Святая Земля. Часть 9. Иордан

Дорогами христианских паломников / Иорданские сказки

Святая Земля. Часть 9. Иордан

В течение многих веков через территорию современной Иордании проходил старый паломнический путь. Из Иерусалима он вёл к Иордану — к месту где некогда был крещён Иисус Христос. Далее тропа вела на вершину горы Небо, откуда Моисей впервые увидел Землю обетованную, после чего уходила в сторону Египта, из которого когда-то начался исход израильского народа.

Этот путь просуществовал до XIII века, пока эти земли окончательно не попали под влияние мусульман. Паломничество к востоку от Иерусалима стало считаться слишком опасным. Византийские храмы, построенные в библейских местах, через которые проходил путь, были разрушены. С годами сам факт их существования стёрся из памяти человечества.

В наши дни эти места открываются вновь. И сегодня я расскажу вам про них.

гора Небо

Известнейшее библейское Место в Иордании — гора Небо. Отсюда, согласно Священному Писанию, пророк Моисей, проскитавшись со своим народом 40 лет по ближневосточным пустыням, впервые увидел Землю обетованную. Здесь же он и умер в возрасте 120 лет.

Относительно недавно горой владели местные бедуины. Потом францисканцы предложили продать им участок земли на её вершине. Бедуины согласились, культовое место ушло за бесценок. После этого францисканцы построили здесь паломнический комплекс и стали взимать деньги со всех желающих его посетить.

Теперь сын бедуина, продавшего когда-то землю францисканцам, работает у них кассиром.

На стене за его спиной: слева — фото отца, справа — портрет короля Иордании Абдуллы II.

Высота горы Небо над уровнем моря (не Мёртвого!) — 817 метров.

Вокруг — пустыня. Через неё, словно огромные извивающиеся змеи, бегут автомобильные дороги.

Гора Небо — место дико популярное. Туристические автобусы прибывают сюда один за одним.

От парковки непосредственно к вершине горы ведёт благоустроенная аллея.

На ней — памятная стела, установленная в честь посещения горы папой Иоанном Павлом II в 2000 году. Надпись на стеле — «unus Deus Pater omnium super omnes» — цитата из Библии (Еф. 4:6): «один Бог и Отец всех, который над всеми».

На небольшой площадке перед стелой высечены имена крупнейших благотворителей, которые жертвовали деньги на обустройство паломнического центра.

На вершине расположены остатки старой византийской базилики второй половины IV века, построенной, как считается, с целью отметить место смерти Моисея. В последующие века вокруг церкви вырос монастырь, просуществовавший до XIII века.

От него до наших дней сохранились мозаичные полы.

Вот ещё две древних мозаики: правая — на греческом языке, левая — на арамейском.

На самой вершине, откуда Моисей разглядывал Землю обетованную, на которую ему не суждено было ступить, установлен мемориал в виде его посоха.

Вид с этого места открывается примерно такой.

Конечно, за прошедшие три с гаком тысячи лет окружающий гору пейзаж несколько изменился. Это сегодня окрестности горы практически ничем не отличаются от пустынь, по которым четыре десятилетия кряду слонялись израильские племена.

Во времена Моисея климат был значительно мягче. Трава была зеленее, небо — синее, воздух — более лучше.

Указатель различных библейских локаций, которые можно разглядеть с вершины в хорошую погоду. Судя по всему, можно даже Иерусалим увидеть. Я сколько не вглядывался в густую дымку — ничего кроме Иерихона разглядеть не смог.

Итак, Моисей умер на горе Небо. Израильтяне погоревали тридцать дней, а после, под предводительством преемника Моисея — Иисуса Навина, отправились дальше — к реке Иордан.

Вифавара

В нескольких километрах от впадения Иордана в Мёртвое море расположена Вифавара — место, где испокон веков находился брод через реку. Именно там, согласно библейскому преданию, израильские племена перешли через Иордан и впервые ступили на Землю обетованную.

После этого они, не долго думая, захватили ханаанский город Иерихон, вырезав всё его население, за исключением блудницы Раав, которая незадолго до этого помогла израильским лазутчикам скрыться от ханаанских воинов.

Захвату Иерихона предшествовал семидневный марш вокруг городских стен, после чего израильтяне затрубили в трубы, а стены рухнули.

Сегодня по Иордану проходит граница между Иорданией и Палестиной (а в верхнем течении — c Израилем). В центре следующей фотографии виден небольшой овраг — это и есть русло священной реки.

Всё что находится за ним — территория Палестины. На заднем плане хорошо виден тот самый Иерихон.

К слову, прямо над ним возвышается ещё одно библейское место — гора Искушения, где, согласно Евангелию, дьявол обещал Христу все богатства мира, если тот ему поклонится.

Вифавара — место особенное: здесь куда не плюнь — везде библейские мотивы. Вот, к примеру, неприметный холм. С его вершины в IX веке до нашей эры вознёсся на огненной колеснице на небо пророк Илья. Сегодня на этом месте раскопан фундамент старого византийского храма, его можно разглядеть поодаль в правой части фотографии.

В наши дни всё побережье Иордана — закрытая военная зона: берега священной реки обильно усеяны бескрайними минными полями. Исключение составляют лишь паломнические комплексы: один — со стороны Иордании, другой — со стороны Палестины.

На берегу стоит несколько церквей, принадлежащих разным конфессиям, но чтобы попасть в них — нужны специальные пропуска.

За две тысячи лет русло Иордана переместилось на несколько сотен метров на запад. Там где в старое русло когда-то впадал небольшой ручей, берущий начало из источника Иоанна Крестителя, несколько лет назад была раскопана старая купель. Считается, что именно здесь был крещён Иисус Христос. С недавнего времени это место официально признано церковью как истинное.

Долгое время эта была приграничная закрытая территория, поэтому археологические раскопки начались здесь лишь в середине 1990-х годов. Сначала археологи нашли несколько черепков, потом фрагменты из мрамора, наконец — фундаменты пяти базилик, строившихся на одном и том же месте с V по XII века. Именно по концентрации храмов и был сделан вывод об истинном месте крещения Иисуса Христа.

Около современного русла Иордана стоит современная греческая церковь.

Так выглядит спуск к воде — несколько ступеней и небольшой деревянный навес.

Священная река Иордан. Её ширина — не более десяти метров. Противоположный берег — Палестина, там израильтяне несколько лет назад построили огромный паломнический комплекс. Вот только самые драгоценные для паломников места — все расположены на иорданском берегу.

С израильской стороны есть ещё один паломнический центр, построенный в сотне километров к северу — в верхнем течении Иордана, рядом с озером Кинерет, — Ярденит. Большинство паломников привозят окунаться в Иордан именно туда, типа там безопаснее.

Вода в нижнем течении Иордана — мутная. Говорят, если налить её в стакан и дать отстояться пару часов, вся муть осядет на дно. К слову, в Ярдените — вода красивого бирюзового цвета.

Грязно-жёлтый Иордан — более красив, чем прозрачно-бирюзовый.

Православные относятся к месту крещения с особым трепетом. Католики и протестанты — более спокойно.

По православному обычаю нужно залезать в воду и окунуться три раза. Течение — довольно сильное: стоит чуть замешкаться — и можно ненароком пересечь границу между двумя странами.

Отношения между Иорданией и Израилем — натянутые. И хотя мирный договор был подписан ещё в 1994 году, на Иордане запрещены любые контакты с людьми на противоположном берегу. Если паломники решат поговорить с кем-нибудь через реку, сопровождающего их гида могут лишить лицензии.

Все это очень забавно, потому что большинство туристов с обеих сторон — русские.

В нескольких сотнях метров от места крещения, среди высоких пальм, вызывающе блестит своей позолоченной луковицей православный купол русского паломнического центра. Он был открыт в 2012 году, для его строительства Иордания подарила России гектар земли.

По официальной версии — именно что «подарила», в знак дружбы и признания.

По неофициальной — правительством Иордании был объявлен тендер на лучший проект, и именно Российская Православная Церковь смогла предоставить самый мощный, который в итоге и был выбран победителем.

Конечно, не обошлось здесь без государственной поддержки, и хотя всё завуалировано — все прекрасно понимают, на чьи налоги всё это построено.

Вид с балкона на долину реки Иордан. Сразу за забором начинаются минные поля.

Самое интересное в паломническом центре — мозаика с Владимиром Путиным в главной роли. Теперь вы видели в этой жизни всё.

Мадаба

Ещё одно важное для христиан место в Иордании — город Мадаба, известный своими мозаичными мастерскими. Мы заехали в одну из них.

Эта мастерская поддерживается иорданским правительством — здесь работают инвалиды и люди, нуждающиеся в социальной поддержке.

Технология создания мозаик следующая. Сначала берется ткань, на которой контурами рисуется какой-либо сюжет. Далее её покрывают простейшим клеевым раствором, состоящим из муки и воды. Именно с этой стороны будет потом лицевая сторона.

Мозаика — не пазл: при её создании никто не подбирает нужные по форме камушки. У мастера есть несколько каменных палочек, от которых кусачками отщепляются фрагменты нужного размера. Далее каждый кусочек пинцетом кладётся в отведённое для него место.

Когда мозаика будет готова, её с изнанки зальют скрепляющим раствором, а ткань с клеем удалят с помощью простой воды.

Производство мозаик — очень трудоёмкое, поэтому стоят они недёшево.

Для тех у кого на оригинал денег нет, за соседним столиком производятся «подделки». Для этого берется глиняное покрытие с рисунком, на котором просто вырезается нужная фактура. После того как изделие будет обработано в печи — его будет практически невозможно отличить от оригинала.

Из маленькой мастерской дверь ведёт в огромный магазин, купить в котором можно всё что душе угодно — от дешёвых китайских магнитов до дорогой мебели ручной работы.

Вот, например, мозаичные столы местного производства.

Цены на них начинаются с нескольких тысяч евро.

У кого такого количества лишних денег нет — можно купить что-нибудь попроще.

Кроме мозаик — много всякой керамики. Часть производится в Иордании.

Часть — в Китае.

Отличить первую от второй — практически невозможно. Качество — идентичное. Цена — отличается примерно вдвое.

Мебель ручной работы, инкрустированная перламутром.

Кресла. Стоимость — около 15 тысяч евро за штуку. Когда разбогатею — обязательно куплю себе такие же.

Стол-трансформер. Его можно использовать как обычный стол, а можно путём несложных трансформаций превратить в поле для игры в шахматы, или в нарды, или в карты. Дополнительно в столе спрятано четыре стула. Это — непередаваемо круто!

Стоимость — пять тысяч евро.

Вся мебель производится здесь же — в маленькой мастерской, ютящейся в дальнем в углу магазина.

Процесс производства довольно увлекателен.

А мы едем в центр Мадабы. Этот город, под именем Медева, упоминается ещё в Ветхом Завете. В VIII веке нашей эры поселение было разрушено землетрясением, после чего более тысячи лет здесь никто не жил. Возрождать Мадабу начали христиане в конце XIX века.

Сегодня это — самый христианский город страны.

Всего в Иордании сегодня проживает несколько сотен тысяч христиан. Большинство из них — арабы, потомки тех, кто принял христианство ещё до возникновения ислама. Вообще, для европейского сознания факт существования большого количества арабов-христиан вызывает разрыв шаблона. Для осознания — требуется некоторое время.

Если смотреть на Мадабу со стороны — христианством здесь и не пахнет.

Типичный ближневосточный город. Очень живой.

И вполне себе колоритный. Здесь — интересно.

И очень много детей. Все они — невероятно дружелюбны.

И любят фотографироваться.

Известнейший храм Мадабы — Святого Георгия.

Он довольно прост снаружи. И ещё проще внутри.

ценность храма — старая мозаичная карта, найденная в конце XIX века при его строительстве.

Мозаика была создана в VI веке нашей эры. Это — старейшая известная карта Святой земли. На сохранившейся до наших дней части можно найти 157 названий различных мест, указанных на греческом языке.

Именно благодаря этой карте было точно установлено расположение различных библейских мест, в том числе горы Небо и Вифавары.

Из Мадабы наш путь лежит в южную часть страны. Об этом — в следующей серии.

The show will go on!

P.S.: Спустя пять дней после публикации этого фотоотчёта Вифавара вошла в список объектов Всемирного наследию ЮНЕСКО.

Следующая часть: Волшебный вечер в окрестностях Петры

Источник: https://kezling.ru/travels/jordanian-fairy-tails-5/

Галилея Христианская. Часть 3 – река Иордан,

Святая Земля. Часть 9. Иордан
dorysНа пороге большой религиозный праздник. Утащила сюда пост , посвященный историческим местам. Кто хочет увидеть еще красоту, не поленитесь зайти к michael2959 и посмотреть начало цикла! 🙂

Оригинал взят у michael2959 в Галилея Христианская. Часть 3 – река Иордан, “Ярденит”.

В начало экскурсии Галилея Христианская:

Часть 1 – Базилика Благовещения, Назарет.

Часть 2 – Табха, Капернаум..Продолжение..Река Иордан пересекает озеро Кинерет (Тивериадское озеро) с севера на юг. Далее, около 100км, река течёт по Иорданской долине и впадает в Мёртвое море.Её истоки находятся в предгорьях горы Хермон, у слияния трёх горных речушек (рек, потоков). Они весьма полноводны в сезон дождей и период таянья снега.

Вы можете не поверить в наличие снега в Израиле, но это правда. Зимой гора Хермон, высотою 2236 метров, покрывается снегом. (Кстати, на ней находится единственный

в стране горнолыжный курорт, с двумя кресельными подъёмниками.)Общая длина реки Иордан невелика, всего 251 км. И, тем не менее, она самая большая река нашего пустынного региона. Здешние реки имеют малую протяжённость (20-50км)и, как правило, пересыхают в летний период.

Исключением в этом списке являются реки, Кишон и Яркон – впадающие в Средиземное море.. Впрочем, это уже совсем другая тема..- К месту крещения на реке Иордан, подъехали часам к трём пополудни. Автобусов на стоянке было немало, но не было и людской суеты. Справа от центральной аллеи.

Из Википедии: “Ярденит … – место выхода реки Иордан из Тивериадского озера, а также центр крещения, где происходит символический обряд крещения верующихгреческой Православной Церкви и католиков… В настоящее время, после обнаружения археологами руин ранневизантийской церкви на восточном берегу реки Иордан,

наиболее вероятным местом упоминаемой в библии Вифавары считается посёлок Вади-эль-Харар (Иордания). Реки там уже нет, так как с тех пор она изменила русло”

На стене у входа в Ярденит..Мало того, сегодня в тех местах, по реке Иордан проходит граница между Израилем и Иорданией. А раз так, то туда нет свободного доступа и там не безопасно.Поэтому, в 1981 по решению Министерства туризма Израиля и при содействии кибуца “Кинерет”, был выстроен паломнический комплекс “Ярденит”.Это место стало одним из почитаемых среди верующих во всём мире. Святая Земля, Святая Река.. – Зайдём и мы..На входе попадаем в большой и уютный холл. Все группа проследовала за гидом.. Я же нашёл другой выход, где и увидел дорожку, которая прямо-таки манила меня.Это то, что я искал – исследовать территорию этого комплекса, что может быть лучше?! – И, вообще, меня тянет в дебри. Погода была замечательная, и здесь было чудесно.Я шёл и высматривал подходы к воде. Похоже, там впереди, где видны поручни, должен быть спуск.. В голове крутились странные мысли, переносившие меня в другую эпоху.Нет, это не спуск к воде, а смотровая площадка. Напротив, через реку, виднеются строения кибуца Дгания (букв. “василёк”). Это первый еврейский кибуц, основанныйво времена Османской Империи в 1910 году, группой из десяти мужчин и двух женщин. Трое из них были из России. Эти места дышат историей, причём разных эпох.Впереди, метров через 500, появилось строение. Ускоряю шаг. Времени в обрез. Эти места у реки Иордан, мне давно хотелось увидеть и сравнить с тем, что я видел по ТВ.И вот они – святые воды Иордана! Вода цвета бирюзы.. отражения золотистого камыша.. Место омовения с навесом из бамбука.. – Красота!Спускаюсь к воде, изменившей цвет на зеленоватый.. Она чиста и прозрачна. То, что я вижу воочию, – разительно отличается от моих ожиданий!Небо накрыла лёгкая дымка. Оттого всё окрасилось мягкими полутонами. Похоже, вниз по берегу реки прохода нет, территория огорожена, пусть символически, но всё же..Удобных подходов к воде не так уж и много, повсюду берега в зарослях из камыша и кустарника. Тишину нарушает лишь пение птиц. А какой воздух.. одно слово — лепота!По берегам завалы из топляков. Всё настолько естественно, что мысленно с лёгкостью переношусь на 2 тысячелетия назад. А что, в сущности, изменилось?! – Кроме тех прогресса..За территорией комплекса финиковые пальмовые плантации. По склону гор, тут и там, раскиданы рощи олив.. Убрать фонари да линии электропередач – и будет, как и тогда..За время, проведённое у реки, я не встретил ни одного человека. И только парочка молодых, из местных, искавших уединения, “пробудили” меня – 35 минут пролетели как мгновенье.Народу значительно поубавилось. По-моему, в это время сюда приезжают, только опоздавшие туристы. В остальном, это большая территория центра, с благоустроеннымисовременными зданиями в один этаж. В них расположены раздевалки, душевые кабины и всё остальное.. Работники комплекса доброжелательны, и всегда придут на помощь.Бело-стеклянное строение над рекой, это крытый мост через трассу. Забота о чистоте реки. Выше по течению, менее чем в километре отсюда находится озеро Кинерет.Пред омовением..Я уже было пошёл на выход.. Как вдруг услышал громкие возгласы, сопровождающиеся шумными аплодисментами. Вся верхняя площадка плотным кольцом была занята людьми..Отойдя левее, насколько это было возможно, мне удалось увидеть и запечатлеть то, что происходило на нижнем ярусе.- Церемония первого крещения, как посвящения в христианство, со съёмкой на видеокамеру. Такой способ посвящения очень популярен у выходцев из стран Азии.И всё-таки, вода бирюзовая..Возвращаясь на стоянку к автобусу, заглянул в магазин, – больше похожий на светлый и очень немаленький торговый зал. Удивился большому ассортименту товаров. В нём можнокупить всё необходимое для церемонии крещения, перекусить в кафе, или потратить деньги на ювелирные изделия, крема мёртвого моря, сумки, сувениры, футболки..Я же, разговорившись с продавщицей сладостей, попробовал крупных фиников и финиковый мёд. Кибуц “Кинерет”, в чьём ведении находится “Ярденит”, славится своими финиками.Дорога домой: наш водитель гнал автобус на максимально разрешённой скорости, уставший гид молчал. Около 6 вечера подъезжая к городу Нетания, шофёр чутьсбросил скорость, и мне удалось сфотографировать красивый закат над морем. Там же в Нетании выходила женщина, с которой мы немного пообщались за обедом.Я с трудом узнал её.. Это был не измученный невзгодами человек, а приятная женщина с разгладившимися морщинками и весёлыми искорками в глазах.Пожелав удачного возвращения домой, я сказал ей : Вы помолодели до неузнаваемости! – На что она ответила: “спасибо, я обрела Веру и Надежду.. и в себя тоже..”Отсюда мой вывод – неважно точное место в Иордане “Вифарава” это или “Ярденит”, а то, с каким сердцем ты входишь в воду..В 8 вечера я уже был дома. На этом, свой рассказ о поездке по Галилее заканчиваю.Желаю всем счастья, здоровья и мирного неба над головой!Спасибо за внимание.

Источник: https://dorys.livejournal.com/722268.html

Святая Земля. Иордан

Святая Земля. Часть 9. Иордан

В те дни приходит Иоанн Креститель и проповедует в пустыне Иудейской и говорит: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное. Ибо он тот, о котором сказал пророк Исаия: глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему. Сам же Иоанн имел одежду из верблюжьего волоса и пояс кожаный на чреслах своих, а пищею его были акриды и дикий мед.

Тогда Иерусалим и вся Иудея и вся окрестность Иорданская выходили к нему и крестились от него в Иордане, исповедуя грехи свои.

(Матф.3:1-6)

Тогда приходит Иисус из Галилеи на Иордан к Иоанну креститься от него. Иоанн же удерживал Его и говорил: мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне? Но Иисус сказал ему в ответ: оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду. Тогда [Иоанн] допускает Его.

И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды, – и се, отверзлись Ему небеса, и увидел [Иоанн] Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение.

(Матф.3:13-17)

 

Икона Крещение Господне

В наши дни из солей и минералов мертвого моря изготавливают многочисленные лечебные и косметические средства, на его берегах обустроены курортные места. отношение верующих к нему неоднозначно

Место Крещения Господня достоверно неизвестно, но по христианской традиции принято считать, что оно находится примерно в 8 км от Иерихона и в 5 км от впадения Иордана в Мертвое море.

Иудейская пустыня

Иудейская пустыня

Дорога к Иордану

Дорога к ИордануПроповедь Иоанна Предтечи, как и Крещение Спасителя, происходила в том месте, которым исстари пользовались при переправе через Иордан; во времена царя Давида там действовал даже паром. Это и есть древняя Вифавара (или Бетебара – “дом перехода”), как написано «это происходило в Вифаваре при Иордане, где крестил Иоанн». (Иоан.1:28), неподалеку от современного местечка Бейт-ха-Арава, стоящего на шоссе, соединяющем Иерусалим и Амман. За 12 столетий до Богоявления сюда привел Иисус Навин народ Израильский; здесь впервые вступил Израиль в Землю Обетованную. Здесь же за тысячелетие до Рождества Христова переправился в Заиорданье царь Давид, убегая от восставшего Авессалома (2 Цар.17:22). В этом месте перешли Иордан пророки Илия и Елисей (4 Цар. 2:4-15). А полтора тысячелетия спустя этим же путем ушла за Иордан оплакивать свои грехи преподобная Мария Египетская.

Воды Иорданские

Иордан вблизи Тивериадского озераСейчас это святое место находится в пограничной зоне: граница с Иорданией проходит по середине реки. Паломников туда не возят; лишь раз в году, на праздник Крещения Господня, на этом месте совершается праздничное богослужение. Но если приехать к Иордану со стороны Иордании, то есть возможность омыться в священных водах на самом месте Крещения Господа; там же поблизости показывают остатки раннехристианского храма, а в стороне, в пустыне, находится могила преподобной Марии Египетской.Игумен Даниил дает подробное описание Иордана: «Иордан-река течет быстро, берега с той стороны крутые вначале, а затем идут пологие. Вода в реке очень мутная, но вкусная, и не насытишься, когда пьешь эту воду. С нее не бывает болезней и пакостей в животе человека.Всем подобен Иордан реке Снови. И шириной, и глубиной, и извилистым течением, и быстротой – всем он похож на реку Сновь. Глубина его в месте купания паломников четыре сажени, я сам измерил и испытал во время переправы на другую сторону Иордана. На этой стороне Иордана, где купель, растут невысокие деревья, похожие на вербу, выше купели растет лозняк, но не как наша лоза, а как кустарник и тростник; прибрежная равнина напоминает также Сновь-реку. По той стороне Иордана – горы высокие каменные, они дальше от Иордана. Под теми горами другие горы, ближе к Иордану, эти горы белые».

У входа в купальню на Иордане

У входа в купальню на Иордане

Фрагмент из Евангелия на разных языках

Фрагмент из Евангелия на разных языкахСовременное оборудованное для паломников место омовения в священных водах находится неподалеку от места, где Иордан вытекает из Генисаретского озера. Интересно, что реками в Библии именуются только великие реки, как Евфрат; мелкие реки называются потоками и ручьями; и только об Иордане говорится не иначе, как «воды Иорданские». Несмотря на незначительную ширину, Иордан – основная водная артерия Израиля и Иордании.

Омовение в священных водах Иордана

Омовение в священных Иорданских водах
Омовение в священных водах ИорданаЕще в XII веке игумен Даниил отмечал, что «вверху Иордана много рыбы». Действительно, в месте, где устроены купальни для паломников, плавают в большом количестве огромные рыбы, похожие на сомов.

Рыбы в верховьях Иордана

Но пора вернуться к Евангельским событиям. Сразу после Своего Крещения, “Иисус возведен был Духом в пустыню, для искушения от диавола, и, постившись сорок дней и сорок ночей, напоследок взалкал. И приступил к Нему искуситель и сказал: если Ты Сын Божий, скажи, чтобы камни сии сделались хлебами.

Он же сказал ему в ответ: написано: не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих. Потом берет Его диавол в святой город и поставляет Его на крыле храма, и говорит Ему: если Ты Сын Божий, бросься вниз, ибо написано: Ангелам Своим заповедает о Тебе, и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею.

Иисус сказал ему: написано также: не искушай Господа Бога твоего. Опять берет Его диавол на весьма высокую гору и показывает Ему все царства мира и славу их, и говорит Ему: все это дам Тебе, если, пав, поклонишься мне. Тогда Иисус говорит ему: отойди от Меня, сатана, ибо написано: Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи.

Тогда оставляет Его диавол, и се, Ангелы приступили и служили Ему”.
(Матф.4:1-11)

Гора около Иерихона носит название Горы Сорокодневного Искушения, на ее склоне можно разглядеть купола монастыря.

Иерихон

Иерихон и Гора Сорокодневного Искушения

Иван Крамской. Христос в пустыне

Иван Крамской. Христос в пустынеИерихон находится на территории автономии, и посещение его, к сожалению, не было включено в нашу программу. При игумене Данииле в Иерихон тоже было сложно попасть – там жили иноверцы: «Иерихон был в давние времена великим городом и крепостью, но его взял и разрушил до основания Иисус Навин. Ныне здесь село сарацинское. Здесь был дом Закхея, и пень до ныне стоит от дерева, на которое влезал Закхей, желая видеть Христа. Тут же находился и дом сонамитянки, где Елисей воскресил отрока.Около Иерихона земля добрая и урожайная, поле красивое и ровное, около города растет много высоких финиковых пальм и разнообразных плодовых деревьев, текут обильные воды по всей этой земле. Эти воды пророк Елисей опреснил». То же можно сказать об этой земле и сейчас: благодаря обилию воды и плодородной почве, цветущая Иорданская долина разительно отличается от находящейся поблизости бесплодной Иудейской пустыни.

Иорданская долина

Иорданская долина

БОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТУРГИЯ С ИЕРУСАЛИМА

http://simvol-veri.ru/commodity/uslugi/index.shtm

Поминовение на Божественной Литургии
Водосвятный молебен
Молебен о здравии
Молитва об упокоении
Молитва о здравии
Свеча о упокоении
Свеча о здравии
Сорокоуст о упокоении
Сорокоуст о здравии
Панихида

Иорданская долина

SocButtons v1.5

Источник: http://simvol-veri.ru/xp/svyataya-zemlya.-iordan.html

Другая Святая Земля. Иорданские заметки. Часть 1

Святая Земля. Часть 9. Иордан

Обычно при словах «Святая Земля» у людей возникает стойкая ассоциация лишь с одной страной – Израилем. Но страницы Библии описывают также события, которые произошли за пределами этого государства в его нынешних границах. Мы начинаем рассказ о другой Святой земле, о которой, к сожалению, люди пока знают не так много.

Мне повезло: я побывал на Святой Земле. Второй раз в жизни. Правда, когда несколько лет назад состоялось моё первое знакомство со Святой Землёй, оно продлилось всего полтора суток, поэтому тогда почти никаких внятных впечатлений не осталось.

На сей раз поездка заняла почти две недели, и времени хватило на многое: посетить древние святыни, своими глазами увидеть библейские пейзажи, познакомиться и попытаться понять тех людей, что живут в этих местах сейчас.

Но – одно необходимое уточнение: я побывал не в Израиле. А в Иордании.

Да, именно Иордания стала для меня открытием Святой Земли. И да простит меня израильское министерство туризма, благодаря планомерной работе которого в массовом сознании закрепился стереотип «Святая Земля — это Израиль», но рано или поздно «брендом» придётся делиться с соседями.

Дорога к месту Крещения

Что знает об Иордании среднестатистический россиянин? Подозреваю, не очень много. А что может рассказать об Иордании православный россиянин? Ничего? Вполне возможно, что и так. Но если сформулировать вопрос иначе, ответ будет другим.

Например, отвечая на вопросы «Что вы знаете о пророке Илии?», «Где умер пророк Моисей?» или «При каких обстоятельствах погиб Иоанн Предтеча?», наш воображаемый собеседник так или иначе будет рассказывать об Иордании.

Потому что именно на территории этой страны находятся памятные места, связанные с жизнью великих праведников: недалеко от границы с Израилем, в долине реки Иордан, есть так называемый холм Илии, Тель Мар Элиас, откуда, по преданию, он был взят живым на небо на огненной колеснице; местом упокоения пророка Моисея стала гора Нево над Мёртвым морем в пятидесяти километрах от Аммана, а в иорданском Мукавире сохранились развалины замка царя Ирода, где, согласно легенде, «величайший из рожденных женами» томился в темнице и где был усечён мечом.

Мозаика «Восхождение пророка Илии на небо»

Но главное, конечно, — место Крещения, Baptism Site. Хотя, вообще, на левом берегу Иордана произошло не одно только Крещение; Спаситель часто бывал «об он пол Иордана»: тогда оба берега принадлежали одному государству, и евангельская история разворачивалась на всех этих землях.

Иордания христианская. Вифания за Иорданом, место Крещения

Мы едем в автобусе к месту крещения Спасителя. Наш гид, словоохотливый и смешливый Самер, тараторит как из пулемета:

— Посмотрите направо — вон на том холме пророк Илия был взят живым на небо. Посмотрите налево — это шатры цыган, которые занимаются здесь сельским хозяйством.

На русском и арабском он разговаривает одинаково быстро. К каким-то особенно ярким фактам Самер возвращается по три, по четыре раза. Причём в его речи отсутствуют фразы типа «как гласит предание», «согласно легенде» или, на худой конец, «по мнению учёных»; факты библейской истории подаются в форме императива. Никто не возражает.

Храмы различных христианских конфессий в долине Иордана

От многократного повторения одних и тех же имён, названий и цифр у меня иногда происходит ступор, и, например, я так и не помню до сих пор, сколько метров составляла ширина Иордана во времена Спасителя. Двести, триста метров? Зато я навсегда запомню свои ощущения от того Иордана, который встретил нас в тот душный вечер.

…Такие речки, наполовину заросшие камышом, пробивающие себе дорогу среди глинистых крутых берегов, часто встречаются на юге, где-нибудь в Ростовской области. Там, где берега у них становятся пологими, там, как правило, речушки совсем мелеют; сюда приходят на водопой стада коров или овец, круто замешивая глину тысячами копыт.

Здесь, правда, никаких стад нет и быть не может: прямо по реке проходит государственная граница с Израилем.

Всё просто: два метра водной глади — это Иордания, остальные два — Израиль. Да, четыре метра ширины — всё, что осталось от прежнего Иордана.

Удивляться нечему: даже если бы не землетрясения, которые за два тысячелетия сильно изменили здешние места, думаю, всё равно судьба Иордана была бы печальной. Потому что во всей долине нет других источников пресной воды. Вот и тянутся от бурых илистых берегов в сторону чахлых полей километры пластиковых труб, которые всё качают и качают воду для полива.

И это притом что иорданская вода вообще мало пригодна для орошения — слишком насыщена она солями и загрязнена промышленными и сельскохозяйственными сбросами израильских и палестинских предприятий выше по течению. Разговоры о том, что самым ценным ресурсом будущего может стать простая питьевая вода, здесь не воспринимаются как «кухонная политология».

Уже сейчас Иордания входит в число самых засушливых стран мира.

На берегу Иордана

Прочитал где-то, что летом вода Иордана становится прозрачной. Не могу себе такого представить. Она такого охристого, тёплого оттенка.

И ещё она очень тихая, когда в неё погружаешься с головой.

…Вечер. Иорданская долина засыпает. Здесь пограничная зона, и после четырёх вечера туристам и паломникам сюда доступ закрыт. Правда, сегодня сделано исключение: на месте крещения Спасителя будет совершаться «молитва о мире».

Вереница больших и дорогих автомобилей тянется по направлению к площадке, откуда начинается дорожка к месту Крещения. Иерусалимский патриарх Феофил и небольшая группа иерархов выстроились на помосте перед руинами древнего храма.

Вокруг построены осветительные конструкции, тянутся кабели, в стороне глухо тарахтит дизель.

Происходящее немного похоже на театральное представление — со своей сценой и зрителями, сидящими рядами. Группу российских паломников трудно не заметить: в какие-то моменты молебна все дружно встают, крестятся и кланяются, а потом вновь присаживаются на стулья.

Каждый из архиереев читает молитву на своём родном языке. В церковно-славянской молитве звучит «Украина».

«Молитва о мире»

Принц Гази бен Мухаммад, брат и советник короля Абдаллы по религиозным вопросам, в традиционной одежде, выделяется своей статью. Он, несомненно, пребывает в центре внимания: чиновники начнут расходиться не раньше чем принц попрощается с патриархом и уйдёт по тропинке, петляющей между пыльных зарослей, к стоянке.

На долину буквально падает темнота: восточный вечер очень короток. По долине в разные стороны расходятся несколько грунтовых дорог. Одна из них приводит меня к «Монашеской пещере».

Это место, где, как гласит табличка, жили в древности местные подвижники. Где-то здесь неподалёку жила и преподобная Мария Египетская.

С небольшой площадки перед входом в пещеру (сам вход закрыт ограждением) открывается панорама долины.

Когда-то здесь было гораздо больше воды и, наверное, эти места выглядели иначе. Это что-то меняет? — спрашиваю я сам себя. — Получается, преподобная Мария жила не в таких уж невыносимых условиях? И сам себе отвечаю: да, меняет.

Но лишь то, что теперь для меня житие Преподобной становится гораздо понятнее и конкретнее.

Потому что — вот, например, столетия назад она могла видеть почти такую же самую долину Иордана, которую накрывали такие же скоротечные сумерки, безветренные и душные.

Закат в Иорданской долине

Дымок от дизель-электростанции поднимается к небу. Богослужение продолжается. Рядом с сохранившимися руинами храма на месте Крещения — большая купель из известняка.

Если бы не пластмассовые трубы, по которым сюда закачали воду во время недавнего визита папы Франциска, неподготовленному паломнику было бы трудно понять, почему это купель соорудили в таком безводном месте.

Теперь же на дне купели высыхает густая бурая жижа. Да, когда-то здесь было гораздо больше воды.

Факт-открытие: недавно построенный в долине Иордана Русский паломнический дом на популярном туристическом сайте Booking.com имеет невероятный пользовательский рейтинг — 9,3.

Купальня на Иордане. Её ограждение проходит как раз по границе с Израилем.

Монашеская пещера

Русский паломнический дом — на заднем плане

Место Крещения

Иордания туристическая. Джераш

Кто-то из нашей группы после посещения Джераша обронил:

— А ведь это место будет покруче Петры.

С этим утверждением можно соглашаться или нет, но впечатление Джераш производит колоссальное. По сути это целый город-памятник. При этом — исследованный и открытый археологами хорошо если наполовину.

В буквальном смысле: из всех построек, которые были возведены римлянами в Герасе (так назвался этот провинциальный городок Римской империи две тысячи лет назад), а потом оказались погребены в результате землетрясения в VIII веке, большая часть по-прежнему остаются под землёй.

Это видно невооружённым глазом: вот улица с колоннадой уходит просто в склон холма, и что там, под этим холмом — никто пока не знает. А на склонах расположились дома местных жителей. Кстати, наших бывших соотечественников: сюда после Русско-турецкой войны 1877-1878 годов переселились черкесы.

Храм Артемиды. В VI в. храм был перестроен в христианскую церковь.

ЮНЕСКО в своё время предложило программу по отселению местных жителей для продолжения раскопок. Но ничего не вышло: никто не захотел расставаться со своими родовыми домами. А практики «условно-добровольного» переселения под предлогом каких-то государственных нужд тут не знают. Так и дразнит Джераш археологов всего мира своими холмами-сокровищницами.

— А есть у вас «чёрные археологи»? — спрашиваю я нашего гида.

— Не, нету, — отвечает Самер. — У нас невозможно приобрести этот прибор, с помощью которого ищут в земле… Ну, как его…

— Металлоискатель, — подсказываю я, а сам думаю: зачем он нужен здесь? Тут же и искать место не надо; бери лопату и копай себе. Правда, потрудиться придётся изрядно: здесь, как и почти везде в Иордании, очень каменистая почва, почти чистый гравий. И как тут что-то растет?

Триумфальная арка, т. н. Ворота Адриана

Тем не менее, по сравнению с южными и восточными районами страны, где властвует пустыня, здесь природа несравненно разнообразнее и привычнее глазу европейца. Склоны гор поросли лесами, довольно часто встречаются небольшие реки. Одну из них, по дороге из Аммана в Джераш, наш гид называет рекой Иакова:

— Это то самое место, где Иаков боролся с ангелом, помните?

Наш автобус пролетает по мосту, под которым течёт библейская река.

У развалин одного из храмов Джераша нам встречается довольно шумная толпа. Так и есть: российские туристы, приехали из Израиля на однодневную экскурсию. Наш Самер и израильский гид весело приветствуют друг друга; они знакомы, постоянно встречаются на перекрёстках туристических маршрутов. «Израильтяне» нас угощают бутылочками с питьевой водой.

Ипподром. У входа слоняются несколько арабов. Вывеска рекламирует костюмированные театральные представления, которые устраивают здесь для развлечения туристов: «Римское военное искусство и гонки на колесницах».

От ипподрома, а точнее, от арки императора Адриана (он тут перезимовал в 130 г. н. э.) начинается главная улица, вымощенная камнями. Становится понятно, что проблемы дорожного строительства вечны: на каменной мостовой выбита довольно заметная колея.

Сколько повозок и колесниц проехало по этим улицам?

Трибуны ипподрома

Иордания туристическая здесь (как, впрочем, и во многих других местах) пересекается с христианской: тут сохранилось несколько христианских памятников — развалины византийских церквей с непременными мозаичными полами. Но основное наследие — это, конечно, римские и греческие дохристианские храмы.

Храм Артемиды, храмы Зевса и Диониса  — от всех этих построек уцелели почти исключительно колонны. Но их тут десятки, даже сотни: колонны, колонны, капители, целый лес колонн. Белёсый молчаливый лес, по которому медленно прогуливаются немногочисленные туристы.

Здесь, на севере страны, не так жарко, как на Мёртвом море или в пустыне, но через пару часов, что мы ходим по развалинам Джераша, хочется найти тень. Её предусмотрительно предлагает большой сувенирный рынок неподалёку от входа.

— Харашо, харашо! — местные торговцы демонстрируют знание русского и самой искренней расположенности, но ассортимент их лавок разочаровывает: найти что-то по-настоящему интересное не так-то просто, повсюду торгуют примерно одним и тем же сувенирным ширпотребом довольно низкого качества.

На соседних холмах — современный Джераш

На стоянке — автобусы, большие и маленькие. Наш водитель Мухаммед уютно устроился в открытом багажном отсеке стоящего по соседству огромного туристического «мерседеса» и мирно беседует с коллегой. Скоро сюда вернётся шумная российская группа, и автобус отправится в сторону израильской границы.

Для туриста главная опасность в Джераше — «объесться» красотой. По-хорошему, этому месту нужно посвятить несколько дней неторопливых прогулок – тогда, наверное, молчаливые развалины и побелевшие от вечного солнца колонны расскажут вам что-то особенное.

Факт-открытие: местные кедровые леса закрыты для посещения. Причём запрет касается и местных жителей. опасность — пожары.

— Воды-то нет; тушить чем? — наш гид в нескольких словах обрисовывает проблему.

С ним нельзя не согласиться: гористая местность и тотальный дефицит воды делают пожаротушение в этих местах практически невозможным.

Руины христианской церкви епископа Мариана (570 г.), возведённой на некрополе

Центральная улица древней Герасы — Кардо

Так называемый Южный театр (81-96 гг. н. э.) вмещал до 3 тысяч зрителей

Древнюю Герасу строили выдающиеся архитекторы

Фрагмент святилища нимф, Нимфейона. На центральную улицу своими фасадами выходили несколько храмов.

Одна из улиц Герасы

Руины Джераша необычайно живописны

Храм Артемиды, вид с северо-запада

Местные жители также проявляют интерес к истории Джераша: среди его памятников наиболее поздние постройки относятся к периоду правления исламской династии Омейядов (VII-VIII вв.)

Джераш — город колонн

Колоннада храма Артемиды

Агора, торговый центр города (II-III вв. н. э.). Площадь украшал крестообразный фонтан, вода в его бассейн лилась из металлической львиной пасти.

Джераш — популярный туристический маршрут

Сувенирные магазины — неотъемлемый атрибут любого туристического места

Источник: https://www.pravmir.ru/drugaya-svyataya-zemlya-iordanskie-zametki/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.