Как объяснять детям таинство святого причащения

Причастие ребенка. Подготовка детей к причастию

Как объяснять детям таинство святого причащения

Вопрос о подготовке детей к причастию освещается во многих книгах и на многих православных сайтах. Однако ему уделяется внимание лишь в рамках вопроса о подготовке к причастию взрослых.

Ввиду большого отличия физиологического и психологического устроения взрослого человека и ребенка, автор статьи предлагает найти особый подход к рассматриваемому вопросу, который бы учитывал возрастные особенности детей и исходя из этого позволял принимать решения относительно выбора условий подготовки к Таинству Причастия.

Мы расскажем о подготовке к Таинству для детей:

  • До года
  • От года до трех лет
  • От трех лет до семи.

Вопрос о подготовке детей к причастию в большинстве книг и на многих православных сайтах обсуждается в рамках вопроса о подготовке к причастию взрослых. Разве что с некоторыми уточнениями, которые занимают максимум три абзаца.

Причем советы батюшек и мнения авторов публикаций оказываются чуть ли не диаметрально противоположными.

Одни утверждают, что детей надо готовить путем чтения с ними молитв – начиная с небольшого количества и заканчивая вычитыванием всего правила по мере освоения текста и привыкания, а также с малолетства приучать ребенка к трехдневному посту.

Другие говорят о том, что важно просто настроить соответственно малыша, достаточно в качестве аскетического упражнения ограничить доступ к телевизору, а перед причастием младенца (каковыми считаются дети до 7 лет) можно даже и покормить, если он не может терпеть.

Особое внимание уделяется и вопросу детской исповеди, так как в русской традиции сложилось так, что исповедь, практически утратив значение самостоятельного Таинства, превратилась в обязательный элемент подготовки к причастию – своеобразным пропуском к Чаше со Святыми Дарами. А потому большинство интернет и печатных источников категорично говорит об обязательной исповеди перед причастием ребенка, начиная с семилетнего возраста.

Еще одной особенностью является в общем-то своеобразное невнимание к теме подготовки ребенка к причастию – в сознании многих священников ребенок предстает таким своеобразным недоделанным взрослым, а потому ему просто надо все «объяснить», вроде как слабоумному.

Например, на вопрос о том, можно ли насильно причащать годовалого ребенка, священник отвечает:  «Родителям нужно приложить усилия и со своими детками дома беседовать о Церкви и Таинстве. После причастия можно дать ребеночку что-нибудь вкусненькое, создать радостную обстановку для малыша.

Ставить в пример тех деток, которые спокойно причащаются. И со временем Ваш ребенок привыкнет, и будет хорошо, спокойно причащаться». Хороший ответ, правильный. Проблема только в том, что беседовать с годовалым ребенком о Церкви и Таинстве в общем-то можно сколько угодно – также как об астрофизике или нанотехнологиях.

В этом возрасте уровень восприятия информации, как, собственно, и детская память, имеют свои особенности: «В раннем детстве и в младшем дошкольном возрасте память имеет непреднамеренный, непроизвольный характер. В этом возрасте перед ребенком еще не возникают задачи запомнить что-либо для воспроизведения в будущем.

Двух-трехлетний ребенок запоминает только то, что имеет для него актуальное значение в данный момент, что связано с его непосредственными жизненными потребностями и интересами, что оказывает на него сильное эмоциональное действие”.

  То есть смысла именно «беседовать с годовалым ребенком о значении церкви» нет, хотя, конечно, сами родители могут получить от этого несказанное удовольствие и почувствовать свою значительность и духовное мастерство – ведь они взращивают свое чадо в вере.

Однако, как и во всех вопросах, касающихся воспитания ребенка, надо трезво отдавать себе отчет, к чему ведет то или иное родительское действие, а уж тем более такой масштабный «проект», как воцерковление собственных детей.

И здесь, мне кажется, главная ошибка заключается именно в том, что к детям относятся в лучшем случае как к потенциальным взрослым, в худшем – как к реальной помехе богослужению, которую путем воспитания надо выдрессировать и превратить в благочестивую копию древних монахов.

В медицине, как и в психиатрии, например, существуют специальные, именно детские врачи, и выделяется детская и подростковая психиатрия. Это не случайно: детский организм (на физическом и психическом уровнях) отличается от взрослого настолько, что взрослый врач (если он профессионал) не будет лечить ребенка.

Для этого существуют педиатры и детские хирурги, окулисты и проч. Я думаю, что подобную параллель можно провести и с духовным пастырством – возможно, нам нужны «специализированные» детские священники, нужно «детское богословие». Хотя, как я понимаю, этот вопрос пока не то что не решается, он даже не возникает.

И это вполне объясняется тем, что основной груз воспитания ребенка лежит, безусловно, на плечах родителей.

Попытаемся рассмотреть вопрос о подготовке детей к причастию исходя не из научных богословских трудов, которых у нас, как уже было сказано, в общем-то нет, а из собственного опыта, который, конечно, как и всякий опыт, имеет свои недостатки, а именно ограниченность и личные, характерные черты. Но тем не менее, и этот опыт может стать началом дискуссии о воцерковлении детей.

Итак, я бы, в первую очередь, разделила вопрос о подготовке детей к причастию на несколько подвопросов по разным критериям: возраст ребенка, количество детей в семье, воцерковленность  семьи, а также собственные семейные традиции.

Причастие ребенка до года

Подход к подготовке ребенка к причастию зависит от того, каков возраст ребенка. Так, конечно, абсурдно, как уже говорилось, заранее беседовать с младенцем до года; задача родителей, которые хотят причастить своего ребенка,  – в первую очередь поднять себя с утра после бессонной ночи и укачать любимое чадо, страдающее коликой или зубками.

Но мало просто встать и собраться, нужно угадать с кормлением младенчика, исходя из его «пищевого ритма». Я верю, есть на свете ангельские крохи, которые выдерживают трех-четырехчасовой перерыв между кормлениями и питаются так, словно у них внутри встроен таймер. Мои дети были другими: они требовали еды часто, кушали долго, а потом еще и обильно срыгивали.

Я извиняюсь за физиологические подробности, но без них никуда – ведь если ребенка принести к причастию сразу после кормления, есть опасность, что он срыгнет и Святые Дары. Хотя эта ситуация скорее из разряда гипотетических, но тем не менее и ее надо учитывать.

Если же ребенок будет слишком голоден, то вы рискуете украсить проповедь батюшки перед причастием ребенка заливистыми руладами (у нас не перевелись еще мужественные пастыри, которые читают длиннющую проповедь перед самым причастием, героически не замечая ноющих, рыдающих, шебуршащихся в первых рядах малолеток, изнывающих от ощущения полной бессмысленности происходящего), а соответственно, и сами будете нервничать: и за ребенка переживать, и стыдиться производимого вами фурора.

Таким образом, мама должна так приспособиться и к нуждам собственного младенца и к расписанию службы, чтобы и ребенка причастить, и самой при этом со стыда не умереть. Конечно, это легче сделать, если семья воцерковлена, и родители могут практически безошибочно угадать время причастия.

Или же они помогают друг другу: один гуляет с коляской на улице, другой – молится в храме. Если же в храм ходит только мама с малышом, ее задача усложняется.

В этот недолгий, в общем-то младенческий период главная подготовка к причастию для ребенка – это на самом деле умение мамы сохранить благодушие и позитивный настрой во время похода в храм на Литургию: донести малыша, раздеть, если жарко в храме, одеть, если холодно, не дать ему расплакаться, простоять какое-то время, держа на руках чадо, которое уже к возрасту в полугода, кстати, весит около 10 кг, ну и, конечно, причастить. И это, пожалуй, все. Может быть, не очень духовно и благочестиво, но – реально и жизненно.

Причастие ребенка от года до трех лет

С детьми старше года уже можно разговаривать – про мишек, зайчиков, белочек, машинки и многое другое. Это уже прогресс. Значит, можно пытаться и «беседовать о Церкви». Но с учетом возрастных и психических особенностей ребенка: «Отличительной чертой детской памяти является ее наглядно-образный характер.

Ребенок лучше запоминает предметы и картины, а из словесного материала — преимущественно образные и эмоционально действующие рассказы и описания. Отвлеченные понятия и рассуждения, как плохо еще понимаемые, не запоминаются маленькими детьми.

В силу ограниченности жизненного опыта у детей еще недостаточно развиты отвлеченные связи, и их память опирается главным образом на наглядно воспринятые отношения предметов.

Осмысленное запоминание начинает развиваться у детей с появлением у них речи и в последующем все более совершенствуется, как в связи с дальнейшим развитием речи, так и по мере накопления жизненного опыта».

Таким образом, бесполезно с ребенком говорить отвлеченно, рассказывать ему о Таинствах тем языком, которым об этом пишут в большинстве катехизисов и церковных книг. Но это не означает и слюнявого сюсюкания вроде «подойди к батюшечке, сейчас он тебе даст конфеточку с ложечки», и тому подобное.

Во-первых, в этом возрасте  большинство родителей интуитивно понимают, что и как нужно говорить ребенку. Например, в обиход входит речь от первого лица множественного числа: «Мы сейчас будем кушать», то есть мама соединяет себя с ребенком, и все, что делает она, делает и он, и наоборот.

С другой стороны, к ребенку обращаются и о нем говорят в третьем лице, используя при этом его имя собственное: «Машенька все скушала, вот молодец!».

Источник: //www.pravmir.ru/podgotovka-detej-k-prichastiyu/

Молитва перед причастием ребенку

Как объяснять детям таинство святого причащения

Советуем ознакомиться молитва перед причастием ребенку с несколькими вариантами на русском языке, с полным описанием и картинками.

Причастие — есть величайшее Таинство христианской церкви, установленное самим Христом перед его Крестной Жертвой. Тайная Вечеря —последний ужин Господа со Его учениками перед тем как Его взяли под стражу.

В Таинстве Евхаристии (греч. — «благодарение») происходит воссоединение Творца и творения, возвращение к утраченному раю.

Рационалисты называют Великое таинство лишь символом, гордые почтут смысл таинства оскорблением (Лев Толстой называл Евхаристию каннибализмом), иные скажут: суеверие, анахронизм. Но благодарственные молитвы по святом причащении угодны Богу, ведь они идут от самого сердца.

Истинные чада Церкви понимают, что пресуществлением хлеба и вина человек воистину получает доступ к Телу и Крови Спасителя по завету Его.

Господь может открыть завесу тайны, и человек сомневающийся увидит Великую Тайну воочию.

Как готовиться к причастию?

К принятию Святых даров нужно тщательно готовиться, ибо Причастие преображает тело и потрясает о основания душу.

Необходимо осознанно и трепетно относиться к предстоящему принятию Тела и Крови Спасителя, чтобы Причащение было во благо.

Сознание своего недостоинства и искренняя вера в Таинство, трепетное и живое осознание значения Крестной Жертвы Спасителя — вот что необходимо испытывать для достойного причащения.

Должно быть умиление и смирение души — в сердце своем просите у Гопода прощения за все наши грехи, и за все обиды, которые нанесли нам. Перед причастием нужно держать в чистоте не только душу, но и тело: поститься, ограничивать себя в развлечениях и плотских утехах. Перед причастием детям старше семи лет и взрослым необходимо исповедаться в грехах.

Причащаться нужно натощак. Если же Вам необходимо принимать лекарства в период с полуночи до причастия — посоветуйтесь со священником. Все слабости и немощи человеческие ведомы Господу, и посредник между Богом людьми даст доброе наставление по всем вопросам, которые Вас смущают или тяготят.

Во время богослужения, на котором хлеб и вино силой Духа Святого незримо пресуществляются в Тело и Кровь, нужно находиться непрерывно в храме и молиться.

Вышедший из алтаря священник с Чашей и с возгласом «Со страхом Божиим и верою приступите» — знак начинающегося приобщения к Святым Дарам.

Причастники опускаются на колени, сложив руки крестообразно на груди. Перед Чашей не крестятся — дабы не толкнуть случайно священника и не расплескать Святую Кровь.

Когда подойдет Ваша очередь — встаньте перед священником, не отнимая рук от груди, назовите свое имя и откройте рот.

После того, как Частица Тела Христова окажется во рту — оближите лжицу (ложечку), после промокания губ платом поцелуйте край Чаши.

Не разговаривая и не прикладываясь к иконам пройдите к специальному столику с просфорами и водой — необходимо омыть ею полость рта, чтобы ни одна, даже самая мельчайшая частица Святых Даров не пропала.

Перед причастием необходимо читать специальные молитвы, называемые «Последование ко Святому Причащению». Это довольно объемный комплекс молитв, наиболее известными из которых являются молитвы Иоанна Златоуста и прочих святых. Иоанн Златоуст — один из Отцов Церкви, автор чина Литургии — по написанному им богослужению мы принимаем Святую Кровь и Пречистое Тело Спасителя Господа Иисуса.

«Популярных» или, как их ещё по незнанию называют, «сильных» молитв для подготовки ко Святому Причащению не существует.

Если Вы по состоянию здоровья не в состоянии вычитать все предполагаемые Правилом молитвы — обратитесь к священнику, который сможет благословить на чтение сокращенного Последования.

Никогда не уменьшайте чин самовольно — это большой грех, который не позволит причаститься достойно, принятие Святых Даров будет Вам во грех и дополнительное осуждение вместо прощения и просветления. Благодарственные молитвы после причастия — продолжение диалога с Господом, а не просто отбытие повинности.

Возблагодарите Бога за милости Его

После того, как Вы соединились с Самим Господом в Таинстве Причастия, нужно достойно хранить полученный Дух благодати Божией, а прежде всего — достойно поблагодарить Христа за допущение к Святому Таинству. Молитвослов держит также «Благодарственные молитвы о Святом Причащении» — комплекс молитвенных песнопений, которым принято благодарить Господа за проявленную им неизреченную милость.

В этом молитвенном правиле собраны жемчужины Слова, авторами которых были величайшие умы Церкви.

Тот же Иоанн Златоуст, Симеон Метафраст, и многие другие преподобные Отцы благодарили Всемогущего Милостивого Господа за то, что сподобились принять Его милость, и Святую Его Чистую Матерь за ее подвиг, результатом которого стало Боговоплощение, а в конечном итоге — наше общее Спасение от мрака и тлена Смерти.

Они благодарили и оставили нам, грешным и недостойным потомкам слова молитвы: чтобы, помня всегда о своем недостоинстве, могли и мы возносить Богу хвалу за Его человеколюбие, проявляемое к нам.

Будьте достойны принимаемых даров, и искренне благодарите Господа за Его милости и щедроты. Причастие — это великое таинство, не относитесь к нему, как к чему-то несущественному.

Молитвы перед причастием: комментарии

Источник: //xn----7sbfc0arecsg5ai.xn--p1ai/molitva-pered-prichastiem-rebenku/

Как объяснить ребенку 7-11 лет что такое причащение и как нужно себя вести?

Как объяснять детям таинство святого причащения

1

detskaya.com.ua

08 февраля 2011

19:36

Капелька Причастия — это есть Тело и Кровь Христовы. И чтобы ее не осквернить, хотим мы того или нет, вещь куда попала капелька Причастия, необходимо сжечь (или часть куда попала капелька можно вырезать и сжечь). В любом случае, если такое имело место, надо сказать Батюшке и он скажет как поступить.

Но не путайте Причастие и Запивку (Теплоту), которую дают после Причастия на особом столике с кусочком просфоры. Если попала запивка на одежду, тогда ее надо выполоскать в чистой воде, а водичку вылить на травку или в вазон. Но хотим сказать, что частица Святого Причастия очень редко попадает на одежду, т.к.

одежду закрывает Священнослужитель специальном платом, а уста Батюшка промокает. Следите просто за тем, чтобы ребенок не срыгнул после Причастия, т.е. не трясите его, не кружите, не кормите за 1,5 часа до Причастия (это для грудничков).

А что касается Распятия, то желательно прикладывать малыша ко Кресту,…

2

Ребенок и Причастие

отвечает священник Константин Пархоменко

Отец Константин: Тема причащения ребенка – большая и важная тема. Христианин – это не просто теоретически во что-то или в Кого-то верующий человек. Это человек, который стремится к общению и единению с Богом.

Так вот, Причастие – совершенно уникальная возможность, данная человеку: возможность благодатным образом соединиться с Иисусом Христом: жившим на земле, пострадавшим и умершим за нас, воскресшим и прославившим человеческую плоть, вознесшимся на Небеса.

Но о богословии Причастия говорить мы не будем.

Взрослые христиане отдают себе отчет в том, что это такое и как это важно. Мы говорим о воспитании в вере детей. Как объяснить ребенку, что такое Причастие? Как привить детям желание причащаться, как справиться с практическими трудностями: ребенок плачет у Чаши и проч.? Можно ли… отлучать ребенка от Причастия? Об этом и поговорим.

Для древних христиан сама мысль о том, что можно…

3Первым признаком церковной жизни является ежедневная молитва, но вот ее главным содержанием является участие в Таинстве Святого Причащения. Полностью оно называется так: Причащение Тела и Крови Христовых. Попытаюсь немного рассказать об этом Таинстве.
Вопрос: Кто из вас знает, что такое Тайная вечеря? Ответ: Это картина такая. (Один из двадцати-тридцати собеседников).

причастие

Тайной вечерей в Православной Церкви называют последнюю пасхальную трапезу Господа с учениками-апостолами. Тайной она называется, так как совершалась тайно от других людей. Господь знал, что в эту же ночь Он будет схвачен и предан на распятие.

Тайная (а по-гречески это слово имеет еще значение «таинственная») она еще и потому, что на ней установлено Таинство Святого Причащения. «Вечеря» по-славянски означает просто «вечерняя трапеза».

На Тайной вечере Господь взял хлеб и дал ученикам со словами: «Сие есть Тело Мое, которое за вас предается». Потом взял вино и дал ученикам со словами: «Сия…

4

Как часто причащать младенца? Можно ли причащать детей насильно? Почему ребенок отказывается от причастия? Как ребенку поститься, и нужно ли? В публикуемой статье протоиерей Георгий Крылов, настоятель храма Новомучеников и исповедников Российских в Строгино, отвечая на эти вопросы, предлагает пути решения трудностей, возникающих в процессе воцерковления младенцев.

В нашем храме количество причастников-детей чаще всего превосходит количество взрослых. Спальный район… Гигантская толпа родителей с младенцами поначалу умильно действует на священника.

Затем увлекает прагматическая сторона: можно сделать фотографии, повесить на стенде, показать Владыке… И в конце концов не отвертишься от главного вопроса: что делать-то? Ведь вопросов, связанных с причастием детей, – множество, и решать их как-то никто особенно не собирается. Для…

5

По благословению Преосвященнейшего Сергия, Епископа Новосибирского и Бердского

Таинство Исповеди

Исповедь (покаяние) — одно из семи христианских Таинств, в котором кающийся, исповедующий свои грехи перед священником, при видимом прощении грехов (чтении разрешительной молитвы), невидимо разрешается от них. Самим Господом Иисусом Христом.

Таинство это установлено Спасителем, сказавшим Своим ученикам: «Истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите (развяжете) на земле, то будет разрешено на небе» (Евангелие от Матфея, гл. 18, стих 18).

Ив другом месте: «Примите Духа Святого: кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» (Евангелие от Иоанна, гл. 20, стихи 22-23). Апостолы же передали власть «вязать и разрешать» своим преемникам — епископам, которые…

6

Литература для прочтения:

1) О Причащении детей

2) «Детская исповедь: не навреди!». Статья протоиерея Максима Козлова

О причащении детей

Причастие – это тайна.

Но без приобщения этой тайны мы не сможем быть полновесными членами Церкви, духовно расти и, в конечном счете, не причащаясь Святых Христовых Тайн, мы не сможем стать наследниками Царства Небесного (Ин). Причащаясь, человек получает всю полноту благодати Пресвятого Духа, т.е. всё самое лучшее, что он только способен получить на земле для своей жизни, для своего развития.

Практика причащения младенцев объясняется тем отношением, которое преподал Господь наш Иисус Христос: «Приносили к Нему детей, чтобы Он прикоснулся к ним; ученики же не допускали приносящих. Увидев то, Иисус вознегодовал и сказал им: пустите детей приходить ко Мне и не препятствуйте им, ибо таковых есть Царствие Божие… И обняв их, возложил руки на них и благословил их» (Мк. 10, 13-16).

Господь…

7

Как часто причащаться святых таин?

В первые века христианства верующие причащались очень часто. Многие каждый день. Традиция частого причащения за каждой Божественной литургией сохранялась и в последующие времена. Многие святые отцы призывают причащаться как можно чаще.

С XVIII века в России, к сожалению, сложилась практика редкого причащения. Было немало людей, которые причащались только один раз в год.

Считалось, что достаточно приступать к причастию по одному разу в течение четырех постов и в день именин. Некоторые еще причащались в большие праздники.

Появились даже нелепые мнения о вредности частого причащения. Людей, часто приобщающихся, могли заподозрить в ереси и сектантстве.

Праведный Иоанн Кронштадтский пишет: «Некоторые личности говорят, что будто бы грешно мирянам причащаться часто, что молодым людям будто бы только причащаться раз в год, и только старым во все посты, что часто причащающиеся с ума сходят. Какая нелепость! Какое…
8

Инструкция

Причастие — это одно из семи основных Таинств Православной Церкви. Верующие люди посредством вкушения кусочка освященного Хлеба и глотка освященного Вина воссоединяются с Богом.

Причастие очищает душу и тело от скверны плохих поступков и мыслей, которые в свою очередь являются причиной неудач, подавленного настроения и болезней.

Традиция причащения Хлебом и Вином возникла после Тайной Вечери, когда сам Иисус подобным образом причастил своих учеников.

К Таинству Причастия нужно серьезно готовиться, помогите ребенку это осознать и осуществить. Расскажите малышу, что перед причащением нужно помириться с окружающими, попросить прощения у всех, кого он обидел и простить своих обидчиков.

Приучайте к посту, для начала нестрогому, исключив из меню мясные блюда на три дня перед Таинством.

Научите ребенка самым простым молитвам, например, Иисусовой молитве, так как она самая короткая, ее легко запомнить. Объясните, что молитва — скорая помощница во всех…

9Причащается раб Божий, младенец… Итак, свершилось! Это невозможно сразу осознать, но девять месяцев ожидания, тревог и волнений позади — у меня в руках маленький, трогательный комочек. Моя дочка… Самая красивая, самая хорошая, самая-самая. Я тебе обещаю, что сделаю все возможное и невозможное, чтобы ты была счастлива…

Думаю, все нормальные родители испытывали подобные чувства, хотели бы видеть своих детей здоровыми и радостными. Мы стараемся дать своему чаду все необходимое: пищу, одежду, образование, казалось бы, продумываем все до мелочей. Но подчас забываем о самом главном в воспитании ребенка — его душе.

Духовная жизнь невозможна без Церкви. Взрослый обычно рано или поздно сам приходит к такому выводу. Но ребенок этого понять не может, и родитель, осознавая полную меру ответственности перед самым дорогим для себя существом, просто обязан сделать за него правильный выбор.

Воцерковление — тяжелый, но необходимый труд, и нужно приложить все усилия к…

10О причастии детей.

Причастие детей — это, на мой взгляд, наиважнейшая часть их воспитания (в изначальном смысле этого слова)!

Лишь приобщаясь Пречистой Крови Господа (для младенцев) и Его Честной Плоти (для более взрослых детей) — лишь соединяясь с Господом в Таинстве Причащения, ребёнок получает возможность развиваться естественным путём предначертанным нашим Создателем, неискажённым, не исковерканным демоническими силами, стремящимися не допустить развитие ребёнка прямым путём — наиболее благоприятным для раскрытия всех положительных качеств человека, (примером тому служат новости о бесчинствах ювенальной юстиции и госслужб — сторонников раннего развращения детишек). Причащаясь, человек получает всю полноту благодати Пресвятого Духа, т.е. всё самое лучшее, что он способен получить на земле для своей жизни, для своего развития!

Младенцев можно причащать каждый день. Годам к 5 можно 2 — 3 раза в неделю, так как к этому возрасту ребёночек может…

11

Только в Православной Церкви к Причастию допускаются младенцы с самого их крещения и миропомазания. У католиков, лютеран и англикан «конфирмация» — таинство миропомазания — совершается позднее, когда дети достигают разумного возраста.

И только после конфирмации подростки становятся членами Церкви и могут причащаться. В Православной же Церкви таинство миропомазания совершается вместе с крещением, и поэтому младенцев сразу допускают к Причастию.

А начиная с семи лет дети приступают и к таинству покаяния — исповеди.

Мне кажется, что причащение младенцев, у которых еще не может быть никакого понимания таинства, очень близко связано с тем отношением к младенцам, пример которого дал нам Христос: «Приносили Ему детей, чтобы он прикоснулся к ним; ученики же не допускали приносящих».

Увидев то, Иисус вознегодовал и сказал им: «Пустите детей приходить ко Мне и не препятствуйте им, ибо таковых есть Царствие Божие… И обняв их, возложил руки на них и благословил их» (Мк….

12Пресвитер авва Евлогий во время Евхаристии получал от Бога дар прозорливости. Он видел в душе каждого человека, желающего принять Христовы Тайны, его достоинства и недостатки. Когда собравшиеся в храме начинали готовиться к причащению, он говорил некоторым из них:

— Как это вы дерзаете приступать к Святым Тайнам, ведь ваши души и расположения направлены ко злу?

— Ты в эту ночь был одержим блудными помыслами… А ты сказал в своём сердце: «Не всё ли равно — грешным или чистым приступать ко Святому Причащению?»… Ты имел сомнения относительно самих Даров и думал: «Освятят ли они меня, когда приступлю к ним?»

Удерживая согрешивших от принятия Святых Даров, авва Евлогий давал совет:

— Удалитесь на некоторое время от Святых Тайн и покайтесь от души, очистив пороки слезами сокрушения. Получив отпущение грехов, вы станете достойными общения с Христом. Если же не очистите сначала мысли, то не можете приступить к благодати Христовой.

Причащение,…

13

Только в Православной Церкви к причастию допускаются младенцы с момента крещения и миропомазания. У католиков, лютеран и англикан «конфирмация» — таинство миропомазания — совершается позднее, когда дети достигают разумного возраста, и только после «конфирмации» подростки становятся членами Церкви и могут причащаться.

В Православной же Церкви таинство миропомазания совершается одновременно с крещением, и поэтому младенцев сразу допускают к причастию. А начиная с семи лет дети приступают к таинству исповеди.

У православных практика причащения младенцев объясняется тем отношением, которое преподал Христос: «Приносили к Нему детей, чтобы Он прикоснулся к ним; ученики же не допускали приносящих.

Увидев то, Иисус вознегодовал и сказал им: пустите детей приходить ко Мне и не препятствуйте им, ибо таковых есть Царствие Божие… И обняв их, возложил руки на них и благословил их» (Мк. 10, 13-16). Иисус Христос показал, что физическое общение, физическая близость к Нему столь же…

14

Казалось бы, все, что нужно делать христианам, общеизвестно и давно описано в Евангелии — из которого хотя бы Нагорная проповедь Христа так или иначе знакома большинству из нас.

Но гораздо меньше тех, кто знает, что Христос на Тайной Вечере дал христианам еще одно очень важное установление — совершать Таинство причащения. Что же это такое, и почему без этого Таинства христиане не мыслят своей жизни?

Уже само звучание слов «Таинство причащения» говорит об их смысле — в этом Таинстве христиане становятся причастны чему-то. Но чему? Частью чего они отныне являются?

Прививка от смерти

В советские годы полагалось считать, что никакой «души» у человека не существует — есть только тело и какие-то психологические процессы в нем, и если их основательно изучить, то научный материализм окончательно восторжествует. Но подавляющее большинство населения планеты все-таки далеки от подобных теорий и прекрасно знают, что человек состоит не только…
15

Причащение – это великое Таинство церкви православной. Насколько важен этот обряд христианства? Как к нему подготовиться? И как часто можно причащаться? Ответы на эти вопросы и на многие другие вы узнаете из данной статьи.

Что являет собой причащение?

Евхаристия — это причащение, иными словами, важнейший обряд христианства, благодаря которому хлеб и вино освящаются и подаются как Тело и Кровь Господа. Благодаря причащению православный соединяется с Богом.

Необходимость данного Таинства в жизни верующего трудно переоценить. Оно занимает самое главное, если не сказать центральное место в Церкви.

В этом Таинстве завершается и заключается все: молитвы, церковные песнопения, обряды, поклоны, проповедь Слова Божьего.

Предыстория Таинства

Если обратиться к предыстории, то Таинство причастия было установлено Иисусом на Тайной Вечере перед крестной смертью. Он, собравшись с учениками, благословил хлеб и, преломив его, раздал апостолам со словами, что это Его…

Источник: //e-batyushka.ru/kak-obyasnit-rebenku-7-11-let-chto-takoe-prichashchenie-i-kak-nuzhno-sebya-vesti

Молитва для причастия детям 8 лет

Как объяснять детям таинство святого причащения

Самое подробное описание: молитва для причастия детям 8 лет – для наших читателей и подписчиков.

Причастие — есть величайшее Таинство христианской церкви, установленное самим Христом перед его Крестной Жертвой. Тайная Вечеря —последний ужин Господа со Его учениками перед тем как Его взяли под стражу.

В Таинстве Евхаристии (греч. — «благодарение») происходит воссоединение Творца и творения, возвращение к утраченному раю.

Рационалисты называют Великое таинство лишь символом, гордые почтут смысл таинства оскорблением (Лев Толстой называл Евхаристию каннибализмом), иные скажут: суеверие, анахронизм. Но благодарственные молитвы по святом причащении угодны Богу, ведь они идут от самого сердца.

Истинные чада Церкви понимают, что пресуществлением хлеба и вина человек воистину получает доступ к Телу и Крови Спасителя по завету Его.

Господь может открыть завесу тайны, и человек сомневающийся увидит Великую Тайну воочию.

Как готовиться к причастию?

К принятию Святых даров нужно тщательно готовиться, ибо Причастие преображает тело и потрясает о основания душу.

Необходимо осознанно и трепетно относиться к предстоящему принятию Тела и Крови Спасителя, чтобы Причащение было во благо.

Сознание своего недостоинства и искренняя вера в Таинство, трепетное и живое осознание значения Крестной Жертвы Спасителя — вот что необходимо испытывать для достойного причащения.

Должно быть умиление и смирение души — в сердце своем просите у Гопода прощения за все наши грехи, и за все обиды, которые нанесли нам. Перед причастием нужно держать в чистоте не только душу, но и тело: поститься, ограничивать себя в развлечениях и плотских утехах. Перед причастием детям старше семи лет и взрослым необходимо исповедаться в грехах.

Причащаться нужно натощак. Если же Вам необходимо принимать лекарства в период с полуночи до причастия — посоветуйтесь со священником. Все слабости и немощи человеческие ведомы Господу, и посредник между Богом людьми даст доброе наставление по всем вопросам, которые Вас смущают или тяготят.

Во время богослужения, на котором хлеб и вино силой Духа Святого незримо пресуществляются в Тело и Кровь, нужно находиться непрерывно в храме и молиться.

Вышедший из алтаря священник с Чашей и с возгласом «Со страхом Божиим и верою приступите» — знак начинающегося приобщения к Святым Дарам.

Причастники опускаются на колени, сложив руки крестообразно на груди. Перед Чашей не крестятся — дабы не толкнуть случайно священника и не расплескать Святую Кровь.

Когда подойдет Ваша очередь — встаньте перед священником, не отнимая рук от груди, назовите свое имя и откройте рот.

После того, как Частица Тела Христова окажется во рту — оближите лжицу (ложечку), после промокания губ платом поцелуйте край Чаши.

Не разговаривая и не прикладываясь к иконам пройдите к специальному столику с просфорами и водой — необходимо омыть ею полость рта, чтобы ни одна, даже самая мельчайшая частица Святых Даров не пропала.

Перед причастием необходимо читать специальные молитвы, называемые «Последование ко Святому Причащению». Это довольно объемный комплекс молитв, наиболее известными из которых являются молитвы Иоанна Златоуста и прочих святых. Иоанн Златоуст — один из Отцов Церкви, автор чина Литургии — по написанному им богослужению мы принимаем Святую Кровь и Пречистое Тело Спасителя Господа Иисуса.

«Популярных» или, как их ещё по незнанию называют, «сильных» молитв для подготовки ко Святому Причащению не существует.

Если Вы по состоянию здоровья не в состоянии вычитать все предполагаемые Правилом молитвы — обратитесь к священнику, который сможет благословить на чтение сокращенного Последования.

Никогда не уменьшайте чин самовольно — это большой грех, который не позволит причаститься достойно, принятие Святых Даров будет Вам во грех и дополнительное осуждение вместо прощения и просветления. Благодарственные молитвы после причастия — продолжение диалога с Господом, а не просто отбытие повинности.

Возблагодарите Бога за милости Его

После того, как Вы соединились с Самим Господом в Таинстве Причастия, нужно достойно хранить полученный Дух благодати Божией, а прежде всего — достойно поблагодарить Христа за допущение к Святому Таинству. Молитвослов держит также «Благодарственные молитвы о Святом Причащении» — комплекс молитвенных песнопений, которым принято благодарить Господа за проявленную им неизреченную милость.

В этом молитвенном правиле собраны жемчужины Слова, авторами которых были величайшие умы Церкви.

Тот же Иоанн Златоуст, Симеон Метафраст, и многие другие преподобные Отцы благодарили Всемогущего Милостивого Господа за то, что сподобились принять Его милость, и Святую Его Чистую Матерь за ее подвиг, результатом которого стало Боговоплощение, а в конечном итоге — наше общее Спасение от мрака и тлена Смерти.

Они благодарили и оставили нам, грешным и недостойным потомкам слова молитвы: чтобы, помня всегда о своем недостоинстве, могли и мы возносить Богу хвалу за Его человеколюбие, проявляемое к нам.

Будьте достойны принимаемых даров, и искренне благодарите Господа за Его милости и щедроты. Причастие — это великое таинство, не относитесь к нему, как к чему-то несущественному.

Детям о причастии

Как объяснять детям таинство святого причащения

Семья даже в самые трудные времена – это «малая Церковь», если в ней остается хотя бы искорка стремления к добру, к истине, к миру и любви, иначе говоря, к Богу; если в ней есть хотя бы один свидетель веры, исповедник её.

Совет 1: Как причастить младенца

В истории Церкви бывали случаи, когда лишь один единственный святой защищал истину христианского учения. И в семейной жизни бывают периоды, когда только кто-то один остается свидетелем и исповедником христианской веры, христианского отношения к жизни.

Ушли времена, когда можно было надеяться, что церковный быт, традиции народной жизни смогут воспитать в детях веру и благочестие. Не в наших силах воссоздать общий церковный уклад жизни.

Но именно теперь на нас, верующих родителей, ложится обязанность воспитывать в наших детях личную, самостоятельную веру.

Причащение младенцев, у которых ещё не может быть никакого понимания Таинства, очень близко связано с тем отношением к младенцам, пример которого дал нам Христос: «… приведены были к Нему дети, чтобы Он возложил на них руки и помолился; ученики же возбраняли им. Но Иисус сказал: пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне, ибо таковых есть Царство Небесное» (Мф. 19:13-14).

Иначе говоря, Иисус Христос показал, что физическое общение, физическая близость к Нему так же реальны, как и общение умственное, интеллектуальное, и что непонимание младенцами «истин о Боге» никак не препятствует их действительной близости «с Богом». И веками приносили православные матери в храм своих младенцев и причащали их, и никто не смущался, когда в церкви были слышны писк и крик младенцев.

Наступает момент, к двум годам примерно, когда ребенку, особенно если он не привык причащаться, надо как-то объяснить, что такое Причастие, что с ним в церкви будут делать.

Мне кажется, что тут не надо мудрить, а достаточно сказать: «Батюшка тебе причастие даст…» А постепенно, из отношения к ребенку-причастнику взрослых, из-за того, что в этот день его стараются одеть по-праздничному, ребенок начинает понимать, что причащение — радостное, торжественное, святое событие.

Годам к трем-четырем можно и нужно начать доступно объяснять детям смысл таинства Причащения. Можно рассказывать детям про Иисуса Христа, про Его Рождество, про то, как Он исцелял больных, кормил голодных.

И вот, когда Он знал, что скоро умрет, Он захотел в последний раз собраться со своими друзьями-учениками, поужинать с ними.

И когда они были за столом, Он взял хлеб, разломил его и раздал им, сказав: «Этот хлеб — Я Сам, и когда вы будете есть этот хлеб, Я буду с вами».

Потом Он взял чашу с вином и сказал им: «В этой чаше Я вам даю Самого Себя, и когда вы будете пить из нее, Я буду с вами». Вот как Иисус Христос первый раз причастил людей и сказал, чтобы все, кто Его любит, тоже так причащались.

По мере того как дети растут, надо объяснять им не только евангельские события, с которыми связано таинство Причастия, но и то, что оно значит в нашей жизни для нас, сейчас. Что значит в жизни христианина причащаться Святых Тайн? За Литургией мы приносим Богу наши дары — хлеб и вино. Хлеб и вино — это наши пища и питье.

Без пищи и питья человек не может жить, и наши, такие простые, дары означают, что мы приносим Богу в дар, в благодарность — самую жизнь нашу.

Объясняя детям смысл таинства Святого Причастия, можно рассказать, как священник приготовляет наши дары; вырезает частицы из принесенных просфор-хлебов, одну частицу — «Агнец» — для причастия, другую в честь Божией Матери, частицы в честь всех святых и в память умерших и живых, о которых его просят молиться.

Мы все — и дети, и взрослые — воспитываемся в понимании смысла Литургии по мере того, как мы все больше и больше вникаем в каждый возглас, каждое действие богослужения, каждое песнопение. Это — лучшая наша школа, которая длится всю нашу жизнь, и наша задача как родителей — развивать в детях интерес к смыслу того, что они видят и слышат в церкви.

На нас лежит ответственность научить детей, как приступать к таинству Святого Причастия. Конечно, надо отличать самое существенное от менее существенного. Мы, родители, должны научить наших детей, как подходить к Причастию: сложив руки на груди, не креститься, подходя к чаше, чтобы нечаянно ее не толкнуть. Нужно назвать священнику свое имя.

Все это внешние правила, и нельзя их смешивать со смыслом и значением Таинства, но достойное поведение в храме имеет большое значение, а дети в особенности любят чувствовать в торжественные минуты, что они «умеют держать себя» как большие. «Я отдаю себя Христу, а Христос входит в мою жизнь.

Его жизнь живет во мне», — вот смысл Святого Причастия, и в этом смысл нашей жизни, и цель нашей жизни раскрывается нам в этом смысле.

По книге С.С. Куломзиной «Семья – малая Церковь»

Вернуться к списку

С какого возраста ребенок должен исповедоваться?

На мой взгляд, довольно важным проблемным моментом в сегодняшней жизни Церкви является практика детской исповеди. То, что дети должны исповедоваться перед Причастием с семи лет, стало нормой с синодальной эпохи.

Как писал в книге о Таинстве Покаяния отец Владимир Воробьев, у многих и многих детей сегодня физиологическое взросление настолько опережает духовное и психологическое, что большинство сегодняшних детей в семь лет исповедоваться не готовы. Не пора ли сказать, что этот возраст устанавливается духовником и родителем абсолютно индивидуально по отношению к ребенку?

Дети в семь лет, а некоторые и чуть раньше, видят различие хороших и плохих поступков, но говорить о том, что это осознанное покаяние, еще рано. Только избранные, тонкие, деликатные натуры способны в столь раннем возрасте это испытать.

Есть удивительные детишки, которые в пять-шесть лет обладают ответственным нравственным сознанием. Но чаще всего за детской исповедью скрываются другие вещи.

Либо побуждения родителей, связанные с желанием иметь в исповеди дополнительный инструмент воспитания (часто бывает: когда маленький ребенок плохо себя ведет, наивная и добрая мама просит священника поисповедовать его, думая, что если он покается, то будет слушаться).

Как ребенку объяснить про причастие?

Либо какое-то обезьянничество по отношению ко взрослым со стороны самого ребенка – нравится: стоят, подходят, батюшка что-то им говорит. Хорошего из этого ничего не происходит.

У большинства детей нравственное сознание просыпается значительно позже семилетнего возраста, и я не вижу в этом ничего катастрофичного. Пусть приходят в девять, десять лет, когда у них появится бóльшая степень взрослости и ответственности за свою жизнь.

На самом деле, чем раньше ребенок исповедуется, тем хуже для него: видимо, не зря детям не вменяются грехи до семи лет. Только с достаточно более позднего возраста они воспринимают исповедь как исповедь, а не как перечень того, что сказано мамой или папой и записано на бумаге.

И вот эта формализация исповеди, происходящая у ребенка, в современной практике нашей церковной жизни является довольно опасной вещью.

Источник: //kanal21.ru/detjam-o-prichastii/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.