Запоминалки по биологии

Еще раз о мнемоническом запоминании..

Запоминалки по биологии

Для любого учителя, неравнодушного к своей работе, крайне важно, чтобы его ученики любили и знали предмет. Каждый из нас стремится сделать свои уроки яркими, эмоциональными и запоминающимися.

Ни для кого не секрет, что биология подчас требует запоминания сложной терминологии, заучивания определенных понятий. И перед педагогом встает задача: найти такие педагогические приемы, чтобы сложный и объемный фактический материал стал доступным и легко запоминающимся.

В этом, на мой взгляд, может помочь мнемоническое запоминание, или так называемая мнемотехника.

Мнемоника, или мнемотехника (от греч. ταμνημονιχα – искусство запоминания) – совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти за счет образования искусственных ассоциаций (связей).

Слова с неизвестным, абстрактным значением большинству учащихся запомнить сложно. Если такое слово «зазубрить», то оно исчезает из памяти через несколько дней. Для прочного и легкого запоминания следует наполнить слово содержанием – чем-то, что связано с конкретными яркими зрительными, звуковыми образами, с сильными ощущениями.

Мнемоника не совершенствует память, она только облегчает запоминание да и то лишь в тех случаях, когда придуманные ассоциации закрепляются при запоминании легко и быстро.

Еще древние греки разработали правила запоминания, основанные на простых, но весьма эффективных принципах и назвали их в честь богини памяти Мнемозины.

Греки обнаружили, что память во многом основана на АССОЦИАЦИЯХ, на умении обнаружить и зафиксировать всевозможные связи между объектами. То, что прочно ассоциируется, – запоминается, а то, что не образует прочных ассоциативных связей, – забывается.

К тому же объект, подлежащий запоминанию, должен быть воспринят по возможности всем набором чувств запоминающего лица, то есть как яркий и различными способами глубоко прочувствованный ОБРАЗ.

Третьим столпом, на котором зиждется память, является ЛОКАЛИЗАЦИЯ (ФИКСАЦИЯ).

при поддержке агентства недвижимости “Домус Финанс”. Квартиры в новостройках Москвы и Подмосковья, оформление и заселение, квартиры по уступке, вторичное жильё, коммерческая недвижимость, нежилые помещения, перепланировки. Узнать подробнее о компании и услугах, цены и контакты Вы сможете на сайте, который располагается по адресу: http://www.domus-finance.ru.

Помимо этих трех фундаментальных, обязательных принципов имеются еще 12 вспомогательных:

– синестезия, – движение, – ассоциация, – сексуальность, – юмор, – воображение, – счет, – символизм, – цвет, – порядок и/или последовательность, – позитивность образов,

– преувеличение.

Они не являются обязательными, но помогают применять фундаментальные принципы.

Хочу поделиться с коллегами своей небольшой «копилкой» мнемонических приемов, в которую вошли как достаточно известные, часто используемые биологами, так и придуманные мною.

Природоведение (5-й класс)

Планеты Солнечной системы

Эти планеты входят в состав Солнечной системы (начиная от Солнца): Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун и Плутон.

Чтобы запомнить порядок планет, повторите про себя следующее: Маша Веником Землю Мела, Юра Сидел У Норы Паука.

Или: Можно Вылететь За Марс, Ювелирно Свернув У Нашей Планеты – первые буквы слов являются начальными буквами названий планет.

Атмосфера

От ближайшего к Земле слоя до самых отдаленных слоев атмосфера разделяется на Стратосферу, Мезосферу, Ионосферу и самый внешний слой – Экзосферу. Чтобы запомнить порядок их расположения, скажите: Старые Медведи Играют Этюды.

Растения (6-й класс)

Растительные ткани

Лист
Имеет
Механическую
Покровную
Образовательную
Проводящую
Основную  ткани

Учащиеся, запомнив ключевое слово-ассоциацию (название реки Лимпопо хорошо им знакомо по сказке К.Чуковского «Айболит»), смогут вспомнить даже давно пройденный учебный материал.

Систематика растений

Цирк, Огромный Купол Пестрый,
Словно Радугу, Вознес (ты).

По первым буквам «стиха» легко вспомнить правильную последовательность расположения систематических групп растений: Царство, Отдел, Класс, Порядок, Семейство, Род, Вид.

Животные (7-й класс)

Систематика животных

Для запоминания систематических категорий животных можно предложить учащимся запомнить  фразу: Царский Терем Кто Откроет, Сразу Рыцарем Вернется.

Или, если вам больше нравится, такую: Цепко Тащит Кот Огрызок Серебристой Рыбки Верткой: Царство, Тип, Класс, Отряд, Семейство, Род, Вид.

Анатомия и физиология человека (8-й класс)

Ткани

Эпителиальная
Соединительная
Мышечная И

Нервная ткань

Единое

Целое

Школьники легко запоминают слово-ассоциацию (эсминец – военный корабль), а затем восстанавливают в памяти типы тканей.

Обмен веществ и энергии

Метаболизм включает два противоположных процесса: анаболизм – процесс образования сложных веществ из простейших компонентов и катаболизм – процесс распада сложных органических веществ на более простые. Пользуясь приемами мнемонического запоминания можно без труда запомнить:

анаболизм – Аня строит; катаболизм – Катя рушит.

ЦНС. Строение головного мозга

Охранять Здоровье Граждан,
(Их) Болезненное Тело,
Облегчать людскую Стражду –
Явно Благостное Дело.

Стихотворение поможет запомнить названия 12 пар черепно-мозговых нервов, начиная с первой пары: Обонятельный (I), Зрительный (II), Глазодвигательный (III), Блоковый (IV), Тройничный (V), Отводящий (VI), Лицевой (VII), Слуховой (VIII), Языкоглоточный (IX), Блуждающий (X), Добавочный (XI). Остается запомнить только подъязычный – XII пара нервов.

Зрительный анализатор. Фоторецепторы

Днем работают с колбочками, ночью ходят с палочками – для запоминания специфики работы фоторецепторов сетчатки глаза.

Общая биология

Геохронологическая шкала

Геологические периоды можно запомнить с помощью шуточной фразы: Каждый Отличный Студент Должен Курить Папиросы; Ты, Юра, Мал – Пей Ночью Чай: Кембрийский, Ордовикский, Силурийский, Девонский, Каменноугольный, Пермский, Триасовый, Юрский, Меловой, Палеоген, Неоген, Четвертичный.

Аминокислоты

Алый Вальс. Летит (из лога)
Медь Прощаний, Трав Финал.

Глина Серая, Тревога,
Церемонность, Тишина.

Аспидные Глуби Листопада
(Падают в) Гигантские Аркады.

То есть: Аланин, Валин, Лейцин, Изолейцин, Метионин, Пролин, Триптофан, Фенилаланин, Глицин, Серин, Треонин, Цистеин, Тирозин, Аспарагин и Аспарагиновая кислота, Глутамин и Глутаминовая кислота, Лизин, Гистидин, Аргинин.

Онтогенез. Эмбриональное развитие

Слово-образ «бегония»

Бластула Е

Гаструла

О

Нейрула

И

Я родился

Нуклеиновые кислоты

Чтобы учащиеся не путали комплементарные азотистые основания, им можно предложить для запоминания пары слов:

Ананас – Тарелка
Цыпленок – Гнездо.

(Ананас на тарелке, цыпленок в гнезде). А–Т Ц–Г.

Генетика. Хромосомный механизм определения пола

Папа – икс и игрек Мама – два икса. Если будет игрек икс, То родится только сын. Два икса (и точка),
Родится только дочка.

Функции белков

Нелепая фраза быстро запоминается школьниками, и по ней несложно воспроизвести многочисленные функции белков:

Каждая Девушка Должна Точно Знать Свой Седьмой Этаж.

Начало каждого слова соответствует определенной функции белков: Каталитическая, Двигательная, Дыхательная, Транспортная, Защитная, Строительная, Сигнальная и Энергетическая.

Надеюсь, что этот материал будет полезен коллегам и многие из них воспользуются приемами мнемотехники на уроках биологии.

Источник: https://bio.1sept.ru/view_article.php?ID=200901602

Реакции двойного обмена идут до конца:,

Если выделится газ
Это раз;
И получится вода
Это два;
А еще – нерастворимый                                                                       Осаждается продукт…

“Есть осадок” – говорим мы.

Это третий важный пункт.
Химик правила обменаНе забудет никогда:В результате – непременно

Будет газ или вода,

Выпадет осадок
Вот тогда – порядок!

Давайте-ка изучим номенклатуру неорганических веществ

Вот анионы кислородных кислот хлора:
ClO4– – перхлорат-анион
ClO3– – хлорат-анион
ClO2– – хлорит-анион
ClO– – гипохлорит-анион

В хлориде хлор совсем один.Зато себе он господин.И отрицательным зарядомДелиться с братьями не надо.Перхлорат с хлоратом-братом
И хлорит с гипохлоритомЗаявляют всем открыто:”Мы скромны и небогаты,Хлор у нас – центральный атом,Но слывем вояками

И окислим всякого!”

А вот анионы кислот, содержащих серу:

S2– – сульфид-анион
HS– – гидросульфид-анион
SO32– – сульфит-анион
HSO3– – гидросульфит-анион
SO42– – сульфат-анион
HSO4– – гидросульфат-анион

Сульфит не путайте с сульфидом,Чтоб места не было обидам:Сульфиды – сероводородаРодня. И нет в них кислорода!

А вот сульфит. Скорей смотри:

В нем кислорода сразу три!Добавим кислорода атом –

И познакомимся с сульфатом!

Новая запоминалка (ее прислал АЛХИМИКУ 22 октября 2001 года
Станислав Скляров)

В красной соли кровянойкалий с тройкой за стеной.Дальше феррум, шесть циановВсе в порядке, без обманов.

…ПРО ГАЛОГЕНЫ

Хлор хвалился: “Нет мне равных!Галоген я самый главный.Зря болтать я не люблю:Всё на свете отбелю!”Иод красой своей гордился,Твердым был, но испарился.Фиолетовый, как ночь,Далеко умчался прочь.Бром разлился океаном,Хоть зловонным, но – румяным.Бил себя он грозно в грудь:”Я ведь бром! Не кто-нибудь!..”Фтор молчал и думал: “Эх!..
Ведь приду – окислю всех…”

ПРО ХАЛЬКОГЕНЫ – ЭЛЕМЕНТЫ VIA-группы

Халькогены часто вместе,И о ком из них ни спросим -Все живут в шестом подъезде”Менделеевского дома”.С ними мы давно знакомы.”Я жилец квартиры восемь.Я могу зажечь на спорСпичку, печку и костер.Кто вам всем дышать дает –

Атмосферный кислород!”

Кто под номером шестнадцать?”Я готова вам признаться:Вижу я себя на тронеВ восьмиатомной короне.Не парю я в атмосфере,

Тяжко мне живется, сере!”

Красный или серый,

Свет готов ловить селен.

(Необычный элемент!)

А теллур из тьмы возник,

Это полупроводник.И у всех манеры –

Точно как у серы.

ПРО ЭЛЕМЕНТЫ IVA-группы

Пятеро нас. Мы особого сорта.
Мы – элементы группы четвертой.Наш коллектив удивительно дружен,Каждый из нас очень важен и нужен.У элемента номер шестьДостоинств очень много есть.”Людям я совсем как брат.

Много тысяч лет назадЯ уже пылал в костре,Освещая интерьерПервобытных их пещер.И украсить был я радДам и рыцарей наряд,Что блистали при дворе…Если мягким быть решу, -То в тетради я пишу.

Такова, друзья, природа

Элемента углерода!”

Сосед углерода привык к работе,Замену ему нигде не найдете.Если бы этот пропал элемент,Где бы мы взяли кирпич и цемент,Чем бы стеклили окно, и кудаДелись бы кварц, и фарфор, и слюда?Пляжи песчаные, толщи подземные –

Где бы все это было без кремния?

“Дайте выйти в первый ряд!Я ведь – номер пятьдесят.Я древний, но выгляжу молодо.Я – в бронзе, похожей на золото.Но я не спесив. Всем люблю помогать:И дырку в кастрюле могу запаять,Фольгой, даже банкой готов я предстать.И лишь от мороза теряю я голову.

Ну как, догадались? Зовут меня олово“.

Поднял голову едваНомер восемьдесят два:”Знает каждый ученик:Я – металл. Пусть я старик,Но за все берусь с отвагой,Не сижу без дела я.Я рисую. Где бумага?Я стреляю из ружья.Труба канализации,Экран от радиации,Балласт подводного пловца -Моим заслугам нет конца;Таков уж мой природный стиль:Я ток даю в автомобиль…Ну, догадайтесь, наконец,

Кто я? Меня зовут свинец“.

“А я здесь самый молодой,И не седою бородой,А тем, что полупроводник,Быть примечательным привык.Открыт я был в Германии,

Зовут меня германием“.

Запоминательные стихи по органической химии

Запомним, друг, и я, и ты,
Чем отличаются спирты
В них углерод и гидроксид,И каждый спирт легко горит.

R – это значит радикал,Он может быть велик и мал,Предельный или непредельный.Но это разговор отдельный.

Приятно пахнут альдегиды,
Но группа C(H)O их выдаст.

Среди карбоновых кислотИзвестных “лиц” невпроворот.

В кислотах – группы карбоксильные,

Но все кислоты здесь – несильные.

В кетонах группа есть CO,Но это тоже ничего…

Горит прекрасно ацетон,

И растворитель – тоже он.

Мы говорим спокойно: жир.
А между прочим, он – эфир,
Он из кислот и глицерина.
Такая вот у нас картина…

Если ты, придя с мороза,Наливаешь крепкий чай,Хорошенько сахарозув чашке ложкой размешай.
Виноградную глюкозу

И медовую фруктозу
и молочную лактозулюбит взрослый и малыш.

Но крахмалом и клетчаткой,

Что совсем-совсем несладкиТоже нас не удивишь.Так устроена природа –

Это тоже углеводы.

Источник: http://zvonoknaurok.ru/load/metodicheskaja_kopilka/khimija/khimicheskie_zapominalki_dlja_shkolnikov/95-1-0-5029

Как запомнить? Часть 1

Запоминалки по биологии

Отто Эренберг

     Слово «мнемоника» происходит от греческого mnemonika — память и обозначает различные приемы, способствующие запоминанию информации.

Такие упражнения использовались в Древнем Египте, Индии, Греции и Риме и дошли до нас во многих видах.

Вы, наверное, знаете определенные приемы, которым вас учили в школе, для запоминания грамматических правил или исключений из них.

     К примеру, вас, возможно, учили следующему мнемоническому упражнению для запоминания слов, в которых после буквы «ц» пишется буква «ы»: «Цыган на цыпочках сидит и „цыц“ цыпленку говорит». В этом простом предложении, которое сразу врезается в память, содержатся четыре слова, в которых после буквы «ц» пишется буква «ы». Однако мнемонические упражнения, как правило, не пользуются популярностью у учителей, потому что они считают, что запоминание материала должно базироваться на его понимании.

     Все мнемонические упражнения основаны на внесении какой-либо ясности в бессмысленный материал, то есть хаос преобразуется в порядок посредством некоторой систематизации.

Рифма и ритм

     Один из наиболее действенных способов обеспечить запоминание материала — это зарифмовать его. Этот способ, используемый в некоторых мнемонических упражнениях, также нашел широкое применение в рекламе.      Специалисты, занимающиеся рекламой, отлично понимают значение рифмы для запоминания различной информации.

Вы, без сомнения, замечали, что во многих рекламных роликах информация о товарах зарифмована, и это способствует более быстрому ее запоминанию, а следовательно, скорейшей реализации товаров.      Зарифмованные рекламные ролики сами врезаются нам в память, независимо от нашего желания, и от них зачастую не так просто избавиться.

Поэтому, когда вы сталкиваетесь с важной, но нелогичной и трудно запоминаемой информацией, то вам стоит попробовать зарифмовать ее. Как это сделать, мы покажем на простом примере с телефонным номером.      Итак, вам нужно запомнить номер 663-15-14. Для этого вы можете зарифмовать его следующим образом: Шесть шесть три один пять один четыре Я все помню в целом мире.

А если мы несколько изменим этот телефонный номер: например, 663-14-15, то можем зарифмовать его по-другому:

Шесть шесть три один четыре один пять

Я не буду забывать.

Теперь попробуем зарифмовать номер 151-46-63:

Один пять один четыре шесть шесть три

Никому не говори.

     И так далее. Следует напомнить, что такого рода стишки не следует наполнять каким-то глубоким смыслом. Они просто должны помогать вам запоминать не имеющую логических связей информацию, которая является для нас весьма важной. Как вы, наверное, уже убедились, зарифмованную информацию значительно легче запоминать.

Аббревиатура (акроним)

     Мы сталкиваемся с аббревиатурами каждый день, поскольку их использование весьма популярно. Мы уже привыкли к таким словам, как МВФ, ООН и т.д. Эти аббревиатуры не только сокращают длинные названия организаций (Международный валютный фонд, Организация Объединенных Наций), но и способствуют их запоминанию.

    Принцип аббревиатуры также широко используется для фиксирования различного материала, не связанного логическими принципами, помогает нам лучше его запоминать и облегчает процесс вызывания из памяти нужной информации. Вы можете попробовать применять этот принцип и вскоре сами убедитесь в его успешности.

     Аббревиатура может применяться для фиксирования самой различной информации. Например, для запоминания цветов радуги: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый — мы обычно пользуемся фразой: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан».      Это, разумеется, не совсем аббревиатура.

В этом выражении первые буквы слов, которые необходимо запомнить, совпадают с буквами слов простого и легко запоминающегося предложения, имеющего какой-то смысл. То есть запоминанию информации способствует и смысл простого предложения, и тот факт, что все слова этого предложения начинаются с первых букв слов, которые нужно запомнить. Это является своеобразным двойным эффектом.

     Вы можете использовать принцип аббревиатуры для запоминания самой разной информации. Для этого вам необходимо придумать простое осмысленное предложение, все слова которого будут начинаться с первых букв тех слов, которые вам нужно запомнить. Для того чтобы вы потренировались в придумывании таких предложений, мы предлагаем вашему вниманию следующее упражнение.

     Упражнение: Придумайте предложение для запоминания следующего списка необходимых покупок яблоки, яйца, мороженое, кофе, орехи, изюм, сыр, анчоусы, лимоны. Продукты вы можете расположить в произвольном порядке. Желаем удачи.

Метод расположения предметов

     Этот метод пришел к нам из Греции и представляет собой способ запоминания предметов с помощью фиксирования их месторасположение. Вы, без сомнения, часто используете этот метод, хотя не отдаете себе в этом отчета.

К примеру, если вас спросить, сколько окон в вашем доме, то вы можете сразу не ответить на этот вопрос, но если вы представите, что идете по своему дому, то безусловно без труда сосчитаете все окна.      Этот метод можно также использовать для запоминания различных предметов, которые ассоциируются с определенным местом.

Первое, что вам необходимо сделать, — это установить некоторую последовательность в перечислении мест.      Например, если вы мысленно идете по своему дому, то можете следовать в заранее заданном направлении: прихожая, коридор, кухня, столовая, зал, спальня, детская и т.д.

Если же вы представляете свой путь от дома до работы, то последовательность может быть такой: светофор, газетный киоск, небольшой сквер, похоронное бюро, автобусная остановка и т.д.      Допустим, что вам нужно запомнить следующий список необходимых покупок: туалетная бумага, моющее средство, консервированный тунец, яйца и майонез.

Постарайтесь вызвать в сознании какие-нибудь яркие образы, связанные с маршрутом на работу. Представьте, например, светофор, обмотанный туалетной бумагой, выливающееся из газетного киоска моющее средство, дорожки сквера, вымощенные консервами с тунцом, гробы, политые майонезом, и скамейку на автобусной остановке, заваленную яйцами.

Если вы представите эти ассоциации, то в супермаркете вам останется лишь вспомнить свой маршрут от дома до работы, а память сделает все остальное.

     Описанный выше метод способствует запоминанию потому, что он позволяет группировать не связанные между собой предметы в имеющие смысл последовательности, такие, как, например, цепочка объектов, встречающихся вам на пути от дома до работы. Надежность этого метода объясняется тем, что вы не можете забыть часто встречающиеся последовательности объектов.

     Попробуйте использовать этот метод для запоминания самых различных предметов, а не только списка необходимых покупок. Древние греки, например, с помощью этого метода запоминали основные моменты своих длинных речей. До нас эта привычка дошла в лингвистических оборотах типа «во-первых, во-вторых» и т.д.

Продолжение следует.

Источник: https://biology100.ru/index.php/kak-zapomnit-informatsiyu

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.