Зачем воспитывать?

Содержание

Зачем мы воспитываем детей: цели воспитания

Зачем воспитывать?

Здравствуйте, прекрасные читательницы! На все вопросы по воспитанию детей (отдавать ли в сад, как реагировать на непослушание, чему учить и т.п.) можно ответить только тогда, когда мы четко знаем цель.

Когда четко знаем — куда мы хотим привести своих детей? Какие качества развить? Зачем мы воспитываем детей?

Конечно, самое главное — это развивать свои личные качества. Показывать детям на своем примере, что такое — хорошо, а что — плохо. Но обстоятельства, окружающие ребенка, тоже имеют огромное значение.

На что мы можем повлиять?

Кто-то считает, что дети уже приходят со своим багажом. От нас почти ничего не зависит. У них свои склонности, свои таланты… Да. Но у нас тоже есть какое-то влияние, если мы воспитываем детей с умом.

Есть дети, которые от природы неуверенные в себе. Или — очень расчетливые, склонные добиваться своего любой ценой. Есть дети взрывные, которые легко поддаются гневу.

Но это не значит, что раз ребенок таким родился — это его природа, и мы не имеем права вмешиваться. Мы можем вмешиваться и будем вмешиваться. И прежде всего надо понять — а что мы считаем идеалом?

Наше влияние

Если вы считаете, что одно из главных качеств для ребенка — амбициозность, то вы будете поощрять соревнования, акцентировать внимание ребенка на победах. Мотивировать его для учебы в самой престижной школе. Видеть его успехи в повседневной жизни. Ставить ребенку высокую планку.

Если вы считаете, что главное — честность, подход будет иным. Вам будет не так важно, какие у ребенка оценки, в какой школе он учится. Вы будете учить его быть внимательным к другим, учитывать чужие интересы.

Как решить, отдавать ли ребенка в детский сад? Сначала понять свои цели воспитания!

Что вы хотите развить в ребенке? Какие есть варианты?

  1. Вы хотите, чтоб ребенок максимально социализировался, комфортно чувствовал себя в среде самых разных случайных людей. Ориентировался на эту среду, умел в ней хорошо существовать. Тогда благоприятнее будет — отдать ребенка в садик.
  2. Вы хотите, чтоб ребенок не шел за толпой, а учился думать своей головой. Чтоб ориентировался на вас, а не на среду ровесников. Тогда благоприятнее — не отдавать в детский сад.
  3. Вы хотите, чтоб малыш лучше умел вырезать, лепить, знал больше песенок и групповых игр. Благоприятен детский сад либо обилие развивающих занятий и кружков.
  4. Вы хотите, чтоб ваше чадо впитывало ваш опыт, чтоб замечало вокруг красоту, училось думать, отличало хорошее от плохого. Тогда для вас благоприятнее — отсутствие сада и обилие общения с вами.
  5. Вы хотите реализоваться на работе. Благоприятный вариант — детский сад или няня.
  6. Вы хотите реализоваться в материнстве и максимально вложиться в воспитание детей. Тогда детский сад вам точно не нужен.

Как видите, нет правильного или неправильного ответа. Есть цели, которые у каждых родителей — свои. И правильным будет то, что способствует достижению этих целей в ваших условиях.

Мои приоритеты

Воспитывая детей, вы должны будете расставить приоритеты. Нельзя развивать все сразу. Должны быть какие-то акценты, исходя из которых вы будете принимать решения.

Этот приоритет может быть даже не на самом ребенке. Например, хороший приоритет — чтоб маме было удобно. На самом деле, это не так плохо, как звучит. Особенно, если детей в семье очень много.

У нас тоже есть свои цели. Свое понимание — какие качества надо развивать в ребенке.

Например, для дочери я считаю очень важным целомудрие и уверенность в своей женской привлекательности. Умение ценить себя. Не разменивать себя по мелочам. Это так редко сегодня — когда девушки действительно знают себе цену и любят себя.

Но это качество необходимо для успешного замужества. Такую жену всегда будут носить на руках.

Разумеется, это не единственное качество, и одной хорошей самооценки недостаточно. Нужно еще сострадание к другим, чуткость, мягкость, и многое другое. Но я просто привела пример.

И вот если я ориентируюсь именно на эти качества, я понимаю, что школа не способствует их развитию. А скорее — наоборот… И я серьезно задумываюсь над тем, где и как будет учиться мой ребенок. А если у родителей главная ценность — вырастить престижного специалиста, они будут размышлять совсем по-другому.

Для мальчика важнее развитие разума. В моем понимании. Разум — это не школьные знания, не зубрежка. Это умение думать своей головой, решать разные задачи нестандартными способами.

Разум помогает отказаться от выпивки на Новый Год, даже если все вокруг пьют. Адекватно оценить: зачем это надо? Ну зачем? Или наоборот, немного выпить там, где это действительно нужно для установления отношений (хотя я не представляю такой ситуации, придумала чисто теоретически).

Разум помогает отказаться от покупки очередного айфона, несмотря на то, что он есть у всех вокруг. И отложить эти деньги на какую-то ценную поездку.

Для развития такого разума ребенок должен много общаться с каким-то очень мудрым человеком. И задача родителей — окружить ребенка такими людьми. Самим включить разум и подумать: где есть такие люди? А может, сами родители настолько мудры, что никто больше и не нужен?

Слова Олега Торсунова о разуме:

Первый шаг на пути воспитания — определение целей. Второй шаг — каждый раз пропускать свои решения через призму этих целей. Если я отреагирую вот так — это поможет ребенку развить хорошие качества?

И есть еще несколько важных моментов:

  • в этой статье я говорю только про стратегии воспитания. Но без хорошего личного примера все это может оказаться напрасным;
  • личный пример — это необязательно только родители. Это — любой человек, к которому ваш ребенок привязан. Будь то дядя, дедушка, друг семьи или тренер по футболу;
  • мы можем сделать то, что в наших силах, но не всегда результат зависит от нас;
  • воспитание — это не нотации или ограничения. Это — создание условий. Грубый пример — если вы отказываетесь от сада, сделайте хорошие условия у себя дома. Если не хотите, чтоб ребенок общался с сомнительной компанией — предложите ему достойную альтернативу;
  • также важно учитывать сильные стороны и таланты ребенка;
  • обсудите свои цели с супругом. Эти цели должны быть общими.

Если статья была полезной — поделитесь ссылкой в социальных сетях. И подпишитесь на обновления блога. До новых встреч!

Источник: http://pozdnyakova.org/zachem-my-vospityvaem-detej/

Зачем воспитывать ребенка: о важности воспитания

Зачем воспитывать?

Каждый из нас мечтает о счастливом будущем своего ребенка. Видит его умным, красивым, успешным, воспитанным и добрым. Но все эти качества не появляются сами по себе.

В процессе взросления, обучения, изучения окружающего мира каждый малыш впитывает в себя опыт общения, принимает нормы поведения, вырабатывает качества, необходимые для комфортной жизни.

Каждый день кроха обрабатывает большой массив информации, формирующий его личность.

От качества воспитания, полученного в дошкольный период, во многом зависят способности карапуза заводить друзей, решать межличностные конфликты, выбирать правильную линию поведения в разных ситуациях.

статьи:

Каким бывает воспитание

Воспитание может быть целенаправленным или спонтанным. Основное отличие этих двух форм в преподнесении информации и поведении родителей.

Целенаправленный процесс – работа не только над формированием личностных качеств ребенка, но и постоянная работа над собой. Родители, выбирающие эту дорогу, понимают, что их пример – лучший учитель.

Невозможно научить кроху быть добрым, если родители позволяют себе негативные высказывания или поступки.

Целенаправленное воспитание – четкое понимание образа будущей личности ребенка, стремление обучить малыша всем необходимым нормам поведения, вложить в его душу добро, отзывчивость, трудолюбие и т.д.

Спонтанное воспитание – периодические уроки правильного поведения, неимеющие под собой определенной комплексной цели. Чаще всего − разрозненные поучительные объяснения, которые не всегда полностью соответствуют поведению самих родителей.

К сожалению, большинство семей выбирают второй путь. Опасность воспитательного процесса этого типа в хаотичности информации, избирательности. В ситуации, когда взрослые не задумываются над собственным поведением, преподносят информацию не в качестве нормы, а как обязанность, детям не всегда полностью понятно, как нужно себя вести, почему слова расходятся с делом.

Что дает воспитание, можно ли пустить все на самотек?

Мы многом говорим о воспитании детей, но как часто сами не знаем ответ на вопрос «Зачем?». Зачем учить нормам поведения, показывать пример в общении, стараться донести какие-то истины до малыша. Может он сам, видя окружающий мир, научится и узнает все необходимое? Узнать то он узнает, но какую цену за это придется заплатить ему, да и родителям?

Малыш, не имея опоры на опыт и знания родителей, идет по миру вслепую, на ощупь, пробираясь через установленные нормы, правила, ограничения, на ходу, путем проб и ошибок, применяя самые разнообразные, не всегда правильные, решения. Не зная, как поступить, часто сталкивается с непониманием, негативом.

Хотим ли мы такого нашему ребенку? Нет. Как помочь крохе идти по жизни легко? Воспитывать. Понять, что мы хотим видеть в нашем чаде, какие черты характера ему помогут, какие чувства должны руководить его поступками. Четко представив образ будущего малыша, постарайтесь помочь ему получить все необходимые знания.

Не стоит пускать все на самотек, надеяться, что кроха сам все поймет. Некоторые родители считают, что классические методы воспитания ущемляют личность ребенка, не дают развиваться его чувству свободы. Обучение нормам поведения в таких семьях строится на принципах вседозволенности и абсолютной свободы. Правильно ли это? Не всегда.

Психологи, педиатры, педагоги сходятся во мнении, что давать полную свободу действий ребенку не стоит. Отсутствие границ в дошкольном возрасте не вызывает у карапуза радости. Для ощущения спокойствия, счастья и стабильного психического развития малыш должен чувствовать границы, установленные в рамках выбранной модели воспитания.

Хотите вырастить свободную личность? Прежде всего, объясните, что свобода не бывает полной, она заканчивается на границе свободы другого человека.

Научите, что свободный человек – тот, кто может управлять собственным негативом, преодолевать сложности и быть добрым, справедливым, честным.

Любовь к себе и уважение к другим никак не помешают ребенку быть счастливым, а только помогут найти союзников, друзей, любовь.

Вы спросите, а что будет, если ничего не делать? Если оставить попытки научить ребенка, сможет он сам получить необходимый опыт? Да. Но есть такое понятие, как перевоспитание.

Оно включает в себя работу по замене установившихся привычек, замену уже существующих стереотипов и установившихся норм поведения. Перевоспитание – сложный процесс изменения личности, который не всегда может пройти успешно.

Чтобы не исправлять, не перевоспитывать собственного ребенка, помогите ему сразу понять все правильно.

Что нужно воспитывать в ребенке

Можно долго рассуждать о важных качествах, необходимых навыках и полезных умениях. Для каждого родителя важность между разными чертами распределяется по своему, исходит из личного опыта и методики воспитания. Но среди всего массива личностных характеристик есть важные, нужные каждому человеку.

Самостоятельность

Умение обслуживать собственные потребности, принимать решения, выбирать среди предложенных вариантов, отвечать за собственные поступки – комплекс умений стоящий за навыком самостоятельности.

Воспитывается с раннего возраста при помощи режима, практических заданий, возможности принимать решение и нести за него ответственность. Уже у двухлетнего ребенка можно интересоваться его мнением об одежде, игрушках, очередности действий.

Предоставляя выбор среди подходящих возможных вариантов, родители закладывают понимание, что нельзя полагаться во всем на других, нужно уметь самостоятельно выполнять ряд задач, нести ответственность за собственную жизнь.

Чувство справедливости, любовь к правде

Важное качество, позволяющее доверять этому миру, быть уверенным во всех предложенных родителями аксиомах. Видя равное, справедливое отношение родителей к окружающим, понимая, что любая ложь станет известной, а человек, совершивший плохой поступок, понесет наказание, ребенок будет чувствовать себя защищенным, уверенным в своих силах, будет остерегаться нарушать известные ему запреты.

Знакомя малыша с понятием правды в 5-6 лет, стоит пояснить ему, что правда не всегда бывает односторонней. Расскажите и покажите, как анализировать ситуацию, смотреть на нее с разных сторон, видеть все стороны поступка.

Доверие и уверенность в себе

Позитивное, любящее отношение, отсутствие необоснованных наказаний и непонятных для ребенка срывов, создают у него ощущение стабильности и незыблемости дома.

На фоне спокойного развития через разговоры о самых разных сторонах жизни, переживаниях крохи, попытке помочь в решении его маленьких, но таких сложных для него проблемах, родители воспитывают доверие к себе. С доверия к маме и папе, уверенности в их честности, справедливости начинается уверенность в себе и своих силах.

Зная, что за спиной есть люди, поддерживающие в любой ситуации, помогающие найти выход, любящие просто так, кроха не боится покорять сложные вершины, стремится идти вперед.

Эмпатия и симпатия

Умение сопереживать, понять ощущения другого человека или животного, растения важное качество, которое позволяет выстраивать первые дружеские отношения и впоследствии строить собственную семью.

Умение увидеть красивое в окружающих вещах, найти хорошее в плохом, поставить себя на место другого человека, выразить сочувствие и сопереживание – важные умения, влияющие на коммуникацию, общее духовное развитие, творчество.

Смелость и честность

Чтобы малыш мог идти по жизни с высоко поднятой головой, преодолевать себя и обстоятельства, гордиться собственными достижениями и поступками, с ранних лет стоит внимательно отнестись к формированию смелости и честности.

Умение взглянуть правде в лицо, высказать свое мнение, прояснить свои страхи позволят решать многие вопросы с обучением, отношениями со сверстниками и другими людьми.

Но стоит уже в старшем дошкольном возрасте пояснить, что излишняя смелость и жесткое преподнесение правды может стать испытанием, поэтому каждое слово и поступок должны быть взвешенными.

Доброта и оптимизм

От улыбки станет всем теплей… Старый, знакомый мультик раскрывает тайну хороших взаимоотношений и умения смотреть на мир добрыми, счастливыми глазами.

Все неприятности и невзгоды преодолимы, если малыш умеет увидеть хорошее, осознавать, что ошибка – путь к совершенству.

Научите собственным примером, что, если смотреть на мир с улыбкой и ожиданием хорошего, жизнь обязательно будет интересной и увлекательной.

Трудолюбие и ответственность

С 3-4 лет рекомендуется привлекать малыша к домашнему труду. Показывать, что работа может приносить радость и удовлетворение.

Предоставьте кроху зону его ответственности, пусть это будет цветок, за которым он будет ухаживать, сбор собственной кровати или игрушек. С малых лет нужно приучать карапуза не только играть, но и помогать.

Упущенная возможность в игровой форме привить стремление к труду приводит к сложностям в школьные годы и взрослой жизни.

Уважение к другим людям и их труду

Понимая важность труда в жизни человека, кроха начнет осознавать, что любое занятие нужно, важно. Подкрепите это понимание своим поведением. Не выбрасывайте мусор на улице и не позволяйте это делать крохе.

Расскажите, что работники сферы услуг очень стараются, чтобы окружающая местность была красивая и нужно уважать их труд. Расскажите, как много пользы приносят работники ферм, полей. Никогда не высказывайтесь уничижительно в адрес людей и их профессий.

Любой труд ценен, любой человек заслуживает уважения.

Простые и понятные каждому качества не появляются на ровном месте, они формируются благодаря работе родителей. Способов донести воспитательную информацию до крохи несколько:

  • Словом. Столкнувшись с негативной ситуацией, расскажите малышу как нужно себя вести, поясните, что было сделано не так и почему;
  • Делом. Предложите крохе исправить содеянное или понести наказание;
  • Книгой. Прочтите и обсудите сюжет, раскрывающий смысл негативного поступка;
  • Примером. Подумайте, всегда ли вы поступаете верно в аналогичной ситуации. Если нет, то больше так не делайте.

Четыре простых шага позволят разъяснить и закрепить правильный шаблон действий.

Но просто прорабатывать уже случившиеся события – это спонтанное обучение.

Для целенаправленного воспитания хорошо разработать собственную схему изучения разнообразных правил и норм, придерживаться определенной концепции или методики. Воспитание с конкретными целями позволяет не разбирать уже совершенные ошибки, а вовсе их избегать.

Чтобы воспитывать ребенка целенаправленно или спонтанно каждому родителю нужно понять свою роль в этом процессе, принять важность изменений в своем поведении и отношении к жизни.

Пример родителей. Важность, ценность, необходимость

Воспитывая ребенка, родители играют решающую роль в формировании правильных установок и формировании необходимых навыков. Но как это выглядит на практике. Есть несколько советов, помогающие решить большинство сложностей в донесении информации до ребенка и правильном формировании шаблонов.

  • Учите тому, что делаете сами. Сколько бы вы не пытались объяснить ребенку, что такое хорошо, а что такое плохо, если он будет видеть, что ваши дела расходятся со словами, он отдаст предпочтение поступкам. Прежде чем наказать или отругать кроху за проступок, подумайте, а что делаете вы в такой ситуации. Воспитание детей начинается с родителей. Нужно стараться соответствовать своим идеалам. Если в какой-то момент вы не сдержались и поступили плохо, обязательно извинитесь перед карапузом, пообещайте, что будете стараться исправиться. Покажите, что тоже можете ошибаться, но раскаиваетесь и стараетесь избегать неверных решений;
  • Всегда сохраняйте спокойствие. Если какой-то проступок ребенка вас злит, то вспомните, что вы злитесь не на ребенка, а на свое неумение объяснить и научить. Спокойно и четко рассказывайте, как нужно себя вести, чего не следует делать, и постепенно все начнет налаживаться;
  • Следите за своими словами. Воспитание – не только уроки и собственный пример, но и постоянный контроль своих слов. Не унижайте, не злословьте и не обижайте малыша словом. Все, что мы говорим дошкольнику, откладывается в его голове, формирует шаблоны поведения. Сказанное в сердцах слово может вернуться к вам. Подумайте, будет ли вам приятно услышать то же в ответ;
  • Установите границы. Границы дозволенного должны быть не только у ребенка, но и у вас. Запрещая что-то малышу, поясняйте, почему это можно вам или другому члену семьи, объясняйте условия достижения желаемого. Не отступайте от своих слов. Если вы запретили, то нельзя даже бонусом давать возможность получить желаемого. Как только появляется граница для ребенка, она появляется и у вас, но с другой стороны. Ему нельзя ее пересекать, а вам давать ему возможность это делать.

Эти простые и доступные советы помогут вам наладить процесс воспитания в вашей семье, вырастить карапуза таким, какой он в ваших мечтах и ожиданиях. Будьте внимательны и щедры на любовь, ваши старания обязательно окупятся.

На пути взращивания новой личности будут сложности и тернии, но все преодолимо, если верить в успех. Совершенствуйтесь рядом со своим крохой, достигайте успехов и показывайте пути к победе.

В сложные времена, когда будет казаться, что ничего не выходит, старайтесь помнить о любви к ребенку, она поможет найти выход из ситуации.

Источник: https://kukuriku.ru/vospitanie/kak-uchit-rebenka/

Как воспитывать детей правильно: советы любящим родителям

Зачем воспитывать?

Говорят, что современные дети и подростки неуправляемы и своенравны, ни во что не ставят родителей, никого не желают слушать. Как быть? Найти безошибочный подход к ребенку помогут знания о психологии малыша.

0 4801 21 Июля 2018 в 06:43

Как правильно воспитать ребенка, чтобы вырос достойным человеком? Хочется найти золотую середину: и не разбаловать, и не «затюкать». Найти безошибочный подход к ребенку помогут знания о психологии малыша.

Как правильно воспитывать детей: правила, актуальные с рождения

  1. Никогда не кормите ребенка насильно. Ни с помощью уговоров, ни тем более через угрозы или запугивания. Вам ведь не хочется, чтобы малыш вырос унылым и безрадостным? Насильственное кормление в детстве не проходит бесследно для психики ребенка и сказывается, когда он вырастает.

     

  2. Мама, не кричи! Крик губителен для психики любого ребенка. Последствия — разные и зависят от врожденных свойств малыша. Эмоциональный, впечатлительный ребенок в результате окриков родителей рискует на всю жизнь остаться в плену страха.

    А дети, у которых от природы очень чувствительный слух, в результате крика уходят в себя и могут получить психические расстройства (аутизм, шизофрению). 

  3. Мамочка, не бей! Физическое насилие может стать источником трагической судьбы ребенка. Например, есть дети, у которых кожа имеет повышенную чувствительность.

    При физическом наказании они испытывают непереносимый сверхстресс. Чтобы погасить боль, организм вырабатывает опиаты — гормоны наслаждения. В дальнейшем ребенок, сам не понимая почему, как специально «нарывается» на ремень, чтобы получить новую «дозу». А еще, чтобы снять стресс, он… ворует. Хотите знать почему? 

  4. Узнайте точно, кто у вас растет.

    У родителей часто возникают определенные ожидания, каким должен быть ребенок. Знание психики снимет многие вопросы, которые могут возникнуть в процессе воспитания. Психологические свойства, которые дала малышу природа, видны уже в первые годы жизни.

    Родителям нет смысла сравнивать своего малыша с другими детьми: шустрый обладатель кожного вектора раньше других научится бегать — зато ребенок со зрительным вектором первым порадует всех улыбкой, помашет «привет» и «пока». Не по годам серьезный звуковичок позже заговорит. 

Как правильно воспитывать ребенка с 2-3 лет

В возрасте 2-3 лет ребенок постепенно осваивает взаимодействие со взрослыми и другими детьми. Отчетливо проявляются его природные черты характера. Возникают первые конфликты: с родителями и с ровесниками. Как не допустить ошибки в воспитании детей в этот период? Что, если возникают проблемы в поведении малыша? 

  1. Развивайте навык делиться. К кому у нас больше всего возникает расположение? К тому, кто дает нам что-то желанное. Для детей раннего возраста — это вкусненькое. Приучайте ребенка делиться пищей с другими детьми как можно раньше — и он всегда будет хорошо адаптирован в коллективе. Бессознательно другие люди испытывают симпатию к тому, кто способен быть дающим.
  2. Развивайте навык сопереживания. Эмоциональное развитие ребенка — ключ к тому, как вырастить воспитанного и счастливого человека. Чем больше развита эмоциональная сфера, тем больше ребенок способен проникнуться чувствами других людей, разделить переживания, тем легче он будет принят в любом коллективе. Воспитание чувств — важнейший процесс формирования психики.  
  3. Найдите баланс поощрения и наказания. Очень важно правильно использовать запреты и поощрения — они должны быть для ребенка значимыми. Для послушного обладателя анального вектора лучший «пряник» — похвала родителей. Для практичного кожника — желанный подарок или поход в новое место. Наказание — это отсутствие, нехватка желанного «пряника», какого именно — зависит от психики ребенка. 
  4. Дисциплина или свобода? Насколько ограничивать ребенка, чтобы не испортить его развитие, тоже зависит от врожденных свойств малыша. Обладателям кожного вектора дисциплина важна как воздух: нормально развиваются такие дети только в условиях адекватных ограничений, режима и правил. Послушные обладатели анального вектора сами по себе лояльны маме, а в дальнейшем — обществу, если растить их правильно. А вот природный «вождь», обладающий уретральным вектором, — свободолюбив, его невозможно и вредно ограничивать — лучше просить о помощи. 
  5. Вовремя прививайте навыки социализации. Посещение детского сада — жизненная необходимость для каждого ребенка с 3 лет. Обычно с походом в детский сад медлят те родители, у которых растут эмоциональные, часто болеющие малыши со зрительным вектором. А может, вы родители маленького философа — звуковика и ваш малыш плохо реагирует на шумный коллектив? В любом случае любовь родителей не заменит навыков социализации. Отсутствие возможности научиться встраиваться в коллектив сверстников может значительно уменьшить будущую реализацию человека в социуме. 

Если родители сталкиваются с проблемным поведением своего ребенка, возникает много опасений. Что, если проблемы закрепятся потом на долгие годы? Говорят, что современные дети и подростки неуправляемы и своенравны, ни во что не ставят родителей, никого не желают слушать. Как быть?

Советы родителям — применять только с учетом природных свойств ребенка

  1. Агрессивный и обиженный упрямец или «золотой ребенок». Обладатели анального вектора от природы стремятся быть послушными, лояльными. Делают все неторопливо и обстоятельно. Воспитание таких детей требует терпения, спокойствия: крайне важно не торопить, не подгонять, не обрывать ребенка. Если это правило не соблюдается — малыш обижается и упрямится.

    При ошибках воспитания у него возникает агрессия к животным и людям. 

  2. Истеричные дети или нежные «любики». Носители зрительного вектора — самые эмоциональные. Перепады настроения у них бывают сто раз в день. Такого ребенка нельзя пугать даже в шутку. Нельзя читать сказки, где кто-то кого-то съедает. Иначе малыш растет истеричным, плаксивым и пугливым.

    Для правильного эмоционального развития поможет литература на сострадание. 

  3. Маленький новатор или «гиперактивный ураган». Обладатель кожного вектора любит новизну и перемены. Ему жизненно важно много двигаться, заниматься спортом. Развивать свой конструкторский, инженерный талант.

    Учиться быть организованным и дисциплинированным, подчиняться запретам, ограничениям и правилам. Когда таких условий родителями не создано, ребенок растет несобранным, неспособным следовать правилам. Что делать — читайте тут.

  4. Юный философ или «социальный неадаптант». Обладатели звукового вектора имеют особо чувствительный слух.

    Важно соблюдать звуковую экологию: говорить негромко и внятно, свести к минимуму бытовые шумы. Фоном включать тихонько классическую музыку, чтобы ребенок вслушивался. Тогда малыш рано будет проявлять интерес к науке, развивать свой абстрактный интеллект. В атмосфере громких звуков или конфликтов родителей такой малыш получает сильную травму: его развитие нарушается.

    Проблемы могут возникнуть очень серьезные — ребенок не идет на контакт с родителями и ровесниками, перестает реагировать на речь. Как предотвратить проблему? 

Что еще необходимо ребенку

  1. Дружная семья — счастливые дети. Минимум 2 раза в неделю найдите время, чтобы собрать всех членов семьи за общим столом. Совместный прием пищи в особой атмосфере (праздничная скатерть, посуда) очень способствует укреплению внутрисемейных связей.
  2. Совместное чтение.

    Создайте традицию вечернего чтения вслух, где присутствуют и дети, и родители. Уровень сложности текста выбирайте с опорой на старшего ребенка, если у вас несколько детей. Сопереживание главным героям объединяет семью чувственно. В будущем ваши дети будут расти не конкурентами друг другу, а лучшими друзьями. И с родителями душевная связь сохранится на всю жизнь.

  3. Почему ребенок болеет? Тело реагирует на любой психологический дискомфорт. Причиной может быть неудачная модель воспитания, если она идет вразрез с природными свойствами ребенка. А бывает, что влияют тяжелые состояния мамы — ее тревожность, депрессия, раздражительность, апатия, обиды на жизнь.
  4. Нравственное воспитание.

    Как вырастить ребенка честным, справедливым, милосердным? Как воспитывать, чтобы он воспринял нравственные ориентиры? Это глубокая тема поднимается в статье Нравственное воспитание, или Как научить свободе.

  5. Личный пример. Он работает во всех сферах жизни.

    Угадайте, кто сумеет вырастить счастливого человека? Верно, хорошее, счастливое будущее ждет тех малышей, которые растут у счастливых родителей.

Корректор: Наталья Коновалова

Источник: https://www.YBurlan.ru/biblioteka/a4-kak-vospityvat-detej-pravilno-sovety-lyubyashchim-roditelyam

Новое поколение: как и зачем воспитывать преемников

Зачем воспитывать?

Культура преемничества в компаниях нужна нам всем: руководителям, которые должны быть уверены в том, что их дело остается в надежных руках, и подчиненным, у которых появляется шанс на развитие карьеры. Но почему практики воспитания преемников почти не существует в украинских компаниях? И как сформировать культуру преемничества?

Почему это редко работает у нас

Большинство украинских компаний крайне молоды, им точно не больше 25 лет. Культура преемничества еще не сформирована так, как в Европе или Америке. Воспитание преемников – это скорее личная и точечная инициатива, а не многолетняя традиция.

Для успешной практики преемничества нужно соблюдать несколько правил. Например, у McKinsey, компании, которая занимается стратегическим управлением, есть исследование, посвященное преемничеству. Там выделяют два фактора, которые важно помнить при воспитании преемника.

Во-первых, преемник должен «понимать бизнес». Так, в европейском виноделии преемником часто становится прямой наследник семейного бизнеса.

Тем не менее, родственные связи – не гарантия эффективности, поэтому в большинстве случаев наследники начинают работать в семейной компании с самых низких позиций.

И только после того, как кандидат в топ-менеджеры достигнет необходимого уровня компетенции, ему можно занимать высокую должность.

Во-вторых, на первом этапе адаптации нового руководителя важно контролировать его деятельность, к примеру, с помощью совета директоров. Это помогает молодому менеджеру не останавливаться в развитии.

Данное правило может трансформироваться: за неимением совета директоров начинающему менеджеру уж точно нужен «наблюдатель» на вышестоящей должности, который мог бы оценивать и контролировать его первые управленческие шаги.

Чтобы соблюсти первое правило, необходимо сопровождать преемника в течение нескольких лет. Это весьма долгосрочная инвестиция. Не каждая компания готова рисковать деньгами и временем.

А вдруг «воспитуемый» вырастет над собой и уйдет к конкурентам? Или «подсидит» именно меня? Или ставка сделана не на того человека? А не лучше ли взять готового менеджера со стороны? Словом, опасения, что в своем отечестве нет пророка, и нежелание загадывать на несколько лет вперед дает нам неработающую схему преемничества.

Читайте еще: Как загубить наставничество в компании

Нет никаких объективных причин, чтобы механизм преемничества не работал, – всего лишь предубеждения и недостаток знаний. Часто это просто оправдание бездействию и отсутствию стратегического планирования.

Популярные опасения

Распространенная причина нежелания готовить преемников – страх конкуренции. Однако преемник подбирается под конкретную должность. И обучает его, как правило, тот, кто эту должность занимает, но собирается уходить (на повышение или вообще).

Поэтому на скамейке запасных преемнику сидеть недолго, и если он кого-то «подвинет», то вполне законно, своего предшественника.

Следует помнить о здоровой конкуренции: молодой и амбициозный преемник не может угрожать вам, если вы сами – эффективный сотрудник.

А если преемник уйдет к конкурентам? Да, ситуация не из лучших. Радует только, что чрезвычайно редкая. Если преемник достаточно мотивирован получить предлагаемую должность (карьерный рост, зарплата, соцпакет, новые амбициозные проекты), то он не уйдет.

Если же его мотивация низка и он покидает компанию, это к лучшему, а вам стоит задуматься, почему он так поступил. Есть прекрасная шутка: «– Вы не боитесь, что обучите своих подчиненных, а они уйдут? – Нет, я боюсь, что они ничему не научатся и останутся».

Это именно тот случай.

Сотрудники компаний, в которых налажено преемничество, более мотивированы.

Их будущее понятно и они знают, что при соблюдении определенных условий имеют все шансы для повышения и дальнейшего продвижения по служебной лестнице. Каждый состоявшийся пример подстегивает их.

Это можно назвать чуть ли не главным положительным моментом налаженного преемничества: ведь действует и на тех, кого коснется повышение, и на остальных.

Если каждый руководитель сможет воспитывать себе преемников, кадровые замены будут происходить гладко, без потерь для компании и коллектива.

Как сделать правильный выбор

Заверить, что вы выберете идеального кандидата, невозможно. Но бояться вкладывать деньги и время в развитие сотрудников довольно неосмотрительно. Да, крайне сложно стоить планы на 5–10 лет вперед, но если вы все же хотите, чтобы компания пережила этот срок и была конкурентноспособной, нельзя делать ставку на менеджеров-однодневок.

Качества, которыми должен обладать именно ваш преемник, индивидуальны, перечислять их бессмысленно. Но есть как минимум четыре типа сотрудников, которые, скорее всего, не подойдут.

1. Слабый кандидат. Возможно, есть большое искушение оставить после себя того, кто не сможет затмить вашу славу. Но это плохая идея. Слабый преемник действительно ничью славу не затмит. Но еще и продемонстрирует, что вы несильны в кадровых вопросах.

2. Такой же, как вы. Этот кандидат может очень напоминать вас несколько лет назад. И вам хочется дать шанс такому приятному человеку. Разве это плохо? Да! Ваше впечатление, возможно, ложное, а сентиментальность вредит работе.

3. Правая рука. Один из первых и понятных порывов начальника – сделать преемником человека, который всегда рядом, многолетнего помощника. Но если человек – способный ассистент, это еще не значит, что он может занять вашу позицию. Для многих людей наиболее органична роль незаменимого помощника, но не начальника.

4. Близкий человек. Это кажется очевидным, но стоит повторить: никогда не делайте преемником своего родственника. Разве что вы хозяин семейного бизнеса. Но и в этом случае правила должны быть теми же.

Читайте еще: Развитие зрелых лидеров: как компании его ускорить

Где взять преемника

Один из сложных вопросов: брать преемника «со стороны» или найти у себя в команде?

  • Преемник «со стороны» может быть более беспристрастным, независимо оценить коллектив и процессы работы, предложить новаторские идеи, продиктованные опытом в другой компании. Но есть и обратная сторона: посторонний человек может быть деструктивным. То, что вы строили кирпичик за кирпичиком, он может разрушить, не зная, чем были продиктованы ваши решения. В конечном итоге преемник «со стороны» может так и не сойтись с коллективом.
  • «Свой» человек тоже может подразумевать недостатки. Например, ему может не хватать свежести взгляда на проблемы компании и на работу коллег (подчиненных), с которыми сложились дружеские (или наоборот, неприязненные) отношения. Весь груз опыта может тормозить его работу. С другой стороны, именно «свой» человек знает бэкграунд бизнеса, сильные и слабые стороны коллег, и входить в рабочий процесс ему значительно проще.

Словом, идеального варианта нет. И понимая это, важно искать своего преемника по профессиональным и личностным качествам.

Эффективные инструменты подготовки

Для обучения преемников применяется множество инструментов. Например:

  • Шедоуинг. Метод «тени»: обучаемый следует за своим наставником и наблюдает все его действия, не вмешиваясь в процесс. Конечно, на одном только шедоуинге не может строиться обучение преемника: молчаливая «тень» все видит, но все ли понимает? Но на начальных этапах этот метод может быть вполне действенным: чтобы преемник смог, не отвлекаясь, понаблюдать за вашим рабочим процессом и сделать свои выводы.
  • Баддинг. Работа в паре. Годится для тех должностей, где есть два человека на одной иерархической ступени. Тогда более опытный сотрудник и его новый коллега могут вместе выполнять какое-либо задание.
  • Секондмент. Перевод преемника в другой отдел или на другую работу для получения разностороннего опыта в других отраслях/отделах/компаниях. Собственно, стажировка. Отличный метод обучения, но! Годится он только как пре-подготовка. Если человек должен занять именно ваше место, он не научится выполнять свои обязанности в другом отделе.
  • Скаффолдинг. Вы – наставник, он – преемник, вы как учитель помогаете в выполнении задач, пока другой человек самостоятельно не сможет заниматься тем же. В скаффолдинге происходит «угасающая помощь» со стороны наставника.
  • Коучинг. Коуч отличается от наставника тем, что проводит только консультации преемника, не отслеживая всю его деятельность. Коучинг подойдет вам, если у вас мало времени и по каким-то причинам нет цели понять, настолько преемник хорошо справляется с вашими задачами. Тогда ваша роль ограничивается несколькими вводными и мотивационными «лекциями», вы удаляетесь заниматься своими (новыми) делами, а преемник сам разбирается, как ему использовать информацию, полученную от вас.
  • Менторинг. Метод, в котором собственно заменяемый сотрудник вообще не участвует: обучение преемника проводит ментор — человек, который обладает большим количество знаний по теме или еще выше по должности, чем заменяемый сотрудник. Этот метод широко применяется в США и Европе. Ментор хоть может и не знать нюансов работы на определенной позиции, может посмотреть с высоты на ситуацию и ставить наиболее высокую планку преемнику.

Читайте еще: Как правильно делегировать полномочия

Как организовать процесс передачи знаний

Американец Саймон Вейн издал книгу, которую хорошо бы прочитать всем, кто готовит себе преемника – «Успех или счастье? Воспитание то ли ребенка, то ли начинающего менеджера». Автор писал книгу, когда ждал ребенка и начинал его воспитывать. Как отец и менеджер, он понял, что в воспитании детей и управленцев немало общего.

То, что руководитель говорит молодым менеджерам, не сильно отличается от того, что отец говорит ребенку, уверен Вайн. Например, как решать конфликты? Как себя чувствовать, когда вопрос не поддается решению сразу? Что делать, когда ты не можешь понять, чего сам хочешь?

Таким образом в воспитании преемника пригодятся педагогические приемы: учителя применяют их в работе с учениками и студентами. Например:

1. Проблемно-поисковый метод: преемник самостоятельно ищет проблемы производства и предлагает способы их решения.

2. Имитационно-ролевой метод: разбор рабочих ситуация через «проживание» различных позиций и ролей.

3. Рефлексивный метод: повторное рассмотрение своих действий и оценка их эффективности.

4. Репродуктивный метод: неоднократное повторение действий за своим наставником.

Преемник в любой профессии, от сантехника до директора завода, должен пройти несколько этапов подготовки.

  • Адаптационный. На этом этапе обозначаем круг обязанностей и полномочий преемника, выясняем его затруднения или недостатки в навыках. Это время вопросов и ответов, по его окончании необходимо убедиться, что наследник в полной мере понимает зону своей ответственности и поле работы. Этот этап может длиться до одного месяца.
  • Главный. На этом этапе наставник разрабатывает и реализует программу адаптации, осуществляет корректировку профессиональных умений преемника, помогает выстроить собственную программу действий. Этот этап может длиться от месяца, зависимо от сложности производства и обязанностей преемника.
  • Контрольный. Наставник проверяет уровень профессиональной компетентности преемника, определяет степень его готовности к выполнению своих функциональных обязанностей.
  • Самостоятельный. Теперь преемник работает самостоятельно, а его наставник — только следит за процессом.

При этом задача наставника – не слишком опекать «наследника». Лучше доверить ему больше самостоятельной работы, собственные проекты, чем переставлять ноги кандидату до самого вступления в должность. Иначе у него может сложиться ложное ощущение подушки безопасности, которой ему никто не сможет обеспечить в дальнейшей работе.

Преемник и коллектив

Стоит ли давать знать коллективу, что Н. становится преемником? Да, стоит. Но только когда вы уже твердо решили, что Н. – подходящая кандидатура. Если он все еще вызывает сомнения, сначала разберитесь с этим сами, чтобы не создавать некрасивые ситуации.

Если решение однозначно, коллектив должен знать, что Н. скоро вступит в вышестоящую должность. И отношение наставника к нему должно быть подчеркнуто уважительным.

Коллективу важно понимать: вы уйдете, а с этим человеком им оставаться, поэтому надо налаживать общение.

Источник: https://prohr.rabota.ua/novoe-pokolenie-kak-i-zachem-vospityivat-preemnikov/

Зачем воспитывать вундеркинда? Плюсы и минусы раннего развития

Зачем воспитывать?

Родители как будто разделились на два лагеря. Одни требуют оставить детей в покое и вернуть им детство с его беззаботными играми и сном по полдня… Другие со знанием дела обсуждают методики для занятий со своими малышами, покупают специальные звенящие кубики и буквари, стоит только ребенку начать ходить.

Плюсы

+ Общение с ребенком. Какими бы ни были занятия, игры и уроки, вы занимаетесь вместе. Мама или папа проводят с ребенком время за чем-то интересным. Вы сидите рядом, вы разговариваете, вы смеетесь… Вот это взаимодействие с родителями — самое важное дело для правильного психического развития малыша.

+ Новая информация. Ребенок, занимаясь, узнает много нового и интересного.

Он, конечно, в любом случае узнает, кто такой медведь, и поймет, как выглядит лиса, ведь вы читаете ему сказки… Но с помощью развивающих книжек, например, с карточками и фотографиями животных, такими как «Мир вокруг меня. Животные», ребенок узнает, как медведь и лиса выглядят на самом деле, а не на рисунках.

+ Благодаря развивающим занятиям мозг малыша постоянно работает. Вы как будто приучаете его учиться. А поскольку в раннем детстве мозгу легко и просто запоминать, учить и понимать, ребенок тренируется без напряжения. Зато потом, в школе, голова будет с легкостью все понимать, ведь мозг уже привык работать и делает это, как хороший механизм!

+ Раннее развитие — это не обучение счету. Это развитие логики, мышления, навыка, который поможет в будущем считать. Это как бы подготовка «базы» к дальнейшему обучению.

Научиться читать легче, если ты уже хорошо знаком с буквами, научиться писать совсем несложно, если ты уже умеешь рисовать ровные линии и кружочки.

Так что, чем лучше вы подготовите малыша к началу обучения, тем легче он будет учиться.

+ Раннее развитие приучает заниматься. Не получится так, что малыш бегал, прыгал, смотрел мультики, а потом — бац — и ему уже нельзя бегать и прыгать, а нужно сидеть за столом и внимательно слушать.

Так вот регулярные, хоть и недолгие и несложные занятия «научат заниматься», научат малыша усаживать себя за стол, даже если не очень-то и хочется. Ему будет легче мотивировать себя как в школе, так и в институте.

+ Это похвалы, которые необходимы всем. Мама, занимаясь с ребенком, чувствует себя молодцом, потому что она хорошая мать! Ребенок, выполняя простые и интересные задания, слышит похвалы от мамы, видит одобрение, а это очень важно для его самооценки.

+ Занятия помогут вам разглядеть, что интересует ребенка, выявить склонность к тем или иным вещам. С большим удовольствием рисует, обожает задания на счет, лучше получается рассказывать, чем писать… Вы многое узнаете о своем гении и, возможно, выберете для него подходящую секцию в будущем. Depositphotos

Минусы

— Иногда родители увлекаются. Раннее развитие становится для них целью. Обидно, что ребенок тут уже ни при чем. Это цель самого родителя — доказать и показать, как он может, каким крутым родителем он может быть, ведь у него такой развитый малыш. Давайте все-таки помнить, для кого мы это делаем. И помнить, что это общение, а не гонка.

— Занятия с ребенком — дело хлопотное. И мама, которая и так-то всю себя отдает малышу, может совсем забыть о себе. Важно помнить, что раннее развитие, занятия — все это должно быть в радость и, конечно, по мере сил.

— Делая раннее развитие своей целью, родители забывают о ребенке. Они смотрят в книжки, они изучают методики, но не замечают, что нужно и интересно ребенку.

Еще много лет назад известный методист и мастер раннего развития малышей француженка Сесиль Лупан говорила о том, что самое важное в занятиях с ребенком — это его интерес.

Что интересует ребенка? О чем он спрашивает? В какие игры больше всего любит играть? Именно об этом надо думать и от этого «танцевать», а совсем не от «надо» и ни в коем случае не «через не хочу».

— Фанаты раннего развития иногда не замечают того, что их ребенок не готов к занятиям. Любой навык развивается в соответствии с биологическим возрастом. Организм (как мозг, так и пальчики) должен быть готов к обучению и освоению навыка.

Важно в занятиях ориентироваться не на свое желание похвастаться, что малыш у вас вундеркинд, а на готовность ребенка прежде всего. Если малыш не готов, а вы ждете от него ровную линию и чтение вслух, он услышит от вас не похвалу, а замечания, и увидит разочарование.

Для маленького ребенка это кошмарный сон и вдребезги разбитая уверенность в собственных силах.

— Непонятные занятия, давление взрослого, развитие не по возрасту — все это может сослужить плохую службу. Малышу станет трудно, неинтересно, ваши уроки будут для него мучением и появится мысль, что учиться — это ужасно. Как думаете, что дальше? А дальше — вечное «не хочу-у-у-у в школу!».

По мотивам весенней коллекции книг «Растем вместе», издательство Clever.

Что еще почитать по теме?

Раннее развитие ребенка — где проходят границы разумного?
Раннее развитие или ребенок, «лишенный детства»?
Раннее развитие. В чем особенность методики Сесиль Лупан? Мифы и реальность развитие способностей, воспитание, обучение, ребенок, вундеркинд

Источник: https://ShkolaZhizni.ru/family/articles/79864/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.