Детские стихи Михаила Яснова
Яснов Михаил: биография и произведения
Яснов Михаил Давидович – замечательный петербургский поэт, стихи которого в большинстве своем написаны для детей и о детях. Чистые ясные строки, пронизывающие до глубины души своей искренностью и добротой, легко нашли своих почитателей среди аудитории всех возрастов.
Михаил Яснов: стихи для детей
Герои увлекательных произведений поэта – обычные ребятишки, живущие рядом с нами. Ласковые, непоседливые, наблюдательные и веселые, они знакомятся с внешним миром, совершают интересные открытия, пытаются делать самостоятельные шаги и ищут свой собственный жизненный путь.
«Я расту», «Я учу котенка», «Я помогаю на кухне», «Я мою руки», «Я рисую грозу» – названия стихотворений Михаила Яснова словно говорят голосами ребят, с которыми автор слит воедино. Поэт, словно фокусник, превращает разнообразные жизненные сюжеты в веселую непредсказуемую игру, захватывающую читателя в свой водоворот.
Детство и юность автора
А началось все с 8 января 1946 года, когда в городе Ленинграде появился на свет Яснов Михаил Давидович. Будущий автор вырос на произведениях Корнея Чуковского и Самуила Маршака, с интересом слушал уроки поэтического языка детского поэта Александра Александровича Шибаева.
Читать Миша научился рано, причем не по книгам, как большинство детей, а стоя с мамой в бесконечных очередях за продуктами. Происходило это в голодные послевоенные годы, пособием для чтения служили многочисленные плакаты на театральных тумбах и вывески магазинов. Первыми запомнившимися словами стали фамилии драматургов и названия спектаклей, на тот момент мальчику совершенно непонятные.
Первой самостоятельно прочитанной книгой была «Это книжечка моя про моря и про маяк» Владимира Маяковского.Главным событием в своей судьбе Яснов Михаил считает знакомство и дружбу с известным детским писателем Валентином Берестовым – человеком, показавшим ему дорогу в светлый мир Детства.
Начало творческого пути
В школьные годы Яснов Михаил достаточно активно посещал литературный клуб городского Дворца пионеров, где с удовольствием, как и многие ровесники, познавал тонкости русского языка и учился быть внимательным к слову: писал эпиграммы и пародии, играл в слова. Незаметно проявившаяся любовь к поэзии определила выбор жизненного пути Михаила.
Профессиональным литераторством Михаил Давидович стал заниматься после окончания филологического факультета ЛГУ. Особенно легко удаются автору художественные переводы, занимающие в его творчестве особо трепетную нишу. Ленинградский писатель виртуозно излагает на русский язык французских авторов: Ш. Бодлера, А. Рембо, П. Верлена, Г. Аполлинера, а также стихи и сказки для юных читателей.
Книги Михаила Яснова
Первая книга для детей «Лекарство от зевоты» была выпущена в 1979 году. Далее свет увидели «Я учусь писать», «Восьмое марта», «Праздник букваря», «Щечка, щечка – два мешочка», «В гостях у Свинозавтра», «Носомот с бегерогом», «Чудетство», «Щенячья азбука», Чучело мяучело», «Игры для щенка», «В гостях у Сегезьяны». Книга для взрослой публики была опубликована в 1986 году.
Откуда автор берет темы для стихов? Как происходит творческий процесс? Что рождается сначала: рифмы или тема? Огромное количество вопросов.
Все происходит по-разному. Бывает одно неожиданное словечко, произнесенное детскими устами, либо обрывок фразы, услышанный совершенно случайно, сразу «просится» в стихи.
Либо основой для рифмованных строк становится определенный сюжет, подсказанный подрастающим поколением.
Рифмованные строки поэта превратились во множество детских песен, музыка к которым большей частью была написана композитором и другом по совместительству – Григорием Гладковым. Было выпущено большое количество пластинок, компакт-дисков со стихами и детскими песнями.
Откуда берутся строки?
Михаил Яснов, книги которого были переведены на несколько языков (польский, французский, английский, румынский, латышский, эстонский), с 1991 года на радио ведет различные детские передачи: «Сверчок», «Поэтический букварь», которые обязательно были связаны со стихами. Любовь к организации поэтического процесса привела Михаила в редакторы, где он в полной мере наслаждается любимой работой: редактирует в газетах и журналах детские странички, пишет про детские книги, встречается с читателями.
Встречи с детской аудиторией давным-давно стали важной частью его жизни.
Выступление с собственными произведениями в данном случае для автора превращается в совместную «работу над ошибками»: одни стихи схватываются аудиторией на лету, вторые – требуют определенной доработки, третьи – попросту исчезают в тени.
К тому же, такие встречи несут огромную пользу подрастающему поколению, ведь учат искренности, доброте, любви к ближнему. С 1995 года Яснов Михаил тесно работает с литературно одаренными детьми и поддерживает их участие в различных международных конкурсах.
Источник: //FB.ru/article/264994/yasnov-mihail-biografiya-i-proizvedeniya
Михаил Яснов. Стихи для детей
«Как понять?»
Много кошек — КОШКИ.Много мошек — МОШКИ.Бык улёгся у реки.Два быка — уже БЫКИ.Но не ясно мне про пони —Ту, в упряжке и в попоне:Вот шагает,Недотрога,В свой возок запряжена. ПОНИ —Это значит:МНОГО!А она —Совсем одна…Может, скажет пони-мать,КакВсё это
Понимать?
«Случай на железной дороге»
Во взрослом вагонеЕхали пони.А в детском вагончике
Ехали… пончики!
«Чучело-мяучело»
Чучело-мяучелоНа трубе сидело.Чучело-мяучелоПесенку запело.Чучело-мяучелоС пастью красной-красной —Всех оно замучилоПесенокй ужасной.
Всем кругом от ЧучелаГорестно и тошно,Потому что песенкаУ него про то, чтоЧучело-мяучелоНа трубе сидело.Чучело-мяучелоПесенку запело.Чучело-мяучелоС пастью красной-красной —Всех оно замучилоПесенокй ужасной.
Всем кругом от ЧучелаГорестно и тошно,Потому что песенкаУ него про то, чтоЧучело-мяучелоНа трубе сидело.И так
Далее…
«Самое доброе слово»
В джунглях тигрёнку не спится.Говорит ему мама»тигрица:— Спи, мой тёплый котёнок!А в доме котёнку не спится,Но кошка не будет сердиться —Носом в котёнка потычетИ промурлычет:— Спи, мой храбрый тигрёнок!Все мамы на светеТакие, как эти.И если ночью не спят их дети,Они укачают их снова,Полижут,ПогладятИ быстро найдут
Самое доброе слово!
«Я взрослею»
Я на слова сегодня скуп.День длится —Не кончается…А у меня молочный зубКачается, качается!Вокруг шумят:«Он просто груб…»,И мама огорчается.А у меня молочный зубКачается, качается.
Любимый мой молочный супНе съел —Не получается:Ведь у меня молочный зубКачается, качается.Нет, не могу разжать я губ!А что ещё мне выпадет?Молчу.Раскачиваю зуб.Ещё чуть»чуть — и выпадет!Ура!Он выпал наконец!Теперь я больше не юнец!Я рашпрощалша ш прошлым
И штал ужашно вжрошлым!
«Все в порядке»
Летучие мышиСидели на крыше.Летучие кошкиВлетали в окошки.Летучая лайкаСкакала по ветке —Из кухни в дуплоПриносила объедки.К трубе прижималасьЛетучая свинка,У свинки чесаласьЛетучая спинка.В летучем болотеРевел бегемот —Занёс его ветерВ чужой огород.Летучая репкаСкакала по грядке.Спасался медведьОт летучих акул.Летучий зайчонокЛетел без оглядки.Всё было в порядке.И Ваня —
Заснул.
«Утренняя песенка»
Проснувшись, крикнул маме я:— Прощай, моя Пижамия!Да здравствует Туфляндия!..А мама мне в ответ:— По курсу — Свитерляндия!Шляпляндии — привет!— Ура Большой Пальтонии!Шарфанции — виват!..А если вы не поняли,
То я не виноват!
«Вышла чашка погулять»
Раз-два-три-четыре-пять —Вышла чашка погулять.Мимо чайник пролетает —Чашку чаем наполняет:— Буль-буль!..Ой-ёй-ёй!
Нужен сахар кусковой!
Раз-два-три-четыре-пять —Вышел сахар погулять.Мимо ложка пролетает —Сахар в чашке растворяет:— Дзынь-дзынь!..Ой-ёй-ёй!
Нужен пряник расписной!
Раз-два-три-четыре-пять —Вышел пряник погулять.Рядом зубки поджидают —В прятки с пряником играют:— Хруст-хруст!..Ай-яй-яй!
По столу растекся чай!
Раз-два-три-четыре-пять —Вышла тряпка погулять.Тряпка в чае извозилась,Тряпка фыркала и злилась:— Раз-два-три-четыре-пять —
Не хочу с тобой играть!
«Что рисую маме»На восьмое мартаНарисую мамеГолубое море,Небо с облаками.Рядом с этим морем,Пеною одетым,Нарисую маму
С праздничным букетом.
А ещё сегодня яМаме нарисуюНашу свинку белую —Белую, морскую.Пусть любой увидит,Глядя на картинку,Как люблю я маму,
Как рисую свинку!
«Здравствуйте, хвостаствуйте!»
— Здравствуйте, хвостаствуйте!
Как вы поживаствуйте?
— Здравствуйте, мордаствуйте!
Вы нас не кусаствуйте!..
Так говорил с хвостом щенок —
И всё поймать его не мог!
«Щенячий сон»
ПлывутКучевые болонкиНад нами,А дым из трубыПоднялся пудельками,Две перистых колли
Сидят на сосне…
Я лапкою дёрнулИ тявкнул
Во сне.
«В гостях у пуделицы»
— С тобою костью? —Спросила гостью
Пуделица.
Та отвечала:«Урр!..» и «Ррра!..» —Что просто значило:
«Уррррра!..»
«Не отвлекаться!»
Шёл по улице бульдожка,У него чесалась ножка.Отвлекаться он не стал —Ножкуушком
почесал!
«Радость»
Как радостно утромСбежать по ступеням,Забыв про уютС паровым отопленьем,Про стулья и стол,Пылесос и диван,И носом уткнуться
В мороз и туман!
Как радостно видеть,Что вновь тебе радыСтолбы и углы,Гаражи и ограды,Тянуть поводок,Замышляя побег,И шкуру, как коврик,
Почистить о снег!
«После праздника»
Фонари, шары, снежинки,Дождь, подсвечник на пружинке,Серпантин и конфетти —Всё в коробке,Взаперти.Звёзды, бусы и хлопушки —Всё в чулане!Все игрушки!Дверь закрыли на запор,Ёлку вынесли во двор.Ёлка старая, больная,Ёлка стынет у сарая.
Ни кустов кругом, ни леса,Ни звериной стёжки…У неё иголки лезут,Словно шерсть у кошки.Ветер ниточки ветвейРаскачал до скрипа.И никто не скажет ей:«Бабушка, спасибо!..
»Только Мурка из подвалаК ней погреться прибежала,И под ельюМурочкаСела,
Как Снегурочка.
«Спасибо!»
Как жалко, что неделиТак медленно летят!И что, родившись, дети
Не сразу говорят!
А то бы только-толькоЯ маму увидал,Как тут же бы, как сразу
«Спасибо!» ей сказал.
За то, что я родился!За то, что я живой!За то, что вместе с папой
Идём сейчас домой!
За то, что дверь откроемИ знаем наперёд,Что мама напевает
И нас к обеду ждёт!
«Я помогаю на кухне»
— Ну-ка, мясо, в мясорубку!Ну-ка, мясо, в мясорубку!Ну-ка, мясо, в мясорубку,
Шагом… марш!
— Стой! Кто идёт?
— Фарш!
«Горести-печалести»
Горести-печалести,Что-то мне не спится.С кем бы мне, печалести,Вами поделиться?Столько неприятностей —Карандаш сломался,Жук из банки вылезИ больше не поймался.А ещё вдобавок —Горе-то какое! —Шарик накололсяНа листок алоэ…То-то мне и вертится,То-то и не спится —Может, мне с медведикомГорем поделиться?В моего медведикаУткнусь я головой:Он хотя и плюшевый,
Но зато — живой!
«Весеннее метро»
ПрогнозНе оправдался —Мороз
Не состоялся!
Зато весь день мело, мело,Летели тучи роем,И мы теперь метро, метро
В большом сугробе роем.
Раз — капель,Два — капель,
С двух сторон ведём туннель.
Мы — проходчики-чики,Шапки — точно каски.Ручеёк!Теки, теки
По моей подсказке:
От туннеляЯ бедуВдоль панели
Отведу!
Едем, едем с двух сторон:Я — вагон,
И ты — вагон.
— Что везёте?— Снег!.. Снег!..— Путь открыт —
Зелёный свет!
«Чудетство»
В Чудетство откроешь окошки —Счастливень стучит по дорожке,Цветёт Веселютик у речки,И звонко поют Соловечки,А где-то по дальним дорогамБредут Носомот с Бегерогом…Мы с ними в Чудетство скорее войдем —Спешит Торопинка под каждым окном,Зовёт нас глядеть-заглядеться:Что там за окошком?
Чу!.. Детство!
Источник: //kinderbox.ru/mihail-yasnov-stihi-dlya-detej/