера в очень доступной форме описаны в книге знаменитого отечественного психолога Юлии Гиппенрейтер «У нас разные характеры. Как быть?».

В любом случае, планируя дополнительные занятия для своего ребенка, вспомните: как он обычно относится к внеурочной работе, чем делится с вами, как реагирует на свои успехи и неудачи, отражаются ли они на его настроении, сне и так далее.

И уже в зависимости от этого, определяйте количество свободного времени и внешкольной нагрузки.

Книга Юлии Гиппенрейтер вышла в 2012 году в издательстве «АСТ»

При определении количества внеурочных нагрузок, учитывайте интересы ребенка.

Когда занятия ребенку (любого склада) интересны, когда он идет на них с удовольствием, они не вызовут в нем такого напряжения, как те, на которые он вынужден ходить в силу сложившихся обстоятельств (отставание, поступление, прихоть родителей).

Немаловажную роль играет также личность преподавателя, методика и коллектив — все это может повлиять на то, станут ли занятия тяжким бременем, отнимающим силы и энергию.

Часто бывает такое, что ребенок ходит на занятия английским языком или в музыкальную школу и воспринимает это как тяжкий труд (со всеми вытекающими последствиями в виде усталости, раздражительности и т. д.). А на следующий год меняется место занятий или преподаватель и — о чудо! — занятие становится приятным для ребенка. Ну а как только оно становится приятным — родителю уже не стоит так сильно опасаться за перегрузки.

Так что тщательно выбирайте куда и «на кого» ходить. Не бойтесь менять курсы, группы, секции. Находите для подростка места, где ему будет комфортно — это избавит вас от многих проблем.

3. Сочетание нагрузок

Важно понимать, что после шести-восьми часов интеллектуальных нагрузок в школе еще два часа языковых курсов могут стать непосильной задачей даже для ребенка с сильным типом нервной системы.

А вот если в промежутке между интеллектуальными нагрузками будут физические или творческие, то и соответствующие системы организма отдохнут, и результат занятий будет выше, а степень усталости — ниже.

Важно чередовать нагрузки. Чем больше зон мозга будут отдыхать во время следующего занятия, тем легче будет ребенку и тем выше будет результат

Например, если на одном занятии ребенок много писал и запоминал, то на следующем надо постараться запоминание и письмо исключить. Пусть рисует, считает, двигается, воображает. С физическими нагрузками (спортом) в любом случае нужно быть осторожнее.

Когда они чрезмерные, то после них любые виды деятельности будут казаться сложными, а память и внимание не смогут работать на должном уровне. Самые приятные занятия лучше отложить на более позднее время, когда остается меньше сил. То же самое касается и выбора времени.

Все самое сложное — после выходных, более приятное и простое — перед уикендом.

Источник: https://mel.fm/sovet_psikhologa/6240819-time

Ребенок и каникулы

Ребенок и свободное время: кто кого?

Учебный год закончился, лето в разгаре, а большая часть детей не знает чем заняться в свободное время. Длительные летние школьные каникулы приводят к тому, что у работающих родителей появляется вопрос – чем занять своего ребенка.

Избыток детской энергии и большое количество свободного времени приводит к тому, что ребенок сводит с ума и родителей и ближайших родственников. Но при всем при этом дети не знают чем заняться, так как свободного времени слишком много.

Многие родители, отпуск которых не приходится на летнее время, и которые заняты на производстве или в офисе, по-разному решают мероприятия для детей на каникулах.

Кто-то отправляет ребенка в деревню к родственникам, для кого-то проще приобрести путевку в детский лагерь отдыха.

Но большая часть детей просиживает полдня возле телевизора, а вечером, когда спадает дневная жара, бегают вокруг многоэтажек и сами себе находят развлечения.

Отдых в каникулы

Ребенок и каникулы можно назвать взрывоопасной смесью, которая приводит многих родителей в замешательство, так как отдых детей в каникулы для многих организовать проблематично.

Многие взрослые хотят, чтобы ребенок свое свободное время проводил с пользой для себя, своего здоровья и интеллекта. Распланировать детский режим дня довольно сложно, если вы уходите на работу, а ребенок еще спит.

Чем он будет заниматься в ваше отсутствие – неизвестно, но приучить ребенка к нужным вещам необходимо с детства.

Несмотря на то, что свободного времени у детей летом немало, развлечения для детей на каникулах не отличаются разнообразием. И именно взрослые должны избавить своих детей от бесплодного проведения своего досуга.

Желательно занять ребенка нужные и полезными делами, которые принесут пользу и ему самому и окружающим. В течение лета можно приучить ребенка к тому, что утренняя зарядка – польза для организма.

Для этой цели можно в спортивном магазине приобрести небольшие (или разборные) гантели, масса которых равняется килограмму.

Собственные гантели подтолкнут ребенка к выполнению физических занятий, а если показать ему несложные упражнения для бицепсов, трицепсов и других видов мышц, то занятия принесут пользу.

Если приобретены разборные гантели, то со временем нагрузки можно будет увеличить и обычная зарядка позволит ребенку наращивать мышечный каркас.

Важно объяснить ребенку необходимость физических упражнений, которые сделают его более сильным и ловким, что несомненно пригодится в жизни.

Чем занять ребенка на летних каникулах

Также не лишним будет приучать во время каникул ребенка к помощи по дому, чтобы он помогал родителям в несложных делах. В доме имеется масса различных дел, в которых ребенок может оказать посильную помощь.

Понятно, что взрослый сделает нужную работу быстрее и более качественно, но ведь от ребенка требуется участие в работе.

Важно, что ребенок помогает вам что-то сделать по хозяйству – выбросить мусор в мусоропровод, застелить свою постель, убрать на своем письменном столе.

Пусть ребенок сделает эту работу медленно и с недостатками, но это лучше, чем он будет смотреть по телевизору очередной мультфильм.

Для родителей важно участие детей в несложных домашних делах, которые позволяет ребенку с детства приучаться к тому, что ничего в жизни не дается без усилий.

Самостоятельная работа ребенка во время каникул – приучение к ответственности, подготовка к взрослой жизни и получение детьми чувства собственной полезности и значимости.

В зависимости от возраста детей, они могут выполнять самые разные домашние дела, которые приучат его к тому, что помочь родителям – это его обязанность.

Следует приучить своих детей с раннего возраста, что старшие не обязаны обслуживать малышей и если он чего-то хочет, то пусть сам выполняет нужную работу.

Ребенок может прекрасно помочь взрослым к сервировке обеденного стола – достать вилки/ложки, достать из холодильника определенные блюда, или расставить кружки/тарелки.

Мероприятия для детей на каникулах

Также школьники смогут включить и выключить стиральную машину, достать и развесить белье. Такой подход позволяет работающих родителей избавить от многих бытовых проблем. Испачкался ребенок во время игр во дворе – пусть придет домой и постирает свои шорты или футболку.

К тому времени, когда родители придут с работы домой, постиранные вещи уже высохнут и матери будет меньше хлопот по дому.

Такой подход приучает детей к самостоятельности, они не будут ждать помощи от взрослых и облегчают будущую жизнь, при которой помощи от родителей ждать будет сложно.

В каникулы детям в школе задают внеклассное чтение, и ребенку потребуется прочесть немало литературы. Как бы длительны не были каникулы, читать понадобится и лучше не откладывать это дело в долгий ящик.

Так же неплохо купить ребенку рабочие тетради, в которых он сможет заниматься математикой или другими предметами.

Это не позволит ему расслабляться и даст возможность в новом учебном году быстрее войти в учебный ритм.

Если взрослые правильно продумают чем заняться ребенку на каникулах, то свободное время не станет \»стихийным\» бедствием и способно принести пользу. Правильно проведенные летние дни не должны быть потрачены впустую – на просмотр телевизора или беганье вокруг соседних многоэтажных домов. Пусть ребенок учится и потихоньку взрослеет – это пойдет на пользу и семье и самому ребенку.

Источник: http://myhauze.ru/raznoe/1076-rebenok-i-kanikuly.html

Зачем ребенку свободное время? | Социум | Наша Психология

Ребенок и свободное время: кто кого?

Что сейчас очень часто делают хорошие, неравнодушные родители? Развивают ребенка: записывают к репетиторам, маленьких – в развивающие студии. Детей постарше – в спортивные секции, в музыкальную школу. И совершенно не оставляют им свободного времени. Сейчас таких родителей и таких детей стало очень много. К чему это приводит? Узнайте аргументированное мнение психолога.

Часто сталкиваюсь с тем, что ребенка приводят к психологу и родители не могут найти время, когда ребенок сможет этого психолога посещать. Потому что просто «окон» нет между кружками, репетиторами… И мама спрашивает: «Может, в воскресенье? В воскресенье у него только один репетитор».

На самом деле такие дети часто становятся клиентами психологов. Перегруженные развивающими мероприятиями, они, имея багаж знаний и учебных навыков, отстают в развитии и в других важных вещах.

Вот говорят родители про сына-школьника: «Ему дай свободное время – он в компьютер уткнется на все воскресенье. Ни играть, ни читать, ни с друзьями гулять не хочет». А может быть, ребенка с раннего детства водили из одной развивающей студии в другую, потом – из кружка в кружок, у него просто не было времени, которым он распоряжался сам?

  • И он просто не научился распоряжаться своим временем. Привык не знать, чего он хочет. Потому что распоряжаться своим свободным временем – это и есть развитие.
  • И не научился общаться. С умением общаться со сверстниками ребенок не рождается. Чтобы оно сформировалось, ему нужно много общаться со сверстниками. Потому что общение – это тоже развитие.
  • И рано отвык играть. Если у ребенка отбирали все игрушки («Он уже большой, надо все игрушки куда-нибудь убрать, подарить, выбросить…») Вот он и разучился играть. А игра – это развитие.

Давайте рассмотрим все это подробнее.

Свободное время нужно для умственного развития

Основной способ познания мира в разном возрасте бывает разный. И для ребенка долгое время совсем не главное, показывают ли ему буквы. Если показывают – почему бы и нет? Но не стоит забирать у него игрушки.

Чем старше ребенок, тем сложнее его игры. И не только потому, что он уже где-то «развился умственно» и это проявилось в игре. Он развивается умственно, потому что играет в эти игры.

Свободное время нужно для развития умения общаться

Как ребенок лет до трех – трех с половиной играет с другим ребенком? Что-то отнял, или подошел и этого ребенка потрогал, или совочком по голове ударил. Начинает взаимодействовать. Может подойти и угостить чем-то. Это очень простые действия. И когда родители не дают другого ребенка ударить или что-то у него отнять, показывают, как поделиться, они его учат общаться.

И далее игра намного усложняет и развивает это взаимодействие. Детям очень важно играть друг с другом. Потому что в игре они познают правила, по которым живут окружающие.

Если ребенок «под завязку» загружен всякими кружками, репетиторами, секциями, он развивается умственно или физически, но не психологически. Не развивается умение общаться, замечать, что чувствует другой человек, понимать, как на это реагировать.

Способность дружить, сотрудничать, договариваться. Позже – умение влюбиться и общаться с противоположным полом. Вот эти «гляделки», потом – как подойти и заговорить… Это все происходит в неформальном общении.

Не обольщайтесь насчет школы (и разных кружков, кстати, тоже). В школе свободного общения крайне мало. Школа организована, структурирована уроками. А ребенку нужна своя доля общения вне школы.

У перегруженных и мало общающихся детей часто бывают проблемы с тем, чтобы за себя постоять. Они либо часто дают себя в обиду, либо бывают очень агрессивными. Бывают проблемы с тем, чтобы подойти и познакомиться. Или бывают постоянные конфликты, и ребенок не понимает, почему так происходит. Потому что развитие общения не происходило.

Свободное время и свободный выбор нужны для развития индивидуальности

И в конце концов, в свободное время формируется индивидуальность ребенка. Сейчас очень часто называют творчеством действия по шаблону.

Люди раскрашивают раскраски (например, мандалы), или делают поделки по алгоритму (скажем, алмазная живопись – красиво), или раскрашивают картину по цифрам.

А создавать свое не могут, если в детстве у них не было возможности свободно играть, самим выбирать, как провести время. Какую игрушку взять с полки, что нарисовать.

Потом родители удивляются, что сын или дочь не знает, чего хочет, когда приходит время поступать в университет. А ведь он давно уже не знает, что ему нужно!

Вывод прост. Когда ваш сын попросит записать его в определенную спортивную секцию, сделайте это. Если будет в ней заниматься – хорошо. Если не будет – тоже нормально. Он, подрастая и развиваясь, находится в постоянном поиске, проясняет, какой он человек, что ему нравится, что подходит.

Или, если девочка хочет не танцевать, а рисовать, позвольте ей учиться рисовать. В таких вещах очень важно с ребенком считаться. Это развитие его личности. Это его возможность быть собой. Искать себя – неповторимого, уникального человека. И взрослым важно уважать этот поиск.

Умственное развитие, конечно, тоже очень важно. И накопление знаний важно. Умейте определять, что важнее. Один кружок и один репетитор. Или пара репетиторов. Умейте останавливаться, решать, когда хватит.

Если ребенок учится в музыкальной школе, где занят каждый день, подумайте: а надо ли записывать его куда-то еще? Подумайте о балансе свободного времени и обучения – это важно.

Источник: https://www.psyh.ru/zachem-rebenku-svobodnoe-vremya/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.