Три причины не помогать ребенку делать «домашку»

Содержание

Надо ли помогать детям с уроками

Три причины не помогать ребенку делать «домашку»

Спор о том, надо ли помогать детям делать уроки, почти на уровне спора кошатников и собачников — вечен и неразрешим. Каждый остается при своем твердом мнении, подкрепленном воспитанием («Мне же никто не помогал!»), живыми примерами («Вот у моей тетки дочка…») и умными книгами («Я где-то читала…»).

Редакция Tlum.Ru решила влезть в самую гущу дискуссий, подкрепленную началом нового учебного года, и попытаться выслушать обе стороны.

Почему ребенку не нужно помогать делать уроки, и что из него тогда вырастет? А почему нужно, и как не превратить это в то, что уроки делаете вы, а не он? Выслушаем советы психологов (которые категорически расходятся во мнении) и родителей, которые стараются доказать свою правоту.

Младшим надо помогать

Часть психологов и педагогов советуют помогать младшеклашке с уроками, но не делать задания за него. Помощь родителей создает для малыша ощущение уюта, он чувствует поддержку и понимает, что не брошен, если он что-то не поймет — мама объяснит. Он продолжит ощущать себя ребенком и не потеряет радость детства слишком рано.

Задача родителей в это время действовать в игровой форме, предлагать вопросы для размышления и подталкивать ребенка к решению задачи самостоятельно. Помочь ему сконцентрироваться и организовать комфортную обстановку для занятий.

А еще, учитывая современные реалии, задачи даже у первоклашек бывают такие, что и родители не разберутся. Ну или как он сам сделает поделку из желудей, если их надо протыкать шилом?

УРОКИ ИЛИ МУЛЬТИКИ — С ЧЕГО НАЧАТЬ?

«Начальная школа — время помощи и контроля со стороны родителей. Нужно помогать, наставлять и проверять, что наваял. Дальше — обязательно следить за подготовкой к урокам.

Ведь школа — плацдарм для дальнейшей жизни. Далее, есть ряд заданий, направленных на выявление того, есть ли контакт у ребенка с родителями, не заброшен ли он? И эти задания, нужно делать с ним.

Это — своеобразная проверка, все ли в семье нормально?!».

«До четвертого класса с ребенком нужно делать уроки, и делать по одному режиму, далее ребенок будет делать абсолютно самостоятельно, без „иди делай уроки“».

«Конечно же помогать. Не все дети Ломоносовы, тем более задания такие дикие бывают, что взрослые люди с ВО не могут решить задачки для третьеклашек. Была как-то задача по математике, никто не решил в классе, родители перезванивались, пытались решить, но нет. На следующий день преподаватель объявила, что впредь будет внимательнее домашку подбирать, так как она сама не смогла решить=)».

Самостоятельность с детства

Другая часть психологов и педагогов считают, что школа — это возраст самостоятельности. Помощь сейчас — вред потом. Пока вы помогаете ребенку, он полагается на вас. Но как только вы решите отойти от дел, ребенок растеряется и будет не уверен в себе, а успеваемость снизится. Кроме этого, ребенок никогда не научится делать что-то сам, если не будет это делать.

Ученики, которым помогают родители, чаще боятся неудач, так как после полосы хороших там, где им не помогли, появляется злополучная «двойка». Конечно, взрослые будут ругать, ведь раньше были пятерки. У детей развивается «комплекс отличника», и они боятся сделать самостоятельный шаг.

9 ПРИЛОЖЕНИЙ, КОТОРЫЕ ДОЛЖНЫ БЫТЬ У КАЖДОГО ШКОЛЬНИКА

«Я считаю, что не стоит помогать.

Это правда медвежья услуга, помню, как мне мама помогала всю начальную школу, потом, когда пошла дальше, мама стала не понимать стала плохо учиться, все наперекосяк пошло именно от этого.

Конечно что-то объяснить, иногда, в чем-то помочь, да можно, но тоже злоупотреблять совершенно не стоит, ну, а конечно делать за ребенка категорически не нельзя, иначе потом будут большие проблемы».

«Я своим детям уроки делать не помогала. Учились средне, больше на троечки, иногда двоечки. 🙂 Я им говорила, что это только их позор, а я свою работу делаю на пять и денежки за это мне платят.

Вот и выросли мои троечники: сын в прошлом году МГУ закончил, а дочь два высших имеет.

Очень важно, чтобы дети учились самостоятельно, это главная задача родителя — научить ребенка решать свои проблемы самому».

«Психологи говорят, что ребенок воспринимает участие родителей в домашней работе как время препровождения с родителем и не включается в урок, поэтому процесс затягивается, родители нервничают, дети расстраиваются. Для помощи в домашних занятиях должен быть другой человек, например, гувернантка».

С такой нагрузкой…

Основная причина помощи школьникам в средней и старшей школе — колоссальная нагрузка. Уроки, кружки, внеурочная деятельность, спорт, ЕГЭ, а жить-то когда? Поэтому родители рекомендуют не бросать их наедине со всем этим ужасом и помогать, чем можно. Разобрать сложную тему, объяснить правило по-другому, показать фильм вместо чтения книги, если ребенок не успевает.

Помогать в этом возрасте можно и с организацией времени. В таком ритме ребенок может просто забыть, на какой день что было задано, куда ему завтра ехать на Олимпиаду и т. д. Поддержка и помощь советами, проверка сложных тем не будет лишней.

ЧТО ДЕЛАТЬ С ПРОГУЛЬЩИКОМ?

«Конечно помогайте. Почему вы боитесь помочь? Ни к чему плохому он не привыкнет я думаю. Если задания такие, что ребенок сам не может, то полезно будет ему хоть поприсутствовать, пусть пока посмотрит, как оно делается, теми кто может».

«Я тут подсчитала на той неделе, после вечерней истерики ребенка от усталости, сколько она угрохала времени на дом. работу. 5,5 часов. Она не мусолит, она делает, как паровоз — русский, математика, английский, прочая хрень.

И таки да, я за Аньку раскрашиваю, делаю те задания, которые, уверена, что она знает. Т.к. мне ее здоровье дороже.

Математики и письма я не касаюсь (помогу, если спросит, не больше), ну решать за нее как-то не считаю нужным, а письмо и не смогу так написать 🙂 Я бы такого расписания не выдержала. Вот предлагала завтра не ходить — отказалась».

«Нагрузка такая, что надо хоть что-то делать. Делает сам, вечером проверяю избранное что-то (например, по англ. Была тройка — проверяем его). Остальное на его совести, оба уже к вечеру устаем.

На выходных приходится по часу-два что-то разбирать, что упущено за неделю. Бывает не понял/пропустил, не доделал — все разбираем вместе.

Есть такие преподы которые только учебник выдали и сказали читать, объяснять приходится самой».

Да взрослый уже!

Ребенок после 10 лет, то есть начиная со средней школы, уже более-менее сформировавшаяся личность со своими интересами, увлечениями и ответственностью. Если до этого помощь ему и оказывалась, в этом возрасте родителям стоит отойти от него и позволить самостоятельно учиться жизни.

Совершать ошибки, получать плохие оценки и выходить проигравшим иногда бывает очень полезно. Ведь все это — опыт. И чем раньше ребенок усвоит это, тем лучше. Главное не ругать, а разбирать такие случаи с разных сторон. Именно так ваш малыш превратится в самостоятельного человека.

19 МОТИВИРУЮЩИХ УЧИТЬСЯ МУЛЬТФИЛЬМОВ

«Тоже думаю всегда почему сейчас все с детьми „учатся“? Нам никто никогда не помогал. Красного диплома у меня правда нет, но я была твердой ударницей. Мои дети еще маленькие. Посмотрим, что нас ждет через пару лет».

«Со мной родители делали уроки только в первом классе дальше сама. Сейчас эпидемия у мамаш учить уроки с ребенком, у моей подруги уже два года каждый вечер превращается в скандал из-за уроков причем без позитивных сдвигов. Зачем это нужно не понимаю, получит двойку и будет стимул работать чтобы не позориться перед классом. Когда мама за тебя делает стимула учиться нет».

«Не надо, у мужа сыну 11 лет и все сидит ждет пока кто-нибудь с ним уроки сделает. Говорим читай задание и думай какой может быть ответ, если вопросы возникнут, конечно поможем. Так этот мальчик начинает рыдать, убегать в другие комнаты, прятаться под стол и т. д.

пока муж не психанет и не продиктует ответ. Причем никакие уговоры, мотивации не действуют и рыдания длятся иногда по 5 часов. А все потому что обычно мама и бабушка за него все делают».

Какой бы путь вы не выбрали, главное, чтобы вашему ребенку было комфортно учиться в таком режиме!

Хорошего вам учебного года!

Интересное по теме:
16 мультфильмов про школу
12 детских кинопремьер осени

Источник: Tlum.Ru

Источник: https://tlum.ru/news/nado-li-pomogat-detam-s-urokami/

Ребенок не хочет делать уроки советы психолога

Три причины не помогать ребенку делать «домашку»

Взрослые с ностальгией вспоминают школьные годы, беззаботные и веселые. И искренне удивляются, если у их ребенка вдруг возникают сложности с учебой.

Так нежелание выполнять домашние задания воспринимается как очередной каприз избалованного чада. В ход идут самые строгие меры — а результат нулевой.

Так что же предпринять, если ребенок не хочет делать уроки? Советы психолога помогут разобраться в ситуации.

Как только родители замечают, что сын или дочь упорно не хочет делать уроки, начинаются упреки в лени, выбор наказаний. Школьник действительно может просто лениться, но обычно есть скрытые причины.

Совет психолога — поговорите сначала с ребенком, затем с его классным руководителем. Возможно, отпрыск элементарно устает, посещая помимо школьных занятий несколько секций. Или у него конфликт с одноклассниками, педагогами.

А может он просто боится вас, родителей? Неудивительно, если мама с папой, увидев ошибку в упражнении, тут же срываются на крик.

Созвонитесь с учителем, договоритесь о встрече после уроков, чтобы не давать одноклассникам ребенка повода для сплетен.

Психологи, работающие с детьми школьного возраста, выделяют несколько причин, по которым они часто не хотят делать уроки:

  • Усталость. Недосыпание, неправильный режим дня, излишняя физическая или умственная нагрузка вызывают чувство утомления, апатии. Скорректируйте занятость ребенка, разгрузите его плотный график;
  • Ссоры родителей, другие семейные проблемы. Постоянно находясь в состоянии психологического напряжения, трудно сосредоточится на учебе — тем более дома, в эпицентре негативных событий. Никогда не выясняйте отношения при детях, не вымещайте на них злость после ссоры;
  • Роль отщепенца в классе. Дети бывают очень жестоки по отношению к сверстникам. Если ваш ребенок стал объектом травли, необходимо вмешаться: поговорить с родителями враждебно настроенных одноклассников;
  • Конфликт с учителем. Непонимание или ссора педагога и ученика, обязательно влечет проблемы с учебой. Главный признак — школьник принципиально не хочет делать «домашку» только по одному предмету;
  • Предмет не дается. Так бывает — несмотря на все старания, ученик не может освоить материал: нет способностей к предмету. Придется найти толкового репетитора;
  • Сложная программа. Некоторые школы усложняют программу обучения, чтобы получить статус гимназии, лицея. Считается, что их аттестат престижнее остальных. Нужен ли ребенку этот мнимый престиж?

Какой бы ни оказалась причина, по которой ребенок не хочет делать уроки, психологи советуют решать проблему спокойно. Ваши сын или дочь должны быть уверены — их любят всегда, независимо от успеваемости.

Возрастные кризисы

Психологи советуют родителям быть особенно внимательными к детям в периоды возрастных кризисов — точные годы никто не назовет, но рано или поздно ваш подросший кроха столкнется с этим явлением. Ваша задача — помочь.

Первый кризис приходится на момент поступления в школу — первоклассникам тяжело дается новая социальная роль. Многое будет зависеть от учителя — именно он привьет вкус к обучению или отобьет. Подробно объясните семилетке, зачем нужно учиться, делать уроки. Адаптация в среднем длится до полугода и все это время вы должны быть ребенку моральной поддержкой 24 часа в сутки.

В старших классах переходный возраст проявит себя во всей красе. На малыша можно повлиять родительским авторитетом, подростком управлять намного сложнее. Помимо психологических изменений ребенок терпит гормональную перестройку.

Это период болезненных влюбленностей, повышенной уязвимости, поисков себя и своего места в обществе. Не провоцируйте ссоры, оскорбляя и унижая ребенка — он отдалится еще больше. Совет психолога: беседуйте с ним как с равным, ищите компромисс.

Главные ошибки родителей

Если ребенок не хочет делать уроки, проанализируйте свое поведение. Что категорически нельзя делать:

  • Кричать на ребенка, обзывать, доводить до слез. Узнав, что он «бестолочь, дурак, лентяй», малыш вообще передумает учиться. Школьник имеет полное право хотеть поиграть больше, чем делать скучные уроки. Признайтесь — у вашего раздражения полно других причин, но срываетесь вы на ребенке, ведь он беззащитен;
  • Бить. Пусть «легонько, только один раз, в порыве гнева» — ребенок запомнит это унижение. Станет бояться вас, но за уроки не примется;
  • Сравнивать с другими детьми. У соседей растет вундеркинд? Ваш ребенок ничем не хуже, он просто другой. И вы его любите таким. Сомнений в этом у чада быть не должно;
  • Плохо отзываться об учителе. Подрывая авторитет педагога, вы полностью ломаете систему ценностей ребенка. Переведите чадо в другой класс;
  • Делать уроки самим. Такой прием сбережет ваше время и нервы, а заодно приучит ребенка жить на всем готовом. Итог — через годы он окажется не приспособлен к взрослой жизни, самостоятельным решениям;
  • Платить ребенку за выполнение домашних заданий. Или обещать дорогие подарки. Запросы будут расти с космической скоростью, а интерес к обучению так и не появится.

Как быть, если один (или все) пункт этого списка давно взят на вооружение? Отменять одним днем и никогда к нему не возвращаться — так советуют психологи.

Советы психолога

Пришло время задуматься — что же делать, как подтолкнуть школьника к выполнению домашних заданий? Вот несколько полезных советов:

  • Используйте метод пряника, почаще хвалите свое чадо;
  • Повторяйте фразы «у тебя получится«, «ты можешь», «я в тебя верю»;
  • Добавьте малышу самостоятельности, избавьте от чрезмерной опеки. Пусть делает уроки сам, а вашей помощи просит в крайнем случае;
  • Запаситесь терпением. С десятого раза все точно получится — зачем нервничать?;
  • Советуйте, подсказывайте, поддерживайте;
  • Прочитайте несколько методических книг, возьмите на вооружение описанные педагогические приемы.

Составьте подробный план, согласно которому распределяется время школьника — его должно хватать на отдых, развлечения, уроки:

  • После школы обязателен «час для себя«. Малыш делает что хочет — смотрит мультики, гуляет, рисует, играет;
  • Начинайте делать уроки всегда в одно время. К этому моменту ученик сам подготавливает рабочий стол, нужные учебники, тетради;
  • Отвлекаться от выполнения заданий нельзя! Никаких перекусов, прогулок по дому, пространных бесед;
  • Высчитайте, сколько часов в среднем тратится на уроки, и придерживайтесь этого показателя. Быстрее справиться можно, засиживаться дольше нельзя, нужен перерыв;
  • Если в школе пятидневная рабочая неделя, суббота полностью освобождается от уроков. В идеале уроки на понедельник надо сделать в пятницу, тогда свободно и воскресенье;
  • Чадо капризничает и отказывается делать уроки? Откажитесь ему помогать — пусть сам расхлебывает последствия. Стыд за полученную двойку станет стимулом к учебе. Правда, прием этот работает на первых порах — если ситуация стала привычной, эффекта не будет.

Ну и мотивация — как без нее? Интерес подогревается не деньгами или ежедневными покупками сладостей. Ставьте масштабные задачи и предлагайте разумные награды: за четверть без троек игрушка мечты или поход в аквапарк. Всегда помните советы психологов — они помогут вам принять верное решение в ситуации, когда ребенок не хочет делать уроки.

Источник: http://www.fun-edu.ru/povedenie/rebenok-ne-hochet-delat-uroki-len-ili-protest/

6 причин, почему домашнее задание бесполезно и даже вредно

Три причины не помогать ребенку делать «домашку»

В США проводятся обязательные встречи с учителями: родители приходят в школу, знакомятся с преподавателями, смотрят, что и как.

На одной из таких встреч Бренди, которая преподаёт у второклассников, раздала родителям записки с убойной информацией: домашних заданий не будет до конца года. Дома нужно только доделывать то, что ученик не успел закончить в классе.

Учительница предложила родителям использовать освободившееся время с пользой: проводить семейные ужины, читать всей семьёй книги, больше гулять на улице и раньше ложиться спать.

Мама одной из учениц сфотографировала записку.

.com

Идея понравилась многим, если судить по огромному количеству лайков и шеров.

И правда, домашка не нужна. Вот почему.

1. Домашнее задание вредит здоровью

Об этом говорят все родители: постоянно растущая академическая нагрузка и стрессовое тестирование бьют по здоровью детей.

  • Из-за высокой нагрузки дети меньше спят. Они засиживаются над учебниками допоздна и переживают из-за в итоге появляются проблемы со сном .
  • Здоровых школьников у нас почти нет. Близорукость, гастрит, хроническая усталость, нарушения осанки — что-то из этого у ребёнка, вероятно, есть.

Так, может, плюнуть на это домашнее задание и оценки и заняться чем-то более полезным?

2. Домашнее задание отбирает время

Сегодня дети заняты как никогда, считает Питер Грей, профессор Бостонского колледжа. Они проводят слишком много времени в школе, потом бегут к репетиторам, на обратной дороге заворачивают в секцию. Расписание жёстко регламентировано, каждый час учтён.

Дети учат языки, математику, программирование. Но им некогда научиться жизни.

Психолог Харрис Купер проводил исследования, которые доказали, что задания на дом не очень-то эффективны: слишком большой объём информации ребёнок не усвоит. Малышам нужно не больше 20 минут дополнительных занятий, старшим — полтора часа .

Для сравнения: по нашим санитарным правилам полтора часа — это объём для второго класса. Выпускники могут тратить на уроки по три с половиной часа. Почти половина рабочего дня, и это после школы. А жить-то когда?

3. Домашнее задание не влияет на успеваемость

Алфи Кон, один из главных критиков образования, написал в 2006 году книгу «Мифы о домашнем задании». В ней он рассказал, что для младших учеников нет никакой связи между количеством домашнего задания и достижениями в учёбе. В старших классах связь настолько слаба, что почти исчезает, если применять в исследовании более точные методы измерений .

С этим согласны не все. Том Шеррингтон, учитель и защитник практики заданий на дом, пришёл к выводу, что в начальной школе пользы от домашнего задания действительно немного, зато когда ученикам больше 11 лет, уроки помогают добиваться блестящих результатов .

Долгосрочную пользу от отмены домашнего задания толком не измерить. Исследовательский центр TMISS выяснял, сколько времени школьники тратят на домашнее задание в разных странах. Так вот, в четвёртом классе только 7% учеников не делают домашнее задание . Небольшая цифра для анализа.

4. Домашнее задание ничему не учит

Школьное образование абсолютно оторвано от жизни. После многих лет изучения английского выпускники двух слов связать не могут, понятия не имеют, в каком полушарии отдыхают, свято верят в силу гомеопатии. Домашние задания продолжают тенденцию: забивают головы фактами, которые дети не могут применить.

Студенткой я подрабатывала репетитором, помогала школьникам подтянуть русский язык. Изначально дети не могли просклонять самое простое существительное «дверь». В глазах был только страх: сейчас поставят оценку.

Половину каждого занятия пришлось посвящать теме «русский язык в быту», доказывать, что мы так разговариваем. На каждый падеж я придумывала предложение.

Не такое, как в учебнике, а такое, как в жизни: «Тихо, кошке дверью хвост прищемишь!» Когда дети понимали, что все школьные знания — это и есть наш мир, оценки резко улучшались и моя помощь становилась не нужна.

Вспомните, как вы учились, и сравните процесс с уроками в швейцарской школе. Если бы домашние задания помогали сокращать разрыв межу классом и жизнью, от них был бы толк. Но это не так.

5. Домашнее задание убивает желание учиться

«Сделать уроки» до сих пор означает либо прорешать школьные примеры, либо прочитать несколько параграфов. По сути, учителя спихивают на дом то, что не успели рассказать от звонка до звонка. Это настолько тоскливо, что домашнее задание превращается в тяжёлую повинность.

Хуже этой скуки только «творческие» задания, которые сводятся к рисункам и презентациям в PowerPoint. Свежая история с работы:

В задании про скворца нужно было ещё и объяснить причины его грусти. Сомневаюсь, что скворцы и правда до слёз переживают из-за предстоящего отпуска и станут скучать по берёзкам, но именно так и надо было отвечать.

То есть дома ребёнок должен скучать или заниматься глупостями вместо общения с друзьями, прогулок и занятий спортом. И кто после этого полюбит учиться?

6. Домашнее задание портит отношения с родителями

Многие родители делают уроки с детьми и за детей. Получается так себе.

  • Школьная программа поменялась, знания родителей устарели.
  • Многие родители сами не помнят простых примеров из школьной программы и пытаются выполнять задания с точки зрения взрослого. Дети так не умеют.
  • Родители не педагоги. Они не учились объяснять материал, правильно его подавать и проверять. Нередко такое обучение хуже, чем никакого.
  • Домашнее задание — это постоянные конфликты. Дети не хотят его делать, родители не умеют мотивировать, совместные занятия заводят в тупик, и всё это выливается в ссоры.

Что хорошего в домашнем задании

Проблема не в домашнем задании и не в его количестве. А в том, что в готовом виде, как оно есть сейчас, оно абсолютно бесполезно, только уничтожает время и здоровье. От домашней работы можно добиться результатов, если пересмотреть подход к ней.

Домашнее задание выполняется в комфортных условиях, поэтому дома можно найти ответ на сложный вопрос и понять материал. Если, конечно, на это есть время и силы.

Если для каждого ученика разрабатывать индивидуальное домашнее задание, то школьник сможет подтянуть темы, которые ему не даются, и развить сильные стороны .

Бренди Янг считает так:

Ученики весь день работают. Дома есть более важные занятия, которым тоже нужно учиться. Развиваться нужно в разных сферах, какой смысл приходить домой и утыкаться в тетрадки?

А вы как думаете, нужно ли домашнее задание?

Источник: https://Lifehacker.ru/no-homework/

«Не хочу делать домашку». Как родителю преодолеть соблазн взять все в свои руки

Три причины не помогать ребенку делать «домашку»

Каждый раз, когда вы решаете за ребенка сложную математическую задачу, вы подрываете его уверенность в себе, считает преподаватель и мама двоих детей Джессика Лейхи. В книге «Дар неудачи», которая вышла в издательстве «Самокат», она рассказывает, как перестать контролировать учебу вашего ребенка и дать ему возможность стать самостоятельнее.

Домашняя работа бывает разной: упражнения и подготовка к контрольной, полезная и бессмысленная, увлекательная и совершенно мучительная.

Но о какой бы разновидности домашней работы ни шла речь и как бы вы лично ни относились к ее целям и осмысленности, домашнее задание — в любом случае для ребенка, а не для вас. Ваша обязанность — поддерживать.

Ободрять, направлять внимание ребенка, пока он мал, а когда подрастет — четко сформулировать требования к нему и больше не лезть.

Да, знаю, знаю: проще сказать это, чем сделать.

Не так трудно отойти в сторону и предоставить ребенку автономию, когда задание достаточно простое — например прорешать стандартные примеры — или когда срок сдачи большого проекта безопасно маячит где-то в отдаленном будущем.

Но когда нытье и жалобы в духе «Я не хочу делать домашку» и «Она очень сложная!» перерастают в вопль, возникает соблазн взять все в свои руки или попросту подсказать правильный ответ, чтобы эта пытка прекратилась и все члены семьи могли вернуться к нормальной жизни.

Поддаваться этому соблазну нельзя. Такие моменты стресса, когда у ребенка зашкаливает уровень фрустрации, являются ценнейшей возможностью для развития прилежания, упорства и усердия.

Ребенок как раз и учится не сдаваться и биться до конца, когда ему приходится трудно, когда он уже уверен, что ничего не получится, когда он страдает от последствий собственной прокрастинации или неумения планировать и придерживаться плана.

Что еще важнее, сложная домашняя работа имеет бóльшую ценность с точки зрения обучения, чем легкая, так что держитесь. Проявите силу воли. Когда плакат к научной ярмарке превращается в измазанное клеем месиво, а время укладываться спать уже на час просрочено, именно тут вам следует не просто отступить на шаг, а вовсе уйти.

Может показаться, что от вмешательства особой беды не будет, но такого рода ущерб накапливается кумулятивно.

Справиться с заданием самостоятельно — вот мощный стимул, награда куда более ценная, чем оценки и результаты контрольной. Сосредоточьтесь на долгосрочной перспективе.

Достаточно скоро забудется то задание, над которым ребенок бился полночи; он, возможно, уже и не вспомнит, как этот плакат или эта задача казались ему не по зубам или как ни за что не хотела писаться проклятущая научная работа.

Конкретику он забудет, но вот что останется: долгосрочные благие последствия тех часов, когда он самостоятельно разбирался в математической задаче или проводил научный эксперимент до самого конца, пока не получал свои собственные результаты.

Да, возможно, ребенку предстоит разочароваться в своих усилиях или даже в своих способностях, если наутро он предстанет перед учителем и одноклассниками с неверным ответом, но ему нужны такие уроки. Ваша обязанность — не спасать ребенка от разочарований и неловких ситуаций, а сочувствовать, поддерживать и помогать ему отыскать в самом себе силы и навыки для выполнения следующего задания.

Если ребенок долго делает задание, используйте Рецепт Времени

После того как вы проверите слух и зрение ребенка, а также количество сна и сложность заданий, присмотритесь, как выполняется само задание. Когда я слышу от родителей, что ребенок часами сидит над тетрадкой, я стараюсь незаметно исподволь проследить за этим учеником во время перемены или выполнения самостоятельного задания в классе.

Некоторые ребята с виду работают, но, вглядываясь, я убеждаюсь, что они тратят уйму времени, прыгают от задания к заданию, начинают и бросают, бессмысленно что-то карябают.

И это без смартфона, компьютера и прочих отвлекающих факторов под рукой.

Другие ребята, которые сразу приступают к заданию и делают его до конца, выполняют пункт за пунктом и движутся дальше, успевают вдвое и даже втрое больше, чем те, кто вот так возится понапрасну.

Родители ребят, которые напрасно растрачивают время, часто жалуются на то, что дети засиживаются допоздна, и в ответ мы напоминаем, что значительную часть работы можно было бы сделать во время большой перемены, что ребята, которые разумно этим пользуются, приносят домой намного меньше заданий, чем те, кто в это время развлекается.

И если вам кажется, что заданий чересчур много, попробуйте проделать дома вот какое упражнение: посидите рядом с ребенком, пока он делает задание, и отметьте моменты, когда он двигается вперед, а когда занимается всякой ерундой или тянет время.

Таким образом вы получите объективное представление о том, сколько времени в совокупности уходит на реальную работу, и если «чистое время» все равно покажется вам чересчур долгим, тогда определите, какие предметы «виноваты» в этом более всего, и поговорите с соответствующими учителями об избыточной нагрузке.

Если учителя ответят, что ваш ребенок в меньшинстве, а дети тратят на домашнее задание не более разумно отведенного времени, испробуйте Рецепт Времени — метод, названный в честь одной из моих любимейших героинь детской литературы, мисс Пигл-Вигл.

unsplash

Рецепт Времени изобретен учительницей математики Элисон Горман, преподавательницей средней школы.

Она обратила внимание, что некоторые ученики долго возятся с задачами дома, но в классе, когда такие же примеры назначаются в качестве самостоятельного задания, зато нет отвлекающих моментов и отведено ограниченное время, эти ребята успевают сдать работу в срок, а порой и раньше, чем требовалось.

Рецепт Времени выглядит так: выясните, какой предмет отнимает у ребенка больше всего времени, и подсчитайте, сколько времени на него уходит каждый день. Для примера предположим, что это алгебра.

Если ученик тратит на нее полтора часа, сократите время вдвое, установите таймер на 45 минут и предупредите, что, как только это время истечет, с алгеброй будет покончено и придется приниматься за другие предметы.

Поставьте таймер так, чтобы ребенок его видел и мог наблюдать, как уходит время.

Предупредите, что не стоит расходовать полчаса на первый пример — тогда никак не справиться со всем заданием за 45 минут, надо правильно рассчитать время. И знаете что? В девяти случаях из десяти ваш школьник уложится в срок.

Поговорите заранее с учителем, предупредите о намеченном эксперименте: с большой вероятностью учитель согласится на некоторое время дать ребенку послабление.

По крайней мере он будет предупрежден о том, почему один-два примера могут остаться недоделанными, и ему эта информация тоже пригодится.

Он сможет разобраться, какой именно тип задач вызывает у ребенка затруднения, и со своей стороны поспособствует тому, чтобы Рецепт Времени пошел ученику на пользу.

Как помочь ребенку с домашними заданиями: 8 практических шагов

Теперь перейдем к практическим деталям: когда пора вмешиваться, в чем должна заключаться помощь, когда пора отступить и как подсказать ребенку, в чем плюсы того, что он не справился с заданием. Главное — сосредоточиться на итогах игры, а не на ежеминутных более или менее выгодных ходах; всегда держать в уме долгосрочные цели роста, автономии, компетентности, мастерства и прилежания.

Вот некоторые практические шаги, которые родители могут предпринять, чтобы помочь детям любого возраста научиться организовываться, выстраивать стратегию и брать на себя ответственность за домашние задания.

Маленьких детей нужно обучать пошагово, пока не сформируются правильные привычки, но вы вправе надеяться, что постепенно ребенок возьмет контроль за этой стороной жизни на себя. Если ваш ребенок старше, но еще никогда не брал на себя ответственность за собственную учебу, идеальный способ начать — предоставить ему самому контролировать первые шаги.

unsplash

Обеспечьте топливо. Мозги не могут работать без пищи и питья. Приготовьте (или предложите ребенку самостоятельно приготовить) полезный перекус и запас воды, чтобы максимально увеличить ресурсы энергии, которые понадобятся его мозгу для предстоящей работы.

Избавьтесь от отвлекающих моментов. Даже небольшие отвлечения, например переключения с задания на задание или кратковременная рассредоточенность, приводят к ошибкам.

Недавнее исследование показало, что отвлечение всего на три секунды удваивает количество ошибок в задании: вероятно, его детали выскальзывают из кратковременной памяти.

Отведите для выполнения заданий тихое, без помех, место.

Разберитесь с требованиями. Нужно точно понять, чего учителя ожидают от вашего ребенка. Многие учителя рассылают или выкладывают онлайн недельный план занятий, чтобы родители могли заранее посмотреть задания.

Используйте эту информацию, чтобы прояснить ожидания и спланировать задания на всю неделю. Учителя начальной школы часто составляют «семейные письма» с разъяснением основных преподаваемых в школе понятий.

Если ребенок постарше недоумевает, чего именно от него хотят, посоветуйте ему обратиться с вопросом к учителю.

Организация и стратегия. Во время большой перемены я прошу учеников составлять список дел на доске, вывешенной перед моим кабинетом. Таким образом они должны разобраться, что от них требуется.

И заодно одноклассники напомнят друг другу про математику или французский.

И вы дома вполне можете спросить: «Как у тебя с английским? Вроде бы по понедельникам грамматика?» — и помочь ребенку расставить приоритеты.

Посоветуйте ребенку начинать с самого трудного. Исследования показывают, что ресурсы самоконтроля в мозгу ограничены и наиболее доступны в начале работы над домашним заданием.

Оцените конечный продукт. Приучите ребенка делать паузу по окончании задания и по завершении всей домашней работы и оценивать, выполнено ли задание полностью в соответствии с инструкциями.

Некоторые учителя просят родителей подписывать задания, но следует развивать у ребенка способность самостоятельно оценивать соответствие его работы требованиям.

Когда ребенок научится это делать, предупредите учителя, что отныне вы подписывать работы не будете: ребенок полностью ответственен за свои домашние задания.

Делайте столько, сколько удается сделать. Если после повторных попыток ребенок все же не справляется с большим заданием, предложите разделить его на части и сделать столько, сколько сумеет.

И тут наступает момент поговорить с учителем начальных классов о его ожиданиях и требованиях. Некоторые учителя рассчитывают на то, что родители помогут ребенку с работой, другие предпочитают, чтобы разделы, которые ребенок не осилил, он так и сдавал незаполненными — тогда лучше видно, что ребенок усвоил, а что нет.

Лично я предпочитаю, чтобы ребенок сделал хоть что-то, даже если задание не будет выполнено целиком.

Например, при чтении заковыристого латинского текста я прошу учеников посмотреть все слова в словаре и выписать их значения, а если не удается установить точный перевод, то хотя бы указать, к какой части речи относится слово. Чем больше информации о допущенных ошибках я получу, тем легче будет направить ученика на верный путь.

Стремитесь к учебе, а не к совершенству. Сосредоточьтесь на том, что действительно важно в домашней работе. Ее цель — не добыть правильные ответы, а предоставить ребенку возможность практиковать и наращивать те навыки, которые были усвоены сегодня в школе, а также подготовиться к овладению навыками, которые появятся в школьной программе завтра.

Источник: https://www.pravmir.ru/ne-hochu-delat-domashku-kak-roditelyu-preodolet-soblazn-vzyat-vse-v-svoi-ruki/

5 полезных правил, как делать домашнее задание. И не ссориться с ребёнком

Три причины не помогать ребенку делать «домашку»

Не делать домашку за ребёнка, следить за временем и не ругать за плохие оценки. О пользе и вреде домашней работы в программе «Радиошкола» на радио «Говорит Москва» рассказала учитель словесности «Новой школы» Анастасия Серазетдинова.

Первый класс. Рассылка

Ценные советы и бесценная поддержка для родителей первоклассников

1. Домашнее задание — это ответственность детей. И родители не должны быть дома учителями

Что бы ни происходило вокруг, домашнее задание — это всегда дело ребёнка. Если он что-то у вас уточняет, тогда можно включиться в работу, но лучше максимально дистанцироваться и позволять делать домашнюю работу ребёнку самому. Родители — это не учителя, но часто они осознанно или нет берут на себя такую роль. И этим только мешают детям.

Стресс ребёнка связан не со сложностью задания, а скорее с рассогласованием позиции учителя и родителя в роли учителя: «Учитель тебе неправильно объяснил, сейчас я покажу, как надо сделать». Так делать нельзя. В идеале, чтобы ученик с учителем постоянно взаимодействовали, и если что-то ребёнку непонятно, он может спросить у преподавателя.

И конфликтов из-за него точно не должно быть. У ребёнка может просто не получаться или он не успевает, или устаёт физически. А тут ещё дополнительные развивающие занятия.

Ребёнок ещё половину русского алфавита не может выговорить, но уже ходит на английский.

Некоторые родители с помощью этих занятий пытаются закрыть гештальты в своей жизни — то, что им в детстве не додали. И ребёнку от этого плохо.

Ошибки — это не страшно, и мы должны учить ребёнка ошибаться и реагировать на ошибку правильно. Поэтому все эти домашние задания вечерами воскресенья после прекрасного дня, к сожалению, перекрывают ценности, которые есть в семье. Ребёнок придёт в школу — получит стресс, придёт домой — получит стресс. Поэтому важно быть внимательным к ребёнку, к тому, готов он к таким нагрузкам или нет.

3. Корить ребёнка за тройку в четверти — самый плохой метод

Дети — адекватный народ, который здорово может объяснить, что с ними происходит. Поэтому если ребёнок получает плохие оценки, первое, что нужно сделать — спросить его об этом и услышать, что он думает сам.

Ребята с синдромом отличника — чаще всего несчастные дети, которые не способны справиться с какими-то элементарными вещами в жизни. И ребёнок скорее просто хочет быть хорошим, а не отличником.

Если всё время говорить: «Мы все отличники, медалисты, краснодипломники», — это накладывает на ребёнка ответственность.

Если у ребёнка что-то не получается, нужно понять почему так происходит и искать свой собственный путь.

Обычно причин две: или домашнее задание очень большое, или ребёнку физически тяжело его делать. Родители в таких случаях спрашивают в чате, у всех ли такая ситуация. Если у всех, то тогда нужно разговаривать с учителем.

Но коммуникация родителей и учителей — тоже большая и сложная тема. Сейчас родители стали меньше доверять учителям и больше вторгаться в сложноустроенный школьный мир. Родители могут не согласиться с учителем — и начинается конфликт.

Поэтому лучше аккуратно спрашивать: «Зачем это нужно и правда ли оно работает?».

Что касается времени, хорошо, если домашнее задание укладывается в час-полтора. В старших классах — другая история. Там другие нагрузки и приоритеты.

Но обычно домашнее задание в 5-6 классе каждый день задают только по двум предметам — это математика и русский. По остальным предметам задания даются через день, через неделю. Этот график важно соблюдать.

Поэтому нужно научить своего ребёнка планировать выполнение домашнего задания, чтобы он себя не перегружал и не оставлял всё на последний день.

Идеальный вариант, который я никогда не видела в своей жизни, когда репетитор работает в связке с учителем. То есть репетитор хотя бы однажды позвонил учителю, у которого учится ребёнок и о чём-то с ним договорился. Но репетиторы, которые делают с ребёнком домашнее задание, — это плохие репетиторы.

А ещё в пятом классе у ребёнка могут быть провалы в учёбе. Это такая кризисная точка, где падает успеваемость, а иногда и мотивация. Ребёнок встречает разных людей, ходит к разным преподавателям. Здесь возможны провалы и бояться их не надо.

Желания тоже меняются: сегодня он хочет стать инженером, а завтра сходил на кружок по рисованию и теперь хочет стать художником. Нужно просто дать понять ребёнку, что он может попробовать всё и нет ничего страшного, если он пока ни на чём не остановился.

Бывают дети, которые уже в пятом классе знают, кем хотят стать. А бывает, что и после пятого курса не понимают этого.

Но параллельно с этим нужно говорить ребёнку, что есть и его собственная ответственность — если ты выбираешь что-то и хочешь достичь результатов, то давай работать. Всегда нужно разговаривать с ребёнком, и о домашке тоже.

Иллюстрации: iStockphoto (invincible_bulldog)

Источник: https://mel.fm/radioshkola/2309485-home_work

Почему ребенок не хочет делать уроки? 4 важные причины

Три причины не помогать ребенку делать «домашку»

Многие родители не любят домашние задания еще больше, чем их дети.

Если школьники не решают примеры и не делают упражнения дома сами, мамам и папам зачастую приходится включаться в этот процесс и контролировать его. Это нервное и утомительное занятие для обеих сторон.

Что делать, если ваш школьник не хочет или не может выполнять «домашку»? Своими рекомендациями делится психолог Самира Филатова.

Самира Филатова, педагог-психолог Академической гимназии СПбГУ

Зачем вообще задавать на дом

А нужно ли делать домашнее задание? По этому вопросу нет однозначного мнения ни среди учеников, ни среди родителей, ни даже среди учителей.

Некоторые педагоги жалуются на то, что проверка домашнего задания занимает слишком много учебного времени, которое можно было бы потратить на изложение нового материала.

С ними спорят те, кто считает (и замечу — справедливо), что для закрепления материала необходимо неоднократное его повторение, а главное — осмысление. Домашнее задание — эти те часы, которые заложены в учебную программу для самостоятельной проработки.

Такая работа необходима для наилучшего понимания информации. Кроме того, домашнее задание помогает развивать такие умения, как самоорганизация, распределение времени, поиск нужной информации. Все это бесценно для будущего профессионального обучения и дальнейшей жизни вообще.

Дети, которые добросовестно выполняют домашнее задание и считают его нужным, признаются, что это дает им возможность углубиться в тему, лучше ее проработать, обнаружить то, что осталось непонятным.

В то же время стоит отметить, что выполнение домашнего задания помогает успешному учебному процессу только до определенного момента.

Ведь если школьник тратит каждый день по несколько часов, решая примеры и переписывая упражнения, то это значительно ухудшает качество его жизни: ребенок не высыпается, переутомляется, чувствует себя разбитым.

Почему ребенок отказывается делать домашнюю работу

Нередко родители думают, что дети пренебрегают домашним заданием просто потому, что им лень или они наплевательски относятся к учебе. На самом деле причин может быть огромное множество, и в каждом случае должны быть свои рекомендации.

Непонятное задание

Ребенок может просто не разобраться в том, как выполнять заданное. Если это случается эпизодически, нужно ему помочь или предложить обратиться за помощью к одноклассникам.

https://www.youtube.com/watch?v=WKkRcuPXGqE

Если это постоянная проблема, то решать ее нужно системно. Проанализируйте успеваемость ребенка, побеседуйте с классным руководителем, выявите причины: они могут крыться в пропуске уроков или слишком сложной именно для вашего ребенка программе.

Плохое самочувствие

Если ребенок находится в состоянии хронической утомляемости, из-за чего испытывает трудности с учебой, это может быть связано с проблемами со здоровьем, в частности с шейным отделом позвоночника. Нормальная ли у него осанка? Правильно ли он сидит за письменным столом? Выявите причину проблем, возможно, вместе с врачом.

Личные проблемы

Возможно, ваш школьник переживает первую влюбленность, которая совсем не способствует концентрации на учебниках. Возможно, пренебрегая уроками, он протестует против вашей гиперопеки. В любом случае, вам нужно обязательно поговорить с ним. Может оказаться полезным визит к психологу, причем для вас, а не для ребенка.

Отсутствие свободного времени

Не исключайте и такой вариант. Если ваш ребенок посещает художественную школу и спортивную секцию, а также должен выполнять обязанности по дому, у него может не хватать времени на серьезную, вдумчивую работу с учебниками.

Используйте тайм-менеджмент: начертите круг и изобразите на нем распорядок дня своего школьника. Вполне возможно, что в его графике просто нет времени на то, чтобы добросовестно, а не в спешке делать уроки, и при этом иметь пару часов на прогулки и другой досуг.

Подумайте, как построить режим дня по-другому, как уменьшить нагрузку.

Как замотивировать ребенка относиться к учебе серьезнее

Человек в любом возрасте будет стараться избегать работы, смысл которой ему непонятен.

Объясните ребенку, почему-то, что ему задают на дом, важно для его будущего: «Чем больше ты пишешь в прописи, тем аккуратнее твой почерк», «Чтобы лучше усвоить правила про ударные и безударные гласные, нужно сделать много упражнений» и так далее.

Детям нравится, когда их хвалят, когда родители ими довольны. Не будет лишним рассказать, как вы станете радоваться, если они будут хорошо учиться. А чтобы хорошо учиться, нужно серьезно заниматься, в том числе и дома.

Важно, чтобы ваши дети понимали, что такое дисциплина. Объясните им, что выполнение домашнего задания — это важная и необходимая часть обучения. Можно привести аналогию с работой: взрослый, их родитель, тоже не всю работу и всегда делает с радостью, но есть некоторые вещи, которые делать нужно.

Ошибкой будет попытка подкупить ребенка: мотивация в виде обещания благ за выполнение домашнего задания плохо работает. Вместо этого можно сделать то, что в психологии называется внешним соглашением.

Вы вместе с ребенком подписываете бумагу: решаете, когда и где будет делаться домашнее задание (к примеру, в 19:30 за кухонным столом).

Все, кто подписывают соглашение, автоматически становятся обязанными выполнить его правила.

Ребенок обязательно должен делать задание сам. Вы можете помочь ему со сложной задачкой, подсказать направление мысли, сообщить, если в упражнении по русскому языку есть ошибка, и предложить найти ее самостоятельно.

Но ни в коем случае не садитесь рядом и не пытайтесь управлять процессом, а то и взять его на себя.

Это чревато тем, что в будущем, отказываясь делать домашнее задание, ребенок часть ответственности за это может перенести на вас.

В ваших силах сделать так, чтобы учебный процесс не был для ребенка мучительной рутиной, от которой хочется сбежать. Помогите ему разобраться в причинах его проблем, чтобы он смог решить их самостоятельно.

Источник: https://www.kanal-o.ru/odeti/10633

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.