Семейное образование — закрыть нельзя продолжать

Содержание

Семейное обучение: исключить нельзя оставить

Семейное образование — закрыть нельзя продолжать

Семейное образование представляется нам, как нечто из прошлого: родовое гнездо, домашняя библиотека, личный педагог…

Российское законодательство подтверждает право на такую форму обучения, но в ряде регионов родителям приходится добиваться финансирования, которое, под разными предлогами, чиновники не предоставляют.

С какими трудностями сталкиваются те, кто решил пренебречь массовой школой, а также все «за» и «против» домашнего обучения – в материале «ФедералПресс».

Война законов

Известно, что семейное образование пользуется популярностью в 45 странах мира. В России оно не слишком распространено.

Для сравнения: в учебном году 2017/2018 школу посещали, в общей сложности, около 15 млн детей, и около 100 тыс.

российских семей ежегодно проходит обучение в форме экстерната, семейного или индивидуально обучения на дому. Причем на долю семейного приходится примерно 30 тыс. детей.

Семья Овсепян решила учить детей вне стен государственной школы. Елена – мама двух дочерей и сына рассказала об этом «тернистом пути». Она поведала «ФедералПресс», что в Петербурге закончила школу ее старшая дочь Диана. После третьего класса девочку отдали в филиал «Международной школы завтрашнего дня», где она училась по программе, ориентированной на международные стандарты.

Когда переехали в Шлиссельбург (Ленинградская область), и в 2001 году пришло время пойти в школу Лауре, а у детей десятилетняя разница в возрасте, в РОНО посоветовали семейную форму образования. На тот момент в Ленобласти это был первый такой опыт.

Училась девочка дома, по договору «О семейном образовании», с первого по девятый классы. Аттестацию проходила в школе, а мама, как законный представитель ребенка, без проблем получала причитающиеся в таких случаях компенсации. Кстати, по праву: ведь государство обязано выделять средства на образование каждого ребенка.

Спустя пять лет, таким же образом, на базе той же муниципальной школы, начал получать образование младший ребенок в семье – Давид. «Все было прекрасно до 2014 года, – рассказывает Елена. – Но однажды детей стали противозаконно отчислять из школы. Был изменен договор, исключен из него пункт о финансовых взаимоотношениях».

Действительно, разработанное еще в конце 2013 года постановление областного правительства № 523 «Об утверждении порядка расчета нормативов финансового обеспечения образовательной деятельности муниципальных образовательных организаций Ленинградской области» ограничило обеспечение детей семейной формы обучения бесплатным комплектом учебников и оплатой труда педагога на период итоговой аттестации.

Тогда Елена предприняла первые попытки разобраться, защитить интересы не только сына, но и других детей, избравших путь семейного обучения. Но ответы представителей власти сводились к тому, что они ситуацию понимают, и даже сочувствуют, но на региональном уровне «не предусмотрена» законодательно обязательность компенсационных выплат родителям, обучающих детей дома.

Неоднократно обращалась Елена во властные структуры, общалась с заместителем губернатора по социальным вопросам Николаем Емельяновым.

Тогда он помог получить полагающиеся выплаты за три месяца, и даже внес изменения в соответствующее постановление областного правительства.

Тем не менее, пункт № 9, определяющий нормативную стоимость образовательных услуг для детей, обучающихся в семье, был составлен таким образом, что в нем ничего не говорилось о финансовом обеспечении непосредственно самого образовательного процесса.

Далее, в одном из официальных ответов областные чиновники объяснили семье Овсепян, что «при получении образования в форме семейного обучения обучающийся лишается ежедневного общения со сверстниками и опыта построения отношений внутри коллектива, что может сказаться в будущем, также ребенок лишается здоровой конкуренции – у него нет возможности сравнить уровень своих знаний с показателями других детей…»

Удивилась не только Елена: веками и знаменитыми именами была подтверждена польза качественного семейного образования, и практически не было среди них социопатов. Непонятно маме и то, что на неоднократные ее обращения в контрольно-счетную палату с просьбой провести аудит планирования и использования бюджетных средств на ребенка, она неизменно получала отписки вместо аудиторского заключения.

Причины отказа

Семейная форма обучения закреплена Конституцией РФ статьей 43, согласно которой поддержке подлежат разные формы образования и самообразования.

Родители осознанно выбирают для своего ребенка форму обучения, с учетом его особенностей, состояния здоровья, способностей и семейного уклада. Параллельно то же гарантирует и ст. 99 Федерального закона от 29.

12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

«Ребенок при семейной форме обучения получает образование силами своей семьи, школьные педагоги с ним не занимаются, школу он посещает только для сдачи аттестации за очередной класс.

Соответственно, деньги, которые в случае очного обучения достаются школе, логично перечислять семье, которая берет на себя ее функции, – прокомментировал ситуацию «ФедералПресс» член Санкт-Петербургской коллегии адвокатов Александр Андреев.

– Чиновники любят повторять: деньги следуют за человеком. А тут вышла осечка».

Плюсы:

  • индивидуальный подход;
  • школа может быть замечательной, но при этом не отвечать потребностям каждого ученика;
  • какие-то предметы родители помогают осваивать сами, а по иным находят хороших репетиторов (в этом, как раз, и могут помочь компенсационные выплаты от государства). То есть, по сути, семьи свободны в выборе, в отличие от массовой школы;
  • независимость от расположения школы – отпадает необходимость тратить время и силы на дорогу (пункт 5 из этого вытекает).
  • высвобождаются драгоценные часы для занятий музыкой, живописью, иностранными языками и т.д.

Минусы:

  • непростая процедура перевода ребенка на семейное обучение;
  • часто дает о себе знать предвзятое отношение к «семейным» со стороны экзаменаторов, представляющих систему, привычную большинству (как следствие, пункт 2);
  • чрезмерная эмоциональная и психологическая нагрузка на ребенка во время редких пересечений с массовой школой на аттестациях и ЕГЭ;
  • родители ребенка сталкиваются с необходимостью постоянно доказывать целесообразность семейного обучения родственникам, педагогам, чиновникам и т.д., объяснять, что они всего лишь снимают с государства часть забот в образовании их детей;
  • в результате семейного обучения может развиться фобия к «государственным институтам». Но не у всех и не на все, в зависимости от того, что это за «институты».

Как устранить дискриминацию

В ряде регионов России сторонники семейного обучения добиваются финансирования, которое, под разными предлогами, семьям чиновники не предоставляют (например, в Омской области).

Граждане устали напоминать властям, что в федеральном законе «Об образовании» написано, что регион «вправе предусмотреть», а не «вправе лишить» семьи уже предусмотренной поддержки», то есть, по сути, ухудшить условия получения образования детей и уровень жизни семьи.

Заручившись поддержкой Общественного уполномоченного по защите семьи Санкт-Петербурга и Ленобласти Ольги Баранец, детского омбудсмена Ленобласти Татьяны Литвиновой и юристов, Ольга Овсепян ходатайствовала о внесении поправок в нормативные документы.

«Мы не требуем дополнительных мер поддержки, каких-то особых условий или положения – только того, что гарантирует федеральный закон, – объясняет Елена. – От наших детей требуют соблюдения федеральных государственных образовательных стандартов – ФГОС. Но при этом, согласитесь, логично и соблюдение принципа «деньги идут за учеником». Если этого не происходит, очевидна дискриминация».

Было трудно, но сын Елены закончил 11 класс и сдал ЕГЭ. У Давида есть друзья, в том числе, по музыкальной и художественной школам, в которых учился параллельно с освоением школьной программы дома. Елена Овсепян продолжает добиваться справедливости для всех, кто пошел по тому же пути семейного обучения.

 Ребекка Соломон. Гувернантка. Ок. 1851; В.Г. Перов. Учитель рисования. 1867

Источник: http://fedpress.ru/article/2110035

Семейное образование – закрыть нельзя продолжать

Семейное образование — закрыть нельзя продолжать

Три года назад москвичка Екатерина Гущина забрала свою дочь из школы и перевела на семейное обучение. В России подобным образом получают образование, по разным оценкам, от 75 000 до 100 000 детей — их семьи предпочли обучение дома ежедневным походам в школу.

Новый закон об образовании, вступивший в силу 1 сентября 2013 года, поставил судьбу семейного образования под вопрос. В Москве многие родители, чьи дети учатся дома, перестали получать за них компенсации. В ряде школ их заставляют писать заявления об отчислении и фактически принуждают вернуться к очной форме обучения.

В ситуации разбирался наш корреспондент.

Толкования

По сравнению с другими столичными родителями, Екатерине Гущиной повезло. Сначала ее дочь занималась на семейном обучении в московской школе, а затем Екатерина перевела ее на дистанционный экстернат в Петербург, и теперь всем довольна. В новом заведении система работы с экстернами отработана. Буря нового закона пока обходит ее стороной.

Московские же знакомые Екатерины, среди которых, по ее словам, число выбравших семейное образование растет с каждым годом, оказались на передовой баталий.

В Москве — в отличие от большинства регионов — семьи получали компенсацию за детей, обучающихся дома. После вступления в силу нового закона компенсации или выплачивают частично, или совсем приостановили выплаты.

Нередко в школах исключают детей и расторгают договора о семейном образовании.

Павел Парфентьев

«Все это — следствие непонимания нового закона региональными чиновниками и администрациями школ. А также отсутствия подзаконных нормативных актов, которые разъясняли бы сложные места в законе, — объясняет Павел Парфентьев, эксперт по семейному образованию и руководитель общественной организации «За права семьи»

Во-первых, новый закон устранил такую форму обучения, как экстернат. Теперь экстернат стал лишь формой аттестации. А формами обучения, при которой она используется, остались семейное образование и самообразование (для детей после девятого класса).

Впрочем, и раньше в школах, по словам Парфеньтева, понятия «экстернат» и «семейное образование» нередко путали. В старом законе действовали нормы аттестации для экстерната. Они регламентировали, как организуются аттестации, какие предметы надо сдавать.

При этом такие же критерии для семейного образования прописаны не были — за исключением того, что ребенку надлежало сдать ГИА и ЕГЭ.

Из-за этого школы нередко пытались контролировать процесс семейного обучения по своему усмотрению, что было незаконно, говорит Парфентьев.

Теперь же — с переводом экстерната лишь в форму аттестации — формулировки окончательно запутались. Школы избавляются от этой путаницы самым простым методом — исключая детей.

Родители по незнанию подписывают документы об исключении и, по настоянию школ, расторгают договоры о семейном образовании. В итоге — оставляют неясным статус своих детей и лишаются права на денежные компенсации.

В Москве годовой размер денежной компенсации колеблется от 84 тысяч рублей до 113 тысяч рублей для «пятидневки»- в зависимости от того, в младших или старших классах учится ребенок.

Школы, расторгая договора, мотивируют это поправкой в новом законе. Она гласит, что теперь семейное образование относится к формам обучения вне школ. Однако это следовало и из старого закона, отмечает Парфентьев: «Дети, обучающиеся в семье, естественно, не являются учениками школ.

Но, по закону, они входят в число обучающихся школы как экстерны. Родителям следует отказываться расторгать договоры, и тем более — писать незаконные заявления об исключении.

Это нарушает права и интересы ребенка! А такие требования со стороны школ не следуют из норм законов России и Москвы».

По новому закону, добавляет эксперт, за экстернами оставили право пользоваться школьными библиотеками и иметь консультации с учителями перед экзаменами. При этом теперь, если родитель хочет перевести ребенка на домашнюю форму обучения, он обязан уведомить об этом местный департамент образования.

В свою очередь, задержка и отказ в выплате компенсации со стороны школ противоречат законам, говорит Павел Парфентьев.

Речь идет о местном московском законе «О развитии образования» и подзаконном акте — постановлении правительства Москвы «Об организации деятельности государственных образовательных учреждений города Москвы».

Эти законы пока никто не отменял, они продолжают действовать. Согласно им, компенсации должны быть выплачены, говорит Парфентьев.

Московские родители, которые обсуждают проблему семейного образования, выяснили: директора ряда школ отказывают в компенсациях, ссылаясь на методические рекомендации Департамента образования Москвы. Они были разосланы в школы в сентябре. В пункте девять рекомендаций как раз и сказано об исключении ребенка, обучающегося по форме семейного образования.

Эти рекомендации не являются нормативным актом, никого не обязывают и не могут ставиться выше конкретных норм закона, говорит эксперт. «Помимо того, что там есть и настоящая „самодеятельность“, которая не вытекает из закона, в рекомендациях ни слова не говорится о компенсациях или о том, что их теперь выплачивать не надо», — заключает Парфентьев.

Путь к дому

Если вкратце объяснить суть семейного образования, то она такова: ребенок занимается дома — с родителями или репетиторами. Как правило, дважды в год школа предлагает ему пройти промежуточную аттестацию и сдать экзамены по всем предметам. Самые главные отчетные испытания, как говорилось выше, — ГИА и ЕГЭ.

При семейном образовании родители могут по своему усмотрению добавлять предметы. Это происходит, например, в семьях с православным вероисповеданием. Помимо обычного курса в таких семьях ребенка нередко учат закону Божьему и истории православия, изучают агиографию — жития святых.

«Количество семей, выбравших домашнее образование потому, что оно позволяет передать ребенку семейные ценности — в том числе и религиозные — очень большое. Точных цифр на этот счет нет. Но по нашему опыту, вероисповедание — одна из основных причин выбора образования на дому», — говорит Матвей Матвеев, пресс-секретарь Центра Интенсивных технологий образования.

Другими причинами, почему родители забирают детей учиться домой, эксперты называют желание сохранить здоровье ребенка, оградить его от негативных проявлений среды и, наконец, академический мотив. Знание предметов, полученное дома, часто оказывается выше полученного в школе, отмечает Павел Парфентьев.

«Когда девочка еще ходила в обычную школу, у нее начались проблемы с поведением. Решать их школа оказалась не готова. Поэтому мы и ушли «домой», — рассказывает Екатерина Гущина.

Сегодня ее дочь занимается уроками в среднем час-полтора в день. Месяц она учит один предмет. Затем отчитывается по пройденному курсу и переходит к следующему. Экзамены сдает хорошо, поведение вошло в норму.

У девочки остается время на кружки и хобби.

Игорь Чапковский

«Цель семейного обучения — дать хорошее образование за счет индивидуального подхода. Он учитывает многообразие личных особенностей ученика и при этом сохраняет естественный для здорового ребенка интерес к познанию мира», — говорит Игорь Чапковский, педагог, который много лет изучает проблемы семейного образования.

Эти слова могли бы украсить двери любой школы. Тем не менее, часто внутри учебных заведений к ним относятся с подозрением.

Порт приписки

«У нас в школе с «семейниками» просто не работали. Им говорили: «Хотите учиться дома? Ищите другую школу! А у нас — только очная форма образования», — Анна несколько лет проработала в одной из столичных школ.

Она просит не называть ее фамилию. Хотя она уже и не педагог, но продолжает общаться с бывшими коллегами.

«Родителям ничего не оставалось, кроме как разворачиваться и идти искать другую школу для «приписки», — говорит она.

«В нашей школе по семейному образованию мы были первопроходцы, — вспоминает Екатерина Гущина. — Естественно, когда мы пришли писать заявление, в администрации были очень удивлены. Никто раньше там с „семейниками“ не работал, в школе плохо представляли, как это делается».

Школу № 26 на Университетском проспекте в Москве можно назвать продвинутой. Она давно работает с экстернами, а кроме того, здесь можно пройти курсы интенсивной подготовки по предметам общеобразовательного цикла. Но даже в этом учебном заведении склонны полагать: семейное образование подходит не всем.

«Бывают ситуации, когда отказаться от посещения школы необходимо. В первую очередь я имею в виду ситуации, связанные со здоровьем ребенка, — говорит Елена Орлова, директор школы.

— Но при этом любой ребенок должен пройти такие моменты, как социализация, общение со сверстниками, решение каких-то проблем. Если ему обеспечат этой в полной мере дома — это прекрасно.

Но вопрос в том, все ли родители в состоянии это обеспечить?»

Новых договоров с родителями о семейном образовании в школе сейчас не заключают. А старые, сообщили в администрации, в связи с законом потеряли силу. Вопрос о выплате компенсаций также не стоит. Впрочем, объясняют в школе, он всегда был вне их компетенции и решался на уровне департаментов образования.

Что изменит новый закон для родителей «семейников» с точки зрения школы? Для тех семей, где ключевым пунктом было дать хорошее образование своему ребенку, не изменится ничего, полагает Елена Орлова.

Такие родители продолжат учить детей со всей ответственностью.

Те же, кто выбрал семейное образование из-за денежных компенсаций теперь — когда неясно в чью сторону решится этот вопрос — вероятно, вернут детей в школы.

Прогнозы

Даже в пределах одной Москвы ситуация с компенсациями сегодня решается различными путями.

В районах с большим количеством детей-«семейников» местные департаменты образования предпочитают, что называется, не поднимать волну. Они продолжают — пусть и частично — выплачивать компенсации.

В районах, где «семейников» немного, выплаты могут и приостановить, говорит Матвей Матвеев из Центра Интенсивных Технологий Образования.

Окончательно, по его словам, чаша весов качнется в ту или иную сторону, когда станет ясен предел возмущения родителей. Если они смогут собраться единым фронтом, призовут в помощь общественные и религиозные организации, выплаты компенсаций, скорее всего, возобновятся. Игнорировать их требования Городской департамент образования не сможет, полагает эксперт.

С этой оценкой согласен и Павел Парфентьев. «С юридической точки зрения решение о выплате компенсаций — право региона. Никакой федеральный закон не обязывает регионы это делать, и номинально регион может отменить компенсацию, — говорит он. — В этой ситуации остаются два пути.

Первый — убедительно продемонстрировать городским законодательным властям, что компенсацию необходимо сохранить, как уже ранее существовавшую гарантию. Показать, что семьям это необходимо, и что этого требуют справедливость и интересы детей. Второй путь — добиваться изменений в федеральном законодательстве.

В частности, возвратить в него норму о компенсации при семейном образовании, которая действовала до 2004 года».

Парфентьев добавляет: перспективы у семейного образования в России есть. Всего за пять-шесть последних лет количество родителей, выбравших такую форму обучения для своих детей, выросло втрое. Это говорит о ее востребованности.

Родители, которые обсуждают проблему семейного образования на интернет-форумах, сообщают: департамент образования Москвы создал рабочую группу по решению вопроса о семейном образовании и выплате компенсаций. В состав группы планируют пригласить и родителей.

Получить комментарии в самом департаменте пока не удалось. В настоящее время редакция портала «Православие и мир» готовит официальный запрос в это ведомство.

Михаил Боков

Источник: https://www.pravmir.ru/semejnoe-obrazovanie-est-li-budushhee-1/

Семейное образование по новому Закону об образовании в 2019 году

Семейное образование — закрыть нельзя продолжать

Некоторые родители в меру необходимости или собственного желания решают обучать своих детей в домашних условиях. Семейная форма обучения предусмотрена законодательством, ее нормы регулируются законом №273-ФЗ «Об образовании в РФ».

Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ Об образовании в РФ

Законодательство позволяет родителям отдавать почтение любым формам обучения своих детей, в зависимости от надобностей семьи или самого ученика.

На выбор домашнего обучения могут влиять и непредвиденные обстоятельства, которые просто заставляют оставлять школу и искать альтернативные пути приобретения образования. Иногда семейное обучение является непосредственным выходом из ситуации.

В приобретения образования дома есть свои нюансы. Вся ответственность за получаемый результат возлагается на родителей. Для грамотного проведения этой процедуры следует подобрать правильные программы, а также разъяснить процесс аттестации в школе.

Терминология

Многие путают или объединяют понятия семейное образование и домашняя учеба. Обучаться дома можно только по состоянию здоровья. В этом случае образовательным процессом полностью занимается ответственная школа. Домой к ребенку приходят учителя и проводят с ним уроки, проверяют задания и выдают аттестат.

Под семейным образованием надлежит понимать добровольную процедуру, когда родители забирают ребенка со школы учиться под их присмотром. В этом случае школа не участвует в обучении ребенка, а только проводит проверку его знаний – аттестацию.

Чтобы перейти на семейное образование, не нужно никаких дополнительных причин, кроме желания самих родителей.

Законодательная база

Переход на семейную учебу должен осуществляться на основании таких нормативных документов:

  • закон «Об образовании»;
  • приказ Минобразования №1015;
  • письмо Минобразования «О получении образования в семейной форме»;
  • приказ Минобразования №1400;
  • ФГОС;
  • законодательные акты отдельных субъектов России.

Нужно учитывать локальные нормативные акты, которые действуют в образовательном учреждении, принимающем аттестацию у обучающихся на семейной форме.

Принимать решение о выборе формы образования вправе только родители или законные представители ученика. Следует брать во внимание взгляд ребенка. Законодательство утверждает, что родителям нельзя отказать, если они хотят перевести своего ребенка на иную форму учебы.

Также допустимо сочетать несколько форм. Это значит, что законодательство не запрещает совмещать семейный и очный вариант обретения образования.

Родители совместно с ребенком могут принять решение обучаться некоторым предметам в школе, а прочие усваивать дома. Также по решению попечителей дети, учившиеся на семейной форме, могут в любое время перейти на очную и продолжить обучение в образовательной организации. После такого перехода ученик будет изучать предметы по установленным в школе образовательным программам.

Для осуществления перехода на семейную форму одному из родителей достаточно будет написать заявление в местный орган управления образованием и в школу, которую до сих пор посещал ребенок. Любые другие бумаги для этого не потребуются.

В законе указано, что каждый год проходить эту процедуру нет необходимости – заявление написать достаточно один раз. Если же родители сменили семейную форму образования на очную, то для последующей смены нужно будет снова писать заявление в соответствующие органы.

Сменить форму образования для ребенка и написать заявление об этом родители могут в любое время. В законодательстве нет никаких ограничений по срокам, а также максимальном числе проводимых изменений формы обучения. Это значит, что родители имеют право менять форму обучения столько раз, сколько понадобится.

В школе дети могут учиться на разных формах: очно, заочно или дистанционно. Если ребенка или родителей это не устраивает, они могут перевестись на семейную форму обучения. Для осуществления перехода можно не ждать окончания четверти или полугодия – сделать это можно в любой момент. Это же касается и возвращения в школу, если другая форма образования не подошла.

Администрации школ не любят, когда дети уходят на семейное обучение – это ухудшает статистику школы и выдвигает много лишних вопросов.

Часто родителей пытаются уговорить оставить ребенка хотя бы на заочной форме. Но последнее слово все же остается за родителями, так как законодательно школа не имеет права отказать в переходе на другую форму обучения.

Для перевода ребенка на другую форму образования следует предпринять такие шаги:

  1. Написать заявление на имя директора образовательного учреждения, в котором будет указано желание перейти на семейную форму.
  2. Направить уведомление в образовательный Департамент (это можно сделать как самостоятельно, так и через администрацию школы).
  3. Написать заявление для зачисления ребенка на экстернат для осуществления аттестации.
  4. Выбрать подходящую образовательную программу и проводить изучение школьных предметов дома.

Через некоторое время после окончания этой процедуры родителям может позвонить сотрудник Департамента и спросить о переходе на семейную форму. Это обычный процесс, так как с этого времени ребенок находится на учете в этой организации.

После окончания перехода родителей должны пригласить в школу для подписания договора о семейном обучении. Его оформляют в двух экземплярах, один из которых остается в школе, другой – передается родителям.

Договор должен содержать все необходимые аспекты, а именно:

  • проведение консультаций;
  • осуществление аттестации ученика;
  • использование школьной библиотеки;
  • участие в общешкольных мероприятиях и пр.

Семейное образование по новому закону об образовании 2019 не запрещает выбор семейной формы обучения. Однако следует помнить, что для осуществления такой процедуры в первую очередь родители должны иметь необходимые знания с большинства школьных предметов. Ребенок все равно будет сдавать школьные экзамены, а без соответствующих знаний это будет невозможно.

Если ребенок идет в первый класс

В том случае, если ребенок еще не учился в школе, а только должен идти в первый класс, писать заявление директору не нужно. Следует сразу же идти в Департамент образования и там писать специальное уведомление.

Сотрудник организации проведет с родителями беседу, и если он решит что их решение обдуманное и правильное, то направить в определенную школу. В этом учебном заведении ребенок будет проходить аттестации.

Каждая школа имеет свой Устав, в котором прописаны правила аттестации. Это значит, что в одном учреждении она может проходить каждую четверть, в другом – раз в год. Некоторые школы выбирают блочную систему для сдачи экзаменов, другие хотят, чтобы ребенок сдавал все контрольные работы.

Процедура обучения первоклассников на семейном образовании должна состоять из таких шагов:

  1. Изучить правила и Уставы местных школ.
  2. Попасть на прием в Департамент образования, заполнить уведомление.
  3. Согласовать прикрепление к школе с сотрудниками Департамента.
  4. Получить направление в образовательное учреждение для вступления на экстернат.
  5. Согласовать все необходимые моменты с директором школы.

В школе нужно будет написать заявление об аттестации. К этому аспекту следует отнестись очень внимательно, так как установленным в нем моментам придется следовать. Практически всегда для проведения всех аттестаций следует написать только одно заявления, но в некоторых школах просят писать заявление для каждой аттестации по отдельности.

Аттестация

Аттестация учеников бывает нескольких видов:

  • текущая;
  • промежуточная;
  • итоговая (государственная).

Для лиц, которые проходят обучение в семейной форме, не проводится текущая аттестация. Для получения возможности сдавать промежуточную и итоговую аттестацию в школе, ребенок туда оформляется экстерном.

В образовательном законодательстве нет пункта, который говорил бы об обязательном прохождении ежегодной промежуточной аттестации. В законе можно найти только упоминание о праве ребенка на принятия участия в такой аттестации.

Заявление о необходимости аттестации родители могу написать:

  • перед началом аттестации;
  • по окончании учебного года;
  • перед государственной аттестацией.

Если заявление будет подано непосредственно перед началом аттестации, то ребенок не будет числиться в образовательном учреждении. Если же заявление было написано в начале учебного года, то ребенок получит право пользоваться школьной библиотекой, а также ему полагается финансовая компенсация, если это предусмотрено нормами органов местной власти.

Для этого промежуточная школа для учащихся на семейной форме должна быть включена в муниципальное здание. В этом случае образовательное учреждение будет финансироваться из местного бюджета.

Если по итогам аттестации ученик получает неудовлетворительную оценку, формируется академическая задолженность. Если она не будет ликвидирована, ученика переведут на обучение в школе.

Ответственность

Статья 44 действующего закона об образовании возлагает всю ответственность за обучение ребенка на семейной форме на его родителей или опекунов. На школу возлагается ответственность только за организацию процедуры аттестации.

Действия должностных лиц, которые не являются правомерными, или же их бездействие могут быть обжалованы родителями в суде. Об этом говорится в статье 45 закона об образовании.

Часто задаваемые вопросы

Где можно найти образец заявления о переходе на семейную форму обучения?Такой бланк можно взять на сайте Департамента образования. Документ следует адресовать директору школы. В тексте нужно указать посылания на законодательные акты, опираясь на которые происходит переход.
Новое законодательство относит семейное образование к формам обучения вне образовательных учреждений. Насколько это хорошо или плохо?В статье 17 нового закона указано, что семейное образование считается таким, что происходит вне школы. Это следовало и из норм старого закона, но было описано не так четко. Это приводило к тому, что школы считали возможным контролировать образовательный процесс в семье.В новом же законе четко указано, что обучение происходит за пределами школы, а значит, школа в него вмешиваться не имеет права. Это нововведение делает закон более ясным и устраняет двусмысленности.
Имеют ли дети, учащиеся в семье, отношение к школе?Имеют, но уже не в качестве непосредственных учеников, а только как аттестующиеся. В законе сказано, что аттестация происходит экстерном, а дети имеют право проходить ее бесплатно. Экстерны хоть и являются по закону обучающимися в образовательном учреждении, но они не считаются учащимися.
Обязательным ли условием считается согласование аттестации?Нет, но специалисты настоятельно рекомендуют это сделать. В таком случае родители будут точно знать, когда и какой экзамен ждет на ребенка. В ином случае можно слишком поздно узнать, что учителя уже заняты и некому принимать аттестацию. Дата может переноситься раз за разом, что не принесет комфорта ни родителям, ни ребенку.
Что можно предпринять, если директора школы нет на месте в часы приема, а больше никто не хочет принимать заявление?Заявление можно отправить по почте заказным письмом с уведомлением о том, что его уже вручили. Так не придется ждать на директора и родители будут полностью уверены в том, что документ дошел до адресата.
Когда ребенку уже не нужно будет посещать школу?Дату перехода на семейное обучение сообщит Департамент образования. С этого времени ходить в школу уже будет не нужно.
Сколько раз в год ребенку нужно будет посещать школу?Во-первых, необходимо будет приходить на аттестации. Их количество оговаривается в договоре. Во-вторых, ребенок сможет посещать школьную библиотеку и общешкольные мероприятия, но это уже полностью добровольно.
Какие права получает ребенок, пребывающий на семейном обучении?Ребенок может бесплатно получать учебники, пользоваться библиотекой, а также принимать участие в школьных мероприятиях. Кроме того, у семейного ученика есть право на консультации перед аттестацией. На каждый предмет выделяется по два часа.
Можно ли в таком случае оформить справку, что ребенок является учеником образовательного учреждения?Это возможно только в том случае, если ребенок зачислен в школу как экстерн. В ином случае он не будет считаться контингентом школы, поэтому и звания школьника у него не будет.
Как получить компенсацию за обучение ребенка на семейной форме?Это очень сложная процедура, так как компенсацию выплачивают не в каждом учебном заведении. О возможности получения подобных выплат стоит узнавать в местном Департаменте образования.

Внимание!

  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Источник: https://jurjur24.ru/semejnoe-obrazovanie-po-novomu-zakonu-ob-obrazovanii-v-tekushhem-godu/

Семейное образование на практике: самый подробный гид от практикующей семьи

Семейное образование — закрыть нельзя продолжать

Кадр из фильма «Семейка Адамс»

Писать о семейном образовании приятно и интересно, но всегда получаются рассказы о чувствах, возможностях, мнениях, общие философские рассуждения. И у читателей возникает много практических вопросов — как строится обучение, сколько времени занимает, нужны ли репетиторы. Что ж, видимо пора ответить на все эти вопросы внятно и по пунктам.

Рассылка «Мела»

Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу

Мой сын проучился дома два года: 5 и 6 класс. Аттестации прошёл и возвращаться в школу не намерен. Этот текст содержит описание личного опыта нашей семьи и предназначен для людей, которые тоже интересуются семейным образованием.

Принятие решения

Сначала я сообщила родственникам, что хочу перевести сына на семейное образование. Папа, бабушки и дедушки восприняли эту новость нормально и согласились по мере сил помогать. Дальше у нас состоялся самый важный серьёзный разговор с ребёнком.

Я объяснила ему, что есть возможность не ходить в школу, что эта возможность потребует от нас много сил и решимости, что одна я с этим не справлюсь и основная нагрузка ляжет на него самого. «Ты уверен, что справишься? Даже, когда будет тяжело? Ты готов работать каждый будний день честно и не отлынивать?».

И вот когда он ответил, что готов и справится, решение было принято.

Бюрократия и начало

Мой Сашка учился в начальной школе, где было всего четыре класса, после чего дети выпускались и поступали уже в другие учебные заведения. Так вот, мы решили после выпуска больше в школу не ходить. Я позвонила в среднюю школу, которая находилась недалеко от дома, и договорилась о встрече с директором.

На этой встрече я рассказала, что хочу зачислить своего сына в школу и тут же перейти на семейное образование. Директор выдал мне необходимые бланки для заявлений (о зачислении и переводе на СО), я заполнила их.

Договорились, что сдавать аттестацию ученик будет один раз в год (частоту экзаменов директор школы и родители выбирают произвольно), познакомилась с завучем, который решал для нас организационные вопросы, и всё. Вот мы официально на семейном образовании.

После этого ещё пришлось отнести заявление в департамент образования, но оно носит чисто уведомительный характер. В департаменте мне рассказали о правах и возможностях моего сына и предложили обращаться за помощью, если возникнут какие-нибудь проблемы.

Денежная компенсация

На обучение каждого ребёнка государство тратит определённую сумму. Если ребёнок находится на семейном образовании, то школа этих денег не получает, а должны получать родители.

Здесь, к сожалению, мой опыт полезным не будет. В современных законах о компенсациях написано что-то невнятное, нужно отдельно решать вопрос с департаментом. И я просто не стала этого делать.

Мы простили государству деньги и сосредоточились на учёбе.

Выяснение программы

Внятных списков, какими знаниями, умениями и навыками должен обладать ученик к концу года, не существует. Программы у разных учителей в разных школах тоже разные. Поэтому определиться с учителями, которые будут проводить аттестацию, следует в начале года.

Ребёнок, находящийся на семейном образовании, имеет право пользоваться школьной библиотекой. Мы взяли учебники и выяснили у учителей, достаточно ли нам будет знаний из книг или нужны дополнительные источники.

Таким образом, у нас появился собственный уточнённый список тем, которые нужно изучить за год.

Подготовка

Я составила календарь на учебный год. Выходные мы назначили себе на воскресенья и понедельники. Осенние и зимние каникулы совпадали со школьными, а весенние пришлось перенести, так как экзамены нужно было сдавать уже в конце апреля.

Общее количество всех тем по всем предметам разделили на количество рабочих дней и получилось, что в среднем за один день нам нужно было проходить 2 новых темы. На это и ориентировались в будущем. В какие-то дни проходили больше (иногда до 8 тем), в какие-то тратили всё время только на закрепление пройденного.

Кроме этого я выдала ребёнку право на три прогула — он мог отказаться от учёбы в любой день, устроив себе выходной, но не больше трёх раз за год.

Расписание

Все предметы разделили на две группы. В первую группу вошли: математика, русский язык, английский язык и технология. Это те предметы, где ученику нужно получить не только знания, но и умения. Во вторую группу попали все остальные дисциплины. Расписание для каждой группы составлялось по-разному. Первые две недели изучали только математику и только в теории.

Затем я готовила практические задания по пройденному материалу на каждый день. Так же поступили с русским языком. Потом уже ребёнок сам выбирал какой предмет изучать следующим. Таким образом, получалось, что каждый день Сашке нужно было проходить теорию по какому-то предмету из второй группы и решать практические задания по предмету из первой группы.

Это два больших урока в день — один теоретический, другой практический.

Процесс обучения

  1. Берём учебник и читаем вслух, иногда читаю я, иногда он. Затем тот, кто читал, пересказывает тему своими словами так, чтобы суть прочитанного стала понятна. Если в процессе возникают дополнительные вопросы, находим ответы на них в интернете.

    Дальше определяем основные мысли и факты, которые следует законспектировать. Первые несколько месяцев я говорила сыну как и что нужно записывать, потом он уже научился решать это сам.

    В зависимости от предмета выбирали форму конспектирования — где-то использовали тетрадь, где-то блокнот, где-то отдельные картонные карточки.

  2. Включаем видео-урок (их в интернете много), смотрим, обсуждаем, конспектируем.

  3. Беру вопросы из учебника (те, что в конце параграфов) или вопросы итоговых тестов. Вручаю эти вопросы ребёнку и он сам ищет на них ответы в интернете. Затем подробно рассказывает мне всё, что узнал. Конспектирует.

Закрепление пройденного

Математика и русский язык закреплялись каждый день с помощью практических заданий. Для других предметов в конце недели я устраивала сыну небольшую контрольную. Иногда вместо контрольной просто пробегались по учебнику, останавливаясь на ключевых фактах и ещё раз проговаривали их вслух.

Репетиторы и помощники

Прибегнуть к помощи со стороны нам пришлось только в изучении английского языка. Предмет специфический, тут нужно произношение, восприятие на слух, разговор.

В пятом классе это были занятия с репетитором, в шестом — посещение курсов. Кроме этого, часть обязанностей по обучению ребёнка я делегировала другим родственникам.

Технологией и физкультурой с ним занимался папа, русским языком — бабушка.

Распорядок дня

Распорядок не нужен. Я работаю на фрилансе, сын на фрилансе учится, так что никаких начальников и чётких сроков у нас нет. Ребёнок просыпается без будильника, завтракает, бездельничает и сам решает, когда он готов приступить к учёбе. Конечно, все развлечения доступны ему только после того, как учебная программа дня будет выполнена.

С чего начать — с теории по одним предметам или практики по другим — он тоже выбирает сам. В процессе обучения допускаются перерывы любой длительности по желанию ученика. Во время уроков можно пить чай, жевать печеньки, закидывать ноги выше головы — что угодно.

Это очень здорово и, по моим наблюдениям, совсем не мешает учёбе, а только помогает.

Экзамены

За месяц до сдачи экзаменов мы просим в школе устроить нам консультации с учителями. Они занимают не больше 15 минут каждая. На консультации учитель рассказывает в какой форме будет проходить экзамен, на каких темах стоит акцентировать внимание.

Оценка, которую получит ребёнок при аттестации, ни коим образом не станет отражением его реальных знаний. Это уж я теперь знаю наверняка. Поэтому мой сын отправляется на экзамены с одной целью — сдать.

Эти экзамены значительно сложнее, чем простое получение оценок в течение года при очном обучении, списать или построить глазки не получится. Программу нужно действительно знать. Но этого тоже не стоит совсем уж бояться.

Если экзамен провален, назначается пересдача, к которой можно будет спокойно подготовиться, уже имея достаточно времени и чёткое представление о требованиях учителя.

Время и деньги

На учёбу каждый день у нас уходило по 2-3 часа. На составление расписания и практических заданий я тратила около получаса в неделю. Деньги экономятся в невероятных количествах, не смотря на оплату работы репетитора.

Тетрадей, альбомов, ручек и карандашей не покупала совсем — в течение двух лет нам хватало того, что осталось не использованным в начальной школе. Пенал, портфель, сменка, рубашки, брюки, пиджаки, жилетки — всё это нам теперь не нужно, а это стоит очень больших денег. Мы же обходимся удобными джинсами и футболками.

Ну и, конечно, нам не приходилось ничего сдавать на шторы, охрану, подарки учителям и все остальные радости школьной жизни.

И напоследок хочу ответить на несколько часто задаваемых вопросов.

«Целыми днями сидеть дома это вредно и скучно. А как же социализация?»

Перейти на семейное образование — это не значит пристегнуть ребёнка к батарее и не выпускать. Наоборот, без школы появляется много свободного времени на кружки, секции, прогулки, друзей, хобби и всё остальное.

«Мама работает?»

Да. На фрилансе при гибком графике. Но это не обязательное условие. Если ребёнок достаточно взрослый, чтобы оставаться дома один, или есть родственники, которые могут приглядеть за ним в течение дня — регулярная работа родителей не станет препятствием для семейного образования. С ребёнком можно заниматься по вечерам, а на день оставлять ему задания для самостоятельной работы.

«А как вы будете выполнять лабораторные работы по физике, химии, биологии, где нужны достаточно серьезные оборудование и материалы?»

В школе, к которой приписан мой сын, нет кабинетов технологии — работу по дереву и шитьё дети изучают только в теории. Оборудования для лабораторных по физике и химии тоже практически нет.

В общем, наш домашний микроскоп, глобус и лобзик — это уже больше, чем могут предложить многие школы. Я думаю, мы решим эти вопросы по мере их возникновения.

Купить сейчас можно практически всё, что угодно.

«Что труднее всего далось?»

Труднее всего придерживаться выбранного графика и не расслабляться слишком сильно. Когда приходит осознание того, что семейное образование значительно проще, чем казалось, это слегка деморализует.

«Были ли у него такие типичные вещи, как лень. Тебе как маме приходилось ему давать „пинка“?»

Были. Приходилось. Но уговорить ребёнка заняться делом достаточно просто, когда он спокойный, счастливый, когда у него нет ненависти к процессу обучения, а у мамы есть достаточно времени и нет раздражения.

«Мне кажется, что при семейном образовании один из родителей должен отказаться от возможности самореализации, разве нет?»

Это совершенно не так. Родители школьников всегда тратят время на занятия с ребёнком, выполнение домашних заданий и прочего. При семейном образовании то же самое время просто тратится иначе. Приносить себя в жертву вовсе не обязательно. А если у родителя нет даже двух часов в день для общения с ребёнком — это уже катастрофа и форма обучения тут не играет роли.

«Такая система требует от кого-то из родителей уверенных знаний школьной программы и хоть какого-то педагогического таланта?»

Особых знаний не нужно. Изучать материал можно одновременно с ребёнком, это даже лучше, веселее и полезнее для ученика, чем подготовленная лекция. Я считаю, что родитель должен иметь способность к творчеству, здравый рассудок и умение структурировать информацию. Этого достаточно для того, чтобы успешно учить ребёнка без школы.

«Боюсь, что не справлюсь сама, что не справится он, боюсь, что ненависть к школе равна ненависти к обучению в целом, как быть тогда?»

Пробовать. Переход на семейное образование — это не дорога в один конец, вернуться в школу можно в любое время посреди учебного года. Небеса не свалятся на землю, если ребёнок не сдаст экзамен.

У него будет несколько возможностей пересдать его.

Если человеку плохо в школе, если он ненавидит учиться, значит самое страшное уже произошло и бояться больше нечего, остаётся только пробовать что-то изменить.

Источник: https://mel.fm/blog/fina-safonova/74593-semeynoye-obrazovaniye-na-praktike-samy-podrobny-gid-ot-praktikuyushchey-semi

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.