Игры и игрушки младшего школьника

Содержание

15 лучших развивающих игр и игрушек для младших школьников

Игры и игрушки младшего школьника

15 лучших развивающих игр и игрушек для младших школьников

Вступление в ряды младших школьников – это важный момент в жизни каждого ребенка, начало взросления и самостоятельной жизни, новые правила и требования. Теперь львиную долю времени в сутках ребенка будет занимать школа, уроки — и отдых от них. Старые игры и игрушки обычно забываются, но на смену им приходят новые, в соответствии с потребностями взрослеющего ребенка.

Во что играть младшему школьнику, и какие игрушки и игры сегодня выбирают мамы для детей 6-9 лет?

10 самых удобных письменных столов для школьника 1-5 класс

Морской бой

Возраст: 6+

Практически классика жанра среди игр, которые развивают умение выстраивать стратегию, планировать и проч. Играют в морской бой обычно два игрока, на листах в клетку — или же с помощью готовой игры с фишками, кораблями и полями.

Чаще всего, подобная игра выполнена в виде солидного чемоданчика, который открывается с обеих сторон – по одному полю боя на каждого игрока.

Цель игры – потопить максимальное число кораблей противника. Сложность игры – не только в поиске чужих кораблей, но и, большей частью, в том, что свой флот тоже нужно спрятать как можно надежней, и сделать это не так уж и просто.

Отличная игра для вечернего отдыха с мамой или папой.

Шашки/шахматы

Возраст: 6+

Из настольных классических игр, которые действительно учат думать, планировать, просчитывать ходы вперед, анализировать действия соперника – это, пожалуй, самые популярные игры.

Для новичков-шестилеток в шахматах есть игры с малым количеством фигур – для старта, такие варианты можно поискать в пособиях для начинающих юных шахматистов.

Анаграммы

Возраст: с 6-7-ми лет

Весьма увлекательная игра, которая поможет в развитии комбинаторного мышления. Анаграммой принято называть слово, которое было составлено путем перемены мест букв изначального слова. Например, из слова «бокал» получается «колба», а из слова «карта» можно составить блок аж из 3-х анаграмм.

Эту игру любят даже взрослые. Она развивает память, способствует проявлению эрудиции, повышает словарный запас, а также помогает понять структуру словообразования в целом.

Особо полезна будет игра тем детям, которым «великий и могучий» дается пока со скрипом.

Микроскоп

Возраст: 6+

Если ваше чадо интересуется окружающим миром, изучает листья и букашек, не вылезает из толстых энциклопедий и постоянно ставит детские «опыты», помогите ребенку удовлетворить его любопытство – подарите своему юному биологу микроскоп.

Не тот, детский, в котором, кроме скромной лупы, ничего нет, а настоящий современный прибор, с помощью которого дитя само найдет все ответы на свои «почему» и «откуда».

Естественно, выбирать прибор нужно особо тщательно, чтобы не отбить у ребенка желание изучать микромир. Современные микроскопы могут быть цифровыми или оптическими. Первые — более дорогие, но имеют возможность подключения к компьютеру для переноса данных.

К микроскопам обычно прилагаются наборы уже готовых микропрепаратов (от инфузории-туфельки до нервных клеток), так что скучно ребенку точно не будет!

Скелет динозавра

Возраст: с 7-8-ми лет

Такая игрушка придется по нраву всем начинающим археологам, а кроме того — поможет в развитии усидчивости, мелкой моторики, внимательности.

Игровой набор для настоящих раскопок представляет собой гипсовый брикет, который имитирует пласт земли, предназначенный для работы археолога.

В данном брикете «зарыты» кости давно вымершего существа. В наборе также ребенок найдет специальный молоточек, кисть и скребок, чтобы аккуратно, как истинный археолог, извлечь окаменелые кости динозавра.

После окончания раскопок из найденных костей и прилагаемого мягкого воска можно собрать скелет динозавра, в чем поможет простая инструкция.

Важно, чтобы материалы в наборе были гипоаллергенными, поэтому при выборе обязательно обратите внимание на состав и производителя.

Пазлы

Возраст: 3+ и далее, в зависимости от сложности

Нестареющая игра для взрослых и детей. Пазлы любят собирать абсолютно все – они успокаивают нервы, уравновешивают, приводят в порядок мысли.

Детям игра будет полезна также для развития мелкой моторики, внимательности, памяти — и, конечно, усидчивости, которой так не хватает нашим маленьким «электровеникам». Синдром дефицита внимания и гиперактивность у ребенка – как распознать СДВГ?

Играть можно всей семьей — или же покупать ребенку персональные пазлы с любимыми героями.

Собранные пазлы можно оформить как картину для украшения детской комнаты или же убрать обратно в коробку, чтобы как-нибудь собрать их еще раз.

Лото

Возраст: 7+.

Старая добрая игра, которая впервые появилась еще в Италии в 18-м столетии, и стала весьма популярной в России.

Если ваш ребенок уже дружит с числами, то лото – замечательный вариант, чтобы не только весело скоротать время всей семьей, но также дать ощутимый толчок для развития в вашем чаде внимательности, быстрой реакции, памяти.

Для игры понадобится набор, состоящий из 90 бочонков и 24-х карточек с числами, а также специальных фишек.

При желании, лото можно сделать даже самостоятельно вместе с ребенком.

Кристаллы

Возраст: 7+.

Когда детей уже сложно чем-то удивить, а детская душа требует новых игр, вспомните о такой интересной игрушке, как кристалл, который можно вырастить самостоятельно.

Этот опыт обязательно понравится ребенку, а выращенный своими ручками кристалл станет настоящим чудом, ведь это не нудный школьный эксперимент, а буквально на глазах растущие кристаллические структуры.

Подобный набор по карману любому родителю, а для ребенка будет полезным разобраться в тонкостях химических реакций, а также научиться терпению и внимательности.

Отличный вариант – пробудить в чаде интерес ко всему неопознанному.

Набор юного садовода

Возраст: 7+.

Эта «игрушка» — которая совсем даже и не игрушка, а настоящий мини-сад в квартире — больше понравится девочкам, хотя и некоторые мальчишки с удовольствием копаются в земле и выращивают цветы.

Если у ребенка есть хотя бы минимальный интерес к флоре, то набор, конечно, придется кстати. Во-первых, ребенку будет интересно выяснить на реальном примере, как сухое семечко превращается в настоящий красивый цветок. Во-вторых, за растением нужен уход, и данный набор позволит приучить ребенка к ответственности («мы в ответе за тех…»).

Это — отличная возможность для ребенка ощутить себя немного взрослее, ведь выращивать цветок он будет сам, без маминой помощи.

Помимо цветка, можно выбрать овощную культуру – например, посадить огурчики, помидоры, косточку лимона и проч.

А можно устроить на балконе или на подоконнике настоящий мини-огород, в котором место найдется даже для зелени на салат.

Лепка из глины

Возраст: 6+.

Данный процесс, как известно, хорошо развивает не только мелкую моторику, но также фантазию, творческое мышление и многое другое. Любая творческая работа руками – это процесс, крайне полезный для развития интеллекта ребенка. Ну и, кроме того, лепка – отличный способ снизить градус напряжения, снять стресс, успокоить мысли.

При наличии гончарного круга можно использовать обычную глину (ее продают во всех «творческих» магазинах). Если же пачкаться не хочется, кругом ковры, и круг ставить некуда, можно остановиться на полимерной глине.

Главное, выбирать только качественный материал от проверенных производителей с хорошей репутацией.

С помощью полимерной глины можно создавать игрушки, бижутерию, сувениры и многое другое. Чаще всего этим процессом увлечены девочки, которые создают из глины угощения для кукол, браслеты и брошки, и другие интересные вещицы.

Диапроектор с диафильмами

Возраст: 3+.

А вы помните, как это было? В комнате темно, на стене белая простыня, и через диапроектор происходит настоящее чудо…

Современные технологии, конечно, уже не сравнить с теми, что мы знали лет 20-30 назад, но чудеса диафильма по-прежнему долгожданны и интересны для детей. Такое времяпрепровождение полезно для эстетического развития, расслабления, развития воображения.

Можно приобрести сразу несколько диафильмов, которые ребенок сможет менять самостоятельно – например, сказки, или же диафильмы обучающего характера.

Ваш ребенок еще не знаком с диапроектором? Срочно исправляйте ситуацию!

Выжигание по дереву

Возраст: с 8-9-ти лет.

Это удивительно приятное занятие стало доступным для детей еще в семидесятых годах, когда тысячи девочек и мальчиков (в основном, мальчиков) бросились «рисовать» по дереву выжигателями. Сегодня, спустя столько лет, этот процесс столь же приятен, как и тогда. Разве что выжигатели стали более современными, удобными и защищенными.

В таком детском наборе выжигатель в обязательном порядке снабжен элементами, которые защищают ребенка от случайных ожогов. В наборе вы также найдете доски с уже готовыми набросками или же чистые доски, на которые рисунок нужно наносить самостоятельно.

Впрочем, самое главное – это прибор (он может иметь насадки разной толщины), а доски можно купить и в любом строительном магазине.

Конечно, этот вариант хобби – для детишек постарше, которым уже можно доверить электроприбор.

Фоторамки

Возраст: 7+.

Весьма часто сегодня мамы покупают такие игрушки своим дочкам в подарок. Вариантов таких творческих наборов немало. Это может быть набор для отливания рамки из гипса — и ее последующего оформления, или же уже готовые рамки, к которым прилагаются весьма интересные комплекты различных материалов для оформления.

Созданную руками ребенка рамку можно использовать для интерьера в детской комнате – она обязательно добавит уюта.

Казалось бы, простое развлечение, но этот процесс развивает в ребенке творческое начало, прививает хорошую привычку – постоянно занимать себя интересным делом, повышает усидчивость, а также дает старт тому неведомому внутри вашего чада, что однажды поведет его по жизни.

Чем больше творчества – тем шире выбор, тем разностороннее будет развитие ребенка.

Скрапбукинг

Возраст: от 7-9 лет

Как правило, скрапбукинг становится интересным для девочек старше 8-9 лет.

Под данным термином подразумевается техника создания альбомов и красивых открыток своими руками. При оформлении используются все возможные техники и материалы – ленты, пайетки, бисер, аппликации, шнуровка, пуговицы и проч. Главное, чтобы каждая страница альбома (или каждая открытка) представляла собой настоящий дизайнерский проект.

Конечно, начинать лучше с ребенком – так занятие станет еще более увлекательным. А вот когда ребенок втянется, тут уж готовьтесь регулярно посещать магазины для рукоделия.

Плюсы скрапбукинга: остается на память красивая вещь (или в подарок), развивается дизайнерское начало в ребенке, который, кстати, начинает и сам понимать ценность ручной работы.

Квиллинг

Возраст: 7+

Весьма кропотливое, но чрезвычайно интересное занятие для девчонок (мальчишки увлекаются квиллингом крайне редко).

Если ваша дочь с удовольствием клеит модные открытки, плетет фенечки, вяжет браслетики в подарок всем подряд, и не знает, куда направить свое бьющее через край вдохновение – покажите ей технику «квиллинг». С ее помощью можно создавать настоящие шедевры – от открыток до дизайнерских картин для интерьера.

Квиллинг развивает в ребенке терпение и усидчивость, мелкую моторику, творческое мышление, фантазию, аккуратность и пр.

Вложения минимальные – специальный инструмент для квиллинга, ПВА и непосредственно полоски цветной бумаги (готовые наборы продают во всех художественных магазинах).

Какое бы занятие, игру или игрушку вы не выбрали для своего ребенка – делайте это с душой. И помните, что даже самая простая игра должна приносить пользу ребенку – как минимум, снимать усталость после школы.

Во что поиграть с детьми разного возраста дома в холода и непогоду?

Источник: //www.colady.ru/15-luchshix-razvivayushhix-igr-i-igrushek-dlya-mladshix-shkolnikov.html

Какие игры для развития внимания нужны младшим школьникам?

Игры и игрушки младшего школьника

Несмотря на то, что у младших школьников ведущим видом становится учебная деятельность, игра продолжает занимать большое место в их жизни. Родители, учителя могут этим воспользоваться для того, чтобы с ее помощью решать различные вопросы развития и обучения учеников начальной школы.

С этой позиции многие виды игр положительно зарекомендовали себя на уроках математики, чтения, знакомства с окружающим, физкультуры, рисования. Среди прочих особое положение занимают развивающие игры, направленные на формирование произвольности психических процессов и внимания. Из-за доступности, простоты подготовки их можно использовать как в школе, так и дома.

Педагоги включают их в программу обучения, родителям также полезно знать, какие игры на развитие внимания нужны младшим школьникам.

Самые полезные игры для младших школьников

Учителя начальной школы считают, что одной из основных причин плохой успеваемости является невнимательность детей, неумение сосредоточиться на учебном материале, нежелание произвольно распределять свое внимание. Помочь справиться с этой проблемой можно при помощи развивающих игр.

В школе их используют на уроках, в группах продленного дня, в домашней обстановке развивающие игры можно предлагать детишкам в любое время: во время прогулки, поездки за город, на семейном досуге. Главное знать, какие игровые задания необходимы для ученика конкретного возраста, на улучшение каких свойств внимания они могут влиять.

Среди большого разнообразия игр с предметами, настольных, словесных, подвижных родителям стоит выбирать те из них, которые будут наиболее интересны детям, доступны в исполнении, не займут длительной подготовки.

Как правило, они легко сочетаются с учебным материалом, поэтому их содержанием становятся знания по математике, ознакомлению с окружающим, правила русского языка.

Игры с математическим содержанием

Развивающие игры на внимание для начальных классов с математической направленностью являются наиболее популярными в школьной среде. Помимо своих основных задач – развивать внимательность, они помогают закрепить школьный материал, поэтому будут полезны детям на протяжении всей начальной школы.

«Математическое лото»

Игровое задание улучшает такие свойства, как концентрация, сосредоточенность, распределение внимания, закрепляет навыки в счете, развивает логическое мышление.

Для действия готовятся большие карточки с примерами для игроков и маленькие – с ответами, которые складываются в мешочек. Интереснее играть с группой детей или во время семейного досуга. Ведущий достает из мешочка карточку-ответ, называя число. Играющие должны найти пример с подобным ответом, закрыть его карточкой-ответом. Выигрывает тот, кто быстрее закроет свое игровое поле.

«Танграм»

Игра – головоломка способствует развитию воображения, распределения и объема внимания, закреплению знаний о геометрических фигурах.

Предварительно готовится цветной квадрат, разрезанный на семь частей. Из них: два больших треугольника, один средний, два маленьких треугольничка, один квадрат и один параллелограмм. При помощи разрезанных частей можно собирать различные предметы. Тематикой картинок являются птицы, фигурки человека в движении, животные, домики, деревья.

«Летчики»

Развивает сосредоточенность, объем и распределение внимания, зрительное восприятие, мышление.

Ведущий предлагает школьникам стать «летчиками»: нужно перелететь из одного места в другое. Полет проходит над разными городами. Для полета надо проложить маршрут, показав линиями на игровом поле в таблице движение самолета.

Для того чтобы узнать, в какой очередности над городами пролетит самолет, надо решить примеры, находящиеся на поле. Ответы от меньшего числа к большему покажут путь (в игре использован тот же принцип, что и в таблицах Шульте). Например: 6-5, 8-6, 7-4, 10-6, 9-4, 2+4, 10-3, 4+4, 2+7, 6+4.

Как новый вариант, можно предложить назвать направление полета (влево, прямо, вправо и т. д.)

«Фотоаппарат»

Игра направлена на развитие сосредоточенности, перераспределения внимания, увеличение объема, зрительного восприятия, воображения.

Взрослый предлагает ребенку вытащить из конверта геометрические фигуры и составить из них картинку. Затем точно перерисовать, то есть «сфотографировать» составленное изображение. Например, из треугольников разной величины составить елочку, из одного большого овала, одного среднего и четырех маленьких выложить зайчика, из трапеций разного размера и одного треугольника – башенку.

Фигуры можно использовать разные, во время игры можно закрепить с учеником название знакомых форм (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал) и назвать новые (ромб, трапеция, полукруг).

Развивающие игры на внимательность в окружающем мире

Классикой стали игры на внимательность, когда нужно сравнивать предметы окружающего мира, чтобы найти их сходство и отличие.

Например, «Что изменилось», «Чем похожи и чем не похожи», «Составь пару» и другие подобные игры. Тематика их может быть разной, но правила одинаковые: внимательно рассмотреть объекты или сюжеты, найти одинаковые.

Это могут быть сказочные персонажи, бытовые предметы, овощи, фрукты, игрушки, школьные принадлежности. Младшие школьники полюбили такие задания, научившись выполнять их еще в дошкольном возрасте.

Первоклассники могут с успехом продолжать играть, как дошколята, но ребятам 2-3-4 классов такие задания необходимо усложнять.

«Расскажи, что общего у предметов»

Игровое задание развивает и тренирует внимательность, память, воображение.

Взрослый называет два предмета, в которых можно найти сходство. Школьник называет, что может их объединять.

Например, дерево и кустарник – общее: относятся к растительному миру, есть листья, корни, цветы и плоды. Различаются по высоте, количеству стволов, у дерева могут быть фрукты, у кустарника – ягоды.

Прежде чем предложить ребятам такое действие, взрослый должен быть сам хорошо осведомлен об объектах игры.

«Найди, что загадали»

Направлено на формирование слухового внимания, сосредоточенности на объекте, развивает логическое мышление.

Ведущий говорит ребенку, что загадал предмет и просит, чтобы тот его отгадал. Такие игры хорошо подойдут для того, чтобы развлечься в дороге, на прогулке, переключить внимание, когда школьнику нужно успокоиться после подвижных действий.

Например, можно загадать описание любого окружающего предмета: сделана из дерева, есть металлические ножки, пригодится, чтобы отдохнуть, живет в парке или на бульваре, покрашена в желтый цвет (скамейка).

Или высокое, толстое, с густой прической, там любят жить птицы (дерево); не промокают, сделаны из резины, как у гуся лапки (сапожки). После того, как ребенок освоит правила игры, можно предложить ему самому загадать предмет.

Как вариант, игру можно провести в семейном кругу, победит тот, кто больше всех отгадает предметов. Победитель получает приз.

«Как назвать одним словом?»

Способствует развитию логического мышления, формирует сосредоточенность, распределение, слуховое внимание, повышает произвольность психических процессов.

Ведущий называет несколько предметов из одной группы: овощи, фрукты, мебель, посуда, одежда, транспорт, предметы быта и подобное. Играющий должен придумать слово, объединяющее все названные предметы.

Например, груша, банан, яблоко, апельсин, киви, слива (фрукты); грузовик, автомобиль, поезд, самолет, мотоцикл (транспорт); утюг, пылесос, кофеварка, микроволновая печь (предметы быта).

В такой игре предполагается, что у школьника должен быть хороший словарный запас, а взрослому нужно заранее написать или запомнить слова каждой группы, чтобы игра шла весело и оживленно. Как вариант, можно использовать мяч, который играющий будет возвращать с обобщающим словом.

«Какое слово лишнее?»

Вариантом предшествующей игры может стать задание на нахождение лишнего слова из словесного ряда. На слух для младшего школьника оно воспринимается достаточно трудно, но дает хорошие результаты при формировании внимательности, если играть в такую игру постоянно.

Ведущий называет ряд слов какой-либо тематики, играющий должен воспринять на слух и найти лишнее слово. Например: красный, зеленый, голубой, (игрушка), белый, желтый; стул, кресло, диван, (кастрюля), шкаф, стол; платье, свитер, рубашка, (кроссовки), брюки, юбка. Условие игры: словесный ряд читается достаточно быстро.

Также можно использовать мяч для возврата “лишнего” слова.

«Один и много»

Развивает переключение внимания, сосредоточенность. Взрослый бросает мяч, называя слово во множественном числе. Школьник возвращает в единственном числе, потом наоборот.

Игра предназначена для младших школьников, которые уже изучили это правило. Родители могут начать с простых существительных, постепенно переходя к сложным. Позже можно вводить в игру прилагательные.

Словесный ряд может выглядеть примерно так: дом – дома, дерево – деревья, рука – руки, книга – книги, но ребенок – дети, человек – люди, небо – небеса, чудо – чудеса, пальто – пальто, пианино – пианино.

Важное условие: родителю надо хорошо подготовиться к развлечению, чтобы не ошибиться, склоняя существительные.

«Морское путешествие»

Действие направлено на сосредоточенность, внимательность, зрительное восприятие, помогает закрепить части слова.

Для этой игры нужно подготовить фигурку-кораблик с кармашками, куда вставляются карточки с одними слогами, вырезать из бумаги острова, написать на них другие слоги. Кораблик «плывет» по игровому полю, периодически «причаливая» к островам.

Играющий вытаскивает из кармашка карточку со слогом, ищет подходящий остров, составляет слово. Например, карточка – во, остров – да (вода); ле – то, не – бо, кук – ла, лам – па.

«Кто в каком домике живет?»

Помогает развивать интенсивность, объем и распределение внимания. Для развлечения готовится игровое поле, на котором нарисованы три домика с одним, двумя и тремя окошками, в которых живут зверушки.

В первом домике обитают животные, название которых состоит из одного слога (волк, мышь, лось, рысь, слон); во втором – из двух слогов (ли-са, за-яц, мед-ведь, кош-ка, бел-ка); в третьем – из трех слогов (ку-ни-ца, ко-ро-ва, со-ба-ка, кен-гу-ру).

Для первоклассников можно предложить картинки с изображением животных, начиная со второго класса – карточки с написанными словами, которые ребята распределяют по домикам.

«Да или нет»

Интенсивная и эффективная игра на внимательность, сосредоточенность, произвольность внимания, быстроту реакции взрослого и ребенка.

Ведущий в быстром темпе задает школьнику вопросы, а тот должен также быстро ответить «да» или «нет». Тематика вопросов может быть разной, после того, как ребенок усвоит задание, можно поменяться ролями. Примерные вопросы на тему «Кто живет в зоопарке?»:

Моржи усатые? Тигры полосатые? Серый слон большой? Волк там с бородой? Верблюд горбатый? Пингвин лохматый? Лиса любит зайку? А зайка балалайку? Живет там крокодил? Который в телефон звонил? Бегемот на дерево залез? В зоопарке густой лес? Белый мишка любит плавать? А собака любит квакать?

Чебурашка там живет? Крокодила Гену ждет? и т. д.

Современные настольные игры на внимательность

В настоящее время разработано много настольных игр для детей всех возрастов.

Их с успехом можно использовать для развития внимательности и всех свойств внимания (сосредоточенности, концентрации, устойчивости, объема, распределения) у младших школьников.

Кроме конкретных задач развития, такие игры могут разнообразить семейный досуг. Поэтому желательно иметь подобные игры в семьях, где растут младшие школьники. Вот некоторые из них:

Blokus

Новая настольная игра на выкладывание цветных фигурок на поле становится довольно популярной. Помогает совершенствовать внимательность, усидчивость, сосредоточенность, формирует воображение. Предназначена для детей 7-10 лет.

Игра напоминает известное развлечение «Тетрис». По очереди играющие выкладывают квадратики разного цвета по правилам: элементы одного цвета могут соприкасаться только углами.

Игроки стараются заполнить игровое поле так, чтобы не оставить сопернику свободного пространства. Несмотря на простоту правил, увлекательное развлечение позволяет создавать неповторимые комбинации узоров.

Выигрывает тот, кто выложит больше всего своих элементов. Оставшиеся элементы принесут штрафные очки.

Орбо или перекати-шарик

Игрушка развивает внимательность, мелкую моторику, подготавливая руку к письму. Головоломка представляет собой белый пластиковый шарик, у которого есть 12 отверстий. Внутри 11 маленьких разноцветных шариков, которые перекатываются.

Игрок должен переместить маленькие шарики так, чтобы каждый встал в свое отверстие, окрашенное подобным цветом. Эта настольная игра – подходящий вариант для маленького школьника, чтобы развлечься в дороге, на переменке, во время прогулки.

Alias (скажи иначе)

Игра на ассоциации дает возможность не только развивать внимательность, но и пополнять словарный запас младшего школьника. Она хороша тем, что является истинно семейным развлечением.

Правила игры просты, доступны ребенку любого возраста. Они заключаются в том, что нужно объяснить загаданное слово без использования жестов, однокоренных слов. Можно использовать лишь синонимы и антонимы.

В комплекте игры находятся игровое поле с фишками разного цвета, песочные часы, набор 300 карточек, на каждой указано по 8 слов на русском и английском языках.

Выигрывает команда, которая получит большее количество очков за отгаданные слова.

Внимательные, любящие родители всегда найдут время, чтобы организовать своему маленькому школьнику увлекательные развлечения, приносящие не только радость, но и помогающие в развитии внимательности!

Источник: //myintelligentkids.com/kakie-igry-dlya-razvitiya-vnimaniya-nuzhny-mladshim-shkolnikam

Развивающие игры. Способствуем умственному развитию ребенка младшего школьного возраста

Игры и игрушки младшего школьника

Основной или ведущей деятельностью ребенка младшего школьного возраста является игра. В игре малыши применяют на практике усвоенные от родителей принципы социального взаимодействия, учатся контактировать друг с другом, приобретают и развивают социальные навыки. В сущности, игра – отражение жизни маленького ребенка.

Так же, как взрослый человек самоактуализируется в работе, удовлетворяя свои потребности в личностном росте и интеллектуальном развитии, ребенок получает необходимые навыки и развивается, играя.

Исходя из этого, игровую деятельность ребенка можно построить таким образом, чтобы внимание уделялось развитию, в том числе, умственной сферы.

Под умственным развитием принято понимать эмоциональное, логическое и речевое развитие.

Эмоциональное развитие

Эмоциональное развитие ребенка начинается с рождения, достигая своей интенсивности в первые полтора года жизни. Именно эмоциональное развитие в последующем обуславливает возможность успешной коммуникации, построения социальных контактов и, в конечном итоге, становление здоровой и зрелой личности.

В первую очередь, речь идет об умении понимать, принимать и выражать эмоции ребенком. Важно также научить малыша справляться со своими эмоциями и адекватно реагировать на проявление эмоций другими людьми. С этой задачей поможет справиться игра – наиболее доступная и интересная ребенку деятельность.

1. «Ситуации»

Описываются ситуации, привычные для каждого ребенка (Мама купила мороженное; Ударился коленкой; Смотришь любимый мультфильм; На улице дождливо, и вы не идете гулять и пр.) В ответ ребенок называет эмоции, которые он может испытывать при перечисленных ситуациях.

2. «Изобрази эмоцию»

Ребенку зачитываются различные виды эмоций (грусть, радость, печаль, удивление и т.д.), он с помощью мимики и голоса изображает названную эмоцию.

3. «Эмоции животных»

Эта игра чуть проще, чем предыдущая. Просим ребенка изобразить: «как радуется кошка мышке, цветок солнышку; как хмурится тучка перед дождем, как весело прыгает зайчик, как грустит собака без хозяина, как злиться мама-тигрица, защищая детенышей и т.д. Кроме того, игра помогает развивать воображение и креативность.

Логическое развитие

Необходимым условием для развития логики ребенка является сформированность у него образного мышления, т.е. способности представить что-то в уме.

Эту задачу прекрасно выполняют различные наборы для творчества, игра в кубики, угадывание фигуры по контуру, рисование и лепка из пластилина.

В случае, если малыш уже хорошо воспринимает и формирует образы, можно приступить непосредственно к играм, развивающим у ребенка способность классифицировать предметы сначала по внешним, затем по внутренним признакам, т.е. такие игры как:

1. «Сравни животных»

Попросить ребенка назвать общее у животных (корова-лошадь, кошка-собака, слон-мышь). А затем – назвать то, чем они отличаются. Если возникают трудности, следует предоставить ребенку наглядное изображение названных животных.

2. «Три предмета»

Ребенку называется группа предметов (напр.: животные, одежда, птицы, овощи и т.д.), ему следует назвать трех представителей каждой категории.

3. «Назови предмет»

В мешочек бросаем мелкие игрушки, предварительно тщательно их изучив с ребенком. Затем попросить его запустить руку в мешочек, нащупать игрушку и назвать ее, описав по возможности как можно более детально.

Речевое развитие

Строго говоря, речь ребенка как необходимое средство коммуникации развивается параллельно с прочими умственными сферами. Однако, в случае явной несформированности речевого словаря или при наличии затруднений в коммуникации и презентации своих мыслей, следует особое внимание обратить на развитие речевых функций малыша. В этом нам помогут следующие игры:

1. «Что какого цвета?»

Ведущий называет цвет и предлагает ребятам перечислить предметы, обладающие им. Чем старше ребенок, тем больше предметов ему следует назвать.

2. «Опиши картинку»

Ребенку предоставляется наглядный материал в виде картинки с различными ситуациями, которые малыш описывает. Чем старше ребенок, тем сложнее картинка.

3. «Придумай маленькое»

Называются существительные, к которым ребенок подбирает формы с уменьшительно-ласкательными суффиксами (дом-домик; заяц-зайчик; морковь -морковка). При этом называние детенышей животных не считается (кошка-котенок, собака-щенок).

Важно также помнить о необходимости развития мелкой моторики.

За счет взаимодействия речевого и моторного центров в головном мозге, игры, развивающую мелкую моторику ребенка, положительно влияют на развитие речевых функций.

К таким занятиям относятся, например: застегивание и расстегивание пуговиц, плетение косичек из шнурков, лепка из пластилина, а также иные, направленные на координацию пальцев рук.

Галкина Елена

Источник: //www.rastut-goda.ru/junior-student/4678-razvivajuschie-igry-sposobstvuem-umstvennomu-razvitiju-rebenka-mladshego-shkolnogo-vozrasta.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.