Семейное обучение шестиклашки: есть ли жизнь за гранью четверки?

Содержание

Альтернативные и семейные школы

Семейное обучение шестиклашки: есть ли жизнь за гранью четверки?

Малый Предтеченский переулок, д. 1/2
//localhost/gimnaziyapresnya
//www..com/gimnapresne/

Новая территория осмысленного образования. Мы делаем все, чтобы ребенок понимал, что и зачем происходит в школе, и был по-настоящему замотивирован на учебу. Как мы этого добиваемся? Образование строится от предметной деятельности к знанию. Мы очень ценим прикладной характер знаний и следим, чтобы ребенок мог применить полученные знания, а не просто заучить наизусть правила.

Обнаруживаем и развиваем внутренние склонности и интересы ребенка. На их основе ребенок составляет индивидуальную образовательную траекторию для каждого ученика. Каждого ученика сопровождает тьютор, тьюториалы встроены в основную образовательную программу.

Конечно, не забываем мы и о коллективной работе: весь класс объединяется в работе над одним проектом и дети учатся взаимодействовать, распределять ответственность, вести переговоры, занимать разные позиции в коллективной деятельности.

Мы уделяем особое внимание физической культуре и непопулярному сегодня ручному труду (столярная мастерская, студия кройки и шитья собственная территория со спортивной площадкой). Жизнь гимназистов насыщена образовательными путешествиями и событиями.

В школьном медиа-центре ребята выпускают свою газету, пишут летопись школы, снимают видео хронику, записывают авторскую музыку. В просторных холлах расположена игротека, а также места для тихих игр и проведения шумных переменок, открытая библиотека и мольберты для рисования.

Соблюдаем ФГОС, наша гимназия прошла государственное лицензирование образовательной деятельности.

Особые образовательные форматы:

  • Индивидуальный проект. Например, ребенок всю четверть сочиняет сказки и работает над созданием (производством 100 экземпляров) своей книги сказок. В процессе работы над проектом она решает какие ресурсы ей нужны, договаривается об использовании нужных ресурсов с директором школы, защищает замысел в проектном офисе у тьютора, планирует свою работу, проводит презентацию полученного результата: это автограф-сессия во время презентации книги. Часто бывает что проекты детей связанны между собой. Например, «праздник презентации книги» как проект реализует другой ученик).
  • Урок по запросу класса. Весь класс договаривается, что они хотят изучать на этой неделе. Ребята выбирают самые животрепещущие темы: динозавры, взрывы, пчелы, что угодно. Учитель специально готовит информацию для такого урока или же приглашает стороннего лектора (у нас бывают именитые профессора и деятели культуры).
  • Танцевальные вечера и балы, создающие особую эстетическую атмосферу, в которой мальчики – галантные джентльмены, а девочки – утонченные леди.

Особые учебные предметы:

  • смысловое чтение и мастерская письма
  • искусство публичных выступлений и агрументация
  • этикет и деловое общение
  • Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ)
  • домоводство и шитье
  • столярная мастерская.

Образовательный клуб «Upgrade»

125009 г. Москва, ул.Малая Ордынка, 25. Бизнес центр «Ордынский»
//www.upgrade-education.ru/welcome@upgrade-education.ru

+7 (495) 786-01-23

«Upgrade-education» — уникальное интеллектуальное пространство внесистемного образования для детей и взрослых. Преподаватели — Донская Ольга Александровна, кандидат педагогических наук, учитель высшей категории, Татьяна Ростиславовна Вознюк — учитель истории и социально-гуманитарных дисциплин (подробнее).

Много лет работая в образовании, мы взращивали и лелеяли идею образовательного клуба, основанного на простых принципах — свободы, любви и творчества.

Мы думали о том, как увлекательно, весело и одновременно эффективно может быть организовано занятие, если его авторы владеют новинками отрасли, готовы работать с материалами повышенного уровня сложности, понимать и учитывать индивидуальные потребности учащегося.

//www.youtube.com/watch?v=BFt610r6wvI

Образовательный клуб «Upgrade» — наш авторский проект, мечта о пространстве, в котором менять себя, образовывать себя, обнаруживая всё новые возможности, не только трудно, но интересно и весело.

Клуб задумывался как проект для старших школьников и взрослых, которым не чужда идея непрерывного образования. Но у большинства наших друзей, да и у нас самих, имеются дети младшего школьного возраста.

Именно для собственных детей мы и придумали всё самое интересное. Так появились абсолютно уникальные программы для детей и младших школьников: Арт-баланс, Школа ЖИЗНи и другие.

Все они основаны на игровой технологии и имеют целью не нагрузить или развлечь, а организовать деятельность ребёнка интересно и c максимальной пользой.

Школа «Взлетная полоса»

Москва, м. ПушкинскаяМалая Бронная, дом 27/148 (903) 960-92-95runway-school@yandex.ru

//www.runway-school.ru/

В нашей школе мы собираем ребят возраста от 7-ми до 12-ти лет для того, чтобы вместе учиться всему, что необходимо в современной жизни: читать, считать, думать, рассуждать, уважать, мечтать, спорить, общаться.

Мы учим математике, литературе, русскому языку, истории, биологии, английскому языку. Прогулки и тренировки – неотъемлемая часть нашего дня.

Искусство — отдельная тема, очень нами уважаемая и от этого пристально рассматриваемая в качестве преподавания.

Оценок в нашей школе нет. Знания мы проверяем ежедневно на занятиях. По тому, какие задачи решает ребенок, по тому какие ошибки делает, и главное, — какие вопросы задает. По качеству задаваемых вопросов очень здорово отслеживать, насколько ребенок заинтересован, понял и хочет знать.

У нас есть специальная «доска» для выражения собственных мыслей и «доска» для вопросов, которые приходят в голову взрослым и детям по ходу жизни.
Каждый месяц мы устраиваем игру, по командам, на которой задаем вопросы по пройденным темам. Время занятий: с понедельника по пятницу с 9.

30 до 16.00

Маленький ковчег на Долгоруковской

Источник: //semeynoe.com/magazine/basics/katalog-semejnyx-shkol/

Семейное образование так же бессмысленно, как и государственное

Семейное обучение шестиклашки: есть ли жизнь за гранью четверки?

Соня Самсонова, основатель своего альтернативного образовательного проекта, красноярской «Начальной школы здоровья», размышляет, почему ни государственные школы, ни частные заведения, ни домашнее обучение не дают адекватных ответов на глобальные вопросы воспитания следующих поколений.

За последние десятилетия запрос родителей к школе прошёл путь от «сделайте моего ребёнка умным» через «сделайте моего ребёнка успешным» к «сделайте моего ребёнка счастливым».

И если на первые два вопроса школа была готова (по крайней мере, пыталась) дать ответ, то вопрос о счастье явно выходит за рамки школьной компетенции и ставит многих в тупик.

Прогрессивные родители поняли, что ни большой ум, ни грандиозные карьерные успехи, ни наличие классической семьи формата «мама+папа+двое детей» не гарантируют ребёнку душевного покоя, чувства удовлетворённости и, в конце концов, психического и физического здоровья.

Родительские муки выбора и трудные решения

Власть может смениться, родители — это навсегда. Быть родителем — гораздо более ответственная роль, нежели быть президентом или министром.

И сегодня, как никогда прежде, мамы и папы находятся под давлением огромного количества факторов даже не с рождения ребёнка, а с момента первой мысли о нём.

Вредно УЗИ или нет? Рожать или кесарево? Как долго кормить грудью? Прививки: за или против? Сон: совместный или раздельный? Слинг? Кенгурушка? 4 кружка в 4 года – много или мало? Подготовка к школе в 5 или 6 лет? Выбирать школу или учителя? Не хочет ходить в школу — что делать?

Вакцинация против оспы.

Источник: Википедия

Проблема усугубляется тем, что нет никаких правильных ответов.

Специалисты — педагоги, врачи, психологи, физиологи от участковых педиатров до профессоров ведущих мировых клиник спорят друг с другом, приводя мощные аргументы с обеих сторон.

Не все родители — специалисты в химии, биологии, медицине и психологии, и уж точно не во всём сразу. У них голова идёт кругом от форумов и блогов в интернете, передач на радио и ТВ, от книг и статей.

Сегодня родителям приходится нести на себе бремя ответственности за каждый свой выбор, отстаивая его перед бабушками и дедушками, соседями по лестничной клетке, на детской площадке, а порой и перед государственными учреждениями — поликлиникой, детским садом, школой.

Но впереди ещё два испытания: первое — школьные годы, второе — как оценит ваши старания ребёнок.

Никто не знает, спросит ли вас в будущем сын, почему вы не переехали в экологически чистый регион или даже страну, когда он покрывался коростами аллергической сыпи, задыхаясь в родном краю.

Может быть, дочь выскажет, что у неё нет друзей, потому что вы не отдали её в садик, а потом и в обычную школу. Вечные вопросы, муки выбора и трудные решения.

Выход из системы образования

Школа — дело добровольное.

Об альтернативном образовании в России

У среднестатистического жителя нашей страны есть целых три варианта обеспечения среднего образования ребёнка: проторенный путь муниципальной школы «по прописке», недешёвое образование в частном учебном заведении или набирающий популярность во всём мире отказ от государственных услуг и переход на предусмотренную Законом семейную форму получения образования.

С первыми двумя вариантами всё более-менее понятно: все мы учились в государственных школах и отлично знаем их порядки, преимущества и проблемы. Единицы из нас окончили элитарные частные школы, но даже если нет, то тоже понятно, что условия и качество обучения там примерно соответствуют разнице в стоимости услуг.

Что представляет собой выход из системы? Выход куда?

В неизвестное. В космическое, бесконечное и, благодаря интернету, безграничное образовательное пространство целого мира.

Снова страшно, снова множество вопросов.

К счастью, есть лучи света в этом тёмном царстве вариантов домашнего обучения, открытых (не побоюсь этого слова, неинституционализированных) форм образования, интерактивных образовательных площадок — это современные издания (журналы, газеты, блоги, сайты) и группы поддержки родителей, выбравших семейное образование (СО). Казалось бы, вот оно — будущее: свобода от школьной гребёнки-уравниловки, самодуров-директоров, истеричек-училок, перегруженного расписания, нездорового питания, жестоких сверстников, опасных компаний, школьного стресса.

Счастливая американская семья на постере 50-х годов XX века.

Источник: flickr

Семейное образование в виде домашнего обучения освобождает ребёнка от школы, но какое образование оно даёт?

Если оно семейное, значит ли, что оно современное?

Нет.

В современном высокотехнологичном мире информационно-коммуникационных технологий и моральной деградации, когда единицы владеют богатствами всего мира, а миллионы голодают, когда можно уничтожить целую семью одним постом в инстаграме — нет, самые лучшие мама и папа не смогут дать ребёнку современное качественное образование ни дома, ни у репетиторов. Смогут дать такое, которое сами считают хорошим, а именно — помочь ребёнку стать начитанным, воспитанным, эрудированным, физически развитым. Но невозможно дать то, о чём не имеешь понятия сам.

Этому не научит никакая книга, никакая школа страны, никакие курсы. Современное образование не шире и не глубже, чем предметные знания — оно МЕТАпредметно, его основа — математика, естественные науки и словесность, но его суть лежит НАД ними (да, ты знаешь теорему, но что ты будешь с ней делать?).

Современные умения не могут сформироваться в паре с любящей мамой. 

Только в реальном разновозрастном коллективе разных людей из разных семей и культур. Это невозможно обеспечить в домашнем обучении.

Пока родители детей на семейном обучении учат друг друга «прочитывать» учебники и «объяснять» детям, «пересказывая» содержание (технология обучения, характерная для XVI-XIX веков), пока ведущие «эксперты» семейного обучения рассказывают, как «выучить все предметы» через анскулинг — ясно, что их задача в том, чтобы отделаться от школы малой кровью, «сдать предметы», «закрыть четверти и полугодия», освободить своих детей от школы для… для того, что кажется лучшим на родительский взгляд.

Я не только родитель, я специалист по образованию и сторонник профессионализма.

Я хочу, чтобы моих детей и меня лечил профессиональный врач, защищал профессиональный юрист, одевал профессиональный портной, а учиться мы хотим у профессионального учителя в современно организованном образовательном пространстве по самым передовым образовательным стандартам. Ни государственные, ни частные школы, ни домашнее обучение не позволят обеспечить этих условий. Но выход есть.

Взгляд в будущее: что произойдёт?

Характеры математических знаков и самодельные спицы

Подобно тому, как вальдорфские школы открываются по запросу родительского сообщества, в России появятся маленькие школы, ориентированные на достижение современного качества образования в соответствии с ценностями и доходами семей. Эти школы будут организованы не назначенными сверху, а специалистами по образованию, которых выбрали родители.

Источник: ganzomag.com

Возможно, начнётся охота за головами, и родители смогут нанимать директоров государственных школ, в то же время появятся новые лица и имена тех, кто не смог добиться должностей в государственной системе.

Именно это, а не бесконечные и бестолковые государственные реформы, приведёт к тому, что учителя будут осваивать самые прогрессивные технологии, реализовывать индивидуальный подход, применять эффективные методики.

А организаторы образования будут слышать и гибко реагировать на запросы семьи, предоставляя действительно прозрачные финансовые отчёты (а не собирать очередные тысячи на ремонт и подарки).

Сеть таких инициативных школ, конечно, не вытеснит государственное образование, но наконец приведёт к истинным реформам образовательной системы страны, потому что не меняться в условиях такой конкуренции с новой современной школой старая российская школа просто не сможет.

При чём тут счастье?

Нам не удастся раскрыть секрет счастья и составить его рецепт. Но, по крайней мере, новые инициативные школы России дадут возможность небольшим объединениям родителей, учителей и организаторов образования прийти к единому пониманию того, что хорошо и правильно для детей.

А если нет — присоединиться к другой маленькой школе, или открыть ещё одну.

Когда мы обустроим пространство каждой маленькой школы и дадим нашим детям возможность почувствовать, каково это — жить и учиться, понимая и уважая друг друга, делая осознанный выбор, а не подчиняясь чужой воле, открыто задавая вопросы и выражая своё мнение, оценивая безграничные возможности, которые оказались в руках человечества и, в связи с этим, огромную ответственность за судьбу всех людей — это будет уже очень много по сравнению с тем упадочным состоянием, в котором мы пребываем сегодня.

Мы должны научиться приходить к согласию в малых группах, принимая решения локального уровня. Тогда через десятки лет наши дети смогут принимать эффективные решения планетарного масштаба, чтобы ресурсы всех недр, высот и океанов и всех людей служили решению мировых проблем и способствовали развитию каждого. Это ли не счастье?

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Источник: //newtonew.com/parenting/family-education-will-not-save-you

Как мы решились на семейное обучение детей

Семейное обучение шестиклашки: есть ли жизнь за гранью четверки?

Когда я целый год искала любую информацию о семейном обучении, складывалось ощущение, что так учатся дети только в нескольких семьях.

Ближе к 1 сентября мы с мужем стали рассказывать о своем решении друзьям и родственникам. Оказалось, что это интересно почти всем.

Каждый из знакомых или знал такую семью, или говорил «Да как же это круто!», или вот-вот планировал сам так учить детей, или восклицал «Да ни за что!».

Рассылка «Мела»

Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу

Тема непростая, согласна. Когда еще никто из наших детей в школу не ходил, эту идею предложил муж. А в середине второго класса старшей Алисы я была вынуждена согласиться с предложением мужа. Да, вынуждена, так как до этого верила в школу, у меня был хороший собственный школьный бэкграунд.

Старшая Алиса за два первых класса сменила две школы из-за нашего переезда. Из каждой мы уходили, сохранив добрые отношения. И я не считаю, что нам не повезло со школами.

Главные причины, по которым было принято решение заканчивать начальную школу дистанционно на семейной форме обучения, не связаны с конкретной школой.

Я назову причины, которые относятся к школьной системе, против которой идти бесполезно, но обойти ее сегодня возможно.

Мамавместоучителя

Два первых класса, что Алиса ходила в школу, меня преследовало ощущение, что я там тоже работаю. В первом классе учителя говорили откровенно: «Дорогие родители, ваша полная включенность в процесс очень нужна». Ну окей. Ребенку надо привыкнуть к новой роли, к домашним заданиям, научиться писать, считать.

Действительно, первое время родитель выполняет учительские функции дома. Но моя ежедневная включенность в процесс понадобилась и во втором классе. Только не надо думать, что мои дети не самостоятельные, а я не даю им прохода со своей заботой. У меня их трое, нет няни, есть работа и никто из них не ходил в садик.

Я как никто заинтересована, чтобы их учеба меня касалась лишь когда надо подписать дневник за неделю

И во втором, и в первом классе Алиса сама делала уроки, приходила показать или что-то спросить и в восьми случаях из десяти я была вынуждена спросить «Вы что вообще в школе-то делали?».

Все основные темы объясняла я и я же создавала условия, чтобы они запоминались: таблица умножения, подлежащее и сказуемое, корни в словах, артикли в английском, дни недели в немецком, сочинения. И много, МНОГО чего еще.

Получается, что в школе они тоже что-то там учили, повторяли, причем их деятельности в основном стимулировали плохими оценками.

А дома за завтраком, на прогулке, в поездке или перед сном я предлагала или обсудить тему, или говорила «давай найдем в этом слове корень», «а как удобнее считать в метрах или сантиметрах?», бесконечно создавала ситуации, когда ту же таблицу умножения очень хотелось поскорее знать. И все это наконец запоминалось.

Можно сказать, что из школы Алиса приносила запрос — надо выучить это. А со мной учила. Не проще ли в таком случае сразу всё учить дома, а не делать это уставшими по вечерам и занимать этим выходные.

Конечно, я могла бы ничего этого не делать.

Но а зачем тогда ходить в школу? Просиживать штаны, как говорили раньше? Сегодня ни у кого нет времени на бесцельное существование, наш мир слишком ускорился, остается только подстраиваться под его обороты.

Бюрократия вместо учебы

Вообще российскому начальному образованию хорошо бы определиться. Или оно учитывает все последние данные по психологии, педагогике и логопедии, или продолжает советские привычки.

Оценки в первом классе теперь не выставляют и домашние задания не задают. Это официально. А на деле: и задают, и выставляют. Задают, «потому что иначе не успеть все пройти» — это мне говорили в двух школах.

Если не сделал задание, потому что сильно устал или плохо себя чувствовал накануне, просят сделать за два дня сразу.

То есть, в школе уже вроде бы понимают все про особенности семилеток, но поступают еще по старинке.

Какую статью, книгу о младших школьниках не прочтешь, везде говорится о несовершенной моторике, что кривые закорючки — это уже достаточно для семи лет. А на деле, как и в мое время, ругают за наклон, съезжание со строки, подозревают плохое зрение и ищут, ищут причины, почему семилетка не начинает сразу писать идеально.

Сколько таких предположений, нелестных отзывов, просто недовольства или замечаний я услышала за Алисин первый класс. И самое интересное, что ее почерк сформировался, как ему и было положено, примерно к концу первого года обучения.

Так вот скажите мне, если каждый ребенок проходит через период кривых букв, опечаток и неряшливости тетрадных страниц, ну неужели взрослые учителя не могут терпеливо переждать этот период?

А еще есть система клеточек. В тетради по математике надо писать дату цифрами, а месяц буквами, между разными задачами пропускать два ряда клеток, а между вариантами одной — один. По литературе число на полях, но тема 11 клеточек от края, по русскому — красная строка и число буквами. И есть еще правила ведения тетрадей по английскому, немецкому.

И надо освоить краткую запись задач, за ошибки в которой снижают оценку на балл, даже если сама задача и две страницы примеров рядом решены верно.

Понятно, что должна быть хоть какая-то система, но если ее сразу невозможно запомнить даже взрослому, то неужели нормально требовать этого от ребенка и стимулировать запоминание плохими оценками и замечаниями в тетради.

Мне кажется, что за всей этой учебной бюрократией теряется главное: дети учатся не ради новых знаний, а ходят в школу за оценкой и задания делают, концентрируясь прежде всего на пропусках и буквах в нужной клеточке тетради.

Родительский комитет

Нас не просили мыть окна, не собирали на охранника и мы не скидывались на шторы, так как учились в частных школах, но деньги в родительский комитет носили регулярно.

На новый год в классе сладостями наряжали пышную елку, а в рождественских носках детей каждый день ждал новый подарок. На праздничное шествие они делали фонарики, но родительскому комитету было мало, и мамы закупали еще и фонарики в Икее.

То есть, у нас было даже шествие икеевских фонариков.

Были ежемесячные мастер-классы, совмещенные с экскурсиями, книги на окончание азбуки, просто книги, подарки на 8 марта, 23 февраля, Новый год, яйца на Пасху, школьные праздники, немецкие и английские праздники, дни рождения, ну и выпускной после 1 класса — с размахом. Мне кажется, наших детей уже тошнит конфетти от праздников трижды в неделю.

Я не верю, что их познавательную деятельность надо все время стимулировать подкупами. Не хотеть ничего знать — ненормально для детского возраста

Задумка с подкупом не работает: кто-то начинает страдать, если на неделе не получил ни одного подарка, другие (их большинство) ныряют в IPad прямо во время очередного мастер-класса, или огрызаются. Как сказала Алисина одноклассница про очередной подаренный словарь русского языка «Я эту мерзость даже домой не возьму».

В какой-то момент мы перестали ездить на экскурсии и все мастер-классы подряд, но совсем перестать финансировать этот нескончаемый праздник тоже не могли. Коллектив.

О плюсах дистанционной учебы дома

Пару лет назад я закончила дистанционно вуз, муж получил так степень МВА еще раньше. Сегодня глупо не использовать технологии для учебы. Ездить на лекции или в школу только, чтобы послушать урок, это как ходить звонить по межгороду на почту, вместо того, чтобы воспользоваться любым из мессенджеров. Конечно, есть куча специальностей, которым невозможно научиться дома.

Есть fun от нахождения в среде друзей-единомышленников, есть учителя, которых помнишь всю жизнь. Но учиться как и 30 лет назад, писать рефераты от руки и считать знаниями только те, что были услышаны и записаны в классе — это глупо, уж извините. И надо обладать совсем уж нечеловеческой силы мотивацией, чтобы ездить в переполненном метро на лекции, которые сегодня можно слушать из дома.

Это я теперь понимаю.

Удобнее слушать уроки в домашней обстановке, не ждать пока задание дочитают твои самые медленные одноклассники, не уставать от шума на переменах. Кто-то скажет, что с таким ходом мысли я ращу не детей, а мимозу в парнике.

Когда я была второклассницей, я сама ходила в школу, сама возвращалась домой, сама делала уроки. Но сегодня я вижу, что мои дети растут более самостоятельными в учебе. Мной руководили учитель, школьная программа и страх расстроить родителей плохой оценкой.

Мои дети знают, что точно должны изучить, составляют план учебы на месяц, с которым идут ко мне на утверждение.

Самая частая картина утром, когда я еще не вышла из спальни, а мои третьеклассница и первоклассник уже сидят и делают письменные уроки

Они без напоминаний занимались летом. Алиса всегда планирует свое чтение: список книг по программе, внеклассное чтение, новинки, которые ей интересны. Первоклассник Мартин уже два года увлечен конструированием, оригами и черчением.

Обычное дело, когда он встает на рассвете, если начал очередную сложную модель. Алиса заводила будильник на семь утра, чтобы почитать до школы и без нашего ведома вставала на рассвете сделать уроки, если накануне вечером у нее болела голова от усталости.

Так неужели я должна беспокоиться, что они будут ленивыми неучами, если сегодня учатся дома под маминым присмотром?

Давайте честно. То, что сейчас происходит в моей семье — это эксперимент. Никто из моих близких так не учился, мы первопроходцы. Конечно, я в полной мере чувствую ответственность за детей и за эту ситуацию, в которую мы их поместили.

Но давайте и дальше будем честны: что было бы с учебой и мотивацией в школе — известно заранее, тут сюрпризов ждать точно не приходится. Сегодня мы ничего не загадываем про среднюю и старшую школу. У меня есть на примете пара школ далеко от дома, куда возможно поступим ради того самого фана и увлеченных своим делом учителей.

А пока — научимся получать удовольствие от учебы без дополнительных стимулов. Мне кажется, сегодня это умение как никогда актуально.

//www.youtube.com/watch?v=U1jeUglWuIU

Как сделать из троечника отличника на домашнем обучении

18 примеров того, как мы не задумываясь врём своим детям

Главные отличия французской школы от нашей

Источник: //mel.fm/blog/dina-boiko/14372-kak-my-reshilis-na-semeynoye-obucheniye-detey

Типичные проблемы семейного обучения

Семейное обучение шестиклашки: есть ли жизнь за гранью четверки?

Семейное обучение набирает популярность. Хорошо, когда родители ребёнка осознают свою ответственность и представляют объём знаний, который им предстоит освоить вместе с ребёнком. К сожалению, всё чаще родители забирают своё чадо лишь потому, что у него возникли кратковременные трудности в школе и плохо представляют, какие проблемы их поджидают.

Если вы раздумываете над тем — переходить вашему ребёнку на семейное обучение или нет, ознакомьтесь с проблемами, которые вас поджидают. Их оказывается достаточно много и некоторые из них могут оказаться непреодолимыми. И нужно ли тогда отказываться от традиционного обучения? Стоит ли игра свеч?

Проблема первая: переход на семейное обучение

Перейти на семейное обучение просто. Это разрешено. Даже в «Законе об образовании…» есть такая форма. Нужно написать три документа и отнести их в школу, где обучается ребёнок. Сделать это можно в любое время. 

  • Заявление о переводе ребёнка на семейное обучение. Пишется на имя директора в произвольной форме. С самим директором необходимости разговаривать нет. Просто написать заявление в двух экземплярах и зарегистрировать у секретаря. Один экземпляр остаётся у вас, второй в школе.
  • Уведомление о постановке на учёт в Департаменте образования как ребёнка, находящегося на семейном обучении. Форма заявления обычно есть на сайте департамента образования. Её можно скачать и распечатать в двух экземплярах. Один для вас. Другой для Департамента. Уведомление можно отнести в Департамент самостоятельно, а можно передать через школу — как удобнее. 
  • Заявление о зачислении о прикреплении к школе в качестве экстерна для сдачи промежуточных аттестаций. Чаще пишется одно заявление, а аттестации ребёнок проходит в даты, согласованные с учителями-предметниками. В этом случае личное дело школьника хранится в школе. Если родители забирают личное дело, то они пишут такие заявления на каждую аттестацию и получают справки о её прохождении, которые подклеивают в дело самостоятельно.

Кажется, никаких проблем? Да, если действовать уверенно и самостоятельно готовить всю документацию. Если же вы не так уверены и ждёте помощи от школы — скорее всего, вы её не дождётесь.

Директор будет избегать встреч с вами, заучи будут отговаривать и пугать разными ужасами, рассказывать, что им экономически не выгодно заниматься экстернами, так как школа не получает за них денег. И вы будете ходить в школу многократно, теряя время, самообладание и желание этим заниматься.

Как результат, ребёнок может не перейти на семейное обучение, а попасть на очно-заочное, но это уже совсем другая история, которая, вам, скорее всего, не нужна.
Совет.

Пишите все заявления дома, с работниками школы разговаривайте на равных — в конце концов, вы теперь тоже учитель, пусть и для одного ученика. Не останавливайтесь на полпути — видя вашу нерешительность, учителя сделают всё возможное, чтобы ребёнок остался на очном обучении в школе. Возможно, это и к лучшему?

Проблема вторая: непонимание близких и окружающих

Шила в мешке не утаишь. Информация о том, что ваш ребёнок находится на семейном обучении мгновенно разлетится по родным и знакомым. Они отреагируют стандартно вопросами и недоумением. 

  • Как можно лишать ребёнка социализации? 
  • Разве могут родители научить ребёнка лучше, чем учителя? 
  • Ребёнок точно разленится! 
  • Немедленно верните ребёнка в школу!

Если ваше семейное обучение будет проходить успешно, то через пару лет они смирятся. Но эти пару лет тоже пережить нужно.
Совет. Говорите родственникам, что ребёнок находится на дистанционном обучении в школе. Они это воспринимают совсем по-другому, более благоприятно. И у вас не возникнет необходимости оправдываться и доказывать им что-либо.

Проблема третья: организация учебного процесса и режим дня

Сначала ребёнок ошалевает от свободы, да и родители тоже.

Теперь не надо подниматься в семь утра, чтобы к восьми быть в школе! Не нужно собирать перекусы и давать карманные деньги на обеды! Не надо покупать и стирать школьную форму! Не надо исписывать десятки страниц домашней работы! Спустя неделю-две приходит отрезвление: в школу ходить не надо, но обязанность обучать и обучаться осталась. Если ребёнок не сдаст успешно аттестацию, его могут перевести на очное обучение. В принципе, некоторые родители так и делают — дают ребёночку (и себе) отдохнуть полгодика-год, а потом возвращают в школу. Но это — нехороший вариант, вернее, не всем подходит, так как де-юре школьник оказывается второгодником. В родной школе это слишком болезненно для психики, а переходить в другую не всегда есть возможность. Поэтому, учиться нужно и дома. И учиться успешно, чтобы пройти аттестацию.  Сразу встаёт второй вопрос — как вписать учебный процесс в режим дня? Кажется, вопрос ни о чём — учиться утром вместо похода в школу. Однако большая часть опрошенных предпочитает спать до 11-12 часов, а после обеда внезапно оказывается, что наступает время дополнительных занятий, то есть — кружков. Раз учёба отложилась, два — а там и в привычку вошло. Учатся же студенты перед сессией? Почему бы в школе эту же схему не использовать? И получается, что семейное обучение превращается в семейное неучение.

Совет. Составьте жёсткий режим дня и определите точно когда и чем ребёнок занимается. Затем придерживайтесь его. И подъём нужно организовать своевременный и объём заданий на день определить и выполнять их регулярно.

Проблема четвёртая: учебный план

Когда родители осознают свою ответственность, то первое, что они делают — приходят в ужас от объёма информации, который надо будет «впихнуть» в ребёнка за достаточно короткий промежуток времени.

И если раньше у мамы хватало времени заниматься с ребёночком дополнительно, то сейчас — освоить бы то, что в учебниках написано! Очень ответственных родителей подстерегает и другая печаль: учебников слишком много. Как выбрать среди них те, которые лучше? Ведь изучить все просто не хватит времени…
Совет.

Составьте учебный план, исходя из требований аттестации. Если ребёнок прикреплён к школе как экстерн, есть прямой смысл взять учебники, по которым учатся его «одноклассники» и методические разработки, которыми пользуется учитель (они есть в свободной продаже почти к каждому учебнику).

Далее стоит определить, сколько дней в неделю и сколько недель будет заниматься ребёнок и разбить весь материал на блоки, не забыв оставить время для повторения перед аттестацией.

Проблема пятая: непонятные предметы

Практика показывает, что даже программа начальной школы вызывает много вопросов у родителей и они теряются, не зная как объяснить ребёнку сложные темы. А про средние и выпускные классы и говорить не приходится. Что делать? Можно, конечно, нанять репетитора.

Однако репетитор по всем предметам и даже по одному, на регулярной основе — удовольствие затратное как по финансам, так и по времени. Проще и эффективнее получается найти тематический сайт. Такие сейчас есть. Их не так много, но они есть и хорошие. Можно поискать видео по теме на ютьюб.

Немного терпения и ребёнок прекрасно освоит сложный материал даже без вашего участия. 
Совет. Для тех, кого этот момент сильно напрягает, существуют интернет-школы для детей на семейном обучении.

За небольшие деньги ребёнок получает доступ ко всем урокам по всем темам своего класса и занимается в точном соответствии с расписанием, что исключает пропуск материалов по программе. Родителям остаётся лишь контролировать процесс.

Проблема шестая: мотивация

Ребёнок с такой радостью отказался ходить в школу, что у родителей создалось ощущение: он будет грызть гранит науки дома с огромной радостью и превеликим рвением. На деле оказывается всё не так радужно. Оказывается, что ваш отпрыск любит поспать часов до 11, а потом у него масса интересных занятий и без уроков. Автоматически радость занятий не придёт.

Мотивацию нужно обеспечить родителям. Что это будет? Всё индивидуально. Можно составить программу так интересно, что ребёнку захочется узнать побольше. Можно посетить тематические музеи и выставки. Можно записать на уроки в альтернативную школу. В любом случае — сначала надо пробудить интерес к занятиям, а потом ждать инициативы от ребёнка.
Совет.

Если у вас не получается организовать ежедневные занятия по многим предметам, попробуйте изучать их в блиц-режиме, когда за 30 минут ребёнок отвечает на 50-60 небольших вопросов по разным предметам и вы можете сориентироваться — что он знает хорошо, а что — нет. Потом упор сделать на те предметы, знаний по которым не хватает.

Желание учиться появится параллельно накопленным знаниям.

Проблема седьмая: аттестации

Аттестации — как Дамоклов меч висят над родителями, которые стараются приложить все усилия для того, чтобы ребёнок сдал их на высокую оценку. Но стоит ли это тех нервов и стрессов, которые получит чадо в результате такой подготовки? Вы зачем из школы уходили? Не затем же, чтобы окончательно поссориться и разругаться? Поэтому пересматриваем полностью своё отношение к аттестациям.

Гонимся не за отметками, а за знаниями, здоровьем и тем самым, ради чего семейное обучение было задумано.
Совет. Сами относитесь к аттестациям с юмором и ребёнку внушайте, что они — не главное в его жизни.

Вы увидите, что как только с ребёнка снимается груз ответственности за «качество» знаний, он сам начинает учиться много усерднее, а значит и аттестации сдаёт более успешно.

//www.youtube.com/watch?v=hKxlm81N07A

Как видите, проблем хватает, однако все они решаемы. Главное — ваше искреннее желание вырастить образованного человека с крепкой нервной системой и хорошим здоровьем.

Источник: //ros-obrazovanie.ru/articles/tipichnye-problemy-semejnogo-obuchenija.html

Без школы: личный опыт семейного образования. Часть вторая

Семейное обучение шестиклашки: есть ли жизнь за гранью четверки?

Лейла Сазонтова

Некоторое время назад я уже писала о том, что забрала сына из школы, чтобы испытать на себе все радости семейного образования. С тех пор прошло уже полгода, и, пожалуй, мне есть, чем поделиться.

Без школы, но с любимыми занятиями

Начнем с главного. Мы до сих пор не вернулись в школу. И что уж скрывать — не собираемся. Вдохнув запах свободы, мы не горим желанием зависеть от уроков, звонков и дополнительных занятий.

Возможно, вам захочется возразить мне: мол, это ваше желание, а не ребенка.

Да, на такой вопрос я отвечала не далее, чем вчера: классный руководитель сына очень переживает за то, что я не пускаю его в школу.

Спешу успокоить: я не держу Лёву дома. Более того, я периодически у него спрашиваю, не надумал ли он возвращаться. В этот момент он смотрит на меня как на того, кто в июне предлагает покататься на лыжах, говорит: «Ты чего, мам? Нееет!» На этом разговор заканчивается.

Источник: //blog.mann-ivanov-ferber.ru/2016/11/23/bez-shkoly-lichnyj-opyt-semejnogo-obrazovaniya-chast-vtoraya/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.