Самое необходимое в развитии ребенка первого года жизни

Содержание

Календарь развития ребенка: чему учится ваш малыш каждый месяц от рождения и до года

Самое необходимое в развитии ребенка первого года жизни

Календарь развития ребенка: чему учится ваш малыш каждый месяц от рождения и до года

Дети действительно взрослеют очень быстро.

Еще вчера, принеся из роддома новорожденного ребенка, вы и не задумывались о том, что уже сегодня по вашей квартире будет бегать маленький годовалый человечек.

Конечно, вас волнуют вопросы, правильно ли развивается ваше чадо, вовремя ли приобретает необходимые навыки.

Отслеживая развитие ребенка по месяцам до года и сверяя его с рекомендациями педиатров, неврологов и психологов, вы ничего не упустите и можете вовремя обнаружить и скорректировать возможные отклонения.

Чтобы сохранить в памяти моменты взросления, заведите специальный блокнот, в котором вы будете описывать развитие ребенка по месяцам до 1 года.

Таблица с указанием времени появления того или иного навыка будет интересна не только вам, но и вашему подросшему малышу в будущем.

Первый месяц

Первый месяцжизни новорожденного также называют периодом адаптации. Ребенок учится жить вне привычной среды – теплого материнского животика. В это время кроха:

Задача ближайших родственников – поместить ребенка в комфортные условия: не перегревать и не переохлаждать. Об этом в статье температура в комнате для новорожденного>>>, вовремя менять пеленки и кормить.

Конечно, важно дарить крохе свою любовь: носить на ручках, разговаривать, петь песенки.

К месячному возрасту ребенок уже обращает внимание на яркие игрушки и может следить за ними глазами и поворачивая голову. В статье информация о том, когда новорожденный начинает видеть>>> Первый цвет, который видят новорожденные – красный.

На заметку! Очень полезным будет такое упражнение: возьмите яркую, лучше красную, игрушку, и водите на расстоянии 30 см от лица ребенка слева направо, снизу вверх. Месячный малыш уже может следить за перемещениями игрушки.

В месяц ребенок уже поворачивает головку на звук. Узнайте, когда новорожденный начинает слышать>>> Можете это проверить, гремя погремушкой слева и справа от малыша.

В первый месяц жизни ребенок сохраняет некоторые врожденные рефлексы новорожденного, которые полностью исчезнут к четвертому месяцу жизни:

  • сосательный рефлекс (может сосать предметы, оказавшиеся в ротике);
  • плавательный (если опустить кроху в воду животом вниз, ребенок будет делать движения, напоминающие плавание);
  • хватательный (если коснуться ладошки, ребенок сожмет кулачок);
  • поисковый рефлекс (если коснуться щеки, ищет материнскую грудь);
  • рефлекс шагов – если поставить ребенка на ножки (при этом придерживая), он может «шагать».

Если положить ребенка на живот, то он попытается слегка приподнять головку; тренирует свою шею, спинку и плечи.

Физически развитые детки к месячному возрасту уже начинают держать головку.

Подробнее о том, что должен уметь ребенок в один месяц>>>

А также в моем видеоуроке:

Второй месяц

Второй месяц развития ребенка иногда еще именуют «месяцем оживления». Ваш малыш теперь меньше спит, может бодрствовать до 50 минут.

У ребенка улучшаются зрение и слух, кроха способен разглядывать предметы с расстояния от 30 сантиметров до полуметра. Около 15 минут малыш может провести в своей кроватке, глядя на мобиль или другие игрушки.

  1. В двухмесячном возрасте детки уже поднимают головку и некоторое время удерживают ее в вертикальном положении.
  2. Некоторые младенцы уже умеют переворачиваться с бочка на спину. Подробнее о том, когда ребенок начинает переворачиваться>>>
  3. Ребенок изучает свои ручки – может подносить кулачки ко рту и обсасывать их;
  4. Младенческие рефлексы пока сохраняются, но начинают понемногу угасать;
  5. Развивается и эмоциональная сфера. В два месяца формируется так называемый «комплекс оживления». Этот навык занимает почетное место в таблице развития ребенка; это одна из важнейших вех до года, подтверждающих нормальное функционирование нервной системы;
  6. Малыш уже может узнать своих родителей, радуется им. Когда вы склоняетесь над кроваткой, кроха начинает быстро-быстро дергать ручками и ножками;
  7. Во второй месяц жизни ваше чадо, скорее всего, подарит вам свою первую осознанную улыбку.  Если этого не произойдет, ничего страшного; значит, это радостное событие случится чуть позже. Узнайте, когда ребенок начинает улыбаться>>>
  8. В два месяца ребенок умеет гулить – издает певучие гласные звуки, иногда даже может произносить «агу», «ага», «абу». Деткам нравится собственная «речь», они с удовольствием прислушиваются к ней. В статье информация о том, когда кроха начинает агукать>>>

Чаще общайтесь с ребенком, пойте ему, вы увидите, что кроха будет вам подпевать!

Источник: //uroki4mam.ru/razvitie-rebenka-po-mesyatsam-do-goda

Что вам надо: продуманный список для ребенка в первый год жизни

Самое необходимое в развитии ребенка первого года жизни

В этот период будьте максимально практичными, потому что ребёнок быстро растёт и на первых порах ему много не нужно. Половина товаров для новорождённых — это товары для родителей. Младенцу нужна мама, еда, одежда и место для сна, если брать грубо.

То, что можно не покупать

  • Балдахин для кроватки — это нефункционально. Ребёнок немного подрастёт, начнёт вставать в кроватке и может опрокинуть его на себя. Ещё один аргумент против — пыль. И последнее — балдахин в принципе не самая важная вещь для ухода за ребенком.
  • Анатомическая ванночка — она понадобится только первые 2 недели, после ребёнку будет тесно, можно обойтись обычной детской ванночкой, а потом купать ребенка в нормальной ванне. Или купайте сразу в большой ванне, просто купите надувной воротник для купания.
  • Пеленальный столик или пеленальная доска — это вещь красивая, удобная, но не первой необходимости, пеленать можно и на кровати, и на любом подходящем по высоте столе. Можно сделать так: сложить в несколько раз жесткий плед, сверху постелить клеенку и тёплую (байковую) пеленку. Можно класть хоть на диван,хоть на свою кровать и пеленать.
  • Расчёска и детские круглые ножницы — ножницы подойдут и ваши, только обработайте их спиртом. Расчёска не нужна вообще первое время, чего там расчёсывать, да и кожа головы ещё очень нежная.
  • Ушные палочки с ограничителем — не нужно раньше времени лезть ребенку в уши. Если кормите грудью, то ушной проход малыша очищается сам в процессе сосания.
  • Одеяло — можно купить, но вообще в каждом доме найдется, чем укрыть ребёнка, так что, если бюджет ограничен, то оставьте его пока в магазине.

Надо купить

  • Кроватку.
  • Матрас (наполнитель кокосовая стружка, не паралон) и наматрасник (непромокаемый).
  • Коляску.
  • Переноску либо слинг, либо эргорюкзак (в зависимости от времени года и от того, как вам комфортнее).
  • Конверт-транформер (удобная и практичная вещь — он раскладывается в одеяло, будет в чём выписать ребёнка, а потом чем укрыть).
  • Одежду.
  • Пелёнки (обычные и непромокаемые 4-5 штук).
  • Бутылочку.
  • Соску.
  • Подушку для кормления (если вы покупали себе подушку для беременных, то она отлично подойдёт).
  • Шезлонг.

Некоторые вещи мы подчеркнули — это не просто так, читайте дальше.

Отдельно распишем предметы гигиены и одежду

Одежда
Не покупайте много, ребенок будет быстро расти поэтому на первый год обеспечьте минимум одежды, остальное берите у знакомых, покупайте с рук.

  • Боди с коротким и длинным рукавом — по 3-4 штуки.
  • Распашонки — 2-3 штуки.
  • Носки теплые и хлопковые — 8-10 пар.
  • Пинетки — 1-2 пары.
  • Комбинезон для прогулок.
  • Теплый комбинезон (шерстяной или флисовый).
  • Шапочка для дома и тёплая на улицу.
  • Человечки или слипики (комбинезон с закрытыми ручками и ножками) — 2 штуки.


Гигиена

  • Травы для купания (череда, ромашка, календула).
  • Присыпка.
  • Бепантен (от покраснений и раздражений).
  • Подгузники.
  • Зелёнка и перекись водорода для обработки пупка.
  • Детский стиральный порошок.
  • Массажное масло.

На форумах мамы в своих списках часто отдельно расписывают аптечку. Не делайте этого, минимум мы указали, а остальное купите при необходимости.

А это вам подарят

Настало время для тех вещей, что мы подчеркнули. Сделайте список для друзей и родственников, чтобы они точно знали, что дарить. Ведь в любом случае они будут делать подарки, а вот будут ли они полезными, большой вопрос, поэтому позаботьтесь об этом заранее. Ну и ориентируйтесь по бюджету родственников.

А в списке может быть как раз то, что мы подчеркнули:

  • коляска,
  • переноска,
  • шезлонг,
  • кроватка,
  • конверт-трансформер.

В случае если вы не кормите грудью

  • бутылочки: 2 большие и одна маленькая;
  • детское питание;
  • подогреватель для детского питания (смесь всегда будет нужной температуры);
  • ершик, чтобы было удобно мыть бутылочку.

Следующие 6 месяцев

Докупайте вещи, которые обеспечат вам отдых, а ребенку досуг.

  • Манеж.
  • Стульчик для кормления.
  • Посуда для ребёнка.
  • Слюнявчик побольше.
  • Игрушки — только много не берите, несколько погремушек, резиновые игрушки для ванны, машинка какая-нибудь, кубики, первые книжки, простой конструктор.
  • Ходунки.

Оценить статью:

0

Loading…

Источник: //journal.matras-strong.ru/produmannyiy-spisok-dlya-rebenka/

Читать книгу «Первый год жизни малыша. 52 самые важные недели для развития ребенка» онлайн— Елена Сосорева — Страница 1 — MyBook

Самое необходимое в развитии ребенка первого года жизни

Первый год жизни ребенка – самый потрясающий, самый непростой, самый важный и самый необычный период и для самого малыша, и для его родителей.

Именно в течение первых двенадцати месяцев происходит стремительное развитие всех систем организма, и ребенок из беспомощного комочка превращается в веселого «годовасика», уверенно стоящего на крепких ножках.

Именно в течение первых месяцев родители знакомятся со своим малышом, а он – с ними. Родители начинают понимать, каковы темперамент ребенка, его предпочтения, любимые действия, песни, игрушки и т. п. Малыш же, в свою очередь, из множества лиц и людей начинает выделять «своих», радоваться им, демонстрировать свои успехи, выстраивать с ними взаимоотношения.

Именно в течение этих двенадцати месяцев у ребенка формируется базовое отношение к миру. Получая первый опыт взаимодействия с людьми (в первую очередь с родителями и близкими членами семьи), ребенок решает, как – с доверием или недоверием – он будет в дальнейшем относиться к окружающему миру.

В первый год жизни малыш меняется каждое мгновение. Каждый новый день приносит родителям приятные сюрпризы и поводы для восхищения их прекрасным младенцем. Вот, еще буквально вчера он лежал на спинке, а сегодня взял и перевернулся на животик! Или сегодня он увидел вас и впервые вам улыбнулся! Или вдруг на прогулке он решительно оттолкнул вашу руку и сделал свой первый шаг!

Конечно, в первый год жизни ребенка ни одного родителя не минует тревога и беспокойство по поводу «а правильно ли и в нужном ли темпе развивается мой малыш».

Существуют определенные нормы физического и психического развития детей.

К показателям физического развития относятся рост, вес, окружности головы и груди ребенка. К показателям психического развития – умения и навыки, которым ребенок научился в течение того или иного месяца.

Эти нормы необходимы, потому что, в общем и целом, дают родителям возможность понять, в нужном ли темпе развивается их малыш. Но нужно учитывать, что, несмотря на средние показатели, у каждого ребенка – свой темп развития.

И совсем не обязательно, что ваш малыш будет тем «хрестоматийным» ребенком, у которого ровно в полгода прорежутся зубки, а в год он начнет ходить.

Ведь даже у детей из одной семьи с большой вероятностью будет своя, уникальная схема развития.

В нашей книге мы хотим рассказать вам о том, как в течение первого года жизни меняется ребенок, проходя за пятьдесят две недели великий путь от беспомощного новорожденного до смышленого малыша.

Первая неделя

Ваш малыш после рождения абсолютно беспомощен и поэтому беззащитен. Сейчас ваш кроха полностью зависит от вас. Вы будете для него всем – теплом, любовью, питанием, защитой, счастьем и источником информации.

Эту неделю вы с малышом, скорее всего, проведете в роддоме (если не рожали дома). Первые дни вы будете рассматривать друг друга, изучать, приспосабливаться друг к другу.

Одни дети в первые дни жизни почти все время спят, другие могут бодрствовать небольшие промежутки времени. Одни малыши спокойно переносят длительные перерывы между кормлениями, другим нужно принимать пищу чаще. Некоторые нуждаются в укачивании для того, чтобы заснуть.

Постарайтесь сразу приложить малыша к груди и давайте ему возможность сосать столько, сколько он захочет.

Это важно!

Сейчас у вашего малыша помимо физиологических потребностей наиболее ярко выражена потребность в психологическом комфорте. Ребенку необходим тесный контакт с матерью, ощущение ее близости, уверенность, что она быстро отреагирует на его сигналы.

Максимальное удовлетворение этой потребности оказывает значительное влияние на последующее развитие новорожденного. Создание психологического комфорта для младенца является одной из самых главных основ его воспитания. Окружите своего малыша нежностью, заботой, лаской.

Ваша любовь будет залогом его благополучного развития.

Самым благоприятным сейчас для ребенка будет положение лежа у вас на животе, в тесном контакте с вами. Ощущение тепла материнского тела, знакомый ритм биения сердца, звуки вашего голоса будут успокаивающе действовать на ребенка.

Никогда не оставайтесь равнодушной к плачу младенца. Бережно берите его на руки, нежно прижимайте его к себе, баюкайте. Ласково разговаривайте с ним, напевайте ему. Всегда с улыбкой приветствуйте его пробуждение.

Если малыш не спит и лежит спокойно, воспользуйтесь моментом и поговорите с ним. Можете быть уверены, что ваши ласковые слова будут им услышаны и пойдут на пользу. Все процедуры кормления, пеленания и другие занятия с малышом сопровождайте тихой медленной ласковой речью.

Пусть ребенок почаще видит ваше лицо. Самая удобная поза для него – когда малыш находится под грудью. Он еще не умеет сосредоточивать взор, его взгляд блуждает, но своим голосом вы поможете ребенку найти ваше лицо и выделить его из окружающего мира.

Будьте уверены, малыш быстро научится это делать.

Если ребенок много спит и просыпается только для кормления, не беспокойтесь. Не стоит побуждать его к бодрствованию.

Что уже умеет малыш

Каким бы беспомощным ни выглядел новорожденный, он не приходит в этот мир без всякого жизненного опыта. Мудрая природа снабдила его программой со множеством жизненно важных рефлексов, обеспечивающих безопасность и выживание. Их наличие у новорожденного – одно из важнейших доказательств его здоровья.

Некоторые безусловные рефлексы можно обнаружить у ребенка уже спустя несколько часов после рождения, другие – через несколько дней.

Стоит учесть

С первых же дней жизни ребенку очень важно общение с папой. Чем раньше отец включится в заботы о малыше и общение с ним, тем гармоничнее будут в дальнейшем развиваться отношения в семье.

Основные два рефлекса, связанные с удовлетворением главной потребности ребенка – питания, – сосательный и глотательный.

Если малышу вложить в рот пустышку, он крепко обхватит ее губами, даже будучи сытым.

Если соском или пальцем прикоснуться к щечке малыша, он повернет голову в эту сторону, приоткроет губки и попытается достать палец (сосок) ротиком. Это поисковый рефлекс.

Если вы проведете пальцем по внутренней поверхности ладони ребенка, то он с удивительной силой схватит вас за палец и сожмет его. Это – хватательный рефлекс. Правда, хватание в этот период еще ложное, и ребенок утрачивает его к 3 месяцам. Истинное умение захватывать у него разовьется позже – к 3–4 месяцам.

Возьмите малыша под мышки со стороны спины, поддерживая его голову указательными пальцами, и прикоснитесь его ступнями к какой-нибудь поверхности.

Вы увидите, что сначала он отдернет ножки и подожмет их к животу, а затем выпрямит и полной ступней упрется в поверхность. Если при этом ребенка немного наклонить вперед, то он начнет «шагать».

Это – рефлексы опоры и автоматической походки.

Выложите малыша на живот, так чтобы он стопами как бы уперся в ваши ладони, и чуть подтолкните его. Он начнет производить несогласованные плавательные движения руками и ногами и ползти вперед. Этот рефлекс можно обнаружить у ребенка на 3–4-е сутки после появления на свет.

Если выложить малыша на живот, то он сразу повернет голову в сторону. Иногда новорожденные делают попытки ее приподнять. Это защитный рефлекс, который сохраняет ребенку способность дышать без помех.

Есть у малыша и другие защитные реакции. Например, при громком шуме ребенок вздрагивает, моргает и выпрямляет ручки так, будто он хочет за что-то схватиться. Тот же самый рефлекс срабатывает, если ребенку грозит падение.

Если малышу надавить на середину подошвы, то у него сгибаются пальцы ног. Так проявляется подошвенный рефлекс.

Рефлекторные движения очень важны для двигательной активности ребенка и его психомоторного развития.

214 000 книг и 34 000 аудиокнигПолучить 14 дней бесплатно

Источник: //MyBook.ru/author/elena-petrovna-sosoreva/pervyj-god-zhizni-malysha-52-samye-vazhnye-nedeli/read/

Как правильно ухаживать за ребенком в первый год жизни

Самое необходимое в развитии ребенка первого года жизни

Дети — это не только огромная радость, но и серьезная ответственность. После девяти месяцев беременности наступает момент необходимости принятия решений и обеспечения максимальной безопасности, комфорта для малыша. Важно создать правильные условия для его развития и исключить возможность появления различных заболеваний, патологических состояний.

Нередко после возвращения из медицинского учреждения у молодых родителей возникает паническое состояние, которое необходимо преодолеть ради здоровья новорожденного.

Первые дни жизни крохи довольно однообразны. На этом периоде грудничку требуется не так уж и много. Самое важное — много спать, вовремя есть, иметь правильный и чистый подгузник.

Ну и, конечно же, необходима мамина и папина любовь.

Что должен уметь ребенок

Для того чтобы правильно организовать жизнь малыша в домашних условиях, необходимо четко разделять стадии его развития. В первые месяцы после рождения кроха начинает активно реагировать на внешние раздражители (свет, шум, температуру, прикосновения).

Доказано, что груднички хорошо видят предметы на расстоянии не более 25 сантиметров. Не нужно волноваться, если малыш иногда косит глазками или закатывает их вверх. Такое состояние считается нормальным по причине быстрого перенапряжения органов зрения.

Отдельно нужно упомянуть о слухе. Были проведены интересные исследования, доказавшие, что ребенок может слышать различные звуки еще в утробе матери.

После рождения он начинает реагировать на стуки, похлопывания, музыку, скрипы. Угадать, какие звуковые колебания вызовут у ребенка страх или наоборот интерес, невозможно.

Единственным исключением становятся голоса родителей, которые всегда успокаивают кроху. 

Правила ухода за маленьким человеком

Необходимость выполнения определенных действий зависит от развития способностей малыша. В первые месяцы жизни кроха должен уметь поворачивать головку, реагировать на голоса родителей и выражать свое недовольство плачем. К ранним рефлексам также относят безошибочное определение местоположения груди матери, сосательный и хватательный рефлексы.

Младенцы выглядят хрупкими и нежными. Опытные родители давно поняли, что природа не оставила малышей без своего внимания, и, на самом деле, они не такие уж и беззащитные. Но вот молодые мамы и папы нередко боятся даже прикоснуться к своему первенцу. Не нужно сильно волноваться — уверенность приобретается с опытом.

Как не навредить грудничку:

  • тщательно мойте руки перед прикосновением к своему ребенку (у малышей пока нет правильного иммунитета, поэтому они подвержены инфекциям и вирусам);
  • постарайтесь сильно не встряхивать малыша (резкие движения могут спровоцировать довольно опасные последствия для здоровья крохи).

Если нужно разбудить грудничка, то просто погладьте его по щеке или ножке. Тактильные ощущения не вызовут у маленького человека страха или раздражения. Желания грудничков ограничиваются простыми и понятными вещами. Им необходимы сон, еда, комфорт, развлечения и прежде всего любовь самых близких людей.

На первом году жизни основное питание для малыша – это грудное молоко. Лишь изредка, при его недостаточном количестве, после консультации с педиатром, вводится молочная смесь.

Многие молодые мамы не знают, сколько раз в день должен есть кроха. На самом деле все просто — ребенок сам потребует пищи. Главными признаками голода становятся плач, сжимания и разжимания кулачков, имитация сосания губами.

Современный подход – это кормление ребенка грудью по его требованию. Если ребенок находится на искусственном вскармливании, объем и кратность кормления рассчитывает ваш педиатр.

И не забывайте: если на улице или в комнате, где находится малыш, жарко, ему нужно обязательно предлагать воду. Ребенок на первом году своей жизни должен потреблять в среднем 50-70 мл воды.

Правила здорового сна

Что нужно сделать для правильного, качественного сна младенца:

  • правильно укладывайте ребенка на бочок или спинку;
  • уберите из кроватки все пушистые, ворсистые и мягкие вещи;
  • периодически меняйте положение тела ребенка.

Купание младенца

Водные процедуры особенно пугают молодых неопытных родителей. Первые ванночки разрешены через сутки после полного заживления пупочной ранки. До полугода малышей купают ежедневно, в дальнейшем допустимо купать ребенка через день.

Температура воды должна быть 36-37°С (это можно проверить специальным термометром). Необходимо проследить, чтобы вода не попала в ушки ребенка, для этого их закрывают пеленкой.

Купание не должно приносить ребенку негативных эмоций. И, конечно же, всегда привлекайте к процедуре купания любимого папу.

Кроме вышеперечисленных действий, родители должны научиться поддерживать правильную среду для обитания маленького человека. В первую очередь важна чистота. Комнату малыша нужно ежедневно убирать, протирать мебель влажной тряпкой, обеспечить доступ солнечного света и свежего воздуха.

Не менее важным считается выбор подгузника и одежды для маленького человека. При этом нельзя забывать о гигиене кожных покровов и промежности. Если вы заметили сыпь, которая не проходит в течение 2-3 дней, то необходимо обратиться за помощью к педиатру.

Прогулка

Воздействие солнечного света и свежего воздуха помогает организму малыша правильно развиваться и предохраняет его от появления такого опасного заболевания, как рахит. Гулять нужно ежедневно и в любую погоду. Первые выходы на улицу разрешены с двухнедельного возраста. Начинать можно с 15-20 минут и постепенно увеличивать длительность прогулки до 2-3 часов.

Если погода не позволяет вывести кроху из дома, то рекомендован сон малыша в комнате при открытой форточке. При этом ребенка следует одеть, как на прогулку. Доступ холодного воздуха прекращается за 10-15 минут до пробуждения. Проверить правильность выбора одежды несложно. Для этого периодически проверяют ножки, ручки, щечки грудничка. Если он не вспотел, то волноваться не о чем.

Конечно, это далеко неполный список необходимых действий по уходу за ребенком в первые годы его жизни.

Можно упомянуть о повышении иммунитета, борьбе с желудочными коликами, развитии речи, выборе игрушек, стирке белья и миллионе других требований, но понимание правильности таких процессов обычно приходит с опытом.

В первое время помогут бабушки и дедушки, педиатры и детские психологи. Главное — прислушиваться к внутренним ощущениям и контролировать здоровье и настроение крохи.

Источник: //medbooking.com/blog/post/kak-pravilyjno-uhazhivatyj-za-rebenkom-v-pervyj-god-zhizni

Первый год жизни ребенка

Самое необходимое в развитии ребенка первого года жизни

Первый год жизни ребёнка не просто особенный. Это самый главный год в жизни каждого человека.

За первый год мы получаем столько информации, сколько не получаем за всю оставшуюся жизнь, причем усвоение этой информации в первый год в десятки раз эффективнее, чем впоследствии.

За это время в организме происходит большое количество изменений настолько существенных, что их можно назвать мутациями. Много всего написано о том, насколько важен этот год, и все равно, поверьте, человечество далеко от реальной оценки этой важности.

Основной задачей на этот год для ребенка является освоение внутри себя. Я уже коснулся этого вопроса в предыдущей главе. Осталось лишь добавить, что задача родителей как можно меньше мешать ему в этом.

Первый год жизни ребёнка. Воспитание

Воспитание — это вовсе не то, что обычно им называют. Большинство родителей убеждены в том, что знают, что и как должен делать «человек воспитанный».

Сообразуясь с этим знанием, они формируют определенный набор требований к своему ребенку и предъявляют его частями, по мере наступления подходящего, опять же с их точки зрения, времени. Результат чаще всего плачевный.

В принципе ведь всех учат одному — говорить правду, уважать старших, любить ближних и т. д., а вырастает чадо, и начинает врать, хамить и ненавидеть. Откуда он этому научился? Ответ очевиден: это результат вашего воспитания.

Ведь больше никто не затратил столько усилий на него.

Первый вывод, который я предлагаю сделать: важно не чему мы учим ребенка, а чему он у нас научится в итоге.

Понятие воспитательного процесса

Воспитательный процесс начинается еще в материнской утробе. Это неразрывно связано с общением. Как только поток информации устремляется в сторону выбранного нами объекта, начинается наше воздействие на него с целью преобразования по образу и подобию своему. Естественно, что в ответ мы получаем то же самое.

Дальнейшее не поддается никакому описанию. Можно лишь очертить границы процесса и его направленность. Чаще всего все наши действия направлены на снижение трансформирующего влияния на нас и одновременно на усиление собственного такого же влияния на объект взаимодействия.

Если объектом воздействия является наш ребенок, мы называем «это» воспитанием, если объект — взрослый человек (муж, жена, мать, отец, брат, сестра, сосед и т. д.), мы говорим, что «пытаемся найти общий язык» или достигнуть взаимопонимания. Так или иначе, но все сводится к одному — острому желанию видеть вокруг себя свои копии и подобия.

Конечно же, это «подсознательно», то есть никто не хочет себе и окружающим в этом признаваться.

Один из преподавателей военной психологии у нас в академии (ВМА им. С. М. Кирова) говорил в шутку, что «воспитание — это прежде всего питание«. Как мы тогда смеялись, думали, шутка.

Сейчас я думаю, что этот мужик был просветленным. По крайней мере, родителям, не знающим, как воспитывать своего ребенка, я бы посоветовал руководствоваться этим нехитрым на первый взгляд постулатом.

Так что же все-таки делать? Как добиться, чтобы из твоего ребенка выросло что-нибудь путное? Где секрет? Почему все попытки дать своему ребенку приличное воспитание оканчиваются неудачей? Почему сколько ни вдалбливай в голову детям, что плохо, а что хорошо, что следует делать, а что не следует, они все равно предпочитают то, что плохо, и делают то, чего не следует?

Думаю, что готовые рецепты не помогут. Предлагаю разобраться вместе и по порядку.

Начнем с начала.

В воспитании есть две стороны: воспитуемая и воспитывающая. Воспитуемой является, понятное дело, ребенок, а вот насчет воспитывающей стороны меня лично давненько терзают смутные сомнения. Кто же воспитатель? Кто или что оказывает то самое воздействие на психику ребенка, которое заставляет ее менять свою структуру?

Нам кажется, что это, конечно же, мы и есть. Но вот какая штука.

Некоторые наши действия, совершенные невзначай и однажды, кардинально меняют в ребенке все, а другие, часто и целенаправленно совершаемые с целью добиться хоть каких-нибудь сдвигов, вообще не оставляют следов. Почему так? Еще больше нас расстраивает, когда сказанное случайным гостем слово уничтожает результаты полугодовых усилий.

На мой взгляд, ответ может быть один: решающую роль в воспитательном процессе играет восприятие воспитуемого. Именно наше собственное восприятие и является главным нашим воспитателем с первых и до последних минут нашей жизни.

Я наблюдал за шестидневным младенцем, который внимательно смотрел за тем, как мать пьет воду из стакана. Это был не просто взгляд. Это было глубокое зондирование. Ребенок настраивался на материнское поле и одновременно с ней буквально проживал это событие всеми своими нервами, мышцами, сосудами.

Его мускулатура сокращалась в унисон материнской, мне даже показалось, что ребенок почувствовал прохладу напитка, его вкус на языке и то удовольствие, которое испытала мать при этом. Это был всепроникающий взгляд, но при этом практически незаметный, чистое восприятие без воздействия.

Так смотреть умеют только дети до года и просветленные.

Это событие перевернуло мое мировоззрение. Я вдруг совсем по-другому взглянул на период новорожденности и на отношения между родителями и детьми в этот период и вообще. Оказывается, в начале знакомства мы являемся объектом изучения со стороны своих собственных отпрысков.

У нас они учатся пить, сопеть, бояться и радоваться, злиться и прощать и всему остальному, что мы делаем у них на глазах. Порой мне кажется, что даже во сне они наблюдают за нами. Это и есть истинное воспитание. Если не пытаться прибавить к этому что-нибудь еще, получится весьма недурно.

Ведь дети хорошие ученики и, вполне вероятно, в состоянии превзойти своих учителей.

В таком воспитании есть и другая сторона. Мы с момента рождения ребенка приобретаем ответственность нового уровня. Ведь наше дитя научится всему, что сможет увидеть и почувствовать.

Поэтому, если мы не хотим, чтобы наши дети научились у нас лицемерить и лгать, ненавидеть и завидовать и прочим подобным штукам, нам придется серьезно поработать над собой в определенном направлении. К сожалению, от этой ответственности не скроешься.

Они научатся делать все то же самое, что и мы, но только лучше нас. В том числе и то, чего нам не хотелось бы, чтобы они умели делать.

Источник: //articles.shkola-zdorovia.ru/pervyj-god-zhizni-rebyonka/

☀ Воспитание ребенка ☀ до года по месяцам – что надо ☀ знать родителям ☀ Лучшие советы специалистов

Самое необходимое в развитии ребенка первого года жизни

Когда семья вырастает на одного человека, всё в ней меняется. Время начинает течь по-иному и подчиняться новым требованиям. Первый год жизни ребёнка его родители привыкают к новому статусу, изучают вопросы, которые раньше их не волновали, находятся в постоянном самосовершенствовании.

Развития ребенка по месяцам от 0 до года

Вопрос воспитания и развития ребенка до года выходит на первый план.

Новорожденный ребенок — новый член семьи. Пора приступать к воспитанию

Месяц первый

Заниматься ребёнком необходимо с первых же дней его жизни. До года закладывается фундамент его дальнейшего развития. Как бы ни казалось, что малыш ещё ничего не понимает и не воспринимает, это не так. Уже с первых дней кроха реагирует на звуки, различает тон разговора, мелодичность речи, отличает свет от темноты, по запаху чувствует присутствие мамы поблизости, чувствует прикосновения.

У ребёнка развиты безусловные врождённые рефлексы, например, он ищет мамину грудь и сосёт её, вздрагивает от резких звуков, шагает ножками, если держать его над поверхностью вертикально, хватается ручками, и еще около семидесяти различных рефлексов. Малыш не настолько не приспособлен, как кажется.

Малыш в 1 месяц уже узнает маму

В данный период правильно будет развивать и воспитывать детей несложными методами. Развивать цветовое зрение, располагая яркие контрастные мобили, погремушки-гирлянды на расстоянии 30 см от глаз малыша.

Учить фиксировать взгляд, двигая яркой погремушкой перед глазами малыша до расстояния около 20 см, а затем, дождавшись фиксации взгляда на ней, перемещая её в стороны, вверх и вниз.

Развивать слух малыша, ласково с ним разговаривая, включая музыку, гремя мелодичными погремушками.

Необходимо носить ребёнка на руках, устраивать ему экскурсии по квартире, рассказывать обо всём вокруг.

Второй месяц

Ребёнку на протяжении всего первого года жизни важен физический контакт. Ощущение близости, защищённости. Нужно носить кроху на руках, делать ему массаж, как можно чаще улыбаться ему и стараться вызвать его улыбку.

На втором месяце жизни важно продолжать развивать у детей зрение и слух. Предметы для изучения располагают уже на расстоянии 30-50 см от глаз малыша. Звуки для изучения становятся разнообразнее.

В два месяца для ребенка самое важное — физический контакт с родителями

Важно развивать тактильную чувствительность, давая ребёнку материалы, игрушки различных фактур.

Для развития умения держать головку перед малышом, лежащим на ровной поверхности, перемещают какой-то яркий предмет, катают шарик. Малыш будет следить за ним, напрягать мышцы шеи.

Третий месяц

Ребёнок на третьем месяце умеет смеяться, гулить, проявлять эмоции. Ему важно внимание окружающих. Маме, папе, бабушкам нужно брать его на руки, разговаривать с ним, рассказывать о том, что вокруг происходит, читать книги.

В этом возрасте с ребёнком можно играть погремушками, воздушными шарами. Колокольчиками, бубенчиками… всем, до чего ребенок захочет дотянуться и ощутить неповторимость предмета. Необходимо помогать ребёнку познавать разнообразие окружающего мира.

Малыш в 3 месяца хорошо держит голову и реагирует на игрушки

В этом возрасте дети уж копируют мироощущение родителей. Если мама со страхом воспринимает что-либо, малыш тоже будет тревожен.

Чтобы воспитать малыша смелым и уверенным, необходимо проявлять больше позитивных эмоций, чаще улыбаться ребёнку.

Четвёртый месяц

В этот период малыш уже уверенно держит головку, активно жестикулирует руками и ногами, изучает их, переворачивается. Теперь ребёнок уже смотрит на предметы, а не просто видит их. Он различает голоса, звуки. Чувствует потребность в маме не только для изучения её самой, но и всего вокруг.

Нужно следить за режимом дня ребёнка, корректировать его по необходимости. В три-четыре месяца у ребёнка в среднем должно быть около 15 часов сна. 10 ночью и остальное распределено на три дневных сна.

Малыш в 4 месяца сам переворачивается и пробует двигаться

Если родители приняли решение, что малыш должен спать только в своей кровати, то уже в этом возрасте необходимо укладывать его на каждый сон только туда, воспитывать дисциплину не только у ребёнка, но и у себя.

Месяц пятый

Малыш уже не просто гулит и агукает, а произносит различимые звуки. Он может видя игрушку, дотянуться до неё. Может уверенно удерживать её. У ребёнка появляются любимые игрушки. Все вещи он пытается воспринимать тактильно и на вкус. Малыш уже хорошо окреп: приподнимается на руках, тянет ноги в рот, встаёт на четвереньки.

Малыш в 5 месяцев тянет ноги в рот и пробует вставать на четвереньки

Важно продолжать поддерживать максимальный физический контакт с малышом.

Носить на руках, разговаривать с ним, отвечать на его реплики, улыбаться ему. Воспитывать в ребёнке чувство ритма, пританцовывая под музыку с ним на руках, сопровождать счётом массаж и гимнастику.

Шестой месяц

Ребёнок в этом возрасте уже может держать игрушки в двух руках, перекладывать их, правильно выбирать требующуюся. У него получается бросать игрушки, а это для него сложнее, чем брать их. Сидит и пытается ползать.

Малыш в 6 месяцев уже хорошо сидит

Детей первого года нужно хвалить за достижения, словами и действиями. Гладить детей по голове, аплодировать им.

Ребёнку доставляет радость, что им довольны. Свои эмоции эмоции малыш проявляет, как умеет, так, чтобы выявит своё желание чего-то он может капризничать и плакать.

Малыш не манипулирует родителями, а просто не умеет по-другому сообщать о своих потребностях или недовольстве.

Чтобы в последствии не вырастить малыша капризным и эгоистичным, необходимо пытаться понять его потребности, и не ждать истерик и надрывного плача.

Месяц седьмой

У ребёнка формируется новый режим. Родители должны быть внимательны к крохе и помочь ему адаптироваться в этом. Малыш спит 13-14 часов в сутки. 10 часов ночью и два дневных сна по 1,5 или 2 часа.  Нужно помогать ребёнку развивать речь, повторяя слова по несколько раз, показывая на предметы называть их.

Малыш в 7 месяцев уверенно ползает

Эмоциональная привязанность детей становится заметной. Малыш может расплакаться не только из чувства голода, но и от чувства тревоги, страха, незащищённости без мамы.

Ребёнок различает тон, с которым с ним разговаривают, необходимо использовать это для воспитания малыша, разговаривая с ним ласково или строго.

Восьмой месяц

Малыш уже умеет правильно сортировать игрушки по цветам или размерам. Умеет совершать с ними различные манипуляции: бросать, трясти, складывать, открывать. Кроха улыбается своему отражению. Умеет садиться и вставать у опоры.

Малыш в 8 месяцев понимает назначение предметов

Нужно продолжать помогать ребёнку развиваться. Следует описывать действия, которые происходят, предметы, которые в этом участвуют. Разговаривая, не стоит искажать слова по-детски, их нужно произносить правильно. Нужно выслушивать лепет ребёнка и отвечать ему, чтоб малыш понимал, как происходит общение.

Самое главное, стоит почаще говорить малышу о своей любви и о том, какое счастье, что он такой, какой он есть.

Девятый месяц

Малыш осознанно произносит первые слова, пытается делать первые шаги. Ему стали особенно интересны все мелочи, окружающие его. Он встаёт везде, где есть опора. Взрослым необходимо быть особенно внимательными к своему чаду и к тому, что вызывает его интерес.

Малыш в 9 месяцев понимает речь и передвигается с опорой

Нужно продолжать поддерживать в ребёнке интерес к развитию, к познанию до года и далее. Все игры и игрушки детей являются объектом познания. А вещи и предметы из обихода взрослых интересны вдвойне. Не запрещайте ребёнку их изучать, а объясняйте, как они устроены, как работают.

Десятый месяц

Ребёнок понимает многое о чём с ним говорят. С увлечённостью играет в игры «Ку-ку», «сорока-ворона», «ладушки». Радуется, когда его хвалят. У ребёнка уже довольно хорошо развита координация и он может добраться практически до всего, что его интересует, ползая, вставая, двигая какие-либо предметы. Мама для этого ребёнку уже не нужна.

Малыш в 10 месяцев самостоятельно находит себе игру

Нужно дать ему простор для движения и самореализации, воспитывая в малыше самостоятельность и уверенность в себе, при этом постоянно держа под контролем его передвижения.

Месяц одиннадцатый

Малыш понимает и выполняет простые просьбы: дай погремушку, принеси мяч, открой коробочку, сядь здесь… Нужно хвалить ребёнка за выполненные действия, всё время подбадривать его. Не стоит ругать, когда что-то не получается.

Малыш 11 месяцев начинает ходить

В этом возрасте необходимо уже создавать условия для общения ребёнка с другими детьми. Нужно учить его простейшим навыкам коммуникации, объяснять, что не стоит бояться посторонних.

Двенадцатый месяц. Ребёнку год!

Ребёнок одного года понимает «нельзя» и «можно», различает не только интонации, но и слова. Он умеет разговаривать на своём языке. Близкие умеют его понимать, посторонние нет. К посторонним дети одного года относятся настороженно. Игры ребёнка становятся совсем разнообразными и познавательными: он уже умеет собирать пирамидку, разбирать машинку, копаться в песке.

Для детей любого возраста главное — любовь родителей

С ребёнком по-прежнему необходимо много заниматься, вовлекая в его развитие и воспитание игры, например, пирамидки и кубики развивают моторику, матрёшки, сортёры и разнообразные коробочки воспитывают познавательные способности, машинки, каталки совершенствуют координацию движений.

Самое важное в воспитании и развитии малыша в возрасте до года – это постоянный физический контакт с ним.

Приучение к питанию, установление режима дня, ежедневные прогулки, игры – все небольшие шаги в воспитании детей первого года должны быть сделаны с большой любовью.

Источник: //detki.guru/vospitanie/vospitanie-rebenka-do-goda-po-mesyatsam.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.