Сценарий вертепного представления – 4

Содержание

Рождественский вертеп. Как Спаситель мира родился в кормушке для скота

Сценарий вертепного представления - 4

Скачать эту статью

У каждого праздника, независимо от того, церковный он или нет, есть своя неповторимая традиция празднования, которая относится только к этому празднику. Например, на Новый год, люди наряжают елку. По сути нет другого праздника, на котором бы наряжали елку. Поэтому елка относится только к традиции празднования Нового года.

Также на Пасху мы красим яйца, эта традиция относится только к Пасхе. У каждого праздника есть своя изюминка. Такая изюминка есть и у праздника Рождества Христова.

Рождество Христово — это прекрасное и удивительное время, сердце наполняется ожиданием чуда. Существует прекрасная старинная традиция — ставить рождественский вертеп. Маленькие детишки любят рассказывать стишки, а более взрослые ребята — показывают различные сценки, поют песни.

Так выглядит рождественский вертеп. Вертеп — это слово древнегреческое, означает оно «пещеру»

Иисус Христос — Сын Божий, родился в вертепе, где остановились на ночлег Богородица и Иосиф

Что же такое вертеп? Вертеп — это слово древнегреческое, означает оно «пещеру». По Священному Писанию, Иисус Христос — Сын Божий, родился именно в вертепе, где остановились на ночлег Пресвятая Богородица и праведный Иосиф.

О рождении Спасителя повествуют евангелисты Лука и Матвей. Все  жили с надеждой, что придет Мессия, который сможет исправить последствия греха Адама, а также примет все человечество и спасет от погибели. Во всех книгах Ветхого Завета было указано, что все это исполнится.

То время под властью Иудеи был весь Рим. Император Августин решил объявить всемирную перепись.

Обручник Девы Марии — Иосиф и Пресвятая Богородица была потомками Царя Давида, они пошли в Вифлеем, но все гостиницы были переполнены. Так как Дева Мария ожидала скорого рождения Иисуса Христа, они были просто вынуждены остановиться на ночлег за городом, в обычной пещере.

Так как Дева Мария ожидала скорого рождения Иисуса Христа, они были просто вынуждены с праведным Иосифом остановиться на ночлег за городом, в обычной пещере
Спаситель, рождение которого ждал весь мир, родился в пещере.

Пресвятая Богородица спеленала Его и положила в ясли — кормушку для скота. Весь мир спал, и  только Ангел, который явился пастухам, сообщил о том, что родился в мир Спаситель. Это запечатлено на многих иконах, картинах.

Ангел Господень посетил пастухов и сообщил им о рождении Иисуса

Первыми поклониться Христу в пещеру — пришли пастухи

Поэтому первыми поклониться пришли простые пастухи. За ними пришли простые мудрецы — волхвы.

Об этом событии узнали и персидские язычники, они увидели в небе яркую звезду, и поняли, что пророчество о Христе сбылось. Они пришли в Иерусалим и стали спрашивать, где же родившийся Царь Иудейский.

Известие это дошло и до царя Ирода, он сильно боялся лишиться своей власти. За это он даже убил своих детей и жену, потому стал подозревать их в заговоре. Ирод собрал книжников, которые знали Священное Писание и стал просить их искать то место, где родился Христос.

О рождении Христа узнали и персидские язычники, они увидели в небе яркую звезду, и поняли, что пророчество сбылось

Ирод послал волхвов в Вифлеем, чтобы они нашли младенца, чтобы ему поклониться. Но на самом деле, Ирод желал убить младенца. Волхвы нашли Спасителя и принесли ему свои дары: золото, ладан и смирну.

Это были не просто простые подарки, а символы, где золото — означало царское достоинство ребенка, ладан — употребляли для богослужений, смирна — символизировала будущее погребение Младенца.

Картина Рубенса «Поклонение волхвов». Волхвы пришли к иисусу с дарами

Но волхвы не вернулись обратно, потому что им явился Ангел и сказал о злом замысле царя Ирода. Ирод, не дождавшись волхвов, приказал убить всех младенцев до двухлетнего возраста в Вифлееме и во всех его окрестностях.

Ангел заранее предупредил Иосифа о том, что готовиться убийство всех младенцев. Иосиф увел Деву Марию в Египет, вскоре Ирод умер, а святое семейство отправилось в Назарет, где и прошло детство Иисуса Христа.

В честь праздника рождества христова, люди стали ставить модель вифлеемовской пещеры с куколками

Именно в честь праздника Рождества Христова, люди стали ставят модель Вифлеемовской пещеры с куколками, изображая живой вертеп, где был рожден Спаситель. Кто-то покупает в магазине, на рынках, а кто-то делает его сам, своими руками. В России вертепы были особо популярны до революции.

Многие покупали рождественские вертепы на ярмарках, а многие предпочитали делать его своими руками вместе с детьми

Возрождение началось вновь в 1980 годы. Рождественским вертепом можно назвать и рождественским театром кукол. Его часто сравнивают с рождественской домашней литургией для маленьких детей, а именно воспоминание о рождении Спасителя, проведенное через таких куколок.

В честь праздника рождества христова, люди стали ставить модель вифлеемовской пещеры с куколками, изображая живой вертеп, где был рожден Спаситель

Самый первый рождественский вертеп сделал Франциск Ассизский в 1223 году. Он сделал небольшую пещеру, в которой рассадил животных и людей. Так он показывал вертепное представление для всех верующих.

Именно с этого самого момента, традиция таких представлений стала ежегодной. Фигурки стали делаться из дерева.

Вначале вертепы стали выставлять только в церкви после богослужения  в честь рождения Спасителя, а затем вертепы выносили на улицу и стали демонстрировать их за пределами храмов. Знатные жители стали соревноваться друг с другом, у кого вертеп лучше и искуснее сделан.

Рождественский вертеп около храма специально подсвечивался, чтобы поздней ночью его тоже можно было видеть прохожим

В 18 веке, в Италии богатые люди заказывали у портных специальные костюмы и в них разыгрывали рождественские сценки. Иногда на такие мероприятия, приглашали живых животных.

В некоторых странах, были распространены целые «Рождественские деревни». Здесь были задействованы несколько сотен актеров, которые все занимались своими бытовыми делами и ремеслами.

Временами они показывали сцену из рождения Иисуса Христа и приход волхвов к Нему. Зрители могли свободно ходить и перемещаться по всей деревне. Они могли спокойно видеть все, что происходило.

Персонажи рождественского вертепа — Дева Мария, младенец Иисус Христос, Иосиф, ангелы, пастухи и животные

Персонажи на представления с рождественским вертепом были одни и те же — Дева Мария, младенец Иисус Христос, Иосиф, а также могли быть ангелы, пастухи, животные.

Существует 3 вида вертепов:

  • механический — это такой вертеп, в котором отдельные фигуры анимированы с помощью скрытого для всех механизма;
  • вертепный театр — это рождественское представление кукольного театра, бывает с участием реальный людей. Такой вид был распространен на территории Польши, Белоруссии;
  • живой — это когда роль персонажей из вертепа исполняют только живые люди.

Как же выглядел рождественский вертеп? Самый первый вертеп был сделан из дерева известным скульптором Арнольдом ди Камбьо. Некоторые из его фигурок сохранились и до наших дней.

Многие вертепы изготавливались специально для церквей, но затем со временем стали делаться и для домов богатых граждан. Известно, что сам король Карл третий Бурбон своими руками вырезал вертепные фигурки из дерева. А затем дамы украшали и наряжали эти фигурки.

Рождественский вертеп, сделанный из дерева

Затем вертепы делались из глины. Ее сначала обжигали, а затем отдавали художникам для росписи. Были и специальные портные, которые шили одежду для фигурок на рождественский вертеп. Они украшали одежды драгоценными камнями из золота, серебра и камней.

В настоящее время вертеп выглядел простым деревянным ящиком с небольшими прорезями. Внешне он похож на маленький домик с двумя этажами. На верхнем ярусе была сама пещера. В ней размещали маленькие рождественские ясли, в которых лежит Иисус, рядом с ними фигурки Девы Марии и Иосифа.

На крышу домика обычно вырезали рождественскую Вифлеемскую звезду, которая возвещали всем о рождении Спасителя мира. Ярусы делили на 2 пространства, то есть верхнее означало небесное пространство, а нижние — земное. На нижнем ярусе и происходило обычно представление.

Вертеп выглядел простым деревянным ящиком с небольшими прорезями. Внешне он был похож на маленький домик с двумя этажами.

На верхнем ярусе была сама пещера

Также можно увидеть вертепы из разных материалов, таких как, гипс, папье-маше, бумага, текстиль и многие другие. Стоит обратить внимание и на размеры фигурок в вертепе.

Есть фигурки, которые поместились бы в яичную скорлупу, а есть фигурки, которые выполнены в обычный человеческий рост и даже более того.

Самый маленький вертеп — размером с булавочную головку сделал Альдо Карило из Неаполя. А самый большой вертеп попал даже в Книгу Рекордов Гиннеса, находится сейчас в Колумбии. Его площадь равна — 18000 квадратных метров.

Можно найти схемы, картинки, фотографии как самому сделать рождественский вертеп. На сайте «Страна Мастеров» — можно увидеть детальное создание Рождественского вертепа.

Иногда вместе фигурок на верхний ярус рождественского вертепа ставили икону праздника Рождества Христова. Вертеп был, есть и будет самой  любимой святочной забавой всех людей, он нравился самым разным зрителям независимо от их возраста.

Представление рождественского вертепа — было показано по специальному сценарию

Представление перед зрителями было показано по специальному сценарию. На данном видео можно увидеть одно из представлений рождественского вертепа:

Представление показано для взрослых и детей. Как мы видим, в данном представлении участвуют не только маленькие дети, но и взрослые актеры. Актеры поют рождественские колядки, а также показывают с помощью фигурок как происходили события на Рождество Христово.

Еще одно представление можно увидеть на данном видео:

В данном представлении мы видим, как участвуют только школьники. Это представление осуществляется с помощью актеров и фигурок.

Источник: https://hranitel.club/1267-rozhdestvenskij-vertep

Официальный сайт Центра семьи и молодежи – Традиции и история рождественского вертепа

Сценарий вертепного представления - 4

04.01.2014

Рождественская елка в Вифлееме. Фото lori.ru

Есть прекрасная старинная традиция – под Рождество ставить в доме вертеп. Это модель Вифлеемской пещеры с куколками внутри. Кто-то покупает его в магазине или на ярмарке, кто-то предпочитает мастерить сам.

В Европе эта традиция никогда не прерывалась, ей уже много веков.
В России вертепы был популярны до революции. Но с 1917 года началась антирелигиозная пропаганда и первыми под удар попали традиции и обряды, связанные именно с Рождеством.

Увы, многие из них были забыты на многие годы.

Возрождение вертепа приходится на 1980-е годы. Идеологический прессинг ослабел, и у фольклористов появилась возможность открыто заняться изучением традиционной народной и религиозной культуры. Вертепы бывают разные.

В тех, что устанавливают дома, чаще всего можно увидеть фигуры Младенца Христа, Богородицы, Иосифа, ангелов, пастухов, волхвов и животных. В храмах мастерят вертепы из еловых веток – своеобразный шатер. Его устанавливают над праздничной иконой Рождества, и все, кто подходит поклониться иконе, оказываются таким образом внутри рождественской пещеры.

А в самых холодных регионах, например, в Якутии, на городских площадях и у церквей можно увидеть очень красивые вертепы изо льда.

Вертеп в переводе со старославянского — пещера. Как правило, так называют ту единственную пещеру, в которой родился Христос. Пещера Рождества, или Святой Вертеп, находится под амвоном храма Рождества Христова в Вифлееме. Место рождения Спасителя отмечено на полу серебряной звездой и надписью на латыни: «Здесь родился Иисус Христос от Девы Марии».

В полукруглой нише над звездой теплятся шестнадцать лампад. А чуть поодаль находится Придел яслей — место, куда Дева Мария положила Христа после рождения. Сами Ясли — кормушка для домашних животных, которую Богородица использовала в качестве колыбельки, была вывезена в VII веке в Рим как великая святыня. А нишу, где некогда стояли ясли, обложили мрамором.

 Этот Вертеп и стал первообразом для всех последующих, созданных искусством людей. Прошло время, и вот из-под рук мастеров стали выходить вертепы деревянные резные, из картона и папье-маше, глины, фарфора, гипса… Изысканные и незамысловатые, большие и маленькие панорамы, воспроизводящие сцену Рождения Спасителя, были своего рода Библией для неграмотных.

Появление таких панорам некоторые ученые приписывают Франциску Ассизскому, который в 1223 году встречал святую ночь в селении Греччио. Для напоминания о празднике он создал живую «инсталляцию» вертепа (по-итальянски — «презепе», «ясли»). С тех пор не только в Италии, но и во всей Европе и во многих странах мира существует традиция устанавливать вертепы в церквях и домах верующих.

Образы Младенца Христа и Богородицы, Иосифа, ангелов, пастухов в этих статичных композициях нередко переносят зрителя из древней Иудеи в реалии современных городов. Кстати, в итальянском Неаполе есть целая улица, на которой и сейчас размещаются многочисленные вертепные мастерские. В России, конечно же, имели место и презепе. Однако более популярны (особенно в XVIII—XIX вв.

) были вертепы театральные — короткие кукольные представления с рождественским сюжетом. Вертепами также назывались деревянные двух- или трехэтажные переносные ящики-домики, где, собственно, и разыгрывался спектакль. Публике показывали сцены из Священного Писания – рождественскую мистерию. Причем рождественскую драму показывали не только в светских домах, но и в домах священников.

А к концу XVIII века в Петербурге сложилась династия вертепщиков — семья Колосовых, на протяжении почти целого столетия хранивших традиции исполнения спектаклей. Расцвет вертепов пришелся на XIX век, когда они стали популярны не только в центральной России, но и в Сибири.

Вплоть до конца столетия вертеп странствовал по городам и селам, вместе с тем переживая «обмирщение» и превращаясь из кукольной драмы с библейским сюжетом в светское народное представление. Вертеп стал состоять из двух частей: рождественской мистерии и веселой музыкальной комедии с местным колоритом.

Но уже к концу века балаганные сценки, игравшиеся в нижнем этаже, оказались более значимы, чем события «горнего яруса». Вертепщики же стали носить чудесный ящик по ярмаркам не только на Святки, но ходили с ним вплоть до Масленицы.

Известно, что некоторые артисты ездили с вертепами даже на Нижегородскую ярмарку, которая открывалась… 15 июля! 

Октябрьская революция 1917 года и последовавшая вслед за ней антирелигиозная кампания решили судьбу рождественских представлений. Они, как и традиционная Елка, оказались под строгим запретом. Вскоре были утрачены тексты вертепных спектаклей и забыты секреты вождения кукол.

Только в 1980 году Фольклорный ансамбль Дмитрия Покровского занялся восстановлением традиционного вертепа. Покровский обратился за помощью к известному исследователю кукольного театра режиссеру Виктору Новацкому. Фольклорист изучил белорусский, украинский и русский вертепы, тщательно исследовал вертепные ящики в Театре имени Сергея Образцова, в Бахрушинском музее. Собирая по крупицам элементы вертепной традиции, выявляя характерные особенности отдельных вертепов, Новацкий отреставрировал текст представления и «оживил» рождественских кукол. Его вариант действа стал образцом.

Как устроен вертеп?

Устройство вертепа очень интересно. В ящике-домике, живописно украшенном изнутри, есть специальные прорези для вождения кукол. Переходить с одного этажа на другой куклам нельзя. В верхнем ярусе разыгрывались сцены, связанные со Святым Семейством, а нижний изображал дворец царя Ирода.

В этой же части в более поздние времена показывались сатирические сценки и комедии. Однако вертеп — это не просто волшебный ящик, это маленькая модель мироздания: мир горний (верхний этаж), дольний (нижний этаж), и ад — дырка, куда проваливается Ирод.

 Зимой вертеп возили на санях, переносили из избы в избу, показывали представления на постоялых дворах. Вокруг вертепа расставлялись лавки, зажигались свечи, и сказка начиналась.

 Классическая «труппа» вертепа — Богоматерь, Иосиф, Ангел, Пастух, три Царя-волхва, Ирод, Рахиль, Солдат, Черт, Смерть и Пономарь, в обязанность которого входило зажигать свечи на вертепе перед представлением.

Каждая кукла крепилась на штыре, за который снизу, как за ручку, может взяться кукловод и передвигать ее по специальным щелям в полу сцены.Младенец в вертепе, как правило, — туго скрученный жгутик из белой материи; овечки, с которыми приходит поклониться Христу пастух, — кудрявый комочек пряжи.

Как правило, герои в вертепе деревянные или тряпичные, из простого дешевого материала — их легко смастерить, легко переносить. 

Однако среди вертепщиков существовало неписаное правило: кукла, изображающая Богородицу, должна быть сделана иначе, нежели все остальные, как будто ее мастерил другой художник. Поэтому образы Богородицы и Спасителя создавались мастерами-вертепщиками с особой тщательностью. Иногда вместо куклы Божьей Матери ставили икону.

Как происходит действо?

В основе вертепного представления лежит сюжет о приходе на землю Спасителя. Ангел возвещает о рождении Бога. Новорожденному Младенцу приходят поклониться Пастух, три Волхва. Последние рассказывают о встрече с Иродом, которому они сообщили о рождении будущего великого Царя.

Ангел предупреждает Волхвов, чтобы они «не ходили к Ироду», не выдавали ему Христа (Ирод боится, что родившийся Царь отнимет у него власть). Разгневанный Ирод повелевает Воину «избить младенцев» в Вифлееме.

К нему приходит Рахиль, умоляя не убивать ее чадо: «Глас в Раме слышен, плач и рыдание, и вопль великий; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться, ибо их нет» (Иер. 31:15, Мф. 2:18). Но Ирод глух к ее мольбам. Ангел утешает Рахиль.

К Ироду же приходит Смерть, он просит у нее отсрочки, но Смерть зовет Черта, и тот утаскивает Ирода в преисподнюю. 

Во второй части представления показываются бытовые сценки, затем герои «прощаются» со зрителями.

Совеременнный вертеп со множеством персонажей Неаполь. Фото Lalupa

Как пишет исследователь традиции вертепа Борис Голдовский, музыка в обоих действиях спектакля представления была не менее важна, чем текст. Она всегда давала очень точные характеристики героям и насыщала само представление праздником.

Особенно популярны были канты, в которых соединялись народные песни и светские танцевальные мелодии.Вертеп был и остается одной из любимых традиций празднования Рождества.

И каким бы он ни был, статичным, механическим или даже живым, с участием актеров-людей, для зрителя он, прежде всего, — чудесный знак, указывающий на ту самую, Вифлеемскую, пещеру. 

Знаете ли вы, что…

Прообразы вертепа можно найти еще в античности – древние эллины знали нечто подобное. На колонне устанавливалась доска, на которой демонстрировались сценки, сменявшиеся, когда занавески закрывались.

 Двухэтажный ящик, подобный вертепу, был описан в I веке механиком Героном Александрийским, куклы в нем были механические, приводились в движение с помощью специальной рукоятки. В верхнем этаже находились боги, в нижнем — аргонавты.

 По мнению исследователя Бориса Голдовского, первые сценические представления с рождественским сюжетом появились еще в V веке, во времена папы Сикста III. Понтифик разумно рассудил, что к сердцам простых людей, не знавших грамоты, самый прямой путь — наглядная иллюстрация библейского сюжета.

Примерно тогда в храмах стали появляться объемные панорамы Вифлеемского Вертепа с Младенцем в яслях и склонившимися над ним животными.По мнению некоторых ученых, на Русь вертеп пришел вместе с принятием христианства и, вероятнее всего, был в виде панорамы.

Тем не менее, первые достоверные сведения о существовании вертепов относятся к концу XVI века. На территории Российской империи был обнаружен вертепный ящик с указанной датой изготовления —1591 год.

Виктор Новацкий разгадал некоторые незатейливые хитрости вертепа.

Например, как волхвы становятся перед Младенцем на колени, если они – статичные куклы? — Оказалось, деревяшка, из которой изготавливался волхв, была короче одетой на нее драпировки. Или вот еще: каким образом голова Ирода слетает с плеч, когда смерть срезает ее косой? — А дело в том, что куклу Ирода изготавливали не из цельного куска дерева: голова крепилась на штырек, за который водили персонажа, и стоило за него потянуть — как голова летела долой.

Фото 2.  Ангел из ледяного вертепа в Якутии.Фото протоиерея Сергия Клинцова

Изображение 3. Франциск Ассизский, 1182–1226

Фото 5.Вертепный ангел. Фото Владимира Ештокина

Источник: http://www.pravsemia.ru/index.php?id=1708

Вертеп и вертепное представление: значение слова, что такое рождественское представление

Сценарий вертепного представления - 4

В европейских странах уже много веков существует традиция ставить дома рождественский вертеп. В России вновь ставить вертепы, фото которых можно увидеть в этой статье, стали лишь недавно. Вертепная традиция в нашей стране канула в Лету во времена отказа от церкви и устроения «нового мира», хотя до революции они были популярным украшением дома в период Рождества.

  • Значение слова «вертеп»
  • История вертепа
  • Вертепное представление
  • Устройство
  • Куклы
  • Сценарий

Так что такое рождественский вертеп?

  1. Значение слова «вертеп»
  2. История вертепа
  3. Вертепное представление

Значение слова «вертеп»

На вопрос, что такое вертеп, в Википедии можно получить несколько ответов:

  1. В прямом переводе со старославянского языка это слово означает «пещера». Чаще всего имеется в виду Святой Вертеп, то есть пещера, в которой родился младенец Иисус.
  2. В переносном смысле это слово обозначает воспроизведение истории рождения Христа посредством театрального, скульптурного, художественного и любого другого искусства. И также вертепом называют народный кукольный театр. Существуют у слова и другие значения, как то: притон, трущоба, место разврата, бедное жилище.

История вертепа

Некоторые учёные считают, что первый вертеп создал в 1223 году знаменитый монах, причисленный к лику святых, Франциск Ассизский. По их версии святой в ночь Рождества был в селении Греччио, и, для напоминания о Великом празднике, там он создал первую живую панораму вертепа.

Постепенно такие панорамы стали популярны во всей Европе, причём как живые, так и статичные из дерева, гипса, фарфора, глины. Они стали своеобразной Библией для верующих, которые не умели читать.

В России такие панорамы тоже стали частью Рождества. Но всё же большим спросом пользовались кукольные вертепы.

Они представляли собой ящик с несколькими ярусами, в котором актёры посредством кукол создавали целые спектакли и переносили зрителей в древнюю Иудею.

Представление было настолько востребовано, что в конце XVIII века в Санкт-Петербурге была уже целая династия вертепщиков — семья Колосовых. Эта семья в течение века из поколения в поколение передала традиции постановки своих спектаклей.

XIX век считается периодом расцвета этих постановок, ведь тогда вертепники стали показывать свои спектакли даже в Сибири. Бродячие вертепы странствовали по всей стране почти до конца века. Всё это время Рождественская история постепенно перенимала светские радости и горести, и к изначальному рассказу стали добавляться бытовые постановки для развлечения публики.

Это привело к тому, что весёлые сценки оттеснили Божественную мистерию, сделав вертепы народной забавой, существовавшей не только в Рождество, но и до самой Масленицы. Впрочем, известны случаи когда вертепники выступали на Нижегородской ярмарке, которая начиналась 15 июля.

Конец вертепным представлениям положила Октябрьская революция. Религия была провозглашена опиумом для народа и запрещена. Вместе с нею запретили ёлку и, конечно, вертепы.

Ожили эти кукольные спектакли только в 1980 годах, когда Фольклорный ансамбль Дмитрия Покровского обратился к исследователю кукольного театра режиссёру Виктору Новацкому с вопросом о воссоздании вертепов.

Виктор Новацкий провёл колоссальную работу по сбору информации и восстановлению кукол, текстов и традиций проведения спектакля. Именно его вариант вертепного представления стал образцом для последователей.

Устройство

Классический вертеп представляет собой ящик с прорезями, по которым актёры водят кукол.

Изнутри он всегда красиво украшен и разделен на два этажа, которые отображают мироздание:

Мир горний – верхний этаж – пещера, в которой родился Христос.

Мир дольний – нижний этаж – дворец царя Ирода в первой части представления и место для показа бытовых сценок во второй части.

Ад – дырка – туда Бес утаскивает казнённого Смертью царя.

Благодаря такому устройству бродячие вертепы легко преодолевали расстояния и устраивали представления где угодно: в домах, избах, на постоялых дровах и, конечно, на ярмарках. Для этого было достаточно раскрыть ящик, достать кукол, поставить лавки или стулья, зажечь свечи и начать рассказ.

Современные вертепы сложнее не стали. Чаще всего это всё тот же ящик с прорезями и самодельными куклами на шестах. Но стали оформляться и статичные ящики, где куклы Святого Семейства, пастухов, волхвов и животных просто размещаются в пещере. А также теперь можно увидеть вертепные представления с живыми актёрами вместо кукол.

Куклы

Вертепные куклы не имеют стандартов, а потому их можно купить или сделать своими руками.

Обычно их вырезают из дерева и раскрашивают либо обшивают тканью. У каждой куклы есть небольшой шест, который опускается в прорези пола-сцены и позволяет кукловоду управлять куклой во время представления.

Существует среди создателей вертепа и неписаное правило: кукла «Богородица» обязательно делается иначе, чем остальные, с особой тщательностью. Порой её заменяет икона Божьей Матери.

Куклы одного мира вертепа никогда не переходят в другой, то есть они всегда находятся только на своём этаже.

В отличие от кукольного театра в этом спектакле они почти не двигаются, лишь слегка качаются во время своей речи, притом, что остальные действующие лица в это время неподвижны.

Такой приём позволяет зрителям концентрировать всё внимание только на том герое, который говорит. Кроме того, каждая кукла, перед тем как начать свою сцену, представляется зрителям, к примеру: я царь, я ангел, я смерть.

Герои рождественского представления неизменны, это:

  • Царь Ирод. Главный персонаж. Он находится на сцене практически весь спектакль. Один из самых ярких моментов, когда Смерть своей косой отсекает царю голову.
  • Смерть. Традиционно наводит страх на зрителей своим образом. Эту куклу стараются сделать так, чтобы её коса могла нанести точный и хорошо видимый зрителям удар по шее Ирода.
  • Воин. Он символизирует всех солдат, которые были отправлены царём убивать младенцев.
  • Рахиль. Мать, у которой в ночь избиения младенцев убили единственного ребёнка. Сцены с этой куклой отображают горе и отчаяние всех матерей, потерявших тогда своих детей.
  • Бес. В традиционном вертепе бес выглядит как подвижная кукла на тонких ножках, он скользкий и противный на вид с разболтанными членами.
  • Волхвы или Три царя. Чаще всего изображаются как триединый персонаж, то есть три куклы крепились к одной ручке и управлялись вместе. Совмещены и их дары Христу: золото, ладан и смирна.
  • Пастухи. Этих кукол обычно одевают как жителей той местности, где ставится вертеп, так как они наиболее близки зрителям. Чаще всего именно им давали слова искренней радости Рождества.
  • Куклы Святого семейства. Эти персонажи, как правило, статичные и не имеют слов, так как создатели спектакля считают дерзостью играть эти роли.
  • Ангелы. Классические куклы одеты в дьяконское облачение, то есть белый стихарь, который крестообразно перевязан орарём – специальной лентой.
  • Пономарь. Этот персонаж является единственным героем, которого придумали исключительно для создания эффекта театра. Перед началом представления он зажигает свечи в вертепе и гасит их после окончания спектакля. Кроме того, только пономарь может передвигаться между вертепными сакральными этажами. И также от прочих действующих лиц его отличает конструкция – чтобы дотягиваться до свечей этому герою либо делают особый механизм, либо очень длинные руки.
  • Звезда Вифлеема. Это одно из важнейших действующих лиц спектакля. Строгих правил как сделать Звезду не существует. Каждый театр придумывает свой способ создания такой важной героини, зачастую заставляя зрителей восхищаться её красотой и яркостью.

Сценарий

Основной темой вертепного представления является история прихода Спасителя на землю, то есть Рождество Христово.

Перед началом представления Пономарь зажигает свечи, что сразу придаёт всему действу театральности и волшебства.

Первая часть представления целиком посвящена истории рождения Христа.

Появившийся Ангел возвещает о том, что родился Господь. К новорождённому Христу приходят Пастухи. Вифлеемская Звезда приводит к нему Волхвов с дарами. Они рассказывают, что ходили к царю Ироду и сообщили ему о рождении великого Царя. Ангел предостерегает Волхвов от встреч с Иродом и от рассказов ему о Христе.

Царь Ирод, боясь, что новый царь отнимет у него власть, приказывает Воину убить всех младенцев в городе. Рахиль с ребёнком на руках приходит к Ироду с просьбой сохранить жизнь её сыну, но царь не слушает её мольбы. Воин убивает ребёнка прямо на руках у матери. Несчастную женщину утешает Ангел.

К Ироду приходит Смерть. Царь просит её подождать, дать ему ещё время, но Смерть неумолима. Она казнит тирана и призывает Беса, который забирает его в ад.

Вторая часть мирская, в ней разыгрываются различные сцены из жизни людей.

По окончании действа все герои выходят для прощания со зрителями, после чего Пономарь гасит свечи.

Вертепное представление – одна из самых красивых и чудесных рождественских традиций. История, показываемая в этом спектакле, переносит зрителей на тысячи лет назад, в ту самую пещеру, над которой светит Вифлеемская Звезда и где появился на свет наш Спаситель.

Рождественский вертеп

Источник: https://pravoslavie.guru/tserkovnye-obryady/vertep-i-rozhdestvenskoe-vertepnoe-predstavlenie.html

Вертепное представление на Рождество Христово

Сценарий вертепного представления - 4

Каждый год православный люд 7 января празднует Рождество Христово. Этот великий праздник венчает Рождественский пост, во время которого христиане готовятся к этому радостному событию. Многие в своих домах устанавливают Рождественский вертеп.

Что это такое

Что такое Рождественский вертеп? В переводе со старославянского языка это «пещера». Именно в ней и появился на Свет Иисус Христос.

Пещера Рождества Христова расположена под амвоном Рождественской церкви в Вифлееме. То место, где появился на Свет Божий Иисус Христос, отмечено на полу собора звездой серебряного цвета. Над ней теплятся 16 лампад, а чуть дальше расположено место, куда Царица Небесная после родов переложила Своего Сына — придел Яслей.

В полном понимании самого слова, ясли — это кормушка для животных. В XVI веке ясли как великую святыню вывезли в Рим, а то место, где они находились, обложили мрамором.

Рождественский вертеп

Устройство современного вертепа

Мини-пещера имеет вид ящика-домика, в котором имеется несколько этажей и прорези для управления куклами. На верхнем ярусе разыгрываются сцены жития Святого Семейства, нижний же изображает дворец царя Ирода.

Ранее на Руси вертеп возили на санях, переносили из одной избы в другую, показывали представления на постоялых дворах, где ночевали экипажи проезжающих путников.

Вокруг вертепа расставлялись скамьи, зажигались свечи и начиналась волшебная сказка. Ее героями были Богородица, старец Иосиф, Ангел, пастух, волхвы, царь Ирод, Рахиль, солдат, черт, пономарь и смерть.

Каждую куклу кукловоды укрепляли на штыре, за нижнюю часть которого можно было взяться рукой и тем самым управлять куклой.

Управление и передвижение сказочных героев происходило через специально устроенные щели в полу сцены.

Богомладенца обычно изготавливали из белой материи, которую туго скручивали в жгут. Овечки для пастуха исполнялись из кудрявой пряжи, свернутой в комочек. Остальные герои сооружались из дерева или тряпок, тем самым их было легко мастерить и переносить с места на место.

Важно! Среди актеров-вертепщиков существовало правило: кукол, изображающих Богоматерь и Иисуса, необходимо было исполнять с особой тщательностью и они должны отличаться качеством исполнения от других фигурок.

Бывало, что вместо фигуры Девы Марии актеры ставили Ее икону.

Рождественский вертеп из бумаги своими руками

Роль рождественского вертепа в христианском воспитании детей

Ребенок, воспитывающийся в православной семье, имеет познания о Боге и знает, что такое Рождественский вертеп. А когда он приходит с родителями или крестными в праздничные дни в церковь, слушает главу из Евангелие о рождении Христа, то его взору представляется волшебный вертеп.

Его история как бы оживает в детском сознании.А домочадцы, решившие устроить вертеп у себя дома, поступят очень мудро. Символика двухъярусной пещеры неизменна: рай расположен вверху, ад внизу. Фигурки семьи Иисуса находятся на верхнем ярусе с левой стороны.

О воспитании детей в вере:

Пусть чадо внесет свою детскую лепту, тем самым он ощутит своей чистой душой приближение Рождества, любовь Спасителя к каждому человеку на земле, особенно к детям.

Отличным времяпровождением станет чтение добрых рождественских сказок и рассказов у домашнего вертепа. Хорошо, если будет возможность оживлять читаемое действие.

Рождественский вертеп. Храм свт. Мартина Исповедника в Алексеевской слободе

Сценарии

Обычно школьные театральные коллективы, прихожане храмов и артисты театров устраивают представления, разыгрывая события рождественской ночи. Это есть способ прикоснуться к чуду!

На сцену устанавливается вертеп, в него помещаются ясли, фигурки Пресвятой Богоматери, Ее супруга Иосифа. Рядом располагаются фигурки животных, которые согревали новорожденного Богомладенца своим дыханием. Здесь же ставятся фигуры пастухов и волхвов, пришедших к Нему с Дарами.

Верх вертепа увенчивает Вифлеемская звезда — символ рождения Спасителя.

Еще о развлечениях для детей:

  • Православные фильмы для детей
  • Православные мультфильмы для детей

Вариант Рождественской сказки

Ведущий: Друзья! Каждый из нас знает о существовании праздника Рождества. Об истории его появления мы сейчас вам расскажем!

Перенесемся более чем на 2000 лет назад и окажемся в Иудее, которой управляет император Август. Однажды он захотел узнать точную численность своего государства. Он указал слугам организовать перепись горожан, в том числе и младенцев. Для этого каждый человек должен был вернуться в тот город, где он родился…

А в это время будущие родители Иисуса отправлялись в Вифлеем.

Август: Мне, великому императору, никто не смеет возражать! Я интересуюсь, сколько же в моем царстве подданных!

Иосиф: Мария, наш ребенок уже совсем скоро родится и тебе сейчас наверно очень тяжело его носить?

Мария: Не переживай, муж мой. Все хорошо.

Иосиф: Садись верхом на осла, я его поведу, тебе так будет легче.

По приезде в Вифлеем Иосиф не смог найти пристанище, поэтому пара пошла искать укромное место. Они его нашли только к ночи — это была пещера, куда пастухи загоняли скот в непогоду.

В эту ночь Мария произвела на свет младенца. Родители запеленали малыша, а колыбель они соорудили из кормушки для животных, которая называется ясли. Дно яслей они застелили слоем соломы и уложили новорожденное чадо спать. Мальчика нарекли Иисусом.

Вскоре пастухи узнали от спустившегося к ним ангела радостную новость. А в момент Его рождения на небосводе загорелась новая звезда, которую назвали Вифлеемской.

Пастухи отыскали Ребенка, поклонились Ему и рассказали о видении Ангела.

Пастухи: Случилось нам видение от Бога, Он указал нам сообщить всем вокруг о рождении Богомладенца.

Волхвы тоже заметили на небе новую звезду и поняли, что она есть символ рождения Мессии. Они отправились к Августу, чтобы узнать место рождения Богоносного чада.

Волхвы: Приветствуем тебя, император! Подскажи нам, не знаешь ли ты, где родился Спаситель всех людей? Ведь сегодня на небосклоне зажглась новая звезда, означающая Его рождение!

Август: Согласно пророчеству, Он должен был родиться в Вифлееме. Отправляйтесь в путь и найдите Его, дабы я тоже принес свои дары.

В пути Вифлеемская звезда указывала верный путь волхвам, как бы ведя за собой. Когда путники дошли до пещеры, то звезда остановилась. Волхвы вошли в пещеру, поклонились Малышу, преподнесли Ему золото, смирну и ладан.

Волхвы: Приветствуем тебя, Спаситель!

Мария и Иосиф увидели, что путники очень сильно устали, поэтому им было предложено заночевать в вертепе, а с утра вновь пуститься в дорогу. Волхвы согласились, но ночью к ним вновь явился Ангел Божий.

Ангел: Не вздумайте вернуться к императору, идите домой иной дорогой.

Ангел: Иосиф, твое семейство в страшной опасности, срочно бери Марию и Иисуса, все вместе отправляйтесь в Египет.

Молодая семья той же ночью отправилась в Египет, дабы уберечь своего новорожденного Ребенка.

Пришедший в Русскую землю из Западной Европы, вертеп сроднился с русскими традициями. Именно в нем соединились культурные традиции разных стран, святочные домашние спектакли и народные представления.

Совет! В настоящее время присутствует добрая традиция: в ночь перед Рождеством люди ставят на окне возженную свечу, чтобы Святая Семья знала, что в этом жилище она может найти пристанище.

Посмотрите видео о Рождественском вертепе

Источник: http://molitva-info.ru/calendar/rozhdestvenskij-vertep.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.