Режим дня ребенка в разном возрасте: нужен или нет?

Содержание

Распорядок дня ребенка дошкольника и малыша: тонкости состыковки

Режим дня ребенка в разном возрасте: нужен или нет?

Когда в семье появляется второй малыш, режим дня ребенка-первенца чаще всего претерпевает изменения. Мама уже не может пускать чередование периодов сна, бодрствования, питания и развивающих занятий на самотек и старается создать такой распорядок дня ребенка, который максимально близко будет к режиму самого младшего члена семьи.

Особенности жизни с двумя детьми таковы, что сначала вам кажется, что состыковать режим дня двоих детей – непосильная задача.

Если первые месяцы после родов режим дня мамы двоих детей напоминает хаос, то когда грудничок определяет для себя практически постоянные периоды сна и бодрствования (что происходит примерно к полугоду), уже можно систематизировать день, наметив основные вехи.

И вот, со временем вы осознаете, что даже таких разные по возрасту двое детей имеют моменты соприкосновения, удобные для создания вашего семейного режима.

Зачем нужен режим дня в жизни ребенка

Казалось бы, зачем нужен распорядок дня для детей, если они не ходят в детский сад, а вы – сторонник творческого и свободного развития? Но с появлением второго ребенка необходимость в четкой последовательности действий появляется даже у самых несобранных родителей. Именно спокойный, выверенный с индивидуальными особенностями, режим дня ребенка позволяет маме и папе запланировать бытовые дела и освободить немного драгоценного времени для себя и друг друга.

Убеждают нас в том, что ребенку необходим регламентированный режим дня ребенка, Комаровский и Павлов – признанные гуру отечественной педиатрии. Но и западные детские врачи соглашаются с необходимостью четкой последовательности организации дня для детей младшего возраста.

Хороший режим дня в жизни ребенка – это определенный порядок жизни, который предусматривает чередование периодов сна и бодрствования, рациональную организацию его игровой и учебной деятельности.

Грамотно составленный режим способствует укреплению нервной системы детей, крепкому здоровью, снижает утомляемость и обеспечивает все потребности ребенка.

Необходимо понимание, что распорядок дня для детей это не жесткие рамки, а условие, при котором все потребности детей учитываются и они чувствуют уверенность, зная, что и за чем будет следовать. Как правило, отклонения в последовательности действий не превышают 20-30 минут.

Преимущества режима дня для ребенка

  • Своевременный прием пищи в одно и то же время позволяет избежать любых проблем с пищеварением. Именно это всегда отличало детей благородных кровей – тщательное соблюдение времени завтрака, полдника, обеда и ужина.
  • Соблюдение режима благотворно сказывается на здоровье ребенка. Он получает достаточное количество сна, пищи, свежего воздуха, эмоциональной, физической и умственной нагрузки.
  • Врачи единодушно утверждают, что и иммунитет ребенка, соблюдающего распорядок дня, выше. Подсознание склонно быстро усваивать, что для всего существует свое время, и аппетит просыпается как раз в нужное время, а сон приходит быстрее и становится глубоким.
  • Порядок действий позволяет родителям планировать хоть что-то наперед. Это помогает избегать хаоса, беспорядка, утомленности невозможностью влиять на свою жизнь.
  • Дети, живущие по режиму, спокойнее, увереннее. Они ощущают ежедневную стабильность и уверенность в завтрашнем дне. Ведь малыши – те еще консерваторы, и когда их жизнь вместе с родительской представляет собой хаос, они ощущают беспокойство и беспомощность предугадать ход событий.
  • Если дети привыкли жить, соблюдая примерный режим дня, у них меньше вопросов к родителям, и нет насущной необходимости постоянно командовать и указывать малышам, что им делать.
  • Так как садики и школы придерживаются режима, то соблюдение распорядка весьма способствует быстрой адаптации детей к образовательному учреждению.
  • Режим дня закладывает основы самодисциплины, что будет полезно для детей при вступлении во взрослую жизнь.

Планомерное распределение времени бодрствования, нормализованный режим сна, питания и занятий, строгое соблюдение гигиенических процедур – все это позволяет ребенку быть спокойным, уверенным и веселым. Как правило, нарушение распорядка дня мгновенно сказывается на малышах – они становятся либо гипер активными, возбужденными, либо плаксивыми и вялыми. Могут терять аппетит, капризничать, плохо засыпают.

Таким образом, мы определяем необходимость соблюдения распорядка дня и для мамы и для обоих детей. Осталось только приблизить, состыковать ритмы вашего старшего ребенка и малыша.

Основные моменты организации дня и режима для двоих детей

Чаще всего окончательный режим дня мамы с двумя детьми складывается тогда, когда младший достигает возраста полутора лет. Как ни странно, несколько легче состыковывается распорядок дня мамы погодков или близнецов, так как дети близки по своим потребностям. Но и в этом случае режим дня ребенка может сильно меняться в зависимости от его индивидуальности и темперамента.

В первые годы жизни до трех лет распорядок дня ребенка изменяется не один раз. А вот оставшиеся до школьного времени четыре года почти не затрагивают режим дня. С каждым этапом уменьшается необходимое в сутки количество сна, видоизменяется приемлемая для малыша пища.

Стоит заметить, что пока режим малыша, находящегося на грудном вскармливании, не стабилизируется, совмещать его с распорядком дня старшего ребенка не представляется возможным.

Но если постепенно основные события в жизни грудничка, такие как еда, прогулка, купание, сон, будут происходить друг за другом, то ребенок быстро привыкнет, и с удовольствием будет следовать заведенному порядку.

Ну а форс-мажор, который всегда имеет место, будет чем-то редким и не страшным.

Самое главное, состыковывая режим дня детей раннего возраста учитывать, чем будет заниматься старший ребенок, а чем – младший. Если стараться следовать последовательности действий хотя бы около месяца, то ритм жизни станет привычным и желанным для всех членов семьи.

Не стоит забывать, что распорядок дня – это понятие очень и очень гибкое. По мере взросления и роста каждого из детей он может, да и должен меняться. Каждый из детей переживает переход на двух, а потом и трехразовый сон, смена качества и количества пищи, количество занятий.

Основными компонентами, на которые следует ориентироваться при составлении распорядка дня для всей семьи, являются:

  • Сон
  • Прогулка
  • Занятия
  • Игровая деятельность
  • Отдых и свободное время
  • Прием пищи
  • Гигиенические процедуры

Именно эти основные моменты следует учитывать, разрабатывая собственный распорядок дня ребенка, мамы и малыша, изменяя длительность и содержание компонентов, в том числе режим сна ребенка, в зависимости от возраста и потребностей детей.

Таблица режим дня по Комаровскому

Примерный режим дня для двоих детей на один день

Планируя распорядок дня для детей, важное внимание уделите тому, сколько периодов сна у младшего ребенка. Если остальные моменты можно легко скорректировать, то сон – это тот фактор, который является основой для создания режима обоих детей.

Лучше всего, если режим дня ребенка дома будет совпадать с его режимом в детском дошкольном учреждении. Мы приведем примерные режимы дня в таблицах для мамы детей дошкольников, которые перешли на одноразовый сон, и режим дня для мамы детей-погодок, младший из которых еще спит два раза в день.

Таблица распорядка дня ребенка дошкольника и малыша

Таблица режим дня для мамы дошкольников старше полутора лет

О том, как одновременно уложить детей спать, или, что сложнее, уложить их по очереди в шахматном порядке, мы еще напишем, а о хитростях, помогающих организовать и сохранить время можно прочитать в статье “Как справиться одной с двумя детьми”.

Если есть возможность совместить сон малыша с первой прогулкой – смело совмещайте.

Если дети охотно развиваются вместе – давайте добро, но если младший мешает при творческих и требующих сосредоточенности занятиях первенца, лучше запланировать их на время сна малыша, или самостоятельно занять младшего ребенка на это время интересной игрушкой соответствующей возрасту. Постарайтесь ощутить потребности детей и совместить их графики сна и бодрствования таким образом, чтобы было комфортно всей семье.

Режим дня: гибкость – залог равновесия

Не стоит забывать о том, что распорядок дня ребенка должен быть гибким, и если вы делаете все в нужной последовательности, но со сбоем в 20-30 минут – ничего криминального в этом нет.

А еще режим дня ребенка должен учитывать характер и интересы обоих детей, быть разумным, и главное – он должен выполняться.

Как же добиться этого, как приучить своих детишек, а главное – себя, к выполнению установленного распорядка?

  • Дети лучше всего все воспринимают в игровой форме – очень помогают такие мелочи, как картинки, расписания, галочки и флажки, будильники и таймеры, проигрывание ситуации с куклами.
  • Даже форс-мажор, например, приход бабушек или гостей, не должен слишком выбивать вас из графика.
  • Корректируйте режим в зависимости от самочувствия каждого из детей.
  • Не стоит заменять прогулки и активные игры телевизором или цифровыми устройствами – иначе энергия детей окажется нереализованной и это аукнется вам при укладывании на ночь.
  • Начните с себя. Если вы поведете детей от хаоса к режиму – они охотно пойдут за вами, пусть и не сразу.

Распорядок – это не твердые рамки, а примерный план на день. И если вам все удастся, то можно легко выполнять домашние дела либо в период сна детей, либо совместно с малышами, а вечер после половины десятого посвятить себе, мужу и хобби.

Источник: //dvoye-detey.ru/osoben/rasporyadok-dnya-rebenka-doshkolnika-i-malysha-tonkosti-sostykovki.html

Режим дня для ребенка по месяцам

Режим дня ребенка в разном возрасте: нужен или нет?

Современные родители стремятся растить детей в атмосфере, свободной от жестких рамок, принуждения и давления. Подрастающему поколению предоставляется возможность самостоятельно принимать решения, делать выбор, учиться слушать себя.

В такой концепции воспитания режим дня для ребенка занимает особое место.

Как создать идеальный распорядок, подходящий маме и ребенку, обеспечивающий здоровье и психологический комфорт малыша, на какие принципы следует опираться, продумывая организацию детских будней?

За и против – как достичь компромисса

Жизнь ребёнка первого года жизни сложно уместить в строгие рамки – новорожденные еще не осознают своих желаний, быстро растут, их потребности стремительно меняются.

Интенсивные темпы развития оказывают значительное давление на психику – кроха не умеет слушаться, рассуждать и договариваться, зато обладает даром капризничать и устраивать истерики.

Нужна ли четкая организация рутины таким крошкам?

Плюсы соблюдения распорядка

  • Своевременные прогулки, достаточное количество сна, правильное питание соответственно возрасту – поддержка здоровья карапуза.
  • Режимные моменты усваиваются подсознательно, что способствует глубокому сну, отменному аппетиту и хорошему настроению.
  • Родителям удобно планировать день, если есть понимание, когда чадо будет спать, кушать, гулять.
  • Режим вносит в жизнь младенца определенность, понятие границ, правил, а это необходимое условие формирования базового доверия к миру, благодаря которому дети обретают желание познавать окружающую действительность и взаимодействовать с ней. 
  • Развивается навык самодисциплины, самоорганизации, а также умение адекватно воспринимать необходимость делать одни и те же дела в определенное время.
  • Необходимые повторяющиеся занятия выполняются «на автомате» — высвобождается ресурс для нерегулируемых занятий (гости, праздники, посещение мероприятий).

Минусы режима

  • Сложность организации для детей самого раннего возраста.
  • В более старшем возрасте дети становятся строптивыми, встает проблема «как его заставить…».
  • Идея четкого распорядка уходит корнями в советские времена – является пережитком прошлого.
  • Неповторимую, свободную личность жесткие ограничения загоняют в рамки и стандарты, таким образом подавляя индивидуальность.

По мнению педиатров и психологов, жесткая регламентация методов и способов взращивания детей действительно не оправданна, однако специалисты выступают однозначно за режим, рекомендуя выстраивать его максимально гибко.

Основная идея построения «жизни по часам» — соблюдение так называемых ритмов ребенка и других членов семьи с учетом особенностей каждого. Задача родителей – органично вписать сыночка или дочурку в уже сложившиеся семейные будни. Процесс организации нового распорядка требует времени и терпения.

Основы построения режима

При организации режима дня для ребенка придерживайтесь принципов, позволяющих достичь максимального уровня комфорта для всего семейства:

  • Наблюдайте за ребенком, учитывайте его естественные потребности и привычки. Если чадо хочет спать, не нужно заставлять его бодрствовать во имя распорядка – такие действия отрицательно скажутся на здоровье, самочувствии, настроении крохи, пострадает в итоге вся семья.
  • Ищите компромисс. Устанавливайте режимные моменты так, чтобы они подходили всем членам семьи. Если в семье есть другие дети, наверняка младшему отпрыску придется приспосабливаться к их распорядку.
  • Сохраняйте последовательность. Придерживайтесь установленных норм и правил, чтобы малыш мог привыкнуть к ним, осознать как нечто постоянное, непреложное.
  • Будьте гибкими – режим ребенка с возрастом меняется естественным образом, под него надо подстраиваться, учитывая биологические ритмы, изменившиеся условия жизни, состояние здоровья. 
  • Уделяйте особое внимание поддержанию комфортной температуры и влажности в квартире, регулярно проветривайте комнату – дома должно быть прохладно, свежо. На ночь желательно ставить окна на микровентиляцию: отсутствие поступления воздуха делает сон беспокойным, некрепким.
  • Учитывайте способ вскармливания карапуза. Детки на грудном вскармливании прикладываются к маминой груди до 4-5 раз за сутки, в том числе ночью – это абсолютно нормально. Количество прикладываний постепенно сокращается к году, однако периоды прорезывания зубов, болезни, кризисы могут сопровождаться резким увеличением числа кормлений. Грудное вскармливание не является фактором, мешающим установить распорядок дня, просто нужно понимать, что прикладывание к груди – это не столько еда, сколько необходимый малышу контакт с мамой, способ успокоения, получения любви.

Главное, на что следует опираться при налаживании режима, – индивидуальные особенности карапуза, а также устоявшийся образ жизни семьи. Кроме того, необходимо делать поправку на возраст – установить режим для отпрыска двух-трех лет значительно проще, чем для младенца до годика.

Как облегчить привыкание ребенка к режиму

Деткам бывает трудно перейти к строго определенной последовательности действий в силу несовершенства нервной системы, работы органов, подвижности биоритмов. Мягко приучить чадо к распорядку помогут следующие шаги:

  • Проанализируйте естественный режим карапуза – когда он кушает, спит, когда предпочитает гулять и купаться.
  • Медленно сдвигайте моменты приема пищи и дневного отдыха таким образом, чтобы ребеночек кушал и спал в одно время каждый день. Постепенное смещение тихого часа и трапез может занять до 8 недель.
  • Действуйте медленно. Чем младше ребенок, тем сложнее заставить его бодрствовать, когда он хочет спать, или оттягивать момент трапезы. Не стоит «ломать» кроху ради того, чтобы непременно уложиться в заданные рамки.
  • Перед сном организуйте спокойную, тихую деятельность, активные водные процедуры, шумные подвижные игры проводите за час-два до отхода ко сну.
  • Много гуляйте.
  • Правильно организуйте кормления – синхронизируйте их с собственными трапезами, не перекармливайте чадо, не перебивайте аппетит неуместными перекусами.
  • Вводите ритуалы, соблюдайте определенную последовательность действий (купание, легкий ужин вместе с мамой и папой, расслабляющий массаж или книжка для деток постарше, засыпание). 
  • Насыщайте дни малыша разнообразной активностью: принимайте гостей, играйте, делайте зарядку, массаж, гимнастику, запишитесь в бассейн, на «развивашки» для самых маленьких. Ориентируйтесь на реакции ребенка – если он хорошо переносит такой насыщенный образ жизни, это пойдет на пользу всем домочадцам, если же ухудшается настроение, ночной отдых становится беспокойным, появляются истерики, лучше выбрать более спокойное, размеренное времяпровождение.
  • Не начинайте приучение к режиму во время болезни, при наличии каких-то серьезных изменений в жизни семьи, стрессов.

Если кроха перепутал день с ночью

Феномен перевернутого режима свойствен многими детками первых месяцев – сутки переворачиваются наоборот, днем чадо много спит, а ночью бодрствует до 4-5 часов подряд. Такие фокусы утомляют и родителей, и малышей. Если речь не идет о болезни, нормализовать график помогут простые действия:

  • Обеспечьте комфорт спального места малютки: низкая подушка либо ее отсутствие, ровная поверхность матраса, натуральные материалы постельного белья.
  • Соблюдайте комфортную температуру, исключите замерзание или перегрев.
  • Попробуйте мягкое пеленание на ночь.
  • Не перекармливайте непоседу вечером, не давайте сладкого перед сном.
  • Подумайте, не подвергается ли карапуз постоянному стрессу. Возможно, стоит отказаться от регулярного посещения бассейна, динамической гимнастики либо контактов с посторонними людьми.
  • Насыщайте моменты дневного бодрствования активной деятельностью.
  • Ночью сохраняйте тишину и темноту. Даже если карапуз наотрез отказывается спать, не стоит организовывать игры, походы на кухню за едой, постарайтесь ограничиться валянием в постели при выключенном свете.
  • Берите грудничка спать с собой – дети спят крепче и дольше под боком у мамы.

Чаще всего день и ночь встают на свои места в течение 3-4 недель, однако этот период может затянуться до 2-3 месяцев – в таком случае нелишней будет консультация педиатра или специалиста по сну.

Особенности режима в зависимости от возраста

Жизнь новорожденных детишек весьма хаотична, структура режима ребенка в 1 год – более организованна, детсадовцы уже умело подстраиваются под требования вовремя есть, играть и гулять, а школьники способны контролировать свое расписание самостоятельно.

Таблица ниже описывает основные нюансы распорядка дня для детей раннего возраста.

Возраст (месяцы)Особенности графика
1До 20 часов в течение суток новорожденный спит. Если крошка находится на грудном вскармливании, то практически все время между снами кушает. Сны на груди также являются нормой. Детишки на искусственном вскармливании получают смесь по графику, начиная с первых дней жизни. На первом месяце важен обильный телесный контакт с мамой. Новорожденные хорошо спят в коляске на балконе. Педиатры рекомендуют начинать выходить гулять с 10-15 минут, последовательно увеличивая время. Месячные дети могут спать на улице по 2-3 часа.
2-3Как правило, режим дня ребенка в 2 месяца все еще завязан на снах. Два-три раза (чаще три) крошки спят, каждому сну предшествует кормление, просыпание также является сигналом к тому, что детке необходимо приложиться к груди. В этом возрасте может случиться так называемый «лактационный криз» — детеныш чаще просит грудь, возникает ощущение, что ему не хватает молока. Это связано со скачком роста: продолжая грудное вскармливание по требованию, мама выравнивает ситуацию в течение 3-5 дней. Прогулки трехмесячных детишек совпадают со снами. Можно увеличить время купания, между снами заниматься активной гимнастикой, выкладывать карапуза на животик, показывать ему игрушки.
4-6Продолжительность снов сокращается. Детка довольно рано укладывается вечером (20-21 час), рано просыпается (5-6 часов), дважды или трижды отдыхает днем. Начинают прорезываться зубки, в связи с чем график обычно сильно сбивается, и восстановить его будет сложно. Дневные прогулки можно организовывать вне снов. Шесть месяцев – оптимальный возраст для ввода прикорма, ЖКТ уже готов знакомиться со взрослой пищей. Кормите малыша в те же часы, что кушаете сами. Совместное со взрослыми принятие пищи способствует здоровому аппетиту. Внимательно следите за реакциями чада на продукты, изучайте его предпочтения. Между снами полугодовалые карапузы разворачивают активную деятельность – многие начинают ползать, садиться, переворачиваться.
8-10К этому моменту многие непоседы переходят на два сна, которые лучше всего проводить дома. Количество прогулок зависит от времени отдыха и погодных условий. Днем детишки много играют, отрабатывают навыки ползания, учатся вставать. Увеличиваются порции еды. Часы завтрака, обеда, полдника и ужина мама может определить достаточно строго.
12Первый серьезный кризис развития затрудняет четкую организацию дня ребенка в 1 год – непоседа становится капризным, ему трудно перестроиться на одноразовый тихий час, он отказывается от еды, требует то одного, то другого, проявляет характер. Лучшая тактика для мамы на этом этапе – набраться терпения, отказаться от жестких мер и «ломки» распорядка, стараться перейти в «режим сохранения энергии», то есть делать так, как удобно ей и ребенку.

Значительные изменения претерпевает режим дня ребенка в 2 года и старше: некоторые детишки делают попытки уйти от дневных снов, дни становятся насыщенными, чадо становится активным членом семьи, принимающим полноправное участие в семейных ритуалах.

Двух-трехлетки учатся контролировать себя, поэтому в организации режима можно использовать мотивирующие, игровые приемы, договариваться, объяснять. С началом посещения садика дошколята переходят на новый виток развития, распорядок будней соотносится с режимом садика.

На выходных психологи и педагоги рекомендуют придерживаться приблизительно того же расписания.

Успешно организовать режим дня для деток любого возраста поможет ориентация на их индивидуальные биоритмы и стремление создать гармоничную, комфортную семейную атмосферу, где все будут чувствовать себя свободно и уютно.

Источник: //pups.su/vospitanie/rezhim-dnya-dlya-rebenka.html

Режим дня ребенка в разном возрасте

Режим дня ребенка в разном возрасте: нужен или нет?

Режим дня — это особо скорректированный и отлаженный распорядок действий на день. Он важен для тех, кто придает большое значение самодисциплине и планированию своего времени.

Существуют приверженцы и противники распорядка дня, но вряд ли хоть одна мама скажет, что она возражает, чтобы ее ребенок ел и спал в одно и то же время.

Обязательными пунктами режима дня для ребенка можно выделить следующие:

  1. Водные процедуры.
  2. Гимнастика или воздушные ванны.
  3. Перерывы на обед.
  4. Перерыв на дневной сон.
  5. Прогулка.
  6. Время для игр.
  7. Время для уроков, чтения, развивающих занятий.

Важность режима дня

Нет нужды соблюдать строгий график, его надо составить так, чтобы его пункты были легко взаимозаменяемы. Полезных преимуществ соблюдения режима дня у ребенка более чем достаточно.

Ребенок, соблюдающий распорядок дня, более здоров. Он своевременно принимает пищу, его организм уже настроил свои часы и знает, когда ему нужно активно работать и переваривать съеденное.

Прогулки, совершаемые ежедневно, укрепляют детский организм.

Если ребенок ложится спать в одно и то же время, он гораздо легче засыпает.

Привычка соблюдать режим, безусловно, поможет малышу стать более собранным, перейдя во взрослую жизнь, ему будет проще организовать себя самостоятельно.

Ребенок, живущий по режиму, чувствует себя более уверенным и защищенным. Да, распорядок дня создает предсказуемость, зато он будет знать, что ему делать, не будет чувствовать себя беспомощным. Если режим дня у ребенка уже устоявшийся, он может делать многие вещи самостоятельно. Ему не требуются напоминания и указания.

Как известно, все привычки зарождаются постепенно, если их повторять изо дня в день. Обязательный распорядок дня поможет ребенку сформировать полезные привычки, такие как чистка зубов 2 раза в день, зарядка, обязательный завтрак.

Если ребенку скоро готовится в детский сад или в школу, ему будет проще там адаптироваться. Ему не надо будет объяснять, что он должен соблюдать режим – он воспринимает это как норму.

Режим дня новорожденного ребенка

Новорожденным ребенок считается с момента рождения и до 28-го дня жизни. Первые 3–4 дня малыш вместе с мамой стандартно находится в роддоме. Если все в порядке с его состоянием здоровья и роженицы, их выписывают домой.

Первое время кроха спит почти по 20 часов в сутки, поэтому его график чрезвычайно прост. Но все же он должен примерно соответствовать заявленному выше режиму дня ребенка с учетом его возраста.

Иногда такие младенцы весь день спят, а ночью начинают активничать. Это связано с тем, что он привык к такому режиму еще в утробе матери, где днем его укачивало во время маминой активной деятельности. Вечером, когда мама ложилась спать, отдохнувший малыш начинал пинаться и толкаться. Чтобы привыкнуть к новому графику, ему понадобится время.

Кормление ребенка в таком возрасте должно быть примерно раз в 2 часа, но лучше всего осуществлять кормление ребенка по требованию.

Таким образом, у мамы скорее начнет вырабатываться необходимое количество молока и она избежит лактостаза. Если ребенок на искусственном питании, то промежутки между кормлениями будут длительнее.

Уже в первые 7 дней режим ребенка, питающегося смесью, установится, он будет знать, когда пришло время еды.

С купанием лучше всего подождать до того момента, когда заживет пупочная ранка. Обычно это составляет около 10 дней. В эти дни можно обойтись только обтиранием.

Если все же есть необходимость искупать малыша, делается это в кипяченой воде со слабым раствором перманганата калия. А вот об общей гигиене забывать нельзя.

Физиологическим раствором или кипяченой водой нужно обрабатывать ушки, глазки, нос 1–2 раза в день.

Прогулки даже в теплое время года рекомендуется начинать с 15 минут, ежедневно увеличивая длительность пребывания на улице. Гулять с малышом желательно каждый день и в любую погоду. Если за окном лето, то делать это нужно, когда жара уже немного спала или, наоборот, еще не начиналась.

Распорядок дня в месяц

Режим дня месячного ребенка и малыша до месяца не очень отличается.

Время его сна немного сокращается, а время бодрствования увеличивается. Уже в этом возрасте необходимо стараться приучить ребенка ложиться спать в одно и то же время днем и ночью.

Кормление также по требованию малыша, к этому времени он немного привыкнет к графику, а молоко будет прибывать в нужных объемах.

Купать его теперь можно спокойно, вода нужна для этого самая обыкновенная, некипяченая. Рекомендуется купать кроху не менее двух раз в неделю, в жаркое время хоть каждый день.

Режим дня ребенка в месяц должен обязательно включать прогулки на улице не менее двух часов в день. Удобно будет это делать во время сна. Мама, знающая время, когда он заснет, выходит заблаговременно на улицу. Ход коляски быстро укачивает.

Если у малыша, нет никаких противопоказаний, в распорядок дня стоит включить массаж. Он может быть как лечебным, так и общим. Время для массажа подбирается так, чтобы ребенок был сыт, не хотел спать и его ничего не беспокоило.

Режим дня ребенка в полгода

В это период малыш начинает уже уходить на сон 2-3 раза в день, время бодрствования значительно увеличивается.

Вводится прикорм, начиная с одной чайной ложки.

Докармливают ребенка грудным молоком или смесью, среднее количество ежедневных кормлений достигает 5 раз.

В это время большинство малышей начинают сидеть, поэтому им становится интереснее находиться на прогулке. Нужно рассчитывать время так, чтобы перед тем как уснуть, ребенок успел покататься и насмотреться по сторонам.

Помимо купальных, гигиенических, массажных процедур, можно теперь добавить время совместных игр. Ребенок еще многого не понимает, но для него уже ценно время, проведенное за игрой с родителями.

Режим дня годовалого ребенка

К этому времени малыш уже значительно вырос, скорее всего, что он уже умеет ходить и ему гораздо интереснее стал окружающий мир.

В 1 год режим дня ребенка обычно включает 2 дневных сна, но если он встает с утра поздно, то сон только 1 раз за день.

Многие малыши в этом возрасте уже практически перешли на взрослую еду, но их еще можно докармливать молоком или смесью. Обычно это практикуется с утра и на ночь, перед сном.

Купать ребенка также необходимо не реже 2 раз в неделю, вечером, желательно в одно и то же время. К гигиеническим процедурам добавляется чистка зубов. На усмотрение мамы это будет специальная резиновая щеточка или же полноценная щетка с детской зубной пастой. Как и взрослым, ребенку нужно чистить зубы два раза в день.

Теперь, когда малыш стал более активным, ему требуется больше времени на прогулки. Ведь вокруг так много неизвестного, ему так много надо изучить. Нельзя во время гуляний постоянно держать ребенка в коляске, сажать туда его следует, только когда он устал.

Развивающие игры, чтение книг, лепка, рисование должны стать неотъемлемой частью режима дня ребенка в год. В этом возрасте его уже можно попробовать отвести на развивающие занятия, тогда он быстрее привыкнет к коллективу и в дальнейшем будет общительнее.

Кроме развивающих занятий у него обязательно должно быть время просто для игр. В это время он может подурачиться, выплеснуть энергию, побегать и попрыгать.

Режим дня ребенка в 3 года

В возрасте трех лет ребенок вступает в новую пору своей жизни, теперь он становится активным участником социума, ему требуется больше общения с людьми, в частности, с детьми его возраста. Если он уже пошел в садик, это решит проблему общения. Детский сад вносит большие изменения в его распорядок дня. Теперь у малыша появилась своя «работа».

Если ребенок сова, то его заранее до садика необходимо начать приучать к ранним подъемам. В таком возрасте ребенок, чтобы сохранять бодрость и работоспособность, должен спать днем 1 раз.

Многие дети трех лет уже не спят днем, когда находятся дома. Начав ходить в детский сад, ребенок привыкает к дневному сну. Главное для родителей, не сбивать этот график во время выходных и укладывать спать его в то же самое время.

Питание ребенка в 3 года должно быть не менее четырех раз в день. Оптимально будет соблюдать тот режим питания, к которому малыш привыкнет в садике.

Если ребенок посещает дошкольное учреждение, то там он, конечно, гуляет вместе с группой, но после садика полезна будет еще одна прогулка. Так как после дневного сна у него много сил и энергии.

Купать чадо такого возраста надо 1–2 раза в неделю, если пора летняя, то хорошим вариантом будет купание под душем. Теперь он уже может самостоятельно чистить зубы и умывать лицо. Важно приучить ребенка самостоятельно мыть руки перед едой, после улицы и после посещения туалета.

Скорее всего, в детском садике он занимается творчеством и играет в развивающие игры. Родители могут записать ребенка в кружок или секцию, заметив за своим малышом какие-то определенные таланты и навыки. В таком возрасте достаточно двух занятий в неделю по 40-60 минут. Не надо перегружать ребенка!

Ребенку всегда нужно общение с родителями, поэтому вечером выделите немного времени на совместные игры или чтение книги перед сном.

Режим дня для школьника

Этап дошкольного образования позади. Школьная пора для ребенка обычно начинается с 6–7 лет, далее будет рассматриваться режим всего периода начальной школы.

Чаще всего школьники с 1-го по 4-й класс учатся в первую смену, значит, ребенок встает примерно в 7 утра.

Родителям нужно проследить, чтобы накануне он лег пораньше, а утром не поленился провести водные процедуры и позавтракал. Завтраком в таком возрасте пренебрегать нельзя.

Обед и полдник, скорее всего, придутся на время пребывания в школе. Ужин не должен быть слишком поздним, сейчас самое время привить эту положительную привычку.

Режим дня школьника должен включать физические упражнения. Это может быть как физкультура в школе, так и занятия в спортивной секции. Если ни того, ни другого нет, подойдет ежедневная домашняя зарядка.

В режиме дня ребенка 7 лет и старше в обязательном порядке отводятся время на занятия и приготовление домашнего задания. Так как ребенок учится в первую смену, все должно быть приготовлено с вечера. На эти занятия отводят 2–3 часа в день после обеда. После выполнения уроков у школьника есть время на его увлечения и хобби.

Ребенок школьного возраста обычно не спит днем, ему уже хватает энергии на весь день. Вечером, перед тем как ложится спать, рекомендуется душ. Он поможет снять тонус мышц и легче уснуть после насыщенного дня.

Нужен ли режим?

Как и в любом вопросе, всегда находятся противники и защитники режима дня. Выше были перечислены плюсы, а что говорят его противники?

Самым маленьким детям тяжело подстроиться под график. Да, это так. В режиме дня грудного ребенка должны быть послабления и надо проще относиться к тому, что не все идет так, как было запланировано. Но у детей старше 3 лет проблем с графиком не возникает, если начать приучать их к нему еще в грудном возрасте.

Многие современные мамы, ратующие за естественное материнство, считают, что режим — это пережиток советской эпохи. Нет нужды их переубеждать, каждый волен думать, как он хочет. Стоит только отметить, что тогда все люди, живущие по режиму дня, по их мнению, живут в советскую эпоху. Значит, в этом нет ничего плохого.

Подводя итоги

Ограничивая ребенка, мама мешает индивидуальному развитию личности. К сожалению, большинство детей, предоставленных сами себе, вырастают далеко не творческими людьми или их таланты не развиваются в нужном направлении.

Родители сами выбирают, что в приоритете для их ребенка. Главное – не забывать, что в дошкольном возрасте закладываются основы воспитания и норм поведения, которые останутся с ним на всю оставшуюся жизнь.

Источник: //FB.ru/article/25263/rejim-dnya-rebenka-v-vozraste-god

Нужен ли ребенку режим и как его наладить?

Режим дня ребенка в разном возрасте: нужен или нет?

Нужно ли соблюдать режим? Это сдерживает свободу ребенка, не давая ему развиваться естественно? Или же режим — необходимость, и наладить его во что бы то ни стало — основная задача родителя?

Строгое и неукоснительное соблюдение режима — педагогическое наследие, оставшееся со времени СССР, наряду с тесным пеленанием и требованием есть первое и второе блюдо обязательно с хлебом.

Сейчас слишком строгий режим «по Макаренко» воспринимается как некая крайность.

Другой крайностью можно считать и полное отсутствие всякого режима в расчёте на то, что ребёнок интуитивно понимает собственные базовые потребности, а родители должны лишь следовать желаниям ребенка. Захотел — поел. Захотел — лег спать.

Что это вообще такое — режим дня?

Режим дня дошкольника — это определённая продолжительность отдыха и сна, регулярное и рациональное питание, выполнение гигиенических мероприятий. По мере роста малыша режим будет меняться, но заложенная основа — чередование в определённом порядке и ритме всех форм деятельности — сохраняется на всю жизнь.

Зачем дошкольнику нужен режим?

Оказывается, физиологи всегда настаивали на режиме дня. Еще издавна установлено, что многие внутренние органы работают в определенном ритме, а физиологические процессы совершаются с некой периодичностью.

Любой врач вам скажет, что ребёнок дошкольного возраста должен не просто удовлетворять свои базовые потребности (такие как сон, питание и прогулки), а делать это регулярно.

А что будет, если режим не соблюдать?

  • Ребенку трудно привыкнуть к режиму в школе и в детсаду. В результате адаптация проходит сложно.
  • Ребенок меньше успевает дома. Если все не по расписанию, то ребенок нерационально использует время.

  • Организму трудно привыкнуть к расхолаживающему графику, а отсюда болезни внутренних органов (пищеварительная, опорно-двигательная и нервная системы).
  • Маленький человечек становится менее успешен. Привычка к внешней организованности — половина пути к организованности внутренней.

    Малыш, живущий по режиму, привыкший убирать свои игрушки и вовремя ложиться спать, став взрослым, легко научится распределять и анализировать получаемую информацию, научится правильно организовывать свою жизнь.

  • Расшатывается нервная система.

    Режим для малыша — это показатель спокойствия, стабильности и «надёжности» окружающего. Если он вдруг нарушается, у ребёнка может возникнуть стресс.

Есть ли минусы у жизни строго «по режиму»?

  • Родителям придется контролировать этот процесс, а это значит, что нужно все время помнить про все «малышовые» дела.
  • Родителям нужно будет и свои дела подстраивать под этот режим: то есть если малыш знает, что в это время его ждет прогулка, то маме уже на диване не полежать.

  • Возможно, нужно будет преодолевать капризы и сопротивление ребенка, который не захочет вписываться в график.
  • В каждой семье могут возникнуть и свои, индивидуальные сложности. Например, соседи могут мешать режиму дневного сна и долбить стену.

    Сверстники ребенка могут звать его на улицу, когда у него запланированы другие занятия. Все это может вызывать проблемы.

Как его убедить?

Если взвесив плюсы и минусы, вы пришли к мнению, что режим лучше соблюдать, то как убедить ребенка?

Аргументы могут быть такими:

  • режим — это весело (а веселье придется организовать родителям, например, игрушки будут «маршировать» в коробку, чтобы было интереснее);
  • по режиму живут все (придется найти этому подтверждение и самим родителям тоже жить более организованно!);
  • жить так полезно (тут может пригодиться наглядная аргументация, например: «Папа так много может работать и не уставать потому, что вовремя ложится спать»).

Как малыша перевести на «режим»?

Для начала придется преодолевать сопротивление ребенка, а значит, нужна серьезная мотивация самих родителей.

Составлять режим лучше без ребенка. Можно для этого использовать книги. Можно — советы врачей. Распорядок должен включать в себя: игры, сон, принятие пищи, домашние дела, интеллектуальные и физические развивающие занятия, отдых, свободное время. Если что-то забыли — потом дополните.

Переводить на режим лучше в игровой форме. Помогут несколько приемов.

Иллюстрацию можно распечатать и раскрасить

1. Для привыкания к соблюдению режима удобно использовать картинки или плакаты (их придется купить или нарисовать). Ещё лучше, если рядом с каждой картинкой будет находиться лёгкая для запоминания стихотворная строчка, описывающая каждый элемент.

Такое расписание поможет малышу заранее приготовиться и настроиться на следующее действие.

Если дошкольник начнёт капризничать и откажется выполнять указанное, наглядная картинка поможет справиться с упрямством: «Вот посмотри на картинку, все ребятки убирают игрушки перед сном!».

2. При желании вы можете проиллюстрировать режим фотографиями самого малыша. Сфотографируйте, как он спит, ест, делает зарядку, играет и т. д. — и приклейте маленькие фотографии в строгой очередности. Примерно так:

Фото малыша — 22:00-8:00 — сон.

Фото малыша — 8:00-8:05 — пробуждение.

Фото малыша — 8:05-8:15 — чистка зубов

И так далее.

Иллюстрацию можно распечатать и раскрасить

3. В сказках и рассказах, когда такое встретите, обращайте внимание ребенка на то, как положительные персонажи живут по правильному расписанию, чтобы закрепить позитивный пример.

4. Если ребёнок уже научился писать, он может сам заполнить графы в готовом расписании.

5. Если в расписании указан временной промежуток, пусть дети учатся разбираться со временем. При этом ребёнок должен понять, что одно и то же действие может быть выполнено с разной скоростью. Большую помощь при этом окажет таймер.

Старший дошкольник должен понимать, какое действие он может успеть выполнить за определённый короткий отрезок времени. Ребенку можно предложить включить музыкальный будильник, на котором звучит смешная песенка перед прогулкой или обедом.

6.Чем старше становится ребёнок, тем меньше ответственность взрослого за соблюдение распорядка дня. Уже в младшей школе ребёнок должен уметь ориентироваться во времени и соблюдать режим самостоятельно. Взрослые выполняют лишь функцию контроля.

Легко ли научиться соблюдать режим?

Насколько трудно дошкольнику выдерживать распорядок? Если режим соответствует возрастным физиологическим нормам, ребёнок легко к нему привыкает: прочитали в книжке — и строго следуем графику.

Однако самим взрослым не всегда просто его соблюдать: то оказывается, что вовремя не приготовлен ужин, то надолго затянулась далёкая прогулка. Ребёнок чувствует такую неустойчивость, это осложняет привыкание к режиму, и создаёт трудности.

Что же тогда делать? Важно не забывать, что мы говорим о человеческой личности, у которой уже имеются свои интересы и предпочтения, а не о роботе, постоянно настроенном на выполнение заданной программы.

Допустим, что ребенку чего-то делать не хочется. В этом случае:

  • подходим индивидуально. Вопрос, следует ли выключить любимый мультик по телевизору, если он заканчивается чуть позже, чем требует режим, нужно решать в каждом случае по ситуации.

    Возможно, следует проявить гибкость, и не доводить ребёнка до слёз из-за 10 минут? А может быть есть возможность записать остаток мультика и досмотреть его после обеда?

  • мягко критикуем, если режим не соблюдается, выясняем причины.

    И наоборот награждаем, хвалим за соблюдение режима, повышая мотивацию.

  • переносим в графу «свободное время» то, что не успели. Эта графа должна быть непременно: ребенок должен знать, что у него есть запасной кусок времени, в который он сможет сделать все, что хотел, но не успел.

    Так, к примеру, если ребенок хочет играть, а нужно спать, то обещаем ему: «У нас есть свободное время. Тогда и поиграешь обязательно».

В большинстве случаев проблемы с приучением или с соблюдением режима объясняются:

  • недисциплинированностью самих родителей (воспитываем в себе самодисциплину!);
  • отсутствием у ребенка привычки (ее придется нарабатывать!);
  • тем, что он воспринимает порядок дел как скучный (будем играть!);
  • недостаточной физической активностью малыша, ему некуда потратить энергию. Это приводит к тому, что он плохо ест и плохо засыпает (нужно как можно больше движений!;
  • он долго просиживает за телевизором или компьютером (убираем гаджеты).

При составлении и соблюдении режима дня важно, конечно, не переусердствовать. Некоторые родители путают режим с диктатом и подавлением инициативы. Для гармоничного комплексного развития дошкольника нужно найти некую золотую серединку и придерживаться её. Строгий поминутный режим практически невыполним, но это не значит, что он в принципе не нужен.

Родион Чепалов, психолог

Категория: От 0 до 1 От 1 до 7 От 7 до 18 Семья

0

0

1692

Источник: //littleone.com/publication/1669-nuzhen-li-rebenku-rezhim-i-kak-ego-naladit

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

    ×
    Рекомендуем посмотреть