Словарные слова. Запоминалки
Ваш логопед – как помочь ребенку запомнить словарные слова
Головина Анастасия Ивановна, учитель-логопед МБОУ Тесинская СОШ №10 (Красноярский край, Минусинский район, с.Тесь)
Язык и стар, и вечно нов!
И это так прекрасно
В огромном море – море слов
Купаться ежечасно!
Береза и собака, капуста и директор, иней и корабль, … что общего в этих словах? Ответ прост, все они – словарные слова из школьного словаря для начальных классов.
Словарные слова, как и таблицу умножения надо знать наизусть.
Вот только таблица умножения помещается на половине тетрадной странички, а словарных слов – огромный толстый словарь и написание этих слов не поддается никакой логике.
Их надо учить и учить, часто возвращаясь к одному и тому же слову. Хорошо, если Ваш ребенок много читает и у него развита интуиция. А если он уже несколько лет не может запомнить написания слов «абрикос», «лопата»?
Работа по правописанию словарных слов – трудная и кропотливая. Она продолжается из урока в урок, оставаясь в памяти учеников после применения учителем особых приемов.Словарные слова – одна из проблем начальной школы.
Если проблема не решена, то она превращается в тяжелый груз. Нерешенные проблемы в начальной школе, естественно, превращаются в проблемы среднего звена, а далее…
Учителя в своей практике применяют методику П.С. Тоцкого, где предлагается многократное повторение для отработки речевого аппарата, орфографической зоркости.Но эта методика не рассчитана на детей, которые в дошкольном возрасте имели речевые проблемы (ФФН, ОНР, ЗРР). Большие трудности при овладении словарными словами испытываютдети с синдромом дефицита внимания, ММД.
Я хочу предложить Вам несколько способов и методов, адаптированных к детям, имеющим в анамнезе речевые проблемы, по запоминанию написания словарных слов.
Важно помнить:
- Заниматься ежедневно по 15-20 минут.
- Брать для запоминания от 5 до 10 слов на неделю.
Для запоминания слов использовать следующие задания
- Чтение слова ребенком.
- Объяснение значения слова (если ребенок не знает значение слова, предложите ему воспользоваться словарем).
- Орфографическая работа над словом:
- постановка ударения, выделение зеленым цветом трудной буквы,
- звукобуквенный анализ слова,
- деление слова на слоги и на слоги для переноса.
- Заучивание правописания данного слова:
- подбор однокоренных слов,
- составление словосочетания, предложения с этим словом,
- подбор синонимов, антонимов, загадки, поговорки с данным словом.
- Запись слова в орфографический словарик.
Вечером (лучше пред сном) попросите ребенка проговорить, как он будет писать словарные слова.
- Составление рассказа из группы словарных слов (декабрь, мороз, коньки, ребята).
- Картинный диктант (покажите картинки с изображением предметов, ребенок записывает названия предметов).
- Списать словарные слова в порядке возрастания слогов или наоборот.
- Дописать предложение (в предложении пропущено словарное слово).
- Образование единственного числа из множественного или наоборот (учитель – учителя, огороды – огород).
- Образование другой части речи (береза – березовая, восточная – восток, продавец – продавать).
- .Выписывание данных словарных слов в несколько столбиков:
- по родам;
- по числам;
- по склонениям; с непроверяемыми гласными. А, О, Е, И;
- с непроверяемой и проверяемой гласной;
- одушевленные или неодушевленные предметы;
- по тематике – Например, «Город» и «Деревня»;
- по частям речи;
- Выписать из данных слов:
- слова, состоящие из двух, трех слогов;
- слова с «Й»;
- слова с шипящими.
- Придумывание словосочетаний со словарными словами (помидор – красный, улица – широкая).
- Запись слов под диктовку, с постановкой ударения, подчеркиванием непроверяемой орфограммы, выбором слова для звукобуквенного анализа.
- Подбор однокоренных слов.
- Восстановление деформированного текста или предложения (ребята, огороде, в, собирали, и, огурцы, помидоры, горох, корзины).
- Разбор слов по составу.
- Запись слов с разными приставками. Например: шел, пришел, ушел, зашел
- Запись слов с разными предлогами (к площади, у площади, на площади)
- Поставить слово в нужный падеж, просклонять словарное слово.
- Образовать новое слово при помощи суффикса (береза – березка, берег – бережок).
- Заменить одним словом набор слов («человек, который управляет трактором» – тракторист, «широкая проезжая асфальтовая дорога» – шоссе, «одерживать победу» – побеждать).
- Письмо по памяти.
- Самодиктант и взаимопроверка.
- Списать, вставить одну или две согласных (С или СС – кла…ный, керо…ин, шо…е, ро…а, ка…ир, ба…ейн).
- Данные слова заменить по смыслу другими (группа – коллектив, магазин – универмаг, перерыв – антракт, врач – хирург, друг – товарищ).
- К данным прилагательным подобрать по смыслу существительные, являющиеся словарными словами («красное» – яблоко, «художественная» – литература, «драматический» – театр).
- Заменить синонимами (водитель – шофер) или антонимами (юг – север).
- Закончить предложение однородными членами предложения (В овощном магазине можно купить…).
Хорошо зарекомендовал себя
Cпособ написания слов с закрытыми глазами
- «Закрой глаза, представь это слово, написанным в книге.
- Назови его по буквам.
- Заставь помигать «опасную» букву. Какая буква «мигает»?
- Прочти медленно, как будешь писать.
- Запиши это слово 5 раз, каждый раз проговаривай вслух то, что пишешь»
- Все выполнять с закрытыми глазами.
Можно использовать
Метод ассоциативного запоминания слов
Но я не рекомендую его применять у детей с ОНР 2 уровня речевого развития, ЗПР, СДВ, ММД, с умственной отсталостью.
Суть метода
Трудная орфограмма словарного слова связывается с ярким ассоциативным образом, который вспоминается при написании данного словарного слова, помогая правильно написать орфограмму.
Методика
- Записать словарное слово (Сл. слово) и поставить ударение.
Например: береза
- Выделить зеленым цветом (подчеркнуть, обвести) слог, который вызывает трудности (сомнение) при написании.
Например: бе- ре- за
- Выписать отдельно слог, вызывающий сомнение, выделив (размером, цветом) сомнительную орфограмму.
Например: б_ Е., б_е..
- Найти ассоциативный образ, связанный со словарным словом и записать его напротив словарного слова.
ТРЕБОВАНИЯ К АССОЦИАТИВНОМУ ОБРАЗУ:
-
- Ассоциативный образ обязательно должен быть связан со словарным словом каким-то общим признаком.
Модель:
Ассоциативная связь может быть по:
-
-
- цвету;
- месту расположения;
- форме;
- звучанию;
- действию;
- вкусу;
- материалу;
- назначению;
- количеству;
- и т.д.
- Ассоциативный образ должен иметь в своем написании не вызывающую сомнений букву, которая является сомнительной в словарном слове.
-
Например:
Словарное слово
* береза – по цвету белая..
* береза – кудрявая: нужен гребень – чтобы расчесать – по форме как буква е.
Результат: береза – белая, – гребень (е)
- Изобразить словарное слово, объединенное с ассоциативным образом (рисунок и/или пересечение слов через сомнительную орфограмму).
Например:
- Прочесть словарное слово и четко воспроизвести вслух найденный ассоциативный образ, представляя их объединение и связывающую их сомнительную орфограмму.
ВНИМАНИЕ!
НЕ навязывайте ребенку своей ассоциации.
Ценность – наличие у каждого своего ассоциативного образа при данных требованиях: связь и общая заданная орфограмма.
Примеры словарных слов и ассоциативных образов:
гАзета – бумАга, | кАрман – дырА, |
дИректОр – крИк, рОт, | кОнцерт – нОта, дО, хОр, |
зАвод – трубА, | кОрабль – вОлны, бОцман, кОк, |
инЕй – бЕлый, снЕг, | лАдонь – лАпа, |
кАпуста – зАяц | мАшина – шинА, |
кАрандаш – грАнь, бумАга, | сОбака – хвОст |
Литература, которая поможет Вам разнообразить ваши занятия с ребенком
1. В.В.Агафонов“”Неправильные правила” для словарных слов — и не только”
2. “Словарные слова в образах и картинках”Пособие для логопеда в 2ч
Аннотация:
В пособии представлен специально разработанный картинный материал для изучения словарных слов учащимися 1 и 2 классов общеобразовательных школ. Он позволяет детям запомнить словарные слова не традиционным способом, а в виде картинок-образов, что особенно значимо для детей с различными речевыми нарушениями. Материал второй части пособия предназначен для индивидуальной работы с учащимися.
3. Парамонова Л.Г. “Как овладеть правописанием “словарных” слов”.
Аннотация:
Предлагаемое пособие посвящено традиционному принципу письма, являющемуся одним из основных принципов русской орфографии. Особая сложность овладения этим принципом заключается в необходимости запоминания, заучивания огромного количества слов, написание которых не подчиняется никаким современным грамматическим правилам.
4. Электронное учебное пособие “Словарные слова. 1-4 класс”Авторы: Молокова А.В., Молоков Ю.Г., Килина Г.Ф.
Аннотация:
Пособие предназначено для применения на уроках русского языка в начальной школе с целью изучения, отработки навыков правильного написания словарных слов, а также с целью организации контроля и самоконтроля на уроке.
Слова, написание которых нужно запомнить, разделены на классы, а внутри каждого класса тематически сгруппированы. С каждой группой словарных слов ученик может работать в трех режимах.
Режим “Учись” позволяет увидеть иллюстрацию и написание каждого словарного слова в данной группе, а также услышать его произношение диктором.
Режим “Проверь себя
Источник: //kokarevala.narod.ru/index/0-14
Словарные слова 1-4 класс| Русский язык
Особое внимание в 1-4 классах уделяется работе со словарными словами. Словарные слова по темам, слова-исключения, не подчиняющиеся правилам орфографии.
Словарные слова надо запомнить. Чего тут такого? А на деле выходит не так-то просто. Запоминание — сложный мыслительные процесс.
Как запомнить словарные слова
Чтобы помочь ребенку, используйте все способы:
- Запоминайте:
- зрительно (графический образ, написание), подчеркивайте букву, которую надо запомнить
- на слух (повторяйте словарное слово вслух и по слогам, выделяя голосом то место, где слово пишется не так, как слышится)
- образно (нарисуйте картинку)
- Классифицируйте и систематизируйте словарные слова
- по орфограмме: огород, воробей, ворона, молоко — пишем О
- по ударению: окно, молоко, решето, пальто
- по темам: сорока, ворона, воробей, тетерев — птицы; береза, сирень, тополь — деревья
- Изменяйте слова по падежам, т.е. пишите не только словарное слово, но и словосочетания, предложения ( выйти с собакой, покормить собаку, приказать собаке), подбирайте однокоренные слова (собачий, присобачить :), Собакевич)
- Важна система: постоянно возвращайтесь к пройденным словам, обращайте внимание ребенка на них при чтении художественной литературы
Школьный сайт Kidside предлагает вам
Словарные слова для 1 класса
А | К | мебель | Р | У |
арбуз | капуста | месяц | ребята | учитель |
Б | карандаш | морковь | рисунок | учебник |
болото | карман | Москва | Россия | ученик |
В | коньки | муравей | С | |
воробей | Л | П | собака | |
ворона | лисица | пальто | сорока | |
Д | М | петух | Т | |
девочка | мальчик | посуда | тарелка |
Словарные слова для 2 класса
А | деревня | Л | П | собака |
арбуз | З | лисица | посуда | сорока |
Б | заяц | лопата | пальто | стакан |
береза | завод | М | пенал | Т |
болото | К | мальчик | петух | тарелка |
В | карман | машина | платок | тетрадь |
воробей | каблук | мебель | посуда | тонна |
ворона | капуста | молоко | Р | У |
Г | карандаш | морковь | работа | ученик |
город | класс | Москва | ребята | учитель |
горох | коньки | мороз | Россия | Х |
Д | корова | муравей | С | хорошо |
девочка | О | сапоги | Я | |
дежурный | одежда | сахар | язык |
Словарные слова для 3 класса
А | Б | В | Г | Д |
агроном | беседа | вежливый | галерея | двадцать |
активный | биография | викторина | гореть | двенадцать |
аппетит | болото | виток | горизонт | деликатный |
аромат | борозда | вместе | гражданин | диалог |
бульдозер | волшебник | директор | ||
восемь | доверие |
Е | Ж | З | И | К |
едкий | желать | забавы | издалека | каблук, каталог, катушка |
ездить | женщина | заповедник | изложение | каллиграфия, коньки |
желтеть | засеять | изображение | квартал, комната | |
живопись | земледелие | инициатива | коллективный, комната | |
интонация | командир,конституция |
Л | М | Н | О | П |
лисица | малина | неаккуратный | оборона,овес | пароль, потом |
локомотив | маляр | невежливый | овощи, овца | пейзаж, печаль |
лопата | молоток | недоверчивый | огород, орех | пороша |
муравей | неинтересный | однажды,около | портрет | |
мякоть | неискренний | одиннадцать | правительство | |
невежливый | орнамент | председатель | ||
неопрятный | отечество | путешествие | ||
неуклюжий | оттенок | профессия | ||
нечестный | очевидец |
Р | секрет | У | Ц | Э |
равнина | слева | ураган | цитата | экипаж |
революция | справа | Ф | Ч | экскаватор |
Россия | сеялка | фантазия | честно | экспресс |
С | серебряный | финиш | Ш | электричество |
салют | снегирь | фиолетовый | шествовать | электростанция |
сверкать | солдат | фойе | шефствовать | экскаватор |
сверху | Т | Х | шпион | |
свобода | тонна | хозяйство | ||
сейчас | торжественный |
Словарные слова для 4 класса
А | берег | В | восток | Д |
автобус | береза | вагон | впереди | двадцать |
автомобиль | беседа | везде | вчера | двенадцать |
агроном | библиотека | викторина | Г | директор |
адрес | билет | вместе | газета | дежурный |
аккуратно | богатство | вокзал | галерея | декабрь |
активный | болото | волшебник | гореть | деликатный |
аллея | борозда | воробей | горизонт | деревня |
Б | бульдозер | ворона | город | до свидания |
багаж | восемь | гражданин | доверие |
Ж | З | И | картофель | корабль |
желать | завод | издалека | каталог | корова |
железо | завтра | инженер | квартира | космонавт |
желтеть | завтрак | инициатива | килограмм | Л |
женщина | заповедник | интересный | километр | лагерь |
желтый | засеять | К | класс | легко |
живопись | заяц, земляника | календарь | коллектив | лестница |
жилище | здесь | капуста | командир | лисица |
здравствуйте | карандаш | комбайн | локомотив | |
земледелие | картина | комната | лопата |
М | молоток | недоросль | огород | П путешествие |
магазин | мороз | неприятель | огурец | пальто,пароль |
малина | Москва | неуклюжий | одежда | пассажир, песок |
машина | муравей | О | одиннадцать | пейзаж, пятница |
медведь | Н | обед | однажды | пенал,пшеница |
медленно | назад | обидеть | около | помидор,потом |
месяц | налево | оборона | октябрь | понедельник |
металл | направо | овёс | орнамент | портрет,посуда |
метро | народ | овощи | отечество | правительство |
молоко | невзрачный | овца | очевидец | председатель |
Р | Россия | сверху | тепловоз | У |
работа | русский | снизу | тетрадь | ужин |
равнина | С | солома | товарищ | ураган |
ракета | салют, сверкать | столица | тонна | улица |
расстояние | самолет | суббота | топор | урожай |
растение | свобода, север | солдат | торжественный | ученик |
ребята | сегодня, сейчас | Т | трактор | учитель |
революция | семена, сеялка | телевизор | трамвай | |
рисунок | серебряный | телефон | троллейбус | |
родина | слева, снизу | теперь |
Ф | Х | Ч | Э | Я |
фамилия | хлебороб | честно | экскурсия | яблоко |
фантазия | хозяйство | четверг | электричество | ягода |
финиш | хорошо | чёрный | электровоз | язык |
фиолетовый | Ц | Ш | электростанция | |
фойе | цитата | шестнадцать | экскаватор | |
шоссе,шофёр | экспресс |
честно
Источник: //kidside.ru/slovarnye-slova-1-4-klass-russkij-yazyk/
Словарные слова 1 класс | БебиКлад
админ 24 – Сентябрь – 2012
алфавит | заяц | молоток | помидор | собака |
альбом | иней | морковь | портфель | сорока |
арбуз | йод | мороз | посуда | сосед |
барабан | капуста | Москва | привет | стакан |
баран | карандаш | надо | работа | столица |
берёза | каток | народ | рабочий | тетрадь |
большой | класс | облако | ребята | товарищ |
билет | колхоз | овраг | рисовать | топор |
быстро | конец | одежда | родина | улица |
ветер | коньки | один | Россия | ученик |
воробей | корова | октябрь | русский | учитель |
ворона | лисица | орфограмма | русский язык | учительница |
город | лопата | ответ | рябина | хобот |
девочка | магазин | пальто | сапоги | хорошо |
дежурный | мальчик | пассажир | сахар | человек |
деревня | машина | пенал | сейчас | этаж |
директор | медведь | петух | синица | яблоко |
завод | много | платок | сколько | ягода |
задача | молоко | погода | скоро |
Словарные слова по темам
Многие ребятишки легче запоминают словарные слова, если их разбить по тематикам.
Школа | Животный мир | Город, деревня | Растения | Родина | Прочие |
алфавит | баран | билет | арбуз | Москва | барабан |
альбом | воробей | город | берёза | народ | большой |
девочка | ворона | деревня | капуста | родина | быстро |
дежурный | заяц | завод | морковь | Россия | йод |
директор | корова | колхоз | помидор | русский | каток |
задача | лисица | магазин | рябина | товарищ | конец |
карандаш | медведь | машина | яблоко | много | |
класс | петух | пассажир | ягода | надо | |
мальчик | синица | работа | один | ||
орфограмма | собака | рабочий | октябрь | ||
ответ | сорока | сосед | привет | ||
пенал | хобот | столица | сейчас | ||
портфель | улица | сколько | |||
ребята | этаж | Природа | скоро | ||
рисовать | Одежда | ветер | хорошо | ||
русский язык | Кухня | Инструменты | одежда | иней | человек |
тетрадь | стакан | лопата | коньки | мороз | |
ученик | сахар | молоток | пальто | облако | |
учитель | молоко | топор | платок | овраг | |
учительница | посуда | сапоги | погода |
Чтобы распечатать словарные слова.
Кликните правой кнопкой мыши по картинкам ниже, в раскрывшемся окне нажмите «сохранить картинку как». Выберите папку на своем компьютере, куда сохранить файл. Сохраните и распечатайте.
Словарные слова по алфавиту
Словарные слова по темам
Словарные слова с пропущенными буквами
тренажеры «Словарные слова 1 класс»
В первом видео ребенку предлагается посмотреть слайды «Словарные слова с картинками» . Буквы, на которые стоит обратить внимание выделены красным и зеленым цветом.
Картинки нужны для создания зрительных образов, с помощью которых ребенок сможет запомнить ( на длительное время) намного больше словарных слов.
Кроме того, при создании слайдов использована музыка «Вольфганг Амадей Моцарт Соната для фортепиано № 11 Andante Grazioso», которая прекрасно влияет на активность мозга ( подробно об этом влиянии описанно в статье «Ребенок и музыка»).
Каждый видео блок содержит по 70 слайдов, расположенных в одном порядке. Советуем вам не напрягать ребенка просмотром сразу всех слов. Вы достигнете лучшего результата, если ежедневно будете работать с 10 слайдами из каждого видео ( всего 30 слайдов в день).
Во второмвидео ребенку нужно самостоятельно догадаться, какая буква пропущена. Для выполнения и проверки этого задания будет удобнее распечатать шаблон с пропущенными буквами.
Третье видео — это по сути «Диктант по словарным словам, в картинках». Ребенку показываются слайды, на которых изображены только картинки. Задача малыша, записать правильно слова, которым соответствуют картинки на экране.
Время на диктант и изучение словарных слов не нормировано. Пользуйтесь кнопкой «пауза», если ребенку требуется время на обдумывание.Словарные слова не вошедшие в видео ( большой, быстро, конец, надо, октябрь, орфограмма, ответ, привет, родина, русский, русский язык, сейчас, сколько, скоро, сосед, столица, товарищ, хорошо, человек). Не забудьте поработать над запоминанием этих слов отдельно.
№2 «Словарные слова в загадках»
Источник: //bebiklad.ru/14-shkola/slovarnyie-slova-1-klass
Как запоминать словарные слова по русскому языку? Приемы запоминания для школы и дома
Начать стоит с самой обычной работы над словом, особенно если речь идет об учениках младших классов.
- Прочитать слово по слогам.
- Составить слово из букв, используя фланелеграф и буквы, вырезанные из бархатной бумаги или текстурного картона (можно и без фланелеграфа, если его нет, просто на столе); ребенок должен провести пальчиком по буковкам.
- Поделить слово на слоги и для переноса, подсчитать количество букв, гласных, согласных.
- Определить состав, часть речи.
- Найти «опасную» букву, переписать слово, выделяя ее цветом.
- Придумать предложения и словосочетания со словом, загадку, может быть, нарисовать картинку.
- Записать слово несколько раз в разных формах (падежах, лицах и т.д.), обязательно тщательно проговаривая его вслух.
А что дальше?
Все эти методы используют обычно в классе, и нередко этого оказывается достаточно для запоминания слова. Но столь же часто этого не хватает.
Или слово попалось какое-то «злое» — не хочет запоминаться, или ребенок плохо заучивает слова, или слов слишком много — причины бывают разные. И тогда работу стоит продолжить. Существует множество методик, можно выбрать по вкусу или использовать их все.
Желательно, чтобы вся работа проходила весело и с интересом, так что наиболее понравившиеся детям игры будут и наиболее предпочтительными.
«Дерево слов»
Надо нарисовать (можно очень схематично) дерево. Его корень — это корень словарного слова. А веточки — однокоренные слова. У кого дерево получится более развесистым?
Обратите внимание!
Если игра проводится учителем, тем более в средней школе, стоит все же обращать внимание на различение школьниками понятий «однокоренное слово» и «форма слова»: на веточки надо записывать только однокоренные слова.
Морфемные и фонетические «шарады»
Если на уроках проводится игра в лингвистические «шарады», стоит включить в нее словарные слова и загадать их и их однокоренные.
Например, запоминается слово «шёл».
Фонетическая «шарада». Первый звук как последний звук в слове «нож»; ударный гласный как ударный гласный в слове «кошка», последний звук как последний звук в слове «пол».
«Третий лишний»
В игру «Третий лишний» тоже стоит включить словарные слова.
Напомню, что ученик должен не только назвать лишнее слово, но и обосновать свой выбор. «Третьим лишним» могут быть признаны разные слова по разным основаниям. Все разумные ответы правильные. Пример:
К..рандаш, к..рова, м…рковь
Лишнее слово «карандаш», потому что надо вставить А, а в остальных О. Лишнее слово «морковь», потому что оно на М, а остальные на К. Лишнее слово «карандаш», потому что оно мужского рода, а остальные — женского. И т.д.
«Письмо из бутылки»
Текст, в котором отсутствуют («смыты водой, пока письмо плавало в бутылке по бескрайнему морю») отдельные буквы и слова. Его надо восстановить. Пропускать надо слова и буквы, в которых можно ошибиться.
«Перфокарты»
Метод контроля, предложенный Г. Богдановой, требует подготовки от учителя, но зато пользуется неизменным успехом у школьников. Для него надо заготовить перфокарты — картонки, в которых вырезаны «окошки» в три столбика.
У автора методики по 9 в каждом столбике, я делаю по 4. Итого 27 (12) словарных слов учитель диктует (повторять слова нельзя!), а дети вписывают только одну «опасную» букву в «окошко».
И выполняется, и проверяется за считаные минуты.
Свой словарный диктант
Домашнее задание в виде «Придумать свой словарный диктант» вызывает большой энтузиазм. Если дети продвинутые, пусть составляют диктант в форме текста, включающего в себя не менее 10 словарных слов.
«Исправь ошибки» («Корректор»)
Детям предлагается текст или слова, в которых кое-где допущены ошибки. Задача школьника — найти их и исправить.
Ребусы, кроссворды
Игры такого рода нравятся многим детям и также помогают в запоминании словарных слов.
Буриме
Если в классе есть творческие дети, то можно предложить написать буриме с использованием изучаемых слов. Напомню, для игры выбираются какие-то рифмы. Необходимо сочинить стихотворение с этими рифмами. Например, «нежданно — вмиг — тумана — настиг».
А если слова никак не запоминаются?
Бывает, что слова все же не хотят запоминаться. Тогда придется поработать с ними посерьезнее, используя различные мнемотехники.
Разрезанное слово
Напишите крупными печатными буквами слово на полоске бумаги, разрежьте полоску не по слогам, а произвольно на несколько частей, перемешайте их и сложите слово. Получается? Теперь разрежьте по буквам и опять сложите.
«Всё наоборот»
Напишите слово «задом наперед» по принципу Оля-Яло. Даже если получится с первого раза, все равно повторите еще пару раз.
Ребенку помладше можно предложить слово, в котором переставлены буквы. Например, «мроковь», «мкоровь», «моовькр» и т.д. Первую букву желательно не переставлять.
«Беглые гласные»
Все гласные из слов куда-то убежали! Необходимо их восстановить. Ученик получает карточку либо такого вида: «м_рк_вь, к_п_ст_», либо такого: «мрквь, кпст». Конечно, необходим намек: «Это слова из домашнего упражнения» или «Это названия овощей».
Картинки-ассоциации
Если кто-то из вас — вы или ребенок — хорошо рисует, то этот вариант для вас. Надо изобразить словарное слово так, чтобы в картинке была зашифрована «опасная» буква. Например, буква А, вырезанная из гАзеты; сОбака с хвостом, закрученным в виде буквы О; Огурец, нарезанный кружочками в виде О и т.п.
Картинки следует выполнить красочно, букву выделить ярким цветом, который больше нигде в изображении не используется, а затем устроить вернисаж пор всей квартире, особенно там, где ребенок проводит больше времени.
Ассоциации и созвучия
Это такой творческий метод для запоминания слов. Конечно, он не всем нравится и подходит, а с самого начала дети, может быть, не примут игры и не захотят придумывать ассоциации. Стоит предложить им эту игру еще раз с другими словами, попроще. Но нельзя придумывать ассоциации за ребенка, разве что первый раз, для примера.
Суть созвучия в том, что это слово или сочетание похоже по звучанию и соответствует по написанию словарному. Например, чтобы запомнить правописание слова «винегрет», можно использовать созвучную фразу «… и не грет»:
Приготовим вИнЕгреТ,
Он не жарен И нЕ греТ.
Суть ассоциации в том, чтобы придумать слово, ассоциативно связанное со словарным и содержащее «опасную» букву в сильной позиции. Хрестоматийный пример: «кАпуста — зАяц».
Итог
Учить словарные слова — не самое интересное дело. Но если подойти к нему творчески, даже в нем можно найти много захватывающего и приятного. А наградой станет высокая грамотность!
Об авторе: Сафонова Елена Валерьевна, учитель русского языка и литературы, высшая квалификационная категория, стаж 19 лет.
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Источник: //pedsovet.su/rus/6405_kak_zapominat_slovarnye_slova