Время кризиса: переход из начальной школы в среднюю

Время кризиса переход из начальной школы в среднюю стр. 15 – стр. 15

Время кризиса: переход из начальной школы в среднюю

Некоторые родители, неудовлетворенные учебой и поведением ребенка в начальной школе, возлагают большие надежды на переход в среднюю школу, полагая, что именно в пятом классе все начнется по-настоящему. И эти родительские ожидания вольно или невольно передаются детям. Ребенок тоже начинает ждать «новой жизни».

СОВПАДЕНИЕ ИЗМЕНЕНИЙ

Действительно, обучение в средней школе происходит более интенсивно и требует от учащихся большей самостоятельности. Однако не следует ожидать от перехода в среднюю школу слишком многого. Обучение в пятом классе опирается на базу навыков и знаний, полученных в начальной школе.

Переход учащихся из начальной школы в среднюю справедливо считается кризисным периодом. Многолетние наблюдения педагогов и школьных психологов свидетельствуют о том, что этот переход неизбежно связан со снижением успеваемости, хотя бы временным. Учащимся, привыкшим к определенным порядкам начальной школы, необходимо время, чтобы приспособиться к новому темпу и стилю жизни.

Часто внешние изменения совпадают по времени с началом физиологических изменений в организме детей. Все это в первую очередь отражается на качестве успеваемости (например, отличник в начальной школе вдруг в пятом классе начинает получать четверки и тройки). Хотя бывает и так, что ребенок, еле-еле учившийся в начальных классах на тройки, вдруг становится твердым хорошистом.

Можно ли избежать серьезных проблем с учебой при переходе в среднюю школу? Опыт показывает, что можно. Но для этого необходимо учитывать все факторы, влияющие на качество обучения в пятом классе.

ПРИВЫЧКА К КОНТРОЛЮ

В начальной школе учащиеся всегда находятся в поле зрения педагога, который контролирует степень их готовности к очередному уроку, помогает урегулировать конфликтные ситуации с другими учителями (например, ребенок забыл физкультурную форму, не принес альбом). Учитель начальных классов находится в тесном контакте с родителями. Он внимательно следит за тем, чтобы вся необходимая информация была записана в дневник и доведена до их сведения.

В средней школе дети оказываются предоставленными сами себе. Они должны самостоятельно переходить из кабинета в кабинет, готовиться к урокам, и очень часто им приходится самостоятельно решать вопросы с учителями. Опоздать на урок, забыть какую-нибудь учебную принадлежность, не сделать задание — все это становится более серьезным проступком, чем в начальной школе.

С классным руководителем пятиклассники встречаются только на уроках, которые он ведет, и на редких, к сожалению, классных часах. Естественно, что и родители не могут быть в курсе всего происходящего в школе.
Получается, что учащиеся, которые еще вчера были под постоянным контролем со стороны учителя и родителей, теперь должны совмещать учебные и организационные стороны школьной жизни.

Некоторые дети в силу своих психологических особенностей не готовы к подобной самостоятельности, они испытывают растерянность, все время все путают и забывают, не могут сосредоточиться на учебе. Другие дети настолько привыкли к постоянному контролю со стороны взрослых, что неспособны самостоятельно организовать собственную школьную жизнь. Все это, естественно, ведет к снижению успеваемости.

НА ПЕРВОМ МЕСТЕ — ФОРМА

С одной стороны, при переходе в среднюю школу мало что меняется: ребенка окружают те же одноклассники, в расписании указаны в основном уже знакомые предметы, а первые недели обучения посвящены повторению пройденного в начальной школе.

Он продолжает приходить в то же время в то же здание, ему задают домашние задания, так же спрашивают на уроках и ставят оценки.

Но, с другой стороны, занятия теперь проходят в новом кабинете, а часто — и в разных кабинетах. В расписании появились названия незнакомых предметов (ботаника, физика, история). И самое главное — каждый предмет ведет новый учитель.

Каждый учитель по-своему реагирует на происходящее в классе и предъявляет ученикам определенные требования. Например, для одного шум во время урока может быть естественным фоном его объяснений, а другой строго наказывает за малейшее отвлечение. Ребенку необходимо время, чтобы привыкнуть и научиться вести себя в соответствии с требованиями.

Следует помнить, что и учитель должен привыкнуть к классу, настроиться на работу с ним.

Многие учителя, которые берут пятый класс, до этого работали с выпускниками — взрослыми, самостоятельными учениками, а теперь также вынуждены привыкать к тому, что их новые подопечные нуждаются в дополнительном контроле, напоминаниях. Они могут рассуждать о серьезных вещах и терять одежду, учебники, забывать, в каком кабинете следующий урок и как зовут их учителя.

Период адаптации к новым правилам и требованиям может занимать у ребенка от одного месяца до целого года. В это время и может наблюдаться некоторый спад успеваемости, так как дети скорее заняты изучением формы, нежели содержания учебной деятельности.

НАЧАТЬ СНАЧАЛА

Как и любой кризис, переход в среднюю школу имеет и свои положительные стороны. Новая учебная ситуация позволяет преодолеть сложившиеся в начальной школе стереотипы.

Основной особенностью перехода в пятый класс, как уже говорилось, является смена учителей. Все предметы теперь ведут разные преподаватели. И хотя это создает определенные трудности, в то же время появление нового учителя всегда шанс для ребенка построить свои взаимоотношения с предметом по-новому.

Именно в пятом классе школьник получает возможность начать свою учебную жизнь сначала. Ученик с закрепившейся репутацией троечника или двоечника может стать хорошистом и даже отличником.

Многие старшеклассники вспоминают, что именно в пятом классе у них обнаружился интерес к тому или иному предмету, который не только способствовал повышению качества их обучения в целом, но и помог в дальнейшей профессиональной ориентации.

Вот пример из жизни десятиклассницы Маши, выбравшей для себя гуманитарное направление.Маша в начальной школе считалась слабой ученицей, часто получала тройки и двойки. Свою учительницу побаивалась, с одноклассниками отношения у нее не ладились. В общем, в школу ходить не любила.

Начальную школу она закончила с тройками по русскому языку, математике и «натянутой» четверкой по чтению. На первом же уроке литературы в пятом классе Маша что-то отвечала новой учительнице, и в конце урока та похвалила девочку и поставила ей в дневник пятерку за урок.

Маша была изумлена — она получила пятерку, как ей казалось, ни за что. Незнакомая учительница выделила ее.

Наверное, именно с этого дня урок литературы стал любимым для Маши, она стала больше читать, с нетерпением ждала уроков литературы.

И хотя с русским языком у Маши по-прежнему были проблемы, ей стало гораздо интереснее учиться, и из троечницы Маша превратилась в хорошистку.

Именно возможность для ребенка начать учебную жизнь сначала и является ключевым положительным моментом перехода в среднюю школу. Но сделать это ребенок может только при помощи окружающих: учителей и родителей.

ПРИЧИНЫ НЕУСПЕВАЕМОСТИ

Кроме рассмотренных специфических причин, влияющих на качество успеваемости в пятом классе, существуют и другие, характерные не только для этого возраста.

Физиологические изменения

Переход в среднюю школу может совпасть с началом физиологических изменений в организме ребенка. Ребенок начинает расти, становится плаксивым, все время хочет спать. Следствием этих явлений являются рассеянность, ослабление памяти, внимания. Естественно, что для адаптации ребенку в такой ситуации требуется больше времени.

Неуверенность в себе

Сформировавшись однажды, неуверенность в себе, в своих способностях «переходит» с ребенком из класса в класс. Ребенок как бы заранее считает, что у него ничего не выйдет, и даже не решается пробовать.
Причиной такой неуверенности в себе могут быть повышенная тревожность, давление со стороны близких, их излишняя требовательность, боязнь не оправдать ожиданий.

Неуверенность в себе может особенно сильно проявляться в переходном возрасте. Ребенок начинает критически относиться к себе и своим успехам, своей внешности и способностям чего-либо достичь. У многих подростков наблюдается резкое падение самооценки.

Помочь ребенку преодолеть эти трудности, почувствовать себя успешным и компетентным можно, только разобравшись в их причинах.

Личные проблемы

Резкое ухудшение качества обучения может быть связано с личными проблемами ребенка: поссорился с другом, влюбился, проблемы в семье и т.д. Знание того, что тревожит ребенка, поможет с терпением и пониманием отнестись к его неуспеваемости. Иногда достаточно переждать какое-то время, и все войдет в колею, а иногда необходима поддержка и помощь специалиста — психолога.

Отсутствие способностей

Скорее речь идет об отсутствии у ребенка каких-то выдающихся способностей, на что надеялись родители. Но в пятом классе появляются новые предметы, и у ребенка есть возможность проявить себя в совершенно новых сферах.

Отсутствие интереса

Очень частое явление — ребенок плохо учится, потому что ему неинтересно. Причины могут быть разные: постоянные неудачи, плохие отношения с учителем или сверстниками, личные проблемы. Иногда ребенок заявляет, что ему неинтересно учиться, потому что он не понимает, как то, что они изучают в школе, может пригодиться ему в жизни.

Объяснения, что потом это тебе точно пригодится или что учиться надо для общего развития, в этом случае не годятся. Но родители могут постараться наглядно показать ребенку смысл изучения того или иного предмета.

Жизнь постоянно ставит перед человеком задачи, требующие применения школьных знаний: например, без таблицы умножения очень сложно сосчитать, сколько денег понадобится на покупку продуктов.

А знание алфавита помогает ориентироваться в каталогах и энциклопедиях.

Разгадывание кроссвордов требует наличия определенных знаний на уровне школьной программы (географии, истории, литературы). Можно попросить у ребенка помощи, вместе с ним поискать ответ в учебниках.
Отправляясь с детьми в путешествие или просто добираясь из одного конца города в другой, можно предложить им рассчитать скорость движения или пройденное расстояние.

Когда кто-то из родных или знакомых собирается в путешествие, обсудите, как ему одеться и на какой климат рассчитывать, какие традиции надо будет соблюдать.

Собственный огород или даже цветы на подоконнике — хороший практикум по ботанике и даже генетике (в прошлом году цвели красные и белые гвоздики, а теперь из собранных с них семян почему-то выросли розовые).
А обсуждение различных кинотрюков продемонстрирует необходимость знания физических законов.

ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Если вас что-то беспокоит в поведении ребенка, постарайтесь как можно скорее встретиться и обсудить это с классным руководителем.

Если в семье произошли какие-то события, повлиявшие на психологическое состояние ребенка (развод, отъезд в долгую командировку кого-то из родителей, рождение еще одного ребенка и т.д.) сообщите об этом классному руководителю. Именно изменениями в семейной жизни часто объясняются внезапные перемены в поведении детей.

Проявляйте интерес к школьным делам, обсуждайте сложные ситуации, вместе ищите выход из конфликтов.Помогите ребенку выучить имена новых учителей, предложите ему описать их, отметить какие-то особые черты.Посоветуйте ребенку в затруднительных ситуациях обращаться за помощью к классному руководителю.

Не следует сразу ослаблять контроль за учебной деятельностью ребенка, если в период обучения в начальной школе он привык к вашему контролю. Приучайте его к самостоятельности постепенно: он должен сам собирать портфель, звонить одноклассникам и спрашивать уроки, делать часть домашних заданий на продленке.

Основными помощниками родителей в сложных ситуациях являются терпение, внимание и понимание.

Марина КРАВЦОВА

Источник: http://uchebana5.ru/cont/2596300-p15.html

Не хочу в школу! Как пережить переход из начальной школы в среднюю

Время кризиса: переход из начальной школы в среднюю

«Не хочу в школу, не пойду, не хочу, я ее ненавижу!» – вот уже весь сентябрь так начинается каждое утро в семье пятиклассницы Верочки. Родители схватились за голову.

Что случилось с их такой примерной и послушной девочкой? Еще 1 сентября Вера с гордостью несла красивый букет, по дороге рассказывая всем, что она теперь никакая не малышка, а самая что ни на есть настоящая ученица пятого класса средней школы.

А к концу сентября девочку как будто подменили: истерики, крики, за уроки усаживается с трудом, задания в дневник не записывает, все учебные принадлежности находятся в небрежном состоянии. Еще недавно Веру нельзя было оторвать от книги, а сегодня, чтобы заставить ее почитать, родителям приходится действовать различными способами, порой даже «антивоспитательными».

И если бы такая ситуация была единична! Счастливые пятиклассники идут в школу, а родители еще даже не догадываются, с какими трудностями им в скором времени предстоит столкнуться. «Что случилось с детьми? Мы их совсем не узнаем!» – недоумевают и родители, и учителя.

И действительно, еще недавно такие умные, послушные, дружные дети вдруг изменились до неузнаваемости: снизилась успеваемость, пропал интерес к учебе, дети стали неуправляемые, вспыльчивые, тревожные, когда-то дружный класс стал воевать между собой, конфликтовать с учителями, скрытничать.

Что? Что случилось с нашими детьми? Как нам справиться с такой ситуацией и как им помочь стать опять послушными и прилежными? Давайте разберемся, что же все-таки происходит.

Вспомним начальную школу

– У деток была одна учительница, которая не только учила их, но и заботилась, опекала, следила за внешним видом – она стала им второй мамой, рядом с которой малыши себя чувствуют под защитой.

– Ученики всегда находились в одном уютном кабинете, в котором все знакомо, привычно, уютно. Учебный класс для них – совсем как дом, учитывая, что в начальной школе многие учителя разрешают организовать уголок с игрушками, где дети могут отдохнуть от занятий.

– Начальная школа отделена от средней и старшей, где на переменах дети сталкиваются только со своими ровесниками, играя все вместе в веселые подвижные игры.

– Осваивают в начальной школе всего лишь несколько предметов, таких интересных, таких привычных. Требования к учебе своей «классной мамы» дети уже хорошо знают.

– Общение между учителем и родителями очень тесное.

Что меняется в средней школе

– Меняется классный руководитель. Еще вчера дети знали только свою Нину Николаевну, с радостью идя в школу, обнимая с утра любимую учительницу, преподнося ей подарки, сделанные своими руками или делясь с ней припасенной конфетой.

А сейчас им предлагают совсем неизвестную Ирину Викторовну, которая и выглядит не так, и голос у нее строже, и одевается она по-другому и совсем она какая-то чужая тетя.

А кроме этой чужой тети появляются еще и другие неизвестные люди, другие учителя, имена которых первое время даже запомнить трудно.

– Пятиклассникам приходится выйти что называется «в свет» и познакомиться со всей остальной школой. И вот бродят они дружно по закоулкам и коридорам учебного заведения в поисках нужного кабинета, растерянные и напуганные. Отсутствие постоянного кабинета, необходимость складывать вещи и переходить из класса в класс очень тревожит детей, вызывая чувство дискомфорта.

– Если раньше их окружали сверстники, то, перейдя в среднюю школу, ребята сталкиваются со старшеклассниками, снова ощущая себя маленькими. А если вдруг этот старшеклассник обидит?

– Предметов становится больше, учебников, тетрадей, учебных пособий больше. Как во всем этом разобраться? Как все это освоить? Как запомнить требования каждого учителя? Как научиться не только рассказывать домашнее задание, но еще уметь делать выводы из прочитанного, анализировать, не бояться высказывать свое мнение? Тревожность пятиклассников нарастает с каждым «как».

– Многие родители, считая, что ребенок вырос и уже самостоятельно может справляться со всеми трудностями, перестают пристально интересоваться школьной жизнью своих чад. Общение между классным руководителем и учителем происходит только на очень редких собраниях. Ослабевает контроль, а вместе с этим теряются доверительные отношения между детьми и родителями.

Все эти факторы очень негативно сказываются на процессе адаптации школьника, и если ему не помочь, то ситуация может выйти за рамки и привести к очень негативным последствиям.

Разве мы хотим, чтобы день начинался с детского плача, просьб не ходить сегодня в школу, привыкнем ли к вечерним крикам в попытках усадить свое чадо за выполнение домашнего задания? Естественно, мы желаем, чтобы все протекало тихо и безоблачно: ребенок проявляет интерес к учебе, учится самостоятельно, не принося забот и лишних хлопот, в семье царит идиллия и умиротворение. Для того чтобы все было так, необходимо понимать, что переход из начальной школы в среднюю – процесс еще более тяжелый, чем поступление в первый класс. Наша задача – совместными усилиями школы и родителей помочь пятикласснику прожить все этапы адаптации к новой ситуации.

Что делать?

– В первую очередь, родители должны подготовить ребенка к новому учебному году. Честно рассказать о новых условиях, новых учителях, предметах, учебниках, кабинетах, старшеклассниках и т.д., не пугая и не приукрашивая действительность.

Вместе приобрести или получить учебные пособия, разглядеть их повнимательнее, рассказать о том, что дети будут изучать на том или ином предмете, то есть предварительно познакомить ребенка с новыми уроками.

Если для нас слова «география» и «геометрия» привычны и знакомы, то для детей они еще из области «чудо-чудное».

– Обязательно наладить тесное отношение с классным руководителем. Обсудить Ваше с ним общение, обменяться телефонами, звонить и интересоваться жизнью ребенка вне стен дома, на деле показать педагогу, что Вы заинтересованы процессом обучения.

– Самому познакомиться со всеми преподавателями и помочь ученику записать и запомнить все новые имена учителей. Предложите ему описать каждого, отметить их особенности, черты.

– Попросить, если Вам это не сделали, организовать экскурсию по школе. Дети с родителями, в самом начале или же перед началом учебного года, смогут обойти все кабинеты, в которых предстоит им учиться.

– Если возникают конфликты, попросите ребенка не скрывать их, а обращаться за помощью к классному руководителю и Вам. Совместными усилиями можно разобраться и прекратить и даже предотвратить разгорающиеся «войны».

– Ни в коем случае не ослабляйте контроль! Приучать ребенка к самостоятельности нужно постепенно. Пусть на первых порах он сам только собирает учебники или же звонит одноклассникам, узнает домашнее задание, если забыл записать.

– Искренне интересуйтесь жизнью своего ребенка. Процесс перехода в 5 класс осложняется еще и многими психологическими и физиологическими факторами.

Дети активно начинают расти, происходят физиологические изменения, что может проявиться рассеянностью, постоянным желанием спать, плаксивостью, излишней тревожностью, ослаблением внимания.

Единожды сформировавшаяся неуверенность в своих силах активно проявляется именно в это время. И не удивляйтесь, что они отказываются даже попробовать что-то новое, наперед считая, что ничего не выйдет.

Чтобы помочь с неуверенностью, необходимо «докопаться» до пласта, в котором она зародилась.

Может, Вы когда-то нечаянным словом ее разбудили? В этом случае необходимо обратиться за помощью к психологу, вместе разобраться и помочь ребенку почувствовать себя успешным.

Интерес к учебе тоже можно привить. Не просто заставляйте ребенка делать домашние задания, а объясняйте, как тот или иной предмет пригодится в жизни.

Например, без знания таблицы умножения трудно сосчитать, сколько денег понадобится для того, чтобы купить новые игры; или выберете страну для путешествия и вместе изучите ее историю, географию, природу, людей, обычаи. Вдохновляйте ребенка к учебе и вдохновляйтесь сами.

Очень часто мы возлагаем на своих детей большие надежды, решая за него, чем ему заниматься в будущем. Именно в пятом классе появляются новые предметы, в которых ребенок может себя проявить. Поддержите этот интерес, помогите развить ему способности!

Процесс адаптации ученика к новым условиям школы нелегок. Только Ваши терпение, внимание, любовь, понимание, искренняя забота и желание смогут облегчить переход из начальной школы в среднюю и помочь ребенку открыть новые горизонты знаний, новые океаны своих возможностей!

Анна Лавелина

Источник: http://rodnulechka.ru/ne-hochu-v-shkolu-kak-perezhit-perehod-iz-nachalnoj-shkoly-v-srednyuyu/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.