Секции и кружки: нужны ли они ребенку или нам их навязывает общество?

Содержание

Выбираем кружок для ребёнка: как, когда и зачем? Секции и кружки: нужны ли они ребенку или нам их навязывает общество

Секции и кружки: нужны ли они ребенку или нам их навязывает общество?

Рекламные лозунги кружков и секций как бы намекают «без дополнительных занятий ребенок ничего не добьется».

Так ли это на самом деле? Отдавая первоклашку на борьбу, рисование, английский и танцы, мы получаем всестороннее развитие или пытаемся воплотить свои нереализованные мечты и лишаем человека беззаботного детства? Кому нужны секции для детей? И на какой спорт отдать ребенка? Мои Советы разбирались в теме.

Зачем нужны кружки и секции: 6 «за» и несколько «против»

Что могут дать кружки для детей? Элементарно – расширение кругозора! А вот еще 6 «за», чтобы занять свободное время своего ребенка:

Как видите, развивать детей 7 лет, да и вообще разного возраста, важно! Однако некоторые против насыщенной внешкольной деятельности, а в качестве аргументов приводят:

  • занимает много времени: «где его взять, если родители работают?»;
  • дополнительная нагрузка для малыша, который и так испытывает стресс от обучения в первом классе;
  • + к расходам семейного бюджета.

Аргументы больше похожи на нежелание родителей и скрывают их лень. Никто не говорит загружать дитя каждый день с утра до ночи и объять необъятные кружки. К выбору стоит подходить разумно! По поводу расходов: чтобы траты не били по карману, найдите бесплатные или с символическими взносами секции, они есть при школах, центрах развития, клубах. Точно есть – мы проверяли.

Как все успевать?

Развивать детей 7 лет нужно! А для того чтобы первокласснику не быть белкой в колесе, воспользуйтесь советами:

  • не записывайте детей в несколько секций, занятия в которых проходят в один день;
  • оптимальное начало секций – через 2-3-4 часа после школьных уроков;
  • отдайте предпочтению графику, предусматривающему отдых между занятиями в 1-2 дня;
  • максимум – 2-3 кружка;
  • оставляйте достаточное время на выполнение домашнего задания;
  • обязательно сделайте свободный выходной, когда можно заняться ничегонеделаньем.

Помогите ребенку организовать свой день: пропишите распорядок. Помимо «везде успеть», так дети учатся дисциплине, распоряжаться временем, правильно оценивать его.

Какую секцию выбрать?

Спортивные кружки – отличная возможность использовать излишнюю энергию и подтянуть физическую форму. В какую секцию отдать ребенка? Вот самые популярные:

  1. Баскетбол, футбол, волейбол. Помогают развить координацию, «меткий» глаз, аналитическое мышление, способность правильно рассчитывать свои силы. Ведь чтобы успешно играть, нужно понимать, как сильно ударить/кинуть мяч, какую амплитуду выбрать, как обойти соперника. А также учит работать в команде.
  2. Единоборства. Спортивные (бокс, кикбоксинг, карате), боевые (рукопашный бой, вольная борьба, джиу-джитсу, айкидо) и смешанные виды дадут знания о самозащите, повысят координацию, увеличат физическую силу и сформируют крепкое телосложение.
  3. Гимнастика и танцы (бальные, народные, современные). Эти направления помогут сформировать правильную походку и осанку, укрепят мышцы, повысят гибкость, а также будут держать тело в форме.
  4. Плаванье. Положительно влияет на весь опорно-двигательный аппарат, плюс на психическое и эмоциональное здоровье. Это профилактика болезней с суставами и искривления позвоночника.

А на выступлениях, соревнованиях формируется уверенность в себе, умение держаться на публике, ребенок учится не бояться большого скопления людей и внимания.

Помимо спортивных направлений, не утрачивают популярности и такие кружки для детей:

Пять ошибок при выборе дополнительного образования для ребенка

Секции и кружки: нужны ли они ребенку или нам их навязывает общество?

Продолжаем серию статей, посвященных выбору кружка для ребенка. Сегодня поговорим о наиболее частых заблуждениях родителей при выборе секции и мифах, которые окружают этот выбор.

О том, стоит ли лишать ребенка детства, какой кружок самый правильный и могут ли родители заменить педагогов. В прошлый раз мы составили рейтинг самых перспективных направлений дополнительного образования.

 

Драмкружок, кружок по фото — это слишком много что-то. Выбирай себе, дружок, один какой-нибудь кружок (Агния Барто)

Занятие в кружке робототехники, Екатеринбург

1. Нельзя лишать ребенка детства

Ошибка номер один, самый вредный и ужасный миф – это «не надо лишать ребенка детства». Результат действия мифа – не выбрать ничего: «Пусть он больше гуляет и играет на свежем воздухе, гоняет мяч во дворе, а нагрузки и в школе огромные».

«Пусть бегает во дворе, играет и отдыхает!»

Согласно статистике, в 36 % семей дети не посещает дополнительные кружки и секции. Что думают эти родители? 46 % говорят, что ребенку секции не нужны, 5 % отвечают, что «занятия в кружках и секциях не представляют интереса для самого ребенка». Цифры пугающие. Лишь около 8 % родителей честно признаются, что у них нет возможности водить ребенка на занятия.

«Нельзя лишать детства» – это такая удобная позиция родителя. Сказать, что тебе некогда заниматься ребенком (или хотя бы просто признаться в этом себе), – болезненно для собственной совести и самолюбия. А вот оправдать свое бездействие благими намерениями уже гораздо легче.

«И почему сейчас стало модно лишать детей детства?»

К сожалению, этот миф культивируется многими врачами и психологами. Соматические проблемы часто списываются на большие учебные нагрузки.

«Он слишком много учится, вам лучше бросить все дополнительные занятия, у вас и так специализированная школа!», – сказали мне самой на последнем приеме у врача.

«Но ему нравится учиться, он с удовольствием делает уроки и посещает свои секции», – пыталась возразить я. «Такого не может быть!», – был вердикт.

И в рекомендациях психологов сегодня такой широкий спектр мнений, что вы без проблем найдете «правильное» обоснование любых своих действий и бездействий.

У ребенка врожденная жажда познания и развития. Ему интересно учиться, узнавать новое, делать открытия, строить гипотезы и искать им подтверждение. Это и есть развитие. Это и есть детство. Не лишайте своего ребенка детства – помогите ему найти тех, с кем он сможет совершать открытия, учиться и узнавать новое с большей эффективностью и отдачей.

Занятие в школе им. Анатолия Карпова, Москва

2. Выбрать «самый лучший» кружок и бояться его бросить

Противоположность приверженцев первого мифа – те, кто подходит к выбору слишком серьезно, делает это раз и навсегда. «Это действительно лучшая школа, в ней готовят олимпийских чемпионов, мой ребенок тоже станет чемпионом».

А если не станет? Если вдруг состояние здоровья не позволит, ну или просто рядом окажутся те, кто сильнее и быстрее. Если, наконец, ребенку разонравится? Или если вы поймете, что не такого будущего желаете своему ребенку?

Дети ищут помощи в интернете, не зная что делать с родителями-тиранами

Петя с 5 лет занимался карате, каждый день тренировки, сборы и все такое. Конечно, это была прекрасная школа, в которой действительно приготовили нескольких победителей всероссийских и даже международных соревнований.

Когда Пете было 12 лет, он не прошел медицинскую комиссию, его пульс просто не восстановился после нагрузки за положенное время. «Мы больше не будем тренировать вашего ребенка, вы нам не подходите», – сказал маме тренер.

Кирилл занимался шахматами, занял второе место на всероссийских соревнованиях. Тренер строил большие планы на него. Но однажды папа Кирилла вдруг понял, что вовсе не хочет, чтоб сын стал шахматистом.

«Бросай ты это дело, Каспаров такой один, денег шахматами на заработаешь в нашей стране, давай лучше чем-нибудь еще займемся», – сказал папа.

Шахматы Кирилл бросил, а ощущение, что 5 лет, которые он ими занимался, были прожиты зря, осталось еще на многие годы. Заниматься чем-то еще не захотелось.

«Ты занимался в музыкальной школе 3 года, ты столько времени потратил, мы купили тебе дорогущее пианино, а ты бросить решил. Ну как так? Ну давай еще походим, ведь и педагоги говорят, что у тебя отлично получается.

Ты уже большой, возьми себя в руки!» Знакомо? Говорили что-то аналогичное своему ребенку, решившему бросить старательно выбранную вами секцию? «Играй сама на своем пианино!», – наверняка он вам ответил.

И он совершенно прав.

Младший и средний школьный возраст – замечательное время, вы можете экспериментировать, выбирать что-то эдакое, бросать и браться за что-то еще. Времени полно и его достаточно, чтобы попробовать все. И музыкалку, и роботов, и немецкий, и даже вышивание крестиком.

Кружок – это не будущая профессия. Не стоит, отдавая ребенка в секцию раз и навсегда, определяя ему готовую траекторию будущего. Напротив, пусть он попробует десяток кружков, самых разных. Тогда шанс выбрать собственную и действительно правильную траекторию, значительно возрастет.

Занятие в кружке робототехники, Пермь

3. Физика с математикой и так есть в школе, зачем этим заниматься еще и в кружке

Вместо физики и математики в формулировку этого мифа можно поставить любой школьный предмет – естественно-научный или гуманитарный.

«У нас в школе действуют два отличных кружка по математике», – говорю я родителям на собрании в математической школе моего сына-пятиклассника, пытаясь привлечь туда учеников.

«Но зачем? Ведь у нас и так 6 уроков математики в неделю», – искренне недоумевают они.

Школьная программа – это очень «сухо», это бюрократически выверено, это то, что оставляет все меньше и меньше места для профессионального творчества.

Когда учитель в школе, талантливый и прекрасный учитель, делает шаг в строну от программы, сразу находятся особо «продвинутые» родители, которые идут жаловаться, что детям задают не то и требуют с них не то.

Подвергаясь мифу о том, что дополнительно заниматься стоит тем, что не включено в школьное расписание, ну или включено в виде одного-двух уроков в неделю, российские родители выбирают: спорт – 30 %, танцы – 17 %, пение и музыкальные школы – по 6 %, рисование – 7 %, театр – 2 %.

Не хочу сказать ничего плохого об этом списке, в общем и мой старший сын посетил все из перечисленного в возрасте от 1,5 до 10 лет, но если вы делаете спортивную или танцевальную секцию единственной, выбираете ее не дополнительно к научным и техническим кружкам, а вместо них – ответьте себе честно на вопрос, кем вы ходите видеть вашего ребенка в будущем? И легко ли ему будет выжить в эру научно-технического прогресса с одним лишь умением рисовать?

Click To Tweet

Для статистики: в научно-технические кружки ходят 2 %, еще 1 % посещают занятия типа «Юный натуралист», биологию и экологию. Гуманитарные научные секции вообще не попали в результаты опроса, видимо количество выбирающих их, совсем ничтожно мало. Вместе с тем, занятия историей, например, – чуть ли не лучший способ научиться анализу фактов, интерпретации текстов, поиску истины.

Статистика ВЦИОМ, 2012

Научные кружки – будь то физика, биология или филология, это невероятно интересно, это то, что вам не даст общеобразовательная школа, это научное творчество, свобода мысли, развитие логики и критического мышления, это увлеченные педагоги (в дополнительное образование вообще редко идут не увлеченные).

Это, наконец, способ дать второй шанс химии, с которой у вашего ребенка не сложилось после двойки за забытую дома тетрадь, или истории, которую ребенок возненавидел из-за «вечно орущей исторички-истерички». Это шанс уйти от полученных в школе штампов, когда вам вынесли «приговор» – физик вы или лирик.

Занятие в кружке робототехники, Москва

4. Секцию ребенок не заслужил

Миша посещал кружок робототехники уже больше года, посещал с большим энтузиазмом, ему нравилось, собранные модели вполне удавались. В школе при этом тройка по информатике и физике (как такое может произойти – смотри последний абзац предыдущего пункта).

Когда ситуация в школе стала еще хуже, и даже тройки набирались с трудом, вместо того, чтобы подыскать Мише другую школу, в которой его знания в алгоритмизации и электротехнике будут замечены учителями, родители сказали ему: «Пока не исправишь оценки, про робототехнику забудь».

Лишить ребенка образовательных занятий, которые ему нравятся из-за неудач в школе, – наверное самая большая ошибка, которую можно совершить. Делая так, родитель рискует, загубить последние капли заложенной природой жажды знаний. А потом этот родитель будет жаловаться, что ребенка ничего не интересует, искренне не понимая почему.

Зачастую родители выступают в роли горе-экспертов, полагая, что «не достоин», «не дорос», «не потянет», «не справится» и т.д. При такой оценке от самых близких людей «дорасти» будет гораздо сложнее, чем без нее.

Мама — горе-эксперт

Более экзотическая вариация этой ошибки — отправить ребенка в секцию в наказание за плохое поведение или учебу. «Ты из рук вон плохо заканчиваешь год, поэтому летом тебе вместо моря будет английский лагерь на целый месяц». Может ли быть польза от обучения, если оно является наказанием?

5. Дополнительным образованием можно заниматься дома

Можно и даже нужно. Но не достаточно! По трем основным причинам.

Первая. Секции и кружки – это не только обучение, это общение, социализация, умение работать в коллективе, умение принимать оценку окружающих, выигрывать и проигрывать. Дома все это получить невозможно.

Вторая. Думаете, если вы химик, то без проблем обучите химии ребенка? Педагог не только хорошо знает свой предмет. Не менее, а даже более важно, что он владеет методиками донести этот предмет до ребенка с учетом его возраста и особенностей. Общество ведь не зря придумало профессию учителя. Конечно, есть среди родителей уникумы, но их единицы. Не обольщайтесь!

Третья. Ребенок просто не в состоянии воспринимать вас как педагога. Учительство предполагает дисциплину, объективную оценку и множество других аспектов, которые не вяжутся с ролью родителя.

«Мама, ты же не учитель», – сказал мне 5-летний сын, когда я начала объяснять ему что-то, выбрав видимо неправильную интонацию. «Как это не учитель? Я в университете студентов учу?!», – парировала я.

«Вот там и учи, а дома ты мама».

«Дома есть LEGO Mindstorms, пусть собирает, зачем ходить в кружок робототехники? Разберется с LEGO – куплю Arduino», – недоумевает папа Максима, сам инженер-электрик.

Пожелаем удачи и терпения папе Максима! Если вы, как и этот папа, хотите устроить кружок робототехники у себя дома, – то специально для вас одна из наших следующих статей с обзором изучаемых платформ и практическими рекомендациями для родителей. А пока –

Отдайте ребенка в кружок! А потом еще в один, а потом еще в два. Дайте шанс развиться всем его скрытым талантам! Пусть учится пока у него есть возможность! А в условиях приближающегося лета, отличная альтернатива кружкам – летние лагеря научно-образовательного профиля.

Кружок робототехники у вас дома

>> Каталог кружков робототехники России и ближнего зарубежья.

Автор статьи Динара Гагарина. Все примеры в статье – настоящие, имена детей изменены. Статистические данные с сайта ВЦИОМ. Скриншоты с сайтов woman.ru, forumkharkov.com, otvety.google.ru.  Хабрахабр, Школа 1457 Москвы, Академия робототехники и программирования, Школа имени Анатолия Карпова.

headline, выбор, дети-изобретатели, для родителей, кружки и секции, кружок робототехники, обзор, обучение, робототехника, топ-5

Источник: //edurobots.ru/2014/05/5-oshibok-pri-vybore-kruzhka/

Нужно ли водить ребенка в кружки и секции: все за и против

Секции и кружки: нужны ли они ребенку или нам их навязывает общество?

Здравствуйте, дорогие друзья!

Многие мамы задаются вопросом, когда и с какого возраста можно уже отдавать малыша в какой-то определенный или какой- нить вообще кружок. Но так же многие мамы даже и не подумывали об этом, им прекрасно живется и без подобного рода занятий.

Я отношусь к первой категории и меня волновало много вопросов, относительно выбора секции для своего сына, в частности: куда, когда, с какого возраста, нужно ли, интересно ли будет ребенку?  Все эти вопросы роем кружились в моей голове и я начала мозговой штурм, когда моему сыну исполнилось 6 месяцев. Но вообще я подумывала и раньше, но не было времени и сил на дополнительную деятельность.

Итакс, нужно ли водить ребенка в кружки и секции? Рассмотрим все плюсы и минусы посещения подобных мероприятий. Узнаем возможные варианты занятий для детей в возрасте от года до школы.

Плюсы

  1. Смена впечатлений. Если ребенок ходит в сад или находится дома с мамой изо дня в день, это прекраснейший вариант сменить обстановку. Получить новые ощущения как в общении, так и в деятельности. Другие стены, другие люди, другая атмосфера. Пусть ребенок здесь и не в первый раз, но все равно другие игрушки, другие ребята.

    Так же может быть поводом для раннего ухода из сада например. Моя подруга забирает сына из садика 2 раза в неделю сразу после полдника и они едут на тренировку и в бассейн. Так ребенок безмерно счастлив, что его забрали пораньше, хотя в сад ходить любит.

  2. Ребенок занят делом.

    Это наиболее мотивированная для родителей причина, чтобы увлечь ребенка каким-нибудь делом, для того чтобы он бесцельно не болтался дома, а заодно и приобрел какой-то полезный навык.

  3. Общение. Возможность завести новых друзей и знакомых как ребенку, так и вам, дорогие взрослые.

    Как часто, ожидая в холле ребенка мы невольно беседуем с другими мамочками. Так же это полезно особенно для стеснительных детей, которые сторонятся заводить новые связи, здесь обстановка намного теплее и ближе, деток объединяет общее дело и общение происходит как бы между прочим.

  4. Ответственность, память, внимание, самостоятельность.

    Все эти качества ребенок приобретает, конечно с возрастом, сначала мама руководит процессом, но потом ребенок начинает самостоятельно вести деятельность, возможны какие-то задания для повторения дома, он готовит себе сумку с принадлежностями, знает, когда нужно идти.

  5. Развиваемся. Развиваем ребенка и его способности.

    Смотря какого наклона кружок конечно. Физические, интеллектуальные или творческие успехи через некоторое время систематических посещений не заставят себя ждать.

  6. Повышение уровня самооценки и уверенности в себе. Особенно, когда ребенку нравятся занятия.

    Подбадривайте в неудачах, замечайте  победы, разговаривайте до и после занятий, обсуждайте: что хочет, что не хочет, как прошло, что делали, что не смог сделать, что хотел сделать? Это вас еще больше сблизит.

Минусы

У каждой монетки есть оборотная сторона, взглянем и на нее:

  1. Нагрузка. Но здесь можно регулировать ее уровень. Не нужно таскать ребенка семь дней в неделю по всевозможным кружкам. Если вы заметили, что ребенок начал сильно уставать, переутомляться,  откажитесь от плотного графика, посещайте мероприятия реже.

  2. Спланировать распорядок занятий ребенка и учесть свои планы бывает не всегда возможно.
  3. Дискомфорт. Если ребенок будет ходить в кружок, который ему не интересен. Думаю хорошего здесь мало, вы только еще больше ухудшите отношения, разовьете комплексы у ребенка и думаю успехами будет радовать вас не часто.

  4. Продолжительность занятий тоже играет немаловажную роль. Исходя из индивидуальных особенностей ребенка вы должны оценить,  как отразится на здоровье вашего ребенка, не стоит его перегружать и изматывать. По принципу: «подольше позанимается, крепче спать будет».

    Переутомляемость будет накапливаться и тем самым снижается работоспособность и общие показатели активности и психического здоровья ребенка.

Как выбрать кружок или секцию для ребенка?

Выбор секции для ребенка может зависеть от многих факторов:

  1. Ваше время.
  2. Ваше желание. Ребенка придется туда отвозить или отводить, потом опять забирать или ожидать там, в чем согласитесь мало приятного. За это время можно было бы дома сварить отличный борщец.

    Выбирайте, что для вас важнее: с пользой проведенное время ребенка или ваше.

  3. Ваши финансы. В настоящее время все эти кружочки стоят не дешево, потянет ли дополнительную статью расходов ваш бюджет?
  4. Желание ребенка.
  5. Возраст ребенка. Во всех секциях есть свои возрастные ограничения.

  6. Территориальная удаленность. Некоторые секции находятся достаточно далеко от нашего проживания. Не каждый родитель способен после работы тащиться по пробкам в другой конец города, да и тащить еще и ребенка. Пока доедешь уже и заниматься не хочется, хотя бывают и такие случаи.

    Не все желанные секции имеются в городе, где проживаете.

Вы можете ранжировать в любой последовательности, так как важность данных вещей у каждого своя.

Варианты занятий

  • Спортивные секции. ребенок отлично развивается физически и психически. Развивается выносливость, ловкость, координация и равновесие. Он получает умеренная кардионагрузку, приобретает хорошую осанку, иммунитет. Ребенок собран, уравновешен, уверен в себе и своих силах. Общие: бассейн с рождения, всевозможные танцы с 3 лет, теннис с 5 лет. Для мальчишек: беговел с 1,5 лет, велосипед с 4 лет, картинг с 6 лет, биатлон, хоккей, футбол, единоборства с 5 лет. Для девочек: легкая атлетика с 4 лет, фигурное катание с 3 лет, балет.
  • Интеллектуальные кружки. Развивают память и логику. Иностранные языки с 3 лет, шахматы с 4 лет.
  • Творческие. Сейчас, в наше время существует множество школ раннего развития, где можно уже с года водить малышей на первые занятия лепки, рисования пальчиками и первыми знаниями об окружающем мире вместе с мамами. Мы посещали подобного рода мероприятия. Отлично развивают мелкую и крупную моторику, и в зависимости от направления: если ребенок рисует, то эстетический вкус, воображение, фантазию. Далее, когда ребенок подрастет, можете сменить сферу творчества и заняться уже более серьезным делом. Для мальчиков: выжигание, моделирование. Для девочек: шитье, вязание, мягкая игрушка, мыловарение, бисероплетение. Общее: изо, оригами, опыты, лепка.
  • Музыкальные. Развивают музыкальный слух, чувство такта, ритма, внимание, хорошо дисциплинируют, учат концентрироваться. Распространенные: скрипка, фортепиано, гитара, вокал.

Советы для родителей

  1. Зачем мы отдаем ребенка в кружки и секции? Подумайте, не заставляйте из-под палки идти на занятия, предложите альтернативу, предоставьте право выбора, пусть сам решит, куда хочет ходить. Если все же хотите, чтобы ребенок начал посещать именно эти занятия, то сумейте правильно мотивировать его, заинтересовать, проявите фантазию и смекалку, чтобы его увлечь и заинтересовать.

    Включайте, якобы для личного просмотра, видео, где, например, идут соревнования по легкой атлетике, если воспитываете гимнаста, а коли хотите скрипача, то включайте концерты.

  2. Обратите внимание, если ребенок не хочет идти, постоянно противится, может нужно сменить поле деятельности, поговорите с ребенком, расспросите его.

    Если разговор не дает ничего, то попробуйте как-нибудь невзначай спросить, наблюдайте за ребенком, что он смотрит: какие мультики, фильмы. Спрашивайте после просмотренного: понравилось? почему? чем увлекло? Так вы сможете понять, что нравится вашему малышу. Но как правило, дети открыто заявляют, чем они хотят заниматься.

    Только они так часто могут менять свое мнение, что за ним и не угонишься. Буквально сегодня он хотел кататься на великах, завтра он уже в футбол хочет, про завтра и подумать страшно. Конечно, это не значит, что нужно скакать из кружка в кружок каждый месяц. Объясняйте ему.

  3. Не гонитесь за знакомыми и подругами ради соперничества или зависти.

    Если они ходят на танцы, это не значит, что танцы будут нравиться и вашему ребенку. Хотя часто бывает, что дети и родители сплочаются и вместе ходят на занятия, все индивидуально. Акцент на том, что если ребенок не хочет, не настаивайте.

  4. Учитывайте темперамент и шкалу активности вашего ребенка. Если ребенок егоза, не может усидеть на месте, ему подойдут активные виды спорта.

    Лепка и конструирование корабликов покажутся ему скучным занятием.

  5. Если ребенок после занятий вам хочет продемонстрировать свои новые навыки и умения, не ссылайтесь на усталость и плохое настроение, обязательно оцените молодчинку.
  6. Если ребенок только начитает ходить в какой-то кружок, сразу не оплачивайте абонемент на несколько месяцев.

    Сейчас много проходит акций  подобного рода и родители, ради экономии приобретают абонементы на несколько месяцев вперед, не задумываясь над тем, если ребенок не захочет посещать секцию, я уже не говорю про другие обстоятельства.

Что думает ваш ребенок

Очень часто родители это мнение совсем не учитывают, ведь он еще мал и не может адекватно оценивать то, что ему нужно сейчас, а мы знаем, у нас же жизненный опыт…

На самом деле это не так. Даже 1,5 годовалого малыша уже можно понять без слов: нравятся ему подобные визиты или нет. Да, он не может вам сообщить вербально, но его настроение, его поведение, должно вам, как матери, дать точный ответ.

Не проживайте свою жизнь заново в своем ребенке. Если вы мечтали в детстве походить на волейбол, не нужно туда волоком тащить своего сына. Дайте ему решить самому.

Кружки и секции, приведенные здесь, это только те, которые вспомнила, на самом деле их бесчисленное множество, выбирайте, которые больше устраивают вас и вашего ребенка по личным критериям.

Спасибо, что дочитали до конца, было хоть интересно?

Надеюсь, что да. Пишите комментарии, какие секции посещаете со своим малышом, какие у него успехи?

Пока, пока!

С уважением, Юлия Полонская

Источник: //polonskaya-blog.ru/nuzhny-li-rebenku-kruzhki-i-sektsii/

Секции для детей: как выбрать и избежать ошибок? Секции и кружки: нужны ли они ребенку или нам их навязывает общество

Секции и кружки: нужны ли они ребенку или нам их навязывает общество?

Когда родители нынешних школьников и дошкольников были детьми, у них не было такого широкого выбора детских кружков и студий раннего развития, который есть сейчас.

Но сегодня ребенок, не посещающий никакие дополнительные занятия, воспринимается окружающими довольно странно. Тем временем, уровень загруженности учебой отнюдь не снижается.

Более того, посещение детских кружков может потребовать дополнительных расходов и временных затрат.

Для чего нужны детские кружки?

За последние несколько лет в России детские кружки стали необъемлемой частью образования детей.

Особое место среди них занимают студии раннего развития, где детей с самого раннего возраста обучают иностранным языкам, чтению, математике. Родители считают, что всестороннее развитие сделает их ребенка более успешным.

Многие мало задумываются о том, дают ли детские кружки действительно ценные знания и интересно ли их посещение самим детям.

Нередко при взаимодействии между собой родители детей дошкольного или младшего школьного возраста понимают, что конкретный ребенок не посещает достаточного количества детских кружков и не так загружен, как сын или дочь соседей. Родители иногда соревнуются между собой, и часто не думают о том, полезно ли это детям.

Разумеется, дополнительные занятия полезны школьникам и помогают развить определенные навыки. Но их успех и эффективность зависят от того, насколько они интересны им самим. Если ребенок не проявляет интереса к занятиям, чувствует себя уставшим и по возможности пропускает их или посещает только из-за нежелания огорчать родителей, то стоит задуматься, так ли нужны эти дополнительные занятия.

Занятия в детских кружках и секциях приносят пользу только тогда, когда они не носят характера соревновательности между родителями и не мешают здоровому физическому развитию детей.

Если ребенок не страдает от малоподвижного образа жизни и имеет достаточное количество свободного времени, и занимается тем, что ему действительно нравится, то он получит меньше стресса, чем его чрезмерно перегруженный сверстник.

Когда родители выбирают детские кружки и секции, они должны обращать внимание на те задачи, которые можно решить с их помощью. А именно:

  • общее развитие;
  • успех и достижение целей;
  • коррекция личностных и физических особенностей;
  • снятие барьера в общении.

Если ребенку необходимы физические упражнения для укрепления осанки, то ему подойдут занятия танцами или плавание. Танцы способствуют решению проблем с позвоночником и развивают уверенность в себе, а плавание укрепляет мышцы спины. Если школьник имеет склонность к избыточному весу, то физические упражнения фитнес-программы также будут ему полезны.

Если у ребенка наблюдается склонность к творчеству, он любит рисовать или играть на музыкальном инструменте, то он может посещать музыкальную школу или студию изобразительного искусства. Помимо раскрытия таланта, он сможет приобрести новых друзей и решить еще одну важную задачу – преодоление трудностей в общении.

Робототехника – одно из самых популярных направления для развития детей сегодня. На занятиях дети узнают об устройстве и работе электронных приборов и сами учатся конструировать роботов. Таким образом, при серьезности увлечения ребенок получает шанс приобрести востребованную профессию в будущем.

Еще одно востребованное направление детского досуга – иностранные языки. Дополнительные занятия посещают дети, чьих родителей не устраивает уровень преподавания в школе или уровень подготовки к экзаменам. Но и сами дети могут иметь склонность к изучению иностранных языков и с удовольствием посещают эти занятия.

Не самое лучшее решение, если выбирая детские кружки и секции, родители руководствуются принципами «потому что это модно» и «чтобы не хуже, чем у других».

Рано или поздно, давление со стороны родителей приводит к снижению мотивации у ребенка, потере интереса к занятиям и нервному напряжению.

Если выполнения физических упражнений или занятия музыкой не приносят удовольствие, то прекращение посещений дополнительных занятий скажется благотворно и на детей, и на родителей.

Ответить на вопрос о том, какие детские кружки выбрать для развития ребенка, поможет осознание поставленных задач.

Чаще всего дополнительные занятия помогают решить вопрос занятости ребенка вне школы, творческого развития или пользы для физического здоровья.

Если ребенок не проявляет каких-либо определенных склонностей, то родители записывают его сразу в несколько учебных центров. В итоге он может не выбрать ни одно из дополнительных занятий или выбрать что-то другое.

Гораздо лучше дела с мотивацией обстоят у тех детей, которые имеют конкретные склонности – к танцам, рисованию, музыке или иностранным языкам. Тогда дополнительные занятия будут приносить реальную пользу.

Также интересно и полезно заниматься тем, у кого есть трудности в общении со сверстниками. Например, стеснительный ребенок может раскрепоститься во время занятий в театральной студии или научится защищаться на уроках боевых искусств.

Так и родителям будет проще решить вопрос, какие детские кружки выбрать, чтобы они действительно были полезны.

Основные цели дополнительного образования:

  • раскрытие потенциала и талантов ребенка;
  • возможность заниматься тем, что действительно интересно;
  • четкое осознание собственных потребностей и склонностей;
  • спокойствие семьи, которая знает, что ребенок занят делом.

Последняя цель способна оказать родителям «медвежью услугу» – они могут перегрузить детей, независимо от того, какие детские кружки им интересны, а какие – нет. Чрезмерная занятость способна привести к эмоциональному перенапряжению ребенка, а затем и к ухудшению его психического и физического состояния.

Чтобы развитие ребенка и его отношения с родителями были действительно гармоничными, не стоит огорчаться, если он не проявляет интереса к тем или иным дополнительным занятиям. Возможно, он способен сделать правильный выбор и начать заниматься тем, что действительно интересно.

Дополнительное образование для детей младшего и среднего школьного возраста в последнее время приобретает все большее значение.

Детские кружки объявляют набор воспитанников с началом учебного года – как раз в то время, когда большинство родителей пытаются распланировать уровень нагрузки для ребенка. Существует множество занятий, которыми можно увлечь школьника.

Это танцы, рисование, хореография, музыка, гимнастика, иностранные языки. Иногда расписание составлено настолько плотно, что у ребенка не остается ни минуты свободного времени.

С какого возраста лучше начать посещать детский кружок?

Уровень нагрузки, который задают детские кружки, должен соответствовать возрасту ребенка. Для двухлетнего малыша можно порекомендовать только непродолжительные по времени развивающие занятия, на которых педагог будет учить детей различать цвета и формы, развивать мелкую моторику.

Начинать серьезное обучение музыке, иностранным языкам, рисованию следует не ранее 5-6 лет. Если родители мечтают о карьере профессионального спортсмена для ребенка, уже в 4-5 лет можно будет понять, есть ли у малыша потенциал в выбранном виде спорта.

В дошкольном возрасте основным видом деятельности для ребенка является игра, поэтому интенсивные нагрузки для него не рекомендованы. Их стоит отложить до того периода, пока малыш не пойдет в школу. За изучением различных предметов станет понятно, к каким сферам деятельности он тяготеет больше всего.

К несомненным плюсам относится развитие сильных сторон и качеств у школьника, повышение уровня его эрудиции и интеллекта. Детский возраст – самая подходящая пора, чтобы усваивать новые знания и приобретать навыки. У детей отличная память, они с энтузиазмом воспринимают любые предложения и инициативы, радуются даже небольшим достижениям как великим победам.

Взрослые предполагают, что ребенку, развитому во всех отношениях, учеба в школе будет даваться более легко, он будет получать только высокие оценки, отлично сдаст выпускные экзамены и сумеет поступить в любое выбранное учебное заведение.

В то же время детская психика остается не такой устойчивой, как у взрослых. Слишком плотное расписание, малое количество времени на отдых, хронический недосып – все это отрицательно сказывается на физическом и психическом состоянии ребенка.

Тогда детские кружки становятся для него скучным обязательным занятием. Кроме того, школьник может быстро потерять интерес к изучаемому предмету и начать мечтать о другом.

Иногда дети боятся сказать родителям, что больше не хотят посещать кружок или секцию, опасаясь их расстроить.

Чему родители должны уделить внимание?

При посещении ребенком детских кружков родителям нужно позаботиться о том, чтобы его детство оставалось обычной детской жизнью – было время просто погулять на улице, провести время с друзьями, возможно, даже просто посидеть за компьютером. Это важно, поскольку психике необходим отдых.

Необходимо следить, сколько школьник спит. Чтобы нервная система успевала восстанавливаться, ребенок должен спать не менее 8-9 часов в сутки. Чем более ранний планируется подъем, тем раньше следует готовиться ко сну. Режим сна и распорядок дня желательно не нарушать.

Также родителям стоит позаботиться, чтобы для занятий в детских кружках у ребенка было все необходимое.

Это может быть спортивная форма и обувь, спортивные принадлежности, музыкальные инструменты, краски, учебные пособия. Только так занятия будут проходить максимально эффективно.

Кроме того, иногда посещение множества секций обходится в чувствительную для семейного бюджета сумму, нужно учитывать и этот факт.

Когда ребенок особенно активен и подвижен, у него много энергии, родители задумываются о посещении спортивной секции. Там он сможет проявить свою активность в полной мере. Выбрать можно что угодно: волейбол, футбол, хоккей, акробатику, художественную гимнастику, спортивные танцы и даже балет.

Спорт дисциплинирует, развивает силу духа, упорство, способность добиваться поставленных целей. Ребенок станет более настойчивым и выдержанным и обретет таких же целеустремленных друзей.

Занятия в спортивной секции не способствуют развитию общего уровня эрудиции, но имеют множество других плюсов. Это отличная физическая подготовка, сила и гибкость тела. У одаренного ребенка есть шанс стать профессиональным спортсменом, побеждать на соревнованиях сначала школьного, а затем городского уровня, и построить спортивную карьеру.

Общение со сверстниками

Еще один немаловажный фактор, голосующий «за» посещение детских кружков, – это возможность пообщаться с другими ребятами. Не всегда у ребенка взаимоотношения с одноклассниками складываются так, как ему хотелось бы. Столкновения, конфликты и даже драки – далеко не редкость в детском коллективе.

В кружках и секция психологическая атмосфера более дружелюбная. Дети чувствуют себя более расслабленно, ведь на внешкольных занятиях им не нужно быть в напряжении из-за опасения получить плохую оценку. Вопрос дисциплины тоже не стоит так остро – можно открыто общаться на любые темы, задавать вопросы педагогу, работать в команде для достижения общей цели.

Поэтому в кружке по интересам ребенку часто бывает легче завести хороших друзей. Становится ясно, что их объединяют общие увлечения, а не просто необходимость учиться в одном классе.

С посещением дополнительных занятий у ребенка значительно возрастает темп жизни. Увеличивается нагрузка на его психику и нервную систему. Поэтому родители должны внимательно следить за его психоэмоциональным состоянием, и не допускать переутомления.

Признаками переутомления являются отсутствие аппетита, бессонница, вялость в течение дня, частые головные боли, приступы головокружения, потеря интереса к учебе. Все это может привести к падению успеваемости и хроническому стрессу. Поэтому необходимо выбирать только те занятия, к которым ребенок испытывает неподдельный интерес.

Обсуждение

Конечно, курсы нужны, но без фанатизма, ребенок должен и отдыхать, и свободное время иметь! Мы ходим в спортивную секцию по баскетболу и на образовательные курсы по развитию интеллекта, очень удачно все сложилось, спорт- сам по себе вещь полезная, а на курсах развивают память, внимание, умение концентрироваться, не отвлекаться, ну. и конечно развивают кругозор! Очень рекомендую москвичам “президентская школа”

20.09.2013 10:46:35, Ida33

очень полезная статья. а вообще, лучше пусть почаще в кружки и секции ходят,чем сидят дома у компа или телевизора.

Ох, сложная стала жизнь не только у детей, но и у родителей! Как выбрать, как не перегрузить, но и не деть отстать от сверстников – голову сломать можно))

Конечно я согласна, что загружать ребенка не стоит и обязательно должно быть время на отдых, на гулянку и просто посмотреть любимый фильм, или мультик))) У, нас кружок детского творчества и искусства. Моя дочка ходит на занятия в выходные дни, в субботу и воскресение! Это для нее не перегрузка, а любимое занятие, что бы скучно не было)))

12.09.2013 18:22:40, nina7777 Комментировать статью “Кружки и секции для ребенка: польза и вред. Что делать с нагрузками?”

Кружки, секции. Образование детей. Раздел: Кружки, секции (Бесплатные кружки и секции). Секции школьные – на что мы имеем права?

Обсуждение

какое кол-во платных кружков в школе может посещать ребенок-сирота бесплатно,нигде не могу найти ответ

Источник: //tomandangela.ru/sekcii-dlya-detei-kak-vybrat-i-izbezhat-oshibok-sekcii-i-kruzhki-nuzhny-li/

Почему дети не ходят в кружки и секции

Секции и кружки: нужны ли они ребенку или нам их навязывает общество?

Авторы исследования:

Катерина Поливанова, руководитель группы, замдиректора Центра развития лидерства в образовании Института образования НИУ ВШЭ.

Елизавета Сивак, младший научный сотрудник Центра развития лидерства в образовании Института образования НИУ ВШЭ.

Шансы ребенка посещать различные кружки зависят не только от материального положения семьи, но и от установки родителей в отношении дополнительного образования, а также их готовности вкладывать силы и время в развитие ребенка, выяснила группа исследования современного детства Института образования НИУ ВШЭ. Есть и объективные причины − в спальных районах мало кружков, спортивных секций и музыкальных студий, а те, что есть, нередко расположены далеко от дома и школы.

Чтобы выяснить это, Катерина Поливанова, Елизавета Сивак и младший научный сотрудник Центра развития лидерства в образовании НИУ ВШЭ Яна Козьмина детально картировали сервисы для детей в нескольких столичных районах. Точкой отсчета служили школы, детские сервисы рассматривались в радиусе примерно 1,5 км от них.

Авторы работы изучили внешкольные занятия детей трех школ Центрального округа Москвы, учеников одной школы Можайского и одной школы Рязанского района столицы (выборка приведена в таб. 1).

 Были проанкетированы дети и их родители, с администрацией школ были проведены интервью.

Одновременно изучались возможности дополнительного образования в районе и культурная инфраструктура (число и расположение музеев, театров, библиотек, вузов).

Таблица 1. Выборка респондентов по районам.

ЦАО

Можайский район

Рязанский район

Дети

5, 7, 9 классы

5, 7, 9 классы

5-10 классы

(всего чел.)

274

102

617

Родители

5-10 классы

5-10 классы

2, 4, 5-10 классы

(всего чел.)

216

110

491

Источник: исследование К. Поливановой, Е.Сивак и Я. Козьминой.

В спальных районах выбор кружков ограничен

Около 80% детей посещают хотя бы один вид развивающих занятий, подсчитали исследователи. Примерно 40% ходят не менее чем в две секции.

 На дополнительное образование дети тратят в среднем около шести часов в неделю. Чаще всего они занимаются спортом, танцами, музыкой, иностранными языками и ходят в театральные студии.

В старших классах допобразование − это, как правило, подготовка к поступлению в вуз.

Не во всяком районе есть достаточное количество разнообразных кружков. Тут преимуществом обладает центр города, где сосредоточена масса музыкальных и художественных школ, спортивных центров, дворцов творчества, студий танцев. (рис. 1).

Рисунок 1. Досуг и дополнительное образование. Центр Москвы.

Источник: исследование К. Поливановой, Е. Сивак и Я. Козьминой.

В двух других районах видна нехватка детских сервисов, они более банальны по тематике, а само предложение однообразно: много однотипных занятий, в то время как некоторые виды почти не представлены.

Рисунок 2. Досуг и дополнительное образование. Можайский район г. Москвы.

Примечание: обозначения на карте те же, что и на рис. 1. Источник: тот же.

«В Можайском районе больше стандартных занятий типа бисероплетения или рисования, в то время как в центре больше кружков связаны с научным экспериментированием, − пояснила Елизавета Сивак. − В Рязанском районе необъяснимо много футбольных полей и библиотек».

Рисунок 3. Досуг и дополнительное образование. Рязанский район г. Москвы.

Источник: тот же. Карта подготовлена М. Лебедевым, руководителем сектора по научно-методической работе школьного и дошкольного подразделений, школа №777.

Такое расположение секций и студий приводит к тому, что дети, живущие в отдаленных районах, дольше добираются до занятий, а иногда просто не могут посещать их.

Если в ЦАО 37% опрошенных тратят на дорогу до центра развития менее сорока минут (в оба конца), то в Можайском районе таких − 30%.

Около 40 минут в транспорте занимает путь в секции у 18% жителей ЦАО, а в Можайском районе столько времени на дорогу тратит уже четверть опрошенных.

Причем здесь культурные стереотипы

Чем выше социально-экономический статус родителей (профессия, доходы и пр.) и их культурный капитал (образование, интерес к музеям, театрам, знание иностранного языка и т.п.), тем чаще они стремятся дать дополнительное образование своим детям.

Материальное положение родителей не оказывает влияния на доступ детей к развивающим занятиям, зато культурный капитал в этом плане значим, отметили исследователи

«Среди детей из семей с низким культурным капиталом статистически значимо выше доля тех, кто не посещает дополнительные занятия, − 24%, чем среди детей из семей с более высоким культурным капиталом − 17%», − отметила Елизавета Сивак.

Среднее число дополнительных занятий разных видов тоже значимо различается в зависимости от культурного багажа родителей. У детей из семей с низким культурным капиталом оно составляет 1,06. У детей, чьи родители имеют более высокие культурные запросы, − 1,36. При этом культурный капитал семей в среднем ниже в нецентральных районах.

Влияние культурного капитала семьи проявляется и в ответах родителей по поводу того, почему ребенок не ходит в кружки (таб. 2). Среди тех, кто выбирает ответ «Мы еще не искали информацию…», культурные запросы в среднем ниже.

По сути такие родители признаются, что пока не прилагали усилий к тому, чтобы определиться с развивающими занятиями для детей.

Среди родителей с более обширным культурным багажом (а в таких семьях дети обычно уже посещают какие-то кружки) более популярны ответы: «Не подходит расписание занятий» и «У ребенка не остается на них времени».

Таблица 2. Среднее значение культурного капитала тех, кто согласился и не согласился с утверждениями про причины.

СогласенНе согласен
Пока еще не искали информацию, не записывались и т.д.2,63,1
Не подходит расписание занятий4,02,9
У ребенка не остается на них времени3,32,9

Источник: исследование К. Поливановой, Е. Сивак и Я. Козьминой.

Кружки спасают от «улицы»

Родителей спросили, какой смысл они вкладывают в дополнительное образование. Как и ожидалось, значима не только образовательная опция занятий. Кружки и секции, по мнению семей, учат детей организованности.

«Когда ребенок знает, что у него есть час-полтора до тренировки, а потом у него времени не будет сделать уроки, он сделает это быстро, но сосредоточенно и хорошо, − отметила одна из респонденток. − Наличие свободного времени большого не гарантирует успешного обучения в школе, потому что это детей рассеивает».

Дополнительное образование расценивается и как способ спасти детей от дурного влияния. В этом плане показателен такой ответ: «Чем больше свободного времени − тем хуже. Если я сейчас отпущу ребенка в свободное плавание, то не факт, что он выберет правильную дорогу».

См. также:

Занятия в кружках повышают самооценку школьников

Дополнительное образование переформатируется

Образование родителей может блокировать социальный лифт для детей

Социальное расслоение воспроизводится в образовании

Автор текста: Соболевская Ольга Вадимовна, 30 мая, 2016 г. Образование дети образование ценности

на IQ.HSE

Источник: //iq.hse.ru/news/183230438.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.