Школы приемных родителей: новая волокита?
Что такое школа для приемных родителей
В России большое количество детей-сирот, которые нуждаются в новой семье и любящих родителях. Многие бездетные пары принимают решение усыновить малыша и стать ему родными.
Но важно помнить, что перед таким серьезным шагом необходима специальная психологическая помощь.
Школа приемных родителей предназначена для подготовки кандидатов на усыновление к решению взять ребенка в семью и нести ответственность за его дальнейшую судьбу.
Для кого предназначена школа приемных родителей
Курс обучения разработан для следующих категорий лиц:
- Кандидатов в замещающие родители;
- Будущих опекунов и усыновителей;
- Волонтеров, планирующих работать в детских домах и приютах;
- Семей, собирающихся брать детей в гостевом режиме;
- Опекунов и усыновителей, которые ранее не проходили подобной подготовки.
Школу приемных родителей могут посещать и те, кто взяв ребенка на воспитание, столкнулся с трудностями, с которыми не могут справиться самостоятельно.
Курсы ведут психологи, психотерапевты, юристы, рассказывающие о тонкостях воспитания несовершеннолетнего в приемной семье.
Для получения эффективного результата важен личный опыт, поэтому часто среди педагогов люди, имеющие положительный опыт воспитания приемных детей. В качестве преподавателя выступают и воспитатели, проработавшие несколько лет в приютах или детских домах.
Занятия в ШПР разработаны для реализации следующих задач:
- Психологическая подготовка кандидатов на усыновление для принятия ребенка в семью;
- Воспитание умения преодолевать возникающие трудности в воспитании несовершеннолетнего;
- Уметь находить сильные и слабые стороны свои и своих родственников;
- Знакомство с нормами семейного права;
- Изучение психологических и физиологических особенностей ребенка в разные возрастные периоды.
Занятия проводятся в форме тренингов, практикумов, семинаров. Кандидатам в усыновители предоставляется возможность не только получить знания от специалистов, но и поделиться собственным опытом друг с другом. По окончанию курса будущие родители смогут определиться в правильности своего решения, делают осознанный выбор в отношении пола и возраста ребенка, которого хотят взять в семью.
Существующая практика показала, что некоторые кандидаты в усыновители после посещения занятий отказываются от этого статуса или берут время на раздумье перед тем, как взять малыша. Такое поведение гораздо менее травмирующее по отношению к несовершеннолетнему, чем когда неготовые к этому семьи берут ребенка, а затем возвращают его в казенное учреждение.
Одной из главных проблем, с которой сталкиваются усыновители, считаются сложности в поведении детей, которые провели несколько месяцев (а иногда лет) в детском доме или интернате.
На курсах приемных родителей взрослых учат справляться с ними и сводить к минимуму появление возможных неприятностей.Кроме того, кандидатам в усыновители рассказывают сложности в адаптации ребенка в новых условиях и способы сделать ее легче.
Школу приемных родителей должны посещать не только те, кто хочет усыновить детей старшего возраста, но и те, кто планирует взять малыша из дома малютки. В такой ситуации основной акцент делается на готовности взрослых нести ответственность за будущее ребенка, его воспитание и социализацию в обществе.
программы
Школы приемных родителей встречаются при органах опеки и попечительства, а также при Центрах психологической помощи. Знания, которые в них получают кандидаты в усыновители, условно делятся на 3 раздела: медицинские, юридические, психолого-педагогические.
курсов может незначительно различаться, но в обязательном порядке освещаются следующие вопросы:
- Основы семейного законодательства России;
- Психологическое и физиологическое развитие ребенка;
- Трудности подросткового возраста;
- Особенности родительских ролей;
- Охрана здоровья несовершеннолетнего;
- Последствия жестокого обращения в семье;
- Адаптация ребенка в новой семье и др.
Единых требований курсов в Школе приемных родителей законодательно не установлено. Поэтому в разных регионах знания, которые получат кандидаты в усыновители, могут различаться. Но основная задача курсов заключается в том, чтобы подготовить будущих родителей к ответственности и свести к минимуму возможность, что впоследствии от ребенка откажутся.
Не все люди, принявшие решение взять малыша в семью, до конца понимают всю ответственность этого шага.
Психолого-педагогическая подготовка | Психолого-педагогическая подготовка предназначена для того, чтобы помочь взрослым осознать причины этого желания и свою готовность к воспитанию чужого ребенка. Взрослые знакомятся с основами возрастной психологии. Это позволяет кандидатам на усыновлении лучше понимать особенности развития малыша на различных этапах взросления |
Правовой раздел | Правовой раздел курсов предусматривает знакомство с основами семейного права. Будущим родителям рассказывается об основных законодательных актах РФ, регулирующих отношения между детьми и взрослыми. При этом объясняется различие между опекунством, усыновлением и другими формами оформления прав на несовершеннолетнего, оставшегося без попечения родителей |
Физиологические особенности детей | В Школе приемных родителей знакомят и с физиологическими особенностями детей на разных этапах. Цель данного раздела заключается в просветительской и профилактической работе по развитию малыша |
Где пройти обучение
Психолого-педагогическую и правовую подготовку для того, чтобы взять в семью ребенка, можно пройти в государственных учреждениях, созданных с этой целью. Органы опеки, в которые следует обратиться кандидатам на усыновление, дадут направление на курсы и подскажут, где они проходят.
Занятия проводятся в удобное для будущих опекунов время, обычно в вечерние часы, в том числе и по выходным дням. По итогам обучения проводится аттестация.
Если испытание будет пройдено успешно, то будущим опекунам выдадут свидетельство установленного образца о том, что они готовы стать родителями.
В противном случае слушателям будет рекомендовано еще раз пройти курсы. В аттестационную комиссию включаются:
- преподаватели;
- сотрудники органов опеки;
- юристы;
- медицинские работники.
В коммерческих психологических центрах будущим усыновителям тоже можно посещать Школу приемных родителей, если в итоге они получат утвержденный документ, который примут органы опеки.
Достоинством таких курсов считается то, что кандидатам в опекуны даются более глубокие знания, ведь срок обучения может значительно превышать рекомендованные 72 часа.
Кандидаты на опекунство могут посетить не только обязательные занятия, но и дополнительные, где получат ответы на все интересующие вопросы.
Сотрудники Школы приемных родителей оказывают помощь в принятии решения о выборе ребенка. При необходимости оказывается помощь и после усыновления. Все консультации проводятся в конфиденциальном режиме, информация не разглашается органам опеки и другим посторонним лицам.Специалисты организации стремятся не выявить возможные проблемы будущих усыновителей, а помогают с ними справиться. Работа Школы приемных родителей направлена на создание всех условий, позволяющих сохранить ребенка в семье.
К каждому слушателю курсов осуществляется индивидуальный подход.
Законодательная база
Источник: //lawinfo24.ru/family/opeka/shkola-priemnyx-roditelej
Школа приемных родителей: принципы, устройство, документы. Полякова О., Орлова А. | Азбука воспитания
Уважаемые читатели!
Перед вами чрезвычайно полезное методическое пособие.
Полезное и для специалистов, которые работают в сфере защиты прав детей, и для неравнодушных активистов, которые хотят помогать детям, нуждающимся в семейном устройстве, в том числе и путем создания и развития эффективных школ приемных родителей. Не просто школ, созданных для «галочки», а базирующихся на лучших технологиях и освещающих широкий спектр вопросов, жизненно важных для подготовки родителей к приему ребенка в семью.
С 2012 года обучение в таких школах стало обязательным для кандидатов в приемные родители.
По замыслу законодателей, правовая и психолого-педагогическая подготовка позволит потенциальным замещающим родителям лучше понять свои возможности, ресурсы, ожидания, разобраться в возрастных и психологических особенностях детей, лишенных попечения родителей, и, в конечном итоге, трезво и осознанно подойти к решению о приеме ребенка в семью. Но на практике качество образовательных услуг очень разнится в разных школах. Для того чтобы потенциальные усыновители из разных регионов нашей огромной страны имели равный доступ к знаниям, которыми они должны напитываться в такой школе, нужно постоянно повышать качество обучения и расширять здоровую конкуренцию в этой сфере. Тогда родители пойдут в школу не просто за документом для проформы, а действительно смогут получить информацию и навыки, жизненно необходимые для успешного приемного родительства.
Авторы последовательно рассказывают о создании школы приемных родителей, не оставляют за кадром ни один из этапов, ни из чего не делают секрета – напротив, дают буквально пошаговую инструкцию по тому, как правильно подойти к такой тонкой материи, как подготовка кандидатов в замещающие родители.
Книга написана простым и понятным языком, читается на одном дыхании. Здесь нет канцеляризмов и специального юридического сленга, который нуждается в переводе. Множество примеров, готовые образцы документов от практиков, работающих в одной из лучших школ приемных родителей в Москве, – еще одно немаловажное достоинство книги.
Мне кажется, что пособие станет прекрасным подспорьем для тех, кто верит, что каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье.
Полезного и приятного вам чтения, а после чтения – активных и последовательных действий на благо детей!
С уважением, Юлия ЮДИНА, директор БФ «Измени одну жизнь»
Об авторах
Ольга Борисовна ПОЛЯКОВА – директор Центра семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при Марфо-Мариинской обители милосердия.
Руководитель проектов по поддержке кандидатов в приемные родители, профилактике социального сиротства и т.п.
Эксперт Британского благотворительного фонда поддержки и развития филантропии «КАФ» (CAF-Charities Aid Foundation). Автор научных статей по социальной педагогике.
Алиса Анатольевна ОРЛОВА – журналист, специализируется на социальной и медицинской тематике. Окончила филологический факультет Саратовского государственного университета и Академию журналистики «Коммерсантъ».Сотрудничала с порталами «Милосердие.ru», «Православие и мир», «Православие и современность», «Татьянин день» и телеканалом «Союз».
Один из авторов методического пособия «Как помогать просителям: работа церковной социальной службы» в серии «Азбука милосердия».
Предисловие. Из детдома — в семью
Самая правильная помощь
Дети без родителей – есть. Их много. По данным Министерства образования и науки РФ, в начале 2016 года в Федеральном банке данных о детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей, находились сведения о 71,4 тысячи детей (Данные Министерства образования и науки РФ. Источник: минобрнауки. рф (электронный ресурс).
Долгое время в России помощь сиротам сводилась именно к помощи детским домам и интернатам, потому что большинство сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жили в детских домах.
И самой распространенной помощью было шефство, организация праздников, подарки.
Потом стали добавляться более прогрессивные виды помощи: забота о социальной адаптации детей, об их качественном образовании и творческом развитии, сопровождение выпускников и защита их прав и т.д.
Пока детские дома все еще существуют – нужно и это.
Но все же постепенно в общество пришло понимание, что идеальное место для роста и развития ребенка – семья. И самая правильная помощь ребенку без родителей – помочь ему уйти из детского дома в семью.
Как именно приходило это понимание и почему семья дает ребенку то, чего он не получит в детском доме, читайте в Главе 1.
Реформа детских домов
Детские дома и дома ребенка продолжают существовать. Но сейчас в России происходит их реформа.
В 2014 году в России принято революционное постановление правительства, которое должно в корне изменить традиционную систему интернатов и детских домов.
Теперь по закону дети помещаются в учреждение временно, до возвращения в кровную семью или помещения в семью приемную. (Постановление Правительства РФ от 24 мая 2014 г.
№ 481 «О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей»).
Даже называются теперь бывшие детские дома по-другому: центры содействия семейному воспитанию. И в задачу руководителей этих центров теперь входит семейное устройство детей.Семья для ребенка
Большинство детей в учреждениях – социальные сироты, то есть сироты при живых родителях. Для них есть два пути из детских учреждений: в кровную семью или в новую, которую называют замещающей.
Кровная семья. Теперь, когда детдома превращены в центры содействия семейному воспитанию, в задачу специалистов входит и работа с кровной семьей.
Разрыв с кровной семьей – травма на всю жизнь. Поэтому специалисты центров семейного устройства в первую очередь рассматривают возможность возвращения ребенка к кровным родителям.
Бывает, что родители, разлученные с ребенком, находят в себе силы изменить жизнь, наладить быт, найти работу. В этом им могут помочь специалисты – социальные работники, психологи и т.д.
К сожалению, не всегда возвращение ребенка в кровную семью возможно. Тогда и встает вопрос о поиске замещающей семьи.
Но и после этого специалисты продолжают работать над сохранением связи ребенка с кровной семьей, и это важно не только для детей, но и для кровных родственников.
Замещающая семья. Когда возвращение в кровную семью невозможно – например, если родители продолжают злоупотреблять алкоголем или наркотиками и пребывание с ними ребенка опасно для его жизни и здоровья, – руководство учреждения, в которое помещен ребенок, обязано помочь устроить его в приемную семью.
Работа с кровной и замещающей семьей принципиально разная и по сути, и по методам. Наша книга расскажет вам о подготовке замещающих родителей, а именно – о создании школы приемных родителей.
Что такое школа приемных родителей
Для того чтобы приемные родители смогли заменить ребенку утраченную семью, одного их желания мало. Есть специфические проблемы, с которыми они столкнутся, и для их решения личного опыта недостаточно, даже если в семье есть дети. Когда речь идет о приемном ребенке, нужен опыт и помощь специалистов. Получить их можно в школе приемных родителей.Школы приемных родителей действуют в России с 2000 года. С 2012 года обучение в них стало обязательным для всех, кто собирается взять ребенка на воспитание. Сейчас такие школы есть во всех регионах России.
За 2015 год в замещающие семьи передано более 42 тысяч детей, под предварительную опеку – почти 19 тысяч детей. Но ежегодно российские суды выносят десятки тысяч решений о лишении родительских прав. Например, в 2013 году были лишены родительских прав около 50 тысяч человек. (Данные РИА-новости, код доступа: //ria.ru/society/20130322/ 928531964.html)
О чем эта книга
Усыновлять детей стали гораздо чаще и охотнее. Эта тенденция не может не радовать. Однако в детские дома тут же поступают другие дети из неблагополучных семей, где родители не справились с воспитанием.
Поэтому потребность в замещающих семьях для детей по-прежнему велика. Детские дома, как мы сказали, теперь должны содействовать устройству детей в семьи, но для учреждений это абсолютно новая и незнакомая сфера деятельности.
Между тем, создать школу приемных родителей можно и на базе детского учреждения.
Кроме того, есть много некоммерческих организаций, которые давно занимаются помощью детским домам и интернатам и «дозрели» до создания собственной школы приемных родителей.
Как создать такую школу? Чему обучать родителей? Какие нужны документы и специалисты, как построить занятия, как родителям встретиться со своими детьми, как поддержать выпускников школы, которые уже взяли ребенка в семью? Обо всем мы расскажем в нашем пособии. Также вы найдете в нашей книге программы обучения (основную и дополнительную), учебные планы и другие документы, которые понадобятся в работе школы приемных родителей.
Об организации, опыт которой лег в основу книги
В основе книги – опыт успешной работы одной из школ приемных родителей – Школы, являющейся частью Центра семейного устройства при Марфо-Мариинской обители милосердия.
В 2015 году эта Школа стала лауреатом Московской городской премии за вклад в развитие семейного устройства детей-сирот «Крылья аиста» в номинации «Школе приемных родителей города Москвы за особый вклад в развитие семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Награда присуждалась исходя из трех критериев: количество детей, принятых в замещающую семью выпускниками школы приемных родителей; взаимодействие школы с государственными детскими домами и отзывы выпускников.
Центр семейного устройства при Марфо-Мариинской обители милосердия – совместный проект Марфо-Мариинской обители и службы помощи «Милосердие», организован в 2011 году.
Одно из основных направлений работы Центра – Школа приемных родителей (далее – Школа). В Центре работают социальные педагоги, психологи, юрист. Многие из специалистов сами являются приемными родителями.
За время существования центра Школу окончили более 300 человек. Всего было устроено в семьи 87 детей.
Кроме того, психологи и социальные педагоги Центра семейного устройства ведут индивидуальное консультирование семей, оказавшихся в кризисной ситуации и обратившихся за помощью.С 2014 года департамент социальной защиты г. Москвы уполномочил Центр семейного устройства при Марфо-Мариинской обители милосердия осуществлять социальный патронат кровных семей и сопровождение замещающих семей.
Приоритет для Центра и Школы – семейное устройство детей из трех православных детских домов: Елизаветинского детского дома для девочек (с синдромом Дауна) при Марфо-Мариинской обители милосердия, Свято-Димитриевского детского дома для девочек и Свято-Софийского детского дома для детей-инвалидов. Все три учреждения являются проектами православной службы помощи «Милосердие».
Как изменялось отношение к детским домам
Ответ на вопрос «зачем ребенку семья» – это еще и ответ на вопрос «чем плох детский дом». Действительно, почему важнее не улучшать детский дом, а найти ребенку семью?
Осознание факта, что учреждение – не место для ребенка, с разной скоростью и в разные сроки происходило во всем мире. Впервые о том, как влияет на малыша разлука с семьей, ученые задумались в ХХ веке.
В 1969 году в Англии сняли документальный фильм «Джон». Один из авторов фильма, Джеймс Робертсон, был соцработником и входил в исследовательскую группу, изучавшую влияние на маленьких детей разлуки с родителями. Герой фильма, полуторагодовалый Джон, спокойный и ласковый мальчик из хорошей семьи, провел девять дней в доме ребенка, пока его мама была в роддоме.
Ученые были поражены тем, как повлиял на Джона этот опыт. За короткое время спокойный малыш превратился в затравленного зверька, он стал недоверчивым, плаксивым, робким. Когда мама вернулась, он уже не мог доверять ей так, как прежде. Все эти изменения происходят на глазах у зрителей.
Фильм «Джон» вызвал бурное обсуждение и в итоге изменил систему помощи детям в Великобритании.
Особенности детей из учреждений
То, что произошло с Джоном, специалисты называют депривацией (лат. deprivatio – потеря, лишение).
Это негативное психическое состояние, вызванное лишением возможности удовлетворять насущные жизненные потребности, например такие, как общение с матерью для маленького ребенка.
Влияние депривации тем сильнее, чем дольше ребенок находился в учреждении. Младенцы, которых не брали на руки, не обнимали, не разговаривали, игнорировали их плач, недополучают важнейших для развития импульсов.
Портрет «типичного детдомовца» нарисовать невозможно, у каждого ребенка свои индивидуальные особенности и жизненная ситуация: есть отказники, попавшие в дом ребенка из роддома и не имевшие опыта жизни в семье, а есть дети, изъятые из неблагополучных семей. Но все же продолжительное время, проведенное в детском доме, вырабатывает в них некоторые сходные черты:– проблемы со здоровьем и отставание в развитии, как физическом, так и психическом;
– сложность в установлении тесного эмоционального контакта со взрослым. Эти сложности связаны и с разрывом кровных связей, и с отсутствием у детей «персонального» взрослого. Такие сложности называют нарушением привязанности;
– потребительское отношение к взрослым: дети видят в них обслуживающий персонал. Например, дети не понимают, что взрослые могут болеть;
– размытость понятия «свое» и «чужое»: все общее и коллективное;
– отсутствие личного мнения и личной ответственности: во всем виноват кто-то другой, решения в жизни ребенка принимают другие, он не имеет своего мнения, не умеет делать выбор, легко соглашается, легко попадает под влияние, особенно негативное.
Главный психологический итог пребывания ребенка в учреждении – базовое недоверие к миру.
Пример. «Пришелец» из интерната (рассказ приемной мамы о появлении в ее многодетной семье ребенка из коррекционного интерната): «У нас поселился инопланетянин. Он просыпается в одно и то же время. Ровно в 8.30 он должен приступить к завтраку. На завтрак должна быть манная каша, так его научили там, на другой планете.
Гренки с сыром и какао с мороженым не принимаются. Компот, кефир, молоко, чай – весь его список. Говорил он короткими фразами, на вопросы отвечал односложно. Если что-то было нужно – хныкал. При первых капризных звуках мы говорили: ”А тем, кто капризничает, печений на полдник не будет. Только вафли и пряники“.
В ту же секунду наступала тишина, слезы высыхали.
Источник: //azbyka.ru/deti/shkola-priemny-h-roditelej-printsipy-ustrojstvo-dokumenty-polyakova-o-orlova-a
Школы приемных родителей: новая волокита?
С сентября посещение Школы приемных родителей станет обязательным.
«Теперь прибавится волокиты! Ребенка хочется быстрее в семью забрать, надо бегать документы собирать, а тут еще нужно тратить время на какую-то школу!» – такое я не раз читала на различных усыновительских форумах.
Принимающие родители с опытом чаще говорят о необходимости посещения Школы приемных родителей.
Елена Фортуна
«Если бы в свое время я ходила на занятия школы приемных родителей, то наш журнал вообще мог бы не появиться на свет – просто не возникло бы большинство вопросов, ответы на которые я стала искать с привлечением экспертов и делиться этими знаниями на страницах издания, – шутит Елена Фортуна, главный редактор журнала «Родные люди», воспитывающая троих усыновленных детей. – Но в каждой шутке есть доля шутки. И все, с кем я общалась, говорят, если б не школа приемных родителей, мы бы такой горячки напороли! Потому что, правда, бывает очень тяжело.
Появление ребенка – в каком-то смысле – лакмусовая бумажка, сразу проявляются особенности отношений в семье, какие они, очень многое узнаешь о себе.
Допустим, ты всю жизнь считала себя, человеком терпеливым, спокойным и тихим, а тут кричишь из-за какой-то ерунды и не можешь остановить истерику. Ты не подозревал, что на это способен.
И потому необходимо глубокое, четкое понимание, что какие-то конкретные сложности, кажущиеся непреодолимыми – временные, и ничего необъяснимого, в этом нет. Но понимание это возможно, когда имеются четкие знания».
Но всем ли нужны занятия в подобных школах? Если будущая приемная мама – уже благополучно воспитывает кровных детей или, тем более, педагог по специальности? Анна Черкашина, педагог в третьем поколении, когда брала первых своих приемных детей – девочек 6 и 11 лет, – имела за плечами 20-летний опыт педагогической деятельности, легко справлялась с воспитанием 11-летней и 18-летней кровных дочек. Школ приемных родителей тогда не было. Да и не сомневалась она в своих силах.
«Я была успешной матерью и успешным педагогом, – рассказывает Анна. – Но как только в семье появились девочки из детского дома, поняла, что обычные критерии педагогики на этих детей не распространяются.
Особо тяжело было с младшей. Гиперактивная, истеричная, рыдать начинала по любому поводу. Сахар не сладкий, соль не солёная, сапоги не того цвета, платье не того фасона, любая пища кроме яичницы и быстрорастворимых макарон – не годится. И непонятно – почему так? Что с этим делать? Куда бежать и где искать помощи?
Неоднократно со стороны знакомых, родственников я слышала: «Да сдай ты её назад, что ты мучаешься…» Но такую мысль я не допускала.
Попробовала взять ей подружку из детского дома её возраста. Но дети оказались очень разными и проблемы где-то даже усугубились ревностью.
И только через три года, когда мы прошли все кризисы, набивая шишки, у нас появилась своя школа приемных родителей. Я пошла туда сама, узнав о ней от знакомых. Никто меня туда не посылал, не заставлял. Сколько нового я там узнала! Как сожалела, что не знала этого раньше! Скольких ошибок и проблем можно было бы избежать!»
Несколько фактов, которые можно узнать в Школе приемных родителей – от Анны Черкашиной:
1. Детям для стабильности нужны их старые вещи из детского дома, они являются их связкой с новой жизнью.
Наташа «вцепилась» в вещи из детского дома, хочет ходить только в них. Новые вещи не надевает. Раньше я бы просто отобрала у неё это старьё и одела в новое. Теперь, понимая причину, я этого не делаю. Знаю, что постепенно это пройдёт, когда она утвердиться на новом месте, почувствует жизненную уверенность.
2. Дети из детского дома обычно очень много и всё подряд едят. Они «наедаются» за прошлую жизнь, им нужно почувствовать уверенность, что еда «не кончится». Отсюда же – прятанье хлеба под подушку, прочие «запасы».Сейчас этим занимается Гуля, 7 лет. Раньше бы я стала ограничивать её в еде, придерживаясь понятия нормы, рациона… Ругала бы за корки под подушкой… Теперь я наливаю ей порции, как взрослому мужчине и спокойно объясняю, что хлеб ВСЕГДА есть на кухне и в любой момент его можно отрезать сколько хочешь.
3. То, что принято называть «воровством», у детей из детского дома зачастую может означать совсем другое. Различают 7 видов действий, которые на первый взгляд называют воровством, но они таковым не являются.
Семилетняя Гуля взяла в магазине и сунула в карман пачку жвачек. Раньше я бы почувствовала ужас, массу тревожных «предчувствий», шок на пару дней… Теперь же ограничилась спокойной беседой с ребёнком, объяснила правила поведения в магазине и забыла об этом.
4. Никогда не говорить о биологических родителях плохо. Пусть они последние алкоголики, били ребёнка, морили голодом, пусть ребёнок сегодня сам их ненавидит – никогда ни одного дурного слова говорить нельзя. Я рада, что, зная это правило, следовала ему.
Анна 16 лет, попав ко мне в 11 лет, просто ненавидела свою мать, была глубоко на неё обижена. Я сначала интуитивно обходила молчанием её выпады, запрещала своей матери что-то говорить об этом в её присутствии.
Теперь, имея и знания, и опыт, вижу, насколько это правильно. В подростковом возрасте идёт переоценка всего, образ биологических родителей осветляется.
И если приёмные родители даже в прошлом говорили о них негативно – это может стать болезненной трещиной в их отношениях с детьми.
Где взять кадры?
Да, не поспоришь с тем, что знания необходимы потенциальным приемным родителям, усыновителям, опекунам…
Но для отчима, мачехи, а также для близких родственников ребенка (братья, сестра, бабушки, дедушки) посещение школы приемных родителей так и не станет обязательным.
Почему-то считается, что, скажем, бабушка, жившая отдельно от внука или внучки, уже итак все знает про воспитание ребенка, оставшегося без попечения родителей.
Хотя по данным статистики самое большее число возвратов в детские дома происходят именно среди опекунов (попечителей) из числа родственников.Другой вопрос – откуда вот так сразу наберется столько качественных специалистов, которые, как говорится, «в теме», которые способны квалифицированно дать необходимую информацию. В крупных городах такие специалисты есть. А вот как быть с глубинкой?
Алексей Рудов
«Обязательные занятия в школах приемных родителей необходимы, но не такими методами, как это сейчас внедряется», – говорит эксперт по семейному устройству, руководитель проекта «К новой семье» Алексей Рудов.
В том смысле, что занятия объявляются обязательными сразу и для всех кандидатов в приемные родители и усыновители, когда для этого ничего еще не подготовлено, когда непонятно, откуда брать специалистов по стране, как быть тем, кто живет в небольших селах, где школу приемных родителей не организуешь (и кто там будет преподавать?), а в райцентр – не наездишься. И потому, по словам Алексея Рудова, во многих местах занятия могут свестись к простой формальности, ради галочки. Чтоб потом было, чем отчитаться. Понятно, что ни приемные дети, ни принимающие родители от этого не выиграют.
Опасения Алексея Рудова разделяет и Марина Левина, президент фонда «Родительский мост» из Петербурга. «Я много езжу по России, и знаю, что сейчас происходит в регионах, – говорит она. – Когда-то существовала государственная структура – Центр помощи семье и детям, служба помощи несовершеннолетним.
Им в приказном порядке предложили: с завтрашнего дня вменяем вам еще подготовку и сопровождение приемных родителей, усыновителей. Без добавления средств и увеличения штата. Получается, что часто эти службы развиваются по остаточному принципу. Качество обучения будет соответствующим – не подготовлены специалисты, не отработаны технологии.
И при этом, скажем, в Краснодарском крае заявлено 70 школ приемных родителей. Я себе плохо представляю, как это может быть.
Невозможно в каждом селе России открыть по Школе принимающих родителей. Как быть здесь? А что делать разным национальным меньшинствам? Кто будет их обучать на их родном языке? Прежде, чем внедрять обязательность обучения, надо было как-то на эти вопросы ответить.
Школа приемных родителей нужна, но так, чтобы она была не только в интересах ребёнка, но и в интересах будущих принимающих родителей.
Ведь появление ребенка в семье – это стресс, который может продлиться много лет. И поэтому прежде чем приступить непосредственно к занятиям, мы сначала много работаем с семьей.
Только после того, как семья осознает, что она действительно готова принять ребенка, начинаются занятия.
У нас были случаи, когда во время первой части занятий семья отказывалась от идеи взять ребенка. Кто-то решает, что ему все-таки нужно делать карьеру, рожать кровных детей, искать супруга или разводиться… То есть родители понимают, что их мотивация – лежит в других зонах, нежели забота о приемном ребенке.Нам важно, чтобы человек понял сам себя. Все что будет происходить с ребенком – очень важно, но более серьезные вещи происходят с родителями. Ребенок словно ставит перед ними очень честное зеркало, в котором взрослый видит себя настоящим.
Родитель должен понять, что ему нужно будет полюбить ребенка, который его не любит. Более того, может даже ненавидеть на каком-то этапе, не принимать. Это может длиться не месяц, не два, а до 5 – 7 лет. Готов он в этом случае такое время любить и принимать ребенка?».
Опыт Костромы
На вопрос, откуда брать кадры, в ГКУ «Костромской областной Центр социальной помощи семье и детям» Ресурсный центр по сопровождению замещающих семей ответили так – в том числе, пытаться воспитывать самим. С помощью штатных специалистов – сотрудников Центра.
Руководит Центром Эльвира Чугунова, кандидат педагогических наук, за плечами которой – свыше 30 публикаций, методических разработок, в том числе авторские: «Программы подготовки воспитанников детского дома к проживанию в семье», «Программа школы замещающих родителей», программа тренинга для подростков и молодежи, направленная на укрепление эмоционального здоровья «Путь к себе».
«Ресурсным центром налажено сотрудничеств с Институтом педагогики и психологии Государственного педагогического университета им. Н.А.Некрасова, преподаватели которого также участвуют в работе Школы – говорит Эльвира Чугунова.
– . В школе имеется опыт привлечения к работе самих замещающих родителей из числа наиболее опытных и успешных по результатам воспитания приемных детей. В основном это практические занятия, проведение супервизорских встреч.
Особенностью нашего региона является то, что в основном в области замещающие семьи находятся в сельской местности.
Первоначально вопрос обучения (первичной подготовки и диагностики), консультирования и дальнейшего сопровождения замещающих семей в регионе был возложен на муниципальное службы сопровождения на местах.
С этой целью сами специалисты обучались работе с кандидатами и замещающими родителями. Также родители приглашались в Кострому.
В настоящее время в области, во-первых, имеется филиал Ресурсного центра в городе Шарье, на базе которого проводится подготовка силами специалистов филиала, выезжают также специалисты Ресурсного центра, Костромы и приглашенные преподаватели».
Уже второй год в регионе работает летняя Школа – профильная лагерная смена для замещающих семей с детьми, которая проходит на базе оздоровительного центра для детей. В смене участвуют семьи со всей области. Продолжительность смены 21 день.
Целью является как совместный отдых, оздоровление, так и дальнейшее обучение, консультирование родителей и детей. В штате смены предусмотрены такие специалисты как психолог, логопед. Используются такие формы как тренинг, ролевая игра, практический семинар.Тематика встреч разнообразна: взаимодействие приемных и кровных детей, бесконфликтное общение, полоролевое воспитание детей и так далее…
Правило «одной руки»?
Будут ли в дальнейшем приемную семью вести те же специалисты, которые обучали в школе приемных родителей, знают особенности, слабые и сильные стороны семьи – тоже не очень ясный вопрос.
Марина Левина
Марина Левина считает, что должно быть «правило одной руки». Тот, кто первично принимает, ведет через занятия в школе, на этапе размещения ребенка в семью и дальше сопровождает семью минимум пять лет.
Но часто в регионах имеет место другая ситуация, когда диагностику, готовы ли люди стать принимающими родителями, проводят одни, обучают в Школе другие, а затем сопровождение осуществляют третьи…
В общем, в ситуации ясно только то, что занятия в школах приемных родителей нужны. Ну а дальше, вопросов больше, чем ответов. Некоторые озвучил Алексей Рудов:
- 1. Будут ли действительны свидетельства об окончании школы приемных, выданные ранее?
- 2. Как долго учиться? За малое количество времени – всю информацию – не дать. А кто из работающих людей сможет ходить регулярно долгое время? Да и взрослые не принимают информацию, в данный конкретный момент ему не нужную.
А ведь важно, чтобы занятия не свелись к «отсидке часов»…
Источник: //www.pravmir.ru/shkoly-priemnyx-roditelej-novaya-volokita/
Что такое Школа приемных родителей (ШПР)
Семейный кодекс РФ (статья 127), устанавливая требования к усыновителям, в числе прочих указывает на необходимость подготовки претендентов по специальным программам. Такие условия приняты с 1 сентября 2012 года.
Ключевые моменты организации работы школы приемного родителя прописаны в приказе Минобрнауки РФ № 253:
- ответственность за развитие системы школ возложена на регионы;
- субъекты РФ сами прописывают требования к программе на территории и форму обучения;
- установлено сколько длится прохождение курсов в школе приемного родителя: срок не может быть менее 5 и более 180 дней;
- определение учреждений, в которых созданы курсы обучения родителей возложено на отделы опеки и попечительства;
- ожидание для кандидатов в усыновители на обучение в ШПР не должно превышать 30 дней;
- для зачисления требуется письменное заявление;
- проводить курсы для молодых приемных родителей вправе только специалисты, имеющие профильное образование;
- работа с усыновителями должна проводиться индивидуально либо в небольших группах (до 15 человек).
Обучение осуществляется бесплатно, но, если в ШПР есть дополнительные курсы, выходящие за рамки основной программы, они могут быть и возмездными.
В ШПР родителям могут предложить прохождение психологического тестирования, результаты которого направят в органы опеки только при наличии письменного согласия.
В настоящее время некоторые школы предлагают дистанционные варианты обучения, законодатель это не запрещает. Но процесс получения знаний в отрыве от практических занятий и «живого» общения, должного эффекта не даст.
Цели и задачи ШПР
Главной задачей педагоги и психологи для семей с приемными малышами ставят осознание мотивации усыновления. Понятно, что ребенок попадающий под усыновление уже пережил психологическую травму, в той или иной степени. В связи с этим необходимо понять истинные причины кандидатов в усыновители, их психологическую готовность принятияребенка в семью во избежание дальнейших возвратов.
Деятельность курсов направлена на получение ответов на самые важные вопросы, в том числе:
- понимание физиологических особенностей ребенка и детской психологии;
- подготовка к возможным проблемам в приемной семье, изучение вариантов их минимизации;
- оказание эмоциональной помощи и поддержки будущим маме и папе.
Цель обучения в ШПР будет выполнена, если истинное желание стать приемными родителями совпадет с наличием навыков и умений для этого необходимых.
Для кого предназначена школа
Прохождение подготовки в школе приемных родителей является обязательным этапом при любой форме устройства ребенка в замещающую семью:
- в первую очередь речь идет об усыновлении, ведь ребенок становится родным и воспитывается как родной, принимая фамилию родителей;
- опекунство, попечительство, предполагающее ответственность за жизнь и имущества ребенка до 14 (18 лет);
- патронат- форма, при которой ребенок формально числится в детском учреждении, но имеет возможность воспитываться в семье;
- семейный детский дом, созданный как аналог государственного учреждения, где одновременно должны воспитываться от 5до 10 ребятишек;
- гостевая семья, предполагающая, что ребенок время от времени находится в семье наставника.
Законодатель предусмотрел ряд круг лиц, для которых обучение не является обязательством.
- Это ближайшие родственники малыша- бабушка, дедушка, братья и сестры (в том числе только по отцу или матери), мачеха или отчим.
- Лица, которые уже являются усыновителями или опекунами, т.е. доказали свою правомочность в данном качестве.
Курсы подготовки могут посещать те люди, которые еще не совсем определились в своих намерения, например, в части формы принятия обязанностей над несовершеннолетним. Проводимые в школе тесты и тренинги для приемных родителей как раз помогут это понять.
Программа ШПР
Программа обучения в ШПР составляется органами опеки и попечительства субъектов РФ и может разнится, но в ней всегда присутствуют четыре основных блока:
- Психолого-педагогический. Преподаются аспекты возрастных особенностей детей, приемы и методы воспитания. Создается и психологический портрет самих кандидатов в приемные родители. Рассказывается о семье, как форме воспитания: проблемах, конфликтах и способах их решения.Педагоги –психологи расскажут, когда и как открыть ребенку правду о его настоящих родителях, проработать имеющиеся эмоциональные травмы.
Работа ведется и с самими претендентами в усыновители: их ожиданиями, сомнениями относительно принятого решения.
- Медицинский блок направлен на усвоение правил оказания первой помощи ребятам, методах диагностики в лечебных учреждениях. Важные знания даются в части развития детей с особенностями или задержками психического развития. Здесь будущих мать и отца научат элементарным навыкам обработки ран, основам правильного питания.
- Социальное направление программы поможет дать ответы на вопросы адаптации маленького человека в обществе: отношения в школе, со сверстниками, коммуникации с другими членами семьи.
- И, наконец, юридические вопросы. Освещаются темы прав и обязанностей приемных родителей, объема положенных выплат и социальных гарантий. Оказывается помощь в составлении документов: заявлений, прошений, в том числе и при смене форме устройства детей.
Формы обучения на курсах многообразны: лекции, тренинги, тесты, практические занятия, упражнения, индивидуальные или групповые собеседования, постановка ролевых сценариев.Может быть предложено написание сочинения на тему приема ребенка в свою семью.
Отдельное место в системе обучения отводится институтам наставничества и обмена информацией, когда более опытные приемные семьи в рамках коллективных тренингов передают знания своим начинающим коллегам.
Приветствуется похождение подготовки в ШПР обоих супругов, желающих принять детей в семью на воспитание, не возбраняется участие других совместно проживающих родственников.
С чего начать и куда обратиться
Заявить о намерении пройти обучающий курс в школе приемных родителей следует в органы опеки и попечительства по месту жительства. Именно эта служба организует деятельность ШПР на местах, ведет реестр учреждений, уполномоченных на проведение занятий, регистрирует выданные свидетельства о прохождении обучения.
Ознакомиться с перечнем ШПР на территориях можно самостоятельно на сайте Министерства образования и науки РФ (//минобрнауки.рф/)
Свидетельство о прохождении ШПР
Документ о прохождении обучения и готовности стать материю или отцом Вам выдадут в службе опеки по окончании курсов. Его форма не произвольна — утверждена приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 августа 2012 г. № 623. Это шаблон федерального образца.
В учреждениях, организующих обучение для усыновителей могут предусматриваться дополнительные сертификаты, подтверждающие прохождение курсов.
Полученные в школе приемных родителей знания, примененные на практике, позволят сделать процесс усыновления комфортным как для родителей, так и для ребят.
Источник: //opekarf.ru/opeka-i-popechitelstvo/obshhie-ponyatiya/obuchenie-dlya-priemnyh-roditelej