Как сформировать у детей правильные пищевые привычки

Содержание

Правильные пищевые привычки

Как сформировать у детей правильные пищевые привычки

Быстрорастворимые каши, творожки из магазина и полуфабрикаты стали бессменным помощником для всех молодых родителей. Не нужно несколько раз пропускать через мясорубку кусок отварного мяса, нет дефицита продуктов, а сладостями всех видов и в любых количествах можно всегда «порадовать» любимого ребенка.

Наши дети предпочитают овощам и фруктам фастфуд, а мы «балуем» трехлетних чад майонезом и кетчупом. Но на фоне этой идиллии врачи констатируют: число заболеваний пищеварительной системы, гастритов, ожирения и болезней зубов у дошкольников, младших школьников и молодежи неуклонно растет.

Формировать правильные пищевые привычки нужно с детства, уверяют специалисты. Культура здорового питания зарождается в семье, и агрессивной рекламе шоколадных батончиков должен противостоять правильный пример родителей в выборе продуктов и их приготовлении.

А детский рацион должен качественно отличаться от взрослого, говорят самарские врачи.

Можно винить в болезнях пищеварительного тракта некачественные продукты, вредную колбасу и плохую экологию. Но когда родители сами покупают своим деткам газировку и чипсы, то должны понимать, что даже дорогостоящие санатории не спасут их от гастрита.

В России вклад несбалансированного питания в смертность составляет 12,9%, а излишнего веса – 12,5%.

Избыточный вес в детстве и юношестве ассоциируется не только с возрастанием риска ожирения и неинфекционных заболеваний во взрослом возрасте, но также с рядом непосредственных проблем со здоровьем, например, гипертонией и резистентностью к инсулину.

В России утверждены основы государственной политики в области здорового питания до 2020 года, и взят курс на снижение числа первично выявленных заболеваний среди детей и подростков, связанных с питанием (анемии, недостаточность питания, ожирение, болезни органов пищеварения) на 10%.

А вот уровень ожирения среди взрослых жителей планеты в течение последних 30 лет вырос почти в два раза. Всего, по подсчетам исследователей, ожирением в настоящее время страдают более полумиллиарда людей. Согласно оценкам, в 2010 году более 42 миллионов детей в возрасте до пяти лет страдали избыточным весом или ожирением.

Корень проблем

Пищевое поведение – это то, что закладывается с детства. И проблемы ожирения и лишнего веса у взрослых людей в большинстве случаев связаны с неправильным пищевым воспитанием. Отношение к еде закладывается с первыми ложками каши и первыми удачными попытками «стянуть» со стола конфету.

Большую роль в пищевом воспитании ребенка играют родители, которые собственным поведением неосознанно закладывают определенные пищевые привычки. Например, если мама привыкла заедать все свои проблемы сладеньким, ее дочь будет делать так же, причем с раннего подросткового возраста, считают психологи.

Постоянная борьба с лишним весом – один из результатов насильственного кормления в детстве.

Если в детстве ребенок, наоборот, недоедал, то у него впоследствии появляется привычка съедать все, что есть на тарелке, даже детское питание уже своего собственного ребенка.

Родственники старшего возраста, помня свое полуголодное детство, стараются дать внукам все возможности есть досыта. Они внушают, что здоровый ребенок – это толстый ребенок.

Малыши, попадая в руки таких бабушек и дедушек, привыкают кушать сверх меры и из-за этого начинают полнеть еще в раннем детстве. Так переедание и нездоровое питание становятся нормой жизни многих поколений родителей и их детей.

На что же нужно обратить внимание? На собственный пример! Если утром родители выходят из дому голодными, как ребенку поверить в то, что во время завтрака нужно поесть? Взрослые могут выбрать для себя устраивающий их режим питания, но ребенку обязательно нужен нормальный завтрак, обед и ужин для полноценного роста и развития. А лучше всего семью сплачивают совместные трапезы, так что от правильных традиций при приеме пищи одна польза. А вот постоянные перекусы и бутерброды дают быстрое насыщение, но портят аппетит и не оставляют в животе ребенка места для нормальной еды.

Здоровое отношение к продуктам

Вторую роль в формировании пищевого поведения после родительского примера играет собственный опыт. Маленькие дети часто не любят кушать все самое полезное потому, что не попробовали этого во время введения прикорма.

А когда вступили в стадию детского консерватизма в еде, то соглашаются только на знакомые продукты. Вывод прост – начинать введение новых продуктов своевременно и действовать методично. Сроки и порядок введения прикорма для младенцев можно узнать у педиатра.

Стоит помнить, что вареная, тушеная, приготовленная на пару пища куда полезнее для детей, чем основательно прожаренная.

Как же правильно сформировать пищевое поведение у ребенка? Во-первых, нужно понимать, что детский рацион должен кардинально отличаться от взрослого.

Если правила питания для детей до трех лет жестко регламентированы, то для более взрослой аудитории не хватает информации о здоровом питании, считает заведующий кафедрой детских болезней СамГМУ, доктор медицинских наук Дмитрий Печкуров: «Должно быть больше информации и рекламы здорового питания.

В основе такого питания лежит растительная клетчатка, а не фастфуд, конечно. Тот образ счастливого питания, который пропагандируется фастфудом – это не есть хорошо. Школьное питание тоже важный компонент, но это скорее компенсирующий фактор. Ребенок должен дополучить в школе то, чего не хватило дома. Поэтому школы должны быть с полноценным пищеблоком.

Но самые важные рекомендации по питанию касается родителей. В семье должна быть правильная культура питания, если родители неправильно питаются, то так же будут делать и дети. На приеме пищи нужно сконцентрироваться, ужин не позже 1-2 часов до сна, обязательно свежие овощи и фрукты. И еще: колбасы и сосиски не должны быть основой питания!»

Копченая колбаса – это не еда для годовалого ребенка. После полутора-двух лет можно иногда предложить малышу пельмени, колбасу или сосиски, предназначенные для детского питания.

Но чем позже дитя распробует карамель и шоколад, тем лучше. Детям до трех лет нельзя предлагать маринованные продукты и соленую рыбу.

Консервы в детском питании могут присутствовать, но только помеченные как пригодные для ребенка конкретного возраста.

Еда не должна быть утешением, поощрением или наказанием, считают психологи.

Когда дети получают вредную еду в качестве отвлечения от неприятных моментов, то с чего же они начнут есть нормальные продукты? Слишком сладкое и слишком жирное сильно ударяет по вкусовым рецепторам, буквально «подсаживая» ребенка на такую еду, как наркотик.

Проще не начинать знакомить детей с чипсами и газировкой, чем потом лечить желудочные проблемы и кариозные зубы. В английском языке для такой еды есть свой термин junk food – мусорная еда.

Ребенок очень восприимчив к информационным воздействиям и рекламе. И противопоставить навязчивым образам детям просто нечего, так как у них еще не сформировался ни собственный взгляд на правильное питание, ни критичность. Дети – это самая уязвимая целевая группа и идеальная аудитория для рекламодателей.

Ребенок неосознанно воспринимает все происходящее на экране телевизора за истину и моментально желает получить рекламируемый товар. Беда в том, что соблазны далеко не всегда являются полезными: от сладостей, жвачки, полуфабрикатов и гамбургеров у детей серьезные проблемы со здоровьем.

Всемирная организация здравоохранения в этом году выпустила свод рекомендаций о маркетинге пищевых продуктов и безалкогольных напитков, ориентированный прежде всего на маленьких потребителей.

Цель политики однозначна – снизить влияние на детей рекламы продуктов с высоким содержанием насыщенных жиров, трансжирных кислот, свободных сахаров или соли.

Данные исследований свидетельствуют о том, что телереклама влияет на пищевые предпочтения детей, их просьбы о покупках и структуры потребления.

Если не заниматься проблемой нездорового питания, то она в сочетании с другими факторами риска повышает распространенность заболеваний среди различных групп населения в результате роста кровяного давления, повышения содержания глюкозы и нарушений липидного состава крови, и избыточного веса или ожирения, свидетельствует ВОЗ. Хотя случаи смерти от таких заболеваний происходят главным образом во взрослом возрасте, сопутствующие нездоровому питанию риски возникают в детском возрасте и нарастают на протяжении всей жизни.

Для ребенка из семьи любого уровня обеспеченности «вредный» продукт благодаря рекламе остается самым желанной едой. Детские недуги плавно «наследуются» и молодежью, в результате самыми распространенными заболеваниями среди молодежи являются отклонения в работе желудочно-кишечного тракта.

Воспитание пищевых «чувств»

Конечно, родители не могут оградить детей от влияния сверстников в саду и школе. Но зато можно приучить их к тонким оттенкам вкуса нормальной разнообразной еды – овощей, фруктов, рыбы, мяса и злаков.

В этом есть маленький бонус и для самих родителей – в борьбе за здоровое меню вы неизбежно перейдете на него и сами, если не делали этого раньше. Также можно регулировать объем телерекламы, влетающей в уши ваших детей.

«А почему государство не запретит вредную рекламу, ведь это самая эффективная мера! Я целый день на работе, как мне контролировать, сколько времени ребенок провел у телевизора?», – возмущается жительница Самары Надежда Семенова.

Реклама слабоалкогольных, алкогольных и энергетических напитков, запрет на которую уже давно обсуждается и в самарской думе, и Государственной думе, бьет прежде всего по молодежи.

Маловероятно, что подобная инициатива когда-либо хотя бы коснется и так называемых детских продуктов из рекламных роликов.

Поэтому на экране телевизора шоколадные батончики будут манить приливом сил свежих идей, газировка уклончиво обещать утолить жажду, а аппетитный гамбургер призывать уступить своим желаниям.

Самый обсуждаемый во всём мире фастфуд не так давно представлял для своей аудитории ролик про внутреннего ребёнка Inner Child. Не секрет, что они уже давно ориентируются на детей, которые подчиняются не мыслям о пользе и здоровье, а своим желаниям. Но и взрослым они рассказали что в каждом из них живёт ребёнок, который тоже очень хочет открыть дверцу и пойти в Mаcdonald´s.

По мнению главного врача Самарского областного центра медицинской профилактики Юрия Мальшина, большая ответственность лежит на родителях: «Мне кажется, в этом вопросе нужно сделать упор на воспитание детей, рассказывать им о вреде таких продуктов как шоколадные батончики, чипсы и газировка. Правильно, что Онищенко хочет запретить продажу этих продуктов в школах. Нужно снизить доступность. Ведь когда у ребенка есть 30 рублей и он на перемене приходит в буфет, то вмест о сока он покупает те же чипсы, если они есть. Ребенок – это растущий организм, обязательно должно быть рациональное питание». Оградить совсем маленьких детей от влияния рекламы на сегодняшний день можно только одним способом – нажать кнопку телевизора. А освободившееся время посвятите ритуализации процесса еды: перед трапезой моем ручки, красиво сервируем стол, придумываем вместе традицию воскресных обедов и ужинов.

Полноценное меню

Для организации правильного питания дошкольников родителям следует руководствоваться принципами адекватной энергетической ценности, сбалансированность пищевых факторов и соблюдения режима питания.

Рацион ребенка от трех до семи лет обязательно содержит мясо, рыбу, молочные продукты, макароны, крупы, хлеб, а также овощи и фрукты. Не меньше трех четвертей рациона должна составлять теплая и горячая пища.

Иммунолог Наиля Кулахметова советует родителям, заботящимся о том, чтобы иммунная система их ребенка не дала сбой, соблюдать несколько правил. Важное значение в период детства имеет четкое соблюдение режима дня с рациональным чередованием труда и отдыха.

Кроме того, и питание ребенка должно быть сбалансированным, нужно обеспечивать детский организм всеми питательными веществами, витаминами и минералами.

«Недостаток одного или нескольких питательных элементов подрывает работу иммунной системы и ослабляет защиту», – уточняет Наиля Наримановна.

Эндокринологи относит продукты с большим количеством углеводов к «запрещенным» – кондитерские изделия, варенье, мед и так далее. А уж о синтетических «рекламных продуктах» и речь не ведется – детям их есть нельзя! Запретить вообще есть вкусненькое нереально.

Поэтому нужно знать, что один-два раза в неделю в первой половине дня можно дать зефир, пастилу, мармелад (при этом убрать с него сахар), мороженое «Пломбир» и «Забава».

Если нет аллергии на шоколад, то можно дать ребенку маленькую плитку темного шоколада один-два раза в неделю, но не больше того.

А вот каждый день ребенок должен получать молочные продукты − кефир, ряженку, творог, йогурт и сыр. Их можно кушать на завтрак, полдник или ужин, использовать как в натуральном виде, так и в запеканках, бутербродах и десертах. Для полноценного питания дошкольнику необходимо 150-200 г. картофеля и 200-250 г. других овощей в день.

В том числе числе − редис, салат, капуста, огурцы, помидоры и зелень. Ежедневно требуются дошкольнику овощи, фрукты и соки из них. Фруктов и ягод нужно тоже немало − 200-300 г в свежем виде, плюс соки и нектары. Свежие овощи и фрукты − главный источник витаминов для ребенка.

Вдобавок к мясу и овощам, детям нужны хлеб и макароны из твердых сортов пшеницы, а также жиры в виде сливочного и растительного масел.

В качестве напитка ребенку можно предложить чай, компот, кисель, фруктовые и овощные соки и нектары, отвары ягод и молоко. При этом особое внимание нужно уделить количеству сахара.

Для дошкольника дневная норма составляет 50 г.

А в стандартной банке сладкого газированного напитка содержится примерно недельная норма сахара, поэтому широко разрекламированные лучше и вовсе исключить или разрешать в небольших количествах и очень редко.

Дарья ГОРНОВИТОВА

//doctor.63.ru/text/children/362851.html

Источник: //family-child.ru/?p=7190

Воспитываем у ребенка правильные пищевые привычки

Как сформировать у детей правильные пищевые привычки

Не секрет, что правильные пищевые привычки закладываются еще в раннем детстве. Хотите, чтобы ваш малыш с удовольствием кушал здоровую пищу? Конечно! Вот несколько советов, которые подходят как для мам, чьи детки еще только начинают кушать прикорм, так и для тех, у кого малыши постарше.

Воспитание правильных пищевых привычек

Вы знаете, что кормление – это процесс воспитательный? Сразу принимайте процесс кормления как продолжение общения, воспитания ребенка. Ведь если, как часто бывает, активность все время проявляет одна мама (запихивает ложку в рот малыша, поторапливая его), а чадо при этом не проявляет никакой активности, то вам труднее будет наладить весь процесс.

Дайте возможность малышу донести что-нибудь в свой ротик самому. До годика — кусочек хлеба или фрукта, после годика – ложку с супом или кашей.

Чистота

Вы можете задать вопрос – а кто же тогда будет убирать за малышом разбросанную по полу кашу? Понятно, что вечно занятой маме совершенно не до таких проблем. Проще самой покормить карапуза, чем затем отмывать его, а заодно и обои на кухне. Тут можно проявить хитрость. Оденьтесь в простую одежду.

Запаситесь несколькими ложками, на случай, если малыш будет ронять их. На маленького едока наденьте нагрудник. Ну и, конечно, запаситесь некоторым терпением. Кроха зажимает ложку в своей пятерне, а мы направляем его кулачок в ротик. Замазанное личико и ручки периодически протираем полотенцем.

И столик тоже, так больше вероятность, что остатки пищи не упадут на пол. Да и приятнее сидеть за чистым столом. А малышу не забываем комментировать весь процесс: зачерпываем кашку, несем ложку в ротик, давай вытрем наш столик и так далее. Обычно, малыши довольно быстро учатся кушать самостоятельно.

Из второго пункта вытекает третий.

Положительный настрой на еду

Пока ваш малыш только постигает азы владения ложкой, постарайтесь не сердиться на него за временные неудачи. Превратите кормление в положительный процесс, где не место негативным эмоциям.

Малыш не хочет съедать всю порцию? Или плохо ведет себя за столом, кидает ложку и так и норовит опрокинуть свою тарелку? Постарайтесь понять причину таких капризов. Возможно, он уже слишком долго сидит за столиком и устал. Или причина в чем-то еще. В любом случае, на кухне можно сделать замечание строгим тоном.

А вот если ребенка (постарше, естественно) следует поругать за плохое поведение за столом, лучше это сделать уже в комнате. Ведь кухня – это место, где вся семья собирается за обеденным столом. Негативные эмоции здесь выплескивать не следует.

За стол, проголодавшись

Когда ребенок не голоден, то его, согласитесь, довольно трудно накормить полезной пищей. А уж добиться активности за столом и подавно. Поэтому налаживаем режим, где место полезным перекусам. Все вкусненькое старайтесь давать ребенку после еды, а не в перерывах. Если малыш не съедает порции до оконца, возможно, они слишком велики для него.

Все дети абсолютно разные. Мои малыши в годовалом возрасте наедались разными порциями. Кому-то достаточно было несколько ложек пюре, а кому-то подавай полную тарелочку. Не бойтесь, что ваш карапуз чего-то недополучит. Просто следите за разнообразием рациона. Еще детям свойственно, иногда, отказываться от еды.

Это может быть связано с прорезыванием зубов, погодой, самочувствием и даже стрессом. Не бойтесь, что дадите ребенку проголодаться. Самое главное – питьевой режим. А посмотрев, как вся семья бойко орудует ложками в своих тарелках, и ваш малыш вскоре захочет подкрепиться.

Спокойствие и доброжелательность

Во время еды постарайтесь убрать из поля видимости малыша все раздражители – игрушки и посторонние предметы. Не включайте телевизор. Если вся семья общается за столом, не втягивайте кроху в этот процесс, ему пока рано сосредотачиваться на нескольких вещах.

Поощряем инициативу. Самое главное, что следует помнить родителям – не нужно делать за малыша то, что он в состоянии сделать сам. Например, если кроха вырывает из ваших рук свою ручку, чтобы кушать самостоятельно, дайте ему такую возможность. Вы увидите, когда кроха будет готов, чтобы вы снова помогали ему.

Временные вкусовые предпочтения

Наверняка вы замечали, что в определенные периоды ваш кроха предпочитает те или иные продукты. Например, долгое время любит только гречку или цветную капусту. Растущий организм ребеночка подсказывает ему, в чем больше потребность, отсюда и вкусовые пристрастия.

А вот детки постарше уже в состоянии перенимать вкусовые предпочтения своей семьи. Поэтому яичница с колбасой или пельмени среди любимых блюд подрастающего чада – скорее, ваша заслуга. Правильно говорят, что приучать ребенка к полезным продуктом нужно, начиная с себя – ешьте сами то, к чему хотите приучить маленького гурмана.

Неусидчивость

Детям хочется играть, а сосредоточиться на приеме пищи довольно сложно. В данной ситуации может помочь ограничение по времени. За 5 минут предупредите кроху, что убираете все со стола.

Если он увидит, что не успевает съесть еду (особенно, если блюдо любимое), то уже не будет совершать такие набеги и постепенно все наладится.

Воспитывать правильные пищевые привычки, иногда, приходится с хитростью.

Грудное молоко и прикорм

Довольно часто дети, которые сосут грудь больше года, плохо кушают основную пищу. И их можно понять. Как, впрочем, и опасения мамочек. Эта проблема не всегда решается отлучением от груди. Не факт, что малыш сразу начнет хорошо кушать. Зато стресс от самого факта отлучения получит. Не затягивайте после полугода с введением прикорма.

Вводите его по схеме, не агрессивно, чтобы не навязывать малышу новую пищу, а заинтересовывать новыми вкусами. Малыша лучше кормить прикормом до груди, а не наоборот. Заинтересуйте каким-нибудь блюдом. Позвольте проявить самостоятельность.

Даже если малыш захочет есть макароны ручками, не препятствуйте ему на первых порах. Вызывайте положительные эмоции. Сажайте в свой стульчик, чтобы он видел, как вся семья уплетает за обе щеки. Просит грудь – отвлеките или дайте попить. А потом предложите еду в тарелке. Кормите папу, маму, бабушек. Одна ложечка папе, одна малышу. За компанию всегда интереснее!

Единство вкусов

Бывает, что мама и бабушка (или другие члены семьи) не едины во взглядах на кормление малыша. Особенно это важно, если вы оставляете ребенка с кем-то на время. Мама старается приучить ребенка к одному режиму и типу питания.

А кто-то уверяет, что продукты должны быть другими – например, пожирнее и питательнее. Добивайтесь единства во взглядах. Спокойно и настойчиво. Ведь вы мама, а значит, от вас в первую очередь будут зависеть вкусовые привычки крохи.

Готовьте вместе. Уже с полутора лет можно смело приучать ребенка быть помощником на кухне. Просеять муку, почистить яйца, порвать листья салата, насыпать в миску крупу, да мало ли еще чего можно придумать, чтобы заинтересовать малыша. Вместе украшайте блюда! Это такой увлекательный процесс!

Воспитывать правильные вкусовые привычки, как видим, можно и нужно! Это и воспитание, и основы здорового образа жизни ребенка. Часто мы кормим кроху так, как это делали наши родители. Не бойтесь пересмотреть свой подход к процессу кормления, если вас что-то не устраивает. Ведь так важно, чтобы и вы, и ваш малыш были радостны и здоровы!

Похожее

Ключевые слова: пищевые привычки

Источник: //detskoe-zdorove.ru/vospityvaem-u-rebenka-pravilnye-pishhevye-privychki/

Брокколи vs сосиска, или Как сформировать здоровые пищевые привычки у детей

Как сформировать у детей правильные пищевые привычки

Кормление ребенка начинается задолго до его рождения c диеты мамы во время беременности и грудного вскармливания. То, чем питается мама в это период, оказывает влияние и на здоровье и на пищевые пристрастия ребенка.

Когда ребенок рождается, то лучшая пища для него в течение первых шести месяцев – грудное молоко. Приблизительно в возрасте 6 месяцев вводится пища, которая отвечает изменившимся потребностям ребенка в питательных веществах. Оптимальное время начала прикорма для каждого ребенка может варьироваться.

Физическими признаками готовности является умение сидеть, угасание рефлекса выталкивания пищи языком. Психологическими – интерес и желание попробовать новое. От корректного поддержания пищевого интереса во многом зависит, будет ли ребенок есть с удовольствием в дальнейшем.

Слишком раннее или запоздалое введение прикорма может привести к нарушению пищевого интереса. Это может выражаться в отказе от прикорма, снижении аппетита, чрезмерной избирательности к вкусам и текстурам пищи. Аллергии и проблемы с пищеварением также могут быть связаны с некорректным вводом прикорма.

Правильно организованное питание в этот период дает не только наилучший старт для здоровья, но и влияет на пищевое поведение детей в дальнейшем.

Способ введения прикорма немаловажен. На протяжении тысячелетий не существовало корпораций, которые производят специальное детское питание. Человечество вскармливает детей консервированными гомогенными продуктами только последние 100 лет.

В традиционных культурах по сей день мама просто слегка разжевывает немного своей пищи, а затем кормит ею ребенка. Для современных людей это звучит не эстетично, но такой метод помогает детскому пищеварению. До развития пищевой промышленности и специализированного детского питания не было фиксированного времени начала прикорма.

Дети сами подавали сигнал о готовности – проявляли интерес к еде. Их начинали кормить с общего стола мягкими продуктами.

Сегодня этот старый, но хорошо забытый метод называется «педагогическим прикормом». Кормление детей исключительно пюрированными продуктами неестественно – эта концепция была предложена педиатрами в середине прошлого века наряду с рекомендацией начинать прикорм с 4 месяцев.

Использование метода педагогического прикорма помогает правильно развивать челюсть ребенка, создает оптимальное пространство для зубов и помогает развитию дыхательных путей. Жевательные мышцы, как и другие мышцы тела, требуют тренировки. Каждый прием пищи – это своеобразная тренировка для малыша.

Правильное формирование прикуса и челюстных мышц зависит от того, какую по консистенции пищу будет есть ребенок.

В педагогическом прикорме ребенок сам контролирует количество съедаемого, что приводит к более здоровому индексу массы тела и снижению риска ожирения в будущем. Употребление “настоящих” продуктов расширяет палитру вкусов и текстур.

Ребенок тренирует координацию рук и глаз – учится безопасно захватывать различные продукты. Присутствие ребенка за столом вместе с родителями развивает навыки подражания и пищевой интерес. Напротив, дети, которых кормят отдельно от родителей, чаще развивают привередливость в еде.

Это не значит, что мы не можем пользоваться баночным пюре. В определенных ситуациях банка органического пюре может быть лучшим вариантом.

То как кормят ребенка, в какой обстановке и что говорят в процессе, имеет не меньшее значение. Давление, недовольство, принуждение во время кормления убивают пищевой интерес ребенка. Уговоры, кормление ложкой, развлечения и мультики – тоже самое.

Принцип разделения ответственности, изобретенный мировым экспертом по детскому питанию Элен Саттер, гласит:

  • Родители отвечают за то что, где и когда ест ребенок
  • Ребенок отвечает за то, сколько съесть и есть ли вообще

Практика вмешательства в то, сколько ест ребенок, очень распространена. Все мы помним из детства «съешь ложечку за маму», «пока не доешь, из-за стола не выйдешь», «мороженое за хорошее поведение».

Дети часто вознаграждаются съедобным за хорошее поведение, но, к сожалению, этот вид вознаграждения может создать нездоровые отношения с едой. Пища не должна рассматриваться как награда или наказание. Питание не должно сопровождаться стрессом или давлением.

Подобные манипулятивные модели гарантированно приводят к проблемам с питанием.

Привередливые едоки

Сниженный  аппетит и ограниченный рацион у детей сегодня стал почти нормой. Многие не едят целые группы продуктов, такие как овощи, мясо и даже фрукты.

В то же время дети буквально зависимы от сахара, хлеба и молока. Появился даже термин “привередливые едоки” (от англ.

“picky eaters), который обозначает, что ребенок отказывается от многих видов пищи или ест одну и ту же еду снова и снова.

Сложно представить себе ребенка в древности, которому готовят отдельное меню до пяти лет, предлагают альтернативу “мамонту”, который не пришелся по вкусу, развлекают и упрашивают поесть.

Выжил бы человеческий род, если бы на протяжении веков дети не хотели есть? Современная эпидемия привередливых едоков, на мой взгляд, вызвана совокупностью факторов, физиологических, психологических, социальных.

Сахар и все-все-все

С введением прикорма перед родителями открывается новый мир – детское питание. В магазинах представлено большое количество специализированных детских продуктов. Во многих их них присутствует добавленный сахар и простые углеводы в виде рафинированной муки и крахмала.

 Продукты с надписями «без сахара», «детский», «натуральный» вводят в заблуждение. Продукты «без сахара» зачастую скрывают в себе другие формы сахара: лактоза, мальтоза, фруктоза, декстроза, кукурузный и рисовый сироп, концентрированный сок. Важно правильно читать состав продуктов.

Не стоит думать, что «детский» значит здоровый и безопасный.

Да, в цельных овощах и фруктах тоже есть сахар. Он называется фруктозой. Однако он отличается от фруктозы в детском печенье или соке. Во фрукте помимо фруктозы есть клетчатка и различные питательные вещества.

Фруктоза в сочетании с клетчаткой замедляет выработку сахара в крови. Макро- и микроэлементы позволяют адекватно усваивать эти сахара.

Выделенная фруктоза – та, которую извлекли из фрукта и добавили в продукт, вызывает колебания сахара в крови.

Схожий эффект на организм оказывают рафинированная мука и крахмал – любимые детьми макароны, пицца и хлеб. Для организма эти продукты являются еще одной формой сахара. Крахмал в составе свежего банана и крахмал, который предварительно извлекли и добавили в детское пюре или печенье, не одно и то же.

Систематическое употребление сахара может привести к нарушению регуляции уровня сахара в крови и целому ряду хронических заболеваний. Более того, сахар в прямом смысле вызывает зависимость. Когда он попадает в организм, это приводит к повышению синтеза дофамина.

Этот нейромедиатор отвечает за мотивацию, радость, внимание. Когда мы едим сахар и производим дофамин, мозг получает сигнал «хочу еще» – так формируется потребность в регулярном поступлении сахара.

Когда подопытным крысам представили  возможность выбирать между сахаром и кокаином, 90% грызунов в качестве стимулятора выброса дофамина выбрали сахар, а не кокаин.

Теория опиатов говорит о том, что молочный белок также может вызывать зависимость. Наше тело вырабатывает эндорфины.

Это наши собственные «хорошие» вещества, которые имеют химическую структуру, напоминающую опиаты.

Те же самые рецепторы в мозге, которые связываются с наркотиками, такими как морфин, также связываются с нашими собственными эндорфинами. Мы создаем эндорфины, например, когда смеемся.

Экзорфины происходят из внешних химических источников, таких как наркотики, и могут привести к зависимости.

Как это относится к детям с пристрастием к молочным продуктам? Поскольку эти пептиды напоминают опиаты в их химической структуре –  они могут быть привлекательными настолько, что ваш ребенок подсаживается на такую диету, отказываясь от других продуктов, а также часто развивает проблемы в поведении такие как гиперреактивность. Схожий эффект может оказывать глютен.

Здоровье ЖКТ, а именно рефлюкс, запор, избыточный бактериальный рост в кишечнике и Candida могут быть также виновниками привередливого питания. Дефициты минералов, например, цинка и железа, также имеют связь с питанием. Пищевые нарушения могут быть проявлением неврологических, моторных, сенсорных проблем.

 За сладким – к бабушке!

Не стоит собственноручно приучать ребенка к употреблению сладкого и других вредных продуктов. В современном мире ребенок и так их не избежит– будь то детский праздник или визит к бабушке.

Зато здоровые пищевые привычки дадут ребенку возможность наслаждаться полезными источниками сладкого – фруктами и ягодами.

В этом случае разовое употребление джанк-фуда не повлияет ни на пищевые привычки, ни на здоровье.

Часто именно родители являются инициаторами покупки вредных продуктов. Так мы транслируем привычную нам с детства модель –радовать и проявлять заботу с помощью сладостей.

Подумайте, является ли на самом деле покупка такой пищи проявлением любви к ребенку? Можно ли найти другой способ? Альтернативой может быть совместное приготовление здорового десерта или приятная активность, не связанная с пищей.

Что сделать маме, чтобы ребенок ел и ел полезное?

  • Первое и самое главное – начните с себя. Питание родителей в конечном счете определяет пищевые привычки ребенка. Улучшайте рацион семьи и служите примером для ребенка.
  • Выбирайте натуральные продукты. Это продукты, созданные природой, выращенные экологичным способом и минимально переработанные:  фрукты, овощи, зелень, животный белок, правильно приготовленные орехи, семена, зерновые, полезные нерафинированные жиры. Хорошей проверкой, является ли продукт здоровым, будет вопрос: «опознала бы ваша прабабушка в этом продукте и его составе еду?».
  • Минимизируйте употребление переработанных продуктов в упаковках с большим количеством ингредиентов. Не покупайте продукты с добавками и консервантами, cсахаром, рафинированным зерном и маслами, глютеном. Просто не приносите в дом продукты, которые могут стать предметом торга с ребенком.
  • Научитесь выбирать качественные продукты и вкусно их готовить. Еда должна приносить удовольствие и вам и ребенку. Здоровое питание это не диета, и оно может быть очень вкусным.
  • Придерживайтесь принципа «разделения ответственности» и обеспечьте ребенку доброжелательную среду во время приема пищи.
  • Поддержите здоровье кишечника ребенка с помощью про- и пребиотиков, здорового рациона, минимизации использования лекарств, антибиотиков, бытовых и пищевых токсинов.
  • Если проблемы с питанием уже есть, не ждите, что они разрешатся сами собой. Обычно этого не происходит, и со временем рацион сужается еще больше. Обратитесь за помощью к специалисту по питанию, чтобы нормализовать работу пищеварительной системы, получить действующие методики работы с привередливым питанием и правильно составить рацион.

Другие материалы по теме 

6 вкусных рецептов для маленьких «любителей» овощей

Вводим прикорм: на что обратить внимание 

Как еда влияет на наше самочувствие?

Аллергия у ребенка: сила в профилактике

Источник: //lookbio.ru/mama/brokkoli-vs-sosiska-ili-kak-sformirovat-zdorovye-pishhevye-privychki-u-detej/

О питании и воспитании: пищевые привычки и психология

Как сформировать у детей правильные пищевые привычки

Очень много статей посвящены культуре питания, как правильно питаться не написано разве что на утюге, да и психологи раскрыли, наверное, уже все психологические причины лишнего веса и пищевых расстройств.

Бодипозитивщики ввели полноту в разряд чуть ли не культа, забыв о том, что изначально идея бодипозитива заключалась в том, чтобы принимать свою внешность, все ее аспекты, не только вес, а не пропагандировать ожирение как красоту. Потому что если ты толстая, — да, себя лучше принимать, ненависть никак не помогает жить, но принятие не значит, что худеть не нужно и что лишний вес никак не отражается на здоровье организма.

Однако мы забываем, что пищевые привычки, как и многое другое, формируются в детстве. И, к сожалению, вокруг мы видим очень много полных детей. Конечно, есть небольшой шанс, что они перерастут полноту, резко вытянувшись в подростковом возрасте. Но чаще всего из полных детей вырастают полные взрослые.

И полные они не потому, что заедают свои психологические проблемы, а потому, что в детстве их раскормили папы и мамы. И теперь им намного сложнее перестроить систему питания, чтобы сбалансировать вес.

Как родители формируют пищевые расстройства

Недавно на одном из психологических форумов мама обеспокоенно-возмущенно вопрошала психологов: «Дочери 8 лет, она толстая, но я не могу ограничить ей питание, она все равно ест, как быть и что делать?»

Маме задали много уточняющих вопросов, и в результате оказалось, что на ужин ребенок съедает, например, пюре с котлетой. А самостоятельно умеет варить вермишель и жарить яйца.

Кроме того, ребенок ест еще у бабушки, рацион примерно такой же. Разница в том, что в этом всем пищевом коллапсе мама, движимая чувством вины, может приготовить дочке салат.

А бабушка не готовит, так как виноватой себя не чувствует.

Работник системы образования с огромным стажем поделилась со мной, как кормила ребенка, который не хотел есть. Точнее, не хотел есть ничего полезного с ее точки зрения. Она зажимала ребенку руки за спиной, в кричащий рот заталкивала ложку, а после нажимала на горло, чтобы еда проходила.

Теперь ребенок хорошо и самостоятельно ест все, что ему дают, а работник системы образования преподносит это как случай своей победы добра над злом — здорового питания над нездоровым — и величайшей заслуги.

Какими вырастут эти дети? Девочка, которая ест то, что находит дома (при этом мама ожидает, что она в 8 лет сама будет регулировать свое питание), и девочка, которую изнасиловали едой?

Семейный вопрос

Формирование пищевых привычек и культура питания закладывается в семье. Я не сторонник крайностей и каких-то нарочитых стараний. Понятно, что родители-вегетарианцы будут кормить ребенка так же, а родители, которые любят мяско, колбаски и сыры, привьют этот вкус ребенку. И каждый из этих детей сформирует нормальный здоровый вкус, просто будет он разным.

Но давайте применять несколько простых и разумных правил:

— Ребенок ест то, что находит в холодильнике или на плите. Если у вас там сплошные плюшки, ватрушки, пюрешки, жаренное, острое и жирное, потому что вы так любите, а в школу вместо ланч-бокса вы даете ему деньги, которые он потратит на соломку и вафли, понятно, что ребенок будет иметь проблемы с весом, да и в целом с состоянием ЖКТ.

Такие же проблемы наверняка есть у всей семьи. Но в отличие от вас, ребенок — не взрослый, он не может сделать выбор питания, поэтому это выбор родителей — или всей семье заняться пересмотром пищевых привычек, или подарить миру еще одного толстого и больного человека.

— Что мы учим готовить своих детей? Какие их первые блюда? Вермишель и яичница? Потому что нас этому научила мама, как ее научила ее мама, а  мы автоматически передаем этот опыт дальше? Но бабушки знали голод и тесноту коммунальных кухонь, мамы кусочек хлеба с маслом в детстве считали пирожным, а мы выросли на картошке, макаронах и гречке, потому что в магазинах не было другого ассортимента.

Сейчас все изменилось, в магазинах можно найти продукты со всего света, а приготовление салата по времени и процедуре быстрее и безопаснее варки вермишели, так почему мы своих детей до сих пор учим варить вермишель?

— Заставлять есть, как и вообще заставлять кого-то делать что-то против его воли – это насилие. Скажете, что у ребенка нет еще понимания, что такое хорошо, что такое плохо? Да, чистая правда, но задача родителя — помочь это понимание обрести, помочь различать собственные желания и потребности, а не используя силу, навязывать свои желания и понимания.

— Кормить — это не способ любить! Выражайте любовь, например, словами или качественным временем вместе с ребенком. Понимаю, что еще от голодавших бабушек мы усвоили именно такой принцип передачи любви — «главное, чтобы хорошо кушал», — да и пухлое дитя лет 6, уминающее за обе румяные щечки пирожки, котлетки и домашние разносолы выглядит очень мило.

Аппетитно кушающий ребенок — это же такое ми-ми-ми, как и спящий. Только лет через 10 те же «налюбившие» едой мама и бабушка таскают его по больницам. А все врачи как один говорят: «Сначала нужно похудеть».

Мнение диетологов

А теперь послушаем, что говорят диетологи.

Диетолог Екатерина Кравец, мама 3-х деток

Одна из самых животрепещущих тем — как же сформировать правильные пищевые привычки у ребенка. Сколько раз в день ребенку необходимо есть? Заставлять ли ребенка кушать? Ребенок и сладкое – давать или ограничивать?

Правильные привычки и отношения с едой закладываются еще внутриутробно, поэтому будущей маме важно следить за качеством и количеством еды в период беременности, а также в период грудного вскармливания.

Если мы говорим о детях школьного возраста, то у них уже сформированы пищевые привычки, но повлиять на них все же можно, и чем раньше мы начнем свою работу, тем легче скорректировать пищевое поведение.

Оптимально для ребенка школьного возраста — 3 основных приема пищи (белки, жиры, углеводы) и 1-2 перекуса. В перерывах между приемами пищи не должно быть «перехватов», особенно сладкими, мучными продуктами (быстрые углеводы). Порядка 3 раз в день ребенку необходимо получать полноценные белки (яйца, творог, рыба, нежирное мясо, кисломолочные продукты) для роста и формирования организма.

Все наши клетки состоят из белков, и поэтому недостаток белковых структур может привести к замедлению роста и развития ребенка. Также необходимо уделять внимание овощам и фруктам. Чаще всего проблемы возникают именно с овощами. Дети не приучены есть свежие овощи.

Максимум, что получает ребенок — это овощи из супа или борща. Такая тактика приводит к тому, что ребенок недополучает ценную клетчатку и множество питательных веществ. Именно клетчатка отвечает за «чистоту» нашего кишечника.

От неправильной работы кишечника и несвоевременного опорожнения страдают все системы организма. Всасываемость питательных веществ падает. Это приводит к дефициту витаминов и минералов. Поэтому крайне важно приучать ребенка с раннего детства к овощам и фруктам.

И упор делать именно на овощи. Объяснять, покупать и готовить их вместе с ребенком.

Теперь о сахарной зависимости. Почти все детки — сладкоежки. На это есть ряд физиологических и психологических причин. Утешение ребенка с помощью еды — самая большая ошибка родителей.

Упал — конфетку: такая тактика приводит не только к проблемам со здоровьем, но и формированию зависимости впоследствии у взрослого человека.

Таким людям очень сложно найти в себе силу решать проблемы без помощи еды.

Что касается физиологических причин, взрослые сами формируют тягу к сладкому у деток с раннего возраста. Со своей позиции они воспринимают еду без сахара как невкусную, добавляют различного рода подсластители (альтернативы сахара, так как много читали о вреде сахара-рафинада).

Забывая о том, что вкусовые рецепторы детей отлично воспринимают в виде сладкого натуральные, свежие, сочные фрукты. И фрукты — это действительно достойная замена искусственным сахарам. Если ребенок получает на десерт фрукт, тяга к булочкам и шоколадкам падает. Ребенок может и не откажется от них вовсе, но воспринимать их будет уже иначе.

Секрет этого в работе нашего мозга, который получает сладкий вкус, и абсолютно не важно, из какого источника организм его добудет.

И напоследок — самая сложная тема. Заставлять ли ребенка кушать? Мой опыт говорит о том, что этого делать не стоит.

Наши организмы, а тем более организмы детей, настолько регулируют все системы жизнедеятельности, что остаться голодным ребенку по собственной воле практически нереально.

Другой вопрос, если ребенок все время «перехватывает» быстрыми углеводами (сухарики, соломка, конфеты, булки) и забивает естественную работу своих систем.

Полноценные приемы пищи страдают, появляется дефицит питательных веществ. У родителей ощущение, что ребенок ничего не съел, так как они забывают о мороженном на улице, булочке в бассейне и т.д.

Происходит конфликт на почве еды со всеми вытекающими последствиями. А решение проблемы очень простое. Убрать ненужные перекусы.

Сделать 3 основных приема пищи и 1-2 перекуса по требованию (фрукт, кисломолочный продукт, сычужный сыр, овощная нарезка и т.д.).

Эксперт по здоровому питанию,

диетолог-психолог Галина Бурковская

Какие продукты нельзя давать детям? Для того, чтобы дети были здоровыми, важно поменять принципы питания самой семьи и исключить из рациона те продукты, которые являются вредными для нашего здоровья в целом. Дети, как губки, впитывают все, что видят, и родители для них являются примером.

Обратите внимание на те продукты, которые находятся в доме. Уберите из семейного рациона жирную пищу, еду с большим количеством заменителей и красителей, ненатуральную, искусственную. Эта еда вызывает ожирение, аллергические реакции, уничтожают наше здоровье и действуют на наш организм как наркотик.

К таким продуктам можно отнести жевательные конфеты, пастилу в ярких упаковках, «чупа-чупсы», чипсы, сладкие газированные напитки, шоколадные батончики, колбасно-сосисочные изделия, майонез, кетчупы, лапшу быстрого приготовления, многочисленные растворимые супчики, картофельные пюре, порошковые напитки и многие другие. Этот список увеличивается с каждым днем и, покупая продукты в магазине, обязательно смотрите этикетку.

Минимизируйте употребление обработанной пищи и отдавайте предпочтение необработанным натуральным продуктам, тогда организм ребенка будет получать энергию для жизни.

Избегайте покупки еды сомнительной свежести и обходите стороной недобросовестных производителей. Организм человека — очень умный, и для его питания нужна только натуральная еда, и это в нас заложено природой.

Прежде чем положить себе или своему ребенку еду в тарелку, хорошо подумайте, что в результате хотите получить. Выбор за вами!

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора статьи.

Источник: //liza.ua/relationships/family/o-pitanii-i-vospitanii-pishhevyie-privyichki-i-psihologiya/

Диетолог: как формировать правильные пищевые привычки у ребенка?

Как сформировать у детей правильные пищевые привычки

Далее подробнее расскажет наш эксперт, Лора Филиппова, диетолог-консультант по правильному питанию и здоровому образу жизни.

Очень часто слышу фразы от своих уже взрослых клиентов: «я предрасположен (а) к полноте генетически», «у меня в семье все полные», «у меня кость тяжелая» и т.д.

Но, если покопаться в истории этих семей, проанализировать их застолья и обычные завтраки/обеды/ужины, любимые блюда, образ жизни и т.п.

, то, скорее всего, окажется что и еду они любят жареную, и застолья всегда обильные, и блюда чаще плотные и тяжелые, чем легкие, и физической активности не хватает…

Наши родители для нас пример во многом. Мы «копируем» их поведение, модель отношений, привычки и даже некоторые словесные обороты. Естественно, что ребенок, выросший в семье с определенными пищевыми традициями, скорее всего будет по этому подобию строить и свой самостоятельный рацион питания. Он же просто не знает, как по-другому!

Именно мы, взрослые, как и во всем остальном, служим примером для наших детей в еде! Хотите здорового и активного ребенка – вести здоровый образ жизни должна вся семья. Вариант «папе можно чипсы, а тебе нет, потому что ты маленький» не работает.

 У детей и так много внешних «стимулов» стать взрослым, чтобы можно было того, чего нельзя сейчас. Помните же – запретный плод сладок.

Они же все равно когда-нибудь вырастут, получат первые карманные деньги… Я думаю, не нужно объяснять, что они купят в первую очередь?

Давайте же разберемся, на какие моменты нужно уже обратить внимание, чтобы воспитать в своем чаде здоровое и адекватное отношение к еде.

Итак, первое правило здорового кормления ребенка – режим приема пищи

Помните, когда ваш ребенок был совсем маленьким, есть он хотел в приблизительно одинаковые промежутки времени? (я имею ввиду именно нормальный полноценный прием пищи, а не «пососать грудь, чтобы успокоиться»). Эти промежутки были около 4-х часов.

Так вот – с возрастом ничего не меняется! Это наша физиология. У взрослых, между прочим тоже.  Ребенок должен есть минимум 4 раза в день (завтра, обед, полдник и ужин). В зависимости от режима дня и сна может добавляться еще один перекус между завтраком и обедом.

В идеале, чтобы приемы пищи были приблизительно в одно и то же время.

Основная еда ребенка – не сладости

Основная еда – это каши, хлеб, овощи/фрукты, мясо, рыба, яйца, творог и т.д. Сладости – конфетки, печеньки и т.д. – это всего лишь небольшая часть рациона.

Я не раз сталкивалась с детьми, которые, по мнению их мам, «вообще никогда не хотят есть и покормить их не реально», а в то же время ребенок постоянно тягает конфетки или ходит с печеньем во рту… Не разрешайте заменять сладостями основной прием пищи.

Можете ввести правило – сладости после основной еды. Кстати, я заметила по своим детям: летом, когда в их рационе достаточно много сезонных фруктов, сладости они практически не просят.

Не заставлять доедать

Самое главное, что нужно понять взрослым – это то, что маленькие дети очень хорошо чувствуют настоящий голод и настоящее насыщение.

Поэтому не нужно детей закармливать или заставлять доедать! Многие взрослые, которых заставляли в детстве доедать всю еду через силу, уже не могут похвастаться, тем что чувствуют свое насыщение и часто едят на автомате.

Взять хотя бы так называемый синдром «чистой тарелки». Думаю, многим «бывшим детям» он знаком.

Нужно адекватно оценивать размер детской порции и не накладывать ребенку как взрослому. Если ребенок говорит, что уже наелся, оставьте его в покое. Мне нравится фраза доктора Комаровского: «Здоровый ребенок не будет ходить голодным! Он обязательно попросит есть»

Если вы предлагаете ребенку поесть, а он говорит, что не голоден, не заставляйте. Иначе он научится есть «за компанию» или «чтобы мама/бабушка не обиделась». Лучше научите его прислушиваться к своему организму, чувствовать сигналы и адекватно на них реагировать.

Не заставляйте детей есть еду, которая им не нравится

Какая  бы полезная на ваш взгляд она бы ни была. Поверьте, через слезы и сопротивление вашего ребенка эта съеденная еда уже «растеряет» значительную часть своей пользы.

Ведь только представьте, как организм ей противится! Пофантазируйте с блюдом … Добавьте другие ингредиенты … Сделайте перерыв и предложите его же через несколько месяцев… У детей очень часто и быстро с возрастом меняются вкусовые предпочтения.

Если они чего-то не едят сейчас, это не значит, что они не будут это есть через полгода. Здесь многое зависит от мамы и от ее желания.

  • Рассказывайте больше о пользе еды, зачем мы едим, как происходит пищеварение и какие полезные витамины и минералы мы получаем из продуктов для силы, роста и здоровья. Не запрещайте ничего, а объясняйте почему не нужно сейчас есть то или другое. Разговаривайте с детьми, показывайте свое отношение к той или иной еде.
  • И, конечно же, формируйте круг интересов ваших детей. Если не ходить гулять, в кино, в гости, не играть, не иметь разных увлечений, то, конечно, кусок торта – это самое интересное, что происходит за день. Если ребенку целей день скучно, то, например, поход в кафе или просто обычный обед воспринимается как праздник. Учите ребенка своим примером получать положительные эмоции не только от вкусной еды, но от окружающего мира.

За питание детей, маленькие они или большие, полностью несут ответственность родители! Точка. Этот факт нужно принять как ответственность на себя всем взрослым. И, в первую очередь, обратить внимание на свое пищевое поведение и свои привычки. Ведь дети – это наше зеркало!

 depositphotos

Источник: //4mama.ua/kids/food/3702-dietolog-kak-formirovat-pravilnye-pishtevye-privychki-u-rebenka

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.