Виды насилия и их последствия

Понятие, причины, формы и виды насилия — определение в психологии. Последствия насилия у взрослых. Профилактика и реабилитация

Виды насилия и их последствия

Насилие – одна из глобальных проблем всего человечества. Формы и виды насилия разнообразны, с ними можно столкнуться дома, на работе, на улице – где угодно. Жертвами становятся как взрослые, так и дети. Давайте попробуем разобраться в нюансах этой непростой, но важной проблемы.

Понятие насилия

В широком смысле насилие можно определить как принудительное воздействие на кого-либо: оскорбление, унижение, использование в своих целях и т. д. Цель любого насилия – подавить волю и личность жертвы.

В психологии нет единого определения насилия, потому воспользуемся одним из наиболее полных (автор И. М. Пономарева): «Насилие – применение индивидом или социальной группой различных форм принуждения (вплоть до вооруженного воздействия) с целью приобретения или сохранения политического, экономического, психологического господства, завоевания каких-либо прав и привилегий».

К насилию прибегают дети в школах и детских садах, политики и руководители компаний, мужья и жены, родители, случайные прохожие. Не будем рассматривать случаи из психиатрии, говорить о маньяках.

Мы рассмотрим склонность к насилию с психологической точки зрения. Хотя сама по себе такая модель поведения аномальна, стоит отметить, что встречается она и у здоровых клинически людей.

Давайте разберем популярные в быту формы и виды насилия, их причины и последствия.

Виды и формы

В психологии нет единой классификации видов насилия. Предлагаю рассмотреть типологии на основе характера насильственных действий и места.

По характеру действий насилие бывает психологическим, физическим и сексуальным. Рассмотрим каждый вид подробнее:

  1. Психологическое насилие – действия, направленные на унижение, оскорбление, высмеивание, издевательство над ребенком или взрослым. Иногда этот вид называют эмоциональным насилием.
  2. Физическое насилие – умышленное причинение физического вреда. Авторитарный стиль воспитания с телесными наказаниями тоже можно отнести к физическому насилию.
  3. Сексуальное насилие – сексуальное удовлетворение при помощи другого человека, но против его желания. Жертва физически или психологически не способна дать отпор либо не понимает в силу особенностей своего развития характер действий агрессора. Принуждение, склонение к сексуальной близости под угрозами тоже является сексуальным насилием.

По месту развития событий насилие бывает семейным, школьным, социально-бытовым, рабочим:

  1. Семейное насилие – психологическое, физическое или сексуальное насилие над ребенком или взрослым в семье. В этом случае часто сочетается физическое и психологическое насилие. Цель семейного насилия – запугать, внушить чувство страха, обрести контроль над жертвой. Некоторые родители так пытаются добиться уважения их авторитета, а некоторые супруги – верности и преданности партнера.
  2. Школьное насилие (буллинг) – физическое или психологическое насилие между детьми или между педагогом и учениками. Направленность отношений разная: насилие детей над учителем, насилие учителя над учениками, унижение одного ребенка одноклассниками, насилие одного ученика над другим (другими).
  3. Насилие на работе (моббинг) – чаще психологическое насилие в форме оскорблений, утаивания информации, дезинформации, сплетен, давления. Возникает между работниками или работниками и руководством.
  4. Социально-бытовое насилие – психологическое, физическое или сексуальное насилие от незнакомых или малознакомых людей на улице, в транспорте и других общественных местах.

Как мы видим, насилие по характеру действий не зависит от места и может относиться к любой категории. Что касается форм насилия, то они стремятся к бесконечности (на что хватит фантазии агрессора). Среди популярных форм можно назвать крики, оскорбления, избиение, пинки, толчки, клевету, порчу имущества.

Причины насилия

Насильник жаждет власти. Он хочет самоутвердиться, возвыситься за счет унижения личного достоинства жертвы. Как считал Фрейд, миром правят чувство голода, секс и жажда власти. Это базовые потребности, которые обуславливают активность личности. Но у некоторых людей жажда власти переходит в патологическое стремление доминировать.

Причиной насилия может стать любой пустяк: случайный толчок в транспорте, «неправильный» цвет кофты, какое-либо действие, не соответствующее ожиданиям агрессора. Всех ситуаций и причин не назовешь. Но можно выделить два основных механизма или пути формирования склонности к насилию: фрустрация базовых потребностей и социальное научение. Рассмотрим оба механизма подробнее:

  1. Теория о неудовлетворенных базовых потребностях как причине насилия принадлежит Фрейду. Психоаналитик полагал, что неудовлетворенная потребность в еде, воде, безопасности, сексе, общении, самоуважении, уважении, принадлежности способствует накоплению энергии и повышению напряжения. Тело и психика требует разрядки. Агрессия и насилие – примитивный способ снять напряжение. Хочу отметить, что в данном случае базовые потребности рассматриваются не как первичные, а как свойственные каждому человеку. Конечно, согласно пирамиде Маслоу, потребность в самоуважении или сопричастности находится на более высоком уровне, чем еда.
  2. Теория социального научения насилию принадлежит А. Бандуре. Психолог экспериментально и методом наблюдения определил, что насилие как паттерн поведения усваивается их семьи, СМИ, культуры и субкультур общества. Притом формируется это поведение не за счет наказаний и подкреплений, а на основе имитации и идентификации, подражания значимому человеку.

В ряде случаев первый и второй механизм действуют сообща. Например, когда ребенок становится свидетелем бытового насилия между родителями. Он и страдает от фрустрации, и усваивает модель отношений. Позже такие дети проявляют агрессию в отношении более слабых детей, людей или животных.

Последствия

Последствия насилия бывают ближайшими и отдаленными. К ближайшим последствиям относятся:

  • травмы;
  • сотрясение мозга;
  • потеря сознания;
  • тошнота и прочее ухудшение самочувствия;
  • психические расстройства, заставляющие в ответ на агрессию бежать, прятаться, замирать, «отключать» эмоции или отвечать агрессией.

Постепенно усиливается чувство тревоги, страх, гнев. Нередко у жертвы возникают депрессивные наклонности, чувство собственной неполноценности. А также к отдаленным последствиям относятся соматические заболевания, личностные расстройства, задержка в развитии, социальные трудности (например, неспособность построить длительные отношения).

Реабилитация

Насилие превращается в психотравму. Справиться с ней и посттравматическим синдромом самостоятельно невозможно. Нужно обязательно посетить психолога.

Для реабилитации недостаточно устранить сами инциденты насилия, само воздействие. Нужно устранить травматические воспоминания, переживания, связанные со случившимся. Важно дать выход чувствам жертвы. Реакции индивидуальны, но часто встречаются:

  • страх;
  • отрицание;
  • потрясение от ощущения безвыходности ситуации или непринятия альтернативных вариантов решения;
  • чувство вины и беспомощности;
  • гнев;
  • недоверие;
  • противоречивость;
  • депрессивные и суицидальные наклонности.

Реабилитация проходит поэтапно: работа с мыслями, эмоциями, поведением. Для коррекции состояния используется индивидуальная или групповая терапия (не все жертвы могут и хотят работать в группе).

В ходе психотерапии предстоит решить следующие задачи:

  1. Определить проблемы, связанные с насилием.
  2. Помочь клиенту получить доступ к собственным ресурсам.
  3. Восстановить чувство безопасности и контроля.
  4. Выявить и укрепить сильные стороны клиента.
  5. Добиться полного или максимального самопринятия.
  6. Скорректировать самооценку.
  7. Определить долю ответственности жертвы. Определить, как избежать подобного в будущем.
  8. Восстановить целостность личности.
  9. Помочь интегрироваться в общество, восстановить социальные связи.

Для индивидуальной работы применяется когнитивно-поведенческая терапия, гештальт-терапия, психодрама, арт-терапия, телесно-ориентированная терапия. Подробнее о каждом методе психотерапии читайте в статье «Виды психотерапии и их краткое описание».

Групповая психотерапия полезна тем, что служит источником эмоциональной поддержки, понимания и принятия, активного слушания. Групповая психотерапия избавляет клиентов от страха и изоляции. Чем еще полезна групповая терапия:

  • умножение личностных ресурсов;
  • чувство безопасности;
  • снижение тревоги и восприятия своего случая как уникального в результате обмена опытом;
  • атмосфера доверия и открытости, которая дарит позитивный опыт общения, взаимодействия.

В условиях групповых занятий используются те же методы психотерапии, что на индивидуальных консультациях: арт-терапия, гештальт, психодрама, когнитивно-поведенческая терапия.

Профилактика

В целях профилактики нужно сформировать устойчивую установку о недопустимости насилия в любом его виде и форме. Нельзя придерживаться мышления жертвы, нужно знать о зависимых отношениях, уметь определять их. Вместе с этим необходимо поддерживать на адекватном уровне самооценку и чувство собственного достоинства, знать методы психологической и физической самозащиты.

Жертвами становятся люди с особым виктимным типом мышления. Но в то же время важно понимать, что не все зависит от самого человека. Стать жертвой насилия может каждый, но в ваших силах минимизировать эту вероятность.

Источник: https://psychologist.tips/4468-ponyatie-prichiny-formy-i-vidy-nasiliya-opredelenie-v-psihologii-posledstviya-nasiliya-u-vzroslyh-profilaktika-i-reabilitatsiya.html

Насилие в семье: виды и фазы насилия в семье

Виды насилия и их последствия

Чаще всего насилие в семье испытывают женщины

Домашнее насилие – это не только запугивание, физическое воздействие на члена семьи, но и психическое, сексуальное и экономическое давление.

Жертвы домашнего насилия являют в основном женщины (60% случаев), которым стыдно признать свою беспомощность, часто воздерживаются от разрыва супружеских отношений.

Как выглядит механизм насилия в семье и куда жертвы могут обратиться за помощью?

О насилии, мы говорим в том случае, когда муж, жена или другой член семьи наносит физический вред или психическую травму ближнему, с которым живет под одной крышей. Субъект насилия, используя свое преимущество над жертвой, пытаясь над ней доминировать, запугать, унизить и вывести на определенное поведение.

Если пострадавший вовремя не среагирует и не освободится от тирании партнера, со временем ей будет все труднее разорвать заколдованный круг насилия.

 Месяцы, а иногда даже годы унижений меняют у потерпевшего восприятие самого себя  и он начинает постепенно переписывать такой образ собственной личности, как хочет убедить его мучитель. это достаточно опасное состояние, способное привести к самоубийству.

Тогда единственным выходом является обращение в организации, которые располагают правовыми средствами, чтобы наказывать лиц, виновных в насилии.

Колесо власти и контроля

Насилие в семье — когда имеет место?

О насилии можно говорить тогда, когда проявляются следующие особенности поведения:

  • действия виновного являются сознательные и преднамеренные;
  • тип отношений, в которых одна из сторон подчинена другой и преступник использует свое преимущество физическое, психическое, экономическое и социальное, чтобы доминировать над жертвой;
  • это отношения, в которых субъект действия при своем поведении нарушает права и личное имущество потерпевшего;
  • причиняет ущерб, физическому и психическому здоровью, и вызывает страдания у человека, который испытывает насилие.

Из-за постоянного насилия в семье подрывается общее здоровье жертвы. На фоне снижения защитных свойств начинают формироваться тяжелые заболевания. в этот период необходимо обязательно позаботиться о собственном здоровье и предпринять все меры, чтобы повысить иммунитет.

Формы насилия в семье и ее примеры

Статистика насилия в семье над женщинами

Различают 4 основные формы насилия в семье:

  1. Физическая. Субъект нарушает телесную неприкосновенность другого человека: бьет, пинает, дергает, шлепает, душит, толкает, тянет за волосы, и т.д. Причем делать это может не особо болезненно, чтобы на теле не оставалась следов домашнего насилия.
  2. Психическая. Преступник нарушает человеческое достоинство жертвы. Это самая распространенная форма насилия и определяет широкий спектр поведения, от ежедневной критики и унижения, до тяжелых форм оскорбления, угроз, запугивания, (например, забрать детей, совершить суицид), преследование, слежения, ставит запреты.
  3. Сексуальная. Человек нарушает сексуальную сферу жертвы, т. е. силой или угрозами принуждает к сожительству, насилует или наводит на другие практики сексуального характера против ее воли. К насилию относятся также громкое комментирование внешнего вида другого человека, дразнит его, оценивает сексуальные возможности и т. д.
  4. Экономическая. Преступник нарушает право собственности потерпевшего или пренебрегает им. Насилие этого типа включает в себя такие действия, как умышленное уничтожение чужого имущества, кража денег, документов, оформление кредитов на совместный счет без ведома, или принуждение для погашения долгов и т.д. Экономическое насилие проявляется также в случаи похищения детей для выкупа, лишения еды, одежды, отсутствие ухода в болезни, поддержки в психическом и материальном плане.

Проще всего доказать в суде применение физического насилия, труднее всего – психического.

Последнее гораздо реже сообщается правоохранительным органам, потому что часто жертвы вообще не осознают, что кто-то вредит им в психическом плане.

Угрозы, оскорбления или преследование со стороны близкого человека рассматривают как элемент повседневной жизни, следовательно, отсутствие решительной реакции.

Я жертва домашнего насилия – что делать?

Жертве насилия в семье есть куда обратиться за помощью!

Допущение насилия психического или физического на члена семьи — это преступление, за которое грозит наказание до 5 лет лишения свободы. Если в доме доходит до актов насилия, жертва должна как можно скорее отреагировать:

  1. Вызвать полицию. Службы обязаны вмешаться при подозрении на насилие в семье. В случае если преступник ведет себя агрессивно, полиция может применить временный арест на 48 часов.
  2. Собрать доказательства насилия. В этом случае необходимо сделать обследование, которое может выполнить даже обычный семейный врач. Он выдает заключение, в котором должно быть описание состояния здоровья потерпевшего, виды и причины травмы. Если насилие имеет характер постоянный, не следует скрывать его перед близкими и друзьями ее физических следов на теле. Чем больше людей о них знает, тем больше свидетелей и шансов на наказание преступника.
  3. Сообщить в учреждения, которые оказывают помощь жертвам насилия в семье. Они оказывают профессиональную юридическую помощью. Жертва может воспользоваться их помощью и при желании направить дело в суде. Сотрудники учреждения помогают в общении с полицией, прокуратурой и принимают участие в судебном разбирательстве.

Внимание!!! На сегодняшний момент домашнее насилие декриминализировано. Однако некоторые случаи могут рассматриваться как уголовное преступление, поэтому и сохраняется необходимость доведения дела до суда.

Фазы домашнего насилия

Жертвы домашнего насилия могут годами не признаваться в своих страданиях и тем самым защитить агрессора перед уголовной ответственностью.

Их пассивность отчасти объясняет тот факт, что виновником является лицо им близкий, чаще всего муж и что они стыдятся реакции окружающий на обвинение его в насилие.

Все это время они также имеют надежду на внутреннюю трансформацию партнера потому, что агрессия с его стороны не имеет постоянного характера и является чередованием периодов покоя и даже счастья. Эти изменения иллюстрируют последовательные фазы насилия в семье:

  1. Фаза нарастания напряжения. Партнер становится раздражительным, все больше и больше вещей его раздражает, часто атакует словесно. Жертва пытается любой ценой его успокоить и оправдать его поведение.
  2. Фаза острого насилия. Преступник дает волю своему напряжению, и впадает в безумие, уничтожает в доме различные вещи, бьет домашних животных, допускает физическое насилие и угрожает жертве, запугивая ее. Достаточно малейшего предлога, чтобы вывести его из равновесия и спровоцировать агрессию. Жертва сразу после опыта насилия в шоке, испытывает страх, но через какое-то время пытается рационализировать поведение партнера, ищет в себе причины его вспышек ярости.
  3. Фаза «медового месяца». Когда преступника понял, что переступил черту, в нем проявляется, угрызение совести. Он хочет исправить свои ошибки и меняется до неузнаваемости. Становится добрым, отзывчивым, чутким, покупает близким подарки, говорит о своих чувствах и обещает, что никогда больше не поднимет руку.

Цикл затем повторяется сначала, после периода спокойствия в партнере, снова нарастает напряжение, результатом которого являются очередные скандалы и физическое насилие. Однако надежда, которую дает фаза «медового месяца», все время удерживает жертву перед донесением на преступника в правоохранительные органы.

Источник: https://GiviteZdorovo.ru/nasilie-v-seme-vidy-i-fazy-nasiliya-v-seme/

Виды насилия над детьми и их влияние на детей

Виды насилия и их последствия

Действия или отсутствие действий со стороны родителей или других взрослых, в результате которых физическое или умственное здоровье ребенка нарушается или находится под угрозой повреждения. Например, телесные наказания, удары ладонью, пинки, царапанье, ожоги, удушение, грубые хватания, толкание, плевки, применение палки, ремня, ножа, пистолета и т.д.

Влияние на ребенка (поведенческие и психологические индикаторы):

  • При повреждении любых органов тела происходит нарушения в органах чувств, задержка развития, малоподвижность
  • Дети могут становиться агрессивными, тревожными, что сказывается на их отношении с другими людьми
  • Могут быть необычайно стеснительными, нелюбопытными, избегать сверстников, бояться взрослых и играть только с маленькими детьми, а не с ровесниками;
  • Страх физического контакта, боязнь идти домой
  • Тревога, когда плачут другие дети, тики, сосание пальцев, раскачивание

Медицинские индикаторы физического насилия над ребенком:

1. Раны и синяки:

  • разные по времени возникновения
  • в разных частях тела (например, на спине и груди одновременно)
  • непонятного происхождения
  • имеют особую форму предмета (например, имеет форму пряжки ремня, ладони, прута)

2. Отказ от медицинской помощи, противоречивые показания о происхождении повреждений.

3. Повторяющаяся госпитализация.

Особенности поведения родителей или попечителей, позволяющие заподозрить жестокость по отношению к ребенку:

  • Противоречивые, путанные объяснения причин травм у ребенка или отказ дать объяснения.
  • Позднее обращение за медицинской помощью, иногда инициатива обращения за помощью исходит от постороннего лица.
  • Перекладывание ответственности за травму на самого ребенка.
  • Неадекватность реакции родителей на тяжесть повреждений, в сторону их преувеличения или преуменьшения.
  • Отсутствие обеспокоенности за судьбу ребенка.
  • Невнимание к ребенку, неоказание ему эмоциональной поддержки, лишение ласки.
  • Поведенческие признаки психических расстройств или патологических черт характера (агрессивность, возбужденность, неадекватность и др.).
  • Выказывание большой обеспокоенности собственными проблемами, не относящимися к здоровью ребенка.
  • Повествование о том, как их наказывали в детстве.

В подростковом возрасте, периоде взрослости, в семейной жизни лица, подвергавшиеся физическому насилию в детстве, могут быть жестоки с окружающими.

Очень важным отличием жертв во взрослом возрасте является неспособность справляться с проблемами, а также искать и получать помощь от окружающих людей.

Когда ребенок-жертва не получает помощи от собственных родителей, это подрывает его способности к поиску помощи и взаимоотношениям с людьми в будущем

Взрослые, пережившие в детстве насилие, так же, как и большинство жертв жизненных травматических событий, страдают либо от пониженного, либо от повышенного контроля за своими чувствами, импульсами, уровнем тревоги. Оказалось, что когда дети-жертвы достигают взрослости, они имеют существенный риск обнаружить психопатологию.

Характерные черты взрослого человека, не справившегося с травмой насилия в детстве:

  • жестокость, насилие, отсутствие заботы в семье;
  • хаотичная или дезорганизованная семья;
  • потеря интереса и неприятие подростка семьей;
  • низкое качество общения членов семьи между собой;
  • саморазрушающее поведение;

2.Отсутствие заботы о детях:

Невнимание к основным нуждам ребенка в пище, одежде, жилье, медицинском обслуживании, присмотре.

Влияние на ребенка:

  • не растет, не набирает подходящего веса или теряет вес. Ребенок постоянно голодает, попрошайничает или крадет пищу
  • брошенный, без присмотра, не имеет подходящей одежды, жилища
  • нет прививок, нуждается в услугах зубного врача, плохая гигиена кожи
  • не ходит в школу, прогуливает школу, приходит в школу слишком рано и уходит из нее слишком поздно
  • устает, апатичен, отклонения в поведении, вандализм.

3.Эмоционально дурное обращение с детьми (психическое насилие):

  • обвинение в адрес ребенка (брань, крики)
  • принижение его успехов, унижение его достоинства
  • отвержение ребенка
  • длительное лишение ребенка любви, нежности, заботы и безопасности со стороны родителей
  • принуждение к одиночеству
  • совершение в присутствии ребенка насилия по отношению к супругу или другим детям
  • похищение ребенка
  • причинение боли домашним животным с целью запугать ребенка.

Влияние на ребенка:

  • задержка в физическом, речевом развитии, задержка роста (у дошкольников и младших школьников)
  • импульсивность, взрывчатость, вредные привычки (сосание пальцев, вырывание волос), злость
  • попытки совершения самоубийства, потеря смысла жизни, цели в жизни (у подростков)
  • уступчивость, податливость
  • ночные кошмары, нарушения сна, страхи темноты, боязнь людей, их гнева
  • депрессии, печаль, беспомощность, безнадежность, заторможенность.

4.Сексуальное насилие над детьми:

Любой контакт или взаимодействие между ребенком и человеком, старше его по возрасту, в котором ребенок сексуально стимулируется или используется для сексуального удовлетворения. Это:

  • ласка, эротизированная забота;
  • демонстрация половых органов, использование ребенка для сексуальной стимуляции взрослого;
  • изнасилование с применением силы, орально-генитальный контакт;
  • сексуальная эксплуатация (порнографические фотографии с детьми);
  • проституция.

Влияние на ребенка:

  1. Ребенок обнаруживает странные (причудливые), слишком сложные или необычные сексуальные познания или действия;
  2. Может сексуально приставать к детям, подросткам, взрослым;
  3. Может жаловаться на зуд, воспаление, боль в области гениталий;
  4. Может жаловаться на физическое нездоровье;
  5. Девочка может забеременеть;
  6. Ребенок может заболеть болезнями, передающимися половым путем;
  7. Скрывает свой секрет (сексуальные отношения со взрослыми или со сверстником) из-за беспомощности и привыкания, а также угрозы со стороны обидчика.

Особенности поведения взрослых, позволяющие заподозрить эмоциональное насилие по отношению к собственным детям:

  • Оскорбление, брань, обвинение или публичное унижение ребёнка;
  • Отказ в утешении, когда он действительно испуган или подавлен;
  • Постоянное сверхкритичное отношение к ребенку;
  • Негативная характеристика ребенка;
  • Отождествление ребенка с нелюбимым или ненавистным родственником;
  • Перекладывание на него ответственности за свои неудачи;
  • Открытое признание в нелюбви или ненависти к ребенку.

Если хотя бы на один из этих пунктов есть ответ “да”, то необходимо обратиться за помощью.

Источник: https://www.traumatherapy.com.ua/content/vidy-nasiliya-nad-detmi-i-ih-vliyanie-na-detey

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.