Как рожали в старину на Руси

Роды на Руси в старину. Как это было?

Как рожали в старину на Руси

Современные будущие мамы теоретически подкованы по всем вопросам.

С самого зачатия они знают, куда обратиться за помощью, какие книги почитать, исследуют всевозможные курсы для беременных, имеют возможность выбрать клинику для родов, покупают специальную косметику, ходят на гимнастику и йогу, делают восстанавливающие процедуры. Этот список дел можно перечислять очень долго. Беременность и роды словно поставлены на конвейер.

Все прекрасно в плане подготовки к значимому событию, но почему-то современным женщинам стало сложнее рожать. Количество проблемных беременностей увеличилось, часто встречается слабая родовая деятельность, требующая стимуляции.

Также ежедневно рождается много глубоко недоношенных детей. И все эти моменты имеют место в нашем обществе, несмотря на стремительное развитие медицины и современных технологий.

Возможно, стоит обратиться к опыту прошлых лет и это прояснит ситуацию.

Многодетные семьи

В старину практически каждая семья была многодетной. И это не три ребенка, как считается по нынешним критериям, а гораздо больше – от 7 до 12 и более. О процедуре кесарева сечения еще не было известно, как и об анестезии. Женщины рожали без применения каких-либо вспомогательных инструментов. Нередко женский организм без передышки вынашивал ребенка каждый год.

Болевой порог

Книга Никитиных под названием “Мы, наши дети и внуки”, написанная в 1978-1988 годах, красочно описывает впечатления рожениц того периода.

Например, опрос крестьянок и женщин, занимающихся тяжелым физическим трудом, показал, что 14% матерей пережили процесс родов вообще безболезненно, некоторые отзывались о крайне сильных болевых ощущениях, но большинство оценило эту боль как среднюю и вполне терпимую.

Предполагается, что европейским женщинам внушается информация, что рожать очень больно, такой психологический момент сказывается на течении процесса.

Исследования, проведенные современными специалистами, показывают, что основное влияние на родовую деятельность и уровень болевых ощущений играет личный настрой роженицы.

Чтобы облегчить процесс, обычно предлагают заниматься медитацией и ознакомиться с позитивным мышлением. Закрепить мысль, что эта боль во благо.

Доказано, что если болевые ощущения переживаются ради благой цели, их легче вынести.

Как рожали раньше

Несмотря на кажущуюся простоту, в старину процесс родов был окружен массой обрядов и ритуалов. Сегодня многим из них нашли научное объяснение.

Место для родов считалось нечистым, поэтому обычные женщины рожали в полевых условиях, в хлеву или в предбаннике. В домашней обстановке роды случались крайне редко.

Роды в бане

Самым благоприятным местом для появления на свет новой жизни считалась баня. Помещение тщательно подготавливалось: стены пропаривались по специальной схеме, этот ритуал должен был облегчить роды. Деревянные полы и стены натирали до блеска.

Поза для родов

На сегодняшний день медицинские учреждения предлагают массу приспособлений, чтобы облегчить родовую деятельность. Существуют специальные кресла и кровати с регулирующейся спинкой. В старину ничего подобного не было.

Позу для родов предлагала бабка-повитуха. Она была и за врача, и за акушера, и за консультанта по грудному вскармливанию. Простолюдинки рожали в примитивных позах: на корточках или стоя, опираясь на лавочку.

Дворянки и дамы высшего сословия предпочитали рожать лежа.

Методы облегчения родов

На Руси свято верили в приметы и поверья. Считалось, что для облегчения процесса родов необходимо открыть все, что открывается: окна, двери, печные заслонки и все ящички. Это делалось для того, чтобы облегчить ребенку путь в этот мир.

Еще одно поверье связано с волосами и узелками. Роженице обязательно распускали косы, снимали все украшения с прически, распутывали каждый узел на одежде.

Когда процесс начинался, перед всеми иконами зажигались венчальные свечки. Иногда женщине предлагали жевать волосы, чтобы отвлечь от мук.

В глухих деревнях примет было еще больше. Например, повитуха обязательно должна была посыпать родовые пути сахаром. Считалось, что малыш отреагирует на сладенькое и поскорее появится на свет. Выманивали детей таким странным способом.

Маме нельзя спать

После родов новоиспеченной маме нельзя было засыпать, иначе черти могли в это время подменить ребенка.

Уход за новорожденным

Чтобы перетянуть пуповину, традиционно использовали материнский волос. Предполагалось, что это действие будет связывать мать и ребенка. Потом пуповину обрезали.

Беби-йога существовала и тогда. Бабка-повитуха разминала ручки, ножки и гладила по голове.

Материнская матка считалась печью, и если ребенок был слаб, его трижды помещали в теплую русскую печку, чтобы он “допекся”. Это действие вселяло уверенность, что малыш будет здоровым и крепким.

После этого наступал черед первого обмывания младенца. Готовилась специальная соленая вода с добавлением яйца и монеты из серебра. Приговаривали слова “чтобы был белым, чистым и богатым”. Воду после купания выливали на наружный угол избы, где располагались иконы. Нужно было стараться выплеснуть воду повыше – от этого якобы зависел рост ребенка.

Послеродовый массаж

Сейчас женщины восстанавливают организм в кабинете остеопата. В старину все та же бабка-повитуха могла сделать любой массаж. Она могла вправить матку, поставить на место внутренние органы. Существует версия, что именно эти манипуляции могли стать причиной высокого процента материнской смертности.

Современная медицина категорически против любых видов массажа на животе в течение первых пары месяцев после рождения малыша.

Закапывание плаценты

Вековые традиции обязывали жителей того времени закапывать плаценту возле стены дома или около дерева. Некоторые губернии на месте закопанной плаценты садили новое дерево.

Партнерские роды

Совместные роды – это не новинка современной медицины. Они существовали на Руси повсеместно. Если отец не был занят другими делами, он всегда принимал активное участие в процессе деторождения. Он давал жене воду, делал массаж поясницы, помогал переодеться.

Новорожденного малыша обязательно заворачивали в рубаху папы, чтобы любил. А потом – в тулуп отца, ради богатого будущего. Рубашку глава семейства снимал с себя, чтобы сохранить родной запах.

Будущего папу угощали соленой кашей, посыпанной перцем.

Крещение

Крестили на 9-й день, иногда это могло случиться раньше. До крещения у всех детей было имя Богдан. Настоящее собственное имя давали уже во время совершения таинства.

Чепчик после обряда ребенок носил 12 дней, не снимая. Крестильная рубашка передавалась по наследству следующим детям, для дружбы.

После родов – на работу в поле?

Современные представления о родах на Руси рисуют именно такую картину. Но на самом деле на работу в поле родившие женщины выходили только в крайних случаях, например, во времена голода или войны.

В основном это были вдовы, которые должны были сами кормить семью.

В суровых жизненных условиях они ходили работать с повязкой, проходящей через промежность и завязывающейся на плече, чтобы придержать выпадывающие органы.

Послеродовый отпуск давал шанс на благополучное вынашивание следующих беременностей. Повитуха помогала и настраивала маму. Соседи также поддерживали и приносили еду. Все старались помочь женщине справиться с этой непростой ролью мамы.

В целом, уровень здоровья и силы тех матерей был гораздо выше, чем у современных.

Источник: //FB.ru/post/history/2018/11/27/37068

Родился в рубашке: как узнавали о беременности и рожали в старину

Как рожали в старину на Руси

В наше время медицина сулит женщинам максимально безопасные роды, которые могут привести к летальному исходу лишь в единичных случаях. Однако в древности это было не так.

Женщина понимала, что роды представляют для нее большую опасность. Многие боялись рожать, так как знали, что от кровопотери или инфекций умирает едва ли не каждая вторая роженица.

«МИР 24» рассказывает, как в эпоху древнего мира и на Руси определяли беременность, реагировали на бесплодие и рожали.

Древняя Греция

Базальтовая фигура женщины, дающей рождение   барельеф изображение родов в Древней Греции

В Древней Греции определение беременности основывалось на вполне объективных признаках – наличии тошноты, рвоты, слабости, отсутствии аппетита и менструальных выделений.

Взаимосвязь между прекращением критических дней и наступлением беременности впервые сформулировал знаменитый древнегреческий целитель Гиппократ. Известно, что 9 из 72 научных сочинений врача были посвящены женским болезням и акушерству.

Однако глубокие познания не помешали целителю придумать еще один, совершенно безумный по современным меркам способ определить беременность. Своим пациенткам Гиппократ предлагал выпить особый раствор.

Для его приготовления необходимо было растолочь анис, смешать его с медом и растворить в воде. Выпив этот напиток, беременная непременно должна была почувствовать брюшные судороги. Если же она их не ощущала, значит, пополнения в семействе ожидать не стоило.

Для определения пола ребенка Гиппократ тоже предусмотрительно предлагал два способа. Целитель полагал, что цвет лица роженицы может свидетельствовать не только о ее самочувствии, но и о половой принадлежности малыша.

Бледность лица говорила о том, что на свет появится девочка, а здоровый розовый румянец указывал на рождение мальчика.

Также пол ребенка можно было проверить по направлению сосков роженицы. Направленные книзу соски подтверждали, что у женщины родится девочка, а кверху – мальчик.

Перед воспроизведением на свет ребенка роженице в Древней Греции полагалось встать на колени. Считалось, что такое положение может облегчить муки женщины.

Акушерская помощь оказывалась только при очень тяжелых родах. В остальных случаях от повитухи требовалось лишь перерезать пуповину. Со временем повитухи стали отдельным социальным классом.

Ценные знания об акушерстве они передавали из поколения в поколение.

Древний Рим

Древнеримское барельефное изображение акушерки (повитухи)

На какие только хитрости не шли римляне в древности, чтобы обзавестись потомством! Так, беременные римлянки щедро украшали себя аксессуарами из янтаря. Считалось, что этот камень способен помочь женщине благополучно доносить плод и перенести беременность.

Если вдруг супруга оказывалась бесплодной, римский патриций мог спокойно позаимствовать у другой семьи плодовитую женщину.

Чтобы облегчить мучения роженицы, акушерки Древнего Рима подносили к ее носу специальные ароматические вещества и ждали, когда она начнет чихать. Римляне были убеждены, что рефлекс может помочь вытолкать младенца из утробы. Так как анестезия еще не была изобретена, кесарево сечение делали только умершим во время родов женщинам.

После рождения первым делом малыша демонстрировали Pater Familias – отцу семейства, самому старшему члену семьи. Он подтверждал законнорожденность младенца особым ритуалом – брал его на руки и поднимал над головой. Так как отцу семейства было важно обзавестись наследником, он всегда с нетерпением ждал известия о рождении мальчика. Девочки унаследовать трон не могли.

Из-за высокой смертности римляне опасались, что ребенок может умереть вскоре после родов, поэтому имя малышу давали только когда окончательно убеждались в его жизнеспособности – спустя неделю после рождения.

В Древнем Риме жил и работал главный оппонент Гиппократа в превратностях гинекологии Соран Эфесский, более известный как основоположник педиатрии. Соран отрицал мнение Гиппократа о том, что шестимесячный плод, по сравнению с семимесячным, имеет больше шансов на выживание. Зрелый плод всегда оказывается более жизнеспособным, полагал Соран.

Также он выступал за отказ от грубого родовспоможения и выработал правила кормления новорожденных грудью. Профессионализм Соран перенимал у повивальных бабок. Его не смутило, что в Древнем Риме секретам акушерства обучались в первую очередь женщины. Набравшись опыта, он обучил не одно поколение акушерок правильному повороту на ножку и извлечению плода.

Древний Египет

Древнеегипетские фрески

Египтян, как и римлян, особо интересовало, не бесплодна ли избранница. Тестом на беременность служили обыкновенные злаковые саженцы, на которые женщине следовало помочиться. Таким экзотичным способом заодно можно было узнать пол будущего ребенка.

Если первой прорастала пшеница, значит, родиться должна была девочка, а если ячмень, то мальчик. Египтяне полагали, что в моче беременной женщины содержится особый гормон, поэтому в 70% случаев ее урина безошибочно демонстрировала наличие беременности.

Египтянки рожали сидя на корточках. Стопы ног следовало размещать на двух родильных кирпичах, украшенных росписью с изображением различных божеств. Процесс родов сопровождался магическими ритуалами, участники которых призывали на помощь роженице богов, изображенных на кирпичах. Если роды протекали тяжело, женщину приходилось окуривать благовониями.

Главной покровительницей рожениц и новорожденных египтяне считали богиню Таурт. Обычно ее изображали в виде самки гиппопотама или крокодила с львиными ногами, округлившимся животом и пышной грудью.

Образ Таурт часто встречался на амулетах, которые носили роженицы, а также в небольших молельнях, которые египтяне возводили близ жилищ в честь богини. Во время многочисленных раскопок в Древнем Египте археологи не раз находили статуэтки Таурт из керамики и фаянса. Вместе с тем культ плодовитой богини не распространился на храмы и пирамиды.

Русь

 wikipedia.org / «Новый член семьи», (1890 года), «Новое знакомство», (1885 года) / Карл Йоханн Лемох

Роды на Руси было принято принимать в бане. Считалось, что только там роженице обеспечена спокойная обстановка и чистота. Перед родами стены и пол бани обязательно начищали добела.

Бабки-повитухи (в народе их чаще называли пупорезками) были незаменимыми спутницами рожениц и женщин, страдающих бесплодием. Для стимуляции родового процесса, лечения бесплодия и восстановления организма после родов они использовали лекарственные травы, поэтому им очень важно было обладать знахарскими премудростями.

Простолюдин не всегда мог позволить себе услуги по родовспоможению. Нанять повитуху, как правило, могла лишь обеспеченная знать. Придворные повитухи помогали князьям (а позже – царям и императорам) подобрать здоровую и целомудренную невесту. Всех претенденток повитухи подвергали строгому медицинскому осмотру.

Ослабшей после родов женщине спать не разрешали, так как, согласно народному поверью, новорожденного во время сна матери могли подменить черти. Если же женщина долго не могла разродиться, в ход шли методы, которые вряд ли придут на ум современным акушерам-гинекологам.

Для облегчения родовых мук деревенские знахарки могли, например, посыпать родовые пути сахаром.

Так, у Михаила Булгакова в «Записках юного врача» есть показательный монолог акушерки, в котором она рассказывает, как деревенская знахарка пыталась «выманить» младенца при помощи рафинада:

«Чувствую под пальцами в родовом канале что-то непонятное… То рассыпчатое, то кусочки… Оказывается – сахар-рафинад! Знахарка научила. Роды, говорит, у ей трудные. Младенчик не хочет выходить на Божий свет. Стало быть, нужно его выманивать. Вот они, значит, его на сладкое и выманивали!»

Далее булгаковская героиня рассказывает еще одну животрепещущую историю о том, как роженице для облегчения физических страданий дали пожевать собственные волосы:

«Раза три привозили нам рожениц. Лежит и плюется бедная женщина. Весь рот полон щетины. Примета есть такая, будто роды легче пойдут».

Переквалифицироваться из доморощенных повитух в профессиональных акушерок женщины смогли лишь в 1757 году. В Москве и Петербурге открылись первые курсы по подготовке профессиональных акушерок, где учащиеся, как и полагается, сдавали экзамены и получали допуск к работе.

ПОЗНАЙ ДЗЕН С НАМИ ЧИТАЙ НАС В ЯНДЕКС.НОВОСТЯХ

Источник: //mir24.tv/articles/16304138/rodilsya-v-rubashke-kak-uznavali-o-beremennosti-i-rozhali-v-starinu

Как рожали в старину?

Как рожали в старину на Руси

В древние времена сложным в жизни женщины было рождение ребенка. Из-за переживаний о положительном завершении родового процесса, родственники и беременная вынуждены были скрывать факт вынашивания плода от посторонних глаз. Будущую мать оберегали и на время освобождали от домашней работы. Но в деревнях, бывало, рожали в старину даже в поле за работой или у реки за стиркой.

Планирование и период беременность

Как только происходило зачатие, женщина старалась всеми возможными способами скрывать положение. Особенно это касалось сел и деревень, где такое событие было огромной новостью.

С тех пор, когда виднелся округлый животик, окружающие разносили весть по селению.

Тогда к беременной женщине начинали относиться более благосклонно, не давали тяжелую работу, но определенные обязанности у нее были.

Мужчины не придавали процессу вынашивания должного внимания, ведь считали это женским бременем. Были случаи, что муж роженицы полностью погружался в роды.

Люди считали будущую мать имеющей сверхъестественные силы и обладающей магией. Женщин обходили стороной из-за того, что при вынашивании внутри находилось две души, маму сравнивали с нечистым духом.

Начиная с третьего триместра, беременная не имела права участвовать в свадебных процессиях, крестинах и похоронах. Существовали предостережения, которыми женщина не могла пренебрегать. Нельзя перешагивать через коромысло, чтобы не вырос горб у ребенка, не переступать через плоды, не произошел выкидыш и не ходить по острым предметам, не призвать тяжелые родины.

Запрещалось ходить по веревкам и прутьям, так как ребенок мог родиться обвитым пуповиной. Кошек и собак будущие мамы не обижали, иначе у малыша проявятся родимые пятна с шерстью внутри. Заранее не заготавливали одежду новорожденному, даже на первое время.

За пару дней до родов женщина начинала снимать одежду и украшения. В предполагаемый день родоразрешения, она оставалась ночной рубахе. Как правило, повитуха и мать роженицы читали заговоры и молитвы весь процесс. Когда беременная отправлялась рожать, супруг открывал двери и чуланы в доме для быстрого рождения ребенка.

Процесс родоразрешения

Совместные роды. В родовой деятельности разрешалось принимать участие супругу и матери рожающей. Также приглашали опытную бабку — повитуху. Рожать в жилом доме запрещалось канонами, поэтому процесс происходил в бане или в хлеву.

За несколько дней до появления младенца, женщины с помощниками отправлялась в укромное место, и ждали начала схваток. Повитуха переодевалась в чистую одежду, периодически осматривала роженицу, всячески подбадривала.

Если роженице было сложно двигаться по помещению, бабка поддерживала ее под руки. Все родственники постоянно читали заговоры для легкого течения процесса родов.

В конце первого этапа родовой деятельности, акушерка давала рожающей рвотное зелье, способствующее быстрому раскрытию шейки матки. Для облегчения потуг, в комнате, где проходили роды, натягивали плотную веревку.

За нее будущая мать хваталась в момент сильного спазма матки.

Позы. Раньше рожали в вертикальном положении. При прорезывании головки, мать просила хорошей судьбы чаду. Считалось, что в этом момент ангел наделяет новорожденного душой.

Роды в 18 веке происходили на высоком уровне только во Франции. Там применялись специальные кресла, подобные современным. Акушер принимал ребенка сидя на маленькой табуретке.

Как женщины рожали в старину:

  1. на корточках;
  2. в коленно-локтевом положении;
  3. на специальном кресле.

Однажды король Людовик ХIV захотел присутствовать при деторождении. Ему было неприятно сидеть ниже женщины, поэтому член королевской семьи предложил положить роженицу на спину. Отсюда роды в 19 веке проводились в горизонтальном положении, несмотря на то, что родовая деятельность затягивалась и была мучительней. Поза «лежа на спине» нефизиологическая для данного процесса.

В конце 20 века, родоразрешение начали проводить снова в полу вертикальном положении, что делало процедуру рождения ребенка более естественной. Вертикальные позы практиковали еще в Индии, Азиатских странах и Америке.

Обезболивание. Роды в старину не облегчали эпидуральной анестезией, но существовали методы воздействия на болевые ощущения. Для снижения сильного дискомфорта, роженицу окуривали специальными травками и применяли определенные ритуальные танцы или песни.

Рожающую вводили в транс, пребывая в котором, мама не чувствовала ничего. Это были дыхательные упражнения, помогающие правильно делать вдох и выдох. Травяные лекарства применялись как стимулирующие средства. Еще одним вариантом использования нестандартного психологического состояния являлась остановка послеродовых кровотечений.

Операции. Первые случаи проведения родов операционным способом, зафиксированы в 17 веке, но исходя из африканских археологических находок, их проделывали значительно раньше. От одной акушерки к другой, столетиями переходили успешные приемы, помогающие роженице облегчить процесс изгнания плода.

Повитухи знали, как повернуть поперек лежащего ребенка за ножку перед выталкиванием из матки. Акушерские щипцы применялись еще с 16 века. Это приспособление древних индейцев, используется до сегодняшнего времени.

Рождение ребенка на Руси

Наши далекие предшественники были суеверными, поэтому появление новорожденного окружалось предрассудками и обычаями. Роженице нужно было снимать круглые предметы (серьги, кольца), чтобы освободиться от длительной беременности. Во время периода схваток, в доме будущей матери открывали окна, сундуки, двери и тумбы.

В основном, супруг принимал участие в родовом процессе. Его роль заключалась в создании комфортных условий для жены (подать воды, потереть поясницу). Тогдашние мужчины знали секрет, как упереться коленом в спину, чтобы снизить боль при потугах.

Женщины рожали раньше на Руси с мужьями, им было так легче переносить тяготы родового акта. В некоторых регионах супруг стонал и кричал вместе с женой. Позже, Петр I официально перевел повитух в статус акушерок и запретил им убивать детей, рожденных с патологиями. До этого момента малышей с уродствами настигала та же участь, что и в Спарте.

Роды на Руси проходили в укромном месте, подальше от чужих глаз. Под запретом стояла подготовка вещей младенцу до его рождения, чтобы не притягивать беду. Если акушерка увидела, что пришла пора рожать, муж три раза пролазил между ног жены.

Близкие перед родовым действием всегда прощались с роженицей из-за возможной смерти. От опыта и умений помощницы зависел исход процесса. После рождения ребенка, бабка закапывала детское место, а мать касалась своей пяткой рта младенца для спокойного сна. Далее акушерка перерезала и завязывала пуповину, а затем закусывала и трижды сплевывала через левое плечо.

Чтобы уберечь младенца от глазливых людей, первое мытье происходило в закрашенной молоком воде. Во время купания, акушерка формировала ровную головку, пока череп не затвердел. После купели новорожденного клали на тулуп и пеленали в отцовскую рубаху. Многие традиции и предрассудки сохранились до сих пор. А вот верить этому или пропускать мимо ушей – дело рожениц.

Крестины

Следующим важным событием в жизни матери считалось крещение младенца, обряд совершали на 9 день от рождения. Суть этого действия заключалась в погружении новорожденного в воду под молитвы священника.

Столетия спустя, обязательным условием стало наличие при таинстве крестных, которые брали роль духовных родителей. На протяжении обряда священник читал молитвы, а крестные отрекались от сатаны, сплевывая через левое плечо. После, батюшка совершал обряд помазания и трижды окунал младенца в специальную емкость с водой.

Далее на ребенка одевали крестильную длинную сорочку и крест. Крестик делал крестный отец из дерева, а рубаху шила духовная мать. Затем священник проводил обряд миропомазания уже окрещенного малыша. В завершение процедуры крещения, святой отец срезал крестом небольшие пряди волос, которые скреплялись воском и отдавались на хранение родителям.

Наиболее подходящим местом для проведения таинства считали реку, но в холодное время года все проходило в стенах церкви. Воду после священной процессии, выливали в ручей или речку. После окончания обязательных мероприятий, гости шли к окрещенному в дом на праздничный обед. На самом почетном месте садились крестные родители.

По окончании празднований родители дарили подарки новым духовным родственникам, кумовьям, за то, что они согласились взять на себя заботы. Ничего не изменилось с тех времен, разве что подарки теперь дарят только виновнику торжества, а не крестным родителям. Да и сам обряд проводят в церкви или на дому, но не в реке.

Восстановление после родов

Как известно, раньше рожали детей при помощи повитух. Эти женщины помогали роженице и младенцу. После появления детского места, бабка вправляла матку в нужное положение.

Именно эта манипуляция в основном влекла смерть. Сразу после родового акта, матери давалось время для отдыха и восстановления сил.

Весь период лактации, женщина была освобожденной от тяжелой работы, кормили ее сверх нормы.

Роженица после родов в старину дважды в день парилась в бане на протяжении недели. Таким образом, пытались воздействовать на сокращение матки. Мать считалась полуживой, ей разрешалось лежать несколько недель на кровати, если было кому заботиться о малыше.

Во время войн, все проходило значительно суровей. Матерям, потерявших мужей, приходилось выходить на работу, чтобы прокормить семью. Им было сложно восстановиться. Через тяжкий труд, появлялось выпадение матки и внутренних органов.

Женщины имели специальные подвязки, надевающиеся на плечо и поддерживающие внутренности во вправленном положении. Отсутствие условий для нормальной гигиены, негативно влияло на здоровье послевоенных матерей, наблюдался высокий уровень смертности от инфекций. Но экология, натуральные продукты и физическая подготовленность делали тогдашних женщин выносливей.

Роды в старину проходили примерно так же, как и сейчас. Вперед шагнула отрасль медицинского обезболивания детородного процесса, и появилось комфортное пребывание роженицы с малышом в послеродовой период.

Их не сравнить с антисанитарными условиями старины. Некоторые приемы и методы извлечения ребенка из матки используются в гинекологии по сегодняшний день.

Положение женщины в родах осталось неизменно вертикальным.

Источник: //rozhau.ru/podgotovka/kak-rozhali-v-starinu/

Как рожали в древности

Как рожали в старину на Руси

В Средневековье материнская смертность составляла 40% – половина умирала во время родов, вторая половина – в течение месяца-полутора после них. Чтобы понять причины такого количества смертей, нужно знать, как в древности рожали женщины, с какими опасностями для здоровья им приходилось сталкиваться.

Лежа на спине

Способ, когда роженица лежит на спине с широко разведенными и согнутыми в коленях ногами, появился лишь в 17 веке. В письменных источниках тех лет есть упоминание о том, что придумал его Людовик XIV.

Король пожелал видеть процесс появления ребенка на свет. Матерью новорожденного была одна из придворных дам. Повитухи уложили будущую маму на спину, а монарх наблюдал за происходящим из-за ширмы.

Это был первый эксперимент – он прошел удачно. До фрейлины европейских дам усаживали на специальные кресал с огромным отверстием на месте сидения. Отверстие нужно было, чтобы принять ребенка.

Стоя на коленях

При современном уровне медицины и высокотехнологичной оснащенности клиник сложно принять то, как рожали древние женщины. Первобытные люди отличались завидной выносливостью  — об этом свидетельствуют множественные археологические раскопки и исследования.

Женщина уходила далеко от своего поселка и людей, чтобы ребенок появился на свет в полном уединении. На месте она собирала камни и выстраивала из них невысокую пирамиду. Затем становилась на колени на землю, упиралась руками в каменную пирамиду и терпела потуги.

Младенца она принимала сама, перерезала пуповину сама – на несколько километров вокруг никого не было, так что рассчитывать на помощь было бессмысленно.

На корточках

В каменном веке женщины рожали почти так же, как первобытные предки. К 11-12 годам девочки уже считались взрослыми – наступал период половой зрелости. В регионах с прохладным климатом роженицы уходили на некоторое время в пещеры – там не было ветров.

В Индии и Америке (еще до открытия ее Колумбом) привычной была поза на корточках. Будущие мамы разрешались и стоя. Чтобы не упасть, они хватались руками за ветки деревьев поблизости.

Африканские столы и ткань

То, как рожали в древности, цивилизованному европейцу кажется дикостью, а в некоторых племенах Африки медицинская помощь женщинам не оказывается до сих пор. Знахари кладут рожениц на доску – она заменяет операционный стол, делают «кесарево» или перерезают пуповину ножом, а в качестве обезболивающего и анестетика используют банановую брагу.

Есть племена, в которых до сих пор практикуется старый метод. Женщина во время схваток садится на землю, ее супруг берет плотную ткань, обхватывает ею живот с плодом и становится сзади. Он со всей силы натягивает полотно, одновременно упираясь ногами в поясницу женщины. Таким образом создается давление на плод, которое его выталкивает.

Хижины команчи

У индейцев команчи акушерами были мужья. Специально для родов племена строили отдельную хижину. Супруг-акушер мягко массировал живот будущей маме, способствуя продвижению плода. Как только младенец появлялся, отец принимал его и перерезал пуповину.

Постепенно акушерство стало чисто женским ремеслом – его практиковали пожилые дамы. В народе их называли «повитухами», «бабками». У древних греков этим занимались специально обученные повивальные бабки – они умели поворачивать плод при его неправильном положении, знали другие хитрости. Появление малышей на свет обязательно сопровождалось магическими заклинаниями.

20 потуг и птичий помет

Техникой поворота плода владели и в Древней Греции, Древнем Риме. Инструментов для обследования и родов в Средневековье не было, уровень развития медицины был низким, но акушерки умели обследовать матку вручную, а при необходимости – расширить шейку матки.

Чтобы ускорить выход плода, женщинам давали чихательные средства, травяные сборы, уксус с сахаром. На бока роженицы прикладывали компрессы из помета птиц или натирали розовым маслом.

Повитухи считали потуги – их должно было быть двадцать. Считалось, что ребенок появится после такого количества. Пуповины перерезали на расстоянии 4 сложенных пальцев.

Младенцев купали в вине или молоке, туго пеленали и ставили колыбель в темный угол. Мама не имела права покидать комнату в течение месяца – входить к ней могли только повивальные бабки.

Маммизи

Беременные египтянки находились под покровительством богини Таурт. Они надевали на шею специальный амулет с ее изображением, клали его в изголовье кровати и не снимали даже во время родов.

О том, как рожали в Древнем Египте, упоминается в письменных источниках. Будучи «на сносях», женщины посещали ближайший Маммизи – родильный дом, но не такой, каким его представляют современники.

Маммизи – храмы, возводившиеся в честь богини Хатор. Согласно египетским мифам, она дала жизнь чудесному ребенку, получившему в дар вечное детство. Будущие мамы приходили в эти храмы, чтобы заручиться поддержкой высших сил.

После визита они отправлялись домой – оставалось только ждать. С акушеркой договаривались заранее. Египтянки в Средневековье рожали на корточках, опираясь ступнями на два каменных бруска, как и древние индианки.

Если роды были тяжелыми, женщине натирали живот шафраном и пивом, отгоняя злых духов дымом тлеющей смолы.

Первое руководство по акушерской практике с детальными картинками появилось лишь в 16 столетии – в эпоху Ренессанса. Тогда же женщины начали рожать в спальнях на подушках.

Источник: //xn--e1aahgrctjf9g.com/kak-rozhali-v-drevnosti/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.