Святая Земля. Часть 26. Структура храма Гроба Господня

Всё о Храме Гроба Господня. Достопримечательности — Путеводитель по Израилю

Святая Земля. Часть 26. Структура храма Гроба Господня

Храм Гроба Господня — главная святыня, а с IV в. место паломничества христиан всего мира.

Представляет собой комплекс построек, которые были возведены на месте Голгофы, где, по Писанию, был распят, погребён и воскрес Иисус Христос.

Последние пять стояний Крестного пути Иисуса Христа находятся под сводами Храма Гроба Господня.

Храм располагается в Старом городе Иерусалима, в Христианском квартале. Комплекс культовых сооружений также служит в качестве штаб-квартиры Иерусалимской православной церкви, которая базируется здесь в административных зданиях.

Храм Гроба Господня пережил землетрясение в 1545 году и пожар в 1808 году.

Храм Гроба Господня находится в совместном владении и управлении нескольких христианских конфессий  по сложной схеме, установленной много веков назад.

Все главные и второстепенные помещения строго разделены между (армянская, сирийская, греко-православная, католическая, коптская и эфиопская церкви). Все имущественные, а также территориальные права были закреплены в соответствующих договорах несколько веков назад.

Вид на Храм Гроба Господня. Иерусалим hoyasmeg, CC BY-SA 3.0

Православные, армяне и католики поочередно служат литургию на Гробе Господнем.

В Храме Гроба Господня каждый год проходит обряд схождения Благодатного огня, телетрансляция которого осуществляется по всему миру и имеет огромное значение для всех верующих.

22 марта 2017 г. после 9-месячной реставрации была открыта обновленная Кувуклия с Гробом Господним.

Фасад

Главный фасад находится с южной стороны храма и выполнен в романском стиле XII века. Здесь расположен вход с двумя большими дверьми, их которых  открыта лишь одна, вторая была закрыта кирпичной кладкой во времена мусульманского правления.

Фасад Юкатан, CC BY-SA 4.0

Когда-то здесь находились живописные барельефы, сегодня они хранятся в иерусалимском музее.

Капелла франков

Справа от входа в Храм Гроба Господня находится Капелла франков, в которой когда-то был отдельный вход на Голгофу. 

Капелла франков Britchi Mirela, CC BY-SA 4.0

Здесь расположена могила рыцаря Филиппа д’Обинье, который сопровождал Фридриха II во время путешествии в Иерусалим в XIII веке.

Под Капеллой франков расположена неприметная дверь в часовню Марии Египетской. Правее дверь в армянскую часовню ап. Иоанна.

Ключи от храма

Во избежание раздоров между конфессиями, по традиции, ключи от главного входа Храма Гроба Господня еще с 638 года переданы на постоянное хранение арабской семье Джуди, а право отпирать каждый день этими ключами вход — семье Нусейба. Эта привилегия уже много веков передается от отца к сыну вот уже девять веков.

Недвижимая лестница

О разногласиях между конфессиями напоминает деревянная лесенка, которая нижним концом упирается в карниз греческой части храма, а верхним в окно армянскоой части. Установлена она была для удобного доступа монахов на верхние этажи, но в какое именно время неизвестно.

«Недвижимая лестница», Храм Гроба Господня. Ekabhishek, CC BY 2.0

Лесенка — свидетельство неукоснительного соблюдения древних традиций и соглашения (Status quo) о том, что ни один элемент храма не может быть изменен без единогласного решения. Она таки называется «недвижимой».

Рассечённая колонна и благодатный огонь

Второе напоминание о распри между конфессиями — Рассечённая колонна . Это одна из опор входа, которая была расколота молнией при схождении Благодатного огня в 1634 году. В этот день между православными и армянскими христианами возник спор о том, кто имеет право первым провести службу. Во время этих препирательств из грозовой тучи ударила сильнейшая молния, которая и расколола колонну.

Внутреннее устройство

Храм включает в себя три основные части: часовню Гроба Господня, Храм Воскресения и Храм на Голгофе.

Голгофа

К Голгофа ведут ступени справа после входа в Храм Гроба Господня.

Гогофа Другие города, CC BY-SA 4.0

На Голгофе расположены католический и православный приделы, под алтарем последнего есть отверстие земле, обозначенное серебряным кругом, где стоял крест. Через это отверстие можно ладонью прикоснуться к Голгофе. Два черных круга указывают на места, где стояли кресты благоразумного и безумного разбойников, казненных вместе с Иисусом Христом.

https://www.youtube.com/watch?v=rAX7VyUgccg

По приданию под Голгофой был похоронен Адам, прародитель рода человеческого, изгнанный из Рая из-за грехопадения и передавший греховность всему человеческому роду.

Голгофа. Алтарь гвоздей Другие города, CC BY-SA 4.0

Прямо под Голгофа находится часовня Адама. Расщелина, образовавшаяся при землетрясении, через которую вместе с дождевой водой просочилась кровь Иисуса и омыла череп Адама. В находящейся рядом греко–православной церкви хранится часть креста, на котором в муках умер Иисус.

Stabat Mater Kyle Taylor, CC BY 2.0

Алтарь Стояния Богоматери при распятии Иисуса находится на Голгофе, между католическим и православным престолами («Stabat Mater dolorosa» — стояла Мать скорбящая).

Камень помазания

Иосиф и Никодим сняли тело с креста, положили на Камень Миропомазания , помазали его смирной и алоэ, завернули в плащаницу.

У Камня помазания Другие города, CC BY-SA 4.0

Иосиф Аримафейский упоминается всеми четырьмя Евангелистами как богатый, но добрый человек, принявший веру Иисуса и после казни упросивший Пилата отдать ему тело Христа.

Многие паломники собирают платками Другие города, CC BY-SA 4.0

Гробница Иосифа Аримафейского

Место захоронения Иосифа Аримафейского расположено в западной части Храма. Вход в часовню находится напротив коптского придела, с обратной стороны от входа в Кувуклию. В небольшом помещении находится алтарь, пострадавший во время пожара в 1808 году. Справа расположен вход в небольшую пещеру — место погребения свв. Иосифа Аримафейского и Никодима.

Кувуклия и Гроб Господень

Над Гробом Господним стоит мраморная часовня — Кувуклия, в которой в Великую Субботу возжигается Благодатный огонь. Она состоит из двух частей — придела Ангела и пещеры Гроба Господня.

Кувуклия, современный вид Eman, Public Domain

До 22 марта 2017 г. Кувуклия снаружи была усилена металлической стяжкой, поскольку сооружение подвергалось воздействию землетрясения и пожара.

Коптский придел

Коптский придел не случайно находится с обратной стороны Кувуклии, где от Гроба Господня его отделяет лишь стена с небольшим отверстием в Кувуклию Считается, что придел коптов находится именно там, где находилась глава Иисуса после погребения.

Обретение Креста

В приделе Обретения Креста установлена мраморная плита обозначающая место, где был найден крест.

Крест над Храмом Гроба Господня Markus Bollen, CC0 1.0

Крест был найден св. царицей Еленой в 325 году. Поиски привели ее на Голгофу. Здесь царица сидела и бросала в свалку монеты, чтобы усилить рвение работников к раскопкам. На этом месте были найдены три креста с гвоздями и деревянная табличка с надписью INRI (Иисус Назарянин Царь Иудейский). В Храме Гроба Господня есть придел святой Елены.

Пуп Земли

Прямо напротив входа в Кувуклию, стоит прикованная цепью каменная ваза, называемая «Пуп Земли».

Пуп Земли

Пуп Земли символизирует центр духовных устремлений христиан всего мира к главной святыне — месту последних событий жизни Христа, месту его смерти и воскресения.

Управление святынями

В управлении католиков находятся Алтарь Гвоздей, церковь явления Воскресшего Господа Пресвятой Деве Марии, северная часть второго яруса Ротонды и галерея, южный предел Голгофы, престол Магдалины, часовня обретения Креста, францисканский монастырь.

Храм Елены, 8 колонн Ротонды, южная часть ее второго яруса, престол Жен-мироносиц а также Киворий трех Марий, часовня Вардана, гробница Иосифа Аримафейского принадлежат армянской церкви.

Западный алтарь Кувуклии — коптской церкви. Эфиопской церкви — церковь Четырех апостольных животных, монастырь на вершине храма Елены. Сирийской церкви отведено право проводить свои службы в праздники и воскресенья в армянском пределе Никодима.

Над Камнем помазания горит 8 неугасимых лампад: 4 греческих, 2 армянских, 1 католическая и 1 коптская. Другие города, CC BY-SA 4.0

Общее руководство всеми частями святыни, Кувуклией и Католиконом принадлежит Иерусалимской православной церкви.

Реставрационные работы

22 марта 2017 года завершились реставрационные работы храме Гроба Господня, обновленная церковь открыта официально.

Группа греческих реставраторов под руководством архитектора Антония Моропуло работала в течение девяти месяцев и сосредоточила усилия на укреплении и сохранении Кувуклии.

Это первая реставрационная работа с 1810 года, когда храм был восстановлен и перестроен после пожара.

 Работы стали возможными после достижения соглашение между католической, православной и армяно-григорианской конфессиями, которые отвечают за содержание Кувуклии.

Все шесть христианских конфессий, делящих между собой храм Гроба Господня, а также иорданский король Абдалла внесли денежные средства в размере 4 млн долларов.

С июля 2016 года в храме  работали 50 специалистов из Афин, которые ранее восстанавливали Акрополь в столице Греции и церковь Святой Софии в Стамбуле. 

В октябре 2016 года ученые впервые за 450 лет сняли плиту с погребального ложа в Кувуклии, которая появилась там в 1555 году для защиты камня от паломников. После очистки ложе снова было накрыто мраморной плитой.

Схождение Благодатного огня

Храм Гроба Господня. Путешествие во времени в 3D

Источник: https://guide-israel.ru/dostoprimechatelnosti-xrama-groba-gospodnya/

Христианский квартал (Иерусалим)

Святая Земля. Часть 26. Структура храма Гроба Господня
Становление христианства проходило в атмосфере гонений. Первый епископ Иерусалима апостол Иаков, один из 70 учеников Христа и, как считается некоторыми религиоведами, брат Христа по отцу, Иосифу, был в 62 г. забит камнями по приказу иудейского царя Ирода, гражданина Рима. В 70 г. Иерусалим взбунтовался против Рима.

Будущий император Тит подавил восстание, а на месте пещеры Гроба Господня в 135 г. распорядился возвести храм Венеры. Однако число последователей Христа на Святой Земле и в самом Риме только росло. Императоры III в. Деций Траян, Валериан и Диоклетиан пошли еще дальше. Знаменитые термы Диоклетиана в Риме строили осужденные на смерть христиане.

В 324 г императором становится Константин, принявший христианство. Через год Иерусалиму было возвращено его имя (в арамейских рукописях Рушалим или Ершалаим), и он был объявлен святым городом. В 326 г. мать Константина императрица Елена берет Иерусалим под свое покровительство. Над Гробом Господним был заложен храм Вознесения Господня.

Елена занималась и поиском креста, на котором был распят Спаситель. Было найдено три креста (рядом с Христом были распяты, как известно, и два разбойника).

Какой из крестов — святой, было определено так: каждый поочередно подносили к телу тяжело больной женщины, и тот крест, после прикосновения к которому она исцелилась, стал считаться истинным «животворящим» крестом Распятия (хранится в храме Гроба Господня). В IV в. начал образовываться квартал, что позднее был назван Христианским.

На освящении нового храма Воскресения Христова 13 сентября 335 г. присутствовал Константин. Этот, первый комплекс храма, в который была включена и Голгофа, просуществовал до 614 г., когда Иерусалим завоевал персидский царь Хозрой. Храм был сильно поврежден, а восстановлен в 616-626 гг. византийским императором Ираклием, который в 629 г. отвоевал весь Иерусалим. В 636 г.

город завоевал халиф Омар ибн Хаттаб, но службы в храме Воскресения Господня продолжались. Согласно некоторым источникам, в 1009 г. храм был до основания разрушен, при халифе-исмаилите Абу-Али Мансуре, преследовавшем также и мусульман-суннитов. По другим источникам, храм разрушен не был, но перешел под управление еретиков.

Так или иначе, но эти слухи стали поводом для первого Крестового похода в 10961099 гг. Одним из его предводителей был граф Готфрид Бульонский. В связи с ним показательна одна история.

Провозглашенный правителем Иерусалима, он отказался от этого титула, объяснив, что не может принять царский венец в месте, где Спаситель принял венец терновый, но согласился на титул «Хранитель и Защитник Гроба Господня». В середине XI в. храм Гроба Господня был восстановлен императором Византии Константином XI Мономахом.В 1187 г. Иерусалим взял Сапах ад-Дин (Саладин).

Все христианские церкви в Иерусалиме при нем были преобразованы в мечети или разрушены. Кроме храма Гроба Господня. Его разрушило в 1545 г. сильнейшее землетрясение. Современный храм был отстроен после пожара, лишь его фасад относится к эпохе Крестовых походов. В XIX в. европейские государства вынуждают Османскую империю предоставить им возможности для строительства в Христианском квартале.

В 1872 г. в Иерусалиме открывается Русское подворье, но не в Христианском квартале. К концу XIX в. возможности строительства в квартале, ограниченном крепостной стеной, были исчерпаны.К Христианскому кварталу с юга примыкает Армянский квартал. Армяне стали селиться здесь с 301 г., когда Армения приняла христианство.

Армянские паломники прошли путь от Арарата до Сиона, и главная улица квартала, ведущая к Стене Плача, называется Арарат. Здесь находится патриархия армянской апостольской церкви, ее духовная семинария, библиотека и музей. Считается, что этот квартал возник на месте дворца царя Ирода Великого.Современный Иерусалим делится на две основные части: Старый и Новый город.

Старый город в свою очередь поделен на четыре квартала: Христианский, Еврейский, Мусульманский и Армянский, нынешние границы между которыми сформировались в основном в XIX в. Христианский квартал находится на северо-западе Старого города. Ворота городской стены, которые в него ведут, — Дамасские ворота на севере, Яффские — на юге, Новые — на северо-западе.

«Что ищете живого среди мертвых? Его нет здесь. Он воскрес». Такая греческая надпись высечена на мраморном барельефе в храме Гроба Господня — величайшей христианской святыни, почитаемой наравне с храмом Рождества Христова в Вифлееме.В этой фразе из Евангелия от Луки заключен глубинный смысл и образ Пасхи, праздника Воскресения Иисуса Христа.

На барельефе изображены фигуры жен-мироносиц и фигура простирающего к ним руку ангела в облике человека.Барельеф украшает низкую и узкую арку, соединяющую придел Ангела и другой придел, небольшое помещение, которое называется Гроб Господень, Святой Гроб, а также просто Ложе — по камню, на котором лежало тело Христа после снятия с креста. С 1555 г.

он покрыт мраморной плитой, закрывшей его от дальнейшего раздробления как фанатичными верующими, так и противниками учения Христа. Сам храм сегодня представляет собой большой и сложный по составу архитектурный комплекс. На территории, относящейся к храму, расположено несколько церквей, действующих монастырей, в самом храме, кроме того, множество галерей, приделов и других помещений.

Снаружи более всего выделяется только один его элемент — вход.Храм Гроба Господня принадлежит нескольким христианским конфессиям: греко-православной (Святогробское братство), католической (орден францисканцев), армянской, коптской, сирийской и эфиопской. Каждая из них имеет свои приделы и свои часы для служб и молитв.

В сердце храма — ротонда, под куполом которой стоит Кувуклия (небольшая часовня из розового мрамора, символизирующая пещеру) с Гробом Господним, Голгофа с местом распятия, камень Миропомазания, на котором лежало тело Иисуса после снятия с креста, пять последних из четырнадцати точек так называемых стояний Крестного, или Страстного, пути (виа Долороза — Путь скорби) во время шествия Иисуса Христа к месту казни, несшего на собственных плечах тяжелый крест, на котором он будет распят.В центре Кафоликона — основного зала храма Господня (соборного храма Воскресения) помещена мраморная полусфера, именуемая «мезомфалос» — «пуп Земли». Представление об Иерусалиме как о «пупе Земли» отражают самые древние географические карты, на которых он всегда помещался в середине, символизируя центр мироздания. Под землей находится церковь Святой Елены, принадлежащая ныне армянской общине, где горят три негасимые лампады. 13 ступенями эта церковь соединена с католической церковью Обретения Креста. Скала Голгофа в посвященной ей церкви пребывает в усеченном виде: и от нее многим хотелось унести кусочек, а реставраторам приходилось эти разрушения как-то сглаживать. На Голгофу ведут две лестницы: «греческая» и «латинская».О чуде схождения Благодатного огня в пасхальную ночь имеются письменные свидетельства начиная с IX в. В наше время оно происходит ежегодно в Великую Субботу по юлианскому календарю, обычно между 13 и 15 часами иерусалимского времени. Ведущая роль во всех пасхальных обрядах принадлежит Иерусалимской православной церкви.

Храм Гроба Господня — центр квартала, а всего в нем 40 памятников истории и архитектуры. Среди них одна из древнейших на Святой Земле — греческая церковь Иоанна Крестителя, история которой началась в V в., а архитектуру определили крестоносцы в XII в., Александровское подворье (здание, первоначально, в XIX в., предназначавшееся для русского консульства) с домовой церковью Александра Невского. ее реликвия — Порог Судных Врат, через которые прошел Христос по пути на Голгофу. Другая заметная достопримечательность квартала — мечеть Омара XII в. В Христианском квартале расположен и бассейн Езекии VII в. до н. э., бывший частью системы водоснабжения ветхозаветного Иерусалима. Правда, теперь это безводное и, к сожалению, замусоренное пространство.

Общая информация

Квартал в Старом городе Иерусалима — столицы государства Израиль.

Старый город в целом — объект Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Особенности статуса Иерусалима: израильский суверенитет над восточной частью города оспаривается Палестинской национальной администрацией (ПНА) и не признан ООН.

Время основания Иерусалима (по данным археологов): 4-е тыс. до н. э.

Первые упоминания Иерусалима: XX-XIX вв. до н. э.

Первые упоминания Христианского квартала: IV в.

Прежние, самые известные, из 70 названий Иерусалима: Рушалим (Рушалимум), Урусалим, Урсалимму, Ершалаим, Шалем, Иевус, Сион (Цион), Ир-Давид (Град Давида), Элия-Капитолина, Аль-Кудс.

Языки: иврит, арабский, русский, армянский, идиш.

Этнический состав современного населения Иерусалима: евреи — 64%, арабы — 33,8%, армяне, русские и другие — 2,2%.

Религии в Иерусалиме: иудаизм — 62%, ислам — 35%, христианство — 2%, другие конфессии — 1%.

Денежная единица: шекель.

Ближайший аэропорт: Бен-Гурион (международный) в Тель-Авиве.

Цифры

Площадь Иерусалима: 125,156 км2.
Население Иерусалима: 890 428 чел., агломерация — 1 020 030 чел. (2013 г.).

Плотность населения: 7114,5 чел/км2.

Средняя высота Иерусалима над у. м.: 734 м.

Площадь Христианского квартала: около 1 км2.

Нынешние размеры скалы Голгофа: 4,5-11,5-9,25 м.

Климат и погода

Средиземноморский субтропический.

Средняя температура января: +11°С.

Средняя температура июля: +26°С.

Среднегодовое количество осадков: 554 мм.

Экономика

Туризм, образовательные услуги (большинство строений Христианского квартала являются религиозными школами и другими учебными заведениями для паломников).

Храм Гроба Господня (Воскресения): Кувуклия — «пещера» Гроба Господня в ротонде, соборный храм Кафаликон, храм Голгофы с местом Распятия, церковь Святой Елены, камень Помазания, часовня праотца Адама, каменная полусфера «пуп Земли», пять мест последних остановок Иисуса Христа на виа Долороза — Пути скорби и множество других артефактов, относящихся к истории распятия и воскресения Иисуса Христа, принадлежащие шести христианским конфессиям.
Греческая церковь Иоанна Крестителя.
Александрийское подворье: руины Судных ворот и церковь Александра Невского.
Лютеранская церковь Спасителя.
Виа Долороза (за пределами квартала).
Руины госпиталя ордена иоаннитов (госпитальеров) в районе Муристан.
Мечеть Омара.
Бассейн Езекии.
Ворота крепостной стены: Дамасские, Яффские, Новые.
Музей истории Иерусалима в Башне Давида.
Музей Греко-православного патриархата.
■ Конфессии, владеющие храмом Гроба Господня, относятся друг к другу толерантно. Но так было не всегда, споры о приоритете той или иной церкви в проведении обрядов возникали. Чтобы дело не дошло до более серьезных конфликтов, в 1192 г. святые отцы договорились между собой отдать ключи от храма на хранение нейтральной стороне, мусульманам, а именно арабской семье Джуде. Открывают и закрывают двери храма члены другой семьи — Нусайне. Почетные обязанности наследуются по мужской линии, все те же семьи исполняют их и ныне.■ Над Гробом Господним в Кувуклии висят 43 серебряные лампады. Православным, католикам и армянам принадлежат по 13 лампад и еще 4 — коптам.■ Благодатный огонь в храме Гроба Господня в канун Пасхи появляется в виде светящихся голубоватых сполохов, волнообразно разгорающихся в пламя. В канун этого события дверь в Кувуклию опечатывается в присутствии представителей мэрии и полиции Иерусалима. Все священники в это время находятся вне Кувуклии, а часто и за пределами храма. Скептики, а к ним принадлежат, например, епископы католической и армянской церквей, сомневаются, что это явление происходит без участия человека. Гипотезы выдвигались самые разные. Скрытное заблаговременное внесение огня — простейшая из них. Но никем не доказанная. Наиболее интригующая из гипотез связана с молитвами паломников в ожидании огня. Согласно этому предположению, молитвы, в физическом смысле представляющие собой звуковые волны, создают эффект резонанса, который порождает пьезоэлектрические импульсы. Проводились соответствующие измерения приборами, и они фиксировали некоторые изменения электромагнитной среды в храме. Однако не было выявлено неопровержимых причинно-следственных связей между этим полем и фактом возникновения огня.■ Крест, называемый иерусалимским, символизирует распятие и четыре раны Иисуса, а также четырех его апостолов и четыре стороны света. Изображается в виде одного большого, центрального, равностороннего креста и четырех небольших крестов, окружающих его. Иерусалимский крест может быть сделан из серебра или золота, покрыт эмалью, изображен на ткани или другой поверхности. Чаще всего такой крест — красного цвета и более всего напоминает крест духовно-рыцарских орденов Гроба Господня и храма Соломонова (тамплиеров), участников Крестовых походов. Иерусалимский крест, красный на белом фоне, изображен на государственном флаге Грузии. (Рыцари ордена госпитальеров (иоаннитов) были привержены другому кресту — Мальтийскому, у него восемь концов, обозначающих восемь рыцарских достоинств.)

■ В перечне психических расстройств есть и такое — «иерусалимский синдром». Ему подвержены впадающие в религиозный экстаз паломники разных конфессий. При этом они воображают себя святыми или пророками, обладающими сверхъестественными способностями и наделенными миссией спасителей мира. Ежегодно в Иерусалиме такое состояние фиксируется в среднем у 100 человек, и около 40 из них попадают в местную психиатрическую лечебницу «Кфар-Шауль». Это расстройство касается не только христиан, врачам Мекки оно тоже известно.

Источник: https://geosfera.org/aziya/izrail/2112-hristianskiy-kvartal.html

Храм Гроба Господня в Иерусалиме

Святая Земля. Часть 26. Структура храма Гроба Господня

Собор был возведен на том знаковом месте, где Спаситель Христос претерпел распятие и погребение, а вскоре воскрес. Эта Церковь является самым значимым центром христианского паломничества, люди в больших количествах прибывают сюда с IV столетия.

Описание архитектуры

святыня израильской земли представлена в виде грандиозного комплекса построек. Храм Гроба Господня находится в старинной части Иерусалима, в квартале, который называют Христианским.

Храм Гроба Господня в Иерусалиме

Собор, знаменитый величайшими религиозными сооружениями, является штаб-квартирой православной конфессии столицы Израиля. Однако Храмом-Святыней одновременно управляют и другие христианские конфессии (армяне и католики), соблюдая сложную градацию правил.

Ещё интересные статьи о христианстве:

Архитектурный комплекс великой христианской святыни включает в свою структуру несколько культовых частей:

  • Холм Голгофа с небольшой областью, где Мессия был распят. Изначально он являлся частью другой скалы — Гареба, и несколько выделялся собственной вершиной, напоминая очевидцам свод черепа. Отсюда Голгофа и получила своё название. Иная версия твердит, что здесь проходили жестокие публичные казни.
  • Сооружение в виде ротонды с куполом, под которым находится Кувуклия (гробница в скале). По традиционным верованиям она располагалась за пределами города, в северо-западной стороне от Иерусалима. Вскоре под словом Кувуклия стали подразумевать всю Палестину.
  • Кафоликон — средняя часть храмового комплекса, обнесенного специфическими несущими стенами, которые не всегда соприкасаются с потолком. Именно здесь проходят торжества и литургии Греко-православной церкви.
  • Подземный храм, освященный в честь Обретения Креста, на котором провел последние минуты материального существования Иисус Христос.
  • В архитектуре Храма также расположена церковь равноапостольной царицы  Елены с несколькими приделами. На территории христианской святыни построены монастыри, разнообразные галереи и дополнительные здания.

Управление в Храме официально разделено между несколькими христианскими конфессиями, которые получают, в соответствии с этим, индивидуальные приделы и часы служб.

  • Католический орден, основанный святым Франциском, заведует одноименным собором и Алтарем гвоздей, в области которого солдаты срывали с Мессии одежды и играли в кости на право обладания ими, а вскоре пригвоздили Спасителя ко Кресту.
  • Армянской конфессии законно принадлежит собор святой Елены и один придел, имеющий название «Три Марии».
  • Место погребения Иосифа Аримафейского и западный алтарь скальной гробницы (Кувуклии) отданы во владение Коптской церкви.Часть храма Гроба Господня — православный Соборный храм Воскресения
  • Православная конфессия Иерусалима обладает Голгофой и Кафоликоном. Литургии в Храме четко распределены между церквями.

На заметку! Подобное распределение часто становится причиной конфликтов на религиозной почве. Для предотвращения всплесков ненависти, с начала VII столетия ключи от Церкви хранятся в мусульманской семье Joudeh, а право на открытие врат принадлежит другой — Nuseibeh.

Архитектура великой святыни

С момента основания Храм является предметом больших раздоров между людьми различных верований. Сегодня здесь наблюдается огромное скопление верующих, они приходят, чтобы ощутить ауру грандиозного сооружения и молить Христа о спасении души.

  • Фасад здания, расположенный на южной стороне, — это яркий пример романского зодчества XII столетия. Портал имеет структуру сдвоенных люнетов (ободков), изначально здесь располагались живописные барельефы из мрамора, на который изображались события Входа Господа в Иерусалим и Его Погребение. Спустя время это изящество передали во владение иерусалимскому музею Рокфеллера.
  • С правой стороны от центрального входа находится деревянный люк, предназначенный для того, чтобы прикрыть место захоронения рыцаря Ф. Обинье, бывшего в Иерусалиме в начале XIII в.
  • Левую сторону портала оформляет Колонна Святого Огня, сооруженная из мрамора. Согласно преданию, она чудесным образом треснула от сошедшего с небес луча света в 1634 г. В Великую субботу того года произошел очередной религиозный спор о дате проведения Пасхи. Османские власти заперли врата храма и не пускали в него православных священников. Последние, возмущенные несправедливостью, стояли у закрытого входа и молили Господа о помощи. Вскоре подул сильный ветер, бушевала гроза, а чудотворный свет, ударивший в колонну, породил Благодатный Огонь.
  • В правом угла двора есть наружная лестница, ведущая к маленькой часовне Скорбящей Божьей Матери. Нередко с ней связывают эпизод со снятием одежд с Мессии перед Распятием.Вход в храм Гроба Господня
  • Напротив главного входа, во внутреннем помещении находится Камень помазания, накрытый толстой мраморной плитой красного цвета. Сбоку этой пластины начертан текст тропаря, посвященный преподобному Иосифу Аримафейскому. За ритуальным Камнем находится восемь лампад и стена, декорированная большим панно. На этой поверхности изображены сюжеты снятия Спасителя с Креста, помазание тела благовониями и скорбное положение в божественный гроб.

На заметку! Исследователи не смогли обнаружить официальной документации о месте, где тело Христа подготавливалось к погребению. Однако с V столетия в традициях Церкви выделяется чин Погребения плащаницы Христа в Страстную Пятницу. Святыню, украшенную лепестками розы, торжественно переносят с холма, где был распят Христос, на священный Камень помазания. После короткого заупокойного моления плащаницу кладут на каменное ложе Спасителя и, наконец, уносят в Кафоликон.

Основные достопримечательности

С левой стороны от Камня помазания располагается Кувуклия — часовня с круглым сводом. С боков от этой постройки стоят небольшие мраморные перегородки со скамейками и канделябрами. Над массивной дверью Кувуклии висят лампады, части которых разделены между христианскими конфессиями.

  • Серебряная сень с 12 иконами учеников Христа является величественным украшением часовни. Посредине постройки виден пьедестал с фрагментом священного камня, который убирал ангел от пещеры после вести о воскресении. Он служит церковным престолом для проведения православных богослужений.Кувуклия под высоким куполом храма Гроба Господня
  • В стенах на юге и севере Кувуклии сооружены овальные окна, предназначенные для перенесения Святого Огня. С левой стороны от входа видны иконы с изображением жен-мироносиц, а справа — Гавриил, милосердно протягивающий им свои десницы. В верхней части портала начертаны слова архангела, который известил о чудесном воскресении.
  • Пещера, где находился гроб с телом Спасителя, представляет собой маленькую камеру, половина которой занята каменным ложе. Гроб покрыт мраморной плитой, привезенной в храм в 1555 г. Когда этой пластины не было, паломники, ревностно стремящиеся отломить от Гроба кусочек, поспособствовали его некоторому разрушению.
  • Часовня Главы, у которой восседал второй ангел, является пристройкой Кувуклии. Со времен Византии ее использовали в качестве престола. Изначально строение принадлежало армянам, но они отдали часовню Коптской церкви, взяв взамен монастырь, находящийся в Египте.
  • Вокруг Кувуклии построено большое количество приделов, образованных при помощи перегородок во время реконструкции 1810 г.

«Сердце» Гроба

Кафоликоном называют срединную часть всего комплекса Гроба Господня. Это помещение огорожено таким образом, что стены соборного храма не достигают сводов. Подобная конструкция возникла после пожара, произошедшего в 1808 г. В период восстановления сюда добавился высокий иконостас, что позволило говорить о единстве церковного пространства и необходимой молитвенной атмосфере.

  • Под малым куполом находится мраморная полусфера на специальной подставке. Эта реликвия указывает на место, называемое священниками и паломниками «пупом Земли». Святыня появилась в соборном храме в начале XIX века. Сам купол радует мозаикой с сюжетом о благословении Христа в окружении Пречистой Девы, учеников, архангелов и Иоанна Крестителя.
  • В Кафоликоне находятся два тронных места для глав Иерусалимского Патриархата. Выше иконостаса расположена галерея с тремя небольшими балконами, откуда читается Священное Писание. Восточная часть соборного храма — это единая структура, составленная из розового мраморного камня.Кафоликон — главный придел храма Гроба Господня
  • Вокруг Кафоликона простираются галереи, в которых имеют приделы. В северной стороне построены колоссальные колонны, на востоке находится православная часовня, служащая моделью настоящей Темницы Мессии. Перед входом стоит пластина со специальными отверстиями для ног.
  • Около лестницы, ведущей к собору святой Елены, расположено помещение Тернового венца, в центральной части которого хранится осколок Колонны поругания.

Церковь Голгофы

Холм, хранящий в себе место Распятия, получил современный облик после реставрационных работ 1810 г. При строительстве церкви мастера выравнивали и обтесывали края скалы, на которую ведут сегодня две лестницы. Два продолговатых помещения разделяют Голгофу на православную и католическую часть.

  • Южная часть отдана во владение францисканцев. Современный облик сформировался в 1930-х годах. Серебряный алтарь пожертвовал в 1588 г. Ф. Медичи, его поставили на то самое место, где Мессию пригвоздили к Кресту.
  • Ниже скалы Распятия расположен придел, названный «Адамовой главой». Существует предание, что Мельхиседек, царь Салимский, похоронил здесь голову прародителя человечества. Справа располагается православная ризница, где лежат мощи святых и реликвии со времен Страстей.

На заметку! Для православных верующих существует канонический обычай поклонения Гробу Христа. Сначала человек молится в ангельском приделе и прикасается к тому камню, который был убран от входа в пещеру. Далее, следует поцеловать нижнюю грань перед входом и прочесть «Воскресение Христово…», а после медленно войти в Живоносный Гроб. Здесь ставятся свечи, совершаются поклоны и воспеваются молитвы. На ложе разрешено класть иконы, кресты и т.д., выходить необходимо спиной вперед.

Краткая история создания

В период правления Адриана (135 г.) на Голгофе построили языческий Капитолий, где римляне поклонялись Юпитеру. В 325 г. престарелая мать Константина Великого святая Елена проделала нелегкий путь на Святую землю. Мысль о паломничестве пришла ей во сне, голос повел расчистить Голгофу от нечестивых сооружений.

  • Елена распорядилась провести здесь раскопки, в результате которых обнаружилась пещера, где было положено тело Мессии, а также другие доказательные атрибуты. На этом месте государыня заложила фундамент Храма Гроба Господня.
  • Изначально в состав комплекса входили: ротонда Анастасис вместе с Гробом, базилика, алтарь которой обращался в сторону главной постройки и сад с самой Голгофой. Великую постройку освятили в начале осени 335 г., на торжестве присутствовал Константин и представители священства из разных государств.Голгофа в Иерусалиме: третья часть храма Гроба Господня
  • В начале VII века части Храма пострадали во время атаки персидских войск, царю Хосрову удалось захватить Животворящий Крест. Восстановлением занимался император Ираклий, отвоевавший Иерусалим в 629 г. и восстановивший украденную святыню.
  • В 1009 г. Аль-Хаким поддался клевете против христиан и дал указание разрушить Храм Гроба. Войска уничтожили гробницу, обнаруженную при Константине Великом, и сильно повредили базилику. Через 40 лет церковь вновь отстроили, но величественности предшествующего сооружения достичь не удалось.
  • В XII столетии рыцари-крестоносцы модернизировали Храм в романском стиле, объединив все постройки святыни, они также соорудили и новые здания.
  • В 1187 г. Святыню захватил мусульманский военачальник Саладин, не разрушавший Храма и разрешивший посещение паломникам.
  • В дальнейшее время в комплексе был сильный пожар, а позже землетрясение повредило некоторые его части. Бедствия поспособствовали тому, чтобы Храм укрепили стальными балками.

Как добраться

Храм Гроба Господня объединяет культовые места последних дней материального бытия Иисуса Христа. Святыня считается центром христианского паломничества, ежедневно сюда приходит большое количество верующих, желающих погрузиться в атмосферу истинной религии.

Источник: http://molitva-info.ru/tserkvi-i-hramy/hram-groba-gospodnya-v-ierusalime.html

Новозаветная традиция

Две тысячи лет тому назад в римской провинции Иудея жил и проповедовал учитель и целитель, ученый муж своего времени Иисус Галилеянен. После своего тридцатилетия Иисус предпринимает ряд действий, которые быстро привлекли внимание масс и, впоследствии, иерусалимской номенклатуры: нравственные проповеди, исцеления, воскрешения, разного рода чудеса.

В 33 года, весной, Иисус в окружении своих учеников посещает Великий Иерусалим с целью отметить там важный иудейский праздник Песах. После праздничного вечера Иисус был арестован римскими солдатами и на следующий день осужден. В глазах римской власти Иисус был мятежником, одним из тысячи бунтарей, не угодных императору.

На шестой день (в пятницу) Иисуса распяли на Голгофе, в нескольких десятках метров от городской крепостной стены. Смерть наступила в тот же день. После снятия с креста и миропомазания Иисус был погребен в пещере неподалеку от Голгофы. На третий день (первый рабочий день, позднее – воскресенье) камень, закрывавший пещеру, был обнаружен в стороне, а могила оказалась пуста.

Находившийся ангел рядом сообщает о Воскресении Христовом.

История Храма

На основании учения Иисуса Христа апостолы создали новую религию – христианство. Первые три века строить культовые христианские сооружения не представлялось возможным: римский двор не только не признавал новое учение, но и активно боролся с христианами. Исторически важные изменения начались в годы правления императора Константина Великого (начало 4 века).

Результатом этих изменений является паломническая поездка матери Константина, православной Елены Равноапостольной. Елена отыскала места, где был Иисус, в том числе, место казни и погребения. Очистив лишнюю скальную породу (включая стены погребальной пещеры, сохранив лишь погребальное ложе), подданные Елены впервые в истории возводят Храм Гроба Господня (335).

С момента постройки и до захвата Иерусалима крестоносцами Храм неоднократно разрушался и восстанавливался. Крестоносцы внесли много изменений и добавлений в здание храма. За исключением многочисленного новодела, можно утверждать, что современный комплекс храма с архитектурной точки зрения преимущественно относится к эпохе крестоносцев.

Права на Храм

В соответствии с фирманом (указ в мусульманских странах) о “Статусе Кво” святынь на Святой Земле от 1852 года, вся территория Храма Гроба Господня была поделена между шестью христианскими конфессиями:

• Греческая православная церковь (Святогробское братство) • Католическая церковь (Францисканский орден) • Армянская церковь • Коптская церковь • Сирийская церковь

• Эфиопская церковь

Имеются также площади совместного пользования.

Данное разделение строго соблюдается всеми конфессиями и полицией государства Израиль.

Интересные факты

    • Увидеть Храм Гроба Господня как отдельно стоящее здание невозможно. С веками храм “оброс” различным сооружениями, как правило, ритуального назначения. Фасад единственного входа и выхода Храма является лучшим творением зодчих эпохи крестоносцев. На крыше Храма находится колоритный монастырь эфиопских монахов.

    • Ключами от Храма Гроба Господня традиционно владеет мусульманская иерусалимская семья, представитель которой, Ваджих Нусейбе, ежедневно дежурит у ворот.

    • Первый проект Храма был в два раза больше его современных размеров.

    • Самым глубоким и удаленным пределом храма является предел обретения Креста – там, где Елена обнаружила крест, на котором был распят Христос.

    • Одной из причин Крымской войны 1853 года явилась конфликтная ситуация, возникшая вокруг контроля над Храмом и другими святынями на Святой Земле между Россией и Францией.

    • Пять последних остановок Крестного пути (ViaDolorosa) находятся на территории Храма. В его центре обнаружен символический центр христианского мира (пуп земли).

    • За исключением армянского предела, в Храме Гроба Господня не ведется никакая торговля, поэтому свечами нужно запастись заранее, в многочисленных лавках по пути.

    • Вполне удачная копия Храма Гроба Господня была построена патриархом Никоном в Воскресенском Новоиерусалимском монастыре в Подмосковье в 1656 году.

    • Благодатный пасхальный огонь исправно сходит каждый год с момента появления традиции в период византийского владычества.

Что обязательно стоит посетить?

Главные святыни храма компактно помещены под одну крышу. В сети легко можно найти схему храма и ориентироваться по ней.

Если следовать хронике событий той пятницы, дня крестной смерти Христа, снятия Его тела с креста и погребения, то, заходя в храм, нужно повернуть направо. По ступенькам вы поднимаетесь на Голгофу – холм, на котором римляне поставили крест, где умер Христос.

С Голгофы спускаетесь по другим ступеням – и слева сразу виден Камень Миропомазания. На нем тело Христа подготовили к погребению, помазали маслом миро и укутали в льняной саван.

Испокон веков именно на этом камне многочисленные верующие со всего мира совершают обряд освящения различных религиозных атрибутов.

Идя налево от входа и от Камня Миропомазания, посетитель оказывается в тусклой ротонде, в центре которой, под куполом, стоит красивая часовня. Православные называют ее Кувуклия, католики Эдикула. Кувуклия имитирует пещеру, в которой положили тело Христа на каменную скамью.

Здесь же произошло и Воскресение Христово. Сооружение было восстановлено после пожара на пожертвования царской России в начале 19 века.

Именно в Кувуклии, в пределе Гроба, раз в год, на православную Пасху в Священную Субботу иерусалимский греческий патриарх получает чудесным образом Благодатный огонь.

Как дойти до Храма?

Самостоятельно до Храма добраться достаточно просто. Заходя через Яффские ворота в Старый Город и пересекая красивую площадь, надо попасть на рыночную улицу Давида. На пересечении улицы Давида с Христианской улицей (ChristianQuarter) следует взять налево. Полюбовавшись пару минут на сувенирные лавки, поворачиваем направо на ул. Святой Елены (St. Helenastr.) – и мы на месте.

Туристам на заметку

    • На территории Храма, так же как и на территории Старого города, невозможно потеряться: выход есть везде.

• Иногда здесь можно столкнуться с шарлатанами. Реагируя на них, не лишним будет призвать на помощь ваш здравый смысл.

Приятной прогулки!

Координаты

Иерусалим, Старый город, Христианский квартал, улица Святой Елены, Храм Гроба Господня (Воскресения)

Телефон: 026273314
Часы работы:
Летнее время (Апрель-Сентябрь) с 06.00 до 20.00
Зимнее время (Октябрь-Март) с 06.00 до 19.00
Время может меняться.

Маленький секрет: каждую ночь с субботы на воскресенье с полуночи начинается ночная служба греческой православной церкви.

Источник: http://loveisrael.ru/articles/hgg

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.