Роды в литературе. Вера Панова «Спутники»

Женский роман: Вера Панова «Спутники» « Книжная лавка

Роды в литературе. Вера Панова «Спутники»

Для проигрывания записи вебинара, вам понадобится специальный плеер (версия 4.6.10).

Ве́ра Фёдоровна Пано́ва (1905—1973) — русская советская писательница. Лауреат трёх Сталинских премий (1947, 1948, 1950).

Вера Фёдоровна Панова родилась 7 (20) марта 1905 года в Ростове-на-Дону. Когда дочери шёл шестой год, отец её, Фёдор Иванович, утонул в Дону. Семья осталась без средств к существованию. Матери пришлось пойти на службу конторщицей.

В бедности и нужде прошли детские годы писательницы. Она хорошо узнала жизнь городской окраины, трудовой быт простых людей. Впечатления детства были противоречивы.

Рядом с пёстрыми картинами праздничного Ростова Панова с юных лет запомнила будни скудной провинциальной жизни. Она застала ещё, пусть на исходе, старую Россию, Октябрьская революция и гражданская война потрясли весь уклад жизни.

Ростов испытал на себе все превратности бурного времени. Власти в городе несколько раз менялись, и только в начале 1920 года под ударами Первой Конной армии Ростов окончательно стал советским.

В семнадцать лет Панова поступила работать в редакцию ростовской газеты «Трудовой Дон». Журналистика на долгие годы становится её основной и любимой профессией.

Первые шаги Пановой в газете очень напоминали начало журналистской карьеры Севастьянова, описанной позднее в «Сентиментальном романе» (1958), книге во многом автобиографической, построенной на соединении художественного вымысла и реальных фактов собственной жизни.

В 1926—1927 годах Панова вела регулярный отдел фельетона в газете «Советский Юг». Из номера в номер появлялись в газете короткие, остроумные, точно бьющие в цель статьи и заметки, подписанные псевдонимом Вера Вельтман. Преследуя бюрократов, волокитчиков, самодуров, подхалимов, самодовольных мещан, она умела находить характерные, точные штрихи, разом схватывающие натуру.

Панова принимала близкое участие в детских изданиях Ростова — газете «Ленинские внучата», в журналах «Костёр» и «Горн».

Собственно, здесь, на ниве детской литературы, она предприняла первые робкие попытки перейти к беллетристике, к художественной обработке жизненного материала.

Благодаря этому пристальному интересу, живым наблюдениям, копившимся в течение десятилетий, могли возникнуть лучшие страницы её зрелой прозы, посвященной подросткам и детям.

После убийства С. М. Кирова (1 декабря 1934 года) её второй муж, специальный корреспондент газеты «Комсомольская правда» в Ростове Борис Вахтин, был арестован по обвинению в принадлежности к «ленинградской оппозиции», приговорен к 10 годам лагеря и направлен в СЛОН, где и погиб.

В 1937 году Панова навсегда покинула Ростов. Вместе с детьми и матерью она несколько лет жила на Украине в селе Шишаки Полтавской области. Отсюда выезжала в Ленинград и Москву в поисках литературной славы.

Перед войной две её пьесы — «Илья Косогор» (1939) и «В старой Москве» (1940) были отмечены премиями на республиканском и всесоюзном конкурсах драматургов.

Отечественная война застала Панову в городе Пушкине, захваченном в сентябре 1941 года немецкими войсками.

Немцы погнали её вместе с другими жителями в Эстонию, однако ей удалось бежать вместе с дочерью и, преодолев многие сотни километров по захваченной врагом земле, достигнуть зимой 1941 года села Шишаки на Полтавщине, где оставалась её семья — две бабушки с малолетними сыновьями. После освобождения Украины в конце 1943 года Панова переехала на Урал, в Молотов. Здесь она работала в редакции местной газеты и на радио.

Вебинар состоялся 8 августа 2015 г. Ведущая Ирина Дедюхова

«Серёжа» — советский художественный фильм 1960 года, дебютная полнометражная работа режиссёров Георгия Данелия и Игоря Таланкина по одноимённой повести Веры Пановой.

«Поезд милосердия» — советский полнометражный чёрно-белый художественный фильм, поставленный на Ленинградской ордена Ленина киностудии «Ленфильм» в 1964 году режиссёром Искандером Хамраевым. Первая экранизация повести Веры Пановой «Спутники». Премьера фильма в СССР состоялась 22 февраля 1965 года.

«На всю оставшуюся жизнь» — телевизионный художественный фильм 1975 года, вторая экранизация повести Веры Пановой «Спутники».

Этот фильм, выпущенный к 30-летней годовщине Победы, представляет собой ремейк фильма «Поезд милосердия» (1965 год). В нём 4 серии, повествующие о фронтовом санитарном поезде, который называют «поездом милосердия».

Четыре года он безустанно спасает раненых с фронта.

Тонкая режиссёрская работа Петра Фоменко и хорошее воплощение актёрами ярких и точных образов медиков и пациентов воссоздают все страшные ощущения кровавой войны, которая стараниями врачей и медсестёр стала милосердной для солдат.

«Евдокия» — советская мелодрама 1961 года Татьяны Лиозновой по одноимённой повести Веры Пановой.

«Вылет задерживается» — художественный фильм кинорежиссёра Леонида Марягина, снятый в 1974 году по мотивам пьесы Веры Пановой «Сколько лет, сколько зим!». В 1975 году фильм получил приз «Серебряная нимфа» за женскую роль (Татьяна Лаврова) на Международном фестивале телефильмов в Монте-Карло.

Вы можете приобрести запись вебинара, оплатив её в форме ниже

Для проигрывания записи вебинара, вам понадобится специальный плеер (версия 4.6.10).

Источник: //ogurcova-portal.com/zhenskiy-roman-vera-panova-sputniki/

Вера Панова

Роды в литературе. Вера Панова «Спутники»

Вера Панова – обладательница сложной, местами страшной судьбы. Женщина узнала на собственном опыте, что такое сталинские репрессии и потеря любимого человека, а также прошла пешком по чудовищным дорогам Великой Отечественной войны. Возможно, поэтому ростовской писательнице удавалось создавать правдивые, пронзительные произведения, наполненные «живыми», такими настоящими персонажами.

Детство и юность

Родина Веры Пановой – Ростов-на-Дону. Отец принадлежал к гильдии купцов, но в начале 20 века разорился и зарабатывал на хлеб ведением счетов в городском банке.

Когда девочке исполнилось пять лет, глава семейства утонул при невыясненных обстоятельствах, маме пришлось в одиночку тянуть семейство.

Жалование служащей конторы (хотя родительница по образованию учительница музыки) едва хватало, немного спасала ситуацию пенсия, которую платил вдовам банк.

Вера Панова в молодости

Из-за финансовых проблем Вера смогла окончить только 4 класса гимназии, но тяга к знаниям взяла верх – дома девочка самостоятельно постигала школьные науки, читала море книг, а подростком начала сочинять стихи.

В 17 лет Вера Панова влилась в ряды внештатников местных и районных газет. Реакторы с удовольствием печатали фельетоны, очерки и статьи начинающей журналистки, отмечая тонкий юмор и отменную иронию. Будущая писательница скрывалась за псевдонимами В. Старосельская и Вера Вельтман, пожиная первые плоды известности в кругах земляков.

Литература

Пути Пановой пересекались с россыпью писателей. Представительница провинциальной прессы однажды познакомилась с Николаем Погодиным, Александром Фадеевым, театральным критиком Иосифом Юзовским.

На ее родине побывали даже Владимир Маяковский и Сергей Есенин.

Наконец, к середине 30-х годов, когда переехала в Ленинград, Вера Федоровна сама начала пробовать силы в художественной литературе и драматургии.

Писательница Вера Панова

В первых пьесах «Илья Косогор» и «В старой Москве» писательница отразила время перед революцией, в произведениях красноречиво показала мещан, которые и после свержения царской власти продолжали привычную жизнь. «Илья Косогор» принес драматургу первую премию – за победу на конкурсе пьес для колхозного театра, а работу «В старой Москве» столичной публике представил режиссер Юрий Завадский.

Война с немцами застала Веру Панову под Ленинградом, где женщина обитала со старшей дочерью, еще двое детей с ее мамой жили на Украине.

Эвакуироваться писательница не успела, пришлось скитаться по свету, прежде чем попасть к родным в украинское село Шишаки.

Побывала под Псковом, потом в Эстонии, где жила в разрушенной синагоге, затем – длинный путь пешком по оккупированной территории до дома, где ютилась мама с детьми.

Книги Веры Пановой «Сентиментальный роман» и «Времена года»

Украинская деревня тоже оказалась занята немцами, к тому же в 1943 году отступавшие захватчики сожгли дотла дом, оставив семейство в одной одежде.

Тяжелые испытания и мытарства легли в основу пьесы «Метелица» и повести «О моей жизни, книгах и читателях», которая стала последней в творческой биографии женщины.

Но именно перенесенные страдания и знакомство с судьбами людей, встреченных на пути, подарили писательнице новые идеи для книг.

В 1943 году Вера Федоровна с семьей перебралась в Пермь, где начала реализовываться как серьезный автор, параллельно работая в газетах и на радио. Год спустя, в 1944-м, из-под пера женщины выходит блестящая повесть «Евдокия». Историю о судьбе женщины, вырастившей чужих детей, зритель увидел в 1961 году – по этому произведению сняла одноименный фильм Татьяна Лиознова.

Книги Веры Пановой «Сказание об Ольге» и «Спутники»

Здесь же, в Перми, родился самый гениальный, названный лучшим в творчестве роман «Спутники». Вера Федоровна по заданию редакции отправилась в путешествие по стране в образцово-показательном санитарном поезде, чтобы написать брошюру о работе персонала состава.

«Спутники» имеет невероятно яркую и разнообразную галерею характеров, отдельные новеллы соединены в единое целое. Читатель вместе с персонажами проходит прошлые события жизни, мечтает о будущем и переживает настоящий момент. Автор сумела очень правдоподобно показать героев и реалии окружающей действительности.

После того как роман, ставший литературной сенсацией, увидел свет, Панова влилась в ряды Союза писателей, к тому же получила первую Сталинскую премию. Говорят, Иосиф Виссарионович с удовольствием прочитал работу и похвалил. «Спутники» тоже вышли в виде кинопостановки – в 1965 году Искандер Хамраев снял военную драму «Поезд милосердия».

Книги Веры Пановой «Ясный берег» и «Сережа»

Спустя год, в 1947-м, Панова вновь оказалась в эпицентре литературной дискуссии. Вышел роман «Кружилиха» о рабочих уральского завода.

На первый взгляд – обычное производственное произведение, какие в то время появлялись каждый год и не по одному. Однако писательнице удалось сконцентрироваться на нравственных сторонах заводской жизни.

Критики разделились на два фронта, давая противоречивые оценки работе.

Затем литературное наследие Веры Федоровны украсила повесть «Сережа» о буднях мальчика-дошкольника, который обзавелся папой, пусть и не родным. Трогательное произведение заставляет взглянуть на жизнь глазами ребенка, прочувствовать его переживания, счастье и беды.

Кадр из экранизации книги Веры Пановой «Сережа»

Произведение внесли в историю кинематографа Георгий Данелия и Игорь Таланкин. Причем эта работа стала режиссерским дебютом Данелии. Фильм, в котором снялись Сергей Бондарчук, Ирина Скобцева и Боря Бархатов, сорвал Большой приз на кинофестивале, проходившем в Карловых Варах.

«Сережа» открыл цикл художественных работ Веры Пановой, посвященный детям. Вслед писательница подарила читателям, а потом и зрителям повести «Мальчик и девочка», «Валя», «Володя». На первое место автор поставил человеческую душу и вопросы нравственности.

Кадр из экранизации «Вступление» по книгам Веры Пановой «Валя» и «Володя»

Произведения «Валя» и «Володя» объединил в фильме «Вступление» (1963) Игорь Таланкин.

Постановщик собрал на съемочной площадке Нину Ургант, Валерия Носика, Станислава Чекана и других звезд советского экрана. Главные роли отошли Наталии Богуновой и Борису Токареву.

Картина рассказывает о скитаниях детей в военные годы.

За постановку «Мальчик и девочка» взялся в 1966 году Юлий Файт. Режиссер позвал совсем юных Наталию Богунову и Николая Бурляева. Ребята сыграли первую любовь, впрочем, несчастную, повлекшую за собой серьезные взрослые проблемы – герой бросил беременную девушку.

Детские книги Веры Пановой

На закате жизни Вера Федоровна отправилась по волнам истории России. Перо писательницы обращено к событиям, разворачивающимся в эпоху Древней Руси, в период Смутного времени. Панова пишет о княгине Ольге, Иване Грозном и других деятелях, которые собрались под обложкой тома «Лики на заре».

Подача материала необычна. Писательница кропотливо, словно мозаику, сложила картину из отдельных элементов давно ушедших дней, принуждая читателей сравнивать персонажей, проводить аналогию между временами, думать о роли народа в событиях, ответственности властей за судьбу нации.

Портрет Веры Пановой

В последние годы жизни женщина создавала мемуарные произведения. Точку в творческой биографии Веры Пановой поставило автобиографическое эссе «О моей жизни, книгах и читателях», которое увидело свет уже после кончины автора.

Вера Федоровна снискала не только читательскую и зрительскую любовь. Женщину признали на высшем уровне: награждена тремя Сталинскими премиями и орденом Трудового Красного Знамени. Книги советской писательницы переведены на многие языки мира.

Личная жизнь

Вера Панова трижды побывала замужем. Первым супругом стал корреспондент Арсений Старосельский, от которого родилась дочь Наталья.

Второй муж Борис Вахтин тоже относился к журналистской среде, работал в Ростове в газетах «Молот» и «Комсомольская правда». В браке появилось еще двое сыновей, Борис и Юрий.

Вера Панова с внуками

В 1935 году Вере Федоровне пришлось пережить трагедию – супруга арестовали, обвинив в участии в троцкистской организации. Спасаясь от гонений, Панова с детьми и матерью перебралась в Украину.

С Борисом Васильевичем женщина смогла увидеться лишь однажды, когда тот пребывал в ГУЛАГе. Эту встречу писательница на склоне лет отразила в очерке «Свидание», наполненном пронзительной болью. Супругу не удалось снискать оправдания, мужчину расстреляли в 1938 году.

Вера Панова и ее муж Давид Дар
Третьим мужем Веры Федоровны стал Давид Дар, писатель-диссидент. Он пережил жену на семь лет.

Вера Панова отличалась добрым и отзывчивым нравом, что отразилось в творчестве Сергея Довлатова. Писатель славился острым и ироничным пером, не щадящим никого. В его прозе нашлось место и для Веры Федоровны, которая жила по соседству. Женщина – единственная положительная героиня в произведениях Довлатова.

Смерть

В 1967 году Вера Панова сильно переутомилась, участвуя в IV съезде советских писателей. Свою роль сыграла и жара – на дворе стояло лето. Веру Федоровну сразил серьезный инсульт, после которого она так и не сумела полностью восстановиться, однако продолжала много работать.

Могила Веры Пановой

Писательница умерла в начале весны 1973 года. Покоится под Санкт-Петербургом, в местечке Комарово.

Библиография

Романы

  • 1944 — «Евдокия (Семья Пирожковых)»
  • 1946 — «Спутники»
  • 1947 — «Кружилиха (Люди добрые)»
  • 1953 — «Времена года. Из летописей города Энска»
  • 1958 — «Сентиментальный роман»

Повести

  • 1955 — «Сережа»
  • 1964 — «Рабочий поселок»
  • 1964 — «Рано утром»

Рассказы

  • 1959 — «Валя»
  • 1959 — «Володя»
  • 1962 — «Мальчик и девочка».
  • 1965 — «Сестры»
  • 1973 — «Сергей Иванович и Таня»

Эссе

  • 1966 — «Лики на заре. Исторические повести»
  • 1952 — «Заметки прозаика»
  • 1971 — «Из запасников памяти»
  • 1973 — «Мое и только мое. О моей жизни, книгах и читателях»

Артем Позняк

Актер театра и кино, телеведущий, педагог

Источник: //24smi.org/celebrity/42936-vera-panova.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.