Важно обучить ребенка не бояться, а правильно действовать в случае опасности!

Содержание

7 советов, как обеспечить безопасность ребёнка

Важно обучить ребенка не бояться, а правильно действовать в случае опасности!

За безопасность ребёнка отвечают родители. Но малыш становится старше, и мама с папой не могут неусыпно контролировать его 24 часа в сутки 7 дней в неделю. Поэтому очень важно вовремя и правильно привить карапузу навыки безопасного поведения на улице и дома. Как это сделать? Давайте разбираться!

Совет 1. Избегайте «серьёзных разговоров»

Морализаторство, пространные нравоучения не дадут ожидаемого результата. Напротив, из благих побуждений подробно описывая все ужасы, к которым могут привести детская неосмотрительность и доверчивость, родители создают стрессовую ситуацию, вселяют чувство тревожности.

Основы безопасности дома и на улице — такие же повседневные социальные навыки, как, к примеру, нормы общения со сверстниками или шопинг. А значит, и учить им надо соответствующе: непринуждённо, но систематически.

Гораздо эффективнее «серьёзных разговоров» окажутся:

  • короткие беседы пару раз в неделю;
  • дидактические игры;
  • тематические тексты для чтения.

Совет 2. Откажитесь от понятия «подозрительный человек»

Уже в младшем дошкольном возрасте дети знакомятся с образами преступников и хулиганов. Обычно это карикатурные персонажи из детских фильмов и мультиков. Так малыши усваивают основы безопасного пребывания в обществе: не все люди добры.

Задача родителей — эту мысль развивать и закреплять. Но тут часто наблюдается неготовность взрослых доходчиво объяснить, кого надо опасаться, а кому можно доверять. В действительности всё несложно.

Доверяем только «своим», только тем, кого хорошо знаем, кому доверяют мама и папа.

Хулиган, преступник, подозрительный человек — при этих словах дети представляют мужчину средних лет с тяжёлым взглядом, в тёмной одежде, надвинутом на глаза головном уборе. Но на деле угроза может таиться в милой пожилой женщине или приветливом молодом парне с открытой, располагающей улыбкой.

Акцентируйте внимание: не разговаривать с незнакомцами без присмотра взрослых, которым точно можно доверять.

Совет 3. Безопасность важнее вежливости

Желая воспитать хорошего человека, мы учим детей соблюдать нормы поведения в обществе, не мешать окружающим, не шуметь и не баловаться. Зачастую эти установки так прочно вшиваются в детское сознание, что даже в экстренной ситуации малыш не в состоянии преодолеть психологический барьер и привлечь к себе внимание.

Будьте убедительны, рассказывая, как действовать в случае опасности:

  • громко кричи;
  • дерись и кусайся;
  • падай на землю и хватайся руками за всё, что можно схватить.

Кричать нужно что-то, действительно привлекающее внимание:

  • меня хотят похитить;
  • я не знаю этого человека;
  • срочно позовите моих родителей.

Ваш ребёнок должен чётко понимать: если незнакомый человек на улице, в магазине или ином общественном месте заговаривает с ним, просит о помощи или, тем более, предлагает куда-либо пройти с ним вместе, не надо бояться показать себя «невоспитанным». Нужно уметь говорить чёткое, не терпящее возражений «нет». Если незнакомец продолжает настаивать, ситуацию можно считать экстренной. А что делать в таком случае, мы только что рассмотрели.

Совет 4. Лучше горькая правда

Чтобы суметь вовремя отреагировать на опасность, подстерегающую ребёнка, родителям необходимо обладать максимально полной информацией о том, как малыш проводит своё время без мамы и папы: чем он занимается, где гуляет, с кем общается.

Иными словами, важно установить доверительные отношения. Но доверия не может быть там, где преобладают упрёки, неприятие и страх наказания. Будьте готовы получить неприятную информацию и отреагировать на неё максимально мягко и спокойно. Помните: потерять доверие очень легко, а восстановить его крайне сложно.

Совет 5. Правильно реагируйте на детскую откровенность

Откровенность ребёнка нужно всячески поощрять. Для этого:

  • искренне интересуйтесь жизнью вашего чада;
  • рассказывайте о том, как прошёл ваш день;
  • если ребёнок признался, что совершил ошибку, не наказывайте без крайней необходимости.

С первыми пунктами всё понятно. Можно даже завести добрую семейную традицию: во время ужина проводить блиц-совещание, на котором каждый член семьи расскажет, чем занимался, что ему понравилось больше всего, а что вызвало не самые приятные эмоции. Но что делать, если стало известно, что малыш пренебрёг существующими правилами безопасности?

Для начала спокойно и внимательно выслушайте детский рассказ. Не критикуйте и не осуждайте. А затем сообща проанализируйте:

  • какова степень опасности, в которой оказался ребёнок;
  • как следовало бы ему поступить;
  • насколько он виновен в том, что произошло или чуть не произошло;
  • как поступите вы, родители, если ситуация повторится.

Совет 6. Рамки важны

Прививая ребёнку навыки безопасного поведения, приучая его самостоятельно контролировать уровень угрозы, не забывайте, что возрастные особенности пока не позволяют адекватно оценивать все возможные ситуации. Не бойтесь показаться чрезмерно авторитарным, устанавливая рамки дозволенного. Не забывайте: демократичный стиль воспитания вовсе не отрицает высокий уровень родительского контроля.

Чтобы установленные вами правила не вызывали протеста, следуйте нашим рекомендациям:

  • запреты должны быть разумными и обоснованными;
  • чем старше и ответственнее ребёнок, тем мягче рамки;
  • в случае нарушения запретов и/или попытки обмануть доверие рамки могут ужесточаться.

Совет 7. Подружитесь с интернетом

Перед современными родителями стоит острая дилемма: разрешать ли ребёнку пользоваться интернетом? Но если вы доверяете подросшему малышу достаточно, чтобы отпускать его одного на улицу, почему вы боитесь отпустить его во всемирную паутину? Конечно, не всякий контент, доступный в сети, подходит для ребёнка, но на это существуют специальные приложения (родительский контроль для компьютеров, планшетов и смартфонов), а также отдельные договорённости с ребёнком:

  • незнакомцам в интернете нельзя сообщать свои персональные данные и отправлять фотографии;
  • посещать можно только одобренные родителями сайты;
  • нельзя самостоятельно устанавливать на компьютер новые приложения.

Чтобы ребёнок видел в вас союзника и здесь, не упускайте возможности подружиться с ним в интернете. Отправляйте ему приятные личные послания, смешные картинки, ссылки на интересные новости.

Коротко о главном:

  1. Обучая ребёнка правилам безопасности, соблюдайте базовые принципы.
  2. Обязательно уделяйте внимание правилам поведения на дороге, на водоёме, в многолюдных местах, при пожаре и пр.

  3. Договоритесь о кодовой фразе, которую обязан произнести незнакомец, если его действительно прислали родители (но без крайней необходимости не прибегайте к помощи людей, с которыми ребёнок не знаком).
  4. Если ребёнок уже ходит в школу самостоятельно, отработайте самый безопасный маршрут.

  5. Ребёнок должен знать наизусть свой домашний адрес и телефон, телефоны родителей (близких взрослых), экстренных служб.
  6. В случае опасности все правила поведения в общественном месте автоматически перестают действовать. Можно кричать и драться.
  7. Дорогие вещи у ребёнка могут привлечь к нему ненужное внимание.

    Задумайтесь, с чем ваш малыш выходит из дома и что из этого ему действительно нужно.

Мы искренне желаем вам никогда не сталкиваться с опасными ситуациями, но быть всегда начеку просто необходимо. Пусть ваше родительство будет спокойным и счастливым!

Источник: http://nii-evrika.ru/7-sovetov-kak-nauchit-rebyonka-bezopasnomu-povedeniyu/

7 форм опасного детского поведения, которые должны встревожить любого родителя

Важно обучить ребенка не бояться, а правильно действовать в случае опасности!

Время от времени все дети устраивают родителям испытания для нервов, и это нормально. Но, если некоторые ситуации повторяются слишком часто, стоит заняться ими, чтобы они не выросли вместе с ребенком и не привели к очень неприятным последствиям. Специалисты также рассказывают, какие признаки должны вызвать тревогу у родителей.

Мы в AdMe.ru собрали 7 детских привычек, к которым нужно отнестись с особым вниманием, а при необходимости привлечь к их исправлению психолога.

Как понять, что проблема требует вмешательства?

© CJGillisArt / Imgur  

Эти признаки означают, что ситуация не из тех, что решаются сами собой:

  • Поведение ребенка беспокоит вас месяц или больше.
  • Вы не контролируете происходящее.
  • От того, как ведет себя ребенок, страдают окружающие.
  • Поведение ребенка изменилось резко и без видимой причины. Например, если разговорчивая девочка с толпой подруг становится замкнутой и все время огрызается — это повод как минимум для серьезного разговора с ней.
  • У детей постарше страдает отношение к школе: падает успеваемость, случаются конфликты, иногда драки, начинаются опоздания и прогулы.
  • Появляются проблемы с питанием, сном, гигиеной.

Есть и другие моменты, к которым стоит присмотреться.

1. Неумение прощать

© P_bryant562 / Reddit  

«Собака не захотела играть с сыном во дворе, потому что было жарко, а потом уснула».

Детей нужно научить выходить из конфликтных ситуаций. Вместо этого родители нередко учат всегда давать сдачу, хотя бы словами, притом что есть множество ситуаций, когда нужно отпустить негатив, чтобы потом не носить его в себе годами. Если же ребенок постоянно прокручивает в голове даже мелкие конфликты или старается обязательно отомстить обидчику — это тревожные звоночки.

Что делать?

Убедиться, что ребенок понимает, что такое «прощение» и в чем его смысл. Подать личный пример. Научить ребенка анализировать эмоции — свои и окружающих, чтобы понимать, почему случился конфликт. Объяснить, как можно выйти из неприятной ситуации.

2. Отказ от ответственности

© TheBlackMonolith / Imgur  

«В детстве мой старший брат периодически сваливал на меня свои косяки, а чтобы я не настучала, говорил, что ябед в приют сдают. В общем, он настолько вошел во вкус, что свалил на меня „смерть“ телевизора, который он уронил и разбил.

Вот только это случилось, когда родители уехали меня из больницы забирать. А я настолько привыкла брать вину на себя, что все подтвердила.

Всыпали ему знатно, еще и за прошлые разы добавили», — рассказала одна из участниц сообщества «Подслушано».

А теперь представьте, что это взрослый, который сваливает вину за любую неудачу на окружающих, но уже на работе.

Что делать?

С детства приучать ребенка к ответственности, постепенно расширяя ее границы. Обсуждать с ним проблемы. Продуманно подходить к наказаниям за проступки, обязательно разбираться в их причинах. Составить четкие правила поведения и придерживаться их.

3. Чрезмерное упрямство

© Shelb_e / Reddit  

«Она сделала это со своими волосами специально. На распутывание ушло два с лишним часа».

Умение настоять на своем — хорошая черта, если при этом человек понимает, что иногда нужно идти на компромиссы, и может это делать. Это умение можно и нужно развивать именно в детстве, потом научиться ему будет намного сложнее.

Что делать?

Разобраться в чувствах ребенка, чтобы понять, почему он упрямится. Научить ребенка понимать свои и чужие эмоции и мотивы. Обозначить четкие границы «можно» и «нельзя». Не поддаваться на провокации.

Отказаться от упрашиваний, подкупов, споров, наигранного безразличия, обвинений, попыток пристыдить и других похожих способов.

Говорить спокойно, понятно, недвусмысленно: «Сладости будут только после того, как съешь суп» вместо «Ты же перебьешь кексом аппетит». По возможности идти на компромиссы.

4. Манипулирование

© GetALoadOfToad / Reddit  

Этот ребенок забрался туда и стал звать папу на весь магазин.

Иногда дети пытаются манипулировать очень прямо, например, устраивая истерику в магазине, иногда — намного более тонкими действиями. Результат один — окружающие делают то, что от них хотят, порой против своей воли. Но ребенку нужно понять, что на этом фундаменте не получится построить здоровые отношения ни с семьей, ни с друзьями, ни с кем-либо еще.

Что делать?

Научиться отличать капризы и истерики, направленные на получение желаемого, от реакций на то, что действительно беспокоит ребенка. Давать ребенку достаточно своего внимания — часто манипуляции появляются, когда не хватает общения с родителями. Реагировать на такое поведение спокойно, без криков и угроз — это сложно, но иначе результата не будет.

5. Страх перемен

© Pixabay  

Помните, как Шелдон Купер повторял, что на его стороне дивана может сидеть только он? Для младенца следование заведенным порядкам очень важно, но в возрасте постарше ребенку нужно привыкнуть к переменам и научиться принимать их.

В современном мире с его порой бешеным темпом жизни чрезмерный консерватизм может привести к серьезным последствиям.

Если ребенок уже ходит в детский сад, но устраивает истерику из-за неправильного порядка карандашей в коробке, стоит серьезно заняться этим.

Что делать?

Обратная сторона страха — любопытство, поэтому стоит заранее рассказывать ребенку, что его ждет. Контролировать свои эмоции, следить за собой во время рассказа — дети с легкостью считывают язык тела и легко подхватят ваше волнение.

Найти ему компанию: ребенку часто проще сделать что-то вместе с другом, чем одному. Говорить о чувствах ребенка, чтобы он знал — его услышали и поняли.

Отнестись с пониманием, ведь то, что кажется нам мелочью, для ребенка очень важно — просто вспомните собственное волнение перед, например, экзаменом или выступлением.

6. Необдуманные действия

© nerdy_J / Reddit  

«Сын моих друзей добрался до кладовки».

Детская непосредственность кажется милой, пока ребенок не ставит горячую сковородку на пластиковый поднос или не пачкает новые брюки в первой же луже, потому что «захотелось прыгнуть».

Такие дети говорят и делают первое, что придет в голову, не задумываясь о результатах, и это может обернуться неприятностями не только для них.

В таких случаях родителям нужно научить детей заранее оценивать последствия собственных действий.

Что делать?

Сохранять спокойствие. Узнавать, почему ребенок поступил именно так, и разбирать с ним ситуацию. Научить ребенка анализировать собственные эмоции. Пусть ребенок исправит последствия своего поступка или хотя бы попытается.

Говоря ребенку, что необходимо сделать, нужно просить его повторить указание, чтобы он точно запомнил его. Учить ребенка самоконтролю, например, через игры вроде «Съедобное-несъедобное».

Установить четкие правила, особенно для случаев, когда импульсивное поведение мешает ребенку, и хвалить, если ему удается следовать им.

7. Неспособность адекватно развлечь себя

© SlantedGooch / Imgur  

Детский психолог Катерина Мурашова однажды провела эксперимент. Она предложила 68 подросткам в возрасте от 12 до 18 лет провести 8 часов наедине с собой, без гаджетов и общения с другими людьми. Справились всего 3 подростка, причем все остальные почувствовали себя плохо.

Многие малыши не умеют занять себя, и это нормально. Но ребенку постарше нужно научиться самодостаточности. Если же этого навыка нет, ребенок не сможет сосредоточиться на собственных ощущениях, потому что будет все время отвлекаться на «внешний шум» и не услышит самого себя. Взрослые, которые не знают, чего хотят, и паникуют, если телефон разрядился, вырастают из таких детей.

Что делать?

Общаться с ребенком, делать что-нибудь вместе. Установить ограничения на пользование гаджетами. Научить понимать, что ему нравится, а что нет, в том числе в себе. Помочь найти интересы, не связанные с гаджетами.

Если вы не можете справиться самостоятельно

© CasualBongos / Imgur  

«У моего 10-летнего сына обсессивно-компульсивное расстройство, и он потихоньку собирает это».

Обратитесь к психологу. Это будет значить только то, что вам не все равно, что происходит в семье, с вашими близкими, и что вы хотите получить помощь квалифицированного специалиста.

Это разумное поведение взрослого человека, так что стесняться не стоит.

К тому же одну и ту же деструктивную привычку у разных детей могут вызвать самые разные причины, а самостоятельно поставленные диагнозы в области психики часто оказываются неправильными.

Источник: https://www.adme.ru/svoboda-psihologiya/7-form-opasnogo-detskogo-povedeniya-kotorye-dolzhny-vstrevozhit-lyubogo-roditelya-1838765/

Как действовать, если ребенок не понимает опасных ситуаций на улице

Важно обучить ребенка не бояться, а правильно действовать в случае опасности!

Как действовать, если ребенок не понимает опасных ситуаций на улице

Есть много руководств, как обезопасить ребенка, что ему надо рассказать, как он должен себя вести. Однако малыши, в возрасте до 2-3-х лет, еще не могут понять, что опасного в других людях и даже не обращают внимания на слова родителей.

Ребенок, не чувствующий опасности, которая исходит от незнакомцев – легкая добыча для похитителей. И в этом возрасте трудно достучаться до сознания малыша. Поэтому действия должны быть другими. И разговаривать надо по-другому, и самой внимательно следить за каждой возникающей на улице или в общественном месте ситуацией.

Что сказать двухлетке

С ребенком 1-2 лет бесполезно разговаривать на тему, что нельзя подходить к незнакомцам, брать у них что-то, общаться и, тем более, ходить с ними куда-то без родителей. Вернее, говорить-то это надо всегда. Но вот понять это малыш сможет только годам к трем.

Часто бывает и так, что общительный малыш сам со всеми подряд знакомится, мало того – рассказывает даже совершенно незнакомым людям разные вещи. Надо знать, как действовать в подобных ситуациях, чтобы не только предотвратить беду, но и закрепить в сознании ребенка модель правильного поведения с незнакомцами.

Вот 5 правил, благодаря которым можно оградить от незнакомцев ребенка, который не понимает опасностей:

  1. Самое главное – не отпускайте от себя ребенка на большое расстояние, пусть он всегда будет в поле зрения и досягаемости;

Так вы сможете контролировать его общение и поступки. Не отворачивайтесь, не уходите в магазин без него и, даже общаясь с другими мамами, всегда старайтесь находиться лицом в ту сторону, где играют ваши дети.

  1. Если ребенок выказывает такую сильную тягу общаться, познакомьтесь в вашем дворе с другим малышом, который тоже часто гуляет там с мамой/бабушкой, чтобы дети играли друг с другом и меньше внимания обращали на других людей;
  • Как правило, когда дети хорошо знают друг друга и часто вместе гуляют, они уже ждут встречи именно со своим знакомым;
  • Да и вам будет проще, если начнете общаться с тем, кто гуляет с этим малышом – часто мамы помогают друг другу, оставаясь с обоими детьми, пока одна идет в магазин или в поликлинику;
  • К тому же, на этом примере вы сможете легче объяснить своему ребенку, по какому принципу можно общаться с чужими людьми;
  • Кстати, в статье, размещенной на сайте, написано, что делать, если ребенок боится других детей>>>
  1. В момент сомнительной ситуации совершайте решительные действия;
  • Незнакомая бабушка дает ребенку конфету – успейте взять ее сами, чтобы малыш получил ее из ваших рук;
  • В автобусе кто-то спрашивает кроху, как его зовут – твердо говорите, что вы учите его не разговаривать с незнакомцами. Пусть лучше вас посчитают невежливой, зато дети на примере увидят, как надо себя вести.
  1. Малыш сам подходит ко всем подряд, чтобы познакомиться;

Отвлеките его, предложите позвонить бабушке, зайти к знакомым, «заговорите зубы», в конце концов. Объяснить такому маленькому эту ситуацию сейчас нереально, а вот переключить его внимание на что-то другое, что его больше заинтересует – в ваших силах.

Хотя, конечно же, рассказывать правила безопасности нужно – что-то да запомнит.

  1. В этом возрасте ребенок – как исследователь, который каждый день делает множество открытий. И ему хочется поделиться ими!
  • Обязательно выслушивайте его, при этом показывайте свою заинтересованность, чтобы ваше чадо не тянулось к незнакомым людям;
  • Чем больше времени вы проводите вместе с пользой, занимаясь чем-то интересным, разговаривая друг с другом, тем меньше у него будет потребность в общении с кем-то другим;
  • Плюс всегда есть кто-то еще, кроме вас, кому вы доверяете – муж, бабушки, дедушки, крестные, и т. д. Пусть и у них будет время на малыша;
  • Также, читайте интересную статью по теме: Как вести себя с ребенком?>>>

Чего лучше не делать

Нередко бывает так, что родители говорят одно, а делают при этом совершенно противоположное. Просят незнакомых людей последить за ребенком, оставляют его с ними, сами вступают в разговоры с незнакомцами, без особой необходимости. Вот список того, что не нужно делать:

  1. Находясь с ребенком в любом месте, никогда не просите незнакомых вам людей последить за ним;
  • Во-первых, вы просто не можете знать, что это за человек и как он отнесется к вашему поручению. Бывали случаи, когда и некоторые знакомые могли попросту забыть о возложенной на них ответственности;
  • Во-вторых, вы подаете плохой пример своим же детям, которые потом просто не воспримут слова предостережения.
  1. Не доверяйте малышей подросшим детям;

Вот любят некоторые родители отправлять на прогулку со старшим ребенком младшего. Это большая ошибка! Подростки и младшие школьники еще не осознают ответственности за других, не понимают, что за маленькими надо следить, да и не очень-то хочется это делать. Они могут допустить промах, потому что просто потеряют контроль над ситуацией, отвлекшись на что-то свое.

  1. Не оставляйте ребенка одного, если ему еще нет 7 лет;

Может, конечно, в советские годы детишки и гуляли во дворах свободно уже лет с 3-5, но сейчас это в разы опаснее. Ребенок в таком возрасте еще не сможет оказать сопротивление злоумышленнику, сколько бы вы об этом с ним не говорили. Вы всегда должны ребенка видеть и слышать.

  1. Не запугивайте милиционером, бабайкой и подобным;
  • Если считаете, что еще рано объяснять про маньяков и прочее, ограничьтесь общими фразами – пока этого будет достаточно;
  • В какой-то момент вы и сами заметите, что малыш подрос и перестал подходить знакомиться к каждому встречному. Но развивать у него лишние страхи не надо.
  1. Не кричать и не ругать, говорить спокойно и доброжелательным тоном;
  2. В людных местах, когда идете куда-то, держать за руку.

И последний совет – поиграйте с детьми, чтобы обыграть возможные опасные ситуации. Так двухлетке будет легче усвоить важные правила поведения.

Источник: https://uroki4mam.ru/malenkij-rebenok-ne-boitsya-opasnosti

Обучение ребенка принципам безопасности: что нужно знать родителям? | Секреты воспитания

Важно обучить ребенка не бояться, а правильно действовать в случае опасности!
Один из важнейших вопросов, который рано или поздно необходимо решить всем родителям без исключения – обеспечение безопасности ребенка.

Причем речь здесь идет не о том, чтобы оберегать малыша денно и нощно, ликвидировать все потенциальные опасности на его пути и подстелить соломки везде, где он может упасть. Речь скорее о том, чтобы помочь ребенку самому организовывать собственное безопасное существование.

Как и любой другой образовательно-воспитательные процесс, воспитание безопасности включает в себя определенные знания, умения и навыки.

Проще говоря, если Вы хотите максимально обезопасить ребенка, то Ваша главная задача в этом случае – выработать у него привычки безопасного поведения, условные рефлексы, которые помогут ему избежать опасных ситуаций и научат правильному поведению при столкновении с потенциальной опасностью.

Безусловно, можно пустить этот процесс на самотек, ведь рано или поздно ребенок сам узнает, что если трогать горячий утюг, получится ожог; если бежать по льду, можно упасть и будет больно и т. д.

Но все же большинству родителей такой подход не по душе, уж слишком он рискован и потенциально травматичен для ребенка.

Нельзя не заметить, что изначально некоторое понимание опасности присутствует у совсем маленьких детей.

Малыши, как правило, осмотрительны и даже осторожны: начиная ходить, они выбирают знакомые, проверенные маршруты для своего передвижения, настороженно относится к новой пище. Это лишь доказывает то, что потребность в безопасности – все же одна из основных, базовых потребностей человека.

Но по мере взросления ребенка врожденные навыки безопасности куда-то исчезают, и родителям приходится вновь и вновь оберегать свое чадо. Почему это происходит?

Довольно часто причиной этому становится не совсем верное поведение родителей, прививающих навыки безопасного поведения. Приведем простой пример:

Малыш на прогулке увидел собаку и потянулся к ней. Мама, конечно же тут же сообщает ребенку, что собаку трогать нельзя, а на вопрос: «Почему?» отвечает: «Потому что собака тебя укусит». Такой ответ лишь побуждает ребенка задавать все новые вопросы: «Почему укусит?», «Зачем собаки кусаются?». Рано или поздно эти вопросы поставят маму в тупик, и она так и не сможет объяснить, почему же не стоит трогать собаку. А суть такова, что мама в этой ситуации научила ребенка бояться, тогда как нужно было объяснить, КАК вести себя с животным. Результатом такого объяснения станет то, что оказавшись наедине с собакой в отсутствие мамы ребенок, напуганный рассказами о том, что собака непременно укусит, бросится прочь от опасности. А собака, повинуясь инстинктам, будет догонять… Словом, результат объяснения окажется плачевным.

Кроме того, дети, в силу отсутствия жизненного опыта, просто не могут просчитать последствия поступков, осознать потенциальную опасность в полной мере.

То есть та теория, которую дают родители, надеясь обучить ребенка правилам безопасности, в большинстве случаев так и остается теорией, ведь соотнесение отвлеченных постулатов с реальной ситуацией для ребенка, как правило, затруднительно.

Опекаем или оберегаем?    

Стремление оградить ребенка от всех возможных опасностей естественно и понятно. Особенно пока он еще совсем кроха, когда мама реагирует на каждый недовольный крик и заботится о нем круглосуточно. Именно постоянная забота в первые месяцы жизни малыша формирует его доверие к окружающему миру, уверенность в его безопасности и надежности.

Сложнее с подрастающим малышом, в котором возникает исследовательский азарт, а возможность самостоятельного перемещения в окружающем пространстве порождает все новые опасности. Довольно часто бывает так, что родители стремятся ограничить поле деятельности ребенка, опять-таки заботясь о его безопасности. Но именно в это время стоит все же предоставить малышу чуть больше самостоятельности.

Опека в этом смысле абсолютно бесполезна, и даже вредна. Задача родителей – оберегать, учить и помогать. Но не ограничивать, руководствуясь только своими, родительскими, страхами.

Ошибки и крайности родителей

Родители, озабоченные воспитанием безопасности своего чада, часто совершают типичные ошибки. Вот некоторые из них.

•    Первая из крайностей – уверенность в том, что Ваш ребенок и так все знает и все понимает, и, если уж на то пошло, до сих пор проблем не возникало, следовательно и дальше все будет хорошо, а прикладывать дополнительные усилия к обучению вовсе необязательно. Почему это ошибка? Потому что не стоит забывать о том, что если чему-то не научите Вы, скорее всего найдется кто-то другой, кто вложит в голову Вашего ребенка возможно совсем не те знания, которые следовало бы.

•    Вторая ошибка заключается в том, что родители, внезапно осознавшие, как много не знает и не умеет ребенок, в панике начинают учить, рассказывать, показывать все подряд. Хаотично, в больших объемах, ведь нужно столько всего успеть.

Как Вы понимаете, такое обучение вряд ли приведет к положительным результатам: ребенок запутается, потом ему все это надоест и он попросту выкинет раздражающую информацию из головы.

Обучение азам безопасности должно быть постепенным, поэтапным и во многом ситуативным: учите тому, что важно именно в данный момент, обсуждайте недавние ситуации и на их примере прививайте нужные знания.

Что нужно сделать в первую очередь, приступая к воспитанию безопасности?

В первую очередь необходимо создать пространство безопасности внутри, в собственной душе и душе своего ребенка. Это, возможно, более важно, чем физическая безопасность.

Если Ваш ребенок будет знать, что его поймут, поддержать, защитят при необходимости, он уже будет расти более защищенным во всех отношениях. Главное, что создает безопасность – это умная, рассудительная голова и мудрая, подготовленная душа.

Именно они в случае опасности будут действовать заодно с тренированным телом и позволят эту опасность преодолеть.

Безусловно, синяки, травмы и прочие неприятности, в жизни Вашего ребенка будут все равно. Но если Вы поможете ему создать то самое пространство безопасности в душе, он, как сильный человек, переживет их гораздо проще.

Он, как сильный человек, сможет найти выход из ситуации, сможет продемонстрировать верное поведение в нужный момент, сможет, в конце концов, помочь тому, кто более слаб, чем он.

Да и родители, воспитывая сильного человека, сами становятся сильнее и сами вырастают, участвуя в этом процессе обучения.

Самые важные правила уроков безопасности

Воспитание безопасности – процесс длительный и очень ответственный. Чтобы он стал еще и успешным, необходимо, чтобы этот процесс соответствовал определенным правилам. Об этих правилах – ниже.

1.    Первое правило – знать, какие возможностями обладает Ваш ребенок. Речь идет о том, что родители должны ориентироваться в том, что может уметь ребенок в том или ином возрасте, какие навыки и когда у него возникают.

На нашем сайте представлено множество материалов о развитии детей по возрастам: изучите их, проведите сравнения, обозначьте те планки, которых достиг Ваш ребенок, которые он, возможно, уже перепрыгнул, и которые ему предстоит достичь в ближайшее время.

При этом не стоит ориентироваться на некоего усредненного ребенка: Ваш ребенок уникален и именно он сам по себе – главный показатель собственных возможностей.

2.    Второе правило, которое вытекает из первого – необходимость учитывать возрастные особенности. Каждый из возрастов имеет свои особенности.

Школьникам свойственно проявлять неуместный героизм, трехлетним малышам – негативизм и строптивость.

И именно исходя из возраста Вашего ребенка и знания его особенностей, Вы сможете максимально эффективно обучить его правилам безопасности.

3.    Перед ребенком нужно ставить только такие задачи, которые он может выполнить, до которых он уже дорос.

То есть учить ребенка стоит только тому, чему он действительно может научиться, поэтому нужно соблюдать определенную целесообразность.

Скажем, годовалый малыш вряд ли поймет, что не нужно засовывать горошину в ухо, поэтому лучше ему подобных предметов вовсе не давать.

4.    Не менее важным является создание подходящих условий. Очевидно, что не имея коньков, научиться на них кататься невозможно. Нельзя понять, как нужно плавать, если ни одного водоема поблизости нет. Так же и с безопасностью: Ваша задача – создавать такие условия, в которых ребенок сможет научиться, получить опыт, закрепить на практике навыки безопасности.

5.    Создание рамок. Одна из основных задач родителей, воспитывающих безопасность – создание рамок и ограничений. Родители обозначают ребенку некие границы, за которые выходить нельзя ни в коем случае.

Этот внешний контроль в свою очередь помогает развитию внутреннего контроля. Важно соблюдать баланс: не стоит приказывать, устанавливая рамки. Лучше договариваться, обсуждать, идти на взаимные уступки.

Чтобы ребенок соблюдал ограничения, ему нужно понимать их разумность и обоснованность, более того, он должен соглашаться (пусть и не вслух) с их необходимостью. Здесь можно провести сравнение с процессом тренировок у спортсменов. Тренер объясняет, показывает, затем страхует.

Но все упражнения спортсмен выполняет сам. Так и с ребенком: Вы помогаете, поддерживаете, контролируете, но выполнение требований безопасности все же остается за ребенком.

6.    Поощрение откровенности. Если для Вас важно, чтобы ребенок понимал, что такое безопасное поведение, нужно сделать так, чтобы он знал: Вас обмануть нельзя, Вы в курсе, соблюдает он ваши договоренности или нет.

Для этого необходимо поощрять его желание честно рассказать Вам о каком-либо событии.

Так Вы сможете, во-первых, осуществлять контроль и не бояться, что ребенок что-то скрывает, а во-вторых, Вы сможете использовать обсуждение ситуаций, которые происходят с ребенком для того, чтобы закрепить его знания о безопасности, утвердить навыки, дать ему новые знания и умения, необходимые в данный момент.

7.    Отношение к ошибкам, которые совершает ребенок. Ошибки, конечно, нужно прощать. Но потворствать им – тоже ошибка.

Чтобы процесс обучения был успешным, ребенок должен знать, что он может Вам рассказать о собственных ошибках и при этом он не будет лишен каких-то привилегий.

Наказание, лишение карманных денег и прочее могут присутствовать, но делать это без крайней необходимости все же не стоит.

8.    Очень важно для каждого родителя научиться правильно реагировать на разные ситуации. Как это сделать? Сначала просто выслушайте своего ребенка, стараясь избегать критики или осуждения. Лишь после этого стоит оценить, какова степень вины или опасности. Покажите ребенку, что Вы рады тому, что все обошлось и закончилось хорошо.

Только после этого стоит объяснить, что вызывает Ваше недовольство и почему. В зависимости от имеющихся факторов, возможно наказание, но только в том случае, если его необходимость и справедливость Вы донесли до ребенка так, чтобы он их чувствовал.

Старайтесь не забывать, что в первую очередь ребенок должен быть уверен в Вашей любви, это поможет ему понять Вас и сделать наказание осмысленным для него.

Самое важное правило для родителей в процессе воспитания у ребенка принципов безопасности – уметь объяснить так, чтобы ребенок понял.

Так Вы сможете избежать знакомой всем ситуации, когда вроде бы и объяснили уже все неоднократно, рассказали сто раз, а все без толку.

Обучение непрерывное, поэтапное, гибкое и учитывающее особенности именно Вашего ребенка – залог его безопасного будущего и Вашего спокойствия.

 

Примечание: В материале были использованы фрагменты книги “Без опасности от рождения до школы”, Некрасовой З., Некрасовой Н.

Источник: http://u-sovenka.ru/Razvitie-1-3-goda/Sekretyi-vospitaniya/obuchenie-rebenka-besopasnosti-356.html

Как научить ребенка избегать опасности?

Важно обучить ребенка не бояться, а правильно действовать в случае опасности!

Как научить ребенка избегать опасности?

Тест «Способны ли вы ориентироваться в любой ситуации?» В любом деле, как известно, могут случаться непредвиденные ситуации, которые заставляют действовать решительно и быстро.

Готовы ли вы кподобного рода испытаниям? И если такая ситуация случится с вами, сумеете ли вы не растеряться и, сконцентрировав свои силы, используя имеющиеся у вас знания и опыт, действовать разумно и правильно.

 Отвечайте на вопросы «да» или «нет».

1. Вы заблудились в лесу. Сумеете ли вы найти правильную дорогу или хотя бы продержаться пару дней, не имея с собой запасов еды (если это произошло летом)?

2. Вы попали на необитаемый остров. Осмотрите ли вы его целиком, прежде чем искать место для ночлега?

3. Вы идете с товарищем по улице. Вдруг из-за поворота вылетает автомобиль и несется на большой скорости прямо на вас. Ваш товарищ бросается влево. Побежите ли вы в ту же сторону?

4. Вам срочно нужно уйти, но вы не можете найти ключи. Попробуйте ли вы еще раз спокойно сосредоточиться и подумать, где они могут быть?

5. Вы хорошо ориентируетесь на местности в темноте?

6. Нравится ли вам исследовать незнакомые места?

7. Быстро ли вы решаете задачи на сообразительность?

8. Любите находиться на природе в одиночестве?

9. Способны ли вы быстро принять решение в критической ситуации?

Результаты: За каждый положительный ответ засчитайте себе по одному очку

1-3 очка. К сожалению, реагировать быстро и решительно вы не можете, поскольку вы крайне несамостоятельный человек.

По своей беспомощности вы напоминаете маленького ребенка, привыкшего к тому, что в нужный момент прибегут взрослые и все за него сделают.

Вы не интересуетесь ничем, что бы вам могло быть полезно, предпочитаете, чтобы решения и ответственность вместо вас брали на себя другие. Конечно, это очень удобно, но вряд ли с таким характером вы заработаете уважение окружающих.

4-7 очков. Вы достаточно сообразительны, чтобы не теряться, не попадать впросак даже в трудных ситуациях. Конечно, вы можете допускать отдельные ошибки, но это скорее связано не с вашим неумением ориентироваться или незнанием чего-то, а просто с невнимательностью или нежеланием в данный момент хорошо подумать.

8-9 очков. Вы человек, который не пропадет даже на Северном полюсе.

В любите экстремальные ситуации намного больше, чем спокойную жизнь, потому что в трудных условиях есть возможность потренироваться в быстроте и правильности реакции.

Вам больше всего подходит профессия геолога, следователя, каскадера; в старые времена люди с подобными качествами становились первопроходцами, первооткрывателями, такими как Ермак, Колумб и другие.

Город таит массу опасностей для тех, кто не умеет в нем себя вести. Задача родителей и учителей – научить ребенка мерам предосторожности, которые помогут им не оказаться в рискованной ситуации.

Конечно же, мы, взрослые, всегда заняты очень важными делами. Много работаем и постоянно куда-то спешим.

Только потом, когда с ребенком случается беда, мы проклинаем себя за то, что вовремя не научили, не предупредили, не уберегли.

Как правило, старшеклассники считают, что уже все знают и умеют. Они воображают, будто городские улицы им как дом родной и навыки личной безопасности им ни к чему.

Тем не менее, детям необходимо освоить несколько элементарных правил, которые обезопасят их, когда они одни на улице или в квартире. А вам, уважаемые родители, надо постоянно напоминать об этих правилах, не запугивая, но и не преуменьшая опасности.

Педагогическое просвещение о безопасном поведении ребенка

По мнению психологов, родителям в воспитании необходимо руководствоваться важными правилами. Главное – дать детям представление о безопасном поведении. Помнить о своей ответственности: родители каждую минуту должны знать, где находится их ребенок.

Ребенок всегда видит, как вы сами заботитесь о собственной безопасности. Вспомните, например, на какой свет светофора вы переходите дорогу, и все сразу станет ясно. Родители должны создать список правил безопасности – дома, на улице, в школе, на дороге.

Научите ребенка обращаться за помощью: составьте список телефонов, по которым он может позвонить; научите, как он может это сделать. Договоритесь с ребенком об условном слове, упоминание которого будет свидетельствовать о том, что он в беде.

Например, если ребенок позвонит вам и скажет: «как там наш щенок Тузик?», вы поймете, что он в опасности, и сможете ему помочь.

Самое главное – родитель должен быть человеком, которому доверяют, и уж ни в коем случае которого боятся! Даже если ваш ребенок поступил неправильно, объясните, как он сможет исправить это, но не ругайте.

Объясните, что нельзя ходить в гости к незнакомым людям или просто уходить вместе с незнакомым человеком, куда бы но ни приглашал.

Находясь на улице, ребенку нельзя вступать в контакт с посторонними людьми. Ему нужно четко усвоить, кто такой посторонний. Это любой человек, которого он не знает. Научите ребенка не вступать в общение с незнакомыми людьми, не поддерживать с ними беседу.

«Да я же тетя Маша, неужели ты меня не помнишь?! – на улице на подобное заявление вообще лучше не отзываться, нужно молча пройти мимо, ускорив шаги, или сразу убежать.

Тем более с незнакомцем куда-то идти, садиться к нему в машину, впускать его в квартиру – нельзя.

Если незнакомец оказался рядом с ребенком возле двери подъезда, не надо набирать код и пытаться забежать в дом.

Нужно отойти от подъезда, лучше туда, где много людей, например, к детской площадке, где почти всегда есть взрослые.

И даже если потом вдруг окажется, что этот человек действительно не посторонний, а ваш знакомый, которого ребенок просто не знал, ничего страшного. Не упрекайте ребенка, а похвалите его за осторожность и бдительность.

Если незнакомец стоит на площадке возле лифта, нельзя входить в лифт вместе с ним. Необходимо переждать, пока он уедет. А если он не собирается этого делать, лучше выйти на улицу.

Запретите ребенку принимать подарки и угощение отчужих. Подарок, разговор – это первый шаг к контакту, который преступник стремится установить. Нельзя поддаваться ни на какие знаки внимания незнакомца.

Объясните ребенку, что любые обещания подарков, предложения посмотреть котят или рыбок, покататься на машине и другое лишь хитрый обман.

От таких взрослых нужно сразу бежать, не боясь показаться глупым и невежливым.

К сожалению, детский опыт подсказывает, что взрослые имеют право командовать и их распоряжения приходится исполнять. Объясните ребнку, что посторонний на улице не имеет права ему приказывать и что повиноваться чужим командам нельзя.

https://www.youtube.com/watch?v=Ya6v1KK2SYs

А если незнакомец попытается схватить ребенка?. В таких случаях нужно громко кричать и сопротивляться: кусаться, брыкаться, вырываться. Такие ситуации можно прорепетировать в игре. Правильные фразы: «Я тебя не знаю!», «Я не хочу идти с ним!» и «Позовите в милицию!». Кричать: «Мама!» нельзя.

Скорее всегопрохожие могут подумать, что отец ссориться со своим ребенком. Мальчикам придется специально объяснить, что кричать в моменты опасности не стыдно и что это вовсе не трусость, а мужественное сопротивление.

Если вдруг на улице необходимо избавиться от приставучего незнакомца, объясните детям, что выбирать надо определенных взрослых – женщину, милиционера, пожилых людей, семейную пару.

Такие притягательные места для детей вроде пустырей, заброшенных или недостроенных зданий, чердаков, подвалов должны попасть под категорический запрет. Но ограничиваться простым изложением требований недостаточно. Надо обязательно отрабатывать все правила, причем делать это без лишнего запугивания.

Оставшись дома в одиночестве, никому не открывать дверь, кроме родителей и заранее обговоренных людей. Если в дверь звонит кто-то, называющий себя агитатором, работником жилищно-коммунальной службы, почтальоном и так далее, дверь все равно открывать нельзя. Через закрытую дверь можно сказать посетителю, чтоб зашел позже.

Постоянно напоминайте ребенку, что мобильный телефон – это средство связи, а не игрушка. Поэтому лучше всего воздержаться от разговоров и отправлений СМС на улице, особенно если улица довольно пустынная.

Абсолютно безразлично, днем или вечером, телефон из рук рассеянных граждан выбивается довольно просто. Также не следует доверять свой мобильный телефон незнакомому, который просит «быстренько позвонить другу».

Это один из распространенных приемов уличных воришек.

Объясните детям, что необходимо сразу же рассказывать обо всех случаях, когда им что-то предлагали на улице, звонили в дверь, приглашали в гости или покататься. Если ребенок запомнил машину и внешний вид чужого человека, который пытался втянуть его в разговор, то необходимо сообщить об этом в милицию.

Опросы, проведенные психологами в школах Санкт — Петербурга показали: только 10% детей, с которыми на улице происходили странные, неприятные или опасные события рассказывали об этом родителям.

Большинство детей остаются без защиты, один на один с проблемой. Почему они не просят тех, кто только и может ее оказать? Получается, что не доверяют. Думают, что их же самих и обвиняют в случившемся.

Если ребенок ни о чем таком не рассказывает и не жалуется, но вы заметили настораживающие признаки – подавленность, пугливую осторожность на улице, необходимо доброжелательно, но настойчиво расспросить ребенка. Скорее всего, он расскажет, кто и как его преследует.

А если все же не решиться сказать, будет скрытничать, нужно постараться найти время, взять, если понадобиться, на работе отгул и собственными глазами увидеть, что происходит с вашим ребенком по дороге в школу или из школы.

Источник: https://mei-sonnen.ru/kak-nauchit-rebenka-izbegat-opasnosti.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.