Родители и дети. Некоторые причины страха у детей

Содержание

Избавляемся от «чудовищ»: детские страхи и их преодоление

Родители и дети. Некоторые причины страха у детей

Ваш малыш боится чудовищ, сказочных персонажей и темноты? Спешим успокоить – вы не одиноки. Психологи называют детские страхи вполне нормальным явлением, которое сопровождает развитие и социализацию детей.

Однако порой от нормы до патологии всего один шаг. Каковы причины возникновения фобий в детском возрасте? Как узнать, что у ребенка есть проблемы? Сегодня мы поговорим о том, как бороться с детскими страхами, узнаем их виды и возрастные особенности.

Непросто найти людей, которые бы никогда ничего не боялись. Тревожность, опаска являются такими же неотъемлемыми человеческими эмоциями, как печаль, злость, радость, удовольствие. Вот и ребенку свойственно чего-то бояться. И хотя многие страхи с возрастом пропадают бесследно, некоторые из них (при неправильном поведении родителей) переходят во взрослую жизнь, создавая нешуточные проблемы.

Причины появления детских страхов

Отечественный психолог Александр Захаров в своем замечательном труде «Дневные и ночные страхи у детей» рассказал, что в начале своей жизни малыш пока не умеет выстраивать логические рассуждения, поэтому верит словам родителей и переносит на себя их реакцию на различные ситуации.

Неудивительно, что причиной появления страхов у малышей становятся сами родственники, которые чересчур эмоционально предупреждают кроху о грозящей опасности («Не трогай, обожжешься!», «Не бегай, иначе упадешь!») или пытаются запугать его («Будешь плохо себя вести, отдам тебя дяде-полицейскому!»).

Кстати, в большинстве случаев детей пугает не само происшествие, а чрезмерное реагирование на него со стороны близких людей. Малышам передаются волнение и тревожные ноты в мамином голосе.

Среди других причин, вызывающих страхи у детей дошкольного возраста, психологи выделяют следующие:

  • конкретный случай, напугавший ребенка (его укусило животное, он застрял в лифте, попал в дорожно-транспортное происшествие). Конечно, не у каждого дошкольника, покусанного собакой, появляется стойкий страх. Последствия характерны для тревожных, мнительных, неуверенных в себе малышей;
  • детское воображение, благодаря которому ребенок придумывает чудовищ в темноте, монстров под кроватью и призраков за окном. Одни дети сразу забывают о пугающих фантазиях, другие же начинают плакать и наотрез отказываются оставаться одни в пустой квартире;
  • частые скандалы между домочадцами, негативная внутрисемейная обстановка, отсутствие психологической поддержки и взаимопонимания вызывают хроническую тревогу у ребенка, которая со временем перерастает в страхи;
  • взаимоотношения со сверстниками также могут стать причинами социальных фобий. Нередко дети наотрез отказываются посещать детский сад или школу, поскольку подвергаются в коллективе оскорблениям, унижениям и насмешкам;
  • наличие более серьезных нарушений – неврозов, чье лечение и диагностика находится в компетенции медработников. Проявлениями неврозов становятся страхи, несвойственные возрасту детей, либо соответствующие возрастному периоду, но приобретающие патологические проявления.

Увеличению числа фобий у малышей могут способствовать следующие факторы:

  • чрезмерная тревожность родственников, наличие у них страхов;
  • авторитарный стиль воспитания, запрет ребенку на участие в эмоциональных играх;
  • одиночество детей – у единственного ребенка в семье с большей вероятностью появятся страхи;
  • ранний выход матери на работу, физические и нервные перегрузки женщины;
  • чрезмерная забота со стороны близких людей;
  • неполная семья.

Как мы видим, многие страхи зависят от неправильного поведения родителей, недостатка внимания или, напротив, излишней опеки. Это стоит учитывать, если вы хотите побороть проявления фобий у своего чада.

Виды детских страхов

Специалисты выделяют четыре основных типа страхов у детей. В основе подобной классификации лежат несколько характеристик: предмет боязни, особенности его протекания, длительность, интенсивность и причины появления.

//www.youtube.com/watch?v=bCik8Z3UG-0

Они возникают в строго определенных ситуациях. Ребенок пугается тех обстоятельств, которые могут повлечь их возникновение. К примеру, к навязчивым состояниям относится боязнь высоты (акрофобия), открытого и закрытого пространства и пр.

Это более тяжелое расстройство, причину которого порой найти и объяснить очень сложно. К примеру, дети могут бояться открывать зонт, надевать определенную кофту, играть с какой-то конкретной игрушкой.

Однако пугаться не стоит, если вы обнаружили у своего ребенка подобный страх. Иногда источник фобии лежит на поверхности.

Малыш может паниковать при виде ботинок только потому, что когда-то поскользнулся в них и больно ударился.

Это самые распространенные страхи, встречающиеся в 90% случаев при работе специалиста с детьми и подростками. Так, у дошкольников и младших школьников преобладают боязни темноты, одиночества, а также животных и сказочных персонажей.

Дети убеждены в обоснованности этих страхов, они на самом деле считают, что в темноте их ждут страшные чудовища, а в отсутствие родителей их подстерегают многочисленные опасности.

Подобные представления преобладают в детском сознании, то есть приобретают характер сверхценной идеи.

Это сборная группа фобических состояний, возникающих во время сна и характеризующихся наличием измененной формы сознания. Встречаются ночные страхи примерно у 2-3% дошколят и школьников.

Ребенок во сне начинает метаться, кричать, плакать, произносить отдельные фразы: «Убери его», «Отпусти меня» и т.д. Зачастую малыш зовет маму, однако ее не узнает.

Через несколько минут он успокаивается, а поутру ничего не может рассказать о кошмаре. Иногда ночные страхи сопровождаются сомнамбулизмом.

Возрастные проявления детских страхов

Взросление детей сопровождается возникновением тех или иных фобий на определенном возрастном этапе. Такие страхи считаются нормой, кроме того, они подготавливают маленького человечка к окружающей действительности.

  • От 0 до 6 месяцев. Младенец пугается резких движений, громких звуков, упавших предметов, отсутствия мамы и резких перемен в ее настроении.
  • 7 месяцев – 1 год. Страх вызывают самые разные звуки (гудение пылесоса, громкие мелодии), незнакомцы, неожиданные ситуации, смена окружающей обстановки и даже сливное отверстие в ванной.
  • 1-2 года. К предыдущим страхам добавляется боязнь получить травмы, связанная с новыми двигательными навыками. В этом возрасте чрезвычайно силен страх разлуки с мамой и папой, поэтому психологи не советуют отправлять таких маленьких детей в детский сад.
  • 2-3 года. Боязнь разлуки с близкими людьми сохраняется, добавляется страх эмоционального отторжения с их стороны. Ребенок может бояться природных явлений (грозы, молнии, грома). Возможно появление ночных страхов.
  • 3-5 лет. Дети начинают пугаться смерти (своей и родителей), в результате чего возникают страхи перед болезнями, пожарами, бандитами, укусами змеи и пауков.
  • 5-7 лет. Старшие дошкольники боятся оставаться в одиночестве, у них появляются страхи перед монстрами и сказочными персонажами. Начинают актуализироваться так называемые школьные фобии, которые связаны с поступлением в первый класс.
  • 7-8 лет. Ребенок опасается опозданий на урок, невыполнения школьных заданий, плохих отметок и учительских выговоров. Боязнь одиночества трансформируется в страх неприятия со стороны сверстников. Дети начинают бояться темных мест (подвалов, чердаков) и различных катастроф.
  • 8-11 лет. Появляются страхи перед неудачами в учебе или спортивных соревнованиях, перед «нехорошими» людьми (наркоманами, преступниками). Дети боятся тяжелых болезней, физического насилия, опасаются некоторых животных.
  • 11-13 лет. Подростковый возраст характеризуется социальными фобиями: боязнью показаться неудачником, глупцом, «уродом», особенно в компании приятелей. Возникает страх сексуального насилия.

Источник: //detki-pogodki.ru/psihologiya/detskie-strahi-i-ih-preodolenie

Чего боятся наши дети на разных этапах взросления и как мы можем им помочь

Родители и дети. Некоторые причины страха у детей

Страхи и фобии могут возникать в любом возрасте, но именно в детской психологии есть понятие естественных страхов — тех, что возникают у большинства детей на том или ином этапе развития и являются закономерным следствием взросления. Однако в подходе родителей к таким страхам возможны крайности: кто-то мчится к психотерапевту из-за того, что малыш боится темноты, а кто-то в подобной ситуации отмахивается от «глупостей» и плотно запирает на ночь дверь в детскую.

Чего ждать от детских страхов, как помочь ребенку с ними справиться и нужно ли обращаться за помощью к специалистам? AdMe.ru решил разобраться.

От рождения до 1 года

  • Страх резких звуков / вспышек / движений. Не требует особых действий со стороны родителей, просто постарайтесь избегать любой резкости. Ребенок, спокойно спящий под гудение пылесоса и шум стройки под окном, может испугаться простого внезапного чиха. Для снижения общей тревожности как можно чаще используйте контакт «кожа к коже».
  • Страх потери матери. Пройдет, когда малыш начнет осознавать себя как отдельный организм, а не часть мамы. Кроме того, он приобретет понятия «на время» и «в другом месте», тогда как сейчас уход мамы — это «навсегда» и «в неизвестность». Пережить этот период поможет, например, радионяня, благодаря которой малыш сможет слышать ваш голос.
  • Страх незнакомца. Во втором полугодии жизни ребенок начинает различать понятия «свой» и «чужой». Некоторые дети реагируют на чужих очень резко: пугаются, плачут, отказываются общаться. Не настаивайте — двоюродная тетя переживет, что малыш не пошел к ней на ручки, а отдав его насильно, вы рискуете усугубить этот страх.

От 1 года до 3 лет

  • Боязнь нововведений. Ребенок еще слишком мал, чтобы понимать, что изменения – это нормально. Для него любые перемены – крушение мироустройства. И так совпало, что именно на этот период приходится обычно серьезное отделение от родителей – детский сад или няня. Разговаривайте с малышом о предстоящих переменах, придумайте ваши личные ритуалы, которые будут оставаться неизменными при любых условиях. Ни в коем случае не нарушайте данных ребенку обещаний – ему нужны точки стабильности.
  • Страх темноты. Причиной возникновения становятся обычно необдуманные слова и поступки взрослых. Помочь справиться с ним может ночник. Можно подарить малышу маленький фонарик, который “способен победить темноту, хоть и совсем кроха”. Можно придумать интересные занятия в темноте: театр теней, просмотр слайдов, игры со световым столом.
  • Боязнь животных. Причина возникновения – неприятный опыт общения с животным либо страшилки, рассказанные взрослыми (“Не трогай – укусит!”). Обучая малыша общению с животными, не путайте страх и осторожность – воспитывать следует именно второе. Если страх уже возник, действуйте мягко: выбирайте мультики, книжки, в которых “страшный зверь” вовсе и не страшный. При случае подружитесь с одним из представителей пугающего вида (только не настаивайте “погладить собачку”, если ребенок боится, – всему свое время).

От 4 до 7 лет

  • Страх перед монстрами. Призраки, бугимены, вампиры — ребенок не способен разделить эмоцию и объект, ее вызывающий. Другими словами, если его испугал персонаж ужастика, страх реален, а значит, и монстр тоже реален. Не допускайте бесконтрольного просмотра ТВ ребенком. Если страх уже появился, вместе найдите слабые места у монстра и «вооружите» против него малыша.
  • Страх боли. Разумеется, реагирует на боль и новорожденный, но бояться боли до того, как ее причинили, — это свойство более зрелой психики. Более конкретизированная версия — боязнь врачей. Никогда не лгите ребенку о боли — не нужно говорить, что будет совсем не больно, ведя малыша на прививку. Скажите честно, что придется немного потерпеть, — все пройдет быстро.
  • Страх смерти. В старшем дошкольном возрасте к малышу обычно приходит осознание необратимости смерти. Сопровождается оно, как правило, боязнью потерять родных (о собственной смерти человек задумается гораздо позже). Поговорите с ребенком, выслушайте. Объясните, что обычно люди умирают, прожив долгую жизнь, и у вас еще много времени. Если малыш заявит, что придумает «лекарство от смерти», поддержите эту идею, она поможет ему примириться с пугающим фактом.

От 8 до 11 лет

  • Страх не соответствовать. Для младшего школьника актуальны вопросы социализации и связанный с ними страх не отвечать ожиданиям окружающих: родителей, учителей, ровесников. Постарайтесь чаще беседовать с ним об индивидуальности, о ценности каждой отдельной личности, о настоящей дружбе. Будьте последовательны — не сравнивайте ребенка с другими, более успешными в чем-то детьми. Хвалите за его личные достижения.
  • Страх испытания. Как правило, тоже связан со школой: боязнь не ответить на уроке, завалить экзамен, не сдать какие-то нормативы, плохо выступить на школьном концерте может привести даже к паническим атакам. Побеседуйте с ребенком о том, что самое ужасное может произойти, если он вдруг не справится, — катастрофы в любом случае не произойдет, а значит, можно не бояться неудачи. После этого предложите ему пару приемов по снятию напряжения: осознанное дыхание, выбор конкретного зрителя в аудитории, на котором можно сконцентрироваться, небольшой талисман на удачу (поможет, если вы будете убедительны, вручая его).

С 12 до 16 лет

  • Страх быть отвергнутым. С момента разделения на группы внутри коллектива, на «красавчиков» и «лузеров», подростки осваивают новый инструмент влияния — принятие и спекуляция им. Задача родителей — формирование у ребенка понимания не только ценности своей личности независимо от мнения других людей, но и необходимости анализировать «испытания» для вступления в группу на предмет адекватности. Не требуют ли от тебя поступить подло, отказаться от своих принципов? Не унижает ли тебя выдвинутое условие? Сто́ят ли люди, выдвигающие подобные требования, твоей дружбы и восхищения? Позаботьтесь о том, чтобы подросток знал, где он может получить помощь, если непринятие перерастет в травлю: у вас, в службе психологической поддержки, на линии телефона доверия.
  • Страх взросления. Пубертатные изменения тела и его реакций могут напугать ребенка. Известны случаи, когда девочки пугались менструаций, думая, что это смертельно. Подобные страхи возникают от непонимания сути происходящего, а это полностью недоработка родителей. Подготовьте ребенка заранее к тому, что будет происходить с ним в ближайшие годы. Если не можете рассказать сами (стесняетесь или не уверены в своих знаниях), в сети достаточно книг и фильмов на эту тему. Подросток должен понимать, что он здоров и нормален.

Общие правила работы с детским страхом

Каким бы ни был страх и сколько бы ни было лет вашему ребенку, эти правила должны соблюдаться обязательно:

  • Не формируйте страхи самостоятельно, пугая малыша или, наоборот, излишне трясясь над каждым эпизодом, когда он чего-то испугался.
  • Не высмеивайте страх, это не поможет избавиться от него, но нарушит ваше с ребенком взаимопонимание.
  • Не боритесь со страхами силовыми методами, через «не могу». Да, в терапии применяются техники, снижающие интенсивность пугающего объекта путем постепенного сближения с ним, но для того чтобы их применять, нужны специальные знания, без которых легко навредить ребенку.
  • Изучите «мягкие» методы борьбы: арт-терапию, релаксацию, терапевтические сказки — многие из них могут успешно применяться в домашних условиях.
  • Различайте детские страхи и фобии. Если интенсивность переживаний не соответствует их причине, устойчивый страх сохраняется более 2 месяцев и ощутимо влияет на качество жизни ребенка, обратитесь за помощью к детскому психологу.
  • Самое главное, настройтесь на своего ребенка. Постарайтесь понять причину возникновения страха, подключите всю свою любовь и находчивость, чтобы найти способ борьбы, который подойдет именно вашему чаду. Обычно для этого достаточно лишь внимательно выслушать его и искренне захотеть помочь.

Иллюстратор Natalia Breeva специально для AdMe.ru

Источник: //www.adme.ru/zhizn-semya/kakimi-byvayut-detskie-strahi-i-kogda-nuzhno-bit-trevogu-1869615/

Детские страхи: причины, последствия и как родители могут помочь

Родители и дети. Некоторые причины страха у детей

Пожалуй, каждому знакомы страхи, но нельзя точно сказать, сколько их насчитывается. Одни легко объяснить, обратившись к логике (к примеру, страх войны, голода, эпидемий, страх матери что ее сын попадет в плохую компанию). Однако известны страхи, которые человек просто не понимает и считает их «глупыми», «странными»: боязнь замкнутого пространства, поездов, дождевых червей.

О появлении страхов, фобий и как это связано с родителями?

Пожалуй, любой взрослый может признаться в том, что в детстве чего-то боялся; про это обычно говорят с улыбкой, иронией, как бы подшучивая над собой. «Детская» боязнь остаться одному в квартире или того, что родители ушли из дома и больше не вернутся, кажутся вполне безобидными в сравнении с «взрослыми» фобиями.

По мере взросления человека, «взрослеют» и его страхи, которые уже большинству из нас не кажутся такими невинными: «страх, что не поступлю», «потеряю работу», «окажусь в неудобной ситуации», «потеряю близких людей», «серьезно заболеют».

Известны страхи, одинаково навевающие ужас как на мам и пап, так и на детей:«природных стихий», «воды», которые даже становятся общими для нескольких поколений в семье. Это наталкивает на мысль, что страхи людей способны наследоваться на генном уровне либо ими могут «заражаться» дети от своих же родителей, как только появились на свет.

Однако доказано только то, что в генах может закладываться исключительно предрасположенность к фобиям. Иными словами от родителей зависит, будут ли их дети подвергаться страхам, или прослывут смельчаками.

Выделяют страхи, которые присущи только определённому возрасту, — ребёнок перерастает их и перестаёт бояться. И это легко обосновать, ведь подобные фобии носят временный характер. Кроме того с взрослением совершенствуется чувствительность в отношении отдельных сигналов и раздражителей из внешнего мира.

К примеру, отдельный орган излишне раздражен и тем самым провоцирует ответную реакцию в форме страхов. Так, малыш боится резких, громких звуков, а значит, у него активно развивается орган, отвечающий за их восприятие и переработку.

Опасно ли для ребёнка отсутствие страха?

Страх – это некий сигнал о надвигающейся опасности, которая может казаться человеку или являться реальной. Под действием страха любое живое существо начинает искать способ, как защититься или избежать опасной ситуации. Когда защита будет получена, наступит успокоение, расслабление и страх исчезнет.

Страх для здоровых, развитых детей – нормальная реакция, благоприятствующая познанию окружающего мира, и препятствующая переходу грани разумного. Кроме того у ребенка ярко выражен инстинкт самосохранения (иначе ни один младенец не смог бы выжить), но при всем при этом в раннем возрасте отсутствует жизненный опыт, поэтому в первые годы жизни, ребенка пугает все неизвестное, новое.

Вполне естественно, когда кроха чего-то (но не всего подряд) боится, ведь так он познает себя, определяя, что для него безопасно, а чего лучше остерегаться. Однако есть дети, которым не видан страх. И это бесстрашие ребенка должно насторожить родителей, ведь даже у смелости есть границы.

Поэтому этим ребятам важно пояснять, почему опасно куда-либо идти с первым встречным, остерегаться беспризорных домашних животных, быть внимательным при переходе через дорогу. идея, которую нужно донести до маленького смельчака – человек, лишенный страхов, не знающий преград, постоянно подвергает свою жизнь опасности, неоправданно рискует.

Патологические страхи у детей

Страх может превратиться во врага, омрачающего быт, препятствующего полноценной жизнедеятельности, взаимодействию с другими людьми. Важно научиться выявлять нездоровое, патологическое чувство страха, и отличать его от «нормального». Обратившись к книге знаменитого детского психолога А.И. Захарова, можно найти следующие характеристики страхов.

Обычный страх определяется по таким критериям:

  • кратковременность (быстро появляется и исчезает);
  • обратимость;
  • отсутствие влияния на личность ребенка, его характер, поведение.

Сильные страхи выдает:

  • яркая выраженность;
  • устойчивость, длительность (способны навсегда оставить четкий след в памяти);
  • недостаток контроля, со стороны сознания;
  • неблагополучное влияние на характер, отношение к окружающим;
  • смена качества жизни в худшую сторону;
  • принятие мнимой, воображаемой опасности за реальную угрозу безопасности.

Патологические страхи коварны, поскольку оказавшись под их влиянием, человек начинает: тревожиться по каждому поводу, редко получать положительные эмоции, радоваться, смеяться, теряет чувство полноты жизни. Продолжительный по времени страх может даже парализовать активность человека, породить ощущение безнадежности, неуверенности, состояние удрученности.

Важно понимать, что если страхи, по силе и количеству оказываются непосильными для психики ребёнка, и у него просто не получается с ними справиться (то есть тревога не прорабатывается, но только усиливается или заглушается), возникает риск того, что эти страхи преобразуются в неврозы, вызовут бессонницу.

Какими бывают детские страхи?

Чаще всего «трусишками» числятся малыши с особо чувствительной нервной системой.

Они демонстрируют свою неспособность проявлять агрессию в ответ на выпады других. Также у таких ребят отсутствует склонность открыто выражать собственные чувства, ведь они держат их в себе, впрочем, как и страхи.

К детским страхам важно относиться со всей серьезностью, а если получится понять причину их появления, то и справиться с ними не составит труда. Если же уже существующий страх усиливается, можно говорить о воздействии некоторых неблагоприятных факторов.

Что под ними подразумевается?

  • Ребенок не чувствует себя в безопасности. Так как родители перестали защищать его от страхов. К примеру, мама переживает эмоциональный кризис, находится в депрессии, а ребенок, который тонко чувствует ее состояние, «заражается» высокой тревожностью, трансформирующую впоследствии в страх. И только люди из близкого окружения, включившиеся в заботу о малыше, смогут «спасти» его от излишнего беспокойства, помочь ему, наконец, ощутить стабильность, предсказуемость мира, покой.
  • Ребенок оказался свидетелем или участником семейного конфликта. Наблюдая за тем, как родители выясняют отношения друг с другом, малыш теряет доверительную связь с ними, ощущение размеренности, безопасности. Внутри крохи поселяется страх того, что родители, ненавидящие друг друга, начнут с подобной злобой обращаться с ним.Взрослые, совершают ошибку, когда не берегут от конфликтов своих детей, и даже не видят в них ничего плохого: «ведь за ними обязательно наступит примирение». А между тем ребенок, оказавшись под сильным негативным впечатлением, воспринимает происходящее очень серьезно: он начинает бояться, что в порыве ярости папа может ударить маму, что он сам при виде серьезного скандала может «погибнуть от ужаса».А некоторые дети начинают верить в то, что причиной всех ссор в доме являются именно они. Когда семья для ребенка уже не является крепостью, в которой он может укрыться от угроз, чадо перестает быть психологически устойчивым. А неспокойная обстановка в доме становится почвой для выращивания детских страхов.
  • Ребенок переживает развод родителей. Итог которому – появление психологической травмы у него, страха остаться в одиночестве.
  • Родители излишне строги к ребенку. Неправильно, когда ребенок побаивается маму или папу, ведь он должен их любить и уважать. Важно в этой ситуации пересмотреть к чаду свое отношение, настроить его на дружеский лад, стараться хоть иногда ставить себя на один уровень с ребенком.

Ошибочные действия, неправильное поведение взрослых способны провоцировать страхи у детей.

Так в числе самых распространенных источников детских страхов:

  • частые угрозы, запугивания: «будешь себя плохо вести, за тобой придет полицейский», «отдам тебя этому прохожему», «бабай всегда приходи к детям, не спящим по ночам»;
  • беседы, которые взрослые ведут в присутствии ребенка на неприятные темы: «смерть», «убийства», «серьезные недуги»;
  • просмотры мультфильмов, «ужастиков», «взрослые» передачи, с представленными в них сценами насилия.

К самым типичным возрастным страхам можно отнести: боязнь собак, темноты, чудовищ, высоты.

Чрезмерная впечатлительность малышей стирает грань между реальностью и вымыслом. Поэтому даже с виду вполне безобидный мультфильм о внеземных человечках или сказка о Бабе Яге, могут спровоцировать возникновение тех или иных страхов. Так после просмотра подобных мультфильмов и прочтения на ночь книги, ребенок может испытывать проблемы с засыпанием, жаловаться на ночные кошмары.

Что делать если у вашего ребенка появилась фобия?

Зачастую взрослые стараются не обращать внимание на возникшие у детей непонятные, нерациональные страхи, отрицают их, либо начинают относиться к ним с некоторой долей снисходительности, преуменьшать их значение. Обычно в подобных ситуациях мамы или папы пытаются пристыдить чадо: «подобных вещей глупо бояться», «ты уже большой, а боишься как маленький».

Конечно, когда родители произносят подобные высказывания, они полны желания рассеять страхи ребят, но в результате вновь страдает детская психика. Это крайне опасная родительская позиция, ведь в результате малыш может остаться наедине со своими переживаниями, будет чувствовать собственную ущербность, начнет думать, что «бояться плохо», «это неправильно».

А поскольку избавиться от фобии у него в одиночку не получится, то всякий раз, когда он будет с ней сталкиваться, не сможет признаться взрослым в своих чувствах, дабы не потерять их любовь и уважение.

В результате страхи, ушедшие глубоко внутрь, превратятся в невроз. Отсюда главный совет – если вами движет намерение помочь чаду справиться со своими страхами, вначале выявите этого «врага» и изучите его.

5 правил и рекомендаций которые должны вам помочь

Признайте за чадом право на страх: предоставьте ему возможности снова и снова испытывать его, и при этом не стыдиться своей тревоги.

Когда страх станет осознанным, более понятным, конкретным, то уменьшится его «радиус» воздействия, вы заключите его что называется «в рамки».

Расскажите об устройстве «пугающего» механизма, как он функционирует, если, к примеру, малыш побаивается стиральную машину или пылесоса. Когда враг известен в подробностях, он становится менее страшным, а значит и противостоять ему будет проще.

Если вы не можете определить, с чем связана возникшая у ребенка тревога, вспомните, какие события прошествовали страхам (семейная ссора, происшествие на улице).

Предложите ребенку нарисовать самое страшное, что он видел сегодня (вчера, вообще в жизни). Если подобная просьба не вызовет у чада должного энтузиазма, заинтересуйте его или предложите свою помощь: «Попробуем вместе нарисовать!».

Можно конкретизировать задачу, и попросить нарисовать:

  • объект, который навевает ужас (чудовище, злого пса, пугало);
  • сцену, когда ребенок одерживает победу нах пугающим объектом (на рисунке может быть изображен мальчик, который «из космического бластера стреляет в чудовище» или «прогоняет с помощью палки собаку»).

Добавьте в «страшный» рисунок ребенка что-то, после чего он перестанет «навевать ужас»: злому чудовищу подрисуйте бантики или яркие узоры, а избушку Бабы Яги украсьте цветами.

Упростите задачу ребенку, если он еще слишком мал и не умеет хорошо рисовать. К примеру, изобразите на листе «страшный объект» – черную кляксу, и предложите крохе «расправиться» со своим страхом, просто разорвав лист бумаги. Либо поинтересуйтесь у него, чтобы он хотел сделать с этим «художеством».

Возможно, малыш предложит его выбросить в открытую форточку, закрасить рисунок полосками (тем самым «запереть» страх в клетке), поместить в морозильную камеру.

Подобная игра позволяет ребенку получить такое желанное ощущение «могущества», поверить в собственные силы, приобрести небольшой опыт в преодолении боязни. Не удивляйтесь, когда спустя некоторое время, кроха предложит повторить манипуляцию.

Любимая мягкая игрушка сына или дочери вначале робеет перед злым волшебником (или чудищем), но потом преодолевает свою тревогу: произносит волшебное заклинание, и страх «исчезает», или справляется с ним, используя игрушечное оружие. Этот метод хорош тем, что в процессе игры дети получают свой первый жизненный опыт, когда например, сравнивает себя со смелым плюшевым мишкой, побеждает страхи от «его лица».

У него есть общие моменты с игровой терапией. Так вначале обязательно выбирается персонаж, который в сказочных условиях сталкивается с похожей ситуацией, что и малыш в реальной жизни.

Акцентируйте внимание на чувствах и качествах персонажа: вначале это будет нерешительный, полный сомнений герой, а в финале, когда ему предстоит решающая битва со злодеем, он проявит свои лучшие стороны: решимость, смелость, отвагу, находчивость. Не забудьте озвучить главную мысль (мораль) сказки: у нас всегда найдутся силы, чтобы справиться со своими страхами, одержать победу над плохими героями, злодеями, нужно только набраться решимости и действовать.

Делиться с ребенком собственным опытом, к примеру: «Ты не поверишь, но я тоже этого пугался в детстве, но сделал так-то, и перестал бояться».

Не ждите сиюминутных результатов от каждого способа. Если эффекта вы не заметите, вероятно, вашему ребенку требуется больше времени, чтобы «продвинуться вперед». Учитывайте его особенности характера и темперамента, поощряйте любые, даже небольшие достижения, воздерживайтесь от критики.

Неправильно заставлять ребёнка пересиливать страх любой ценой; не действуйте против его воли, всегда оценивайте эмоциональное состояние.

Если ваши попытки оказались тщетными, обратитесь за консультацией к детскому психологу.

Источник: //motivacii-net.ru/detskie-strahi-i-borba-s-nimi/

Страхи детей : полезные статьи и рекомендации специалистов на портале Ya-roditel.ru

Родители и дети. Некоторые причины страха у детей

Каждый из нас периодически испытывает чувство тревоги, беспокойства и страха – это одна из сторон нашей психической активности. Но у взрослых есть опыт и знания, которые часто помогают рационализировать происходящее и уменьшить интенсивность переживаний.

Дети многого не понимают и переживают намного острее. Зачастую, то, что пугает малыша, взрослому может казаться сущим пустяком.

А ведь чувство страха заставляет ребенка переживать по-настоящему сильные эмоции, которые моментально могут завладеть всем его маленьким миром.

Если малыш жалуется, что он чего-то боится – это не причина для насмешек или паники, а скорее повод задуматься и поговорить с ребенком, постараться выяснить причину и потом принимать решение о дальнейших действиях.

Большинство детских страхов имеют временный характер, при своевременном выявлении страхов взрослыми и правильном отношении к ним в скором времени бесследно исчезают.

Есть, конечно, и такие страхи (невротические или навязчивые), которые затрудняют нормальную жизнедеятельность ребенка, мешают его развитию и адаптации, распространяются на все сферы жизни – в этом случае лучше обратиться за помощью к специалистам.

Что такое детские страхи?

Страх – это чувство, которое возникает в ответ на воздействие угрожающих факторов, в основе которого лежит врожденный инстинкт самосохранения. Психологи выделяют две базовые угрозы, вызывающие чувство страха – угрозы жизни и жизненным ценностям человека.

Специфика детских страхов заключается в том, что они, как правило не связаны непосредственно с актуальной угрозой. Детские страхи основаны на информации, которую дети получают от ближайших взрослых и пропускают сквозь призму своей яркой фантазии и воображения.

Причины возникновения детских страхов

Самая очевидная причина детских страхов – это пережитая ранее травмирующая ситуация. Например, если ребенка укусила собака, есть большая вероятность, что в будущем он будет бояться собак. Если родители запугивают малыша сказочными персонажами, пытаясь добиться собственных целей, ребенок может бояться оставаться в одиночестве или в темноте.

Базой для формирования страхов так же служит общая тревожность ближайшего окружения, которая транслирует ребенку огромное количество запретов и установку на неудачу. Мамы и бабушки часто предостерегают детей фразами: «осторожно! Иначе упадешь, поранишься, сломаешь ногу». Из таких фраз ребенок, как правило, воспринимает только вторую часть.

Он еще не до конца понимает, от чего его предостерегают, но его наполняет чувство тревоги, которое может перерасти в устойчивые страхи.

Чрезмерно эмоциональное обсуждение взрослыми различных происшествий и стихийных бедствий, акцентирование внимания на том, что опасность может подстерегать на каждом шагу также не остается без внимания детей и является плодотворной почвой для страхов.

Есть не столь очевидные причины, которые могут лежать в основе детских страхов:

  1. Гиперопека
    Дети, живущие в современном мегаполисе, часто подвержены чрезмерной опеке со стороны родителей, они постоянно слышат о том, что на каждом углу их ждет опасность. Это делает малышей неуверенными в себе и боязливыми. Кроме того, сама жизнь в большом городе наполнена стрессами и очень интенсивна, что не может не сказываться на детской психике в общем, делая ее более уязвимой.
  2. Недостаток внимания родителей
    Из-за чрезмерной загруженности взрослых, их общение с детьми часто сильно ограничено во времени. На замену живому эмоциональному общению приходят компьютерные игры и телевизионные передачи. Поэтому необходимо качественно общаться с ребенком хотя бы несколько часов в неделю, совершать совместные прогулки, играть, обсуждать значимые моменты.
  3. Недостаток физической активности
    Отсутствие достаточного количества физической активности так же может стать причиной возникновения страхов.
  4. Агрессия матери по отношению к ребенку
    Если мать в семейной системе занимает лидирующую позицию и часто позволяет себе проявлять агрессию по отношению к другим членам семьи, возникновение страхов у ребенка практически неизбежно. Она не воспринимается малышом, как объект, который в любой ситуации защитит и придет на помощь, поэтому страдает базовое чувство безопасности.
  5. Нестабильная атмосфера в семье
    Нестабильная эмоциональная ситуация в семье, частые скандалы между членами семьи, отсутствие взаимопонимания и поддержки становятся причиной хронической тревоги, которую испытывает ребенок, находясь в семье. Со временем это может привести к возникновению страхов.
  6. Наличие у ребенка психологических и психических расстройств
    Так же причиной страха может быть наличие у ребенка невроза, диагностика и лечение которого входит в компетенцию медицинских работников. Проявлением невроза являются детские страхи, которые не свойственны для возраста, в котором находится ребенок, либо соответствуют его возрасту, но приобретают патологическое проявление.

Возрастные детские страхи

Психологи выделяют детские страхи, которые проявляются в определенном возрастном периоде, считаются нормой, и со временем исчезают при нормальном развитии.

  • 0–6 месяцев – страх вызывают неожиданные громкие звуки, резкие движения, падение предметов; отсутствие матери, и резкие перемены в ее настроении, общая потеря поддержки;
  • 7–12 месяцев – страх могут вызвать громкие звуки; люди, которых ребенок видит впервые; переодевания; резкая смена обстановки; высота; отверстие стока в ванной или бассейне, беспомощность перед неожиданной ситуацией;
  • 1–2 года – страх могут вызвать громкие звуки; разлука с родителями; засыпание и пробуждение, плохие сны; незнакомые люди; отверстие стока ванны или бассейна; страх травмы; потеря контроля над эмоциональными и физическими функциями;
  • 2–2,5 года – страх потери родителей, эмоционального непринятия с их стороны; незнакомые дети того же возраста; ударные звуки; возможно появление ночных кошмаров; перемены в окружающей обстановке; проявления стихии – гром, молния, ливень;
  • 2–3 года – большие, непонятные, «несущие в себе угрозу», объекты, например, стиральная машина; изменение привычного жизненного уклада, экстренные события (смерть, развод и т.д.); изменения местоположения привычных объектов;
  • 3–5 лет – смерть (приходит понимание того, что жизнь конечна); ночные кошмары; нападения грабителей; стихийные бедствия; пожар; болезнь и операция; змеи;
  • 6–7 лет – сказочные персонажи (ведьмы, призраки); страх потери (потеряться или потерять маму и папу), одиночества; страх не оправдать надежды родителей в учебе, страхи, связанные со школой; страх физического насилия;
  • 7–8 лет – темные зловещие места (подвал, каморка), стихийные бедствия и катастрофы, утрата внимания и принятия, любви со стороны окружающих (сверстников, учителей, родителей); страх опоздания в школу, исключение из школьной и домашней жизни; физическое наказание; отсутствие принятия в школе;
  • 8–9 лет – несостоятельность в играх, в школе; уличение во лжи либо нежелательном поведении; страх физического насилия; страх потери родителей, ссоры с родителями;
  • 9–11 лет – невозможность достигнуть успеха в школе или в спорте; болезни; определенные животные; высота, кружение (страх могут вызывать некоторые карусели); люди, несущие в себе угрозу (наркоманы, хулиганы, пьяницы и т.д.);
  • 11–13 лет – поражение; необычные собственные поступки; собственная внешность и привлекательность; болезни и смерть; сексуальное насилие; критика со стороны взрослых; собственная несостоятельность; потеря личных вещей.

Как работать с детскими страхами

Детские страхи, на которые взрослые не обращают внимания, могут в результате принести негативные последствия, такие как проблемы в общении со сверстниками, агрессивность, трудности в социальной адаптации, неврозы и комплексы.

Поэтому взрослым важно вовремя обратить внимание на имеющиеся у ребенка страхи, понять, имеют ли они патологический характер, и, в зависимости от этого, самостоятельно постараться помочь ребенку или обратиться за помощью к специалисту.

По вопросам детских страхов можно обратиться к психологу на портале «Я-родитель» в рубрике раздела «Родителям» – «Вопрос психологу».

Консультацию квалифицированных специалистов по всем волнующим вопросам, в том числе и психолога по вопросам детских страхов, детям и родителям можно получить по Единому всероссийскому телефону доверия.

Первым этапом помощи является выявление страха. Это можно вделать в ходе доверительной беседы с ребенком. Можно спрашивать ребенка, боится ли он конкретных вещей. Это становится целесообразным только в том случае, если ребенок уже достиг возраста трех лет.

Родитель может мягко и неторопливо расспрашивать ребенка о страхах, не заостряя внимания на каких-то из них, чтобы не привести к фиксации и внушению. В ходе разговора подбадривайте и хвалите малыша. В случае обнаружения страха реагируйте спокойно и уверенно, ведь ребенок считывает ваше эмоциональное состояние.

Так, если страх ребенка пугает взрослого, ребенок может переживать еще больше. Попросите ребенка описать страх, рассказать на что он похож, что он чувствует, в каких ситуациях к нему приходит чувство страха, и что бы малышу хотелось с ним сделать.

Как правило, дети с радостью соглашаются отправить его на Северный полюс, запереть в высокой башне и т.д.

Еще один действенный метод – сочинить вместе с малышом сказку про страх, которая непременно должна закончиться победой главного героя над страхом.

Нарисовать страх – увлекательное и полезное занятие. В ходе рисования можно проводить беседу, расспрашивать ребенка о его страхе и предлагать ему искать решения.

А по завершении рисования страха, листок с рисунком можно сжечь, объяснив малышу, что таким образом вы сжигаете его страх вместе с рисунком, и больше он его не побеспокоит.

Сожжение необходимо провести в виде некоего ритуала, постоянно подбадривая и хваля малыша за то, какой он смелый, акцентируя внимание на том, как здорово он расправился со страхом.

Отлично работает в борьбе со страхами инсценировка или игра – стоит отметить, что использование этого способа широко используется психологами.

Дети в группе придумывают рассказы на тему своих страхов и с помощью психолога проигрывают сюжеты в группе.

Далее родители могут дома еще раз проиграть ситуацию с ребенком, но только в том случае, если это не вызывает у него негатива.

Важно помнить о том, что страхи присущи всем, и их не стоит бояться. Родителям важно научиться принимать своих детей такими, какие они есть, со всеми их страхами и тревогами.

Ведь если рядом уверенный, надежный и принимающий родитель, преодолеть страх становится для ребенка делом времени.

Все, что требуется от мамы и папы в преодолении детских страхов – быть рядом с ребенком, уметь выслушать его, вовремя выявить страх малыша, и найти правильный способ борьбы с этим страхом: самостоятельно или при помощи специалиста.

Мария Меролаева

Комментирует независимый эксперт портала «Я-родитель» Екатерина Блюхтерова, психолог, специалист по сказкотерапии:

«Мы все чего-то побаиваемся, и наши дети не исключение. Ведь бояться и опасаться – это вполне нормально. Мы все не очень уютно чувствуем себя в темноте, вздрагиваем от резких звуков, держимся подальше от края обрыва.

Но дети часто придумывают дополнительные страхи, и это создает тот самый умеренный стресс, необходимый для психоэмоционального развития и созревания нервной системы. Действительно, период активных страхов приходится на возраст от трех до семи лет. Безусловно, спокойствие и уверенность родителя поможет малышу почувствовать себя в безопасности.

Послушайте автора, откажитесь от запугивания ради воспитания и принуждения к выполнению требований. Есть много других способов договориться ребенком. Ведь для деток родитель – большой, сильный, всемогущий.

И если ТАКОЙ родитель говорит, что придет Бабай и унесет (между строк: а я не смогу ему помешать и защитить тебя), то для ребенка это действительно СТРАШНО.

Важно транслировать деткам, что наш дом – наша крепость, я тебя люблю и буду защищать всегда! Но не позволяйте ребенку манипулировать вами и использовать страхи как предлог, чтобы привлечь к себе побольше внимания.

Всегда принимайте ребенка таким, какой он есть, и принимайте его страхи. Так вам будет легче помочь малышу и изменить его отношение к ситуации. Говорите о страхах ребенка, как о реальности. Тогда от них можно будет избавиться. Или со страхами можно подружиться: обмениваться подарочками со страшилками, которые живут под кроватью, или переписываться с Бабаем и просить приносить яркие сны».

Источник: //www.ya-roditel.ru/detskie-strahi/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.