Японское искусство анимэ

Аниме об истории Японии

Японское искусство анимэ

Шесть мультфильмов, по которым можно изучить историю страны

Подготовил Валерий Корнеев

Самый первый японский мультсериал «Мгновения истории» (1961) был смесью кинохроники с документальным комиксом: аниматоры в поисках сюжетов часто обращаются к историческому материалу.

Авторы полнометражных аниме-фильмов и телепостановок, правда, распоряжаются родной историей крайне вольно: помещают известные персоналии в вымыш­ленный контекст, усиливают мифологический элемент повествования или вовсе переносят события, знакомые зрителю по школьным учебникам, в фэнтезийный мир. Arzamas выбрал шесть аниме-фильмов, которые можно назвать историческими, не слишком кривя душой.

«Повесть о Гэндзи» (1987), режиссер — Сугии Гисабуро

Сценарий Цуцуи Томоми, художник по персонажам — Накура Ясухиро, музыка Хосоно Харуоми, производство Group TAC, Nippon Herald Film Group

Полнометражная экранизация классического романа эпохи Хэйан  Хэйан — период в истории Японии с 794 по 1185 год, который характеризовался постепенным сокращением китайского влияния и среди прочего ростом популярности национальных культурных традиций.

(Датировка японских исторических эпох в разных научных школах отличается, и нижней границей периода Хэйан может считаться 710 год, когда в Наре была основана первая постоянная столица.), снятая во второй половине 1980-х под патронатом главной японской газеты «Асахи симбун», — аккуратное переложение первых 10 из 54 глав оригинала.

Сиятельный принц Гэндзи  Исследователи считают принца Хикару Гэндзи вымышленным персонажем. В числе возможных его прототипов — Минамото Такаакира (914–982), сын императора Дайго; Аривара-но Нарихира (825–880), поэт, художник, «японский Дон Жуан», и ряд других высокопоставленных особ.

, один из сыновей императора Кирицубо  Император Кирицубо также вымышленный персонаж., не находя иного приложения своим талантам и способностям, предается запретным удовольствиям с наложницей отца, принцессой Фудзицубо, будучи женатым на дочери министра Аои; другая его любовница, Рокудзё-но мисудокоро, дает волю своей ревности.

За круговертью любви и ненависти наблюдает юная Мурасаки Сикибу, которая позднее тоже станет возлюбленной принца.

Историки литературы полагают, что свитки «Повести о Гэндзи» были богато иллюстрированы, то есть походили на современную мангу, и фильм Сугии Гисабуро стал логичной инкарнацией первоисточника: здесь дух и темпоритмика (события развиваются крайне неторопливо) повести сочетаются с лаконичной, изящной и отточенной анимацией. По-своему любопытны и опыты режиссера-постановщика с компьютерной графикой: в те годы ее только начинали внедрять в аниме.

110-минутный фильм Сугии Гисабуро интересно сравнивать с другой экранизацией «Гэндзи» — 11-серийной постановкой Дэдзаки Осаму, снятой в 2009 году.

 Сериал охватывает куда больший фрагмент романа, дрейфуя в сторону праздничной пышности картинки и принятых сегодня визуальных стандартов, таких, например, как пресловутые разноцветные волосы (благодаря которым, чего уж греха таить, проще не запутаться в героях).

«Дочь Хокусая» (2015), режиссер — Хара Кэйити

Сценарий Маруо Михо, художник по персонажам — Итадзу Ёсими, музыка Фууки Харуми, производство Production I. G.

Первая половина XIX века, процветающий Эдо. Оэй, третья из четырех дочерей рисовальщика Тэцудзо, также известного как Кацусика Хокусай  Кацусика Хокусай (1760–1849) — крупный японский художник, иллюстратор, гравер. Использовал порядка 30 псевдонимов.

Автор серии иллюстрированных альбомов «Манга» (1814–1878) — «энциклопедии японского народа» эпохи позднего феодализма. Оказал существенное влияние не только на японское, но и на европейское искусство XIX века.

, не уступает ему по части таланта и порой выполняет перепавшие семье заказы, раскрашивая отцовские эротические гравюры сюнга или вовсе рисуя вместо него.

В отличие от Хокусая, который стыдится своей самой младшей дочери Онао, родившейся незрячей, Оэй проводит много времени с сестрой, рассказывая ей об окружающем их огромном городе.

Экранизация выходившей в 1980-х годах одноименной манги Сугиуры Хинако (1958–2005) — не просто художницы, но эксперта по быту, обычаям и искусству периода Эдо, автора, популяризовавшего фигуру Оэй (известно немногим больше десятка картин укиё-э  Укиё-э («образы изменчивого мира») — направление в японском изобразительном искусстве, активно развивавшееся в период Эдо (ок. 1600–1860). Техника многоцветной печати позволяла массово воспроизводить гравюры укиё-э, которые получили значительное распространение в среде городских жителей. кисти дочери Хокусая и две иллюстрированные ею книги). Это калейдоскоп городских зарисовок, в центре которого — сильная независимая женщина, незаслуженно забытая потомками. Режиссер Хара Кэйити, тихо воспевший современный Токио в своем предыдущем фильме «Многоцветье» (2010), обращается к прошлому этого города, застывшему на гравюрах главной героини.

«Босоногий Гэн» (1983), режиссер — Масаки Мори

Сценарий Накадзавы Кэйдзи, художник по персонажам — Томиcава Кадзуо, музыка Ханэды Кэнтаро, производство Madhouse

Знаменитый мультфильм по комиксу о мальчике из Хиросимы, который застал атомную бомбардировку и выжил; картина, наводившая лютый ужас на зрителей еще в Советском Союзе, где на нее водили целыми классами вместо уроков и после показов отпаивали детей валидолом.

Есть более тонкие аниме о судьбах японских детей, измолотых Второй мировой («Могила светлячков» Такахаты Исао, «Остров Джованни» Нисикубо Мидзухо), но нет более жесткого и прямолинейного.

Фильм повторяет автобиографическую мангу Накадзавы Кэйдзи (1939–2012), фиксируя последствия ядерного взрыва над центром 300-тысячного города, и дает наглядное представление о буднях гражданского населения в пораженной зоне. Учитывая постепенную ремилитаризацию Японии, не исключено, что пришло время для ремейка «Гэна».

«Ветер крепчает» (2013), режиссер — Миядзаки Хаяо

Сценарий и раскадровка Миядзаки Хаяо, художник по персонажам — Китаро Косака, музыка Дзё Хисаиси, производство Studio Ghibli

Школьник Дзиро Хорикоси грезит аэропланами, беседует во сне с авиаконструктором Джованни Капрони  Джованни Батиста Капрони (1886–1957) — авиаконструктор, инженер, пионер итальянского авиастроения. Основал компанию Caproni, первым в Италии построил одномоторный и многомоторный самолеты.

и к середине 1930-х выполняет наказ итальянца — становится разработчиком самолетов, пусть и боевых. Пока любящая его Наоко борется с туберкулезом, Дзиро конструирует прототип будущего «Мицубиси А6М» — выдающегося истребителя, легендарного «Зеро».

Наоко умрет, «Зеро» станет орудием камикадзе и улетит в вечность.

Прощальный фильм Миядзаки Хаяо (мэтр принял решение больше не возвращаться к полнометражным лентам) — избирательная экранизация повести 1936–1938 годов Тацуо Хори о туберкулезном санатории, вольный байопик о конструкторе Хорикоси (1903–1982), который действительно много сделал для императорской военной машины.

Кино очень личное, местами автобиографическое (конструкторское бюро не слишком отличается от аниме-студии). Звуковая дорожка нарочно смикширована в моно, гул Великого землетрясения Канто и рев моторов озвучены человеком. Место жены — в двух шагах позади, вояки — тупы, смертоубийство — зло, истребитель — это так красиво.

Гениям — можно.

«Со склонов Кокурико» (2011), режиссер Миядзаки Горо

Сценарий и раскадровка Миядзаки Хаяо, художник по персонажам — Кондо Кацуя, музыка Такэбэ Сатоси, производство Studio Ghibli

1963 год, окрестности порта Иокогама. Старшеклассница Мацудзака Уми каждый день поднимает во дворе сигнальные флажки в память об отце — военном моряке, пропавшем без вести на корейской войне. Вместе с другими подростками Уми пытается спасти от сноса особняк школьного клуба, попутно влюбляясь в одноклассника Сюна.

Образцовое ностальгическое аниме о японских шестидесятых, поразительным образом напоминающее советскую детскую прозу в целом и тимуровские повести Аркадия Гайдара в частности, снято старшим сыном Миядзаки Хаяо  Патриарх японской анимации Миядзаки Хаяо (р. 1941) — отец двоих сыновей.

Младший, Кэйскэ, работает резчиком по дереву; старший, Горо (р. 1967), к 40 годам переквалифицировался из ландшафтного дизайнера в режиссера анимационного кино, пойдя по стопам отца.в качестве своеобразной работы над ошибками.

Провальный аниме-дебют Миядзаки-младшего «Сказания Земноморья» (2006) послужил причиной публичной ссоры отца и сына. «Кокурико» же — солнечная лента о пользе общественного активизма и временах, когда цветной дым заводских труб воспринимался как знак прогресса.

Лента, рожденная будто для вербовки новых членов движения «Архнадзор», поставленная сыном по сценарию отца, стала знаком их примирения.

«Трудная дружба» (1997), режиссер — Дэдзаки Сатоси

Сценарий Дэдзаки Сатоси и Накакуры Сигэо, художник по персонажам — Ваки Такэси, музыка Накадзимы Юки, производство Magic Bus

Поздней осенью 1854 года в японский порт Симода прибывает фрегат «Диана» русской дипломатической экспедиции во главе с адмиралом Евфимием Путятиным  Евфимий Васильевич Путятин (1809–1883) — русский адмирал, государственный деятель, дипломат и путешественник..

 Это уже вторая попытка установить отношения с Японией, на протяжении 200 лет придерживавшейся политики самоизоляции. Начатые переговоры прерывает землетрясение — русский корабль оказывается разрушен ударом цунами.

Экипаж переселяется на берег, где помогает местным жителям справиться с последствиями разгула стихии.

Путятин и Тосиакира Кавадзи  Тосиакира Кавадзи, или Кавадзи Саэмон-но Дзё, (1801–1868) — политический деятель конца периода правления сёгунов Токугава, занимал пост казначея в военном правительстве.

подписывают Симодский трактат о торговле и границах, согласно которому между двумя государствами устанавливаются дипломатические отношения, для русских торговцев открываются несколько японских портов, России отходит часть Курильских островов. Моряки не без помощи местных жителей строят шхуну «Хэда» и отбывают на родину, японцы же получают ценный опыт работы над судами западного образца.

Анимационная версия этих событий рассчитана на зрителей среднего школьного возраста, мультфильм изрядно напоминает учебное пособие.

При этом авторы «Трудной дружбы» аккуратно обходят все возможные спорные вопросы, сделав акцент на личных отношениях персонажей (в центре внимания — японский мальчишка, чьими глазами увидены заморские великаны, которые быстро обретают человеческие черты).

В 1997 году кассету с записью фильма тогдашний премьер-министр Японии Рютаро Хасимото торжественно вручил президенту России Борису Ельцину, после чего «Дружбу» пару раз показали по российскому телевидению. В самой Японии картина практически неизвестна.  

Источник: https://arzamas.academy/materials/758

Искусство Японии: Аниме и Манга

Японское искусство анимэ

Слово ” манга ” произносится с ударением на первый слог и склоняется , но не имеет форм множественного числа . Слово ” аниме ” произносится с ударением либо на первый , либо на последний ( реже ) слог и не склоняется .

Часто считают, что манга и аниме ограничены определенными жанрами ( фантастика , фэнтези  и мистикой (ужасы)) и графическими стилями ( реалистичность, ” большие глаза “). Это  не совсем так. Термины ” манга ” и ” аниме ” определяют только основную культуру, на основе которой создаются соответствующие произведения, и более ничего.

 Для понятий ” японская анимация ” и ” японские комиксы ” существуют специальные термины.  В мире  нет другой страны, кроме Японии, в культуре которой комиксы и анимация играли бы столь большую роль. В самом деле, создатели наиболее популярных японских комиксов – национальные знаменитости и долларовые миллионеры .

Манга составляет около 30% всей печатной продукции страны и читается независимо от возраста и пола .

Манга

” Истории в картинках” известны в Японии с самого начала ее культурной истории . Даже в курганах – кофунах ( гробницах древних правителей ) археологи находят рисунки , по концепции и структуре напоминающие  мангу.

Распространению ” историй в картинках ” всегда способствовали сложность и неоднозначность японской письменности .

Даже сейчас японские дети могут читать взрослые книги и газеты только после окончания начальной  школы ( в 12 лет !).

Практически сразу после появления японской прозы появились и ее иллюстрированные пересказы , в которых текста было немного , а основную роль играли иллюстрации 

Первым японским комиксом считаются ” Веселые картинки из жизни животных “ , созданные в XII веке буддийским священником и художником Какую ( другое имя – Тоба , годы жизни – 1053-1140). Это четыре бумажных свитка , на которых изображена последовательность из черно – белых , нарисованных тушью картинок с подписями.

За почти тысячу лет своей истории ” истории в картинках ” по – разному выглядели и назывались . Слово ” манга  ( буквально – ” странные ( или веселые ) картинки , гротески “) придумал знаменитый график Хокусай  Кацусика в 1814 году , и , хотя сам художник использовал его для серии гравюр , термин закрепился для обозначения комиксов .

Манга практически всегда черно – белая , в цвете рисуются только обложки и отдельные иллюстрации . Большая часть манги – это сериалы ” с продолжением “, печатающиеся в газетах или ( чаще ) в еженедельных или ежемесячных журналах .

Обычный объем порции сериала в еженедельном журнале – 15-20 страниц . Популярную у читателей мангу переиздают в виде отдельных томов – танкобонов .

Существуют , разумеется , и короткие манга – рассказы , и манга , сразу изданная в виде танкобонов .

Журналов , печатающих мангу, в Японии множество . Каждый из них ориентирован на определенную аудиторию: На младших подростков – мальчиков , интересующихся фантастикой , или на старших подростков – девочек , интересующих балетом .

Наиболее сильны различия между женскими и мужскими журналами . Диапазон аудиторий таких журналов варьируется от малышей ( для них печатается манга без подписей ) до мужчин и женщин среднего возраста .

Уже есть эксперименты и в области манги для пожилых.

Создатель манги называется ” мангака ” . Обычно один человек ( часто – с помощниками – подмастерьями ) и рисует комикс , и пишет тексты , но встречается и групповое творчество . Тем не менее , над одной мангой обычно более трех – четырех человек не работает . Художественная цельность от этого повышается , а личные доходы – растут

Помимо профессиональной манги , существует и любительская – ” додзинси ” . Многие мангаки начинали как создатели додзинси ( ” додзинсика ” ). В крупных городах существуют специальные рынки , на которых додзинсики торгуют своей продукцией и иногда находят серьезных издателей для своих работ .

Аниме

Иногда говорят , что слово ” аниме ” – французское . Это не так . ” Аниме ” – сокращение от английского ” animation ” ( анимейшн ). При происхождении из французского было бы ” анима ” – от ” анимасьон ” . Термин ” аниме ” закрепился только в середине 1970- х , до этого говорили ” манга – эйга ” (” кино – комиксы “).

Виды аниме

Кодомо — аниме — аниме, предназначенное для детей.

Сёнэн — аниме — аниме, предназначенное для старших мальчиков и юношей (с 12 до 16-18 лет) .

Сёдзё — аниме — аниме, предназначенное для старших девочек и девушек (с 12 до 16-18 лет) .

Сэйнэн — аниме — аниме, предназначенное для молодых мужчин.

Дзё — аниме — аниме, предназначенное для молодых женщин.

ТВ — сериал — сериальное аниме, предназначенное для показа по телевидению.

ТВ — фильм — несериальное аниме, предназначенное для показа по телевидению.

OAV/OVA — аниме, созданное специально для выпуска на видео (Original Animation Video) . Бывает как сериальным (чаще) , так и одиночным. В настоящее время стандартная продолжительность OAV — 23-25 мин, в 1980- е же и в начале 1990- х бывали и часовые, и более длинные OAV.

Полнометражный фильм — аниме, предназначенное для показа в кинотеатре. Редко бывает короче 50 мин, обычная длина — от 60 до 90 мин.

Короткометражный фильм — аниме, предназначенное для показа в кинотеатре. Короче 30 мин, поэтому всегда демонстрируется вместе с другими такими же фильмами.

Жанры аниме

Сказка — жанр кодомо — аниме, экранизация классических сказок.

Комедия — разновидность аниме, главное для которого — юмор : пародии, комедии положений, словесные и трюковые шутки.

История — разновидность аниме, действие которого связано с теми или иными реальными историческими событиями.

Драма — достаточно редкий для аниме жанр драматически — трагического повествования. Основной признак — отсутствие выраженного «хэппи — энда „.

Научная фантастика (НФ ) — аниме, действие которого связано с существованием и использованием техники, не существовавшей на момент создания этого аниме (межзвездных космических кораблей, бластеров и т. д.) Обычно НФ — аниме излагает возможную историю будущего человечества, часто его сюжеты связаны с контактами с пришельцами.

Космическая опера — разновидность НФ — аниме, концентрирующаяся на войнах, проходящих с активным использованием космических кораблей.

Меха — сложные механизмы, как правило, самодвижущиеся, не имеющие реальных прототипов (т. е. придуманные специально для данного проекта) . Обычно этим термином обозначают „ гигантских роботов «, огромные человекоуправляемые боевые машины. Жанр «меха «характеризуется активным использованием меха.

Сэнтай — дословно «группа / команда «, жанр аниме, рассказывающий о приключениях небольшой постоянной команды персонажей, борющихся с кем — либо или с чем — либо.

Меха сэнтай — то же, что и сэнтай, но команда персонажей при этом пилотирует один или несколько меха.

Махо сёдзё — «девочки — волшебницы «, жанр сёдзё — аниме, рассказывающий о приключениях девочек, наделенных магической силой. Концентрируется на проблемах женского взросления.

Спокон — жанр аниме, рассказывающий о юных спортсменах, добивающихся успеха путем воспитания в себе воли к победе. Объединение слов «спорт «и «кондзё « ( «сила воли «).

Киберпанк — жанр аниме, рассказывающий о мире будущего, жизнь которого полностью определяют компьютерные технологии. Картины будущего при этом представляются мрачными и антиутопическими.

Паропанк — жанр аниме, рассказывающий об альтернативных нашему мирах, находящихся на уровне технического развития, соответствующему Европе конца XIX века.

Этот период характеризуется началом революции технических средств передвижения — появление дирижаблей, аэропланов, паровозов, пароходов. Техника, однако, все еще воспринимается простыми людьми не как нечто привычное и банальное, а как нечто чудесное и, зачастую, демоническое.

Паропанк возник как альтернатива киберпанку. Если киберпанк обычно основывается на футуристической эстетике, то паропанк — на эстетике ретро.

Фэнтези — аниме, рассказывающее о мирах, которыми правит не технология (как в НФ) , а «меч и магия «. В фэнтези часто фигурируют не только люди, но и разнообразные мифологические существа — эльфы, гномы, драконы, оборотни, люди — кошки, а также боги и демоны.

Путешествие между мирами — разновидность аниме, в котором главный герой или герои перемещаются между параллельными мирами, обычно — между миром современной Японии и фэнтези — миром.

Мистика — жанр аниме, действие которого связано с взаимодействием людей и различных таинственных сил. Последние не поддаются однозначному научному описанию, чем отличаются, скажем, от магии в фэнтези. Отношения с ними обычно связаны с различными моральными проблемами.

Парапсихология — жанр аниме, действие которого связано с парапсихическими силами (телепатия, телекинез, гипноз) .

Апокалиптика — разновидность аниме, повествующее о наступлении Конца Света.

Постапокалиптика — разновидность аниме, повествующее о жизни после глобальной катастрофы — Конца Света.

Романтика — аниме, повествующее о любовных коллизиях.

Мыльная опера — жанр романтического сёдзё — аниме, концентрирующийся на изложении сложных и запутанных любовных историй.

Школьная мыльная опера — разновидность мыльной оперы, описывающая любовные истории школьников.

Повседневность — аниме, описывающее повседневную жизнь обычных японцев (обычно — среднего класса) со всеми ее радостями и бедами.

Социальный фильм или сериал — аниме, поднимающее животрепещущие проблемы современного общества.

Психологический триллер — жанр аниме, повествующее о «приключениях человеческой души «. Попадая в необычные ситуации, герои таких аниме переживают сложные и непредсказуемые психологические изменения.

Боевик — жанр сёнэн — аниме, действие которого связано с боевым противостоянием.

Самурайский боевик — жанр исторического сёнэн — аниме, действие которого связано с войнами самураев и ниндзя.

Детектив — разновидность аниме, действие которого связано с расследованием преступлений.

Школьный детектив — жанр сёнэн — аниме, в котором следственные действия проводят школьники.

Полицейский боевик — жанр сёнэн — аниме, описывающий действия полиции по установлению личностей преступников и их задержанию.

Боевые искусства — жанр аниме, сюжет которого связан с противостоянием мастеров различных боевых искусств.

Добуцу — «пушистики «, аниме о человекоподобных «пушистых «существах.

Идолы — аниме, действие которого связано с поп — звездами и музыкальным бизнесом.

Отаку — разновидность аниме, содержащая ссылки на деятельность поклонников аниме.

Хентай — эротическое или порнографическое аниме. Подробнее читайте в статье «Что такое хентай ?“ .

Яой — жанр сёдзё — аниме, рассказывающий о мужских гомосексуальных отношениях. 

Юри — жанр сёдзё — аниме, рассказывающий о женских гомосексуальных отношениях.

Приятного чтения и просмотра! специально для https://.com/litbazar 

по материалам: http://www.cultline.ru

Источник: https://litnet.com/ru/blogs/post/23547

Анимэ и поп-культура

Японское искусство анимэ

Автобусная остановка, Тоттори

«Роман в рисунках» — возможно, самый точный перевод японского слова manga. Это и форма изобразительного искусства, и литература. Мангу читают люди самых разных возрастов и интересов.

Манга — это произведения самых разных жанров: приключения, романтика, спорт, история, юмор, научная фантастика, ужасы, эротика и др.

Само слово manga было введено в обращение известным японским художником Кацусики Хокусаем в 1814 году, когда им была создана книга черно-белых эскизов, которые он назвал «MANGA» (непроизвольные эскизы). С тех пор мангой стали называть книги с сериями черно-белых рисунков тушью.

Почти вся манга рисуется и издаётся чёрно-белой, хотя существует и цветная. Как правило, по популярной манге, снимается аниме, но случается, что манга создается на основе уже существующего аниме или фильма, например, по «Звёздным войнам».

История

Первые упоминания о создании в Японии историй в картинках относятся ещё к XII веку, когда буддийский монах Тоба нарисовал четыре юмористические истории, рассказывающие о животных, изображавших людей, и о буддийских монахах, нарушавших устав.

Эти истории представляли собой четыре бумажных свитка с рисунками тушью и подписями к ним. Ныне они хранятся в монастыре, где жил Тоба.

Приёмы, которые он использовал в своих работах, заложили основы современной манги — как, например, изображение человеческих ног в состоянии бега.

Развиваясь, манга вобрала в себя традиции укиё-э, что переводится как «картины плывущего мира» и отражает приходящую, мимолетную природу жизни. Это направление искусства было развито в конце 17-го века в Японии и продолжает быть одним из наиболее известных художественных стилей Японии. Отголоски эстетики направления можно увидеть в современном аниме и манга.

После реставрации Мэйдзи, когда закончился период изоляции Японии от внешнего мира, художники начали учиться у своих иностранных коллег особенностям композиции, пропорциям, цвету — вещам, которым в укиё-э не уделялось внимания, так как смысл и идея рисунка считались более важными, нежели форма.

Манга в своём современном виде начала становление во время и особенно после Второй мировой войны.

Во время войны манга служила пропагандистским целям, печаталась на хорошей бумаге и в цвете. Её издание финансировалось государством (неофициально её называют «токийская манга»). После окончания войны, когда страна лежала в руинах, на смену ей пришла т. н.

«осакская манга», издававшаяся на самой дешёвой бумаге и продававшаяся за бесценок. В 1947 году Осаму Тэдзука выпускает свою мангу «Shin Takarajima» (Новый Остров сокровищ), разошедшуюся фантастическим для совершенно разорённой страны тиражом в 400 000 экземпляров.

Этой работой Тэдзука определил многие стилистические составляющие манги в её современном виде.

За свою жизнь Тэдзука создал ещё множество работ, приобрёл учеников и последователей, развивших его идеи, и сделал мангу полноправным (если не основным) направлением массовой культуры.

Общая информация

В Японии мангу читают люди всех возрастов, она уважаема и как форма изобразительного искусства, и как литературное явление, поэтому существует множество произведений самых разных жанров и на самые разнообразные темы. Почти вся манга рисуется и издаётся чёрно-белой. По популярной манге снимается аниме.

Художник, рисующий мангу, называется мангака, часто он же является и автором сценария. Если написание сценария берёт на себя отдельный человек, тогда такой сценарист называется гэнсакуся. Читается манга справа налево, причиной чему стала японская письменность, в которой столбцы иероглифов пишутся именно так.

Манга составляет примерно четверть всей публикуемой в Японии печатной продукции. Подавляющее большинство сначала выходит в толстых (от 200 до 1000 страниц) журналах, которых существует больше сотни, а популярные манга-сериалы позже переиздаются в виде отдельных томов, так называемых танкобонов.

Манга в основном классифицируются по полу и возрасту читательской аудитории. К примеру,

  • Josei предназначены для женщин старше 20 лет, в основном домохозяек и секретарш и занимают на японском рынке примерно ту же нишу, что и любовные романы на западе.
  • Shoujo-manga предназначены для девочек, рассчитаны на аудитории от 6 до 18 лет. Уделяется много внимания прическам, деталям одежды, романтическим образам, чувствам и настроению.
  • Shounen-manga предназначены для мальчиков, является одним из наиболее популярных жанров манга для подростков. Чаще всего действие разворачивается в школе или спортивной секции.
  • Seinen-manga предназначены для мужчин 18-25 лет, содержат больше сцен насилия или носящих сексуальный характер. Действие обычно разворачивается в мире служащих, студентов или безработных.

Также существуют различные жанры и темы. Принадлежность манги к тому или иному жанру обычно отмечается специальной маркировкой, на которую следует обращать внимание при выборе издания. Например, жанр яой (yaoi) предполагает наличие в сюжете гомосексуальной составляющей, жанр юри (yuri) является лесбийской версией жанра яой.

Фанаты манга

Влияние манги на международный рынок существенно возросло за последние несколько десятилетий. Наиболее широко за пределами Японии манга представлена в США, Канаде, Германии, Франции и Польше.

Фанатов аниме и манга во всем мире часто называют «о-таку».

И только в Японии это слово практически не употребляется и носит несколько негативный оттенок (равносильно помешанному фанату, а не преданному поклоннику, как понимают слово «о-таку» за рубежом).

Фанфик (fan fiction) — литературное творчество фанатов по мотивам любимых сериалов и фильмов. Фанфик может представлять собой продолжение, предысторию, пародию, «альтернативную вселенную», кроссовер («переплетение» нескольких произведений) и др.

Фанарт (fan art) — это художественное творчество фанатов манга.

Сюда входят компьютерные коллажи, оригинальные рисунки и додзинси (в приблизительном переводе — «тот же материал, другие люди», означает любую самодельную мангу, созданную по мотивам существующей манги, аниме, игр или любого другого жанра). Фанарт, в отличие от фанфика, не предусматривает обязательного изображения уже существующих сцен и персонажей — достаточно «ощущения похожести».

Широкое распространение не только в самой Японии, но и за ее пределами получил Косплей (cosplay), который заключается в переодевании в костюмы персонажей манги и аниме и предполагает участие в различных шествиях, парадах и конкурсах.

Другие виды графического повествования:

  • «Renga» — «последовательные рисунки». В отличие от манга этот вид графического повествования менее экономно использует площадь страницы (часто только один рисунок на страницу) и отличается малым количеством диалогов. Этим словом также называются рисунки, которыми обмениваются художники, постоянно дорисовывая что-то к рисунку другого.
  • «Gekiga» — «драматические картинки». Это серьезное повествование в традициях классического театра и кино. Признаки гекига — строгое, реалистичное изображение персонажей и логичный литературный сюжет. Пика популярности это направление достигло в 60-х годах двадцатого века, в частности под влиянием фильмов Акиро Куросавы. Сейчас gekiga считаются разновидностью манги и иногда появляются даже в молодежных (shounen) журналах, хотя их стиль и рассчитан на читателей за сорок.
  • «Yon-koma» — короткая манга, состоящая, как правило, из 4 кадров. Публикацией yon-koma часто занимаются газеты и журналы. Сюжет обычно носит юмористический или даже сатирический характер.

Источник: https://visitjapan.ru/japan/anime/

Чарльз Соломон: «Аниме — это джаз визуального мира» — Bird In Flight

Японское искусство анимэ
Чарльз Соломон Американский аниме-критик, преподаватель истории анимации в Калифорнийском университете в Лос-Анджелесе (UCLA), автор колонок для The New York Times, TV Guide, Rolling Stone, The International Herald Tribune, Hollywood Reporter.

Автор многочисленных книг на тему истории анимации и творчества анимационных студий в Европе, Америке и Японии.

Японская анимация — это не только покемоны, трансформеры и хентай. В мире визуальной культуры она имеет не меньшую ценность, чем кинематограф или живопись.

И хотя к анимации всегда относились как к переходному этапу между традиционным изобразительным искусством и живыми фильмами, она — не переходное, но объединяющее.

До появления фотографий японцы изображали на гравюрах важные исторические события, самураев и красивых женщин — всё самое главное. Дорисуйте на любой из этих картин космический корабль, и вы получите аниме. Та же сильная графика, то же мастерство и те же традиции, воплощением которых стали волны Кацусики Хокусай. В основу аниме легло всё наследие японского визуального искусства.

Последняя работа режиссёра Исао Такахаты «Сказание о принцессе Кагуя» (2013) создана в традиционной манере японской живописи, это ожившие рисунки тушью. Сотни лет в Японии оттачивалось мастерство владения кистью, и в сцене, где главная героиня разочаровывается в столичной жизни и, срывая одежду, убегает назад в деревню, вы можете увидеть, какого уровня достигли современные мастера.

Создатель анимации Уинзор Маккей говорил, что в будущем, глядя на картину, люди будут сильно удивлены, что она неподвижна. Поэтому мультипликаторы – самые смелые художники.

Аудитория

В Японии аниме смотрят люди всех поколений, анимация выросла и качественно и тематически, большая её часть предназначена для взрослых.

И дело не только в порнографии, которая там официально разрешена, но и в серьёзных фильмах: «Могила светлячков», «Ветер крепчает», «Летние войны», «Девочка, покорившая время».

Это взрослые картины, и в Японии к ним относятся с большим уважением, как к предметам искусства.

В США у анимации был свой золотой век, и не молодёжь, а взрослые люди сделали популярными Багза Банни и Микки Мауса. Но в середине 1960-х, с развитием киноиндустрии, анимация постепенно утратила свои позиции и превратилась в теленяньку для малышей.

На смену ей пришли километры плёнки с примитивными, дёшево сделанными картинками, которые заполнили собой телевидение, собрались в целые телеканалы и снизили планку анимации, упростили её и привязали к самым юным потребителям визуальной продукции.

В Европе же аниме смотрят больше взрослые, потому что там не прерывалась анимационная культура.

Мир анимации огромен даже по сравнению с Болливудом — в последний раз, когда я пытался сосчитать аниме-фильмы и сериалы, их было сорок пять тысяч, и я не видел даже половины.

Попав в этот мир , вы рискуете пережить некий культурный шок: хотя и существуют журналы, книги и сайты об аниме, большинство из них сделаны фанатами для фанатов, и человеку извне сложно понять, о чём идёт речь.

Это отпугивает, люди спешат обозвать анимешников гиками и закрывают тему. Но анимация требует исследовательской работы, как литература или музыка, в отличие от массового кинематографа, который вы можете потреблять по расписанию вашего любимого кинотеатра.

А если ценность фильма, по сравнению с аниме, вы усматриваете в игре живых людей, нет ли у вас того же чувства относительно, например, «Ночного дозора» Рембрандта?

{ “img”: “/wp-content/uploads/2015/02/anime_01.jpg”, “text”: “«Сказание о принцессе Кагуя» (2013)” },{ “img”: “/wp-content/uploads/2015/02/anime_14.jpg”, “text”: “«Сад изящных слов» (2013)” },{ “img”: “/wp-content/uploads/2015/02/anime_15.jpg”, “text”: “«Унесённые призраками» (2001)” },{ “img”: “/wp-content/uploads/2015/02/anime_04.

jpg”, “text”: “«Могила светлячков» (1988)” },{ “img”: “/wp-content/uploads/2015/02/anime_17.jpg”, “text”: “«Паприка» (2006)” },{ “img”: “/wp-content/uploads/2015/02/anime_05.jpg”, “text”: “«Ветер крепчает» (2013)” },{ “img”: “/wp-content/uploads/2015/02/anime_06.jpg”, “text”: “«Летние войны» (2009)” },{ “img”: “/wp-content/uploads/2015/02/anime_07.

jpg”, “text”: “«Девочка, покорившая время» (2006)” }

Причина, по которой у аниме долгое время была плохая репутация — из-за событий многолетней давности. В 1997 году во время показа серии «Покемонов» в Японии из-за мигающего эффекта, частой смены кадров атаки одного из героев, некоторые дети почувствовали недомогание.

Серьёзных последствий не было, но общее количество детей, которые жаловались на плохое самочувствие, составило, по меньшей мере, 12 тысяч. Этот момент из серии вырезали, а для анимации создали ряд ограничений по частоте смены кадров. Инцидент был исчерпан.

Но тема стала так популярна в прессе, что в воображении людей за японской анимацией закрепились бьющиеся в конвульсиях дети и сходящие с ума подростки. Что ж, это как вера в привидения, ничего не поделаешь.

Режиссёры

Хаяо Миядзаки — единственный оскароносный аниме-режиссёр, человек из той же лиги, что и Акира Куросава. Пока это всё, потому что в киноакадемии собрались одни старики, и у молодых режиссёров аниме уходят годы, чтобы привлечь к себе их внимание. Аниме всё ещё не заинтересовало большинство кинокритиков, несмотря на популярность у зрителей.

Работы Синъитиро Ватанабэ или Мамору Хосоды гораздо менее известны, чем популярные на телевидении «Покемоны» или «Сейлор Мун», но они в гораздо большей степени олицетворяют собою аниме.

Картины, которые создал Сатоши Кон, несомненно, стоят в одном ряду с лучшими фильмами ХХ века: это «Актриса тысячелетия», «Крёстные отцы Токио». Они вызывают глубокие и искренние переживания, а на это способно только настоящее искусство.

Конечно, в аниме-индустрии не так много людей с талантом его уровня, но это уже классика.

Из молодого поколения я бы отметил Мамору Осии и Хидзаки Анно, режиссёра «Евангелиона», культового произведения, вне всяких сомнений. Они представляют ту часть аниме, которая, как и кинематограф, стремится удовлетворить самые разные вкусы и высокие темпы потребления информации.

{ “img”: “/wp-content/uploads/2015/02/anime_08.jpg”, “text”: “«Актриса тысячелетия» (2001)” },{ “img”: “/wp-content/uploads/2015/02/anime_09.jpg”, “text”: “«Крёстные отцы Токио» (2003)” },{ “img”: “/wp-content/uploads/2015/02/anime_10.jpg”, “text”: “«Мононоке» (2007)” },{ “img”: “/wp-content/uploads/2015/02/anime_11.jpg”, “text”: “«Евангелион 1.

11: Ты (не) один» (2007)” },{ “img”: “/wp-content/uploads/2015/02/anime_16.jpg”, “text”: “«Пять сантиметров в секунду» (2007)” },{ “img”: “/wp-content/uploads/2015/02/anime_12.jpg”, “text”: “«Ковбой Бибоп» (1998)” },{ “img”: “/wp-content/uploads/2015/02/anime_13.jpg”, “text”: “«Призрак в доспехах» (1995)” },{ “img”: “/wp-content/uploads/2015/02/anime_18.

jpg”, “text”: “«Красная черта» (2009)” }

Искусство

Несмотря на технологические усовершенствования процесса, огромную часть работы художники делают вручную. Аниме всё ещё большей частью рисованное, и это — его истинная магия. Один вид искусства не заменяет другой: творчество фотографа не заменит творчество художника, а фильмы не заменят анимацию.

Аниме может быть пугающим, красивым, трогательным. Оно может заставить вас плакать или смеяться, грустить или чувствовать радость. Но разве не это же делает музыка, литература?

В отличие от кинематографа, аниме не работает на кассовые сборы. В этом его уникальность: аниме смотрят с друзьями в интернете или в одиночку на телефоне в общественном транспорте.

Аниме стало искусством для индивидуального восприятия, оно требует обсуждения в узком кругу.

И пока телевидение находится под экспансией Cartoon Network и иже с ним, а в кинотеатрах показывают Disney и Pixar, аниме становится джазом современного визуального мира. При всей своей массовости оно очень личное.

Источник: https://birdinflight.com/ru/vdohnovenie/critika/charlz-solomon-anime-eto-dzhaz-vizualnogo-mira.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.