Вижу! Слышу! Чувствую!

Вижу, слышу, ощущаю: секреты убедительной речи – психология

Вижу! Слышу! Чувствую!

Общение – основная форма взаимодействия современных людей друг с другом. Зная и понимая основные правила эффективного общения, можно во многом упростить свое взаимодействие с другими.

Одним из важных нюансов любого общения является умение слушать собеседника.

Согласно статистике почти половину (45%) любого процесса общения в жизни человека занимает именно слушание, но оно не всегда эффективно и правильно осуществляется.

Слушание бывает критическое и пассивное. Второй тип умения слушать распространен гораздо больше, во время общения человек делает вид, что слушает, фильтруя поступающую информацию и улавливая только то, что, по его мнению, важно в словах другого. Критическое слушание позволяет услышать все, что сказал человек, добавить к этому визуальный образ и обобщить целостную картину.

Критическое слушание требует приложить усилия, настроить свой ум и мышление на волну другого человека, мобилизовать свое внимание и сконцентрироваться на говорящем. Может показаться, что сделать это сложно, а научиться этому долго и проблематично. Но мнение это ошибочно. Умение слушать – это навык, которому может научиться каждый, кто этого захочет.

Не умею слушать людей

Каждый, наверное, замечал, что когда в разговоре собеседник мысленно далеко и не слышит другого человека, это неприятно и выглядит некультурно. Сначала появляется недоумение, потом разочарование и обида. Напротив, когда человек внимательно и активно слушает, это находит отклик в душе и позволяет почувствовать себя важным и значимым.

Иногда в разговоре двух людей, особенно находящихся в близких отношениях, гораздо важнее слышать не то, что они говорят, а то, как они это говорят, что позволяет услышать гораздо больше, чем они изначально собирались сообщить друг другу. Только научившись быть активным слушателем, будет возможен такой уровень взаимодействия.

Очень важным навыком умение слушать является в бизнесе, ведь деловые переговоры – это неотъемлемая часть партнерских отношений. Уделяя мало внимания слушанию, можно нажить себе больших проблем и даже потерять деньги.

К сожалению, почти все тренинги и семинары, посвященные умению общаться, направлены на то, чтобы научить человека говорить, четко выражать свою мысль и даже уметь убедить другого в своей точке зрения. Умению слушать обучают гораздо реже, но этому вполне можно научиться самостоятельно.

Освоив навык активного слушания, человек может получить гораздо больше важной информации в разговоре, а главное – надолго задержать ее в своей голове. Такое умение позволит сконцентрировать мысли на общении, сфокусировать внимание на собеседнике и находиться здесь и сейчас. А это, в свою очередь, станет важным шагом в саморазвитии.

Как научиться слушать

Для того, чтобы освоить навык внимательного и активного слушания, требуется выполнять несколько несложных, но очень важных правил:

Тренировка ушей и органа слуха. Необходимо сконцентрироваться на ушах и заставлять себя слышать как можно большее количество окружающих звуков. Природа наделила человека способностью одновременно слышать все многообразие звуков вокруг него, выделяя при этом самое важное. Такие тренировки помогут вспомнить природные навыки организма.

Освоение навыка сознательного слушания. Необходимо принять для себя решение научиться активно слушать и постоянно практиковать это. Приняв решение добиться максимальных результатов, нужно стараться вовлекаться в процесс общения, активировать свой ум.

Следить за собой и слушать гораздо больше, чем говорить. Люди делятся на две группы: одни слушают для того, чтобы услышать, а другие слушают, чтобы скорее сказать что-то свое. Активное слушание – это навык первой группы людей. Нужно дослушать любую мысль до конца, а только потом подумать, если ли что сказать по этому поводу.

Научиться сопереживать. Слушая человека, нужно постараться стать на его место, воспринять его слова и рассказ через себя. Именно такое умение позволяет лучше понять говорящего, посмотреть на ситуацию его глазами.

Слушая другого человека, не стоит осуждать его манеру высказывать свои мысли. Необычное построение предложений или насыщенность рассказа словами-паразитами может вызвать у человека чувство превосходства над собеседником. И тогда весь разговор будет сконцентрирован на этих особенностях, а не смысле информации, которую он хочет сказать.

Практически в любой информации есть какая-то польза и интерес. Даже если человек говорит на тему, совершенно неинтересную другому, нужно постараться найти что-то интересное и занимательное в разговоре. Зачастую скучную или непонятную тему люди привыкли «пропускать мимо ушей», а это противоположный навык активному слушанию.

Не стоит во время разговора придумывать свой ответ, лучше внимательно дослушать до конца, а потом слова придут сами.

Оптимизм и удовольствие от каждого разговора. Общаясь с другим человеком, нужно наслаждаться сказанными словами и полученной информацией. Если общение с человеком не может принести радости, лучше его не начинать. Если двое людей начали общение, нужно настроить свое сознание на получение чего-то важного, ценного и полезного в ходе разговора. Тогда слушать будет легко и приятно.

Слушая новый и сложный материал, не стоит впадать в панику и думать, что освоить такую информацию не получится. Мозг – это мышца, которую нужно постоянно тренировать. Пытаясь усвоить и понять сложную информацию, человек тренирует свой мозг, а значит, растет и развивается.

Научиться навыку синестезии – это полезная способность объединять все окружающие факты в целостную картину. То есть нужно не только слышать информацию, но и слушать голос, оценить позу, невербальные сигналы, движения и т.д. Для этого во время разговора нужно включать все шесть чувств, а не пользоваться только слухом.

Подключая в общение воображение, можно визуализировать для себя все, что говорит собеседник. Представив произносимые слова в виде картинок и образов, можно гораздо лучше и глубже понять рассказ.

Мозг человека умеет работать и думать гораздо быстрее, чем он себе это представляет. Поэтому так важно нагружать его умственной работой, заставляя использовать свои внутренние ресурсы и думать быстрее.

Пока собеседник говорит, другой человек может обдумать, взвесить, проанализировать, обобщить и сделать выводы.

Это гораздо полезнее и эффективнее, чем погрузить мозг в сон, пропуская всю неинтересную информацию.

Бороться с рассеянностью иногда кажется очень сложно, но при тщательном подходе вполне возможно. Основное правило – забыть о рассеянности, вернуть себя в разговор и сосредотачиваться на каждом сказанном слове. Блокируя мешающие слушать факторы, человек вовлекается в разговор и становится активным слушателем.

Истина – очень субъективна. Если настроить себя на то, что истинными могут быть две противоположные точки зрения, будет легче воспринимать заблуждения другого человека.

Во время слушания нужно принять удобную позу. Часто работники выходят из кабинета руководителя и понимают, что почти не восприняли ту информацию, которую говорил начальник. Это связано с тем, что подчиненный стоял «по стойке смирно», боясь пошевелиться. Для активного слушания нужна поза внимания и концентрированности, тогда информация достигнет цели.

Может показаться, что правил активного слушания слишком много, но выполнять их несложно. Подключая к каждому разговору по одному или два навыка, человек заметит со временем, что слушает гораздо внимательнее и активнее, а сказанная информация остается в памяти.

Чаще всего научиться активно слушать человеку мешает обычная лень. Гораздо проще делать вид, что разговор интересен, а информация воспринимается внимательно, чем прилагать усилия для понимания и восприятия чужой точки зрения.

Иногда люди не умеют слушать потому, что их никто этому не учил с детства. Но в сознательном возрасте ситуацию можно исправить: достаточно понять, насколько важно уметь активно слушать, и захотеть научиться делать это правильно.

Упражнения для тренировки

Существует несколько упражнений, выполняя которые человек может помочь себе развить навык активного слушания.

  1. Для выполнения первого упражнения, нужно удобно сесть на стуле или кресле, постараться расслабиться, отпустить все тревоги и беспокоящие мысли. И слушать. Постараться уловить все звуки, которые присутствуют вокруг человека. Прислушаться и понять, откуда они исходят, кто их издает и т.д.
  2. Во время разговора внимательно следить за своими мыслями и пресечь любое желание перебить говорящего. Заставить себя дослушать до конца, а только потом позволить себе высказать свою точку зрения.
  3. Прислушиваться к программам на радио. Обычно люди ищут по радио музыку, но нужно попробовать воспринимать слова аудиально. После программы подумать, какая информация была получена, полезна ли она, может ли человек повторить то, что услышал.

Нет ничего невозможного для того человека, который решил чему-то научиться. Навык активного слушания – это важно умение, освоив которое человек может качественно улучшить свою жизнь и взаимодействие с другими людьми.

Источник:

Вижу, слышу, ощущаю: секреты убедительной речи — Психологос

Каждый знает, что глаза видят, уши слышат, тело ощущает, голова думает, но любопытно то, что преимущественное развитие одного из этих каналов восприятия меняет язык человека, используемый им словарь.

Приглядываясь, прислушиваясь, стараясь почувствовать людей и размышляя над их речью и реакциями, вы без большого труда узнаете эти типажи: увидите визуала, услышите аудиала, ощутите кинестетика и определите рационала. Например, в одной и то же ситуации вы можете услышать идентичные по смыслу, но такие разные по модальности фразы:

– Вы все увидите: перед нами — визуал.

Очевидно, что в его словаре также: «Надо присмотреться. Какая четкая картинка! Гляди: полная ясность и радужные перспективы!» Любимой женщине: «Дай на тебя полюбоваться… Ты восхитительна!»

– Вы все услышите: аудиал всегда прислушивается, как — громко, тихо или ритмично говорят собеседники, и ему режет уши, когда вместо мелодичного журчания беседы начинается визг или хриплый лай. Любимой женщине: «Твой голос — самая чарующая мелодия!»

– Вы во всем разберетесь…: кинестетик стремится двигаться и действовать. Сидеть на одном месте, ощущая себя мешком с… картошкой, его вот так (ладонью проводит по горлу) достало. Нечего ушами хлопать, надо брать ноги в руки и мотать отсюда! Любимой женщине: «Ты так притягательна, ты разжигаешь во мне желание, я тебя хочу!»

– Вы все поймете: является фактом, что некоторые субъекты в ситуации наличия альтернативы предпочитают модально неопределенные языковые конструкции, тем самым обоснованно заслужив оценочно нейтральное наименование: рационалы. Любимой женщине: «Мне никто не подходит так, как ты, и я очень ценю наши отношения. Ты должна знать: ты у меня в самых высоких приоритетах!».

Естественно, с рационалом нужно говорить на языке логики, четко формулируя тезисы, обосновывая их фактами и делая логично следующие из изложенной принципиальной схемы выводы, перечисленные в прилагаемом плане. И лучше всего — в письменном виде.

Аудиал услышит вас тогда, когда вы уберете свои, ничего не говорящие ему бумажки и расскажите произошедшее, по возможности интонационно точно воспроизводя все диалоги: – Я ему говорю: «Послушайте, в этом же распоряжении все сказано!» — А он: «И слышать не хочу!» Визуалу нужно все рисовать, и чем образнее будет ваша речь и проще картинки, тем очевиднее будет между вами взаимопонимание. Тут должна быть картинка… Чтобы достучаться до кинестетика, в деловых отношениях предусмотрены посещения бани, хороший коньяк — и «по рукам!», в близких отношениях — важно придвинуться к нему (к ней), взять эти руки в свои и, подстроив дыхание, говорить, ссылаясь на свои ощущения.

Если мы говорим не на том языке, который наиболее понятен нашему собеседнику, наши слова воспринимаются им как чужие и звучат не убедительно. Что делать? Две вещи.

Первое — учиться говорить на языке, наиболее близком вашему собеседнику, второе — чаще в своей речи использовать все три ВАК-модальности одновременно. В этом случае собеседник как будто видит то, что вы хотите ему показать, слышит то, что вы ему говорите, практически чувствует то, что вы хотите ему донести.

Часто это называется — средства художественной выразительности речи. Полезно разрабатывать свою речь, делая ее более художественно выразительной, такой, чтобы чаще говорить объемно, чередуя модальности, легко переходя от картинок к звучанию и вовремя затрагивая кинестетические переживания.

Это не только способствует большей убедительности нашей речи, это полезно и для нас самих: в этом случае мы воспринимаем мир ярче и красочней, более звучно и более терпко….

Можете потренироваться, превращая голый текст в текст если не художественный, то по крайней мере сенсорно объемный. Как? Берем просто предложение, например «Корова вышла из хлева». Очевидно, что в этом предложении использована только визуальная модальность, да и то слабо.

Что будет, если сюда добавить звучания? «Корова выглянула из-за угла и что-то глухо промычала, му!» Однако здесь еще недостаточно кинестетики.

Добавим? «Корова, переминаясь, лениво вышла из теплого хлева и глухо промычала, му!» Уже лучше, но можно сделать картинку еще богаче: «Черная корова, переминаясь и мотая головой, лениво вышла из теплохо хлева, глухо промычала и легла в свежий, хрустящий снег».

Речь, собранная из таких живых картинок, остается в памяти собеседника. Чем больше картинок, тем быстрее вас понимает собеседник, однако картинки как быстро приходят в сознание человеку, так быстро и могут уйти. Если вы хотите, чтобы ваши картинки жили дольше, задевали в собеседнике что-то живое и погружались в него, нужно наполнять текст кинестетикой.

Упражнение КВАКание

Если вы работаете на Дистанции, вы возьмете для отработки этих умений упражнение «Квакание» (от аббревиатуры ВАК). и ОЗР упражнения:

  • Слышу в своей и чужой разговорной речи слова предпочитаемой модальности;
  • Умею делать свою речь сенсорно объемной, обогащая ее всеми ВАК модальностями;
  • Умею выстраивать свою речь на языке партнера, в рамках предпочитаемой им модальности.

Источник: https://obu4ayka.ru/stati/__trashed-1370.html

Вижу, слышу, чувствую. – Макс Черепица

Вижу! Слышу! Чувствую!

Поработал с записью практического вебинара Шинзена Янга о медитации, который организовывал Виктор Ширяев. Спасибо Вите за возможность получить этот опыт. Делюсь впечатлениями. Но сначала немного информации об учителе из анонса:

Шинзен Янг — один из ранних американских учителей медитации в традиции випассаны, автор собственного оригинального подхода, который он называет «Базовая внимательность» (Basic Mindfulness).

Подход Шинзена к обучению практике внимательности отличается техничностью, чёткостью изложения и структурностью подачи информации, что притягивает к нему многих людей из академических кругов.

Эта же структурность и склонность к научному мышлению привела к тому, что Шинзен является одним из первых и активных участников нейроисследований влияния медитации на мозг, сотрудничая с такими университетами, как Йель, Гарвард и Карнеги Меллон.

На этом вебинаре Шинзен рассказывал об одной из техник базовой внимательности — технике «Вижу-Слышу-Чувствую» и ее тут же можно было попробовать на себе. Подход действительно светский, логичный, структурированный. Приятно было слушать и Шинзена, и Виктора.

Хорошо подобранные слова инструкторов помогли быстро разобраться с техникой и погрузиться в практику. К вебинару прилагалась небольшая PDF-методичка, с которой рекомендовалось ознакомиться заранее.

Несмотря на то, что описание практики звучит довольно просто, у меня внезапно получилось лучше ее понять на слух, чем в виде текста и понимание тут же подкрепилось практикой. Другими словами, получать знание и опыт медтации в форме вебинара мне понравилось.

Шинзен Янг

Началось все с небольшого объяснения о том, что медитация осознанности сейчас продолжает набирать популярность в Северной Америке, да и в мире. Прозвучала цитата Арнольда Тойнби о том, что буддизм, пришедший на Запад — это возможно самое важное событие XX века.

(кажется, речь про эту цитату: “The coming of Buddhism to the West may well prove to be the most important event of the twentieth century”).

Слушателей успокоили, что несмотря на то, что медитация корнями уходит в буддизм, то сейчас многие учителя, особенно западные, преподают варианты медитации, в которых религиозной составляющей совсем нет, а по пути медитацию и ее влияние на человека исследуют ученые.

“The coming of Buddhism to the West may well prove
to be the most important event of the twentieth century”

Перед тем как перейти к практике, Шинзен сам озвучил несколько обычных основных вопросов на тему осознанности и ответил на них. Что такое осознанность? Набор навыков внимательности. Навыки можно развивать практикой.

С точки зрения базовой внимательности этот набор состоит из 3 навыков: сила концентрации — способность фокусироваться на том, что вы считаете в этот момент значимым; сенсорная ясность — в каждое мгновение внимательно отслеживать ваши переживания и ощущения;равностность — способность позволять любому опыту приходить и уходить и при этом не сопротивлятся ему и не удерживать его.

Зачем вообще этим всем заниматься? Последовал краткий ответ: чтобы оптимизировать все возможные грани человеческого счастья. Описываемые навыки помогают ощущать его более полно, независимо от того, что для вас счастье.

Практика

Дальше последовала практическая часть, основанная на технике «Вижу-слышу-чувствую». Я привык большую часть практики сосредотачиваться на дыхании, а тут предложили больше времени провести, обращая внимание на то, что я вижу (да, с закрытыми глазами), слышу или чувствую. Опыт очень понравился, планирую вкрутить в ежедневную практику.

Вкратце техника заключается в том, что садитесь в удобную позу, выпрямляете позвоночник, закрываете глаза. На каждую из трех частей упражнения уходило примерно по 20 минут.

Сначала сосредотачиваетесь на том, что видите. Если глаза закрыты, вероятнее всего, видно либо темноту, либо свет, который пробивается сквозь веки. Некоторые люди видят цвета. Это состояния визуального покоя. Потом обратите внимание, что вам начнут приходить некие ментальные образы — на них тоже нужно обращать внимание.

Например, я вслед за мыслями начал замечать, что части того, о чем я думаю причудливо визуализируются какими-то фрагментами: у меня перед глазами возникали помещения, лица, да что там — даже интерфейсы приложений.

Пока выполнял эту часть упражнения, физически более всего чувствовал веки, было даже в какой-то момент ощущение их как экрана, на который проецируются образы.

Потом внимание переносится на то, что вы слышите. Это не значит, что нужно начать отталкивать визуальные образы, просто нужно внимание уделять именно тому, что слышим.

Инструкторы указали на интересный момент: имеется в виду не только, что слышим из мира снаружи (например, пение птиц за окном или шум ветра, как было у меня), но и наши собственные мысли.

Мы можем слышать что-то снаружи, можем слышать наши мысли, можем не слышать ничего — это тоже окей.

Наконец, начинаем уделять внимание телесным ощущениям. Тут тоже важное замечание: не только физическим ощущениям (затекла спина, хочется почесаться), но и эмоциональными переживаниям — то, что мы переживаем эмоционально мы можем обнаружить где-то внутри тела.

Если ощущения приятные — наслаждайтесь, если неприятные — постарайтесь с ними подружиться, если ощущения нейтральные — постарайтесь ими заинтересоваться. Последние два совета, как и вообще отмечание нейтрального были для меня особенно полезными и интересными.

Попробовал, как сказано, подружиться с привычным уже некомфортным ощущением в левом плече — стало легче. Попробовал заинтересоваться ощущениями в коленях, на которые никогда не обращал внимание — показалось, что получилось.

Не знаю, как сформулировать ощущение про колени, но грубо говоря сидишь себе и как будто не чувтсвуешь, что они есть, а тут почувствовал — ощущения дейсвтительно именно нейтралные, но переживаемые.

Если ощущения приятные — наслаждайтесь,если неприятные — постарайтесь с ними подружиться,

если ощущения нейтральные — постарайтесь ими заинтересоваться.

Для каждой из трех частей Шинзен предлагает использовать первое время то, что он называет «ментальными ярлыками». Они помогут сохранять концентрацию на упражнении.

Когда работаем с визуальной частью — какждые несколько секунд повторяем про себя одно слово: «вижу». Если сосредоточится действительно сложно — можно шептать или говорить вслух.

В аудиальной части словом становится «слышу», в физически-эмоциональной — «чувствую».

Подробнее о технике можно прочитать в статье Шинезна Outline of Practice (английский).

Вопросы и ответы

После практики был небольшой перерыв, потом снова та же самая практика и за ней последовали ответы на вопросы слушателей.

— Что делать с дискомфортными телесными ощущениями?
Шинзен отметил, что тема обширная, посоветовал читать его книгу на тему. Она называется «Естественное избавление от боли» и ее как раз недавно перевел на русский Виктор.

И дал краткий ответ: с такими ощущениями мы сталкиваемся в нашей жизни постоянно. Взаимодейтсвовать с ними с точки зрения осознанности мы можем либо отвлекаясь и фокусируясь на чем-то другом, либо наоборот направляя все наше внимание на это ощущение и применяя навыки ясности и равностности, чтобы проработать его.

Если используем второй вариант, то от нас потребуется разбить неприятное ощущение на атомарные части и каждую часть насытить равностностью — со всем ощущением разом справиться будет сложно. Первое вермя сложно будет даже рассекать ощущение на части и работать с ним таким образом, но с практикой это умение придет.

Когда этот навык будет развит до оптимального состояние, то ощущение дискомфорта будет трансформироваться, по словам Шинзена, в поток энергии. Он сам отмечает, что в это сложно поверить до тех пор, пока не ощутишь это на себе.

Дискомфорт — это неизбежная часть жизни, а вот страдание — опционально и его можно избежать. Страдание — это дискомфорт, умноженный на сопротивление. Практика осознанности помогает избавляться от сопротивления. Результатом может стать то, что вы сможете ощущать даже сильный дискомфорт с минимальным или нулевым сопротивлением. Это займет время, но это важно.

Дискомфорт неизбежен. Страдание опционально.

Если речь идет о практике медитации, то когда вы почувствовали неприятные телесные ощущения, у вас есть выбор. Вы можете потянуться, поправить позу, почесаться и все такое.

С другой стороны это отличный повод потренировать осознанный подход к дискомфорту, описанный выше. Учитель напомнил, что медитация это упражнение. Как зарядка. Нельзя сразу поднять тяжелую гирю — нужно начать с небольших гантелей.

Если посмотреть на это таким образом, то умеренный дискомфорт во время медитации отлично подходит для того, чтобы потернироваться.

“,”author”:”Макс Черепица”,”date_published”:”2015-08-03T08:20:56.022Z”,”lead_image_url”:”https://miro.medium.com/max/851/0*vOWMH0oQr5rZwLI1.jpg”,”dek”:null,”next_page_url”:null,”url”:”https://medium.com/@MaxCherepitsa/%D0%B2%D0%B8%D0%B6%D1%83-%D1%81%D0%BB%D1%8B%D1%88%D1%83-%D1%87%D1%83%D0%B2%D1%81%D1%82%D0%B2%D1%83%D1%8E-%D0%B2%D0%B5%D0%B1%D0%B8%D0%BD%D0%B0%D1%80-%D1%88%D0%B8%D0%BD%D0%B7%D0%B5%D0%BD%D0%B0-%D1%8F%D0%BD%D0%B3%D0%B0-850a4c958f87″,”domain”:”medium.com”,”excerpt”:”Вебинар Шинзена Янга”,”word_count”:1197,”direction”:”ltr”,”total_pages”:1,”rendered_pages”:1}

Источник: https://medium.com/@MaxCherepitsa/%D0%B2%D0%B8%D0%B6%D1%83-%D1%81%D0%BB%D1%8B%D1%88%D1%83-%D1%87%D1%83%D0%B2%D1%81%D1%82%D0%B2%D1%83%D1%8E-%D0%B2%D0%B5%D0%B1%D0%B8%D0%BD%D0%B0%D1%80-%D1%88%D0%B8%D0%BD%D0%B7%D0%B5%D0%BD%D0%B0-%D1%8F%D0%BD%D0%B3%D0%B0-850a4c958f87

Вижу, слышу, чувствую — вебинар Шинзена Янга

Вижу! Слышу! Чувствую!

Поработал с записью практического вебинара Шинзена Янга о медитации, который организовывал Виктор Ширяев. Спасибо Вите за возможность получить этот опыт. Делюсь впечатлениями. Но сначала немного информации об учителе из анонса:

Шинзен Янг — один из ранних американских учителей медитации в традиции випассаны, автор собственного оригинального подхода, который он называет «Базовая внимательность» (Basic Mindfulness).

Подход Шинзена к обучению практике внимательности отличается техничностью, чёткостью изложения и структурностью подачи информации, что притягивает к нему многих людей из академических кругов.

Эта же структурность и склонность к научному мышлению привела к тому, что Шинзен является одним из первых и активных участников нейроисследований влияния медитации на мозг, сотрудничая с такими университетами, как Йель, Гарвард и Карнеги Меллон.

На этом вебинаре Шинзен рассказывал об одной из техник базовой внимательности — технике «Вижу-Слышу-Чувствую» и ее тут же можно было попробовать на себе. Подход действительно светский, логичный, структурированный. Приятно было слушать и Шинзена, и Виктора.

Хорошо подобранные слова инструкторов помогли быстро разобраться с техникой и погрузиться в практику. К вебинару прилагалась небольшая PDF-методичка, с которой рекомендовалось ознакомиться заранее.

Несмотря на то, что описание практики звучит довольно просто, у меня внезапно получилось лучше ее понять на слух, чем в виде текста и понимание тут же подкрепилось практикой. Другими словами, получать знание и опыт медтации в форме вебинара мне понравилось.

Началось все с небольшого объяснения о том, что медитация осознанности сейчас продолжает набирать популярность в Северной Америке, да и в мире. Прозвучала цитата Арнольда Тойнби о том, что буддизм, пришедший на Запад — это возможно самое важное событие XX века.

(кажется, речь про эту цитату: “The coming of Buddhism to the West may well prove to be the most important event of the twentieth century”).

Слушателей успокоили, что несмотря на то, что медитация корнями уходит в буддизм, то сейчас многие учителя, особенно западные, преподают варианты медитации, в которых религиозной составляющей совсем нет, а по пути медитацию и ее влияние на человека исследуют ученые.

Перед тем как перейти к практике, Шинзен сам озвучил несколько обычных основных вопросов на тему осознанности и ответил на них. Что такое осознанность? Набор навыков внимательности. Навыки можно развивать практикой.

С точки зрения базовой внимательности этот набор состоит из 3 навыков: сила концентрации — способность фокусироваться на том, что вы считаете в этот момент значимым; сенсорная ясность — в каждое мгновение внимательно отслеживать ваши переживания и ощущения; равностность — способность позволять любому опыту приходить и уходить и при этом не сопротивлятся ему и не удерживать его.

Зачем вообще этим всем заниматься? Последовал краткий ответ: чтобы оптимизировать все возможные грани человеческого счастья. Описываемые навыки помогают ощущать его более полно, независимо от того, что для вас счастье.

Вопросы и ответы

После практики был небольшой перерыв, потом снова та же самая практика и за ней последовали ответы на вопросы слушателей.

— Что делать с дискомфортными телесными ощущениями?
Шинзен отметил, что тема обширная, посоветовал читать его книгу на тему. Она называется «Естественное избавление от боли» и ее как раз недавно перевел на русский Виктор.

И дал краткий ответ: с такими ощущениями мы сталкиваемся в нашей жизни постоянно. Взаимодейтсвовать с ними с точки зрения осознанности мы можем либо отвлекаясь и фокусируясь на чем-то другом, либо наоборот направляя все наше внимание на это ощущение и применяя навыки ясности и равностности, чтобы проработать его.

Если используем второй вариант, то от нас потребуется разбить неприятное ощущение на атомарные части и каждую часть насытить равностностью — со всем ощущением разом справиться будет сложно. Первое вермя сложно будет даже рассекать ощущение на части и работать с ним таким образом, но с практикой это умение придет.

Когда этот навык будет развит до оптимального состояние, то ощущение дискомфорта будет трансформироваться, по словам Шинзена, в поток энергии. Он сам отмечает, что в это сложно поверить до тех пор, пока не ощутишь это на себе.

Дискомфорт — это неизбежная часть жизни, а вот страдание — опционально и его можно избежать. Страдание — это дискомфорт, умноженный на сопротивление. Практика осознанности помогает избавляться от сопротивления. Результатом может стать то, что вы сможете ощущать даже сильный дискомфорт с минимальным или нулевым сопротивлением. Это займет время, но это важно.

Если речь идет о практике медитации, то когда вы почувствовали неприятные телесные ощущения, у вас есть выбор. Вы можете потянуться, поправить позу, почесаться и все такое.

С другой стороны это отличный повод потренировать осознанный подход к дискомфорту, описанный выше. Учитель напомнил, что медитация это упражнение. Как зарядка. Нельзя сразу поднять тяжелую гирю — нужно начать с небольших гантелей.

Если посмотреть на это таким образом, то умеренный дискомфорт во время медитации отлично подходит для того, чтобы потернироваться.

Следующий вопрос был схожим, но речь шла о том, что делать, когда настигает эмоциональный дискомфорт. Например паника или страх. Шинзен сказал, что советы, приведенные выше — общие и тоже помогут, но сделал несколько полезных уточнений.

Прежде всего отметил, что когда эмоции сильные это можно расценивать как окно в истинных нас, расценвиать это как возможность лучше разобраться в себе. В повседневной жизни у нас много мыслей и ощущений, но они не очень яркие обычно и мы их просто не замечаем.

Но когда внезапно приходит сильная эмоция, то ее довольно легко обнаружить в себе. Учитель советует в такие моменты отслеживать, что именно относится к мыслям, что к образам, что к телесным состояниям. И помнить, что это возможность прозреть «я».

Со временем, практикуя, станет легче.

Так звучала теоретическая часть совета. На практике он посоветовал снова обратиться к ментальным ярлыкам: вижу, слышу, чувствую. Если эмоция вас переполняет попробуйте произносить ярлыки вслух. Важно, чтобы голос был мягким, низким, ровным, спокойным, почти безличным. Очень важный момент: вы не подавляете эмоцию, вы даете ей возможность отжить себя.

Потом попросили уточнить понятие равностность, Шинзен указал на то, что ответил на этот вопрос в статье, которая так и называется: Equanimity. Витя сделал перевод: вот он.

Напоследок прозвучал вопрос о том, что делать, если после практики возникает не ощущение ясности, а напротив сонливости и тупости.

В ответ Шинзен предложил несколько простых трюков:1) практиковать с открытыми или полуоткрытыми глазами. Физиологически так будет сложнее проваливаться в сон.2) регулярно укореняться в позе, особенно почаще выпрямлять позвоночник

3) вслух проговаривать ментальные ярлыки

Источник: http://maxcherepitsa.ru/blog/see-hear-feel/

Слышать, видеть, чувствовать: как ощущения объединяют людей

Вижу! Слышу! Чувствую!

«До чего же наш мир богат ощущениями, которые мы получаем через органы чувств! Летом нас может выманить из постели сладкий аромат воздуха, льющегося в окно спальни. Солнце рисует муаровые разводы на тюлевых занавесках, и кажется, будто они трепещут от потоков света.

Зимой порою слышишь, как птичка кардинал громко стучит в окно спальни, кидаясь на свое отражение, и хозяйка дома даже спросонок понимает, что это за звук. Она идет на кухню и варит ароматный, чуть горчащий кофе», — такими словами Диана Акерман, бакалавр искусств и доктор философии начинает свою книгу «Всеобщая история чувств» (изд. «Колибри»).

Она посвятила целую книгу исследованию ощущений (зрению, вкусу, слуху, обонянию и осязанию), потому что считает: физические ощущения возводят своего рода мосты не только между странами и культурами, но и между разными историческими эпохами.

Предлагаем узнать подробнее о том, как чувствуют люди всех времен и народов.

Обоняние

Мы чувствуем запахи непрерывно. «Закройте глаза — и перестанете видеть, заткните уши — и перестанете слышать, но если вы заткнете нос и попытаетесь перестать нюхать — умрете», — обращает внимание Диана Акерман.

Мы меняем запахи. «Мы вдыхаем воздух, и он, какое-то время находясь в нашем теле, как будто бы томится там на медленном огне. И выходит при выдохе из нашего тела уже измененным», — пишет ученая. Люди непрерывно меняют запахи в процессе дыхания.

Запахи сложно описать словами. Запахи многогранны и разнообразны: человек способен различить более 10 000 видов, память просто не сможет соотнести каждый с конкретным словом. Тем более бывает сложно подобрать слово, чтобы описать кому-то запах, который человек никогда не ощущал.

Наверное, именно потому запахи и оставляют о себе глубокое впечатление, потому что их так сложно называть. Кроме того, они еще пробуждают воспоминания и дремлющие чувства, радуют, балуют, вводят в искушение и предупреждают об опасности.

Осязание

Кожа отделяет человека от внешнего мира. «Мы пребываем у нее в заточении, но в то же время она дает нам индивидуальный облик, защищает от вторжений извне, охлаждает или согревает при необходимости, вырабатывает витамин D, удерживает телесные жидкости. Еще чудеснее то, что она может сама себя восстанавливать и постоянно обновляется», — пишет Диана Акерман.

Кроме того, кожа — самый большой орган человеческого тела и главный орган сексуального влечения.

Мы используем много осязательных метафор в речи. Их можно найти в любом языке: «мягкое сердце», «колкий взгляд», «твердое обещание», «жесткая вода». «То, что нас волнует, мы называем трогательным. Вопросы могут быть жгучими, щекотливыми или требующими деликатности», — подсказывает автор.

Осязание — самое непосредственное из всех чувств. «Если в ваше плечо всадил когти саблезубый тигр, на это нужно реагировать немедленно. Каждое возникшее тактильное ощущение или изменение ощущения (например, когда нежное прикосновение сменяется укусом) пробуждает в мозгу бурную активность».

Прикасаясь к чему-либо, человек запускает сложную цепь реакций, которые обрабатываются мозгом и вызывают немедленную реакцию.

Вкус

Вкус — чувство наиболее общественное. «Люди не очень-то любят обедать в одиночку, и пища является важным социализирующим компонентом».
За столом ведут переговоры, заключают сделки, празднуют дни рождения. Еда — непременный атрибут множества религиозных и мистических ритуалов.

Вкус улавливается труднее запаха. «Чтобы ощутить вкус вишневого пирога, требуется в 25 тысяч раз больше молекул, нежели для того, чтобы почуять его запах. Простуда, подавляя обоняние, снижает и остроту вкуса».

Еда — не только вкус, но и новые ощущения. Неправильно приготовленная фугу может убить. Жгучий перец не то чтобы вкусен, но заставит испытать полную гамму чувств и вызовет слезы. Морковью можно весело хрустеть, раздражая окружающих.

Слух

Низкие частоты люди воспринимают слабо. Вообще, в юности человек способен улавливать широчайший диапазон звуков — почти десять октав. С возрастом этот диапазон уменьшается.

«Низкие частоты люди воспринимают неважно, и это благо: в противном случае внутренние звуки тела оглушали бы нас точно так же, как рев водопада».

Можно понимать звуки, не зная языка. «Хныканье, плач, вопль, радость, воркование, вдохи и прочие возгласы, крики и призывы мы понимаем инстинктивно».

Зрение

Люди видят разные цвета. «В среднем человек различает 150—200 цветов.

Но люди видят не одинаковые цвета — особенно те из нас, у кого нарушено или отсутствует цветное зрение, — а таких много (в основном среди мужчин).

Голубой корабль может выглядеть по-разному, если смотреть на него с разных берегов реки, а также в зависимости от ландшафта, облачности и других обстоятельств».

К счастью, в основном мы умудряемся договориться, что же считать красным, зеленым или синим.

Свет помогает видеть и исцеляет. Человеку нужно совсем немного света, чтобы видеть: достаточно свечи, горящей на расстоянии более 15 километров. А вот чтобы чувствовать себя хорошо, света требуется больше.

«Светотерапию используют при лечении псориаза, шизофрении, сезонной депрессии».

Источник: https://lady.mail.ru/article/500957-slyshat-videt-chuvstvovat-kak-oshhushhenija-obedinjajut-ljudej/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.