Сизифов труд? Как приучить детей к работе по дому

Содержание

Маленький помощник: как приучать малыша к работе по дому?

Сизифов труд? Как приучить детей к работе по дому

Когда нужно приучать ребенка к труду. Девять советов, как воспитать помощника по дому . Если вам не удалось привить любовь к труду двухлетнему малышу , попробуйте приучить к Не ждите, что маленький ребенок сможет сразу выполнять домашнюю работу на «отлично».

Маленький помощник как приучать малыша к работе по дому – binow.ru

Маленькие помощники дети и работа по дому . Как приучать малыша к чашке. 11/10/2011. Как мотивировать детей к работе по дому .

Как приучить детей к работе по дому – www.BabyBlog.ru

Даже совсем маленький ребенок способен понять, что помощь по дому — это реальное дело. К мужской работе в семье протоиерея Александра Ильяшенко мальчиков приучал отец.

Как приучить ребенка помогать по дому ? Советы детского – www.mapapama.ru

Как приучить ребенка помогать по дому ? Советы детского психолога. К домашней работе ребенка необходимо приучать с раннего возраста. Зачастую малыша даже просить не нужно – он сам стремится помыть посуду, постирать штанишки и даже помочь папе собрать мебель.

Маленький помощник : как приучать малыша к работе по дому ? – www.StranaMam.ru

Приучать малютку к работе по дому нужно как можно раньше, тогда, когда ребенок еще не считает это И тут вам нужно придумать, чем заинтересовать своего помощника . Кто-то дает малышу за работу деньги, но, если крохе всего три годика, зачем ему/ей купюры?

Как приучить ребенка помогать по дому ? C какого | Woomy.ru – woomy.ru

Начинаем приучать ребенка к домашним делам. Уже в 2 года малыш в состоянии помогать маме по дому . Практические советы по воспитанию маленьких помощников . Что делать? У каждого ребенка свой характер: одних и приучать к работе по дому не нужно, они все

Сизифов труд? Как приучить детей к работе по дому – www.materinstvo.ru

Даже совсем маленький ребенок способен понять, что помощь по дому — это реальное дело. К мужской работе в семье протоиерея Александра Ильяшенко мальчиков приучал отец.

Маленький помощник : как приучать малыша к работе по дому ? – hochu.ua

Начать привлекать любимое чадо к работе по дому никогда не поздно? Увы, но мало -мальски сведущая в педагогике мама знает: в этом воспитательном деле можно опоздать. Наверное, вы не раз слышали жалобы от своих знакомых: «Вырос оболтус

Маленький помощник – как и когда приучать ребенка помогать? – www.u-mama.ru

Этот возраст идеален с точки зрения приучения малыша к домашнему труду. Приучаем к труду. Стоит учитывать несколько моментов, если вы решили, что ребенок готов выполнять определенную работу по дому

Сизифов труд? Как приучить детей к работе по дому – www.nsad.ru

Даже совсем маленький ребенок способен понять, что помощь по дому — это реальное дело. К мужской работе в семье протоиерея Александра Ильяшенко мальчиков приучал отец.

Маленький помощник : как приучать малыша к работе по дому ? – www.gorod.lv

Приучать малютку к работе по дому нужно как можно раньше, тогда, когда ребенок еще не считает это И тут вам нужно придумать, чем заинтересовать своего помощника . Кто-то дает малышу за работу деньги, но, если крохе всего три годика, зачем ему/ей купюры?

Как приучить ребёнка помогать по дому ? – www.kalyakimalyaki.ru

Сегодня речь пойдёт о том, в каком возрасте можно поручать маленькому помощнику ту или иную работу по дому , и как сделать это максимально ненавязчиво и доброжелательно – чтобы не испортить взаимоотношения с малышом .

Как приучить ребенка к порядку: воспитываем маленького – rastishka.by

. Обзоры и статьи. Как приучить ребенка к порядку: воспитываем маленького помощника . Даже, если ваш малыш справился не совсем качественно, не переделывайте работу вслед за ним. Какую работу по дому выполняет ребенок ? Убирает ли сам игрушки?

Как приучить ребёнка помогать по дому ?: my19edwin – my19edwin.livejournal.com

Сегодня речь пойдёт о том, в каком возрасте можно поручать маленькому помощнику ту или иную работу по дому , и как сделать это максимально ненавязчиво и доброжелательно – чтобы не испортить взаимоотношения с малышом .

Как приучить ребенка помогать по дому » MyLittles – Мой – mylittles.info

Прежде чем подумать, какую работу дети могут выполнять и как приучить их это делать Кому не хочется перенести часть работы на плечи маленьких помощников . И если четырехлетний малыш только помогает в выполнении работы по дому , то десятилетний ребенок уже может

Маленький помощник : как приучать малыша к работе по дому ? – SvitMam.ua

Приучать малютку к работе по дому нужно как можно раньше, тогда, когда ребенок еще не считает это И тут вам нужно придумать, чем заинтересовать своего помощника . Кто-то дает малышу за работу деньги, но, если крохе всего три годика, зачем ему/ей купюры?

Воспитываем помощника : как приучить ребенка к домашнему – dvemamy.ru

Не нужно прогонять маленького помощника Поэтому, если у малыша появилось желание помочь вам с домашней работой , сразу же найдите ему подходящее занятие. Намного проще приучить детей помогать по дому , если у них есть наглядный пример – родители.

Маленькие помощники : как приучить ребенка к домашним – anyutka.net

страница » Дети и семья » Воспитание » Маленькие помощники : как приучить ребенка к домашним делам? Как приучить ребенка помогать и не отбить у него охоту к работе по дому ?

Маленькие помощники дети и работа по дому – BINOW.RU – binow.ru

Маленький помощник как приучать малыша к работе по дому . 08/06/2011. Везет неряхам выполнение работы по дому угрожает здоровью.

Источник: http://odnako.su/women/mama/kids/-251366-malenkiy-pomoshnik-kak-priuchat-malysha-k-rabote-po-domu/

Как приучить ребенка помогать по дому: 5 способов от детского психолога и 5 критических ошибок

Сизифов труд? Как приучить детей к работе по дому

Последнее обновление статьи: 27.03.2018 г.

Осталось разобраться, с какого возраста приучать ребёнка к труду, стоит ли заставлять детей работать или лучше использовать маленькие хитрости, чтобы не превратить обязанности в ежедневную каторгу.

Уже с двухлетнего возраста ребёнок способен оказывать посильную помощь по дому. Стоит выделить слово «посильная», поскольку полноценным трудом назвать маленькие поручения сложно. Однако стремление к самостоятельности необходимо всячески поощрять.

Что же доверяют детям в разных возрастных периодах?

С двух до четырёх лет

Этот период ещё называют кризисом трёхлетнего возраста, который характеризуется, в том числе, желанием стать более самостоятельным. Эту особенность обязательно учитывают внимательные родители.

Двухлетний ребёнок уже способен выполнять простейшие просьбы: подать маме перчатки, кошелёк, книжки, футляр от очков и т.д.

Все эти вещи должны быть безопасными для малыша – то есть нельзя просить принести что-то острое, тяжёлое или хрупкое.

В этот возрастной период дети обучаются навыкам самообслуживания, поэтому следует всячески поощрять желание ребёнка своими силами снимать и надевать брючки, плавки, футболки.

От родителей же требуется показать ему, куда нужно класть вещи для хранения.

Если ребёнок в этом возрасте будет видеть, как родители трудятся дома и вообще положительно относятся к выполнению различных обязанностей, процесс приучения к труду существенно упростится, поскольку перед глазами будет положительный пример.

Дети дошкольного возраста развиваются очень быстро, с лёгкостью приобретая всё новые и новые навыки. Четырёхлетки уже способны выполнять более серьёзные требования и пожелания.

Например, детсадовцы раскладывают игровые принадлежности по местам после игры, складывают вещи в корзину, кормят домашних животных (меняют воду собакам и кошкам, насыпают сухой корм).

Необходимо активнее приучать ребёнка помогать взрослым при уборке квартиры. Ему вполне по силам бороться с пылью, сервировать стол, раскладывать продукты в холодильнике.

Родителям же необходимо всячески демонстрировать своему чаду, что они ценят его поддержку и благодарны ему.

От шести лет и старше

Совсем скоро ребёнок пойдёт в школу, поэтому крайне важно научить его не просто оказывать помощь при еженедельной генеральной уборке, но и наводить порядок каждый день.

Шестилетки уже способны выполнять следующие домашние хлопоты:

  • ежедневно заправлять свою постель;
  • убирать игрушки на место;
  • складывать одежду в шифоньер или на стул;
  • ухаживать за домашними цветами;
  • собирать рюкзак в садик или школу;
  • следить за домашним животным, убирать за ним, выводить их на прогулку.

Как уже было отмечено, лучше приступать к приучению с самого раннего возраста, ведь трудовые навыки всегда пригодятся. Но можно попробовать привить любовь к домашним хлопотам и в более взрослые годы. Главное – делать это правильно.

Прежде всего, нужно учитывать предпочтения ребятишек. У каждого малыша уже имеется склонность к какому-либо определённому виду деятельности.

К примеру, одни дети стремятся к упорядочиванию и систематизации, поэтому им нравится рассортировывать предметы по определённым параметрам. Другие любят следить за растениями или пушистыми питомцами.

Таким образом, важно лишь внимательно следить за собственным ребёнком и интересоваться его мнением. Также можно изучить рекомендации специалистов, которые советуют, что необходимо делать, а от чего лучше отказаться.

Что нужно делать?

  1. Трудитесь вместе. Не отказывайтесь от помощи ребёнка, отправляя его поиграть. Напротив, предложите ему заниматься домашними хлопотами вместе. Совсем маленький кроха может мыть овощи, дети постарше способны замешивать тесто, нарезать салаты или накрывать на стол. А благодаря вашему присмотру снизится вероятность травмирования.

  2. Совмещайте выполнение домашней работы с развитием ребёнка. К примеру, уборку в помещении можно проводить параллельно с рассказыванием сказочной истории о Золушке. Убирая игрушки, можно повторять их цвет и т.д.
  3. Превращайте уборку в весёлое занятие.

    Этот совет актуален в раннем возрасте и в случае, если ребёнок отлынивает от выполнения домашних обязанностей. К примеру, кружки и тарелки можно мыть «волшебными пузырями», а уборка игрушек – вообще поиск настоящего пиратского клада.

  4. Учитывайте возраст и желания ребёнка.

    Чтобы получать наилучшие результаты, попробуйте составить перечень трудовых обязанностей, которые соответствуют возрастным и психологическим особенностям ребёнка. А уже затем нужно позволить ему выбрать те, какие бы он хотел выполнять.

  5. Обязательно хвалите за помощь.

    Это может быть как простая благодарность за выполненную работу, так и стимулирующие слова, которые позволят активнее включать ребёнка в работу. Например: «Ты лучше всех чистишь картофель» или «Лучше тебя никто не справится с прополкой моркови». Конечно, до очень грубой лести опускаться не следует.

Чего следует избегать?

  1. Не ожидайте идеальных результатов. Малыш не сможет делать что-то лучше взрослого, так что разбитые чашки и тарелки – вполне привычный итог детской помощи. Поначалу придётся что-то переделывать за ребёнком, однако, не на виду у маленького труженика. В ином случае он может подумать, что его работа не имеет смысла.

  2. Не ругайте. Терпеливость очень важна в деле приучения ребёнка к труду. Конечно, малыша можно заставить делать работу побыстрее, однако он просто физически не способен выполнять обязанности наравне со взрослыми. Если постоянно подгонять, то в следующий раз он попросту откажет в помощи.

  3. Не рассматривайте домашние обязанности в качестве наказания. В идеале ребёнок должен понимать, что труд – это благо. Если же постоянно наказывать за что-то домашними хлопотами, то дети начнут считать мытьё посуды или выгуливание собаки чем-то негативным.
  4. Не платите за труд.

    Оплата за домашние хлопоты – неоднозначное решение. Психологи советуют поощрять детей не деньгами, а посещением цирка, кинотеатра. Иначе ребёнок станет воспринимать свои прямые обязанности в качестве предмета торга и требовать, соответственно, увеличения оплаты.

  5. Не делите виды деятельности по половому признаку.

    Современные дети не признают условностей, поэтому девчонки разбирают компьютеры, а мальчики любят готовить на кухне. В этом нет ничего плохого. Напротив, все ребятишки должны уметь пришивать пуговицы, готовить хотя бы яичницу, застилать постель.

Ну и ещё один важный совет, о котором уже было сказано.

Демонстрируйте позитивную модель поведения – убирайте и мойте за собой посуду, устраивайте генеральные уборки и т.д. Нельзя требовать от ребёнка того, чего вы сами не выполняете.

Чаще всего ленивость и безответственность находятся где-то рядом. Родители жалуются, что их маленькое или взрослое чадо совершенно не помогает.

Проблема распространённая, а её причины зависят во многом от поведения самих мам и пап.

  1. У ребёнка не сформировалась привычка не то что помогать взрослым, но и просто за собой убирать. Виноваты в этом, естественно, сами родители или бабушки. Малыша ведь жалко, да и зачем ему посуду мыть, вырастет – ещё наработается.
  2. Взрослые члены семьи вообще не отличаются чистоплотностью. К примеру, отец не убирает одежду в шифоньер, мать оставляет на утро целую гору грязной посуды. Саму квартиру давно не ремонтировали, поэтому желание что-то убирать быстро пропадает.
  3. Каждый член семьи живёт обособленно, нет привычки выполнять коллективную работу – производить ремонт, высаживать картофель. Ребёнок, что естественно, растёт индивидуалистом и эгоистом.
  4. Взрослые не хвалят сына или дочь за выполненные поручения, хорошие оценки и т.д. То есть любая работа считается обязанностью, а за неё хвалить, вроде как, и не обязательно.
  5. Некоторые родители ведут своеобразную «политику», отличающуюся постоянным изменением настроения и требований. То есть мама поначалу не обращает внимания на неубранную кровать, а затем принуждает устроить генеральную уборку.
  6. Некоторые взрослые начинают принуждать детей, что заставляет последних яростно протестовать. Особенно такое часто встречается в подростковом возрасте.

И всё же самая частая причина – родители не видят разницы между счастливым и беззаботным детством. В первом случае ребёнок трудится себе и другим во благо, а беззаботность отличается тем, что все акценты переносятся с активной деятельности на постоянный отдых.

Чтобы не столкнуться с ленью подростка, нужно начинать воспитывать ребёнка трудом с младых ногтей. Естественно, выбор занятия должен учитывать возраст и особенности отпрыска.

Что делать, если ребёнок отказывается помогать?

Итак, причин для того, чтобы дети отказывались от помощи родителям, достаточно много. И если одни сами всё выполняют без напоминаний, то от вторых практически невозможно добиться хоть какой-то поддержки. Как исправить поведение маленького «нехочухи»?

Прежде всего, не следует паниковать и сравнивать своё чадо с другими, более работящими ребятишками. А чтобы изменить детское поведение, нужно сначала измениться самому.

  • больше общайтесь с ребёнком, отказавшись от сидения за компьютером и просмотра телевизионных передач. Пожалуй, это универсальный совет, как говорится, на все случаи жизни;
  • перестаньте ругать ребёнка по любому поводу. Наоборот, постарайтесь сблизиться и узнать его предпочтения. Возможно, знание пристрастий поможет ему выбрать подходящий вид деятельности;
  • если вы дали какое-то обещание, обязательно его сдержите. Это также поможет установить доверительные детско-родительские взаимоотношения;
  • обязательно хвалите даже за самую малую помощь. Пусть ребёнок знает, что вы цените его усилия.

Установив более доверительные отношения, воспользуйтесь советами, которые представлены выше. Если позитивных итогов добиться не удалось, попробуйте обратиться к психологу. Он изучит ситуацию со всех сторон и подскажет наиболее оптимальное решение данной проблемы.

Приучение к труду – процесс не всегда простой. Возможно, у вас есть собственный вариант решения ситуации, но всё же полезно будет запомнить, что необходимо:

  • поддерживать детскую инициативу;
  • помогать ребёнку с возникающими трудностями, обучать, как нужно правильно выполнять то или иное действие;
  • не оплачивать выполнение домашних обязанностей;
  • всегда говорить «спасибо» за усилия;
  • не требовать, а просить или предлагать выполнить работу;
  • учитывать особенности и пристрастия ребёнка;
  • не наказывать трудом за проступки;
  • демонстрировать позитивный пример.

Чтобы ребёнок знал, как помочь маме, нужно начинать приучать его к выполнению домашних обязанностей с раннего возраста. В этом случае у вас не будет хлопот в дальнейшем с маленьким помощником.

Ну и напоследок следует отметить, что желание всё делать самостоятельно (потому что так быстрее) может сыграть злую шутку в дальнейшем. Если вы не хотите в один прекрасный момент услышать грубый отказ от ребёнка на просьбу помочь, запаситесь терпением и трудитесь вместе с крохой.

И, если поначалу у него не всё будет получаться, то совсем скоро вы сможете доверять ему и более серьёзные дела. К всеобщей радости и пользе.

Оценка статьи:

(4 2,75 из 5)
Загрузка…

Источник: https://kroha.info/razvitie/psychology/kak-priuchit-rebyonka-pomogat-po-domu

Дачная трудотерапия: заставлять, приучать, поощрять? | Азбука воспитания

Сизифов труд? Как приучить детей к работе по дому

Дача – это не только отдых, но и труд, а для детей – трудовое воспитание. Как приучать ребенка к садово-огородным работам? Нужно ли заставлять? Как не превратить огород из блага для семьи в мучительную повинность?

«Дачная идиллия» из-под палки

Марина Шмакова, психолог

Когда родители приобретают дачный участок, они уверяют себя и других, что это затея – ради детей. Там они будут больше находиться на свежем воздухе, будут ближе к природе и натурпродуктуам в виде свежевыращенной морковки, огурчиков и других овощей, ягод и фруктов.

Небольшой участок земли быстро начинает преображаться. Появляется дом, окруженный зеленым газоном и пышными цветниками. Высаживаются деревья и кустарники, делаются грядки под овощи, и все это ограждается забором.

Все члены семьи после трудовой недели выезжают отдыхать на дачу. Папа вытаскивает из машины все новые и новые инструменты, потому что он строит дом. Мама достает сумки и корзинки с едой.

Почему-то в этих сумках уже есть помидоры, огурцы, редис и даже зелень. Своей зелени, то есть собственноручно выращенным луку, петрушке и укропу только еще предстоит в виде семян попасть в землю и через две-три недели показаться на грядках. Да и яблоки появятся ближе к осени, в конце дачного сезона, а в маминой корзинке они уже сейчас лежат, очень даже симпатичные.

Дети бегут к грядкам, смотрят, какие изменения произошли в природе. Прибавили ли посаженные их руками растения в росте, не засушило ли их солнце, не поломал ли ветер, не побило ли дождем и градом?

Сначала родители объясняют своим детям, что выращенные на участке овощи лучше, чем купленные в магазине, а потом в воспитательных целях довольно требовательно говорят: «Раз посадили – ухаживайте!» Дачный труд не так скоро дает результат, принуждение начинает раздражать, и с каждым новым выходным днем мотивация у детей становится ниже.

Возникает вопрос: надо ли заниматься такой сельскохозяйственной трудотерапией?

Вместо того чтобы играть с детьми в подвижные игры или сходить в лес и на речку, папа с мамой упираются в свои неотложные дачные дела, которые никогда не кончаются, и вся их изначально благородная затея терпит крах. Выходные заканчиваются – и все семья, утомленная работой, возвращается домой в город.

Иронично изображая современную дачную «идиллию», я вспоминаю свое детство. Мне было 15 лет, когда мама получила от завода участок земли. Нам пришлось с ней на этом участке пройти все круги ада: корчевать, копать, сажать, строить и так далее.

Через несколько лет я возненавидела эту дачу, но как послушный ребенок каждую субботу и воскресение маршировала за мамой по дороге от автобусной остановки до участка. Машины у нас не было, так что урожай собирали и везли в сумке-тележке, несли в рюкзаке и авоськах.

Мы с мамой все лето выращивали для нашей семьи овощи, ягоды и фрукты. Материально – это было выгодно, но физически – очень тяжело.

Многие городские дети моего поколения прошли через такую трудотерапию. После таких выходных дней вечером на танцы не пойдешь, да и руки и ноги долго в порядок приводить надо: они в трещинах, мозолях и в земле.

На мой взгляд, если городская семья испытывает материальные трудности и это объясняется детям, то садоводство и огородничество на дачном участке становится частью «бизнеса».

Дети сами понимают необходимость помощи родителям, и их не надо заставлять. Им будет даже радостно помогать родителям в решении семейных проблем.

Семьи, которые живут в сельской местности, как правило, имеют свое хозяйство, и там дети не спрашивают, зачем копаться на огороде. Они имеют свои обязанности и выполняют их.

Если же необходимости в обеспечении большого урожая нет, то, выезжая из душного, пыльного города на выходные, каждый член семьи мог бы находить для себя дело, которым хотел бы заниматься.

И здесь родителям важно не упустить момент и подсказать, даже показать детям, чем можно заняться на природе с пользой для себя и для других. В том числе, может быть, даже засеять грядки.

Но не из-под палки, а в удовольствие.

Грядки – это личный выбор

Екатерина Заварухина, психолог

Что значит «приучать» ребенка к дачному труду?! Показать, как это здорово! Как классно вскапывать грядки, как радостно, когда появляется первый росточек морковки или свёколки…

Тут скорее стоит вопрос, а нравится ли родителям копаться в земле? Как сами они собираются на дачу – с восторгом или с глубоким вздохом: опять полоть грядки, опять «садить» картошку, опять, опять, опять?..

Важно понимать, что все, что делает человек – выбор самого человека. Выбирает человек сам, а не кто-то за него. И если все-таки это добровольный выбор родителей, то поэтапно и ребенок будет знакомиться и привыкать к даче:

1 этап, с рождения:

— малыш спит на свежем воздухе, пока родители возделывают грядки; если они не ссорятся, а работают командой, то и ребенок будет вместе со свежим воздухом вдыхать любовь к даче.

2 этап, от года до 3,5 лет:

— ребенку все интересно, ему нужно показывать и объяснять: «Смотри, какой червячок! Ой, как красиво почки набухают! Скоро появятся цветочки! А земле нужно помочь, чтобы она нам дала хороший урожай: вот сейчас я возьму лопатку, и тебе тоже надо? Давай будешь мне помогать». В этом возрасте детям нравится помогать родителям, особенно, когда их подбадривают: «молодец, отлично!».

3 этап, от 3 (3,5) до 5 лет:

— важно поручать ребенку небольшие конкретные, но важные задания, например, полить маленькую грядку; нужно заинтересовывать ребенка, показывая ему прелести природы, но ни в коем случае не говорить «затопчешь, сломаешь!». Показывайте, как нужно обращаться с растениями, при необходимости просто говорят: «а вот здесь – немного поаккуратнее».

От 5 лет и далее, если дачи не было, и родители собираются покупать:

— стоит заранее вместе с ребенком смотреть фото с природой, бывать на природе, заинтересовывать растениями, показывая, как распускаются почки и цветы и т.п.

Важно помнить, что заставлять – все равно что отдалять ребенка от дачи. Заставлять – значит показывать, что нужно делать то, что ребенок не хочет делать. А на самом деле необходимо показать, что там интересно, чтобы ребенок захотел сам.

В подростковом возрасте, если другой мотивации не сформировано, есть уже только путь договоренности: «мы все члены семьи, у нас заведено ездить на дачу, потому что мы с нее получаем то, то и то».

Также помогает определение конкретных обязанностей по дому. Подростку нужно предоставлять выбор, чтобы он сам решал, что лучше – прополоть две грядки или заняться уборкой в доме.

Возможно, любовь к природе проснется сама собой.

Обязанности посильные, согласно талантам

Алексей Проскурин, отец 8 детей, в 1996 года уехал с женой из города в деревню в Костромской области

Таким уж образом устроена деревенская жизнь: нельзя, чтобы кто-то не работал.

У нас довольно большое хозяйство: огород, два поля картошки (не знаю, сколько по площади, но урожай снимали до ста мешков), корова и куры. Лето короткое, сезон работ, соответственно, тоже. Надо много успеть, так что в работе задействованы все члены семьи.

Деревня у нас маленькая, живут, в основном, одни бабульки. Ни детского садика, ни пойти погулять со сверстниками. То есть дети с утра до вечера с нами. А у нас задача простая – летом пахать, чтобы перезимовать.

Не вырастет картошка – и что делать? Супермаркетов тута нету. Положим, вот заметёт зимой дорогу, так, что недели две-три никуда не выберешься и к тебе никто не проедет. Надо как-то это время прожить.

И если дрова есть, печка есть, картоха-овощи есть, мешок гречки-муки-макарон, молоко есть, то прожить можно.

Поэтому у каждого есть круг обязанностей, посильных, конечно, и согласно талантам. Кто-то лучше дома управляется на кухне, кто-то с коровой умеет. Есть самые трудоёмкие работы, где чем больше народу, тем лучше: это окучивание и копание картошки или сенокос.

Дети – они разные. Старшие у нас – более ответственные и самостоятельные. (Сейчас трое уже студенты). Самая старшая, Дарья, – самая трудолюбивая: просыпаешься утром, выходишь на крыльцо – в огороде Даша, грядку полет. Целый день где-то мотался, приходишь домой – там обед, всё помыто, баня затоплена…

Алёнка в детстве была более разгильдяйская и склонная больше к развлечениям, но её можно было легко зажечь, мотивировать: вот доделаем всё и на речку поедем, мультики посмотрите, в компьютер поиграете. Она научилась работать, как электровеник: не всегда качественно, но очень продуктивно.

Младшие уже не такие. Жизнь вокруг изменилась, мы теперь живём не так изолированно, и в связи с этим возникают какие-то новые соблазны: интернет, например. Поэтому младших детей приходится принуждать к работе более жестко, чем хотелось бы. Сам-то себя, взрослый, и то принуждаешь…

Но тут, кстати, такой момент: работа работой, а надо и сказку на ночь, и деда Мороза на Новый год и Рождество, и снежные крепости, и поход за грибами и ягодами, и на речку, и на шашлыки, и конкурс на лучший рисунок по теме… «уборка картофеля».

Источник Мужской журнал Батя http://rusbatya.ru/

Источник: https://azbyka.ru/deti/dachnaya-trudoterapiya-zastavlyat-priuchat-pooshhryat

Главный помощник или как приучить ребенка к труду

Сизифов труд? Как приучить детей к работе по дому

В каждой семье свои правила, требования к жизни. Но поскольку любящие родители хотят успешного будущего для детей, поэтому и к воспитанию отпрыска подходят с умом, тщательно взвешивая поступки, сказанные слова, требования.

Иногда мы слишком много на себя берем, стремимся избежать дополнительной уборки после маленького «помощника», считаем, что все впереди, и он еще успеет проявиться в этой роли. Существуют уникумы, предлагающие оплату собственным детям.

Для меня это в корне неправильное решение — помощь только ради материальных благ провоцирует укоренение в человеке неискренних, нечистоплотных, алчных намерений.

Но вы ведь хотите вырастить успешную личность, которая пойдет высоко по карьерной лестнице, будет уверена в собственных силах и не бросит в беде близких людей? Тогда эта статья для вас.

В каком возрасте следует приучать ребенка к труду

Прошлое поколение не представляло свою жизнь без работы, потому что ежедневную рутину не облегчали бытовые гаджеты.

Сегодня же мы видим картину, как мама закидывает белье в машинку, продукты в мультиварку, робот пылесосит, посудомоечный агрегат моет, а скучающий ребенок не ведает, чем себя занять.

И вот оно! Поколение избалованных детей, не знающих, в какое русло направить бурлящую энергию, не уважающих родительский труд, требующих дорогие подарки. Как же быть?

Начиная с 2-3 лет, малыши стремятся помогать. Они просят разрешения вымыть посуду, хватают швабру в руки, тянутся к утюгу, пылесосу, куску теста на столе.

Рассыпанная мука, игра с кастрюлями, детская посудка и бытовая техника на прилавках магазинов — неотъемлемые атрибуты правильного, счастливого детства. Привлекайте кроху к семейным обязанностям как можно раньше.

Я бы сказала, уже с полугодовалого возраста. Родительские действия выстраивайте по следующей схеме.

1. Лучше всего — собственный пример. Не убирайте дома, когда ребенок спит, на улице или в гостях у бабушки. Пусть карапуз видит, как взрослые хлопочут по дому, суетятся, наводят чистоту.

2. Обязательная теория. Озвучивайте происходящее вокруг. Рассказывайте крохе, зачем вы вытираете пыль, как приятно жить в чистой комнате, какой из него вырастет замечательный помощник. С 3-4-летнего возраста поощряйте желание учиться, узнавать новое. Ведь грядущие школьные уроки — обязательный труд для растущего человека.

3. Доверие без страха. Распространенная ошибка родителей — нежелание осложнять себе жизнь. Намного быстрее вымыть собственноручно две тарелки, чем после «помощи» детей вытирать мокрый пол, перемывать посуду и переодевать в сухую одежду «виновника».

Отказывая двухлетним карапузам, вы допускаете самую большую ошибку — взращиваете семя сомнений в маленькой головке. Постепенно нерастраченный энтузиазм крохи угасает. И, уже повзрослевший, он не желает возлагать на себя домашние обязанности. Он запомнил, что ему раньше не доверяли!

4. Поощряйте. Хвалите за любые попытки взяться за что-то новое. Расскажите, как тяжело справляться с хлопотами по дому в одиночку. Объясните, что сын (дочь) — главные помощники, и вы цените их усилия.

Как уговорить ребенка собрать игрушки

Поиграйте с ним. Поставьте посреди комнаты корзину и забивайте игрушками «голы». Во избежание порчи дорогих экземпляров подавайте ему только мягкие, резиновые изделия, пластиковые кубики и другие небьющиеся предметы. Каждое попадание встречайте бурными овациями.

Устройте соревнование наперегонки. Кто первый очистит часть территории, тому разрешат смотреть мультики, дополнительную прогулку на улице, визит к любимой бабушке и т.д. Заинтересуйте строптивца увлекательным сюжетом.

Предложите ему роль крана, большого медведя, быстрого Супермена, другого любимого мультипликационного героя.

Важно, чтобы дети старше 5 лет имели постоянные обязанности. Это повышает степень самоуважения, вырабатывает ответственность, ощущение нужности, взрослости во внутрисемейной ячейке. Самоуважение, в свою очередь, — неотъемлемая составляющая формирования гармоничной личности. Правильное поведение взрослых — залог своевременного развития потребности в самостоятельном труде.

Как поощрять инициативу ребенка

  1. Кроха рассыпал муку? Покажите, как из нее приготовить тесто. Дайте ребенку свой маленький кусочек, чтобы он его месил, рвал, катал. Это занятие развивает мелкую моторику.
  2. Схватил грязную тряпку и протирает зеркало? Объясните, что для этих целей имеются другие салфетки. Замените малышу орудие труда на правильное.

  3. Требует отдать в его руки пылесос, швабру? Предоставьте ему такую возможность. Пусть уборка затянется. Но даже полчаса потраченного на это времени принесут неоценимую пользу для правильного воспитания.

  4. Хочет готовить вместе с вами еду? Это не проблема! Детки отлично чистят лук и яйца от шелухи, нарезают игрушечным ножичком отварные овощи, закладывают продукты в электромясорубку под бдительным контролем мамы, выдавливают интересные фигурки из теста с помощью кулинарных формочек. Доверьте крохе сложить в тарелку нашинкованную для борща капусту.

    Разрешите посыпать пудрой сладкое печенье. Попросите выложить чистые яблоки в вазу для фруктов. Похвалите! И увидите переполненные гордостью, искрящиеся глазки.

Если в квартире (доме) выделена детская комната, то подскажите ее хозяину, как правильно поддерживать чистоту.

Малыш с интересом выслушает придуманную историю о том, как игрушки обиделись и ушли из неубранного жилья. С ребенком 5-7 лет разговаривайте как с равным. Объясните, что вредно дышать пыльным воздухом и почему совершать мини-рейды гораздо легче, чем разбирать завалы.

У меня не возникало проблем с уборкой игрушек в квартире.

Если даже сынок был не в духе, с протестом относился к просьбе, то я предлагала ему помощь. При этом, делая акцент, что это Я ему помогаю, а не наоборот. По мере взросления у него появлялись дополнительные обязанности. Молоть продукты мясорубкой было любимым занятием. Я же стояла рядом и следила за безопасностью процесса. Иногда я смешивала горсть круп.

Потом просила перебрать полученную смесь в разные посудины (это распространенное упражнение для стимуляции речи, поскольку развивается мелкая моторика). Бабушка доверяла внуку пылесос, поливать цветы. Папа купил игрушечные инструменты и ремонтировал текущие поломки в квартире с участием сына. Дедушка разрешал сажать растения на даче, и, конечно же, не ругал за нечаянно затоптанные грядки.

Источник: https://medbooking.com/blog/post/glavnyj-pomoshhnik-ili-kak-priuchity-rebenka-k-trudu

Обязанности ребенка в семье, или как бороться с ленью подростка

Сизифов труд? Как приучить детей к работе по дому

Можно ли заставить детей выполнять свои домашние обязанности, или это дело невозможное и совершенно безнадежное? Эта статья о том , как бороться с ленью подростка, можно ли достичь каких-то результатов в этом благородном деле, и главное – как их достичь.  Изобретательность детей, увиливающих от домашней работы,  поистине достойна восхищения, ее бы в мирные цели! Однако, то и дело приходится слышать от заискивающего: «Я потом, мамочка, ладно?» до возмущенного: «Я не БУДУ это делать!!!».

   Почему дети не хотят брать на себя часть  работы по дому?! Как заставить их принимать участие в бытовых делах семьи?

  Почему подростки не хотят помогать по дому?

На вопрос «почему?» ответить легче легкого: потому что у них есть более интересные дела! Друзья (онлайн и офлайн), любовь, игры, соцсети…

Нам, взрослым, кажется, что подростки просто ленятся и даром теряют время, но для них все эти занятия наполнены величайшим смыслом.

И я, между прочим, с ними в этом согласна, потому что они занимаются ни чем иным, а поиском своего места в нашем мире доступными для них средствами. Они выходят из семьи в социум, и это для них очень важно.

А попытка мамы (реже – папы) «вернуть в семью» совершенна противоположна вектору их интереса. Даже если этот вектор направлен якобы внутрь себя, (как у подростков-интровертов, тихонь).

Попытка развернуть ребенка  на 180 градусов обречена на неудачу. Цыпленок разбивает яйцо, птенец вылетает из гнезда, волчонок выходит из логова. Как вы себе представляете маму-квочку с таким посылом: «Вернись в свою скорлупу и убери там!», или маму-волчицу: «Сложи косточки в один угол и подмети пол хвостом!»

Животные мудрее: птицы учат летать, а волки – охотиться. Только люди, непонятно почему, стараются удержать детенышей дома, у юбки. Причина понятна — так легче их контролировать и меньше страшно, что они натворят что-то во вред себе.

Зачем родители заставляют детей помогать по дому?

Давайте скажем себе правду, дорогие родители о том, что такое для ВАС домашние обязанности ребенка. Мой вариант (результат наблюдений и подробных расспросов родителей) таков:

  • Родители выполняют семейную программу. «Со мной так поступали, значит, так надо!»
  • Способ взаимодействовать с ребенком. «Воспитывать», показывать свою власть, контролировать, то есть всегда иметь «железный» повод для придирок.
  • Беспокойство за ребенка. «Как же ты жить будешь, если не умеешь стирать носки (пылесосить, складывать игрушки, мыть посуду, выносить мусор…)?!»
  • Стремление облегчить свою взрослую родительскую  жизнь. «Мы все тут живем, почему за порядком должен следить кто-то один?»

Эту последнюю  причину я считаю единственным и естественным основанием, чтобы бороться с ленью ребенка и приучить его к домашним обязанностям.

А с другими причинами стоит разобраться подробнее, чтобы они не создавали лишних «помех» в наших родительских ума.

Выполнение семейной программы 

Я, конечно,   за семейные традиции, уважение к своему роду и прочее. Однако, есть вещи, которые требуют осмысления и адаптации к современным условиям. Домашние обязанности – одна из них. Жизнь ваших детей наверняка не похожа на вашу жизнь в детстве, а детство ваших родителей не похоже на ваше. Почему же требования должны быть одинаковыми?

Часто я слышу такой аргумент: «Меня держали в строгости, у меня были обязанности, и вот я вырос приличным человеком!» А на вопрос, как этот человек относился к родителям в подростковом возрасте, ответ примерно такой: «Родители меня не понимали».

То есть, вас «строили» и не понимали, и вы то же самое делаете с детьми? Зачем? Вы им мстите, что ли? Как в армии во времена дедовщины? Можно, конечно, и так, но если вы любите своих детей и хотите взаимности, зачем слепо повторять то, что вам самим не нравилось? Хотя бы форму измените! Бороться с ленью подростка нужно более тонкими методами, а вот как именно, это и есть основной вопрос, и о нем ниже.

Заставлять что-то делать по дому — это способ взаимодействия родителей и детей

Вторая причина из нашего списка. Иногда родители выбирают такой способ взаимодействия, потому что другого не знают. Об интересах ребенка не подозревают, контакт давно потерян. Как восстановить его — они не знают, но чтобы сохранить какую-то видимость общения  — пристают с требованиями. Скрытый посыл родителя таков «увидь меня, я есть!«

Это еще и способ показать свою власть. Родители нуждаются в отношениях с детьми, причем в отношениях эмоциональных! Проявлять свою любовь не умеют, поэтому находят повод ругаться: «Почему мусор не вынес?!» и пошло поехало…

Ребенок в глухой обороне или грубит и огрызается в открытую. Он только и делает, что придумывает новые отмазки, как бы не делать то, что вы его заставляете. То что вы считаете ленью, на самом деле — сопротивление — борьба за свою свободу. Или, если вы его подавили, грустно подчиняется и мечтает о том счастливом дне, когда же он уедет куда-то учиться.

На самом деле и он и вы нуждаетесь в нормальном общении, и можно выбрать для него более достойный повод, чем без конца указывать ему, что он не подходит под шаблон идеального сына (дочери).

   Беспокойство за ребенка 

Из разряда «как ты будешь жить, если не научишься элементарно убирать за собой?» Выгладит как весьма достойный повод. Но на практике себя не оправдывает.

 Я еще ни разу не видела человека, умершего от того, что он не умел мыть посуду, или пылесосить.

Девушки (да и мальчики!), когда уходят из-под маминого крыла, очень быстро привыкают ухаживать за своей особой: готовить еду, убирать, стирать и прочее.

Моя подруга не умела готовить ничего, кроме яичницы, уехав за мужем в 20 лет далеко от родительского дома, научилась идеальному ведению домашнего хозяйства за год. Спрашивала у подруг, читала кулинарные книги.

Более того, если ваш ребенок ленится вам помогать по дому, и вы постоянно «грузите» его требованиями что-то сделать, этим вы вовсе не воспитываете любовь к этому (как вы, возможно, думаете). а вызываете у него стойкое отвращение к бытовым обязанностям.

Из личного опыта

В этом месте уместно поделиться своим личным опытом. У моей мамы был «пунктик» на уборке. Она заставляла меня поддерживать порядок, и это в основном (с трудом, правда) ей удавалось.

При этом ее аргументы были таковы: «Если ты не приучишься к чистоте, у тебя всегда будут скандалы с мужем!». А вот по поводу приготовления еды, ничего подобного не говорилось, хотя, как известно: «Путь к сердцу мужчины… и т.д.

» Тут она позволяла мне помогать ей, когда я сама хотела, и говорила: «Ты еще успеешь наготовиться, вся жизнь впереди!»

В результате, когда я вышла замуж, у меня действительно были ссоры из-за уборки (я убирала, конечно, но по мнению мужа, недостаточно чисто!), а вот из-за готовки… никогда и никто ни в чем меня не упрекал! Я не считаю себя идеальной кухаркой, но готовлю с вдохновением, а вот убираю до сих пор без огонька…

Так что решайте сами, нужно ли закладывать детям в головы негативные программы. Я все-таки стою на позициях, что будущее само о себе позаботится, а думать нужно о сегодняшнем дне.

Призывая детей к помощи, думайте о своих сегодняшних интересах

Итак, переходим к единственной здравой причине: стремлению облегчить свою жизнь. Похоже на эгоизм, очень похоже! Именно это и не позволяет родителям сказать себе правду: они нуждаются в помощи детей!

Должна сказать, что ничего против эгоизма я не имею. Здоровый эгоизм не дает детям (мужьям-женам, друзьям, соседям, начальникам) залезть нам на голову.

Поэтому давайте честно признаемся, что помощь детей по дому нужна нам для того, чтобы у нас работы было поменьше, а свободного времени (в котором родители нуждаются не меньше детей!) побольше.

И теперь можно плавно перейти к вопросу «Как?».

   Как заставить детей помогать родителям по дому?

  • Воззвать к справедливости. Подростки уважают справедливость, и если вы скажете: «Несправедливо, что всю работу по дому выполняю я.

    Ты ведь тоже тут живешь!» Из этого может развернуться диалог, в котором вы будете иметь возможность перечислить, что именно вы делаете и предложить ребенку взять на себя то, что он выберет.

    Согласитесь, это выглядит лучше чем: «Немедленно помой посуду!!!» Всегда нужно дать возможность выбора, тогда человек чувствует себя свободным.

Сюда же: хорошо, если вы не просто попросите помощи, а расскажете о своих чувствах.

Ребенок ведь не знает, что у вас внутри, когда, вы говорите голосом железной леди: «Немедленно убери свою одежду!» А вот если звучит такая фраза:«Мне обидно, что приходится все делать самой, я чувствую себя уставшей и нелюбимой», это совсем другое дело. Помогая вам, он будет чувствовать себя защитником, героем, помощником, а не рабом.

  • Воспитать чувство собственности. Ответственность идет вслед за собственностью, и никогда наоборот!  И возникает только тогда, когда человек знает, что за него(уборку, стирку, уроки) никто не сделает, потому что это больше никому не нужно!

Вы создали дом, он ваш. А ребенок знает, что уйдет из него, поэтому, несмотря на то, что он там живет, как к «своему» он к нему не относится, даже если у него есть комната.

И вот, по поводу комнаты: если вы будете наводить у него порядок и наказывать за его нарушения, ребенок никогда не будет чувствовать за эту  территорию ответственности!

Еще один пример про чувство собственности — это относится и к вещам. Я как-то наблюдала, как подросток (племянник моей знакомой), чистит свои кроссовки. Он  это делал, как девушка макияж перед свиданием! Тщательно,  медитативно, с любовью. Мурлыкал над ними, чуть не вылизывал! «Он купил их на свои деньги. Заработал и купил!» — объяснила знакомая. Все стало понятно.

  • Создать необходимость. Согласитесь, зачем делать, если есть гарантия, что придет мама и сделает? Нужно просто подождать… Ждать-то оно легче!

Ребенок ленится  выности мусор, хотя вы ему об этом напоминаете несколько раз в день, потому что знает по опыту: вам надоест и вы сами вынесете.

А если не делать? В том-то и дело — вам кажется, что это невозможно. Согласна насчет мусора, правда, невозможно(воняет), а вот с другими вещами вполне возможно.

Я, например, иногда практикую «неделание». Я просто перестаю что бы то ни было делать дома — не убираю, не стираю, не готовлю еды. Обычно это длится дня три. Я в это время отдыхаю или занимаюсь творчеством. На вопросы: «Где чистые носки?», «Что кушать?» и прочие, отвечаю «Не знаю». Ворча, дети начинают обслуживать себя сами. А куда деваться?

При этом ни в коем случае нельзя мстить: «Ты ведь вчера не помыл посуду, а сегодня я не хочу!», потому что тогда начнется другая игра, которая называется: «Кто кого больше достанет». Этого допускать нельзя, не конструктивно! Просто давайте себе свободу без всяких причин, как это делают ваши дети.

Дети, они умные. На 2-3-й раз сами проведут параллели и сделают выводы. Если и не сразу отбросят свою лень и начнут помогать, то по крайней мере поймут, сколько вы для них делаете.

Когда моторчик по имени «мама» замирает, и жизнь в доме становится некомфортной, все домашние имеют возможность  оценить объем вашей ежедневной работы.

А если все всегда идет как надо, бесполезно рассказывать, как вы устаете на баррикадах бытовых проблем.

Конечно, в разгар вашего «домашнего пофигизма» может кто-то прийти, и тогда вам, как хозяйке, может стать стыдно. Но это уже совсем другая история… Одна из следующих тем: «Мне стыдно за своего ребенка».

Если вы придумаете что-то новенькое на предмет того, как бороться с ленью ребенка,  делитесь! Мы, родители, должны быть заодно!

Если информация на сайте оказалась полезной, вы можете получать новые советы по улучшению качества вашей жизни на электронную почту! Это удобно!

Удачи!

психолог
Юлия Головкина

Личные консультации помогут Вам решить индивидуальные вопросы

  1. почта juliaisland2008@ukr.net
  2. скайп  goloinau
  3. телефоны +380952097692; +380677598976
  4. Viber +380952097692

P.S. Если статья показалась Вам полезной, поделитесь с друзьями в социальных сетях. Соответствующая кнопка находится ниже.

Что еще почитать на эту тему?

1 Как приучить ребенка к домашней работе?

2. Инфантильность и самостоятельность

3. Беспорядок в комнате или Властелин Хаоса

4. Классификация родителей

5.Как потерять доверие ребенка?

Источник: http://lifeproblems.ru/obyazannosti-rebenka-v-seme.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.