Мария Капнист – актриса, не сломленная лагерями

Мария Капнист: «Не смейтесь над старостью человека, чьей молодости вы не видели»…

Мария Капнист - актриса, не сломленная лагерями

Необычный, с первого взгляда запоминающийся образ. Худоба, глубокие морщины, горящие глаза, хищный нос — идеальный типаж для роли злобных старух и коварных ведьм.
 

Немногие знают, что внешность Марии Капнист — наглядный результат 15-летней каторги в ГУЛАГе, что вся ее судьба едва ли не с первых до последних шагов — суровое испытание, мука и пытка…

Мария Капнист

Капнисты (Капнисси) — греческий род, происходивший с острова Занте (ныне это остров Закинф). Славу представители этого семейства стяжали на венецианской службе, а в 1702 году дож Венеции Альвизе II Мочениго пожаловал Стомателло Капнисси графский титул.

Внук Стомателло, Петр Христофорович воевал с турками на стороне российского императора Петра I, осел в Украине и вскоре умер. Его сын Василий тоже стал военным — полковником Миргородского полка и бригадиром, и фамилию свою писал уже как Капнист. Прославился в боях под Очаковом в 1737 году.

Все Капнисты достойно соответствовали девизу на своем родовом гербе: «В огне непоколебимые». Среди них были командующие казачьими войсками, декабристы, общественные деятели, а Василий Капнист вошел в историю как великий поэт и драматург.

По линии матери Мария Ростиславовна генетически связана с известнейшими родами: Апостолами, Голенищевыми-Кутузовыми, знаменитым запорожским атаманом Иваном Сирко и украинским гетманом Полуботком.

Детство и юность

Мария Ростиславовна Капнист родилась 22 марта 1914 года. Начало ее жизни было всем на зависть. Отец Ростислав Ростиславович Капнист — граф, богач, видная фигура.

Мать Анастасия Дмитриевна, урожденная Байдак, — благородная, красивая женщина, знавшая 18 языков! Роскошный особняк на Английской набережной в Петербурге, сам Федор Иванович Шаляпин — друг семьи и преданный матушкин поклонник.

Шаляпин первым обратил внимание на юную Мирочку (как звали Марию Ростиславовну родные и друзья). Он давал ей уроки вокала и хвалил ее первую сценическую работу в домашнем спектакле. Казалось, жизнь будет такой размеренной и счастливой всегда…

Всё рухнуло в 1917 году. Жить в Петербурге становилось всё тяжелее, и Капнисты переехали в Судак. Ростислава Капниста зимой 1921 года расстрелял карательный отряд ЧК.

Лиза, старшая сестра Марии, смерти отца не пережила — скончалась от разрыва сердца. Анастасия Дмитриевна с другими детьми пряталась по оврагам, особняк был разграблен и разрушен.

Спустя несколько лет красный террор распространился на оставшихся в живых членов семей. Крымские татары, высоко чтившие графа Капниста, помогли его вдове и дочке Маше бежать из Судака, снабдив их национальной одеждой. В шестнадцать лет Мария Капнист снова вернулась в Петербург (теперь уже Ленинград).

Покровителем матери стал Сергей Миронович Киров. Мать получает работу, дочь — возможность учиться. Так Мария оказывается в театральной студии. В Ленинграде она встречает бывшего поклонника Лизы, старшей сестры, — инженера-электрика Георгия Холодовского, знакомого еще по Судаку. Завязывается роман…

В декабре 1934 года прозвучали выстрелы в Смольном: убит Киров. В городе идут повальные аресты. Судьба сначала швыряет Марию Капнист в Киев, затем в Батуми. И вот первый арест: 27 августа 1941 года, приговор — 8 лет лагерей. Начался настоящий ад…

Круги ада

Арестованная как «неблагонадежный элемент» (так как была дворянского рода), Капнист в течение 15 лет прошла множество самых страшных лагерей: от раскаленных песков Караганды до промерзших степей Тайшета.

ГУЛАГ — это не замок Иф. Это каторга. Это голод. Это унижение. Каждый день ее в бочке опускали в угольную шахту на 60 метров. Но ни ежедневный изнурительный труд, ни постоянные побои, ни домогательства начальника лагеря не сломили ее волю.

Позже она вспоминала: «Этапы, пересылки, лагеря. Никогда не говорили, куда ведут, дознавались потом сами. Навсегда в памяти этап от карагандинского лагеря в Джезказган. Пустыня. Палящее солнце.

Сильный ветер с песком. Люди мерли как мухи. Мучила всех жажда. Джезказган был чуть ли не самым страшным местом. Добывали уголь. Утром спускались в шахту, поднимались ночью.

Нестерпимо болели руки и нога».

Выжить в этих страшных условиях Марии Ростиславовне помог ее сердечный друг Георгий Холодовский. Где бы она ни была, он находил ее и присылал посылки с сухарями, сухофруктами, луком, спасая ее от голода и цинги.

И каждый год на день ее рождения, 22 марта, старинный русский праздник — Жавороночный день, получала она свой традиционный, любимый с детства подарок — выпеченных из теста жаворонков.

Когда надзиратели узнали о беременности заключенной, то принуждали сделать аборт. Мария наотрез отказалась. Посыпались издевательства. Ей выбили зубы, чтоб не кусалась. Обливали холодной водой и оставляли на морозе. Но ничего не помогло — в 1950 году в лагере Мария Капнист родила дочь Радиславу.

Кто стал ее отцом, так и осталось тайной. Родив ребенка, Мария не получила поблажек от надзирателей. Наоборот, положение ухудшилось. Работать приходилось больше. Уже на поселении приходилось грузить тяжелые ящики, выдавая себя за мужчину. Однажды она не выдержала и потеряла сознание. После этого Марии облегчили существование. Раду определили в детский сад.

Долгожданную и выстраданную дочь Мария оберегала как могла. И второй срок — десять лет — получила за то, что ударила воспитательницу детского сада, которая издевалась над ее двухлетним ребенком. А маленькую Раду тем временем отправили в Красноярский детский дом.

Капнист попала в новое заключение и там объявила голодовку, требуя, чтобы ей отдали ребенка. Она бесконечно посылала запросы о местонахождении дочери, но каждый раз после этого ее переправляли в другой лагерь.

Выжить Марии помогла дружба с Валентиной Ивановной Базавлук, которую она встретила в одном из лагерей. Подруги договорились, что, которая из них раньше выйдет на свободу, та и найдет Радиславу.

Новое начало

В 1956 году Мария Капнист обрела свободу. Георгий Евгеньевич с прекрасным букетом встречал ее на вокзале. И не узнал. Ей было 44 года, а выглядела она древней старухой…

Сцена получилась ужасная, трагическая. Он и она метались по уже опустевшему перрону, в конце концов Холодовский протянул Марии Капнист букет со словами: «Вас не встретили, и я не встретил ту, которую ждал». Развернулся, пошел прочь. Мария Ростиславовна окликнула его. Это был шок…

Георгий просто не узнал в морщинистой беззубой седой женщине свою Марию, ту Марию, которой ежемесячно на протяжении стольких лет отправлял посылки, стараясь хоть как-то облегчить лагерную жизнь. Его выражение лица, когда он, наконец, понял кто перед ним, Мария Ростиславовна запомнила на всю жизнь. Они остались друзьями, но не более того.

Дочь, которую разыскала и забрала к себе Валентина Ивановна, не приняла мать. Девочка не понимала, почему мамы не было столько времени. И у нее уже была мать — Валентина Ивановна.

В минуту отчаяния Мария Ростиславовна как-то написала: «Я испытала такие страшные лагеря, но более страшные пытки я испытала, когда встретила свою дочь, которая не хотела меня признавать».

Позже между дочерью и матерью всё же произошло потепление. Рада рассказывала: «Первый раз я приехала к маме, когда мне исполнилось 15 лет, и попала на ее день рождения. Там я впервые почувствовала, что это за человек, как ее любят люди.

Ощущалась необыкновенная атмосфера, которую создавала именно она. У нее всегда собиралась масса людей разных возрастов и профессий. Стоило ей войти — как будто свежий ветер влетал, и начиналось удивительное общение».

После 15 лет лагерей и пересылок Мария Капнист приехала в Киев. Жизнь пришлось начинать с нуля. Жить было негде, и она ночевала на вокзалах, в скверах, телефонных будках. Чтобы получить хоть какие-то деньги, работала массажистом, дворником. О сцене и съемках в кино даже не мечтала.

Роли в кино

После лагерных мытарств Мария Ростиславовна в свои 44 года выглядела на все 70. Это и помогло ей получить первую роль. Она стояла в фуфайке около касс кинотеатра имени Довженко, подбежал молодой режиссер Юрий Лысенко и со словами: «В каком фильме вы снимаетесь?» — потащил на съемочную площадку картины «Таврия».

Успех этой дебютной работы обратил на нее внимание многих режиссеров киностудии имени Довженко. Они приходили в восторг от ее выразительной внешности и заваливали предложениями сыграть аристократок, монахинь, ведьм. Хищный профиль, надменный взгляд и старорежимные манеры — всё это неизменно приковывало взгляд зрителя.

В дальнейшем она получила известность своими характерными образами — графинь, дам, загадочных старух, цыганок и чародеек. В «Новых приключениях янки при дворе короля Артура» она вообще исполнила сразу три роли — Фатум, рыцаря и игуменьи.

В знаменитом приключенческом фильме «Бронзовая птица» Мария Капнист предстала в образе таинственной, наводящей на ребят страх, графини. В фантастической комедии Александра Майорова «Шанс» исполнила роль великосветской дамы Милицы Федоровны.

Вот десятка наиболее известных фильмов (всего их более 120) с участием актрисы.

  1. «Иванна» (1959)
  2. «Пропавшая грамота» (1972)
  3. «Руслан и Людмила» (1972)
  4. «Бронзовая птица» (1974)
  5. «Табор уходит в небо» (1976)
  6. «Дикая охота короля Стаха» (1979)
  7. «Цыган» (1979)
  8. «Прощай, шпана замоскворецкая…» (1987)
  9. «Новые приключения янки при дворе короля Артура» (1988)
  10. «Сердца трех» (1992)

Хотя Мария Капнист сама себя в шутку называла Бабой-ягой и следовала своему имиджу странной, даже эпатажной женщины, как громкая оплеуха окружающему циничному миру вспоминаются ее мудрые слова: «Не смейтесь над старостью человека, чьей молодости вы не видели»…

В 1993 году судьба нанесла Марии Капнист последний удар. Она боялась подземных переходов: после жутких шахт Казахстана у нее развилась клаустрофобия — боязнь закрытых пространств, подземелий.

Непреодолимый страх вызывали, например, подземные переходы. Машина сбила 79-летнюю актрису на проспекте Победы в Киеве, возле киностудии имени Довженко. В карете скорой помощи ее сиятельство сказала свои последние слова: «Шофер не виноват…»

Во время лечения травм Мария Ростиславовна простудилась и умерла 25 октября 1993 года в киевской больнице от осложнений. Похоронена графиня на фамильном кладбище в селе Верхняя Обуховка (Полтавская область).

Капнист так и не сыграла свою главную роль. Но самой главной ролью Марии Ростиславовны стала ее жизнь — она сумела выйти победителем в схватке с безбожным веком, которому так и не удалось ее озлобить.

«Каждое мгновение прожитой жизни неповторимо, неоценимо. И хотя жизнь дала мне немало трудных испытаний — не жалуюсь на свою судьбу. Давать силу другим — вот наибольшая радость жития. Будьте добрыми. Помните, что наилучшее дело на земле — творить добро».

Эти строки принадлежат Марии Ростиславовне Капнист. Наверное, их можно назвать завещанием талантливой актрисы, сильной и мудрой женщины.АВТОР СТАТЬИ

Николай Ладуба

Источник: //ladylike.su/mariya-kapnist-ne-smejtes-nad-starostyu-cheloveka-chej-molodosti-vy-ne-videli/

Мария Капнист – Заслуженная артистка Украинской ССР. Биография, творчество

Мария Капнист - актриса, не сломленная лагерями

Известная миллионам зрителей своей выразительной, неповторимо строгой внешностью и уникальным трактованием персонажей, характерная украинская актриса Мария Капнист сыграла более ста двадцати ролей в кино.

Ее типаж – загадочные старухи: графини, колдуньи, светские дамы в возрасте… Почему загадочные? Да потому что, перевоплотившись в них, Мария Капнист наполняла своих героинь собственной энергетикой, внутренней непостижимой силой. И видевшие ее в кино дети (которых обмануть невозможно) верили: вот именно такой должна быть волшебница.

Запоминающиеся роли

Коллеги заметили феномен: встретив знакомых актеров, малыши почему-то всегда тянулись именно к “бабе Яге”, как она с юмором себя называла. Щедрая душой, Мария Капнист всегда в таком случае уделяла внимание своим маленьким поклонникам: приводила их в восторг шуткой или даже (если время позволяло) затевала с ними игру.

Незабываемым стал для многих поколений юных зрителей в ее интерпретации образ Софьи Павловны. Согласно содержания повести “Бронзовая птица”, это бывшая экономка. Но согласитесь, судя по актерской игре, назвать исполнительницу этой роли прислугой – значит соврать.

Сколько подлинного аристократизма вложила в нее актриса! Целиком органично слилась с этой ролью ее внешность: горящие глаза, худоба, глубокие морщины, орлиный нос. Какая уж тут экономка? Скорее, “ваше высочество”!

И именно этой актрисе, по мнению критиков, было дано лучше всех передать вложенные М. Горьким нюансы образа старухи Изергиль (фильм “Табор уходит в небо”).

Лучшая киноработа

Впрочем, специалисты утверждают, что ее лучшей киноработой была роль Наины в экранизации “Руслана и Людмилы”. Загадочная, мистичная чародейка. Знающая себе цену… О таком типаже актрисы советские режиссеры мечтали давно. Именно эта роль принесла ей всесоюзную славу.

Во время съемок этого фильма случился драматический эпизод. Его инициировал режиссер Птушко, причем поступил он при этом, мягко говоря, некорректно.

В один из съемочных дней не подготовленная, не предупрежденная Мария Капнист, зайдя в павильон студии Довженко, внезапно за спиной услышала утробное рычание (тигры всегда нападают сзади.) Резко оглянувшись, женщина заметила его, уже изготовившегося к прыжку. Кстати, как раз эти кадры и вошли в фильм.

Прямой взгляд в упор в нечеловеческие цвета золота глаза свершил невозможное: заставил зверя уйти.

Сама же актриса после этого инцидента нашла в себе силы вернуться в гостиницу, и лишь войдя в номер, ослабила самоконтроль. Полностью опустошенная, она потеряла сознание и пролежала от пережитого стресса в постели четыре дня.

Врожденный аристократизм

Впрочем, после этой пушкинской экранизации Мария Ростиславовна ощутила, что значит быть востребованной. Режиссеры выстраивались к ней в очередь. Ведь ее актерское мастерство реально украшало фильмы: второстепенным, казалось бы, эпизодам присутствие актрисы придавало подлинную выразительность и значимость.

Предложениям сниматься не было конца. Критики ее называли актрисой эпизода от Бога. Не случайно столь убедительно она сыграла “Графиню” в любимом многими поколениями детей фильме “Бронзовая птица”!

Впрочем, перевоплощению способствовала и настоящая графская кровь, текущая в ней. Она когда-то жила в достатке и радости. Юная Мария, несмотря на детский возраст, не была бесприданницей, ей в Судаке принадлежал особняк на 70 комнат. Когда-то, в другом, дореволюционном мире…

Был большой родительский особняк – полная чаша, большая дружная семья. Ее баловали, любили. Она из рассказов родителей знала, что где-то на средиземноморском острове Зант находятся старинные руины замка ее предков, венецианских графов.

История рода Капнистов

Вторично графский титул Капнистам был пожалован царицей Елизаветой за мужество, проявленное под Очаковом. На фамильном гербе бесстрашных Капнистов красовалась надпись “В огне непоколебимые”. Род был большим и знатным.

Папа девочки – Ростислав Ростиславович Капнист – являлся видной светской фигурой. Мама актрисы принадлежала к весьма чтимому в Украине роду гетьмана Сирко. Полное имя маленькой графини – Мариетта Ростиславовна Капнист-Серко.

Девочке достались черные пронзительные глаза, как у легендарного прадеда-гетьмана.

Известна история о том, что французы немотивированно оставили Москву, после того как по тайному приказу Кутузова вокруг Белокаменной обнесли артефакт, завещанный Сирком после смерти своим братьям по оружию. Предок Марии был признан и военными, и историками непобедимым: 55 битв – и ни одного поражения!

Салон Капнистов на Английской набережной был сверхпопулярным в Петербурге. В маму нашей героини, красавицу Анастасию Дмитриевну, знавшую 18 языков, был безнадежно влюблен сам маэстро Шаляпин.

Грезившая театром Мария Капнист в молодости даже получила у мировой знаменитости несколько уроков вокала. Девушка была живой и артистичной: прекрасно пела, танцевала, всегда являлась душой молодежной компании…

Революция. Трагедия семьи

15 лет каторжных работ по огульному обвинению сделали свое дело: превратилась в графиню рудников цветущая женщина – дворянка Мария Капнист. Биография будущей актрисы, как видите, трагична.

Забегая наперед, скажем: судьба оказалась к ней справедливой. Не закончилась она (как поется в песне Высоцкого) “паденьем, закатом”, впереди мученицу ожидали “взлет и восход”, созвучно древнеримскому крылатому выражению “Через тернии – к звездам”.

Ужас начался после известий из Петербурга. Репрессии на семью Капнистов обрушились сразу. Отца Ростислава Ростиславовича большевики расстреляли уже в первые дни революции. Любимая нашей героиней старшая сестра Лиза этого не пережила и умерла тут же от разрыва сердца.

Родную тетю, проживающую с семейством, расстреляли прямо на глазах у Марии.

Варвары, совершившие это убийство, как-то спиной прочувствовали на себе прожигающий взгляд девочки: “Глянь, как она на нас смотрит, давай и ее пристрелим!” Слова сами нашлись и вложились в уста Марии пронзительным криком: “У вас такого приказа нет, нельзя!”

Тогда в Крыму без суда и следствия расстреляли более 3000 человек. Сочувствующие семье покойного доброго графа татары (революция застала Капнистов в Крыму), переодев мать и детей в лохмотья, помогли им укрыться.

Лучшие годы – в лагерях

Но руки у большевиков оказались длинными. Что помогло ей потом в ГУЛАГе не ожесточиться, остаться человечной? Позже актриса расскажет: выручил увиденный ею сон. Расскажем об этом видении. Она находится в толпе страдающих от голода людей. И никто, кроме нее, не видит стоящего на возвышении мешка с зерном. Тогда она выкарабкивается наверх и начинает раздавать зерно людям.

“К чему этот сон?” – мысленно спросила Мария себя, проснувшись. А потом догадалась: не нужно ожесточаться, надо оставаться доброй во что бы то ни стало.

Там же, в лагерях, влюбившись в расстрелянного впоследствии инженера, родила она дочь Раду. Не поддавшись издевательствам, не сделав по настоянию своих мучителей аборт. А увидев, как в лагерном детсаду ее дочь бьют и унижают, не сдержалась и сама избила садистку-воспитательницу, получив дополнительный срок.

В огне непоколебимая

До красоты ли было будущей актрисе, когда вместо кремов в кожу лица годами приходилось втирать сажу (тогда у зэчек появлялся шанс не быть изнасилованными)?

О том, что место подвигу есть и на зоне, Мария Капнист возвестила по-своему: поступком. Как-то, работая на рудниках, она увидела, что полуторатонная вагонетка с горы покатилась на стоящих к ней спиной коллег по несчастью. Не думая о себе, маленькая женщина бросилась ей наперерез. Откуда взялась эта сила?

А потом была неделя без сознания между жизнью и смертью, плачущие подруги, сдающие ей свою кровь.

А как вам другой случившийся с ней триллер: зэчки (в том числе и наша героиня), действуя “по понятиям”, свершили суровое правосудие по принципу “смерть за смерть” (закопали живьем в уголь насильника-конвоира, выстрелившего в лицо женщине, отказавшейся с ним спать)? Прошло время. Прибыв по этапу в другой лагерь, Мария Капнист встретила его же (как выжил этот негодяй, неведомо). И для нее, узнанной, жизнь превращается в кошмар. Тот маньяк начинает со знанием своего ремесла избивать ее, чтобы “старая знакомая” умирала долго и мучительно.

На свободе

Даже не верится, что после всего этого для человека возможна актерская стезя. Актриса Мария Ростиславовна Капнист театральных вузов не оканчивала. Очевидно, вмешалась судьба.

Но поначалу было невыносимо трудно. После того как в 1958 году “по отсутствию состава преступления” бывшую “фашистку” (так называли вертухаи в лагерях заключенных, отбывающих срок по ст.

58 “Антисоветская пропаганда”) освободили, Мария уехала в Киев. Жилья не было. Спала на вокзалах. Работала дворником, массажисткой. Мечтала найти и вернуть дочь Раду (будучи заключенной, она была лишена права ее воспитывать).

Пожалуй, тогда лишь мечта о дочери держала ее на свете.

Волею случая – в кинематограф

Однажды характерную женщину в телогрейке и в гриме (сажу с кожи лица Мария вымывала день за днем долгие семь лет) заметил в очереди к киоску возле студии Довженко режиссер Юрий Лысенко.

Мог ли он думать, что с его легкой руки пришла в кинематограф будущая Заслуженная артистка Украинской ССР? Он тогда подошел к Марии Ростиславовне и поинтересовался, с какой она съемочной площадки? А затем буквально потащил ее сниматься в фильме “Таврия”, созданном по роману О. Гончара.

С ролью игуменьи дилетантка справилась блестяще. Так началась тридцатипятилетняя актерская карьера Марии Ростиславовны. В 1994 году, когда на экраны вышел последний фильм с участием актрисы “Притча про светлицу”, ее уже в живых не было.

Фильмография

Перечислим основные ленты, украшенные ее ролями.

Конец 50-х-60-е годы“Таврия”, “Вдали от Родины”, “Летающий корабль”,”Душка”, “Мы, двое мужчин”, “Хочу верить”, “Война и мир”, “Нет неизвестных солдат”, “Большие хлопоты из-за маленького мальчика”, “Ошибка Оноре де Бальзака”, “Сыновья уходят в бой”
70-е годы“Где вы, рыцари?”, “Олеся”, “Пропавшая грамота”, “Руслан и Людмила”, “Старая крепость”, “Вера, надежда, любовь”, “Любовь с первого взгляда”, “Горя бояться – счастья не видать”, “Бронзовая птица”, “Солдатки”, “Если ты уйдешь”, “Сапоги всмятку”, “Табор уходит в небо”, “Дикая охота короля Стаха”
80-е годы“Копилка”, “Комический любовник”, “Андрей и Чародей”, “Шанс”, “Искушение Дон Жуана”, “Премьера в Сосновке”, “Иванко и царь Поганин”, “Двое на острове слез”, “Возвращение Баттерфляй”, “Новые приключения янки при дворе короля Артура”, “Этюды о Врубеле”, “Мужчина для молодой женщины”
90-е годы“Ведьма”, “Людоед”, “Меченые”, “Сердца трех”, “Лох – победитель воды”, “Темные воды”, “Анна Карамазофф”, “Белые одежды”, “Притча про светлицу”

До конца своей жизни сохранила прекрасную творческую форму Мария Капнист. Фильмография ее – тому свидетельство. Она жила любимым делом – актерством, в жизни же была открытой, честной, доброй и милосердной. Окужающие ее любили. Внезапно оборвавшаяся жизнь актрисы походила на прерванный полет.

Отношения Марии Ростиславовны с дочерью начали налаживаться лишь в конце 70-х (потребовалось время, чтобы та поняла, что мать – прекрасный человек). Дотоле Рада признавала лишь приемную маму (женщину тоже бедовую, потерявшую собственную дочь из-за произвола Лаврентия Берии), по-матерински любящую и вырастившую ее.

Роковая авария

Жизнь актрисы закончилась внезапно. Словно она была не реальной, а придуманной каким-то писателем…

Октябьским вечером 1993 года актриса Мария Капнист была сбита автомобилем, пытаясь перейти проспект Победы у киностудии Довженко. Задумавшись, она не заметила приближающуюся машину.

Врачи вспоминали: даже в больнице эта маленькая, худенькая женщина отличалась природным тактом и отсутствием амбиций.

Она стоически терпела боль и умерла от осложнений, пребывая на стационарном лечении. 25.10.1993 г. Марии Ростиславовны Капнист-Серко не стало.

Вместо заключения

Что выделяет среди коллег по актерскому цеху Марию Ростиславовну? Удивительный, непостижимый природный аристократизм. К ней не приставала грязь! По воспоминаниям современников, именно к ней, неизвестно, почему, тянулись чистые и талантливые люди. Ее квартира, как когда-то салон отца в Петербурге (конечно, в миниатюре), была неизменно посещаемой.

Сплетни, подлости, подковерные интриги – все это, к сожалению, не редкость в актерской среде. Однако коллеги даже не пробовали вовлечь ее в нечестную игру. Она была выше этого, и к ней грязь не приставала. Окружающие почти физически ощущали кристальную честность актрисы. Неоспорим и ее талант. Ведь и сегодня любимы зрителями киноленты, где снималась Мария Капнист.

Фильмы – лучший памятник ей, графине советского экрана.

Источник: //FB.ru/article/213192/mariya-kapnist---zaslujennaya-artistka-ukrainskoy-ssr-biografiya-tvorchestvo

Мария Капнист — трагическая судьба

Мария Капнист - актриса, не сломленная лагерями

Необычная, с первого взгляда запоминающаяся внешность. Худоба, глубокие морщины, горящие глаза, хищный нос — идеальный типаж на роли злобных старух и коварных ведьм.

Немногие знают, что что внешность Марии Капнист — наглядный результат 15-летней каторги в системе ГУЛАГа, что вся ее судьба едва ли не с первых до последних шагов — суровое испытание, мука и пытка…

Мария Ростиславовна Капнист родилась 22 марта 1914 года. Начало ее жизни было всем на зависть. Отец, Ростислав Ростиславович Капнист, — граф, богач, видная фигура.

Мать, Анастасия Дмитриевна, урожденная Байдак, — благородная, красивая женщина, знавшая 18 языков! Роскошный особняк на Английской набережной в Петербурге, сам Федор Иванович Шаляпин — друг семьи и преданный матушкин поклонник.

Шаляпин первым обратил внимание на юную Мирочку (как звали Марию Ростиславовну родные и друзья). Он давал ей уроки вокала и хвалил ее первую сценическую работу в домашнем спектакле. Казалось, жизнь будет такой размеренной и счастливой всегда…

Всё рухнуло в 1917 году. Жить в Петербурге становилось все тяжелее, и Капнисты переехали в Судак. Ростислава Капниста карательный отряд ЧК расстрелял зимой 1921 года. Лиза, старшая сестра Марии, смерти отца не пережила — скончалась от разрыва сердца. Анастасия Дмитриевна с другими детьми пряталась по оврагам, особняк был разграблен и разрушен.

Покровителем матери стал Сергей Миронович Киров. Мать получает работу, дочь — возможность учиться. Так Мария Ростиславовна Капнист оказывается в театральной студии.

В Ленинграде она встречает бывшего поклонника Лизы, старшей сестры, — инженера-электрика Георгия Холодовского, знакомого еще по Судаку. Завязывается роман…

В декабре 1934 года прозвучали выстрелы в Смольном – был убит Киров. В городе идут повальные аресты. Судьба сначала швыряет Марию Капнист в Киев, затем в Батуми. И вот первый арест: 27 августа 1941 года, приговор — 8 лет лагерей. Начался настоящий ад.

Рада, дочь знаменитой актрисы графини марии капнист: «когда мама отказалась делать аборт, ее..

Мария Капнист - актриса, не сломленная лагерями

Сегодня заслуженной артистке Украины, сыгравшей в «Бронзовой птице», «Руслане и Людмиле», «Янки при дворе короля Артура», исполнилось бы 90 лет

Говорят, что Господь Бог посылает человеку ровно столько, сколько он может вытерпеть. Когда узнаешь, как складывалась судьба украинской актрисы Марии Капнист, невольно начинаешь в этом сомневаться.

У нее отобрали все, что только можно отнять у человека: родителей, сестру, любимого, молодость, красоту, здоровье и многое другое — всего лишь за графские корни Капнистов. Все Капнисты достойно соответствовали девизу на своем родовом гербе: «В огне непоколебимые».

Среди них были командующие казачьими войсками, декабристы, общественные деятели, а Василий Капнист вошел в историю как великий поэт и драматург, прежде всего украинский.

По линии матери Мария Ростиславовна генетически связана с известнейшими родами: Апостолами, Голенищевыми-Кутузовыми, знаменитым запорожским атаманом Иваном Сирко и украинским гетманом Полуботком.

Хоть роли Марии Капнист были эпизодическими, но ее неповторимые графини, цыганки, чародейки, ведьмы, таинственные старухи, рыцари «поселились» в «Руслане и Людмиле», «Бронзовой птице», «Олесе», «За двумя зайцами», «Янки при дворе короля Артура» — в более чем сотне фильмов. И хотя Мария Капнист сама себя в шутку называла бабой-ягой и следовала своему имиджу странной, даже эпатажной женщины, как громкая оплеуха окружающему циничному миру, вспоминаются ее мудрые слова: «Не смейтесь над старостью человека, чьей молодости вы не видели»…

Мария Капнист: «Я встретила свою дочь, которая не хотела меня признавать»

Арестованная в начале 1941 года как «неблагонадежный элемент» (так как была дворянского рода), Капнист в течение 15 лет прошла множество самых страшных лагерей: от раскаленных песков Караганды до промерзших степей Тайшета. И как ее «ни ломали» и ни издевались над ней, она воистину оказалась «в огне непоколебимой». Из лагерной Голгофы она вернулась в 42 года, но выглядела изможденной старухой.

В Киеве пришлось начать с нуля. Жить было негде: ночевала на вокзалах, в скверах, телефонных будках. Чтобы получить хоть какие-то деньги, работала массажистом, дворником. И то, что она вскоре стала сниматься на Киностудии имени Довженко, — это все те же необъяснимые повороты судьбы.

О Марии Ростиславовне, ушедшей из жизни в 1993 году, вспоминают и пишут все чаще, приоткрывая страницы ее невероятной судьбы. А история рождения Радиславы Капнист и ее взаимоотношений с мамой особо драматична. Рада — и высшая награда Марии Ростиславовны, и ее боль.

Всю жизнь они находились в разлуке, общались трудно.

«Я испытала такие страшные лагеря, но более страшные пытки я испытала, когда встретила свою дочь, которая не хотела меня признавать», — написала как-то Мария Ростиславовна в минуту отчаяния. И лишь спустя годы дочь смогла осознать и понять безграничность материнского подвига и стала ей очень близким человеком.

Рада родилась в тюремной больнице Степлага в Казахстане, где Капнист жила на поселении. А в лагере во всесжигающей пустыне Джезказгана на работах в угольных рудниках беременную Марию Капнист с утра опускали в бочках на 60 метров вниз и лишь вечером поднимали наверх. С рождением этого ангела-хранителя у Марии появился новый смысл жизни.

Имя девочке Мария дала в честь героини рассказа Горького «Макар Чудра». А отцом ее был вольнонаемный инженер, который полюбил Марию. Он предлагал ей замужество, но она отказалась — не могла забыть любимого человека Георгия Холодовского, который все лагерные годы поддерживал ее посылками. Дочь у осужденной Капнист все время отнимали.

Об этом тоже можно написать целую книгу, что, наверное, и сделает со временем сама Рада или ее сыновья. Так случилось, что второй свой лагерный срок Мария получила, защищая дочь.

Потом было долгое болезненное возвращение друг к другу… Радислава Капнист закончила в Харькове политехнический институт и работает там на авиационном заводе инженером-технологом.

«Воспитательница крутила мою щеку, приговаривая: «Выбью из тебя врага народа!»

– Когда лагерное начальство узнало, что мать в положении, ее заставляли сделать аборт, — рассказывает Рада, дочь Марии Капнист.  — Но мама отказалась. И тогда ей устраивали всякие пытки: опускали в ледяную ванну, обливали холодной водой.

Она потом мне говорила: «Как ты выжила? Это же вообще невозможно!» Потом мать попала «под сапоги» одного надсмотрщика, который издевался над многими женщинами. Я была настолько крупным ребенком, что, когда мама меня регистрировала, мне дали на год больше.

И отчество изменили: с польского Яновна почему-то на Олеговну. Даже в этом хотели маму обидеть.

– Вы что-то знаете об отце?

– Я всех подробностей не смогла от нее добиться, но знаю, что отец родом из польских шляхтичей. В лагере был вольнонаемным, каким-то крупным специалистом — грамотным и толковым. Судя по всему, он действительно маму очень любил. Может быть, не только за внешность, но и за то, что почувствовал в ней «одну группу крови».

Возможно, хотел соединить эти два рода. Как-то горела степь, где работали осужденные. Он узнал, что там находится и мама, примчался туда на коне и ее, единственную из всех, спас. Сам очень обгорел. И когда они вышли из больницы, мама его спросила: «Чем я тебе обязана?» Он сказал: «Рождением дочери».

И она пошла на этот шаг, думая, что ничего не получится…

– А как сложилась судьба отца?

– Неизвестно. Мама рассказывала, что его через три года расстреляли. К сожалению, нет уже тех людей, которые знали отца и эту историю. Не могу простить себе одну упущенную возможность больше узнать о нем.

Когда мне было 19 лет, я приехала в Одессу к маминой подруге, которая была с ней в лагерях, — врачу Любе Немерицкой. И вот как-то утром она мне говорит: «Радочка, я хочу тебе рассказать о твоем отце. Сейчас иди на море, а вечером я тебе расскажу».

Мне надо было отреагировать сразу же, а я подумала: ладно, вечером наконец-то услышу. Но вдруг приезжает мама — как почувствовала. И когда тетя Люба сказала, что хочет мне рассказать о Яне, мама категорически запретила ей говорить на эту тему.

Вот она такая: если решила, то все. Мы обе с ней Овны, а люди, рожденные под этим знаком Зодиака, упрямы.

– Как же получилось, что маме дали второй срок?

– Мама отдавала меня в садик при лагере. И ей было невдомек, почему я все время упираюсь, не желая идти туда. Удивляли мать и синяки на моем теле. Но там ей говорили: «Вы же знаете, она у вас девочка подвижная». Она меня оставляла и тут же бежала на работу. Но как-то решила проверить, в чем же дело, вернулась и заглянула в окно.

И увидела, как воспитательница крутит мою щеку, приговаривая: «Выбью из тебя врага народа!» Какой враг народа в два с половиной годика? Мама влетела в коридор и стала ее избивать. «Я била ее так, что меня два кочегара, сильные мужчины, не могли оттащить», — рассказывала она мне потом. Садистка-воспитательница, оказавшаяся любовницей кагэбиста, потом долго лежала в больнице.

Естественно, маму на следующий же день забрали. И вот тогда начались мои мытарства.

– Неужели вас разлучили?

– Да. Мама попала в новое заключение и там объявила голодовку, требуя, чтобы ей отдали ребенка. Она бесконечно посылала запросы о моем местонахождении, но каждый раз после этого ее переправляли в другой лагерь. Ей помогла выжить дружба с Валентиной Ивановной Базавлук, которую она встретила в одном из лагерей.

У этой женщины была своя страшная история и тоже незаслуженный срок. Они договорились: кто раньше выйдет, тот и найдет меня. И, освободившись, Валентина Ивановна, не заезжая домой, начала меня искать. Она, конечно, была вулканической женщиной. В лагерном бушлате неустанно ездила по всем детдомам.

Но мне дали другую фамилию, и она меня случайно нашла по имени в Есауловском детдоме под Красноярском. Валентина Ивановна потом рассказывала, что шла туда в темноте через кладбище: «Мне было дико страшно, но у меня была цель, как свет в конце туннеля, — ты.

И если я прошла такие лагеря, то чего бояться?» Тогда же она поехала в Красноярск, подняла все документы и доказала, что я — Капнист, и потребовала, чтобы выписали правильное свидетельство.

– И вы жили с Валентиной Ивановной?

– Вначале нет. Ведь она, репрессированная, приехала из заключения в родной Харьков, и все относились к ней очень предвзято.

Представьте, если даже ее брат, прекрасный человек, говорил Валентине Ивановне: «Ты же враг народа!» И вдруг сказать, что она хочет привести сюда чужого ребенка! Единственная, кто ее понял, — ее старенькая мама, которая сказала: «Делай все возможное, чтобы девочка была рядом с тобой». И Валентина Ивановна едет прямо в Москву и попадает на прием к Микояну. Как — разговор отдельный.

Она ему обо всем рассказала. И о моей маме тоже. Он оказался порядочным человеком и «нажал» на все кнопки, выясняя, почему Мария Капнист, ничего плохого не сделавшая государству, столько лет находится в заключении. И в общем-то, это благодаря Валентине Ивановне маму освободили раньше, иначе мама пробыла бы в лагере аж до 1963 года.

Валентина Ивановна также добилась моего перевода из Красноярского края в Харьков. Так как она сама жила в родительском доме на маленьком пятачке, считалась мне чужим человеком и была без работы, меня поселили в харьковском детдоме Ь3. Валентина Ивановна приходила ко мне каждый день, а на выходные забирала к себе.

– А как вы потом встретились со своей мамой?

– Я никак не могла понять, почему мама не забирает меня из детдома. Мне потом было обидно, что я ее поняла слишком поздно, и я очень страдала от этого. Со мной рядом много лет была Валентина Ивановна, я любила ее. И когда мне сказали: «Приехала твоя мама», я испугалась.

А вдруг она меня заберет? Да и в детдоме все твердили: «Не та мать, которая родила, а та, которая воспитала». У меня, ребенка, просто зафиксировалось, что мама меня бросила, и я ее наказывала своей детской неосознанной жестокостью.

Каждый раз, когда мама приезжала в детдом, я пряталась от нее, и все меня искали. Первый раз меня силой притащили к матери. Она ко мне бросилась и стала обнимать, целовать: «Радочка, миленькая, дорогая». Это было рыдание всего тела.

А меня это дико раздражало, и я думала: «Когда же эта пытка закончится!» И вот однажды произошло потепление. Мы с ней долго сидели, разговаривали, я ее слушала.

– Она рассказывала о своей лагерной жизни?

– Нет, для нее это была запретная тема. Мама считала, что мне, ребенку, знать это абсолютно не нужно. Я тогда видела боль в ее глазах, видела, как она мучается, чувствовала, что она что-то не договаривает. Видела я и как Валентина Ивановна переживала, когда приезжала мама.

– Почему же вас никто из них не забирал к себе?

– Мама не давала официального согласия, чтобы Валентина Ивановна меня удочерила. А сама не могла меня забрать, так как ее «наградили» справкой, что она не может воспитывать ребенка из-за нарушенной нервной системы. Потом у мамы не было постоянной зарплаты, упорядоченного режима жизни — она постоянно уезжала на съемки.

Когда расформировали детдом, детей начали отдавать в разные места. Тогда решалась и моя судьба — с кем я должна быть. Это было ужасно… И я сказала, что останусь с тетей Валей. А когда, оправдываясь, я попросила: «Мама, ты меня прости, но мне жалко тетю Валю», она тихо ответила: «Радочка, ты очень правильно поступила».

Я это оценила уже потом.

– Вы остались с Валентиной Ивановной, а с мамой общались?

– Первый раз я приехала к маме, когда мне исполнилось 15 лет, и попала на ее день рождения. Там я впервые почувствовала, что это за человек, как ее любят люди. Ощущалась необыкновенная атмосфера, которую создавала именно она. У нее всегда собиралась масса людей разных возрастов и профессий.

Стоило ей войти — как будто свежий ветер влетал, и начиналось удивительное общение. А еще пекли и раздавали «жаворонков»! У мамы висела картина, излучающая очень хорошую ауру, — «Мадонна с младенцем». Мама картину очень любила и говорила, что она напоминает маме обо мне. (Теперь картина находится у меня.

) И вот тогда я стала регулярно к маме ездить. В Харьковский политехнический институт поступила своими силами. Вообще-то я не знала, чего хочу. Как ни странно, тянуло в летчики-испытатели, но я понимала, что это невозможно. Поэтому решила сначала стать стюардессой.

Потом безумно захотелось в театральный институт, но я была очень закомплексованной и, выходя на сцену, просто теряла дар речи.

– А мама хотела, чтобы вы были актрисой?

– Может, и хотела, но, когда она стала говорить об этом с Валентиной Ивановной, та возмутилась: «Ни за что.

Пусть она закончит технический вуз, а потом уже идет в актрисы, стюардессы, куда угодно!» Валентина Ивановна всю жизнь страдала, боясь меня потерять. Не отпускала меня в Киев к маме, но я все равно ехала.

И постепенно открывала для себя маму — каждая наша встреча сопровождалась какими-то потрясающими моментами.

– Как у Марии Ростиславовны появилась традиция печь «жаворонков»?

– В детстве одна цыганка сказала ее родным: «Девочка будет жить, пока будут «жаворонки». И сколько ее помню, эти «жаворонки» всегда делали. Вначале пекли монашки Покровского монастыря, с которыми мама была очень дружна. А потом, когда она уже не могла, пекла я.

– Расскажите о своих сыновьях — внуках Марии Ростиславовны и наследниках рода Капнистов.

– Моему старшему сыну Ростиславу 33 года, у него двое детей. Внуку Ярославу уже 12 лет, а младший, Ростислав, родился 22 марта 1996 года, в день рождения Марии Ростиславовны.

Он — Ростистав Ростиславович-младший, как его прадед. Младший сын — Георгий Капнист — творческая натура. Ему 20 лет, учится на 3-м курсе Банковской академии. У него великолепный слог, может часами писать научные работы.

Георгий серьезно изучает родословную Капнистов.

Р. S. Как всегда, 22 марта, в день рождения Марии Капнист, соберутся ее преданные друзья, приедут из Харькова внуки и дочь Рада. А в искусно выпеченных дочерью Марии Ростиславовны «жаворонках» каждый найдет маленькую записочку с добрыми пожеланиями. И обязательно вспомнят светлого человека — великомученицу Марию Капнист.

Читайте нас в Telegram-канале, и

Источник: //fakty.ua/55762-rada-doch-znamenitoj-aktrisy-grafini-marii-kapnist-quot-kogda-mama-otkazalas-delat-abort-ee-nachali-pytat-opuskali-v-ledyanuyu-vannu-i-izbivali-nogami-quot

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.