Вчерашняя школа не подготовит к завтрашней жизни

Что нового появится в российских школах и вузах

Вчерашняя школа не подготовит к завтрашней жизни

Первого сентября за парты сядет рекордное число школьников – 16,5 миллиона, а также около четырех миллионов студентов. Какие новации ждут школы и вузы?

Сразу предупредим: глобальных потрясений не планируется. ЕГЭ не отменяется, бюджетные места не сокращаются. Но важные изменения тем не менее есть. Раскладываем все по полочкам.

Сдаем и не сдаемся

Задания ЕГЭ по некоторым предметам скорректированы. Для “физиков” усложнился вопрос, проверяющий знание астрофизики. В ЕГЭ по русскому языку, истории, географии и обществознанию изменились критерии оценки некоторых заданий.

Роспотребнадзор назвал необходимые школьникам прививки

Больше всего изменений – в экзамене по китайскому языку. Так, в разделе “аудирование” добавлены два диалога, а в разделе “письмо” появилось задание, где нужно написать личное послание. И другие “мелочи”.

Реальные перемены намечаются в средней школе: экзамен для девятиклассников – ОГЭ – переходит на практические “рельсы”. Ребята должны будут показать, как они могут применять свои знания в деле. Например, по химии и физике станут обязательными реальные лабораторные эксперименты.

По информатике школьникам предложат поработать на компьютере. Создать, допустим, презентацию. В истории введены новые задания на работу с исторической картой. А на экзамене по русскому теперь могут быть предложены тексты разных жанров, в том числе путевые заметки, записки, очерк, рецензия, дневник.

По ним нужно будет написать изложение.

Шах и мат

С сентября в школах начнут преподавать второй иностранный там, где его не было и есть такая возможность. В программы разных регионов также добавятся родной язык и родная литература. Ну и, конечно, шахматы.

Правовые аспекты образования эксперты “РГ” разъясняют в рубрике “Юрконсультация”

Формально они пока не стали обязательными, но многие школы уже ставят интеллектуальную игру на место третьего урока физкультуры.

По всем школьным предметам разрабатываются (а по некоторым – уже утверждены) новые концепции, которые сделают уроки более современными и продвинутыми.

Роботы-помощники, “умный дом”, 3D-печать… Школьный предмет “Технология” начнут преподавать в детских технопарках “Кванториум”

Возьмем “технологию” – она же “труд”. Роботы-помощники, промышленный дизайн, “умный дом”, 3D-печать … Все это постепенно входит в школьные программы. А сами уроки технологии теперь будут проходить не только в классах, но и на площадке суперсовременных детских технопарков “Кванториум”. Такие центры научно-технического творчества появятся в каждом крупном городе.

Кстати, до конца 2019 года министерство просвещения должно утвердить новые образовательные стандарты для средней школы. Они четко зафиксируют: что и в каком классе учитель должен дать ребенку. И уже не будет ситуации, когда в одной школе ребята на уроках по русскому языку уже прошли деепричастия, а в соседней – доберутся до них только через полгода.

Вслед за стандартами будут обновляться и образовательные программы по всем предметам, и учебники.

Отправят в культпоход

Для учеников младших и средних классов появится “Культурный норматив”. Ребята будут посещать выставки, концерты, спектакли, смотреть фильмы и читать книги. А все свои впечатления отмечать в дневнике.

Для “норматива” по литературе появится рекомендованный список произведений. Причем на основе тех книг, которые дети действительно читают с удовольствием.

Молотков: Детей нужно научить извлекать из гаджетов пользу

Кстати, “цифровые” музеи, театры, библиотеки будут доступны на сайте Российской электронной школы. Это единая информационно-образовательная платформа, которая объединит учеников, учителей и родителей по всей стране.

Она даст равный доступ к качественному образованию каждому ребенку: содержит полный курс уроков по всем школьным предметам, составленных лучшими педагогами России. Это почти 100 тысяч уникальных задач. Плюс – почти пять тысяч учебных материалов: тесты, виртуальные лаборатории, обучающие видео и аудио.

Доступно все в два клика: регистрируйся, открывай нужный предмет и пользуйся хоть в классе, хоть дома. Что еще важно? Уже сейчас в системе и учитель, и ученик могут завести свой личный кабинет – сохранять там учебные программы, понравившиеся курсы.

А система будет автоматически обрабатывать и сохранять цифровое портфолио человека. Добавятся и новые функции – электронный журнал и электронный дневник.

Наставник для учителя

Педагогов ждет тоже много нового. Во-первых, появятся должности старшего и ведущего учителя. Старший учитель будет методически сопровождать работу коллег, участвовать в разработке индивидуальных программ. Ведущий – выступит наставником для молодых учителей, поможет им войти в профессию.

Студентам разрешат вести уроки в школе и получать за это зарплату. В министерстве просвещения подчеркивают: важно, чтобы будущие учителя, даже если они еще не получили диплом, как можно раньше погружались в профессию. Такую возможность получат студенты вузов, начиная с третьего курса. И студенты колледжей и техникумов, начиная с четвертого курса.

До конца 2019 года министерство утвердит новые школьные стандарты. Они четко зафиксируют: что и в каком классе учитель должен дать ребенку

А вообще нагрузка на учителей должна серьезно снизиться. Министерство просвещения подготовило поправки в законодательство, которые оставят педагогу только четыре документа: рабочая программа, тематический план урока, электронный журнал и электронный дневник. А всевозможными отчетами, которые занимали у педагога уйму времени, будет заниматься администрация школы.

В рамках нацпроекта “Образование” в каждом регионе также откроются центры профессионального мастерства для педагогов.

В 2020 году заработает федеральный проект “Земский учитель” – педагоги, которые поедут работать в сельские школы минимум на пять лет, смогут получить миллион рублей от государства.

Ошибки, форма и обеды

Ошибок в учебниках станет меньше. Положительное заключение любому изданию будет выдаваться всего на пять лет. При этом эксперты будут нести персональную ответственность за любой учебник, которому они дали “добро”.

Все регионы получат рекомендации, как использовать смартфоны в школах. И детям, и учителям предлагается переводить гаджеты в режим “без звука”. Кроме того, личные мобильники ученикам могут запретить на уроке.

В школах выделят специальные места для хранения девайсов и продумают способы связи с родителями. К примеру, дежурный телефон – у учителя на столе. Но это только рекомендации.

Окончательное решение будет принимать сама школа.

Школьные обеды и завтраки должны стать вкуснее и полезнее: министерство просвещения создаст единую модель организации питания школьников. В основе будут лучшие практики, которые уже применяются в разных уголках страны. Какие конкретно? Это покажет всероссийский мониторинг, который должен завершиться осенью.

Инфографика “РГ”/ Антон Переплетчиков/ Ксения Колесникова

В 2020 году будет утвержден национальный стандарт школьной формы. Причем речь, в первую очередь, идет о качестве одежды, в которой дети проводят по 4-8 часов в день. По задумке минпромторга, уточнение требований поможет избежать “эффекта скафандра”, когда даже качественные полушерстяные ткани не помогают сделать одежду безопаснее из-за синтетической подкладки.

Психологический тест на наркотики школьники будут писать, начиная с 7-го класса или с 13 лет. Сроки социально-психологического тестирования установлены во всех школах – с 15 сентября по 15 ноября. Для детей оно останется добровольным. Если меньше 15 лет – согласие дают родители. Если 15 и больше – согласие дает сам ребенок.

Во всех российских школах и детсадах должны быть установлены системы передачи тревожных сообщений. Более того, большинство школ оборудуют (если они этого еще не сделали) системы видеонаблюдения и сигнализации, наймут сотрудников ЧОП или вневедомственной охраны, поставят КПП и металлоискатели. Такие правила устанавливает новое постановление правительства об антитеррористической защищенности.

Новые школы и не только

108 лучших школ в 32 регионах станут опорными для Российской академии наук. Здесь начнут готовить будущих ученых. Современные лаборатории и другое оборудование поставят в классы на сумму более миллиарда рублей.

В школьную программу предложили ввести уроки по компьютерным играм

В рамках нацпроекта “Образование” до конца 2019 года в 73 регионах России появится 100 новых школьных зданий.

В 62 регионах уже работает 89 детских технопарков – “Кванториумов”. Еще 25 появятся в этом году. Кроме того, в сентябре в малые города и села поедут первые 16 мобильных лабораторий для школьников, оснащенных самой современной начинкой – роботами, 3D-принтерами.

Центры выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи по типу сочинского “Сириуса” в этом году заработают в 16 регионах.

Официально

Ольга Васильева, министр просвещения:

“Грядущий учебный год мы встречаем широкомасштабным обновлением качества образовательной инфраструктуры. Это наш национальный проект “Образование” – глобальная работа, затрагивающая федеральную поддержку каждого региона. Ее результаты ощутимы уже в День знаний: свои двери откроют новые детские сады, школы, центры дополнительного образования.

Отдельный акцент для нас – расширение образовательных возможностей для учащихся сел и малых городов, на долю которых приходится около половины образовательных организаций. С этого года по всей стране заработают свыше 2000 “Точек роста” – центров образования гуманитарного и цифрового профилей. Это школы, переоснащенные по передовым технологиям.

К 2024 году обновление затронет свыше 16 000 тысяч таких школ”.

Подготовка к школе идет полным ходом: большинство ребят вместе с родителями уже засели за тетрадки и учебники. Аркадий Колыбалов/ РГ

Между тем

Студенты снова смогут брать у государства кредиты на образование. Это одна из главных новостей в вузах. Соглашение о господдержке образовательного кредитования подписали Минобрнауки России и Сбербанк.

В каких городах России студентам проще всего снять жилье

Напомним, программа образовательных кредитов была заморожена более двух лет назад. В январе этого года на встрече со студентами ГИТИСа премьер-министр Дмитрий Медведев пообещал: кредиты вернутся, и очень скоро. В бюджете 2019 года на эти цели заложено 128,9 миллиона рублей.

Кредит – отличная возможность поступить в вуз, когда выпускник не прошел на бюджет, а у родителей не подготовлена финансовая “подушка” на такой случай. Терять год? Идти в другой вуз, а потом переводиться? Можно. Но если горишь желанием учиться в конкретном вузе, кредит – оптимальный ­выход. Вернее вход, пропуск в мир студентов.

Взять кредит на учебу в вузе можно с 1 августа 2019 года.

Что нужно знать? При оформлении образовательного кредита студенты вузов с лицензией на образовательную деятельность получают право на льготный период выплат – весь срок обучения плюс еще три месяца.

Это значит, что во время учебы можно не платить банку основной долг и часть процентов за первый и второй годы пользования кредитом. С третьего года обучения “гасить” текущие проценты придется полностью. Но по сравнению с выплатой основного долга это, так скажем, цветочки.

Учитывая, что процентная ставка по кредиту для студента не превысит 9 процентов годовых.

Госдума предложила сделать бесплатными вузы в приграничных регионах

Студент может оформить кредит на срок обучения (льготный период) плюс не более 120 месяцев. То есть возмещать государству стоимость обучения можно будет еще в течение 10 лет после получения диплома о высшем образовании. Схема такая: берете кредит, учитесь спокойно, выплачивая лишь проценты, получаете диплом и устраиваетесь на хорошую работу.

Важно: никакого поручительства для получения образовательного кредита не нужно! Не дергайте родителей с работы: берите документы – и в банк.

Что взять с собой? Паспорт, договор о платном обучении в вузе, “платежку” (ее дадут в вузе). Вот и весь “пакет”. Вас примут во всех структурных подразделениях ПАО “Сбербанк России”.

Нюанс: для заемщиков в возрасте от 14 до 18 лет нужно несколько дополнительных бумаг: паспорта законных представителей (их личное присутствие не требуется), свидетельство о рождении, разрешение на заключение кредитного договора от законных представителей заемщика и, при наличии, от органов опеки и попечительства.

Подготовила Мария Агранович

Источник: https://rg.ru/2019/08/26/chto-novogo-poiavitsia-v-rossijskih-shkolah-i-vuzah.html

Людмила Петрановская:

Вчерашняя школа не подготовит к завтрашней жизни

Известный российский психолог, публицист и педагог выступила в Минске. Людмила Петрановская рассказала, почему дети чувствуют себя в школе ненужными, отчего учителя боятся говорить о демократии и почему самое разумное сейчас — убрать чиновникам руки от системы образования и дать школе возможность самой развиваться.

Выступление Людмилы Петрановской, которое проходило в рамках Белорусского образовательного форума «ПроШколу: Так можно», слушали с блокнотами в руках, после ее ироничных замечаний о современной школе зрители то смеялись, то аплодировали.

— Мы живем в потрясающее время, сколько изменений вокруг! Недавно мне объяснили, что сейчас неправильно говорить о научно-технической революции, потому что это научно-технический взрыв. Когда у меня сидят родители, обеспокоенные школьными успехами своих детей, я говорю: «Слушайте, отдавайте себе отчет, 80% детей будут работать по специальности, которую мы сейчас не знаем.

О чем вы на полном серьезе переживаете?» Это действительно так, но при этом обратите внимание, что происходит. У нас фантастическая скорость изменений, у нас вот-вот научатся выращивать уши, ноги, я все мечтаю, чтобы и зубы тоже.

У нас будет удлиняться продолжительность жизни, улучшаться ее качество, мы, скорее всего, полетим на Марс, и под каждым баобабом будет ловиться интернет, — уверена Людмила Петрановская.

— Но при этом отмечается рост эмоциональных расстройств, все чаще диагностируют депрессию, у нас большие победы в цивилизованном мире: победа над преступностью, меньше семейного насилия, уличного насилия, однако растут суицидальные попытки.

Все больше детей, которые получили прекрасное образование, к своим 16−17 годам закрываются в комнате, лежат на диване, ничего не хотят, не учатся, не работают, довольствуются самым минимумом и не общаются со сверстниками.

То есть у нас, с одной стороны, идет бурный рост науки, техники и новых технологий, а с другой стороны, человек остается все таким же уязвимым.

Помните выражение из Евангелия: «Что толку, если ты весь мир приобретешь, но душе своей навредишь?» Так вот его можно перефразировать: «Что толку, если у тебя все технологии, но ты жить не хочешь, не справляешься со своими чувствами и не можешь построить отношения? Если ты не можешь восстановиться после неудачи?» Это очень серьезная проблема. Мы много думаем о содержании образования, методике, но, как ни странно, мы мало думаем о детях.

Наша школа — это большой анахронизм в современном мире. Какой-то случайно уцелевший мастодонт, который, бедный, ходит по улицам и уворачивается от Tesla.

Школа — та, которая сейчас есть, была создана для эпохи индустриализации, где успех зависел от того, насколько слаженно будут работать огромные системы с большим количеством как металлических, так и человеческих винтиков. Насколько четко они будут выполнять предписанные им алгоритмы.

И тогда школа блестяще справлялась с этой задачей, она хорошо готовила научно-технические кадры для индустриализации, рабочих для конвейера. Мир изменился, и это больше не нужно.

Не успеем мы и глазом моргнуть, как все то, что стандартизируемо и алгоритмизируемо, будет передано нашим металлическим братьям. И мы с вами останемся ни при чем. Идея «будь хорошим мальчиком, девочкой, учи алгоритмы, будь добросовестным, надежным и найдешь место, где тебе скажут: „Ты работаешь здесь!“», уже не будет актуальной. Это засада.

Уже сейчас найти такую работу — большая проблема. Нашим детям никто не подготовит рабочее место с должностными инструкциями, где только приди, делай, что говорят, и все будет хорошо.

В современном мире рабочее место приходится создавать самим, самим придумывать продукт, который ты будешь продавать, а пока сам не придумаешь и не убедишь всех, что тебе нужно, никто тебе платить зарплату не собирается.

«Проблема в том, что учителя любят Льва Толстого больше, чем детей»

— Как ни странно, в менее выгодной ситуации оказываются те страны и системы образования, у которых были заслуги. Реформировать систему образования маленькой и компактной Эстонии — это сложная, но решаемая задача.

А вот сделать это в странах бывшего СССР или Германии непросто. Здесь есть заслуги, пожилые педагогические кадры, которые говорят: «Мы всю жизнь делали так, и все получалось. Зачем сейчас по-другому?» Кстати, и с большим запросом от родителей: «Сделайте, как было.

Вот нас людьми вырастили, сделайте с нашими детьми, как было с нами».

Задача стоит глобальная. Не использовать детей для вкладывания в них знаний, а наконец начать их учить. Как ни забавно это звучит. Как построена индустриальная школа? Мы берем массив знаний: Лев Толстой, интегралы, молекулы бензола, переносим его и пересаживаем в головы следующего поколения.

Кто здесь ребенок? Средство, сосуд для того, чтобы наш Лев Толстой не выветрился. А дети это очень чувствуют. Есть такие учителя, которые очень любят литературу, Льва Толстого, они все про него знают и понимают. Проблема в том, что они любят Льва Толстого больше, чем детей.

И обижаются на учеников за то, что те не любят его так, как они.

По мнению психолога, дети не чувствуют себя главными в школе. Анжелика Василевская, TUT.BY Дети чувствуют, что не они главные, что школа не для них, они лишь средство для того, чтобы воспитать работников, сохранить культуру, сдать ЕГЭ.

Сейчас дети становятся более чувствительными, потому что смягчается атмосфера в семье, их меньше бьют по голове в прямом смысле.

Ребенок хочет, чтобы с ним разговаривали, чтобы учитель ходил в школу для него, чтобы поговорить с ним о нем, чтобы он смог использовать свой потенциал. Ему неинтересно быть средством для показателей школы при сдаче экзаменов.

Что мы можем сделать? Человек должен стать хозяином для самого себя, чтобы прожить обещанные наукой 120 лет, а не убиться в первые 15−16. Самое ценное, что у него есть — субъектность, способность опираться на себя, управляться со своими эмоциями, строить отношения, работать в команде. Никакие достижения не смогут утешить человека, если у него нет чувства команды.

Посмотрите, как у нас организована та школа, которая нам досталась. Недавно у меня было выступление в Москве, съемка попала в интернет, я сказала: «90% того, чему учит школа, в реальной жизни не нужно». На меня ужасно обиделись все педагоги. К сожалению, это правда.

Это не к тому, что детям не нужно знать, вокруг чего крутится земля, это про то, что, как ни странно, именно это они на выходе из школы не знают.

Проводили опрос среди учителей начальной школы, чуть ли не половина сказали, что зима и лето бывает потому, что у земли орбита вытянутая, поэтому она то далеко улетит от солнца, то поближе к нему прилетит. При этом они ведут курс природоведения.

И таких примеров много. У меня муж преподает математику журналистам, филологам, он уже ничему не удивляется. Студенты не понимают, почему от перемен слагаемых сумма не изменяется, они все сдали ЕГЭ на четыре балла, но основ не понимают. Поэтому, даже те 10%, которые дает школа, к сожалению, тоже не нужны.

«Самое разумное было бы убрать руки от школы и дать ей возможность дифференцироваться»

— Не в интересах ребенка концепция индустриальной школы учить всех и всему одинаково. Мы набиваем их головы неким хаосом и не даем пройти человеку свой путь, почувствовать зов, на что откликается твое сердце.

Потому что все тонет в огромном количестве знаний необработанных, неосмысленных, непонятых. Это если говорить о содержании, когда речь идет о social skills (социальные навыки. — Прим.TUT.BY), то с этим тоже караул.

У нас все образование построено вертикально, никакая командная деятельность не предусмотрена. Если дети начинают перешептываться, то сразу же: «Не смотри, не разговаривай, не списывай».

Какая работа в команде? Только если это имитация на открытом уроке перед комиссией, где мы показываем элементы игры. В реальности детям не позволено работать вместе над чем-то серьезным. Все взаимодействия только вертикально через учителя.

Уделяем ли мы внимание росту ребенка? Школа сравнивает детей с неким стандартом. Помните, в парках было развлечение: вырезали из фанеры силуэт девушки и сравнивали, чья фигура совпала больше всех. Так и с ребенком, которому говорим: «Тут ты недотянул, тут у тебя не то».

И все его ошибки однозначно трактуются как вина, а не как возможность развиваться. Это сильно замедляет рост и препятствует любому развитию. Если человек не ошибается, значит, он делает то, что уже умеет. То есть он в этот момент не учится, а делает что-то другое.

Отношение к ошибке — это одна из больших проблем нашей школы.

Что касается мотивации. Дети должны хотеть учиться, все уже смеются, когда об этом говорят, потому что это что-то нереальное. Почему-то считается, что мотивация должна быть только через чувства долга. Это какой-то общий заговор вранья.

Учительница пишет: «Ребенок не работает на уроке, примите меры!» Родители это прочли, что они должны сделать? Есть идеи? (В зале раздался смех. — Прим.TUT.BY.) Особенно мне нравится «поговорите с ним».

Что бы делала мама, если бы ей не сказали об этом? Ее же эта мысль не посещала, к счастью, ей об этом сказали, теперь точно все будет хорошо. Это огромное количество вранья.

Когда все делают вид, что решают проблему, а на самом деле знают, что в этом месте она не решается. Маму вызывают в школу, просят поговорить, она говорит, он кивает и ничего не меняется.

Людмиле Петрановской запись в дневнике «Поговорите с ребенком!» кажется смешной. Иван Яриванович, TUT.BY

Мотивация — сложная штука. Мы только немного начинаем приступать к пониманию того, как она устроена. Как работать, если у тебя не получается? Что делать, если не хочется делать уроки? Как себе помочь? Это более важные вопросы, чем сколько будет 2+2. Все это, к сожалению, у нас не звучит.

Проблема еще в том, чтобы научить ребенка быть хозяином самого себя, ставить цели, преодолевать свои ошибки, учитель должен уметь это сам. С этим часто большая беда.

Шведские коллеги рассказывали: у них задача, как совместить знания и демократию, а российская школа пытается решить другую задачу — как сделать вид, что мы даем знания при том, чтобы у детей не зародилось даже мысли о демократии (зрители стали аплодировать. — Прим.TUT.BY).

И это сложно, потому что дети только об этом и думают, они хотят свободы, изменений, справедливости, у них возникают вопросы: «Почему я не могу пойти на митинг?». Школа не может на это ответить, она в ужасе: «Только не говори об этом, замолчи. Пусть это никогда не будет связано с нашей школой.

Можно об этом расскажем общими словами, не переходя к вашим конкретным мнениям?» Когда учителя чувствуют себя униженными, бесправными, когда у них нет независимого профсоюза, чему они могут научить детей? У них самих нет технологий отстаивания своей субъектности.

Когда работала в газете, наткнулась на материал 1913 года о съезде учителей, не могла оторваться — какие там кипели страсти! Как люди бились за свои идеи! Учителя воспринимались как самая активная, меняющаяся, мотивированная часть общества, которая отстаивала свои права.

Поэтому сейчас большой вопрос — учителя и их состояния. Думаю, все это дело времени. То, что вы в этом зале, говорите об этом, думаете — это начало процесса, который невозможно остановить.

То, что мы хотим помочь нашим детям, — уже половина дела, — этими словами Людмила Петрановская закончила свое выступление.

— Что я могу как мама первоклассника прямо сейчас сделать для ребенка? В Беларуси очень сложно уйти от школы, — раздался вопрос из зала.

— Сама по себе школа, как идея, не та вещь, от которой нужно уходить. Возможность работать в группе сверстников, общаться с учителями — это само по себе круто, поэтому не думаю, что ответом на все будет забрать ребенка из школы. Другой вопрос: мы стоим перед задачей изменить школу.

Есть идеи, как изменить организм, который отстал от реальности и которому нужен огромный рывок в адаптации? Обычно есть два варианта: либо вы даете свободу и даете возможность адаптироваться, либо вы сами подкручиваете этот процесс адаптации. Второй вариант хорош для маленькой страны.

Но, когда у вас большая страна, скорее всего, это невозможно. Тогда самое разумное было бы убрать руки и дать возможность школе дифференцироваться. Дать возможность создаваться разным школам, пробовать (в зале раздаются аплодисменты. — Прим.TUT.BY).

И уж как-нибудь школа бы адаптировалась в контакте с родителями.

Источник: https://news.tut.by/society/585354.html

Почему школа совершенно не готовит нас к жизни

Вчерашняя школа не подготовит к завтрашней жизни

Любому человеку для готовности к входу во взрослую жизнь очень важно работать над собой. Школьный возраст – необходимый период жизни каждого, во время которого мы должны набраться определенного опыта для своего дальнейшего пути. Но когда речь заходит о готовности к взрослой жизни, оказывается, нам необходимо еще многому учится, чего не познаешь при ежедневном посещении школы.

И хотя в систему образовательного процесса постоянно пытаются включить новомодные тенденции, этого еще не достаточно. Большой мир ждет, и он будет бросать на наш путь различные испытания. Вы должны подготовить себя для них. Ведь многие выпускники, открыв дверь в «большую» жизнь, испытывают трудности даже с очень простыми, на первый взгляд, задачами, к примеру, такими как оплата счетов.

Подобная информация вполне может смутить и обескуражить. Вы спросите: «Что же делать, если школа ничего нам не дает?» Ознакомьтесь со следующими пятью категориями, которые помогут направить школьника в нужное русло, и подготовить к многочисленным испытаниям взрослой жизни.

Школа «душит» любопытство

Преимущество школы состоит в том, что она позволяет нам узнать о многих вещах. Но те, кто еще не открыл свой талант, могут бесценно тратить свои школьные годы, переходя из одного класса в другой.

Общая проблема, связанная с занятиями и уроками, состоит в их насыщенности – материал, который преподаватели пытаются донести до детей, впоследствии может пригодиться разве что для прохождения университетских вступительных тестов.

Выходит, что мы получаем обширные знания, которые невозможно применить на практике, и школьники фактически задыхаются в потоке ненужной информации. Собственно говоря, похожая картина продолжается и в университете, где наравне с узкопрофильными дисциплинами нам продолжают «впаривать» общеобразовательные.

Для того чтобы избежать развития по шаблону, вы никогда не должны останавливать развитие навыков и проявление талантов, потому что это именно то, в чем школьник сможет проявить себя в будущем. И никакое количество ненужного школьного материала не должно отнимать это у нас.

Методы обучения

Лишь небольшое количество элитных школ перешло на революционные методы преподавания. Но они остаются недоступными широкой публике из-за одной простой причины – дороговизны. Должно быть, это неправильный поворот в истории человечества, где все решили, что хорошее образование должно иметь невероятно высокую цену.

В школе, даже в самой элитной, мы получаем баллы за выполнение различных видов работ. Это и тесты, и контрольные, и рефераты. Неизменно ученики получают оценки и за старые добрые эссе.

Но попробуйте спросить у своих учителей и преподавателей когда они в последний раз писали сочинение? Скорее всего, их ответ не будет «вчера».

Так почему мы тратим так много времени, изучая, как правильно писать сочинения, если этот навык почти полностью бесполезен в дальнейшей жизни?

Существует не так много времени, чтобы успеть чему-нибудь научиться. Мы вполне можем сделать это в течение короткого периода времени, но необходимо определиться с тем, как именно этому обучать. Не все продвинутые школы являются дорогими.

Поэтому вся суть заключается в том, чтобы тщательно рассмотреть всевозможные варианты, и выбрать то общеобразовательное заведение, в котором не будут придерживаться шаблонных методов.

То, в котором большая часть будет уделяться практической части, творческим заданиям и психологическим тренингам.

Умелые руки

Многие, покончив с образованием, должны начать жить самостоятельно, наслаждаясь конфиденциальностью и независимостью. Но есть несколько вещей, о которых вы, вероятно, забыли. Каждый из нас хотя бы раз сталкивался с необходимостью мелкого ремонта в доме.

Но какова вероятность того, что вы умеете обращаться с инструментом? Держали ли вы хоть раз в руках отвертку? Поэтому, не стоит путать банальную замену лампочки с действительно важной работой по дому.

Уже в школьном возрасте нам необходима практика, которую может предоставить далеко не каждый урок труда.

Незнание денежной системы

Еще одна вещь, которую вы должны наверняка знать, это как управлять своим капиталом. Школьная дисциплина «экономика» совершенно этому не учит.

Вместо того, как планировать семейный бюджет, мы изучаем всякие законы спроса и предложения, рисуем кривые, и т. д.

Как это поможет в обычной жизни? Да никак! Поэтому детей следует заранее обучать финансовому делу, чтобы не возникло проблем во взрослом возрасте.

Отсутствие кулинарных навыков

И последняя, но не менее важная причина того, почему школа не сможет подготовить вас к реальному миру, имеет отношение к вашему дому. Вы должны быть в состоянии прокормить себя. Но многие, когда выходят на кухню, становятся клоунами с ножом и кастрюлей в руках.

Кулинария – это не только весело, но и отличный способ снять стресс. Да, на уроках труда еще изучают приготовление блюд.

Но в каждой ли школе нас учат готовить? И если учат, то принимают ли участия в этом мальчики? А ведь уметь прокормить себя и снимать стресс подобным образом должны не только девушки.

Один последний совет – ходить на внешкольные занятия. Естественно, каждый должен иметь широкую базу знаний и узнать обо всем в своей жизни. Но мы должны брать свое будущее в свои руки и построить все именно так, как этого хотим. Есть достаточно времени на все, если это «все» правильно спланировать.

Светлана, www.poznaysebia.com

Источник: http://www.poznaysebia.com/2016/08/11/shkola-ne-gotovit-nas-k-zhizni/

Родители довольны школой, но не подготовкой к ЕГЭ

Вчерашняя школа не подготовит к завтрашней жизни

Вопреки распространенному мнению о падении качества образования, родители российских учеников школами в целом довольны.

Однако, при всем лояльном отношении к этим учебным заведениям, семьи считают, что без дополнительных занятий дети не смогут успешно сдать итоговые экзамены.

Татьяна Клячко, Елена Авраамова и Дмитрий Логинов в журнале НИУ ВШЭ «Вопросы образования» проанализировали отношение к школе со стороны родителей

Оценка, которую дают образовательному учреждению родители учеников, так или иначе, свидетельствует о его качестве. По разным причинам российские школы неоднородны по качеству обучения и преподавания. Сокращению этих контрастов должен был способствовать рост зарплат учителей (мера предусмотрена Указом президента РФ от 7 мая 2012 года).

Однако эти надежды еще не оправдались, отметили эксперты Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (РАНХиГС): директор Центра экономики непрерывного образования Татьяна Клячко, завотделом Института социального анализа и прогнозирования Елена Авраамова и старший научный сотрудник этого института Дмитрий Логинов. «Повышение зарплат учителей пока не стимулировало процесс сокращения дифференциации школ по качеству образования, – указали они. – Несмотря на довольно высокую удовлетворенность школьным образованием в целом, родители склоняются к мнению, что без дополнительных занятий их дети не смогут сдать ГИА и ЕГЭ на высокие баллы». Статья Клячко, Авраамовой и Логинова «Эффективность школы – позиция родителей» опубликована в журнале «Вопросы образования», № 3 за 2014 год.

Базу исследования составили данные опроса Центра экономики непрерывного образования РАНХиГС, проведенного в мае-июне 2013 года.

В проекте участвовали 3300 родителей школьников разных возрастов в трех регионах России, которые по социально-экономическим характеристикам репрезентируют страну: в Свердловской области (регион-донор), Воронежской (регион среднего уровня) и Ивановской области (высокодотационный регион).

При этом позицию родителей можно считать консолидированной, поскольку, как показал опрос, существенной разницы в восприятии школьной ситуации во всех трех регионах, несмотря на разный уровень жизни, не наблюдается.

Спецшкола – не гарантия качества

То, что учебное заведение позиционирует себя в качестве спецшколы, само по себе не гарантирует высокого качества образования, показал опрос. И, наоборот, школа, считающаяся обычной, может демонстрировать уровень выше среднего. Иными словами, в восприятии родителей качество обучения в школе не всегда соответствует ее типу.

Три четверти учащихся посещали обычные общеобразовательные школы, четверть – школы с углубленным изучением отдельных предметов, гимназии или лицеи. При этом более чем в половине случаев (почти 55%) родители оценили школу своих детей как обычную, свыше 17% назвали ее одной из самых сильных школ в городе (районе), а почти 28% отнесли ее к уровню выше среднего.

Казалось бы, оценка школы тесно связана с ее типом. Родители детей, учившихся в спецшколах, чаще характеризовали эти учреждения как сильные. Вместе с тем, даже здесь не было единства мнений. Каждый десятый родитель такого ученика считал его школу слабой.

Уровень «простых» школ родители чаще оценивали как обычный (70% случаев). В то же время в каждом пятом случае респонденты говорили, что уровень такой школы как «выше среднего», отметили исследователи.

Образование и воспитание в одном «флаконе»

И эксперты, и педагоги признавали, что в современной школе воспитание сведено к минимуму. Между тем, со стороны родителей на него существует немалый спрос. Во всяком случае, воспитание входит в число тех ключевых задач, которые, по мнению семей, должна решать школа (ответов по поводу задач могло бы несколько).

Более того, воспитание оказалось на втором месте (сразу после базовой образовательной номинации – получения знаний для будущей профессии). Школа должна приучать к дисциплине и систематическому труду, считают 64,9% опрошенных.

И лишь чуть большая доля респондентов – 65,6% – акцентирует получение знаний, отмечается в статье.

Высокой значимостью в представлении родителей обладают и такие цели школьного обучения, как получение разнообразных знаний о мире (61,4%) и навыков общения (59,1%). Иначе говоря, семьи выделяют и функцию социализации в школе.

Менее важным кажется респондентам приобщение детей к спорту, искусству и туризму. Большое значение этой задаче придают менее половины родителей (46%).

Родители не выделяют в качестве основных только одну или две задачи школьного образования. Это означает, что эффективность школы для родителей предполагает многофункциональность образования.

Школы учатся на «четверки»

Хуже всего, по данным опроса, школа справляется с задачей, которую и сами родители считают менее значимой. Речь идет о приобщении к спорту и искусству. О том, что оно удалось, говорят менее трети (31%) респондентов.

Остальные задачи школа, по мнению родителей, выполняет лучше. В то же время до «пятерки» она не дотягивает. По каждой из вышеназванных целей менее половины респондентов оценили работу школы на «отлично».

В таблице 1 представлено соотношение ожиданий родителей и их оценки выполнения конкретных задач школами, где учатся их дети. Судя по таблице, школа в целом отвечает запросам родителей. В отношении многих школьных задач подавляющее большинство мам и пап, считающих их важными, отмечают, что школа выполняет эти задачи в высокой или в некоторой степени.

Таблица 1. Соотношение запросов родителей и выполнения их школами, %

Важность задачиСтепень выполнения задачи школой
В высокой степени, в некоторой степениВ малой степени, школа не позволяет достичь этой цели
Получение знаний, необходимых для приобретения будущей профессии
Очень важно, достаточно важно85,99,5
Важно в малой степени, совсем не важно22,6
Приучение к дисциплине, систематическому труду, обучение правилам поведения и т. п.
Очень важно, достаточно важно91,15,8
Важно в малой степени, совсем не важно21,1
Получение знаний, расширяющих представление о мире, дающих право называться образованным, культурным человеком
Очень важно, достаточно важно93,14,7
Важно в малой степени, совсем не важно1,70,5
Получение навыков общения сос сверстниками, учителями и т. п.
Очень важно, достаточно важно91,54,1
Важно в малой степени, совсем не важно2,61,7
Приобщение к спорту, искусству, туризму и т. п.
Очень важно, достаточно важно76,212,1
Важно в малой степени, совсем не важно6,15,6

Источник: статья Т.Клячко, Е.Авраамовой и Д.Логинова

Максимум расхождения запроса и удовлетворенности его выполнения наблюдался в задаче приобщения к спорту, искусству и туризму. 12% родителей расценивают эту цель как важную в той или иной степени, но при этом не считают, что школа дает возможность ее достичь.

Менее значительный разрыв между запросом и степенью его выполнения наблюдается в другом вопросе, более важном, – о возможности получения знаний для будущей профессии. Школа не позволяет достичь этой цели, считает каждый десятый родитель (9,5%).

Фактически результаты опроса оказались парадоксальными, подчеркивают авторы статьи. «Российское общество недовольно состоянием школьного образования и считает, что его качество ухудшается, – пишут Клячко, Авраамова и Логинов. – В то же время, когда речь идет не о системе в целом, а о конкретных школах, родители оценивают выполнение школой их запросов достаточно высоко».

Спецшколы работают лучше

В степени удовлетворенности школой наблюдается дифференциация, связанная с типом учреждения, подчеркнули исследователи.

Родители, чьи дети учатся в лицеях, гимназиях и спецшколах, больше удовлетворены выполнением школой всех задач, чем те, чьи дети учатся в обычных школах.

Так, высоко оценили возможности получения знаний для будущей профессии 38% родителей учеников обычных школ и 50% родителей учеников лицеев, гимназий и спецшкол. С приучением к дисциплине результаты – 44% и 53% соответственно, с получением разнообразных знаний – 39% и 54%.

Таким образом, обучение в сильных специализированных школах больше отвечает запросам родителей. Эти учебные заведения лучше выполняют те задачи, которые, в представлении потребителей образовательных услуг, должны решаться в процессе школьного образования.

На основании этих данных исследователи делают и другой вывод: повышение зарплат учителей пока не способствовало сокращению различий школ по качеству образования.

Для сдачи ГИА и ЕГЭ нужны дополнительные занятия

Несмотря на высокую удовлетворенность школьным образованием в целом, родители склоняются к мнению, что одного лишь школьного обучения, без дополнительных занятий, недостаточно для того, чтобы их дети могли сдать ГИА и ЕГЭ на высокие баллы.

Причем если в отношении ГИА в достаточности школьного образования для успешной сдачи уверены 38% родителей, то в отношении ЕГЭ – лишь четверть.

Уверенность в том, что школьного обучения вполне хватает для сдачи итоговых экзаменов на высокие баллы, выше у родителей, чьи дети учатся в спецшколах. Однако даже в этих продвинутых учреждениях в достаточности школьного обучения для сдачи ГИА уверены меньше половины родителей (42,5%), а в его достаточности для сдачи ЕГЭ – менее трети (28%).

Таким образом, школа, по мнению большинства родителей, не выполняет задачу подготовки к аттестационным экзаменам.

Рост зарплат учителей слабо сказался на качестве школ

Так как родители в целом позитивно оценивают работу школ, где учатся их дети, вопрос о том, как изменится ситуация с образованием в результате повышения зарплат педагогов, для опрошенных родителей не имеет решающего значения. Часть родителей вообще не знают о том, что зарплата учителей росла (почти каждый пятый родитель – 18,6% – считает, что она за последнее время не менялась).

На этом фоне изменились оценки экономического положения учителей. Почти 78% опрошенных относят большинство школьных учителей к среднеобеспеченному слою, отметили Клячко, Авраамова и Логинов.

«Российский учитель перестал восприниматься родителями, а следовательно, и учащимися, как человек экономически неуспешный, – подчеркивают эксперты РАНХиГС. – Теперь учитель – представитель среднего класса готовит к жизни поколение, в котором этот средний класс должен стать ведущей социальной стратой российского общества».

Вопрос с зарплатами учителей воспринимается уже не столь остро. Так или иначе, почти треть родителей (31%) считают, что рост зарплат педагогов может ощутимо повлиять на качество обучения. Отрицают такое влияние чуть меньше опрошенных – 28%. И 40% респондентов склоняются к мысли о незначительности такого влияния.

Таким образом, родители оценивают положение в школах их детей вполне позитивно. Это касается разных школ. При этом рост зарплат педагогов пока не воспринимается родителями как мера, радикально повышающая их оценки разных сторон обучения.

Однако это не значит, что увеличение зарплат учителей было необязательной мерой социальной политики. Во-первых, оно спустя какое-то время даст результаты. Во-вторых, низкие доходы педагогов ставили их в унизительное положение и лишали мотивации. Повышение зарплат учителей восстановило их статус в обществе.

См. также:

В регионах доходы педагогов растут неравномерно
Спецшколы эффективнее репетиторов готовят к сдаче ЕГЭ
Социальный статус родителей влияет на успеваемость детей
Южанинова А.В. Ожидания школьников относительно будущей работы
Родители нацеливают детей на успех в профессии

Автор текста: Соболевская Ольга Вадимовна, 28 октября, 2014 г. Образование ЕГЭ образование Школа

на IQ.HSE

Источник: https://iq.hse.ru/1758479.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.