Формируем правильный прикус у ребенка

Содержание

Как и когда у ребенка формируется прикус?

Формируем правильный прикус у ребенка

Прикус – это расположение зубов при плотно сомкнутых челюстях. Его формирование является сложным и длительным процессом, который начинается еще во внутриутробном периоде и заканчивается только в половозрелом возрасте.

На его развитие влияет довольно много разных факторов, от которых зависит, насколько правильным он будет в конечном итоге. Поэтому родители обязательно должны знать, как и когда у ребенка формируется прикус и что может оказать на него негативное влияние.

Формирование челюстей – длительный процесс.

Почему так важен правильный прикус?

Правильный прикус – залог здоровья.

Правильный прикус – это такое расположение зубов, при котором челюсти могут полностью смыкаться без видимых промежутков между зубами, а центральная линия лица проходит через резцы верхнего и нижнего зубного ряда.

Для многих людей понятие «правильный прикус» носит только эстетический характер и они даже не предполагают, что от расположения зубов может зависеть так много физиологических процессов.

На самом деле, правильное расположение зубных рядов важно не только для красоты, оно влияет на:

  • дикцию и речь;
  • работу пищеварительной системы;
  • здоровье головы в целом;
  • мышцы шеи;
  • здоровье ЛОР органов

Неправильно расположенные зубные ряды не позволяют тщательно пережевывать пищу. Это способствует не только плохому пищеварению и проблемам с ЖКТ, но и затрудненному усвоению важных питательных веществ, что особенно сказывается на росте и развитии детей. Это может привести к ухудшению общего состояния здоровья и здоровья нервной системы.

Важно: Правильное расположение челюстей способствует быстрому развитию речевых навыков.

Варианты патологий челюстей.

Для определения патологий развития челюстных дуг у ортодонтов существует определенная классификация деформаций прикуса:

  • дистальный – когда выдвинута вперед верхняя челюсть;
  • мезиальный – когда выдвинута вперед нижняя челюсть;
  • перекрестный – когда челюсти развиваются неравномерно;
  • глубокий – когда верхняя челюсть перекрывает нижнюю более чем на 50%;
  • открытый – когда верхняя и нижняя челюсть не смыкаются при закрытых челюстях.

Перечисленные варианты показаны на фото. В некоторых случаях наблюдаются нарушения смешанного типа, когда присутствует сразу несколько патологий.

Всё это говорит о важности своевременного выявления нарушений прикуса и их исправления. Признаки таких патологий родители могут заметить и сами, но также необходимо проходить регулярные осмотры стоматолога и ортодонта.

Этапы формирования прикуса

Формирование челюстей начинается в 1 триместре.

Современные исследования показали, что формирование прикуса у детей начинается еще в утробе матери, а не с момента появления первых зубов, как считалось ранее.

Челюсти эмбриона начинают развиваться уже в первом триместре беременности, на этом же этапе происходит закладка первых зубов и их минерализация.

И уже в это время могут быть спровоцированы аномалии челюстей, которые в итоге приведут к нарушениям расположения зубов.

Помимо закладки зубов, у плода уже активно развиваются челюсти. Во втором триместе челюсти имеют мезиальное положение, т. е. нижняя челюстная дуга значительно выдвинута вперед, относительно верхней. В третьем триместре развивается твердое небо, что позволяет изменить положение, и уже верхняя челюстная дуга выдвигается над нижней.

Такое положение сохраняется вплоть до появления ребенка на свет и считается правильным на момент рождения. Дополнительную информацию по этой теме можно узнать из видео в этой статье.

Важно: Главный фактор нормального развития зубочелюстной системы ребенка во внутриутробном периоде – правильное и полноценное питание беременной женщины, а также спокойный и здоровый образ жизни.

Становление окончательного расположения зубов у взрослого человека проходит через 4 периода формирования челюстных дуг. Все они одинаково важны и на каждом из них могут появиться отклонения развития челюстей, которые в конечном итоге скажутся на постоянном прикусе.

Начальный период

Челюстные дуги активно развиваются ещё до появления первых зубов.

Первый этап развития прикуса начинается с момента рождения до 6 месяцев или до появления первого зуба. В этом периоде у ребенка еще нет зубов, но уже идет активное развитие челюстных дуг.

При рождении нижняя челюсть у малышей меньше развита и смещена назад. Это естественно и правильно. В дальнейшем, по мере развития челюстных мышц происходит выравнивание челюстей.

Основным фактором правильного развития прикуса является грудное вскармливание. Так как именно в этом случае, при правильном захвате, ребенку нужно прилагать достаточно усилий и постоянно работать нижней челюстью, для того чтобы добывать молоко из груди.

Такая активность позволяет нормально развиться нижней челюсти и выдвинуться вперед, за счет чего к шестимесячному возрасту ребенка, при отсутствии патологий, челюсти занимают нормальное положение относительно друг друга.

Важно: Если новорожденный находится на искусственном вскармливании очень важно правильно подбирать размер соски на бутылочку и скорость потока жидкости. Чтобы этот процесс был максимально приближен к естественному вскармливанию и способствовал правильному развитию челюстей.

Период временного прикуса

Первые зубы появляются в период временного прикуса.

Период временного прикуса включает возраст от 6 месяцев до 6 лет, делится он на 2 этапа:

  • от 6 месяцев до 3 лет – этап формирующегося временного прикуса – начинается с прорезывания первых резцов и заканчивается с появлением всех 20 молочных зубов;
  • от 3 до 6 лет – этап сформировавшегося временного прикуса – в этом промежутке у ребенка уже выросли все молочные зубы, но продолжается активное развитие и рост челюстей, а также их подготовка к появлению коренных зубов. Уже на этом этапе можно определить насколько правильно развиваются челюстные дуги и провести первые коррекционные мероприятия. Поэтому очень важно пройти осмотр стоматолога сразу же после того как у ребенка выросли все 20 молочных зубов.

Для правильного развития зубочелюстной системы в период прорезывания молочных зубов очень важно своевременно ввести в рацион ребенка твердую пищу. Ребенок должен учиться жевать, чтобы развивать жевательные мышцы, от которых как раз и зависит нормальное развитие челюстей.

Соска-пустышка негативно воздействует на зубы.

Еще одним важным фактором правильного развития челюстных дуг является отсутствие вредных привычек на этом этапе.

Когда формируется прикус у ребенка, зубы еще очень лабильны и любое внешнее воздействие на них может привести к негативным последствиям в виде смещения зубов или образования щелей между ними.

Поэтому нужно своевременно отучать ребенка от таких привычек, как сосание соски, пальцев или других предметов.

Для коррекции нарушений временного прикуса используются специальные мягкие приспособления – трейнеры и пластинки.

Период смешанного прикуса

Молочные зубы начинают выпадать с 5-6 лет.

Период смешанного или сменного прикуса начинается с 6 лет и заканчивается в 12-14. Характеризуется он сменой молочных зубов на постоянные коренные. При этом сроки выпадения временных зубов совпадают со сроками прорезывания постоянных.

Это синхронный процесс, когда коренной зуб начинает давить на альвеолу молочного зуба, способствуя его выпадению. На этом этапе происходит наиболее активный рост челюстей и ускоряются все обменные процессы.

Молочные и коренные зубы.

Зубные дуги теперь должны вмещать не 20 зубов, а 28, именно поэтому очень важен своевременный рост челюстных дуг, иначе коренным зубам может не хватать места и они будут расти криво, провоцируя нарушения прикуса. Завершается период смешанного прикуса когда у ребенка выпадают все 20 молочных зубов и вырастают 28 коренных.

Основные отличия молочных и коренных зубов указаны в таблице:

ПризнакВременный прикусПостоянный прикус
Количество зубов2028-32
ГруппыРезцы, клыки, молярыРезцы, клыки, моляры, премоляры
РазмерыПреобладает ширинаПреобладает высота
ЦветБело-голубойБело-желтый
Толщина твердых тканейМеньшеБольше
Степень минерализацииМеньшеБольше

Важно: Самым эффективным периодом для исправления нарушений развития челюстей является момент, когда у ребенка выросли все 28 коренных зубов, но зубочелюстная система еще растет и остается подвижной, т. е. возраст 12-14 лет.

Период постоянного прикуса

В 21-24 года прорезываются зубы мудрости.

Период формирования постоянного прикуса идет с 12-14 лет до 21-24 лет, когда все коренные зубы занимают своё положение. На этом этапе завершается развитие и рост челюстей, у некоторых людей прорезываются 29-32 зубы — «зубы мудрости».

В конечном итоге набор зубов становится следующим:

  • 8 резцов – по 4 в центре каждой челюсти;
  • 4 клыка – по одному с каждой стороны после резцов;
  • 8 премоляров – по 2 за каждым клыком;
  • 8 или 12 моляров – по 2 или 3 за премолярами.

Все зубы имеют свои особенности строения и предназначены для выполнения разных функций. К окончанию периода формирования постоянного прикуса подвижность зубочелюстной системы постепенно снижается, а это значит, что любые мероприятия по исправлению патологий становятся всё менее эффективными.

Причины неправильного прикуса

Нарушения челюстей часто спровоцированы вредными привычками.

Развитие прикуса проходит чрез множество этапов и продолжается несколько лет. Это длительный и сложный процесс, на который влияет множество факторов.

Выделим основные причины, по которым могут возникнуть нарушения в расположении зубных рядов:

  • наследственность;
  • вредные привычки ребенка – сосание соски, пальца и игрушек в младшем возрасте, и прикусывание карандаша или ручки в более старшем;
  • неправильно подобранные соска-пустышка или соска на бутылочке для кормления;
  • ранняя потеря молочных зубов или их болезни из-за неправильной гигиены;
  • детские болезни, влияющие на рост и развитие костной ткани, например рахит;
  • частые болезни ЛОР органов, из-за которых ребенок вынужден подолгу дышать ртом;
  • неправильное положение во время сна;
  • несвоевременное введение твердой пищи.

Любая из перечисленных причин может привести к неправильному смыканию зубных рядов и формированию патологического прикуса.

Профилактика нарушений

Осмотр у стоматолога должен быть регулярным.

Как сформировать правильный прикус у ребенка?

Для этого нужно соблюдать ряд профилактических мер, которые содержит следующая инструкция:

  • поддержка грудного вскармливания, постоянный контроль правильного прикладывания и захвата груди новорожденным;
  • при невозможности грудного вскармливания нужно сделать выбор в сторону бутылочек с соской, максимально приближенной по строению к женской груди (их цена обычно немного выше, но она себя оправдывает);
  • нужно обращать внимание на то, как ребенок спит: голова не должна быть запрокинутой, дыхание должно быть только носовым;
  • необходимо закаливать ребенка и беречь его от заболеваний ЛОР органов. При частых болезнях врач должен дать определенные рекомендации для поднятия иммунитета;
  • стоит уделять внимание профилактике рахита;
  • минимальное использование соски-пустышки, своевременное отучение от нее (не позднее 9 месяцев);
  • обязательные профилактические осмотры у стоматолога и ортодонта;
  • гигиена полости рта, чистка зубов с появления первого молочного.

Молочные зубы требуют особой гигиены.

Отдельно стоит отметить профилактику и своевременное лечение зубных болезней. Так как ранняя потеря молочных зубов может губительно воздействовать на дальнейшее развитие зубочелюстной системы, спровоцировать ее смещение и искривление.

Правильное формирование прикуса у детей преимущественно зависит от родителей. Внимательное наблюдение за ребенком и своевременное выявление патологий развития челюстей позволяет избежать продолжительного и довольно дорогостоящего лечения.

Брекеты ребенку

Здравствуйте доктор! У моего сына неправильный прикус. С 4 до 5 лет носили трейнеры, зубы немного выровнялись, но сейчас, когда ему уже почти 9 лет и половина зубов заменилась на коренные, ситуация ухудшилась. Подскажите, будут ли эффективны в этом возрасте трейнеры или придется ставить брекеты?

Трейнеры – это более мягкий способ коррекции зубов, но довольно эффективный. Также Вам могут порекомендовать специальные ортодонтические пластинки. Брекет-системы ставятся только после замены всех молочных зубов на коренные, поэтому в Вашей ситуации они противопоказаны.

Исправление постоянного прикуса

Моему сыну 16 лет, есть небольшие нарушения прикуса, но ставить брекеты ребенок категорически отказывается. Можно ли в этом возрасте использовать какие-то другие способы коррекции?

Существует большое множество различных ортодонтических аппаратов для исправления прикуса без установки брекет-систем в этом возрасте. Но для того чтобы подобрать оптимальный вариант, Вам необходимо сначала пройти диагностику у врача-ортодонта, который составит индивидуальный план лечения и поможет с выбором устройства для коррекции зубных рядов.

Источник: //Denta.help/ortodontiya/kogda-u-rebenka-formiruetsya-prikus-600

Исправление неправильного прикуса у ребёнка

Формируем правильный прикус у ребенка

Статистика показывает, что у 90% всех деток имеются различные нарушения в развитии прикуса. Процесс его формирования начинает во время внутриутробного развития ребёнка. До восемнадцатилетнего возраста происходит его интенсивное непрерывное развитие.

У многих по окончании этого срока, прикус исправляется самостоятельно, благодаря хорошо развитой жевательной и мимической мускулатуре. Но у 13% маленьких пациентов наблюдаются более серьёзные нарушения, для исправления которых приходится обращаться за помощью к врачу ортодонту.

Как определить неправильный прикус у ребёнка? На каком периоде развития лучше начать лечение, и какие существуют методы исправления патологии прикуса для детей? Каковы последствия неправильного прикуса?

Формирование прикуса в период внутриутробного развития

Начало развития прикуса припадает на внутриутробный период, когда формируется лицо и челюсти эмбриона, происходит минерализация и закладка первых временных зубов.

Неблагоприятные факторы могут спровоцировать развитие аномалии челюстей уже с трёхмесячного возраста эмбриона.

С пятого месяца внутриутробного периода, начинается процесс закладки и минерализации резцов, а с седьмого – моляров и клыков. Формируется химический состав и структура дентина и эмали.

Кроме закладки зубов, у эмбриона начинают интенсивно развиваться челюсти. В период второго триместра нижняя челюсть более развита, поэтому находится в мезиальном положении – значительное выдвижение вперёд нижней челюстной дуги.

В период третьего триместра, у эмбриона формируется твёрдое нёбо, что влияет и на соотношение челюстных дуг – верхняя челюсть преобладает над нижней челюстью (прогнатическое соотношение).

Это соотношение считается правильным, сохраняется после рождения малыша и исправляется благодаря последующему развитию лицевых мышц.

Периоды развития прикуса у ребёнка после рождения

Прогнатическое соотношение челюстных дуг, при правильном развитии прикуса, должно полностью исправиться к году жизни малыша и приобрести ортогнатическое (правильное) соотношение. Происходит этот процесс благодаря физическому акту сосания малышом соски или груди.

Круговые мышцы лица развиваются при охвате и удержании соска, при осуществлении сосательных движений и глотании молока. Активность работы нижней челюсти позволяет ей повысить тонус мышц и правильно развиться.

К моменту, когда начнётся прорезывание первых молочных резцов, интенсивный рост нижней челюсти позволяет ей выдвинуться мезиально.

Ребёнку исполнилось 6 месяцев. Начинают прорезаться первые резцы – начало формирования временного молочного прикуса, который делится на 2 периода:

  1. Формирующийся – происходит процесс прорезывания первых молочных резцов. Продолжается данный период до трёхлетнего возраста малыша. За это время у ребёнка должно прорезаться: 8 резцов, 4 клыка и 8 моляров.

    В общей сложности 20 зубов на обеих челюстных дугах.

  2. Сформировавшийся – процесс прорезывания всех молочных зубов окончен. Челюсти малыша готовятся к появлению постоянных резцов и началу формирования сменного прикуса. Период сформированного молочного прикуса уже позволяет определить у ребёнка первые отклонения в развитии зубочелюстной системы.

Ребёнку 6 лет – начало формирования сменного прикуса, который длится до четырнадцатилетнего возраста. Теперь зубные дуги должны вместить в себя не 20 зубов, а 28, которые к тому же крупнее размерами.

Если зубочелюстная система задерживается в развитии, постоянным зубам не хватает места, что часто провоцирует формирование неправильного прикуса у ребёнка.

Период развития постоянного прикуса начинается с 13 летнего возраста и продолжается до 24 лет, когда появляются последние постоянные моляры (зубы мудрости).

Каждая из вышеперечисленных стадий развития очень важна в правильном формировании прикуса. Его исправление возможно в любом возрасте, но именно эти периоды лучше всего подходят для лечения и исправления патологии.

Неправильный прикус у ребёнка — симптомы

Начиная с трёхлетнего возраста ребёнка, любой врач ортодонт определит существование патологии. Родители также могут обратить внимание на некоторые явные признаки, что служат сигналом к незамедлительному посещению специалиста.

Этими признаками могут быть различные неровности зубных рядов, их выдвижение в заднем или переднем направлении. Зуб может находиться в неправильном положении или быть развёрнутым вокруг оси.

Патологией можно считать и межзубные щели, наличие которых допустимо лишь в период подготовки дёсен к прорезыванию постоянных резцов.

Эти приметы могут указывать на тот или иной вид патологии, которую разделяют на 5 типов неправильного прикуса. Каждая из них влечёт за собой определённые последствия для развития и правильной функциональности всего организма.

  1. Дистальный вид патологии – верхний зубной ряд сильно выдвинут вперёд и значительно перекрывает собой нижний. Это исключает контакт между верхними и нижними резцами. Последствия: частые заболевания пародонта и кариеса, нарушенные функции глотания, болевые ощущения височно-нижнечелюстного сустава.

  2. У ребёнка неправильный прикус, нижняя челюсть выдвинута вперёд – мезиальный тип патологии. Кроме того, что данная аномалия приводит к искажению формы лица, последствия могут проявляться в нарушенном процессе пережёвывания пищи и в стремительном развитии пародонтоза.

    Если мезиальный тип не вылечить в раннем возрасте пациента, в дальнейшем патология может стать серьёзным препятствием в процессе имплантации, протезирования и всех остальных стоматологических манипуляций.

  3. Перекрестный вид – неравномерное развитие обеих челюстей. Нарушения могут проявляться в боковой или передней части челюсти.

    Главный признак – асимметрия лица, а последствия: нарушения в дикции и дыхании, стремительное развитие кариеса и пародонта. У детей с данной патологией, значительно возрастает вероятность возникновения проблем, связанных с ЖКТ. Это обусловливается некачественным пережёвыванием пищи.

  4. Глубокий вид аномалии – верхний ряд зубов перекрывает нижний ряд на 50% или более. Обусловливается недоразвитием нижней челюсти и является самой распространённой патологией. Последствия: скорая потеря зубов, травмирование слизистой, затруднения в приёме пищи, повышенная стираемость резцов и головные боли.

  5. Открытый прикус – при полном смыкании челюстей, зубные ряды не смыкаются в передней или в боковой части челюсти. Характеризуется нарушенной дикцией, удлинённой формой лица, нарушениями при пережёвывании и глотании пищи, а также постоянным напряжением мышц рта.

Если у ребёнка изначально был правильно сформирован прикус, посещения стоматолога всё равно должны проходить регулярно. Есть ещё один вид патологии, которая может развиться со временем – снижающий тип.

Его формирование начинается после стирания резца или его утраты. Тогда остальные зубы стараются заполнить собой образовавшееся пространство и начинают смещаться в этом направлении.

Нарушается строение всего зубного ряда, а позднее исправление значительно увеличивается в сроках лечения.

Причины формирования неправильного прикуса у ребёнка

Кроме наследственного фактора формирования аномалии, патология в развитии прикуса возникает у детей, что находятся на искусственном вскармливании. Чтоб хорошо обхватить ротиком сосок материнской груди, малышу требуется немного выдвинуть нижнюю челюсть.

Это даёт возможность лицевым мышцам хорошо работать и развиваться. Молоко из бутылочки бежит практически само, да и для обхвата соски ребёнку не требуется особых усилий. Весь процесс заключается в основном только в глотании. Мышцы нижней челюсти не напрягаются.

Она начинает значительно отставать в развитии, провоцируя формирование неправильного прикуса у ребёнка.

Вторая причина развития аномалии – отсутствие твёрдой пищи для малыша. С шести месячного возраста начинается период первого прикорма. Каждая мама хорошо измельчает введённые продукты питания.

Но уже с годика, в рацион обязательно нужно вводить твердую, ни измельчённую пищу. Это поможет в развитии жевательного аппарата. Нижние и верхние челюсти будут развиваться равномерно.

Мышечная ткань десны будет укрепляться, а зубки займут правильное положение в челюстной дуге.

Немаловажную роль в формировании прикуса играет и положение головы ребёнка во время кормления или сна. Привычка постоянно спать в одном положении (подкладывать ручку под щеку, запрокидывать голову, спать всё время на одном боку, прижимать головку к груди), может привести к смещению или сужению нижней челюсти.

Нарушения в развитии зубочелюстной системы могут происходить из-за нехватки в детском организме минеральных веществ. Это сильно влияет на сроки прорезывания всех зубов, из-за чего они начинают смещаться.

Но даже если прикус изначально развивался правильно, вредные привычки малыша могут повлечь за собой процесс развития аномалии. Частые закусывания губы, сосание твёрдых предметов или пальцев.

Всё это приводит к образованию щели между передними резцами.

Значительные нарушения в росте лицевого черепа ребёнка, могут происходить из-за дыхания ртом на протяжении длительного периода. В данном случае у ребёнка начинает формироваться аденоидный образ лица.

Когда лучше начинать лечение патологии?

В первую очередь родителям нужно понимать, что если у их ребёнка имеется одна из перечисленных проблем, он уже попадает в группу риска формирования неправильного прикуса. Такие детки должны быть под наблюдением врача ортодонта с начала формирования молочного прикуса.

В группу риска попадают:

  • дети, у которых родители имеют алогичную проблему;
  • у ребёнка имеются аденоиды, он плохо дышит носом, страдает от частых ЛОР заболеваний или проявляются нередкие случаи аллергии;
  • в группу риска попадают дети искусственного вскармливания или те, кто продолжительное время сосёт пустышку (ребёнок не должен использовать соску или пустышку более шести часов на сутки);
  • у ребёнка наблюдается нарушенная осанка или формируется патология позвоночника;
  • формированию неправильного прикуса могут поспособствовать и системные заболевания, такие как диабет или патология в развитии нервной системе.

Хороших результатов в лечении прикуса можно добиться до пятилетнего возраста ребёнка. Конечно, подобные аномалии можно решить в любом возрасте, но пять лет, это именно тот возраст, когда происходит стремительный рост и формирование всей зубочелюстной системы.

К тому же, если не исправить дефект вовремя, у малыша начнут развиваться болезни пищеварительной системы и органов дыхания. Зубы и дёсна будут подвергаться развитию пародонтоза и кариеса. В процессе жевания начнут появляться хруст, боль в нижнечелюстном суставе и щёлканье.

Кроме проблемы с прикусом, понадобится лечение и других заболеваний.

Существующие методы исправления прикуса у ребёнка

Для исправления аномалий прикуса и профилактики его развития, в ортодонтии применяются разные методы в зависимости от возраста маленького пациента и сложности патологии, например:

  1. Ортодонтическая соска. Применяется для самых маленьких пациентов в целях профилактики. Её отличие от обычной пустышки – анатомическая форма, при которой кончик скошен под углом и немного приплюснут.

    Задача ортодонтической соски – отделить язык ребёнка от зубов и заставить нижнюю челюсть функционально двигаться, чтоб развитие челюстно-лицевого аппарата проходило правильно. Соска не позволяет малышу заглатывать воздух и распределяет всё давление на нёбо равномерно. Каждая пустышка подбирается индивидуально в зависимости от возраста ребёнка и от особенностей зубочелюстной системы.

    Основные правила использования: не используется с явными признаками повреждения, вынимается из ротика на время сна малыша, её использование не рекомендуется после годика.

  2. Съёмные пластины. Сама конструкция имеет основание из пластмассы и металлическую дугу. Лучше всего подходят деткам в возрасте 10–14 лет, когда начинает формироваться постоянный прикус.

    Задача данной конструкции – регулировать рост челюсти и фиксировать кости в нужном положении, а также корректировать размеры нёба и не допустить деформации. Изготавливаются индивидуально, по ранее созданному слепку челюстей ребёнка.

    Особенности: самостоятельно снимаются на время проведения гигиенических процедур и приёма пищи, хорошо фиксируются на челюстях ребёнка, но не закрепляются на них, можно применять на молочные зубы.

  3. Трейнеры – мягкие конструкции, изготовленные из верхнего силиконового слоя и упругого каркаса. Рекомендуются детям в возрасте 5–12 лет.

    Используются для стимуляции роста и расширения зубной дуги у ребёнка, хорошо активизируют тонус мышц рта. Также рекомендуются для устранения вредных привычек: сосание пальцев или твёрдых предметов, зализывание губы, ротовое дыхание, прокладывание языка и т. д.

    Используются по получасу 2 раза/день (если нарушения в развитии зубочелюстной системы более выражены, время применение может быть увеличено).

  4. С десятилетнего возраста ребёнка, при выраженных патологиях прикуса, могут быть назначены частичные или полные конструкции брекет систем. Эти конструкции более сложные в установке и дальнейшем использовании.

    Брекеты относятся к несъёмным аппаратам. Состоят из маленьких пластин, что крепятся на каждый отдельный зуб, дуги, что проходит через каждую пластину, соединяя их между собой и лигатур, что фиксируют дугу в пазу пластины. Брекет системы требуют особого и тщательного за собой ухода, поэтому родителям придётся весь курс лечения держать под контролем. Исправление патологии такой конструкцией может длиться от полугода до двух лет.

Каждое исправление патологии прикуса должно проходить после тщательной диагностики маленького пациента. Самостоятельное применение конструкций недопустимо. Подобное решение родителей может сильно навредить ребёнку, усугубив проблему в развитии зубочелюстной системе.

  • Colgate 32%, 23983 голоса23983 голоса 32%23983 голоса – 32% из всех
  • Splat 24%, 17983 голоса17983 голоса 24%17983 голоса – 24% из всех
  • R.O.C.S. 16%, 1227912279 16%12279 – 16% из всех
  • Sensodyne 11%, 83998399 11%8399 – 11% из всех
  • Новый жемчуг 11%, 79477947 11%7947 – 11% из всех
  • President 6%, 4682 голоса4682 голоса 6%4682 голоса – 6% из всех

Источник: //CreateSmile.ru/nepravilnyj-prikus-u-rebenka/

Прикус у детей – исправление современными методами и причины нарушения правильного прикуса

Формируем правильный прикус у ребенка

Зафиксированное положение верхнего и нижнего зубных рядов при осуществляемом полном соединении обеих челюстей человека или ребенка имеет определение прикуса и формируется в определенном возрасте, влияя на самочувствие и работу внутренних систем организма людей.

Внимательно изучив фото детского прикуса можно визуально определить правильное положение и нормальное развитие зубочелюстной системы ребенка, и при наличии дефектов существует возможность обратиться к специалистам за помощью.

Параметры правильного прикуса у детей

Согласно физиологии правильный прикус у детей характеризуется смыканием обеих челюстей с совпадением коренных зубов, размещенных зеркально на разных челюстях, при этом верхний ряд зубов на 1/3 перекрывает находящийся под ним, к его основным признакам относятся:

  • при соединении челюстей, верхние зубы соединяются с зеркальными, но стоящими позади из челюстного ряда снизу;
  • в одном зубном ряду, между расположенными рядом зубами не должно быть визуально определяемых зазоров;
  • условная, прочерченная линия середины обязательно визуально пролегает, разделяя резцы сверху и снизу.

Самым явным фактором, определяющим формирование физиологического прикуса, является нормальное развитие жевательного и речевого функционала ребенка, отсутствие дефектов речи и проблем с пищеварением, в процессе приема твердой пищи.

Распознаваемые виды прикуса зубов

В современной медицине кроме визуального осмотра существуют диагностические мероприятия, помогающие определить отклонения в формировании прикуса, по виду делится на две крупные категории:

  • правильный физиологический прикус;
  • неправильный, аномальный прикус.

Родителям важно знать, каким должен быть прикус у ребенка, правильная физиология которого обеспечивает нормальный процесс жевания любой пищи, ее оптимальное разжевывание и соответственно отсутствие проблем с пищеварением.

Классификация правильного прикуса у человека

Ортодонты различают несколько видов прикуса, сформированного в правильной физиологической форме, к основным из них можно отнести такие:

  • ортогнатический. Эталонная форма прикуса, при нем в момент соединения челюстей верхний зубной ряд на 1/3 покрывает нижние зубы;
  • прямой прикус. Признается нормальным, если режущие края резцов при соединении челюстей прикасаются, но верхние не перекрывают нижние;
  • прогенический. Допускает перекрытие зубных рядов, но по физиологическим причинам нижняя челюсть слегка выдвинута вперед;
  • бипрогнатический. При соединении челюстей наблюдается незначительный уклон резцов по направлению к внутренней полости рта.

Все из существующих форм физиологического прикуса гарантируют функционирование зубочелюстной системы и формируют эстетический вид лица ребенка, обеспечивая нормальное проведение жевательных функций с развитием хорошей дикции.

Описание и характеристики аномального прикуса

Для аномального прикуса характерны всевозможные отклонения от установленной нормы, визуально или путем диагностики определяемые при соединении челюстей, что приводит к определенным последствиям:

  • эстетические, отражающиеся на искажении правильной формы, овала и черт лица в любом возрасте;
  • функциональные, приводящие к нарушению важнейших для организма функций зубочелюстной системы.

Чаще всего неправильный прикус у ребенка формируется вследствие врожденных или приобретенных нарушений развития челюстей и зубных линий, это может быть перенесенное заболевание или неправильный уход за детским здоровьем.

Какие существуют возможности для исправления прикуса

После консультации у ортодонта можно подобрать лучший вариант, как исправить прикус у детей, предлагаемые решения могут быть нескольких видов, они классифицируются в зависимости от применяемых инструментов и современных, эффективных методик:

  • применение ортодонтических конструкций, таких как брекеты, пластинки и трейнеры;
  • методы миотерапии с регулярными тренировками и осуществлением специальных упражнений;
  • хирургическое вмешательство с удалением зубов или проведением челюстных операций.

Специалисты рекомендуют исключить инвазивное вмешательство и рекомендуют комплексный подход к исправлению прикуса, с использованием ортодонтических конструкций, подбираемых индивидуально и регулярным осуществлением упражнений.

Неправильный или аномальный прикус поддается корректировке, причем специалисты отмечают, что такие мероприятия важно осуществлять своевременно в возрасте от 1 года и до 12 лет, когда активно формируется и меняется зубочелюстная система.

Главной задачей родителей остается своевременное обращение к профильному специалисту и выбор методики, с помощью которой будут произведены мероприятия по исправлению неправильного или аномального прикуса.

Фото прикуса у детей

Помогите проекту, поделитесь обзором 😉

Источник: //zubkiexpert.ru/prikus-u-detej/

Неправильный прикус: формирование правильного прикуса у детей

Формируем правильный прикус у ребенка

Вам наверняка встречались люди с чрезмерно выдвинутой челюстью или асимметрично растущими зубами. Это не слишком эстетичное зрелище.

Но неправильный прикус – не только косметический дефект, он способен создавать и другие проблемы. Тема статьи – как сформировать правильный прикус.

Что такое прикус

Сначала выясним, что такое прикус. Он определяется взаиморасположением зубов при смыкании челюстей. При правильном прикусе верхние и нижние зубы смыкаются плотно, симметрично, без промежутков и выраженного смещения.

Современная стоматология способна исправлять многие дефекты, но чем старше ребенок, тем сложнее проходит коррекция. Внимательное отношение родителей поможет избежать многих проблем.

Возможные осложнения

Неправильный прикус у ребенка наносит вред не только своим неэстетичным видом. Хотя и это обстоятельство может стать серьезной психологической травмой.

Вероятны и другие осложнения:

  1. Проблемы с ЖКТ. Из-за смещения челюстей пища плохо пережевывается и хуже усваивается.
  2. Частые простуды. У ребенка может развиться привычка дышать ртом, игнорируя носовое дыхание. Это предпосылки к простудам, образованию аденоидов и дальнейшей деформации.
  3. Дефекты дикции. Звуки формируются при взаимодействии языка и челюсти. Если челюсть деформирована, дикция будет нарушена, и развитие речевых навыков замедлится.
  4. Нагрузка на шейные мышцы. Неправильное формирование костей вызывает изменение в работе мышц. Это может провоцировать головные боли.

Этапы развития прикуса

Формирование начинается на этапе внутриутробного развития, а завершается оно примерно к 24-25 годам.

Название прикуса

Возраст

Описание

внутриутробныйI-II триместры III триместрРазвиваются челюсти, закладываются зубки.

Развивается твердое небо.

начальныйдо полугодаЗубы отсутствуют, активно формируются челюстные дуги.
временныйполгода – 3 года

3 года – 6 лет

Вырастает 20 молочных зубов.

Растут челюстные дуги, готовясь к коренным.

сменный6 лет – 12-14 летРастут постоянные зубы. Их количество увеличивается, челюсти активно растут.
постоянный12-14 лет – 21-24 годаВырастают все зубы. Зубочелюстная система окончательно сформирована.

Затем зубочелюстная система постепенно теряет свою пластичность, что затрудняет ее коррекцию. Оптимальный возраст для исправления патологий – 12-14 лет.

Виды неправильного прикуса

Возможны различные варианты:

  • нижняя челюсть выступает вперед;
  • верхняя выступает вперед;
  • верхняя челюсть закрывает нижнюю более, чем наполовину;
  • челюсти не соприкасаются полностью;
  • челюсти развиты неравномерно.

Возможно сочетание сразу нескольких нарушений прикуса. Для их предотвращения ребенка необходимо регулярно водить на прием к ортодонту.

Возможные причины возникновения патологии

Факторов, способных повлиять на неправильное развитие зубочелюстной системы, много. Но большинство из них родители способны контролировать и вовремя устранять, при необходимости обращаясь к врачам.

Возможные причины:

  • ошибки при кормлении в первые месяцы (неверная техника грудного вскармливания, неправильно подобранные бутылочки, неудачная соска-пустышка и прочее);
  • слишком долгое использование соски;
  • ошибки при вводе прикорма;
  • регулярная нагрузка на челюсти: ребенок постоянно сосет палец, кусает карандаш и прочее;
  • проблемы с носовым дыханием;
  • неудачная поза для сна;
  • несвоевременное разрушение молочных зубов;
  • заболевания костей – рахит и другие;
  • наследственность.

Рассмотрим подробнее самые распространенные из причин нарушения прикуса и способы их корректировки.

Кормление грудью

Сосательный рефлекс естественен для младенца. Сосательные движения не только насыщают и успокаивают малыша, но и развивают и укрепляют челюсти и язык.

При кормлении грудью, если малыш верно захватывает сосок, его челюсти получают достаточную нагрузку и развиваются правильно.

При искусственном вскармливании сосательная нагрузка может оказаться слишком слабой. Очень важно подобрать соску, по строению максимально напоминающую грудь и требующую усилий для высасывания молока.

Не менее важна и правильная форма пустышки, которая частично восполнит потребность в сосании.

Соска-пустышка

Пустышка необходима младенцу. Она не только удовлетворяет его естественную физиологическую потребность, но и важна для правильного развития челюстей и укрепления мышц языка.

Но после полугода врачи рекомендуют вынимать соску из ротика младенца после того, как он заснет. В этом возрасте прорезаются первые зубки.

Постоянное присутствие препятствия между верхними и нижними резцами может привести к развитию одного из видов прикусов – открытого, когда зубы не соприкасаются даже при сомкнутых челюстях.

Разработаны специальные пустышки с учетом рекомендаций ортодонтов. Их отличает тонкая шейка и специальная ступенька для защиты и коррекции первых зубиков.

Когда и как отучать от пустышки

С 8 месяцев у младенца начинает развиваться жевательный рефлекс, и это благоприятный период для начала отучения. Нельзя резко лишать малыша соски, это может стать психологической травмой.

Родителям необходимо правильно развивать жевательные рефлексы малыша, это поможет уменьшить потребность в соске. К 10-12 месяцам ребенок должен постепенно отвыкать от сосания.

А использование пустышки после 2 лет – это почти 100% гарантии неправильного прикуса.

Педиатры рекомендуют использовать в качестве замены специальные мягкие пластинки из силикона, такие как «Стопи».

Специальная форма пластинки оставляет свободным место для передних резцов. При ее использовании большинству малышей хватает нескольких дней, чтобы отвыкнуть от пустышки – без стресса и истошного крика.

Ввод прикорма

От своевременного развития жевательного рефлекса зависит здоровье ребенка. Он важен не только для пищеварительной системы, но и зубочелюстной.

Ввод в рацион твердой пищи с опозданием и в недостаточном объеме провоцирует сужение челюстной дуги и, как следствие, неправильное расположение зубов.

Первые кусочки твердой пищи можно давать малышу с появлением первых зубиков, чтобы он учился кусать. Когда прорежутся боковые зубы, нужно приучать ребенка жевать. Для этого лучше давать ему блюда, тушенные кусочками до мягкости, а не измельченные в пюре.

Сосание пальца

Резкое лишение пустышки может переключить сосательный рефлекс на другой объект – палец. Эта привычка может развиться и независимо от пустышки.

Каждый пятый ребенок сохраняет эту привычку до школы. Со временем она может перейти в постоянное покусывание карандаша или что-то подобное.

Поэтому от сосания пальца следует отучать как можно раньше. Вновь могут помочь пластинки-заменители.

Если привычка сохраняется и после 4 лет, можно использовать «Маппи». Эти разработанные в Германии пластинки бывают разных видов, поэтому полезно получить консультацию ортодонта.

Проблемы с носовым дыханием

Насморк нужно лечить вовремя и пролечивать до конца. Забитые слизью носовые ходы вынуждают ребенка дышать ртом. Постепенное развитие аденоидов делает эту привычку постоянной.

Полуоткрытый рот не только приводит к частым простудам, но и вызывает деформацию костей лица. Поэтому чистое носовое дыхание очень важно. Закаливание и профилактика болезней помогут защитить малыша.

При необходимости для тренировки носового дыхания можно использовать специальный преортодонтический трейнер. Им просто пользоваться, но приучать к нему ребенка следует постепенно.

Правильный сон

Правильное положение головки ребенка во время сна очень важно.

Головка не должна быть ни запрокинута, ни прижата подбородком к груди. Сон с кулачком под щекой также нежелателен.

Уход за молочными зубами

Мнение, что молочные зубы не так уж важны – мол, потом все равно другие вырастут, –  ошибочно.

Больные, разрушающиеся молочные зубки не только помешают нормальному развитию постоянных, но и спровоцируют патологическое развитие челюстей.

Поэтому ухаживать за зубами ребенка следует с появления первого из них. Необходимо регулярно посещать стоматолога, не оставляя развитие зубочелюстной системы без контроля.

Заключение

Исправление прикуса зубов возможно и в старшем возрасте. Но чем старше человек, тем сложнее это сделать.

Наблюдение родителей за формированием зубов ребенка и своевременное обращение к врачу позволит избежать многих проблем со здоровьем и внешностью ребенка, когда он подрастет.

А у вас есть опыт решения подобных проблем? Ждем ваших комментариев.

Источник: //its-kids.ru/formirovanie-pravilnogo-prikusa.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.