Школы приемных родителей: новая волокита?

Что такое школа для приемных родителей

Школы приемных родителей: новая волокита?

В России большое количество детей-сирот, которые нуждаются в новой семье и любящих родителях. Многие бездетные пары принимают решение усыновить малыша и стать ему родными.

Но важно помнить, что перед таким серьезным шагом необходима специальная психологическая помощь.

Школа приемных родителей предназначена для подготовки кандидатов на усыновление к решению взять ребенка в семью и нести ответственность за его дальнейшую судьбу.

Для кого предназначена школа приемных родителей

Курс обучения разработан для следующих категорий лиц:

  • Кандидатов в замещающие родители;
  • Будущих опекунов и усыновителей;
  • Волонтеров, планирующих работать в детских домах и приютах;
  • Семей, собирающихся брать детей в гостевом режиме;
  • Опекунов и усыновителей, которые ранее не проходили подобной подготовки.

Школу приемных родителей могут посещать и те, кто взяв ребенка на воспитание, столкнулся с трудностями, с которыми не могут справиться самостоятельно.

Курсы ведут психологи, психотерапевты, юристы, рассказывающие о тонкостях воспитания несовершеннолетнего в приемной семье.

Для получения эффективного результата важен личный опыт, поэтому часто среди педагогов люди, имеющие положительный опыт воспитания приемных детей. В качестве преподавателя выступают и воспитатели, проработавшие несколько лет в приютах или детских домах.

Занятия в ШПР разработаны для реализации следующих задач:

  • Психологическая подготовка кандидатов на усыновление для принятия ребенка в семью;
  • Воспитание умения преодолевать возникающие трудности в воспитании несовершеннолетнего;
  • Уметь находить сильные и слабые стороны свои и своих родственников;
  • Знакомство с нормами семейного права;
  • Изучение психологических и физиологических особенностей ребенка в разные возрастные периоды.

Занятия проводятся в форме тренингов, практикумов, семинаров. Кандидатам в усыновители предоставляется возможность не только получить знания от специалистов, но и поделиться собственным опытом друг с другом. По окончанию курса будущие родители смогут определиться в правильности своего решения, делают осознанный выбор в отношении пола и возраста ребенка, которого хотят взять в семью.

Существующая практика показала, что некоторые кандидаты в усыновители после посещения занятий отказываются от этого статуса или берут время на раздумье перед тем, как взять малыша. Такое поведение гораздо менее травмирующее по отношению к несовершеннолетнему, чем когда неготовые к этому семьи берут ребенка, а затем возвращают его в казенное учреждение.

Одной из главных проблем, с которой сталкиваются усыновители, считаются сложности в поведении детей, которые провели несколько месяцев (а иногда лет) в детском доме или интернате.

На курсах приемных родителей взрослых учат справляться с ними и сводить к минимуму появление возможных неприятностей.

Кроме того, кандидатам в усыновители рассказывают сложности в адаптации ребенка в новых условиях и способы сделать ее легче.

Школу приемных родителей должны посещать не только те, кто хочет усыновить детей старшего возраста, но и те, кто планирует взять малыша из дома малютки. В такой ситуации основной акцент делается на готовности взрослых нести ответственность за будущее ребенка, его воспитание и социализацию в обществе.

программы

Школы приемных родителей встречаются при органах опеки и попечительства, а также при Центрах психологической помощи. Знания, которые в них получают кандидаты в усыновители, условно делятся на 3 раздела: медицинские, юридические, психолого-педагогические.

курсов может незначительно различаться, но в обязательном порядке освещаются следующие вопросы:

  • Основы семейного законодательства России;
  • Психологическое и физиологическое развитие ребенка;
  • Трудности подросткового возраста;
  • Особенности родительских ролей;
  • Охрана здоровья несовершеннолетнего;
  • Последствия жестокого обращения в семье;
  • Адаптация ребенка в новой семье и др.

Единых требований курсов в Школе приемных родителей законодательно не установлено. Поэтому в разных регионах знания, которые получат кандидаты в усыновители, могут различаться. Но основная задача курсов заключается в том, чтобы подготовить будущих родителей к ответственности и свести к минимуму возможность, что впоследствии от ребенка откажутся.

Не все люди, принявшие решение взять малыша в семью, до конца понимают всю ответственность этого шага.

Психолого-педагогическая подготовкаПсихолого-педагогическая подготовка предназначена для того, чтобы помочь взрослым осознать причины этого желания и свою готовность к воспитанию чужого ребенка. Взрослые знакомятся с основами возрастной психологии. Это позволяет кандидатам на усыновлении лучше понимать особенности развития малыша на различных этапах взросления
Правовой разделПравовой раздел курсов предусматривает знакомство с основами семейного права. Будущим родителям рассказывается об основных законодательных актах РФ, регулирующих отношения между детьми и взрослыми. При этом объясняется различие между опекунством, усыновлением и другими формами оформления прав на несовершеннолетнего, оставшегося без попечения родителей
Физиологические особенности детейВ Школе приемных родителей знакомят и с физиологическими особенностями детей на разных этапах. Цель данного раздела заключается в просветительской и профилактической работе по развитию малыша

Где пройти обучение

Психолого-педагогическую и правовую подготовку для того, чтобы взять в семью ребенка, можно пройти в государственных учреждениях, созданных с этой целью. Органы опеки, в которые следует обратиться кандидатам на усыновление, дадут направление на курсы и подскажут, где они проходят.

Занятия проводятся в удобное для будущих опекунов время, обычно в вечерние часы, в том числе и по выходным дням. По итогам обучения проводится аттестация.

Если испытание будет пройдено успешно, то будущим опекунам выдадут свидетельство установленного образца о том, что они готовы стать родителями.

В противном случае слушателям будет рекомендовано еще раз пройти курсы. В аттестационную комиссию включаются:

  • преподаватели;
  • сотрудники органов опеки;
  • юристы;
  • медицинские работники.

В коммерческих психологических центрах будущим усыновителям тоже можно посещать Школу приемных родителей, если в итоге они получат утвержденный документ, который примут органы опеки.

Достоинством таких курсов считается то, что кандидатам в опекуны даются более глубокие знания, ведь срок обучения может значительно превышать рекомендованные 72 часа.

Кандидаты на опекунство могут посетить не только обязательные занятия, но и дополнительные, где получат ответы на все интересующие вопросы.

Сотрудники Школы приемных родителей оказывают помощь в принятии решения о выборе ребенка. При необходимости оказывается помощь и после усыновления. Все консультации проводятся в конфиденциальном режиме, информация не разглашается органам опеки и другим посторонним лицам.

Специалисты организации стремятся не выявить возможные проблемы будущих усыновителей, а помогают с ними справиться. Работа Школы приемных родителей направлена на создание всех условий, позволяющих сохранить ребенка в семье.

К каждому слушателю курсов осуществляется индивидуальный подход.

Законодательная база

Источник: //lawinfo24.ru/family/opeka/shkola-priemnyx-roditelej

Школа приемных родителей: принципы, устройство, документы. Полякова О., Орлова А. | Азбука воспитания

Школы приемных родителей: новая волокита?

Уважаемые читатели!

Перед вами чрезвычайно полезное методическое пособие.

Полезное и для специалистов, которые работают в сфере защиты прав детей, и для неравнодушных активистов, которые хотят помогать детям, нуждающимся в семейном устройстве, в том числе и путем создания и развития эффективных школ приемных родителей. Не просто школ, созданных для «галочки», а базирующихся на лучших технологиях и освещающих широкий спектр вопросов, жизненно важных для подготовки родителей к приему ребенка в семью.

С 2012 года обучение в таких школах стало обязательным для кандидатов в приемные родители.

По замыслу законодателей, правовая и психолого-педагогическая подготовка позволит потенциальным замещающим родителям лучше понять свои возможности, ресурсы, ожидания, разобраться в возрастных и психологических особенностях детей, лишенных попечения родителей, и, в конечном итоге, трезво и осознанно подойти к решению о приеме ребенка в семью. Но на практике качество образовательных услуг очень разнится в разных школах. Для того чтобы потенциальные усыновители из разных регионов нашей огромной страны имели равный доступ к знаниям, которыми они должны напитываться в такой школе, нужно постоянно повышать качество обучения и расширять здоровую конкуренцию в этой сфере. Тогда родители пойдут в школу не просто за документом для проформы, а действительно смогут получить информацию и навыки, жизненно необходимые для успешного приемного родительства.

Авторы последовательно рассказывают о создании школы приемных родителей, не оставляют за кадром ни один из этапов, ни из чего не делают секрета – напротив, дают буквально пошаговую инструкцию по тому, как правильно подойти к такой тонкой материи, как подготовка кандидатов в замещающие родители.

Книга написана простым и понятным языком, читается на одном дыхании. Здесь нет канцеляризмов и специального юридического сленга, который нуждается в переводе. Множество примеров, готовые образцы документов от практиков, работающих в одной из лучших школ приемных родителей в Москве, – еще одно немаловажное достоинство книги.

Мне кажется, что пособие станет прекрасным подспорьем для тех, кто верит, что каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье.

Полезного и приятного вам чтения, а после чтения – активных и последовательных действий на благо детей!

С уважением, Юлия ЮДИНА, директор БФ «Измени одну жизнь»

Об авторах

Ольга Борисовна ПОЛЯКОВА – директор Центра семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при Марфо-Мариинской обители милосердия.

Руководитель проектов по поддержке кандидатов в приемные родители, профилактике социального сиротства и т.п.

Эксперт Британского благотворительного фонда поддержки и развития филантропии «КАФ» (CAF-Charities Aid Foundation). Автор научных статей по социальной педагогике.

Алиса Анатольевна ОРЛОВА – журналист, специализируется на социальной и медицинской тематике. Окончила филологический факультет Саратовского государственного университета и Академию журналистики «Коммерсантъ».

Сотрудничала с порталами «Милосердие.ru», «Православие и мир», «Православие и современность», «Татьянин день» и телеканалом «Союз».

Один из авторов методического пособия «Как помогать просителям: работа церковной социальной службы» в серии «Азбука милосердия».

Предисловие. Из детдома — в семью

Самая правильная помощь

Дети без родителей – есть. Их много. По данным Министерства образования и науки РФ, в начале 2016 года в Федеральном банке данных о детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей, находились сведения о 71,4 тысячи детей (Данные Министерства образования и науки РФ. Источник: минобрнауки. рф (электронный ресурс).

Долгое время в России помощь сиротам сводилась именно к помощи детским домам и интернатам, потому что большинство сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жили в детских домах.

И самой распространенной помощью было шефство, организация праздников, подарки.

Потом стали добавляться более прогрессивные виды помощи: забота о социальной адаптации детей, об их качественном образовании и творческом развитии, сопровождение выпускников и защита их прав и т.д.

Пока детские дома все еще существуют – нужно и это.

Но все же постепенно в общество пришло понимание, что идеальное место для роста и развития ребенка – семья. И  самая правильная помощь ребенку без родителей – помочь ему уйти из детского дома в семью.

Как именно приходило это понимание и почему семья дает ребенку то, чего он не получит в детском доме, читайте в Главе 1.

Реформа детских домов

Детские дома и дома ребенка продолжают существовать. Но сейчас в России происходит их реформа.

В 2014 году в России принято революционное постановление правительства, которое должно в корне изменить традиционную систему интернатов и детских домов.

Теперь по закону дети помещаются в учреждение временно, до возвращения в кровную семью или помещения в семью приемную. (Постановление Правительства РФ от 24 мая 2014 г.

№ 481 «О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей»).

Даже называются теперь бывшие детские дома по-другому: центры содействия семейному воспитанию. И в задачу руководителей этих центров теперь входит семейное устройство детей.

Семья для ребенка

Большинство детей в учреждениях – социальные сироты, то есть сироты при живых родителях. Для них есть два пути из детских учреждений: в кровную семью или в новую, которую называют замещающей.

Кровная семья. Теперь, когда детдома превращены в центры содействия семейному воспитанию, в задачу специалистов входит и работа с кровной семьей.

Разрыв с кровной семьей – травма на всю жизнь. Поэтому специалисты центров семейного устройства в первую очередь рассматривают возможность возвращения ребенка к кровным родителям.

Бывает, что родители, разлученные с ребенком, находят в себе силы изменить жизнь, наладить быт, найти работу. В этом им могут помочь специалисты – социальные работники, психологи и т.д.

К сожалению, не всегда возвращение ребенка в кровную семью возможно. Тогда и встает вопрос о поиске замещающей семьи.

Но и после этого специалисты продолжают работать над сохранением связи ребенка с кровной семьей, и это важно не только для детей, но и для кровных родственников.

Замещающая семья. Когда возвращение в кровную семью невозможно – например, если родители продолжают злоупотреблять алкоголем или наркотиками и пребывание с ними ребенка опасно для его жизни и здоровья, – руководство учреждения, в которое помещен ребенок, обязано помочь устроить его в приемную семью.

Работа с кровной и замещающей семьей принципиально разная и по сути, и по методам. Наша книга расскажет вам о подготовке замещающих родителей, а именно – о создании школы приемных родителей.

Что такое школа приемных родителей

Для того чтобы приемные родители смогли заменить ребенку утраченную семью, одного их желания мало. Есть специфические проблемы, с которыми они столкнутся, и для их решения личного опыта недостаточно, даже если в семье есть дети. Когда речь идет о приемном ребенке, нужен опыт и помощь специалистов. Получить их можно в школе приемных родителей.

Школы приемных родителей действуют в России с 2000 года. С 2012 года обучение в них стало обязательным для всех, кто собирается взять ребенка на воспитание. Сейчас такие школы есть во всех регионах России.

За 2015 год в замещающие семьи передано более 42 тысяч детей, под предварительную опеку – почти 19 тысяч детей. Но ежегодно российские суды выносят десятки тысяч решений о лишении родительских прав. Например, в 2013 году были лишены родительских прав около 50 тысяч человек. (Данные РИА-новости, код доступа: //ria.ru/society/20130322/ 928531964.html)

О чем эта книга

Усыновлять детей стали гораздо чаще и охотнее. Эта тенденция не может не радовать. Однако в детские дома тут же поступают другие дети из неблагополучных семей, где родители не справились с воспитанием.

Поэтому потребность в замещающих семьях для детей по-прежнему велика. Детские дома, как мы сказали, теперь должны содействовать устройству детей в семьи, но для учреждений это абсолютно новая и незнакомая сфера деятельности.

Между тем, создать школу приемных родителей можно и на базе детского учреждения.

Кроме того, есть много некоммерческих организаций, которые давно занимаются помощью детским домам и интернатам и «дозрели» до создания собственной школы приемных родителей.

Как создать такую школу? Чему обучать родителей? Какие нужны документы и специалисты, как построить занятия, как родителям встретиться со своими детьми, как поддержать выпускников школы, которые уже взяли ребенка в семью? Обо всем мы расскажем в нашем пособии. Также вы найдете в нашей книге программы обучения (основную и дополнительную), учебные планы и другие документы, которые понадобятся в работе школы приемных родителей.

Об организации, опыт которой лег в основу книги

В основе книги – опыт успешной работы одной из школ приемных родителей – Школы, являющейся частью Центра семейного устройства при Марфо-Мариинской обители милосердия.

В 2015 году эта Школа стала лауреатом Московской городской премии за вклад в развитие семейного устройства детей-сирот «Крылья аиста» в номинации «Школе приемных родителей города Москвы за особый вклад в развитие семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Награда присуждалась исходя из трех критериев: количество детей, принятых в замещающую семью выпускниками школы приемных родителей; взаимодействие школы с государственными детскими домами и отзывы выпускников.

Центр семейного устройства при Марфо-Мариинской обители милосердия – совместный проект Марфо-Мариинской обители и службы помощи «Милосердие», организован в 2011 году.

Одно из основных направлений работы Центра – Школа приемных родителей (далее – Школа). В Центре работают социальные педагоги, психологи, юрист. Многие из специалистов сами являются приемными родителями.

За время существования центра Школу окончили более 300 человек. Всего было устроено в семьи 87 детей.

Кроме того, психологи и социальные педагоги Центра семейного устройства ведут индивидуальное консультирование семей, оказавшихся в кризисной ситуации и обратившихся за помощью.

С 2014 года департамент социальной защиты г. Москвы уполномочил Центр семейного устройства при Марфо-Мариинской обители милосердия осуществлять социальный патронат кровных семей и сопровождение замещающих семей.

Приоритет для Центра и Школы – семейное устройство детей из трех православных детских домов: Елизаветинского детского дома для девочек (с синдромом Дауна) при Марфо-Мариинской обители милосердия, Свято-Димитриевского детского дома для девочек и Свято-Софийского детского дома для детей-инвалидов. Все три учреждения являются проектами православной службы помощи «Милосердие».

Как изменялось отношение к детским домам

Ответ на вопрос «зачем ребенку семья» – это еще и ответ на вопрос «чем плох детский дом». Действительно, почему важнее не улучшать детский дом, а найти ребенку семью?

Осознание факта, что учреждение – не место для ребенка, с разной скоростью и в разные сроки происходило во всем мире. Впервые о том, как влияет на малыша разлука с семьей, ученые задумались в ХХ веке.

В 1969 году в Англии сняли документальный фильм «Джон». Один из авторов фильма, Джеймс Робертсон, был соцработником и входил в исследовательскую группу, изучавшую влияние на маленьких детей разлуки с родителями. Герой фильма, полуторагодовалый Джон, спокойный и ласковый мальчик из хорошей семьи, провел девять дней в доме ребенка, пока его мама была в роддоме.

Ученые были поражены тем, как повлиял на Джона этот опыт. За короткое время спокойный малыш превратился в затравленного зверька, он стал недоверчивым, плаксивым, робким. Когда мама вернулась, он уже не мог доверять ей так, как прежде. Все эти изменения происходят на глазах у зрителей.

Фильм «Джон» вызвал бурное обсуждение и в итоге изменил систему помощи детям в Великобритании.

Особенности детей из учреждений

То, что произошло с Джоном, специалисты называют депривацией (лат. deprivatio – потеря, лишение).

Это негативное психическое состояние, вызванное лишением возможности удовлетворять насущные жизненные потребности, например такие, как общение с матерью для маленького ребенка.

Влияние депривации тем сильнее, чем дольше ребенок находился в учреждении. Младенцы, которых не брали на руки, не обнимали, не разговаривали, игнорировали их плач, недополучают важнейших для развития импульсов.

Портрет «типичного детдомовца» нарисовать невозможно, у каждого ребенка свои индивидуальные особенности и жизненная ситуация: есть отказники, попавшие в дом ребенка из роддома и не имевшие опыта жизни в семье, а есть дети, изъятые из неблагополучных семей. Но все же продолжительное время, проведенное в детском доме, вырабатывает в них некоторые сходные черты:

– проблемы со здоровьем и отставание в развитии, как физическом, так и психическом;

– сложность в установлении тесного эмоционального контакта со взрослым. Эти сложности связаны и с разрывом кровных связей, и с отсутствием у детей «персонального» взрослого. Такие сложности называют нарушением привязанности;

– потребительское отношение к взрослым: дети видят в них обслуживающий персонал. Например, дети не понимают, что взрослые могут болеть;

– размытость понятия «свое» и «чужое»: все общее и коллективное;

– отсутствие личного мнения и личной ответственности: во всем виноват кто-то другой, решения в жизни ребенка принимают другие, он не имеет своего мнения, не умеет делать выбор, легко соглашается, легко попадает под влияние, особенно негативное.

Главный психологический итог пребывания ребенка в учреждении – базовое недоверие к миру.

Пример. «Пришелец» из интерната (рассказ приемной мамы о появлении в ее многодетной семье ребенка из коррекционного интерната): «У нас поселился инопланетянин. Он просыпается в одно и то же время. Ровно в 8.30 он должен приступить к завтраку. На завтрак должна быть манная каша, так его научили там, на другой планете.

Гренки с сыром и какао с мороженым не принимаются. Компот, кефир, молоко, чай – весь его список. Говорил он короткими фразами, на вопросы отвечал односложно. Если что-то было нужно – хныкал. При первых капризных звуках мы говорили: ”А тем, кто капризничает, печений на полдник не будет. Только вафли и пряники“.

В ту же секунду наступала тишина, слезы высыхали.

Источник: //azbyka.ru/deti/shkola-priemny-h-roditelej-printsipy-ustrojstvo-dokumenty-polyakova-o-orlova-a

Школы приемных родителей: новая волокита?

Школы приемных родителей: новая волокита?

С сентября посещение Школы приемных родителей станет обязательным.

«Теперь прибавится волокиты! Ребенка хочется быстрее в семью забрать, надо бегать документы собирать, а тут еще нужно тратить время на какую-то школу!» – такое я не раз читала на различных усыновительских форумах.

Принимающие родители с опытом чаще говорят о необходимости посещения Школы приемных родителей.

Елена Фортуна

«Если бы в свое время я ходила на занятия школы приемных родителей, то наш журнал вообще мог бы не появиться на свет – просто не возникло бы большинство вопросов, ответы на которые я стала искать с привлечением экспертов и делиться этими знаниями на страницах издания, – шутит Елена Фортуна, главный редактор журнала «Родные люди», воспитывающая троих усыновленных детей. – Но в каждой шутке есть доля шутки. И все, с кем я общалась, говорят, если б не школа приемных родителей, мы бы такой горячки напороли! Потому что, правда, бывает очень тяжело.

Появление ребенка – в каком-то смысле – лакмусовая бумажка, сразу проявляются особенности отношений в семье, какие они, очень многое узнаешь о себе.

Допустим, ты всю жизнь считала себя, человеком терпеливым, спокойным и тихим, а тут кричишь из-за какой-то ерунды и не можешь остановить истерику. Ты не подозревал, что на это способен.

И потому необходимо глубокое, четкое понимание, что какие-то конкретные сложности, кажущиеся непреодолимыми – временные, и ничего необъяснимого, в этом нет. Но понимание это возможно, когда имеются четкие знания».

Но всем ли нужны занятия в подобных школах? Если будущая приемная мама – уже благополучно воспитывает кровных детей или, тем более, педагог по специальности? Анна Черкашина, педагог в третьем поколении, когда брала первых своих приемных детей – девочек 6 и 11 лет, – имела за плечами 20-летний опыт педагогической деятельности, легко справлялась с воспитанием 11-летней и 18-летней кровных дочек. Школ приемных родителей тогда не было. Да и не сомневалась она в своих силах.

«Я была успешной матерью и успешным педагогом, – рассказывает Анна. – Но как только в семье появились девочки из детского дома, поняла, что обычные критерии педагогики на этих детей не распространяются.

Особо тяжело было с младшей. Гиперактивная, истеричная, рыдать начинала по любому поводу. Сахар не сладкий, соль не солёная, сапоги не того цвета, платье не того фасона, любая пища кроме яичницы и быстрорастворимых макарон – не годится. И непонятно – почему так? Что с этим делать? Куда бежать и где искать помощи?

Неоднократно со стороны знакомых, родственников я слышала: «Да сдай ты её назад, что ты мучаешься…» Но такую мысль я не допускала.

Попробовала взять ей подружку из детского дома её возраста. Но дети оказались очень разными и проблемы где-то даже усугубились ревностью.

И только через три года, когда мы прошли все кризисы, набивая шишки, у нас появилась своя школа приемных родителей. Я пошла туда сама, узнав о ней от знакомых. Никто меня туда не посылал, не заставлял. Сколько нового я там узнала! Как сожалела, что не знала этого раньше! Скольких ошибок и проблем можно было бы избежать!»

Несколько фактов, которые можно узнать в Школе приемных родителей – от Анны Черкашиной:

1. Детям для стабильности нужны их старые вещи из детского дома, они являются их связкой с новой жизнью.

Наташа «вцепилась» в вещи из детского дома, хочет ходить только в них. Новые вещи не надевает. Раньше я бы просто отобрала у неё это старьё и одела в новое. Теперь, понимая причину, я этого не делаю. Знаю, что постепенно это пройдёт, когда она утвердиться на новом месте, почувствует жизненную уверенность.

2. Дети из детского дома обычно очень много и всё подряд едят. Они «наедаются» за прошлую жизнь, им нужно почувствовать уверенность, что еда «не кончится». Отсюда же – прятанье хлеба под подушку, прочие «запасы».

Сейчас этим занимается Гуля, 7 лет. Раньше бы я стала ограничивать её в еде, придерживаясь понятия нормы, рациона… Ругала бы за корки под подушкой… Теперь я наливаю ей порции, как взрослому мужчине и спокойно объясняю, что хлеб ВСЕГДА есть на кухне и в любой момент его можно отрезать сколько хочешь.

3. То, что принято называть «воровством», у детей из детского дома зачастую может означать совсем другое. Различают 7 видов действий, которые на первый взгляд называют воровством, но они таковым не являются.

Семилетняя Гуля взяла в магазине и сунула в карман пачку жвачек. Раньше я бы почувствовала ужас, массу тревожных «предчувствий», шок на пару дней… Теперь же ограничилась спокойной беседой с ребёнком, объяснила правила поведения в магазине и забыла об этом.

4. Никогда не говорить о биологических родителях плохо. Пусть они последние алкоголики, били ребёнка, морили голодом, пусть ребёнок сегодня сам их ненавидит – никогда ни одного дурного слова говорить нельзя. Я рада, что, зная это правило, следовала ему.

Анна 16 лет, попав ко мне в 11 лет, просто ненавидела свою мать, была глубоко на неё обижена. Я сначала интуитивно обходила молчанием её выпады, запрещала своей матери что-то говорить об этом в её присутствии.

Теперь, имея и знания, и опыт, вижу, насколько это правильно. В подростковом возрасте идёт переоценка всего, образ биологических родителей осветляется.

И если приёмные родители даже в прошлом говорили о них негативно – это может стать болезненной трещиной в их отношениях с детьми.

Где взять кадры?

Да, не поспоришь с тем, что знания необходимы потенциальным приемным родителям, усыновителям, опекунам…

Но для отчима, мачехи, а также для близких родственников ребенка (братья, сестра, бабушки, дедушки) посещение школы приемных родителей так и не станет обязательным.

Почему-то считается, что, скажем, бабушка, жившая отдельно от внука или внучки, уже итак все знает про воспитание ребенка, оставшегося без попечения родителей.

Хотя по данным статистики самое большее число возвратов в детские дома происходят именно среди опекунов (попечителей) из числа родственников.

Другой вопрос – откуда вот так сразу наберется столько качественных специалистов, которые, как говорится, «в теме», которые способны квалифицированно дать необходимую информацию. В крупных городах такие специалисты есть. А вот как быть с глубинкой?

Алексей Рудов

«Обязательные занятия в школах приемных родителей необходимы, но не такими методами, как это сейчас внедряется», – говорит эксперт по семейному устройству, руководитель проекта «К новой семье» Алексей Рудов.

В том смысле, что занятия объявляются обязательными сразу и для всех кандидатов в приемные родители и усыновители, когда для этого ничего еще не подготовлено, когда непонятно, откуда брать специалистов по стране, как быть тем, кто живет в небольших селах, где школу приемных родителей не организуешь (и кто там будет преподавать?), а в райцентр – не наездишься. И потому, по словам Алексея Рудова, во многих местах занятия могут свестись к простой формальности, ради галочки. Чтоб потом было, чем отчитаться. Понятно, что ни приемные дети, ни принимающие родители от этого не выиграют.

Опасения Алексея Рудова разделяет и Марина Левина, президент фонда «Родительский мост» из Петербурга. «Я много езжу по России, и знаю, что сейчас происходит в регионах, – говорит она. – Когда-то существовала государственная структура – Центр помощи семье и детям, служба помощи несовершеннолетним.

Им в приказном порядке предложили: с завтрашнего дня вменяем вам еще подготовку и сопровождение приемных родителей, усыновителей. Без добавления средств и увеличения штата. Получается, что часто эти службы развиваются по остаточному принципу. Качество обучения будет соответствующим – не подготовлены специалисты, не отработаны технологии.

И при этом, скажем, в Краснодарском крае заявлено 70 школ приемных родителей. Я себе плохо представляю, как это может быть.

Невозможно в каждом селе России открыть по Школе принимающих родителей. Как быть здесь? А что делать разным национальным меньшинствам? Кто будет их обучать на их родном языке? Прежде, чем внедрять обязательность обучения, надо было как-то на эти вопросы ответить.

Школа приемных родителей нужна, но так, чтобы она была не только в интересах ребёнка, но и в интересах будущих принимающих родителей.

Ведь появление ребенка в семье – это стресс, который может продлиться много лет. И поэтому прежде чем приступить непосредственно к занятиям, мы сначала много работаем с семьей.

Только после того, как семья осознает, что она действительно готова принять ребенка, начинаются занятия.

У нас были случаи, когда во время первой части занятий семья отказывалась от идеи взять ребенка. Кто-то решает, что ему все-таки нужно делать карьеру, рожать кровных детей, искать супруга или разводиться… То есть родители понимают, что их мотивация – лежит в других зонах, нежели забота о приемном ребенке.

Нам важно, чтобы человек понял сам себя. Все что будет происходить с ребенком – очень важно, но более серьезные вещи происходят с родителями. Ребенок словно ставит перед ними очень честное зеркало, в котором взрослый видит себя настоящим.

Родитель должен понять, что ему нужно будет полюбить ребенка, который его не любит. Более того, может даже ненавидеть на каком-то этапе, не принимать. Это может длиться не месяц, не два, а до 5 – 7 лет. Готов он в этом случае такое время любить и принимать ребенка?».

Опыт Костромы

На вопрос, откуда брать кадры, в ГКУ «Костромской областной Центр социальной помощи семье и детям» Ресурсный центр по сопровождению замещающих семей ответили так – в том числе, пытаться воспитывать самим. С помощью штатных специалистов – сотрудников Центра.

Руководит Центром Эльвира Чугунова, кандидат педагогических наук, за плечами которой – свыше 30 публикаций, методических разработок, в том числе авторские: «Программы подготовки воспитанников детского дома к проживанию в семье», «Программа школы замещающих родителей», программа тренинга для подростков и молодежи, направленная на укрепление эмоционального здоровья «Путь к себе».

«Ресурсным центром налажено сотрудничеств с Институтом педагогики и психологии Государственного педагогического университета им. Н.А.Некрасова, преподаватели которого также участвуют в работе Школы – говорит Эльвира Чугунова.

– . В школе имеется опыт привлечения к работе самих замещающих родителей из числа наиболее опытных и успешных по результатам воспитания приемных детей. В основном это практические занятия, проведение супервизорских встреч.

Особенностью нашего региона является то, что в основном в области замещающие семьи находятся в сельской местности.

Первоначально вопрос обучения (первичной подготовки и диагностики), консультирования и дальнейшего сопровождения замещающих семей в регионе был возложен на муниципальное службы сопровождения на местах.

С этой целью сами специалисты обучались работе с кандидатами и замещающими родителями. Также родители приглашались в Кострому.

В настоящее время в области, во-первых, имеется филиал Ресурсного центра в городе Шарье, на базе которого проводится подготовка силами специалистов филиала, выезжают также специалисты Ресурсного центра, Костромы и приглашенные преподаватели».

Уже второй год в регионе работает летняя Школа – профильная лагерная смена для замещающих семей с детьми, которая проходит на базе оздоровительного центра для детей. В смене участвуют семьи со всей области. Продолжительность смены 21 день.

Целью является как совместный отдых, оздоровление, так и дальнейшее обучение, консультирование родителей и детей. В штате смены предусмотрены такие специалисты как психолог, логопед. Используются такие формы как тренинг, ролевая игра, практический семинар.

Тематика встреч разнообразна: взаимодействие приемных и кровных детей, бесконфликтное общение, полоролевое воспитание детей и так далее…

Правило «одной руки»?

Будут ли в дальнейшем приемную семью вести те же специалисты, которые обучали в школе приемных родителей, знают особенности, слабые и сильные стороны семьи – тоже не очень ясный вопрос.

Марина Левина

Марина Левина считает, что должно быть «правило одной руки». Тот, кто первично принимает, ведет через занятия в школе, на этапе размещения ребенка в семью и дальше сопровождает семью минимум пять лет.

Но часто в регионах имеет место другая ситуация, когда диагностику, готовы ли люди стать принимающими родителями, проводят одни, обучают в Школе другие, а затем сопровождение осуществляют третьи…

В общем, в ситуации ясно только то, что занятия в школах приемных родителей нужны. Ну а дальше, вопросов больше, чем ответов. Некоторые озвучил Алексей Рудов:

  • 1. Будут ли действительны свидетельства об окончании школы приемных, выданные ранее?
  • 2. Как долго учиться? За малое количество времени – всю информацию – не дать. А кто из работающих людей сможет ходить регулярно долгое время? Да и взрослые не принимают информацию, в данный конкретный момент ему не нужную.

А ведь важно, чтобы занятия не свелись к «отсидке часов»…

Источник: //www.pravmir.ru/shkoly-priemnyx-roditelej-novaya-volokita/

Что такое Школа приемных родителей (ШПР)

Семейный кодекс РФ (статья 127), устанавливая требования к усыновителям, в числе прочих указывает на необходимость подготовки претендентов по специальным программам. Такие условия приняты с 1 сентября 2012 года.

Ключевые моменты организации работы школы приемного родителя прописаны в приказе Минобрнауки РФ № 253:

  • ответственность за развитие системы школ возложена на регионы;
  • субъекты РФ сами прописывают требования к программе на территории и форму обучения;
  • установлено сколько длится прохождение курсов в школе приемного родителя: срок не может быть менее 5 и более 180 дней;
  • определение учреждений, в которых созданы курсы обучения родителей возложено на отделы опеки и попечительства;
  • ожидание для кандидатов в усыновители на обучение в ШПР не должно превышать 30 дней;
  • для зачисления требуется письменное заявление;
  • проводить курсы для молодых приемных родителей вправе только специалисты, имеющие профильное образование;
  • работа с усыновителями должна проводиться индивидуально либо в небольших группах (до 15 человек).

Обучение осуществляется бесплатно, но, если в ШПР есть дополнительные курсы, выходящие за рамки основной программы, они могут быть и возмездными.

В ШПР родителям могут предложить прохождение психологического тестирования, результаты которого направят в органы опеки только при наличии письменного согласия.

В настоящее время некоторые школы предлагают дистанционные варианты обучения, законодатель это не запрещает. Но процесс получения знаний в отрыве от практических занятий и «живого» общения, должного эффекта не даст.

Цели и задачи ШПР

Главной задачей педагоги и психологи для семей с приемными малышами ставят осознание мотивации усыновления. Понятно, что ребенок попадающий под усыновление уже пережил психологическую травму, в той или иной степени. В связи с этим необходимо понять истинные причины кандидатов в усыновители, их психологическую готовность принятияребенка в семью во избежание дальнейших возвратов.

Деятельность курсов направлена на получение ответов на самые важные вопросы, в том числе:

  • понимание физиологических особенностей ребенка и детской психологии;
  • подготовка к возможным проблемам в приемной семье, изучение вариантов их минимизации;
  • оказание эмоциональной помощи и поддержки будущим маме и папе.

Цель обучения в ШПР будет выполнена, если истинное желание стать приемными родителями совпадет с наличием навыков и умений для этого необходимых.

Для кого предназначена школа

Прохождение подготовки в школе приемных родителей является обязательным этапом при любой форме устройства ребенка в замещающую семью:

  • в первую очередь речь идет об усыновлении, ведь ребенок становится родным и воспитывается как родной, принимая фамилию родителей;
  • опекунство, попечительство, предполагающее ответственность за жизнь и имущества ребенка до 14 (18 лет);
  • патронат- форма, при которой ребенок формально числится в детском учреждении, но имеет возможность воспитываться в семье;
  • семейный детский дом, созданный как аналог государственного учреждения, где одновременно должны воспитываться от 5до 10 ребятишек;
  • гостевая семья, предполагающая, что ребенок время от времени находится в семье наставника.

Законодатель предусмотрел ряд круг лиц, для которых обучение не является обязательством.

  1. Это ближайшие родственники малыша- бабушка, дедушка, братья и сестры (в том числе только по отцу или матери), мачеха или отчим.
  2. Лица, которые уже являются усыновителями или опекунами, т.е. доказали свою правомочность в данном качестве.

Курсы подготовки могут посещать те люди, которые еще не совсем определились в своих намерения, например, в части формы принятия обязанностей над несовершеннолетним.  Проводимые в школе тесты и тренинги для приемных родителей как раз помогут это понять.

Программа ШПР

Программа обучения в ШПР составляется органами опеки и попечительства субъектов РФ и может разнится, но в ней всегда присутствуют четыре основных блока:

  1. Психолого-педагогический. Преподаются аспекты возрастных   особенностей детей, приемы и методы воспитания. Создается и психологический портрет самих кандидатов в приемные родители. Рассказывается о семье, как форме воспитания: проблемах, конфликтах и способах их решения.Педагоги –психологи расскажут, когда и как открыть ребенку правду о его настоящих родителях, проработать имеющиеся эмоциональные травмы.

    Работа ведется и с самими претендентами в усыновители: их ожиданиями, сомнениями относительно принятого решения.

  2. Медицинский блок направлен на усвоение правил оказания первой помощи ребятам, методах диагностики в лечебных учреждениях.  Важные знания даются в части развития детей с особенностями или задержками психического развития. Здесь будущих мать и отца научат элементарным навыкам обработки ран, основам правильного питания.
  3. Социальное направление программы поможет дать ответы на вопросы   адаптации маленького человека в обществе: отношения в школе, со сверстниками, коммуникации с другими членами семьи.
  4. И, наконец, юридические вопросы. Освещаются темы прав и обязанностей приемных родителей, объема положенных выплат и социальных гарантий. Оказывается помощь в составлении документов: заявлений, прошений, в том числе и при смене форме устройства детей.

Формы обучения на курсах многообразны: лекции, тренинги, тесты, практические занятия, упражнения, индивидуальные или групповые собеседования, постановка ролевых сценариев.Может быть предложено написание сочинения на тему приема ребенка в свою семью.

Отдельное место в системе обучения отводится институтам наставничества и обмена информацией, когда более опытные приемные семьи в рамках коллективных тренингов передают знания своим начинающим коллегам.

Приветствуется похождение подготовки в ШПР обоих супругов, желающих принять детей в семью на воспитание, не возбраняется участие других совместно проживающих родственников.

С чего начать и куда обратиться

Заявить о намерении пройти обучающий курс в школе приемных родителей следует в органы опеки и попечительства по месту жительства. Именно эта служба организует деятельность ШПР на местах, ведет реестр учреждений, уполномоченных на проведение занятий, регистрирует выданные свидетельства о прохождении обучения.

Ознакомиться с перечнем ШПР на территориях можно самостоятельно на сайте Министерства образования и науки РФ (//минобрнауки.рф/)

Свидетельство о прохождении ШПР

Документ о прохождении обучения и готовности стать материю или отцом Вам выдадут в службе опеки по окончании курсов. Его форма не произвольна —  утверждена приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 августа 2012 г. № 623. Это шаблон федерального образца.

В учреждениях, организующих обучение для усыновителей могут предусматриваться дополнительные сертификаты, подтверждающие прохождение курсов.

Полученные в школе приемных родителей знания, примененные на практике, позволят сделать процесс усыновления комфортным как для родителей, так и для ребят.

Источник: //opekarf.ru/opeka-i-popechitelstvo/obshhie-ponyatiya/obuchenie-dlya-priemnyh-roditelej

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.