Система воспитания Никитиных

Содержание

Методика система раннего развития Никитиных

Система воспитания Никитиных

Мы также делали обзор на книгу Никитиных – Мы, наши дети и внуки.

Самая известная отечественная методика развития детей — это методика Никитиных. Все, кто занимается детским воспитанием, обязательно слышали про нее. Она известна не только в России и на территории СНГ, но и в таких странах как Германия и Япония, где у нее были свои последователи (на момент написания книги авторами).

Никитины — это семейная пара, Б.П. Никитин и его жена Е.А.Никитина, которые воспитали 7 детей. По профессии педагоги. Свою методику они начали разрабатывать в конце 50-ых годов в одном из поселков Подмосковья.

Первыми «испытуемыми» стали их собственные дети, на которых все и проверялось. Постепенно начала приходить известность и появились последователи, которых было не мало.

Ответственность и основательность с которой Никитины подходили к созданию своей методики, обеспечили ей популярность.

Что касается реакции научного сообщества на данную методику во времена СССР, то некоторые спорные моменты не признавали, а некоторые шли в систему образования.

Помимо нескончаемого потока обычных граждан, к ним в дом наведывались и академики, чтобы самостоятельно увидеть всю систему развития в действии и как она влияет на детей.

Лекции Елены Никитиной в роддомах, в которых она рассказывала о важности контакта ребенка с матерью сразу после рождения — «кожа к коже», были открытиями для персонала того времени, в том числе и для врачей.

Физические упражнения и закаливание

Первое на чем делается акцент в методике — это упражнения, направленные на закаливание и физическое развитие. Именно это основа методики, и лишь потом уже занятия по развитию характера, интеллекта, творчества и т.д.

«Легкая одежда и спортивная обстановка в доме: спортснаряды вошли в повседневную жизнь с самого раннего детства, стали для них как бы средой обитания наравне с мебелью и другими домашними вещами».

Спорту у Никитиных уделяется огромное внимание: закаливание прямо с рождения и ежедневная зарядка — обязательные условия методики. В доме должен быть спортивный уголок из турников, колец и др. специального оборудования, чтобы физическая активность стала для детей естественной средой обитания. Поощряются любые подвижные игры и занятия (бег, прыжки и пр.) на воздухе.

Нужны ли физические упражнения ребенку? Безусловно, моторное развитие — это основа для ребенка в младшем возрасте.

Главное следить за безопасностью ребенка. Никитины постепенно обучали детей самостоятельно предугадывать опасность, так их дети могли в 1,5-2 года лазить по 3 метровой лестнице без помощи родителей.

Или правильно падать при обучении ходьбе (не подстраховывать ребенка за спиной, чтобы он не падал назад, затылком). Это не значит, что они бросали детей на волю случая — они внимательно следили за ребенком и контролировали ситуацию в опасные моменты его обучения.

В их книгах вы найдете методы как избежать опасности. Но каждый ли родитель разрешит ребенку потенциально опасную активность? Когда одна ошибка может стоить здоровью, например, лазанье по деревьям. Это спорные моменты воспитания и одна из причин по которой критиковали методику.

К слову, у их детей (по заверению авторов) никогда не было переломов и травм из-за падения.

Вторая причина для критики, была система закаливания, к которой также готов не каждый родитель. Их дети ходили в +18 в одной майке, а пяточки были синими, чтобы было обычным делом в их доме. Зимой они бегали по снегу практически голыми.

К холоду детей приучали постепенно и плавно, поэтому их дети практически не болели, и такая прохлада шла им на пользу (к холоду они обратились, чтобы излечить первого ребенка от проблем с кожей). Повторить такой опыт приучения к холоду, уже вряд ли возможно в современных городах.

Если дома вы сделаете настолько прохладную температуру +18 и ребенок будет ходить в майке, то в детском саду или в гостях она будет +25 и ему будет невыносимо жарко, тоже ждет и в школе.

Самостоятельность

К выработке в детях самостоятельности Никитины подходили с серьезностью и пытались сформировать ее с самых первых лет жизни.

«Мы старались не делать за малыша то, что он сам может сделать, не думать и не решать за него, если он сам может додуматься и решить.

Вообще в любых занятиях детей мы стараемся поощрять творчество, не навязывать своих мнений, а тем более решений, не торопимся обязательно предотвратить ошибку или сразу указать на нее.

Нам было просто интересно с детьми, и мы никогда не оставались равнодушными к тому, что и как они делают, что у них получается. Это был не контроль, не слежение, не опека, не уроки с проверкой, а совершенно искренний интерес к жизни ребятишек, к их разнообразной кипучей деятельности».

Но эта же серьезность подхода (как и любая догма в методиках развития), давала в том числе и печальные результаты:

 «Когда нашему первенцу было года полтора, мы обучали его самостоятельности таким образом: если он попадал в трудное положение (упал или не мог что-то достать), мы «не обращали на это внимания», не помогали ему, несмотря на все его слезы и вопли, – пусть сам учится выбираться из трудностей. И добивались успеха: малыш сам выбирался из затруднения. Но, сами того не подозревая, мы учили малыша… не считаться с остальными. И не только этому.

Когда подрос второй сын, мы с ним поступали так же. И вот однажды младший плачет от ушиба и испуга, а его трехлетний брат даже не смотрит в его сторону – точь-в-точь как мы, взрослые. Тут было просто равнодушие, безразличие к слезам брата. Это неприятно поразило меня.

Тогда-то я и взглянула на себя, на нашу «воспитательную меру» со стороны и поняла, почему она подчас раздражает окружающих. Иногда за простую оплошность мы долго «воспитываем» ребенка, говоря: «Ты не нужен мне такой!» Он ищет у нас понимания и помощи, а получает – за простую оплошность – самое жестокое наказание: от него отказалась мама. Он протестовал как мог, а я…

даже не пыталась его понять, шла в своих действиях из каких-то затверженных правил, а не от ребенка и его состояния».

Самостоятельность в их семье проявлялась во всем, от помощи с домашними делами и самообслуживания самих себя (при первых же способностях это делать), до самостоятельного познания мира и развития.

Дети самостоятельно изучали предметы обихода и свои обязанности по обеспечению себя, так, например в два года уже могли складывать взрослую раскладушку. Помогали готовить обед и делать домашние дела по дому.

Никитины жили загородом, поэтому помимо уборки, приходилось еще таскать воду, рубить дрова, достраивать дом и т.п.

Поэтому у них была своя мастерская, где дети могли свободно пользоваться взрослыми предметами:

«В нашей комнате-мастерской можно резать, клеить, лепить, пилить, забивать гвозди, рубить, колоть, сверлить, точить».

Самостоятельно изучение мира сводилось к тому, что ребенок мог делать практически что угодно, кроме совсем опасных вещей. Если он мог легко обжечься, ему это позволяли.

Если хотел попробовать землю на вкус, то также не запрещалось. Никитины следовали позиции, что ребенок должен пробовать опасность и мир, в условно безопасной среде.

Тогда он сможет узнать об этом больше и лучше подготовиться к ним, что обезопасит его жизнь в будущем.

Так как в семье было много детей, часть развития и воспитания младших детей, брали на себя более старшие. Ведь как известно, старший ребенок в семье даже из двух детей, часто берет на себя роль источника развития для своего младшего братика или сестренки. Хотя такие обязанности не всегда способствуют развитию более старшего ребенка.

«Мы их могли оставить дома одних (с 6-7-летним старшим) часа на три-четыре и знали, что ничего не случится. Мы могли спокойно послать семилетнего в Москву (электричка, метро) или одиннадцатилетнего в Горький (он сам брал себе билет, ехал без всякой опеки проводника или кого-либо из взрослых)».

Важность обогащенной среды

«Мы не ставили себе целью научить детей всему как можно раньше, мы старались создать условия для развития их способностей – по их возможностям и желаниям. Наблюдая за детьми, мы заметили, что развиваются у них те стороны интеллекта, для которых у нас были условия, опережающие само развитие.

Допустим, ребенок еще только начинал говорить, а у него уже были среди прочих вещей и игрушек кубики с буквами, разрезная азбука, пластмассовые, проволочные буквы и цифры. Вместе с великим множеством понятий и слов, входящих в эту пору в мозг ребенка, четыре десятка значков, называемых А, Б, В…

1, 2, 3, 4… и т. д., запоминались без всякого труда к полутора-двум годам. А все потому, что мы не делали из этого тайны, не говорили, что «тебе рано», просто называли малышу буквы, как называли прочие предметы: стол, стул, окно, лампа и т. д.

И радовались, когда он запоминал, узнавая их в любом тексте.

Самым главным открытием на этом пути было для нас то, что в этих условиях дети очень многое начинали раньше, чем это им предписывалось по всем нормам: к трем годам они начинали читать, в четыре понимали план и чертеж, в пять решали простейшие уравнения, с интересом путешествовали по карте мира и т.д. Условия для развития должны опережать его, подготавливаться заранее. Вот для этого и нужна – все равно, в доме ли, в детском ли учреждении – гораздо более богатая обстановка. Мы старались идти навстречу любым намерениям детей что-то делать, проявить себя в каком бы то ни было творчестве. Для этого вешали на стену карту полушарий, таблицы сотен и тысяч, буквы печатные и прописные, измерительные приборы и, конечно, множество книг. Эти первые впечатления могут непроизвольно возбудить интерес к какой-то области знаний и даже развить определенные способности ребенка».

Что входило в обогащенную среду Никитиных:

  1. Спортивные снаряды и турники, лестница Скрипалева.
  2. Свобода перемещений по дому при первых же способностях к передвижению.
  3. Свобода действий с предметами и познание мира — отказ от различных фраз по типу «Не трогай», «Не лезь», «Испачкаешься» и т.п.
  4. Возможность играть с предметами обихода (кухонная посуда, письменные принадлежности и др.) и настоящими инструментами (ножницы, молоток, гвозди, шило и т.п.)
  5. Знакомство с буквами и цифрами начиная с 2–3-летнего возраста.
  6. Различные развивающие игры.

 «Отношение родителей к развитию детей. Здесь существуют две позиции: 1) ребенку нужно все объяснить, рассказать; 2) необходимо рассказывать и показывать малышу только то, до чего он сам дойти не может. Так формируется самостоятельность. Именно второй вариант дает творческие личности, а первый развивает лишь исполнительские способности.

Мы старались идти навстречу любым намерениям детей что-то делать, проявить себя в каком бы то ни было творчестве. Заметили, что малыш любит писать мелом, – сделали из куска линолеума доску; заметили, что его интересует в «Детской энциклопедии» карта, – повесили большую карту полушарий на стенку.

Так у нас на стенах появились таблицы сотни и тысячи, буквы печатные и письменные на плакате, на кубиках, измерительные приборы, большие деревянные кирпичи, конструкторы, всевозможные игры и, конечно, книги, множество книг – от сказок и книжек-малышек до энциклопедий и научно-популярной литературы. Вот это-то мы и называем богатой обстановкой.

Для ребенка в ней открывается богатое поле деятельности».

Ступеньки творчества

Некоторые родители, обращаясь к методике Никитиных, видят ее лишь частично. Они не вникают в философию воспитания, и только используют разработанные ими упражнения из книги «Ступеньки творчества».

Основу развивающих игрушек Никитиных, составляют «Сложи узор», «Уникуб», «Кубики для всех» и другие. Они представлены в виде головоломок на распознавание и достраивание образов. И направлены на развитие пространственного мышления, памяти, внимания, воображения, навыков анализа и сопоставления.

Подробнее с ними вы можете ознакомиться в пособии Никитиных — «Ступеньки творчества», а также на сайте игр Никитиных.

Эти игры имеют ряд особенностей:

  • Задачи даются малышу в различной форме: в виде модели, плоского рисунка, рисунка в изометрии, чертежа, письменной или устной инструкции, таким образом, знакомят его с разными способами передачи информации.
  • Задачи расположены в порядке возрастания сложности «от простого к сложному». От двух-трех лет до взрослого уровня.
  • Постепенное возрастание сложности позволяет ребенку идти вперед самостоятельно, т.е. развивать свои творческие способности, в то время как при традиционном обучении решение дается взрослым. Однако для начала и усвоения игры, ребенку потребуется взрослый.
  • Нельзя объяснять ребенку способ и порядок решения задач и нельзя подсказывать ни словом, ни жестом, ни взглядом. Так ребенок учится искать решение самостоятельно.
  • Нельзя требовать, чтобы ребенок с первой попытки решал задачу. Он, возможно, еще не дорос, и надо подождать день, неделю, месяц или даже больше.
  • Решение задачи предстает перед ребенком в виде рисунка, узора или сооружения из кубиков, кирпичиков, деталей конструктора, т.е. видимых и осязаемых вещей. Это позволяет ребенку самому проверять точность выполнения задачи.

Некоторые из Никитинских игр напоминают блоки Ф. Фребеля (создателя первого в мире детского сада). Классические наборы блоков Фребеля составляют куб и должны складываться в кубическую деревянную коробку, как и у Никитиных.

Итог

  1. Методика является системой по воспитанию, а не просто набором упражнений.
  2. Иногда она гуманистична и ребенок является личностью со своими чувствами. Иногда она может быть жестока, ради будущего блага (в последствии Никитины осознали это и смягчили свои методы).
  3. Из ребенка создается самостоятельный человек. Также у него поощряется любознательность.

    Ребенок самостоятельно исследует мир, а не просто усваивает то, что говорит или показывает взрослый.

  4. Здоровье и физическая активность занимают важное место.
  5. В методике практически нет художественной стороны развития.

Принципы развития Progressio во многом перекликаются с методикой Никитиных, сглаживая все спорные стороны, за которые ее критикуют.

Насколько методика Никитиных отвечает современному развитию ребенка, в рамках «Навыков 21 века»?

Источник: //progressio.me/metodika-nikitinyh/

Методика Никитиных в действии: чего добились дети из знаменитой семьи, Раннее развитие детей

Система воспитания Никитиных

Сегодня можно смело делать выводы об эффективности работы, проделанной Борисом и Леной Никитиными, на примере их собственных детей. Поэтому сегодня мы предлагаем вам посмотреть, чего смогли добиться дети Никитиных и придерживаются ли они методики своих родителей при воспитании собственных отпрысков.

Советские педагоги Борис и Лена Никитины стали известны благодаря тому, что своих семерых детей воспитывали по особой методике – “системе раннего разностороннего развития детей”.

В 60-80-е годы семья Никитиных вызывала интерес, как в советском обществе, так и за рубежом.

Книги Бориса и Лены выпускались миллионными тиражами и переводились на многие языки, а их опыт перенимался другими семьями.

Педагогическое сообщество двояко относилось к их методике: одни выступали с критикой, говоря, что подход Никитиных неприемлем из-за отклонений от педагогических и медицинских норм; другие отмечали ряд положительных качеств, которые приобретают дети, воспитываемые таким образом.

Сегодня, спустя более 50-ти лет, можно смело делать выводы об эффективности работы, проделанной Борисом и Леной, на примере их собственных детей. Поэтому сегодня мы предлагаем вам посмотреть, чего смогли добиться дети Никитиных и придерживаются ли они методики своих родителей при воспитании собственных отпрысков.

В чем сущность “методики никитиных”

В первую очередь “воспитание по Никитиным” требует от родителей максимальной самоотдачи и самосознания. Оно основывается на 3-х основных принципах:

  • создание максимально благоприятных условий для умственного и физического развития детей;
  • все занятия предполагают свободу творчества детей;
  • родительское неравнодушие.

“Раннее развитие по Никитиным” предполагает начало развития ребенка еще до его рождения. У Б. Никитина была гипотеза, что в каждом человеке с рождения заложены определенные способности к развитию, которые с возрастом утрачиваются безвозвратно. Поэтому родители должны способствовать активному всестороннему развитию ребенка с его ранних лет.

Совместно Борис и Лена разработали авторскую методику воспитания Никитиных и множество развивающих игр (“Сложи узор”, “Уникуб”, “Обезьянка” и пр.), которые и сегодня популяризируются некоторыми педагогами.

Кроме этих самодельных игр, развивающая среда включала в себя книги, карты, кубики, конструкторы и мастерскую.

При этом воспитание и обучение не было навязчивым – дети были вольны в выборе занятий и последовательности их выполнения.

Раннее физическое развитие включало в себя раннее ползание, плавание, хождение и гимнастику. Маленькие Никитины обходились без манежей и ходунков, при этом всегда имели большую свободу передвижений.

Члены семьи активно использовали спортивные тренажеры и прибегали к довольно радикальной системе закаливания, что должно было свести к минимуму возникновение у детей простудных заболеваний.

Если все же кто-то заболевал, старались обходиться без лекарств.

Все это подкреплялось доброжелательной атмосферой в семье – обязательным компонентом методики раннего развития детей по Никитиным.

По образованию учитель физики и астрономии. Алексей отмечает, что на выбор профессии сильно повлияло наличие мастерской в доме.

Старший ребенок в семье Никитиных с ранних лет был самостоятельным, что всегда поощрялось родителями. Он отмечает, что очень благодарен за воспитание, которое дали ему родители. Благодаря этому имеет хорошее физическое здоровье и психологическую устойчивость.

У Алексея двое взрослых детей, также получивших высшее образование, и работающих в крупных лондонских компаниях. Главное, что перешло в его семью от родителей – взаимоуважение и дружелюбная атмосфера.

Антон, 57 лет, проживает в Подмосковье, зам. начальника производственного отделения

В 1982 году окончил Химический факультет МГУ. После Антона позвали в аспирантуру, но работа над диссертацией у него не задалась, и он пошел работать на химический завод.

Антон считает, что ненавязчивость родительского воспитания позволила ему стать успешным химиком. Они поддержали его заинтересованность таблицей Менделеева, и к четырем годам Антон уже знал ее наизусть.

У него двое детей, при воспитании которых он часто обращался к опыту своих родителей, хотя кое-что все же пришлось пропустить, например, “перескакивание” нескольких классов в школе.

Ольга, 55 лет, проживает в г. Королев, зам. руководителя юридической службы в крупной компании

С отличием окончила Московское педагогическое училище по направлению “Организация делопроизводства” и поступила на юрфак МГУ.

Общая атмосфера в доме и родительская “методика раннего развития“, по мнению самой Ольги, способствовали ее успехам в учебе, и в дальнейшей работе по специальности. Сюда относится умение быстро читать, хорошая память, превосходное восприятие действительности, а также стремление доводить начатое до конца.

Ольга тоже отмечает свое хорошее здоровье и умение ценить близких людей, чем она и обязана своим родителям.

При воспитании своих двух дочерей Ольга переняла многое из опыта Бориса и Лены. В частности, это здоровый образ жизни, чтение до школы и развивающие занятия. Ну и, конечно же, большое внимание она уделяла совместной работе по дому и поездкам за город.

Анна, 53 года, проживает в г. Королев, логистик в международной транспортной компании

Обучалась в Московском медицинском училище № 3 по специальности “детская медсестра”. Окончила его с красным дипломом. Работала в нескольких больницах и в школьном медицинском кабинете.

Раннее развитие“, по мнению Анны, положительно отразилось на ее жизни. Она гордится своими многочисленными навыками и умениями: вязание, шитье, плетение бисером, стрижка волос, выпечка, игра на музыкальных инструментах, сочинение стихов и песен.

Анна – мать четверых детей. В свою семью она попыталась привнести все лучшее из опыта своих родителей: раннее самообслуживание и забота о других, совместные игры и походы, движение и спортивные игры, хождение босиком, участие детей в домашних делах, раннее обучение чтению и письму.

Юлия, 51 год, проживает в Подмосковье, работает журналистом в пресс-службе крупного предприятия

Окончила Журналистский факультет Московского института культуры. Профессия журналиста была своеобразной детской мечтой – Юлия с детства любила писать и общаться с людьми.

Домашний багаж знаний позволил ей без труда обучаться в школе. Юлия не жалуется на здоровье и имеет хорошее физическое развитие. До института она без дополнительных тренировок принимала участие в соревнованиях по легкой атлетике.

У Юлии две дочери. Из опыта родителей переняла раннее прикладывание к груди, любовь к физкультуре (в доме имеются спортивные снаряды), закаливание, ходьбу босиком, раннее чтение и пр.

Иван, 48 лет, проживает в пос. Большево Московской обл., занимается операторской и режиссерской деятельностью на телевидении

Обучался в Калининградском механическом техникуме (окончил с красным дипломом) и получил образование в сфере радио- и телевещания.

В детстве Иван много времени проводил в мастерской, интересовался техникой. Считает, что именно благодаря “раннему развитию” он обладает техническим творчеством.

У Ивана пятеро детей.

Любовь, 46 лет, проживает в г. Королев, домохозяйка

Обучалась в Московском библиотечном техникуме, после чего несколько лет проработала в разных библиотеках. Вышла замуж и с тех пор занимается сугубо семьей.

Самое главное, что дали ей родители – крепкое здоровье и умение относиться к детям и всем домашним делам не как к каторге, а просто как к жизни, во всем ее многообразии.

Любовь – мать десятерых детей. Дома и во дворе у нее все ходят босиком, дети много двигаются, рано начали читать и все делают вместе.

Внуки Никитиных

Подведем итог

Все семеро детей из знаменитого семейства нашли свое место под солнцем. Каждый из них обзавелся собственной семьей, имеет детей, а некоторые – уже и внуков.

Почти все Никитины имеют высшее образование, и сегодня большинство из них обеспечены хорошей работой в крупных компаниях.

Подход своих родителей в собственных семьях они реализуют лишь отчасти. В особенности это касается ведения здорового образа жизни и сохранения хороших взаимоотношений в семье.

Единственное, от чего отказались абсолютно все дети Никитиных, это “перескакивание” через несколько классов в школе. Они хорошо помнят, как им было сложно в социальном и адаптационном плане, поэтому их дети проходили все образовательные ступени.

Источники изображений: via-midgard.info, domrebenok.ru, nikitiny.ru

Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе важных новостей в сфере образования.

Материал полезен?

Источник: //fulledu.ru/articles/1204_metodika-nikitinyh-v-deystvii-chego-dobilis-deti-i.html

5 принципов педагогической системы Никитиных

Система воспитания Никитиных

Методика раннего развития, разработанная Борисом и Леной Никитиными в 70-х годах прошлого века для их собственных детей, была востребована в СССР, известна на Западе и даже в Японии. В чем были преимущества этой системы, обусловившее ее популярность? Давайте вспомним основные принципы методики Никитиных.

Борис Никитин, инженер по образованию, занялся педагогикой еще до знакомства со своей будущей женой Леной.

Несогласный с принятыми в советской стране методами воспитания молодежи, Никитин в середине 50-х даже пытался создать собственную школу, но власти эту идею не поддержали.

Идею о новом подходе к педагогике Никитину удалось развить и реализовать в своей семье: у них с Леной было семеро детей. Супруги написали немало книг о собственном опыте и возможностях РРР — раннего развития ребенка, в которых подробно изложили основы своей системы

Свобода превыше всего

Основная идея Никитиных — свобода естественного развития ребенка. «Заставлять — плохо, опекать — еще хуже, а что тогда нужно? Радоваться, просто радоваться, когда малышу что-нибудь удается, — это по нашим наблюдениям, главный стимул для успешных занятий с ребенком», — так писали Никитины в одной из своих книг.

Когда их дети совершали первые шаги, никто не страховал малышей: так ребенок учился полагаться на собственные силы. Когда младшие дети карабкались вверх по гимнастической стенке и боялись упасть, родители их не снимали оттуда, а подходили поближе, чтобы в случае чего поймать.

Ребенок знал: он сможет слезть самостоятельно и ничего себе не сломает, потому что папа вовремя поймает.

В класической системе воспитания детей стараются оберегать от горячих чайников и острых ножниц, рассказывая, почему эту вещи опасны. Никитины же считали, что если ребенок на собственном опыте убедится, что о кипящий чайник можно обжечься, он без всяких слов будет осознавать эту опасность. «Не лезь», «Не трогай» — эти просьбы их дети практически не слышали.

Воспитание начинается до рождения

Никитины считали, что и протекание беременности, и процесс родов, и первые дни жизни малыша должны проходить с минимальным вмешательством. Они выступали против анестезии на родах, прививок, пеленания и за прикладывание новорожденного к материнской груди в первые минуты жизни, за грудное вскармливание до прорезывания первого зуба, за совместный сон.

Воспитание — это развитие

Цель воспитания Никитины видели во всестороннем развитии способностей ребенка. Они считали, что начинать заниматься этим нужно как можно раньше: если до трех лет ничему не научить ребенка, то его способности угаснут, а жизнь будет скучной.

Борис Никитин даже сформулировал педагогический закон НУВЭРС — необратимое угасание возможностей эффективного развития способностей. Чтобы этого не произошло, нужно создать ребенку максимально благоприятные условия, наблюдать за ним, но не вмешиваться и ни в коем случае не решать за него, чем он будет заниматься.

Родителям следует хвалить малыша за успехи, не ругать за неудачи, ориентировать его на самый высокий результат.

Никитины при этом подчеркивали: они растят не вундеркиндов, их методика для этого не подходит. Они просто хотят, чтобы их дети выросли гармонично развитыми и самодостаточными людьми.

Труд и физкультура — путь к здоровью

Никитины полагали, что ребенок будет здоров только тогда, когда развиты его физические способности. Поэтому их дети закалялись, ходили босиком по снегу, с ранних лет занимались физкультурой. В свободном доступе у них были гимнастические брусья, кольца, канат. Родителям, согласно методике, при обращении к врачам следует воспринимать слова медиков просто как информацию, а не как догму.

Труд так же укрепляет организм, как и физкультура. Дети Никитиных совместно с родителями трудились в домашних мастерских и сами делали себе игрушки, с малых лет привлекались к уборке и другой работе по дому, в том числе и на огороде.

Игра бесценна

Развивать интеллект и творческие способности предполагается при помощи игр, которые сами Никитины и разрабатывали. Наследие Никитиных — разнообразные дидактические материалы: кубики «Сложи узор» и «Уникуб», игры «Сложи квадрат», «Дроби», «Кирпичики».

Главный принцип этих игр — постепенное постижение правил. Ребенок смотрит, как играют другие, погружается в атмосферу игры и сам выводит ее правила. Так он учится мыслить аналитически и принимать решения. Вовлекать детей в игру следует добровольно и постепенно.

Если интерес к игре потерян, ее следует отложить.

Как всякая педагогическая система, методика Никитиных и в свое время, и сейчас имеет не только приверженцев, но и критиков. Как относятся к этой системе специалисты? Своим мнением делится детский психолог Наталия Калиниченко.

Наталия Калиниченко, детский психолог (центр детского досуга «Умники club», Ярославль), сказкотерапевт, член Европейской Конфедерации Психоаналитической Психотерапии

Педагогическая система Никитиных — противоречивая, спорная и при этом неоправданно забытая методика раннего развития. Она уникальна прежде всего тем, что рождена в естественных условиях — в реальной семье.

Второй несомненный плюс этой системы в том, что это действительно система. Никитины рассматривают взаимосвязь всех сфер развития ребенка: физической, психической, трудовой.

Комплексность этой системы подтверждается разработанной дидактической базой, которая до сих пор популярна.

Дети Никитиных практически не имели никаких травм от занятий спортом и трудом, когда сами, в три года, делали себе игрушки при помощи пил и молотка. Согласно статистике, они и болели в 10 раз реже, чем дети из других семей. Этому можно верить: за Никитиными пристально наблюдали врачи, педагоги, другие специалисты.

Сейчас наукой доказано, что физическое развитие способствует активной познавательной деятельности. Когда мы двигаемся, быстрее циркулирует и наша кровь, насыщаясь кислородом, быстрее работает мозг. Никитины продемонстрировали это на своем опыте: их дети читали с трех лет, в четыре с половиной решали уравнения с одной переменной.

В школу они шли раньше других и заканчивали ее тоже с опережением ровесников, поскольку у них был высокий уровень интеллектуального развития.

А теперь о минусах. Никитины были очень вовлеченными родителями, которые принимали активное участие в жизни детей. Современным родителям с их занятостью такой вариант не подходит: он просто нереализуем.

В этой семье существовала и проблема социализации. Дети росли в доме, общаясь только друг с другом. Они прекрасно формировали семейные связи, но не умели взаимодействовать с людьми со стороны.

В школе они показывали блестящие успехи в учебе, а вот дружить с одноклассниками им было попросту неинтересно. Недостаточно развита у них была и эмоциональная сфера. В два года у ребенка наступает пик эмоциональности, когда он учится понимать свои чувства и считывать чужие.

Дети Никитиных в это время занимались совсем другим: исследованиями, трудом, чтением.

При воспитании детей по этой системе, в отличие от современной, не уделяется внимания гендерному аспекту: нет специфических навыков, которым обучают девочек и мальчиков.

При желании применить эту систему важно изучить все ее аспекты, посмотреть документальные фильмы о семье Никитиных, которых было немало, почитать их книги: «Правы ли мы?», «Мы, наши дети и внуки», «Интеллектуальные игры». Нужно составить максимально полное представление о методике, чтобы понять, подходит ли она вам.

Источник: //www.kanal-o.ru/parents/10094

Методика Никитиных

Система воспитания Никитиных

Уже больше полувека система педагогического влияния на развитие детей семьи Никитиных пользуется популярностью не только среди педагогов, но и родителей на просторах бывшего Советского Союза.

Методика Никитиных основывается на главном принципе – это раннее развитие ребенка как физическое, так и интеллектуальное. Она включает в себя все периоды ранней возрастной категории, начиная от родов и заканчивая дошкольным возрастом.

Сейчас основные постулаты этой системы не вызывают удивления или непонимания у родителей, так как они уже хорошо знают или хотя бы слышали о важности раннего развития для своего малыша.

А еще совсем недавно основные правила методики у многих вызывали непонимание и массовые протесты.

Они базировались на том, что ее основа не уникальна, и что детей, которые воспитаны по ней и достигли во взрослой жизни определенных вершин, не так уж много.

Но факты пользы такого раннего развития говорят сами за себя. Кроме того, методика семьи Никитиных принята одной из основных детских программ развития в такой стране, как Япония. Книги автора переведены на многие языки мира и активно продаются даже в наше время, а в Германии открылся институт имени семьи Никитиных, изучающий ранее развитие.

Кем были авторы

Борис и Лена Никитины – это мама и папа из многодетной семьи. Они оба имели педагогическое образование. Идея воспитания детей по новой системе вынашивалась у Бориса Павловича, когда он был в молодом возрасте и работал в сфере авиации. Он мечтал создать собственную школу, где молодое поколение воспитывалось бы не по заезженным методикам советского пространства.

Лена Алексеевна Никитина после встречи с прекраснейшим человеком, по ее словам, своим мужем Борисом, родила ему семерых детей. Вместе они приняли решение внедрить новую методику воспитания в свою семью.

Они создали в своем доме атмосферу творчества и активно воспитывали и обучали своих детей.

Постепенно она обогащалась гипотезами, доказательствами правильности теории, новыми методами.

Здесь были пробы и ошибки, но результат был – воспитание по новой схеме дает свои положительные результаты.

Для жителей подмосковного поселка, где обитала многодетная семья, было странно наблюдать методику воспитания никитинских детей.

В головах у них не укладывалось, как можно выпустить ребенка бегать босиком по снегу, а гимнастические упражнения, которые с легкостью выполняли их дети,  были завораживающим зрелищем для них.

Начиная с трех лет, ребята из семьи Никитиных уже учились читать и легко считали до десяти.

Согласитесь, такие результаты в конце 50-х годов ХХ столетия удивляли любого.

Да, Никитины нашли в себе мужество противостоять системе воспитания тех времен, и сегодня их методика или ее элементы пользуются популярностью среди молодых родителей.

«Воспитание ребенка не может быть одинаковым для всех и по определенным программам», – говорил Борис Никитин, – «каждый малыш – это индивидуум, а задача родителей – поощрять его активность» – основные принципы по воспитанию детей.

Основные постулаты методики

Опыт семьи Никитиных говорит о необходимости создать такую ауру и среду для детей, при которых они имели бы возможность развиваться в любом направлении. Поэтому малыш выбирает именно то, что на данный момент может развиваться и дает высокую эффективность.

Еще одна важная мысль – все занятия с ребенком должны проходить с активным участием их родителей. Но не стоит навязывать им свое мнение или желания. Задача родителей – поощрять выбор ребенка самостоятельно мыслить и дать возможность самому найти логическое решение задачи.

По методике Никитиных нежелательны такие родительские проявления:

  • чрезмерная забота и уход;
  • непрерывные занятия с ребенком;
  • лишить малыша возможности самостоятельно выбирать игру, времяпрепровождение;
  • навязывать свои идеи, правила, занятия.

По мнению Бориса Никитина, среди родителей существует две основные ошибки, которые ведут к неправильному всестороннему развитию ребенка.

  • Полная организованность дня малыша родителями и чрезмерная опека над ним. В этом случае ребенок лишается возможности самостоятельно развиваться и выбирать то, что ему интересно в данный период его жизни. В дальнейшем в более взрослом возрасте для таких людей принять самостоятельное решение будет крайне сложно или практически невозможно. Они выберут проторенный путь или будут управляемы другими.
  • Вторая ошибка – это заброшенность. При этом родители все свое внимание уделяют уходу и не занимаются развитием малыша. Они заботятся о том, чтобы у ребенка было что покушать, он был помыт и одет. При этом духовное развитие уходит на второй план. У таких детей в дальнейшем будет наблюдаться значительное отставание в психоэмоциональном развитии.

Система воспитания семьи Никитиных основана на естественности, труде, непосредственной близости к природе. Дети сами выбирают свой режим и в питании, и в игре, и в быту. Задача родителей состоит в своевременной помощи в решении сложных жизненных вопросов и постоянное участие в жизнедеятельности ребенка.

Принципы воспитания

Все своды воспитания по методики семью Никитиных можно условно разделить на четыре основных принципа, которые воедино дают положительный результат в развитии малыша.

Система Никитиных предпологает:

Первый принцип основывается на свободе творчества детей на занятии. Не нужно специальных уроков, все они носят чисто познавательный характер, и только ребенок определяет то, чем он хочет заниматься, как и сколько. Основные правила для родителей:

  • не навязывайте определенную программу обучения;
  • не нужно объяснять правила, лучше вовлечь его в новый вид деятельности с помощью сказки, воспользовавшись интересом и желанием малыша подражать взрослому. Если это вызовет интерес ребенка – он будет играть и развиваться в этом направлении;
  • начало любой новой игры требует активного участия взрослого, но в дальнейшем его присутствие не обязательно.

Второй принцип – дать малышу делать все самостоятельно. Если определенное задание ребенку под силу, дайте ему возможность выполнить его самому. Пусть в первый раз не получится, но учиться новому путем проб и ошибок – это правильный путь к воспитанию личности. Для родителей важно помнить следующее:

  • не спешите решать проблему за малыша, дайте ему возможность подумать и решить самостоятельно;
  • если найти правильный путь для ребенка становится тяжело, вернитесь к более легкому, уже сделанному подобному заданию и снова начинайте по нарастающей, не забывая хвалить малыша за его маленькие победы;
  • если невозможность найти правильное решение заставляет кроху покинуть начатое, отложите занятие, пока снова не появится интерес.

Третий принцип – это гармоническое распределение внимания и на физические, и на умственные способности малыша. Не нужно акцентироваться на одном из пунктов. Они должны дополнять друг друга. Только в этом случае методика дает всестороннее развитие ребенку.

Совместная работа взрослого и малыша – это четвертый постулат методики семьи Никитиных. Помогая по хозяйству маме или отцу, девочки и мальчики учатся этому труду. При этом родители не забывают активно участвовать и в занятиях их малышей.

Похвала занимает очень важное место в воспитании ребенка. Такое утверждение закономерно, ведь любящие родители не могут не похвалить свое дитя за его достижения в решении той или иной задачи. Даже если ребенок потерпел неудачу, найдите способ похвалить его, не акцентируя внимания на его поражении, и он обязательно вернется и доведет дело до конца.

Воспитательные аспекты с момента родов

Уже упоминалось, что воспитательная методика семьи Никитиных берет свое начало с периода родовой деятельности у женщины. Хотя у педагога Б. Никитина были советы о поведении будущей матери и при вынашивании. Но все же, основа воспитания начинается с родовой деятельности.

Когда Лена и Борис Никитины отправляли свою дочь в роддом, они составили целый список с просьбами к врачам и медицинским сестрам учреждения.

  • Роды без медикаментов. Применение анестезии в несколько раз ухудшает родовую деятельность и пагубно сказывается на здоровье и матери, и малыша.
  • Роды в положении полусидя.
  • Пуповина перерезается только после того, как в ней перестает пульсировать кровь.
  • Раннее прикладывание к груди. Это дает малышу спокойствие, чувство защищенности и понимание, что мама рядом.
  • Совместное присутствие новорожденного с матерью сохраняет их связь и в значительной степени успокаивает малыша.
  • Кормление по требованию. Это первый шаг к самостоятельности малыша. Он сам определяет, когда ему кушать. Кстати, перед процессом кормления грудью Никитин предлагал полностью раздевать кроху, чем вовлекал его организм в способность терморегуляции.
  • Не пеленать. Отсутствие движения и контакта с окружающим миром сокращает возможности крохи познавать его.
  • Закаливание. Применение воздушных ванночек сразу же после рождения – это путь к успешному и крепкому здоровью.

Многие их этих предпосылок сегодня используются в родильных домах и значительно улучшают процесс появления малыша на свет.

Если вы решились на методику воспитания ребенка по принципам семьи Никитиных, то при правильном подходе и выполнении всех требований вы гарантируете хорошее физическое и умственное развитие своего малыша.

Источник: //razvitie-vospitanie.ru/intellect/metodika_nikitinyx.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.