Семейное образование шестиклашки: наш опыт

Содержание

Опыт семейного обучения

Семейное образование шестиклашки: наш опыт

В этой статье: наш опыт семейного обучения — моменты, которые не вошли в трансляцию.

Наша ситуация на момент перехода на семейное обучение: негативный опыт учебы в школе, потеря здоровья, я начала учиться и работать помощником в интернет-проекте, младшему ребенку 2,5 года, беременна четвертым. Важное уточнение: младший мега-активный ребенок, которому надо, чтобы занимались им и только им. У меня не было няни, бабушка и муж почти всегда на работе. Это означало отсутствие отдыха и помощи.

Кому-то может показаться безумием мое решение перейти на семейное обучение. Для меня же это означало свободу и возможность высыпаться. На тот момент мы решили сдавать платно через Экстерн-офис у Алексея Битнера, чтобы лишний раз не тратить силы на борьбу с местной школой. Откупились, в общем))

На данный момент старшая девочка Дженет отучилась два класса и готовится сдать сразу 3 класс. Сын Рустам изучает тоже всю началку. Мы прошли путь от полного нуля до четкого понимания принципов построения семейного обучения.

Было изучена масса источников, но основной — прохождение семинара, практикума и игр у Любови Сгонник (я о ней упоминала на трансляции). Сейчас 60-70% наших  технологий и фишек — от неё.

Кстати, она скоро поедет в свой последний тур по стране! В этой статье подвожу промежуточные выводы и итоги.

Мы прошли путь от полного нуля до четкого понимания принципов построения семейного обучения

Важна регулярность и планирование

Семейное обучение не обозначает полного отсутствия режима и запланированных занятий. На своем опыте я убедилась: ребенок включает сильное сопротивление, если заниматься нерегулярно или делать большие перерывы в обучении. Поэтому: заниматься надо каждый день! Без каникул.

Сейчас вы наверно ахнули. И зря. Речь идет о занятиях по 2-4 часа, а не 7-8. Связано это с формированием привычки, как чистка зубов. Чтобы вхождение в уроки было приятным — мы разрабатываем под себя приятные утренние «рутинки», а в конце дня вечерние для подведения итогов.

По времени занятий — у нас лучше всего выходит погружение в предмет на 1,5-2 часа, поэтому  в день один основной предмет и два дополнительных (например, чтение и повтор вчерашнего предмета). Больше не успеваем.

Таймер пока не используем, работаем над внедрением. Младшие дети рядом рисуют, играют. В прошлые года сдача предметов была растянута на весь год, в этому году хочу поменять тактику — сдавать все во второй половине учебного года.

Первый вариант мне не понравился из-за напряженного расписания в начале года.

Понять смыслы ребёнка

 Чтобы ребенок активно включался в формирование привычек, ему нужно понимать — ЗАЧЕМ. То есть в чем смысл для него? И тут мы включаем интересный процесс — поиск смыслов через игру. Я играть не очень люблю.

Те же ролевые игры даются очень тяжело. И тем не менее, ради понимания детей и усвоения ими опыта проигрывания разных ролей — делаю.

Кроме того, когда через мою близость с ними, они лучше идут на встречу, выполняют необходимое.

Сегодня мы проигрывали миф «Прометей» (он есть в списках за 4 класс). Каждый расхватал себе роли и только потом я поняла, что они отражают наши характеры в реальности. Дженет была Зевсом- в жизни любит командовать. Рустам Прометеем — он очень любит помогать другим.

Младший Эмир был орлом, а я матерью Прометея. В процессе игры дети обнаружили, что быть прикованным — это очень уязвимо и тяжело. Они прожили этот момент. Вне игры этот момент был бы упущен.

Они задались вопросом: почему после помощи людям он мучился? Предложила им подумать над этим самим)) И написать свой рассказ.

Миф мы прочитали после изучения темы Древней Греции по окружающему миру. Потом они напишут свой рассказ. Вот вам — чтение, письмо и окружающий одновременно. А ещё найдем на географической карте Грецию и посмотрим про Прометея мультик. И все это — следование за интересом ребенка. А раз есть интерес, то и информация усваивается быстрее, легче и эффективнее.

https://www.youtube.com/watch?v=U1jeUglWuIU

Как вы думаете, после такого изучения материала они запомнят где найти на карте Грецию, в каком веке была Древняя Греция, какие там были обычаи? Вспомнят ли про что миф «Прометей»?

В жизни предметы не разделены. Изучать окружающий, русский, чтение, физику … в одном потоке — возможно. Именно так каждый пазлик встает на свое место 

Столкновение с собственными «демонами»

Мы не можем передать ребенку то, что не имеет сами. У меня были конкретные проблемы с самоорганизацией. Я пребывала в постоянном состоянии многозадачности. Мое внимание было рассеяно.

Я могла тут же забыть то, что мне сказали. Я никогда не слушала то, что мне говорили дети внимательно. Я всегда была где-то там, в своих мыслях, планах, задачах. Я забывала свои обещания.

И даже сам момент, что я что-то обещаю — проходил мимо.

О, да- дети это скопировали. Вы понимаете, что это означает? Да. Высветилась проблема — дети постоянно отвлекались, никогда меня не дослушивали до конца, не делали то, что просила. Меня это приводило в бешенство. Это был кошмар, последствия которого и сейчас ещё есть.

Благодаря, осознанному контролю себя, активному слушанию, исцелению своих болей и травм, — ситуация постепенно выправляется. Я стала менять СВОЮ МОДЕЛЬ поведения. Я теперь слушаю внимательно, а если не могу — сразу говорю, чтобы подождали или записали свою просьбу в специальную тетрадку.

Я теперь занимаюсь ОДНИМ делом. И теперь планирование — мой лучший друг))

Один из самых важных выводов по данному пункту: «не будьте зомби!». Это слова моей любимой Любови)) Будьте живыми, настоящими, включайтесь в жизнь детей — и они ответят вам тем же!

Воспитание детей, это прежде всего — воспитание себя

У нас нет учебников

Меня часто спрашиваю — по каким материалам вы занимаетесь? У нас нет материалов. Есть список вопросом по всем предметам за всю начальную школу. Это помогает увидеть общую картину и сверять свои ежедневные шаги с ней. Так же исходя из общего списка и количества времени перед аттестацией, я рассчитываю примерное количество вопросов в неделю по предмету, которые надо пройти. 

По русскому дочери купила Ахременко и кубики Зайцева, а по математике решебники Занкова. Математика отлично тренируется при совместном планировании покупок и походе в магазин. Учебник у нас только один — по английскому за 2 класс. 

Сейчас изучаю ТРИЗ-технологии для развития мышления.

Делаем конспект самого важного

Не надо проходить одно и тоже по нескольку раз под разным соусом. Одна из дурацких особенностей школьной системы — они выдают тему по чуть-чуть и каждый год наращивают. Приводит это к тому, что дети никогда не видят общей картины вопроса, только его части. Каждый раз части могут подаваться по-разному.

В итоге — полная каша в голове ребенка. Мы поступаем проще — записываем  самое важное в специальную тетрадь по каждому предмету только ОДИН раз. И каждый раз только дополняем. Ребенок из года в год читает одно и тоже — то, что он сам понял и записал.

Вы если пройдете по дороге десять раз — запомните? А если каждый раз по новой? То-то же.

Интерес к учебе просыпается!

Один из важных маркеров — интерес к учебе. И сейчас я вижу, как дети зажигаются, сами с интересом начинают изучать какой-то вопрос. Например, про солнечную систему, черные дыры, принцип умножения.

Значит, мы на верном пути)) Не всегда все гладко, конечно, у нас все ещё есть моменты когда надо объяснять и снова возвращаться к вопросу «зачем сейчас заниматься», страдает планирование. Эта наша зона роста.

 

Источник: https://saidova-blog.ru/semeynoe-obuchenie/opit-semeinogo-obuchenia.html

Семейное образование так же бессмысленно, как и государственное

Семейное образование шестиклашки: наш опыт

Соня Самсонова, основатель своего альтернативного образовательного проекта, красноярской «Начальной школы здоровья», размышляет, почему ни государственные школы, ни частные заведения, ни домашнее обучение не дают адекватных ответов на глобальные вопросы воспитания следующих поколений.

За последние десятилетия запрос родителей к школе прошёл путь от «сделайте моего ребёнка умным» через «сделайте моего ребёнка успешным» к «сделайте моего ребёнка счастливым».

И если на первые два вопроса школа была готова (по крайней мере, пыталась) дать ответ, то вопрос о счастье явно выходит за рамки школьной компетенции и ставит многих в тупик.

Прогрессивные родители поняли, что ни большой ум, ни грандиозные карьерные успехи, ни наличие классической семьи формата «мама+папа+двое детей» не гарантируют ребёнку душевного покоя, чувства удовлетворённости и, в конце концов, психического и физического здоровья.

Родительские муки выбора и трудные решения

Власть может смениться, родители — это навсегда. Быть родителем — гораздо более ответственная роль, нежели быть президентом или министром.

И сегодня, как никогда прежде, мамы и папы находятся под давлением огромного количества факторов даже не с рождения ребёнка, а с момента первой мысли о нём.

Вредно УЗИ или нет? Рожать или кесарево? Как долго кормить грудью? Прививки: за или против? Сон: совместный или раздельный? Слинг? Кенгурушка? 4 кружка в 4 года – много или мало? Подготовка к школе в 5 или 6 лет? Выбирать школу или учителя? Не хочет ходить в школу — что делать?

Вакцинация против оспы.

Источник: Википедия

Проблема усугубляется тем, что нет никаких правильных ответов.

Специалисты — педагоги, врачи, психологи, физиологи от участковых педиатров до профессоров ведущих мировых клиник спорят друг с другом, приводя мощные аргументы с обеих сторон.

Не все родители — специалисты в химии, биологии, медицине и психологии, и уж точно не во всём сразу. У них голова идёт кругом от форумов и блогов в интернете, передач на радио и ТВ, от книг и статей.

Сегодня родителям приходится нести на себе бремя ответственности за каждый свой выбор, отстаивая его перед бабушками и дедушками, соседями по лестничной клетке, на детской площадке, а порой и перед государственными учреждениями — поликлиникой, детским садом, школой.

Но впереди ещё два испытания: первое — школьные годы, второе — как оценит ваши старания ребёнок.

Никто не знает, спросит ли вас в будущем сын, почему вы не переехали в экологически чистый регион или даже страну, когда он покрывался коростами аллергической сыпи, задыхаясь в родном краю.

Может быть, дочь выскажет, что у неё нет друзей, потому что вы не отдали её в садик, а потом и в обычную школу. Вечные вопросы, муки выбора и трудные решения.

Выход из системы образования

Школа — дело добровольное.

Об альтернативном образовании в России

У среднестатистического жителя нашей страны есть целых три варианта обеспечения среднего образования ребёнка: проторенный путь муниципальной школы «по прописке», недешёвое образование в частном учебном заведении или набирающий популярность во всём мире отказ от государственных услуг и переход на предусмотренную Законом семейную форму получения образования.

С первыми двумя вариантами всё более-менее понятно: все мы учились в государственных школах и отлично знаем их порядки, преимущества и проблемы. Единицы из нас окончили элитарные частные школы, но даже если нет, то тоже понятно, что условия и качество обучения там примерно соответствуют разнице в стоимости услуг.

Что представляет собой выход из системы? Выход куда?

В неизвестное. В космическое, бесконечное и, благодаря интернету, безграничное образовательное пространство целого мира.

Снова страшно, снова множество вопросов.

К счастью, есть лучи света в этом тёмном царстве вариантов домашнего обучения, открытых (не побоюсь этого слова, неинституционализированных) форм образования, интерактивных образовательных площадок — это современные издания (журналы, газеты, блоги, сайты) и группы поддержки родителей, выбравших семейное образование (СО). Казалось бы, вот оно — будущее: свобода от школьной гребёнки-уравниловки, самодуров-директоров, истеричек-училок, перегруженного расписания, нездорового питания, жестоких сверстников, опасных компаний, школьного стресса.

Счастливая американская семья на постере 50-х годов XX века.

Источник: flickr

Семейное образование в виде домашнего обучения освобождает ребёнка от школы, но какое образование оно даёт?

Если оно семейное, значит ли, что оно современное?

Нет.

В современном высокотехнологичном мире информационно-коммуникационных технологий и моральной деградации, когда единицы владеют богатствами всего мира, а миллионы голодают, когда можно уничтожить целую семью одним постом в инстаграме — нет, самые лучшие мама и папа не смогут дать ребёнку современное качественное образование ни дома, ни у репетиторов. Смогут дать такое, которое сами считают хорошим, а именно — помочь ребёнку стать начитанным, воспитанным, эрудированным, физически развитым. Но невозможно дать то, о чём не имеешь понятия сам.

Этому не научит никакая книга, никакая школа страны, никакие курсы. Современное образование не шире и не глубже, чем предметные знания — оно МЕТАпредметно, его основа — математика, естественные науки и словесность, но его суть лежит НАД ними (да, ты знаешь теорему, но что ты будешь с ней делать?).

Современные умения не могут сформироваться в паре с любящей мамой. 

Только в реальном разновозрастном коллективе разных людей из разных семей и культур. Это невозможно обеспечить в домашнем обучении.

Пока родители детей на семейном обучении учат друг друга «прочитывать» учебники и «объяснять» детям, «пересказывая» содержание (технология обучения, характерная для XVI-XIX веков), пока ведущие «эксперты» семейного обучения рассказывают, как «выучить все предметы» через анскулинг — ясно, что их задача в том, чтобы отделаться от школы малой кровью, «сдать предметы», «закрыть четверти и полугодия», освободить своих детей от школы для… для того, что кажется лучшим на родительский взгляд.

Я не только родитель, я специалист по образованию и сторонник профессионализма.

Я хочу, чтобы моих детей и меня лечил профессиональный врач, защищал профессиональный юрист, одевал профессиональный портной, а учиться мы хотим у профессионального учителя в современно организованном образовательном пространстве по самым передовым образовательным стандартам. Ни государственные, ни частные школы, ни домашнее обучение не позволят обеспечить этих условий. Но выход есть.

Взгляд в будущее: что произойдёт?

Характеры математических знаков и самодельные спицы

Подобно тому, как вальдорфские школы открываются по запросу родительского сообщества, в России появятся маленькие школы, ориентированные на достижение современного качества образования в соответствии с ценностями и доходами семей. Эти школы будут организованы не назначенными сверху, а специалистами по образованию, которых выбрали родители.

Источник: ganzomag.com

Возможно, начнётся охота за головами, и родители смогут нанимать директоров государственных школ, в то же время появятся новые лица и имена тех, кто не смог добиться должностей в государственной системе.

Именно это, а не бесконечные и бестолковые государственные реформы, приведёт к тому, что учителя будут осваивать самые прогрессивные технологии, реализовывать индивидуальный подход, применять эффективные методики.

А организаторы образования будут слышать и гибко реагировать на запросы семьи, предоставляя действительно прозрачные финансовые отчёты (а не собирать очередные тысячи на ремонт и подарки).

Сеть таких инициативных школ, конечно, не вытеснит государственное образование, но наконец приведёт к истинным реформам образовательной системы страны, потому что не меняться в условиях такой конкуренции с новой современной школой старая российская школа просто не сможет.

При чём тут счастье?

Нам не удастся раскрыть секрет счастья и составить его рецепт. Но, по крайней мере, новые инициативные школы России дадут возможность небольшим объединениям родителей, учителей и организаторов образования прийти к единому пониманию того, что хорошо и правильно для детей.

А если нет — присоединиться к другой маленькой школе, или открыть ещё одну.

Когда мы обустроим пространство каждой маленькой школы и дадим нашим детям возможность почувствовать, каково это — жить и учиться, понимая и уважая друг друга, делая осознанный выбор, а не подчиняясь чужой воле, открыто задавая вопросы и выражая своё мнение, оценивая безграничные возможности, которые оказались в руках человечества и, в связи с этим, огромную ответственность за судьбу всех людей — это будет уже очень много по сравнению с тем упадочным состоянием, в котором мы пребываем сегодня.

Мы должны научиться приходить к согласию в малых группах, принимая решения локального уровня. Тогда через десятки лет наши дети смогут принимать эффективные решения планетарного масштаба, чтобы ресурсы всех недр, высот и океанов и всех людей служили решению мировых проблем и способствовали развитию каждого. Это ли не счастье?

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Источник: https://newtonew.com/parenting/family-education-will-not-save-you

Без школы: личный опыт семейного образования. Часть вторая

Семейное образование шестиклашки: наш опыт

Лейла Сазонтова

Некоторое время назад я уже писала о том, что забрала сына из школы, чтобы испытать на себе все радости семейного образования. С тех пор прошло уже полгода, и, пожалуй, мне есть, чем поделиться.

Без школы, но с любимыми занятиями

Начнем с главного. Мы до сих пор не вернулись в школу. И что уж скрывать — не собираемся. Вдохнув запах свободы, мы не горим желанием зависеть от уроков, звонков и дополнительных занятий.

Возможно, вам захочется возразить мне: мол, это ваше желание, а не ребенка.

Да, на такой вопрос я отвечала не далее, чем вчера: классный руководитель сына очень переживает за то, что я не пускаю его в школу.

Спешу успокоить: я не держу Лёву дома. Более того, я периодически у него спрашиваю, не надумал ли он возвращаться. В этот момент он смотрит на меня как на того, кто в июне предлагает покататься на лыжах, говорит: «Ты чего, мам? Нееет!» На этом разговор заканчивается.

Источник: https://blog.mann-ivanov-ferber.ru/2016/11/23/bez-shkoly-lichnyj-opyt-semejnogo-obrazovaniya-chast-vtoraya/

Типичные проблемы семейного обучения

Семейное образование шестиклашки: наш опыт

Семейное обучение набирает популярность. Хорошо, когда родители ребёнка осознают свою ответственность и представляют объём знаний, который им предстоит освоить вместе с ребёнком. К сожалению, всё чаще родители забирают своё чадо лишь потому, что у него возникли кратковременные трудности в школе и плохо представляют, какие проблемы их поджидают.

Если вы раздумываете над тем — переходить вашему ребёнку на семейное обучение или нет, ознакомьтесь с проблемами, которые вас поджидают. Их оказывается достаточно много и некоторые из них могут оказаться непреодолимыми. И нужно ли тогда отказываться от традиционного обучения? Стоит ли игра свеч?

Проблема первая: переход на семейное обучение

Перейти на семейное обучение просто. Это разрешено. Даже в «Законе об образовании…» есть такая форма. Нужно написать три документа и отнести их в школу, где обучается ребёнок. Сделать это можно в любое время. 

  • Заявление о переводе ребёнка на семейное обучение. Пишется на имя директора в произвольной форме. С самим директором необходимости разговаривать нет. Просто написать заявление в двух экземплярах и зарегистрировать у секретаря. Один экземпляр остаётся у вас, второй в школе.
  • Уведомление о постановке на учёт в Департаменте образования как ребёнка, находящегося на семейном обучении. Форма заявления обычно есть на сайте департамента образования. Её можно скачать и распечатать в двух экземплярах. Один для вас. Другой для Департамента. Уведомление можно отнести в Департамент самостоятельно, а можно передать через школу — как удобнее. 
  • Заявление о зачислении о прикреплении к школе в качестве экстерна для сдачи промежуточных аттестаций. Чаще пишется одно заявление, а аттестации ребёнок проходит в даты, согласованные с учителями-предметниками. В этом случае личное дело школьника хранится в школе. Если родители забирают личное дело, то они пишут такие заявления на каждую аттестацию и получают справки о её прохождении, которые подклеивают в дело самостоятельно.

Кажется, никаких проблем? Да, если действовать уверенно и самостоятельно готовить всю документацию. Если же вы не так уверены и ждёте помощи от школы — скорее всего, вы её не дождётесь.

Директор будет избегать встреч с вами, заучи будут отговаривать и пугать разными ужасами, рассказывать, что им экономически не выгодно заниматься экстернами, так как школа не получает за них денег. И вы будете ходить в школу многократно, теряя время, самообладание и желание этим заниматься.

Как результат, ребёнок может не перейти на семейное обучение, а попасть на очно-заочное, но это уже совсем другая история, которая, вам, скорее всего, не нужна.
Совет.

Пишите все заявления дома, с работниками школы разговаривайте на равных — в конце концов, вы теперь тоже учитель, пусть и для одного ученика. Не останавливайтесь на полпути — видя вашу нерешительность, учителя сделают всё возможное, чтобы ребёнок остался на очном обучении в школе. Возможно, это и к лучшему?

Проблема вторая: непонимание близких и окружающих

Шила в мешке не утаишь. Информация о том, что ваш ребёнок находится на семейном обучении мгновенно разлетится по родным и знакомым. Они отреагируют стандартно вопросами и недоумением. 

  • Как можно лишать ребёнка социализации? 
  • Разве могут родители научить ребёнка лучше, чем учителя? 
  • Ребёнок точно разленится! 
  • Немедленно верните ребёнка в школу!

Если ваше семейное обучение будет проходить успешно, то через пару лет они смирятся. Но эти пару лет тоже пережить нужно.
Совет. Говорите родственникам, что ребёнок находится на дистанционном обучении в школе. Они это воспринимают совсем по-другому, более благоприятно. И у вас не возникнет необходимости оправдываться и доказывать им что-либо.

Проблема третья: организация учебного процесса и режим дня

Сначала ребёнок ошалевает от свободы, да и родители тоже.

Теперь не надо подниматься в семь утра, чтобы к восьми быть в школе! Не нужно собирать перекусы и давать карманные деньги на обеды! Не надо покупать и стирать школьную форму! Не надо исписывать десятки страниц домашней работы! Спустя неделю-две приходит отрезвление: в школу ходить не надо, но обязанность обучать и обучаться осталась. Если ребёнок не сдаст успешно аттестацию, его могут перевести на очное обучение. В принципе, некоторые родители так и делают — дают ребёночку (и себе) отдохнуть полгодика-год, а потом возвращают в школу. Но это — нехороший вариант, вернее, не всем подходит, так как де-юре школьник оказывается второгодником. В родной школе это слишком болезненно для психики, а переходить в другую не всегда есть возможность. Поэтому, учиться нужно и дома. И учиться успешно, чтобы пройти аттестацию.  Сразу встаёт второй вопрос — как вписать учебный процесс в режим дня? Кажется, вопрос ни о чём — учиться утром вместо похода в школу. Однако большая часть опрошенных предпочитает спать до 11-12 часов, а после обеда внезапно оказывается, что наступает время дополнительных занятий, то есть — кружков. Раз учёба отложилась, два — а там и в привычку вошло. Учатся же студенты перед сессией? Почему бы в школе эту же схему не использовать? И получается, что семейное обучение превращается в семейное неучение.

Совет. Составьте жёсткий режим дня и определите точно когда и чем ребёнок занимается. Затем придерживайтесь его. И подъём нужно организовать своевременный и объём заданий на день определить и выполнять их регулярно.

Проблема четвёртая: учебный план

Когда родители осознают свою ответственность, то первое, что они делают — приходят в ужас от объёма информации, который надо будет «впихнуть» в ребёнка за достаточно короткий промежуток времени.

И если раньше у мамы хватало времени заниматься с ребёночком дополнительно, то сейчас — освоить бы то, что в учебниках написано! Очень ответственных родителей подстерегает и другая печаль: учебников слишком много. Как выбрать среди них те, которые лучше? Ведь изучить все просто не хватит времени…
Совет.

Составьте учебный план, исходя из требований аттестации. Если ребёнок прикреплён к школе как экстерн, есть прямой смысл взять учебники, по которым учатся его «одноклассники» и методические разработки, которыми пользуется учитель (они есть в свободной продаже почти к каждому учебнику).

Далее стоит определить, сколько дней в неделю и сколько недель будет заниматься ребёнок и разбить весь материал на блоки, не забыв оставить время для повторения перед аттестацией.

Проблема пятая: непонятные предметы

Практика показывает, что даже программа начальной школы вызывает много вопросов у родителей и они теряются, не зная как объяснить ребёнку сложные темы. А про средние и выпускные классы и говорить не приходится. Что делать? Можно, конечно, нанять репетитора.

Однако репетитор по всем предметам и даже по одному, на регулярной основе — удовольствие затратное как по финансам, так и по времени. Проще и эффективнее получается найти тематический сайт. Такие сейчас есть. Их не так много, но они есть и хорошие. Можно поискать видео по теме на ютьюб.

Немного терпения и ребёнок прекрасно освоит сложный материал даже без вашего участия. 
Совет. Для тех, кого этот момент сильно напрягает, существуют интернет-школы для детей на семейном обучении.

За небольшие деньги ребёнок получает доступ ко всем урокам по всем темам своего класса и занимается в точном соответствии с расписанием, что исключает пропуск материалов по программе. Родителям остаётся лишь контролировать процесс.

Проблема шестая: мотивация

Ребёнок с такой радостью отказался ходить в школу, что у родителей создалось ощущение: он будет грызть гранит науки дома с огромной радостью и превеликим рвением. На деле оказывается всё не так радужно. Оказывается, что ваш отпрыск любит поспать часов до 11, а потом у него масса интересных занятий и без уроков. Автоматически радость занятий не придёт.

Мотивацию нужно обеспечить родителям. Что это будет? Всё индивидуально. Можно составить программу так интересно, что ребёнку захочется узнать побольше. Можно посетить тематические музеи и выставки. Можно записать на уроки в альтернативную школу. В любом случае — сначала надо пробудить интерес к занятиям, а потом ждать инициативы от ребёнка.
Совет.

Если у вас не получается организовать ежедневные занятия по многим предметам, попробуйте изучать их в блиц-режиме, когда за 30 минут ребёнок отвечает на 50-60 небольших вопросов по разным предметам и вы можете сориентироваться — что он знает хорошо, а что — нет. Потом упор сделать на те предметы, знаний по которым не хватает.

Желание учиться появится параллельно накопленным знаниям.

Проблема седьмая: аттестации

Аттестации — как Дамоклов меч висят над родителями, которые стараются приложить все усилия для того, чтобы ребёнок сдал их на высокую оценку. Но стоит ли это тех нервов и стрессов, которые получит чадо в результате такой подготовки? Вы зачем из школы уходили? Не затем же, чтобы окончательно поссориться и разругаться? Поэтому пересматриваем полностью своё отношение к аттестациям.

Гонимся не за отметками, а за знаниями, здоровьем и тем самым, ради чего семейное обучение было задумано.
Совет. Сами относитесь к аттестациям с юмором и ребёнку внушайте, что они — не главное в его жизни.

Вы увидите, что как только с ребёнка снимается груз ответственности за «качество» знаний, он сам начинает учиться много усерднее, а значит и аттестации сдаёт более успешно.

Как видите, проблем хватает, однако все они решаемы. Главное — ваше искреннее желание вырастить образованного человека с крепкой нервной системой и хорошим здоровьем.

Источник: https://ros-obrazovanie.ru/articles/tipichnye-problemy-semejnogo-obuchenija.html

Семейное образование на практике: самый подробный гид от практикующей семьи

Семейное образование шестиклашки: наш опыт

Кадр из фильма «Семейка Адамс»

Писать о семейном образовании приятно и интересно, но всегда получаются рассказы о чувствах, возможностях, мнениях, общие философские рассуждения. И у читателей возникает много практических вопросов — как строится обучение, сколько времени занимает, нужны ли репетиторы. Что ж, видимо пора ответить на все эти вопросы внятно и по пунктам.

Рассылка «Мела»

Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу

Мой сын проучился дома два года: 5 и 6 класс. Аттестации прошёл и возвращаться в школу не намерен. Этот текст содержит описание личного опыта нашей семьи и предназначен для людей, которые тоже интересуются семейным образованием.

Терминология

Не стоит путать домашнее обучение и семейное образование. На домашнее обучение уходят только по состоянию здоровья. Тогда образованием ребёнка занимается школа. К нему домой приходят учителя, сами учат, сами проверяют, сами выдают аттестаты.

Семейное образование — это добровольный перенос ответственности за обучение ребёнка со школы на родителей. В этом случае школа только проводит аттестацию, но никак не участвует в учебном процессе. Для перехода на семейное образование не нужно никаких причин кроме желания родителей.

Принятие решения

Сначала я сообщила родственникам, что хочу перевести сына на семейное образование. Папа, бабушки и дедушки восприняли эту новость нормально и согласились по мере сил помогать. Дальше у нас состоялся самый важный серьёзный разговор с ребёнком.

Я объяснила ему, что есть возможность не ходить в школу, что эта возможность потребует от нас много сил и решимости, что одна я с этим не справлюсь и основная нагрузка ляжет на него самого. «Ты уверен, что справишься? Даже, когда будет тяжело? Ты готов работать каждый будний день честно и не отлынивать?».

И вот когда он ответил, что готов и справится, решение было принято.

Бюрократия и начало

Мой Сашка учился в начальной школе, где было всего четыре класса, после чего дети выпускались и поступали уже в другие учебные заведения. Так вот, мы решили после выпуска больше в школу не ходить. Я позвонила в среднюю школу, которая находилась недалеко от дома, и договорилась о встрече с директором.

На этой встрече я рассказала, что хочу зачислить своего сына в школу и тут же перейти на семейное образование. Директор выдал мне необходимые бланки для заявлений (о зачислении и переводе на СО), я заполнила их.

Договорились, что сдавать аттестацию ученик будет один раз в год (частоту экзаменов директор школы и родители выбирают произвольно), познакомилась с завучем, который решал для нас организационные вопросы, и всё. Вот мы официально на семейном образовании.

После этого ещё пришлось отнести заявление в департамент образования, но оно носит чисто уведомительный характер. В департаменте мне рассказали о правах и возможностях моего сына и предложили обращаться за помощью, если возникнут какие-нибудь проблемы.

Денежная компенсация

На обучение каждого ребёнка государство тратит определённую сумму. Если ребёнок находится на семейном образовании, то школа этих денег не получает, а должны получать родители.

Здесь, к сожалению, мой опыт полезным не будет. В современных законах о компенсациях написано что-то невнятное, нужно отдельно решать вопрос с департаментом. И я просто не стала этого делать.

Мы простили государству деньги и сосредоточились на учёбе.

Выяснение программы

Внятных списков, какими знаниями, умениями и навыками должен обладать ученик к концу года, не существует. Программы у разных учителей в разных школах тоже разные. Поэтому определиться с учителями, которые будут проводить аттестацию, следует в начале года.

Ребёнок, находящийся на семейном образовании, имеет право пользоваться школьной библиотекой. Мы взяли учебники и выяснили у учителей, достаточно ли нам будет знаний из книг или нужны дополнительные источники.

Таким образом, у нас появился собственный уточнённый список тем, которые нужно изучить за год.

Подготовка

Я составила календарь на учебный год. Выходные мы назначили себе на воскресенья и понедельники. Осенние и зимние каникулы совпадали со школьными, а весенние пришлось перенести, так как экзамены нужно было сдавать уже в конце апреля.

Общее количество всех тем по всем предметам разделили на количество рабочих дней и получилось, что в среднем за один день нам нужно было проходить 2 новых темы. На это и ориентировались в будущем. В какие-то дни проходили больше (иногда до 8 тем), в какие-то тратили всё время только на закрепление пройденного.

Кроме этого я выдала ребёнку право на три прогула — он мог отказаться от учёбы в любой день, устроив себе выходной, но не больше трёх раз за год.

Расписание

Все предметы разделили на две группы. В первую группу вошли: математика, русский язык, английский язык и технология. Это те предметы, где ученику нужно получить не только знания, но и умения. Во вторую группу попали все остальные дисциплины. Расписание для каждой группы составлялось по-разному. Первые две недели изучали только математику и только в теории.

Затем я готовила практические задания по пройденному материалу на каждый день. Так же поступили с русским языком. Потом уже ребёнок сам выбирал какой предмет изучать следующим. Таким образом, получалось, что каждый день Сашке нужно было проходить теорию по какому-то предмету из второй группы и решать практические задания по предмету из первой группы.

Это два больших урока в день — один теоретический, другой практический.

Процесс обучения

  1. Берём учебник и читаем вслух, иногда читаю я, иногда он. Затем тот, кто читал, пересказывает тему своими словами так, чтобы суть прочитанного стала понятна. Если в процессе возникают дополнительные вопросы, находим ответы на них в интернете.

    Дальше определяем основные мысли и факты, которые следует законспектировать. Первые несколько месяцев я говорила сыну как и что нужно записывать, потом он уже научился решать это сам.

    В зависимости от предмета выбирали форму конспектирования — где-то использовали тетрадь, где-то блокнот, где-то отдельные картонные карточки.

  2. Включаем видео-урок (их в интернете много), смотрим, обсуждаем, конспектируем.

  3. Беру вопросы из учебника (те, что в конце параграфов) или вопросы итоговых тестов. Вручаю эти вопросы ребёнку и он сам ищет на них ответы в интернете. Затем подробно рассказывает мне всё, что узнал. Конспектирует.

Закрепление пройденного

Математика и русский язык закреплялись каждый день с помощью практических заданий. Для других предметов в конце недели я устраивала сыну небольшую контрольную. Иногда вместо контрольной просто пробегались по учебнику, останавливаясь на ключевых фактах и ещё раз проговаривали их вслух.

Репетиторы и помощники

Прибегнуть к помощи со стороны нам пришлось только в изучении английского языка. Предмет специфический, тут нужно произношение, восприятие на слух, разговор.

В пятом классе это были занятия с репетитором, в шестом — посещение курсов. Кроме этого, часть обязанностей по обучению ребёнка я делегировала другим родственникам.

Технологией и физкультурой с ним занимался папа, русским языком — бабушка.

Распорядок дня

Распорядок не нужен. Я работаю на фрилансе, сын на фрилансе учится, так что никаких начальников и чётких сроков у нас нет. Ребёнок просыпается без будильника, завтракает, бездельничает и сам решает, когда он готов приступить к учёбе. Конечно, все развлечения доступны ему только после того, как учебная программа дня будет выполнена.

С чего начать — с теории по одним предметам или практики по другим — он тоже выбирает сам. В процессе обучения допускаются перерывы любой длительности по желанию ученика. Во время уроков можно пить чай, жевать печеньки, закидывать ноги выше головы — что угодно.

Это очень здорово и, по моим наблюдениям, совсем не мешает учёбе, а только помогает.

Экзамены

За месяц до сдачи экзаменов мы просим в школе устроить нам консультации с учителями. Они занимают не больше 15 минут каждая. На консультации учитель рассказывает в какой форме будет проходить экзамен, на каких темах стоит акцентировать внимание.

Оценка, которую получит ребёнок при аттестации, ни коим образом не станет отражением его реальных знаний. Это уж я теперь знаю наверняка. Поэтому мой сын отправляется на экзамены с одной целью — сдать.

Эти экзамены значительно сложнее, чем простое получение оценок в течение года при очном обучении, списать или построить глазки не получится. Программу нужно действительно знать. Но этого тоже не стоит совсем уж бояться.

Если экзамен провален, назначается пересдача, к которой можно будет спокойно подготовиться, уже имея достаточно времени и чёткое представление о требованиях учителя.

Время и деньги

На учёбу каждый день у нас уходило по 2-3 часа. На составление расписания и практических заданий я тратила около получаса в неделю. Деньги экономятся в невероятных количествах, не смотря на оплату работы репетитора.

Тетрадей, альбомов, ручек и карандашей не покупала совсем — в течение двух лет нам хватало того, что осталось не использованным в начальной школе. Пенал, портфель, сменка, рубашки, брюки, пиджаки, жилетки — всё это нам теперь не нужно, а это стоит очень больших денег. Мы же обходимся удобными джинсами и футболками.

Ну и, конечно, нам не приходилось ничего сдавать на шторы, охрану, подарки учителям и все остальные радости школьной жизни.

И напоследок хочу ответить на несколько часто задаваемых вопросов.

«Целыми днями сидеть дома это вредно и скучно. А как же социализация?»

Перейти на семейное образование — это не значит пристегнуть ребёнка к батарее и не выпускать. Наоборот, без школы появляется много свободного времени на кружки, секции, прогулки, друзей, хобби и всё остальное.

«Мама работает?»

Да. На фрилансе при гибком графике. Но это не обязательное условие. Если ребёнок достаточно взрослый, чтобы оставаться дома один, или есть родственники, которые могут приглядеть за ним в течение дня — регулярная работа родителей не станет препятствием для семейного образования. С ребёнком можно заниматься по вечерам, а на день оставлять ему задания для самостоятельной работы.

«А как вы будете выполнять лабораторные работы по физике, химии, биологии, где нужны достаточно серьезные оборудование и материалы?»

В школе, к которой приписан мой сын, нет кабинетов технологии — работу по дереву и шитьё дети изучают только в теории. Оборудования для лабораторных по физике и химии тоже практически нет.

В общем, наш домашний микроскоп, глобус и лобзик — это уже больше, чем могут предложить многие школы. Я думаю, мы решим эти вопросы по мере их возникновения.

Купить сейчас можно практически всё, что угодно.

«Что труднее всего далось?»

Труднее всего придерживаться выбранного графика и не расслабляться слишком сильно. Когда приходит осознание того, что семейное образование значительно проще, чем казалось, это слегка деморализует.

«Были ли у него такие типичные вещи, как лень. Тебе как маме приходилось ему давать „пинка“?»

Были. Приходилось. Но уговорить ребёнка заняться делом достаточно просто, когда он спокойный, счастливый, когда у него нет ненависти к процессу обучения, а у мамы есть достаточно времени и нет раздражения.

«Мне кажется, что при семейном образовании один из родителей должен отказаться от возможности самореализации, разве нет?»

Это совершенно не так. Родители школьников всегда тратят время на занятия с ребёнком, выполнение домашних заданий и прочего. При семейном образовании то же самое время просто тратится иначе. Приносить себя в жертву вовсе не обязательно. А если у родителя нет даже двух часов в день для общения с ребёнком — это уже катастрофа и форма обучения тут не играет роли.

«Такая система требует от кого-то из родителей уверенных знаний школьной программы и хоть какого-то педагогического таланта?»

Особых знаний не нужно. Изучать материал можно одновременно с ребёнком, это даже лучше, веселее и полезнее для ученика, чем подготовленная лекция. Я считаю, что родитель должен иметь способность к творчеству, здравый рассудок и умение структурировать информацию. Этого достаточно для того, чтобы успешно учить ребёнка без школы.

«Боюсь, что не справлюсь сама, что не справится он, боюсь, что ненависть к школе равна ненависти к обучению в целом, как быть тогда?»

Пробовать. Переход на семейное образование — это не дорога в один конец, вернуться в школу можно в любое время посреди учебного года. Небеса не свалятся на землю, если ребёнок не сдаст экзамен.

У него будет несколько возможностей пересдать его.

Если человеку плохо в школе, если он ненавидит учиться, значит самое страшное уже произошло и бояться больше нечего, остаётся только пробовать что-то изменить.

Источник: https://mel.fm/blog/fina-safonova/74593-semeynoye-obrazovaniye-na-praktike-samy-podrobny-gid-ot-praktikuyushchey-semi

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.