Современные игрушки: польза или вред?

Современные игрушки. Вред и польза

Современные игрушки: польза или вред?

Играя, дети познают мир. Поэтому при покупке очередной игрушки важно оценивать не только красивый внешний вид и безопасность, но и то, насколько и как она может повлиять на психологическое и эмоциональное состояние ребенка.

Формирование личности ребенка, его развитие, освоение полезных бытовых и коммуникационных навыков невозможно без игр и игрушек. Если раньше куколок и лошадок делали из подручных материалов, то сегодня при производстве игрушек используются самые современные технологии. Психологи и педагоги относятся к этому двояко.

Одни утверждают, что высокотехнологичные игрушки позволяют детям легко осваивать мир гаджетов, без которых немыслима жизнь современного человека. Другие бьют тревогу – по их мнению, чересчур реалистичные игрушки не дают развиваться детской фантазии и мешают развитию коммуникативных навыков.

Насколько оправданы эти опасения? Давайте разберемся.    

Слишком интерактивно

Многим родителям знакома картина: ребенок выпросил очередную интерактивную игрушку, день-другой не выпускал ее из рук, а потом забросил и уже просит новую.

Взрослые, особенно те, кому уже за 30, удивляются: мол, мне бы в их годы такие игрушки – да я бы от счастья с ума сошел! А детям – скучно.

Вся детская завалена шикарными куклами, роботами, машинками на дистанционном управлении, роскошными интерактивными игрушками – а им скучно!

Не спешите обвинять детей в избалованности. Психологи утверждают – такие игрушки и в самом деле скучны! Поначалу их яркий внешний вид привлекает ребенка, но быстро выясняется, что в эту игрушку нельзя по-настоящему играть.

Куклы все делают сами: поют, танцуют, говорят, плачут, кушают и даже ходят в туалет. Машинки ездят, вертолеты летают, интерактивные мягкие игрушки почти не отличаются от реальных домашних животных.

Что же остается ребенку? Только нажимать на кнопки. Разве это – игра?

Ребенку интересен сам процесс игры, интересно активно участвовать в ней. Что-то придумывать. Катать машинку по полу. Говорить от имени куклы или плюшевого мишки. Игрушка, обладающая собственной активностью, превращает детей из участников игры в сторонних наблюдателей, и быстро становится неинтересной детям.

Первоначальная цель игрушек – развивать фантазию, творческий потенциал, воображение ребенка. Суть игры – в создании воображаемых миров и ситуаций. Современные технологии, которые используются при производстве игрушек, не позволяют это сделать.

Что же делать? Ответ на этот вопрос можно найти, понаблюдав за детьми. Многие родители замечали, что дети могут часами увлеченно играть с совершенно непредназначенными для этого предметами.

Из коробки от холодильника может получиться и рыцарский замок, и ракета, и небоскреб, и поезд. Из найденной на улице палки – отличный меч, посох мага или ружье.

При этом шикарные игрушки будут отброшены в сторонку, а ребенок полностью погрузится в создание своего, особого мира из подручных средств.

Эти наблюдения вполне соотносятся с советом психологов: если вы хотите, чтобы у ваших детей развивалась фантазия, игрушек должно быть немного, они должны быть не очень «самостоятельными» и реалистичными, и подходить для множества различных игр.

Страшилки и монстры

Прекрасные принцы и принцессы появляются в мультфильмах все реже. В моде – монстры, мутанты, нечисть, роботы-трансформеры, так называемые expression dolls с утрированными и неестественными чертами лица. По мотивам этих мультиков делают игрушки. Казалось бы, что плохого? Детям же нравится!

Но беда в том, что ребенок всегда идентифицирует себя с той игрушкой, в которую в данный момент играет.

Он говорит от ее имени, принимает за нее решения, оценивает мир с точки зрения игрушечного персонажа – и незаметно перенимает его качества.

Игры в Ивана-царевича, Маугли, благородного рыцаря и удалого гусара помогают детям проявлять благородство, великодушие, смекалку, отвагу, находчивость. А чему научат ребенка кукольные монстры?

Конечно, страшные игрушки существовали всегда. Но Кощей, Баба Яга, драконы, и прочая сказочная нечисть была страшной «на лицо», и злобной «внутри». Эти игрушки были нужны для отыгрыша негативных эмоций и как пример неправильного поведения. Поэтому дети не ассоциировали себя с ними, а «боролись» против них.

А вот современные уродцы позиционируются как «на лицо ужасные, добрые внутри». Этот диссонанс размывает грань между добром и злом, и может лишить ребенка нравственных ориентиров.

Еще одна беда всевозможных игрушечных страшилок – возможные нарушения коммуникативной функции. Монстры не дружат, не спасают мир и не создают семьи.

  Единственный сюжет, в который с ними можно играть – это бесконечная битва. Причем не за правое дело – а просто по принципу «кто сильнее».

Стоит ли удивляться, что дети, играющие в такие игрушки, не понимают ценности дружбы, становятся агрессивными и раздражительными? 

Барби и компания

Изначально на куклах девочки отрабатывали модель будущего материнства. Купали, кормили, укладывали спать. Барби и ей подобные – шикарные светские тусовщицы с умопомрачительными формами и всеми атрибутами роскошной жизни. Они вызывают у маленьких девочек интерес к тем сферам жизни, к которым те в силу возраста еще не готовы: флирту, романам, шопингу, красивой жизни.

Кроме того, красивые и богатые куклы, по мнению психологов, зачастую приводят к формированию у своих маленьких хозяек большого комплекса неполноценности – ведь их внешность не так идеальна, а таких красивых нарядов, машин и яхт в реальной жизни, скорее всего не будет. Уже известно немало случаев, когда подросшие хозяйки Барби начинают перекраивать себя с помощью пластической хирургии, чтоб стать похожими на своих кукол.

Опасные игрушки

1. Гигантские мягкие игрушки представляют для маленьких детей реальную опасность. Во-первых, за ними трудно ухаживать, их не засунешь в стиральную машину. Будучи форменными «пылесборниками», эти игрушки могут стать причиной развития аллергии.

Во-вторых, особо огромный мишка или заяц может запросто придавить ребенка. А при попытке поднять такое чудище малыш может потерять равновесие и упасть. И, наконец, самые маленькие дети могут попросту испугаться таких гигантов. Поэтому безопасная игрушка должна быть минимум вдвое меньше по размеру, чем сам ребенок.

2. Фантастическое оружие с обильными световыми и шумовыми эффектами излишне возбуждает нервную систему ребенка и может вызвать агрессию. 

3. Излишне яркие игрушки, окрашенные более, чем в три цвета, не годятся для младенцев – они их раздражают и пугают. 

Источник: //blog.irr.ru/view/sovremennyie_igrushki_vred_i_polza

Польза и вред игрушек для детей

Современные игрушки: польза или вред?

Покупая детские игрушки, мы редко задумываемся об их вреде и пользе. Игрушки для детей современные родители часто оценивают с точки зрения забавности или оригинальности, а между тем такой безответственный подход может навредить ребёнку, ведь физическое и психическое здоровье закладывается «с младых ногтей».

Вредные игрушки для детей: химический аспект

Для начала стоит остановиться на очевидном вреде, который игрушки для детей могут нанести своим маленьким хозяевам. К сожалению, не все производители добросовестно придерживаются норм и правил, а потому следует опасаться следующих химических веществ.

  • Фенол. Этот ароматический углевод используется для того, чтобы придать резине или пластмассе желаемую форму. Вещество быстро всасывается через кожу ребёнка, нередко вызывая аллергическую реакцию, проникает в ЖКТ и дыхательные пути, накапливается в печени и почках. Его опасность в том, что он разрушает иммунитет ребёнка, а также поражает его нервную систему.
  • Формальдегид. От самого названия этого газа веет мертвячиной и он, на самом деле, опасен для организма ребёнка, что не мешает недобросовестным производителям использовать его в составе пластика, текстиля и красок. Это канцероген, способный вызвать развитие раковых клеток и спровоцировать лейкоз. В зону поражения чаще всего попадают дыхательные пути, кожа младенца, его глаза и репродуктивные органы, а также генетический материал.
  • Ртуть. Это невероятно токсичный металл, 1,5 грамма которого может отравить 5 миллионов кубических метров воздуха. Просто ужасно, что в последнее время стали фиксироваться случаи использования ртути в производстве игрушек для детей, ведь это вещество может стать причиной отставания в развитии и появления нарушений неврологического свойства. Ртуть поражает мозг, что проявляется в нарушениях моторики и речи.
  • Свинец. Этот металл становится опасен при попадании в организм, а ведь дети часто тянут в рот всё, что не нужно. В случае проглатывания ребёнок может даже умереть от отравления, или подвергнуть риску своё умственное развитие. Производители используют свинец для посеребрения металла, в зоне особого риска оказываются игрушки для девочек: серёжки, кулоны, колечки, броши, цепочки, подвески, браслеты и т.д.

Подробнее о том, чем могут быть вредны игрушки для детей, вы узнаете из ролика:

Обратите внимание, что часто опасными и вредными оказываются те игрушки для детей, которые имеют наиболее низкую стоимость.

Понятно, что молодая семья всегда ищет возможность экономии, однако экономить на качестве и пользе игрушек для детей нельзя.

Лучше воспользуйтесь промокодами с сайта ГдеКод – это отличная возможность получить хорошую скидку на качественные товары для детей!

Теперь, когда мы разобрались с химическим аспектом вреда игрушек для детей, пора поговорить об их психологическом наполнении.

Полезные игрушки для детей: подсказки психологов

Говоря о вреде и пользе игрушек для детей нельзя игнорировать мнение психологов – именно они видят и знают то, о чём родители, порой, даже не догадываются.

  • Игрушка должна учитывать возраст ребёнка – как известно, развитие малыша это последовательный процесс, логику которого нарушать не стоит.
  • Игрушки с агрессивным или уродливым дизайном – прямой путь к пробуждению и развитию в ребёнке злости и враждебности.
  • Электронные игрушки мешают ребёнку развивать фантазию – с ними игра становится предсказуемой и линейной.
  • Игрушка должна быть полифункциональной – с ней малыш должен играть в разные игры, это развивает воображение.
  • Ребёнок должен понимать, что представляет собой игрушка. Неправильное изображение исказит восприятие действительности.
  • Слишком яркие игрушки, имеющие в дизайне более 3 основных цветов, не подходят для младенцев – они будут их раздражать.

Выбор игрушки для ребёнка всегда остаётся за родителями, но если вы хотите не только развлечь, но и развить малыша, ознакомьтесь со своеобразным хит-парадом игрушек, составленных психологами.

  1. В возрасте от рождения до года дети охотнее всего играют с погремушками, неваляшками и подвесками на коляске или кроватке. Ко всему этому стандартному набору психологи советую добавить «звучащие шары». Такие игрушки ребёнок сможет катать, трясти и сталкивать между собой. и познавательно в этом возрасте!
  2. В возрасте от года до 3 лет у детей в фаворе кубики, куклы и машинки или другой транспорт – в зависимости от пола ребёнка. Специалисты советуют не забывать про такое развлечение как пирамидка. Их существует великое множество – разобраться с тем, какую пользу они приносят малышу, будет не трудно!
  3. В возрасте от 3 до 7 лет дошколята предпочитают играть в конструктор и пазлы, однако не стоит забывать о том, что важно учить ребёнка общению и принятию самостоятельных решений. К досугу ребёнка добавьте наборы для совместных игр – это отличный тренажёр для социализации малыша в преддверии школы.

Пусть ваш ребёнок играет не только с удовольствием, но и с пользой!

Источник: //www.rebenokdogoda.ru/poza-i-vred-igrushek-dlya-detej.html

Игрушки, которые оглупляют, озлобляют и манипулируют детьми

Современные игрушки: польза или вред?

Психологи обеспокоены тем, насколько изменилось качество детской игры современных дошкольников: она стала однообразной, агрессивной и индивидуалистичной.

Одна из причин печальной тенденции – многие модные игрушки, которые тормозят развитие ребенка, искажают его эмоциональную сферу и формируют негативные свойства характера. Об опасных «игрушках престижа» порталу www.

interfax.by рассказала детский психолог Инна Малаш.

Больше чем игра

Для малыша игрушка – незаменимый инструмент познания окружающего мира, позволяющий овладевать новыми действиями, решать новые и все более трудные задачи.

Поэтому взрослым следует со всей ответственностью подходить к выбору игрушек – не только учитывать возраст ребенка и удостоверяться в их санитарно-гигиенической безопасности, но и знать критерии педагогической и психологической полезности и вредности «друзей детства». Для этого важно иметь представление о значении игры для ребенка:

– игра – это ведущая деятельность дошкольника, определяющая развитие его интеллектуальных, физических и моральных сил;

– в игре формируется творческое воображение;

– игра – это «школа произвольного поведения» (ребенок учится осознанно управлять своими поступками);

– игра – это «школа морали в действии» (именно игра и сказка помогают ребенку уяснить, «что такое хорошо и что такое плохо»; словесные объяснения могут быть долгими и безуспешными);

– в игре ребенок учится общению, взаимодействию с другими людьми и познает самого себя;

– в игре ребенок учится выражать свои чувства и понимать чувства других людей;

– в игре происходит повторение социальной практики, доступной пониманию ребенка.

Вредные игрушки

На первый взгляд может показаться, будто нет ничего сложного в том, чтобы определить, какие игрушки способны причинить вред развитию малыша. Так, безоговорочно вредны игрушки, которые не пробуждают у ребенка стремления к познанию окружающего мира или делают невозможной самостоятельную и свободную творческую игру.

Однако на практике провести границу между игрушечным «добром» и «злом» неспециалистам часто нелегко. К тому же многих взрослых сбивает с толку фактор цены: большинство вредных для детской психики игрушек отнюдь не дешевы, поэтому в их «всесторонней» безопасности не сомневаются.

Итак, с какими игрушками детский психолог Инна Малаш категорически не советует знакомить дошкольников?

Куклы-женщины (Барби, Синди, Братц и др.). Играя со «взрослой» куклой, маленькая девочка ограничена в возможности имитировать маму. Это неблагоприятно сказывается на отношении будущих женщин к материнству.

Многие психологи убеждены, что куклы Барби и их аналоги являются воплощением антикульта хранительницы домашнего очага. Также высказываются мнения, что куклы-женщины с неестественными пропорциями способны заронить в души девочек первые зерна недовольства собственным телом. В будущем возможны «всходы» в виде таких психических расстройств у девушек, как анорексия и булимия.

Страшные игрушки (куклы-монстры, мутанты, чудовища, уродцы). Если традиционные игрушки – добрые и милые – выполняют психотерапевтическую функцию (а именно помогают детям овладевать своими страхами и побеждать их), то жуткие изделия игрушечной промышленности, наоборот, привносят в жизнь малышей дополнительную порцию кошмаров.

Эти игрушки оказывают непосредственное влияние на формирование черт характера: ребенок, копируя образ куклы, отождествляя себя с нею, может стать замкнутым, недоверчивым, злобным.

Также игрушечные монстры-«сотоварищи» будят в детях неконтролируемую агрессию, вызывают нарушения концентрации и распределения внимания, могут быть причиной затруднений в построении отношений ребенка со сверстниками и взрослыми.

Кроме того, страшные игрушки извращают чувство прекрасного, а значит, препятствуют формированию у детей эстетического вкуса.

Электронные игрушки (транспортные, музыкальные), создавая иллюзию активности ребенка, на самом деле манипулируют им и задают программу действий.

В сущности, маленький человек превращается в созерцательно-пассивное «дополнение» к игрушке, его деятельность сводится к бесполезному для развития логики нажатию кнопок.

А отсутствие простора для представлений, фантазирования, преобразований и экспериментов тормозит развитие творческого мышления ребенка.

Интерактивные куклы и животные способствуют искаженному развитию сферы эмоций и чувств. Имея в своем арсенале множество ответных реакций на взаимодействие с человеком, эти игрушки эмоционально «дезориентируют» малыша: на поглаживание и покачивание могут ответить плачем или звуками неудовольствия, а на агрессию или долгое невнимание – обниманием или радостными репликами.

Способы противостоять игрушечному коварству

Родительская осведомленность о психологическом вреде современных игрушек, увы, не гарантирует взрослым спокойной жизни, а детям – счастливого и безопасного детства. Агрессивная реклама и заказываемые производителями игрушек хвалебные аннотации делают свое черное дело. Поэтому мамам и папам важно знать, как действовать, если…

…ребенок мечтает о вредной игрушке. Прежде всего родителям стоит задуматься, что привлекает малыша в игрушке. Для этого следует выяснить, как и в чьей компании ребенок собирается с ней играть.

Ответ «Я буду ее бить!» свидетельствует о подавленной агрессии. Ее может вызвать неудовлетворенность основных психологических потребностей ребенка в любви и заботе.

Также агрессию часто провоцируют обиды на родителей или других близких людей (бабушку, брата, друга и др.).

Решить проблему помогут совместные игры и разговоры родителей и ребенка, а также специальные игровые методы снижения уровня агрессивности (например, можно покричать в стаканчик, устроить бой газетными снежками, слепить из пластилина фигуру обидчика и сломать ее и др.).  

Если ребенок хочет привлечь к себе внимание сверстников, он скажет: «Я принесу игрушку в детский сад, и тогда Маша (Ваня) будет со мной играть». Также дети нередко просят купить им ту или иную игрушку, потому что «такая есть у Маши (Вани)».

Возможный корень проблемы – заниженная самооценка малыша. В этом случае родителям важно пересмотреть свои методы воспитания. Вторая распространенная причина – не сформированные у ребенка игровые навыки.

Их можно развить, только регулярно играя вместе с дошкольником.    

…ребенку подарили вредную игрушку. В идеальном варианте родственники и друзья должны ставить родителей в известность о том, какие игрушки они собираются дарить. Но в действительности от нежелательных подарков не застрахована ни одна семья. Поэтому мамам и папам желательно знать, с какими проблемами они могут столкнуться, если после праздника решат избавиться от вредной игрушки.

Во-первых, это обида «дарителей». Многие родители даже не пытаются объяснить родственникам и друзьям, какой вред подаренная игрушка может причинить ребенку.

Их останавливают скрытые и плохо осознаваемые мотивы (страх одиночества и отвержения, чувство вины и др.).

Однако родителям важно понимать: если они не умеют договариваться с людьми, конструктивно вести споры и разрешать разногласия, то они не смогут научить этому своих детей.  

Во-вторых, ребенок может яростно протестовать. Для того чтобы не омрачать праздник, не стоит отбирать подарок у счастливого малыша. «Изолировать» вредную игрушку можно через несколько дней. Главное – идти до конца, не поддаваясь на требования ребенка вернуть подарок.

Если взрослым трудно не отступить от принятого решения, значит, им следует предаться размышлениям о своей родительской роли и честно ответить самим себе на вопросы: «Не руководит ли мною ребенок?», «Не иду ли я на поводу у него?».

Положительные ответы – повод задуматься о причинах.    

Ирина Барейко

Источник: //www.interfax.by/article/100563

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.