От двух до пяти. Глава шестая. ЗАПОВЕДИ ДЛЯ ДЕТСКИХ ПОЭТОВ

Сказки. От двух до пяти. Живой как жизнь читать онлайн

От двух до пяти. Глава шестая. ЗАПОВЕДИ ДЛЯ ДЕТСКИХ ПОЭТОВ

Сказки. От двух до пяти. Живой как жизнь

: (0)

«Дана сия справка ученице седьмого класса пятой полной средней школы Смольнинского района Татьяне Хвостаткиной в том, что… ее по стихосложению можно считать одаренной.

Завуч такой-то».

В канцелярии школы к этой чудовищной справке приложили, конечно, печать, и таким образом дарование Тани Хвостаткиной уже не могло подлежать никакому сомнению.

Слово «талант» — драгоценное, редкостное, огромное слово, а чиновники педагогического ведомства (увы, они не вывелись и до настоящего времени) норовят сделать его дешевою кличкою, раздаваемой направо и налево при помощи канцелярских бумажек.

Замечательно, что сами дети, имеющие склонность к искусству, не хотят мириться с подобными кличками. За несколько лет до войны в ленинградской Академии художеств, в круглом парадном зале, собралось по какому-то случаю человек двести детей, стремящихся стать живописцами, и ораторы, обращая к ним свои слащавые речи, то и дело повторяли заискивающе:

— Вы — будущие Брюлловы… Вы — молодые таланты…

Я тогда же взошел на кафедру и громко запротестовал против этой антипедагогической лести, а потом, поговорив в кулуарах с детьми, убедился, что среди них немало таких, кому она противна, как и мне.

— Называть нас талантами вы будете лет через десять… а покуда не мешало бы нас поучить, — таков был смысл многочисленных откликов, вызванных среди детворы бестактными дифирамбами взрослых.

И характерно: те дети, которые горячее всех возражали против навязываемого им ярлыка «юные дарования», оказались, когда я ближе познакомился с ними, наиболее одаренными. Захваливая авансом того или иного ребенка, проявившего тяготение к искусству, эти педагоги тем самым развивали в нем чванство, способствовали его отрыву от коллектива товарищей и готовили ему судьбу неудачника.

К счастью, все это явственно, у нас на глазах, отодвигается в прошлое. Наряду с уважением к детскому творчеству мало-помалу у передовых педагогов складываются необходимые навыки для приобщения детей к подлинной словесной культуре.

Уже среди руководителей школьных литературных кружков порою встречаешь работников, которые способны умело и вдумчиво оказать начинающим авторам необходимую помощь, оснастить их таланты наиболее совершенной писательской техникой. Но таких руководителей все еще мало.

Здесь нужны не одиночки, а целые кадры литературно образованных людей, вооруженных и вкусом, и пониманием, и педагогическим тактом. В последние годы уже созданы все предпосылки для того, чтобы эти кадры могли появиться.

Да и чуткость взрослых наблюдателей к детским стихам повышается.

«Я думаю, вы правы, — пишет мне Н. Дмитриева из Москвы, — что первый намек на хорей получает ребенок от материнских песен:

На гусенышке пушок,

Спи, мой мальчик, кудряшок.

Я проверила на себе, что всякий другой ритм совершенно не вяжется с колыбельной. Заведешь, бывало, гречаниновскую: „Спи, моя девочка, спи, моя милая“ и т. д.

, и незаметно перейдешь на удобную любимую: „Спи, мой мальчик“ (хоть и баюкаешь дочь), да еще на самый простонародный, испытанный мотив, и в такт прихлопываешь рукой по маленькому тельцу — как же могут эти первые звуки остаться бесследными для ребенка?»

Жена композитора Ванелова пишет мне о своей маленькой дочери: «Маринка с пеленок любила рифмы. Я смеюсь, что она начала сочинять стихи с 1 года 5 месяцев. Мы увидели поезд. Маринка замахала ручкой и закричала:

Дидидади! Тети, дяди!

Обычно она вместо до свидания говорила дидади, так что лишний слог прибавила здесь для размера».

Наблюдение тонкое, требующее повышенного внимания к детской речи. И таких наблюдений в последнее время становится все больше и больше.

Между тем в двадцатых годах, в то далекое время, когда я готовил к печати первое издание этой книжки, мне пришлось работать в одиночку, так как ни в семьях, ни в детских домах не нашлось наблюдателей, которые сочувствовали бы безрассудной затее изучать стихотворство двухлетних-трехлетних ребят.

* * *

Выше я сказал, что у особо одаренных детей влечение к музыке стиха, к его ритму сохраняется и после того, как они выходят из дошкольного возраста.

Вот, например, прекрасное, богатое живыми интонациями стихотворение семилетнего Кости Райкина:

УМ ЧЕЛОВЕКА

Быть может, умней человека лисица, Быть может, хитрее бизон, Но, если вдруг дым из ружья заклубится, Тогда убегает и слон. А это ружье ведь придумали люди. И нету ружья у зверей. Не могут медведи, не могут верблюды Быть человека умней. Так, значит, сильней всех зверей он на свете: Хозяин лесов он и рек, Хозяин пустыни и тундры хозяин Могуч и умен человек.

И вот стихи десятилетнего Володи Лапина с безупречным ритмом и точной рифмовкой.

МОЛОТОК

Я им стучу, стучу, стучу. Я гвоздик им заколочу, Я табуретку им собью, Я им подкову сам скую. Он честный друг, Он лучший друг Моих рабочих рук.

В тринадцать лет тот же Володя писал:

ВЕСНА

Лопнуло терпенье: Пенье ручейков, Первых листьев пенье Пение без слов. Птиц весенних пенье. Нет, нельзя терпеть! Лопнуло терпенье: Сам хочу запеть!

I. УЧИТЬСЯ У НАРОДА. — УЧИТЬСЯ У ДЕТЕЙ

Удивительная история случилась в России с одним молодым человеком. Он приехал в столицу учиться и неожиданно для себя, без натуги создал гениальную книгу, бессмертное творение русской словесности, которое живет уже больше ста лет и, несомненно, проживет еще столько же.

Девятнадцатилетний, круглощекий, безусый юнец, только что со школьной скамьи, — как изумился бы он, если бы кто-нибудь тогда, в 1834 году, предсказал ему великую судьбу его полудетского опыта!

Громко засмеялись бы тогдашние критики, если бы кто заикнулся о том, что эта бедная рукопись угловатого провинциального юноши есть классическое произведение русской поэзии, которое и тогда будет волновать миллионы сердец, когда навеки засыплются библиотечной пылью многошумные книги знаменитейших Кукольников, Бенедиктовых, Гречей, Сенковских и прочих кумиров тогдашней читающей публики.

Звали юношу Петр Ершов, а его книга была «Конек-горбунок».

В литературной биографии Ершова меня всегда поражали две странности. И первая странность такая.

Почему, после того как он незрелым юнцом написал свою знаменитую книгу, он до конца дней уже не мог написать ничего, что по литературному качеству могло бы хоть в какой-нибудь мере сравниться с его юношеским, ранним шедевром? Жил он долго, и у него хватило бы времени сочинить хоть десять таких же замечательных книг, а он сразу после «Конька-горбунка» утратил всю силу своего дарования. Не то чтобы он бросил перо — он продолжал писать, и порою с большими претензиями, но у него почти всегда получались дюжинные, эпигонские вещи, лишенные каких бы то ни было ярко выраженных, индивидуальных особенностей. Вскоре после «Конька-горбунка» были написаны им: напыщенная поэма «Сибирский казак», в духе мистических баллад реакционной романтики, либретто для оперы «Страшный меч», драматический анекдот «Суворов и станционный смотритель» и т. д. Его биограф так и пишет об этой полосе его жизни: «Он мечется, берясь за самые разнохарактерные литературные работы… пытает свои силы в драматургии, пишет либретто для опер». И все это было, пожалуй, неплохо, но, повторяю, не шло ни в какое сравнение с «Коньком-горбунком».

92

Источник: //bookocean.net/read/b/43198/p/92

Конспекты

От двух до пяти. Глава шестая. ЗАПОВЕДИ ДЛЯ ДЕТСКИХ ПОЭТОВ

Требованияк конспекту.Необходима краткая характеристикаконспектируемого источника, времянаписания, исторический, творческий,научный контекст. Основные положения,характеристика терминологии, вкладавтора конспектируемого первоисточникав круг проблем, которым посвящена статья(монография и т.п.).

Критерииоценки:оценивается полнота, краткость и точностьизложения содержания первоисточника,тактичность обращения с текстом, культурацитирования текста. При соответствииназванным критериям конспект можетбыть зачтен, в противном случае –незачтен.

Список текстовдля конспектирования

  1. Статья Л.С.Выготского «И.Бунин. Легкое дыхание».

  2. Статьи В.Г. Белинского о детской литературе.

презентации четко структурировано,логично, содержит ясно выраженные мысли,идеи, не перегружено материалом.Презентация включает не менее 15 слайдов.Последний слайд содержит списокиспользованных источников. Шкалаоценки – от 1 до 5 баллов.

Фон(оформление выдержано в едином стиле,не противоречит содержанию и не мешаетего восприятию, использовано не болеетрех цветов, фон и текст должны бытьконтрастными и текст легко читаться).Шкалаоценки – от 1 до 5 баллов.

Текст(презентация включает минимум текста:только названия, надписи, ключевыефразы, цитаты, избыток текста вызываетпотерю аудитории к презентации;отсутствуют опечатки и грамматическиеошибки; заголовки выполнены в единомстиле). Шкалаоценки – от 1 до 5 баллов.

Шрифт(цвет, размер, характер шрифта, выделениецветом ключевых слов способствую лучшемувосприятию материала). Шкалаоценки – от 1 до 5 баллов.

Графика(иллюстрации, диаграммы, графикисоответствуют содержанию их использованиеоправдано все изображения имеют название,подписи; используются четкие изображенияхорошего качества; диаграммы должныбыть яркими, простыми, понятными иубедительными, не требующими долгогорассматривания и осмысления; слайды неперенасыщены графическим, изобразительнымматериалом). Шкалаоценки – от 1 до 5 баллов.

Анимация(минимальна, продумана, не отвлекает отвосприятия материала презентации,должна легко управляться). Шкалаоценки – от 1 до 5 баллов.

Критерии оценки презентации

Каждыйэлемент презентации (содержание, фон,техническое качество текста, шрифт,графика, анимация) оцениваются по5-балльной системе.

Отметка

Процент верных ответов

Отлично

Свыше 86 %

Хорошо

61 – 85 %

Удовлетворительно

50 – 60 %

Неудовлетворительно

менее 50 %

Темыпрезентаций

Вкачестве темы предлагается творчествоодного из авторов детских произведений20-21 вв.: В.В. Маяковский,С.Я. Маршак. А.Л. Барто. Поэты группыОБЭРИУ, Ю.К. Олеша. А.П. Гайдар.С.Г. Писахов. Б.В. Шергин. П.П. Бажов, Саша Черный, Г. Остер, В. Голявкин и др.авторы – по выбору студента..

Коллоквиум

Коллоквиум- средство контроля усвоения учебногоматериала темы, раздела или разделовдисциплины, организованное как учебноезанятие в виде собеседования преподавателяс обучающимися по изученным ранее темам.

Критерии оценки.

Оценка «5»

– наблюдается глубокоеи прочное усвоение программногоматериала;

– даются полные,последовательные, грамотные и логическиизлагаемые ответы;

– студент свободносправляется с поставленными задачами;

– студент принимаетправильно обоснованные решения.

Оценка «4»

– демонстрируетсяхорошее знание программного материала;

– грамотное изложение,без существенных неточностей в ответена вопрос;

– правильное применениетеоретических знаний.

Оценка «3»

– наблюдается усвоениеосновного материала;

– при ответе допускаютсянеточности;

– при ответеприсутствуют недостаточно правильныеформулировки;

– нарушениепоследовательности в изложениипрограммного материала.

Оценка «2»

– не знание программногоматериала;

– при ответе возникаютошибки.

Тема 1

Проблемаинтерпретации эпического произведения.Различные коды прочтения текста -исторический, религиозно-мифологический,эстетический, культурологический ит.д. – на примере повести М.А.Булгакова«Собачье сердце».

Тема 2

Современнаядетская литература и её читатели (авторыи произведения по выбору студента).

Тема3

Сетевая детскаялитература как новая форма бытованиядетской литературы.

Источник: //StudFiles.net/preview/6324009/page:4/

Поделиться:
    Нет комментариев

      Добавить комментарий

      Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.