Святая Земля. Часть 8. Бейт-Сахур. Поле Пастушков

БЕЙТ-САХУР

Святая Земля. Часть 8. Бейт-Сахур. Поле Пастушков

[Байт-Сахур, араб.- дом в скалах; Поле Пастырей, греч. τὸ Χωρίον τῶν Ποιμένων], сел.

в 2 км к востоку от Вифлеема, где в ночь Рождества Христова пастырям явилось ангельское воинство с пением «Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человецех благоволение», возвестившее о рождении в Вифлееме Спасителя (Лк 2. 8-14). Блж.

Иероним считал, что на этом месте находилась башня Гадер («башня стада» – Быт 35. 21) (Hieronymus. De situ et nom., 167 // PL. 23. Col. 879 A.). Считается также, что здесь же было поле Вооза, где Руфь собирала колосья (Руфь 2. 2-3). В визант.

период это место называлось «Паства» (τὸ Ποίμνιον) (Епифаний Монах, нач. IX в.; игум. Даниил, нач. XII в.) или «У Пастырей», «Пастырей» («Ad Pastores», «Pastorum») (Эгерия, ок. 384; Бернард Монах, ок. 870), позднее – Поле или Селение Пастырей (в рус. традиции – Поле Пастушков).

Крипта и византийская базилика Пресв. Богородицы и прав. Иосифа

Крипта IV–VI вв.— место погребения святых пастырей
Крипта IV–VI вв.— место погребения святых пастырей По преданию, пастыри пожелали быть похороненными в пещере, служившей им ночлегом в ту ночь, когда они стали свидетелями ангельского благовестия. В IV в.

здесь был сооружен небольшой храм, к-рый перестраивался в V-VI вв. Житие равноапостольных Константина и Елены (VIII в.; BHG, N 364) приписывает его основание матери императора. Пещера стала криптой данного храма, над могилой пастырей был сооружен престол.

В крипте сохранились капители 2 колонн и фрагменты мозаичного пола IV в. Сверху над криптой в V в. была воздвигнута часовня, в VI в. ее сменила большая базилика, являвшаяся соборным храмом мон-ря. Монастырский комплекс был разрушен персами в 614 г., восстановлен в VII в. и заброшен в Х в. Только с XV в.

в крипте возобновилось правосл. богослужение. От базилики времени имп. Юстиниана I сохранились развалины и напольные мозаики.

Храм «в Пастве» упоминается в литургических памятниках древнего Иерусалимского богослужения как место, где совершалась торжественная служба (синаксис) в канун праздника Рождества Христова (Кекелидзе. Литургические груз. памятники. С. 373; Garitte. Le Сalendrier Palestino-Georgien. P. 111-112; Renoux. Le codex Arménien Jérusalem 121. Р. 211). Игум.

Даниил описывает пещеру и руины базилики св. Иосифа, а также «поле красно вельми и нивы многоплодны, и масличья много». В наст. время на поле около крипты сохранилось неск. оливковых деревьев, по преданию, со времен евангельских событий. Крипта принадлежит Греческой Православной Церкви, служба в ней до 1972 г. совершалась на араб.

языке еженедельно, теперь только в престольный праздник Собора Пресв. Богородицы (26 дек.).

Православный храм «Слава в вышних Богу»

(Δόξα ἐν ὑψίστοις [Θεῷ]). Построен в 1972 г. рядом с развалинами визант. церкви на участке, приобретенном в сер. XIX в. Иоасафом, игум. лавры Саввы Освященного. Имеет 3 придела, освященных в честь Собора Пресв. Богородицы (26 дек.), вмч. Пантелеимона (27 июля) и Собора Архангелов (8 нояб.).

Храм представляет собой трехнефную купольную базилику, расписан (еще не полностью) фресками в визант. стиле и имеет резной иконостас. Он является соборным храмом мон-ря Пастырей (῾Ιερά Μονή Ποιμένων) и находится в ведении лавры Саввы Освященного; игум. – архим. Серафим (Δίπτυχα. 2002. Σ. 1384, 1386).

Древние развалины в церковном дворе, по преданию, считаются остатками башни Гадер.

Католический храм «Gloria in Excelsis Deo»

Католич. храм «Gloria in Excelsis Deo» («Слава в вышних Богу») в Бейт-Сахуре. 1954 г. Архит. А. Барлуцци
Католич. храм «Gloria in Excelsis Deo» («Слава в вышних Богу») в Бейт-Сахуре. 1954 г. Архит. А. Барлуцци

(Слава в вышних Богу). Возведен в 1954 г. архит. А. Барлуцци на участке, принадлежащем францисканцам, в сев.-зап.

части Поля Пастырей, в 1,5 км от правосл. храма. Храм построен в форме древнего бедуинского шатра, в плане десятигранник, каждая 2-я грань оснащена мощным контрфорсом. Над нижним, основным, сложнофигурным многоугольником возвышается десятерик барабана и над ним купол, разделенный белыми поясами на 10 сегментов.

Символика десятеричности, последовательно выдержанная архитектором, должна была напоминать о церковной десятине – приношении Богу 10-й доли от каждого стада и каждого урожая. Бронзовый ангел простирает крылья над входом. В церкви 3 алтаря – к востоку, северу и югу, над каждым размещены большие фрески работы худож. У.

Нони (явление Ангелов, поклонение Младенцу в Вифлеемской пещере, возвращение радостных пастырей к овцам). Рядом с храмом находятся руины визант. церкви кон. IV в. (расширена в VI в.). Археологи считают, что на этом месте находился один из мон-рей Иудейской пустыни. Возможно, именно в нем подвизался Палладий вместе с чудотворцем Посидонием.

Мон-рь был разрушен персами в 614 г. и больше не восстанавливался.

Русский участок

Вел. кн. Константин Николаевич во время паломничества в Св. землю весной 1859 г. выразил готовность выделить средства на восстановление базилики над криптой. Дневниковая запись: «Моя поездка в Вифсагур. Остатки храма Явления Ангела, желал бы возобновить его» (Россия в Св. Земле. Т. 1. С. 134.

) В нач. 1861 г. от тур. Порты был получен фирман на строительство храма на деньги вел. князя и его супруги, начались подготовительные работы и завоз материалов. В качестве архитектора предполагалось привлечь М. И. Эппингера, создателя рус. Троицкого собора в Иерусалиме.

Но католики также претендовали на участок и крипту, несмотря на решение суда от 1819 г., подтвердившее безусловные права православных. В мае 1861 г. строительство было запрещено тур. губернатором под нажимом франц. консула, получившего жесткие директивы из Парижа (АВПР. Ф. Посольства в Константинополе.

Оп. 517/2. Д. 7663. Л. 7-8 об.).

В 1887 г. в Б.-С. в доме Николая Хури (брат Селима Хури, российского консульского агента, члена ИППО) была открыта начальная школа для араб. детей, где преподавали выпускницы рус. учительской семинарии из Бейт-Джалы.

В 1909-1914 гг. начальником Русской духовной миссии в Иерусалиме архим. Леонидом (Сенцовым) в Б.-С. частями был приобретен участок «Пастушки», или «Поле Вооза» (площадь 12 тыс. кв. м), на имя подставных лиц Е.

Румман и братьев Хури. Но из-за начавшейся первой мировой войны архим. Леонид не успел оформить его на себя. В наст. время на этом участке находятся жилые дома (Россия в Св. Земле. Т. 1. С. 705; Т. 2. С. 151).

Ист.: Житие и хожение Даниила, Русския земли игумена // ППС. 1883. Т. 1. Вып. 3. (Вып. 3). С. 67-68; Повесть Епифания о Иерусалиме и сущих в нем мест первой пол. IX в. // Там же. 1886. Т. 4. Вып. 2. (Вып. 11). С. 3, 24, 257, 261; Паломничество по Св. местам конца IV в. // Там же. 1889. Т. 7. Вып. 2. (Вып. 20). С. 185; Ovadiah A.

Corpus of the Byzantine Churches in the Holy Land // Theophaneia. Bonn, 1970. Vol. 22. P. 102; Renoux A. Le codex Arménien Jérusalem 121 // PО. 1971. T. 36. Fasс. 2. Р. 211; Tzaferis V. The Archaeological Excavation at Shepherd's Field // Liber Annuus Studii Biblici Franciscani. 1975. T. 25. P. 5-52; Ovadiah A., Gomes de Silva C.

Supplementum to the Corpus of the Byzantine Churches in the Holy Land // Levant. 1982. N 14. P. 144-147; Pringle D. The Churches of the Crusader Kingdome of Jerusalem: A Corpus. Camb.; N. Y., 1996. Vol. 2: L-Z. Р. 315-316; Murphy-O'Connor J. The Holy Land: An Oxf. Archaeol. Guide from Earliest Times to 1700. Oxf., 1998. P. 419-420; Россия в Св. Земле. Т. 1. С.

134, 705, 721; Т. 2. С. 129, 136, 151, 168. Лит.: Леонид (Кавелин), архим. Старый Иерусалим и его окрестности. М., 1873. С. 358-362; [Мефодий (Кульман), еп.]. Св. Земля. П., 1961. С. 109-110; Pavan Taddei M. C. Barluzzi // Dizionario biografico degli Italiani. R., 1964. T. 6. P. 409-410; Ραπτόπουλος Ζ. Ταξιδεύοντας στήν ῾Αγία Γῆ. Λεμεσός, 1996. Σ. 149-150; Σφυρόερα Σ. Ν.

/ ´Αγιοι Τόποι. Ιστορία και Προσκυνήματα. Αθήνα, 2000. Σ. 166-167; Лисовой Н. Н. Приди и виждь: Свидетельства Бога на Земле. М., 2000. С. 50-52.

Археология христианская, раздел археологии, изучающий древности раннехристианских общин и государств География библейская, область библеистики, изучающая географические представления библейских авторов, а также историческую географию региона, с которым связаны события библейской истории Церковная архитектура.

Святая Земля Археология церковная Священная (Христианская) топография: святые места, монастыри, храмы Бейт-Сахур, селение в 2 км к востоку от Вифлеема, где в ночь Рождества Христова пастырям явилось ангельское воинство ВИФЕЗДА название купальни в евангельском описании чуда исцеления Иисусом Христом расслабленного ВИФФАГИЯ селение на склоне Елеонской горы, недалеко от Вифании ГЕФСИМАНИЯ местность у подножия Елеонской (Масличной) горы, к востоку от Иерусалима , вблизи долины Иосафата (Кедронской); место молитвы Господа Иисуса Христа перед взятием под стражу и Крестной смертью ЕЛЕОНСКАЯ ГОРА короткий горный кряж, облегающий Иерусалим с востока АБУ-ГОШ придорожное селение в Иудее (12 км на северо-запад от Иерусалима) АБУ-МИНА руины «города паломников» в пуст. Марьют АЙН-КАРЕМ сел. юго-западнее Иерусалима,почитаемое как одно из возможных мест рождения Иоанна Предтечи АККО морской порт и крепость севернее мыса Кармель (Израиль) БАУИТ мон-рь в Египте (IV – XI вв.) БЕЙТ-ДЖАЛА сел. у сев.-зап. окраины Вифлеема ВИФАВАРА вариант названия места на р. Иордан, где совершал Крещение св. Иоанн Предтеча ВИФАНИЯ Селение на юго-вост. склоне Елеонской горы , в 3 км восточнее Иерусалима

Источник: http://www.pravenc.ru/text/77838.html

Вифлеем — город Рождества (+ ФОТО)

Святая Земля. Часть 8. Бейт-Сахур. Поле Пастушков

Вифлеем Иудейский — один из древнейших городов на земле, основан в XVII — XVI веках до н.э. Крупным он не был, но историческая значимость его велика.

Праматерь Рахиль

По дороге из Вифлеема в Иерусалим была похоронена Рахиль — любимая жена праотца Исаака. Гробница ее по сей день является местом массового паломничества иудеев, почитают его и мусульмане — и вокруг гробницы Рахили расположено кладбище бедуинов.

Гробница Рахили

Вот почему над избиенными вифлеемскими младенцами, согласно евангелисту Матфею, плачет Рахиль: «Тогда сбылось реченное через пророка Иеремию, который говорит: глас в Раме слышен, плач и рыдание и вопль великий; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться, ибо их нет» (Матф.2:17-18).

(Интересно, что сам пророк Иеремия говорил не только о грядущих событиях, но и о современных ему: в городе Раме, относящемся к колену Вениаминову, полководец царя Навуходоносора, Навузардан, собрал пленных иудеев чтобы вести их в Вавилон (Иер.40:1). Рахиль же была матерью младших сыновей Иакова, Иосифа и Вениамина, и по образному выражению пророка, восстала из гроба, плача над своими плененными потомками.)

Давид и Руфь

Здесь же, в Вифлееме, родился и был помазан на царство великий царь Давид. Мы чаще всего вспоминаем его как автора Псалтири — но кроме того это был выдающийся государственный деятель древности: он объединил царство Израиля, присоединил и сделал столицей его Иерусалим, где в дальнейшем его сын, Соломон, построил Храм.

Здесь же происходили события книги Руфи, посвященной жизнеописанию прабабке Давида — язычницы-моавитянки, из бескорыстной любви и верности своей свекрови Ноемини принявшей народ иудейский и Единого Бога: «Народ твой будет моим народом, и твой Бог — моим Богом» (Руфь, 1:16). Руфь собирала хлебные колосья на полях своего будущего мужа Вооза вокруг Вифлеема — и над этими же полями спустя века прозвучала Рождественская песнь ангелов: «Слава в вышних Богу, и на земле мир — в человеках благоволение».

Сегодня это место относится к маленькому христианскому городку Бейт-Сахур («Поле пастухов») по соседству с самим Вифлеемом.

Бейт-Сахур

Город Рождества

Самое главное событие в истории Вифлеема — рождение в нем Господа Иисуса Христа.

Город не был родным ни для Божией Матери, родившейся, по одной версии — в Назарете, по другой — в Иерусалиме, ни для Ее обручника Иосифа, жившего в Назарете. В Вифлеем, как в город своего предка Давида, они пришли, согласно евангелисту Луке, чтобы участвовать в переписи населения Римской империи, в которую в те времена входила провинция Иудея.

Поскольку масштаб переписи был колоссален даже по нынешим временам (Империя включала в себя все Средиземноморье, а в Западной Европе ее границы проходили по Рейну и Дунаю, и даже в Британии стояли римские легионы), для облегчения работы переписчиков жители приходили записываться в город, откуда происходил их род.

Вифлеем

Рождение Мессии в Вифлееме было предсказано пророком Михеем более, чем за семь веков до самого события: «И ты, Вифлеем-Ефрафа, мал ли ты между тысячами Иудиными? из тебя произойдет Мне Тот, Который должен быть Владыкою и Которого происхождение из начала, от дней вечных» (Мих.2:5).

Об этом пророчестве напоминает евангелист Матфей. Царь Ирод, взволнованный сообщением волхвов о рождении Царя Иудейского, требует знатоков Писания указать город, в котором Он должен родиться.

В ответ ему приводят неточную цитату из Михея: «так написано через пророка: и ты, Вифлеем, земля Иудина, ничем не меньше воеводств Иудиных, ибо из тебя произойдет Вождь, Который упасет народ Мой, Израиля» (Мф.2:5-6).

Базилика Рождества Христова

Вифлеем живет во многом за счет паломничества изо всех стран мира. Центром его является базилика Рождества Христова, хотя символы Рождества здесь встречаются круглый год и далеко за пределами храмов: лавочки, гостиницы и кафе пестрят названиями типа «Дары волхвов», постоянно встречаются украшения со звездочками и миниатюрными вертепчиками…

Базилика Рождества Христова

Первый храм на месте Рождества был построен святой царицей Еленой. Его смогли определить по капищу Адониса, устроенному римлянами в середине второго века — при императоре Адриане в Иудее произошло восстание, после подавления которого правитель намеревался уничтожить саму память об Иудейском царстве.

Иерусалим был почти полностью разрушен и переименован в Элию Капитолину; провинция Иудея получила название «Палестина» по имени пришедшего сюда со стороны Египта в XII веке до н.э.

языческого народа, с которым древние евреи воевали на протяжение нескольких веков; на месте святынь христиан, которых язычники воспринимали иудейской сектой, устанавливались алтари римским богам.

Храм, построенный царицей Еленой, сгорел в 529 году (от него остались мозаичные полы). Нынешнее здание построено в VI—VII вв., и это единственный христианский храм в Святой земле, сохранившийся в целости с домусульманского периода.

святыня храма — пещера Рождества Христова, находящаяся под центральным приделом. Даже протестанты, у которых нет традиций ни иконопочитания, ни паломничества, с глубоким чувством подходят к серебряной звезде, которой отмечено место рождения Спасителя.

Пещера Рождества Христова

Здесь же, в пещере, находится обложенная мрамором часть яслей, в которые положила Богородица Младенца Христа. Внутренняя часть яслей, пять дощечек из оливкового дерева, с VII века пребывают в церкви Санта-Мария-Маджоре в Риме.

Ясли Христовы

Вифлеемская икона Божией Матери

Возле южного входа в пещеру Рождества (слева от центрального иконостаса) находится чудотворная Вифлеемская икона Божией Матери. Образ отличается тем, что Дева Мария на нем улыбается.

Вифлеемская икона Божией Матери

Пещера Рождества — не единственная в этой местности. Справа от храма находится так называемая «молочная пещера» – по преданию, здесь Богородица кормила Младенца Христа и разбрызгала капли Своего молока. Над пещерой стоит францисканская церковь (1871 год).

“Молочная пещера” в Вифлееме

Храм Рождества Христова в Вифлееме

В комплекс храма Рождества Христова входит пещера Избиенных младенцев. В ней находится самый древний сохранившийся престол в Вифлееме (IV век). Мощи хорошо видны за решетками, скрывающими ниши вдоль стен пещеры, но даже неспециалисту видно, что большинство из них принадлежат взрослым людям, а не двухлетним младенцам.

Пещера Избиенных младенцев

В левой стороне комплекса находится католическая церковь святой Екатерины, а под ней расположены пещеры, в которых подвизался блаженный Иероним Стридонский — переводчик Священного Писания на латынь. Сюда к нему приходила его ученица — преподобная Паула, основательница женских монастырей в окрестностях Вифлеема.

Дом Хлеба

Современный Вифлеем — совсем небольшой город в Палестине с населением в 25 тысяч человек. Сегодня только каждый шестой житель города Рождества исповедует христианство — с середины XX века христиане массово покидают Палестину. Не прекращается эмиграция и сейчас.

Тем не менее, присутствие христиан в Вифлееме, можно надеяться, будет продолжаться еще очень долго: ведь по местному закону даже должность мэра города может занимать только христианин.

Само имя города символично. По-арабски оно произносится «Байт Лахм», что в переводе значит «Дом мяса». Исконное еврейское название — Бейт Лехем — переводится как «Дом хлеба».

Еврейское название — дохристианское, арабское — по случайному созвучию. Но оба оказываются пророческими: здесь родился Агнец Божий, закланный за грех мира, – Христос, Хлеб Жизни.

Фотопутешествие в Вифлеем

Источник фотографий: Sacred Places.com

Источник: https://www.pravmir.ru/vifleem-gorod-rozhdestva/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.