Злая мачеха из «Морозко» как идеальная мать

«Морозко»: сказка с грустным концом и важными уроками

Злая мачеха из «Морозко» как идеальная мать

«Морозко» — это известная русская народная сказка. Исследователи, изучавшие записи сказки в разных регионах, нашли не менее сорока её русских разновидностей, около тридцати — украинских вариантов и одиннадцать — белорусских.

Собиратель фольклора Александр Афанасьев включил два варианта «Морозко» в собрание своих сказок. Ещё одна редакция «Морозко» вошла в книгу «Сказки и легенды Пушкинских мест».

Какие евангельские мотивы есть в этой народной сказке? И есть ли они вообще? Читайте дальше.

«Морозко» — это сказка о…

Вариант Афанасьева:

Злая мачеха, желая избавиться от падчерицы Марфушки, девушки работящей и безропотной, приказала мужу отвезти её в лес и выдать замуж за Мороза. Старик не посмел ослушаться сварливой жены: привёз дочку в бор, оставил возле большой сосны и вернулся домой.

Вскоре появился Морозко. Трижды спросив у Марфушки «Тепло ли тебе, девица, тепло ли тебе, красная?», он укутал замерзающую гостью шубами.

На следующий день старик снова поехал в лес и нашёл там дочку живую, здоровую, с богатыми подарками. Когда мачеха увидела падчерицу в новой шубе и с коробом белья, она решила и своих дочерей отправить к жениху. Однако на вопрос «Тепло ли вам, девицы?» те отвечали грубо и скоро «окостенели».

Вариант Пушкинских мест:

Овдовев, старик вторично женился. Новая жена невзлюбила его родную дочь и приказала избавиться от неё. Отвёз старик её в лес, насобирал хворосту и уехал. Девушка шла по тропинке и набрела на избушку. Ночью туда пришёл Морозко, принёс ей платье, шубу, валенки, подогнал коня, доставил карету.

Когда собака сообщила мачехе о том, что её падчерица едет домой в серебре и золоте, старуха сначала не поверила. Но скоро увидела, что девушка и вправду жива, здорова и богата. Велела мачеха и своё родное дитя доставить в ту же избушку. Но мачехина дочка повела себя заносчиво, встретила Мороза неприветливо, за что и поплатилась: остались от неё одни косточки.

«Морозко»: где зло и добро не смешиваются

В известной сказке «Морозко» говорится о девочке-сиротке, которую невзлюбила злая мачеха.

Нужно отметить, что для русской волшебной сказки характерно четкое деление на положительных и отрицательных персонажей. То же самое и в сказке о мачехе и падчерице: семья с родной матерью противопоставлена семье с мачехой, мать – мачехе, падчерица – родной дочери мачехи.

И вот в доме появляется мачеха. Второй брак – нарушение законов христианской морали. Отсюда все несчастья. Сказка пытается оправдать отца (в редких случаях, но никогда не оправдывает мачеху): «Девочка осталась маленька, молоденька», ей нужна мать, т.е.

отец, хотел, прежде всего, привести дочери новую мать, а уж потом —  себе новую жену. Но семьи в христианском восприятии не получилось: сказка никогда не дает сведений об общих детях, а имеющиеся дети не воспитываются должным образом.

В семье падчерицы все разобщены, единства нет.

Мачеха нарушает все нормы поведения и воспитания по отношению и к падчерице, и к родной дочери. Именно это приводит к возникновению трагической ситуации. Христианство за грех считает следующее: «Заботясь о родных детях, холодно относиться к приемным».

Сказка являет более чем холодное отношение: «Ну вот, а мачеха-то пришла да уж так и невзлюбила эту падчерицу-то, уж исть не дават»; «Дочь старуха не любила (она была ей падчерицей), рано будила, всю работу на нее сваливала».

С христианской позиции, нерадение о детях – больший из всех грехов. Мачеха совмещает в себе противоположные полюсы не-матери в воспитании родной и приемной дочерей (по существу, она нарушает христианские нормы воспитания).

Основная черта характера мачехи – ненависть, направленная на падчерицу. Эта героиня нарушает заповедь – возлюби ближнего своего как самого себя. Видит в приемной дочери врага – врага в ближнем своем. «Борьба ведется уже не со злом, а с теми, на кого это зло, не преодоленное духовно в собственном сердце, направлено». Нет ничего дальше от духа христианской любви.

Грешит мачеха и перед родной дочерью, нанося ей большой вред чрезмерной любовью. И вновь вспоминается родная мать падчерицы: она учила свою дочь трудолюбию и доброте. «В доброй семье родители всегда следят за нравами своих детей, своими примерами и наставлениями созидают в них любовь и единство с братьями».

Мачеха же чрезмерной любовью и потаканием портит свою дочь. Христианство считает за грех, если мать воспитывает детей в духе честолюбия, побуждает их к гневу, мести, пробуждая у них честолюбивые мечтания относительно их будущего. А именно это и делает мачеха по отношению к родной дочери. Ибо «не ношение во чреве делает матерью, но доброе воспитание».

Честолюбие и стремление к мести – основные качества мачехиной дочки.

Падчерица – воплотившийся идеал добродетели

Падчерица – самый трогательный образ русской волшебной сказки, образ, воплотивший идеал добродетельной дочери и девушки. Восприятие этой героини шло, прежде всего, через христианское мировоззрение.

Падчерица обладает множеством добродетелей, основная из которых – смирение, потому что через него открываются другие.

Она работящая: «Падчерицу заставляла (мачеха) всю работу по дому и в хлеву делать». Падчерица смирилась со своей долей и не пытается противиться воли мачехи.

Девочка-христианка понимает: «Нужно принимать то, что посылается, — искушения или испытания». И она покорно принимает испытание.

Следует отметить: эта добродетель – следствие не бессилия, а силы духа. «Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю».

Падчерица – образец кротости и жертвенности. Идея жертвы —  одна из важнейших в христианском миропонимании.  Когда ее родной отец отводит в лес, она лишь «бедненькая, трясется и тихонько молитву творит».

Близко смирению и кротости терпение, которое соприкасается с идеей жертвы. Все эти добродетели присущи падчерице. Именно они противопоставлены ненависти мачехи. Это противопоставление, становясь противостоянием, с бытового уровня поднимается на уровень духовный: мачеха – падчерица = плоть – дух.

Еще одной важной чертой героини является жалость. Это качество тождественно любви. Проявивший жалость достоин помощи. Хотя и зла мачеха, а посылает мужа в лес за замёрзшей девочкой, чтобы похоронить по-христиански .Падчерица, вернувшись с подарками, пытается наладить отношения с мачехой и ее дочерью – выражает неродной матери свое почтение.

«Приехали домой, и девица бух в ноги мачехе», одаривает их подарками. Дар, согласно христианскому учению, «блаженнее давать, нежели получать». Это очередное подтверждение высоких моральных качеств падчерицы: она не помнит причиненного ей зла. Но у мачехи иное восприятие дара – языческое, он обязывает эту героиню.

И в восприятии дара они вновь противопоставлены.

Мачеха в сказке не изменятся. Она все так же ненавидит приемную дочь, демонстрирует свою жадность и зависть: «Моя дочь два стада коней пригонит, два воза добра притащит», «Моя дочь пойдет, так еще не столько принесет». И сказка являет финал, печальный для мачехи и ее дочери.

Источник: //www.invictory.org/articles/reviews/books/2532-morozko-skazka-s-grustnym-kontsom-i-vazhnymi-urokami

Морозко

Злая мачеха из «Морозко» как идеальная мать
antrod

Один, наверное, из наиболее спорных моментов в нынешнем родноверии, это: были человеческие жертвоприношения на Руси в дохристианский период или нет.

И ведь спорят белбожники, не смотря на малочисленные, но, все же, письменные источники. Хотя, да, то попы, дабы очернить «чистую» веру понаписали.

    И не важно, что Святослав Хоробрый устраивал кровавую тризну по своим павшим братьям. Не было этого, ромеи выдумали.

 А до киевских жертв – так то Владимир – отступник. Конечно, с запада принес такой обычай, от варягов. И Садко, тогда в норманны записать стоит. А «сказание о Словене и Русе», созвучное в некоторых местах с былинами о Садко, опять же на совесть черноризцев повесить. Вот не было и все! В «Книге Велесовой» токма про кашу манную в жертву приносимую говорится, а все остальное от лукавого.  

И будут еще спорить. Что ж, не стараясь переубедить, попробую привести еще один довод в пользу того, что Русь в какой-то период своего существование знала такую жертву. Откуда источник, спросите вы. От народа, из сказки русской. Уж ее слова на совесть черноризцев не повесишь, народ не проведешь.

 Вообще, мысль попробовать найти языческие корни в этой сказке пришла уже давно, аккурат под прошлый Новый год, когда случайно в интернете обнаружил небольшую заметку о предшественнике Деда Мороза.

Это сегодня Дед Мороз – милый старичок, раздающий детям подарки, а когда-то давно его прототип, был грозным Богом кельтов. Богом, которого боялись и чей приход в деревню, не сулил ничего хорошего.

 Конечно, вы можете спросить, а  причем тут кельты и русский народ. Но, посудите сами, кельты оказали в свое время довольно большое влияние на формирование славянского рода, а так же и на формирование славянской культуры.

 Конечно, есть любители порассуждать о 40 000 летней истории русских, но это околонаучное фэнтези пока не будем рассматривать. Опять же, почему обращаю внимание на кельтов в данном случае. Нынешняя новогодняя обрядность, а так же символ праздника – елка, пришли к нам из Германии, причем относительно недавно.

А  там кельтское влияние очень сильно сказалось. Да и в нашей сказке, священное дерево кельтов, тоже присутствует.

 Итак. Кельтский Бог Великий Старец Севера, а по-русски – Морозко.  Но для начала текст сказки.

МОРОЗКО

Русская народная сказка

Живало-бывало, – жил дед да с другой женой. У деда была дочка, и у бабы была дочка. Все знают, как за мачехой жить: перевернешься – бита и недовернешься – бита. А родная дочь что ни сделает – за все гладят по головке: умница.

Падчерица и скотину поила-кормила, дрова и воду в избу носила, печь топила, избу мела – еще до свету… Ничем старухе не угодишь – все не так, все худо. Ветер хоть пошумит, да затихнет, а старая баба расходится – не скоро уймется.

Вот мачеха и придумала падчерицу со свету сжить.

– Вези, вези ее, старик, – говорит мужу, – куда хочешь, чтобы мои глаза ее не видали! Вези ее в лес, на трескучий мороз.

Старик затужил, заплакал, однако делать нечего, бабы не переспоришь. Запряг лошадь:

– Садись, мила дочь, в сани.

Повез бездомную в лес, свалил в сугроб под большую ель и уехал. Девушка сидит под елью, дрожит, озноб ее пробирает. Вдруг слышит – невдалеке Морозко по елкам потрескивает, с елки на елку поскакивает, пощелкивает. Очутился на той ели, под которой девица сидит, и сверху ее спрашивает:

– Тепло ли тебе, девица?

Она чуть дух переводит:

– Тепло, Морозушко, тепло, батюшка. Морозно стал ниже спускаться, сильнее потрескивает, пощелкивает:

– Тепло ли тебе, девица? Тепло ли тебе, красная?

Она чуть дух переводит:

– Тепло, Морозушко, тепло, батюшка. Морозко еще ниже спустился, пуще затрещал, сильнее защелкал:

– Тепло ли тебе, девица? Тепло ли тебе, красная? Тепло ли тебе, лапушка?

Девица окостеневать стала, чуть-чуть языком шевелит:

– Ой, тепло, голубчик Морозушко!

Тут Морозко сжалился над девицей; окутал ее теплыми шубами, отогрел пуховыми одеялами.

А мачеха по ней поминки справляет, печет блины и кричит мужу:

– Ступай, старый хрыч, вези свою дочь хоронить!

Поехал старик в лес, доезжает до того места, – под большою елью сидит его дочь, веселая, румяная, в собольей шубе, вся в золоте, в серебре, и около – короб с богатыми подарками.

Старик обрадовался, положил все добро в сани, посадил дочь, повез домой.

А дома старуха печет блины, а собачка под столом:

– Тяф, тяф! Старикову дочь в злате, в серебре везут, а старухину замуж не берут.

Старуха бросит ей блин:

– Не так тявкаешь! Говори: “Старухину дочь замуж берут, а стариковой дочери косточки везут…” Собака съест блин и опять:

– Тяф, тяф! Старикову дочь в злате, в серебре везут, а старухину замуж не берут.

Старуха блины ей кидала и била ее, собачка – все свое…

Вдруг заскрипели ворота, отворилась дверь, в избу идет падчерица – в злате-серебре, так и сияет. А за ней несут короб высокий, тяжелый. Старуха глянула – и руки врозь…

– Запрягай, старый хрыч, другую лошадь! Вези, вези мою дочь в лес на то же место…

Старик посадил старухину дочь в сани, повез ее в лес на то же место, вывалил в сугроб под высокой елью и уехал.

Старухина дочь сидит, зубами стучит. А Морозко по лесу потрескивает, с елки на елку поскакивает, пощелкивает, на старухину дочь поглядывает:

– Тепло ли тебе, девица?

А она ему:

– Ой, студено! Не скрипи, не трещи, Морозко… Морозко стал ниже спускаться, пуще потрескивать, пощелкивать:

– Тепло ли тебе, девица? Тепло ли тебе, красная?

– Ой, руки, ноги отмерзли! Уйди, Морозко… Еще ниже спустился Морозко, сильнее приударил, затрещал, защелкал:

– Тепло ли тебе, девица? Тепло ли тебе, красная?

– Ой, совсем застудил! Сгинь, пропади, проклятый Морозко!

Рассердился Морозко да так хватил, что старухина дочь окостенела.

Чуть свет старуха посылает мужа:

– Запрягай скорее, старый хрыч, поезжай за дочерью, привези ее в злате-серебре…

Старик уехал. А собачка под столом:

– Тяф, тяф! Старикову дочь женихи возьмут, а старухиной дочери в мешке косточки везут. Старуха кинула ей пирог:

– Не так тявкаешь! Скажи: “Старухину дочь в злате-серебре везут…”

А собачка – все свое:

– Тяф, тяф! Старухиной дочери в мешке косточки везут… Заскрипели ворота, старуха кинулась встречать дочь. Рогожу отвернула, а дочь лежит в санях мертвая. Заголосила старуха, да поздно.

//orel.rsl.ru/nettext/skazki/russian/morozko.htm

 Итак.

Вообще при внимательном чтении, в этой небольшой сказке, можно много интересного узнать. Но обо всем по порядку.

  Первое, что хочется сказать, это то, что сказка наглядно показывает обряд, сродни тому, что проводили кельты, принося в жертву девственниц Старцу Севера. Исходя из этого утверждения, посмотрим на сказку построчно.

 Герои. Практически стандартный набор для многих русских сказок. Дед, дочка, мачеха и сводная сестра. Почему мачеха, а не мать. Скорее это уже более поздняя трансформация, а   вначале могла быть и мать.

Дело в том, что исходя из христианского мировоззрения, сложно объяснить, как родная мать могла отправить свое дитё на смерть, а мачеха очень даже.

Хотя не стоит исключать и отголоска о довольно большой смертности среди женщин, особенно во время родов.

 Время. Зима. Трескучие морозы. Время Старца Севера. Дед погоревал, но повез, видать знал о подобных вещах, лишних вопросов не задавал. Привез он девушку в лес и оставил под елкой.

 О! а что елка, ну не спроста она в сюжет введена. Ель – священное дерево у кельтов. Вечнозеленое. Дерево, в котором живут духи или Боги. Наша новогодняя елка – это тоже самое жертвенное дерево, у которого кельты совершали и человеческие жертвоприношения тоже. Со временем их, конечно, их заменили, на иные подношения.

 Итак, жертву оставили у священного дерева. И старик отправился домой.

 По поводу разговоров девушки и Морозко, это уже скорое литературные прикрасы, дабы как-то объяснить счастливое спасение. Интересно другое. Мачеха справляет тризну по жертвуемой девушке, с чего это вдруг, она же вроде ее не шибко, что бы любила. Блины жарит, непременный атрибут поминок. Ну и символ солнца.

И уж совсем не логично смотрится отправления старика во второй раз в лес, забирать «останки». Ну, вроде бы ну и путь себе валяются, дикие животные растащат и  следов не останется. Значит нужно, причем обязательно. Опять же обратимся к кельтам. Они так же смотрели, через какой-то промежуток времени, жива или нет жертвуемая.

Если жива – то Бог жертву не принял и ему могли уже приподнести новую девушку. Что и мы видим в сказке Морозко, когда мачеха взамен падчерицы, отправляет свою дочь. Которую  Бог уже принял. Конечно, народ слегка придал некоторую литературность, объяснив спасение одной благодетелью, а гибель другой  «неуважением к старшим».

Но это спустя века, когда, наверное, и про обряд этот забыли, а сказка осталась.

 Вот такая вот получается сказка. Русская народная. Из времен дальних повествует о традиции забытой. Конечно, на все вопросы ответить не удается. Кто из Богов скрывается под личиной Морозко.

Была ли эта жертва приурочена к празднику какому или приносилась лишь в стужу злую, дабы умилостивить Бога.

Хотя, нет, скорее тогда отправить к Богу посланника, дабы предстал перед очами Божьими и вступился за род свой.

 Кстати, почему в роли подобного посланника выступает, как правило, девочка, это легко объяснимо.   Земельный надел по традиции, отмерялся по количеству мужчин в семье, женский рот в лютую годину мог оказаться лишним, по этому и жертвовали в первую очередь тем, кто для семьи представлял наименьшую ценность.

 Да, сегодня это смотрится диковато,  но и времена тоже изменились. Сегодня мы, сидя в теплых квартирах, куда менее нуждаемся в посланниках – заступниках.

Времена изменились, изменились ритуалы и традиции. Дважды в одну реку невозможно вступить. Но и отрицать того, что, было, тоже не стоит. Смотреть нужно вперед, а не назад.

Новые времена – новые лики Богов и новые обряды. Так было и так будет.

 И пусть вместо Старца Севера, складывавшего в свой мешок человеческие жизни, будет милый Дед Мороз, несущий радость детям. Тот самый Дед Мороз, что с красным, набитым подарками, мешком,  смотрит со старой советской открытки.

Источник: //antrod.livejournal.com/55567.html

Женская судьба в сказке МОРОЗКО | Центр психологии и развития Psy Mind. Консультации и психотерапия

Злая мачеха из «Морозко» как идеальная мать

Сказки – это не просто развлекательная часть нашей жизни, они несут в себе глубокий смысл. Многие анализирует их с иронично-бытовым значением, то есть тот герой хороший и добрый, а тот злой и плохой.

Но на самом деле архаичные сказки зачастую имеют не один смысл – прямой, который мы видим, а еще и сакральный, внутренний тот, который скрыт от нас. Он известен только для посвященных.

Давайте сегодня прикоснемся к тайне, и чуточку расширим свое сознание, посмотрев на привычные вещи глазами посвященного предка.

Разберем «Морозко» и сказки с подобным сюжетом: «Мачеха и падчерица», «Мороз Иванович», «Госпожа Метелица» и пр.

Древний обряд

Морозко – это одна из самых древнейших сказок, она помнит еще те времена, когда наши предки жили в пещерах. Глубинный её смысл – прохождение инициации. Что такое инициация? Это обряд, знаменующий собой переход личности на новую ступень.

Для проведения его древние люди изгоняли своих детей-подростков из пещеры и лишали их огня. Огонь – символ жизни, сама жизнь для древних людей. И подростки должны были выжить в столь суровых условиях. Конечно, выживали не все.

Но те, кто прошел инициацию возвращались к племени, получали право жить самостоятельно, жениться или выходить замуж, иметь детей.

Как это прослеживается в сказке Морозко?

По сюжету этой сказки злая мачеха выгоняет падчерицу в лес, и вывозит ее туда родной отец. Абсурдно звучит: родной отец вывозит свое дитя на смерть!

«Наконец доехал до бору, своротил с дороги и пустился прямо снегом по насту; забравшись в глушь, остановился и велел дочери слезать, сам поставил под огромной сосной коробейку и сказал: «Сиди и жди жениха, да мотри — принимай ласковее». А после заворотил лошадь — и домой».

Но на самом деле, если мы примем во внимание тот факт, что все обязаны были проходить обряд инициации, и именно родители способствовали его прохождению, то все становится на свои места.

Что же касается мачехи, то ее в сказке придумали гораздо позже. Так как сам факт мачехи- явление позднее, связанное с появлением собственности. Инициацию забыли, а сказка сохранила сюжет, и логика в нем потерялась. Вот современные авторы мачехой заменили истинную мотивацию.

Посвященная

Очень важный момент. Для того, чтобы пройти инициацию девушка должна быть посвященной. То есть знать.

Посвящение происходит путем смирения. Мы видим, что старикова дочь трудится и ни слова в ответ не молвит, зато старухина дочь остра на словцо и ленива.

В одном из старинных вариантов сказки «Мачеха и падчерица» есть сюжет о встрече мышки с падчерицей. Мышь просит у девушки поесть.

Мышка прибежала:
— Девушка, девушка, а кашки на ложку, блинка липяток!

Падчерица дает ей кашки и блинков, не жалея. Почему? Она знает, что мышь – хтоническое животное. Она обитает и наверху, и под землей, являясь проводником и посредником между миром живых и миром мертвых.

А игра в прятки с Медведем символизирует игру со смертью. Равно, как и Мороз, означает для древних смерть. Для того чтобы выиграть в эту страшную игру нужен посредник, мышь очень подходит для этой цели. За еду мышь помогает девушке и превращает её в иголку:

«Пришел девушку йисть, мышка опять так же девочку сделала иголочкой, в веничек влипила».

А сама вместо девочки играет с медведем в прятки. Конечно, медведь хитрую мышь не поймает. Ведь мышь знает все секреты нижнего мира. Так посвященная падчерица с помощью проводника прошла испытание, получила богатство и поехала с отцом домой.

В отличии от падчерицы родная старухина дочь жадничает, «дернула мышь сковордником». В итоге проигрывает, не получая ни жениха, ни богатство. А в более старых вариантах сказки медведь ее съедает.

Какую женскую проблему показывает Морозко?

Психологический же смысл этих сказок таков: часто они являются любимыми для женщин, которые не смогли пройти инициацию. В современном варианте — не смогли взять ответственность за свою жизнь на себя, остались инфантильными, «родительской дочкой».

Если сказка Морозко ваша любимая, то стоит позадавать себе вопросы. Что нравится в этой сказке? Что считаете ужасным и неприемлемым? Чем она вам так запомнилась? Стоит поискать аналогии со своей жизнью. Возможно вы прольёте свет на вопросы, которые давно стоят перед вами. Ведь «сказки прыгают из мозга в мозг и всё», в них есть ответ на любой вопрос.

Иллюстрации к сказке Мороз Иванович изобразил Вл. Конашевич

Источник //bratkova.com/zhenskaya-sudba-v-skazke-morozko/

Источник: //www.psy-mind.com.ua/skazka-morozko/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.