Случаи устранения страхов у детей посредством игры

Детские страхи и способы их коррекции у детей дошкольного возраста

Случаи устранения страхов у детей посредством игры

Детские страхи и способы их коррекции у детей дошкольного возраста — одна из наиболее обсуждаемых тем среди психологов и родителей. Важно понимать, что чувство страха хоть и является нормой, оно всегда заслуживает внимания и необходимости помочь ребенку с ними справиться.

Особенность детских страхов в том, что они, как правило, не связаны с реальной угрозой, а являются отражением той информации, которую дети получают от взрослых и пропускают через призму своей фантазии. Страхи — неизбежная часть развития, их испытывают более половины детей. Выделим три основные группы страха у детей дошкольного возраста.

  • Ситуационные (на основе собственного опыта). Такие страхи вполне логичны — они возникают в результате пережитых стрессовых ситуаций: укус собаки (или просто собака напугала), болезненная процедура в больнице. Не удивительно, что после этого малыш будет бояться попасть в такую ситуацию снова.
  • Личностно-обусловленные (фантазийные). Фантазия детей безгранична, а если она подкреплена прочитанными сказками и посмотренными мультиками, ожидание появления монстров и бабаек под кроватью — вполне нормальное явление.
  • Внушенные. К сожалению, это наиболее распространенные страхи у детей. Нередко мы слышим, как родители говорят: «Спи, а то чужой дядя, волк, бабайка унесет», «Не ходи — упадешь, попадешь под машину, тебя ограбят…». И получается так, что подтекстом в таких предостережениях всегда звучит: «Ты попадешь в опасность, а я не приду к тебе на помощь, потому что виноват будешь только ты». Кроме того, повышенная тревожность может передаться ребенку, если в семье постоянно идут разговоры о том, как опасно ходить по улицам, как вредно смотреть современное кино (читать книги), что кругом война и смерть, что все продукты низкого качества и несут в себе опасность. Иными словами, мы сами учим своих детей бояться.

Каждому возрасту свойственны свои страхи.

Так, например, дети от рождения до 6 месяцев боятся резких звуков, разлуки с матерью; от 7 до 12 месяцев могут прибавиться страхи перед переодеванием, боязнь чужих людей, резкой смены обстановки, высоты; от 2 лет — боязнь одиночества, медработников, страх перед засыпанием, связанный с кошмарами; 3–5 лет — страх темноты, воды, замкнутых пространств, наказаний; 6 лет — страх своей смерти и смерти родителей, пожара, войны. Конечно, здесь имеются ввиду средние сроки.

Почему они возникают

  • Генетическая предрасположенность, тип темперамента. Некоторые дети с рождения обладают повышенной чувствительностью и эмоциональностью.
  • Гиперопека. Чрезмерный контроль рано или поздно приведет к тому, что ребенок начнет бояться всего подряд: животных, улицы, чужих детей и взрослых и т.д. Несомненно, такой ребенок будет более «удобным», потому что он все время рядом и никуда не лезет, но это помешает ему нормально социализироваться.
  • Напряженная обстановка дома. Пьющие члены семьи (и, соответственно, опасные), мать или отец одиночка, неблагополучные отношения между родителями, излишняя строгость по отношению к ребенку — все это может привести к постоянному чувству тревоги и нервозности.
  • Стрессовые события. Развод родителей, травма, длительное лечение в больнице.
  • Психологическое расстройство. Слишком сильные, или несвойственные возрасту страхи, которые могут привести к невротическим состояниям. Здесь необходима консультация специалиста, иначе страхи могут перерасти в фобии.

Опасения вашего ребенка могут показаться вам глупыми и нерациональными, но для него все очень серьезно и реально.

Не улыбайтесь и не посмеивайтесь, когда малыш рассказывает о том, что он боится соседского пуделя или монстра под кроватью. Он должно знать, что вы понимаете его и готовы прийти на помощь в любую минуту. Страхи не будут уходить, если их игнорировать. Рассмотрим подробнее наиболее распространенные детские страхи у детей дошкольного возраста и способы борьбы с ними.

Темнота

«Я не вижу, что там, поэтому чувствую себя незащищенным». Большинство детей боятся темноты (да и не только детей) — это страх перед неизвестным. Попробуйте научить ребенка дружить с темнотой.

Оставляйте включенным на ночь свет во дворе (если живете в частном доме), зажигайте ночник в спальне, позволяя таким образом малышу самому контролировать количество света в ночное время. Постепенно его можно уменьшать.

Помогите ребенку понять тьму — выбирайтесь на ночные прогулки, рассказывайте о таких вещах, которые можно наблюдать только в темноте: луна, светлячки, пение сверчков и т.д.

Монстры

«Они прячутся под моей кроватью, и ждут удобного случая, чтобы причинить мне боль». Даже есть вы точно знаете, что монстров не существует, нет смысла доказывать это ребенку, потому что его воображение гораздо сильнее вашей логики.

Загляните перед сном во все «опасные» уголки комнаты, убедитесь, что в данный момент никого нет и можно спокойно спать. Можно придумать «отгонялку чудовищ». Например, наберите в распылитель волшебной воды и распыляйте ее в комнате каждый раз перед сном.

И не забудьте повесить над кроватью значок «Монстров нет!».

Плохая погода

«Вой ветра и гром — это страшно, поэтому мне нужны мама и папа, чтобы защитить меня». Расскажите ребенку на доступном языке, что такое погода, постарайтесь заинтересовать этой темой — это хороший способ побороть страх.

Играйте на улице в ветреную погоду и при легком дожде, составьте простенький календарь природы, чтобы ребенок мог морально подготовиться к завтрашней погоде. Если вы живете в регионе с частыми стихийными явлениями природы, разработайте план поведения в случае опасности.

Так у ребенка будет ощущение большего контроля над ситуацией.

«Я боюсь засыпать, потому что мне снятся плохие сны». Нередко дети боятся засыпать из-за ночных кошмаров. Даже если ребенок еще плохо говорит и не может рассказать о своих снах, вы всегда сможете узнать это по его поведению: плач перед сном и после пробуждения, беспокойный сон, нежелание спать одному.

Сны часто отражают наше самочувствие — душевное и физическое. Если ребенок здоров, значит вам необходимо пересмотреть эмоциональную атмосферу в семье.

Частые упреки в адрес ребенка, постоянная ругань взрослых, просмотр явно недетских телепередач в присутствии малыша — все это может повлиять на незрелую психику ребенка и лишить его спокойного сна.

Исследования 2008 года (доктор Валери Симард, Канада) подтверждают, что дети, спящие рядом с мамой до 2 лет, гораздо реже страдают ночными кошмарами в последующие годы, чем дети, спящие отдельно.

Наиболее частым персонажем детских кошмаров является Волк, который может отражать боязнь взрослого мужского пола, который слишком строг с ним: папа, дедушка, старший брат. Таким же образом излишне строгая и раздражительная женщина (мама, воспитательница) приходит в детские сны в образе Бабы Яги.

Чаще хвалите своего малыша, увеличьте количество подвижных игр на свежем воздухе, оградите его от скандалов, неподходящих видео и разговоров о катастрофах и преступности.

Будьте с ним рядом, пока он не заснет, а потом постепенно замените себя на любимую игрушку. Проветривайте детскую и не перекармливайте малыша на ночь.

Но если вы видите, что кошмары становятся постоянными, а эмоциональное состояние малыша явно не в норме (агрессивность, пугливость, плаксивость и т.п.), необходима консультация специалиста.

Страшная сказка (кино, мультфильм)

Большинство детских сказок (и старых классических, и новых) содержат сцены насилия, запугивания, угроз, страшных превращений героев), что может напугать очень впечатлительного ребенка, и появляется боязнь какого-либо персонажа — он может мерещиться в темноте, приходить во сне и т. д. Коррекция детских страхов с помощью сказок — хороший метод для борьбы со страхами, даже вызванными самими сказками. Придумайте вместе с малышом свой рассказ с участием страшного героя. В этой сказке должно быть хорошее начало и хороший конец.

«Я не знаю, кто вы и что от вас можно ожидать, поэтому я лучше буду рядом с мамой». Страх перед близким контактом с незнакомцами или родственниками, с которыми он видится редко — абсолютно нормальная реакция любого ребенка, инстинкт самосохранения.

Чтобы снизить волнение малыша при общении с чужими людьми, попросите взрослых не контактировать слишком настойчиво (проще говоря — не лезть к ребенку), проявить терпение. Подскажите им несколько любимых игр малыша, которые помогут найти контакт.

Страх перед разлукой с родителями

«Почему вы оставляете меня? А что, если вы не вернетесь?». Боязнь разлуки с родителями является нормальным этапом формирования психики любого ребенка.

Если у вас есть необходимость регулярно оставлять ребенка на попечение другого человека, то пусть он будет хорошо знаком вам и малышу (бабушка, тетя, старшие дети, няня, к которой он привык).

Перед уходом поиграйте с ребенком, обязательно попрощайтесь с ним (а не тихо улизните), и постарайтесь не задерживаться. Такой ежедневный ритуал даст понять малышу, что мама всегда возвращается.

Страх одиночества

«Я чувствую себя в безопасности только тогда, когда вы находитесь рядом со мной в комнате». Когда ваш малыш начинает играть самостоятельно, постепенно приучайте его к уединению. Сначала отходите от него в другой конец комнаты и наблюдайте за ним оттуда.

Затем постепенно переходите в другую комнату, но так, чтобы быть в поле зрения ребенка. Находитесь в отдалении не более 30 секунд, а затем снова возвращайтесь. Постепенно можно будет приучить малыша к полному уединению в комнате.

Но помните, что нахождение ребенка без присмотра может быть опасно для него.

Маски, костюмы, ростовые куклы

«Я боюсь масок, потому что они выглядят неестественными, и я не знаю, что за ними». Маскарадные костюмы и ростовые куклы на празднике могут доставить детям радость, а могут и напугать.

Дело в том, что они, как правило, выглядят неестественными (не похожими на реальных людей и животных, бывают слишком большими или непропорциональными), а это очень часто пугает детей дошкольного возраста.

На празднике не подходите к актерам в масках слишком близко — пусть малыш сначала издалека изучит героев, а потом попросите актера снять маску и улыбнуться малышу.

«Я боюсь врача, потому что он делает мне больно». Страх перед медицинскими процедурами настигает ребенка уже в коридоре больницы во время ожидания (или даже дома), и здесь важно правильно его подготовить.

Поговорите заранее о ходе процедуры, пообещайте небольшое вознаграждение (сладость, поход в парк и т.п.), во время ожидания отвлекайте его песнями и играми, чтобы снизить напряжение.

По возможности присутствуйте вместе с ребенком во время процедуры, а после нее обязательно похвалите его, скажите, какой он смелый и сильный.

Боязнь животных

«Я боюсь чужих животных, потому что не знаю, чего от них ждать». Не смейтесь над ребенком, если он боится кошек, собак или насекомых. Не говорите: «не выдумывай, тут нечего бояться».

Вместо этого скажите: «Я понимаю, что собака тебя пугает. Давай ходить мимо нее вместе — я буду держать тебя за руку».

Познакомьте малыша с безопасными насекомыми, держа их в своих руках, не настаивая, чтобы малыш их брал в руки сам.

Смерть

Рано или поздно ребенок начинает замечать мертвых голубей и насекомых на улице, обращать внимание на понятие «смерть» в разговорах взрослых.

Страх смерти нередко встречается у детей дошкольного возраста (64% девочек, 36% мальчиков), потому что они начинают понимать, что когда-нибудь (или даже внезапно) не станет его родителей и его самого. Его пугает, что однажды он закроет глаза, «и всё».

Ваша задача в такой ситуации — не прятать глаз и не убегать от ответа. И уж тем более, не упрекать за подобные мысли. Просто спокойно объясняйте малышу, что все умирают, и это нормально. Дайте ему понять, что это естественно и не страшно.

Никогда не смейтесь над страхами своего ребенка, не принижайте их значения, не игнорируйте и, тем более, не наказывайте за них. Только ваше понимание, уважение, чуткое отношение и содействие помогут малышу преодолеть свои страхи и прийти к душевному равновесию.

Кроме вышеперечисленного, коррекция фантазийных страхов у детей дошкольного возраста может проводиться методом рисования и лепки из пластилина. Попросите малыша нарисовать его страх — это может быть монстр из-под кровати, образы из кошмарного сна и т.д.

Придумайте вместе с ребенком, чего это страх может бояться: например, смеха. Тогда вам нужно вместе посмеяться над этим страхом, подрисовать ему что-нибудь смешное и т.д. А можно сжечь листочек с рисунком и распрощаться с этим страхом навсегда.

Помните, что здесь нельзя давить на ребенка и заставлять его рисовать. Иначе он закроется в себе, и страх может усилиться.

Если ребенок боится врача или животных (ситуативные страхи), то здесь хорошо подойдет метод игры. Позвольте малышу самому побыть в роли доктора — обычно детям это нравится. Возможно, вам придется проигрывать одни и те же ситуации снова и снова, но при мягком и ненавязчивом подходе страх будет постепенно уходить.

Если вы видите, что страхи ребенка мешают его повседневной жизни (наотрез отказывается спать, стал агрессивным или замкнутым, не отпускает маму ни на шаг от себя), значит, необходима консультация врача. Помните, что страхи детей дошкольного возраста легко корректируются специалистами, если к ним вовремя обратиться.

Источник: //mykids365.ru/strahi-u-detej-doshkolnogo-vozrasta/

Метод избавления от страхов с помощь игр

Случаи устранения страхов у детей посредством игры

Как показывают наблюдения, игра может оказать серьезную помощь в борьбе с детскими страхами вплоть до полного их исчезновения.

Подвижные игры

Данный метод избавления от страхов включает в себя несколько этапов, первый из которых — это простые подвижные игры. Желательно проводить их на воздухе, но, если нет такой возможности, можно проводить и дома, желательно, в присутствии нескольких сверстников.

Игры проводятся в комплексе.

На первом этапе — пять простых подвижных игр, не требующих концентрации внимания.

Первой может быть игра в мяч, в кегли, в воздушные шары (подбрасывание их в воздух). После того как игра с подбрасыванием предметов в воздух закончена, следует поиграть с детьми в “цепи” (дети держатся за руки; один из них, разбегаясь, проникает в круг, разбивая “цепи”).Затем можно провести игру-соревнование в виде борьбы на саблях, можно попросить детей покидать друг в друга подушками. После этого следует предложить детям простые прыжки на скакалке.

Последней, пятой по счету, должна стать призовая подвижная игра — к примеру, шутливая эстафета.

Задача первого этапа — повысить общий эмоциональный фон, активизировать психические процессы и создать положительный настрой. Помните, что ребенка обязательно нужно хвалить, независимо от результатов, достигнутых им в игре.
Как показывают наблюдения, уже после первого этапа детские страхи уменьшаются и становятся не такими яркими.

На втором этапе следует предложить детям поиграть в пятнашки, в жмурки, в прятки.

Игра в “Пятнашки” проводится в помещении (комнате). Вам понадобится несколько стульев, которые необходимо расставить в беспорядке таким образом, чтобы ребенок мог пробежать между ними. Главное условие игры — не прикоснуться ни к одному стулу, пробегая.

Если тот или иной участник игры касается стула, он становится водящим. Перед началом игры ребенку следует объяснить, что нельзя касаться не только стула, но и пространства, находящегося над ним.

Дети должны, включив воображение, представить, что высота стула не ограничивается той, что они видят, а простирается до потолка. Водящий, или пятнающий, который догоняет одного из участников игры, может передвигаться по комнате с переменным темпом, то замедляя, то ускоряя его.

Различные выкрики — “Догоню”, “Поймаю”, “Берегись” и т.д. — поощряются. Эта игра — своеобразная эмоциональная “разминка” перед последующими играми.

Игра в “Жмурки” широко распространена и известна каждому. Согласно правилам, одному из детей завязывают глаза платком или непрозрачным шарфом. С завязанными глазами он ловит партнеров по игре.

При этом в комнате расставлены стулья, а это значит, что водящий должен быть осторожным. Двигаясь вперед с протянутыми руками, он по различным звукам (хлопки, выкрики и т.д.

) пытается определить местоположение игроков и поймать одного из них.

Есть и другой вариант игры, когда все участники (кроме ведущего) стоят на своих местах неподвижно и не выдают себя ни единым звуком. Играющие не могут перебегать с места на место, им разрешается только приседать или уклоняться от руки водящего. После того как один из участников пойман, водящий обязан опознать его, не открывая глаз. Обнаруженный участник игры на время из нее выходит.

Тишина и напряженное ожидание создают у участников игры особую атмосферу, наполненную тревогой и радостью. Помните, что в этой игре, как и во всех остальных, очень важное значение имеет похвала. Обязательно следует хвалить ребенка, который хорошо спрятался или удачно уклонился от водящего, а также самого водящего, когда он опознает очередного игрока.

Игру в “Прятки” лучше проводить в большом помещении или на открытой площадке, где имеются различные предметы, за которыми можно спрятаться.
Досчитав до десяти, водящий начинает поиск игроков. В роли водящего выступают все участники игры поочередно.

Отличные результаты дает игра “Кто вперед?” Согласно ее правилам, несколько детей, выстроившись в один ряд и повинуясь команде ведущего, начинают прыгать, как зайчики, вперед — до того места, где лежит приз. Кто быстрее допрыгает до приза, тот его забирает.

Важный момент игры — “пусковое” слово, то есть команда ведущего, которая подается завуалировано, с эффектом неожиданности. К примеру, в качестве команды можно выбрать слово “зайчики”. При этом ведущий произносит команду не сразу. Он ведет неторопливый и медленный рассказ, заставляя играющих концентрировать свое внимание на его словах.

Образец речи ведущего:
“Далеко-далеко… В темном, зеленом лесу… Живут разные звери… Белки, ежики… Медведи, зайчики, разные птицы…” (Сигнальное слово может не выделяться интонационно, что еще более осложнит задачу и заставит детей повысить концентрацию внимания). Можно просто перечислять зверей.

В качестве пускового слова можно выбрать любое — это может быть называние цвета (в этом случае ведущий перечисляет разные цвета), явления природы и т.д.

Эта игра — прекрасное средство повышения настроения, преодоления скованности, подавленности, создания положительного эмоционального настроя. Не следует, однако, проводить эту игру более тридцати минут — это может привести к перевозбуждению нервной системы и дать отрицательные результаты.

Еще одна игра — “Вопрос-ответ”. Дети выстраиваются в одну линию напротив взрослого, который держит в руках приз и задает детям простые вопросы, например, какого цвета листья на деревьях? Откуда берется молоко? Что бывает после лета? Не следует подходить излишне принципиально к ответам на вопросы.

Главное в этой игре — опередить других, а ответ может быть приблизительным или шутливым, смешным, например, на вопрос: “Откуда берется молоко?” ребенок может ответить: “Из холодильника!” Ребенок, опередивший остальных в ответе на вопрос, продвигается на один шаг вперед.

Таким образом один из играющих приближается к взрослому раньше других и получает заслуженный приз а вместе с ним и другие дети получают заряд бодрости и положительных эмоций.

Очередность проведения описанных выше игр следующая: после игры в “Пятнашки” проводится одна (любая) из тех игр, которые были описаны выше. Игры проводятся ежедневно или через день, выбор игры зависит от желания детей, однако не следует слишком часто повторять одну и ту же игру.

Все описанные выше игры способствуют активизации эмоционального тонуса ребенка, укреплению его уверенности в собственных силах. В течение двух месяцев результаты игровой терапии становятся наглядными и очевидными: эмоциональное напряжение ребенка ослабевает, он начинает более открыто выражать свои чувства и смотреть на мир оптимистично.

При проведении игр помните, что главное — поддерживать у детей интерес к ним. Поэтому не следует играть слишком долго или проводить в один день сразу несколько игр. В том случае, если игра ребенку надоела, обязательно отложите ее до того времени, пока ребенок снова сам не захочет играть в нее.

Ролевые игры

Следующий, и наиболее важный этап игровой терапии страхов — это так называемые ролевые игры. Этот метод широко применяется в психологии как один из эффективнейших методов преодоления фобий. Ролевые игры проводятся в группе детей и взрослых.

Для того, чтобы проводить с ребенком ролевые игры, взрослый должен четко знать психологию сказочных персонажей, распределение ролей (по схеме: добро -зло), а также источники страха ребенка.

Подготовительный период ролевых игр заключается в следующем: взрослые вместе с детьми читают сказки, наблюдая за реакций детей при появлении персонажа страха.

В младшем возрасте продолжительность чтения не должна превышать 20 минут, в старшем — 30 минут. Желательно на время чтения сказки постараться обеспечить музыкальное сопровождение событий.

Отбор музыкальных фрагментов производится по принципу эмоциональной окраски музыки и соответствия ее происходящим в сказке событиям.

Чтение сказки не должно быть односторонним. Дети, внимательно слушающие и переживающие перипетии, происходящие с героями, периодически должны включаться в ход повествования. К примеру, взрослый может спросить, как поступить герою в сложной ситуации, какую дорогу лучше выбрать и т.

д., а также подсказать, какие события ожидают ребенка, чем закончится повествование. Таким образом обеспечивается очень важный психологический момент — кос­венное участие ребенка в сказочных событиях.

Взрослому необходимо внимательно следить за реакциями страха, возникающими у ребенка в тот или иной момент повествования. Уже на этом этапе возможно и непосредственное включение ребенка: ему предлагается изобразить кого-либо из героев, выражение его лица, поведение и т.д.

Ни в коем случае не следует принуждать ребенка играть “роль”, если он сам этого не хочет.

На следующем этапе ролевых игр из прочитанных сказок выбираются те, которые вызвали наибольший интерес и наиболее интенсивный эмоциональный отклик у ребенка (детей).

Выбирая ту или иную сказку для проведения ролевой игры, взрослый должен руко­водствоваться не только своим мнением, но и мнением ребенка.

В доступной для детей форме нужно провести обсуждение характеров сказочных персонажей — это необходимо для более четкого последующего ролевого отображения.

По мере обсуждения характеров сказочных персонажей взрослому следует спрашивать у ребенка, как бы он поступил в той или иной ситуации и почему, стимулируя таким образом воображение ребенка и поощряя его активность.

После этого переходят к следующему этапу — подготовке декораций. Вместе с ребенком (детьми) взрослый рисует маски, из подручных материалов делаются различные элементы. В подготовке ролевых игр можно использовать как самостоятельно изготовленные, так и готовые маски сказочных персонажей.

Распределение ролей — очень важный момент в подготовке. Одну или несколько ролей должны взять на себя взрослые. Это необходимо для того, чтобы иметь возможность направлять ход событий. Роль выбирается самим ребенком без принуждения взрослого. При повторном проведении игры желательно иное распределение ролей — так повышается гибкость мышления ребенка, стимулируется его воображение.

Цель данного этапа — добиться того, чтобы ребенок самостоятельно выбрал роль “злодея”.

Именно при вхождении ребенка в образ источника собственного страха достигается поставленная цель. Ребенок, войдя в образ непредсказуемого, загадочного и таинственного персонажа, автоматически трансформирует его восприятие.

Во время проведения игры не следует слишком строго соблюдать сценарий, точно так же свободно, с долей импровизации, должны подбираться и реплики героев.

Непредсказуемый поворот событий — совсем неплохой момент в игре, поэтому не следует слишком строго ограничивать заданными рамками характер героев и сюжет.

В данном случае можно обойтись и без зрителей — сами участники драматического действия становятся и зрителями, наблюдая друг за другом.

После проведения нескольких игр по известным сюжетам следует перейти к разыгрыванию сказочных сценок, придуманных ребенком самостоятельно. Взрослый не должен активно вмешиваться в работу ребенка над сюжетом сказки.

Не следует его ни в чем ограничивать: продолжительность новой сказки, характер героев, их количество, ход событий — все должно соответствовать его усмотрению, как и роль, которую он выберет для себя в новой игре.

Время проведения игры не должно превышать 30 минут. Не обязательно умещать в одной игре целую сказку — можно проиграть только один из эпизодов повествования. Главное здесь, как говорится, не количество, а качество.

Успех в достижении поставленной цели может быть достигнут в том случае, если:—обеспечивается полное эмоциональное погружение ребенка в игру, т.е. на время игры он воспринимает происходящие события и действующих лиц как реальные;—взрослые и дети во время ролевой игры находятся в равных позициях, т.е.

взрослый участвует в игре параллельно, не принуждая ребенка ни к чему и не давая ему никаких указаний;—игра подчинена импровизации, свобода действий и поступков ребенка не ограничивается;— полностью соблюдаются организационные моменты игры — ее продолжительность и периодичность;

— обеспечивается свобода выбора и чередование “добрых” и “злых” ролей.

Рекомендуемые статьи: Нарушение сна и ночные кошмары :: Рисование страхов :: Метода анатомирования и манипулирования страхами .

Источник: //www.child-psy.ru/detstrahi/120.html

Эффективная профилактика детских страхов: игра

Случаи устранения страхов у детей посредством игры

Здравствуйте, дорогие родители!

Наверное в жизни каждого ребенка могут возникнуть пугающие ситуации, где ребенок нечаянно испугался или его вынужденно напугали. Или же …, ситуация может произойти любая, которая оставит пугающий след на психике ребенка.

Детские страхи могут быть разного характера. Но предупредить пусть еще не сформировавшиеся детские страхи маленького человека и скорректировать тревоги намного проще, чем потом с ними пытаться бороться, что иногда может только усугубить их.

Профилактика и вытеснение детских страхов

Страхи, в том числе и детские, дают толчок к развитию, усовершенствованию, как самого хранителя страха, так и условий в которых он пребывает.

Пока мы не изменим свое отношению к страху, к конкретной ситуации, которая его породила, мы так и будем его дальнейшим узником. И он будет принимать все разнообразнейшие виды и формы.

Как действенный метод взаимодействия с ребенком — это конечно же игра. Путем проведения определенного вида игр можно воздействовать в том числе и на детские страхи.

Главной задачей игр, которые нужно проводит с ребятами: изменение отношения к сложившейся ситуации или условий, которые привели к возникновению страха.

Виды игр

Игра поможет ребенку снять напряжение, предупредит развитие комплексов, поможет наладить отношения и просто весело провести время.

Так какие игры помогут от детских страхов?

Современные психологи работая со страхами ребенка с 2 лет до 7 используют несколько вариантов избавления, коррекции и профилактики.

  • Настольные игры.

    Это могут быть «Ассоциации», «Шашки — Уголки».

    Такие простые на первый взгляд игры помогут ребенку преодолеть робость, научиться достойно проигрывать, поверить в себя и менять ход событий игры, применяя другую стратегию.

Проводя такие игры давайте возможность ребенку выигрывать, иначе это не принесет ожидаемого результата. Он должен ощутить не только вкус процесса, но и вкус победы.

  • Рисуем детские страхи.

  • Маски страха. Ребенок  рисует из плотной бумаги или картона маску, которую он считает страшной и пугающей.

    Потом можно пугать игрушки или взрослого, но не наоборот!

Можно одеть на куклу и расспросить малыша, боится он или нет. Если боится, попытаться разрисовать маску так, чтобы она стала выглядеть добрее или смешнее.

  • Выдумываем истории. Здесь ребенок должен сочинить сказку на ходу. На основе тех сказок, которые он уже знает или которые ему больше по душе.

Персонаж — это не сам ребенок, а выдуманный. Ребенок должен играть роль того, кого пожелает. Но должен чередовать свои роли: играть и плохого, и хорошего героя.

Благодаря этому ребенок начинает меньше бояться плохих героев, так как сам побывал ими. А если он смелый и отважный главный герой, который всех спас, то он уже испытывает меньше страха в реальности, например, в темной комнате.

  • Куклотерапия. Здесь может использоваться любимый персонаж ребенка или любой другой по договоренности и разыгрывается ситуация, которая вызывает у ребенка страх или тревогу.

История разворачивается таким образом, что герой ребенка обязательно побеждает  то, чего боится ребенок. Такие игры хорошо корректируют неразвитую речь, тревоги, страхи, неуравновешенность, замкнутость.

  • Подвижные игры на преодоление страха. Посредством таких игр дети преодолевают скованность, замкнутость, панику, неуверенность в себе и своих силах.

    Помогают вывести ребенка из зомбического состояния, активировать, зажечь.

Это могут быть любые активные игры на быстроту реакции: игры в мяч или воздушными шариками (футбол, баскетбол, боулинг, подбрасывание и ловля воздушных шаров), полоса препятствий как дома, так и на улице.

Занятия на спортивных комплексах и турниках (лазание и спрыгивание на мат, преодолевая страх высоты, страх пораниться).

Здесь можно заниматься и в одиночку, но лучше если это будут соревнования в команде или эстафета, чтобы ребенок ощутил процесс соперничества, командный дух.

  • «Прятки», как на улице, так и дома. Можно прятаться как всем игрокам, так и прятать различные предметы или игрушки.

    Если ребенок боится темноты можно прятать кукол в темной комнате при включенном ночнике.

  • «Жмурки», в эту игру современные дети соврем не играют, а жаль.

    Благодаря такой простой игре ребенок научится полагаться на себя, избавится от нерешительности, поможет побороть страх темноты, неизвестности, замкнутого пространства, одиночества, научиться быть осторожным и доверять своей интуиции.

Водящему завязывают глаза и он должен вытянув вперед руки на ощупь найти другим участников игры. Но при этом ему на пути могут быть расставлены препятствия и он должен быть очень осторожен (стулья,  небольшие коробки).

  • Сюжетно — ролевые игры, где ребенок берет на себя роль взрослого: например врача, полицейского и пр.

Посредством таких игр мы можем проиграть с ребенком болезненную для него ситуацию, например боится врачей: пусть сам побудет доктором и полечит маму, папу, кукол, других детишек.

Такие игры благоприятны для общего психического развития ребенка, развивают воображение, учат планированию, принятию самостоятельных решений, развивают память, нравственные качества, помогут побороть агрессию или наоборот замкнутость.

Формируем правильное представление у ребенка

У детей до 6 лет нет четкого понятия и отделения реального от нереального, настоящего и сказочного. Мы порой сами помогаем им в этом, поощряем детские фантазии и чуть ли не заставляем его выдумывать себе новых героев и персонажей, которые обладают новыми способностями и пугают его создателя.

Рассказывая ребенку очередную сказку вдумайтесь, что вы преподносите ребенку, какую информацию вкладываете в детские умы. Это вовсе не означает, что ребенок не должен верить в чудеса, но он должен проводить грань между реальностью и вымыслом.

Зачастую страх может быть вызван заниженной самооценкой ребенка. Нужно обратить внимание на его отношения с домочадцами, сверстниками, преподавателями.

Уделить этому достаточное внимание и попытаться разобраться, почему так происходит. Так ребенок может создавать в виде страха себе дополнительное защиту.

Больше беседуйте о страхах со своим ребенком, часто произнесенное одно и тоже, уже не кажется таким страшным. Это намного лучше, чем он будет жить со своим страхом, и оставаться с ним один на один.

Одновременно с этим вы  показываете ребенку, что вам не безразличны его переживания и чувства, и вы солидарны с ним.

В любой семье профилактикой страха может быть ежедневное общение со всеми ее членами. Коллективное обсуждение, как кто провел день, какие трудности были встречены сегодня каждым.

Это не только дети должны рассказывать, но и взрослые детям должны поведать, какие трудности они преодолели. Что сегодня у начальника было плохое настроение, он всем устроил взбучку, и после этого день не задался, проколола колесо по пути  домой.

Но ничего, жизнь продолжается и мы все вместе, сейчас улыбаемся и пьем чай.

Так ребенок будет понимать, что на пути любого человека могут быть трудности. И в любом возрасте, у каждого они свои, но их нужно преодолевать, встречать с достоинством и выносить из них жизненный опыт.

А не забиваться в раковину и пытаться их избежать. Формируйте с детских лет  в своем ребенке правильное понимание проблем и их решений, благодаря чему он покинет родительское гнездо полноценным и уверенным в себе человеком.

Надеюсь, статья оказалась для вас полезной!

Ничего не бойтесь, улыбайтесь и будьте счастливы!

Пишите комментарии и заходите  в соц. сети!

С уважением, Юлия Полонская

Источник: //polonskaya-blog.ru/kakie-igry-pomogut-ot-detskih-strahov/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.