Снова на Север! Вытегра – Пудож – Каргополь

Дорога из Вытегры в Петрозаводск вдоль восточного побережья Онежского озера

Снова на Север! Вытегра – Пудож – Каргополь

Наконец, я приступаю к рассказу о самом важном для меня дне нашего путешествия по Карелии, когда предстояло проехать по восточному и северному берегам Онежского озера из Вытегры в Петрозаводск, преодолев расстояние немногим менее 500 километров. Здесь сплелось много личного — и прекрасных детских воспоминаний об Онего, и память о моем прадеде, который строил Беломорканал и чудом избежал расстрела, голодном детстве моего деда в Медвежьегорске.

♦ По теме: Онежское озеро и окрестности: достопримечательности и интересные места

Трасса А-119 от Вытегры до Медвежьегорска

Итак, осмотрев музеи, около 12 часов дня мы с грустью попрощались с Вытегрой и отправились в путь. День был солнечный, я была в предвкушении встречи с Онего — любимым, несравненным Онежским озером, на берегах которого прошло мое детство. Много лет минуло с тех пор…

♦ По теме: В Кижи под парусом

Трасса А-119 в окрестностях Вытегры

Трасса эта очень живописная, покрытие почти на всем протяжении — отличного качества, не считая отдельных участков ремонта. Машин практически нет — лишь изредка попадались лесовозы да легковушки. Населенных пунктов мало, соответственно, очень часто отсутствует сотовая связь (Билайн и МТС большую часть времени были недоступны). Вдоль дороги в основном леса, изредка перемежающиеся полями.

Трасса А-119 после Вытегры

Поле и лес

Северные просторы

Почти как в степи

Деревушка

Андома

Пересекли живописную реку Андома.

Не доезжая до неё по правую сторону от трассы расположен старинный Андомский погост, а по другую сторону, на берегу Онежского озера — живописная Андома-гора, откуда открываются великолепные панорамы Онежского озера.

Но съезжать на дорогу к Андома-горе надо намного раньше, вскоре после Тудозера. Еще одно интересное место в этих краях — Саминский Погост, где сохранилась старинная деревянная Ильинская церковь и руины Тихвинской церкви. Посещение этих мест мы оставили на следующий раз.

UPD. Зимой 2018 года мы там побывали. Отчеты о поездке читайте в статьях:

Река Андома и деревня Великий Двор

Где-то на границе Вологодской области и Карелии

Придорожные цветы

Южная Карелия

Покинув гостеприимную Вологодскую область, мы въехали в Республику Карелия.

Чем дальше на север, чем все чаще стали попадаться типичные карельские пейзажи — огромные валуны, скальные выходы, пески, на которых буйно рос лишайник и вереск, «прозрачные» сосняки.

Однако все это было лишь слабым подобием того великолепия, которое я некогда наблюдала с воды, на берегах Онего и более мелких озер Заонежья.

Трасса А-119 в Карелии

Южная Карелия

Вдоль дороги регулярно попадались таинственные знаки — три поставленных друг на друга валуна. То ли дорожники поставили, то ли это еще какие-то отметки.

Три камня около дороги

Старый дом около дороги

Деревня Нигижма

Проезжаем по деревне Нигижма

Пудож

Вскоре мы въехали в Пудож. Здесь на восток уходит автодорога 11Р-002, ведущая в сторону Каргополя и трассы М-8 «Холмогоры» (той самой, по которой мы ехали до Вологды). Сам Пудож — небольшой карельский город с населением чуть меньше 10 тысяч человек, центр Пудожского района. В прошлом это были Новгородские земли.

Пудож показался мне весьма безликим городком. На выезде заправились до полного бака на АЗС № 18 «ТНК» — заправок на трассе ничтожно мало.

Автомобильный мост через реку Водла на въезде в Пудож

Река Водла

Церковь Александра Невского в Пудоже

Снова потянулись бесконечные леса.

Трасса А-119 после Пудожа

Проехали указатель на Бесов Нос с его знаменитыми петроглифами. Еще одно место, где хочется обязательно побывать.

Но это весьма непростое мероприятие: либо пробираться на внедорожнике по раздолбанной лесной дороге, либо на моторке из Шальского или Каршево, местное население которых занимается доставкой туристов.

Также организуются туры выходного дня из Вытегры, Пудожа и Петрозаводска.

Указатель на Бесов Нос

Гостеприимная Карелия

Живописная дорога

Впереди по курсу — Онежское озеро

Пяльма

Следующая наша остановка была в Пяльме. Существуют две Пяльмы — старинная деревня Пяльма и расположенный примерно в 6 километрах севернее неё поселок Пяльма.

Деревня очень живописная, там сохранились старинные дома середины XIX — начала XX веков, часовня Илии Пророка XVIII века и старинный мост через реку Пяльму.

В деревню ведет грунтовая дорога, от неё до берега Онежского озера приблизительно километр.

♦ Подробнее: Деревня Пяльма и поселок Пяльма на Онежском озере: музей под открытым небом

Указатель на деревню Пяльма

Река Пяльма, вид с моста на трассе

Река Пяльма, вид с моста на трассе

Дорога в Пяльму

Деревня Пяльма — это настоящий живой музей под открытым небом, имеющий статус исторического поселения. Один из домов — дом Поташева, был перевезен из Пяльмы в музей-заповедник Кижи. В Пяльме есть гостевой дом «Потапыч», где можно остановиться на несколько дней. Кроме того, потомственный житель этой деревни, Петр Алексеевич Поташев, организовал в одном из домов музей.

Старинный деревянный мост через реку Пяльма и старинные дома

Часовня Илии Пророка и дома бывшей деревни Новинки, ныне часть Пяльмы

Старинный дом в Пяльме

Поселок Пяльма сравнительно новый, с населением чуть более 1300 человек, с 1956 по 1991 год имел статус поселка городского типа. Исторических зданий в нем нет. Зато он стоит на берегу Повенецкого залива Онежского озера. Думаю, даже не надо рассказывать, какие чувства переполняли меня около Онежского озера.

Дорога в поселок Пяльма

Современный храм Рождества Пресвятой Богородицы в поселке Пяльма

Повенецкий залив Онежского озера

Берег Онежского озера в Пяльме

Старая лодка

Повенецкий залив Онежского озера

Прозрачный сосновый лес

К сожалению, мы не имели возможности задержаться в Пяльме подольше, поэтому поспешили дальше. Места вдоль дороги были красивые, частенько хотелось сделать остановку, чтобы погулять по лесу. То и дело вбок отходили лесовозные дороги. Но мы рисковали тогда приехать в Петрозаводск совсем ночью. Впрочем — какая темнота, когда стоят белые ночи!

Трасса А-119 в Карелии

Тем не менее, в одном месте мы все-таки сделали небольшую остановку. Лесовозная дорога манила вглубь леса, и нам стоило больших усилий сдержать себя и снова выехать на трассу.

Лесовозная дорога

Лишайники и вереск

Молодой сосняк

Сосняк

Заболоченная речушка вдоль дороги

Сосны

Повенец

И вот, наконец мы достигли Повенца, где берет свое начало Беломорско-Балтийский канал. Здесь на меня напала ужасная печаль. Дело в том, что мой прадед, Гавриил Иванович Горецкий (1900-1988), академик, экономист и геолог, был одним из каналоармейцев, заключенных ГУЛага.

Он в числе десятков, сотен тысяч других заключенных строил Беломорканал, прорубался сквозь гранит, вел геологоразведку. Наградой за ударный труд стало досрочное освобождение в 1934 году… И новые аресты в 1937 и 1938 годах с новыми приговорами к расстрелу.

Но судьба его хранила, его имени нет на белой табличке в Сандармохе.

Мост через Беломорско-Балтийский канал, шлюз №2

Рядом с шлюзом №2 Беломор-Балтийского канала стоит церковь Николая Чудотворца. Она была построена в 2004 году в память строителей Беломорканала. Её контуры чем-то напоминают вышки лагерей.

Храм Святителя Николая в Повенце и Беломорканал

Панорама в сторону шлюза №3 Беломорско-Балтийского канала

Шлюз №2 Беломорканала в Повенце

Монумент «Здесь проходила передняя линия обороны» в Повенце

Около Никольской церкви мы сделали небольшую остановку.

Церковь Святителя Николая в Повенце

Памятник Николаю Чудотворцу в Повенце

В XVIII веке отсюда на север шла Осударева дорога, проложенная в 1702 году по приказу Петра I от пристани Нюхча на Белом море к Повенцу на Онежском озере. Её длина — 174 версты (260 км).

По преданию, научно не подтвержденному, по Осударевой дороге волоком тащили из Архангельска на Ладожское озеро и Неву для борьбы со шведами два малых фрегата — «Святой Дух» и «Курьер». Строительство продолжалось 20 дней.

В некотором смысле, Осударева дорога стала предшественницей Беломорканала.

Осударева дорога 1702 года

Вид на шлюз №2 Беломорканала в Повенце

Шлюз №3 Беломорканала

В 1941 году отступающие красноармейцы взорвали плотину в Повенце. Водяной вал в одночасье смыл все гидротехнические сооружения, построенные с таким трудом, и сам Повенец. После войны город и гидросооружения были отстроены заново.

Старые деревянные дома в Повенце

С тяжелым чувством я покидала Повенец. Но мне предстояло еще одно душевное испытание — Медвежьегорск.

♦ Подробнее об этом поселке: Повенец: Тропа богомольцев, Осударева дорога, Беломорско-Балтийский канал

Медвежьегорск

Не доезжая Медвежьегорска проехали указатель на Сандармох, где в 1937-1938 годах было расстреляно свыше 9,5 тысяч человек. У меня не хватило духа просить Андрея повернуть туда. Слишком, слишком тяжело и слишком близко.

В Медвежьегорске я была когда-то в детстве, и тогда город и его окрестности мне страшно не понравились, от них веяло какой-то жутью: западные берега Повенецкого залива близ Медвежьегорска были опутаны колючей проволокой, попадались гильзы и более крупные страшные находки (финские укрепления времен Великой Отечественной войны). Отец как-то набрел на остатки лагеря системы ГУЛаг…

В Медвежьегорске жил мой прадед с семьей после своего освобождения в 1934 году, там же он был арестован в 1937 и 1938 годах… В этом городе прошло голодное и практически беспризорное детство моего деда, Всеслава Гавриловича Горецкого, на букварях которого впоследствии выросло не одно поколение советских и российских школьников.

Республиканская больница № 2 УФСИН России по Республике Карелия в Медвежьегорске

Показалось серое здание Управления ФБУ «Беломорканал» (республика Карелия). Оно было построено в 1934 году, чудом уцелело в годы Великой Отечественной войны.

Здесь располагалось Управление Беломорканала НКВД СССР и гостиница Управления Беломорканала, в которой, по легенде, останавливался Сталин (на самом деле, он посетил строящийся Беломорканал чуть раньше; по преданию, вождь высказал претензию, что канал получился мелкий и узкий). За этими стенами решались, в том числе, судьбы людей, выносились расстрельные приговоры.

В настоящее время в бывших гостиничных номерах располагается Медвежьегорский районный музей, экспозиция которого рассказывает об истории Онежского края, военных действиях в годы Великой Отечественной войны и истории строительства Беломорско-Балтийского канала.

♦ Подробнее: Медвежьегорск через призму истории моей семьи

Управление ФБУ «Беломорканал»

А пейзажи вокруг Медвежьегорска красивые… Как, как люди могли так жестоко мучить, убивать своих соотечественников посреди этой фантастически красивой природы? Почему для сотен тысяч заключенных величественная северная красота обернулось адом? Нет ответа…

Трасса Р-21 «Кола» между Медвежьегорском и Петрозаводском

Тем временем мы выехали на трассу Р-21 «Кола» и помчались по ней в Петрозаводск, расположенный в 164 километрах от Медвежки.

Скальник около дороги

Трасса Р-21 «Кола» близ Медвежьегорска

Нередко вдоль дороги виднелись скальные выходы. Увы, практически все они были расписаны вандалами.

Скальник вдоль дороги

Проехали указатели, на которых значились такие родные названия: Кяппесельга, Лижма, затем — Кондопога, запомнившаяся с детства своим отравляющим воду целлюлозно-бумажным комбинатом. Поблизости расположены такие природные достопримечательности, как палеовулкан Гирвас, водопад Кивач, гора Сампо и другие.

Озеро вдоль дороги (Пальеозеро или Сундозеро)

Петрозаводск

И вот, наконец въезжаем в Петрозаводск. На часах — 20.00.

Памятник сотрудникам органов внутренних дел, погибших при исполнении служебного долга

Музыкальный театр в Петрозаводске

В Петрозаводске нам предстояло провести два дня. Мы остановились в Спа-отеле «Карелия», который расположен на берегу Онежского озера, рядом с рекой Лососинка и Петровским парком.

Планов в Петрозаводске было много, но, увы, подкачала погода. Тем не менее, мы съездили в Кондопогу, где посмотрели жемчужину деревянного зодчества — Успенскую церковь, к палеовулкану Гирвас и Гирвасской плотине, на водопад Кивач и гору Сампо.

А также немного поездили по знакомому мне с детства Петрозаводску (увы, сильный дождь не позволил погулять по городу), побывали Музее промышленной истории Петрозаводска на бывшей территории Онежского тракторного завода, в Национальном музее Республики Карелия и морском клубе «Полярный Одиссей».

Подробнее:

© “Путешествия с Марией Анашиной”, 2009-2019. Копирование и перепечатка любых материалов и фотографий с сайта anashina.com в электронных публикациях и печатных изданиях запрещены.

Мы в социальных сетях: ВКонтакте, , Telegram, , Instagram, Flickr, RSS, Яндекс.Дзен, Живой журнал, Tripadvisor

Источник: https://anashina.com/doroga-iz-vytegry-v-petrozavodsk/

Русский Север — Поонежье на авто: маршрут

Снова на Север! Вытегра – Пудож – Каргополь

Ни на какой Север мы в этом году совершенно не собирались, а собирались и вовсе на юг, в Грузию. Но природа как всегда внесла свои коррективы, за день до запланированного выезда полностью перекрыв огромным селем  Военно-Грузинскую дорогу. Пришлось срочно доставать из загашников план «Б».

А никакого четкого плана у нас по сути и не было, просто с некоторых пор мы в курсе, что всего в 1000 км от Москвы на севере раскинулась совершенно особенная страна, с другой историей, другим укладом жизни и другими людьми. План пришлось сочинять на коленке за пару часов и дополнять по ходу дела.

Очень в этом деле помогла книжки Генриха Павловича Гунна из отличной серии «желтых советских путеводителей «Дороги к прекрасному», (всем срочно качать на Флибусте, пока дают, вот тут 29 книг из 76 изданных).

Хоть со времен Гунна половина описанных храмов и сгорела благополучно, все равно спасибо ему большое — спешим видеть то, что осталось.

В результате получился маршрут под кодовым названием «в Архангельск огородами»: Москва-Вологда-Вытегра-Пудож-Каргополь-Плесецк-Онега-Северодвинск-Архангельск-Москва. На все про все мы потратили 8 дней, пробег — 3000 км.

Вот все статьи об этом маршруте:

Наш маршрут на карте отмечен розовым. Синий — наша прошлая прогулка по Кенозерью.

Просмотреть Русский Север на карте большего размера

Для себя с дырявой памятью и для потомков распишу маршрут подробно. В дневную разбивку включены все интересности, которые удалось посмотреть. Пункты в скобках — то, что мы уже видели в прошлых поездках или то, до чего доехать в этот раз не удалось, и надо доехать в следующий раз. Буду дополнять по ходу написания отчетов.

День 1: Москва — Липин Бор

Из Москвы выехали поздно, да еще в субботу, собрав половину пробок на Ярославке. В результате в Вологде были сильно к вечеру. Поужинали, немножко прогулялись и поехали в гостевой дом «Каменный Бор», что за Бором Липиным. По дороге заглянули в Ферапонтово на закат.

Пробег: 650 км.

Где были:

— Вологда

— Заглянули в Ферапонтово

Что еще посмотреть по дороге:

— (Переславль)

— (Ростов Великий)

— (Ярославль)

— (Кириллов)

Ночевка за Липиным Бором, гостевой дом «Каменный Бор», 1200 р.

День 2: Липин-Бор — Пудож

Сегодня в планах стояла Вытегра с ее подводной лодкой и возможно Бесов Нос. Нос по факту пришлось перенести на завтра.

Пробег: 360 км.

Где были:

— Вытегра — музей подводной лодки

— Андом-Гора

— Саминский Погост

Ночевка в Пудоже, мотель «Уют», 1200 р.

День 3: Пудож — Большие Лядины

Пробег: 250 км

Дорога: в Карелии — асфальт, в Архангельской области — грейдер, итого полпути грейдера

Вчера решили не ехать на Бесов Нос на ночь глядя, поэтому поехали утром, немного вернувшись обратно в сторону Вытегры. Потом потихоньку потрюхали по грейдеру в сторону Каргополя, делая ягодные остановки в лесу. К вечеру доехали до Лядинского пепелища.

Где были:

— Бесов Нос

— Большие Лядины

Что еще посмотреть по дороге:

(Пяльма)

(Челмужи)

(Водлозеро)

(Морщихинская-Лекшмозеро)

(Порженский Погост)

(Колодозеро)

Ночевка в гостевом доме в Лядинах, 700 р.

День 4: Лядины — Плесецк

На этом маршруте все обычно едут из Каргополя сразу в Онегу, но это 400 с лишним километров, из которых больше половины — грейдер. А между тем это самая интересная и живописная часть маршрута, когда дорога вьется прямо по берегу Онеги и галопом ее пропрыгать совсем не хочется. Поэтому мы решили разбить маршрут на две части и переночевать посередине.

Пробег: 200 км

Дорога: из Каргополя в Плесецк отличная новая дорога

Что видели:

— Большая Шалга

— Саунино

— Красная Ляга

— Архангело

— Марковское

— Бережная Дуброва

— Конёво

Что еще посмотреть по дороге:

(Каргополь)

(Калитинка)

(Ошевенск)

(Кенозеро — Вершинино)

Ночевка в Плесецке, гостиница «Березка», 1900 р.

День 5: Плесецк — Онега

Самая красивая часть пути вдоль Онеги.

Пробег: 250 км

Дорога: от Савинского до Онеги — грейдер

Что видели:

— Нёрмуши

— Турчасово

— Пияла

— Поле

— Сырье

— Верхнее (Мудьюга)

— Подпорожье

Что еще посмотреть в тех краях:

(Пустынька)

Ночевка в Онеге, гостиница «Юбилейная», 1300 р.

День 6: Онега-Архангельск

Обломавшись с катером на Кий-остров и в Ворзогоры, поехали вдоль моря в Северодвинск. Попырились там на подлодки и уехали селиться в Архангельск.

Пробег: 200 км

Дорога: грейдер до самого Белого Моря Северодвинска

Что видели:

— Белое Море

— Заостровье

— Северодвинск

Что еще посмотреть в тех краях:

(Нёнокса)

(Кий-остров)

(Ворзогоры)

Ночевка в Архангельске, квартира, 1700 р.

День 7: Архангельск

Весь день катались по Архангельску и окрестностям.

Что видели:

— Малые Корелы

— Лявля

— Проспект Чумбарова-Лучинского

— Музеи

— Центральный рынок — место обитания копченой трески и палтуса

Что не успели из-за палтуса:

(Соломбала)

Ночевка в Архангельске, квартира, 1700 р.

День 8: Архангельск-Москва

Из Архангельска, как водится, выехали не торопясь, два раза испив кофею: один раз с треской, другой — с палтусом. По дороге не выдержали развалов грибов по обочинам и заехали на часок в лес настричь белых. В результате со своим тихоходным транспортом прибыли в Москву только под утро.

Дорога: В Архангельское области отличная новая дорога, двухрядка правда, но с тамошним жидким трафиком не страшно. В Вологодской области дорога стала похуже, потом до Ярославля я все проспала =))

Что видели:

Кучу грибов в лесу.

Что посмотреть в тех краях:

(Холмогоры)

(Антониево-Сийский монастырь)

(Тотьма)

***

Источник: http://globetrekker.ru/russkij-sever-poonezhe-na-avto-marshrut/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.