Семейное образование: не личный опыт

Содержание

Типичные проблемы семейного обучения

Семейное образование: не личный опыт

Семейное обучение набирает популярность. Хорошо, когда родители ребёнка осознают свою ответственность и представляют объём знаний, который им предстоит освоить вместе с ребёнком. К сожалению, всё чаще родители забирают своё чадо лишь потому, что у него возникли кратковременные трудности в школе и плохо представляют, какие проблемы их поджидают.

Если вы раздумываете над тем — переходить вашему ребёнку на семейное обучение или нет, ознакомьтесь с проблемами, которые вас поджидают. Их оказывается достаточно много и некоторые из них могут оказаться непреодолимыми. И нужно ли тогда отказываться от традиционного обучения? Стоит ли игра свеч?

Проблема первая: переход на семейное обучение

Перейти на семейное обучение просто. Это разрешено. Даже в «Законе об образовании…» есть такая форма. Нужно написать три документа и отнести их в школу, где обучается ребёнок. Сделать это можно в любое время. 

  • Заявление о переводе ребёнка на семейное обучение. Пишется на имя директора в произвольной форме. С самим директором необходимости разговаривать нет. Просто написать заявление в двух экземплярах и зарегистрировать у секретаря. Один экземпляр остаётся у вас, второй в школе.
  • Уведомление о постановке на учёт в Департаменте образования как ребёнка, находящегося на семейном обучении. Форма заявления обычно есть на сайте департамента образования. Её можно скачать и распечатать в двух экземплярах. Один для вас. Другой для Департамента. Уведомление можно отнести в Департамент самостоятельно, а можно передать через школу — как удобнее. 
  • Заявление о зачислении о прикреплении к школе в качестве экстерна для сдачи промежуточных аттестаций. Чаще пишется одно заявление, а аттестации ребёнок проходит в даты, согласованные с учителями-предметниками. В этом случае личное дело школьника хранится в школе. Если родители забирают личное дело, то они пишут такие заявления на каждую аттестацию и получают справки о её прохождении, которые подклеивают в дело самостоятельно.

Кажется, никаких проблем? Да, если действовать уверенно и самостоятельно готовить всю документацию. Если же вы не так уверены и ждёте помощи от школы — скорее всего, вы её не дождётесь.

Директор будет избегать встреч с вами, заучи будут отговаривать и пугать разными ужасами, рассказывать, что им экономически не выгодно заниматься экстернами, так как школа не получает за них денег. И вы будете ходить в школу многократно, теряя время, самообладание и желание этим заниматься.

Как результат, ребёнок может не перейти на семейное обучение, а попасть на очно-заочное, но это уже совсем другая история, которая, вам, скорее всего, не нужна.
Совет.

Пишите все заявления дома, с работниками школы разговаривайте на равных — в конце концов, вы теперь тоже учитель, пусть и для одного ученика. Не останавливайтесь на полпути — видя вашу нерешительность, учителя сделают всё возможное, чтобы ребёнок остался на очном обучении в школе. Возможно, это и к лучшему?

Проблема вторая: непонимание близких и окружающих

Шила в мешке не утаишь. Информация о том, что ваш ребёнок находится на семейном обучении мгновенно разлетится по родным и знакомым. Они отреагируют стандартно вопросами и недоумением. 

  • Как можно лишать ребёнка социализации? 
  • Разве могут родители научить ребёнка лучше, чем учителя? 
  • Ребёнок точно разленится! 
  • Немедленно верните ребёнка в школу!

Если ваше семейное обучение будет проходить успешно, то через пару лет они смирятся. Но эти пару лет тоже пережить нужно.
Совет. Говорите родственникам, что ребёнок находится на дистанционном обучении в школе. Они это воспринимают совсем по-другому, более благоприятно. И у вас не возникнет необходимости оправдываться и доказывать им что-либо.

Проблема третья: организация учебного процесса и режим дня

Сначала ребёнок ошалевает от свободы, да и родители тоже.

Теперь не надо подниматься в семь утра, чтобы к восьми быть в школе! Не нужно собирать перекусы и давать карманные деньги на обеды! Не надо покупать и стирать школьную форму! Не надо исписывать десятки страниц домашней работы! Спустя неделю-две приходит отрезвление: в школу ходить не надо, но обязанность обучать и обучаться осталась. Если ребёнок не сдаст успешно аттестацию, его могут перевести на очное обучение. В принципе, некоторые родители так и делают — дают ребёночку (и себе) отдохнуть полгодика-год, а потом возвращают в школу. Но это — нехороший вариант, вернее, не всем подходит, так как де-юре школьник оказывается второгодником. В родной школе это слишком болезненно для психики, а переходить в другую не всегда есть возможность. Поэтому, учиться нужно и дома. И учиться успешно, чтобы пройти аттестацию.  Сразу встаёт второй вопрос — как вписать учебный процесс в режим дня? Кажется, вопрос ни о чём — учиться утром вместо похода в школу. Однако большая часть опрошенных предпочитает спать до 11-12 часов, а после обеда внезапно оказывается, что наступает время дополнительных занятий, то есть — кружков. Раз учёба отложилась, два — а там и в привычку вошло. Учатся же студенты перед сессией? Почему бы в школе эту же схему не использовать? И получается, что семейное обучение превращается в семейное неучение.

Совет. Составьте жёсткий режим дня и определите точно когда и чем ребёнок занимается. Затем придерживайтесь его. И подъём нужно организовать своевременный и объём заданий на день определить и выполнять их регулярно.

Проблема четвёртая: учебный план

Когда родители осознают свою ответственность, то первое, что они делают — приходят в ужас от объёма информации, который надо будет «впихнуть» в ребёнка за достаточно короткий промежуток времени.

И если раньше у мамы хватало времени заниматься с ребёночком дополнительно, то сейчас — освоить бы то, что в учебниках написано! Очень ответственных родителей подстерегает и другая печаль: учебников слишком много. Как выбрать среди них те, которые лучше? Ведь изучить все просто не хватит времени…
Совет.

Составьте учебный план, исходя из требований аттестации. Если ребёнок прикреплён к школе как экстерн, есть прямой смысл взять учебники, по которым учатся его «одноклассники» и методические разработки, которыми пользуется учитель (они есть в свободной продаже почти к каждому учебнику).

Далее стоит определить, сколько дней в неделю и сколько недель будет заниматься ребёнок и разбить весь материал на блоки, не забыв оставить время для повторения перед аттестацией.

Проблема пятая: непонятные предметы

Практика показывает, что даже программа начальной школы вызывает много вопросов у родителей и они теряются, не зная как объяснить ребёнку сложные темы. А про средние и выпускные классы и говорить не приходится. Что делать? Можно, конечно, нанять репетитора.

Однако репетитор по всем предметам и даже по одному, на регулярной основе — удовольствие затратное как по финансам, так и по времени. Проще и эффективнее получается найти тематический сайт. Такие сейчас есть. Их не так много, но они есть и хорошие. Можно поискать видео по теме на ютьюб.

Немного терпения и ребёнок прекрасно освоит сложный материал даже без вашего участия. 
Совет. Для тех, кого этот момент сильно напрягает, существуют интернет-школы для детей на семейном обучении.

За небольшие деньги ребёнок получает доступ ко всем урокам по всем темам своего класса и занимается в точном соответствии с расписанием, что исключает пропуск материалов по программе. Родителям остаётся лишь контролировать процесс.

Проблема шестая: мотивация

Ребёнок с такой радостью отказался ходить в школу, что у родителей создалось ощущение: он будет грызть гранит науки дома с огромной радостью и превеликим рвением. На деле оказывается всё не так радужно. Оказывается, что ваш отпрыск любит поспать часов до 11, а потом у него масса интересных занятий и без уроков. Автоматически радость занятий не придёт.

Мотивацию нужно обеспечить родителям. Что это будет? Всё индивидуально. Можно составить программу так интересно, что ребёнку захочется узнать побольше. Можно посетить тематические музеи и выставки. Можно записать на уроки в альтернативную школу. В любом случае — сначала надо пробудить интерес к занятиям, а потом ждать инициативы от ребёнка.
Совет.

Если у вас не получается организовать ежедневные занятия по многим предметам, попробуйте изучать их в блиц-режиме, когда за 30 минут ребёнок отвечает на 50-60 небольших вопросов по разным предметам и вы можете сориентироваться — что он знает хорошо, а что — нет. Потом упор сделать на те предметы, знаний по которым не хватает.

Желание учиться появится параллельно накопленным знаниям.

Проблема седьмая: аттестации

Аттестации — как Дамоклов меч висят над родителями, которые стараются приложить все усилия для того, чтобы ребёнок сдал их на высокую оценку. Но стоит ли это тех нервов и стрессов, которые получит чадо в результате такой подготовки? Вы зачем из школы уходили? Не затем же, чтобы окончательно поссориться и разругаться? Поэтому пересматриваем полностью своё отношение к аттестациям.

Гонимся не за отметками, а за знаниями, здоровьем и тем самым, ради чего семейное обучение было задумано.
Совет. Сами относитесь к аттестациям с юмором и ребёнку внушайте, что они — не главное в его жизни.

Вы увидите, что как только с ребёнка снимается груз ответственности за «качество» знаний, он сам начинает учиться много усерднее, а значит и аттестации сдаёт более успешно.

Как видите, проблем хватает, однако все они решаемы. Главное — ваше искреннее желание вырастить образованного человека с крепкой нервной системой и хорошим здоровьем.

Источник: https://ros-obrazovanie.ru/articles/tipichnye-problemy-semejnogo-obuchenija.html

Семейное образование на практике: самый подробный гид от практикующей семьи

Семейное образование: не личный опыт

Кадр из фильма «Семейка Адамс»

Писать о семейном образовании приятно и интересно, но всегда получаются рассказы о чувствах, возможностях, мнениях, общие философские рассуждения. И у читателей возникает много практических вопросов — как строится обучение, сколько времени занимает, нужны ли репетиторы. Что ж, видимо пора ответить на все эти вопросы внятно и по пунктам.

Рассылка «Мела»

Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу

Мой сын проучился дома два года: 5 и 6 класс. Аттестации прошёл и возвращаться в школу не намерен. Этот текст содержит описание личного опыта нашей семьи и предназначен для людей, которые тоже интересуются семейным образованием.

Терминология

Не стоит путать домашнее обучение и семейное образование. На домашнее обучение уходят только по состоянию здоровья. Тогда образованием ребёнка занимается школа. К нему домой приходят учителя, сами учат, сами проверяют, сами выдают аттестаты.

Семейное образование — это добровольный перенос ответственности за обучение ребёнка со школы на родителей. В этом случае школа только проводит аттестацию, но никак не участвует в учебном процессе. Для перехода на семейное образование не нужно никаких причин кроме желания родителей.

Принятие решения

Сначала я сообщила родственникам, что хочу перевести сына на семейное образование. Папа, бабушки и дедушки восприняли эту новость нормально и согласились по мере сил помогать. Дальше у нас состоялся самый важный серьёзный разговор с ребёнком.

Я объяснила ему, что есть возможность не ходить в школу, что эта возможность потребует от нас много сил и решимости, что одна я с этим не справлюсь и основная нагрузка ляжет на него самого. «Ты уверен, что справишься? Даже, когда будет тяжело? Ты готов работать каждый будний день честно и не отлынивать?».

И вот когда он ответил, что готов и справится, решение было принято.

Бюрократия и начало

Мой Сашка учился в начальной школе, где было всего четыре класса, после чего дети выпускались и поступали уже в другие учебные заведения. Так вот, мы решили после выпуска больше в школу не ходить. Я позвонила в среднюю школу, которая находилась недалеко от дома, и договорилась о встрече с директором.

На этой встрече я рассказала, что хочу зачислить своего сына в школу и тут же перейти на семейное образование. Директор выдал мне необходимые бланки для заявлений (о зачислении и переводе на СО), я заполнила их.

Договорились, что сдавать аттестацию ученик будет один раз в год (частоту экзаменов директор школы и родители выбирают произвольно), познакомилась с завучем, который решал для нас организационные вопросы, и всё. Вот мы официально на семейном образовании.

После этого ещё пришлось отнести заявление в департамент образования, но оно носит чисто уведомительный характер. В департаменте мне рассказали о правах и возможностях моего сына и предложили обращаться за помощью, если возникнут какие-нибудь проблемы.

Денежная компенсация

На обучение каждого ребёнка государство тратит определённую сумму. Если ребёнок находится на семейном образовании, то школа этих денег не получает, а должны получать родители.

Здесь, к сожалению, мой опыт полезным не будет. В современных законах о компенсациях написано что-то невнятное, нужно отдельно решать вопрос с департаментом. И я просто не стала этого делать.

Мы простили государству деньги и сосредоточились на учёбе.

Выяснение программы

Внятных списков, какими знаниями, умениями и навыками должен обладать ученик к концу года, не существует. Программы у разных учителей в разных школах тоже разные. Поэтому определиться с учителями, которые будут проводить аттестацию, следует в начале года.

Ребёнок, находящийся на семейном образовании, имеет право пользоваться школьной библиотекой. Мы взяли учебники и выяснили у учителей, достаточно ли нам будет знаний из книг или нужны дополнительные источники.

Таким образом, у нас появился собственный уточнённый список тем, которые нужно изучить за год.

Подготовка

Я составила календарь на учебный год. Выходные мы назначили себе на воскресенья и понедельники. Осенние и зимние каникулы совпадали со школьными, а весенние пришлось перенести, так как экзамены нужно было сдавать уже в конце апреля.

Общее количество всех тем по всем предметам разделили на количество рабочих дней и получилось, что в среднем за один день нам нужно было проходить 2 новых темы. На это и ориентировались в будущем. В какие-то дни проходили больше (иногда до 8 тем), в какие-то тратили всё время только на закрепление пройденного.

Кроме этого я выдала ребёнку право на три прогула — он мог отказаться от учёбы в любой день, устроив себе выходной, но не больше трёх раз за год.

Расписание

Все предметы разделили на две группы. В первую группу вошли: математика, русский язык, английский язык и технология. Это те предметы, где ученику нужно получить не только знания, но и умения. Во вторую группу попали все остальные дисциплины. Расписание для каждой группы составлялось по-разному. Первые две недели изучали только математику и только в теории.

Затем я готовила практические задания по пройденному материалу на каждый день. Так же поступили с русским языком. Потом уже ребёнок сам выбирал какой предмет изучать следующим. Таким образом, получалось, что каждый день Сашке нужно было проходить теорию по какому-то предмету из второй группы и решать практические задания по предмету из первой группы.

Это два больших урока в день — один теоретический, другой практический.

Процесс обучения

  1. Берём учебник и читаем вслух, иногда читаю я, иногда он. Затем тот, кто читал, пересказывает тему своими словами так, чтобы суть прочитанного стала понятна. Если в процессе возникают дополнительные вопросы, находим ответы на них в интернете.

    Дальше определяем основные мысли и факты, которые следует законспектировать. Первые несколько месяцев я говорила сыну как и что нужно записывать, потом он уже научился решать это сам.

    В зависимости от предмета выбирали форму конспектирования — где-то использовали тетрадь, где-то блокнот, где-то отдельные картонные карточки.

  2. Включаем видео-урок (их в интернете много), смотрим, обсуждаем, конспектируем.

  3. Беру вопросы из учебника (те, что в конце параграфов) или вопросы итоговых тестов. Вручаю эти вопросы ребёнку и он сам ищет на них ответы в интернете. Затем подробно рассказывает мне всё, что узнал. Конспектирует.

Закрепление пройденного

Математика и русский язык закреплялись каждый день с помощью практических заданий. Для других предметов в конце недели я устраивала сыну небольшую контрольную. Иногда вместо контрольной просто пробегались по учебнику, останавливаясь на ключевых фактах и ещё раз проговаривали их вслух.

Репетиторы и помощники

Прибегнуть к помощи со стороны нам пришлось только в изучении английского языка. Предмет специфический, тут нужно произношение, восприятие на слух, разговор.

В пятом классе это были занятия с репетитором, в шестом — посещение курсов. Кроме этого, часть обязанностей по обучению ребёнка я делегировала другим родственникам.

Технологией и физкультурой с ним занимался папа, русским языком — бабушка.

Распорядок дня

Распорядок не нужен. Я работаю на фрилансе, сын на фрилансе учится, так что никаких начальников и чётких сроков у нас нет. Ребёнок просыпается без будильника, завтракает, бездельничает и сам решает, когда он готов приступить к учёбе. Конечно, все развлечения доступны ему только после того, как учебная программа дня будет выполнена.

С чего начать — с теории по одним предметам или практики по другим — он тоже выбирает сам. В процессе обучения допускаются перерывы любой длительности по желанию ученика. Во время уроков можно пить чай, жевать печеньки, закидывать ноги выше головы — что угодно.

Это очень здорово и, по моим наблюдениям, совсем не мешает учёбе, а только помогает.

Экзамены

За месяц до сдачи экзаменов мы просим в школе устроить нам консультации с учителями. Они занимают не больше 15 минут каждая. На консультации учитель рассказывает в какой форме будет проходить экзамен, на каких темах стоит акцентировать внимание.

Оценка, которую получит ребёнок при аттестации, ни коим образом не станет отражением его реальных знаний. Это уж я теперь знаю наверняка. Поэтому мой сын отправляется на экзамены с одной целью — сдать.

Эти экзамены значительно сложнее, чем простое получение оценок в течение года при очном обучении, списать или построить глазки не получится. Программу нужно действительно знать. Но этого тоже не стоит совсем уж бояться.

Если экзамен провален, назначается пересдача, к которой можно будет спокойно подготовиться, уже имея достаточно времени и чёткое представление о требованиях учителя.

Время и деньги

На учёбу каждый день у нас уходило по 2-3 часа. На составление расписания и практических заданий я тратила около получаса в неделю. Деньги экономятся в невероятных количествах, не смотря на оплату работы репетитора.

Тетрадей, альбомов, ручек и карандашей не покупала совсем — в течение двух лет нам хватало того, что осталось не использованным в начальной школе. Пенал, портфель, сменка, рубашки, брюки, пиджаки, жилетки — всё это нам теперь не нужно, а это стоит очень больших денег. Мы же обходимся удобными джинсами и футболками.

Ну и, конечно, нам не приходилось ничего сдавать на шторы, охрану, подарки учителям и все остальные радости школьной жизни.

И напоследок хочу ответить на несколько часто задаваемых вопросов.

«Целыми днями сидеть дома это вредно и скучно. А как же социализация?»

Перейти на семейное образование — это не значит пристегнуть ребёнка к батарее и не выпускать. Наоборот, без школы появляется много свободного времени на кружки, секции, прогулки, друзей, хобби и всё остальное.

«Мама работает?»

Да. На фрилансе при гибком графике. Но это не обязательное условие. Если ребёнок достаточно взрослый, чтобы оставаться дома один, или есть родственники, которые могут приглядеть за ним в течение дня — регулярная работа родителей не станет препятствием для семейного образования. С ребёнком можно заниматься по вечерам, а на день оставлять ему задания для самостоятельной работы.

«А как вы будете выполнять лабораторные работы по физике, химии, биологии, где нужны достаточно серьезные оборудование и материалы?»

В школе, к которой приписан мой сын, нет кабинетов технологии — работу по дереву и шитьё дети изучают только в теории. Оборудования для лабораторных по физике и химии тоже практически нет.

В общем, наш домашний микроскоп, глобус и лобзик — это уже больше, чем могут предложить многие школы. Я думаю, мы решим эти вопросы по мере их возникновения.

Купить сейчас можно практически всё, что угодно.

«Что труднее всего далось?»

Труднее всего придерживаться выбранного графика и не расслабляться слишком сильно. Когда приходит осознание того, что семейное образование значительно проще, чем казалось, это слегка деморализует.

«Были ли у него такие типичные вещи, как лень. Тебе как маме приходилось ему давать „пинка“?»

Были. Приходилось. Но уговорить ребёнка заняться делом достаточно просто, когда он спокойный, счастливый, когда у него нет ненависти к процессу обучения, а у мамы есть достаточно времени и нет раздражения.

«Мне кажется, что при семейном образовании один из родителей должен отказаться от возможности самореализации, разве нет?»

Это совершенно не так. Родители школьников всегда тратят время на занятия с ребёнком, выполнение домашних заданий и прочего. При семейном образовании то же самое время просто тратится иначе. Приносить себя в жертву вовсе не обязательно. А если у родителя нет даже двух часов в день для общения с ребёнком — это уже катастрофа и форма обучения тут не играет роли.

«Такая система требует от кого-то из родителей уверенных знаний школьной программы и хоть какого-то педагогического таланта?»

Особых знаний не нужно. Изучать материал можно одновременно с ребёнком, это даже лучше, веселее и полезнее для ученика, чем подготовленная лекция. Я считаю, что родитель должен иметь способность к творчеству, здравый рассудок и умение структурировать информацию. Этого достаточно для того, чтобы успешно учить ребёнка без школы.

«Боюсь, что не справлюсь сама, что не справится он, боюсь, что ненависть к школе равна ненависти к обучению в целом, как быть тогда?»

Пробовать. Переход на семейное образование — это не дорога в один конец, вернуться в школу можно в любое время посреди учебного года. Небеса не свалятся на землю, если ребёнок не сдаст экзамен.

У него будет несколько возможностей пересдать его.

Если человеку плохо в школе, если он ненавидит учиться, значит самое страшное уже произошло и бояться больше нечего, остаётся только пробовать что-то изменить.

Источник: https://mel.fm/blog/fina-safonova/74593-semeynoye-obrazovaniye-na-praktike-samy-podrobny-gid-ot-praktikuyushchey-semi

Без школы: личный опыт семейного образования. Часть вторая

Семейное образование: не личный опыт

Лейла Сазонтова

Некоторое время назад я уже писала о том, что забрала сына из школы, чтобы испытать на себе все радости семейного образования. С тех пор прошло уже полгода, и, пожалуй, мне есть, чем поделиться.

Без школы, но с любимыми занятиями

Начнем с главного. Мы до сих пор не вернулись в школу. И что уж скрывать — не собираемся. Вдохнув запах свободы, мы не горим желанием зависеть от уроков, звонков и дополнительных занятий.

Возможно, вам захочется возразить мне: мол, это ваше желание, а не ребенка.

Да, на такой вопрос я отвечала не далее, чем вчера: классный руководитель сына очень переживает за то, что я не пускаю его в школу.

Спешу успокоить: я не держу Лёву дома. Более того, я периодически у него спрашиваю, не надумал ли он возвращаться. В этот момент он смотрит на меня как на того, кто в июне предлагает покататься на лыжах, говорит: «Ты чего, мам? Нееет!» На этом разговор заканчивается.

Источник: https://blog.mann-ivanov-ferber.ru/2016/11/23/bez-shkoly-lichnyj-opyt-semejnogo-obrazovaniya-chast-vtoraya/

Почему родители выбирают домашнее образование

Семейное образование: не личный опыт

Семейное обучение в России набирает популярность. Cегодня, по данным «Российской газеты», более 100 тысяч детей официально не ходят в школу, независимые оценки дают цифры в 200-250 тысяч.

Все больше родителей забирают детей из традиционных школ и переходят на семейную форму обучения. Некоторые папы и мамы учат детей дома сами. Родители побогаче оплачивают репетиторов. В онлайн-школах в этом году в три раза выросло количество учеников.

Почему растет интерес к дистанционному обучению, кому лучше учиться в сети, а кому от звонка до звонка?

Вместо школы на гастроли

Ребята решают уравнения и узнают о нашествии татаро-монголов на Древнюю Русь дома за компьютерным столом. Здесь они проходят тесты и смотрят видеоуроки, делают домашку, отправляют ее на проверку учителю и получают оценки. Педагог в режиме реального времени отвечает на каверзные вопросы, а позже выставляет четвертные и годовые оценки. Зачастую так выглядит онлайн-обучение дома.

Форм «хоумскулинга» в современной России несколько, от онлайн-школ до репетиторов и обучения самими родителями. Однозначно можно сказать, и это общемировая тенденция, что все больше родителей забирают детей из обычных школ – и вовсе не по состоянию здоровья.

По данным крупнейшей отечественной школы InternetUrok.ru, число ее учеников в этом году выросло в три раза.

– В нашей школе учатся и дети из православных семей, чьи родители не хотят, чтобы дети учились в традиционной школе. Есть ученики, которые профессионально занимаются спортом или музыкой, у них сборы, гастроли и просто нет времени на школу.

Некоторые наши соотечественники переезжают за границу, но хотят, чтобы дети получали российское образование. Наши ученики живут в 82 странах мира, – рассказывает руководитель проекта InternetUrok.ru Ольга Хасякова. – С каждым годом учеников онлайн-школ становится больше.

В этом учебном году их число увеличилось в три раза.

Ольга Хасякова

руководитель проекта InternetUrok.ru

Причин перехода на семейное образование множество:

– Родители недовольны академической неуспеваемостью детей, самой системой образования, взрослые хотят оградить ребенка от негативного влияния, вырастить его в своей системе ценностей, папы и мамы выбирают для ребенка индивидуальный график обучения из-за занятий спортом, музыкой, искусством, – пояснила Гузель Гурдус, генеральный директор Центра поддержки семейного образования, в котором число учеников в этом году выросло в два раза.

Гузель Гурдус

генеральный директор Центра поддержки семейного образования

Школьные оценки сбивают родителей с толку

Мария Мезенцева, программист, перевела свою дочь на семейную форму, когда совмещать школу и профессиональное увлечение музыкой стало сложно. Это был 8-й класс, дочка решила поступать в Музыкальное училище им. Гнесиных.

– Когда мы принялись за обучение дома, то очень удивились ее познаниям по некоторым предметам – у дочки вскрылись серьезные пробелы. По химии и физике пришлось проходить программу с нуля. Год был непростым и дал полное представление о качестве школьного образования. Об усвоении материала родители судят по оценкам, а по факту выясняется, что за оценками пустота, знаний нет!

После года семейного обучения дочь успешно сдала экзамены и поступила в училище. Что касается особенностей семейного образования, то можно сказать следующее: в начальной школе любой родитель сможет взять на себя роль учителя.

У него простая задача – научить ребенка читать, писать и считать.

А вот в средней школе родитель уже выступает в роли менеджера: мало тех, кто может объяснить все школьные предметы, и тогда некоторые родители ищут кружки, репетиторов, другие обходятся онлайн-курсами.

«Учебники просто отвратительны»

Священник Никольской церкви села Стремилово Московской области Валерий Загорцев перевел своих детей на семейное обучение шесть лет назад. Старшая дочь уже окончила школу, а вот две средние, 14 и 16 лет, и двенадцатилетний сын учатся дома.

– Во-первых, негативное влияние среды, социализация с отрицательным знаком. И, самое главное, современные школьные программы просто ужасны, примитивны и не дают глубины знаний, – объясняет отец Валерий. – Учебники просто отвратительны. Вот, учебник по биологии для 5-6-го классов – тоньше общей тетрадки!

Ребятишки начинают в школе болеть, перегрузки, их не выпускают на улицу. Мы видим, как дети прихожан сначала идут в школу с желанием, с радостными лицами, а через три месяца начинают школу попросту ненавидеть.

Обучение взяла на себя супруга священника. Целыми днями она занимается с детьми по составленному расписанию. Они начинают учиться с утра, потом несколько часов отдыхают и проводят время на свежем воздухе, затем снова возвращаются к русскому и математике.

Сейчас дочери учатся дистанционно и практически самостоятельно в онлайн-школе. Скорее всего, их примеру позже последует и младший брат. По словам священника, число людей, которые предпочитают обучать детей дома, увеличивается.

– Я каждый год приезжаю в управление образования писать заявление о семейном обучении и все чаще вижу, что уже не один десяток людей в нашем районе последовал моему примеру, – говорит священник. – Это не массовое явление, но оно развивается.

“Мы были не готовы к тому, чтобы учиться без учителя”

Конечно, далеко не у всех родителей есть возможность дать семейное образование или хотя бы проконтролировать этот процесс, даже если он проходит в формате онлайн.

Рядом должен постоянно находиться взрослый, который готов поддержать, помочь, особенно тем, кто помладше. Но в реальности многие папы и мамы большую часть дня проводят на работе и почти не видят своих детей.

Поэтому без школы, а иногда и продленки, тут не обойтись. Многое зависит от самоорганизации ребенка, его усидчивости, общительности.

В этом деле, считают эксперты, главное не навредить, а уметь услышать потребности и желания сына или дочери.

– Если ребенок очень активный, ему нравится общаться с одноклассниками, или если он не способен сам организовать свое время, он выберет школу, – считает Ольга Хасякова.

Таким опытом поделилась мама дочек-погодок, Светлана Арсеньева. Она перевела Ксению и Арину на семейное обучение после окончания начальной школы и обнаружила, что не справляется с организацией обучения дома.

– Мы были не готовы к тому, чтобы учиться без учителя. К сожалению, школа не научила главному – учиться, а дистанционное образование требует большей самодисциплины.

Мы вернулись в школу, но возможно, что перейдем на онлайн-образование, когда дочери будут готовиться к ЕГЭ.

К этому времени у них будет большая мотивация к учебе, ведь от результатов госэкзамена будет зависеть их дальнейший выбор вуза.

«Дочь подустала»

Денис Собур – многодетный отец и преподаватель физики Православного Свято-Тихоновского университета с богословским образованием. Его старшая дочь, третьеклассница Ксения, полгода занимается в онлайн-школе. По словам Дениса, Ксюша – интроверт, любит побыть одна, поэтому и нормально отнеслась к решению взрослых перевести ее на семейное обучение.

– Школьный процесс неэффективен. Когда в классе 32 человека, большая часть времени уходит на дисциплину. Одни дети скучают, другие не успевают. У меня ребенок достаточно сильный, ей было неинтересно. Бессмысленная трата времени. Домашние задания пошли очень объемные, – говорит Денис Собур. – Она полдня проводит в школе, потом еще три часа тратит на уроки дома. Дочь подустала.

Денис Собур

Перевод на семейное обучение благотворно сказался на Ксении, уверяет отец. Девочка стала спокойнее и дружелюбнее. У нее уходит меньше времени на уроки, нет проблем с успеваемостью. Ксения выполняет задания, которые проверяет отец, и раз в неделю отправляет интернет-учителю.

Школа – не единственная социализация

Одна из главных проблем такой системы обучения, считают и эксперты, и противники семейного обучения: социализация ребенка, которая происходит в школе. Психолог Елена Кожевникова рассказала об этом следующее:

– При семейном обучении под присмотром своих родителей ребенок получает возможность для эмоционального развития, которое не менее важно, чем интеллектуальное, а им, к сожалению, часто пренебрегают.

Порой именно внутри школы эмоциональному развитию ребенка наносится непоправимый вред нормами, которые приняты внутри школьного коллектива. Школа – важный источник социализации, но не единственный.

Елена Кожевникова

психолог

Не всегда опыт взаимодействия со своим окружением бывает правильным и полезным.

Находясь в школе, ребенок окружен детьми, которые оказались в тех же условиях, что и он. У него нет возможности выбрать свое окружение.

Основой в школе является коллектив, а коллектив – это не общество. Коллектив – это группа лиц с установленным порядком, с определенными правилами, а общество намного многогранней, оно дифференцировано по полу, возрасту, мировоззрению, системе ценностей, культурным и профессиональным чертам.

И наблюдать это в школе ребенку не представляется возможным. Все люди в школе подчинены единому распорядку и организации работы. Даже свободная и творческая деятельность регламентирована, подконтрольна и должна быть уместной.

Все это не столько социализирует ребенка, сколько вынуждает его приспосабливаться к определенным искусственным условиям.

О плюсах и минусах школьного мира можно спорить бесконечно. Задача же родителей-семейников, видимо, озаботиться вопросом социализации, найти кружки и секции, где ребенок сможет общаться с детьми, которые ему интересны, близки, рядом с которыми он чувствует радость общения, и не дать ребенку «законсервироваться».

– Это может быть воскресная школа, друзья, секция, бывшие одноклассники. Мы стараемся сохранять школьные контакты, приглашаем в гости подруг, – рассказывает один из родителей, Денис Собур. – Итогом социализации должно быть осознание ребенком своей личности, самоопределение и способность выстраивать прочные связи с людьми.

Дистанционные технологии прочно входят в нашу жизнь, число «виртуальных» школ будет расти, как и число их учеников. Но для успеха одного технического прогресса недостаточно.

В нашей стране не все знают, что семейное обучение разрешено федеральным законом об образовании еще с 1992 года. Такая альтернативная форма обучения, имея ряд недостатков, дает и множество преимуществ.

К примеру, за рубежом такие вузы, как Гарвард и Йель, с недавнего времени стали принимать прошедших через него детей без экзаменов, оценивая их знания как качественные.

Источник: https://home-school.interneturok.ru/blog/domashnee_obrazovanie/pochemu-roditeli-vybirayut-domashnee-obrazovanie

6 проблем семейного образования

Семейное образование: не личный опыт
и первые результаты

Несмотря на то, что домашнее образование началось радостно, довольно быстро энтузиазм угас и всё пошло совсем не так, как ожидалось. На протяжении нескольких недель я постепенно поняла, что мои ожидания относительно обучения в семье не оправдываются.

Тем временем ситуация ухудшалась, наступил настоящий кризис, и я начала сомневаться в правильности принятого решения. Когда я остыла и проанализировала наше домашнее обучение с холодной головой, я пришла к выводу, что в целом нет ничего критичного. Есть проблемы, которые необходимо решить.
Итак, я определила следующие проблемы, с которыми нам пришлось столкнуться.

1. Средняя школа принципиально отличается от начальной

Нам не подходят «рецепты» домашних детей начальной школы, где у всех всё легко и учеба занимает совсем мало времени.

Причины:

  • Объемы программы и изучаемого материала.
  • Проучившись в школьных стенах 4,5 года дочка уже приобрела вредные школьные привычки и утратила способность учиться самостоятельно с интересом, которая имелась до школы и сохраняется у домашних детей. Потеряно время и многое упущено.
  • В средней школе отдельный учитель по каждому предмету и у каждого свои требования.

2. Самодисциплина — это сложно

Слабые навыки самостоятельной учебы. Моя дочь за время обучения в школе привыкла работать по заданию и разучилась работать самостоятельно.

Причины:

  • Нет задания — непонятно, что делать (в школе дают задания). Решается планированием.
  • Непонятно, что делать, если непонятно (в школе объясняет учитель). Нужно понять, что необходимо разобраться.
  • Нежелание разобраться, если непонятно (в школе учитель объясняет в любом случае). Для этого нужна мотивация.

3. Я сама

Желание дочки учиться полностью самостоятельно, чтобы я не вмешивалась, но невозможность ввиду наличия слабых навыков самостоятельной учебы.

4. Расписание уроков и отдыха

Планирование своего времени оставляет желать лучшего. В школе время планируется администрацией — дети не участвуют в составлении расписания.

  • Я добавила урок «Планирование». Для этого дочке был куплен красивый датированный ежедневник, который она сама выбрала. Дневник она не хотела использовать. Первую неделю новой четверти мы с ней каждый день планировали вместе, она писала карандашом. Но уже буквально через 5-7 дней, она нашла какие-то интересные ей видео на на эту тему и стала планировать сама. Еще неделю мне показывала результат, потом это перешло полностью в ее ведение. Вечером она составляет план на завтра
  • Я скачала в интернете учебные планы по предметам. В них дочка проставила дни — чтобы ориентироваться, как материал распределен в течение четверти. До этого момента она учились по темам учебников. Получив график аттестации на второй неделе четверти.
  • Я составила форму расписания и сделала две копии — себе и дочке.
  • Мы измерили, сколько уходит времени на отдельные предметы. Что-то было легче, что-то сложнее. На разные предметы нужно было разное количество времени. Зная это, план на день получался более реалистичным. Одновременно учить лучше небольшое количество предметов — не более 3-4. Это самый лучший вариант. Сдавать лучше всего по принципу: освоил один предмет — сдал, освоил следующий — сдал и т.д. Существующий вариант с параллельным изучением 10-12 предметов — мягко говоря не самый лучший. Толком невозможно углубиться в предмет и «почувствовать вкус», как уже пора переключаться на следующий.
  • Я стала планировать контрольные сдачи так, как нам удобно, минимально подстраиваясь под план класса. Учителя нас уже знали и понимали, что мы можем учиться самостоятельно, и по мере возможности они шли нам навстречу.

5. Контроль со стороны школы

Здесь стоит сказать, что поскольку в Беларуси нет четких инструкций или методических указаний о способах или частоте аттестации — всё остается на усмотрение школы. В итоге в каждой школе получается по-разному: от написания всех итоговых и промежуточных контролей чуть ли не с классом до аттестации по всем предметам раз в полгода или даже раз в год.

Наша школа посчитала, что нужны все контроли. Я не стала спорить, т.к. когда всё только начиналось нам самим было непонятно, как будет лучше для нас.

Но по итогам четверти я сделала вывод, что это очень неудобно — слишком много времени уходит на походы в школу и в принципе, такая система обучения неудобна для усвоения материала (какая удобна — я напишу ниже).

Поэтому в четвертой четверти мы ходили в школу меньше, чем в третьей — я соединяла несколько контролей в один или на один день планировала несколько предметов. Дальше я планирую решить вопрос с аттестацией один раз в четверть.

Но самое сложное ждало впереди: чтобы всё это работало, нужны усилия самого человека.

Учиться должна была моя дочка. Именно ей предстояло найти мотивацию и научиться концентрироваться, чтобы осуществлять то, что она планирует. Ей предстояло научиться учиться самостоятельно не формально — под страхом плохих оценок или школьных унижений от невыученных уроков, — а реально — потому что ей лично это надо.

В любом случае, у нее был выбор: школа или учеба дома. Ходить каждый день в школу она больше не хотела, она хочет учиться сама, а для этого необходимо суметь организовать свою учебу дома.

6. Концентрация и мотивация

Сложности с концентрацией и отсутствие мотивации делать быстро.

Как результат — уроками занята большая половина дня, хотя по факту их можно сделать за несколько часов. Тут есть два нюанса. С одной стороны, трудно концентрироваться на том, что неинтересно. С другой стороны, за 4,5 года она научилась «отсиживать» уроки.

У меня оставался вопрос с гаджетами: оставлять в зоне доступа на время учебы или убирать? Гаджеты могут быть очень полезны для учебы, но также и сильно отвлекают…

Кроме этого, я пересмотрела свою роль как организатора. Я посчитала, что на данном этапе моя роль должна быть более активной. На календаре подходила к концу третья четверть и несмотря на трудности с организацией, дочка хорошо сдавала контроли.

Вопрос заключался в том, чтобы уменьшить затраты времени и сил на учебу до минимального уровня, а также минимизировать количество походов в школу. Чтобы заняться тем, чем действительно хочется и интересно.

Наступившие каникулы стали своего рода «перезагрузкой» для нашего обучения. Мы обе отдохнули. Перечисленные проблемы мы обсудили с дочкой.

Пришлось смириться, что самостоятельно учиться нужно научиться, поэтому пока полностью сама она учиться не будет, это придет со временем, по мере приобретения необходимых навыков.

Также мы поговорили о возможности новых кружков, но в том случае, если она научится всё успевать, чего пока не было. Мы пришли к выводу, что наилучшее время для учебы является первая половина дня, она же и свободна от кружков/секций.

На несколько подходов в течение дня разбивать учебу она не захотела, поэтому учеба должна была быть вся до обеда.

7. Результат — ощущение свободы

Результат  не заставил себя долго ждать. Через пару недель от начала четвертой четверти учиться стало намного легче. Ожидания стали ближе к реальности. Наше домашнее обучение развернулось в правильном направлении и я почувствовала его реальные плюсы, помимо отсутствия необходимости ходить каждый день в школу.

Одним из самых главных и важных является чувство свободы.  Когда нет зависимости от школы, находясь дома, мы можем строить свои дни и нашу жизнь так, как будет лучше для нашей семьи.

Да, всё равно есть какой-то план и расписание — но это личный выбор каждого из нас. Мы сами так решили, а не кто-то решил за нас. Мы можем менять этот план так, как нам будет лучше и удобнее. Дочка получила желаемую самостоятельность, благодаря самоличному планированию и видео-урокам.

Она постепенно сама учится планировать и распределять свое время, определять срочные, важные дела и т.д., что несомненно пригодится ей в жизни куда больше, чем способность отсиживать 6 уроков по 45 минут и идеально оформлять свои письменные работы, не считая «особого умения терпеть давление и подчинятся».

Кстати, дома я ей разрешила писать карандашом.

Я немного освободилась от необходимости быть учителем. Я продолжаю проводить уроки английского и иногда дочка приходит ко мне по поводу тем, которые не даются.

Через пару недель начала четвертой четверти, когда учеба стабилизировалась и появилось больше времени, дочке надоело проводить так много времени дома и она сама стала интересоваться возможностью дополнительных занятий, рассуждать, чего она хочет, зачем ей это нужно. Об этом можно написать отдельно.

Конечно, очень часто всё неидеально, периодически мы обе бываем в плохом настроении, и болезнь «отсиживания» еще не вылечена. Часто уроки всё так же размазываются на целый день. Чем больше времени проходит, тем чаще всплывает эта болезнь. Частично я это связываю с усталостью к концу года.

Но в целом, я чувствую что лед тронулся, самое сложное позади и ситуация развивается в положительном направлении.

Источник: https://semeynoe.com/magazine/personal/problems/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.