Святая Земля. Часть 11. Кана Галилейская

Кана Галилейская. Церкви Венчания, Первого Чуда и Св. Нафанаила

Святая Земля. Часть 11. Кана Галилейская
«В Кане Галилейской положил Иисус начало знамениям, и явил славу Свою».
От Иоаннa, 2:11

Выехав из Назарета (по шоссе № 754) путём, который Иисус прошёл пешком, после Его изгнания из города, мы вскоре останавливаемся в поселении Кана Галилейская. Почему Галилейская? Потому что была ещё одна, на юге от Цора.

Во времена Иисуса Кана была достаточно большим поселением, во всяком случае более важным, чем Назарет, хотя бы даже из-за своего стратегического положения, являясь связующим звеном между столицей края того времени Циппори и его будущей преемницей Тиберией.

В историю христианства Кана вошла не только за счёт самого факта Чуда, которое Иисус совершил здесь, но и за счёт его важности, смысловой нагрузки: только-только после Крещения в воде – претворение воды в вине. «Счётчик» включился, процесс стал необратимым, обязанным на заключительном этапе свершить претворение вина в кровь, т.к.

должна была быть перекинута арка от первой вечери в Кане до последней, пасхальной, в Иерусалиме. Напомним себе, наконец, что же произошло на самом деле…

«На третий день был брак в Кане Галилейской и Матерь Иисуса была там. Был также зван Иисус и ученики Его на брак. И как не доставало вина, то Матерь Иисуса говорит Ему: вина нет у них. Иисус говорит Ей, что Мне и Тебе, Жено? – ещё не пришёл час Мой. Матерь Его сказала служителям: что скажет Он вам, то сделайте.

Было же тут шесть каменных водоносов, стоявших по обычаю очищения Иудейского, вмещавших по две или три меры. Иисус говорит им: наполните сосуды водою. И наполнили их до верха. И говорит им: теперь почерпните и несите к распорядителю пира. И понесли.

Когда же распорядитель отведал воды, сделавшейся вином – а он не знал, откуда это вино, знали только служители почерпавшие воду, – тогда распорядитель зовёт жениха и говорит ему: всякий человек подаёт сперва хорошее вино, а когда напьются, тогда худшее; а ты хорошее вино сберёг доселе.

Так положил Иисус начало чудесам в Кане Галилейской и явил славу Свою; и уверовали в Него ученики Его».
(«От Иоанна» 2:1/11).

События, описанные Иоанном, происходили на свадьбе Симона (Зилота) Канонита. Кем он был и как Иисус и Его Мать попали сюда? Муж Девы Марии, обручник Иосиф, был женат в первом своём браке на некой Саломие. У него было от этого брака шестеро детей, четыре сына: Иаков, Иосий, Симон и Иуда и две дочери: Мария и Саломия.

По кончине супруги, Иосиф, как известно, был обручен с Пречистой Марией, ставшей по Божьему Промыслу Матерью Иисуса. Таким образом, Симон был братом Иисуса по родству.

Узрев чудо, совершённое Господом на свадьбе в Кане, Симон воспламенился ревностью к Господу, и так уверовал во Христа, что последовал за Спасителем, не смотря на то, что только что вступил в брак. Так, презрев все мирское, Симон пошел за Христом, как сказано, «…уневестив душу свою Жениху бессмертному».

Впоследствии он, как и все апостолы, станет нести в Мир учение Иисуса, будет подвергнут гонениями на христиан и захоронен на территории нынешней Абхазии, где его мощи упокоятся в священной гробнице.

Провозглашая Свою Божественную силу, Иисус Христос освятил брачный союз, являющийся как бы прообразом маленькой церкви. Это событие требовало почитания. Считается, что первую церковь построила ещё царица Елена.

Далее её судьба похожа на все церкви Палестины, вплоть до XVI века, когда греки первыми приобрели здесь земли, построив церковь к 1886 году.

Орден францисканцев на этот раз несколько «опоздал» и воздвиг свою церковь лишь в 1905 году.

Францисканская церковь Венчания

В эти годы во главе монастыря стоял францисканский монах, уроженец Австрии, Эгидиус Гейслер. Он избрал архитектурный проект, представляющий собой в миниатюре точную копию кафедрального Собора Зальцбурга, откуда Э.Гейслер происходил.

Две башни фасада церкви словно символизируют собой венчающихся, а проглядывающий между ними купол – хупу, освящающую этот брачный союз.

Пройдя через ворота церкви, Вы попадаете в уютный, небольшой двор, в котором тут и там расставлены археологические находки. Оформление базилики совершенно типично для католического храма.

О том, что мы находимся именно в Кане, говорит свадебная тематика росписей и картин. В алтаре расположена одна из них – «Брак в Кане Галилейской».

А священный кувшин, в котором вода превратилась в вино, находится в крипте, где уровень пола соответствует евангельскому. Время от времени служители перемещают его из крипты к алтарю (отметим, что оригинал находится в Германии, в Кёльне).

Здесь же находятся фрагменты древней мозаики на арамейском языке с надписью «Помяни добром набожного Иосифа …, который сделал сию мозаику. Аминь!». Она важна не только сама по себе, но и как свидетельство наличия здесь ранней церкви.

На обладание подобным священным сосудом претендует и другая церковь, в которую мы сейчас перейдём. Это…

Греческая православная церковь Первого Чуда

Она значительно более скромная (я уже упоминал годы её строительства), но, как часто бывает в подобных случаях, отсутствие показной парадности привносит даже большую теплоту и своеобразную привлекательность, чему немало способствует и сельская пасторальность территории двора греческого православного монастыря. Церковь была построена на русские средства, за счёт денег Императорского Православного Палестинского Общества. На это сразу же, при входе, указывают изображения (на северной и южной дверях) преподобного Сергия Радонежского и святой праведной Елизаветы, в честь одноименных покровителей, почётных Председателей ИППО Великого Князя Сергея Александровича и святой мученицы Великой Княгини Елизаветы Фёдоровны. Большинство икон – русской работы. А два древних водоноса стоят справа и слева от алтаря. В одном из них в н.в. освящают воду, а в другом крестят детей.

Церковь имеет здесь большой приход, а православные жители Галилеи совершают тут обряд Венчания. Нужно сказать, что Русская Духовная Миссия (в период руководства ею архимандритом Антонином, с 1964 по 1994 г.г.

) приобрела в Кане немалый участок, который был потерян в ХХ веке, что очень жаль, т.к.

РДМ проводила здесь активную миссионерскую работу, одним из результатов которой было создание для православных арабов 2-х школ: мужской и женской.

По дороге к посещённым нами церквям находится ещё одна святыня, связанная с Иисусом, это…

Церковь Св.Нафанаила

Нафанаил – один из 12 апостолов (в латинской традиции – Бартоломео, в русской – Варфоломей). Это его, сидящего под смоковницей, увидел Иисус, проходя мимо дома, на месте которого, в честь этого события, затем была построена францисканская церковь. Вот как это происходило…

«Филипп находит Нафанаила и говорит ему: мы нашли Того, о котором писал Моисей в законе и пророки; Иисуса, сына Иосифова, из Назарета. Но Нафанаил сказал ему: из Назарета может ли быть что доброе? Филипп говорит ему: пойди и посмотри.

Иисус, увидев идущего к Нему Нафанаила, говорит о нём: вот подлинно Израильтянин, в котором нет лукавства. Нафанаил говорит Ему: почему Ты знаешь меня? Иисус сказал ему в ответ: прежде нежели позвал тебя Филипп когда ты был под смоковницей, Я видел тебя.

Нафанаил отвечал Ему: Равви! Ты – Сын Божий, Ты – Царь Израилев».
(«От Иоанна» 1:45/51).

Церковь находится в н.в. не в лучшем состоянии и может быть осмотрена только внешне.

Из любопытства, можно побывать также на южной части поселения у источника, из которого набиралась вода для Чуда Превращения, но он тоже сегодня выглядит достаточно убого, так что нам остаётся лишь возвратиться к нашему транспорту и по дороге зайти в арабские магазинчики прикупить себе бутылочку-другую канского вина, на память о посещении Каны Галилейской.

Церковь Венчания – Орден францисканцев. The Cana Catholic Wedding Church

Адрес: Terra Santa, P.O.B. 1580, 16930 Kefar Cana, Galilee.Tel.: 972-46-517011.Местонахождение: район Назаретского нагорья, около 3 км. севернее Нацерет- Илита.Как добраться: по шоссе №№ 75, 77, 79 до местного шоссе № 754 между перекрёстками Маш’ад и Бейт-Римон.

Автобусами из Назарета в Тверию или из Твери в Назарет № 431 или Назарет – Кана № 22. Часы посещения:в весенне-летнее время с апр. по сент.: 08:00 – 12:00 и 14:30 – 18:00в осенне-зимнее время с октября по март: 08:00 – 12:00 и 14:30 – 17:00Вход: бесплатный.

Дополнительные данные: неприспособленные бесплатные автомобильные стоянки на улицах ведущих к церкви, сувенирные киоски, магазины, туалет.

Фото- видеосъёмка разрешена.

Источник: //guide.travel.ru/israel/112060.html

Туры и отдых в Израиле

Святая Земля. Часть 11. Кана Галилейская

«Вы не уверуете, если не увидите знамений и чудес» — сын «плотника из Назарета» знал свой народ! Переживший к началу первого столетия нашей эры явление многих пророков. Бог являл Свою волю через своих суровых ветхозаветных избранников, и нередко чудеса были связаны с водой.

Перед Моисеем расступались волны, Илия спасал народ израильский от засухи, Елисей сделал дурную воду пригодной для питья, Иона успокоил морскую бурю. А что сделал в Кане Иисус Христос? Превратил воду в вино.

Это чудо кажется таким незначительным по сравнению с тем, что творили предшественники, но только на первый взгляд.

Кана Галилейская. Мессия начинает путь

Первый век новой эры. В Иудее хозяйничает великий Рим. В Иерусалиме — римский наместник. Тетрарх Ирод Антипа строит на земле Галилеи город, угодливо названный в честь угрюмого и жестокого римского императора.

Назарет тех времен — крошечная никому не известная деревушка. А вот Кана Галилейская — поселение значительное, стоящее на полпути меж Сепфорисом — древней столицей северного края, и стремительно растущей роскошной Тиберией.

И вот идет по жаркой и пыльной дороге из Назарета в Кану молодой бродяга в компании своей матери и нескольких друзей — так это выглядит со стороны.

Мессия, его Матерь и ученики еще незнакомы народу иудейскому, потому и ушли из маленького Назарета.

К тому же сводный брат Иисуса по отцу — Симон по прозванию Зилот, пригласил Учителя с Матерью и другими учениками на свою свадьбу, которую собирался справлять в Кане.

Брак в Кане Галилейской: «Вина нет у них»

На брачном праздновании, как читаем мы у Иоанна, случилась неприятная неожиданность: закончилось свадебное вино. Мать указала Иисусу на это, и он поначалу вроде бы отмахнулся — «Не пришел еще час Мой».

Но в Нем победило сочувствие к жениху и невесте: для них-то эта неприятность была серьезной! Гостеприимство — долг и добродетель иудеев.

Ведь даже случайного гостя обмывали, одевали, если была в том нужда, предоставляли все самое лучшее, что имелось в доме — и лишь потом интересовались, как его, собственно, зовут!

Что уж говорить о нехватке вина на свадебном пире? Эта неловкая ситуация унизительна для жениха и невесты, какая уж тут радость от вступления в новую жизнь — и как тяжко им будет вспоминать свадьбу годы спустя.

И Иисус претворил воду в вино и благословил свадебное веселье, возвестив тем самым приход Нового Завета с его бессмертным: «Бог есть любовь».

Да, чудо это было особенным, если внимательно приглядеться, как именно совершил его Мессия.

Все прежние грозные чудеса старых пророков свершались так, что только слепой не мог бы увидеть их. Бог, и только Бог являл свою волю через людей — Моисея, Илию или Иону.

Не таково чудо в Кане Галилейской: толкование его неоднозначно, мнения разные, но все сходятся в одном — Иисус привнес в совершение чуда собственную, человеческую волю, объединенную с волей Господа. И сделал это совсем не так, как его предтечи.

Что стоило Ему превратить в вино воду в тех кувшинах и чашах, что уже стояли на пиршественных столах, чтобы все и разом узнали в нем Сына Божия?

Первое Чудо Сына Божьего

Живописцы Ренессанса, работавшие над сюжетом «Первое чудо Иисуса Христа в Кане Галилейской», изображали на своих полотнах рядок из шести изящных амфор.

Но ведь Иисус претворил воду в вино в совсем других сосудах! Это были здоровенные каменные жбаны «стоявшие по обычаю очищения» — то есть водица в них была даже не для питья.

В ней омывали с себя телесную нечистоту — любой нищий, приглашенный в дом, мыл в этой воде сбитые ноги! Да и свидетелями чуда оказались лишь Матерь Иисуса да слуги. Распорядитель пира и вовсе подумал, что жених почему-то решил приберечь лучшее вино напоследок, хотя обычно делалось наоборот!

Вроде бы совершенно «бытовое» по исполнению чудо — но по сути более «чудесное», чем древние подвиги пророков. Человечное и скрытое от глаз толпы, оно говорит и о мощи, и о любви Сына Человеческого.

Сделать грязную воду душистым вином, чтоб не омрачить свадебное торжество двух обычных людей, потому что свадьба для Него — прообраз союза человека и Бога.

«Я буду помнить тебя, доброту твоей юности, любовь той поры, когда была ты невестой и пошла за Мной в пустыню, землю незасеянную» — именно так в книге пророка Иеремии Творец обращается к народу Израиля.

Так в Кане Галилейской застоявшаяся, уже мутноватая вода старого Закона претворилась в вино Нового Завета, и это лишь начало истории Мессии.

В финале вино претворится в Христову Кровь.

Церкви в Кане

Сейчас в Кане Галилейской две примечательные церкви, посвященные первому новозаветному чуду.

При каждом из храмов есть магазинчики, где можно не только сувениры приобрести, но и свадебное вино из Каны Галилейской купить — и для себя, и в качестве замечательного подарка друзьям, молодоженам или, наоборот, паре, состоящей в долгом браке, в любом случае такой подарок будет уместен.

Церковь Первого Чуда

Этот православный храм, построенный греками на русские средства Императорского Православного Палестинского общества, поднялся в 1886 г. на месте церкви, разрушенной некогда во время завоевания арабами Святой Земли. А самую первую церковь на месте Чуда строила по преданию еще Св. царица Елена.

Храм Первого Чуда выглядит небольшим, скромным, даже аскетичным, но над входом — нарядная икона «Брак в Кане Галилейской», а внутреннее убранство так и играет красками.

Справа от входа в храме находится камень из гор Абхазии — память о месте мученической смерти апостола Симона из Каны. А слева и справа от алтаря — те самые, грузные и грубые водоносы из Евангелия.

В одном из них святят воду, в другом — крестят детей.

Галилейские православные полагают, что брак, заключенный в этой церкви, обязательно будет полным любви, долгим и крепким.

Церковь Венчания

Глядя на эту католическую церковь, как-то забываешь, что вокруг — все еще Кана Галилейская, Израиль — то есть арабская деревня с узкими улочками и сложенными из грубо обтесанного камня заборами. Очень уж странно смотрится здесь храм в стиле барокко.

В начале XX в. брат ордена св. Франциска по имени Эгидиус Гейслер, настоятель монастыря в Кане, принял простое и практичное архитектурное решение, когда встал вопрос о строительстве католического храма. Родом Гейслер был из австрийского Зальцбурга, где находится красивейший кафедральный собор.

И в Кане появилась Церковь Венчания, представляющая собой уменьшенную копию австрийского оригинала. Сходство и впрямь поразительное, разве что в Кане при входе — декоративные вечнозеленые растения в каменных кадках, а не скульптуры, как в Зальцбурге.

Да и неуместны были бы при этой церкви каменные епископы Руперт и Виргилий.

Церковь Венчания тоже построена на месте разрушенного иудейского храма. В крипте (полуподвальном помещении) — хранятся еще один водонос и остатки мозаики из прежней церкви. На этой мозаике по-арамейски расписался ее создатель — некий «набожный Иосиф».

Внутреннее убранство, посвященное браку в Кане, весьма необычно — встречаются даже картины в стиле модерн!

Есть в Церкви Венчания особая услуга: здесь проводится необычная церемония для желающих упрочить свой уже созданный брачный союз. Под церковными сводами можно торжественно повторить данную когда-то клятву верности друг другу. Очень красивый и эмоциональный обряд, возможно, действительно способствует укреплению супружеских отношений.

«Иди и посмотри»

История призвания апостола Варфоломея в Кане Галилейской — тоже о внимании Христа к душе отдельного человека.

Варфоломей отдыхал под смоковницей, когда прибежал к нему восторженный Филипп, уже уверовавший, и заявил, что нашелся Тот, о Ком говорили пророки. Скептический ответ Варфоломея ошеломляет: «Из Назарета может ли быть что доброе?» Слова простого и трезвого человека, не слышавшего ничего хорошего о жителях далекой деревушки. Филипп только и посоветовал ему пойти и поглядеть своими глазами.

Иисуса не только не оскорбило такое пренебрежительное отношение — он назвал Варфоломея «подлинно израильтянином, в котором нет лукавства». Тот не возгордился от похвалы, а просто удивился — откуда бы незнакомцу знать его, какого-то Варфоломея? Иисус просто ответил, что видел его, сидящего под смоковницей. И Варфоломей поверил: ведь только Бог всевидящ!

Церковь Святого Варфоломея

Церковь Святого Варфоломея греко-католическая церковь святого ап. Варфоломея, ученика Иисуса, который был родом из Каны. Это прямоугольный храм, в настоящее время весьма неухоженного вида, ничем не украшенный, с окулюсом (круглым окном) на фасаде. Осматривать его рекомендуется только снаружи.

Сын царедворца

После Первого чуда Иисус еще раз посещал Кану Галилейскую — чтоб сотворить еще одно чудо, на этот раз — словом.

Иоанн рассказывает, что пришел к Нему некий царедворец из Капернаума и попросил спасти сына, лежащего при смерти. Иисус сказал: «Пойди, сын твой здоров». Отчаявшийся человек поверил — а что ему оставалось? — и отправился восвояси. И встретил по дороге слуг, которые подтвердили слова Иисуса.

Здесь интересно некое малозаметное противоречие со словами другого евангелиста, Луки — Сын Человеческий «любит есть и пить вино, друг мытарям и грешникам».

А ведь второе чудо в Кане говорит нам, что Иисус готов был оказать и духовную, и вполне материальную помощь не только изгоям общества. Иначе зачем бы Ему спасать сына царедворца — ведь отец наверняка мог позволить себе пригласить дорогостоящих лекарей!

Иисус сделал это просто потому, что человек (а уж царедворец он или нищий, не суть) обратился именно к Нему, и обратился с искренней верой. Ну и как Сын Человеческий мог не помочь сыну человеческому?

Любопытные факты:

• Кана Галилейская в Израиле — не единственное место, претендующее на Первое чудо Христа. В Ливане есть поселение — кандидат на эту роль: Кана Аль-Джалиль. Да и в самом Израиле не все согласны, что именно эта Кана — легендарная Кана Галилейская;

• Во время арабского завоевания Палестины Кана Галилейская, видевшая Христа, была стерта с лица земли и покинута уцелевшими жителями — а отстроилась вновь уже в другом месте.

• Есть версия, что брак в Кане Галилейской заключал вовсе не Симон, а другой ученик Христа — Иоанн.

Источник: //www.ru.israland.travel/%D0%BA%D0%B0%D0%BD%D0%B0-%D0%B3%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D0%BB%D0%B5%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F-%D0%B2-%D0%B8%D0%B7%D1%80%D0%B0%D0%B8%D0%BB%D0%B5

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.