Система МИР – против Монтессори-педагогики

Плюсы и минусы системы Монтессори, за и против

Система МИР – против Монтессори-педагогики

Всемирная сеть даёт нам практически равный доступ и к грамотным справкам, и к весьма сомнительным. Не возьмусь судить, насколько верно отражаются иные подходы, но плюсы и минусы педагогики Монтессори зачастую явно формулируются на основе каких-то очень отрывочных и субъективных сведений.

Трудно найти плюсы в системе Монтессори или дать обоснованную критику методу, если впечатление о нём автор заметки вынес, к примеру, из опыта развивающих занятий, где педагог упомянул, что использует в работе «элементы Монтессори» (о том, что «элементы Монтессори» – оксюморон, упоминается в статье «7 мифов о системе Монтессори»). Немало написано недостоверных описаний метода Монтессори за период информационного голода, который долгое время был в России. Сеть сохраняет всё, и не слишком точные данные порождают ещё более далёкие от истины аргументы за и против Монтессори, мифы о Монтессори множатся и приводят к печальным недоразумениям.

Я хочу немного уравновесить баланс сил и дать свои комментарии к некоторым достоинствам и недостаткам, приписываемым педагогике Монтессори.

За и против Монтессори: изложение ключевых идей метода

Если вы читаете какой-либо текст, излагающий основные принципы Монтессори-педагогики, вероятнее всего, он упоминает в большей степени внешнее, чем то, что на самом деле составляет её основы.

Материалы или подготовленный взрослый?

Часто справедливо упоминаются особые материалы и их важность, но упускается главный элемент среды – подготовленный взрослый.

Часто говорится о том, что педагог знает, что делать с Монтессори-материалами, и показывает эти способы ребёнку, но редко – о том, что важнейшее умение взрослого – правильно выбрать, когда следует что-то ребёнку показать, а когда и как – дать возможность действовать самостоятельно.

Самостоятельность или субъектность?

Нередко в статьях о системе Монтессори упоминается развитие самостоятельности, которое, по сути, вторично. А вот передать в нескольких словах идею, что ребёнок – субъект своего самосозидания – трудно.

Это долгий разговор: как и почему развитие наилучшим образом происходит в свободной работе, что самостоятельный выбор одного из всех богатств класса и есть тот механизм, который позволяет дать каждому ребёнку всё в момент, наилучший именно для него.

И в механизме этом на поверхности лежит индивидуализированность подхода, о которой чаще всего упоминается, но в основе механизма лежат всеобщие законы развития, выраженные в человеческих тенденциях.

Воспитание или сохранение любознательности?

Последнее часто становится предметом личных верований. Большинство и педагогов, и родителей убеждены, к примеру, что любознательность и интерес к учёбе нужно развивать.

Когда Монтессори-педагоги заводят речь о том, что любознательность нужно беречь и не препятствовать ей развивать саму себя, их часто воспринимают как верящих в противоположное тому, во что верит большинство.

Это не так: врождённость потребностей в познании, в любви и принятии, в общении доказана экспериментально и другими способами научного эмпирического познания (1). В разговорах о плюсах и минусах Монтессори чаще всего не упоминается, что полученные таким образом знания лежат в основе системы.

Индивидуализм или умение сотрудничать?

Часто указывается, что Монтессори-педагогика развивает индивидуальность, но редко – что в классах дети прекрасно учатся взаимодействовать, сотрудничать, конструктивно разрешать споры.

Более того, авторы обзоров часто ошибочно критикуют педагогику Монтессори за то, что дети не учатся делать что-либо совместно с другими.

Вывод делается на основе неверных представлений о ходе Монтессори-занятия:

  • Якобы дети заняты одной только индивидуальной работой. Это неправда: чем старше дети, тем больше и чаще они работают в микрогруппах, причём в большинстве ситуаций организуются в них самостоятельно.
  • Будто бы дети в Монтессори-классе лишены сюжетно-ролевой игры. Снова неправда: дети просто объективно гораздо реже прибегают к сюжетно-ролевой игре в классе, где у них достаточно реальных ситуаций освоения мира взрослых и общения со сверстниками и взрослыми.
  • Что правила, которые охраняют неприкосновенность выбранного ребёнком занятия, воспитывают в нём эгоизм. На деле эти правила дают каждому уверенность в возможности без помех заниматься самым важным для себя делом – саморазвитием, и, свободный от беспокойства, ребёнок со временем проявляет искренний и радостный интерес к совместным занятиям и учится осознанно выбирать из равно приятных альтернатив одиночной работы и совместной.
  • Наконец, упускается из вида факт, что разновозрастность группы детей в Монтессори-классе даёт гораздо более богатый и разнообразный социальный опыт, чем в классах одногодков, где общение модерируется взрослым или ритмом фронтального занятия.

Нахождение или исправление ошибок?

Можно встретить замечание, что важно дать возможность ребёнку самому заметить ошибку в работе, но важным аспектом метода является возможность исправить ошибку самостоятельно. Возможность самоконтроля только средство для достижения этой цели.

Самостоятельная уборка или самостоятельная работа в упорядоченном пространстве?

В обзорных статьях о системе Монтессори отмечается такая приятная взрослым организованность, привычка убирать материалы на место, но не раскрывается тот факт, что дети учатся этому, копируя взрослых, которые убирают вещи на места, что приоритет при этом ставится на свободу выбрать и продолжать подходящее для себя здесь и сейчас занятие, на уважение к такому же праву у других детей и что порядок в вещах есть только одно из слагаемых успеха на этом пути. Никто не обращает внимание читателей на тот факт, что в период сензитивного периода восприятия порядка ребёнок ещё не в состоянии самостоятельно им себя полностью обеспечить. В то же время ошибкой было бы сказать, что Монтессори-класс прививает или формирует дисциплину. Ребёнок вырабатывает внутреннюю дисциплинированность как средство, которое помогает ему добиваться большего в том, что его интересует. Сосредотачивая внимание на интересующем его занятии, малыш тренирует настойчивость, волю, целеустремлённость и дисциплинированность.

Таким образом, даже на стадии вводного описания, обзоры бывают не точны, а то и вовсе указывают ложные опасности Монтессори, как эгоизм, например.

Критика Монтессори-педагогики или критика слухов о методе?

Когда же дело доходит до перечисления плюсов и минусов методики Монтессори, от точности (и до этого не слишком высокой) часто, увы, не остаётся и следа.

Мнимое отсутствие индивидуального подхода

Можно встретить тезис, что у преподавателя, якобы, нет возможности уделить достаточно внимания каждому ребёнку и обеспечить индивидуальный подход, особенно детям с особыми потребностями (гиперактивность, чрезмерная робость и т. п.).

За этим стоит непонимание ключевого механизма метода Монтессори: следовании за внутренним ритмом развития, которое происходит, когда ребёнок сам выбирает занятие, среди подготовленных. Если этот ритм работает верно – ребёнок получает то, что ему нужнее всего в текущий момент его жизни, даже если у него есть какие-то особые потребности.

Вот если проблема глубока, и внутренний ритм искажён, как это иногда бывает у некоторых детей с расстройством аутического спектра или с синдромом Дауна, то ребёнку требуется коррекционный Монтессори-педагог, который знает, как учесть особенности ритма развития ребёнка, используя иные материалы и приёмы.

Знания коррекционного Монтессори-педагога позволяют дать индивидуализированное образование тем, кто не может взять его сам так, как это обычно происходит в Монтессори-классе.

Мнимое отсутствие творческих занятий

Часто можно встретить критику метода Монтессори, основанную на превратном представлении, будто уделяется мало времени творчеству.

Но, начиная с самого раннего возраста, дети находят в Монтессори-классе всё необходимое для занятий, традиционно причисляемым к «творческим».

Позже, когда дети начинают реализовывать долгосрочные проекты, они проявляют себя как в придумывании, планировании самого проекта, так и в средствах воплощения его в жизнь.

Также в работе с абсолютно каждой презентацией, после того, как она дана, ребёнок свободно экспериментирует с материалом, и педагог остановит его, только если действия юного исследователя опасны или сильно мешают ему или другим.

Если взрослый думает, что работа с материалом не решает тех задач, которые заложены в материал, гид деликатно предложит материалы, лучше подходящие текущим потребностям ребёнка.

Но последнее слово за ребёнком: если он не делает что-то, что необходимо пресечь, увлечённо и сосредоточенно повторяя какой-то им придуманный алгоритм, – никто не будет мешать этому творческому порыву.

Мнимое отсутствие физической активности

Некоторые обзоры указывают на такой недостаток метода Монтессори, как малоподвижность, недостаток физической активности.

В школах, работающих по системе Монтессори, всегда можно найти пространство для подвижных игр, несмотря на то, что комплекс предлагаемых материалов сознательно подобран и размещён так, чтобы дошкольники (и даже младшие школьники) прилагали немало усилий, работая с ними.

Дети постоянно что-то переносят, перекладывают, уносят вылить, переходят с места на место, и т. д.

Развитие движения, в том числе и крупной моторики, – одно из фундаментальных направлений работы в классе, поскольку есть научные данные о том, что это развитие составляет основу всей личности, не только ума, но и характера, уверенности в себе, положительного самоотношения, бытовой независимости.

Мнимый перевес в сторону интеллектуального развития

Случается, что Монтессори-метод упрекают в чрезмерном сциентизме, концентрации на знаниях, якобы в ущерб чему-то другому. Это ничем не подтверждается.

Монтессори постулирует, что ключевой компетенцией является умение самостоятельно находить плюсы и минусы, сходства и различия, выделять свойства и особенности, – то есть умение качественно создавать собственные знания, опираясь на опыт других.

же личной эрудиции в серьёзной степени зависит от круга интересов ребёнка.

Если же посмотреть на ситуацию не глазами самих Монтессори-педагогов, то серьёзное исследование(2), сравнивавшее учащихся традиционных и Монтессори-школ, наиболее значительную разницу выявило не в академической успеваемости, а как раз в социальном интеллекте, в умении конструктивно взаимодействовать со сверстниками и в области мотивации обучения. Дети, проучившиеся несколько лет в Монтессори-классе, были существенно более успешны в этом.

Опасения, что «опасно привыкать к хорошему»

При критике Монтессори-педагогики часто упоминают, что дети с трудом адаптируются после, если им в дальнейшем приходится возвращаться в обычный класс.

Исследования показывают, что за счёт более высокой, не зависящей от внешней оценки, мотивации, внутренней дисциплинированности и самостоятельности (присущей (3), как было показано, детям, учившимся в Монтессори-школах) дети лучше справляются (4) в традиционной школе.

Можно ещё очень долго продолжать комментировать аргументы критики Монтессори-педагогики, но остановимся на тех, что уже рассмотрели. Их можно встретить чаще всего, и теперь у читателя есть немного больше информации, чтобы судить об их точности.

Источник: //mchildren.ru/mify-o-plyusah-i-minusah-sistemy-montessori/

Педагогическая система Марии Монтессори – ТиниМини – журнал о детях

Система МИР – против Монтессори-педагогики

Педагогическая система Марии Монтессори в наше время одна из самых популярных и востребованных методик раннего развития детей.

Данная система помогает развивать у детей одновременно свободу и дисциплинированность.>

История зарождения педагогической системы Марии Монтессори

Мария Монтессори родилась 31 августа 1870 года, она была первой женщиной врачом в Италии.

В 1896 году Мария работала детским врачом в клинике, там она заметила умственно отсталых деток, которые бесцельно бродили по коридорам и не проявляли никакой заинтересованности.

Наблюдая за ними, Мария поняла, что эти дети в свое время не получили стимулов к развитию.

Им необходимо создать специальную развивающую обстановку, в которой у них сможет проявиться интерес к познанию мира.

Тогда Мария решила изучить психологию и педагогику и попыталась придумать собственные методы воспитания и развития детей.

6 января 1907 года в Риме Мария открыла «Дом ребенка», где начала применять свою новую систему по развитию ребенка.

Занятия в этой школе проводились с умственно отсталыми детьми. Методом проб и ошибок Монтессори разработала сенсорные материалы, которые вызывали у детей интерес к знаниям.

Методика, основанная на принципах саморазвития и использования особых упражнений и заданий, позволила умственно отсталым детям успешно обучаться.

Ко времени поступления в школу по уровню своего развития они обгоняли обычных детей

Начиная с 1909 года, педагогическая система Монтессори начала завоевывать мир, в 1913 году она добралась и до России.

В 1914 году детские сады Монтессори стали открываться во многих русских городах.

Однако через 10 лет большевики запретили эти сады. Возрождение интереса к педагогике Монтессори приходится в России на 90-е годы 20 века.

В чем суть педагогики монтессори?

особенность системы Монтессори в том, что ребенок с самого рождения рассматривается как уникальная личность.

Поэтому необходимо создать для него особые условия, специальную среду, в которой он сможет самостоятельно развиваться, и познавать мир.

Если же ребенку понадобится помощь, он обязательно ее получит от взрослых. Однако метод направлен именно на самостоятельность и автономность обучения малыша.

В системе отсутствуют единые требования и программы обучения. Основное внимание уделяется развитию чувств, мелкой моторики и воспитанию самостоятельности.

Каждый малыш занимается исключительно тем, чем хочет, в том порядке, в каком ему удобно.

Ребенку не нужно ни с кем соревноваться, благодаря чему растет его уверенность в себе и знания лучше усваиваются.

Основной принцип педагогической системы Марии Монтессори звучит следующим образом: «Помоги мне сделать это самому!».

То есть взрослые должны создать для малыша оптимальную среду, не навязываясь, научить ею пользоваться и дать возможность заниматься тем, что ему интересно в данный момент.

Действуя таким образом, взрослые помогают детям раскрыть свои природные задатки и найти индивидуальный путь развития.

Одним из важнейших отличий детского мира от мира взрослых является наличие сенситивных периодов, когда дети более восприимчивы к познанию и восприятию мира.

Эти периоды во взрослом возрасте уже не повторяются

В разные сенситивные периоды развиваются определенные участки мозга, следовательно, в это время нужно создать особые условия для ребенка, чтобы они способствовали раскрытию навыков, связанных именно с данным участком.

К примеру, у ребенка от рождения и до 6 лет наблюдаются периоды, когда он легче и естественнее учится определенным вещам:

  • от рождения до 3 лет детки лучше воспринимают порядок и активно взаимодействуют со взрослыми;
  • от 1,5 до 2,5 лет дети учатся восприятию маленьких предметов
  • от года до 4-5 лет наступает период развития движений
  • до 5,5 лет наиболее сильно идет сенсорное развитие;
  • до 6 лет активно развивается речь;
  • социальные навыки возникают и формируются с 2,5 и до 6 лет, в это время дети определяют для себя модель будущего поведения в обществе.

Шесть сенситивных периодов развития детей – это не возрастная периодизация детства, а как бы деление на стадии, когда у детей идет активное формирование поведения, мышления, движения, речи и осознания себя.

Процесс же развития детской личности в целом по Монтессори происходит в 4 этапа:

  • 1. 0—6 лет – первая стадия детства;
  • 2. 6—12 лет – вторая стадия детства;
  • 3. 12—18 лет – юность;
  • 4. 18—24 года – взросление.

Первый этап является важнейшим, потому что именно до 6 лет формируется личность ребенка, в это время ребенок как бы впитывает в себя окружающую среду, делая ее частью собственной личности.

Какие задачи у взрослых в рамках системы Монтессори

Несмотря на то, что система Монтессори направлена на самостоятельное развитие детей и взрослые должны оказывать минимальную помощь, их роль в действительности огромна.

На основе собственного опыта и интуиции взрослые должны подобрать для занятий эффективный дидактический материал и создать развивающую среду.

Необходимо научиться не мешать ребенку осваивать мир, не передавать ему свои шаблоны и взгляды, а помочь собрать, систематизировать и проанализировать свои знания.

Наблюдая за действиями ребенка, педагог или родитель должен определить его склонности и предоставить малышу различные по сложности задания с дидактическим материалом, который он выберет самостоятельно.

Кроме того, необходимо находиться на одном уровне с ребенком, то есть желательно сидеть на полу или на корточках.

Когда ребенок выберет интересующий его дидактический материал, взрослый должен заинтересовать его им, показать, как справиться с заданием.

Однако нельзя навязывать ребенку определенный шаблон поведения, желательно говорить меньше и по делу.

Затем необходимо предоставить малышу возможность играть самостоятельно, чтобы он учился использовать материал новыми способами, а не только, как ему показали. В процессе такой активности ребенок делает для себя великие открытия, творит.

Поэтому очень важно не сбивать его и не делать замечания, когда он ошибется, иначе можно сбить ребенка с толку и он сойдет с нужного направления.

Создание развивающей среды

Важнейшим элементом системы Монтессори является подготовленная среда.

Специальные условия, созданные для развития ребенка, помогают малышу постепенно освобождаться от влияния взрослых.

Поэтому окружение должно соответствовать данным целям.

То есть оборудование в школе или доме ребенка должно быть пропорциональным, соответствовать росту малыша.

Детям необходимо предоставить возможность выбирать место для занятий, самостоятельно двигать предметы, расставлять стульчики и столы по своему усмотрению.

Также рекомендуется использовать хрупкие материалы, чтобы ребенок учился обращаться с ними бережно и ценил.

Дидактические материалы должны находиться в свободном доступе и не высоко, примерно на уровне глаз. Это нужно для того, чтобы призвать малыша к действию.

В специально подготовленной среде все предметы являются учебными пособиям

Существует определенная логика построения развивающей среды по системе Монтессори.

Пространство делится на 5 зон:

  • 1) Зона повседневной жизни. Здесь располагаются материалы, которые учат ребенка следить за собой, то, что нужно каждый день.
  • 2) В зоне сенсорного воспитания находятся материалы для развития органов чувств. Здесь малыш учиться определять размеры, формы, величины и т.д.
  • 3) Математическая зона предназначена для изучения цифр, порядкового счета, состава чисел и других операций с ними.
  • 4) В зоне родного языка ребенок знакомится с буквами, фонетикой, расширяет словарный запас, разбирает состав слов и их написание.
  • 5) Зона Космоса знакомит детей с окружающим миром и местом человека в нем, тут осваиваются основы физики, биологии, химии и т.д.

Назначение дидактических материалов

По методике Монтессори развитие детей происходит во время игры с предметами, дети учатся, играя.

Причем предметами для игры становятся любые вещи, будь то кружка, салфетка, или тазик, крупа, сито.

Конечно же, существуют и специальные дидактические монтессори-материалы, например, Коричневая лестница, Розовая башня или формочки вкладыши.

Мария Монтессори с особой тщательностью разрабатывала пособия для обучения и развития детей в самых разнообразных направлениях.

Все упражнения с материалами имеют две цели:

  • 1. Прямая – способствует развитию ребенка в настоящем. Например, малыш учится самостоятельно застегивать и расстегивать пуговицы.
  • 2. Косвенная – направлена на перспективу. То есть развивается, к примеру, координация движений, ребенок становится более самостоятельным (в том же одевании) и т.п.

Монтессори-материалы изготовлены таким образом, чтобы ребенок мог сам увидеть ошибку и исправить ее, это сделано для минимизации вмешательства взрослого в процесс развития малыша.

Дети, которые занимаются по системе Монтессори, как правило, растут свободными, любознательными, открытыми, стремятся познавать окружающий мир. Они легче адаптируются в обществе и находят свое место.

Однако у системы Монтессори есть и недостатки, главный из которых – пренебрежение творческими способностями малыша.

Согласно педагогике Марии Монтессори творчество мешает умственному развитию ребенка.

Также из-за того, что не существует школ Монтессори, детям прошедшим такой садик бывает сложно приспособиться в обычных классах.

Источник: //tinymini.ru/poleznie-statii/razvitie-i-uhod-za-rebenkom/pedagogicheskaya-sistema-marii-montessori.html

5 принципов педагогики Марии Монтессори

Система МИР – против Монтессори-педагогики

Все родители хотели бы, чтобы их дети выросли самостоятельными. Итальянский педагог Мария Монтессори считала, что для этого нужно дать детям возможность выбора еще в первые годы жизни, позволив им развиваться с минимальным вмешательством, в особой среде.

Ключевой принцип в педагогике Монтессори можно описать так: «Помоги мне сделать это самому». По разным оценкам, в современном мире есть от 3 до 10 тысяч школ, работа которых опирается на методы Монтессори.

Поговорим о том, чем же привлекательна эта методика воспитания в условиях творческой свободы и каковы ее основные принципы.

Мария Монтессори, жившая в Италии на рубеже XIX-ХХ столетий, была врачом и педагогом. Толчком к созданию собственной образовательной системы послужила ее работа в детской клинике. Там Монтессори, наблюдая за скучающими детьми, пришла к выводу, что ребенку нужна специальная среда, которая будет побуждать его учиться и развиваться, причем самостоятельно, без принуждения.

Взрослый должен быть лишь проводником на этом пути, который научит пользоваться этой средой и развиваться в собственном темпе. В России первые дошкольные учреждения по системе Монтессори появились еще до Октябрьской революции, но проработали недолго. Возвращение методики в нашу страну произошло уже в постсоветские времена.

Все это время оставались незыблемыми основные принципы этой системы.

Особая образовательная среда

Чтобы ребенок развивался максимально продуктивно, нужно создать для него особую среду, с учетом его интересов и потребностей. Монтессори-среда состоит из различных дидактических материалов — фигурок животных, кубиков, музыкальных инструментов, учебных пособий, обычных предметов, соответствующих определенным зонам. Каждая зона отвечает за важные умения.

Перемещаясь между ними, малыш приобретает различные бытовые навыки, учится познавать мир с помощью органов чувств и осознавать последствия своих действий, знакомится с буквами и цифрами, расширяет словарный запас и вникает в суть арифметических действий. Ребенок развивает мелкую моторику, творчески самовыражается, получает представления о том, как устроен мир.

Важное требование к любой из зон — это доступность всего, что в ней находится, для ребенка. У него должна быть возможность самому дотянуться до всего, что ему интересно, и начать работу.

Свобода и дисциплина

Педагог в садике Монтессори никогда не указывает детям, чем они будут сегодня заниматься. Он может стимулировать их интерес к чему-то, но не принуждать. Ребенок самостоятельно выбирает для себя занятие, учится прислушиваться к себе и делать выбор. Предоставленная ему свобода позволяет развивать и инициативность.

При этом малышам объясняют: твоя свобода заканчивается там, где начинается свобода другого. Дети следуют принятым правилам: убирают за собой игрушки, передвигаются по классу тихо, стараются не мешать друг другу. Это дисциплинированность, к которой не надо призывать, поскольку она формируется изнутри, без принуждения.

Самостоятельность

Все, что ребенок может сделать сам, он делает сам. Взрослый же может дать ему ровно столько помощи, сколько нужно самому малышу. Как считала сама Монтессори, 2−4 года — золотой возраст для воспитания в ребенке аккуратности.

В саду Монтессори ребенку дают возможность получить минимальные навыки самообслуживания: застегивать пуговицы, чистить обувь, гладить одежду. Он самостоятельно готовит свое рабочее место: кладет клеенку на стол, если хочет рисовать, приносит краски, набирает воду в стаканчик и убирает за собой.

Так в ребенке закладывается решительность, так он получает возможность почувствовать себя взрослым.

Безоценочность

Педагог не оценивает ни ребенка, ни то, что он делает, и не сравнивает его с другими. Наградой за хорошо сделанную работу для малыша становится радость от того, что у него получилось.

Наказание за шалости — относительная изоляция от других детей: ребенка просто отсаживают за другой стол, ни в чем не ущемляя.

Ребенок учится оценивать себя самостоятельно, быть независимым от внешних делать что-то хорошо не ради награды, а просто потому, что нравится. Это важно для уверенности в себе.

Разновозрастность

Мария Монтессори считала, что объединять детей по возрасту для какой-то деятельности — неестественно и непродуктивно. В одной группе учатся дети разных возрастов, от 3 до 7 лет. Изначально Монтессори-группы были разновозрастными для детей от 3 до 7 лет.

Сейчас согласно Международным стандартам для детей младше 7 лет принято следующее деление.

В младенческих группах (Nido, Infant) проводятся занятия для малышей от 2 до 14−16 месяцев, в группах Toddler — для детей от 14−16 месяцев до 3 лет, Casa dei Bambini — от 2 лет 8 месяцев до 6 лет.

Младшие берут пример со старших, а те осознают себя лидерами. Все вместе учатся взаимодействовать друг с другом, проявлять терпение и гибкость, просить о помощи и давать ее. Такие навыки межличностного общения бесценны для развития эмоциональной сферы ребенка.

Кроме того, дети могут развиваться в своем собственном темпе, с учетом собственных возможностей: в разновозрастной группе пятилетний малыш, который пока не освоил чтение, не будет чувствовать себя отстающим.

Что происходит с ребенком, который занимается без принуждения, без сравнения его с другими? Он сам открывает для себя чтение, письмо, арифметику, сам контролирует учебный процесс и учится с удовольствием. Ведь во всех детях есть познавательный интерес, который так важно поддерживать.

Теоретическая сторона педагогики Монтессори выглядит очень привлекательно. А какие плоды дает эта система на практике? Своим мнением делится Лада Лазарева, руководитель Центра возможностей «Наш Лад».

Лада Лазарева, руководитель Центра возможностей «Наш Лад»

Действительно, в результате грамотно организованных занятий в специальной Монтессори-среде ребенок самостоятельно в своем темпе совершенствует крупную и мелкую моторику, осваивает язык, развивает восприятие органов чувств, внимание, память и воображение.

Он постигает причинно-следственные связи, навыки самодисциплины, самообслуживания и другие реальные жизненные умения.

Благодаря занятиям по системе Монтессори малыш может сам себя занять, учится понимать себя и получать знания, построенные на собственном опыте, развивая способность к самообучению.

На сегодняшний день в России многие организации, завляющие о занятиях по системе Монтессори, не соответствуют Международным стандартам. В них часто не предусмотрены физические упражнения, нет места музыке, творчеству, а материалы для занятий с малышами ограничиваются пересыпанием круп и переливанием воды.

Если педагог не обладает достаточным опытом, то в группе у активных малышей могут возникнуть сложности с соблюдением правил. А деткам, склонным к фантазированию, может быть скучно. Без чуткой работы взрослого Монтессори-ребенок концентрируется на себе и не тянется к общению. Для замкнутых детей самостоятельное освоение материала вообще черевато отстраненностью от коллектива.

К тому же позиция неопытного педагога как помощника отучает ребенка воспринимать взрослого как авторитетного человека. Стоит также отметить, что посещение аккредитованных Монтессори-групп стоит достаточно дорого. Поэтому некоторые родители пробуют создать среду по системе Монтессори дома. Ведь многие упражнения легко воспроизводятся дома.

Однако для получения заявленных выше образовательных результатов требуется грамотно созданная среда и квалифицированный специалист.

Источник: //www.kanal-o.ru/parents/10031

Успех открытого воспитания: система Марии Монтессори

Система МИР – против Монтессори-педагогики

/ Наши дети

Педагогическая система Марии Монтессори – это способ обучения детей и преподавания в образовательных институтах, созданный доктором Марией Монтессори и в начале 20 века внедренный в практику.

Основная суть данного метода заключается в открытом обучении вместо закрытого (фронтального, к примеру).

Подобный тип педагогики можно назвать эмпирическим, поскольку ребенок своими наблюдениями помогает взрослому выбрать подходящие назидательные приемы, уместные именно для него и конкретной ситуации. Вся сущность педагогики сводится к тому, чтобы помочь ребенку сделать все самостоятельно.

Идеология

Система Марии Монтессори представляет собой уникальный метод педагогики, когда за основу берутся натура ребенка и он сам. Доктор верила в то, что все дети уникальны по-своему. Именно поэтому в ее методике детей не сравнивают и не измеряют по общепринятым стандартам.

Взамен они получают свободное обучение, где априори не может быть давления и осуждения. У Марии было убеждение в том, что распространенный метод «кнута и пряника» сбивает внутреннюю ориентацию человека, в то время как он должен учиться согласно личным побуждениям.

Связано это главным образом с тем, что подрастающий по природе своей стремится к участию во взрослой жизни своих родителей.

Система Монтессори ставит во главу потребности, способности и одаренность каждого отдельно взятого малыша. Обучаемость детей становится максимально продуктивной при их собственном выборе способа и ритма учебы.

С этим связано поведение Монтессори-педагогов, при котором они позволяют детям самостоятельно определять область изучения, скорость, а также способы закрепления пройденного.
Основа педагогического метода Монтессори заключается в том, чтобы поддерживать естественную радость ребенка от обучения.

Согласно доктору это чувство – одно из основных характерных черт маленького человека. Поэтому крайне важно сохранить его и управлять им посредством уважительного отношения, тем самым формируя полноценную и уравновешенную персону.

Дети, которым позволено определить собственный ритм обучения и интересы, отличаются уверенностью в собственных возможностях и показывают лучшие результаты в плане усвоения изученного.
Дополнительно, независимость закрепляется практическими заданиями. Для этого берутся различные сюжеты из повседневной жизни подрастающего.

В дошкольных учреждениях Монтессори детки самостоятельно ведут свою жизнедеятельность, обучаясь этому посредством подражания. Педагогика Монтессори в школах предоставляет большие возможности для коллективных работ. Ученики делают свой добровольный выбор, с кем из других ребят сотрудничать и над какой целью трудиться.

При этом в подобной деятельности акцент ставится на индивидуальности ученика как управляющего своим интеллектуальным развитием.

Для доктора Монтессори задачей первостепенного значения было развитие у малютки чувственных восприятий в способствующей атмосфере, которая удовлетворяла бы его психологические нужды.

Вместе с тем крайне необходимо, чтобы учителя проникались его индивидуальными особенностями ребенка и тем, что его волнует в данную минуту, подстраивались под его личный ритм, а также были открыты к тому, что им тоже есть чему поучиться у обучающегося.

Может быть такое, что он воспользуется специализированным математическим материалом не по назначению, а для строительства из него машинки или еще чего-то, и обучающий должен будет поддержать его решение.

Принципы монтессори-педагогики

Согласно Марии Монтессори, формирование личности маленького человека осуществляется в три стадии:

  • первый этап детства (0 – 6 лет)
  • второй этап детства (6 – 12 лет)
  • юность (12 – 18 лет).

Все три вышеупомянутые стадии являются четко выраженными, независимыми фазами развития.

Первый этап – один из наиболее важных отрезков жизни, когда происходит формирование натуры и способностей малыша.

Мария Монтессори называет возраст до шести лет вторым эмбриональным периодом роста, когда происходит развитие души и духа человека.

Если у взрослого есть возможность процеживать свое восприятие, то маленький поглощает любую информацию из внешней среды и она составляет его индивидуальность.

Второй этап доктор обозначает как этап лабильности. По мере того, как происходит развитие ребенка, он переживает “чувствительный” и “сенситивный” периоды. В эти моменты он очень чувствительно реагирует на определенные раздражители внешнего мира, в частности в таких вопросах как: моторика, вербальные способности или социальные аспекты.

Если во время восприимчивого периода помочь ребенку найти род деятельности, удовлетворяющий его потребности, у него может развиться такой навык, как глубокая концентрация. Итогом этого становится то, что кроха не отвлекается на прочие раздражители, а бывает занят освоением новых знаний, что положительно сказывается не только на его интеллектуальном развитии, но и личностном росте, в целом.

Доктор это явление называет процессом нормализации.

Основа и принципы формирования методики Монтессори и сопутствующих пособий заключается в следующем наблюдении: одним из главнейших периодов чувствительности любого подрастающего является стадия усовершенствования чувств.

Все дети испытывают естественное стремление щупать, нюхать и пробовать все на вкус. Основываясь на это наблюдение, доктор приходит к заключению, что интеллектуальные способности ребенка раскрываются не с помощью абстракции, а посредством его органов чувств.

В процессе обучения ощущение и понимание объединяются в одно понятие.

Опираясь на изложенные результаты, Мария Монтессори смогла развить свою собственную систему педагогики, основанную лишь на чувственных восприятиях маленького человека.

Таким образом, с помощью ее математического материла ребенок, зажимающий в кулачке одну бусинку и связку из сотни, уже представляет себе числа 1 и 100.

И происходит это намного раньше, чем он научится абстрактному представлению о числах.

Десять заповедей Марии Монтессори

  • Не нужно трогать ребенка, пока с его стороны не будет к вам обращения каким-либо образом.
  • Нельзя высказываться плохо про ребенка, ни в его присутствии, ни за его спиной.
  • Старайтесь концентрироваться на том, чтобы развить в подрастающей личности только хорошее, тем самым плохое сводя к минимуму.

  • Активно подготавливайте среду и всегда тщательно за ней ухаживайте. Ребенок должен научиться конструктивно взаимодействовать с ней, помогите ему в этом процессе. Показывайте расположение каждого предмета и как правильно нужно с ним обращаться.

  • Установите постоянный контакт с малышом, подразумевающий оказание помощи при призыве, а также готовность прислушаться и ответить, с чем бы он к вам ни обращался.

  • Проявите уважение к маленькому, допустившему оплошность, которую можно исправить, однако если он некорректно использует развивающие материалы или делает что-то, что способно нанести вред ему, его развитию или другим детям, то стоит незамедлительно его остановить.

  • Проявите уважение к ребенку, который отдыхает или наблюдает за тем, как работают другие, или же размышляет о своих действиях, прошлых или будущих. Не зовите его и не принуждайте к другого рода активностям.
  • Помогите сориентироваться тем, кто еще в поиске выбора работы.

  • Проявите готовность каждый раз заново разъяснять ребенку что-то, чего он до этого не мог осознать – помогайте подрастающей личности познавать что-то новое, бороться с несовершенством. Проявите в этом особую выдержку и доброту. Будьте рядом с теми детьми, которые все еще находятся в поиске, и не мешайте уже сориентировавшимся.
  • Обращаясь с детьми, всегда пользуйтесь лучшими манерами и отдавайте им все самое хорошее, что есть в вас и вашем окружении.

Подготовка окружающей среды

Подготовка окружающей среды является ключевым моментом в педагогике Монтессори. В обратном случае ее функционирование, как системы, было бы невозможным.

Подготовка среды позволяет ребенку понемногу выходить из-под взрослого попечительства, приобретать от нее независимость. Именно поэтому крайне важно создать такую среду, которая бы полностью соответствовала ему.

Таким образом, размеры оборудования в месте, где ребенок учится, должны быть подобраны под его рост и пропорции. Кроме того, у него должна быть возможность свободно перемещать предметы мебели и самому выбирать, где он будет заниматься.

И даже шумное передвижение различных предметов с одного места на другое Монтессори считает хорошим упражнением на моторику. Ребенку предстоит освоить, как практически бесшумно передвигать мебель, тем самым не мешая остальным.

Окружающая среда для крохи должна быть оборудована с эстетикой и элегантностью, приветствуется использование хрупкого фарфора. Очень важно с малых лет научить ребенка обращению с подобными вещами и осознанию их ценности.

Такие вещи должны быть расположены в непосредственной доступности для него: не слишком высоко и не слишком низко. Находясь постоянно в поле зрения маленького человека, они служат своеобразным вызовом.

Важно, чтобы все предметы были выполнены из разных материалов, поскольку так он познает социальное поведение по отношению к другим детям и учится брать в расчет чужие нужды.

Ребенок о своем рабочем пространстве должен заботиться сам, тем самым обретая автономность от родителей или воспитателя.

Взрослые в системе Монтессори

С первой минуты своего появления на свет дети стремятся к тому, чтобы обрести свободу и независимость от взрослых. Мария Монтессори называет это намерение биологическим принципом жизни человека. Аналогично тому, как развивается организм ребенка, позволяя ему свободно двигаться, таким же образом дух крохи рвется к источникам новых знаний и автономности.

И в этом стремлении ребенка задачей взрослого становится стать ему союзником и посодействовать ему в создании такого окружения, которое соответствовало бы его нуждам и тяге к учению. В педагогической методике Монтессори взрослые рассматриваются как ассистенты, тактично направляющие ребенка к самостоятельной жизни.

Причем делается это, учитывая вышеперечисленные принципы Монтессори. Следует также помнить, что у ребенка есть способность самому всему научиться, от взрослого же лишь требуется направить его к изучению и отстраниться. Вмешиваться в познавательные процессы малыша не стоит, лучше в этом деле оставаться наблюдателем.

Учитывая тот факт, что каждый малыш переживает восприимчивые периоды по-своему, ориентированность всех учебных планов должна быть индивидуализирована.

Обучающему необходимо научиться распознавать сенситивные периоды и помогать ребенку находить такую деятельность, которая вызывала бы у него живой интерес.

Вместе с тем крайне необходимо представлять ему свободу выбора относительно рода его деятельности.

Роль воспитателя

Существуют также определенные принципы, связанные с поведением воспитателя в педагогической системе Монтессори. Заключаются они главным образом в следующем: преподаватель категорически не должен нарушать процесс саморазвития ребенка.

Здесь важно усвоить главную идею, передаваемую Марией Монтессори своим последователям: родители не являются творцами своего чада, он сам служит архитектором собственного развития, они же – лишь ассистенты в этой работе, помогающие своему ребенку.

Это же видение воспитательного процесса и является главной идеологией всей педагогической системы, заключающейся в том, чтобы помочь своему ребенку самостоятельно развиваться со дня его появления на свет. Доктор Монтессори ждет от взрослых, что в них произойдет смещение фокуса с себя самих на ребенка и его будущее. И действия их будут мотивированы именно этими помыслами.

Источник: //kladvsebe.ru/nashi-deti/uspex-otkrytogo-vospitaniya-sistema-marii-montessori.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.