Уважение к ребенку: воспитать полноценную личность

Содержание

1. Уважение к ребенку как к личности. Деликатность

Уважение к ребенку: воспитать полноценную личность

Ребенокуже является уникальной личностью, отличной от всех других. Из этого следует,что как личность ребенок имеет правона свой уникальный внутренний мир.

2. Значение настоящего

Уважаяв ребенке личность и признавая наличиеу него своего личного внутреннего мира,мы неминуемо должны признать праворебенка на сегодняшний день и праворебенка быть таким, какой он есть.

3. Значение поступка и возможность раскаяния

Важнуюроль в воспитание ребенка играетосознание им значения поступка ивозможность расскаяния ребёнка, а также понимание родителей, что ребенокдействительно осознал свою ошибку иготов расскаяться перед ними.

Иногдародители поступают неразумно, ибезрассудно, когда пренебрегают покаяниемребенка, игнорируют тот важный момент,когда ребенок осознал свою ошибку ипришел к ним, чтоб примириться.

Вместотого, чтобы простить его, дать емуочередной жизненный урок родители«выдерживают характер», чтобы показатьребенку свою твердость и непреклонностьи одновременно силой «сломать» то, чтоим в нем не нравится. Для ребенка важнохотя бы просто понять, почему нельзяделать так или иначе. Задача родителей— донести до него это понимание [].

4. Открытость и доверительность отношений с детьми

Важнуюроль в воспитании ребенка играютдоверительные отношения внутри семьи.Ребенок должен быть уверен, что можетждать поддержки от своей семьи и родителей.

Методысемейного воспитания как способывзаимодействия родителей с детьми,которые помогают последним развиватьсвое сознание, чувства и волю, активностимулируют формирование опыта поведения,самостоятельную детскую жизнедеятельность,полноценное моральное и духовноеразвитие[//libsib.ru/pedagogika/shpargalki-po-doshkolnoy-pedagogike/66-soderzhanie-formi-i-metodi-raboti-detskogo-sada-s-semey].

Впедагогике под методами семейноговоспитания понимают такие приемы исредства, с помощью которых осуществляетсяцеленаправленное педагогическоевзаимодействие родителей и детей [].

Вотечественных и зарубежных исследованияхотсутствует единая классификацияметодов воспитания детей в семье.Я.Л.Коломинский, Е.А.Панько, И.И.Рыдановаи другие к основным методам относятследующие группы:

1)методы организации поведения идеятельности (упражнение, тренировка,приучение, показ образца, напоминание,контроль, стимулирование к самоконтролю,требование);

2)методы формирования сознания (словородителей, личный пример);

3)дополнительные методы (поощрение,наказание, соревнование) [].

Л.Ф.Островскаяс учетом воздействия на детей дошкольноговозраста определяет методы нравственноговоспитания, которые обеспечиваютформирование у них практического опытаобщественного поведения (упражнение,пример, показ, наблюдение) и методы,которые направлены на формирование удетей нравственных представлений,оценок (беседа, чтение художественнойлитературы) [].

Л.И.Смагинасчитает, что каждый метод (формированиесамосознания, упражнение, пример,поощрение) имеет свою психолофизио-логическуюоснову.

Анализклассификаций методов семейноговоспитания показал, что в них есть многообщего:

а)выделение наиболее типовых, характерныхметодов (пример родителей, упражнение,переубежде-ние);

б)учет особенностей воздействия методовна детей разного возраста;

в)применение методов во взаимосвязи,комплексно;

г)учет психофизиологических особенностейвоздействия методов на сознание, чувства,поступки детей;

д)чувство меры в применении того или иногометода;

е)тонкость и деликатность в примененииметодов поощрения и наказания;

ж)избежаниеметодов наказания;

э)неприменение физических наказаний.

Наиболеесложным для родителей являетсяпрактическое применение того или иногометода воспитания. Выбор же методов впервую очередь зависит от общей культурыродителей, их жизненного опыта,психолого-педагогической подготовкии способов организации жизнедеятельности.

Использованиетех или иных методов воспитания детейв семье также зависит:

• отцелей и задач воспитания, которые ставятперед собой родители;

• отношенияв семье и образа жизни;

• числадетей в семье;

• родственныхсвязей и чувств родителей, других членовсемьи, которые часто склонны идеализироватьвозможности детей, преувеличивать ихспособности, достоинства, воспитанность;

• личностныхкачеств отца, матери, других членовсемьи, их духовных и моральных ценностейи ориентиров;

• опытародителей и их практических умений приреализации комплекса воспитательныхметодов с учетом возраста ипсихофизиологических особенностейдетей [].

Дляопределения методов воздействия наребенка необходимо читать педагогическую,психологическую литературу, основыватьсяна опыт старших, консультироваться соспециалистами.

Довольно часто родителивидят свою воспитательную задачу в том,чтобы добиться от ребенка лишь послушания,поэтому нередко даже не пытаются понятьего, а стремятся как можно больше поучать,ругать, читать длинные нотации, забываяо том, что нотация – это не живая беседа,не разговор по душам, а навязываниеистин, которые взрослым кажутсябесспорными, а ребенком зачастую невоспринимаются и не принимаются. Подобныйспособ воспитания дает формальноеудовлетворение родителям и совершеннобесполезен (и даже вреден) для воспитываемых таким образом детей.

Впроцессе семейного воспитания междуродителями и детьми могут возникатьпротиворечия, разногласия, конфликты.Они могут быть обусловлены как внешними,так и внутренними факторами. Внешниефакторы связаны с изменениями в обществе,с социальной динамикой.

Изменениеобъективных условий жизнедеятельностилюдей всегда отражается на их сознании.Вследствие этого, возможны различиямежду поколениями во взглядах, мнениях,ценностях и т.п., причем различия будуттем глубже, чем динамичнее и масштабнееперемены в том или ином социуме.

Даженаходясь в условиях одной и той жесоциальной среды, дети и их родителиподвергаются воздействию различныхфакторов в неодинаковой степени в силуприсущих им возрастных и индивидуальныхособенностей.

Напряжение в отношенияхмежду родителями и детьми может возникатьне по всем сферам жизнедеятельности, азатрагивать, например, взгляды, вкусы,симпатии, оценки событий [].

Можнообратиться к концепции М. Мид, согласнокоторой конфликты поколений связаны суровнем общественного развития и типомсемейной организации. Для современныхпостиндустриальных обществ характернапрефигуративная культура, котораяориентирована главным образом набудущее.

Темп развития общества сталнастолько быстрым, что прошлый опытродителей часто оказывается неприемлемымв новых социальных условиях. В данных социальных обстоятельствах компромисс между родителями и детьми достигается через взаимное социализирующее влияниес учетом требований социума. Не толькодети учатся у родителей, но и родителиво все большей степени прислушиваютсяк детям.

Воспитательные воздействиядолжны быть направлены в будущее всоответствии с теми требованиями,которые ставит перед ребенком дальнейшаяжизнь[].

Несмотряна возникновение противоречий, конфликтовмежду родителями и детьми, обнаруживаетсямного сходных элементов в ценностно-трудовых,ценностно-образовательных, потребительскихориентациях родителей и детей.

Семьяво многом готовит ребенка к достижениюопределенного уровня образования,социально-профессионального статуса,к определенному характеру внепроизводственнойдеятельности. Разногласия, в основном,касаются тех аспектов жизнедеятельности,которые являются очень динамичными,специфичными для молодежногосамоутверждения.

Можно привестивысказывание Г.

Зиммеля, в котором, на наш взгляд, заключена основная идея компромисса семейного воспитания: «Семья… предоставляет в качестве коллективного индивидуума своему члену, с одной стороны, предварительную дифференциацию, которая, по крайнеймере, подготавливает его к дифференцированиюв качестве абсолютной индивидуальности,с другой стороны, защиту, благодарякоторой эта последняя может развиваться,пока она не будет в состоянии противостоятьсамой обширной коллективности» [].

Изучиви проанализировав научную литературупо вопросам семейного воспитания вРоссии, Мы пришли к выводу, что семья внашем обществе играет важнейшую рольв эмоциональном, моральном, нравственномразвитии детей, в формировании навыкови привычек поведения, чувств ипредставлений, начал гуманизма,гражданственности. Вся атмосферасемейной жизни (отношение родителейдруг к другу, к работе, к бабушкам,дедушкам, соседям, к искусству, литературе,их мысли, привычки, чувства, стремления),уклад семьи оставляют неизгладимыйслед в личности развивающегося ребёнка.Родителям необходимо знать, какие формывзаимоотношений с детьми способствуютгармоничному развитию детской психикии личностных качеств, а какие препятствуютформированию у них нормального поведенияи в большинстве своем ведут ктрудновоспитуемости, задержки психическогоразвития и деформации личности.

Источник: //StudFiles.net/preview/1666889/page:5/

Как воспитать ребенка личностью

Уважение к ребенку: воспитать полноценную личность

Стать полноценной личностью, реализовать свой врожденный потенциал ребенок может только в коммуникации. С самого рождения ему необходима опека и обучение. Для дальнейшей самостоятельной жизни процесс воспитания запускается в раннем младенчестве, диктуется потребностями ребенка на всех этапах его развития.

Необходимость воспитания

Множество научных трудов посвящено исследованию личности. Научные опыты, случайные факты подтверждают вывод, что психическое развитие, характер формируются с самого рождения. Не усвоенное в раннем возрасте с трудом компенсируется в зрелости.

Несвоевременное, неправильно организованное воспитание грозит привести к:

  • замедленному развитию психики, недоразвитию эмоциональной сферы;
  • плохо сказывается на физическом развитии, здоровье;
  • нарушает последовательность формирования, закрепляет неправильные формы поведения;
  • негативно отражается на возбудимости нервной системы, способствует переутомлению.

Врожденные особенности, биологические предпосылки важны, но не они являются решающими в процессе развития индивидуума. В нас запрограммированы человеческие особенности, но для их полноценной реализации мало только родиться. Нужно жить среди людей, перенимая от них посредством воспитания общественный опыт.

У едва появившегося на свет можно наблюдать проявления индивидуальности (характерные реакции, особенности поведения, предпочтения). Но личность ребенка не является врожденной, она проявляется позднее, под влиянием культурного, социального развития. С течением лет малыш постепенно определяет свое место в социальной среде, развиваются его чувства, воля.

На первом этапе усилия родителей, педагогов имеют более высокую активность. По мере взросления активность ребенка возрастает, он все старается сделать сам, воспитатели его только контролируют. Это помогает почувствовать себя субъектом деятельности, является самым важным для воспитания ребенка творческой личностью. Мера стараний воспитанника должна соотноситься с его возможностями.

Воспитательные цели реализуются через активные действия: спортивные упражнения помогают физическому развитию, нравственные качества укореняются, если дети ориентируются на чувства других людей, интеллектуальное развитие невозможно без мыслительной активности, ежедневного решения интеллектуальных задач.

Педагог содействует тому, чтобы ребенок максимально осмысливал свои действия, искал свое место среди других. Принцип субъектности предполагает поиск совместных решений, исключение из взаимоотношений жестких приказов.

На каждом возрастном этапе воспитатель руководствуется актуальными потребностями ребенка. Форсирование процесса со стороны взрослых приведет к пассивности детей или к активному сопротивлению, агрессивности. Стеснительность или агрессивность наложат свой отпечаток на характер. Психологи предупреждают: ранняя агрессивность говорит о предрасположенности в будущем к криминальному поведению.

Что влияет на развитие личности

Потребности и интересы личности, ее духовное богатство, способности зависят от условий, в которых проходит формирование ребенка. Факторы, производящие основное влияние на развитие человека, следующие:

  Современные методы воспитания личности

Наследственность

Стартовое условие, родительская программа, которая становится предпосылкой развития положительных качеств. Обратной стороной наследственности становятся наследственные заболевания, физические дефекты, способные ограничить человека в развитии.

Среда

Под ней понимают жизненные условия, биологическую среду (свет, пища, воздух), а также социальную (семья, друзья, общество, религиозные и национальные традиции, ситуация в политике, экономике, науке).

Среда бывает специально организованной, развивающей или имеет стихийный характер, педагогически неуправляемый, что приводит к трудностям в период взросления.

Воспитание, обучение

Несут положительный заряд, направлены на формирование нравственных ориентиров, передачу знаний, опыта. Процесс включается с момента рождения малыша, меняет формы и методы, ориентируясь на возраст, индивидуальные особенности.

Самостоятельность, активность

Воспитание проходит более продуктивно, если ребенок сам к чему-то стремится, проявляет интерес к различным сторонам деятельности, увлекается игрой, учебой, трудом. Воспитываемый, становясь субъектом, осознанно изменяет сам себя.

Современная концепция воспитания

Для поколений родителей и педагогов вопрос воспитания остается животрепещущим. Теоретики пытаются подобрать идеальную модель для формирования у детей определенных взглядов, навыков, знаний. Выделяют общие закономерности среди основных теорий:

  • воспитание и обучение всегда взаимосвязаны, но воспитанию отдается приоритет;
  • на эффективность воспитания стараются повлиять вовлечением в него самого воспитанника;
  • результаты воспитания складываются из понятных для воспитателя и ребенка форм, методов, целей.

Многие социальные институты применяют устаревшие модели воспитания. Современные концепции требуют, прежде всего, работы над воспитанием культурной разносторонней личности, уверенного в себе, самостоятельного человека с правильными жизненными установками.

//www.youtube.com/watch?v=HRdcgxGm0S4

Стратегия модернизации в образовательной системе направлена на восстановление соответствия между качеством воспитания, потребностями общества и самой воспитываемой личности.

Возрастные этапы и личность

Человек становится личностью, когда он достигает определенного уровня в психическом развитии, когда у него складываются взгляды на мир, работает оценка собственного поведения. Личность – результат культурного, социального развития. На каждом из возрастных этапов происходит формирование определенных психологических качеств, отношений, что формирует внутренний мир ребенка, его поведение.

Период до 3 лет характеризуется высокой пластичностью и легкой обучаемостью. Основные черты характера ребенка закладываются до года. Элементарные нравственные качества формируются тогда же. Задача воспитания – не нанося ущерб здоровью и нервной системе, дать детям основу дальнейшего развития.

Дети от рождения не располагают готовыми формами поведения. Умению складывать кубики, рисовать, говорить они учатся у взрослых.

Годам к трем малыш по многим вопросам имеет собственную позицию, осознает разницу между собой и другими людьми, становится более самостоятельным.

Ближе к школе ребята в состоянии оценить свои поступки в сравнении с действиями друзей, родителей, стремятся принимать участие в их деятельности. Процесс социализации пройдет у малыша тем легче, чем он лучше адаптируется в обществе, усвоит правила поведения в нем, чем более тесным будет контакт с родителями.

  Цель и задачи социального воспитания

Без крика и угроз

Каждая семья отличается особыми методами воздействия на детей. В зависимости от этих методов, отношения между детьми и взрослыми квалифицируют как авторитарные или демократические.

Родителям бывает сложно воспринимать капризы ребенка, несоответствие его каким-то идеалам. Взрослые зачастую переносят модели поведения из той семьи, в которой они сами воспитывались. Если сами воспитывались ремнем и «углами», автоматически принимают этот образец воспитания в свои семьи.

Возможны ли отношения без крика и насилия? Поскольку причины такого родительского поведения связаны не с ребенком, а с восприятием мира самими взрослыми, стоит разобраться в себе, постараться освоить принципы позитивного воспитания, которые не преминут сказаться даже в отношении «трудных» чад.

Советы для родителей

  • Характер, поведение ребенка зависят от его темперамента. Не стоит его ломать, заставлять заниматься тем, что ему не свойственно. Примите его таким, согласитесь с его правом быть самим собой.
  • Постарайтесь объяснить ребенку, в чем конкретно он неправ. Беседа с годовалым или десятилетним должна отличаться. Нотации, длинные нравоучения эффекта вообще не дадут.
  • Истерики, призванные добиться своего, не должны вас провоцировать. Но наказывать в этом случае – тоже не метод. Внимание ребенка необходимо отвлечь, переключить на более конструктивный предмет.
  • Будьте деликатны. Не нужно публично одергивать и наказывать свое чадо. Поговорите с ним мягко, с выкладкой всех доводов наедине. Запреты и наказания рождают противодействие. Попытайтесь договориться.
  • Яблочко от яблоньки… Мало объяснить правила поведения, пользу занятий физкультурой, вред курения. Дайте личный пример. Это не только более действенный воспитательный метод, но и верный способ завоевать уважение.
  • Уделяйте чаду больше времени. Капризы и неадекватное поведение чаще всего – результат занятости взрослых другими «важными» делами.
  • Установленные ограничения и правила не должны зависеть от настроения мамы. Если что-то под запретом, значит не разрешается никогда.
  • Если ребенок ведет себя «как надо», почаще хвалите его. Не забывайте, «метод наград» гораздо эффективнее негатива. Похвала скорее заставит вести себя хорошо.
  • В семье нужно согласие. Только такая атмосфера сформирует устойчивую психику, положительно отразится на характере отпрыска. Частые скандалы являются причиной нервных срывов, недоверчивости, конфликтности.
  • Поощряйте проявления самостоятельности. Лучше опоздайте несколько раз в детский сад, но пусть ребенок сам завяжет шнурки на ботинках. Давайте ему возможность самому выбрать вид игры, привлекайте к посильной помощи взрослым с раннего возраста.
  • Если не уверены, что наказание необходимо, выберите не наказывать.

Редактор: Конева Елизавета Сергеевна

Учитель начальных классов первой квалификационной категории, дефектолог.

.com ▪ localhost

Источник: //vospitanie.guru/sotsialnoe/lichnost-rebenka

Как воспитать в ребенке уважение к родителям | Ключи от счастья: здоровье, красота, семья

Уважение к ребенку: воспитать полноценную личность

С каждым годом родителям все труднее и труднее найти взаимопонимание с подрастающими детьми. И не только с подростками. Ребенок четырех-пяти

лет тоже часто бывает далеко не подарком. Часто родители жалуются, что дети абсолютно их не слушаются, не реагируют на замечания, игнорируют просьбы.

Как только что не так — крик, плач, истерика. А об уважении к родителям и говорить не приходится. Авторитетом родительским и не пахнет. Как же надо воспитывать своих деток, чтобы они выросли любящими, внимательными и заботливыми.

В этой статье обсудим этот вопрос.

Как воспитать в ребенке уважение к родителям

Давайте начнем «с посадки картошки»… Наконец-то родился наш долгожданный малыш. Вся семья в восторге. Пылинки сдувает. Исполняет все желания, стоит только малышу бровки нахмурить. Ни в чем кроха отказа не знает. Все в услужении: не только мама и папа, но бабушки с дедушками. Растет малыш… Вот ему уже лет шесть-семь.

И часто можно наблюдать такую картину в общественном транспорте: вошли бабушка с внучком; бабушка вцепилась в поручень, но все же кидает ее из стороны в сторону — слабые руки и ноги; мужчина уступает место.

Как вы думаете, что делает бабушка? Она садит внучка, а сама пристроилась рядом, прикрыв его своим немощным телом, как бы кто не толкнул ее любимое чадо.

Не знаю как кому, а мне противно смотреть на такую картину. И бабушку совсем не жаль. Вижу, что мальчик совсем здоров — в руках у него ролики. Наверное, устал бедненький, катаясь на роликах. А придут домой — помчится гонять мяч на площадке.

Хочется спросить у бабушки: как она думает, каким человеком вырастет ее внук. И страдать от такого воспитания будут не только его родные, но и окружающие его люди. Вряд ли этот мальчик, став взрослым мужчиной, уступит место женщине или старику, не говоря о более существенной помощи ближнему. Но молчу.

Понимаю, что такую бабушку не перевоспитаешь, только на скандал нарвешься.

Надеюсь, эту статью прочитают молодые родители, которые хотят вырастить достойного человека, который окружит их любовью и вниманием в старости.

О том, как воспитывать новых детей читайте здесь

А для того, чтобы это случилось, нужно запомнить простое правило: ребенок должен знать, что такое дисциплина. С самого раннего возраста.

Расскажу притчу. Не дословно, может что-то не совсем точно, но смысл не изменится от этого.

Однажды молодые родители спросили у мудреца:

– С какого возраста надо начинать воспитывать ребенка?

Мудрец ответил вопросом:

– А сколько вашему малышу?

– Девять месяцев, — ответили родители.

– Вы опоздали на девять месяцев, — удивил их ответом мудрец.

Так что слово «дисциплина» ребенок должен знать с первого дня рождения. Если не знать, то чувствовать.

Не подумайте, что я призываю вас быть жестокими с ребенком. Отнюдь, нет.

Уважение к ребенку – Психологос

Уважение к ребенку: воспитать полноценную личность

На балкон выходит еврейская мама и кричит:- Аркаша! Домой!Мальчик поднимает голову и кричит в ответ:- Я замерз?

– Нет! Ты хочешь кушать!

Есть уважение – не нужна дрессировка

Материалы с сайта Школа жизни

Мой сын очень часто берёт на себя инициативу выбора того, чем ему заниматься. И если он чем-то занят, то с какой стати он должен всё бросать и бежать на зов мамы или папы? Вы сами-то побежите, если вас вот так вот позовут? Вы вот взрослого человека так же к себе призываете? Или сначала спросите, может ли он сейчас подойти?

Поэтому если мой сын чем-то занят, я всегда спрашиваю, может ли он ко мне подойти. Тогда он чувствует, что его занятие для меня тоже важно. Так же важно, как и для него. Он знает, что с ним считаются. На самом деле, важно именно это, а не то, чем он занимается. Мой сын также практически всегда без всякого принуждения или вовлечения участвует в том, что я делаю.

По мере сил чистит картошку, морковку, подаёт подушки, убирает постель, программирует и включает стиральную машину, пилит досочки, режет, красит, разглядывает “микробов в микроскоп”, размешивает в ведре смесь для наливного пола, мешает тесто для оладушек, и т.п. То есть делает практически то же, что и я, только без моих просьб, заданий и контроля за их выполнением.

И когда я делаю “свои” дела, я, конечно же, обращаю внимание на ребёнка. Я считаюсь с ним. Я учитываю его интересы. И он, как ни странно для ребёнка, начинает считаться со мной. И даже учитывать мои интересы.

И если мы с ним готовимся ехать на десять дней на озеро за 500 км от Москвы, то собираемся вместе. И он в этом ловит такой кайф, что заставлять его что-либо делать мне не требуется.

А уж как он любит рубить топором сучки и веточки (он начал это в 3,5 года), разводить и поддерживать огонь в костре! И готовить еду на костре! Конечно, он иногда отвлекается. Конечно, он замедляет процесс подготовки или саму работу.

Конечно, он иногда чистит морковку так, что от неё остаётся тоненькая палочка. Конечно, часть теста может пролиться, а оладушка получиться слишком большой или маленькой. Но какой кайф от всего этого! И мне, и ему. Без всякой дрессировки.

Уважение и дрессировка

Уважение предполагает видеть в другом человеке субъекта, а дрессировка, скорее, объекта. На этом основано достаточно распространенный протест против применения методов дрессировки к близким, уважаемым и любимым людям.

Протест в целом верный, в деталях необходимы уточнения, хотя бы потому, что есть факт: именно у талантливых дрессировщиков наблюдаются очень крепкие, близкие и душевные отношения с близкими людьми.

Похоже, что дрессировка не исключает любви и уважения, а при умелом использовании может быть им помощью. См.→

Почему меня не уважают?

Кэтрин Кволс. Книга «Радость воспитания. Как воспитывать детей без наказания»

«Джек, а ну-ка иди сюда сейчас же и убери свой велосипед! Мне из-за него не проехать».
«Убери сам, папа. Мне некогда», — отвечает Джек.
«Когда я был ребенком, — ворчит отец, — я уважал своих родителей».

Нам следует отказаться от права требовать одностороннего уважения. В примере с велосипедом для отца важно было, прежде всего, показать, кто кого старше, тем самым подчеркивая превосходство над сыном.

Мы росли в обстановке, которая требовала от нас беспрекословного подчинения старшим.

Взаимное уважение существовало только среди людей, пользовавшихся одинаковыми правами в сфере влияния на других или занимавших равное положение в обществе.

Сегодня дети ощущают себя вполне равноправными с нами, им свойственно подвергать сомнению наши требования на одностороннее уважение. К сожалению, общаясь с детьми, мы часто забываем проявлять наше уважение к ним. Например, современные дети почувствуют неуважительное отношение к себе, если мы будем делать следующее:

  • кричать на них;
  • входить в их комнату без стука, унижать их перед друзьями, бить;
  • разговаривать с ними свысока;
  • целовать и тискать их, когда они этого не хотят; ​​​​​​​
  • говорить одно, а делать другое.

Взаимное уважение необходимо для сохранения любящей атмосферы в семье. Если ваш ребенок не почувствует, что вы его уважаете, то все ваши усилия добиться его поддержки, вероятнее всего, останутся безрезультатными.

Уважение ребенка необходимо заслужить. Лучший способ научить детей уважать ваши права — научиться уважать их права.

Если вы хотите, чтобы ваш ребенок стучал в дверь, прежде чем войти в вашу спальню, то проявите и свое уважение, постучав, прежде чем войти в его комнату.

Воспитание и дрессировка

Дрессировка – один из элементов воспитания. Дрессировка направлена на отработку умений до автоматизм…

Уважают все, кроме родителей

Близкие старшие родственники (бабушка, мать, отец) не считают нужным относиться ко мне уважительно (…

Можно ли говорить о дрессировке в отношениях близких людей?

Можно ли использовать дрессировку в отношении близких и дорогих нам людей? Нормально ли, если близки…

  • Дрессировка
  • Отношение родителей к ребенку
  • Языки уважения

Источник: //www.psychologos.ru/articles/view/uvazhenie-k-rebenku

Воспитание у детей самоуважения и уверенности в себе

Уважение к ребенку: воспитать полноценную личность

Сознательная воспитательная деятельность преследует свои цели.

Что мы хо­тим заложить в фундамент будущей личности, какие хотим развить и воспитать свойства характера, убеждения — вот вопросы, которые с момента рождения ребенка не мо­гут не возникнуть перед родителя­ми.

 Как можно с первых дней жизни формировать в ребенке чувство са­моуважения и уверенность в себе — об этом пойдет речь в статье.

Зачем воспитывать у детей самоуважение и уверенность в себе?

Человек становится человеком благодаря жизни среди людей и воспитанию. Находясь среди людей, он с первых шагов своей жизни научается вос­принимать окружающих, прояв­ляемое к нему отношение, самого себя. Хотя бы очень схематично да­вайте посмотрим, что с ним происхо­дит…

От окружающих его людей малыш узнает, как его зовут, мальчик он или девочка, в каком живет городе или селе, кто его родители, как их зовут. Но этого мало. Общаясь с ро­дителями, ребенок начинает осозна­вать, любят его или нет, в каких он отношениях находится с другими людьми, какие у него обязанности и права, начинает понимать, что ему можно и чего нельзя.

Но и это еще не все.

Самое глав­ное возникает как определенный ре­зультат всех этих усваиваемых зна­ний, всех день ото дня расширяю­щихся отношений ребенка с окружающим миром: со временем ре­бенок начинает понимать, кто он такой среди людей. У него появля­ется взгляд на самого себя, форми­руется самооценка, определенная бытующими в его среде представле­ниями о хорошем и плохом, складывается внутренний регулятор «мож­но — нельзя».

Цели воспи­тания неосуществимы, если у ребенка нет правильно сформированного взгляда на самого се­бя.

Когда ребенок на каждом шагу своей жизни ощущает, осознает, что он — человек, со всеми выте­кающими отсюда правами, обя­занностями, «правилами жизни», тогда произойдет то, к чему мы и должны стремиться: родится новое, от природы не наличествующее чув­ство — чувство самоуважения, осо­знание своего человеческого досто­инства, без которого по-настояще­му нет человека, нет гражданина, нет личности.

Обычно ребенка приучают к ка­ким-то видам деятельности, фор­мам поведения. Приучают к трудо­любию, исполнительности, акку­ратности, дисциплинированности, и каждое из этих очень важных и жизненно необходимых качеств воспитывается как бы «для себя». При этом не всегда эти воспитатель­ные действия соотносятся с общей целью формирования личности ре­бенка.

Случает­ся, что родители, желая добиться от ребенка аккуратности, прибегают к наказаниям, иногда даже физическим.

И добившись, что ребенок перестанет сорить или начнет уби­рать за собой, они порой наносят огромный урон его нравственности, его представлениям об идеальных отношениях между людьми, об от­ношениях детей и родителей.

Ре­бенок в таких случаях, подчиняясь силе, приходит к выводу, что именно сила — самый весомый аргумент во взаимоотношениях, а воспита­ние — это набор требований, катего­рических приказов, угроз и наказа­ний.

Если речь идет о конкрет­ных навыках, о той же аккуратно­сти, то при настоятельных усилиях в конце концов мы воспитаем эту полезную привычку.

В более серьез­ных жизненных случаях, где при­вычка не может быть так просто воспитана, боязнь наказания может привести ребенка к вынужденной лжи и притворству, к лицемерию и приспособленчеству.

Вынужденный терпеть унизительные наказания, вывертываться и притворяться, ребенок не может не чувствовать себя плохо, не может уважать се­бя — его самооценка снижается.

Подлинное нравственное станов­ление личности обеспечивается воспитанным чувством самоуваже­ния и достоинства. Выдающийся педагог А. С. Макаренко считал по­казателем воспитанности человека его отношение к самому себе.

Самоуважение, сверенное с основными коллективными ценностями и обус­ловленное ими, не позволит челове­ку ловчить и подличать, лицеме­рить и обманывать, быть жестоким и бесстыдным, выполняющим или не выполняющим требования морали только из собственного корыстного расчета.

Человек с высоким чув­ством личного достоинства уважает себя и не позволит себя оскорбить, но он уважает и каждого другого человека и не позволит себе оскор­бить, унизить его.

Как можно с первых дней жизни формировать в ребенке чувство са­моуважения, человеческого досто­инства? Как научить ребенка не те­рять личного достоинства, ощущать себя человеком при любых обстоя­тельствах?

Принципы воспитания у детей самоуважения и уверенности в себе

Карл Маркс утверждал, что чело­век познает себя, смотрясь в другого человека. Смотреться в другого че­ловеку — значит видеть проявлявмое этим человеком к тебе отноше­ние. Ребенок познает себя, ощущая отношение к нему родителей. Зная об этом, они должны постоянно про­являть уважение к личности ребен­ка. К тому, что уже есть и чего еще нет, но что обязательно будет.

Бук­вально с первых дней жизни ребен­ку нужно дать почувствовать, что в нем что-то есть такое, что не позво­ляет родителям с ним не считаться, и это, в свою очередь, требует от него самого такого же бережного отношения к самому себе.

Это «что-то» — уважение к будущему чело­веку, к человеческой личности. Пользуясь выражением А. С. Мака­ренко, с первых дней взрослые аван­сируют маленького человека уваже­нием.

В результате этого общего уважительного отношения людей к нему у ребенка формируется такое же отношение к себе.

При таком подходе к воспитанию коренным образом меняются ак­центы в наших взаимоотношениях с ребенком. Он не потому заслуживает нашего уважения и самоуважения, что он хорошо учится и ведет себя.

Он вообще не может плохо учиться и вести себя именно потому, что сам себя уважает.

Он, как и всякий человек, не может жить, не уважая себя, не ценя чувства собственного человеческого достоинства.

Пробуждение с первых шагов жизни у ребенка уважения к себе есть основа воспитания целост­ной личности, в которой гармонично сочетаются высокие нравственные качества.

Вот почему столь важно родителям знать об этом и, конеч­но, стараться строить отношения с детьми так, чтобы поддерживать высокое самоуважение, беречь лич­ное достоинство ребенка. Очень непросто на каждом шагу проявлять уважение к личности ребенка.

Ведь нельзя вести себя с ребенком по настроению, не позволительны ни окрик, ни грубость, не допустимы ни фальшь, ни лицемерие, ни игра в уважение и доверие…

Как бывает огорчительно и не­приятно, когда порой взрослые не уважением авансируют ребенка, а «навешивают» ему различные яр­лыки, смысла которых по-настоя­щему малыш даже не понимает, но очень хорошо ощущает — его бранят, обижают, ему не доверяют.

Ведь кощунственно звучат по отно­шению к трех-четырехлетним малы­шам клички «обманщик», «хитрю­га», а иногда и похуже — «хули­ган» и «бандит».

И не случайно Лев Николаевич Толстой считал даже физическое (тоже недопусти­мое) наказание менее страшным, чем словесное оскорбление ребенка.

Приемы воспитания у детей самоуважения и уверенности в себе

1. Хвалите ребенка, ищите в нем таланты и способности, развивайте их.

2. Любая критика должна касаться действий ребенка, но не его личности. Начинайте критику с чего-то позитивного, например: «Хорошо, что ты решил сам налить чай, но плохо, что пролил его».

3. Постарайтесь воздержаться от обобщающих фраз: «Ты никогда не слушаешься!». Скажите лучше: «Я огорчаюсь, когда ты ведешь себя плохо».

4. Не сравнивайте ребенка с другими детьми, с братьями и сестрами. Дети должны чувствовать свою индивидуальность, а не взращивать в себе зависть.

5. Не высмеивайте ребенка, особенно в присутствии других. Любому было бы неприятно стать объектом насмешек, да еще и при свидетелях. Это унижает, а у малыша может вызвать чувство неуверенности в себе.

6. Обозначьте для ребенка права и обязанности. Заботливые родители должны научить ребенка важным вещам, и в то же время умению радоваться жизни.

7. Дайте ребенку попробовать собственные силы, что он может, что умеет. Как неправы родители, которые отвели ребенка на занятия танцами, купив все необходимое, а теперь не разрешают бросить, хотя ему уже хочется попробовать себя в спорте…

8. Дайте ребенку право выбора, право решать какие-то простые вопросы самостоятельно: что надеть завтра в школу, как поступить, какое занятие выбрать. Роль родителей при этом — дать подсказку, предложить варианты, но не решать за маленького человека.

9. Поощряйте общение детей между собой. Не участвуйте в детских ссорах, пытаясь помирить их, или не дать возникнуть конфликту. Ссоры тоже развивают у ребенка навыки общения.

10. Будьте примером для своего ребенка. Отлично, когда перед его глазами уверенный в себе взрослый, который грамотно принимает решения и несет за них ответственность, стойко переносит все невзгоды судьбы.

11. Примером могут служить истории знаменитых деятелей культуры и искусства, политиков, ученых. В том числе, ребенок должен понять, что бывают и достижения, и поражения, и новые победы после них.

12. Уверенный в себе человек умеет помочь и попросить помощи. Например, если программа по математике сложна для него, помогите ребенку, или наймите репетитора. Главное, не забудьте сказать малышу, что он хороший, даже если не справляется.

13. Самое важное — это родительская любовь! Ребенок не может быть плохим сам по себе, плохими бывают поступки. Ребенка надо любить и когда у него все получается и когда валится все из рук.

Есть такая песня «Называют ме­ня некрасивою». В ней поэт очень точно подметил важность того, о чем у нас идет речь. Человек счита­ет себя таким, каким считают его люди.

Жила хорошая, добрая де­вушка, искренне и абсолютно убеж­денная в своей некрасивости — та­кой ее считали все окружающие. Посмотрел на нее влюбленный парень и восхищенно сказал, как она красива.

И случилось чудо — она вдруг увидела себя его глазами и почувствовала, что красива.

Как же важно, чтобы такое чудо произошло с каждым ребенком! И если это случится, он будет пра­вильно жить и благородно посту­пать всегда не потому, что ему так велели, что его накажут или награ­дят, а потому, что он человек себя уважающий и по-другому поступать не может. Ребенок с воспитанным чувством собственного достоинства не нуждается в мелочной опеке, поминутном оскорбительном конт­роле. И жить в семье, и вести себя, и учиться он будет так, как нужно, потому что иначе не позволит ему его личное достоинство.

Повторяю: непросто с первых лет жизни ребенка строить с ним отно­шения на равных, проявлять на каждом шагу уважение, внимание и тактичность, но отдача так велика, что затраченные родителями уси­лия окупятся сторицей. Впрочем, слово «отдача» здесь кажется слишком будничным и приземлен­ным — речь ведь идет о счастье наших детей, а значит и о нашем сча­стье.

воспитание самоуважения, воспитание уверенности в себе у детей, формирование уверенной личности.

Вам понравилось? Нажмите кнопочку:

Источник: //uchitel76.ru/vospitanie-u-detej-samouvazheniya-i-uverennosti-v-sebe/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.