Святая Земля. Часть 1. Хеврон. Мамврийский дуб

Мамврийский дуб и хеврон

Святая Земля. Часть 1. Хеврон. Мамврийский дуб

Обыкновенно каждый православный паломник, приезжающий через Яффу в Иерусалим, считает своим долгом пройти в длину Палестину, от Галилеи до Хеврона, и в ее ширину, от Яффы до Иордана, так сказать, перекрестить Святую Землю. Такой образ странствования указан самим Богом первому паломнику в обетованную землю – Аврааму, родоначальнику избранного народа и прародителю Спасителя мира.

“И сказал Господь Аврааму, после того, как Лот отделился от него: возведи очи твои и с места, на котором ты теперь, посмотри к северу, и к югу, и к востоку, и к западу… Встань, пройди по земле сей в долготу и в ширину ее: ибо Я тебе дам ее” (Быт. 13). Следовательно, Господь велел Аврааму перекрестить землю Ханаанскую с севера на юг и с востока на запад.

Место отделения Лота от Авраама, если не было в самом Иерусалиме, то, весьма вероятно, около него, потому что Иерусалим лежит к югу от Вефиля (Быт. 13,3) и на параллели устья реки Иордана, к которой устремился Лот. В Галилее я уже был; оставалось мне, как Аврааму (Быт. 13,18), из Иерусалима “двинуться к дубраве Мамре, что в Хевроне”.

Ко мне присоединились еще три паломника, и мы вчетвером, наняв коляску у Яффских ворот, рано утром выехали из Иерусалима. День был ясный, солнечный. Дул небольшой ветерок. Все предсказывало чудную прогулку.

Переехав Гинномову долину, мы быстро покатили на юг по Вифлеемской дороге. Справа от нас оставался железнодорожный вокзал, а слева – гора Злого Совещания.

Прямо перед нами открывался вид на горы Иудейские.

Один еврей, которому нужно было попасть в Хеврон, насильно навязался к нам в качестве проводника и подсел к извозчику на козлах. Однако сведения его были очень скудны.

– Вот за этой горой, – говорил он, – будет Вифлеем, а там Бет-Джала, где русская школа для арабских девочек… – А это, – спрашиваем мы его, – прямо по дороге что за здание? – Греческий монастырь.

Мы сейчас остановимся у него поить лошадей.

Действительно, вскоре наш возница подъехал к источнику воды. Мы вышли из коляски и направились к монастырю, связанному с памятью пророка Илии. За монастырской оградой виднелся большой масличный сад. По преданию, здесь отдыхал строгий пророк, когда он бежал от израильского царя Ахава.

Один из встретивших нас греческих монахов прочитал в церкви краткую молитву и дал нам поцеловать крест, причем, показывая на блюдо, очень понятно сказал по-русски: – Давай! давай!..

За особую плату монахи записали наши имена для поминовения и одарили нас четками из масличных косточек и бумажными образками российского изделия.

Следующая остановка была у каменного пямятника Рахили с белым куполом. Эта «одинокая гробница вниманье путника зовет» своей печальной историей.

Здесь умирает мать при рождении ребенка; здесь же, через девятнадцать веков, она плачет и рыдает, когда убивают ее детей (Матф. 2,18).

Вскоре мы прибыли на распутье трех дорог: вправо шла дорога в Бет-Джалу, влево – в Вифлеем, а прямо- в Хеврон. Мы решили посетить место рождения Христова на обратном пути в Иерусалим, а потому поехали прямо к городу ветхозаветных патриархов. Да и приличествует сперва побывать у святых праотец, а потом уже на месте рождения Сына Авраамова (Матф. 1.1), как и православная церковь перед праздником Рождества Христова сперва вспоминает Авраама, Исаака, Иакова и других прародителей Спасителя мира.

За Вифлеемом возвышалась вершина Джебель-Фуредис, царившая над соседними горами. Иосиф Флавий говорит, что наверху этой горы Ирод Великий построил себе дворец и город Herodia. Будто бы здесь он и погребен был.

Замечательно, какое сочетание двух противоположностей на пространстве каких-нибудь шести-семи верст! С одной стороны, пышный дворец Ирода Великого на одной из горных вершин Иудеи; с другой – смиренные ясли Христа Спасителя в подземной пещере Вифлеема!

Предполагают, что гора Фудерис есть потухший кратер вулкана. В таком случае в своем «вознесшемся до неба» (Матф. 2,23) Иродиуме Ирод Великий мог бы сказать в прямом и переносном смысле известную фразу: Nous dansons sur le volcan (мы танцуем на вулкане). Во времена крестоносцев Джебель-Фуредис служила им сторожевым пунктом со строны Идумеи.

С тех пор она стала называться также горой Франков. Близ известных Соломоновых прудов, высеченных в скалах недалеко от Хевронской дороги, мы опять вышли из коляски, чтобы собрать букет яркопунцовых анемонов, напоминающих своей окраской наш российский дикий мак.

Палестинские анемоны в это время года, кажется, самый распространенный цветок в здешних краях. Из этих засушенных «крин сельных» монахини католических монастырей делают красивые венки и букеты, наклеивая их на картон.

В оживленных разговорах мы и не заметили, как подъехали к месту древней дубравы, с которой предание связывает явление трех ангелов Аврааму у священного дуба. Нам пришлось немного пройти пешком мимо садов, защищенных каменными оградами.

Около нас быстро собралась толпа арабских детей и русских паломников, прибывших сюда пешком с вечера. Подошла к нам и женщина арабка, заведывающая русской постройкой при Мамврийском дубе. Она любезно приветствовала и ввела нас в ограду достославного дерева, величественно раскинувшегося тремя толстыми стволами, как бы в указание явления на этом месте триипостасного Бога.

Один из моих спутников благоговейно склонился на молитву, а потом, поднявшись, восторженно воскликнул: – Подумайте, Святая Троица явилась здесь на этом месте! Как свято оно! Не только в сапогах, но и без сапог мы недостойны входить сюда! – Но ведь это, – заметил другой мой спутник, – не тот дуб, который видел Авраама и Сарру сорок веков тому назад. Еще в четвертом столетии по Рождестве Христовом предполагали, что видят только следы того дуба. А теперь, вероятно, и следов не найти. Да и здесь ли он рос, – это тоже надо доказать.

В это время арабские ребятишки поднесли нам тарелку с желудями. Они несколько толще, круглее и вообще крупнее российских. Предлагаемые желуди были собраны под соседними дубами. Тот наш спутник, который скептически отнесся к предполагаемому месту Мамврийского дуба, усомнился и в самой породе дерева.

– Дуб, дуб, – поспешила заверить нас заведывающая этим священным местом. – Ну, какой же это дуб, господа! – продолжал настаивать скептик. – Разве у дуба такие листья? Вы только взгляните, пожалуйста… И он, быстро отломив маленькую веточку, показал ее нам. Окружающие нас громко ахнули.

Оказывается, что здесь запрещено срывать с заветного дуба листья и ветви. Конечно, случайно сорванная «ветка Палестины» была бережно привезена в Россию. Действительно, листья палестинского дуба совершенно не похожи на своеобразные листья наших северных дубов.

Они узки и с мелкими острыми зубчиками по краям; длина их не более одного вершка. От великана дуба, развалившегося на три части, идет роща молодых дубков до русского дома. Очевидно, это дети могучего старца…

Проходя среди них по тенистой аллее, один из спутников заметил мне:
– Мы не сомневаемся, что все эти деревья потомки той священной дубравы Мамре, в которой когда-то раскинул свои палатки Авраам, как не сомневаемся, что кругом нас бегают настоящие «дети Авраама».

Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова, сказал Спаситель, не есть Бог мертвых, но живых, потому что у него все живы. Внешние покровы дерева меняются, умирают, но само оно долго живет. Так и род Авраамов. Тела его потомков, как листья с дерева, падают на землю, умирают, но дух их живет и будет жить вечно.

Как бы в подтверждение его слов, хозяйка русского дома пригласила нас закусить с дороги и вполне напомнила библейскую Сарру своим радушным угощением и гостеприимством. В стенах ее дома веяло каким-то особым миром, спокойствием.

Сейчас здесь не было ни сутолоки многочисленных паломников, ни страстных движений и выкриков арабов. Полуденная тишина охватила и все окрестные сады. Мы взглянули в сторону города Хеврона, или Эль-Халиля, как называют его арабы.

Под лучами горячего солнца белелись его скученные каменные дома, а ближе к нам темнели многочисленные фруктовые сады.

Хеврон – священный город в глазах евреев, христиан и магометан. Несмотря на свою близость к Мамврийскому дубу, Хеврон, однако, не входит в программу русского паломника. Но мы решили заглянуть и в этот древнейший город земного шара. Библия говорит, что он назывался прежде Кириаф-Арба, по имени одного великого человека из сынов Енаковых.

Может быть, красная почва окрестностей Хеврона породила предание, что здесь была колыбель человеческого рода, – жилище первого человека Адама, взятого из красной земли, так как по-еврейски АДАМ значит ЧЕЛОВЕК и КРАСНЫЙ. Того же корня и слово ЗЕМЛЯ.

Когда мы с любопытством входили в первую столицу царя Давида, нас встретил красивый старец еврей с длинной седой бородой и радостно приветствовал нас по-русски. – Вот вам прекрасный образец из времен Авраама, – шепнул мой спутник. Оказывается, в молодости этот старец жил в России, но желание умереть на земле прародителей заставило его переселиться в Палестину.

– Скучаю я по России, – с глубоким вздохом произнес он. – Хорошо там жилось! Не то, что здесь…

Сколько мы сумели, ответили на его распросы о переменах в России.

Проводник привел нас к мечети над местом погребения Авраама, Исаака, Иакова и их жен, но войти в нее нам, как христианам, было нельзя. Эта мечеть, по крайней мере, ее стены, очень древней постройки. Одни относят ее ко временам Ирода Великого, другие – к Соломоновым.

Мы осмотрели эту усыпальницу ветхозаветных пророков с разных сторон и отправились в обратный путь. Двое паломников из нашей компании несколько поотстали близ пруда, над которым были повешены убийцы Иевосфея, последнего царя из дома Саулова.

Как раз в это время проходила толпа молодых мусульман, и она не преминула воспользоваться удобным случаем оскорбить гяуров. Отставшие паломники поспешили присоединиться к нам, и это обстоятельство ускорило наш отъезд.

Может быть, общая жалоба на фанатичную свирепость здешних жителей и заставляет русских паломников избегать этот город, который при Иисусе Навине был предан заклятию (то есть, было вырезано «все дышашее» в нем). К тому же тут нет собственно христианских памятников.

Впрочем, благодарю Бога, я лично не встретил со стороны здешних магометан никакой попытки к обиде и был очень доволен, что посетил Эль-Халиль, городАвраама, друга Божия (Эль-Халиль по-арабски значит друг Божий).

1904 год издания

SocButtons v1.5

Источник: http://simvol-veri.ru/xp/mamvriieskiie-dub-i-xevron.html

Хеврон – дуб Авраама, Троица и усохшее пророчество в проекте Паломники

Святая Земля. Часть 1. Хеврон. Мамврийский дуб
Время чтения: 8 мин

Начало паломничества было в Вифлееме — чудо мел, ясли Христа и Врата Смирения. А также — вНазарете — святая вода из крана, дом Христа и Богородица-китаянка

Самая южная точка

Автор — Анастасия Белоусова

По давней традиции паломник должен был объехать Святую Землю вдоль и поперек. Поперек — от Яффы до Иерихона, а вдоль — от Галилейского озера до Хеврона.

Потому из Галилеи мы двинулись в Хеврон — самую южную точку паломничества. Путь неблизкий, более 200 км.

Как в любой группе, рано или поздно возникают опоздания. Настигла сия участь и нас.

Из-за части группы смогли выехать с большим опозданием, из-за чего возникли прения.

Но наш гид, монахиня Горненского монастыря сестра Елена ответила: «Здесь, на Святой Земле, стоит только возмутиться из-за чужого опоздания, как и сам начнешь опаздывать. Вот как ни старайся! Одна наша гид возмущалась, что паломники все время вещи теряют, как вскоре потеряла свой паспорт. Лучше сказать: „Как Бог даст“.

Как Бог даст

У арабов есть традиция.

Если спросишь в магазине: есть ли такой-то товар, араб знает, что нет, но никогда не скажет! Даже если в булочной спросить про велосипед, вместо „нет“ он будет осматривать прилавки, начнет кому-то звонить и только потом скажет: „Ну, приходи завтра, как Бог даст“. Это значит, что сюда можно не приходить. Поначалу удивляешься, а потом приходит понимание — ведь все верно, Богу виднее».

С тех пор возмущаться в наших рядах побаивались, зато чаще с улыбкой говорили: «Как Бог даст».

Неспокойный Хеврон

Хеврон — территория Палестины, край мусульманский и издревле неспокойный. Именно здесь в лидерах ХАМАС.

Въезд на территорию Палестины через КПП, у наших паломников даже не спрашивают паспорта (Фото А. Яремчук)

И хотя паломников не трогают, решаются ехать сюда только самые смелые верующие. Чтобы мы не нервничали, наш гид рассказывала историю Авраама:

«В переводе с арабского Хеврон — «друг Божий». Именно таким был Авраам, который жил около четырех тысяч лет назад в местечке Ур. Он был известен своей крепкой верой в Бога и гостеприимством. Именно ему Господь велел идти в Землю обетованную.

Так вот, на пути Авраам остановился в дубраве Мамвре. Она издревле была почитаемой. Вторая добродетель Авраама — его уважение к странникам (страннолюбие). Без пилигримов он не садился есть. Местные это знали и решили перекрыть дорогу к его шатру.

Что почитать еще? Эрнест Хемингуэй. Его две великие книги и ХХ век

Хеврон — явление Троицы к Аврааму

Три дня никто не мог попасть к Аврааму, и три дня он не ел. А после этого ему явились три странника — образ Святой Троицы. Авраам выбежал к ним навстречу, поклонился в ноги и пригласил к столу. Он кормил их молоком, хлебом, вином.

Икона «Явление Святой Троицы Аврааму» в храме Св. Праотцев в Хевроне (Фото А. Яремчук)

Те странники отправлялись в Содом и Гоморру, чтобы их истребить, как погрязших в грехе. Они сообщили Аврааму, что в следующем году 70-летняя Сарра родит ему сына. Услышав это, жена усмехнулась, а спустя год действительно родила Аврааму сына Исаака, что в переводе значит «смех».

Вид на Хевронское подворье с колокольни (Фото А. Яремчук)

История праотца Христа, Авраама, очень длинная, потому мы и не заметили, как проехали КПП и въехали в ворота Хевронского подворья православной духовной миссии, где нас уже ждал настоятель — отец Парфений.

Хеврон — храм Святых Праотцев

Территория подворья — 7 га, кругом сады (есть даже «сад 35 библейских трав»), чистота и порядок. Мы поразились, узнав, что послушников здесь всего шесть, все — выходцы с Валаама. Первым делом нас завели в храм Святых Праотцев, а потом — к Мамврийскому дубу — 6000-летнему свидетелю Святой Троицы.

Вид на Храм Святых Праотцев в Хевроне (Фото А. Яремчук)

Храм очень необычный — то ли дом, то ли трапезная. «Так как при покупке места у Мамврийского дуба был запрет на строительство культовых сооружений, православные поначалу просто натягивали шатер и служили в нем литургию, — объясняет сестра Елена. — Позже была построена гостиница и смотровая башня.

И только спустя много лет решились строить храм. Причем арабам-строителям сказали, что здесь будет столовая, потом — что странноприимная, потом — больница.

Когда же дошло до строительства купола и стало ясно, что это храм, все арабы покинули стройку, и православные вынуждены были вызывать итальянских мастеров».

Зачем молиться за свой род

Храм огромный, сделан буквой «Т» и внутри — сине-желтая расцветка, напоминающая наш флаг. Центр — придел в честь Праотцев, второй — в честь Троицы, а третий — Николая Чудотворца.

«Сейчас очень важно молиться за свой род, вымаливать его, молиться за усопших, — говорит отец Парфений. — Так как в нашей истории многое было — и неверие, и безбожие. Посмотрите на икону Святых Праотцев — она символ чистого рода.

Внутри храма Святых Праотцев (Хевронское подворье) расцветка интерьеров напоминает украинский флаг. (Фото А. Яремчук)

Род очень влияет на нашу с вами жизнь, на наше здоровье — физическое и духовное. Вспомните, родители Серафима Саровского, Сергия Радонежского — все они были людьми богобоязненными.

Вспомните завещание Петра Могилы, где говорится, что нужно отмаливать свой род.

И те, кто молился у икон наших, приезжая снова, говорили, что их жизненные ситуации менялись и даже прощались какие-то родовые «ненастья».

Что почитать еще? Галилея — лечение пираньями и миф о блуднице

Хеврон и Святой провидец

В храме много чудотворных икон. На аналое — икона из среза Мамврийского дуба, написанная к открытию храма в 1925 году.

Отец Парфений показал икону Знамение, которая прежде принадлежала местному старцу Игнатию, которого даже на Афоне почитали святым еще при жизни. Эту икону старец всегда на груди носил.

Отец Парфений с чудотворной иконой старца Игнатия, обладавшего даром предвидения (Фото А. Яремчук)

«Игумен Игнатий занимался виноградником, пек сам просфоры и каждый день служил литургию (с 2 ночи до 11 утра), — говорит отец Парфений. — А записок у него было столько, что он проводил молебен почти целый день. Имел дар прозорливости. Здесь около 200 лампадок, и перед каждой он клал поклоны.

Всех паломников встречал словами «Христос воскресе» и поил чаем.

Нашего батюшку очень любили местные жители, особенно после того, как в один из конфликтов между арабами и израильтянами арабы прибежали к воротам храма и попросили убежища. Отец Игнатий их впустил, а сам стал в проеме с иконой.

Израильтяне пытались даже стрелять, но ни одна пуля чудесным образом не попала, они отлетали рикошетом, потому ушли ни с чем. После этого чуда образ стал считаться чудотворным”.

Почему засох дуб Авраама в Хевроне

После храма нас повели к Мамврийскому дубу. Одно из преданий — что он засохнет перед концом света.

Мамврийский дуб держится только благодаря железным подпоркам (Фото А. Яремчук)

Каково же было наше удивление узнать, что дуб таки засох, еще в 90-х. Трехствольное древо держится исключительно благодаря железным подпорам.

«Интересно, что пока за ним следили арабы, все было хорошо, — говорит сестра Елена. — Как только дуб стал православным, он стал резко засыхать.

Видимо, причины в излишнем уходе — дуб заключили в бетонное кольцо, а вокруг сделали площадку из брусчатки, чем, возможно, нарушили корневую систему. Кроме того, паломники оборвали ему кору (сейчас те, кого пустили близко к дубу, за заборчик, берут ее лишь с земли.

Ту, что уже отпала сама. — Авт.).
Мамврийский дуб имеет три ствола — верующие связывают это с символом Троицы, которая явилась Аврааму (Фото А. Яремчук)

К началу 90-х здесь оставалась только одна зеленая ветка, а в 1997-м он окончательно засох. Через несколько месяцев рядом пробились два молодых побега. Думали, что это от корней, но оказалось — от желудей. Старожилы говорят, что один из росточков очень похож на старый дуб (ствол расходился на три ветви — в память о Святой Троице)”.

Как относиться к предсказаниям

«Не надо обрывать дуб, тереть, загадывать желания, — говорит отец Парфений. — Мамврийский дуб — свидетельство библейской истории. Возле него есть икона Троицы — к ней можно подойти, попросить у Святой Троицы помощи. А по поводу пророчеств о конце света и чудесах так скажу: не будет покаяния, ничего не будет.

Какая схема исцеления? Сначала происходит покаяние, принятие своей болезни, смирение перед Богом. Смирение — это мир, когда мы живем в позиции ученика.

Когда все скорби и болезни, происходящие в жизни, воспринимаются как учебник, после которого надо сдать экзамен. Экзамен на уровень любви. Чтобы все мы научились любить Бога, ближнего, как самого себя.

Не умеющий любить в Царство Божие не войдет”.

Хеврон и сторож Мамврийского дуба

Хевронские дубы очень отличаются от наших. Они колючие и первые 50 лет растут, как кустарник. Таких тут много, но дорастут ли они до своего праотца — вопрос.

Зато у Мамврийского дуба есть местный сторож — араб, который встречает и провожает паломников, предлагает желуди «Дуба Ибрагима» по $ 1 и оливковое масло собственного производства, по $ 10 за литр (кстати, хевронское оливковое масло считается лучшим на Святой Земле).

Сторож Мамврийского дуба раздает желуди и показывает себя на старой открытке. (Фото А. Яремчук)

Он говорит, что его предки всегда охраняли этот дуб, из поколения в поколение, еще со времен Авраама.

Монахи относятся к сторожу с улыбкой, говорят, что у него около 20 детей и пять жен, которых, собственно, только «дуб и кормит». Сторож настолько очарователен, что все мы обзавелись и маслом, и желудями.

А в храме приобрели «подношение Авраама» — освященное хевронское вино, масло и просфоры — за $ 25.

«В гробу я тебя видел»

На подворье можно увидеть, как примерно выглядел Гроб Господень. Сохранились гробницы первого века нашей эры.

Вырытая пещера прикрывается камнем в полметра толщиной. Такой камень был отодвинут, когда жены-мироносицы пришли омыть тело распятого Христа, а нашли лишь пелены и ангелов.

Гробница внутри большая, а вот проем — метр на метр, потому залезть можно на коленях.

Зато, когда выкарабкаешься из нее, кто-то из паломников обязательно пошутит: «Да в гробу я тебя видел!» Но здесь это звучит почти как комплимент.

Кора Мамврийского дуба как детектор грехов

Автор — Ольга Гук

И все же дуб производит впечатление живого существа. Даже засохший… В подтверждение моих ощущений наш гид, сестра Елена, рассказала, что кора дуба может показаться обжигающей, если ее берет человек с большим «послужным списком» грехов. Мы с благословения отца Парфения взяли с собой частички коры. Они согрели ладони, но, к счастью, не обожгли.

Что такое настоящее паломничество

— Отец Парфений, многие паломники говорят, что едут к Мамврийскому дубу… — Да, одна из частных ошибок, что люди едут не к праотцам, а к дубу.

Я всегда спрашиваю у паломников: «Зачем вы едете? Что, в храме возле дома — другой Бог? У вас тоже есть духовники, зачем ехать за столько километров?» Кто-то говорит, что на Святой земле Бог слышит лучше.

Но это все наша духовная безграмотность. Бог дышит там, где хочет.

— Как правильно определить цель паломничества?

— Паломничество нужно, чтобы укрепиться в вере. Вера имеет свое развитие. Все начинается с доверия, перерастает в дружбу. В 13-й главе Евангелия от Иоанна Господь говорит, что все ученики — друзья Бога. Что значит дружить с Богом? Читать Евангелие, стараться узнавать — что Богу приятно, а что нет. Так человек старается стать лучше, начинает бороться с пороками — чтобы не обидеть своего друга — Господа Бога. Вот это и называется дружить с Богом. Дружба потом перерастает в преданность. Святые — это пример преданности Богу”.

Источник: https://liferead.media/special-projects/religion/xevron-i-dub-avraama-yavlenie-troicy-i-usoxshee-prorochestvo.html

Падение Мамврийского дуба: повод для беспокойства?

Святая Земля. Часть 1. Хеврон. Мамврийский дуб

В середине февраля по православному миру стремительно разлетелась весть: в Палестине рухнул Мамврийский дуб. В интернете началась настоящая паника, ведь согласно устному преданию, падение дерева символизирует близкий конец света. Мы решили вспомнить историю святыни и разобраться, насколько оправданы опасения верующих.

Мамврийский дуб

Жарким палестинским днем праотец Авраам сидел у входа в свой шатер. Скрываясь от солнца, глава семейства предусмотрительно разместил жилище среди дубравы, именуемой Мамре. В часы, когда солнце в своем зените освящает землю, Авраам увидел перед собой трех мужчин. Он понял: в таком обличии ему явился Сам Бог, Святая Троица.

Икона Святой Троицы, Андрея Рублева. Другое название “Гостеприимство Авраама”

Авраам поспешил пригласить Гостей отдохнуть под скрывающими от солнечного зноя ветвями мощного дуба, а сам принялся хлопотать о трапезе.

Мамврийское дерево стало местом встречи человека с Богом и почитаемой святыней среди христиан, мусульман и иудеев.

Русским людям о таинственном дубе впервые рассказал игумен Даниил, посетивший Святую землю еще в XII веке. Священник описывал дерево не высоким, но раскидистым, позволявшим путнику укрыться под его ветвями от солнца или дождя.

Если во времена Авраама речь в Священном Писании шла о дубраве, то спустя 4000 лет, очевидно, Мамврийский дуб уже стоял среди более редких и мелких деревьев, одним свои видом подтверждая соответствие своему древнему образу.

Труды отца Антонина

Старая фотография Русской Духовной Миссии

В 1865 году руководителем Русской Духовной Миссии на Святой земле был назначен архимандрит Антонин (Капустин), видный ученый и богослов.

Священник оказался в ситуации, когда вышестоящие инстанции, а именно Синод и Министерство иностранных дел Российской империи не могли найти общего языка, что отражалось на финансовом положении Миссии. Непростыми в от период были и отношения с Иерусалимским патриархом и представителями других конфессий Святой земли.

Архимандрит Антонин, избегая всякой политики, посвятил себя исследованиям палестинских земель, ища библейских текстах параллели с современной географией территории.

В результате кропотливой работы, священник, общаясь с местным населением установил, что хевронское урочище Хир-бэт-эн-зибта было той самой дубравой Мамре. Авраамов дуб был почитаем среди жителей Палестины и без колебания назывался ими «священным». Отец Антонин принял решение выкупить и землю с деревом, а затем и 12 участков, составивших территориальную основу Русской миссии на Святой земле.

Старая открытка с изображением Мамврийского дуба, 1890 год

В 70-х года XX века вокруг для укрепления устойчивости Мамврийского дуба провели работы по установке бетонных колец. Но человеческое вмешательство запустило необратимый процесс отмирания корней дерева, а ствол полностью засох. В 1997 году из засыхающего дуба начал расти молодой побег.

Мамврийский дуб несколько лет назад

С 2016 года начались работы по консервации дерева, были установлены подпорки, так как оно могло упасть. Но 9 февраля 2019 года сухой дуб рухнул.

Это породило настоящую панику среди христиан по всему миру, которая была особенно заметна в интернет пространстве.

Подогревая истерию, некоторые ресурсы писали о предании, согласно которому, падение Мамврийского дуба свидетельствует о приближении конца света.

Рухнувшее дерево, фотография сделана 13 февраля

Мнение со Святой земли

Игумен Никон (Головко)

Мы решили разобраться, насколько тревога христиан обоснована и связались с секретарем Русской духовной миссии в Иерусалиме, игуменом Никоном (Головко).

– Отец Никон, что это за предание, которое говорит, будто падение дуба произойдет незадолго до конца света?

– Дело в том, что это одно из устных преданий, но нигде в книгах, заслуживающих внимания, мы это предание не встречали.

– Насколько обоснованы опасения, всколыхнувшие в последние дни православное сообщество?

– Ни в коей мере не обоснованы. Раздувание опасений является делом экзальтированных особ.

– Можно ли с уверенностью говорить о том, что засохший ствол действительно имеет возраст 5000 лет и что подобные случаи, когда на месте сухостоя не произрастало новое древо из молодого побега, не происходили ранее?

– С уверенностью сказать о 5000-летнем возрасте сказать невозможно, впрочем, нет и официальных опровержений этого утверждения.

Впервые о том, что новые стволы произросли из корня засохшего дуба заявил в 2010 году ключарь подворья святых Праотцев в Хевроне, иеромонах Алексий (Елисеев; ныне – епископ епископ Галичский и Макарьевский), закончивший в свое время Мичуринский государственный аграрный университет и имеющий профильное образование.

Ищем знамений?

Мамврийский дуб. Фото 1890—1900 годов

Совершенно очевидно, что ситуация с Мамврийским дубом не вырвана из контекста, а встроена эсхатологическим мышлением верующих в контекст общемировых событий. Но если разбираться только в случае со Священным деревом, можно просто попробовать трезво посмотреть на произошедшее.

Выстроенная вокруг дуба кольцевая система привела к медленной гибели растения. Но из засохших стволов пробились новые побеги, ровно по числу существовавших ранее – двух. Нельзя ли это считать чудом Господним, когда Бог аккуратно поправляет вмешавшихся в природу дерева людей и дает Авараамову дубу новую жизнь?

Но даже если конец света близок, чего христианину пугаться? Он призван к внимательному отношению к собственной духовной жизни в любые времена. Если события вокруг дуба подтолкнули верующего к мыслям о скорой кончине мира, это, скорее, плюс, ведь можно еще внимательнее отнестись к «возделыванию сада души».

Однако, истерия в этом деле не способствует успеху, лишая человека, а иногда и его окружение, мира и покоя.

В наши дни большое количество православных людей страдает от страха перед последними временами и антихристом, печатями и электронным концлагерем.

Преподобный Порфирий Кавоскаливит, один из знаменитых афонских старцев XX века, в своей книге «Цветослов» писал, что в сердцах христианам, любящих Бога, нет и быть не может места антихристу.

Старец предостерегает, что нам не стоит думать о нем, ведь когда мы много мыслим об антихристе, мы начинаем заполнять сознание, сердце и жизнь этой личностью.

А в нашем сердце, по словам святого Порфирия, должен быть живой Христос.

Если в сердце будет Христос, никакому антихристу там места не найдется. Если человек живет с Богом и предает жизнь в Его руки, чего же ему бояться антихриста и последних времен? Христос никогда не оставит своих детей в беде и защитит от любой напасти. Главное, любить Его и верить в Него.

Источник: https://media.elitsy.ru/otvety/padenie-mamvrijskogo-duba-povod-dlja-bespokojstva/

Маврийский Дуб место встречи Святой Троицы с Авраамом

Святая Земля. Часть 1. Хеврон. Мамврийский дуб

Мамврийский дуб Маврийский Дуб

Не смотря на то что в Библии прямо не указанно что именно Маврийский Дуб (на английском Oak of Mamre), является местом встречи Святой Троицы с Авраамом. Свидетельства о нем появляются уже в I веке от Рождества Христова.

Иосиф Флавий называет этот дуб Огигесом (великан). Во времена Флавия считалось, что этот дуб стоит со времен сотворения мира. Древнейшие христианские предания сообщают о том уважении, которое окружало хевронский дуб: иудеями, христианами, магометане и язычниками.

Явление Святой Троицы у дуба

Для христианина дорого предание, указывающее на знаменитый Мамврийский дуб близ города Хеврон. Сегодня дуб представляет собой остатки древней дубравы Мамре, у которой произошло первое в мире ясное откровение Святой Троицы человеку.

Однажды, Авраам сидел под тенью дуба, у входа своего шатра, и видит: стоят против него три странника. Следуя законам гостеприимства, Авраам пригласил их отдохнуть и подкрепиться. Странники зашли к нему. Сарра испекла для гостей хлеб. По обычаю того времени, Авраам омыл им ноги, подал хлеб, масла, молока и лучшего жаренного теленка и стал угощать их. И они ели.

Насытившись, странники поблагодарили гостеприимных хозяев, и один из них сказал Аврааму: «Я опять буду у тебя в это же время в следующем году, и будет сын у Сарры, жены твоей». Услышав эти слова, Сарра, которой в то время было 89 лет, засмеялась про себя и подумала: «Мне ли, когда я состарилась, иметь сие утешение? И господин мой стар».

Но странник, угадав ее мысли, назидательно сказал, что нет ничего не возможного для Господа. После чего странники удалились.

Эти три странника в действительности были ангелами, в которых воплотился сам Бог. Их изображение — так называемая «ветхозаветная Троица» — является одним из самых распространенных сюжетов русских икон, в том числе в знаменитой иконе Андрея Рублева «Троица».

Святая Троица Икона Андрея Рублева

В этом описании самым необычным является игра форм единственного и множественного числа: Авраам видит трех, а говорит со странниками так, будто их то трое, то один; в буквальном смысле: 3=1. Некоторые отцы Церкви видели в этой картине Бога и с Ним двух ангелов, но большинство их считают это место указанием на явление Бога-Троицы, самое очевидное во всем Ветхом Завете.

Поселение Аврама у дубравы Мамре

Возле дуба Авраама, летом устраивались празднества в воспоминание о явлении Божием Аврааму, сопровождавшиеся большой ярмаркой. Константин Великий разрушил идолопоклоннический алтарь возле дуба и построил подле него храм «дивной красоты».

Затем, по свидетельству блаженного Иеронима, дуб возле храма Константина был срублен, и он видел только его пень. Но начиная с XII века паломники и, в частности, игумен земли русской Даниил вновь посещают и описывают священный дуб Авраама.

Дуб Мамврийский — по-арабски синдиан — принадлежал к особой палестинской породе. Он представлял собой древнейшее и громаднейшее в Палестине дерево. О возрасте Маврийского Дуба свидетельствовали и внушительный охват ствола, и высота.

Этот дуб, несомненно, самый старый из всех палестинских деревьев. Главный ствол имел у земли в окружности почти семи метров.

Затем ствол разделялся на три массивные ветви, как бы символизируя или напоминая О том, что своей величавой сенью он некогда дал приют от полдневного зноя Святой Троице в виде трех странников, гостеприимно встреченных здесь Авраамом.

Верхний лиственный навес обнимал пространство в 95 шагов в окружности и давал очень густую тень. Вокруг дуба и сегодня растет свежая трава, как бы обрамленная четырехугольником кипарисов.

Невдалеке от него есть сравнительно меньший, хотя тоже уже большой сам по себе, дуб. Тогда как первый известен был у богомольцев под именем дуба Авраама, этот последний паломники окрестили именем Сарры.

Тут же росло и несколько других отпрысков Мамврийского дуба, казавшихся детьми рядом с седым великаном, прожившим века.

МАМВРИЙСКИЙ ДУБ — РУССКИЙ

Мамврийский дуб рассположен немного в стороне от дороги из Иерусалима в Хеврон.

Хеврон — город в котором находится мамврийский дуб, где было явление Аврааму Трех Ангелов.

У дубравы Мамре

В XIX веке паломники, свернув с нее, шли сюда по узкой, покрытой мелкими камнями тропинке. Эта тропинка проходила среди огородов и садов местных жителей-арабов и приводила уставших путников к обширному участку русской земли.
Участок где находится Мамврийский дуб был куплен 1808 году отцом Антонином.

Отец Антонин — устроитель Русской Палестины, начальник Русской Духовной Миссии в Иерусалиме, архимандрит Антонин (Капустин). При поддержке российского посла в Турции графа II.П. Игнатьева, о.

Антонину удалось преодолеть сопротивление местных мусульманских властей, турецкого правительства, нейтрализовать интриги католиков и противоборство европейской дипломатии.

Мамврийский дуб  в Хевроне одно из первых русских владений в Палестине, но приобретение Мамврийского дуба стало поворотным моментом в деле устроения русского духовного присутствия в Святой Земле.

Приобритение дуба Авраама Русской Православной Церковью

Хевронские мусульмане и слышать не хотели о продаже своей земли христианам в таком важном для них месте. Продажа коры, желудей и древесины знаменитого дерева приносили его владельцу немалый доход, а согласно турецкому законодательству, землей в империи мог владеть только подданный султана.

Пришлось о. Антонину разыграть несговорчивых владельцев святыни. Его друг и помощник, османский подданный православного вероисповедания Якуб Халеби, переодевшись арабским купцом, отправился в Хеврон.

Много времени прошло, прежде чем у него появился подходящий момент для заключения сделки на покупку нужной земли.

Понадобилось много денег и недюжинное умение убеждать, уговаривать. В конце концов Якуб Халеби оформил купчую на участок со священным древом и счастливый возвратился в Иерусалим.

Однако прошло еще несколько лет тяжелой дипломатической борьбы, прежде чем графу Н.П. Игнатьеву удалось получить официальное разрешение на оформление этой сделки от турецких властей.

Первую литургию отслужил под Мамврийский дубом начальник Русской Духовной Миссии в Иерусалиме архимандрит Антоний, 18 мая 1871 г.

Мамрийскому дубу уже 5000 лет. Ходило такое мнение, что когда этот священный дуб засохнет, то будет конец света. Несколько лет назад Мамрийский дуб действительно засох, но дал молодые побеги от корня. И в прежние времена, и сейчас, когда какая-нибудь ветка дуба умирала, из нее вырезали распятия, которые расходились затем из Святой земли по всему свету.

Адрес: Хеврон (араб. Эль-Халиль).

Телефоны:  +972 (2) 222-88-95; +972 (2) 625-00-94

Местоположение: Google Maps

GPS-координаты: 31.534608, 35.085508

Ключарь подворья: иеромонах Алексий (Елисеев)

Карта местности

Мамврийский (мамрийский) дуб фотогалерея:

Мамврийский дуб Мамврийский дуб в начале XX века У дубравы Мамре Святая Троица Икона Андрея Рублева Карта Палестины во времена Авраама Маврийский Дуб

Источник: https://christianstour.com/%D0%BC%D0%B0%D0%BC%D0%B2%D1%80%D0%B8%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9-%D0%B4%D1%83%D0%B1

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.