Святая Земля. Часть 23. Порог Судных Врат

Содержание

Путь Христа и украинки – Александровское подворье в Иерусалиме

Святая Земля. Часть 23. Порог Судных Врат
Время чтения: 4 мин

Начало — Иерусалим. Суд над Христом и ошибка Иуды

Удобнее ли верблюду

Рядом с храмом Воскресения Господня инокиня Елена показала нам еще одну из остановок на пути Христа — Александровское подворье, где в XIX веке археологи обнаружили Порог Судных Врат. Выход из древнего Иерусалима. Через этот порог переступил Иисус, идя на Голгофу, а по левую сторону в стене времен царя Ирода было обретено «игольное ушко», о котором упоминал Спаситель:

«Удобнее верблюду пройти через игольное ушко, чем богатому — в Царствие Небесное».

Игольное ушко, сквозь которое как-то протискивался верблюд

«Это место принадлежало коптам — египетским христианам, а в XIX веке его удалось выкупить русским, — говорит инокиня Елена. — Первый храм Воскресения, который построен на Гробе Господнем царицей Еленой в IV веке, включал и эту историю.

Путь Христа. Порог Судных врат, служивших две тысячи лет назад выходом из Иерусалима

Тут сохранилось несколько колонн храма, выстроенного еще царицей Еленой. Поскольку место исторически важное, здесь не разрешали строить без раскопок”.

Путь Христа — Порог Судных Врат

«Раскопки — дело очень дорогое, а копты были бедными, — продолжает наш гид. — Русские хотели построить здесь свое консульство, ради него это место и купили. Но долго тянули, консульство построили в другом месте, а в конце XIX века решили наконец провести раскопки.

Мусор вывозили за Дамасские ворота, о чем позже пожалели, потому как обнаружили остатки древней стены времен царя Ирода, арку римского императора Андриана… и Порог Судных Врат! То есть выяснилось, что именно здесь проходил Путь Христа.

Во времена Спасителя сюда доводили осужденного и последний раз читали приговор. Если кто-то заступался, то процессия должна была вернуться и возобновить суд (эдакая апелляция. — Авт.).

Но за Господа никто не заступился, и Его повели на казнь. Кроме того, врата служили доказательством, что прежде Иерусалим располагался иначе, а Гроб Господень и Голгофа действительно были за пределами города”.

Через Судные ворота Путь Христа лежал именно к ним.

Что читают с этим материалом? Космические миссии 2018 года — что интересного произойдет за пределами Земли в ближайшие месяцы

Путь Христа и «игольное ушко»

Пролезть через «игольное ушко» — проще говоря, через узкий вертикальный проем, — можно только по одному. Не опустишь вовремя голову — и тут же ударишься макушкой об иерусалимский камень времен Ирода, а это больно. Что уже говорить о верблюде, который точно в такое «игольное ушко» не втиснется.

«На ночь ворота закрывались, и если вдруг кому нужно было войти в город, он проходил через это „игольное ушко“, возле которого всегда были стражники, — поясняет инокиня Елена.

— С XIX века это место принадлежит императорскому православному палестинскому обществу, первым председателем которого был великий князь Сергий Александрович, супруг Елизаветы Федоровны (причислена к лику святых).

Сейчас здесь находится Александровское подворье, и служат тут сестры милосердия… из Украины! Они — смотрительницы этого места».

Неусыпаемая псалтырь

Александровское подворье — единственное место на Святой Земле, где круглосуточно читают неусыпаемую псалтырь — одну из сильнейших молитв. Заказать «сорокоуст» стоит $ 15 за одно имя. На подворье прохладно, много икон, сестрички всегда могут ответить на ваши вопросы. Сестричество, которое было еще при Елизавете Федоровне, возобновил киевлянин — отец Роман из храма Святителя Михаила.

Он получил благословение от владельцев этого места (ныне их трое, но имен не разглашают. — Авт.) вернуть традиции, которые были установлены Елизаветой Федоровной.

Что читают с этим материалом? Необычные музеи Европы — хранилища в Альпах и горные призраки

Польский вуз на сестричество

Нам удалось пообщаться с монахиней Елизаветой, которая была сначала сестричкой милосердия и несла послушание в храме Святителя Михаила в Киеве, а потом стала монахиней, оставаясь и сестрой милосердия.

«Мне захотелось уподобиться Елизавете Федоровне, которая уподобилась Божией Матери, — рассказывает нам монахиня. — Я закончила школу с золотой медалью, училась на факультете международной экономики и дипломатии в Польше. Мечтала о карьере.

После первого курса вернулась в Киев на каникулы, и мы с мамой пришли в храм Святителя Михаила. Там я впервые увидела сестер милосердия, они мне показались ангелами! Мы стали общаться, мне захотелось быть на них похожей, и, конечно, очень впечатлили проповеди отца Романа.

Он однажды сказал: «Косынка — это покров Божией Матери. Когда женщина носит косынку — ее видят ангелы, а без косынки ангелы ее не видят». И я больше косынку не снимала. Подруги и домашние были в шоке. Мама плакала: «Ты только в монастырь не уходи!». Брат вообще упрекал, что я «в секте».

Здесь, в Иерусалиме, я приняла сестричество. А монашество — спустя год, в Украине. На постриг приехал только отец. Он и сообщил маме: «Я никогда еще не видел дочь такой счастливой».

Теперь и мама, и папа приезжают к нам в монастырь в гости и на послушание. В Иерусалим сестричкам по благословению можно приезжать раз в год. Я здесь уже в четвертый раз, и для меня подворье — «отчий дом».

Отсюда все началось и для Елизаветы Федоровны, и для меня”.

Что читают с этим материалом?

Источник: //liferead.media/special-projects/put-xrista-ierusalim.html

Порог Судных Врат – WikiModern

Святая Земля. Часть 23. Порог Судных Врат
Порог Судных Врат. Фото монаха Иосифа. 1907 г.

Поро́г Су́дных Врат — православная святыня, находящаяся на территории Александровского подворьяИмператорского православного палестинского общества в Старом городе Иерусалима. Представляет собой порог древних ворот, через которые, как считается, переступал Иисус Христос, ведомый на казнь.

Иерусалимский архитектор Конрад Шик на русских раскопках. 1883 г. Фото монаха ИосифаПорог Судных Врат. Современная фотография

В 1858 году усилиями первого русского императорского консула в Иерусалиме В. И.

 Доргобужинова был приобретен на имя Императорского правительства участок в старом городе Иерусалима, на котором первоначально планировалось строительство Российского Императорского консульства.

Покупка участка была одобрена председателем Палестинского комитета великим князем Константином Николаевичем, посетившим Святую Землю в 1859 году.

При освоении участка на его территории были обнаружены археологические древности. Первоначальные археологические исследования провели известные археологи XIX века — французские исследователи: граф Ш. М. Вогюэ (1861 г.), Ш. Клермондор (1874 г.), а также английские археологи: В. Уилсон (1864 г.) и Б. Кондор (1872 г.).

Работа европейских археологов подтвердила историческую важность этого места, тем не менее, русские археологические изыскания на этом месте стали возможным после создания Императорского православного палестинского общества (ИППО) в 1882 году.

Председатель Общества великий князь Сергий Александрович просит от имени Общества провести наблюдение за русскими раскопками начальника Русской духовной миссии в Иерусалиме — архимандрита Антонина (Капустина), который, в свою очередь, поручил вести общее руководство раскопками известному в Иерусалиме архитектору Конраду Шику, имевшему на тот момент множество трудов по изучению археологии и топографии Святой Земли.

Результаты раскопок

Первыми результатами раскопок стало обнаружение пропилей и остатков колонн Константиновской базилики (Анастасис — древнего храма Воскресения Господня, построенного в 335 г.) Также при расчистке северного места были обнаружены большая комната около 15 метров длины и в 5,5 метров ширины, с остатками стен 1,5 метра толщины.

Летом 1883 года, в результате раскопок был обнаружен порог древних городских ворот, через которые по предположению архимандрита Антонина (Капустина) переступал Иисус Христос, ведомый на казнь.

Позже отец Антонин высказывал сомнения по поводу находки, говоря, что «верейные ямки несоответственной друг другу величины и до того мелки (не глубже полувершка), что нельзя представить, какого рода могли быть пяты обращавшихся в них дверей, кроме деревянных разве, но деревянные затворы в городских воротах — вещь немыслимая».

Однако руководство Общества высказывает полное удовлетворение результатами раскопок.

Кроме обнаруженной «средне-еврейской стены», подтверждающей подлинность места Погребения Господня, на русском месте оказались и самые ворота, ведущие из города на Голгофу.

Председатель Общества в январе 1884 года высказывает мысль покрыть святыню архитектурной постройкой для последующего сохранения. Конрад Шик по результатам работ был награждён орденом св. Станислава 2-й степени.

Строительство Александровского подворья над Порогом Судных Врат

Освящение Порога Судных Врат. Фото монаха Иосифа. 5 сентября 1891 годаАлександровское подворье в Иерусалиме. Фото монаха Иосифа. Конец XIX в.Освящение Александровского подворья Патриархом Иерусалимским Герасимом 22 мая 1896 г. Фото монаха Иосифа

Окончательное решение о строительстве на русских раскопках принимается зимой 1885 года.

Для этого Императорское православное палестинское общество консолидирует усилия по сбору средств на строительство «Русского места в старом городе Иерусалиме» по всем губерниям Российской Империи. Разрешение на строительство приходит после долгих переговоров с чиновниками Османской империи весной 1887 года.

Общее руководство строительством было поручено первому уполномоченному Императорского православного палестинского общества в Иерусалиме, уроженцу Перми — Дмитрию Дмитриевичу Смышляеву, который к этому времени параллельно занимался строительством Нового (Сергиевского) подворья, рядом с русскими постройками на Мейдамской площади, а после отбытия Д. Д. Смышляева из Иерусалима в Россию в 1889 году, руководил проектом уполномоченный Общества в Иерусалиме Н. Г. Михайлов. Архитектором проекта был приглашен известный в Иерусалиме Георгий Франгья, принимавший участие в строительстве таких известных русских зданий, как Сергиевское подворье в центре западного Иерусалима и храм св. Марии Магдалины в Гефсимании. Подрядчиком выступил православный грек Николай Г. Вальсамаки.11 сентября 1887 года на Русских раскопках в Иерусалиме состоялась торжественная закладка первого камня будущего Александровского подворья. Здание построили очень быстро, практически за три года, обустроив в нем параллельно церковь, но турецкие власти не давали необходимого разрешения — фирмана на её освящение. Окончание постройки подворья хотели приурочить к планируемому визиту цесаревича Николая Александровича в Святую Землю в рамках заграничного путешествия 1890 года, который планировал попросить у турецкого султана разрешение на строительство церкви. В результате поездка цесаревича в Святую Землю отменилась.

Построенное здание Александровского подворья над Порогом Судных Врат, общей площадью 1342 м², с еще неблагоустроенной церковью, торжественно освящается 5 сентября 1891 года. Церемонию освящения совершил начальник Русской духовной миссии в Иерусалиме, архимандрит Антонин (Капустин) со всем составом Миссии, в присутствии уполномоченного ИППО — Н. Г.

 Михайлова и всех работников Общества. Порог Судных врат был огражден с трёх сторон изящной решёткой, а за ним на Иерусалимском камне было водружено распятие на кипарисе работы Афонского Пантелеимоновского монастыря.

Направо от Порога был установлены чёрные мраморные поминальные доски, на которых Общество внесло имена почивших и особо потрудившихся на Святой Земле.

Домовая церковь Святого Благоверного Александра Невского, посвященная памяти основателя ИППО — императора Александра III, скончавшегося 20 октября 1894 г.

, была торжественно освящена 22 мая 1896 года патриархом Иерусалимским Герасимом, в сослужении многочисленного духовенства, уполномоченного ИППО Н. Г. Михайлова, генерального российского Императорского консула в Иерусалиме А. Ф. Круглова, греческого консула Г.

Мертруда, секретаря губернатора Бешара-эфенди, тайного советника Нейнгарда и служащих Императорского православного палестинского общества.

Основа этой страницы находится в Википедии. Текст доступен по лицензии CC BY-SA 4.0 license. Нетекстовые медиаданные доступны под собственными лицензиями. Wikipedia® — зарегистрированный товарный знак организации Wikimedia Foundation, Inc. Infosphere.top не аффилирована с Фондом Викимедиа (Wikimedia Foundation).

Источник: //infosphere.top/%D0%B2%D0%B8%D0%BA%D0%B8/%D0%9F%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B3_%D0%A1%D1%83%D0%B4%D0%BD%D1%8B%D1%85_%D0%92%D1%80%D0%B0%D1%82/

Порог Судных врат. Достопримечательности — Путеводитель по Израилю

Святая Земля. Часть 23. Порог Судных Врат

Порог Судных врат — православная святыня, находящаяся на территории Александровского подворья Императорского православного палестинского общества (ИППО) в Старом городе Иерусалима. 

Порог Судных Врат. Современная фотография Deror avi, GNU 1.2

Приобретение земельного участка

В 1858 году усилиями первого русского императорского консула в Иерусалиме В. И. Доргобужинова был приобретен на имя Императорского правительства участок в старом городе Иерусалима, на котором первоначально планировалось строительство Российского Императорского консульства.

Покупка участка была одобрена председателем Палестинского комитета великим князем Константином Николаевичем, посетившим Святую землю в 1859 году.

Иерусалимский архитектор Конрад Шик на русских раскопках. 1883 г. Фото монаха Иосифа Монах Тимон, Public Domain

При освоении участка на его территории были обнаружены археологические древности. Первоначальные археологические исследования провели известные археологи XIX века — французские исследователи: граф Ш. М. Вогюэ (1861 г.), Ш. Клермондор (1874 г.), а также английские археологи: В. Уилсон (1864 г.) и Б. Кондор (1872 г.).

Работа европейских археологов подтвердила историческую важность этого места, тем не менее, русские археологические изыскания на этом месте стали возможным после создания ИППО в 1882 году.

Председатель Общества великий князь Сергий Александрович просит от имени Общества провести наблюдение за русскими раскопками начальника Русской Духовной Миссии в Иерусалиме — архимандрита Антонина (Капустина), который, в свою очередь, поручил вести общее руководство раскопками известному в Иерусалиме архитектору Конраду Шику, имевшему на тот момент множество трудов по изучению археологии и топографии Святой Земли.

Строительство Александровского подворья

Окончательное решение о строительстве на русских раскопках принимается зимой 1885 года. Для этого ИППО консолидирует усилия по сбору средств на строительство «Русского места в старом городе Иерусалиме» по всем губерниям Российской Империи.

Разрешение на строительство приходит после долгих переговоров с чиновниками Османской империи весной 1887 года.

Общее руководство строительством было поручено первому уполномоченному ИППО в Иерусалиме, уроженцу Перми — Дмитрию Дмитриевичу Смышляеву, который к этому времени параллельно занимался строительством Нового (Сергиевского) подворья, рядом с русскими постройками на Мейдамской площади, а после отбытия Д. Д. Смышляева из Иерусалима в Россию в 1889 году, руководил проектом уполномоченный Общества в Иерусалиме Н. Г. Михайлов.

Александровское подворье в Иерусалиме. Фото монаха Иосифа. Конец XIX в. Монах Тимон, Public Domain

Архитектором проекта был приглашен известный в Иерусалиме Георгий Франгья, принимавший участие в строительстве таких известных русских зданий, как Сергиевское подворье в центре западного Иерусалима и храм св. Марии Магдалины в Гефсимании.

Подрядчиком выступил православный грек Николай Г. Вальсамаки. 11 сентября 1887 года на Русских раскопках в Иерусалиме состоялась торжественная закладка первого камня будущего Александровского подворья.

Здание построили очень быстро, практически за три года, обустроив в нем параллельно церковь, но турецкие власти не давали необходимого разрешения — фирмана на её освящение.

Окончание постройки подворья хотели приурочить к планируемому визиту цесаревича Николая Александровича в Святую Землю в рамках заграничного путешествия 1890 года, который планировал попросить у турецкого султана разрешение на строительство церкви. В результате поездка цесаревича в Святую Землю отменилась.

Освящение Порога Судных Врат. Фото монаха Иосифа. 5 сентября 1891 года Монах Тимон, Public Domain

Построенное здание Александровского подворья над Порогом Судных врат, общей площадью 1342 кв. метра, с еще неблагоустроенной церковью, торжественно освящается 5 сентября 1891 года.

Церемонию освящения совершил начальник Русской Духовной Миссии в Иерусалиме, архимандрит Антонин (Капустин) со всем составом Миссии, в присутствии уполномоченного ИППО — Н. Г. Михайлова и всех работников Общества.

Порог Судных врат был огражден с трёх сторон изящной решёткой, а за ним на Иерусалимском камне было водружено распятие на кипарисе работы Афонского Пантелеимоновского монастыря. Направо от Порога был установлены чёрные мраморные поминальные доски, на которых Общество внесло имена почивших и особо потрудившихся на Святой Земле.

Домовая церковь Святого Благоверного Александра Невского, посвященная памяти основателя ИППО — императора Александра III, скончавшегося 20 октября 1894 г.

, была торжественно освящена 22 мая 1896 года патриархом Иерусалимским Герасимом, в сослужении многочисленного духовенства, уполномоченного ИППО Н. Г. Михайлова, генерального российского Императорского консула в Иерусалиме А. Ф.

 Круглова, греческого консула Г. Мертруда, секретаря губернатора Бешара-эфенди, тайного советника Нейнгарда и служащих ИППО.

Источник: //guide-israel.ru/attractions/113980-porog-sudnyx-vrat/

Святая Земля – пятое Евангелие

Святая Земля. Часть 23. Порог Судных Врат

Святая Земля – пятое Евангелие

2683     Комментариев: 0

Каждый христианин, оказавшись на Святой Земле, по-новому – ярче и глубже – начинает воспринимать события Священного Писания. Здесь человеку предоставляется удивительная возможность пройти по тем горам и долинам, по которым ходили в свое время Господь и апостолы, а самое главное – лучше понять библейские события.

Когда стоишь на Елеонской горе, с которой открывается вид на Иерусалим, на Храмовую гору – единственное место на земле, где в древности приносили жертву Истинному Богу, на Иосафатову долину, где, по слову пророка Иоиля, должен произойти Страшный Суд (Иоиль 3, 12), сердце охватывает священный трепет. Когда прикладываешься к Голгофе, к Камню Помазания, к Гробу Господню, возникает ощущение полной ирреальности, вызванной созерцанием величайших христианских святынь.

Здесь сердцем понимаешь, что Иерусалим – духовный центр Вселенной. В Храме Гроба Господня есть место, расположенное на середине прямой линии, соединяющей алтарь православного кафоликона и Кувуклию (часовню над Гробом Господним), которое носит название «пуп Земли».

Это символический центр мира, по слову Псалтири: «Боже, Царь мой от века, устрояющий спасение посреди земли!» (Пс.73, 12). И хотя сегодня Иерусалим населяют в основном иудеи и мусульмане, а христиан в нем – меньшинство, это глубоко религиозный город.

Недаром в Израиле существует поговорка: «Тель-Авив развлекается, Иерусалим молится, а Хайфа работает».

В Палестине я сердцем понял и принял фразу «Святая Земля – пятое Евангелие», которая в России мне казалась несколько надуманной. Человек, оказавшись на Святой Земле, может глубже и лучше понять Священное Писание и приобрести бесценный опыт.

Дело в том, что мы воспринимаем библейские события очень по-русски. Если посмотреть на старинные русские иконы, можно отметить, что пейзажи, облачения священников, вооружение воинов воспроизводят детали русской жизни того времени. Такое восприятие свойственно и для других народов.

К примеру, на европейских картинах, написанных на евангельские сюжеты, Христос, поучающий народ, изображается стоящим на голландском парусном судне, в европейской одежде, народ и апостолы также одеты в европейскую одежду, а воины облачены в мундиры конкистадоров.

На Святой Земле события Священной Истории обретают историческую определенность и географические подробности.

Знакомые образы

Порой исторические подробности быта жителей древнего Иерусалима, которые, казалось бы, имеют малое отношение к Писанию, поясняют иконографию изображаемых событий. Когда мы гуляли по Иерусалиму, то обратили внимание на Дамасские врата, через которые жители входят в старый город с северной стороны. Входя в эти врата, путник оказывается перед стеной.

Чтобы пройти в город, ему нужно повернуть налево. Во времена римского владычества большинство городов-крепостей, которые сопротивлялись Риму, строили именно таким образом. Почему поворот делали именно налево? Дело в том, что римские легионеры в левой руке держали копья, а в правой щиты для защиты от нападения.

И потому поворачивать в левую сторону для них было очень неудобно.

Казалось бы, какая нам разница, в какой руке держали копье римские воины? Однако такая деталь помогает нам понять, почему на Распятии у Христа прободенным оказывается не левое ребро (хотя именно за ним располагается сердце и такой удар был бы логичным), а правое. Оказывается, римский воин делал привычный удар левой рукой через правое подреберье в сердце.

В Иерусалиме лучше понимаешь евангельские притчи. В иудейской культуре существовал традиционный запрет на изображения, который впоследствии унаследовал ислам. Потому в восточной культуре так развита образность речи. Притча помогает наглядно представить мысль, используя знакомые и привычные слушателям образы. Христос также учил притчами, которые на Святой Земле обретают особую наглядность.

Часто, говоря о Страшном Суде, о будущем воздаянии за земную жизнь, Спаситель предрекал, что грешники будут ввержены в геенну огненную, идеже червь их не умирает, и огнь не угасает (Мк. 9; 47 – 48). Возникает вопрос: что такое геенна и почему она огненная? И образ мучений грешников остается неким абстрактным символом и образом. А в Иерусалиме мысль Спасителя становится очень понятной.

Город расположен на возвышенности. С восточной стороны она граничит с Иосафатовой долиной. А с западной стороны – с долиной Генном, название которой в славянской транскрипции и стало звучать как «геенна». В этой долине с древности была городская свалка, в которую сбрасывались городские нечистоты. До сегодняшнего дня в стене старого города существуют Мусорные ворота.

Там постоянно горели костры, копошились черви. Это было безрадостное, зловонное место. Поэтому слушатели Христа прекрасно понимали, что Царствие Небесное Он сравнивает с огражденным градом, где человек находится в безопасности, в покое и общении с людьми. А грешники будут изгнаны за стену, где муки страстей будут жечь их подобно огню, потребляющему мусор и нечистоты.

В Евангелии от Матфея мы читаем: удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие (Мф. 19, 24).

Соотношение верблюда и швейной иглы кажется абсурдным, даже если Спаситель хотел подчеркнуть полную невозможность богатому человеку войти в Царствие Небесное.

Да к тому же и ветхозаветная, и новозаветная история знает множество примеров жизни святых, у которых были богатство и знатность.

В Иерусалиме есть русское Александровское подворье. В 19 в. под руководством начальника Русской Духовной Миссии архимандрита Антонина (Капустина) здесь была раскопана часть древней городской стены с воротами, которые именовались Судными. Во времена Христа через эти врата осужденных вели на казнь.

У порога Судных врат процессия останавливалась. Если рядом в это время находился кто-то из членов Синедриона, он мог крикнуть, что не согласен с приговором, и тогда следствие по делу начиналось заново.

Очевидно, что Спаситель, ведомый на Распятие, также останавливался у порога Судных врат, но не нашлось никого, кто оспорил бы неправедный приговор.

Так вот, около Судных врат расположена небольшая калитка своеобразной формы (больше похожая на щель), которая получила название «игольные уши». Через эту калитку прогоняли скот.

Ведь с каждой головы скота брали налог, а пересчитать отару, проходящую через широкие ворота, очень трудно. Через эту калитку мог пройти и запоздалый путник, когда ворота в город для защиты от неприятеля уже были закрыты.

Здесь евангельский образ становится понятней.

Географические подробности

Русского паломника может многое удивить в Иерусалиме, в том числе и сам Храм Гроба Господня. Во-первых, непонятно, почему Голгофа расположена так близко от Гробницы.

Оказывается, что Иосиф Аримафейский – член Синедриона и тайный ученик Христа – был очень состоятельным человеком. Ему принадлежал участок земли за городом, на котором он и устроил свою будущую гробницу.

Но, видимо, участок был столь велик, что Иосиф мог сдавать часть его в аренду римским властям. Они же использовали возвышенность горы Голгофы для устройства места казни преступников.

Во-вторых, странен для нас и сам образ погребения Спасителя. Пещера, Камень Помазания, камень, закрывающий вход, – все это для русского человека столь странно, что порой на иконах Воскресения изображают привычные нам могилы и гробы.

Когда мы посещали монастырь Святой Троицы на участке Русской Духовной Миссии в Хевроне (там находится знаменитый Мамврийский дуб), у нас была возможность осмотреть еврейские могилы первого века.

Покойников полагали в пещеру, высеченную в скале. В глубине пещеры выдалбливали нишу, в которой устраивали некое подобие стола для умершего.

Рядом с пещерой устраивали еще один каменный стол, на котором полагали тело покойного для умащения благовониями и обвития пеленами.

После обвития погребальными пеленами и умащения тело полагали в пещеру и закрывали вход большим камнем. Иногда к большому камню приваливали камень поменьше, а место сцепления камней опечатывали особой печатью – кустодией.

Примерно через год после погребения к пещере вновь приходили родственники покойного. За это время под воздействием палестинского климата тело высыхало, оставались только кости. Их перемывали в благовониях (отсюда выражение «перемывать кости») и складывали в небольшой ящик – оссуарий.

Его полагали в специальной нише гроба, расположенной там же, в пещере. И если семья или весь род переезжал на другое место жительства, они могли легко взять с собой кости всех своих родственников.

Таким образом, становится более понятным, как евреи, уходя из Египта, смогли взять с собой кости праотца Иосифа, завещавшего похоронить его в Земле Обетованной.

Еще одно место из Ветхого Завета стало мне понятней во время паломничества по Святой Земле. В книге пророка Иеремии повествуется о том, как Господь повелел положить пророку его льняной пояс в расщелине скалы у реки Евфрат.

Затем Он повелел вновь взять свой пояс и, указывая на его негодность, сказал: Этот негодный народ, который не хочет слушать слов Моих, живет по упорству сердца своего и ходит вослед иных богов… будет как этот пояс, который ни к чему не годен.

Ибо, как пояс близко лежит к чреслам человека, так Я приблизил к Себе весь дом Израилев и весь дом Иудин,… чтобы они были Моим народом и Моею славою, хвалою и украшением; но они не послушались (Иер. 13, 10-11). Возникает недоумение: как пророк успел так быстро сходить до Месопотамии, где протекает известная река Евфрат, да еще и дважды.

Оказывается в Палестине, под горой, на которой располагается родное селение пророка Иеремии – Анату (в древности г. Анафоф), протекает небольшая речушка. Она также носит название Евфрат. И все становится понятным.

Еще один вопрос возникает, когда читаешь Евангелие о Воскресении Христа. Господь говорит женам-мироносицам: пойдите, возвестите братьям Моим, чтобы шли в Галилею, и там они увидят Меня(Мф. 28, 10). И затем, спустя малое время, происходит их встреча. Как могли апостолы в такой короткий срок преодолеть расстояние около 200 км и добраться до Галилеи?

Оказывается, существовала еще и «Малая Галилея». Так названо место на Елеонской горе, где в евангельские времена находилась гостиница для жителей Галилеи, приходивших в Иерусалим на праздники.

Там нередко бывали апостолы Христовы, и там же явился им Господь по Воскресении Своем, когда они подали Ему часть печеной рыбы и мед (Лк. 24, 36 – 43).

В память этого на Елеонской горе устроена открытая часовня с двухсторонней иконой, изображающей учеников, окруживших Воскресшего Господа.

Чудо веры

Однако самое главное, что понимаешь, паломничая по Святой Земле, лежит не в области географических открытий. Когда ходишь по улицам Иерусалима, знакомишься с нравами местных жителей, вдруг остро понимаешь, как трудно человеку, воспитанному в иудейской среде, принять Христа.

Спаситель и для современного раввина, и для древнего фарисея в лучшем случае – странный Человек, который ведет себя не по закону, а в худшем – предатель интересов Израиля, из-за которого часть евреев отошла от веры отцов.

А евангельская история для них – лишь малый эпизод богатой событиями истории еврейского народа.

И как ни странно, именно это доказывает истинность проповеди апостолов. Для того, чтобы тысячи евреев обращались в христианство по слову апостола Петра или апостола Павла, нужно было, чтобы они почувствовали огонь живой веры в их словах. Само призвание апостолов, последовавших за Христом, также было настоящим чудом.

Ведь ни семья, ни город рождения Христа, ни род его занятий и положение в народе не способствовали тому, чтобы сразу признать в нем грядущего Мессию. Да и апостолы, несмотря на все чудеса Спасителя, поначалу не понимали в полной мере, Кто перед ними.

Когда Христос восходит на вольные страдания в Иерусалим, ученики спорят о том, кто сядет рядом с Ним в Его Царстве.

Поэтому можно представить себе весь ужас, все отчаяние апостолов, когда Господь умирает. Все надежды, весь мир разом рухнули. Как сказал один из путников по дороге в Эммаус: А мы надеялись было, что Он есть Тот, Который должен избавить Израиля (Лк. 24,21). И тем сильнее было потрясение от Воскресения Христа.

Когда я стоял у Галилейского моря, то представил, как произошла здесь встреча Воскресшего Спасителя с Его учениками. Когда, после напрасных трудов на протяжении всей ночи, они по слову Спасителя ловят 153 рыбы. И апостол Иоанн Богослов говорит: Это Господь (Ин. 21, 7).

Ведь такое же чудо произошло с ними в начале служения Христа. И тогда апостол Петр практически нагим бросается в море и плывет к берегу – ко Христу.

Представив, что пережили эти люди, которые все потеряли и потом вдруг все обрели, понимаешь, почему они бесстрашно пошли на смерть и что давало им силы закончить свою жизнь мученически. Они соприкоснулись с чудом Воскресения наяву.

Для них оно стало не отвлеченным догматом, а опытом живой веры. В какой-то мере и для каждого человека, посещающего Святую Землю, этот опыт живой веры также становится реальностью его духовной жизни.

Игумен Пахомий (Брусков)

Сайт Свято-Троицкого собора города Саратова

Источник: //eparhia-saratov.ru/Articles/article_old_56725

Христианский Иерусалим: Виа Долороза и Храм Гроба Господня

Святая Земля. Часть 23. Порог Судных Врат

Мы продумывали этот маршрут, ориентируясь на тех, кто интересуется историей христианства, кому интересно пройти по местам, где 2000 лет назад происходили события, изменившие историю трети человечества.

Мы начнем наш путь от Львиных ворот, войдем в Старый город и по Пути Страдания дойдем до Храма Гроба Господня.

А завершающей точкой нашего маршрута будет Александровское православное подворье, “Порог судных врат” и “угольное ушко”.

Чтобы сделать экскурсию по Иерусалиму действительно комфортной, мы рекомендуем сохранить этот маршрут в своих картах Google.

1. Львиные ворота

Скорбный путь начинается недалеко от Львиных ворот. Если вы воспользуетесь нашим первым маршрутом по христианскому Иерусалиму, то непременно в конце его попадете к этим воротам. Они названы так из-за украшающих их львов, символов турецкого султана Сулеймана Великолепного.

Здесь же, если присмотритесь к кладке, увидите то тут, то там сколотые стены – это следы от пуль. В этом районе во время войны 1967 года проходили бои за Восточный Иерусалим. За воротами ещё до начала Скорбного Пути есть несколько интересных объектов. Например,  католическая церковь святой Анны, матери Девы Марии.

По преданию, на этом месте находился дом иудейского священника Иакима и его жены Анны и именно здесь родилась Богородица. 

Львиные ворота

2. Виа Долороза или Скорбный Путь

С XIV века бенедектинские монахи начали совершать Крестные шествия по улице, где предположительно проходил Христос с момента своего осуждения до момента казни и воскрешения.

Сам путь включает 14 станций, 5 из которых  находятся на территории Храма Гроба Господня или Храма Воскрешения. Каждая из Станций Пути связана к каким-либо событием, будь то осуждение Иисуса, или его падение.

9 событий из 14 упомянуты в Евангелие, остальные пять передавались устно на протяжении веков. 

Виа Долороза или Крестный Путь

3. Станция I: Претория или место осуждения Иисуса

Известно, что Понтий Пилат осудил Христа в Претории. Преторией называлось жилище и основное место деятельности римского прокуратора Иудеи.

Историки до сих пор не сошлись во мнении, где именно происходил суд Пилата – здесь, в крепости Антония, или во Дворце Ирода у Яффских ворот. От крепости ничего не осталось кроме фундамента. Она, как и весь Иерусалим, была разрушена в 70-е годы нашей эры.

Сразу за Преторией не пропустите Темницу Иисуса. Она редко открыта, но если вам повезёт, спуститесть в казематы I века. Там история становится ближе.

Темница Христова

4. Станция II: Часовня Бичевания и Монастырь Сестёр Сиона

Считается, что здесь Иисуса подвергли бичеванию, здесь же римские солдаты в насмешку возложили на его голову терновый венок, на крест прибили табличку со словами “Иисус Назаретянин Царь Иудейский” и отсюда Христос начал свой путь, неся крест на место казни. «Тогда Пилат взял Иисуса и велел бить Его. И воины, сплетя венец из тёрна, возложили Ему на голову, и одели Его в багряницу, и говорили: радуйся, Царь Иудейский! И били Его по ланитам».

Часовня Бичевания

5. Австрийское подворье

К этому моменту, вы вероятнее всего уже устанете. Мы предлагаем вам передохнуть, перекусить или выпить чашечку кофе в Австрийском подворье. Это место словно маленькая Австрия на Ближнем Востоке. Оно было построено для австрийских пиллигримов, приезжающих на Святую землю. С крыши подворья открывается отличный вид на мусульманский квартал, Виа Долороза и Храмовую Гору.

Вид с крыши Австрийского подворья

6. Станция III: Первое падение Христа

Сразу у Австрийского подворья Третья Станция Скорбного Пути. Это место связывают с первым падением Иисуса под тяжестью креста. Сейчас на этом месте находится часовня Армянского Патриархата. В тимпане барельеф польского скульптора Тадеуша Зелинского, изобразившего падающего Христа.

К слову сказать, историки предполагают, что крест, который нес Иисус на казнь, весил около 150 кг.

Даже для здорового человека это очень тяжелая ноша, но если сделать поправку, что Христа “допытывали”, держали в темнице, избивали, а по пути римские легионеры время от времени “подбадривали” его ударами, то становится более понятен термин “Путь страдания”.

Третья Станция Скорбного Пути

7. Станция IV: Встреча с Богоматерью

Считается, что здесь на IV Станции Скорбного Пути Христос увидел Богоматерь. Часовня также принадлежит Армянскому Патриархату. Сюда стоит заглянуть, чтобы увидеть красочный мозаичный пол V века и место, где стояла Богородица со следами от Её сандалий. 

Четвертая Станция Скорбного Пути

8. Станция V: Дом Симона Киринеянина

Эта станция отмечает место, где римские солдаты, видя, что Иисус не сможет донести свой крест до Голгофы, из толпы выбрали некоего Симона в помощь.

Остановка отмечена скромной францисканской часовней. «И когда повели Его, то, захватив некоего Симона Киринеянина, шедшего с поля, возложили на него крест, чтобы нёс за Иисусом».  (Евг. от Луки).

Так случайный прохожий вошел в христианскую историю.

Пятая Станция Скорбного Пути. Дом Симона Кириниянина

9. Станция VI: Дом Вероники

Станция отмечена колонной, вросшей в стену. На этом месте находился дом Вероники. Она увидела процессию, проходящую мимо её дома, и сжалившись над осужденным, вынесла полотенце и отерла ему лицо. Когда она взяла платок обратно, то увидела, что на нем отпечатался лик Христа. Это, кстати, одна из версий происхождения иконы Спаса Нерукотворного.

Дом Вероники

10. Станция VII: Место падения Иисуса

Здесь на пересечении шумных улиц не пропустите VII станцию. Ее отмечает францисканская часовня, отданная в управление коптам католикам.

Дверь, ведущая в часовню, находится, по католической традиции, как раз над порогом Судных Врат, о который, по преданию, споткнулся Иисус. Большая гранитная римская колонна в часовне отмечает место второго падения Иисуса.

“Судными” назывались врата, преступив через которые осужденный уже не мог обжаловать приговор.

11. Станция VIII: Встреча с женами Иерусалимскими

Она расположена несколько в стороне от маршрута и отмечена круглым камнем, вмонтированным в стену греческого православного монастыря святого Харлампия.

Скорее всего, это кусок колонны, на торце которой изображён крест и написано по-гречески “Иисус Христос – Победитель”. Это событие упомянуто в Евангелие, когда Христос по пути встречает плачущих женщин и говорит им: “Не плачьте обо Мне, но плачьте о себе и детях ваших…

” и пророчествует о разрушении Иерусалима. И через 40  лет Иудейский храм разрушают, а Иерусалим сравнивают с землей.

Слева: VII Станция. Справа VIII Станция

12. Станция IX: Место третьего падения Христа и Коптский монастырь

Следуйте нашей карте и вы попадёте на узкий переулок, который заканчивается у трёх ворот. Здесь отмечена деревянными крестами IX станция Виа Долороза.

Одни из ворот ведут в коптский монастырь, располагающийся на крыше часовни Обретения Святого Креста. Вы узнаете это место по торчащему из-под земли куполу часовни. Напротив ворот неприметная дверь в коптскую церковь.

Спускайтесь по ней и вы попадете во двор Храма Воскрешения.

Слева: Коптский монстырь. Справа: IX Станция Скорбного Пути

13. Станции X  и XI: Голгофа и часовня “Гвоздей”

Следующие пять станций пути находятся в самом Храме Гроба Господня.

Входя в него, обратите внимание на три треснувшие колонны у ворот – эти следы на них остались, после того как на Пасху армянские священники не пустили в храм греческих и священный огонь впервые сошел вне храма.

Сразу справа от входа подъем на Голгофу к часовне “Гвоздей”, где римские солдаты делили и разыгрывали в кости одежды Христа, а затем пригвоздили Спасителя к Кресту. 

Слева: Часовня Гвоздей. Справа: вход на Голгофу

14. Станция XII: Голгофа

Здесь вы увидите остатки горы и место, где стоял крест. Над местом небольшой алтарь, в основании которого сделано отверстие, и, наклонившись, вы можете коснуться Голгофы.

Сама гора давно уже укрыта стеклом от безумных попыток пиллигримов увезти кусочек Голгофы в родные места.

Под Голгофой вы найдете часовню Адама, ведь считается, что здесь был захоронен первый человек, а Христос смертью, страданиями и кровью своей искупил первый грех Адама.

Голгофа

15. Станция XIII: Камень Помазания

Согласно иудейской традиции, мертвое тело нечисто и поэтому его нужно предавать земле как можно раньше.

Представьте время казни, вечереет, тело окровавленного Иисуса снимают с креста и кладут на ближайший камень, наскоро омывают и хоронят в соседней пещере, с тем, чтобы вернувшись в воскресенье, совершить полный обряд захоронения.

Конечно же, красный камень это лишь крышка, прикрывающая остатки настоящего камня, опять же, чтобы сохранить наследие от фанатичных пиллигримов…

Камень Помазания

16. Станция XIV: Кувуклия или погребальная пещера Иисуса 

Часовню, скрывающую пещеру Гроба, принято называть Кувуклия, что переводится с греческого как покой или опочивальня. Здесь вы всегда найдете очередь паломников. Она ведет в Придел Ангела, а затем в Гроб Господень.

Гроб Господень – это типичная высеченная в природной скале еврейская гробница периода Второго Храма. Тело Христа было положено на каменное погребальное Ложе размером около двух метров в длину и одного в ширину и полуметровой высоты от пола.

С давних пор Ложе сильно повреждено паломниками, которые стремились отколоть и унести с собой частицу реликвии. 

Кувуклия

17. Александровское подворье и “Порог Судных Врат”

Вход в православное подворье для русских бесплатен, для иностранцев – символичен. Здесь находятся несколько интересных объектов. Во-первых, при археологических раскопках здесь обнаружили ворота старого города, которые историки считают “Судными вратами”.

Каждый осужденный до судных врат еще имел шанс на пересмотр приговора, однако, преступив их, он подтверждал свою виновность. Кроме того, в кладке стены сохранилось “угольное ушко”, через которое, как известно, “скорее верблюд войдет, чем богатый в Царствие небесное…

” Через такие “ушки” ночные одинокие путники могли войти в закрытый город, что было совершенно невозможно сделать всаднику.

Слева: “игольное ушко”, справа: часть Голгофы

На этом мы заканчиваем нашу долгую прогулку по Христианскому Иерусалиму. Она, конечно же, не исчерпывает все интересные объекты, а лишь представляет некоторые основные места. Более подробно о каждой станции Скорбного Пути и Храма Гроба Господня мы рассказываем в нашем аудиогиде по Иерусалиму. Увлекательных вам прогулок!

С вами гуляла Алина Ковалевич

Источник: //travel-me.ru/posts/5-hristianskiy-ierusalim-via-doloroza-i-hram-groba-gospodnya

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.