Роды в живописи

Принципы деления искусства на роды и виды -Литературоведение и теория литературы

Роды в живописи

Искусство (от церк.-слав. искусьство (лат. eхperimentum — опыт, проба); ст.-слав.

 искоусъ — опыт, реже истязание, пытка) — образное осмысление действительности; процесс или итог выражения внутреннего или внешнего (по отношению к творцу) мира в художественном образе; творчество, направленное таким образом, что оно отражает интересующее не только самого автора, но и других людей.

Искусство (наряду с наукой) — один из способов познания, как в естественнонаучной, так и в религиозной картине восприятия мира.

Понятие искусства крайне широко — оно может проявляться как чрезвычайно развитое мастерство в какой-то определённой области.

Долгое время искусством считался вид культурной деятельности, удовлетворяющий любовь человека к прекрасному.

Вместе с эволюцией социальных эстетических норм и оценок искусством получила право называться любая деятельность, направленная на создание эстетически-выразительных форм.

В масштабах всего общества, искусство — особый способ познания и отражения действительности, одна из форм художественной деятельности общественного сознания и часть духовной культуры как человека, так и всегочеловечества, многообразный результат творческой деятельности всех поколений. В науке искусством называют как собственно творческую художественную деятельность, так и её результат — художественное произведение.

Деление искусства на роды, виды и жанры

Виды искусства – различные исторически определенные системы художественных выразительных средств, отличающиеся способами создания произведений искусства, своеобразием художественной образности и языка выражения и понимания художественно­эстетического смысла.

Многообразие видов искусства определяется многообразием аспектов действительности, отображаемых с помощью различных средств художественной выразительности, наличием различных материалов, техник и технологий создания художественных произведений, служащих основой формирования языков искусства, различными способами обретения и передачи эстетического смысла и развившимися на их основе различными способами художественного мышления.

За конкретными видами искусства стоят типы художественной выразительности, систематизация которых составляет особую проблему в искусствознании и эстетике. Один из первых способов такой систематизации предложен Г. Э. Лессингом (18 в.) и основывается на дифференциации способов развертывания художественного содержания. 

Виды искусства:

  • пространственные (архитектура, скульптура, живопись, графика);
  • временные (музыка, поэзия);
  • пространственно-временные (танец, театр).

Наиболее распространенная систематизация видов искусства основывается на сопоставлении способов создания художественного образа. Основные виды искусства объединяются здесь с помощью следующих категорий:

  • изобразительные (скульптура, живопись, графика);
  • выразительные (музыка, архитектура, танец);
  • изобразительно-­выразительные (литература, словесное творчество);
  • синтетические виды искусства (театр, кинематограф и др.) – такие виды, где в одном произведении объединяются выразительные средства и возможности разных видов искусства (художественный синтез).

Особое место в этой систематизации играют искусства, образующиеся на грани собственно художественной деятельности и внеэстетической, утилитарной практики, где большую роль, тем не менее, играет применение художественно-эстетических мотивов и элементов. Это так называемые прикладные искусства – декоративно-прикладные виды и дизайн.

Декор это украшение – система дополнительных выразительных элементов при создании органично-синтетических художественных образов в архитектуре, чаще всего орнаментально-изобразительного типа (например, капители колонн и др.), одежде, мебели, интерьере.

Иногда декор как часть архитектурных форм непросто отличить от особого декоративного рельефа и декоративной скульптуры, дополняющей здания, входящей в состав композиций, и архитектурно-парковых ансамблей.

Декоративно-прикладное искусство как вид народного и профессионального творчества имеет фундаментальное сходство с дизайном.

Иногда в качестве отдельной группы выделяются сценические и зрелищные виды искусства, традиционной исторической основой которых выступал театр.

Наиболее удачной, с точки зрения эстетической теории, представляется типология видов искусства как систем художественного мышления, в каждой из которых первичной основой для создания многослойного эстетического содержания выступают разные уровни образования смысла в художественном сообщении.

В музыке это слой непосредственной ощутимой данности, на основе которого выстраиваются, как опосредованные и вторичные, все другие слои, – это слой простого чувственного факта – звучания, интонирования.

Именно он здесь непосредственно понятен, ведь звук – это вибрация, непосредественно апеллирующая к человеческой эмоциональности, находящая, как правило, непосредственный активный отклик.

Но на основе этой первичной, непосредственно-элементной понятности могут – весьма опосредованно – моделироваться и образные ассоциации, и настроение и характер (героя), и коммуникативная интенция автора.

В изобразительных искусствах такой первичной основой непосредственной данности- понятности выступает слой целостного художественного образа – в традиционном искусстве жизненно узнаваемого, а в экспериментально-авангардистском – сконструированного, – подобного такому типу цельного образа, который традиционно присущ формам архитектуры.

Требуется усилие внимания, воспитание вкуса и даже художественное образование, чтобы выявить в подоснове этого простого целостно узнаваемого образа относительно автономную выразительность цвета и линий – выразительность чувственного факта.

Требуется конструктивное прочтение, чтобы выявить смоделированное на основе образной очевидности фабульное содержание (жизнь героя) и авторский замысел.

Для словесного творчества, берущего свои истоки в архаическом мифе и нашедшем свое классическое воплощение в художественной литературе, базовый слой первичной очевидности связан с прямым, непосредственным выявлением личности героя, представляемой прежде всего его именем. Ведь феноменология имени – основа словесного мышления.

Все прочие слои художественного сообщения здесь выстраиваются опосредованно, через сеть метафор и метонимий, образующих взаимоотсылающую систему элементов и связей словесного языка. Соотношения слов играют образными контекстами и звуковыми ассоциациями – но ведь это вторично для логики слова как таковой.

Через соотношения слов за слоем образов и событий, за движением чувств и событий угадывается коммуникативная интенция автора.

Для такого вида искусства, как театр, первичной и специфической основой выступает перевоплощение актера; именно здесь наиболее непосредственно представлен сам автор художественного сообщения – в элементарной простоте этой логики он же актер, перевоплощающийся в своего героя.

Личность автора – это тот глубинный смысловой уровень, который в других видах искусства открывается только как итог всего сложно организованного сообщения; но именно он прямо и непосредственно перед нами в театре.

Именно актер – это не только исполнитель и интерпретатор, но и автор игры – субъект самого перевоплощения – незаменимый соавтор автора текста пьесы, непосредственно и очевидно предстающий перед зрителем, и только через систему опосредующих условностей и действий передающий чувственно-ассоциативную ауру, образный строй сообщения и характер действий своего героя, вплетающихся в коллизию пьесы, смысловой основой которой является судьба героя. (В античном театре, как и в театре времен Шекспира, как и, тем более, в народном бродячем театре, автор пьесы сам участвовал в спектакле в качестве актера).

Система видов искусства построена в данном типе систематизации на основе единства художественного мышления как смыслообразующей суперсистемы. Фактор такого единства объясняет тогда и феномен художественного синтеза, где средства выразительности представлены как взаимодополнительные.

Принято деление на виды в свою очередь и внутри каждого вида искусства. Как правило, при этом основой систематизации является техника создания произведения искусства. Например:

Рельеф – вид скульптуры, где объемное изображение создается в виде выступающих над поверхностью плоскости и углубленных в нее форм. Подразделяется на барельеф – низкий рельеф, где объемность форм передается условно минимализованно.

В некоторых случаях эта форма изображения близка к графике (древнеегипетский рельеф), поскольку основной способ создания объемного изображения здесь – прорезание основных линий и контуров фигур при незначительных намеках на объемность форм.

Часто применяется в мелко пластике (медали, камеи, декоративные предметы, в том числе выполненные в технике чеканки). Горельеф – высокий рельеф, где переданные в верных объемных соотношениях фигуры выступают более чем на треть над поверхностью.

Часто горельеф в отдельных деталях изображения переходит к полнообъемным формам. (рельефы Месопотамии, Ассирии, Древней Греции, Индии, Рима и др.)

Гравюра – вид графики, где изображение является печатным оттиском рельефно выполненного рисунка, общее понятие для техник станковой графики (эстампа), среди которых ксилография, линогравюра, офорт, литография и др., и самих произведений- оттисков. Возникла на рубеже 14-15 вв. и послужила техническим прообразом книгопечатания. Различные техники эстампа постепенно появлялись позже.

Майолика – вид керамики, изделия из цветной глины, покрытой глазурью. В эпоху Возрождения известны рельефные композиции из майолики, авторство которых принадлежит знаменитому семейству мастеров делла Роббиа.

Коллаж (от фр. Collage – наклеивание – прием и техника в изобразительных и декоративных искусствах, позволяющая комбинировать разные материалы и даже цельные объекты в композиции произведения.

Монументальное изобразительное искусство – произведения живописи и скульптуры, связанные с произведениями архитектуры или с условиями места, где размещаются; отличаются масштабностью форм, обобщенными чертами изображений, порой абстрактным символическим характером (мемориальные монументы).

В настенной монументальной живописи в древности применялся прием росписи по сухой штукатурке (аль-секко), а затем – с позднего Средневековья – по сырой штукатурке (аль-фреско), давший название всему виду живописи – фреска.

Произведение живописи или рельефа, созданное отдельно, но предназначенное заполнить большой участок стены носит название панно.

Жанры в искусстве

Жанры – вариант подвидового деления, по-разному осуществляемый в различных видах искусства (genre – по-французски род).

  • В изобразительных искусствах понятие жанра означает обобщенное выражение устойчивых тем искусства: портрет, пейзаж, натюрморт, историческая картина, бытовой жанр, анималистика и др.
  • В музыкальном искусстве понятие жанр связывается с фактором предназначения, принадлежности данной музыки, а так же с категориями музыкальных форм. Основные жанровые сферы здесь – танцевальная музыка, вокально-хоровая музыка, культовая музыка, театральная музыка, симфоническая музыка, эстрадная музыка, музыкальный фольклор – с множеством подразделяемых в них конкретных жанров.
  • В словесном творчестве жанр определяется через способ передачи содержания, порой через масштаб произведения и его формальную организацию. Жанр здесь тесно связан с основными родами художественного творчества.
  • В устном словесном творчестве это эпос (в частности, сказка, былина и т.п.), загадка, поговорка и др.
  • В литературе – поэма, стихотворение, рассказ, повесть, роман, эссе, включающие более мелкое жанровое деление.
  • В зрелищных искусствах выделяются сценические жанры – драма, подразделяемая на трагедию, комедию, фарс, мелодраму, кинематографические жанры, часто выделяемые по принципу тематики, отчасти по принципу эстетической цели – комедия, фантастика, детектив, триллер, исторический жанр и др.
  • В архитектуре основная жанровая принадлежность определяется назначением зданий (дворцовая архитектура, культовая архитектура, гражданская архитектура и др.).

Род в искусстве

Род в искусстве – понятие, выражающее способ подачи автором смыслового содержания в художественном произведении, определяющий предметные сферы искусства, характер создания и понимания художественных сообщений. Основные роды творчества в искусстве – эпос, лирика и драма.

Приоритетные предметные сферы различных родов творчества таковы: для эпического это объективное бытие, описываемое автором как бы при взгляде со стороны, для лирического – внутренний мир субъекта, его переживания, выражаемые непосредственно от лица автора, для драматического – это взаимодействие субъектов в деятельности и борьбе.

Данные роды художественного творчества прослеживаются почти во всех видах искусства, хотя и имеют в каждом из них свою специфику. Роды творчества ведут свое происхождение из разных видов искусства: лирика – из музыки, пения, драма – из сферы театра, эпос – из словесного творчества.

Большую роль в спецификации родов творчества играет формальное соотношение автора и героя произведения: в эпосе они разведены – автор остается вне повествования о герое; в лирике сам автор выступает как герой, как бы – часто условно – заменяя его собою; в драме автор, напротив, действует не прямо, а через героя, перевоплощается в него, говорит от его имени. При этом наличие взаимодействия между героями – не единственный признак драмы: акт перевоплощения автора-актера в героя уже создает характерный эстетическое напряжение драматического рода – передачу коллизий судьбы героя при выраженном авторским сочувствии или с при ироничной отстраненности.

05.03.2016, 4022 просмотра.

Источник: https://myfilology.ru/137/printsipy-deleniia-iskusstva-na-rody-i-vidy/

15 фотографий, которые показывают всю красоту родов

Роды в живописи

Уже пять лет фотограф и мама Лейлани Роджерс делает потрясающие снимки процесса родов во всем их многообразии — дома, в больнице, кесарево, водные, — самые разные роды, которые только можно вообразить.

«Многие считают роды очень частным, интимным делом, — поделилась Роджерс с The Huffington Post. — Но это еще и удивительное событие, о котором мы должны рассказывать нашим детям и которое стоит праздновать. Мне кажется, в моих фотографиях есть нечто познавательное, ведь обычно роды — это тайна за семью печатями».

Недавно Роджерс опубликовала сборник самых ярких фотографий из своего архива. Хотя эти фотографии показывают молодых мам как сильных женщин и порой помогают исцелить их от воспоминаний о периоде особой слабости и уязвимости, эти образы также провоцируют обсуждение часто табуированной темы.

«Я искренно надеюсь, что эти фотографии показывают роды как что-то нормальное, а не «жуткое», — говорит фотограф. — В мире есть люди, которые даже не станут обсуждать роды, не то что смотреть на фотографии. Но я не могу понять, как можно отрицать то, что эти фотографии показывают чудо».

«Неважно, рожали ли вы дома, в родильном центре, в больнице, вагинально или кесаревым. Роды это роды! — продолжает Роджерс. — Мы все приносим детей в мир тяжелым трудом. И мы все любим их всеми фибрами души! И что самое главное, в конце концов, у нас всех есть этот божественный титул — матери».

«В рубашке»

«Этот ребенок родился полностью в амниотической сумке — «в рубашке».

Дочь помогает матери в родах

«Семилетняя дочка этой мамы хотела участвовать в родах, так что она запрыгнула в родильную ванну прямо к матери! Она так спокойно и мило вошла в комнату, где рожала ее мать, и так искренно хотела помочь. Потом ее мать сказала мне, каким утешением для нее было присутствие дочери рядом и какое восхищение у нее вызвала забота дочери».

Кесарево

«Я считаю, что такие роды ничуть не менее прекрасны и удивительны, чем вагинальные роды».

Шестипалый

«Это редкий случай — ребенок родился с шестью пальцами! Настоящий сюрприз для его мамы и родильной бригады, но случай особенный. В шестом пальце не было кости, но зато был ноготь! Интригующее дело, мягко скажем».

Роды в воде

«Здесь ребенок только что родился прямо в объятия матери в воде. Она вне себя от счастья».

«Первая встреча матери и ребенка. Счастье, облегчение и утомление просто-таки написаны на ее лице».

Пуповина

«Это особая привилегия — приблизиться к плацентам и пуповинам. Удивительные штуки, и служат удивительной цели».

Новорожденный

«Это моя племянница, когда ей было всего несколько минут от роду. Ее рождение было таким спокойным. Казалось, что она только что шагнула к нам с небес. Она пришла в этот мир тихо и мирно, и даже не сразу раскрыла свои огромные прекрасные глаза, чтобы взглянуть на окружающих».

Цветочная ванна

«Травяные ванны — это мой любимый сюжет для фото. Мало какая мать о них знает. Травяные ванны применяются в самое разное время, от нескольких часов после родов до одного-двух дней позже, чтобы помочь заживить раны. Они так чудесно пахнут (обычно используют травы вроде ромашки и лаванды) и укрепляют связь между матерью и ребенком».

Роды в больнице

«Я часто фотографирую роды дома или в родильных центрах. Кто-то может сказать, что они более фотогеничные. Я не согласна. Вот, например, этот момент — просто завораживающий. Ребенка переносят из утробы к матери. Я восхищена тем, как мама протягивает руки к ребенку, с нетерпением ожидая, когда его, наконец, положат в ее объятия».

Роды в ванне

«Я видела много родов в воде. Но специальные ванночки нужно еще надуть и наполнить, и иногда роды протекают слишком быстро, чтобы на это хватило времени. В данном случае мама очень хотела в воду, так что родила прямо в своей ванне. А я фотографировала это из душевой кабинки, сквозь стекло!»

Мир

«Еще один чудесный момент из больницы. Я уже вернулась домой и начала редактировать фото, когда заметила, что ручка малышки сложена в жесте мира».

Молитва отца

«Эта фотография была дико популярна на Pinterest, и я думаю, это потому, что мы так редко видим пап на фотографиях родов. Здесь муж трогательно молится за свою жену во время ее родов».

Плацента

«Я включила эту фотографию в архив, потому что большинство мам понятия не имеют, как она выглядит. Это меня изумляет. Такие вещи должны нас интересовать, ведь этот удивительный орган доставляет питательные вещества, убирает отходы, сражается против внутренних инфекций и производит достаточно гормонов на всю беременность. Круто же!»

Первое кормление

«Помощь в грудном вскармливании — это особенно важно для меня. Поэтому я основала Проект общественного осознания важности грудного вскармливания. Но успех грудного вскармливания начинается здесь — при рождении ребенка.

Некоторым мамам не удается получить терпеливые объяснения и соответствующее обучение, которые необходимы, чтобы успешно кормить грудью.

На этой фотографии мне ужасно нравится вид рук опытной акушерки, касающихся молодой матери и кожи новорожденного».

 huffingtonpost.com. Перевод выполнен Екатериной Лаврентьевой специально для Матрон.Ру.

детиженщинаматеринство

При републикации материалов сайта «Матроны.ру» прямая активная ссылка на исходный текст материала обязательна.

… у нас есть небольшая просьба. Портал «Матроны» активно развивается, наша аудитория растет, но нам не хватает средств для работы редакции.

Многие темы, которые нам хотелось бы поднять и которые интересны вам, нашим читателям, остаются неосвещенными из-за финансовых ограничений.

В отличие от многих СМИ, мы сознательно не делаем платную подписку, потому что хотим, чтобы наши материалы были доступны всем желающим.

Но. Матроны — это ежедневные статьи, колонки и интервью, переводы лучших англоязычных статей о семье и воспитании, это редакторы, хостинг и серверы. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц — это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета — немного. Для Матрон — много.

Если каждый, кто читает Матроны, поддержит нас 50 рублями в месяц, то сделает огромный вклад в возможность развития издания и появления новых актуальных и интересных материалов о жизни женщины в современном мире, семье, воспитании детей, творческой самореализации и духовных смыслах.

Источник: https://www.matrony.ru/15-fotografiy-kotoryie-pokazyivayut-vsyu-krasotu-rodov/

Хусепе Рибера

Роды в живописи
Хосе де (Хусепе) Рибера. Магдалена Вентура с мужем и сыном. 1631 г. Госпиталь Табера в Толедо, Испания.

Впервые картину с бородатой женщиной Риберы я увидела в сериале “Молодой Папа”. Герои фильма время от времени останавливаются у этого полотна. Молча ее разглядывают. Но особо не удивляются. Видимо потому что знают ее историю.

Если же вы видите ее впервые, удивление вы однозначно испытаете. Ещё бы. Мы видим то ли мужчину с грудью. То ли женщину с бородой.

Всматриваясь, понимаешь, что это все-таки женщина. Ведь на ней женское платье. Да и грудь весьма красноречива.

Так что это? Какая-то аллегория художника? Или все-таки портрет реальных людей?

История Магдалены Вентура

Магдалена Вентура когда-то вышла замуж. Ее муж – рядом с ней на картине. Родила троих сыновей. Однако в 37 лет случился гормональный сбой. Возможно, вызванный ранней менопаузой.

На лице и теле появились волосы. К 50 годам появились характерные для мужчин залысины.

Как-то на улице родного города Абруццо ее увидел придворный неаполитанского герцога. И практически вынудил супругов (возможно, за плату) отправиться к герцогу. Тот обожал всякие природные аномалии. Поэтому женщину с бородой оценил. Поселил супругов у себя на вилле. И заказал их портрет Рибере.

Рибера писал картину три года. Скорее всего, именно так Магдалена и ее муж выглядели. Однако грудь вряд ли реалистична. Такой она изображена художником для пущей эффектности. Уж слишком она высоко расположена. Да и чересчур округлая. Что вряд ли возможно у трижды рожавшей женщины 52 лет.

На руках женщина держит младенца. Вряд ли это ее ребёнок. Скорее всего, своих сыновей она родила до гормонального сбоя в 37 лет. А дитя у груди – лишь возможность сделать аномалию более наглядной.

Обратите внимание на лица позирующих. Они растеряны и даже печальны… Можно предположить, что у герцога они чувствовали себя неуютно. Кому же понравится несколько лет провести вне дома. Причём в качестве объекта для насмешек.

Мода на аномалии

Так зачем герцогу понадобилась подобная картина? Дело в том, что в 17 веке была мода на всякого рода аномалии. Картину повесили во дворце герцога. Где ее могли лицезреть многочисленные гости. Вот такое своеобразное увеселение.

Темой природных аномалий интересовались и другие художники. Так, Диего Веласкес создал целую галерею карликов, которые работали шутами при дворе короля.

Диего Веласкес. Дон Себастьян де Морра. 1645 г. Музей Прадо, Мадрид. Wikiart.org

Да что далеко ходить. Даже на самой знаменитой картине Веласкеса “Менины” мы видим карлицу. Рядом с принцессой. Чтобы ещё больше подчеркнуть ее красоту и высочайшее происхождение.

Диего Веласкес. Менины. 1656 г. Музей Прадо, Мадрид

Любопытные детали картины

Ещё вы наверняка обратили внимание на большой камень рядом с героями картины. На нем по-латыни написано о том, кто изображён. Как удивительно, что у женщины такая борода. Кто художник и кто заказчик.

Также на камне лежит веретено. Так подчёркивается, что перед нами все-таки женщина. Которая по-прежнему занимается женскими делами.

Рибера был последователем Караваджо. Поэтому его картина с бородатой женщиной выполнена в технике тенебросо. Когда персонажи освящены неярким светом. А вокруг темнота. Фигуры лепятся из света и тени. Что придает им больше объёма и выразительности.

Почему “Бородатая женщина” Риберы мелькает в сериале “Молодой Папа”?

Если вы смотрели сериал “Молодой Папа”, то наверняка задумывались, зачем там показывают эту картину?

Может быть, дело в позиции Пия XIII по отношению к гомосексуалистам?

Сначала Папа ужесточает критерии для приёма в священники. Чтобы ими становились только мужчины с традиционной ориентацией. Но однажды он узнает, что кардинал Гутьеррес, его друг и личный помощник, является гомосексуалистом.

Магдалена Вентура сначала может вызвать отторжение. Но потом смотришь в её глаза. И понимаешь, что эта женщина несчастна. В своём своеобразии она не виновата. Поэтому нет повода испытывать к ней неприязнь.

Хосе де (Хусепе) Рибера. Магдалена Вентура с мужем и сыном (фрагмент). 1631 г. Госпиталь Табера в Толедо, Испания. Wtfarthistory.com

О других картинах сериала читайте в статье  “Молодой Папа. 10 картин сериала расшифрованы”.

Для тех, кто не хочет пропустить самое интересное о художниках и картинах. Оставьте свой e-mail (в форме под текстом), и Вы первыми будете узнавать о новых статьях в моем блоге.

Оксана Копенкина

Источник: https://arts-dnevnik.ru/ribera-borodataya-zhenschina/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.